Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Англо голландские войны экономические причины и последствия. Англо-голландские войны

Военно-морское искусство
в англо-голландских войнах

В XVII в. борьба за колониальное, торговое и морское господство в основном шла между Англией и Соединенными провинциями Нидерландов.

В Нидерландах в результате буржуазной революции XVI в. и освобождения из-под власти Испании была создана независимая республика - Соединенные провинции Нидерландов , или, по имени самой крупной провинции, Голландия .

К середине XVII в. Голландская республика превратилась в одно из самых сильных торговых государств Европы. «Голландия, где колониальная система впервые получила полное развитие, - отмечал К. Маркс, - уже в 1648 г. достигла высшей точки своего торгового могущества». Торговый и рыболовный флот Голландии насчитывал 16 тыс. судов, что составляло около половины всего торгового флота Европы. Голландцы проникли в Северную Америку, где захватили территорию нынешнего штата Нью-Йорк. Они владели рядом островов в Караибском море (Кюрасао), частью южного и западного побережья Африки (Капская земля и побережье Гвинейского залива); в их руках была торговля с Ост-Индией. Наконец, владея устьями рек Шельды, Мааса и Рейна, т. е. будучи связаны водными путями с центральными районами Европы, Соединенные провинции Нидерландов занимали выгодное положение для торговли заморскими товарами в странах Европы. Таким образом голландцы осуществляли морскую посредническую торговлю и в самой Европе.

Торговая деятельность Голландии с колониями сводилась к варварскому истощению естественных богатств, разбою и жестокой эксплуатации местного населения. К. Маркс писал: «История голландского колониального хозяйства - а Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия - развертывает бесподобную картину предательств, подкупов, убийств и подлостей».

Таким образом, первая половина XVII в. была временем колониального, торгового и морского господства Голландии. Но уже в середине XVII в. положение меняется.

В первой половине XVII в. английский капитализм сделал значительный шаг вперед. Английская буржуазная революция , начавшаяся в 1640 г., расчистила путь к дальнейшему развитию капитализма.

Правящие классы Англии, создававшие свое богатство за счет грабежа колоний, работорговли и морского разбоя, стали претендовать на колониальную и торговую гегемонию. В связи с этим английская буржуазия поставила вопрос о сокрушении могущества Голландии.

Прежде чем обратиться к оружию, английское правительство предложило Голландии заключить оборонительно-наступательный союз , который означал бы подчинение Голландии и ее колоний Англии. Получив отказ, английский парламент в 1651 г. издал Навигационный акт , направленный против голландской торговли. Согласно этому акту, в Англию разрешалось ввозить иностранные товары только на английских кораблях и только из мест, где эти товары производятся. Таким образом Голландия, занимавшаяся преимущественно посреднической торговлей, исключалась из торговли с Англией.

Обострение противоречий между Англией и Голландией привело к войне. Всего было три англо-голландские войны: первая - в 1652-1654 гг., вторая - в 1665-1667 гг. и третья - в 1672-1674 гг.

Политические цели воюющих сторон определяли и характер войн. Поскольку каждая из стран вела борьбу за господство в колониях и на морских торговых путях, т. е. преследовала захватнические цели, войны по своему характеру были несправедливыми с обеих сторон.

Театр военных действий охватывал Северное море, Английский канал и Дуврский пролив. В Северном море голландцы имели порты Тексель и Влиланд на островах того же названия, прикрывавшие вместе с другими Западно-Фризскими островами вход в Зюдерзейский залив, в глубине которого находился Амстердам. Далее на юг вдоль побережья не было удобных стоянок для флота вплоть до района рек Маас и Шельда, где многочисленные отмели, острова и узкие фарватеры давали ряд хороших позиций флоту для обороны побережья.

Район Северного моря, Английского канала и Дуврского пролива являлся узлом морских торговых путей голландцев, поэтому нарушение торговых путей в этом районе вело к расстройству морской торговли Голландии.

Англия вследствие своего географического положения на театре военных действий обладала крупным стратегическим преимуществом . Английские морские базы были расположены на морских сообщениях, ведущих к берегам Голландии. Поэтому голландские суда, проходившие Английским каналом или огибавшие с севера Шотландию, подвергались опасности нападения со стороны английского флота. На южном побережье Англии находились порты Плимут, Портсмут, Дувр и далее на восточном побережье - Чатам, Гарвич, Солебей и Ловестофт.

Силы сторон

Вооруженные силы Голландии состояли из вооруженных сил каждой провинции, в мирное время самостоятельных и объединявшихся только в военное время. Каждая провинция имела свое адмиралтейство , сама строила свой флот и распоряжалась им самостоятельно. Адмиралтейства сами назначали своего адмирала, вице-адмирала, контр-адмирала и содержали на постоянном жалованьи определенное число капитанов . Капитан каждого корабля должен был набирать экипаж и заботиться о его содержании.

К началу войны Голландия имела 120 кораблей, большинство из которых были торговые суда, вооруженные 20-30 малокалиберными пушками . Ввиду мелководья у берегов Голландии ее корабли имели меньшую осадку, чем английские.

Английский флот в ходе буржуазной революции был реорганизован. Кромвель , имевший опыт в реорганизации армии, послал трех полковников во флот в качестве «морских генералов» и «комиссаров флота». Совещательным органом при них был особый комитет адмиралтейства.

К началу войны английский флот насчитывал 88 кораблей; примерно две трети из них были специально военной постройки.

Личный состав комплектовался путем найма. Недостаток в кадрах моряков вынуждал привлекать для военной службы лиц, не имевших морской подготовки. В этом отношении личный состав английского флота уступал голландцам.

Централизованное строительство и управление английским флотом давало ему преимущества перед флотом Голландии. Мореходные качества и артиллерийское вооружение английских кораблей были лучше, чем у голландцев. Кроме кораблей с артиллерийским вооружением, в состав флотов обеих сторон входили брандеры . Преднамеренно подожженные или начиненные взрывчатым веществом , они сцеплялись с кораблями противника и уничтожали их. В качестве брандеров использовались малые суда с достаточно хорошими маневренными свойствами. Брандеры в силу малой автономности действовали в составе флотов только на незначительном удалении от своих баз.

