Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Грех к смерти. Грех смертный

О чень интересный вопрос задал Джону Пайперу слушатель по имени Дэнни: “Здравствуйте, пастор Джон, спасибо Вам за этот подкаст. Что такое ‘грех не к смерти’ в 1 Иоанна 5:16-17? Объясните, пожалуйста.”

“Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” (1 Ин. 5:16-17)

Позвольте мне дать вначале краткий ответ, а потом вернуться и представить основание для этого, исходя из контекста 1-го Послания Иоанна и более широкого учения Нового Завета. Вот мой ответ: грех, который не ведёт к смерти (что, как, по моему мнению, имеет ввиду Иоанн, есть вечная смерть или осуждение) - это любой грех, совершаемый нами, который мы, по благодати Божьей, способны исповедовать и покаяться в нём. Таков мой ответ.

Любой грех

Причина, почему я так выразился, в том, что сказано в 1 Иоанна 1:9 и в Евреям 12:16. Итак, в 1 Ин. 1:9 говорится: “Если исповедуем грехи наши” - Иоанн не уточняет, какой именно вид грехов - “то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.” Это просто потрясающее, чудесное, славное и драгоценное обетование. Если вы можете искренне исповедовать свой грех, согласиться с Богом в том, что это грех и что он отвратителен, возненавидеть этот грех, бороться с ним, вы будете прощены.

Однако, в Евр. 12:16-17, где говорится об Исаве и том, что с ним стало, написано:

“[Видите,] что нет такого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после этого, когда он желал унаследовать благословение, он был отвергнут, потому что он не нашёл возможности к покаянию, хоть и искал его со слезами” (дословный перевод с английского перевода ESV).

Когда говорится, что он искал его , имеется ввиду, что он искал покаяния. Он не мог найти его. Он не был уже способен на покаяние. Не так, что он каялся, и каялся, и рыдал, но Бог не прощал ему. Нет, нет и нет. Он не мог покаяться. Он согрешил до такой степени и глубины, что Бог счел его безнадежным.

Вот это и есть то, что, по моему мнению, Иоанн подразумевал под непростительным грехом. Это не какой-то особый грех, например, какой-то особенный ужасный поступок, — но всё дело в глубине, степени, усугублении греха и упорстве в нём, при которых искреннее исповедание и покаяние становятся невозможными.

Потому мой ответ на вопрос Дэнни “Что такое грех не к смерти?” такой: это любой грех , любой грех, который мы всё ещё, по благодати, способны искренне и смиренно исповедовать и покаяться в нём. Такой грех не ведёт к смерти.

Установление баланса Иоанном

Теперь давайте посмотрим на контекст, потому что это действительно помогает понять, как сам текст, на который ссылается Дэнни, вписывается в более широкую тему 1 Послания Иоанна. Стих 1 Ин. 5:16 начинается словами “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти.” Я бы здесь уточнил “Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти,” иначе звучит так, будто речь о каком-то специфическом грехе. Здесь по контексту речь о любом грехе.

Итак, позвольте мне привести это следующим образом:

“Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти” (1 Ин. 5:16–17).

Необходимо убедиться, что мы рассматриваем эти два стиха как часть более масштабной попытки установления баланса, которую Иоанн предпринимает в этом письме. С одной стороны, в этом послании особо подчёркивается, что те, кто по-настоящему рождён свыше, не грешат. В 1 Ин. 3:9 сказано: “Всякий, рожденный от Бога, не делает греха.”

С другой стороны, Иоанн предупреждает нас против неправильного понимания этих слов — против перфекционизма, будто бы христиане совсем больше не грешат. Я действительно встречал людей, говорящих такое. Иоанн пишет:

“Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.” (1 Ин. 1:8-10)

Изменившийся, но не идеальный

С одной стороны, если вы рождены свыше, вы не продолжаете грешить. С другой стороны, в этом мире вы никогда не перестанете грешить совсем. Другими словами, Иоанн пытается найти равновесие между абсолютной необходимостью рождения свыше, которая непременно даёт значительную победу над грехом. Это одна сторона. С другой стороны, для нас, христиан, реальность в том, что мы, совершая грехи, можем обрести прощение, исповедуя их.

Вот тот баланс, который мы находим в 1 Ин. 5:16-17. Итак, стих 16 начинается словами: “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти.” Другими словами, да, существует такое явление, как христианин, совершающий грех, и не получающий за него вечное осуждение.

А дальше стих 17 заканчивается такими словами: “Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” То есть, Иоанн делает особый акцент на том, что мы не должны воспринимать то, что он сказал, в идеалистическом свете, будто бы христиане не грешат или будто все грехи ведут к осуждению. Это не так.

Драгоценное обетование

Христиане грешат, и не все грехи ведут к вечному осуждению. Но прямо здесь, в середине, в конце 16 стиха он делает оговорку. Он говорит: “Когда я говорю вам молиться за грешников, я признаю, что Иисус учил о грехе, который не прощается, и я признаю, что в Послании Евреям говорится об Исаве, и я признаю, что действительно существует грех, ведущий к смерти и вечному осуждению. Он не даёт вам раскаяться. Я говорю не о таком грехе.” В этом смысл слов Иоанна: “не о том говорю, чтобы он молился.” Он не говорит нам не молиться за такой грех, он просто говорит: “Это не то, что я имею ввиду, говоря вам молиться за грешников, чтобы Бог дал им жизнь.”

Для того, чтобы иметь верный базис в оценке выбранного текста стоит потратить некоторое время для упоминания основных тем, которые обсуждает Иоанн в своем послании.

1а. Заверение верующих во Христа в том, что они имеют вечную жизнь (5:13), они имеют Ходатая (2:1), они имеют общение с Триединым Богом (1:4), они являются детьми Божьими (3:1), они являются победителями мира (5:5).

1б. Контраст между детьми Бога и дьявола, света и тьмы. Грех и правда, любовь и ненависть, вера в Христа и Его отвержение как отличительные признаки одних и других (3:8-10).

1в. Обличение ереси, отвергающей Христа, пришедшего во плоти. Дух Божий и дух антихриста (4:1-6). Лжеучителя, вышедшие из общины (2:18-19).

1г. Непосредственным контекстом отрывка является молитва (5:14-15).

        Текстуальные наблюдения и проблемы

16 Ἐάν τις ἴδῃ τὸν ἀδελφὸν αὐτοῦ ἁμαρτάνοντα ἁμαρτίαν μὴ πρὸς θάνατον, αἰτήσει καὶ δώσει αὐτῷ ζωήν, τοῖς ἁμαρτάνουσιν μὴ πρὸς θάνατον. ἔστιν ἁμαρτία πρὸς θάνατον· οὐ περὶ ἐκείνης λέγω ἵνα ἐρωτήσῃ. 17 πᾶσα ἀδικία ἁμαρτία ἐστίν, καὶ ἔστιν ἁμαρτία οὐ πρὸς θάνατον.

