Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

О хананеях и земле хананейской. Истребление ханаанских народов

Времена - страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря . В настоящее время поделена между Сирией , Ливаном , Израилем и Иорданией . Ханаан в целом также известен как «Земля обетованная ».

История

Древний Ханаан был заселён различными народами западносемитского происхождения, такими как хананеи, аморреи , иевусеи , а также индоевропейского (хетты), и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств . Расположенный между территориями Древней Месопотамии и Древнего Египта , Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока , а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли - финикийцы - основали множество колоний на берегах Средиземного моря , в том числе Карфаген . Ханаан является родиной алфавита , лёгшего в основу греческой и латинской систем письма, происходя от протосинайского письма .

Ханаан в Священных Писаниях

Письменность

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н. э. Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус . Поскольку папирус в местных климатических условиях хранится очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки. До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например, имена, нацарапанные на чашах.

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» - именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24 .

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший её местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. По случаю большого праздника к процессии мог присоединиться и простой народ - ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвящённые.

Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на

Кто есть Хананеи?

Хананеи — общность племён, две большие группы: Северные (Приморские) и Южные (Горные) Хананеи. Исконное название региона – Ханаан, а не Палестина.

Северные Хананеи населяли побережье Средиземного моря, от залива Искендерун (территория современной Турции) до Хайфского залива. Главные города хананеев — Цур, Сидон, Гебал (Библос), Арвад, Угарит. Народ ханаанский более известен в истории под греческим именем «финикийцы». Сами себя они называли «Канаана» или «Кинахну». Этот народ не основал единого королевства — люди жили в небольших самостоятельных городах, они были торговцами, мореплавателями, строителями. Язык восприняли от соседей арамейцев. Этот язык близок к древнееврейскому.

Хананеи разделили судьбу евреев – их точно также завоевывали последовательно

  • ассирийцы,
  • вавилоняне,
  • персы,
  • Александр Македонский,
  • селевкиды,
  • римляне.

Они смешивались с людьми, которые заселяли их землю. В период исламской экспансии они подверглись арабскому влиянию, но всё же не вполне ассимилировались.

Современное государство хананеев – это Ливан. Его ошибочно причисляют к «арабским» странам. Ливанцы арабами себя не считают.

В отличие от арабских государств, официальное название Ливана — «Ливанская республика» — не содержит прилагательного «арабский», которое есть в названиях всех арабских стран.

Упоминание чего-то арабского есть в конституции Ливана – это название государственного языка. Но это не значит, что ливанцы – арабы. Пример. Английский — официальный язык США. Это не означает, что все говорящие на английском – англичане.

  • Палестинцы – это не ливанцы, хотя некоторые из них пришли из захваченной Сирией части Ливана.

Следовательно, они не финикийцы (не хананеи). В Ливане палестинцы были беженцами, которые не смешивались с местным населением.

Южные Хананеи населяли регион к югу от Голанских высот, жили по обе стороны Иордана и на побережье Средиземного моря от Хайфского залива до Яффо: это, собственно, и есть Библейский Ханаан.

Население этой земли не было однородным: помимо собственно финикийцев (северных хананеян) здесь жили амориты, хетты и хурриты, йевуситы, хивиты. Племена постепенно растворялись среди арамейцев и хананеев. Единого государства у них никогда не было — они вступали в различные межплеменные союзы.

Первые евреи пришли в Ханаан в XIII веке до н.э. Поначалу они не смешивались с местными жителями — племенам Авраама было запрещено брать в свои семьи хананеев. Тем не менее, 11 из 12 сыновей Иакова женились на ханаанских женщинах (последний женился на египтянке). С этого момента евреи начали смешиваться с местными обитателями. К VIII веку до н.э. племена, населявшие Ханаан, окончательно растворились среди евреев.

  • Арабы «Палестинцы» никак не могут быть потомками хананеев. Они не говорят на языке хананеев, у них нет языковых корней, похожих на иврит. Они не имеют никакого отношения к хананеям.

Кто такие Филистимляне?

Считается, что от названия «филистимляне» произошло название «палестинцы». Действительно, у филистимлян и так называемых «палестинцев» есть нечто общее: и те, и другие – захватчики, пришедшие из других земель.

