Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Изображение повседневной жизни людских пороков. Главные пороки человека и методы, как с ними бороться

Все люди неидеальны и подвержены время от времени воздействию определённых грехов. Конечно, нужно стараться улучшать себя и совершенствоваться, но чтобы знать, как устранять собственные недостатки, следует сначала ознакомиться со списком основных пороков человека, который приводится в данной статье.

Что такое порок?

Порок выступает нравственным и духовным недостатком, противопоставлением добру. Это всё, что противно доброте и истине, к порокам относятся любые виды нравственных извращений, искажения, наклонности к худу, плохой жизни.

Порок всегда является нарушением нормы. Печально осознавать, но в природе вообще не существует идеальных людей, у всех имеются какие-то грешки.

Хотя название «смертные грехи» и внушает некоторый ужас, в действительности они являются не более чем информацией, которую человек должен осознать, принять и начать обрабатывать. Если вы не пытаетесь убежать от правды и признаёте за собой наличие какого-то грешка, значит, вы уже готовы начать справляться с ним.

Имея искренне желание начать бороться со своими пороками и самосовершенствоваться – обязательно читайте дальше.

Основные человеческие пороки список

Всего выделяют семь общеустановленных человеческих грехов – лень, чревоугодие, гордыню, похоть, жадность, злобу и зависть. Безусловно, этот перечень можно перечислять до бесконечности, но указанные семь пороков выделили отдельно, так как именно они способствуют возникновению прочих грехов.

Все люди время от времени сталкиваются с описанными грехами за всю свою жизнь. Важно также помнить про то, что грехи отличаются друг от друга по своим смысловым характеристикам.

К примеру, за одни из них человек виноват перед своей личностью, своей религией, а за прочие недостатки – перед окружающими людьми.

Согласно распространённой точке зрения, гордыня является наиболее страшным пороком. Объясняется это тем, что загордившийся человек бросается вызов самому Создателю.

  1. Лень (может также проявляться в виде апатии, депрессии, нежелания что-то делать). Лень является недостатком трудолюбия либо его полным отсутствием. Ленивые люди не могут быть полезными для своего общества.

Но иногда каждому из нас жизненно необходимо полениться для сохранения своей энергии и улучшения дальнейшей жизнедеятельности. Главное при этом не перестараться.

  1. Чревоугодие (известно также под видом обжорства). Это патологическая страсть к вкусной еде, которую человек употребляет в неумеренных количествах.

Нужно отметить, что алкоголизм также представляет собой одну из разновидностей чревоугодия. Любители вкусной еды зачастую страдают от чрезмерного употребления пищи.

  1. Гнев (ещё проявляется в виде ярости, злобы, агрессии, желания мстить). Гнев выступает негативной эмоцией, которая направлена на чувство несправедливости. При этом человека одолевает сильное желание ликвидировать эту несправедливость.
  2. Алчность (известна под видом жадности и скупердяйства). Алчность представляет собой желание владеть как можно большим количеством материальных благ, когда человек попросту утрачивает чувство меры.
  3. Зависть (данный порок ещё проявляется в виде ревности). Зависть выступает желанием человека обладать тем же, чем обладают более успешные личности. Одолеваемый завистью человек может совершать разные ужасные поступки.
  4. Гордыня (также известна как гордость с высокомерием). Проявляется в виде эгоизма (эгоцентризма), чрезмерной гордости, заносчивости. Если человека одолевает гордыня, он хвастается собой перед другими людьми и свято убеждён в том, что именно его мнение является самым верным.
  5. Похоть (проявляется в виде распутства, блуда, сладострастия). Похоть выступает грубым половым влечением, запрещённой страстью, тайными желаниями. В целом к этому пороку относятся любые виды желаний, из-за которых человек сталкивается с некоторыми неудобствами или страданиями.

Социологами было проведено интересное исследование, по результату которого составили «хит-парад» смертных грехов. На первое место в нём попали гнев и гордыня, а на последнем – оказались лень с алчностью.

Как бороться со своими пороками

Мало просто знать список основных пороков человека. Если вы действительно хотите начать совершенствовать себя, тогда избавляйтесь от собственных недостатков. Как это сделать – расскажем дальше.

