Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Вестготы - это древнегерманское племя. Вестготское королевство

Вестготы - это часть готского племенного союза, который распался к третьему веку. Они были известны в Европе со второго по восьмой век. Племена вестготов смогли создать собственное сильное государство, соперничать за военное могущество с франками и византийцами. Конец их истории как отдельного королевства связан с приходом арабов. Оставшихся вестготов, которые не подчинились мусульманскому миру, можно считать прародителями аристократии будущей Испании.

Кто такие готы?

Со второго века в Европе появились древнегерманские племена, которые назывались готами. Предположительно они имели скандинавское происхождение. Разговаривали они на готском языке. На его основе епископ Вульфил разработал письменность.

Племенной союз состоял из трех основных ветвей:

  • остготы - это группа, которую считают далекими предками итальянцев;
  • крымские готы - группа, которая откочевала в Северное Причерноморье;
  • вестготы - группа, которая считается далекими предками испанцев с португальцами.

Происхождение названия

Чтобы лучше понять, кто такие вестготы, следует подробней узнать о названии племени. Точное происхождение названия так и не было установлено. Но существует несколько версий. По одной из них слово «вест» происходит от готского языка «мудрый», тогда как «ост» - «блестящий». По другой версии слово «вест» означает «знатный», а «ост» - «восточный».

В ранние времена вестготов называли тервингами, то есть «людьми лесов», а остготов именовали гревтунгами, что означало «жители степей».

Так готов называли до пятого века. Позже их стали называть «западными» и «восточными» готами. Случилось это из-за того, что Иордан несколько переосмыслил книгу Кассиодора. На тот момент вестготы контролировали западные земли Европы, а остготы - восточные территории.

Союз с Римом

Вестготы начали свою самостоятельную историю в третьем веке, когда перешли Дунай и вторглись в земли Римской империи. К этому времени они отсоединились от остготов. Это позволило им принимать самостоятельные решения относительно места своего расселения и прочих нюансов. Окончательно вестготы смогли расселиться на Балканском полуострове, после того как его покинули римляне в 270 году.

Спустя пятьдесят лет вестготы заключили союз с Константином Великим. Император предоставил им статус федератов, то есть союзников. Такое поведение Рима было обычным делом по отношению к племенам варваров. По договору вестготы обязались охранять границы Римской империи и поставлять своих людей для военной службы. За это племена получали ежегодную плату.

В 376 году германские племена сильно страдали от гуннов. Они обратились к правителю Валенту, чтобы он разрешил им поселиться во Фракии, с южной стороны Дуная. Император дал на это свое добро. Но это привело к другим неприятностям.

Из-за серьезных противостояний с римлянами, которые стали наживаться на вестготах, последние начали открытое восстание. Оно переросло в войну, продолжавшуюся с 377 по 382 гг. Вестготы нанесли римлянам тяжелейшее поражение в битве под Адрианополем. Был убит император со своими военачальниками. Так началось падение Римской империи, которая больше не контролировала северные границы.

Перемирие состоялось в 382 году. Вестготы получили земли, ежегодную плату за поставку воинов для имперской армии. Постепенно стало формироваться королевство вестготов.

Правление Алариха Первого

К концу четвертого века был избран первый король вестготов. Он получил власть над всем племенем. В это же время по договору с империей вестготы поддержали Феодосия Великого, который боролся с Евгением. Они понесли серьезные потери в боях. Это стало причиной мятежа, который возглавил король Аларих I.

Сначала вестготы со своим королем решили захватить Константинополь. Но город был прекрасно защищен. Мятежники сменили планы и направились в Грецию. Они опустошили Аттику, разграбили Коринф, Аргос, Спарту. Многих жителей этих полисов вестготы угнали в рабство. Чтобы избежать разграбления, Афинам пришлось откупиться от варваров.

В 397 году римская армия окружила войско Алариха, но ему удалось вырваться. Далее вестготы вторглись в Эпир. Военные действия смог приостановить император Аркадий. Он откупился от племени и наградил Алариха званием магистра армии Иллирика.

Завоевание Рима

В начале пятого века Аларих решил пойти в Италию. Его смог остановить Стилихон со своей армией. После заключения договора Аларих вернулся в Иллирик.

Через несколько лет Стилихон скончался. Это означало прекращение действия договора, и началось вторжение вестготов в Рим. В городе, который осадили варвары, не хватало провианта. Вскоре Вечный город сдался. Он должен был выплатить контрибуции ценностями и рабами. Аларих получил тысячи фунтов золота, серебра, шкур, шелковых платьев, а также множество рабов, которые были приняты в армию вестготов.

Помимо ценностей, Аларих запросил у императора Гонория земли для своего племени. После получения отказа он вновь захватил Рим. Случилось это в 410 году. Примечательно, что германское племя не причиняло городу существенных повреждений. Из этого напрашивается вывод, что вестготы - это не представители обычных варваров. Они совершали грабеж и хотели получить земли для создания собственного королевства, но не стремились уничтожить все на своем пути.

Завоевание Аквитании

После разграбления Рима Аларих решил покорить побережье Африки. Помешало этому уничтожение флота из-за сильной бури. Вскоре скончался и король вестготов. Его планы так и не были выполнены.

Следующие короли не правили долго. Исследователи связывают это с тем, что они выступали за союз с Римом. Многие знатные семьи были против договора с империей. Однако союз все же был заключен, он принес свои плоды. В 418 году император Гонорий пожаловал племени земли в Аквитании, которые они могли использовать для поселения. С этого времени начало формироваться королевство вестготов.

Центром королевства стал город Тулуз. А королем был избран внебрачный сын Алариха Теодорих. Он правил вестготами в Аквитании тридцать два года. Правитель раздвинул границы своего королевства. Его смерть была связана с легендарным сражением против Аттилы. Готы и римляне одержали победу над гуннами, но слишком большой ценой.

Далее короли вестготов сменяли один другого. Началась междоусобица, которая завершилась после прихода к власти Эвриха. Период его царствования считается расцветом вестготского королевства. Его территория распространялась на Южную и Среднюю Галию, было самым большим из всех варварских держав, которые сформировались на развалинах былой империи.

Вестготы - это племя, которое смогло не только создать собственное государство, но и составить свои законы. Они постоянно корректировались и пополнялись новыми законами. В 654 году они легли в основу Вестготской правды.

Утрата былого могущества

В конце пятого века у готов появились новые враги - франки. Вестготы это осознали в 486 году, когда Хлодвиг Первый одержал победу над последним влиятельным римским полководцем по имени Сиагрий.

Правителем вестготов к этому времени стал Аларих Второй. Он поддерживал хорошие отношения с остготами, поэтому участвовал в походе против франков в 490 году. Но в начале шестого века франки и вестготы подписали мир.

Он продержался пять лет, пока Хлодвиг не нарушил его в 507 году. Битва при Вуйе привела к тому, что король западных готов погиб, а его народ потерял значительную часть своих земель в Аквитании.

Положение ухудшилось после прихода к власти Гезалеха. Король не желал сражаться и бургунды с франками продолжили захват вестготского королевства. Ситуацию исправил остготский правитель. Теодорих Великий смог остановить наступление франков. Он стал править обоими народами.

Следующие правители продолжили борьбу с франками. Но больших успехов не добились. К тому же, более могущественным врагом выступила Византия. За этот период столица вестготов переместилась сначала в Нарбонну, а позднее в Барселону.

Могущество вестготскому королевству ненадолго смог вернуть король Леовигильд. Он перенес столицу в Толедо, начал чеканить собственные монеты, занялся законами.

Толедское королевство

Леовигильд был соправителем своего брата Лиувы. Позднее он стал единоличным правителем. Леовигильд стал королем в момент политической анархии. Магнаты не желали считаться с центральной властью. Каждый из них превращал свои земли в небольшое государство.