Самое интересное, что слова «филистимляне» и «палестинцы» произошли от глагола «пелеш» — означает «захватывать, порабощать» (на ассирийском языке — пилишти/паласту, означает “чужаки”, “явившиеся”, “захватчики”).

Филистимляне – это союз племён, пришедших с Крита, островов Эгейского моря и побережья Малой Азии. Их ещё называли «морскими людьми». Эти племена не были семитскими.

Филистимляне никак не могут быть предками арабов. Родиной племени был Крит. Когда греки разрушили Минойскую цивилизацию, жители Крита переселились на новое место, были вынуждены переправиться по морю в Южный Ханаан, где они получили от евреев и хананеев своё прозвище — «пелештим» — «чужаки, захватчики» . Это были незваные гости.

Филистимляне вторглись и в Египет тоже, но в XII веке до н.э. они были побеждены фараоном Рамзесом III.

На территории нынешнего Израиля они построили 5 крупных городов «Пентаполис»: Газу, Ашдод, Ашкелон, Гат, Экрон (по другим сведениям, только Экрон, первые четыре были ими захвачены). Они заняли полосу на побережье Средиземного моря, которая была чуть больше нынешнего Сектора Газы. Им никогда не принадлежал ни Хеврон, ни Иерусалим, ни Иерихон.

Племена филистимлян, которые участвовали в захвате Египта, были изгнаны: ко времени Римского завоевания исчезли — о них уже нет никаких упоминаний.

Филистимляне, которые населяли Ханаан, были разгромлены царём Давидом. Известно, что лучших филистимлян он выбрал себе в телохранители.

Оставшихся жить в Газе покорил ассирийский царь Саргон, и после возвращения иудеев из Вавилона о филистимлянах никто ничего не слышал.

Нет исторических свидетельств родства филистимлян с нынешними «палестинцами». Но раз уж «палестинцы» настаивают, что они потомки филистимлян, логичнее было бы им попросить Грецию, чтобы дали им вернуться к себе на Родину – на остров Крит.

  • Отождествление себя с филистимлянами ничего не даёт «палестинцам», потому что филистимляне никогда не были законными владельцами земель на территории Израиля.

Я не думаю, что арабы, которые сейчас называют себя палестинцами, будут счастливы, ознакомиться с выводами этой статьи. Но претендовать на ханаанские корни и считать себя потомками палестинцев, арабам будет весьма затруднительно.

Арабы безрассудно поступают с историей, изобретая свою собственную уникальную её версию: последовательно обращаясь к Израилю, как к «Палестине», будто бы страна Палестина существовала.

Совершенно неудивителен факт генетического исследования. Генетики обнаружили, что евреи и палестинцы имеют очень похожий HLA генофонд. Их заключение поразительно! Они говорят, что евреи и палестинцы имеют общее древнее ханаанское происхождение.

В то время как арабы со злорадным удовольствием стали называть себя палестинцами, имеют претензии быть коренными жителями области — для них есть очень горькая пилюля: палестинцы не арабы!

Долговечная еврейско-арабская враждебность является борьбой за землю, которая выстроена на квази-теории о том, что арабы являются потомками палестинцев древних времён.

под этим именем во многих местах Библии разумеется земля Ханаанская в теснейшем и более широком смысле. В частности, имя это означало: 1) землю по эту сторону Иордана, противоположную земле Галаадской, Заиорданской; 2) Финикию, т. е. сев. часть земли Ханаанской, при подошве Ливана, жителей которой греки называли финикиянами; 3) наконец, землю Филистимскую. В новейшее время под землей Ханаанской часто разумеют всю Палестину, все земли, занятые евреями, по обеим сторонам Иордана (см. Палестина и Хананеи)

  • - как средство производства, материальное условие и веществ, фактор процесса труда. В с. х-ве 3. - гл. средство произ-ва, данное самой природой. Её осн. свойство, образующее потребит, стоимость 3...

    Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • - третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы...

    Физическая энциклопедия

  • - третья от Солнца планета Солнечной системы, обращаяющаяся вокруг него по эллиптической орбите со скоростью близкой к 30 км/с на среднем расстоянии 150 млн км за период 365, 24 средних солнечных суток...