  1. Гордыня. Чтобы справиться с гордыней, следует испытывать чувство уважения и любви к другим людям, вне зависимости от того, какое положение в обществе и статус они имеют. Вы должны постараться понять, что окружающие, точно также как и вы, являются частью единой Вселенной, в которой все должны жить в гармоничных взаимоотношениях с миром.
  2. Жадность. Как можно справиться с этим пороком? Необходимо начать относиться к вещам по-другому, понять для себя, что настоящие жизненные ценности никогда не бывают материальными. И дорогая машина или квартира – это всё средства, помогающие вам вести нормальную жизнь, а не объекты, которым следует поклоняться. Настоящие ценности всегда скрываются в глубине нас самих. Они заключаются в нашей вере, нашей способности менять себя и свою жизнь к лучшему.
  3. Зависть. Если вы желаете искоренить в себе чувство зависти, то должны устранять чувство презрения к тем людям, которые добились большего успеха в жизни. К тому же они в действительности понятия не имеют о ваших чувствах и никаким образом не могут воздействовать на вашу успешность.

Учитесь жить, не оглядываясь на счастье и успехи других, концентрируйтесь только на себе и вы непременно сможете преуспеть в том деле, в котором мечтаете это сделать.

  1. Похоть. Для устранения греха похоти следует не допускать интимной близости в тех случаях, когда у вас отсутствуют какие-либо чувства к партнёру. Секс выступает проявлением любви, а если любви нет, то невозможно говорить про полноценную близость.
  2. Гнев . Чтобы перестать часто гневаться, проанализируйте ситуацию или людей, от которых вы ощущаете энергию опасности, которые внушают вам чувство страха. Вероятнее всего, в действительности они совсем не так опасны, как вы думаете про них. Займитесь проработкой своих страхов, осознайте их истинную суть – это поможет вам обнаружить первопричину, а значит, и быстро устранить их в принципе.
  3. Лень . Не все отдают себе отчёт в том, что лень может быть не только вредной, но и полезной. Просто предоставьте себе немного физического и морального отдыха от всех и вся. Побудьте наедине с собой, отпустив все мысли и не предпринимая никакие действия. Поленившись какое-то время, вы поймёте, что подобное состояние вызывает у вас только скуку и придёте в нормальный тонус.

Необходимо найти мотивацию для действий – пообещайте себе поехать туда, куда давно хотите, побаловать себя приятными покупками, увидеть друзей. Ведь выход из состояния лени и ваши труды непременно должны получить заслуженную награду.

Теперь вы знаете, основные человеческие пороки, которые делают нас хуже и мешают развиваться и совершенствоваться. Старайтесь беречь себя от отрицательных эмоций, максимально устранять из своей жизни негатив, проявляйте открытость по отношению к миру и впускайте в своё сердце любовь – тогда ни один из семи пороков не сможет к вам прицепиться.

Напоследок обязательно просмотрите интересный тематический видео-материал:


Урок 4 Литература ХVIII века (общий обзор)

Классицизм в русском и мировом искусстве

Цель урока: общий обзор «Развитие русской литературы в ХVIII веке»; введение понятия «классицизм».

Словарная работа: государственность, «светская» культура, классицизм, гражданственность.
Ход урока

I. Запись эпиграфов к уроку, беседа по ним
Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

А. С. Пушкин
Словесность наша явилась вдруг в ХIII веке.

А. С. Пушкин
Вопросы:

Почему Россия «молодая»?

Как проходит становление русской государственности в ХVIII в.?

Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

Как вы понимаете смысл второго эпиграфа? Для чего использована инверсия, какие слова логически выделены?

Пушкинская оценка литературы ХVIII столетия прозвучала.

Для того чтобы она стала понятна учащимся, можно предложить им нарисовать «временной луч».
II. Составление опорной схемы

На временном луче расположим то, что учащимся уже достаточно хорошо известно, но вместе с тем обозначим вопрос для последующих уроков: чем был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы в ХVIII в.
III. Работа по таблице (ксерокопии раздаются на каждый стол). Обучение конспектированию по учебнику и лекции учителя

Комментарий. Русская литература ХVIII в. восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.


Русская литература ХVIII в.

Период

Характерные черты

Имена

I. Литература Петровского времени

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы

Феофан Прокопович

Становление новой литературы

II. 1730-1750 гг.

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды

А. Д. Кантемир

В. К. Тредиаковский

М. В. Ломоносов

А. П. Сумароков


III. 1760 -пер. пол. 1770-х годов

Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма

В. И. Майков

М. Д. Чулков

Н. И. Новиков

В. В. Тузов

М. М. Херасков


IV. Последняя четверть века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций

Д. И. Фонвизин

Г. Р. Державин

А. Н. Радищев

И. А. Крылов

Н. М. Карамзин

И. И. Дмитриев

IV. Определение понятия «классицизм». Классицизм в России

Истоки мирового классицизма - во Франции ХVII в., в воззрениях выдающихся французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Н. Буало. Вот фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:
Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,

Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.

