Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Фотографии с выставки без смущения. «Без смущения»: выставка Джока Стёрджеса

О человеке, который поверг всех праведников и приверженцев пуританских нравов Москвы в неистовый гнев - Джоке Стерджесе (Jock Sturges) - за прошедшие недели было сказано немало. Его скандальной выставке «Без смущения» (Absence of shame) досталось много внимания, но вовсе не такого, на которое рассчитывал фотограф, впервые посетивший Москву.

Признанный во всем мире мастер уже больше 30 лет снимает жителей нудистских коммун в естественной и комфортной для них среде. В его работах есть все необходимые искусству составляющие: гармоничная композиция, сюжетная линия, выверенный баланс светотени. И все же, московская персональная выставка Стерджеса болезненно затронула старый как мир вопрос: что есть искусство?

Ополчившиеся на организаторов выставки и самого автора активисты ответили на этот вопрос однозначно и сразу за всех, заявив, что представленные снимки - не что иное, как детская порнография. Они предпринимали попытки блокировать центр имени братьев Люмьер, где проводилась выставка, обращались с официальными заявлениями в генпрокуратуру и наполняли интернет праведным негодованием, полностью игнорируя тот факт, что «порнографии» у Стерджеса не больше, чем на полотнах эпохи Возрождения. Не дождавшись каких-либо официальных результатов проверки, возмущенные активисты решили взять ситуацию в свои руки.

Джок Стерджес, искренне восхищавшийся Москвой, как городом XXI века, никак не ожидал повторения истории, произошедшей с ним 26 лет назад. Тогда, в 1990 году, возглавляющий Евангельскую церковь Рэндалл Терри инициировал кампанию против фотографов, по его мнению, оскорбляющих своим творчеством чувства верующих. До того он активно выступал против абортов, но, оказавшись в проигрышной ситуации, решил направить силы в другое русло. Так Стерджес оказался под прицелом американских властей. Ему пришлось платить адвокатам сразу в нескольких штатах, но все обвинения были быстро сняты из-за отсутствия состава преступления.

Сегодня, как и четверть века назад, скандал вокруг выставки работ Стерджеса в Москве - это буря, родившаяся из домыслов отдельных людей и их видения ситуации через призму собственной испорченности. Ведь что в действительности изображено на этих снимках? Чувственная и хрупкая красота - предмет столь эфемерный, что художники, скульпторы и фотографы всех эпох посвящали и продолжают посвящать свое творчество попыткам ее увековечить.

Впервые снимать ню Стерджес начал в 1970-х годах, хотя к тому моменту уже имел ученую степень в сфере изящных искусств и богатый опыт в модной и рекламной съемке. Однажды, проезжая по Северной Каролине, он случайно наткнулся на хипповскую коммуну: в прохладный день полностью раздетые люди стояли вдоль дороги и грелись в лучах солнца. Фотографа поразило то, что люди не обращали внимания на собственную наготу и, будучи полностью обнаженными, чувствовали себя комфортно. После того случая он целенаправленно отправился исследовать подобные коммуны во Франции.

Отказавшись от погони за количеством моделей, мастер сфокусировался на отдельных семьях, с которыми поддерживает отношения уже не один десяток лет. По его словам, накопленные фотоархивы рассказывают историю его дружбы с членами общин, а также перемен, которые происходили с их жизнями и лицами за это время.

7 декабря в центре фотографии имени Братьев Люмьер состоялось открытие выставки американского фотографа Джока Стёрджеса «Без смущения 2.0». Фотохудожник известен снимками семей нудистов, которые он делал на протяжении всей жизни. Вход на выставку возможен для посетителей, достигших 18-ти летнего возраста. Для участников клуба вход свободный.

Наталья Григорьева: «Давайте смотреть на искусство и не возмущаться, а рассуждать»

22 работы Стёрджеса выставляются в центре фотографии во второй раз, после скандального закрытия экспозиции в сентября 2016 года по требованию Общественной Палаты РФ и депутата Елены Мизулиной. К снимкам фотографа добавлены публикации СМИ и материалы Следственного Комитета в качестве исторической справки о произошедшем скандале. Название выставки изменилось и приобрело цифру «2.0».



Джок Стёрджеса делал портреты семей нудистов из Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Сам автор не приехал на повторное открытие выставки в связи с предыдущим резонансным скандалом. На данный момент никаких провокационных действий и сторонних претензий нет. Выставка успешно открыта. «Я до сих пор верю, что живу в абсолютно здоровом обществе, я делаю эту выставку для абсолютно здоровых, интересующихся искусством людей.», сообщила главный куратор центра фотографии Наталья Григорьева.