    Начала современного Естествознания

  • - третья планета от Солнца...

    Астрономический словарь

  • - древнее название Палестины, Сирии и Финикии. Население древнего а: главным образом, семитские племена ханаанеев, из несемитских - хетты и хурриты...

    Исторический словарь

  • - Земля 1. Суша, поверхность суши: Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2-3...

    Слово о полку Игореве - словарь-справочник

  • - : 1) сын Хама, внук Ноя. Х. был проклят Ноем за проступок см. Хама...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - доизраильское назв. терр. Палестины, Сирии и Финикии. Терр. X., границы к-рой изменялись в различные ист. периоды, простиралась от Средиземного м. на 3...

    Советская историческая энциклопедия

  • - под этим именем во многих местах Библии разумеется земля ская в теснейшем и более широком смысле. В частности, имя это означало: 1) землю по эту сторону Иордана, противоположную земле Галаадской, Заиорданской...
  • - младший сын Хама, внук Ноя, родоначальник племен ханаанских...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - древнее, доизраильское название территории Палестины, Сирии и Финикии. Этимология название «Х.» точно не установлена...

    Большая Советская энциклопедия

  • - древнее название территории Палестины, Сирии и Финикии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См. БОГАТСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  сущ. внук Ноя, сын Хама, проклятый Ноем за непочтительность Хама...

    Словарь церковнославянского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 земля палестина рай...

    Словарь синонимов

"Ханаан, земля" в книгах

Ханаан в III и II тысячелетии до н. э

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Ханаан в III и II тысячелетии до н. э Палестина и прилегающие к ней области Финикии уже в III тысячелетии до н. э. представляли собой определенное культурно-историческое единство, хотя здесь и не было единого и более или менее прочного государства. Хананеи, населявшие эту

КНИГА ВТОРАЯ ДОРОГА НА ХАНААН

автора Гомберг Леонид

КНИГА ВТОРАЯ ДОРОГА НА ХАНААН

ДОРОГА НА ХАНААН

Из книги Дорога на Ханаан автора Гомберг Леонид

ДОРОГА НА ХАНААН Много лет спустя после бегства семьи Тераха из Ура, уже живя в Ханаане, Авраам отправит своего старшего раба на север, в Месопотамию, напутствуя такими словами: «Но в мою землю и на мою родину пойдешь, и возьмешь жену сыну моему Ицхаку» (Б. 24; 4). После чего

Ханаан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХА) автора БСЭ

20:1 - 21:35 Израиль снова движется в Ханаан

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

20:1 - 21:35 Израиль снова движется в Ханаан В первый месяц означает, по–видимому, середину марта. Минуло тридцать восемь лет, и наступил сороковой год. Об этом прямо не говорится, но если сравнить список стоянок (20:1 перекликается с 33:36, с учетом ст. 38), то можно обнаружить, что

Глава двадцатая ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ Ханаан, ок. 1200-1125 гг.

Из книги Том 2. Магизм и единобожие автора Мень Александр

Глава двадцатая ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ Ханаан, ок. 1200-1125 гг. В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. Н. Гумилев Вскоре после смерти Моисея израильтяне почувствовали, что они уже не могут больше

Ханаан

Из книги Исход автора Юдовин Рами

Ханаан В Исходе 3:8 упоминается земля Хананеев, Хеттеев, Амореев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. В Самаритянской версии книги Исход и Септуагинте после Ферезеев упоминаются Гергесеи. Это список семи народов Ханаана. Фраза о семи народах упоминается несколько раз в Писании:

7. Перевезение тела Иакова в Ханаан.