Как в английском, так и в голландском флоте не было определенной постоянной организации.

Краткий обзор войн

Англичане, стремясь к сокрушению мощи Голландии, поставили перед своим флотом задачу: действиями на морских сообщениях противника уничтожить его торговые, рыболовные и охранявшие их военные суда. Решением этой задачи наносился удар по экономическому и военному потенциалу Голландии , основой которого являлось торговое могущество последней.

В связи с тем, что торговля, в особенности морская, была основой могущества Голландии , главной задачей ее флота являлась защита своих морских сообщений . Эта задача выполнялась путем непосредственного обеспечения морских сообщений, т. е. конвоированием боевыми кораблями специально сформированных отрядов торговых судов при прохождении последних через угрожаемые районы. Поэтому почти все боевые столкновения противников проходили при проводке конвоев.

Особенностью морских боев этой войны было отсутствие определенных боевых порядков. Бои, как правило, начинались артиллерийским огнем и сводились к общей свалке, т. е. к единоборству отдельных кораблей , в котором главную роль играла артиллерия . При этом часто единоборство кораблей заканчивалось абордажем . Кроме того, некоторое значение имело применение брандеров . Только в ходе войны зарождается боевой строй кильватерной колонны.

Из шести крупных морских боев, происшедших в первой англо-голландской войне, каждая воюющая сторона выиграла три.

В последних двух боях у Ньюпорта и Текселя потерпели поражение голландцы. В апреле 1654 г. в Вестминстере был заключен мирный договор, по которому Голландия признала Навигационный акт и должна была уплатить значительную сумму денег.

Вестминстерский мир не решил вопроса о преобладании на море и в колониях, ибо экономическая мощь Голландии нe была сломлена.

Последняя вскоре снова широко развернула свою морскую торговлю . Английская буржуазия, стремившаяся к самой хищнической и ненасытной торговой и колониальной экспансии, продолжала сталкиваться со своим сильным конкурентом - Голландией. Вскоре это привело ко второй англо-голландской войне , начавшейся в феврале 1665 г.

Обе стороны, готовясь к войне, стремились обеспечить себя флотом, состоящим из боевых кораблей специальной постройки, а использование вооруженных торговых судов свести к минимуму. В английском флоте в этом отношении было сделано больше, чем в голландском, но тем не менее и Англия и Голландия во второй англо-голландской войне продолжали использовать вооруженные торговые суда . Для разведывательных целей стали строить специальные корабли, получившие название фрегатов. Слово «фрегат» было заимствовано из галерного флота, в котором так назывались легкие галеры, предназначавшиеся для ведения разведки.

К началу войны Англия имела 109 кораблей. На кораблях была введена морская пехота , которая предназначалась для абордажного боя и одновременно являлась полицейской силой на флоте в случае матросских восстаний.

Голландский флот к началу войны состоял из 103 кораблей. В конструкции кораблей, их артиллерийском вооружении и подготовке личного состава все еще оставался разнобой, так как по-прежнему всем этим ведали пять отдельных адмиралтейств.

На основании опыта первой англо-голландской войны создается постоянная организация флота. К началу войны голландский флот был разделен на семь эскадр, а затем на четыре эскадры, из которых четвертая должна была выполнять задачи резерва. Однако вскоре от резервной эскадры отказались, так как западноевропейские адмиралы в то время не смогли правильно ее использовать в морских боях. Впервые в истории парусного флота правильно понято значение тактического pe зервабыло много позднее выдающимся русским адмиралом Ф. Ф. Ушаковым. В русско-турецкую войну 1787-1791 гг. Ф. Ф Ушаков выделял «корпус» резерва, т. е. тактический резерв , и классически использовал его в бою.

Во второй англо-голландской войне меняется способ ведения войны на море . Если в первой англо-голландской войне англичане стремились действиями на морских сообщениях голландцев подорвать их экономический и военный потенциал , то во второй англо­голландской войне английскому флоту была поставлена задача разгромить флот противника. Непосредственные действия против неприятельской торговли имели в этой войне второстепенное значение.

Голландцы же, считая, что обеспечение свободы торговли зависит от уничтожения военного флота англичан, сосредоточили все свои силы на борьбе с флотом противника.

Во второй и особенно в третьей англо-голландских войнах окончательно устанавливаются определенные боевые порядки и тактические приемы морского боя.

Основным боевым строем стала кильватерная колонна , состоявшая из наиболее крупных кораблей. При этом флоты стремятся сохранить строй кильватерной колонны в течение всего боя. Основой ведения боя становится артиллерийский огонь кораблей. Однако абордаж и брандеры, хотя и потеряли свое былое значение, еще находят применение. Для управления флотом вводятся сигналы.

Во второй англо-голландской войне произошло три крупных морских боя, из них два закончились победой англичан.

В июне 1667 г. командующий голландским флотом адмирал Рюйтер предпринял набег на английские базы в устье Темзы. Поднявшись вверх по Медуэю до Чатама, голландцы уничтожили часть английских кораблей, разрушили верфи и арсеналы. Набег Рюйтера вызвал панику в Лондоне и заставил англичан форсировать начавшиеся мирные переговоры. 31 июля 1667 г. в Бреда был подписан мирный договор, по которому голландцы признали захват англичанами колонии Новые Нидерланды (ныне Нью-Йорк). Англия возвращала Голландии Суринам и смягчала некоторые статьи Навигационного акта.

Мир в Бреда был лишь временной передышкой. Французский король Людовик XIV, стремясь уничтожить соседнюю буржуазную республику - Соединенные провинции Нидерландов, заключил союз с английским королем Карлом II. Обе стороны обязались вести совместную борьбу против Голландии.

