Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Тема: Изучение результатов искусственного отбора

Лабораторная работа

Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов

Цель работы: исследовать водозапасающую способность зеленых и сфагновых мхов.

Материалы и оборудование: засушенные растения (не монтированные на листах бумаги) кукушкина льна с коробочками, сфагнума с коробочками, чашки Петри с водой, лупа, микроскоп, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, весы (очень точные механические или электронные, торсионные).

Ход работы

1. Возьмите три сухих растения кукушкина льна и три сухих растения сфагнума, взвести их на весах и поместите во влажную камеру (в качестве камеры можно использовать чашку Петри с увлажненной фильтровальной бумагой, в которой установился определенный режим влажности).

2. Последующие взвешивания проводите с интервалами 1, 3, 5, 10 минут. Каждый раз считайте средний вес для каждого из мхов: из среднего веса мха через одну минуту отнимите средний изначальный вес, и разделите это число на изначальный вес и умножьте на 100%, затем из среднего веса мха через три минуты отнимите средний изначальный вес, и разделите это число на изначальный вес и умножьте на 100%.

3. Результаты исследований занесите в таблицу:

mср сфаг.

4. Постройте график зависимости процента поглощения от времени. Сделайте выводы о различии в способности поглощения зеленых и сфагновых мхов.

Дополнительная информация

Кукушкин лен. Он является представителем зеленых мхов. С помощью лупы в нижней части стебля можно рассмотреть тонкие бурые многоклеточные нити - ризоиды (рис. 1), которые часто выполняют функцию корней. На стебле поочередно расположены листья. Расчленение тела на стебель и листья - наиболее наглядное отличие мхов - высших растений от лишайников и водорослей - низших.

Лист кукушкина льна многослойный, имеет среднюю жилку, по которой в лист поступают вода и минеральные соли, а из листа в стебель - органические вещества.

Коробочка находится на длинной ножке и полностью покрыта войлочным колпачком. Если снять колпачок, видна крышечка на верхушке коробочки. У зрелой коробочки крышечка легко снимается, и после ее удаления, встряхивая коробочку над листом бумаги, можно извлечь споры. С помощью спор мхи размножаются и расселяются. Из споры вначале вырастает многоклеточная нить, на которой затем образуются почки, а из них вырастают новые растения.

Сфагнум. У сфагнума ризоиды отсутствуют (рис. 2). Его стебель ветвится. Одни ветви короткие, находящиеся в верхней части стебля, образуют плотную головку. Другие более длинные, расположены почти под прямым углом относительно стебля. Третьи самые длинные, тонкие и волосовидные плотно прилегают к стеблю, как бы окутывая его войлоком. Они способствуют проведению воды с растворенными в ней минеральными веществами. Вода поступает в растения через наружные мертвые клетки стебля и особые клетки листа, не имеющие живого содержимого (через поры в оболочке).

Лист сфагнума имеет вид ажурной сеточки, невидимой невооруженным глазом. Ячейки сеточки представляют собой мертвые клетки, на оболочке которых имеются утолщения и поры, заполняющиеся водой. Ограничивают ячейку вытянутые хлорофиллоносные клетки, соединенные по три своими концами. В этих клетках (и только в них) происходит процесс фотосинтеза. Лист сфагнума однослойный, не имеет средней жилки.

У коробочки сфагнума есть крышечка. Бочонковидная, шаровидная или слегка удлиненная (в зависимости от вида) коробочка находится на верхушке веточки. В ней созревают споры, которые высыпаются после сбрасывания крышечки. Попав в благоприятные условия, спора прорастает в небольшую пластинку, имеющую ризоиды. На ней закладываются почки, дающие начало новым растениям сфагнума.

Для рассматривания листа сфагнума под микроскопом следует приготовить временный препарат. На предметное стекло в каплю воды надо поместить лист сфагнума, взятый с любой веточки, но лучше с расположенной ближе к верхушке стебля, и накрыть его покровным стеклом.

Рис. 1. Кукушкин лен обыкновенный:

а - мужские экземпляры; б - женские экземпляры с коробочкой: в - с колпачком; г - без колпачка; д - без крышечки; е - в поперечном разрезе;

ж - верхушка мужского экземпляра с антеридиями; э - верхушка женского экземпляра с архегониями.

Рис. 2. Сфагнум:

а - взрослые растения; б - коробочка с крышечкой; в - коробочка без

крышечки; г - протонема с ризоидами (1) и развивающейся почкой (2).