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

7. Перевезение тела Иакова в Ханаан. 7. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 8. и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле

Возвращение в Ханаан

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Возвращение в Ханаан 25 Юсуф приказал наполнить их сумки зерном, положить серебро каждого из них обратно ему в мешок и дать им запасов на дорогу; так и было исполнено. 26 Они погрузили зерно на ослов и отправились в путь.27 Когда они остановились на ночлег, один из них развязал

Глава 19 ВОЗВРАЩЕНИЕ ИАКОВА В ХАНААН

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 19 ВОЗВРАЩЕНИЕ ИАКОВА В ХАНААН Эта глава основана на Книге Бытие 34, 35, 37 гл. Перейдя Иордан, Иаков «благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской». Итак, молитва патриарха в Вефиле, просившего, чтобы Господь в мире возвратил его в родную землю,

Обещания и напутствия идущим в Ханаан

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Обещания и напутствия идущим в Ханаан 20 Знайте же, Я посылаю перед вами Ангела, чтобы хранил Он вас в пути и привел на то место, которое Я приготовил для вас. 21 Каждый следи за собой - вам жить при Нем, слушайтесь Его и воле Его не противьтесь, ведь не простит Он умышленного

19. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена; 20. шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

19. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена; 20. шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет. Как колыбель, т.е. детская колыбель или висячая постель для взрослого человека, которую на

Возвращение в Ханаан

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Возвращение в Ханаан 25 Иосиф приказал наполнить их сумки зерном, положить серебро каждого из них обратно ему в мешок и дать им запасов на дорогу; так и было исполнено. 26 Они погрузили зерно на ослов и отправились в путь. 27 Когда они остановились на ночлег, один из них

Ханаан

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Ханаан Фарра, отец Аврама, умер в Харане, и для Аврама настало время отправиться дальше. Быт., 12: 5 .И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего… и пришли в землю Ханаанскую. Ханаан - это название той части Средиземноморского побережья Азии, которая лежит к

Переход в Ханаан

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Переход в Ханаан Одним из потомков Сима был Аврам. Он отличался от окружающих праведностью и глубокой верой в Истинного Бога. Убедившись в праведности Аврама, Господь избрал его, чтобы произвести от него великий народ, и повелел ему идти в чужую страну. Аврам повиновался

- (Быт.1:1 , Пс.23:1) на Еврейском языке называется eretz (эрец). Впрочем Евреи имели и другие различные названия для обозначения слова земля. Иначе она называлась у них словом адама и афар. Названиями эрец и адама вообще означалась вся земля или… …

Земля обетованная - ♦ (ENG Promised Land) земля Ханаанская, или Палестина, обещанная Богом Аврааму (Быт. 12; 17:8) и его потомству; иудеи считают ее особым даром Бога народу Израиля … Вестминстерский словарь теологических терминов

Из Библии (церковно славянский текст). Перевод: Обещанная земля. В Ветхом Завете так именуется Ханаанская земля (область в Палестине), куда Бог хотел вывести евреев из Египта, где они томились в плену. Бог обещал Моисею, что приведет его народ «в … Словарь крылатых слов и выражений

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ - [греч. γῆ τῆς ἐπαγγελίας], библейское наименование (Евр 11. 9) земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам народу Израиля, к рую они получили после исхода из Египта (см. также ст. Израиль древний). Во мн … Православная энциклопедия

Ханаанская земля - Р. Ханаа/нской земли/ (древнее название Палестины) … Орфографический словарь русского языка

обетованная земля - только ед. , устойчивое сочетание 1) Так в Библии называется земля Ханаанская, где течет молоко и мед, обетованная (обещанная) богом Аврааму, т. е. Палестина, куда Бог и привел евреев из Египта, выполняя свое обещание. 2) книжн. Место, куда кто … Популярный словарь русского языка

Под этим именем во многих местах Библии разумеется земля Ханаанская в теснейшем и более широком смысле. В частности, имя это означало: 1) землю по эту сторону Иордана, противоположную земле Галаадской, Заиорданской; 2) Финикию, т. е. сев. часть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (Быт.15:18 , Исх.33:1 и др.) земля Ханаанская, обещанная Господом в наследие Аврааму, Исааку и Иакову. см … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ - так в Библии называется «земля Ханаанская», «где течет молоко и мед» (Исх. 3:8), обетованная (обещанная) богом Аврааму … Атеистический словарь

Обетов’анная земл’я (Евр.11:9) земля, обещанная Господом потомкам Авраама (Быт.15:18). Простиралась она от пределов Египта до Евфрата, но более известна как Ханаанская земля. Евреи после сорокалетнего странствования по пустыням вошли в нее под… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

И представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств . Расположенный между территориями Древней Месопотамии и Древнего Египта , Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока , а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли - финикийцы - основали множество колоний на берегах Средиземного моря , в том числе Карфаген . Ханаан является родиной алфавита , лёгшего в основу греческой и латинской систем письма.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший её местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. По случаю большого праздника к процессии мог присоединиться и простой народ - ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвящённые.

Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры - львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см. Втор.12:3)

Во время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звёздам, общаясь с мёртвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковались и человеческие жертвоприношения . Ханаане приносили детей в жертву Молоху . Рассказывается, что внутри громадного идола этого бога горела печь. Живых детей бросали в распростёртые руки этого идола, кидая детей через них в горящий внизу огонь. В «Библейском справочнике» утверждается, что археологи нашли в Мегиддо руины храма, посвящённого богине Астарте, жене Ваала : «Лишь в нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву… Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей». «Другой ужасный обычай назывался „жертвоприношением на основания“. Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену…»

См. также

Напишите отзыв о статье "Ханаан"

Примечания

Литература

  • «Библейская энциклопедия» - ISBN 5-85524-022-3
  • Анати Эммануэль. Палестина до древних евреев / Пер. А. Б. Давыдовой. - М.: Центрполиграф, 2008. - 416 с.: ил. - Серия «Загадки древних цивилизаций». - ISBN 978-5-9524-3209-3
  • Грей Джон. Ханаанцы: На земле чудес ветхозаветных / Пер. с англ. С. Фёдорова. - М.: Центрполиграф, 2003. - 224, с. - Серия «Загадки древних цивилизаций». - ISBN 5-9524-0639-4
  • Крывелев И. А. Раскопки в библейских странах. - М.: Советская Россия, 1965. - 320 с.: ил.
  • Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001
  • Циркин Ю. Б. История библейских стран. - 2003
  • Lewis Bayles Paton Canaanite Influence on the Religion of Israel//The American Journal of Theology, Vol. 18, No. 2 (Apr., 1914), pp. 205-224. (англ.)

Отрывок, характеризующий Ханаан

– Так она здесь еще? – сказал князь Андрей. – А князь Курагин? – спросил он быстро.
– Он давно уехал. Она была при смерти…
– Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. – Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся.
– Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз.
– Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер.
Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца.
– А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он.
– Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер.
– Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.
Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.
– Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, помните о…
– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.
– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:
– Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…
Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.
Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.
За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.
– Когда это графиня приедет, измучила меня совсем. Ты смотри ж, не говори ей всего, – обратилась она к Пьеру. – И бранить то ее духу не хватает, так жалка, так жалка!
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер) стояла по середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением.
– Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам…
Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
– Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.
– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.
Наташа видимо испугалась той мысли, которая могла притти Пьеру.
– Нет, я знаю, что всё кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё… – Она затряслась всем телом и села на стул.
Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?
– Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего – ничего не знаю… – Она опять заплакала.
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят.
– Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер.
Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
– Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду… – Пьер смутился.
– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
– Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей.
– Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением.
– Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

С конца 1811 го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг, против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.
Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п.
Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку или Наполеону написать к Александру: Monsieur mon frere, je consens a rendre le duche au duc d"Oldenbourg, [Государь брат мой, я соглашаюсь возвратить герцогство Ольденбургскому герцогу.] – и войны бы не было.
Понятно, что таким представлялось дело современникам. Понятно, что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове Св. Елены); понятно, что членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; что принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие; что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной была необходимость употребить их в дело; легитимистам того времени то, что необходимо было восстановить les bons principes [хорошие принципы], а дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан memorandum за № 178. Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас – потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими.
Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие. Такой же причиной, как отказ Наполеона отвести свои войска за Вислу и отдать назад герцогство Ольденбургское, представляется нам и желание или нежелание первого французского капрала поступить на вторичную службу: ибо, ежели бы он не захотел идти на службу и не захотел бы другой, и третий, и тысячный капрал и солдат, настолько менее людей было бы в войске Наполеона, и войны не могло бы быть.