Заключение союза между Англией и Францией, к которому присоединились Швеция и княжества Мюнстер и Кельн, поставило Голландию в очень тяжелое положение, так как ей на этот раз угрожало одновременное нападение и с суши и с моря.

Соотношение сил на море было не в пользу Голландии. Англо-французский флот насчитывал 101 корабль (65 английских и 36 французских), голландский флот состоял из 91 корабля. По прочности конструкции, мореходным качествам, артиллерийскому вооружению голландский флот уступал союзному флоту.

Командующий голландским флотом Рюйтер, учитывая это обстоятельство, обратил главное внимание на повышение боеспособности флота. Он ввел в практику проведение систематической боевой подготовки. Так, летом 1671 г. были проведены маневры флота у голландских берегов.

Еще хуже обстояли дела у голландцев на суше. Против двух французских армий (80 и 40 тыс. человек) голландцы могли выставить малочисленные отряды отдельных провинций. Крепости на восточной границе находились в полном упадке, артиллерии и боеприпасов было мало, гарнизоны малочисленны.

План англо-французского командования предусматривал наступление на Голландию с суши и с моря: с юга должна была наступать французская армия, с востока - вооруженные силы немецких князей, а с моря англо-французский флот должен был высадить десант.

План голландцев состоял в том, чтобы на суше вести оборонительные действия, опираясь на систему крепостей; на море же вести активные действия с тем, чтобы не допустить соединения английского и французского флотов и разбить их по частям.

Боевые действия начались в марте 1672 г. нападением англичан на голландские торговые суда до объявления войны. В апреле 1672 г. в войну вступила Франция. В первые месяцы войны французы захватили три провинции и подошли к Амстердаму. В июне голландцы решили открыть шлюзы, чтобы преградить доступ врагу к жизненно важным районам Голландии.

На море события развивались более благоприятно для голландцев. Правда, Рюйтеру не удалось помешать соединению английского и французского флотов, но в бою в заливе Солебей он нанес сильное поражение союзному флоту. И хотя решительного разгрома англо-французского флота не произошло, голландский флот свою задачу выполнил - план высадки крупного десанта на побережье Голландии был сорван. Союзные корабли получили столь сильные повреждения, что должны были уйти в Темзу для ремонта.

К кампании 1673 г. обе стороны готовились усиленно. 20 мая 1673 г. англо-французский флот вышел в море, имея на борту значительное количество десантных войск. Рюйтер, прикрывая голландские берега от высадки противника, в июне 1673 г. дважды имел успешные боевые столкновения с англо-французским флотом в районе Схуневельда. Получив значительные повреждения, корабли союзников вынуждены были возвратиться в устье Темзы.

Однако англо-французское командование не отказалось от своего намерения высадить десант на побережье Голландии. 27 июля 1673 г. англо-французский флот в составе 95 кораблей под командованием Руперта снова вышел в море. На кораблях находились десантные войска , предназначавшиеся для высадки на побережье Голландии. Голландцы расположили часть своих войск вдоль побережья, в местах возможной высадки противника, но силы эти были незначительны. Решающую роль в защите побережья должен был сыграть флот.

Рюйтер, имея 70 кораблей, считал рискованным нападать на численно превосходящего противника до тех пор, пока окончательно не будут выяснены его намерения.

Англо-французский флот, стремясь отвлечь голландский флот от побережья, ограничивался демонстративными действиями.

Положение Рюйтера осложнилось тем, что ожидался большой ост-индский конвой , который требовал прикрытия. Для обеспечения прохода конвоя в порты Голландии Рюйтер решил напасть на англо-французский флот и нанести ему поражение.


20 августа голландский флот вышел из Текселя в море и вскоре обнаружил англо-французский флот. Рюйтер, оказавшись под ветром, отошел к берегу и в течение ночи маневрировал, выжидая перемены ветра с тем, чтобы занять наветренное положение .

Бой произошел 21 августа недалеко от острова Тексель. Противники в строе кильватерных колонн двигались на параллельных курсах в южном направлении. Ветер был восточно-юго-восточный. Около 8 часов Рюйтер, находясь на ветре, решил атаковать неприятеля.

Учитывая более слабую боевую подготовку французов, Рюйтер выделил против них меньшую часть своих сил с тем, чтобы главными силами нанести удар по английскому флоту. Соответственно принятому решению голландский авангард , насчитывавший 10 кораблей, атаковал шедший в авангарде французский флот (30 кораблей). Остальные 60 голландских кораблей атаковали 65 английских кораблей.

Авангард голландцев под командованием Банкерса лег на курс, параллельный курсу колонны французов, и энергично атаковал ее. Расчет Рюйтера на то, что против 30 французских кораблей достаточно выделить 10 кораблей, оправдался. Атака голландского авангарда заставила французов, прибавив парусов, продолжать движение на юг, что привело к отрыву их от главных сил. Часть французских кораблей попыталась повернуть, обойти голландский авангард, выйти ему на ветер и затем поставить в два огня. При этом дистанция между кораблями увеличилась, чем воспользовались голландцы. Их корабли приспустились, прорезали строй кораблей французов, нанесли им сильные повреждения и пошли на соединение с Рюйтером.

Французские корабли, вместо того чтобы идти к англичанам, занялись исправлением своих повреждений. Почти до конца боя французы оставались безучастными зрителями. Только в 19 часов они попытались подойти к англичанам. Таким образом, силы союзников оказались разделенными.

Остальные силы противников вели бой двумя группами: центр англичан (30 кораблей) под командованием Руперта - против центра голландцев (30 кораблей) под командованием Рюйтера, арьергард англичан (35 кораблей) под командованием Спрагге - против арьергарда голландцев (30 кораблей) под командованием Тромпа. Руперт стремился вести бой на дальней дистанции, ибо его корабли были переполнены десантными войсками. Поэтому он несколько раз спускался под ветер. Рюйтер, удерживая корабли своего центра в строю, следовал движениям англичан.