Лабораторные работы в теме: «Биогеоценотический уровень организации жизни»

Лабораторная работа

Оценка экологического состояния парка (газона), прилегающего к школе

Цель работы: выяснить соответствие зеленой зоны пришкольной территории санитарно-гигиеническим нормам.

Материалы и оборудование: рулетка.

Ход работы

1. С помощью рулетки произведите измерения основных показателей, характеризующих зеленую защитную зону пришкольной территории. Полученные данные занесите в таблицу 1.

Таблица 1

Характеристика зеленой защитной зоны пришкольной территории

Измерения

Полученные

результаты

Санитарно-

гигиеничес-

кие нормы (не менее), м

Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников:

на границе территории

со стороны автомагистрали

Площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного учащегося (включая близлежащие парки, скверы и т.д.), м 2

Расстояние от школы до деревьев

Расстояние от школы до кустарников

Расстояние между деревьями (узколистными)

Расстояние между деревьями широколистными

Количество деревьев на 1 га (100 х 100 м)

2. Отметьте на карте микрорайона с помощью условных обозначений зеленые насаждения, газоны пришкольной территории.

3. Сделайте вывод о соответствии зеленой зоны вашей пришкольной территории санитарно-гигиеническим нормам.

Лабораторные работы в теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни»

Лабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида

Цель работы: сравнить особи 2-х видов рода Клевер с целью выявления у них морфологического критерия, характеризующего самостоятельность вида.

Материалы и оборудование: живые растения или гербарий растений рода Клевер.

Выполнение работы можно организовать по вариантам, используя растения разных родов (например, лютик ползучий и ядовитый, чина луговая и лесная и др.).

Ход работы

1. Рассмотрите растения, относящиеся к различным видам рода Клевер.

2. Сравните виды по морфологическим признакам и составьте сравнительную таблицу 2-х видов клевера.

Морфологические особенности видов рода Клевер

Признаки

клевер луговой

клевер ползучий

1. Стебель по расположению в пространстве

2. Лист (простой, сложный)

3. Форма листиков

4. Головка (рыхлая или плотная)

5. Тип цветка

6. Окраска цветка

3. Составьте морфологическую характеристику растений каждого вида (опишите внешнее строение), выявите различия между видами по морфологическому критерию.

4. Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа

Изучение результатов искусственного отбора – разнообразия сортов растений и пород животных

Цель работы: познакомиться с многообразием сортов растений и пород животных, сравнить их с предковой формой и объяснить причину их многообразия на основе учения Дарвина.

Материалы и оборудование: гербарий дикорастущей фиалки и сортов анютиных глазок; сортов пшеницы, ржи, ячменя; открытки или фотографии диких форм и сортов георгинов, флоксов, пионов, гладиолусов и др. цветов; сортов картофеля; клубни разных сортов картофеля; открытки или фотографии пород кошек.

Выполнение работы можно организовать по вариантам

Ход работы

I вариант

Работа с гербариями, открытками и фотографиями диких предков и сортов декоративных растений.

1. Установите родство между дикорастущей и культурными формами. С этой целью выполните задание:

а) сравните вегетативные органы и органы размножения данных растений. В чем состоит сходство строения корневой системы, стебля, листьев, цветков.

2. Найдите черты различия.

а) Какие части растений претерпели наибольшее изменение?

б) Как объяснить изменение этих частей у изучаемых сортов?

3. Обобщите результаты наблюдений и сделайте вывод о причинах разнообразия ряда измененных признаков культурных форм.

II вариант

Работа с сортами картофеля.

1. Сравните сорта картофеля.

2. Выявите признаки сходства между ними и дикими растениями.

3. Результаты занесите в таблицу:

Морфологические особенности различных сортов картофеля

Наблюдаемые

признаки

Сорта картофеля

Голландский

а)окраска венчика

а) окраска

в)характер кожуры

г)окраска мякоти

3. Расположение глазков

4.Лежкость клубней

... по 11 классы , программа ОБЖ для общеобразовательных учреждений с 5 по 11 класс под редакцией В.Н. Латчука. В своей работе ... по УВР Руководство и контроль за работой МО, организация и контроль взаимопосещений уроков учителями МО, проведение ...

  • Р п. Шербакуль, 2014 г. Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам на территории Шербакульского муниципального района в 2014-2015 учебном году

    Документ

    ... (профиля ), для 5-11 классов (далее - олимпиадные задания). Сроки и места проведения школьного этапа Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету...

  • ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

    Тема: Изучение изменчивости у растений. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

    Цель: Изучить статистические закономерности модифікаційної изменчивости, научиться оценивать характер изменчивости изучаемого признака, строить вариационный ряд и вариационном кривую.