16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. 17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. (1 Иоанна 5:16-17, РСП)

В основ ном я считаю перевод РСП довольно точным, и в ходе работы буду ориентироваться на него. Однако следует упомянуть о нюансах, которые не являются однозначными. Фраза, которая вызывает трудность – αἰτήσει καὶ δώσει αὐτῷ ζωήν.

Апостол употребляет оба глагола αἰτήσει и δώσει в одном времени, лице, залоге и наклонении. Это будущее время, активный залог, изъявительное наклонение и третье лицо. Однако, РСП как и большинство переводов, во -первых переводит αἰτήσει повелительным наклоенением - «пусть молится», а во-вторых относит глаголы к разным подлежащим. Молиться должен верующий, видящий согрешающего брата, а жизнь ему даст Бог. К слову, αἰτ ew обозначает «просить», «требовать».

Итак переводчики в основном переводят это слово повелительным наклонением. Возможно, они исходят из контекста и еврейского фона автора. Заповеди в Торе даны также не в повелительном, но изъявительном наклонении будущего времени. Подобно и Господь в Мк. 12:30-31 использует эту же форму ἀγαπήσεις . И некоторые комментаторы согласны с этим. Однако есть и такие, которые считают прямой перевод будущем временем вполне уместным. В таком случае αἰτήσει должно перевести «и будет просить», а слова Иоанна - скорее ободрением , чем повелением.

Следующей трудностью является введение нового имени подлежащего «Бог» по отношению к глаголу « даст ». Это вполне объяснимо, потому что именно Бог является тем, кто дает жизнь. И вполне очевидно, что Бог, так или иначе присутствует в этом тексте, потому что просьба, или молитва, может относиться только к Нему. В то же время по мнению некоторых комментаторов без этого введения вполне можно обойтись, оставив глагол «даст» при том же подлежащем, и тогда структура будет напоминать ту, которую мы видим в послании Иакова, где говорится о том, что отвративший грешника от грехов спасет его душу (Иак. 5:20). Так обличитель становится своего рода «спасителем», а здесь молящийся «даятелем жизни».

На мой взгляд второе уместно лишь в случае принятия первого вывода. То есть, если мы переводим оба глагола в одной форме, тогда можно говорить об едином подлежащем. В противном случае, аргумент простой и тесной связи глаголов теряет силу, и введение нового подлежащего имеет смысл. Потому я предлагаю выбор перевода между следующими альтернативами:

а. «пусть молится, и Бог даст ему жизнь»

б. «будет молиться и даст ему жизнь»

Я не имею достаточных оснований, чтобы сделать явн ый выбор между ними, и однако я более склонен к принятому переводу а . Большинство авторов и переводчиков придерживаются этой точки зрения. Параллель с Иак. 5:20 представляется мне не убедительной в виду разных тем, о которых ведется речь. И также конец стиха « не о том говорю, чтобы молился » подразумевает просьбу или призыв, звучащую раннее, что более подходит варианту а .

Говоря о текстуальных трудностях, следует заметить и форму, в которой автор выражает свое отношение к молитве о том, кто грешит грехом к смерти. Он не выражает явного запрета на подобную молитву, но он как бы уточняет свою просьбу. Он не говорит о молитве за того, кто согрешает грехом к смерти. То есть его побуждение молиться не относится к молитве за тех, кто согрешает подобным грехом, хотя нельзя сказать, что он явно ее запрещает.

        Толкование

Разделение грехов

Безусловно, наиболее интересным богословски вопросом является разделение Иоанном грехов на грехи к смерти и не к смерти, и разделение тех, кто согрешает не к смерти и к смерти. В ходе данной работы я попытаюсь разрешить именно этот вопрос.

Сначала надо принять во внимание соображения, которые дает сам текст. Автор просит молиться о согрешающем брате, но тут же оговаривается, что речь идет о брате, согрешающем «грехом не к смерти». И после этого он разделяет понятия греха «к смерти» и «не к смерти». Молиться следует именно о первом. И относительно его Иоанн заверяет, что такому будет дана жизнь.

Прежде всего стоит сказать, что разделение на «грех к смерти» и «не к смерти» не может значить, что есть грехи, не заслуживающие смерти. Слово Божие ясно говорит: « ибо возмездие за грех смерть » (Рим. 6:23). Таким образом, Иоанн не разделяет грехи на те, что заслуживают смерть в качестве справедливого возмездия, и те, которые заслуживают другого, более легкого наказания. И сам Иоанн в 17 стихе опять отождествляет грех и неправедность. В стихе 2:1 он призывает не согрешать братьев. Иоанн в любом случае относится к греху со всей серьезностью.

Скорее Иоанн говоря о концепции «греха к смерти» и «не к смерти» говорит о грехе, который влечет за собой смерть, или ведет человека к смерти, и о таком, который не делает этого. То есть речь идет скорее не о смерти как наказании (которое должно быть общим для всех грешников), а логическом и неизбежном последствии такого греха . Но можно ли сделать подобное разделение ввиду ряда отрывков которые похоже говорят о грехе вообще и свидетельствуют о том, что он неизменно влечет за собой смерть? (Быт. 2:15, Иак. 1:15, Рим. 7:10-11, Еф. 2:1 ). Мэтью Генри предлагает определить грех к смерти, как грех несовместимый с жизнью и верой. Но как можно определить эти грехи? Что в них такого особенного, что заставляет Иоанна говорить о них как о грехах к смерти?

Параллели в Писании

Исторически комментаторы искали параллели между исследуемым отрывком и другими библейскими близкими концепциями :

а) смертный грех, как особый вид греха, который неизбежно влечет за собой смерть физическую либо духовную. Подобные грехи довольно ясно были выделены в Моисеев ом законе, как грехи, совершенные «дерзкой рукой» (Числ. 15:30). На них не распространялось прощение, предлагаемое системой жертвоприношений, но они должны были обязательно караться либо смертью, либо изгнанием из общества Господнего. Например, за убийство без причины нужно было брать на смерть даже от жертвенника Господня (Исх. 21:14). Смерти подлежали блудники и идолопоклонники (Лев. 20). По аналогии с этим возникло понятие смертного греха. В основном эти же грехи, о которых говорилось с Ветхом Завете, были предложены отцами церкви (в частности, Тертуллианом) как смертные грехи . Возможно, концепция, имеющая основание в подобном ветхозаветном принципе греха «дерзкой рукой» может быть найдена у Павла в послании Коринфянам, где он приказывает отлучить человека, совершившего грех кровосмешения (1 Кор. 5:5).