В процессе маневрирования центры и арьергарды противников оказались разделенными и вели бой самостоятельно. Когда голландский авангард подошел к Рюйтеру, последний мог противопоставить 30 кораблям Руперта 40 своих кораблей. Сосредоточив превосходящие силы против центра англичан, Рюйтер окружил их корабли и часть из них поставил в два огня.



В ходе боя Руперту удалось вырваться из окружения. К 14 часам, собрав свои потрепанные силы, он направился на помощь своему арьергарду; Рюйтер также последовал к своему арьергарду.

Столкновение арьергардов, достигнув к этому времени сильного напряжения, превратилось в бои одиночных кораблей. К 16 часам Руперт подошел к английокому арьергарду, который находился в очень тяжелом положении. К этому времени и Рюйтер соединился со своим арьергардом.

Около 18 часов бой между англичанами (65 кораблей) и голландцами (70 кораблей) разгорелся с новой силой. К 19 часам, с заходом солнца, бой закончился поражением англо-французского флота; у англичан два корабля затонули и семь сгорели. Людские потери англичан были вдвое больше, чем у голландцев (2 тыс. человек против 1 тыс. человек).

Выводы

Успех голландцев объясняется тем, что тактическое искусство их флота в этом бою было выше, чем у англичан.

Рюйтер, исходя из правильной оценки боеспособности противника, нанес главный удар по англичанам, выделив против французов небольшую часть сил. Добившись разделения сил противника, он сосредоточил против англичан превосходящие силы . Этого Рюйтер достиг благодаря хорошей боевой подготовке голландского флота. Ознакомление своих флагманов с планом сражения обеспечило согласованность действий эскадр в условиях боя тремя группами. Следует отметить действия командующего голландским авангардом, который, добившись выхода французского флота из боя, пошел на помощь Рюйтеру. Этим маневром голландцы создали в решающий момент превосходство в силах на главном направлении.

Англо-французское командование допустило ряд ошибок.

Несмотря на численный перевес, оно не смогло создать превосходства в силах на направлении главного удара; не сумело оно также добиться согласованности в действиях своих эскадр, каждая из которых вела бой раздельно. Французы же, выйдя из боя, в дальнейшем никакого участия в нем не принимали. Наконец, необходимо отметить, что стреляли голландцы лучше, чем англичане.

Поражение англо-французского флота имело серьезные последствия. Англо-французский план высадки десанта на побережье Голландии был сорван. Флот союзников был вынужден отойти в свои базы, что дало возможность Рюйтеру беспрепятственно провести ост-индский конвой в Голландию.

Еще более важными были политические последствия боя при Текселе. Руперт при возвращении в Англию свалил всю вину за поражение на французов. Буржуазные круги Англии потребовали расторжения союза с Францией. Пока в стане союзников шли раздоры, Голландия в августе 1673 г. заключила союз с Испанией и германским императором.

В феврале 1674 г. в Вестминстере между Англией и Голландией был заключен сепаратный мир. Условия мирного договора в основном повторили Бредский трактат 1667 г.

Итоги англо-голландских войн

Борьба за колониальное и морское господство между Голландией и Англией закончилась победой последней. Несмотря на то, что в третьей англо-голландской войне голландский флот в боях при Солебее, Схуневельде и Текселе имел успех, Голландия должна была признать себя побежденной. Основная причина поражения Голландии состояла в том, что ее могущество базировалось на торговле, в то время как основой развития Англии было ее собственное промышленное производство.

Англо-голландские войны показали, что страна с собственной промышленностью сильнее страны торговой. К. Маркс в «Капитале» отмечает: «И торговое господство теперь связано уже с большим или меньшим преобладанием условий существования крупной промышленности. Стоит сравнить, напр., Англию и Голландию. История падения Голландии как господствующей торговой нации есть история подчинения торгового капитала промышленному капиталу».

Англо-голландские войны XVII в. сыграли значительную роль в развитии флотов и военно-морского искусства.

Состав флота и классификация кораблей

На основе опыта англо-голландских войн выработалась новая классификация кораблей флота.

Корабли первых трех рангов получили название линейных кораблей, так как они ставились в боевую линию. Корабли четвертого и пятого рангов назывались фрегатами и использовались для целей разведки, действий на морских сообщениях и для прикрытия поврежденных в бою линейных кораблей. Корабли шестого ранга имели различные названия и использовались в качестве посыльных судов.

Брандеры - парусные суда малого водоизмещения с хорошими маневренными качествами, наполнявшиеся взрывчатыми или горючими веществами, - предназначались для взрыва или поджога кораблей противника путем сцепления с ними вплотную с помощью специальных крючьев.

Организация флота

В процессе англо-голландских войн была создана постоянная организация парусного флота . Флоты стали делиться на эскадры. Обычно их было три и «каждая состояла из трех дивизий: авангарда, центра и арьергарда. Во главе дивизии стоял флагман . Старшим был командующий центром (адмирал) , следующим по старшинству являлся командующий авангардом (вице-адмирал) и младшим - командующий арьергардом (контр­адмирал).

Стратегия

Произошли изменения в способах ведения войны на море.

Для первой англо-голландской войны характерна борьба на морских сообщениях как главный способ ведения войны . В первой войне главной задачей английского флота являлось уничтожение морской торговли Голландии . Главной задачей голландского флота была защита своей торговли и борьба с торговлей противника.

Для обеспечения морских сообщений обе стороны ввели систему конвоев , т. е. сопровождение и охранение торговых судов военными кораблями . Таким образом, для первой англо-голландской войны характерно непосредственное обеспечение морских сообщений . Естественно, что все бои этой войны связаны с проводкой конвоев.

Во второй и, в особенности, в третьей англо-голландской войне оба противника отказываются от метода непосредственного обеспечения торговых судов силами флота. Главной задачей флота становится ведение боевых действий против боевых сил противника с целью уничтожения их в бою, чем одновременно достигалось обеспечение своей морокой торговли.