    Оборудование и материалы: гербарные образцы растений, листья акаций, линейки, лупы.

    Ход работы

    1-2. Рассмотрим несколько гербарных образцов растений одного вида, например, пшеницы и сравним их между собой. Они отличаются незначительными признаками - размерами стебля, количеству зерновок в колосках, длиной листа и тому подобное.

    Главные видовые признаки разных особей пшеницы неизменны: строение цветка, тип соцветия, тип стебля или вид плода.

    Сравним разные виды злаков, чтобы определить, по каким признакам они отличаются, а по каким-то похожи.

    Сравнительная характеристика растений семейства Злаковые

    Признаки

    Жизненная

    Корневая

    мочковатого типа

    мочковатого типа, очень разветвленная

    мочковатого типа

    прямостоячий, соломина, 40-50 см

    прямостоячий, соломина, 50-60 см

    простые, сидячие, линейные; небольшой язычок и ушки

    простые, сидячие, линейные; большой язычок, ушек нет

    простые, сидячие, линейные; короткий язычок, большие ушки

    малозаметные,

    желтовато-

    зеленоватые

    малозаметные,

    желтовато-

    зеленоватые

    мелкие, малозаметные,

    желтовато-

    зеленоватые

    Соцветия

    сложный колос

    сложный колос

    зерновка

    зерновка

    зерновка

    3. Таким образом, пшеница, овес и ячмень имеют много общих признаков, которые и объединяют их в семью Злаков. У них одинаковая корневая система, полый стебель - соломина, похожа строение цветков и плодов. Виды злаковых можно различить по наиболее надежным признаком - строением соцветий. У пшеницы соцветие - сложный колос из 3-7 простых колосков, а овес имеет соцветие метелку. Если соцветия еще не появились, виды различают по наличию язычков и ушек - пленчатых выростов в месте перехода листовой пластинки во влагалище.

    Различия между особями одного вида объясняются различными условиями существования. Они вызывают модифікаційну изменчивость.

    Это изменения фенотипа, приобретенные во время индивидуального развития организма. Например, у пшеницы это длина стебля, листьев, размер зерновок и тому подобное.

    Модификации носят адаптивный характер и не наследуются через половое размножение. У многих растений модификации наследуются благодаря вегетативному размножению.

    4-6. Исследование статистических закономерностей изменчивости модифікаційної

    1. Составление вариационного ряда модифікаційної изменчивости (на примере 10 листовых пластинок акации).

    Размер листа (см)

    Частота признака (шт.)

    Размер листовых пластинок - варианта (V).

    Частота проявления признака - Р.

    Общее количество листовых пластинок - n (10 шт.) Определим среднюю величину признака (М) по формуле:

    Построим вариационном кривую модифікаційної изменчивости. Для этого на оси абсцисс откладываем варианты (V), а на оси ординат - частоту проявления признака (Г)

    Из вариационного ряда и вариационной кривой видно, что норма реакции признака имеет определенные пределы.

    Размеры листовых пластинок колеблются от 1 до 3 см. Наибольшее количество вариант приходится на среднюю часть ряда, что соответствует среднему значению признака (Г = 2,02 см).

    Модифікаційна изменчивость - это изменения фенотипа, вызванные влиянием условий среды. Длина ряда и размах модифікаційної изменчивости зависит от условий среды. Чем они стабильнее, тем короче вариационный ряд. Модифікаційні изменения имеют адаптивный характер и помогают приспосабливаться к изменениям условий среды.

    Цель работы: изучить результаты искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений.

    Оборудование: гербарные экземпляры растений, коллекции сортов капусты, томатов, картофеля, яблок.

    Ход работы:

            Сравнить между собой несколько сортов растений одного культурного вида с их диким родоначальным видом.

            Заполните таблицу

            Сделайте общий вывод. Какой орган и признак подвергался более сильному изменению у культурных растений в процессе искусственного отбора? Почему?

    Лабораторная работа изучение приспособленности организмов к среде обитания

    Цель работы: выявить приспособления организмов к среде обитания и объяснить механизм их возникновения.

    Оборудование: гербарные экземпляры растений, коллекция «Аналогичные органы защиты растений от травоядных животных», семена и плоды растений, комнатные растения, изображения специализированных растений и животных.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите выданный вам объект и выявите наиболее очевидные приспособления, отметьте те факторы среды, которым они соответствуют.

    2. Установите, в чем проявляется относительный характер приспособлений. Сведения о приспособлениях занесите в таблицу.