В прошлом году выставка стала одним из главных медийных скандалов. 25 сентября 2016 года. Елена Мизулина выступила с заявлением о том, что в центре фотографии братьев Люмьер выставлены работы, пропагандирующие педофилию и порнографию.

Jock Sturges. Jessie_ Putney, Vermont, 1975

Jock Sturges. Nicole_ Euronat, Montalivet, France, 1989

Наталья Григорьева: «Я получила несколько десятков угроз в мой личный адрес, в адрес моей семьи и детей. Такая же агрессия происходила по отношению к работникам центра фотографии...Мы занимается искусством. Сотрудники центра фотографии две недели находились в аду. Я физически за них переживала. Я не знала, что с ними могут сделать при выходе из центра фотографии. Градус накаливания был безумный.»

Вход в здание музея был блокирован активистами организации «Офицеры России». Следственный Комитет возбудил дело. В ходе экспертизы, которая длилась почти год, не было найдено признаков преступления. Работы Стёрджеса были признаны носителями высокой художественной ценности. Постановление СК от 4 октября 2017 года:

«Эксперты пришли к выводу, что работы, представленные на выставке, являются художественными произведениями; выставка выполняет художественно-просветительские функции. Представленные работы не содержат психологических признаков порнографического характера.»

Jock Sturges. Alisa, Christina, Misty Dawn and Teresa_ Northern California, 1993

Jock Sturges. Anette and Auregann_ Montalivet, France, 2012

Rosphoto удалось побеседовать с Натальей Григорьевой:

- Посетили ли выставку модели, изображенные на снимках?

- «Эти фотографиям по 20-30 лет. Эти модели уже совсем по-другому выглядят. Та ситуация, которая была в прошлом году - конечно, модели тоже как-то участвовали. Они были шокированы. Это люди, которые дружат с Джоком Стёрджесом по 25 лет. Те мамы, которые изображены на фотографиях, уже стали бабушками. Многих он снимает уже несколько поколений.»

В прошлом году этот скандал стал одним из самых обсуждаемых событий в ме-диа. Пострадала ли репутация центра? Возросла ли популярность?

- «У меня трое детей. Представьте ситуацию, когда меня обвиняют в пропаганде пе-дофилии. Кроме того, у меня 30 человек здесь работают...
...1,5 месяца у нас не было ни одного посетителя. Только спустя какое-то время, когда мы открыли новый проект - люди к нам пришли.»

- Как Вы расцениваете творчество Джока Стёрджеса?

- «Я смотрю на фотографию матери и ребенка - это чистейшие отношения, которые практи-чески невозможно возобновить, когда мы взрослеем в этой жизни. Этого поцелуя больше не будет. Это отношения в семье, отношения человека и природы. Мы центр фотографии, который занимается всеми направлениями фотографий. Невозможно показывать что-то одно. Я люблю все.»

Наш репортер побывал на вернисаже выставки, который был проведен для прессы 7-ого декабря 2017 года. Уже 8-ого декабря в первый день официального открытия выставки она вновь подверглась нападению.

Посетить уникальную экспозицию можно до 8 января. Вход строго 18+, стоимость билетов 200-430 рублей.

Адрес: Москва, Москва, Болотная набережная, 3, стр. 1

После того, как сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова потребовали проверить выставку на предмет наличия детской порнографии. Проверка Следственного комитета длилась год. О результатах проверки и о самих фотографиях в интервью DW рассказывает главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

DW : С чем было связано закрытие выставки в 2016 году?

Наталья Григорьева-Литвинская: Мы были вынуждены закрыть выставку из-за опасности понести моральный и материальный ущерб, который мы не смогли бы восполнить.

Наши сотрудники и я получали угрозы. Абсурд заключался в том, что депутаты не просто муссировали эту тему в СМИ, они привлекли Следственный комитет, прокуратуру.

В итоге Следственный комитет проводил экспертизу, собирал документы, и мы в течение года предоставляли им всю необходимую информацию. Постановление Следственного комитета говорит о том, что они отказывают в возбуждении уголовного дела, потому что причин нет! Мы сделали все от нас зависящее и прошли все этапы законности.

- В 2016 году на вас просто писали жалобы?