Тактика

Для первой англо-голландской войны характерно отсутствие установившихся боевых порядков. Бой, начинавшийся артиллерийской перестрелкой, скоро переходил в общую свалку, где исход решался абордажной схваткой отдельных кораблей.

Во второй и особенно в третьей англо-голландской войне бой теряет характер свалки. Основным боевым порядком становится кильватерная колонна (линия баталии), которую сражающиеся флоты стараются удержать в течение всего боя. Появление кильватерного строя было обусловлено бортовым расположением артиллерии, ставшей главным оружием парусного корабля, возможностью без перестроения, простым увеличением интервалов между кораблями пропускать под ветер атакующие брандеры и простотой управления кораблями в бою.

В боевую линию входили наиболее сильные артиллерийские корабли, примерно с одинаковыми тактико-техническими данными, способные уничтожить главные силы противника.

Походным строем был строй одной, двух и трех кильватерных колонн , в зависимости от численного состава участвующих в походе кораблей.

Тактика ведения морского боя сводилась к следующему. Перед боем флоты стремились занять наветренное положение, которое позволяло диктовать противнику время, место и дистанцию атаки, а при благоприятной обстановке использовать брандеры. После занятия наветренного положения флот в боевом порядке кильватерной колонны начинал опускаться на линию противника до дистанции артиллерийского огня . Придя на эту дистанцию, флот приводился к ветру, ложился на курс, параллельный противнику, и открывал артиллерийский огонь. Хотя артиллерия стала главным оружием парусного корабля, она ввиду еще недостаточно высоких боевых качеств не всегда могла решить исход боя. Поэтому еще продолжают применяться абордаж и атаки брандеров.


В условиях эскадренного боя выросло значение управления флотом . Командующий флотом для сохранения управления эскадрами находился на сильнейшем корабле в центре или в голове боевого порядка. Управление в бою осуществлялось сигналами или приказаниями, передаваемыми посыльными судами.

Таковы итоги развития военно-морского искусства в англо-голландских войнах.

Труд Павла Госта по морской тактике

Опыт боевых действий на море в войнах второй половины XVII в. обобщил иезуит Павел Гост , выпустивший в 1697 г. труд под названием «Искусство военных флотов или сочинение о морских эволюциях». Павел Гост был профессором математики морского училища в Тулоне и много лет плавал священником на флагманских кораблях французского флота.

Основные принципы линейной тактики , изложенные Гостом, сводились к следующему.

1. У парусных кораблей артиллерия является основным оружием. Исходя из бортового расположения артиллерии на парусном корабле, Гост считал наилучшим боевым строем - кильватерную колонну, которую корабли сохраняют в течение всей артиллерийской фазы боя. Гост считал, что боевыми кораблями, из которых строится линия баталии, должны быть корабли, имеющие на вооружении не менее 50 пушек.

2. Флот должен стремиться занять наветренное положение, которое имело больше преимуществ, ибо позволяло:

- диктовать противнику время, место и дистанцию боя;

- использовать брандеры по кораблям противника;

- не находиться в пороховом дыму, мешавшему движению и стрельбе;

- прорезать строй противника через образовавшиеся разрывы в его линии или осуществить охват арьергарда неприятеля.

Недостаток наветренного положения Гост видел в том, что при сильном порывистом ветре орудия нижних деков наветренного флота лишались возможности действовать, ибо их при крене кораблей заливало водой. Подветренное же положение имело преимущество в том, что в случае повреждения корабли легко могли выходить из строя.

3. Главной формой удара в бою является артиллерийская атака на дистанции действительного залпа.

Бой парусных флотов, по Госту, слагался из нескольких фаз.

Предварительная фаза - борьба за наветренное положение.

Первая фаза - построение линии баталии параллельно строю противника. При этом корабли наветренного флота распределяются строго против соответствующих кораблей подветренной стороны.

После этого начинается вторая фаза - сближение с противником. По сигналу командующего все корабли наветренного флота одновременно поворачивают от ветра на 3-4 румба и, установив постоянство пеленга на назначенный корабль противника, спускаются на неприятеля, сохраняя место в боевом строю.

Когда наветренный флот вышел на дистанцию действительного артиллерийского огня, подветренный флот , будучи расположен лагом к противнику, ведет огонь всем бортом. Наветренный флот в этот период может использовать только небольшое число носовых орудий.

С выходом наветренного флота на дистанцию атаки, по сигналу командующего, все корабли приводятся к ветру. С этого момента начинается третья фаза боя , состоящая из боев отдельных кораблей.

Такова принципиальная схема боя, данная Гостом.

Необходимо отметить, что Гост считал возможным при благоприятной обстановке и наличии количественного превосходства прорезание строя противника или охват его арьергарда. Правда, этим вопросам он уделяет мало внимания, считая прорезание строя или охват его арьергарда возможным в очень редких случаях.

Для своего времени тактика Госта явилась известным шагом вперед в развитии военноморского искусства. Однако, будучи метафизиком, Гост фактически свел свои положения к нескольким раз навсегда данным, вечным принципам.

Положения линейной тактики, изложенные Гостом, были приняты во всех западноевропейских флотах и господствовали там почти в течение всего XVIII в.

Западноевропейские и в особенности английские теоретики некоторые положения Госта возвели в догму, что привело к введению жестких узаконенных приемов линейной тактики, неизменных и постоянных в любых условиях обстановки.

Передовое русское военно-морское искусство развивалось самостоятельным путем, ему были чужды застой и догматизм, столь характерные для линейной тактики западноевропейских флотов XVIII в. Русское военно-морское искусство в отличие от западно­европейского развивалось творчески и носило активный характер.


Внешняя политика 17-18 вв. характеризуется тем, что география международных отношений продолжает расширяться. Она выходит за пределы Европы, охватывает Восток, включает допетровскую Московскую Русь, распространяется на Америку, Африку, Дальний Восток, хотя сами международные отношения остаются европоцентристскими. Все судьбоносное решается в Европе.