      Попытайтесь сформулировать гипотетическое объяснение возникновения одного из выявленных вами приспособлений в форме ответов на вопросы:

    а) Какому фактору среды соответствует приспособление?

    б) Если предположить, что предки вида не обладали указанным приспособлением, жили в других условиях (каких?), то какими могли быть их среда обитания и приспособления к ней?

    в) Какими могли быть изменения условий среды от предполагавшихся ранее к современным, какие причины могли вызвать такие изменения?

    г) Как новые условия среды могли отразиться на выживании и размножении особей в популяциях предковых форм?

    д) Какие мутации могли бы оказаться полезными в измененных условиях? Какой была судьба обладателей этих мутаций?

    е) Каким было бы потомство от скрещивания мутантных форм с типичными? Какой форме отбора оно подвергалось бы и с какими результатами?

    ж) Какие изменения нормы реакции мутантного признака происходили бы из поколения в поколение?

    Дата добавления: 28 Октября 2013 в 08:57
    Автор работы: z*********@mail.ru
    Тип работы: лабораторная работа

    Скачать в ZIP архиве (765.34 Кб)

    Вложенные файлы: 1 файл

    Скачать файл

    лабораторная работа.docx

    - 777.79 Кб

    Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора.

    Цель: закрепить на практике знания о критериях вида и его структуре.

    Ход работы: 1) Составить морфологическую, физиологическую и эколого-географическую характеристики для данных живых организмов.

    2) Сравнить их и сделать выводы о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходств и различий.

    3) Ответьте на вопросы:

    А) Можно ли только на основании данных нам критериев судить о видовой принадлежности организмов?

    Б) Обоснуйте, почему существуют виды сходные, казалось бы, по всем признакам, но не скрещивающиеся?

    В) Что такое популяция и ее роль в эволюционном процессе?

    ЗЕМНОВОДНЫЕ

    ЖАБА АМЕРИКАНСКАЯ

    Средних размеров жаба, 5 – 9 сантиметров в длину. Паротиды отделены от костных гребней позади глаз, или соединены с ними короткой шпорой. Паротиды вытянутые. Заглазничные гребни высокие, без выраженных вздутий. Кожа спины покрыта оргомным количеством мелких и средних бородавок. Бородавки развиты также на спинной стороне голени. Характерной особенностью являются небольшие тёмные пятна на спине с сильно увеличенными бородавками. Окраска очень вариабельна. Основной тон варьирует от желтовато-коричневого до бурого. На боках может присутствовать зеленоватый рисунок. Бородавки обычно красноватые или коричневые. Питается насекомыми и другими беспозвоночными. Корм в неволе – насекомые. Распространена в Северной Америке от Лабрадора и Гудзонова залива и Манитобы на севере до Северного Техаса, Луизианы, центральной части Алабамы, севера Джорджии и Северной Каролины на юге.

    СЕРАЯ ЖАБА

    Серая жаба - одна из крупных жаб и самая крупная в России. Длина тела самцов 8-10 см, самки крупнее - до 20 см, но обычно около 13 см. Сверху окрашена в серый, коричневый или серо-оливковый цвет с более или менее развитыми темными пятнами-полосами. Кожа спины с округлыми бугорками, иногда с заостренной вершиной. Фоновая окраска в период размножения становится однообразной. Паротиды большие. Самец отличается от самки наличием брачных мозолей (в виде темно-окрашенных уплотненных площадок) на 1-м пальце передней ноги (в период размножения - на 1-м, 2-м, и/или 3-м), более мелкими размерами тела и некоторыми пропорциями. У сеголетка сразу окраска красновато-коричневая с более темными (до черного) паротидами. Резонаторов у самцов нет, но во время размножения они привлекают самок одиночными глухими, бухающими звуками. Распространена по всей Европе, северо-западе Африки и в России до Сахалина. Жаба населяет все варианты леса и степную полосу, способна подниматься в горы до 3000 м над уровнем моря.