Напрасно кажется, что с ним в войне она:

Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.

Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

Привыкнет находить ее легко и разом;

Рассудка здравого покорствуя ярму,

Оправу ценную дает она ему.
Герои классицистических произведений, как правило, обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных, особенно в произведениях драматических жанров.

Вот еще одно высказывание Буало:
Герою своему искусно сохраните

Черты характера среди любых событий.

Но строгой логики от вас в театре ждут;

В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.

Вы новое лицо ведете на подмостки?

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда самим собой.
Основное свойство - обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.

В основе эстетики - принцип рационализма и «подражания природе».

Характерные черты классицизма (записываются в тетрадь):

Культ разума

Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;

Подчеркивается объективность повествования;

Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

Основной лозунг классицизма ХVII-ХVIII вв. - подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio - разум).

Герои четко делятся на положительных и отрицательных , ясно выражена авторская оценка. Каждый герой - носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).

Для классицистических пьес характерна «система амплуа ».

Амплуа - тип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой любовник, второй любовник (неудачник); резонер - герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка - веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике :
героиня - герой-любовник - второй любовник.
В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Принцип трех единств обусловлен требованием подражания природе:
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет

Лишь в этом случае оно нас увлечет 1
- единство времени : действие развивается не более суток;

- единство действия : одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5-10), все действующие лица обязательно связаны сюжетом, т.е. не должно быть побочных действий, персонажей.

Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта: в третьем - кульминация, в четвертом - развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

Четкое деление на высокие и низкие жанры.

Строгая иерархия жанров 2

В них отражались общественная В них описывалась повседневная

жизнь, история; действовали герои, жизнь обычных людей. Допускалось

полководцы, монархи. Также испо- использование прозы или разностоп-

льзовались мифологические и биб- ных стихов, бытовых деталей, разго-

лейские сюжеты. Время классициз- ворного стиля речи.

ма - время просвещенного абсо- Французские классицисты: драма-

лютизма: очень важна была идея турги Корнель, Расин, Мольер,

служения государству, выполнения баснописец Лафонтен, автор

гражданского долга. трактата «Поэтическое искусство»

Обычно писались александрийским Буало, Вольтер.

стихом, в них не допускалось исполь- Комедия, сатира, басня .
зование разговорных оборотов, а

конкретные названия часто заменяя-

лись родовыми (например, вместо

волк - зверь).

Трагедия, эпопея, ода.
Далее можно предложить учащимся познакомиться со статьей учебника «Русская литература ХVIII века» (по Г. Макогоненко) и дополнить материал конспекта, в основном сведениями о деятельности отдельных «литераторов».
V. Работа со статьей учебника «Классицизм»

В тетради выписываются определение классицизма, отличия русского и западноевропейского классицизма.

Учителю необходимо подчеркнуть, что классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности и в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам. Искусство сознательно ставило перед собой задачу социального и нравственного воспитания сограждан.
Домашнее задание

1. В письменном размышлении попытаться определить роль литературы ХVIII в. в истории русской литературы вообще.

Уроки 5-6. Пьеса эпохи классицизма.

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

Цели урока: рассмотреть признаки классицизма в драме; познакомиться с биографией и очерком творчества Ж.-Б. Мольера.

Словарная работа: резонёр.
Ход урока

I. Работа с учебником

Чтение статьи «Французский классицизм» с дополнениями и комментариями учителя.

В результате работы в тетрадях учащихся должен остаться план.

1. Строгая иерархия жанров в классицизме.

2. Комедия в системе жанров:

а) изображение повседневной жизни, людских пороков;

б) условный сюжет, комедийная схема;

в) задача «смешить и смехом пользовать»;

г) установка на разговорный язык;

д) счастливый конец;

е) 5 действий.

3. Правила трех единств в драматургическом произведении:

а) единство места;

б) единство действия;

в) единство времени.

4. Герои пьес классицизма:

а) «неизменность героя (отсутствие внутреннего развития);

б) герой - воплощение одной черты (говорящие фамилии);

в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;

г) герой-резонёр.

Словарная работа.

Резонёр - персонаж литературы ХVII-ХVIII вв. (особенность комедий), не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций.
II. Мольер - представитель французского классицизма ХVIII в.

1. Можно начать с чтения гл. 33 романа Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера» (сцена смерти Мольера и история его захоронения).
2. Слово учителя.