Леовигильд решительно взялся за защиту королевского престола. Он стал вести борьбу с внутренними и внешними противниками. Он не сдерживал себя в этой борьбе. Многие знатные вестготы поплатились своей жизнью за свои богатства. Король пополнял государственную казну за счет ограбления граждан и обирания врагов. Не обходилось без мятежей со стороны магнатов и крестьян. Все они были подавлены, а мятежники казнены.

В своей власти король опирался на низшие слои населения. Это ограничило могущество магнатов, которые были опасными врагами королевской власти.

Внешняя политика:

  • В 570 году началась война с Византией. Вестготы смогли потеснить византийцев. Последние не получили помощи от Константинополя и стали договариваться о мире.
  • В 579 году король женил старшего сына на франкской принцессе. Брак не только не привел к заключению мира между народами, но вызвал раздоры в королевском доме. Это привело к мятежу против короля, которое удалось подавить лишь в 584 году. Леовигильду пришлось казнить старшего сына.
  • В 585 году король подчинил себе свевов, их королевство прекратило существовать.

Леовигильд желал построить государство, которое бы походило на Византию. Он стремился создать империю не только по территориальному признаку, но и по внешнему облику. Для этого был установлен пышный дворцовый церемониал, король начал носить корону, богатые одеяния.

Умер правитель своей смертью в 586 году. Перед этим он уничтожил знатные семьи, представители которых могли бы претендовать на престол. Королем стал сын Леовигильда Реккаред. Во внешней политике он продолжил деятельность отца.

Постепенно Франкское государство стало оттеснять вестготов на суше. Из-за отсутствия серьезного флота Толедское королевство не могло отстаивать свои интересы на море.

Некоторые правители вестготского королевства:

  • Гундемар - воевал с византийцами и басками.
  • Сисебут - подчинил себе рукконов и астурийцев, начал создание флота, проводил преследования иудеев.
  • Свинтила - окончательно изгнал византийцев из Толедского королевства.
  • Сисенанд - в годы правления состоялся четвертый постановивший, что вестготских королей отныне будут выбирать на собраниях знати и духовенства.
  • Хиндасвинт - боролся с непокорной знатью, считается последним сильным королем вестготов.
  • Вамба - усилил светскую власть, но ненадолго, поскольку был свергнут.
  • Эрвиг - примирился с духовенством, ограничил права иудеев, отражал нападения франков.
  • Эгик - жестоко преследовал евреев, которых лишили всех прав, продавали в рабство, а детей с семи лет забирали от родных и отдавали на перевоспитание в христианские семьи.

Правитель Вамба был свергнут довольно хитрым способом. Ему дали выпить напиток, который лишил его сознания. Придворные решили, что правитель мертв, и переодели его в монашеские одежды. Так положено было сделать по обычаю. В результате король перешел в духовное звание, лишившись власти. После того как Вамба очнулся, ему пришлось подписать отречение и уйти в монастырь.

Окончательное падение государства

В конце седьмого века Эгик сделал своим соправителем сына. Позже Витиц стал править самостоятельно. Преемником Витица стал Родерих. В это время вестготы столкнулись с сильным противником - арабами.

Предводителем арабов был Тарик. В начале восьмого века он с войском переправился через Гибралтар и смог разбить готов в бое при Гвадалете. Король вестготов погиб в этом бою.

Довольно быстро арабы сумели завоевать полуостров, на котором создали Кордовский эмират.

Успех арабского завоевания связывают со многими факторами:

  • слабость королевской власти вестготского королевства;
  • постоянная борьба готской знати за трон;
  • завоеватели умело манипулировали противниками, они предлагали вестготам приемлемые условия капитуляции.

Многие знатные семьи готов приняли новую власть. За ними сохранялись их земли, возможность управлять своими делами. Также им разрешили сохранить веру.

Вестготы еще существовали на северо-восточных землях. Они смогли противостоять арабам и не пустили их на свою территорию. Королем там стал Агила Второй. Сохранившиеся земли стали плацдармом для Реконкисты. Также из королевства впоследствии появилась средневековая Испания.

Верования

Изначально готы были язычниками. В первой половине четвертого века они стали приверженцами арианского направления христианской веры. В этом им помог священник по имени Вульфил. Сначала он сам принял христианство в Константинополе, а после этого составил алфавит для готского языка. Также он перевел Библию на готский язык, назвав ее «Серебряным Кодексом».

Вестготы были арианами до конца шестого века, пока в 589 году король не провозгласил основной религией христианство западного направления. Другими словами, вестготы стали католиками. К концу существования королевства, духовенство пользовалось значительными привилегиями и имело много прав. Они могли влиять на избрание очередного короля.

Достижения

Чтобы понять, кто такие вестготы, следует больше узнать об их культурном наследии. Известно, что в архитектуре они использовали подковообразные арки, делали кладку из тесаного камня, украшали здания растительным либо животным орнаментом. Архитектура готов, так же как и скульптура испытала существенное влияние искусства Византии.

Известные церкви германского племени:

  • Сан-Хуан-де-Баньос - была основана при короле Реккесвинтоне в Паленсии.
  • Санта-Комба - создана в восьмом веке в Оренсе.
  • Сан-Педро - создана в Сарагосе.

Благодаря находке сокровищ в Гварразаре исследователи смогли многое узнать о прикладном искусстве вестготов. Они были захоронены вблизи Толедо. Предполагается, что сокровища были дарами от королей для церкви.

Все элементы были сделаны из золота. Они были украшены драгоценными камнями, среди которых были агаты, сапфиры, горный хрусталь, жемчуг.

Находка в Гварразаре не была единственной. В ходе других археологических раскопок были обнаружены изделия из металла, стекла, янтаря. Это были бусы, пряжки, броши, фибулы.

По находкам исследователи сделали выводы, что в ранний период существования вестготов они делали украшения из бронзы. Их украшали цветными вставками из стекла, эмали, полудрагоценных камней красных оттенков. Изделия позднего периода создавались под влиянием Византии. На них делали орнамент внутри пластины, мотивы были растительными, животными или религиозной тематики.

Наиболее известной находкой считается корона Реккесвинта. Она выполнена в виде широкого золотого обруча, на котором размещены двадцать две подвески из золотых букв и драгоценных камней. Из букв можно прочесть фразу, которая переводится как «Дар короля Реккесвинта». Драгоценная корона подвешена за четыре золотые цепи, которые на вершине скреплены замком, напоминающим цветок. Из центра замка спускается цепь, на конце которой расположен массивный крест. Он изготовлен из золота и украшен сапфирами и жемчугом.

Важнейшей задачей вестготских королей, утвердившихся на Пиренейском полуострове, стало обеспечение единства разнородного и разрозненного испанского общества. Пограничные конфликты, мятежи внутри страны, отсутствие преемственности королевской власти – всё это создавало бесконечную череду проблем, с которой боролись, но так до конца и не справились вестготские короли. Между тем, Европе практически не было дела до того, что творится за Пиренеями.

Благочестивый мятежник

Как помним, в 573 году король вестготов Леовигильд назначил соправителями своих сыновей Герменегильда и Реккареда. Стремясь укрепить границу с франками, наседавшими на Септиманию – владения вестготов за Пиренеями на территории современной Франции, – Леовигильд женил старшего сына на дочери франкского короля Ингунде (Ингузе). Этот брак был заключён в 579 году и быстро привёл к жестокой распре внутри вестготского королевства.

Дело в том, что Ингунда была ревностной католичкой, в то время как вся королевская вестготская семья исповедовала старую «готскую веру» – арианство. Наибольшее религиозное рвение проявляла жена Леовигильда, королева Гоисвинта (Гозвинта, Гозвинда).