б) Хула на Святого Духа. Кажется, параллель с грехом против Святого Духа, хулой на Святого Духа возникает довольно естественно. Ведь Иисус говорит, что всякий грех и всякая хула человеку прощена будет, но тому, кто согрешает против Святого Духа не будет прощения ни в этом веке ни в будущем. Кажется, тут тоже Иисус говорит о двух видах греха, и об особом грехе, не имеющем прощения (Мф. 12:31,32).

Однако контекст отрывка о хуле на Святого Духа, кажется, подразумевает клевету на действие Святого Духа. Когда явная работа Духа Божия сознательно называется работой сатаны. Похоже, что Иисус именно такое отношение называет хулой Святого Духа. Но, в том же отрывке, речь идет и непосредственно о личности и делах Христа. Потому хула на Святого Духа представляется очень тесно связанной и непосредственно с отвержением Христа. Хотя многие комментаторы, предлагают не искать связи между хулой на Святого Духа и нашим отрывком , я предполагаю, что она может быть найдена. Ведь евангельский конфликт между Христом и фарисеями, между верой и неверием, особенно остро показан самим Апостолом Иоанном в своем Евангелии. Иудеи жестко и последовательно отвергаются от Христа, отказываются признавать Его Мессианство, гонят Его, и, впоследствии, действительно убивают Его. Они называются детьми дьявола и слепыми в Евангелии. И здесь вполне может быть найдена связь с тем, о чем говорит Иоанн в нашем отрывке.

Концепция греха в Послании

Однако, упомянув эти параллели, нужно сказать, что определение греха к смерти должно быть найдено в контексте самого Послания. Большинство комментаторов предлагают этот подход, и я вполне согласен с этим.

Рассмотрим упоминание греха в послании Иоанна. Иоанн широко использует концепцию греха и предает ей большое значение. Согласно Иоанну грех является отличительной чертой дьявола и его детей: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. (3:8а) В отличии от них, рожденные от Бога не делают греха, но делают правду (7, 9), и исполняют Его заповеди (3:24), поступая как Он (2:6). О грехе же говорится, как об антониме праведности, то есть как о неправедности или о беззаконии(5:17). Согрешающий не исполняет Божьих заповедей (2:4).

У Иоанна соблюдение заповедей очень тесно переплетено, и фактически параллельно любви к братьям и к Богу (4:20, 21), а грех в свою очередь - ненависти. Кто рожден от Бога - тот любит братьев, а кто не любит - тот от дьявола (3:10-12), и от мира (3:13).

Кроме того, как упоминалось выше, важной темой послания является обличение лжеучителей. Иоанн говорит о тех, кто « были с нами, но вышли », и по всей видимости именно они были теми, кто отвергал « Христа, пришедшего во плоти», кто был от мира, и был обладаем духом антихриста (2:18, 19; 4:5). Эта тема безусловно также связана с темой греха.

Братья и лжебратья. Не перфекционизм.

Чтобы найти решение, нам нужно несколько остановиться и высказать еще одно наблюдение, которое может нам помочь. Вернемся к контексту нашего отрывка. Выше я сказал, что ближайшим контекстом является молитва. Однако ввиду значи м ости концепции греха для послания Иоанна, слова Иоанна о согрешающем брате и о грехе к смерти и не к смерти имеют отношени е к общему учению Иоанна о грехе. Более того, в виду того, что Иоанн не говорит о грехе, как о некоей концепции отдельной от человека, совершающего грех, то следует искать отношение между согрешающими людьми в рассматриваемом отрывке, и согрешающими или не согрешающими во всем послании.

Поясню, что я имею в виду. Как было указанно, Иоанн говорит о грехе как о б основной характеристик е детей дьявола, людей мира, отпадших лжеучителей и антихристов в противовес детям Божьим. Здесь же он говорит о тех, кто согрешает смертным грехом, о ком он не просит молиться, и кого он, по сути не называет братом, он говорит « περὶ ἐκείνης », «о таком». Того же, кто согрешает грехом не к смерти, он называет братом.

Прежде всего я вижу в этом с одной стороны смягчение противопоставления, сделанного Иоанном ранее, но в то же время, выдерживание его сути. То есть, если ранее Иоанн делал не раз жесткие противопоставления согрешающих и не согрешающих, то здесь он их смягчает. Хотя в учении Иоанна нет перфекционизма. Например, в 1:8 он говорит: « Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. ». В 2:1 он предполагает, что христиане могут согрешать и предостерегает их от этого. В то же время провозглашает существование Ходатая за грехи наши. В 3:1-3, непосредственно перед тем, как утверждать беззаконие как основную характеристику детей дьявола, он говорит о том, что дети Божии все еще не совершенны, и все еще должны очищать себя, и они совершают это в эсхатологической надежде. Все это явно подразумевает то, что Иоанн не предполагает совершенное послушание и свободу от греха детей Божьих.

И тем не менее его жесткие противопоставления могут быть ошибочно поняты и в ключе перфекционизма. Не могли ли они вызвать у христиан, которым писал Иоанн, подобных ошибок и смущения? Не могли ли стать христиане этой общины слишком подозрительными друг к другу? Эта община безусловно испытала определенные потрясения, она была смущаема лжеучителями и лжебратьями, которые впоследствии вышли от них. И проблема все еще не была решена окончательно, о чем мы можем судить, исходя из самого характера послания, и вообще, его существования. Как отделить настоящих братьев от братьев ложных? Иоанн предлагает ряд критериев, основными из которых является грех, как беззаконие, отсутствие любви и отвержение Христа, пришедшего во плоти (следование ереси). Но следует ли воспринимать как «не нашего», «дитя мира», «дитя дьявола» всякого согрешающего? Иоанн отвечает: нет, нельзя. За согрешающего брата следует молиться. Потому что есть грехи не только к смерти, но и не к смерти. Потому не все согрешающие не являются братьями и являются детьми дьявола и последователями лжеучителей. При этом, говоря о грехе к смерти, и не говоря о молитве за таковых, Иоанн ничуть не смягчает своей позиции по отношению к ним.

Грех к смерти и христианская община.

Из всего сказанного, мне ясно, что говоря о людях, грешащих грехом к смерти, Иоанн говорит именно о тех, кто был вовлечен в христианскую общину, проявил те качества, о которых Иоанн и пишет, и отпал, либо был близок к отпадению. И именно эти качества, проявленные в данном контексте и являются грехом к смерти, о котором говорит Иоанн. Это первый ясный вывод, который мы можем сделать.

Можно попробовать дать ответ на вопрос, должны ли они все присутствовать в человеке, чтобы считать его согрешающим к смерти? То есть должен ли он быть беззаконником, ненавидящим, любящим мир и держаться антихристианского учения одновременно? На мой взгляд, в послании сложно как-то разделить эти характеристики. О беззаконниках говорится также как о ненавидящих, а о антихристах - как о говорящих по- мирски. У Иоанна это одни и те же люди.