Мы же все это уже проходили в нашей стране! Это были жалобы, доносы, которые неслись со всей страны. Причем доходило до смешного: жалобы слали депутаты каких-то очень далеких регионов. И такая ситуация могла произойти с любым бизнесом. Мне, конечно, было бы выгодно говорить, что у нас прижимают именно искусство. Но здесь дело не только в искусстве.

Дело в том, что люди, занимающие определенные должности, без каких-либо профессиональных проверок, заключений экспертов, могут на страницах средств массовой информации голословно обвинять кого-угодно в чем-угодно, заниматься клеветой.

- Вы считаете это превышением полномочий?

Я считаю, что есть закон о клевете. Когда вы выходите и заявляете, что в такой-то выставке есть элементы педофилии, порнографии, вы должны нести за это ответственность. Любые такие призывы должны иметь последствия. Они разделяют общество, делают людей агрессивными. Последствия таких заявлений могут быть непрогнозируемыми абсолютно! Именно поэтому была закрыта выставка.

- Не собираетесь ли вы теперь судиться с сенатором Еленой Мизулиной?

Я очень сильно рассчитывала на то, что получу какое-то письмо от госпожи Мизулиной, где она просит о каком-то понимании неадекватности ее действий. Я думала, что она как минимум сожалеет о том, что сделала в прошлом году. Но я, к сожалению, ничего не получила от нее. Поэтому я подумаю.

- Александр Петрунько, который совершил акт вандализма на выставке в прошлом году, сказал , что он и его знакомые с обираются посещать выставку каждый день. Какие меры безопасности вы будете принимать?

Давайте честно: выставка открывается для того, чтобы люди к нам приходили. Мы открыты для всех, у нас стоит ограничение "18+". Если они хотят, пусть покупают билеты и приходят хоть каждый день. Но за любые действия, которые нарушают законы Российской Федерации, граждане должны нести ответственность.

Контекст

- Если подобные акты вандализма повторятся, не закроете ли вы выставку?

Давайте не будем прогнозировать. Но у нас есть экспонаты в единственном экземпляре. Показывать выставку без этих экспонатов будет сложно. Я надеюсь, что ничего не произойдет.

- Ваше решение о закрытии выставки год назад дало повод для новых обвинений в ваш адрес. Те, кто говорил о порнографии, получили новую "пищу" для размышлений. А те, кто верил в вашу правоту, наверное, заподозрили вас в заключении компромисса с властями

Не было никакого компромисса! Нам вообще не с кем было разговаривать. Официально ни из администрации президента, ни из министерства культуры не было письма о том, что, мол, "мы хотим, чтобы выставка закрылась". Нас не закрывали. Мы сами закрыли выставку из-за сложившихся обстоятельств. Нам никто не мешает открыть ее снова. Мы не сдались. Понимаете, вы путаете позицию государства с позицией отдельных личностей, которые с помощью средств массовой информации делают себе пиар.

- Чем искусство Стерджеса будет интересно москвичам?

Смотрите, мы рождаемся с чистыми, хорошими помыслами, но мы взрослеем, происходит давление социальных норм. Исчезают основы, с которыми мы родились: чистота помыслов, искренняя любовь к близким, красота человеческого тела, не украшенного модными брендами. Если вы посмотрите на фотографии Стерджеса, вы увидите то, чего не видели давно во внешнем мире. Он снимает высвободившихся людей, которые находятся в естественных отношениях между собой и в естественных отношениях с природой. О каких-то истинных ценностях сегодня надо говорить...

Вновь открывающаяся выставка , на которой представлены фотографии семей нудистов, продлится с 8 декабря по 8 января.

Смотрите также:

  • Запретное искусство России

    "Тангейзер" против системы

    В 2015 году против режиссера Тимофея Кулябина было возбуждено административное дело из-за "умышленного публичного осквернения религиозных символов" в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер". В современной интерпретации Вагнера суд не нашел ничего преступного, однако спустя несколько дней Борис Мездрич, директор Новосибирского театра оперы и балета, где была поставлена опера, был уволен.

  • Запретное искусство России

    "Родина" с третьего раза

    В 2012 году бывший директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман привез в Новосибирск выставку "Родина". Работы художников критиковали политиков и негативный образ стран бывшего СССР. Открытие переносили дважды - Минкульт запретил проводить выставку в здании государственного музея, а потом ее и вовсе отложили на неопределенный срок. В итоге площадка для "Родины" все-таки нашлась.