В биографии Мольера, написанной Михаилом Булгаковым, есть глава «Бру-га-га», посвященная первому представлению мольеровского театра при дворе. Это произошло водном из залов Лувра 24 октября 1658 г. Вечер открылся трагедией Корнеля «Никомед». В зале - король, придворные, актеры Бургундского отеля, признанные мастера трагического жанра. По ходу спектакля скучнеет зал, сжался в своем кресле брат короля - юный Филипп Орлеанский. Это он добился права для провинциальной труппы играть в Лувре. И что же - провал? Он кажется уже свершившимся, когда после Никомеда на сцене появляется Мольер и предлагает комедию собственного сочинения - «Влюбленный доктор»: провинция на ней смеялась. Король кивнул.

В главной роли, как и в только что провалившемся «Никомеде», выступил сам директор театра - Мольер. Он выбежал на сцену, и «в зале заулыбались. После первой реплики - стали хохотать. А через несколько минут - хохот превратился в грохот. И видно было, как надменный человек в кресле [король] отвалился на спинку его и стал, всхлипывая, вытирать слезы. Вдруг, совершенно неожиданно для себя, рядом визгливо захохотал Филипп Орлеанский. В глазах у влюбленного врача вдруг посветлело. Он понял, что слышит... знаменитый, непередаваемый, говорящий о полном успехе комедии обвал в зале, который в труппе Мольера называли «бру-га-га».

Так столица узнала о новой труппе и ее руководителе, неважном исполнителе трагических ролей, но зато великолепном фарсёре и авторе комедий. Король узаконил существование нового театра, отведя ему зал Пти-Бурбон. По неофициальному титулу брата короля театр назвали труппой Месье.
III. Работа с учебником. Чтение статьи о Мольере

Обмен мнениями. Можете ли вы вслед за М. А. Булгаковым сказать: «Я очень люблю Мольера»? Какие комедии вами прочитаны? Какова ваша реакция на Мольера?
Домашнее задание

1. Чтение комедии «Мещанин во дворянстве».

2. Индивидуальное задание-сообщение: «Из истории создания комедии».
Информация для учителя

Настоящее имя Мольера - Жан-Батист Поклен (1621-1673). Он сын и внук королевского обойщика. Завидная должность, от которой он отказался в пользу своего брата, избрав другое поприще - театр - и приняв сценическое имя, ставшее всемирно знаменитым.

Мольер получил хорошее образование в Клермонском колледже (ныне лицей Людовика Великого), завершив обучение в 1639 г. Следующие три гора он изучает право. В 1641 г. в доме своего друга Мольер слушает лекции философа Пьера Гассенди (1592-1655). Если в трагедии классицизма с интеллектуальной стройностью ее конфликта видят параллель рационализму Декарта, то не логично ли, что комедиографу проповедует Гассенди - убежденный противник теории врожденных идей? Мир, согласно Гассенди, творится не Божественным разумом, а рождается самотворящей материей для радости и наслаждения человека. Насколько этот склад мысли увлек Мольера можно судить по тому, что его первым литературным созданием был перевод древнеримской поэмы Лукреция «О природе вещей».

В 1643 г. Жан-Батист Поклен сделал окончательный выбор. 1 января следующего гора открывается Блистательный театр, и в числе его создателей значится новое театральное имя - Мольер. Среди его сотоварищей - семейство Бежаров, в том числе Мадлена Бежар, партнерша по сцене и подруга Мольера.

Французский Ренессанс не был отмечен расцветом театрального искусства. Предпринимались попытки создания новой драмы, играли первые профессиональные труппы, но усилия поэтов и актеров оставались разрозненными. Народ по-прежнему предпочитал средневековые фарсы. Власть прошлого ощутимо проявляла себя и в том, что в Париже корпорация ремесленников Братство Страстей Господних владела монополией, полученной для постановки мистерий еще в 1402 г., а также и единственным театральным зданием. Возведенное в 1548 г. на месте дворца герцогов бургундских, оно называлось Бургундским отелем. Его вынуждены были арендовать у Братства и французские исполнители фарсов, и заезжие итальянские труппы. Здесь же с 1625 г. начинает играть труппа, возглавляемая талантливым актером Мондори. В 1630 г. она получает право называться «актерами на постоянной службе короля» и нередко выступает в королевском дворце. В 1634 г. Мондори обосновался в зале Маре, предназначенном для игры в мяч. Название зала (в переводе - «болото», по названию района, населенного беднотой) становится именем второго парижского театра.