Гоисвинту Леовигильд «унаследовал» от своего предшественника вместе с королевским троном. Сыновьям-соправителям, Герменегильду и Реккареду, эта дама приходилась мачехой: Леовигильд был женат на ней вторым браком. Имя его первой жены неизвестно, а сообщение о том, что её звали Феодосия и что она была византийского происхождения, видимо, следует считать легендарным.

Итак, в королевской семье начались раздоры. Гоисвинта требовала, чтобы Ингунда обратилась в арианство. Злая свекровь даже «схватила девушку за волосы, бросила её на землю и до тех пор её била башмаками, пока у неё не выступила кровь, затем она приказала снять с неё одежду и окунуть в пруд» (видимо, пытаясь насильственно «перекрестить» в арианство), как сообщает епископ Григорий Турский. Однако Ингунда стойко держалась католической веры.

В конце концов, Леовигильд отправил старшего сына с женой в Севилью в качестве правителя области Бетика, удалив его тем самым от своего двора.

Испания при вестготах

В Севилье, вдали от отцовского присмотра, Герменегильд уступил просьбам жены и перешёл в католичество. Тотчас поднялось восстание: города, где преобладали католики, объявили Герменегильда своим государем, а еретика Леовигильда признавать королём отказались. Леовигильд отправил к сыну послов, убеждая того прекратить бунт. Герменегильд же развязал полномасштабную войну против отца и одновременно повёл тайные переговоры с византийцами.

Чтобы лишить мятежного сына возможности получать помощь от сторонников, Леовигильд начал последовательно преследовать всех влиятельных католиков в больших городах. «Многие были обречены на изгнание, лишены имущества, истощены голодом, посажены в тюрьму, подвергнуты избиению и погибли от различных наказаний. Зачинщицей же этого злодеяния была Гоисвинта» , – сетует Григорий Турский и тут же мстительно прибавляет, что королеву постигла кара свыше: бельмо затянуло один её глаз.

В 582 году Леовигильд наконец отправил против Герменегильда войска. К тому времени на стороне восставших находились такие значительные города, как Мерида и Касерес. Дважды правительственные войска терпели поражение от мятежников, причём Герменегильд, засевший в Севилье, даже отчеканил монеты, на которых запечатлел свои победы.

Тогда Леовигильд выступил против непокорного сына лично и с большим трудом овладел Касересом, а затем Меридой. Дипломатической победой короля стало полученное от византийцев обещание отказаться от помощи Герменегильду. Утверждают, что ради этого Леовигильд раскошелился на страшную сумму в 30 000 солидов.

В 583 году Леовигильд осадил столицу Герменегильда Севилью – однако взять город штурмом сумел только спустя два года. Во время штурма Герменегильда в Севилье не было – он объезжал Бетику, собирая подкрепление, и временно остановился в Кордове. Когда же к Кордове приблизились королевские войска, Герменегильд вынужден был сдаться отцу. Григорий Турский изображает этот эпизод так:

«Герменегильд, лишённый помощи, увидел, что никак не сможет одолеть отца. Он устремился к расположенной поблизости церкви, при этом говоря: «Да не пойдёт отец мой против меня, ибо противоестественно, чтобы сын убивал отца или отец сына». Услышав эти слова, Леовигильд послал к нему его брата (Реккареда), который, после того как дал ему клятву в том, что Герменегильд не будет подвергнут никакому унижению, сказал: «Подойди сам к нашему отцу и пади перед ним ниц, и он всё тебе простит». Герменегильд бросился к ногам отца. Подняв его и поцеловав, отец успокоил его льстивыми речами и привёл в лагерь. Пренебрегая клятвой, он подал знак своим, приказав схватить его, снять с него одежду и надеть на него рубище. Вернувшись в город Толедо, он отнял у него слуг и отправил его в изгнание лишь с одним слугой».

Сперва Герменегильд был сослан в Валенсию; оттуда пленника перевели в Таррагону, где он и был тайно умерщвлён – неизвестно, по инициативе ли местных ариан или же по секретному распоряжению самого Леовигильда. Так закончилась шестилетняя гражданская война в Вестготском королевстве. Впоследствии Герменегильд был объявлен пострадавшим за истинную веру и канонизирован как святой, а младший брат мученика Реккаред лично расправился с его убийцами.


Смерть Герменегильда (картина Алонсо Васкеса, 1602 год)

Что касается его жены Ингунды, то она, как сообщает в «Истории лангобардов» хронист Павел Диакон, с маленьким сыном бежала в Галлию, но на границе была задержана. Её увезли в Сицилию, где она и умерла, а сына отправили в Константинополь к императору Маврикию.

«Равноапостольный» король

В 586 году Леовигильд умер, а на престоле его сменил Реккаред. Новый король решил покончить с религиозной рознью. В 589 году он созвал в Толедо III Поместный собор. На этом соборе сам король Реккаред и виднейшие представители готской знати и арианского духовенства подписали ортодоксальный символ веры. Отныне официальной религией в Испании становилось католичество.

Вдовствующая королева Гоисвинта пыталась организовать арианский заговор и даже поддержала восстание знати, которая оставалась верной традиционной «вестготской религии». Этим раздором воспользовались католики-франки, которые тотчас вторглись в Септиманию, однако Реккаред разгромил франков, а зачинщиков мятежа предал смерти или изгнанию. Впрочем, арианская «партия» так и не сдалась до самого конца вестготского королевства.


Реккаред на церковном соборе принимает католичество

По мысли Реккареда, установление конфессионального единства должно было создать предпосылки для слияния основных этнических групп, населявших Испанию. В стране теперь оставалась единственная группа, которая сохраняла собственную религию, – евреи. Они жили в Испании со времён императора Адриана, и до некоторых пор их положение было вполне удовлетворительным: они могли занимать общественные должности и вступать в брак с христианами.

Притеснения начались при Леовигильде. Реккаред и его преемники вынуждали евреев принимать христианство под страхом конфискации имущества и изгнания. В дальнейшем антииудейские законы ужесточались всё больше.

Ещё одно важное значение III Толедского собора заключалось в том, что король был вознесён на сакральный уровень и объявлен «священнейшим правителем, исполненным божественного духа… ибо он исполнил апостольский долг» . Иными словами, вестготский король, подобно византийскому императору, объявлялся «равноапостольным».

В дальнейшем взаимопроникновение церковной и светской областей государственной жизни будет только усугубляться. На Толедских соборах будут обсуждаться светские законы, и каждый новый вестготский король, даже захвативший власть путём переворота, получит от «своей» церкви одобрение и освящение.

Нельзя сказать, чтобы внутренние враги были усмирены раз и навсегда. Об одном из выступлений «оппозиции» сообщает в своей «Хронике» епископ Иоанн Бикларский:

«Когда Реккаред правил, наслаждаясь ортодоксальным миром, ему были ниспосланы домашние интриги. Ведь некто из его спальни, а также герцог провинции по имени Аргимунд, стремясь захватить власть, составили заговор против короля Реккареда, намереваясь, если удастся, лишить его и королевства, и жизни. Но коварство этого нечестивого заговора было раскрыто, (Аргимунд) схвачен и ввергнут в железные оковы; после допроса сообщники его сознались в нечестивом коварстве и были казнены, понеся заслуженную кару».

Реккаред укрепил границы королевства, подавил внутренние мятежи и сделал всё для того, чтобы вестготской власти был подчинён весь полуостров. Он умер в 601 году, оставив королевство почти единым и почти процветающим. Именно с этого момента начинается своеобразная изоляция готской Испании. Европе до неё как будто нет никакого дела.