    РАСТЕНИЯ

    КАРЛИКОВАЯ БЕРЕЗА

    Листопадный сильно ветвистый кустарник высотой 20-70 (до 120) см, с приподнимающимися или распростертыми побегами. Молодые побеги густо бархатистые или пушистые, позже почти голые, с тёмно-коричневой или красновато-тёмно-бурой корой. Листорасположение - очерёдное. Листья округлые, редко округло-овальные, длиной 5-15 мм, шириной 10-20 мм, у основания округлые или, часто, широко-клиновидные, с закруглённой верхушкой, ширококлиновидным основанием, с притупленными зубчатыми краями. Сверху листья тёмно-зелёные, глянцевые, снизу светло-зелёные и рассеянно пушистые; в молодом возрасте клейкие. Черешки короткие, длиной 4-6 мм. Цветки мелкие, невзрачные, однополые. Тычиночные серёжки сидячие, прямостоячие, длиной 5-15 (до 20) мм, диаметром 1,5-2 мм, с жёлтыми пыльниками. Пестичные - на коротких опушённых ножках, овальные или удлинённо-яйцевидные, светло-коричневые, длиной 5-8 (при плодах до 12) мм, диаметром 3-5 (при плодах до 6) мм. Прицветные чешуйки длиной 2,5-3 мм, с тремя вверх направленными, линейно-продолговатыми, слабо реснитчатыми долями. Ареал вида охватывает практически всю территорию Европы, кроме крайне южных районов, и практически всю территорию Канады. На территории России растёт на севере европейской части России, в Западной Сибири и Якутии, Чукотке, на Камчатке.

    БЕРЕЗА ПУШИСТАЯ

    При благоприятных условиях достигает 25-30 м в высоту и до 80 см в диаметре. Кора у молодых деревьев коричневато-бурая, а с 8-10 лет белеет. Молодые особи можно спутать с видами ольхи. Во взрослом состоянии хорошо отличается от других деревьев по белой коре; кора почти до самого основания ствола белая, гладкая, без чёрных трещин, лишь внизу неглубоко растрескивается в старости. Дерево однодомно, но серёжки раздельнополые. Плодущие серёжки длиной 2,5-3 см, на опушённых ножках, семенные чешуи шириной 3-5 мм, по краю реснитчатые. Орешек длиной около 2 мм, продолговато-эллиптический. Крылья равны или шире орешка. Растёт по всей европейской части России, в Западной и Восточной Сибири, в горах Кавказа. За пределами России распространена по всей Европе, за исключением Пиренейского полуострова.

    МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

    Манул - животное размером с домашнюю кошку: длина его тела 52-65 см, хвоста 23-31 см; весит он 2-5 кг. От обычной кошки он отличается более плотным, массивным телом на коротких толстых лапах и очень густой шерстью. Глаза жёлтые, зрачки которых при ярком свете в отличие от зрачков глаз домашней кошки не приобретают щелевидную форму, а остаются круглыми. На щеках - пучки удлинённых волос (баки). Хвост длинный и толстый, с закруглённым кончиком. Манул размножается один раз в год. Гон проходит в феврале-марте. Беременность длится около 60 дней. Котята рождаются в апреле-мае. В помёте 2-6 котят, реже больше. Длина новорождённого манула - около 12 см, вес - до 300 г; в их окраске заметна тёмная пятнистость. Манул распространён в Центральной и Средней Азии, от Южного Закавказья и западного Ирана до Забайкалья, Монголии и Северо-Западного Китая.

    ЛЕСНОЙ КОТ

    Лесные кошки имеют коричневую окраску с черными полосами. Она крупнее, чем домашняя кошка, с толстым хвостом, как бы обрубленным на конце. Размер тела от 45 до 80 см в длину, весят от 3 до 8 кг. Средняя высота около 35 см, а длина хвоста около 30 см. Самки достигают половой зрелости уже через 9-10 месяцев, тогда как самцы лишь на третьем году жизни. Лесная кошка обитает в Европе, северной Азии и Африке. Охотится на мелких млекопитающих, птиц и других животных подобного размера. Лесные кошки очень пугливы, зачастую агрессивны и стараются не приближаться к поселениям людей. Они ведут одиночный образ жизни и удерживают территорию около 3 км².

    2) Если сравнивать все живые организмы, главными критериями их различий, пожалуй, будет их ареал обитания и условия существования (эколого-географический критерий). Их окраска будет зависеть от внешней среды, то есть жаба будет приспосабливать свою окраску под внешнюю среду. У некоторых из видов жаб шкура окрашена в один цвет, а вот у других видов жаб на теле есть полоски, пятнышки на боках, ногах или вообще по всему телу, что также будет являться эколого-географическим фактором. Или, например, африканские подвиды лесных котов обычно меньше размером и имеют более светлую окраску.

    А) Нет, так как для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточного одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев, в данном случае нам не хватает генетического критерия.

    Б) Из-за различия в хромосомном наборе между особями разных видов имеется репродуктивная изоляция: по-разному устроены половые аппараты, сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку, если оплодотворение произошло, то погибает зародыш или молодой организм рождается нежизнеспособным, если гибрид жизнеспособен, то он не плодовит.