Мольер пытается создать в столице еще один театр. Первый парижский период в его театральной карьере длился недолго - чуть более года - и закончился бесславно. Осенью 1645 г. Блистательный театр разорился. Несколько дней Мольер провел в долговой тюрьме, а затем с остатком своей в ту пору не слишком профессиональной труппы отправился в провинцию на гастроли, продлившиеся тринадцать лет. Скитался из города в город, терпел тяготы пути и жалкого актерского быта. Профессия актера в ту пору не считалась благородной. Мольеру предстояло изменить статус и смысл своего ремесла.

Что они могли тогда играть? Перелицовывали старые фарсы. Новым опытом во Франции было знакомство с итальянским театром масок, комедией дель арте . Как и французский фарс, она наследовала старые традиции народной площадкой культуры, но, сформировавшаяся лишь в XVI в., представляла собой более высокий этап ее развития. В сценическом отношении эта комедия предполагала создание актерского ансамбля, состоящего из четырех масок. Самую известную - «северную» - четверку составляли Панталоне (купец, скупой), Доктор и два простака - Дзанни Бригелла (первоначально хитрый, изворотливый, злой крестьянин) и Арлекин (первоначально глуп, позже - плут).

Этот опыт многое дал Мольеру. Можно сказать, что он заставил его стать драматургом, поскольку комедия дель арте - театр импровизации. Существует лишь общий, как бы теперь сказали, сценарный план, а текст роли создается самим актером. Мольер начал набрасывать роли, варьировать сюжеты, приспосабливать итальянские маски к французской жизни. В некоторых именах мольеровских персонажей и много позже угадывается их родословная: так, герой нескольких комедий Сганарель происходит от Дзанарелло (Дзанни). Оттуда же и Влюбленный Доктор, принесший первый парижский успех.

Успех подтвердил мастерство труппы, но в не меньшей степени и мастерство ее комедиографа, чье творение сменило узнаваемостью в масках типов реальной жизни. Для Мольера это был лишь один из первых набросков. Именно теперь он начинает подробно и обстоятельно писать с натуры.

(2 урок)

Цели урока: изучить историю создания комедии «Мещанин во дворянстве»; выявить интригу в пьесе; смысл и образы комедии.

Словарная работа: интрига.


Урок литературы (8 класс)

Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль».

Цели урока:

Познакомить учащихся с личностью Д.И. Фонвизина.

Повторить роды литературы и особенности драмы.

Создать условия для формирования первоначального понятия о различных направлениях в литературе.

Создать условия для выявления традиционных элементов классицизма и новаторства в комедии

Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5. Выявить читательское восприятие комедии учащимися.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, карточки-задания.

Ход урока.

1. Введение (слайды 1-4)

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

…Сатирик превосходный

Невежество казнил в комедии народной.

А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным? Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит выяснить нам сегодня.

Знакомство с биографией Д.И. Фонвизина (видеофильм).

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы ХYIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, одного из литературных направлений.

Что же такое литературное направление? Внимание на экран.

Какую информацию вы получили из этой таблицы?

В связи с чем выделяются литературные направления? (при совпадении творческих установок, тематики, жанров и стиля в творчестве писателя)

Перечислите названные литературные направления.

Д.И. Фонвизин – представитель классицизма. Что характерно для этого литературного направления? Работаем с электронной таблицей.

Все ли черты классицизма вам понятны? Распечатка этой таблицы у вас на партах. Это карточка №1. В дальнейшем вы можете использовать её как справочный материал. Отметьте на карточке то, что вам не понятно, знаком вопроса.

Сегодня к уроку опережающее индивидуальное задание готовили Копина Вероника и Бреева Света. Они постараются ответить на ваши вопросы. Какие черты классицизма вам не понятны?

^ 2. Повторение пройденного (слайды 5)

Вспомним роды литературы. К какому роду литературы относится прочитанное вами произведение Фонвизина?

Каковы особенности драматического произведения? У каждого из вас есть карточка №2, где указаны особенности драмы. Но в карточке есть ошибки. Исправьте их.

Итак, каковы особенности драмы? (проверка работы с карточками)

^ 3. Объяснение нового.

Классическая комедия строилась по определённым канонам (слайд 7 презентации)

Сегодня нам предстоит выяснить, придерживается ли Фонвизин этих правил в своей комедии.

Но прежде объясним название комедии и познакомимся с действующими лицами.

Кого в 18 веке называли недорослем?

Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими? (^ Да.)Митрофан от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость» и т. д.)

4. Инсценирование эпизодов комедии (слайд 8)

Герои комедии сегодня у нас в гостях.

5. Беседа.