Развалины Реккополиса – города, названного в честь Реккареда и одной из столиц вестготов

Франки в тот момент не были способны на какие-либо серьёзные действия и перестали представлять интерес как в качестве союзников, так и противников. Септимания на время утвердилась за вестготами. С королевством лангобардов в Италии у наследников Реккареда практически не имелось точек соприкосновения. Византию занимала борьба с Персией, а с 632 года – с арабами, и ей также определённо было не до того, что происходит за Пиренеями.

Вестготское королевство казалось «потерянным» для европейской политики. Да и вестготы практически не уделяли внимания тому, что происходило за пределами их страны. А между тем, к Испании приближалась новая угроза, о всей серьёзности которой вестготы пока не догадывались.

Время раздоров

Первого вестготского властителя, который столкнулся с мусульманскими завоевателями, звали Вамба. Этого короля избрали на трон в день смерти его предшественника, и произошло это в 672 году.

Вамба был родовитым вестготом. Кстати, само его имя может быть не собственно именем, а прозвищем – оно означает «толстяка», «человека с большим брюхом».

Уже немолодой король, тем не менее, энергично взялся за дело. Сначала он воевал с мятежным графом Нима Хильдерихом, не признававшим власти нового короля. Однако лично покончить с этой проблемой Вамба не успел – в очередной раз восстали баски. На сей раз они добрались до Сарагосы, и Вамба поневоле переключился на них как на более серьёзную угрозу. Против Хильдериха, по приказанию Вамбы, выступил герцог Септимании по имени Павел. Тот, разгромив Хильдериха, в свою очередь провозгласил королём лично себя и короновался в Нарбонне.

Теперь Вамбе пришлось сражаться уже против Павла. Не встречая серьёзного сопротивления, король перешёл Пиренеи и захватил опорные пункты восставших. В «Истории короля Вамбы» епископ Юлиан Толедский подробно излагает эти события:

«После того как Нарбонн была захвачен и подчинён, наше войско бросилось в погоню за Павлом, который обосновался в Ниме и собирался держать там оборону. Следом сдались города Биттеры и Агаф… Наши отправились прямо на Ним, чтобы завоевать его. Впереди было приказано идти авангарду во главе с четырьмя полководцами. Из него был выделен отряд молодых воинов, который шёл примерно в тридцати милях впереди.

Это войско славно обрушилось на Ним, где Павел готовился к сражению, вместе с отрядами галлов и собравшимися там франками. Упредив засады, расставленные мятежниками, и совершив быстрый марш, проделанный в течение одной ночи, наши боевые порядки… показались, как только забрезжил рассвет.

[Враги]… заподозрив хитрость и засаду, посчитали лучшим вести сражение изнутри города, со стен, нежели за его пределами встретиться с неожиданной опасностью… Когда над землёй взошло солнце, наши вступили в сражение. Сначала все увидели тучу камней… Они смяли поставленных на стены (для обороны) воинов всеми возможными метательными снарядами, копьями и стрелами; хотя, впрочем, и враги, сопротивляясь, поразили многих наших брошенными дротиками. Ну что я могу сказать ещё? Жестоко с обеих сторон велась битва…»

Последний оплот Павла – римский амфитеатр Нима – пал, и мятежный герцог был вынужден сдаться. В стране как будто воцарился мир.


Толедо (гравюра XIX века)

Новая угроза пришла извне – первые признаки той бури, которая через 40 лет окончательно сокрушит вестготское королевство в Испании. Северное побережье Африки было захвачено воинственными арабами. Не желая останавливаться на достигнутом, арабы направили к восточному берегу Пиренейского полуострова флотилию. Вамба отбил вторжение и нанёс захватчикам урон в живой силе и кораблях.

Все эти неурядицы заставили Вамбу обратить большее внимание на армию. К этому времени среди вестготов появилось обыкновение уклоняться от воинской службы. Наверное, если бы о таком рассказать Алариху, тот просто не поверил бы собственным ушам. Вамба же вынужден был издавать законы, согласно которым все обитатели полуострова под страхом различных наказаний обязывались участвовать в войне – в частности, гражданин, не выполняющий воинский долг, терял личную свободу.

Витица и его сыновья

Король Вамба пал жертвой интриги. 14 октября 680 года на пиру Эрвиг, родственник предшественника Вамбы, короля Хиндасвинта, поднёс Вамбе в напитке яд. Вамба потерял сознание – все были уверены, что он умирает. Согласно обычаю, на короля надели монашескую одежду, дабы он предстал перед Господом в одеянии святости.

Согласно одной версии, король тогда не умер. Когда через несколько часов он очнулся, то узнал, что успел перейти в духовное звание и тем самым лишился возможности управлять страной. После этого отрекшийся от престола Вамба прожил ещё 12 лет в монастыре. Другая версия событий сводится к тому, что Вамба скончался вскоре после того, как был отравлен, 30 сентября или 14 октября 680 года. Так или иначе, престол он потерял.

Власть перешла к Эрвигу, который умер 15 ноября 687 года, назначив преемником своего зятя Эгику. Эгика, племянник по материнской линии Вамбы, занимался преследованием его врагов, а епископ Толедский Сисберт, в свою очередь, организовал заговор против Эгики, и одно время «королём» в Толедо считался некий Сунифред (о котором ничего не известно, кроме того, что он дерзко чеканил свою монету).

В 694 году население Испании выкосила страшная эпидемия чумы. О масштабах бедствия говорит хотя бы тот факт, что вестготское правительство временно приостановило жёсткие антииудейские законы и разрешило христианам пользоваться услугами иудеев.

С 698 года соправителем Эгики уже считался его сын Витица (Витик, Витиза). Таким способом Эгика пытался обеспечить за сыном королевскую власть. В конце 702 года Эгика скончался.

Правление Витицы счастливым определённо не было. Между 707 и 709 годами в Испании лютовал голод, к которому присоединилась чума. Хроники говорят о том, что король вёл распутный образ жизни, и даже, в силу своей развращённости, принуждал клириков брать себе жён. Согласно одной из версий, такое решение было продиктовано тем обстоятельством, что Испания после эпидемий обезлюдела, и король пытался увеличить численность населения любой ценой.

Витица также попытался обеспечить трон своим сыновьям, насчёт количества и имён которых существуют разные мнения. Одни историки называют трёх сыновей Витицы – Аламунда, Ромулуса и Ардабаста. Другие склонны считать сыном Витицы короля Агилу II (Ахилу II). Дитрих Клауде считает, что Агила был не сыном, а только лишь сторонником Витицы.

Сын (сыновья) Витицы скоро станут знаменем оппозиции, и через несколько лет это послужит одной из причин гибели всего королевства. А пока события развивались привычным образом. В 709 или 710 году Витица умер в Толедо. Знать, не желая признавать права Агилы или других сыновей Витицы на престол и сломив сопротивление сторонников Витицы, избрала новым королём герцога Бетики Родериха.

Это и был тот самый «Родриго», которому будет суждено стать последним вестготским королём. Именно при нём вестготское королевство станет поистине «потерянным» – оно будет захвачено арабами и исчезнет с карты мира навсегда, перейдя в предания и песни.

Окончание следует.

Разъединённые смутами, последние вестготские короли оказались беспомощны перед лицом нашествия, и после поражения 711 года вестготское королевство в Испании фактически прекратило своё существование. Практически все популярные статьи на эту тему сходятся на том, что в 711 году был убит Родерих, последний христианский король Испании, после чего власть вестготов сразу же пала. Но факты говорят о том, что процесс завоевания полуострова арабами оказался более сложным, чем принято считать.