    В) Популяция – это совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций. Реально вид существует в виде популяций. Генофонд вида представлен генофондами популяций. Популяция – это элементарная единица эволюции.


    Краткое описание

    Цель: закрепить на практике знания о критериях вида и его структуре.
    Ход работы: 1) Составить морфологическую, физиологическую и эколого-географическую характеристики для данных живых организмов.
    2) Сравнить их и сделать выводы о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходств и различий.
    3) Ответьте на вопросы:
    А) Можно ли только на основании данных нам критериев судить о видовой принадлежности организмов?
    Б) Обоснуйте, почему существуют виды сходные, казалось бы, по всем признакам, но не скрещивающиеся?
    В) Что такое популяция и ее роль в эволюционном процессе?

    Лабораторная работа № 6

    Тема: Изучение результатов искусственного отбора

    Цель: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.

    Оборудование: муляжи различных сортов яблок, груш, иллюстрации различных пород животных, сортов растений.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите предложенные сорта яблок, найдите черты сходства и отличия у них с диким предком.
    1. Заполните таблицу

    Сравниваемые признаки

    Название сорта яблок

    Антоновка

    Белый

    налив

    Пепин шафранный

    Дикая яблоня

    Окраска плодов

    Желтоватая.

    Зеленовато-желтая

    зеленовато-желтая

    зелено-желтая, нередко красная или беловато-желтая

    Окраска мякоти

    Слегка желтоватая, сочная, средней плотности, зернистая.

    белая, рыхлая, нежная, крупнозернистая, достаточно сочная в оптимальной зрелости, кисло-сладкого вкуса с избытком кислоты, со слабым ароматом.

    кремовая, плотная, сочная, винносладкого вкуса с пряным тонким ароматом, хорошего вкуса.

    белая, ароматная, плотная, зимнего созревания.

    Вкус

    Вкус хороший, с некоторым избытком кислоты и своеобразным ароматом .

    кисло-сладкий

    кисло-сладкий

    кислый или кисло-сладкий, иногда с горчинкой.

    Размер

    Размер плодов зависят от клонов и погодных условий года.

    Плод округлый, среднего и крупного размера (80-130г).

    Плоды среднего размера (около 90 г).

    Плоды дикой яблони размером от 2 до 5 см в диаметре.

    Сроки созревания

    Срок созревания зависит от мета произрастания. Обычно его собирают в конце сентября и в начале октября.

    Сорт летнего срока созревания. Созревают плоды в конце июля - начале августа.

    Пепин шафранный– типично осенний сорт. Плоды снимают в конце сентября – начале октября.

    От середины августа до середины, а иногда и конца октября.

    1. Объясните причины отличий, сформулируйте вывод.

    Они располагались в разных ареалах, и на каждый вид действовала определенная окружающая среда характерная именно для него. Они отличаются географически и экологически. Отличаются по типу плодоношения.

    Вывод: Результатом искусственного отбора является многообразие сортов растений и пород животных. Искусственный отбор — один из основных методов селекции , который может использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами. Например, гибридизация близкородственных организмов даёт широкий спектр изменчивости, который служит плодотворным материалом для искусственного отбора. Искусственный отбор был основным фактором появления домашних животных и культурных растений. В понятие искусственный отбор входит избирательный отбор животных или растений селекционером , у которых под влиянием внешней среды и изменением привычек возникли приспособления полезные не для самого животного или растения, а для человека.

    Лабораторная работа № 11

    Тема: Построение вариационного ряда и вариационной кривой

    Цель: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

    Оборудование: антропометрические данные учащихся (от 10-25: рост, раздельно для юношей и девушек, листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), семян фасоли (20 – 30 штук), простой карандаш, ручка, тетрадь, линейка.

    Ход работы:

    1. Измерьте длину семян фасоли (20 – 30 штук)
    2. Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости. Заполните таблицу.

    V (мм)

    3. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.

    4. Измерьте рост ваших одноклассников, друзей.

    5. Полученные данные запишите в тетради.

    6. Посчитайте число студентов, имеющих одинаковый рост.

    7. Заполните таблицу 2.

    8. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака. На горизонтальной оси отметьте рост студентов, а на вертикальной оси – количество (число) студентов, входящих в данную группу.

    9. Определите среднюю величину выраженности по формуле: f = n / N, где f – частота встречаемости, n – число студентов в классовом интервале, N – общее число студентов.

    10. Сделайте вывод.

    Таблица «Результаты исследования»:

    Вариационная кривая.

    11.Измерьте длину листьев любого растения (20 штук) и запишите их параметры.