В списке действующих лиц комедии почти нет комментария. Совпало ли ваше первоначальное представление о героях пьесы с тем, что вы увидели? Какие черты героев комедии попытались воплотить актеры драмкружка? (высказывания учащихся)

Уже с первых страниц комедии разгорается конфликт. Что такое конфликт в произведении? (столкновение, лежащее в основе развития действия)

Между кем происходит столкновение в первом явлении? (между Простаковой и Тришкой)

Какой фразой Простакова думает загнать Тришку в тупик? И как Тришка парирует эту реплику? («Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошехонько. Экое скотское рассуждение. – Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет»).

Понимает ли Простакова важность и необходимость просвещения?

Зачем же она нанимает учителей? (во-первых, она заявляет: «Мы же не хуже других», во-вторых, существует указ Петра 1 о дворянстве, по которому каждый дворянин должен был научиться разным наукам, прежде чем поступить на государственную служб, так как образованные люди могут принести больше пользы государству)

Какова же тема комедии Фонвизина? (тема просвещения и воспитания)

Кто ещё из героев пьесы противостоит Простаковой? (Стародум). Запишите домашнее задание. Выписать из реплик героев комедии цитаты о воспитании и просвещении. А сейчас поработаем в группах и индивидуально.

^ 6. Работа в группах. Напоминаю правила работы в группах. Обсуждение ведем вполголоса. Высказываем все имеющиеся у вас мнения. Подводит итог и отвечает командир группы, который имеет право доверить ответ любому из вас.

1-я группа (сильные ученики) Вы проведете исследование и ответите на вопрос: «Какие, по вашему мнению, из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?» У вас есть карточка №3 – таблица канонов построения классической комедии. + отметьте те традиции, которым следует Фонвизин. Во вторую графу впишите новаторство драматурга.

2-я группа (средние ученики) подберёт цитаты из комедии к данным иллюстрациям.

3-я группа (участники драмкружка) вспомнит текст и попробует восстановить афоризмы из комедии, которые, к сожалению, рассыпались.

4-я и 5-я группы (остальные учащиеся, смешанные группы). У вас самое серьезное и ответственное задание. Вы работаете индивидуально с контрольным тестом, построенным по типу ЕГЭ. Варианты ответов отмечаете в клеточках рядом с вопросом.

^ 7. Подведение итогов урока (отчёты групп о проделанной работе, кроме 4-ой и 5-ой групп, которые сдают выполненные тесты учителю) (слайды 9-14)

8. Заключительное слово учителя (слайд 15)

Сегодня мы познакомились с Д.И. Фонвизиным, сделали первую попытку проникнуть в тайны его бессмертной комедии «Недоросль». Разговор о её героях, о проблемах, поднятых автором, мы продолжим на следующих уроках. Ибо это произведение, высоко оцененное русской критикой, требует внимательного прочтения.

«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».

Так высоко оценил творчество Фонвизина В.Г. Белинский в статье «Горе от ума». Попробуем постичь тайну бессмертного произведения Д.И. Фонвизина.

Черты классицизма

Идеализация героев

Черты классицизма

Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

Принцип рационализма, культ разума

Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

Соблюдение в драме единства места, времени и действия

Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

Обращение к общественной проблематике

Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

Спрямленность подачи человеческих характеров

Идеализация героев

Классицизм как литературное направление

Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

В переводе с латинского «классицизм» - «образцовый», «первоклассный». В 17-18 веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего Греко-римского искусства.

Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла.

Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.

^ КАРТОЧКА № 3

Каноны классической комедии

Новаторство Фонвизина

Изображение повседневной жизни, людских пороков

Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;

Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока

Чёткое деление на положительных и отрицательных героев

Говорящие фамилии

Одна идея

Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт)

Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)

Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки)

Установка на разговорный язык

Счастливый конец

^ КАРТОЧКА № 2

Задание: найдите ошибки в особенностях драмы как рода литературы.

Основа драмы – повествование о событиях

Портрет героя – главное средство создания образа

В драме присутствует развернутое повествовательно-описательное изображение

Важна роль пейзажа и художественных деталей

^ КАРТОЧКА № 1

Черты классицизма

Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

Принцип рационализма, культ разума

Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

Соблюдение в драме единства места, времени и действия

Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

Обращение к общественной проблематике

Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

Спрямленность подачи человеческих характеров

Идеализация героев

Ж.-Б. Мольер – представитель французского классицизма XVII в.

Цел и: рассмотреть признаки классицизма в драме; познакомить с биографией и творчеством Мольера.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Обучение конспектированию лекции учителя.

Рассказ учителя о французском классицизме.