Тут следует ясно отметить, что о грехе к смерти нельзя говорить как о грехе мирских людей, которые не имеют отношения к христианской общине. Другими словами, Иоанн ничего не говорит здесь о грехах людей мира, неверующих людей, которые являются объектом проповеди Евангелия. На этом основании можно смело отвергнуть толкование отцов церкви, что якобы существуют конкретные смертные грехи, такие как убийство, блуд, идолопоклонство, которые не могут быть прощены, и неизменно ведут к смерти, грехи, от которых нельзя оправдаться Кровью Христа, или которые исключают возможность покаяния.

Это будет подтверждено и ветхозаветным, и новозаветным свидетельством. Так называемые грехи совершенные «дерзкой рукой» само собой подразумевали лишь людей принадлежащих к народу завета. Приказ Павла предать сатане человека, виновного в кровосмешении, подтверждает это.

Если говорить о контексте христианской общины и смертном грехе, то я укажу здесь на параллель и с грехом против Святого Духа, сутью которого является осознанное и последовательное отверждение Христа. Лжеучителя и лжебратья, будучи внутри христианской общины, безусловно проявляли именно это качество.

Итак, о смертном грехе стоит говорить в контексте христианской общины, а не в контексте мира. И о нем стоит говорить как о грехе, который несовместим с пребыванием в христианской общине. Это второй ясный вывод касательно греха к смерти.

Итак, мы определили, что грехом к смерти у Иоанна следует считать проявление тех качеств, которые свойственны детям дьявола и несовместимы с пребыванием в общине христиан. Грешащие таким грехом, у Иоанна должны выйти из общины. Возможно, они также должны быть изгнаны из общины, однако, не видно, чтобы Иоанн писал об этом прямо. Но он будет писать во втором своем послании о том, что с такими следует решительно избегать общения, что безусловно предполагает дисциплину.

Неизбежность духовной смерти?

Далее, следует подумать о том, насколько решительно употреблены слова «к смерти». Обозначают ли они то, что те, кто совершают подобные грехи, кто проявляет качества антихриста, детей дьявола и мира, находясь в христианской общине, и отпадают от нее, неизбежно подлежат вечной погибели? Я не думаю, что здесь смерть можно понимать как физическую смерть, потому что Иоанн нигде не говорит о ней так, и нет никакой речи о физической смерти или даже о болезнях, как о последствиях греха. Но Иоанн говорит об их принадлежности к дьяволу и пребывании в смерти (3:14). Потому речь безусловно идет о духовной смерти.

Но насколько она неотвратима? Можно ли остановить движение этих людей к ней? Мне кажется этот вопрос не особенно волнует Иоанна. Как я писал, в построении Иоанна не видно явного запрета на молитву о них, он явно указывает, что они пребывают в смерти, и находятся на пути к ней, они должны быть изъяты из христианской общины. Однако, что с ними будет далее, его не особенно занимает. Он не особенно обеспокоен их судьбой. И это не удивительно, ведь они не являются братьями, напротив, они являются антихристами. Бог Иоанна есть любовь, и однако, в этих людях нет любви Божьей (2:15, 3:17). Иоанн непрестанно говорит о любви как о характеристике детей Божьих, и однако он всегда говорит о ней в контексте отношений с Богом и в контексте христианской общины. Я не говорю о том, что не надо любить неверующих, но это не тема послания Иоанна. И тем более не его тема - любовь к антихристам и забота об их судьбе.

Я не согласен с тем, что грех против Святого Духа - это некоторое законченное во времени действие, которое навсегда закрывает человеку способность к покаянию. Иначе, например, апостол Павел, который совершал самые тяжелые грехи противясь Христу и гоня Его церковь, никогда не был бы спасен. Однако безусловно, мы имеем в Новом Завете ряд очень серьезных предостережений против отпадения от веры. Сам Христос предостерегает о худшем (Лук. 11:26) человека, не посвящающего себя Его делу после покаяния. Автор послания к Евреям говорит о невозможности обновлять таковых покаянием (Евр. 6:6). Подобное говорит и апостол Петр (2 Пет. 2:20-22).

Потому в любом случае слова Иоанна о грехе к смерти очень серьезны. Мы можем говорить о том, что люди, грешащие грехом смерти, во-первых, находятся в состоянии смерти и являются детьми дьявола. Во-вторых, они, будучи членами церкви Христовой, зная Евангелие и некоторое время исповедуя его, теперь активно и осознанно противятся Христу, сознательно отвергнув Его и Евангелие, и потому подлежат тем тягчайшему осуждению. Мы можем говорить об особенном ожесточении их сердец. Впасть в подобное состояние - страшно. На этом я остановлюсь в толковании неотвратимости смерти, потому что, считаю, что Иоанн не отвечает на этот вопрос.

Согрешающие братья - правда братья?

То же, что волнует Иоанна больше, чем судьба согрешающих к смерти - это судьба согрешающих не к смерти. Это судьба тех, кого он называет «согрешающими братьями». Она волнует его именно потому, что они являются братьями. Я не согласен с выводом Стотта, что нужно считать этих людей неверующими, на основании всего вышеизложенного. В таком случае этот отрывок, при всей логике и красоте толкования, предлагаемого Стоттом, выпадает из общего контекста послания и не служит его разъяснению. Я считаю линию, приведенную мной (в некоторой мере я следовал толкованию Маршалла) более соответствующей логике Послания, чем предложения Стотта.

Основной аргумент Стотта основывается на утверждении Иоанна о том, что благодаря молитве согрешающему будет дана жизнь. А значит, он ее не имел, и потому не был братом во Христе в строгом смысле . В то же время те, кто действительно являются верующими во Христа, по заверению Иоанна уже имеют жизнь вечную (5:11-13).

Есть и альтернативные мнения по отношению к данному толкованию . Я же предположу, что согрешающему брату, будет дана жизнь в противовес смерти. По словам Иоанна, те, кто грешат к смерти, одновременно пребывают в смерти (3:14) и приближаются к смерти. Подобно и согрешающие не к смерти имеют жизнь и в то же время получают жизнь. Они будут избавлены от смерти, грозящей тем, что грешат к смерти, и им будут даны блага вечной жизни во Христе более полно.

Кроме того, по мнению некоторых комментаторов, подобная риторика Иоанна свидетельствует и о его крайне серьезном отношении ко греху и его последствиям. Опять подчеркнем, что Иоанн говорит о грехе без компромиссов. Они все серьезны. И кто знает, где та черта, когда человек станет грешить к смерти, и перестанет быть братом? Потому решение вопроса греха, борьба с грехом действительно является для верующего вопросом жизни и смерти.