    12. Определите число образцов, сходных по рассматриваемому признаку.

    13. Составьте вариационный ряд - полученные данные занесите в таблицу, в которой в первой строке укажите отдельные значения признака (v ), а во второй строке - частоту встречаемости каждого значения (р)

    Длина листа (V)

    3 см

    4см

    5см

    6см

    7 см

    Количество экземпляров (Р)

    14. Постройте вариационную кривую - отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

    Вариационная кривая.

    15. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

    Дают выявить закономерности модификационной изменчивости в массе случайных явлений и определить их практическое значение. Здесь обнаружен вариационный ряд модификационной изменчивости. Вариационный ряд- ряд модификационной изменчивости свойства организма, который состоит из отдельных свойств видоизменений, размещенных в порядке увеличения или уменьшения количественного выражения свойства.

    16. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариантов в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.

    В вариационном ряде размещены в порядке увеличения или уменьшения количественного выражения свойства (размеры листка, изменение интенсивности роста и т. д.). Единичный показатель соотношения двух факторов в вариационном ряде (например, длина шерсти и интенсивность ее пигментации) называется варианта . Вариационная кривая — отображает как диапазон вариации свойства, так и частоту отдельных вариант. Из кривой видно, что наиболее распространены средние варианты проявления признака.

    Вывод: Модификационная (фенотипическая) изменчивость — изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный характер. Генотип при этом не изменяется. В целом современное понятие «адаптивные модификации» соответствует понятию «определенной изменчивости», которое ввел в науку Чарльз Дарвин . Вариационный ряд — ряд модификационной изменчивости свойства организма, который состоит из отдельных свойств видоизменений, размещенных в порядке увеличения или уменьшения количественного выражения свойства (размеры листка, изменение интенсивности роста и т. д.). Единичный показатель соотношения двух факторов в вариационном ряде называется варианта . Вариационная кривая — отображает как диапазон вариации свойства, так и частоту отдельных вариант. Из кривой видно, что наиболее распространены средние варианты проявления признака (закон Кетле). Причиной этого, по-видимому, является действие факторов окружающей среды на ход онтогенеза.

    Лабораторная работа № 10

    Тема: Способы бесполого размножения организмов

    Цель: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.

    Оборудование: гербарии растений и живые объекты растений, з емляника, л ук репчатый, т радесканция, ф иалка, к артофель, г еоргин, иллюстрации различных растений.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите гербарии растений и живые объекты растений.
    2. Предложите способы бесполого размножения этих растений.
    3. Заполните таблицу.

    Название растения

    Способы бесполого размножения

    Земляника

    ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ , образование нового организма из части материнского; один из способов бесполого размножения многоклеточных организмов.

    Вегетативное размножение растений: размножение с помощью вегетативных органов.

    Размножаются при помощи надземных ползучих или стелющихся побегов — плетей (усов).

    Лук репчатый

    Основной способ вегетативного возобновления в естественных условиях — образование замещающей луковицы. Она возникает в пазухе листа рядом с цветоносом. В результате молодая луковица замещает материнскую к осени следующего года. Такую луковицу называют пристрелочной.

    Традесканция

    Традесканция легко размножается вегетативным способом - делением куста и стеблевыми черенками. При семенном размножении сортовые признаки растений не сохраняются.

    Фиалка

    Наиболее распространенный способ размножения фиалок - вегетативный. Это размножение листовыми черенками.

    Пырей ползучий

    Пырей ползучий – однодольный многолетний корневищный сорняк. Размножается и половым путем, и вегетативно. Вегетативно – с помощью корневищ. Даже маленькие частицы корневища, на которых есть почка, регенерируют. Распространяется на территории, в основном, через вегетативное размножение.

    Картофель

    В основном картофель размножается вегетативно, то есть клубнями. Для посадки можно использовать как целый клубень, так и разрезанный на части. Важно, чтобы каждая часть имела росток. Намного реже картофель сажают стеблями и ростками.

    Георгин

    Наиболее популярный способ размножение вегетативный. Самый простой и удобный способ размножить георгины – деление кустов, а затем и клубней.

    4. В чем заключается биологическая роль бесполого размножения? Сформулируйте вывод.