Опасность надвигается

В своей замечательной книге «История мусульманских династий в Испании» историк Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари (1578-1632) приводит три причины, почему произошло завоевание Испании: воля Аллаха, бесчестье, нанесённое королём Родерихом дочери владыки Сеуты Юлиана («Илиана»), и, наконец, разрушение магической силы некоего волшебного талисмана, созданного ещё «греками» для того, чтобы охранять страну от захватчиков.

Впрочем, сам историк в качестве основной причины называет не одну из перечисленных трёх, а ту, которая ему представляется наиболее реальной: то обстоятельство, что правителем Африки и дальних земель был назначен Муса ибн Носсейр.

Золотая монета короля Родериха

В Африке этот арабский завоеватель подчинил берберов, обратил их в ислам и захватил Танжер - главный опорный пункт края, где посадил своего ставленника по имени Тарик ибн Зейад, которого одни считали вольноотпущенником Мусы, другие свободным человеком из берберского племени.

Когда эти славные деяния были окончены, Муса не без огорчения «не увидел более противников, на которых можно напасть». Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари сообщает: «Когда он обнаружил, что основные города [африканского] побережья уже взяты, он написал своему вольноотпущеннику Тарику… и приказал его войску приготовиться к вторжению в землю Андалусии».

Согласно другой версии, на Андалусию натравливал арабов правитель Сеуты Юлиан. Своим новым друзьям Юлиан описывал вестготов «ослабленными внутренними беспорядками, испорченными привычкой к роскоши и длительным миром».

Традиционно передают историю о дочери Юлиана по имени Флоринда (или Ла Кава), которая прибыла к королевскому двору в Толедо. Там король Родерих влюбился в неё без памяти (согласно поздним романсам - он подсмотрел, как она моет в ручье волосы, «это чудо золотое», и потерял голову). По каким-то причинам взять её в жены Родерих не смог или не захотел. Юлиан жаждал отомстить вестготскому королю за бесчестье дочери и поэтому-то и заключил союз с мусульманами.

Арабская конница (средневековая миниатюра)

Другая, менее поэтическая, но куда более вероятная причина заключается в том, что Юлиан, очевидно, был сторонником Витицы. Как помним, после смерти короля Витицы власть перешла не к его сыну, а к герцогу Бетики Родериху, избранному знатью. Соответственно, сторонники Витицы и его наследника (или наследников) перешли в стан оппозиции и начали искать себе союзников среди внешних врагов Испании. В пользу этой версии говорит тот факт, что, пока жив был Витица, Юлиан стойко оборонял от войск Мусы доверенную ему Сеуту (крепость во владениях вестготов на северном побережье Африки), а вот после коронации Родериха Юлиан почти сразу сдал крепость арабам и сделался их лучшим другом.

В 709 году арабы высадились в районе порта Альхесирас, причём действовали они совместно с Юлианом. Но тогда ничего больше не произошло - вылазка оказалась простой рекогносцировкой.

События получили развитие через год, когда в Испанию «заглянул» отряд из четырёхсот пехотинцев и ста конников под командой Тарика, который «жаждал испытать воинское счастье». Эти пять сотен разграбили плодородную местность в районе Альхесираса, но ни одну крепость не взяли. Они лишь установили, что в стране имеется много богатств и что захваченные рабы красивы. Попробовав Испанию «на зуб», захватчики опять удалились.

Вторжение

В 711 году в Испании высадилось гораздо более значительное войско. Арабский историк перечисляет все данные, какие ему удалось собрать касательно этой высадки. Называют цифру в семь тысяч человек, и в десять, и в двенадцать. Все источники сходятся в одном: подавляющее большинство «армии вторжения» Тарика составляли берберы, а «истинных арабов» среди них насчитывались единицы: на двенадцать тысяч берберов - всего шестнадцать арабов, или на десять тысяч берберов триста арабов.

Кораблей тоже было не много: говорят, Юлиан сумел найти только четыре купеческих судна. Они-то и перевозили через пролив войско, совершив несколько рейсов.

Родерих и Тарик (миниатюра из средневекового манускрипта)

Высадка произошла 19 или 20 июня 711 года. На берегу Тарика остановила некая женщина, вдова гадателя, и сообщила ему, что Испанию, согласно предсказанию, завоюет человек, у которого на левом плече есть родинка с чёрным волосом. Тарик тотчас обнаружил у себя такой знак. Предсказание оказалось правдивым. Войско под командованием Тарика и Юлиана овладело Альхесирасом.

Далее захватчики двинулись к Кордове. Там их встретил племянник короля - одни источники называют его «Венций», другие - Теодомир (у арабов - Тудмир), которому поручено было охранять приграничье. Ценой поражения он сумел задержать продвижение противника, а к Родериху (у арабов - Лудхерику) был направлен вестник с сообщением о вторжении. Арабский историк приписывает вестнику такие выражения: «В нашу землю вторгся народ, чьи имя, страна и происхождение неизвестны мне. Я не могу даже сказать тебе, когда они прибыли - пали ли они с небес или вылезли из-под земли».

Родерих в это время находился в Памплоне - воевал с франками и с упрямыми непокорными басками. Пришлось ему оставить этого врага и обратить внимание на гораздо более серьёзную угрозу. Король отправился в Кордову и оттуда разослал письма всем вестготским властителям, призывая их забыть распри и объединиться перед лицом нашествия.

Не лишено основания предположение арабского историка о причинах, по которым некоторые политические противники Родериха замыслили предательство. Они судили о вторжении Тарика по предыдущим арабским набегам и считали, что Тарик наверняка желает лишь «наполнить руки добычей», а затем уйдёт. Так пусть же чужестранцы «разберутся» с Родерихом и таким образом избавят сыновей Витицы от узурпатора! А уж когда враги уйдут, оппозиционная вестготская знать посадит на трон того, кто будет ей угоден.

Битва на Гвадалете

Решающая битва произошла в воскресенье 19 июля 711 года в провинции Кадис. Её называют обычно «сражение на реке Гвадалете». Некоторые историки полагают, что у Родериха, несмотря ни на что, имелся шанс победить. Роковую роль для короля сыграло предательство: часть его войск оказалась подкуплена друзьями и родственниками сыновей Витицы.

При описании этой битвы пользуются, как правило, красочным рассказом аль-Маккари, забывая о том, что этот добросовестный автор обычно перечисляет все версии события, не пытаясь согласовать их между собой, и прибавляет, что как обстояли дела на самом деле - ведает лишь Аллах.

Согласно его повествованию, похожему на восточную сказку, вестготский король прибыл на поле боя в корзине с шёлковым навесом, которая была прикреплена между двух мулов. Изнеженный и слабый, он в ужасе смотрел на войско Тарика. Дело в том, что король был потрясён неким сбывшимся предсказанием. Родерих, если верить аль-Маккари, заранее знал, как должно выглядеть войско, которому покорится Испания («Андалус»).

«Битва на Гвадалете» (художник Мариано Барбасан, 1882 г., фрагмент)

Некогда - неторопливо повествует арабский автор - этой землёй владели мудрые «греки». Они «обратились к звёздам» и узнали, что лишь два народа могут нарушить их спокойную комфортную жизнь: арабы и берберы. Мудрая и прекрасная дочь властителя Кадиса, однако, обещала свою руку мудрецу, который создаст талисман, способный предохранить страну от нашествия берберов. Наиболее любознательных отсылаем к длинному и витиеватому рассказу арабского историка, а для краткости сообщим, что такой талисман был создан и хранился в королевском дворце в Толедо в особой «запретной» комнате. Каждый новый правитель вешал на дверь этой комнаты новый замок. Один только безрассудный Родерих сломал все замки и вошёл в комнату. Там и обнаружилось заклинание, помещённое внутри урны, а на стенах висели изображения вооружённых всадников, «выглядевших как арабы, одетые в шкуры животных и имеющие вместо тюрбанов локоны грязных волос». Надпись гласила: «Когда будет разбито заклинание из урны, нарисованные здесь люди вторгнутся в Андалус». …Поэтому понятен великий ужас, объявший короля Родериха, когда вражеские воины оказались точь-в-точь такими, как на картине!