Итак, забота и переживание об этих братьях и является основной заботой для Иоанна. Он любит их и просит верующих молиться о них. В то же время, и сами верующие должны быть готовы к молитве друг за друга, во время искушений.

Если кратко подумать о том, каким именно образом молитва даст жизнь этим братьям, я думаю следует указать, во-первых, на то, что посредством такой молитвы Господь, убережет Своих детей от дальнейшего падения, во-вторых, даст покаяние в грехах, в-третьих, наполнит более полнотой жизни.

Заключение

Итак, на основании приведенного анализа можно прийти к заключению, что Иоанн, говоря о согрешающих к смерти и не к смерти, еще раз возвращается к противопоставлению между детьми дьявола и Божьими. Это противопоставление должно быть рассмотрено именно в контексте христианской общины, а не мира. Иоанн отвергает перфекционизм, но не смягчает своего отношения к лжеучителям в церкви. Такие люди не могут находиться в христианской общине и должны либо выйти либо быть отлученными. Они находятся в поистине страшном состоянии, и однако Иоанна не интересует их дальнейшая судьба. В то же время его отношение к согрешающим братьям в церкви, хотя не менее серьезно, но полно заботы. Он убеждает, что молитва за таковых даст им жизнь.

Список использованной литературы.

1. Marshall, I. H. (1978). The Epistles of John

2. Utley, R. J. (1999). Vol. Volume 4 :

3. Stott, J. R. W. (1988). Vol. 19 :

4. Kruse, C. G. (2000). The letters of John Stott, J. R. W. (1988). Vol. 19 : The Letters of John: An Introduction and Commentary . Tyndale New Testament Commentaries (185). Downers Grove, IL: InterVarsity Press.

the verbs are so simply and closely coupled in the Greek (aitēsei kai dōsei ), that a different subject would appear forced. It is better to accept the ascription of real efficacy to prayer (as in v. 15), so that, under God, he who asks life for a brother may be said not just to gain it for him but actually to ‘give’ it to him. In either case the him to whom life is given is the sinner, not the intercessor. Cf. James 5:15, 20, where the prayer of faith for a sick man and the one who brings back a sinner are both said to ‘save’ him. Stott, J. R. W. (1988). Vol. 19 : The Letters of John: An Introduction and Commentary . Tyndale New Testament Commentaries (185–186). Downers Grove, IL: InterVarsity Press.

T rue, he does not explicitly forbid prayer, as God forbade Jeremiah to pray for the people of Judah (Jer. 7:16; 11:14; 14:11; cf. 1 Sam. 2:25); but he does not advise it, for he clearly doubts its efficacy in this case. Stott, J. R. W. (1988). Vol. 19 : The Letters of John: An Introduction and Commentary . Tyndale New Testament Commentaries (186). Downers Grove, IL: InterVarsity Press.

When the author speaks of a sin that ‘leads to death’ (pros thanaton ), he is referring to the outcome of such sin. Kruse, C. G. (2000). The letters of John

The distinction between sins that do and do not lead to death has been explained in numerous ways. One approach is to explain it in terms of the OT distinction between sins committed unintentionally and sins committed defiantly (Lev 4:2; Num 15:22–25, 30–31; cf. 1QS 8:21–9:2). However, there is no hint in 1 John that this is the distinction the author has in mind. Another approach involves identifying the sin that leads to death with blasphemy against the Holy Spirit (Mark 3:28–30). Kruse, C. G. (2000). The letters of John . The Pillar New Testament Commentary (193–194). Grand Rapids, MI; Leicester, England: W.B. Eerdmans Pub.; Apollos.

Traditionally it has been defined in terms of sins for which there was thought to be no forgiveness (murder, idolatry, apostasy, adultery, etc.) Kruse, C. G. (2000). The letters of John . The Pillar New Testament Commentary (192). Grand Rapids, MI; Leicester, England: W.B. Eerdmans Pub.; Apollos.

This identification is most unlikely because it fails to note the explanation given by Mark concerning the nature of this sin, that is, that it involves ascribing the miracles of Jesus to the work of the devil. There is no hint of this in 1 John.

Kruse, C. G. (2000). The letters of John . The Pillar New Testament Commentary (194). Grand Rapids, MI; Leicester, England: W.B. Eerdmans Pub.; Apollos.

But what kinds of sin fall into these two categories? Here we turn to the evidence of the Epistle itself. It is plain that the author is most concerned about the sins which are incompatible with being a child of God, and these are summed up in denial that Jesus is the Son of God, refusal to obey God’s commands, love of the world, and hatred of one’s brothers.

Marshall, I. H. (1978). The Epistles of John . The New International Commentary on the New Testament (247). Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co.

But it is unlikely that John was simply giving an illustration of what he meant. On the contrary, it would seem that he has been deliberately leading up to this as his main topic. Throughout the Epistle he has been warning his readers against falling into sin, and stressing that sin is the characteristic of those who are not born of God. He has drawn the lines between believers and unbelievers as clearly as possible. Now, as he attempts to reassure his readers that they are children of God, the question of their sin once more arises, and he takes it up again, arguing that the prayers of believers can secure life for their fellow Christians when they fall into sin. Marshall, I. H. (1978). The Epistles of John . The New International Commentary on the New Testament (245–246). Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co.

An important point, to which commentators surprisingly give no attention, is that he is given life in answer to prayer. This means that, although his sin does not lead to death , he is in fact dead, since he needs to be given life. For how can you give life to one who is already alive? Stott, J. R. W. (1988). Vol. 19 : The Letters of John: An Introduction and Commentary . Tyndale New Testament Commentaries (188). Downers Grove, IL: InterVarsity Press.

The theological and lexical problem here is the meaning of the term “life” (zoā ). Normally in John’s writings this refers to eternal life, but in this context it seems to mean restoration to health or forgiveness (i.e. much like James’ use of “save” in James 5:13–15). The person prayed for is called “a brother” which strongly implies a believer (by John’s own use of the term for his readers). Utley, R. J. (1999). Vol. Volume 4 : The Beloved Disciple’s Memoirs and Letters: The Gospel of John, I, II, and III John . Study Guide Commentary Series (242). Marshall, Texas: Bible Lessons International.

I f his sin does not lead to death, why does his brother need to pray that he may have life? John does not answer this question, and any answer must be speculative. The clue is supplied by verse 17 where John reminds his readers that all wrongdoing is sin, and yet there is sin that does not lead to death. Sin remains sin, and sin is dangerous, because it is the characteristic of life apart from God. Sin remains a blemish on the life of God’s children. Further, we have not been able to isolate any particular types of sin which fall into either of the two classes. Marshall, I. H. (1978). The Epistles of John . The New International Commentary on the New Testament (248). Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co.