К середине 17 века на развитие международной жизни и дипломатии в Европе оказывают влияние как традиционные факторы, которые мы уже знаем, такие как династические споры и войны, борьба между различными династиями, Османская угроза с конца 15-начале 16 века, вековое соперничество Франции и Габсбургов, традиционное противостояние Англии и Испании на море.

Появляются и новые факторы, среди них такие как: усиливающееся соперничество между европейскими странами за контроль над морскими путями и первенство в мировой торговле.

В начале 17 веке стали соперничать за мировую торговлю, за контроль над морскими торговыми путями, помимо Англии и Испании, Англия и Голландия. Начинается соперничество стран, которые в ходе буржуазных революций встают на путь ускоренного развития, на путь рыночной капиталистической экономики.

Установление господства в Республике голландской торговой буржуазии приходится на период ожесточенной борьбы с Англией за морскую гегемонию. Период наибольшего англо-нидерландского сближения, наступивший после буржуазии в Англии в ходе революции, оказался кратковременным. Переговоры о заключении военно-политического союза между двумя морскими державами и разделе сфер влияния не увенчались с успехом. Соединенные провинций были самым опасным соперником англичан. Пользуясь слабостям англичан в году гражданской войны, Нидерланды укрепили свои позиции в торговле. Наиболее чувствительные потери английская буржуазия понесла на русском и балтийском рынках, где в результате действий нидерландской дипломатии были отменены торговые привилегии английских купцов. Нидерландцы потеснили англичан и на рынках средиземноморских стран, и в колониях Испании. Поэтому английское правительство выступала за самую решительную политику по отношению к Соединенным провинциям - либо крепкий союз двух морских держав, почти слияние их в единое государство, либо борьба с целью принудить Нидерланды признать английскую гегемонию на море. Существенную роль при этом сыграли происки оранжистов, отстраненных от власти в период Яна де Витта и стремившихся вновь получить ее с помощью англичан. Не пропали даром и усилия французской и испанской дипломатии, направленные на разжигание войны между обеими буржуазными республиками.

Английский парламент был недоволен покровительством, которое было оказано в Соединенных провинциях Карлу II - сыну казненного английского короля Карла I. Генеральные штаты отказались выдать принца и отвергли предложения Кромвеля заключить союз двух морских держав (истинный смысл предложения заключался в добровольном подчинении Нидерландов Англии, а в Противном случае должен был последовать разрыв отношений Соединенными провинциями). Тогда возобновились давние претензии англичан к нидерландским судам, отказавшимся салютовать встречным английским. В 1651 г. английский парламент издал Навигационный акт. Согласно этому акту, импортируемые в Англию товары должны были доставлять только на английских кораблях, которые находились под командованием англичан, и английских матросов в составе команды было бы не менее трех четвертей.

Принятия Навигационного акта 1651 г., направленного прежде всего против Соединенных провинций, и постоянные нападения английских пиратов на нидерландские суда привели к давно уже назревавшему столкновению между странами. Тем не менее Генеральные штаты Республики с большим трудом приняли решение об объявлении войны Англии, не предполагая, что втягивают страну смертельно опасную чреду войн, позже получивших в историографии название «англо-голландские войны».

Первая англо-голландская война (1652-1654) началась с захвата всех нидерландских кораблей и рыболовных судов, находившихся в английских портах. На выручку задержанных судов в Плимут отправилась нидерландская эскадра под командованием адмирала Мартина Тромпа. Но в сражении с англичанами она потерпела поражение и возвратилась в порт о. Тексел. Генеральные штаты отстранили от командования флотом преданного оранжистам адмирала Тромпа и передали управление адмиралам Михиелю де Рёйтеру и Корнелию де Витту. Однако в течение всего 1652 г. голландскому флоту так и не удалось одержать ни одной победы, и Генеральные штаты вынуждены были вновь назначить адмирала Тромпа на должность командующего. В ходе этой войны морские битвы отличались своими масштабами. В них участвовало нередко свыше сотни кораблей и десятки тысяч матросов. Несмотря на то что в ходе военных действий 1653 г. Республике сопутствовала удача, и адмиралу Тромпу удалось благополучно привести в нидерландские порты голландский флот с богатейшим грузом, перевес все же оставался на стороне англичан.

Неудачи нидерландцев объяснялись, прежде всего, превосходством английской военной организации и лучшей оснащенностью военного флота. От Соединенных провинций война потребовала огромного напряжения. Основой экономического подъема в Республике была торговля. Но зависимость нидерландской экономики от внешней торговли дорого обходилась стране. Нарушение торговых связей в период войны привело к тяжелым последствиям. Так, блокада побережья Республики английским флотом летом 1653 г. едва не привела к финансовой и экономической катастрофе.

Стараниями великого пенсионария Яна де Витта, вопреки протестам оранжистов и большой части населения страны, выступавшей за продолжение войны до победного конца, 15 апреля 1654 г. был заключен мир. Соединенные провинции признали Навигационный акт 1651 г. и обязались возместить ущерб, нанесенный английской Ост-Индской компании, начиная с 1611 г. Со своей стороны, Англия признала отстранение от государственных должностей в Республике принцев Оранской династии, состоящий с близкой родстве со Стюртами, а Нидерланды приняли решения выслать из страны проживших здесь Стюартов.

В 1658 г. умер Кромвель, а в 1660 г. парламент провозгласил королем Англии Карла II Стюарта. В том же году был принят новый Навигационный акт, еще сильнее ущемлявший интересы Республики, нежели Навигационный акт 1651 г. Англичане теснили нидерландцев повсюду: задерживали их корабли у берегов Англии и Испанский Нидерландов, заняли нидерландские колонии в Скверной Америке, на малых Антильских островах, на мысе Зеленый в Африке.

Формально,вторая англо-голландская война (1665-1667) была объявлена в начале 1665 г. В ходе этой войны нидерландцы не раз одерживали поеду в крупных морских сражениях. Флот республики летом 1667 г. несколько раз входил в устье Темзы, угрожая Лондону. Со стороны республики решили последовали решительные действия.