Родерих, согласно аль-Маккари, командовал центром своей армии, а начальство над правым и левым крылом он поручил двум сыновьям Витицы (имена не названы), в чём и заключалась роковая ошибка короля: эти двое возглавляли заговор «в надежде приобрести трон своего отца». Они-то как будто отправили к Тарику гонца с сообщением, что готовы перейти на сторону берберов со всеми войсками - при условии, если тот, подчинив Андалусию, сохранит за ними владения их отца. Тарик предложение принял.

Далее аль-Маккари передаёт, что армия Родериха исчислялась сотней тысяч всадников. Именно эту цифру любят приводить в популярных статьях: мол, маленькая берберская армия запросто разгромила сто тысяч вестготов! При этом почему-то игнорируется другая цифра - сорок тысяч, приводимая тем же скрупулёзным аль-Маккари, не отвергающим ни один из вариантов. И если отнять от сорока тысяч неизвестное нам число предателей (если верить тому же аль-Маккари, это почти две трети армии Родериха), то соотношение сил видится несколько иным.

Впрочем, следует признать, что численность армий в древности и средневековье вообще всегда довольно условна. Примем за данность, что вестготское войско было несколько больше, чем берберское; что берберы были гораздо более пассионарны, нежели вестготы, и что Родериха ослабило предательство сторонников Витицы.

Рассказ арабского историка строится на контрасте: мужественные, одетые в удобные кольчуги воины Тарика против изнеженных «варваров» в роскошных доспехах. Если прибавить к этому «погубленный талисман», то получится яркая, красивая, но вряд ли достоверная сказка.

Поединок Тарика и короля Родериха (гравюра XIX века)

Тот же историк сообщает, что Родерих в сражении был убит. Якобы Родерих просто сидел на троне под шёлковым балдахином, а Тарик нанёс ему смертельный удар в голову. Кстати, именно такую смерть приписывают Родериху популярные источники информации: очевидно, авторы этих заметок безоглядно поверили аль-Маккари.

Однако этот честный историк тут же прибавляет, что тело короля не нашли: обнаружили только любимого королевского коня, молочно-белого и под золотым седлом, а также сандалию, украшенную изумрудами и рубинами, которая застряла в речном иле. Возможно, Родерих утонул? Если Тарик зарубил короля, то как зарубленный король ухитрился бежать к реке? И если король ездил в корзине, то откуда берберам известен верховой конь Родериха?

Аль-Маккари не пытается примирить эти противоречия и не ищет им разумных объяснений, спокойно признавая, что докопаться до истины спустя столько лет практически невозможно.

Гибель королевства

Преданный в решающий момент сторонниками Витицы, Родерих действительно был разбит и с горстью воинов бежал. Преследуя отступающих, захватчики направились к Кордове. На равнинах близ Севильи произошло ещё одно сражение, и вестготы опять потерпели поражение.

Зато в Кордове Тарику оказали сильное сопротивление. Гарнизон крепости не позволял ему перейти Гвадалквивир. Поэтому Тарик часть войск оставил под стенами Кордовы, а сам совершил обходной манёвр, переправился через реку в другом месте и пошёл прямиком на Толедо, который пал. Через два месяца осады захвачена была и Кордова.

«Утонувший» Родерих в это время находился в Мериде, где собирал новые войска, намереваясь отбить у Тарика Толедо.

Тарик, в свою очередь, обратился за помощью к Мусе. В следующем, 712 году тот прибыл в Испанию с сильным войском, состоящим в основном из арабов, и повёл его к Мериде. По пути он взял Севилью и несколько других крепостей.

Осада Мериды продолжалась в течение года, но, несмотря на мужество защитников, крепость пала. Этот момент оказался переломным в психологическом отношении. Раньше сопротивление арабам было не слишком значительным, а часть гражданского населения вообще относилась к ним с симпатией: случалось, жители открывали арабам ворота городов, и захватчики, оставив незначительные гарнизоны, спокойно уходили.

Теперь же в Севилье вспыхнуло общее восстание христиан, которое распространилось по завоёванным территориям. Муса оставил в городе своего сына Абд-аль-Азиза, чтобы тот подавил мятеж, а сам направился в провинцию Саламанка, преследуя короля Родериха. Вместе с присоединившимся к нему Тариком, явившимся из Толедо, он настиг короля вестготов возле Сегоюэлы.

Король Родерих на поле боя (художник Марселино де Ункета-и-Лопес, 1858 год)

В сентябре 713 года там же произошло последнее сражение арабов с христианами, в котором последний вестготский король Испании Родерих действительно был убит. Арабское завоевание Испании завершилось.

Предатели, сражавшиеся на стороне арабов, не получили от этой победы желаемых выгод. Ни Тарик, ни Муса не склонны были оказывать покровительство этим «союзникам» и дальше, коль скоро надобность в подобном «союзе» отпала. Впрочем, известен некий граф Фортуний Тараконский, который был в первую очередь озабочен сохранением своего имущества: он охотно отрёкся от христианской религии и получил от новых господ некоторые привилегии.

Но были и другие вестготы, которые не покорились так просто: в Толедо вспыхнуло, на сей раз последнее, восстание против арабов. Муса вернулся в бывшую вестготскую столицу, принудил её к покорности и провозгласил халифа Валида I из династии Омейядов государем испанских земель. Владычество вестготов в Испании закончилось.

Тема 8

Средневековое государство и право Франции

Вопросы:

1. Вестготское государство.

2. Королевство франков.

3. Саллическая правда.

Вестготское государство

В эпоху раннего средневековья Западная Европа была заселена несколькими семьями племен и народов. На крайнем западе жили кельты (нынешняя Франция и Британские острова). На Скандинавском полуострове и территории восточнее Рейна разместились германцы, а после Вислы начинались поселения литовцев и славян. Ближе всех к очагам античной цивилизации оказались южные кельты (или галлы) и британцы. Около I в. до Р.Х. они были покорены Юлием Цезарем и вошли затем в состав Римской империи, а потом романизировались, т.е. приняли городское устройство, школы и отчасти язык римлян. Однако уже на территории Галлии римляне встретились с германцами, с которыми пришлось вести долгие войны («гер» – копье, «ман» – человек). Чтобы защититься от набегов германцев, римляне соорудили заградительную линию из крепостей (бургов), которые вместили 15 гарнизонов, более половины войск империи и стали очагами торговли и промысловой деятельности. Со временем они превратились в большие города: Кёльн (бывший Колонь), Страсбург, Вену, Будапешт и др.

Что касается Испании, то она входила в состав Римской империи и также подвергалась набегам варваров. Первыми из германских племен на территорию сегодняшней Испании вторглись вандалы, которых потом вытеснили в Северную Африку вестготы. Вестготы поселились в Аквитании, где основали королевство со столицей в Тулузе, затем в Толедо. По этим столицам история вестготского государства разделяется на тулузский и толедский периоды: 412-549 гг., 549-711 гг.

В Тулузский период ок. 475 г. был написан Кодекс Эрика (Эвриха) – короля Испании и Галлии. Кодекс был составлен при помощи юриста из Леона и назывался «Statut legum» (законный статут). В него вошли нормы обычного права, законы королей V в. и римские законы.