Расцвет классицизма связан с периодом утверждения абсолютной монархии во Франции. К середине XVII в. королевская власть стала исторически прогрессивной силой, противостоящей своеволию крупных феодалов и способствующей развитию экономической, социальной и духовной жизни страны. Под покровительством короля богатела французская буржуазия. Именно король сумел смягчить ожесточенную религиозную вражду внутри страны. Личность короля воспринималась как воплощение разумной воли и пользовалась непререкаемым авторитетом. Эта эпоха получила название просвещенного абсолютизма.

Исторически необходимые мероприятия королевской власти не предусматривали, однако, заботу о благе широких народных масс.

Людовик XIV, или, как его называли, «король-солнце», с небывалой роскошью содержал свой двор. Ко двору были призваны лучшие художники, писатели, музыканты и артисты. Король построил себе недалеко от Парижа новую резиденцию – Версаль. Его архитекторы создали стиль, по строгой безыскусности и величественности напоминавший античные сооружения. В основу стиля был положен принцип тяготения к центру, символизировавшему центральную власть. Принцип строгой регламентации, который насаждался при королевском дворе, распространялся и на культуру эпохи. Так возникло искусство классицизма, в русле которого были созданы великие произведения архитектуры, скульптуры и литературы, прежде всего драматургии.

Классицизм во Франции выдвинул великих писателей – мастеров трагедийного жанра Корнеля и Расина, баснописца Лафонтена, комедиографа Мольера.

Метод изображения человека у драматургов французского классицизма существенно отличается от того, каким позднее стали пользоваться реалисты XIX в. В отличие от реализма XIX в., в произведениях которого характеры связаны с обстоятельствами и чаще всего определяются этими обстоятельствами, классицистическая трагедия выдвигает характер сам по себе, обстоятельства здесь играют подчиненную роль.

Классицизм старался подчеркнуть общечеловеческий смысл изображаемых конфликтов. На сцене французского трагического театра XVII в. герои выступают как участники острейших конфликтов, сюжет строится на столкновении противоборствующих чувств – долга и страсти.

Сосредоточенность трагического поэта на изображении человеческого характера, моральных принципов, которым следует герой, во многом определяет и структуру трагедии, расстановку в ней действующих лиц.

Здесь получает объяснение и традиционный для драматургии классицизма принцип «трех единств»: места, времени, действия.

Искусство Мольера – драматурга и актера – выросло в художественной атмосфере зрелого классицизма. К этому времени Корнель уже закончил свою деятельность, современником Мольера был Расин.

С классицизмом Мольера связывает углубленная разработка характеров, интерес к человеческой личности в ее сложных отношениях с другими людьми.

2. Запись основных положений по теме«Французский классицизм»:

1) Строгая иерархия жанров.

2) Комедия в системе жанров:

а) изображение повседневной жизни, людских пороков;

б) условный сюжет, комедийная схема;

в) задача – «смешить и смехом пользовать» (то есть лечить);

г) установка на разговорный язык;

д) счастливый конец;

е) 5 действий.

3) Правило трех единств:

а) единство места;

б) единство действия;

в) единство времени.

4) Герои классицизма:

а) «неизменность» героя (отсутствие внутреннего развития);

б) герой – воплощение одной черты (говорящие фамилии);

в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;

г) герой-резонёр (высказывающий нравоучительные суждения с авторских позиций).

3. Рассказ учителя.

В художественной биографии Мольера, написанной М. Булгаковым, есть глава «Бру-га-га», посвященная первому представлению мольеровского театра при дворе. Это произошло в одном из залов Лувра 24 октября 1658 года. Вечер открылся трагедией Корнеля «Никомед». В зале – король, придворные, актеры Бургундского отеля, признанные мастера трагического жанра. По ходу спектакля скучнеет зал, сжался в своем кресле брат короля юный Филипп Орлеанский – это он добился для провинциальной труппы права играть в Лувре. И что же – провал? Он кажется уже свершившимся, когда после «Никомеда» на сцене появляется Мольер и предлагает разыграть перед зрителями комедию собственного сочинения «Влюбленный доктор» – дескать, провинция на ней смеялась. Король снисходительно кивает.

В главной роли, как и в только что провалившемся «Никомеде», выступил сам директор театра – Мольер. Он выбежал на сцену – в зале заулыбались. После первой реплики стали хохотать. А через несколько минут хохот превратился в грохот. И видно было, как надменный человек (король) отвалился на спинку кресла и стал, всхлипывая, вытирать слезы. Вдруг, неожиданно для себя, рядом визгливо захохотал Филипп. Лицо Мольера вдруг посветлело. Он понял, что слышит «…знаменитый, непередаваемый, говорящий о полном успехе комедии обвал в зале, который в труппе Мольера называли «бру-га-га»…».