Поход Де Рёйтера ускорил мирных переговоров, и 31 июля 1667 г. в Бреде был подписан договор о мире. Воюющие стороны сохраняли за собой все захваченные в ходе войны колонии, корабли и имущество. Англия оставляла за собой Новый Амстердам в Северной Америке, Нидерланды - остров Пуло-Ран (Молуккские остова). Соединенные провинции также получили Суринам - южноамериканскую колонию, которая стала приносить хороший доход благодаря своим плантациям сахарного тростника.

Вторая англо-голландская война явилась поворотным пунктом в истории отношений между двумя морскими державами.

Третья война с Англией (1672-1674) была осложнена тем, что Соединённым провинциям пришлось бороться с целой коалицией, во главе которой стояла Франция. Когда Людовик XIV в 1667 г. занял Испанские Нидерланды, между Англией, Швецией и Соединенными провинциями был заключён союз, заставший Францию отказаться от большой чести ее завоеваний. Она вынуждена была возвратить Испании территории Южных Нидерландов.

В 1674 г. Англия заключила с Францией второй половины XVII в. было, прежде всего, ослабление военного и экономического могущества Соединенных провинций, а также снижение их роли в мировой политике.

Англо-голландские войны 50 - 70-х годов, таким образом, ускорили падение торгового могущества Голландии. Обострение внутренних противоречий и народные восстания, которые также в известной мере явились следствием войн, пошатнули господство голландской буржуазия. Взаимно учет интересов уже имел место в отношениях между правящими имущественными группами Голландии.

ПЕРВАЯ АНГЛО-ГОЛЛАНДСКАЯ ВОЙНА

ПЕ́РВАЯ А́НГЛО-ГОЛЛА́НДСКАЯ ВОЙНА́ 1652-1654 годов, война между Англией и Республикой Соединенных провинций (см. РЕСПУБЛИКА СОЕДИНЕННЫХ ПРОВИНЦИЙ) за господство на море.
Англо-голландские войны 17 века (см. АНГЛО-ГОЛЛАНДСКИЕ ВОЙНЫ 17 века) были высшей формой соперничества между Англией и Голландией в морской торговле и в колониях. Непосредственной причиной к развязыванию Первой англо-голландской войны стало принятие Долгим парламентом Английской республики Навигационного акта (см. НАВИГАЦИОННЫЕ АКТЫ) 1651 года, направленного против голландской посреднической торговли. В ответ на протекционистские (см. ПРОТЕКЦИОНИЗМ) действия Англии голландцы объявили ей войну.
Военные действия проходили, главным образом, на море, но не только в акватории морей, омывающих Англию и Нидерланды, но и в Средиземном море, Датских проливах, в Индийском океане. Морские сражения (крупнейшие из них - Плимутское в 1652, Ньюпортское 1652 и 1653, Портлендское 1653) щли с переменным успехом. Постепенно успех склонялся в сторону Англии, построившей мощный военный флот и блокировавшей голландское побережье. Большой ущерб голландскому торговому флоту наносили действия англичан на морских коммуникациях. Война закончилась заключением Вестминстерского мирного договора 14 апреля 1654 года. Республика Соединенных провинций была вынуждена смириться с положениями Навигационного акта 1651 года.
Для Первой англо-голландской войны характерна тактика морского боя 16 - начала 17 века. Как правило, отсутствовал определенный боевой порядок в построении кораблей, бой начинался артиллерийской перестрелкой и переходил в единоборство отдельных кораблей, исход которого решался артиллерийским огнем и абордажем (см. АБОРДАЖ) . Немаловажное значение имели и атаки брандеров (см. БРАНДЕР) .


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ПЕРВАЯ АНГЛО-ГОЛЛАНДСКАЯ ВОЙНА" в других словарях:

    Дата 1652 1654 Место Северное море Итог Победа Англии … Википедия

    Дата 1652 1654 Место Северное море Итог Противники … Википедия

    Англо бурские войны … Википедия

    Кавалерийская атака англичан в битве при Аливале … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Англо афганские войны … Википедия

Их причиной стало издание английским парламентом в 1651 году Навигационного акта, согласно которому в Англию можно было ввозить иностранные товары только на английских судах. Таким образом подрывалась голландская посредническая морская торговля.

Англо-голландская война началась в 1665 году. 11-14 июня 1666 года англичане потерпели поражение в морском сражении в проливе Па-де-Кале. После этого 19 июля флот голландского адмирала де Рюйтера прорвался к устью Темзы и блокировал его, уничтожив при этом несколько неприятельских кораблей и складов.

Голландцы располагали 85 кораблями и 18 брандерами. 1 августа английский флот, который имел на один брандер больше, вышел из устья Темзы. Де Рюйтер решил встретить его у острова Нордфореленд. Утром 4 августа английский авангард атаковал авангард противника. Из-за слабого ветра главные силы голландского флота не смогли вступить в бой. Все три голландских адмирала, командовавших авангардом, были убиты. Голландский авангард обратился в бегство. Но де Рюйтер с главными силами выдержал удар неприятельского флота, несмотря на то что к основной части английского флота присоединились и освободившиеся после преследования корабли авангарда.

Тем временем английский арьергард сковал своими действиями голландский арьергард, которым командовал адмирал Корнелий Тромп. Когда Тромп смог двинуться на помощь своим главным силам, те уже отступали к голландскому побережью и к вечеру 5 августа достигли порта Вилинген. Туда же на следующий день прибыла и эскадра Тромпа. Голландский флот лишился 10 кораблей. Погибло 2 тысячи голландцев, а еще тысяча была захвачена в плен. Англичане потеряли 4 корабля и 1,5 тысячи убитыми и пленными.

В 1667 году был подписан мир. Голландцы лишились своих колоний в Северной Америке, но добились отмены некоторых статей Навигационного акта.