После кончины Эрика в 484 г. и воцарения Алариха II произошло массовое переселение готов на Пиренейский полуостров из Южной Галлии, в саму Галлию заняли салические франки под предводительством Хлодвига. Вследствие изменения в государстве возникла необходимость создания нового кодекса. Тогда по повелению Алариха была собрана комиссия юристов под председательством графа Гойярика. Аларих дал распоряжение сделать заимствования из Кодекса Феодосия и других источников римского права, но «исправить то, что в римских законах оказалось несправедливым и нелепым». Таким образом, в 506 г. был создан новый кодекс – Бревиарий или Сокращенный Закон.


В кодексе определялась власть короля, которая охватывала все сферы управления обществом, в титулатуру короля были внесены регалии, которые имели римские императоры. В последующем эти положения уточнялись преемниками Алариха на престоле.

В 572 г. королем Леовигильдом был принят еще один кодекс под названием Либер Юдисиорум. В 654 г. – кодекс Рессевинта.

Королевство вестготов просуществовало до 711 г. Затем его завоевали арабы Омейядского халифата. Часть вестготов сохранило независимость в горной области Астурии. Мусульманское господство продолжалось в Испании вплоть до т.н. Реконкисты – «отвоевания».

Помимо вестготов существовало еще остготское королевство. Вообще готы разделились на две ветви в конце IV в. по Р.Х. Вестготы жили между Днепром и Дунаем и потом оказались в Испании. Остготы жили между Днепром и Доном. Одним из наиболее сильных вождей остготов был Германрих, который соединил под своей властью соседние финские и славянские племена, благодаря чему его владения простирались от Черного моря до Балтийского и даже Белого. Готы были вытеснены гуннами. Государство остготов находилось в Паннонии. Один из самых могущественных его королей – Теодорих Великий (454-526 гг.), правивший как наместник Восточной Римской империи. Ему удалось захватить всю Италию. Он мечтал о слиянии остготов и римлян в единый народ с римской культурой. Однако готы принадлежали к арианской ереси, а римляне - были католиками (православными!). Это стало главным препятствие на пути осуществления его планов. Королевство остготов пало в результате борьбы с Византией в VI в. Но Италии попала в руки других варваров – лангобардов.

Что касается веры, то после Леовигильда, в конце VI в. вестготы все-таки приняли католичество. Это было сделано под влиянием королевской власти, чтобы не обострять отношения между местным романским населением и готами. Будучи склонны к фанатизму, вестготы стали ревностными католиками. Отсюда – роль Церкви и соборов.

Управление

Вестготское государство, как и многие другие бывшие провинции Римской империи, включало в свой состав структуры поздней римской государственности и элементы военной демократии, которые сочетались с сеньоральной монархией: монарх избирался с участием и под контролем знати (нобилей). Хотя фактически, например, в Толедский период правило 19 королей, из них 4 выбраны, 6 насильно захватили власть, 9 получили ее по наследству. В практике вестготского государства получили распространение церковные соборы, которые определяли порядок наследования трона, процедуру королевских выборов, регулировали порядок спора между королевской властью и магнатами. Епископы, участники соборов, занимались также финансовыми вопросами и оказывали влияние на процесс выработки законов. Созывались они королем в столице в одной из церквей. Здесь происходил обмен речами и чтение проектов законов, а затем их утверждение епископами и магнатами. Король воспринимался как руководитель церкви. Как правило, в первые дни собора решались церковные вопросы. Светские лица при этом не присутствовали. Постановления соборов именовались канонами. Они обретали силу только после издания королем специального декрета о подтверждении принятого закона.

Согласно законодательству существовала единая юрисдикция для римлян и готов. Но судья являлись одновременно администраторами и военачальниками. Поскольку государство было военно-бюрократическим, большое внимание уделялось воинской повинности. Служили только свободные, служба считалась правом и обязанностью и специально не вознаграждалась. Вознаграждение выплачивалось только во время войны. В мирное время армия содержалась за счет налогов. Особенно много внимания уделено воинской повинности в Бревиарии Алариха.

Семья была патриархальной. Причем, по Бревиарию, родственниками считались лица до 7-й степени родства включительно. Важное значение при заключении брака был договор в виде сделки купли-продажи.

Наследование было трех радов: по завещанию, по закону и т.н. необходимое (обязательное) – ¼ часть имущества. Процедура оформления завещания, заимствованная у римлян, имела 4 разновидности: 1) завещание при 5 свидетелях, завещание преторское при 7 свидетелях, публичное завещание (в присутствии войска) и собственноручное.

Обязательственные отношения строились по образцу римских. Они возникали из договоров и деликтов. Грабеж предусматривал 4-кратное возмещение стоимости похищенного, а причиненный вред – двукратного. Вина подразделялась на три разновидности: умысел и два вида небрежности – грубая и легкая.

Уголовное наказание было социально-стратифицированным: т.е. знати и простолюдинам присуждалось неравное наказание за одно и то же преступление. Так, по Бревиарию подделка завещания для лица высшего сословия каралось ссылкой, а низшего – каторгой. Наказания были достаточно суровы. Смертная казнь существовала в т.ч. через распятие на кресте и растерзание дикими зверями. Наказания осуществлялись не только за действия, но и за намерения.

Принципы судебного разбирательства были закреплены в Либер Юдисиорум. Незнание закона не освобождало от ответственности. Тем не менее, если преступление отсутствовало в законе, то не считалось таковым. Отец не отвечал за сына и наоборот. Субъект преступления – человек с 10 лет. Этот возрастной предел типичен для всей средневековой Европы (только в Китае – 7 лет). От наказаний освобождались мужчины после 80и женщины – после 60. Важным считались религиозные преступления (в этом находят зачатки инквизиции). Исповедание других религий – иудаизм (в Испании жило много евреев) считалось преступлением и каралось.

В целом законодательство Вестготского государства является своеобразным синтезом германского и церковного права на прочной основе римского наследия. Право воплощено в 4-х известных нам кодексах Эрика (475 г.), Алариха (506 г.), Леовигильда (572 г.) и Рессевинта (654 г.).

Королевство франков

Франки – это одно из западногерманских племен. Примерно в III в. они приходит в римскую Галлию вначале как пленные, потом как союзники римлян, потом как завоеватели и создатели королевства-империи. Во второй половине IV в. они соединились с племенем салов, происходивших из приморских германцев. Отсюда их наименование: салические франки.

Первые короли у франков получили опыт государственного управления у римлян. Король франков заимствовал римский титул рекса. Его приближенные военачальники стали управлять на подвластных территориях. Так постепенно складывалась сеньорально вассальная система: феодалы клялись в верности царю, он клялся в том, что не отнимет феод у вассала и будет оказывать ему покровительство.

Самый знаменитый король салических франков – Хлодвиг (484-511 гг.). Он принял христианство (вероятно, под влиянием своей жены Клотильды (или Хлодельфильды) – племяннице короля бургундов Гундобанда) и крестил народ, изгнал вестготов из Аквитании (Юго-Западная Галлия). При нем произошло политическое объединение франков.

Хлодвиг принадлежал к династии меровингов (по имени одного из древних франкских королей). Постепенно их власть слабеет в результате усиления аристократии. К власти приходит династия Каролингов, названная так по имени самого известного его представителя – Карла Великого (742-814 гг.). Он стал основателем тысячелетней империи, известной под именем Священной Римской империи германской нации. В своей деятельности он сочетал два элемента: военная сила и духовное верховенство. При нем границы государства были максимально расширены. Он сам созывал церковные соборы, как это делали византийские императоры, контролировало внутреннее церковное управление.

25 декабря 800 г. он был коронован папой Львом III, что символизировало создание новой империи, призванной объединить весь западно-христианский мир в одном государстве и под одной церковью.