Так столица узнала о новой труппе и ее руководителе, неважном исполнителе трагических ролей, но зато великолепном фарсере и авторе комедий. Король узаконил существование нового театра, отведя ему зал Пти-Бурбон. По неофициальному титулу брата короля театр назвали труппой Месье.

4. Сообщение учащегося о Ж.-Б. Мольере.

Жан Батист Поклен, вошедший в литературу под именем Мольера, родился в 1622 г. в семье обойщика мебели, который со временем купил патент «личного обойщика короля». Будущий писатель получил образование в одном из привилегированных учебных заведений – Клермонском колледже (ныне лицей Людвига Великого). Как это было тогда принято, он в совершенстве овладел латынью (ученики даже на переменах обязаны были говорить только на латыни), хорошо знал античных классиков. Биографы утверждают, что круг его знаний был шире, чем это было предусмотрено программой. По окончании колледжа Жан Батист получает диплом юриста; спустя 2 года, в 1643 г., он отказывается от права на звание «личного обойщика короля», которое он мог наследовать от отца, и становится актером. При содействии нескольких друзей он открывает в Париже так называемый Блистательный театр, где впервые принимает сценическое имя Мольер. Однако это предприятие терпит неудачу, и разорившаяся труппа начинает странствовать по городам и богатым поместьям Франции. Именно в этот период, продолжавшийся целых 13 лет, Мольер приобретает жизненный и сценический опыт и сам начинает писать пьесы.

Труппа Мольера выступала, конечно, не только перед провинциальными вельможами, но и перед простолюдинами. Знакомство с людьми из народа во время многолетних скитаний по стране способствовало, в частности, созданию образов энергичных, ловких и умных слуг и служанок в его комедиях.

Много значило для Мольера знакомство с народным фарсом – эксцентричной комедией на бытовые темы, распространенной во французском ярмарочном театре. Многие приемы фарса Мольер использовал при создании своих произведений. От эпохи Возрождения у Мольера – его жизнерадостность, вера в человека, изображение борьбы с косными силами, препятствующими герою в достижении счастья.

Внезапная смерть драматурга в 1673 г. наступила, можно сказать, на сцене. Исполняя главную роль в своей последней комедии «Мнимый больной», Мольер почувствовал себя по-настоящему больным и вскоре после представления скончался. Парижский архиепископ, принадлежавший к стану врагов великого комедиографа, запретил похороны на городском кладбище под предлогом, что «комедиант» умер без покаяния. Эта абсурдная ситуация, когда родные не знали, что делать с телом скончавшегося Мольера, подробно воспроизведена в биографической повести М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

5. Чтение учителем гл. 33 романа М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера» (сцена смерти Мольера и история его захоронения).

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

2) индивидуальное задание: подготовить сообщение «Из истории создания комедии "Мещанин во дворянстве"».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

1 слайд

Денис Иванович Фонвизин Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (1745 -1792) Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура» Хисамутдинова Ф.Р. …

2 слайд

3 слайд

4 слайд

"Действия, произведенного во мне театром почти описать невозможно: комедию, виденную мной, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров - великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие".

5 слайд

1759 – 1762 – гимназия при Московском университете "Острые слова мои, вспоминает Фонвизин, носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкой; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным".

6 слайд

Сатира и публицистика были его оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения крепостническим злоупотреблениям звучали в его произведениях. В этом и состояла историческая заслуга Д. И. Фонвизина

7 слайд

8 слайд

9 слайд

Особенности драмы как рода литературы основа драмы – действие речь героя – главное средство создания образа отсутствие развёрнутого повествовательно-описательного изображения важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.) авторскую позицию помогает уяснить ремарка (указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, паузы и т.д.)

10 слайд

Основные правила классической комедии Изображение повседневной жизни, людских пороков Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; каждый из них – носитель одной черты, одного порока; чёткое деление на положительных и отрицательных героев Говорящие фамилии Одна идея Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт) Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток) Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки) Установка на разговорный язык Счастливый конец

11 слайд

Теория литературы Комедия Фонвизина «Недоросль» является сатирой. Сатира – разновидность комического, гневное обличение смехом общественных явлений.

12 слайд

Какие из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил? Подумаем отступление от единства действия (в комедии «Недоросль» две сюжетные линии) отрицательные герои интересны и неоднозначны при создании характеров героев используется речевая характеристика несчастливый конец единство места (деревня Простаковых) единство времени (одни сутки) одна идея (воспитание достойного гражданина) деление героев на отрицательных и положительных «говорящие» фамилии, подчеркивающие доминантную черту характера, носителем которой является персонаж