Первое послание Иоанна 5:16 является одним из самых сложных для толкования стихов в Новом Завете. «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился». Ни одно из существующих толкований, по-видимому, не в состоянии ответить на все ответы относительно этого стиха. Самое лучшее понимание можно получить, сравнивая этот стих с тем, что произошло с Ананией и Сапфирой в Деяниях 5:1-10 (см. также 1 Коринфянам 11:30). «Грех к смерти» является сознательным, преднамеренным, продолжительным и неисповеданным грехом. Бог по Своей благодати позволяет Своим детям грешить, не наказывая их немедленно. Тем не менее, приходит момент, когда Он больше не будет позволять верующему продолжать жить с неисповеданным грехом. Когда этот момент наступает, Бог иногда решает наказать христианина, даже до той степени, чтобы забрать его жизнь.

Именно это Он совершил в Деяниях 5:1-10 и 1 Коринфянам 11:28-32. Это, возможно, то, что Павел описывал коринфской церкви в 1 Коринфянам 5:1-5. Мы должны молиться за христиан, которые согрешают. Тем не менее, может прийти время, когда Бог больше не будет выслушивать молитвы за грешащего верующего, относительно которого, по Его определению, наказание неизбежно. Сложно осознать, что может быть слишком поздно молиться о человеке. Бог добр и справедлив, и мы должны позволить Ему решать, когда будет слишком поздно.

Спаситель сказал: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31, 32). Т. е. Господь наш Иисус Христос говорит нам о том, что есть такие грехи, которые непосредственно ведут душу в вечную погибель – в ад. И это часто является синонимом слова «смерть», не в конкретном физиологическом смысле, но в смысле духовном. Если человек согрешает смертным грехом и не приносит плоды покаяния, то он убивает, мертвит собственную душу. Она попадает в ад после смерти, где предается вечным мучениям.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов также нам говорит о грехах смертных и не смертных: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5:16,17).

Что же такое грех?

Это нарушение разумной тварью, духами (сатаной и бесами), а также человеком Божественного закона.

Есть и развернутые определения:

1. помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону, Божьим заповедям, повелениям, религиозно-обрядовым нормам;

2. первородный грех: порча человеческой природы, как по душе, так и по телу, в нравственном отношении проявляющаяся в том, что все потомки согрешивших прародителей (за исключением Господа Иисуса Христа) рождаются со склонностью ко злу, удобопреклонными к влиянию на них падших духов.

Примечательно, что в переводе с греческого слово «грех» – это «непопадание в цель, промах». Отталкиваясь от этого понятия, так определяет грех преподобный Максим Исповедник: «Грех, отождествляемый со злом – есть неразумное движение естественных сил твари по ошибочному суждению к чему-либо помимо цели». Преподобный Исаак Сирин говорит о том же только другими словами: «Грех есть выпадение твари из чинного мира», т. е. движение помимо цели.

Очень точно, ярко и убедительно дает определение греху в своей книге «Православное богословие» профессор Владимир Николаевич Лосский: «…зло имеет своим началом грех одного ангела. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожения, ненависть к благодати. Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и потому он силится разрушить в нем Божественный план и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся в небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими».

Исходя из этих цитат, мне кажется, определение греха ясно.

Что же такое грех к смерти и не к смерти?

Здесь для Бога более всего ценно то качество, с помощью которого бесами и людьми был совершен грех. Свободная воля, являющаяся выразителем личности существа. При сотворении Ангелов и людей Господь наделил их свободной волей, произволением уклониться в добро или во зло. И именно воля человеческая, направленная к Нему, наиболее ценна для Господа. Об этом неоднократно говорится в Священном Писании. Например, «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23:26).

И именно направление воли человека является критерием, по которому определяется грех к смерти или нет.

Пример из Священного Писания.

Диавол и бесы после войны на Небе окончательно отпали от Бога. Их исправление невозможно. Они осуждены на ад. Почему? Потому что их никто не соблазнял. Люцифер и бесы по своей воле возненавидели Господа и были обуяны гордыней. По своей воле они начали творить зло.

Люди же были соблазнены. Да, они тоже согрешили. Но святые праотцы Адам и Ева осознали свой грех. Они сокрушались о нем. Богословие гимнографии начала Великого поста вообще можно озаглавить как «Плач Адама, а с ним и всего человечества, у закрытых врат рая».

Смертный грех – это когда человек сознательно идет на бунт против Бога, всем своим душевным и сердечным устроением ненавидит Создателя.

Вспомним приведенные в начале статьи евангельские стихи (Мф. 12:31, 32). Почему хула на Сына Человеческого простится? Потому что Христос пришел во плоти человеческой. Да, можно было по традиции иудейской либо языческой сомневаться в том, что Он Сын Божий. Так воспитан человек. Достаточно здесь сказать о святом первоверховном апостоле Павле. Но хула на Духа Святого не простится. Почему? Потому что Дух Святой – это Бог. И человек знает это. И если он хулит Его, то делает это сознательно богоборчески.

Поэтому в перечне смертных грехов раскол, ересь, колдовство, гадание, вероотступничество, содомия, грабеж, убийство, прелюбодеяние, жестокая, бесчеловечная обида, святотатство, самоубийство и прочее. Потому что на все это человек идет сознательно и часто именно с богоборческой целью.

А есть грехи, которые человек делает словно бы нечаянно, как писал святой первоверховный апостол Павел: «Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19, 20). Например, соседки осуждали кого-то, я подошла и невольно тоже вовлеклась в осуждение. Но если и не смертные грехи становятся укорененной привычкой, страстью, когда человек, зная, что это плохо, не борется с ними, но, наоборот, становится окончательным их рабом (что называется «плюхнулся в грязь с головой и в этом обрел наслаждение»), то тогда и грех не к смерти становится смертным, потому что он поглотил душу человеческую. И это тоже сродни богоборчеству.

Что же делать, как избавиться от греха?

Обратимся к замечательным словам подвижников благочестия последних времен.

Преподобный Паисий Святогорец сказал, что современному человеку достаточно трех вещей для спасения. Первая из них – научать людей истинам веры Христовой, и особенно родственников, детей. Вторая – жить жизнью Церкви, участвовать в богослужениях и Таинствах церковных. Третья – именно покаяние.
Отец Паисий когда-то произнес замечательную фразу о том, что если бы он мог, то исповедовался бы каждый день.

Поспешим же, братья и сестры, к спасительному хирургическому столу исповедального аналоя. Без стыда ложного, без сокрытия грехов, но со страхом Божиим и сокрушением о грехах. Будем стараться с Божьей помощью исправляться, полоть свой сердечный огородик от греховных сорняков. И это важный труд и во дни Рождественского поста, и до самой гробовой доски. Это та спасительная битва, которую нам надо вести.