    Запретное искусство России

    "Матильда" под давлением

    До начала проката "Матильда" Алексея Учителя оказалась в центре скандала. В феврале 2017 года трейлер к фильму вызвал недовольство у представителей РПЦ и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Она направила несколько запросов в прокуратуру с просьбой провести проверку и не утверждала, что создатели могут быть привлечены к уголовной ответственности. Прокатное удостоверение "Матильда" все же получила.

    Запретное искусство России

    "Нуреев" перенесен

    В июле 2017 года руководство Большого театра за несколько дней до премьеры перенесло балет "Нуреев" Кирилла Серебренникова якобы из-за "неготовности" спектакля. Настоящей причиной считают то, что в спектакле идет речь и о гомосексуальности Нуреева. Постановщик сейчас находится под домашним арестом из-за обвинений в "мошенничестве", связанном с его театром "Гоголь-центр".

    Запретное искусство России

    Позор для России?

    "Синие Носы" – скандальная арт-группа, созданная в 1999 году. Ее участников Александра Шабурова и Вячеслав Мизина неоднократно задерживала таможня, против выставок с их работами возбуждали уголовные дела, а в 2007 году Александр Соколов, на тот момент - министр культуры РФ, назвал картину "Эра милосердия" "позором для России". "Синие Носы" именуют себя "самыми запрещенными художниками страны".

    Запретное искусство России

    "Война" в Италии

    Участники арт-группы "Война" Олег Воротников и Леонид Николаев (на фото) находились в 2010 году в СИЗО из-за перформансов, носящих "дерзкий и циничный характер выражения протеста против власти". Действия художников были провокационными – они целовали милиционеров, переворачивали машины, блокировали работу ДПС. Лидеры сбежали в Италию, опасаясь преследования со стороны российских властей.

    Запретное искусство России

    Узницы совести

    Панк-группа, исполнившая молебен с призывом "Богородица, Путина прогони!" в Храме Христа Спасителя. В 2012 году Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич приговорили к двум годам лишения свободы за хулиганство. Дело получило широкий общественный резонанс, за девушек заступились известные музыканты – Мадонна, Пол Маккартни, Стинг и правозащитная организация Amnesty International.

    Запретное искусство России

    Псалмы против искусства

    Организаторы выставки "Запретное искусство – 2006" выплатили штрафы в 150 и 200 тысяч рублей за "разжигание религиозной розни". Уголовное дело против Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова (на фото) было возбуждено по инициативе православного движения "Народный собор". В день оглашения приговора во дворе суда поборники религии пели псалмы, а арт-группа "Война" в знак протеста выпустила 3000 тараканов.

    Запретное искусство России

    Обвинение за "Свободу"

    Петра Павленского неоднократно задерживали сотрудники полиции во время его перформансов: художник зашивал рот в поддержку Pussy Riot, обматывался колючей проволокой в знак протеста против "репрессивной законодательной системы и государственной машины", прибивал себя за гениталии на Красной площади. Петербургский художник обвинен в вандализме из-за акции "Свобода" в поддержку киевского Майдана.

    Запретное искусство России

    Карнавала не будет

    Новосибирский художник и создатель шествия "Монстрация" был арестован на десять суток после акции 1 мая 2015 года. Организаторы впервые за 12 лет не сумели согласовать маршрут ежегодного карнавала с местными властями, однако Артем Лоскутов призвал новосибирцев поддержать событие и направиться к администрации, скандируя "Не мужик!" в адрес мэра Анатолия Локтя.


8 декабря в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве вновь откроется выставка фотографа Джока Стерджеса «Без смущения». В прошлом году ее со скандалом закрыли после обвинений в пропаганде педофилии.

В 2016 году экспозиция мэтра фотографии Джока Стерджеса открылась 8 сентября, но уже 25 сентября ее закрыли. Выставка вызвала огромный резонанс у общественности. На ней демонстрировались фотографии семей нудистов, с которыми Стерджес дружил и общался.

Специально для выставки было установлено возрастное ограничение «18+», несмотря на то, что для экспозиции в России специально отобрали самые целомудренные снимки. Но выставка все равно была закрыта. Причиной послужили жалобы члена Совета Федерации Елены Мизулиной и уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой, которые сочли снимки американского фотографа «педофильскими».

Во время выставки член прокремлевского движения SERB Александр Петрунько облил фотографии Джока Стерджеса мочой, которая попала тогда и на журналистов. Петрунько дали семь суток ареста за мелкое хулиганство.

В пресс-службе Центра фотографии имени братьев Люмьер заявили, что следствие длилось почти год. В итоге эксперты признали полное отсутствие признаков преступления и высокий художественный уровень работ.