В новой англо-голландской войне союзниками Англии были Франция, Швеция и некоторые германские княжества. Союзниками Голландии являлись Испания, Германская империя, Дания, Бранденбург и ряд других немецких княжеств. В марте 1672 года английский флот атаковал голландские торговые суда. В апреле французская армия вторглась в Голландию и подошла к Амстердаму. Однако голландцы открыли шлюзы и, затопив часть территории, остановили продвижение противника.

Голландскому флоту не удалось помешать соединению эскадр Англии и Франции. 21 августа 1673 года произошло сражение у острова Тексель. Английский флот насчитывал 65 кораблей, французский - 30, а голландский - 70. Голландскому авангарду удалось прорваться сквозь строй французской эскадры, которая на время оказалась выведена из боя. Голландский арьергард адмирала Тромпа завязал бой с английским арьергардом адмирала Спраг-ге. В результате главные силы британского адмирала Руперта, насчитывавшие 30 кораблей, вынуждены были вести бой против главных сил и авангарда неприятеля, в которых насчитывалось 40 кораблей.

Рюйтеру удалось окружить 20 кораблей англичан, но Руперт вырвался из окружения и пошел на помощь своему арьергарду. Теперь 65 английских судов противостояли 70 голландским. Бой закончился с наступлением темноты. 2 английских судна потонули и 7 сгорели. Голландский флот потерь в кораблях не имел. На исход сражения повлияла плохая стрельба английских комендоров. Голландский арьергард в результате вообще не имел потерь в личном составе, даже ранеными. Да и среди главных сил жертв было немного. Вскоре после сражения де Рюйтер беспрепятственно провел в голландские порты караван судов из Ост-Индии.

После поражения в сражении у Текселя Англия расторгла союз с Францией и в 1674 году заключила мир с Голландией на основе статус-кво. В результате англо-голландских войн Голландии удалось отстоять свой статус ведущей морской державы и сохранить надежную связь со своими заморскими колониями. Однако дальнейшее укрепление военно-морского флота Англии и ее ускоренное промышленное развитие вынудили голландцев отказаться к началу XVIII века от соперничества с ней.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Золотой Век Нидерландов (рус.) Новая история

Субтитры

Предпосылки

В позднее Средневековье и эпоху Возрождения ни англичане, ни голландцы не могли тягаться с такими морскими державами, как Венеция , Генуя , Португалия , Кастилия и Арагон . Однако в XVI веке, когда континент раздирали Религиозные войны , елизаветинская Англия построила мощный флот, предназначенный для приносивших огромный доход каперских вылазок против испанцев. В 1585 году протекавший до этого без объявления войны конфликт вылился в открытую фазу , непосредственным поводом к этому послужила оказанная англичанами поддержка Республике соединённых провинций в её борьбе за независимость от Испании. Эта война, продлившаяся до 1604 года, закончилась формально статусом-кво, но запомнилась разгромом, учинённым англичанами испанской Непобедимой армаде .

После заключения мира, произошедшего уже после смерти Елизаветы, по указу Якова I нападения английских каперов на испанцев были прекращены, что с одной стороны привело к улучшению отношений между двумя державами, с другой - к пренебрежению англичан флотом. Неудачная для англичан война с Испанией 1625 - 1630 годов была лишь временным ухудшением отношений. В то же время голландцы, продолжавшие войну с Габсбургами, добились серьёзных успехов в своих каперских рейдах против неприятеля и отобрали у португальцев большинство их торговых постов в Ист-Индии, получив контроль над сверхприбыльной торговлей специями. Это спровоцировало сверхбыстрый рост голландского торгового флота и, хоть и менее впечатляющее, но всё же очень значительное увеличение флота военного.

Вторая англо-голландская война (1665-1667)

Обе стороны в течение войны успели отличиться серьёзными победами: англичане захватили Новые Нидерланды , а голландцы одержали верх в Четырёхдневном сражении . Как бы то ни было, рейд на Медуэй завершил войну победой голландцев, уничтоживших часть английского флота прямо в гавани.

Британцы захватили в ходе войны около 450 торговых кораблей - значительно меньше ожидаемого, что почти не повредило голландцам, в то время как Карл оказался на грани банкротства. Это вкупе со случившимися в ходе войны в Лондоне эпидемией чумы и Великим пожаром (последний в Голландии считали божьей карой за рейд Холмса (англ.) русск. , захватившего одним налётом 150 нидерландских торговцев и сжегшего целый город) вызвало серьёзные волнения. Из-за опасений короля, как бы эти волнения не вылились в открытый мятеж, лорд-канцлер Кларендон отдал английским послам в Бреде заключать мир как можно быстрее.

Третья англо-голландская война (1672-1674)

Англичане быстро восстановили свой флот после предыдущей войны, но, наученные её горьким опытом, теперь уже не рвались в бой. Как бы то ни было, в соответствии с условиями Дуврского договора (секретного англо-французского пакта о совместных действиях против Соединённых провинций) Карл II объявил войну Нидерландам на следующий день после того, как это сделала Франция. В ходе войны, являвшейся частью Голландской войны , наводнение сделало невозможным продвижением французских войск, и было решено атаковать голландцев с моря, но адмирал де Рюйтер разбил англо-французский флот, после чего английский парламент вынудил короля просить мира . Союз с католической Францией против протестантской Голландии не пользовался поддержкой английского парламента, опасавшегося ползучей католизации Англии, так что после Тексельской битвы был заключён Вестминстерский мир 19 февраля 1674 года.

Последствия трёх первых войн

Войны между Англией и Голландией сыграли большую роль в развитии искусства войны на море. В этот период исчезли из состава военных флотов вооружённые коммерческие корабли, установились типы военных судов, были выработаны правильные строи, и вообще разработана морская тактика. Кроме того, выработалась и настоящая морская стратегия, ставившая себе главной задачей борьбу с флотом противника для достижения контроля над морем, вместо прежних «перекрёстных экспедиций» и преследования торговых судов. [ ]