Святитель Василий Великий говорил, что конец всякого греха – смерть, а конец исполнения заповеди Божией – жизнь вечная. Вот что нам предстоит.

Смертный грех – это попытка человека свергнуть со своего сердечного алтаря Бога. Добродетель же и начало вечной жизни – когда человек икону Господа поставляет на престоле своего душевного храма, когда Бог становится центром его жизни, центром устремления его жизни, желанной целью его пути. С этого начинается наше спасение, исцеление от греха и вечное блаженство!

Вопрос от А. : В моей голове не очень укладывается «грех к смерти» и «грех не к смерти» (1Ин.5:14-17). Что это значит? 1) Сама формулировка мне кажется не очень понятной. Словно устанавливается градация грехов по их тяжести. За этот смерть, а тот – простительный, то есть покаялся и живи дальше. Жутко звучит. 2) О какой смерти идет речь – духовной и физической? 3) Деяния 5 глава: ложь Анании Духу Святому была расценена как смертельный грех (ср. 1Кор.11:27-30).

Ответ : 1Ин.5:16-17 действительно является непростым отрывком для понимания и вызывает серьезные вопросы. Тем не менее анализ текста в его контексте позволяет из ряда возможных интерпретаций определить наиболее вероятное значение для назидания и укрепления в вере.

Контекст

1-е послание от Иоанна содержит много разъяснительных формулировок «если..., а...», «если..., то...», «всякий...», «кто..., тот...», которые затрагивают вопросы правильной веры (1Ин.2:22; 4:1-3; 5:1), праведной жизни (1Ин.2:29; 3:7) и правильных отношений (1Ин.3:11-15; 4:20-21). Иоанн учит как нужно относиться к проявлениям греха у верующих (1Ин.1:8-10; 2:1-2,4,9; 3:9 и т.д.). Он хочет, чтобы христиане имели абсолютную уверенность в своем спасении, основанную на честном анализе не только того, что они говорят, но и того, что они делают (1Ин.1:6; 2:4-6; 5:13). Для достижения этой цели Иоанн дает верующим инструменты, которые помогут определять, кто среди исповедующих веру во Христа действительно рожден от Бога, а кто не познал Бога вообще (напр. 1Ин.1:6-10, ср. Иак.2:14-26; 2Птр.2:20-22; 1Кор.5:11; 15:34 и др.).

Текст

Теперь посмотрим на отрывок в свете этого контекста (1Ин.5:13-18):

13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.

16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. 17 Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (букв. неправедность) есть грех; но (букв. и) есть грех не к смерти.

18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

Иоанн уверяет верующих в Сына Божия, что они уже имеют жизнь вечную, и убеждает их в неизменной верности Христа в ответе на молитву, соответствующую Его воле. Стихи 16 и 17 служат одновременно иллюстрацией и разъяснением молитвы, угодной Богу, в отношении согрешающего грехом не к смерти. Автор не дает дополнительных разъяснений о «грехе к смерти», тем самым показывая, что данное понятие не является новым, но известным среди христиан. Хоть не звучит прямого запрета на молитву о согрешающем грехом к смерти, контекстуально фраза «не о том, говорю, чтобы он молился» подразумевает, что на прошение о милости к согрешающему грехом к смерти Бог не даст положительного ответа и не даст ему жизнь, т.е. не спасет от смерти, поэтому такая молитва не угодна Богу (ср. Иер.7:16; 11:14). В заключении Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, хранит себя от греха.

Существующие толкования

Существующие толкования данного отрывка можно разделить на четыре основные позиции, согласно которым речь идет о:

  1. верующем, совершающем смертный грех (который уничтожает Божью благодать),
  2. верующем, совершающем грех к смерти духа (и утрачивает спасение),
  3. верующем, совершающем грех к смерти тела (но сохраняет спасение),
  4. ненастоящем верующем, совершающем грех к смерти вечной (и утрачивает возможность обрести спасение).

1. Первая позиция отражает учение, распространенное в католицизме и православии, о так называемых «смертных (главных) грехах» или «порочных страстях», уничтожающих Божью благодать в человеке и требующих таинства исповеди/покаяния для восстановления в состоянии благодати и надежды на спасение (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Смертный_грех).

Оценка : Это учение возникло в послеапостольское время и не имеет под собой библейского основания. Библия не делит грехи на большие (смертные), требующие покаяния, и малые, покаяния не требующие (ср. Иак.2:10). Серьезный анализ этой позиции требует обращения к истории христианской церкви и лежит за рамками данной статьи. Более того, возможность покаяния и восстановления в состоянии благодати согрешившего смертным грехом противоречит ходу мысли данного отрывка. Напрашивается вопрос, «Почему Бог не хочет, чтобы христиане молились о покаянии и обращении брата, который совершил смертный грех, если покаяние еще возможно?» Ведь по логике – наоборот, следует молиться об их покаянии.

2. Вторая позиция свойственна церквям, которые придерживаются учения о возможности «потери спасения». Подразумевается, что рожденный свыше верующий может посредством сознательного, повторяющегося греха или осознанного отвержения Христа лишиться Божьего дара спасения. В доказательство такой позиции приводится ряд библейских текстов (Рим.8:12-13; Евр.6:4-6; 10:26-29 и др.). Одновременно в таких случаях обычно звучит призыв, что если согрешившие покаются, то Бог обязательно вернет им дар спасения.

Оценка : Эта позиция звучит привлекательно, потому что делает акцент на необходимости практической святости в жизни верующих и провозглашает человеколюбивого Бога, которого нельзя обвинить в посягательстве на свободный выбор человека. Однако она переворачивает библейский причинно-следственный порядок в вопросе спасения/освящения. Опираясь на выборочный подход к Священному Писанию, она игнорирует контекст отрывков, которые приводятся в доказательство того, что можно «потерять» спасение (см. Рим.8:9; Евр.6:7-8; Евр.10:38-29; 2Птр.2:22). Тексты, утверждающие неотступность святых (Ин.5:24; 6:40; 10:27-29; 1Ин.5:13; Рим.8:30-39; Флп.1:6 и др.), признаются ею действенными только при соблюдении верующими определенных условий, подчеркивая, что именно свободный выбор человека имеет определяющее значение в вопросе его спасения, т.к. подразумевается, что человек может в любой момент решить перестать быть христианином и отвергнуть Христа.