Экспертиза Следственного комитета показала, что фотографии Стерджеса не направлены на стимуляцию сексуального влечения, а «относятся к категории художественных ценностей и порнографией не являются». Также в экспертизе говорится, что бурную реакцию снимки вызвали у части общества, «у которой гипертрофированный общественный темперамент пришел в опасный резонанс с невежеством».

На выставке «Без смущения 2.0» можно будет познакомиться не только с фотоработами, но и с историей закрытия экспозиции, выдержками из газет, фотографиями и видеосюжетами СМИ, а также материалами экспертизы и следствия. Выставка продлится с 8 декабря до 8 января.

24 сентября интернет-пользователи переключились с развода Джолипиттов на более острую тему и принялись обсуждать, где проходит та тонкая грань, которая отделяет настоящее искусство от порнографии. Поводом стала выставка фотографа Джока Стерджеса, где демонстрировались неоднозначные кадры. Пост известного блогера Лены Миро с говорящим названием «Выставка для педофилов в Москве» стал отправной точкой в этой дискуссии, которая позже выплеснулась с просторов Сети в реальную жизнь.

Девушка, много и часто пишущая про способы обретения идеального тела, на сей раз поделилась своими мыслями о фотовыставке, называя Джока Стерджеса не иначе как «идейным вдохновителем всех педофилов» и недоумевая, как автор снимков, на которых изображены «маленькие голые девочки в сексуально-призывных позах», стал выставляться в Москве.

В комментариях к этой записи в ЖЖ на данный момент высказались больше полутора тысяч человек (заметим, что всех, кто принял участие в бурных диспутах на страницах Анны Кузнецовой, Центра фотографии и других площадках в Сети на данный момент, пересчитать просто нереально).

Следующей, кто привлек внимание общественности к работам фотографа в этот же день, стала Член Совета Федерации Елена Мизулина, сделавшая заявление, в котором потребовала закрыть «педофильскую» выставку. «Эта выставка - публичная демонстрация материалов с детской порнографией, что запрещено российским законодательством: статья уголовного кодекса РФ 242.1. В связи с этим необходимо проверить, кто дал разрешение на проведение подобной выставки».

«Я убеждена, что работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства. Это - самая настоящая пропаганда педофилии. Выставка должна быть срочно закрыта», - цитирует слова Мизулиной «Интерфакс» .

Анна Кузнецова, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, официального заявления делать не стала, высказавшись на своей странице на Facebook: «Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором «детской порнографией», может иметь место в «культурной» жизни нашей столицы!».

Анна также поведала о принятых мерах: «Прошли переговоры с прокуратурой о необходимости организации прокурорской проверки. Теперь ожидаем конкретных шагов. Статья 28.4 КоАП за демонстрацию порнографической продукции предусматривает штраф до 5 миллионов или приостановку деятельности до 90 суток с конфискацией материала», и пожалела девочек, чьи фото демонстрируются «на этой злосчастной выставке».

Сам американский фотограф вовсе не считает, что сделал нечто предосудительное. Всех моделей он фотографировал с их согласия, либо с согласия их родителей.

«Это мои соседи, мои друзья, которых я фотографировал с их семьями на протяжении сорока лет. На моих фото примерно 25 семей, которых я снимал, начиная с 70-х годов прошлого века», - рассказал он в интервью каналу РЕН ТВ сделал акцент на том, что в его работах «нет порнографии».

В свою очередь, основательница Галереи имени братьев Люмьер Наталья Григорьева в беседе с корреспондентом kommersant.ru обратила внимание на весьма любопытный факт: «Пресс-служба распространяет пресс-пакеты о выставке за три месяца до ее начала. Эта выставка стояла на сайте Министерства культуры Российской Федерации. У нас было открытие выставки, присутствовал автор. Были телевизионные камеры, были интервью. Все экспонаты выставки были представлены».

Но, несмотря на то, что «все видели, что там находится», в воскресенье, 25 сентября, участники общественной организации «Офицеры России» заблокировали вход в здание, хотя, отметим, у них, в отличие от органов власти, нет права решать, какие фото можно или нельзя экспонировать. Так что в итоге фото увидели только журналисты (и неизвестный мужчина, обливший экспонаты желтой жидкостью с характерным запахом), прессу в выставочный зал пропустили. Руководство Центра фотографии решило «не будоражить общественное мнение» и закрыло выставку.