Управление

При императоре постоянно действовал совет из знати. Почти ежегодно созывался съезд всей знати (т.е. Великое поле). Одновременно формировались органы государственного управления. Их особенности сводились к следующему: 1) должностные лица, возглавлявшие хозяйственное управление владениями феодалов, осуществляли административно-судебную власть над живущим там населением; 2) земельные пожалования были вознаграждением за службу; таким правом было также право удерживать сборы с населения в свою пользу; 3) между сферами управления отсутствовало разграничение.

Если прежде во главе государства стола дружинная знать, то теперь они не состоят постоянно при дворе. Поэтому возрастает роль министериалов – высших должностных лиц. Первоначально они были главными управляющими королевским хозяйством. Среди них наиболее важными были майордом (чин упразднился, когда майордомы Каролинги пришли к власти); пфальцграф – ведал дворцовый суд; тезаурарий – «хранитель сокровищ», руководил учетом материальных ценностей, поступавших королю – гос.казначей; маршал – сначала старший по королевской конюшне, потом начальник конницы; архикапеллан – духовник короля.

Местные органы. У франков было свободное самоуправление. Постепенно оно заменено системой назначаемых уполномоченных короля. Территория страны разделена на паги – округа. Ими управляли графы , которые командовали ополчением паги. Округа делились на сотни. Их возглавляли выборные лица, потом – центенариями на Севере и викариями на Юге. Общины в составе сотни сохраняли самоуправление.

На границе были созданы крупные территориальные объединения – герцогства , состоявшие из нескольких округов. Также командовали местным ополчением. Они осуществляли оборону границ.

В начале VII в. уполномоченные короля, прежде всего герцоги и графы, превратились постепенно в крупных землевладельцев. Тогда должность графа и герцога стали рассматриваться как наследственный почетный титул.

Салическая правда

Салическая правда (ок. 510 г.) – основной известный источник права франков. Это запись древних обычаев приморских франков. Она составлена из конкретных судебных случаев – казусов, превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. На латыни ее именуют Lex Salica (Салический закон) и Pactus Legibus Salicae (Салический законный пакт). Она состоит из пролога, 65 титулов и Эпилога. Сборник написан на латыни. Действовал кодекс в северной части королевства, в южной Хлодвиг приказал применять Бревиарий Алариха.

Основными областями судебного контроля по Салической правде стали преступления на личной и имущественной основе и соответствующие наказания за них; изложен также порядок судебного разбирательства, оценка свидетельских показаний и т.д. В целом весь сборник – это перечисление наказаний за те или иные преступления. Гражданско-правовым отношениям посвящены только 2 статьи – о порядке перехода собственности и порядке наследования. Т.е. по существу – это судебник.

Впоследствии судебник дополняется специальными королевскими установлениями - капитуляриями, эдиктами, экстраваганциями (переходными положениями).

Судебное устройство. Отправление правосудия во времена составления судебника отличалась простотой. В каждом кантоне и сотне суд состоял из всех свободных людей. Сотенное собрание (маль ) заседало в отведенном месте с каменными скамьями (мальберг ). В собрании председательствовал тунгин (начальник, выбранный сотней), но высшей властью обладал граф – сановник, назначенный королем для управления пагусом (департаментом), в котором объединялось несколько сотен. Он созывал мальбург по мере надобности. Свободные люди, составлявшие собрание, именовались рахинбургами . Решение выносилось большинством голосов. С каждого штрафа в пользу суда взималась определенная доля – фредум , которая шла в пользу короля. За этим наблюдали специальные чиновники, именовавшиеся сацебаронами .

Исполнителями судебных решений были низшие служители суда, а также воины и местная полиция (милитэс). Постепенно роль назначаемых судей усиливалась: уполномоченные короля замещают выборных председателей, обязанной свободных людей присутствовать на суде отменяется.

Франкское государство в 843 г. раскололось в результате феодальной раздробленности. Правопреемниками империи стали три королевства: Западно-франкское, Восточнофранкское и Срединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).

Отношения вестготов с Римом

Племена вестготов, жившие по соседству с остготами, из опасения гуннского нашествия примерно в середине VI века покинули свои места, перейдя через Дунай на территорию Римской империи. В 376 г. римское правительство поселило их в Мезии (территория современной Болгарии), сделав федератами - союзниками империи. У вестготов сохранялись собственная система управления, свои обычаи, при условии, что они будут нести военную службу, охраняя границы. Однако, вопреки договоренностям, римские власти не обеспечивали их продовольствием. Испытывавшие голод, страдавшие от вымогательств и насилия римских чиновников, вестготы подняли восстание, к которому присоединилось еще несколько германских племен. К восстанию присоединились также рудокопы с рудников Фракии и многие рабы из числа варваров-германцев. В 378 г. восставшие разгромили римскую армию в битве при Адрианополе, в сражении погиб император Валент.

Замечание 1

К 382 г. римский император Феодосий в целом сумел подавить восстание. Вестготов вновь поселили в Мезии, Фракии и Македонии как федератов, однако, в 395 г. они вновь по тем же причинам подняли восстание. Восстание возглавил вождь Аларих, который происходил из знатного рода Балтов, вскоре он был избран королем. С трудом подавив восстание, власти Рима вынуждены были выделить вестготам богатую провинцию Иллирию в западной части Балканского полуострова.

Падение Рима

В дальнейшем столкновения вестготов с Римом происходили уже в Западной части империи. Привлекаемые богатствами Италии, в начале V в. вестготы вторглись в нее. На протяжении нескольких лет отношения Рима и вестготов складывались с переменным успехом: на смену военным столкновениям приходили соглашения о союзе, которые, впрочем, вновь нарушались. Но в 408 г., после того как в Риме был смещен и казнен полководец Стилихон, одержавший несколько побед над вестготами, давление на вестготов усилилось. К Алариху примкнули многие варвары-германцы из армии Стилихона, а также многочисленные римские рабы. Аларих неоднократно предпринимал попытки осады Рима, и, наконец, в 410 г. столица империи была взята вестготами и разграблена.

Замечание 2

Падение Рима означало крушение огромной империи, что произвело колоссальное впечатление на современников. Вечный город пал впервые за 8 веков (после захвата города галлами в 390 до н. э.). Многие современники считали, что падение Рима означает гибель всего мира. Это событие ускорило распад Западной Римской империи: уже в 455 году он вновь подвергся разграблению вандалами.

Создание королевства вестготов

Но этим борьба Рима и варваров не закончилась. вскоре вестготы ушли из опустошенной Италии и под командованием Атаульфа - преемника Алариха - предприняли неудачную попытку переправиться в Сицилию, а потом ушли в Южную Галлию.

Римское владычество в Галлии к тому времени уже было подорвано многочисленными восстаниями багаудов, сказывались мятежи, внутренние усобицы в империи, вторжения варваров.

В результате многолетней борьбы Рим достиг нового соглашения с вестготами, поселившимися в Юго-Западной Галлии (Аквитании) в качестве федератов. Именно здесь в 418 г. было образовано первое государство варваров на территории Римской империи -королевство вестготов, столицей которого стал город Толоза (современная Тулуза). Поселившись в Аквитании, вестготы поделили земли с местным населением, взяв себе две трети пахотных земель и половину иных угодий, которые ранее принадлежали римлянам, главным образом, земли, относившиеся к императорскому фиску и владениям крупных римских магнатов.

С середины V в. вестготы начали завоевание территорий Галлии к югу от Луары и Дюранса, а также захватили значительную часть Испании. Но уже в начале VI в. Тулузское королевство вестготов пало под ударами франков, и в 507 г. Аквитания стала частью Франкского королевства. Центр Вестготского королевства переместился в Испанию. К территории Вестготского государства, помимо собственно испанских земель, вошли области на юге Галлии - Септимания. Королевство вестготов просуществовало до начала VIII в., вплоть до завоевания Пиренейского полуострова арабами.