1Ин.5:18 однозначно утверждает, что «всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему», исключая возможность того, что рожденный от Бога может погибнуть в результате греха. Пребывание в вере и праведная жизнь в Священном Писании являются не столько условием для спасения, сколько его признаком или обязательным следствием рождения свыше (ср. 1Ин.3:9; Мтф.7:15-21; Рим.8:9; Иак.3:11-12; Евр.6:7-8). Иными словами, не люди своими делами гарантируют свое спасение, а Божье дело спасения гарантирует их преображение в праведный образ Христа, что не снимает с них ответственности и необходимости каяться и веровать, бороться и побеждать. Возможность вечной гибели рожденного свыше человека в результате греха противоречит одному из главных утверждений апостола Иоанна, что рожденный от Бога «не грешит» и «не может грешить» (1Ин.3:9; 5:18), т.е. не может жить во грехе. Невозможно человеку, спасенному от греха, погибнуть от греха, и имеющему жизнь вечную умереть духовно. В послании от Иоанна четко прослеживается принцип, что если верующий живет во грехе, то это свидетельствует не о том, что он утратил свое спасение, но что он никогда его не имел (1Ин.1:6; 2:4,9; 4:20). Спасение по своей сути есть изменение природы человека (рождение от Бога), которое обязательно в свое время проявит себя в делах веры и плоде Духа (ср. Мтф.13:33). Приобретение же только внешних признаков христианской жизни не делает человека истинным христианином, и рано или поздно его невозрожденная, жаждущая греха природа должна проявить себя в удовлетворении своих греховных потребностей (1Ин.2:19; ср. Мтф.5:20; 7:23; 23:27; 2Птр.2:22). Это означает, что человек не может, сделав решение, перестать быть христианином (ср. Иер.20:9), так же, как и чем усилием своей воли родиться свыше (ср. Иоан.1:13).

3. Третья позиция заключается в уверенности, что Бог не допустит окончательного отпадения верующего от Христа посредством лишения его возможности грешить, т.е. через его физическую смерть.

Оценка : Эта позиция популярна в западных евангельских церквях и имеет несколько преимуществ перед предыдущими: 1) Именно посредством физической смерти Бог избавляет от осуждения с миром, т.е. от духовной погибели, верующих, которые принимают причастие в состоянии нераскаянного греха (1Кор.11:30,32). История Анании и Сапфиры (Деян.5:1-11) может быть наглядной иллюстрацией такого строго действия Божия в отношении намеренно согрешающих против Него. 2) Единственное место в Священном Писании, где Иоанн еще раз использует фразу «к смерти», указывает на физическую смерть (см. Иоан.11:4). 3) Слово «брат» при такой интерпретации воспринимается самым естественным образом как «верующий брат», «член тела Христова», т.е. подразумевается возрожденный человек.

Однако никто из придерживающихся этой позиции не может с точностью сказать как определяется грех ведущий к физической смерти. Обычно признается, что т.к. мы никогда не знаем является ли тот или иной грех к смерти, нужно молиться о всех согрешающих братьях и сестрах. При всей привлекательности такое прочтение создает впечатление, что его стараются «запихнуть» в удобную для человеческого восприятия систему. Иоанну не нужно было указывать на разницу между грехами, чтобы научить христиан молиться о согрешающем брате. Что же касается слова «брат», необходимо отметить, что этот термин сам по себе не определяет рожден ли человек свыше или нет (см. Евр.3:12; 2Фес.3:2). Для ясности Иоанн использует уточняющие термины при описании истинно верующих людей (1Ин.2:29; 3:9; 4:7; 5:1,4,18), чтобы их можно было отличить от верующих лишь на словах. Такое использование полностью согласуется с другими текстами Священного Писания, которые признают, что в числе членов видимой церкви Христовой есть те, кто не знают Господа (2Кор.15:34; ср. Ин.13:10-11; 17:12; Деян.1:16-19). Эта же истина отражается и в притчах Иисуса Христа о царствии Божием (Мтф.13:3-23,24-40).

4. Четвертая позиция отражена в баптистском вероисповедании 1689 года: «Молиться следует о позволительном и о людях, живущих сейчас, а также о тех, которые будут жить в будущем. Нельзя молиться ни за умерших, ни за тех, о ком известно, что они согрешили грехом к смерти» (см. ). Грех к смерти в данном случае совершается людьми, которых в одно время по всем внешним признакам можно было назвать «братьями», но которые, несмотря на то, что получили огромные духовные преимущества через познание Слова Божия и причастность к проявлениям Духа Святого, являемого в церкви Христа, осознанно отвергают Господа, в результате чего человек навсегда утрачивает возможность покаяться и обратиться ко Христу (Евр.6:4-6; ср. Мтф.12:31-32).

Оценка : Данная позиция наилучшим образом вписывается в контекст послания и отвечает на возникающие вопросы. Иоанн после многочисленных разъяснений о признаках рожденных от Бога людей уверяет своих возлюбленных детей, что они имеют жизнь вечную по вере во Христа. Бог хочет, чтобы Его дети жили в полной уверенности своего спасения во Христе. Более того, они могут соучаствовать в духовной жизни других братьев и сестер во Христе, согрешающих грехом не к смерти посредством ходатайственной молитвы. Мы знаем, что такие молитвы угодны Богу, потому что заместительная жертва Иисуса Христа, Его смерть и воскресение являются полноценной платой за грехи верующих в Него. Сын Божий умер, чтобы дать вечную жизнь верующим во имя Его. Грех, который всегда несет в себе убийственную силу (Рим.6:23; Иак.1:13-15), не может погубить верующих во Христа потому, что Он уже вкусил смерть за них (Евр.2:9-15). Такая уверенность никоим образом не позволяет верующему «расслабиться» и относиться ко греху беспечно. Поэтому в заключение Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, не грешит, даже когда знает, что «всякая неправедность есть грех, но не грех к смерти (1Ин.5:17-18; ср. 1Ин.1:8-2:3).

Выводы

1. Если Вы, будучи верующим во Христа, согрешили – не отчаивайтесь, покайтесь, примите Божье прощение (1Ин.1:9) и обновите свое хождение пред Господом, принеся достойный плод покаяния, отражающий действенность вашей веры в Иисуса Христа, который пришел, чтобы спасти народ Свой от грехов их (Мтф.1:21; 1Ин.3:3).

2. Если Вы, называясь верующим во Христа, грешите и в Вас нет покаяния, нет внутреннего отвержения греха, то не обманывайтесь, такая жизнь свойственна тем, кто не познал Господа. Бойтесь, чтобы с Вами не произошло полного и необратимого отступления от Христа (Евр.10:26-31; 6:4-6).

3. Если Вы не знаете Христа, уверуйте в Него, примите Божье свидетельство о Своем Сыне, примите жизнь вечную вместе со Христом (1Ин.5:9-13).

4. Если Вы заметили Вашего брата или сестру во Христе согрешающими, молитесь о них, обличайте их, помогайте им достичь покаяния и обновления во Христе. Трудитесь для спасения их души от греха даже если придется прибегнуть к церковной дисциплине (Мтф.18:15-19; 1Кор.5), которая преследует цель покаяния и восстановления человека во Христе.

Да благословит Вас Господь!