    Вывод: Бесполое размножение или агамогенез — форма размножения, при которой организм воспроизводит себя самостоятельно, без всякого участия другой особи. Деление свойственно прежде всего одноклеточным организмам . Как правило, оно осуществляется путём простого деления клетки надвое. У некоторых простейших (например, фораминифер) происходит деление на большее число клеток. Во всех случаях образующиеся клетки полностью идентичны исходной. Крайняя простота этого способа размножения, связанная с относительной простотой организации одноклеточных организмов, позволяет размножаться очень быстро Размножающийся бесполым путём организм способен бесконечно воспроизводить себя, пока не произойдёт спонтанное изменение генетического материала — мутация . Если эта мутация благоприятна, она сохранится в потомстве мутировавшей клетки, которое будет представлять собой новый клеточный клон. В однополом размножении участвует один родительский организм, который способен образовать множество идентичных ему организмов.

    Виды бесполого размножение: митоз, вегетативное размножение, почкование, стробиляция, спорообразование. Наиболее распространенный способ разм ножения это митоз. Митоз - непрямое деление клетки , наиболее распространенный способ репродукции эукариотических клеток . Биологическое значение митоза состоит в строго одинаковом распределении хромосом между дочерними ядрами , что обеспечивает образование генетически идентичных дочерних клеток и сохраняет преемственность в ряду клеточных поколений. Оно усиливает значение стабилизирующего естественного отбора; обеспечивает быстрые темпы размножения; используется в практической селекции. Бесполое размножение встречается как у одно-, так и у многоклеточных организмов. У одноклеточных эукариот бесполое размножение представляет собой митотическое деление, у прокариот — деление нуклеоида, у многоклеточных форм — вегетативное размножение.

    Лабораторная работа № 13

    Тема: Составление цепи питания

    Цель: расширить знания о биотических факторах среды.

    Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты животных, иллюстрации различных растений и животных .

    Ход работы:

    1. Используйте оборудование и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.

    Растения → насекомые → ящерица → бактерии

    Растения → кузнечик → лягушка → бактерии

    Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.

    Фиалка → Ногохвостки → хищные клещи → хищные многоножки → бактерии

    Продуцент— консумент1— консумент2 — консумент2 — редуцент

    Капуста → слизень → лягушка → бактерии

    Продуцент – консумент1 — консумент2 — редуцент

    Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.

    Вывод:

    Пищева́я (трофи́ческая ) цепь — ряды видов растений , животных , грибов и микроорганизмов , которые связаны друг с другом отношениями: пища — потребитель (последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника к потребителю). Организмы, последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества , лежащий в основе круговорота веществ в природе . При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80—90 %) потенциальной энергии , рассеивающейся в виде тепла . По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4—5. Устойчивость биоценоза определяется разнообразием его видового состава. Продуце́нты — организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, то есть, все автотрофы. Консументы — гетеротрофы , организмы, потребляющие готовые органические вещества , создаваемые автотрофами (продуцентами ). В отличие от редуцентов , консументы не способны разлагать органические вещества до неорганических. Редуце́нты — микроорганизмы (бактерии и грибы ), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращающие их в неорганические и простейшие органические соединения.

    3. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей.


    1. Паук,
    2. древоед-гусеница, ястреб-змеед
    3. гусеница
    4. мышка
    1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть:

    трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

    1. Трава (100%) -- кузнечик (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).
      1. Кустарник (100%) -- заяц (10%) -- волк (1%) -- бактерии гниения (0,1%).
      2. Трава (100%) -- муха (10%) -- синица (1%) -- волк (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).
      3. Трава (100%) -- комар (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).
    1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

    Трава (40 тонн) -- кузнечик (4 тонны) -- воробей (0,4 тонны) -- лиса (0,04).

    1. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

    Правило экологических пирамид очень условно передает закономерность передачи энергии с одного уровня питания на следующий, в пищевой цепочке. Впервые эти графические модели были разработаны Ч. Элтоном в 1927 году. По этой закономерности суммарная масса растений должна быть на порядок больше растительноядных животных, а суммарная масса растительноядных животных на порядок больше хищников первого уровня и т.д. до самого конца пищевой цепи.

    Лабораторная работа № 1

    Тема : Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом

    Цель рабо ты : ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

    Оборудование: микроскоп , кожица чешуи луковицы , эпителиальные клетки из полости рта человека , чайная ложечка , покровное и предметное стекла , синие чернила , йод , тетрадь , ручка, простой карандаш, линейка

    Ход работы:

    1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.

    2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.

    3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

    4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.

    5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.

    6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

    7. Сделайте вывод о проделанной работе.

    Вариант № 1.

    Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».

    Особенности строения клетки

    Растительная клетка

    Животная клетка

    Рисунок

    Черты сходства

    Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, митохондрий, рибосом, комплекс Гольджи, лизосомы, способности к самообнавлению, саморегуляции.

    Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, митохондрий, рибосомы, лизосомы, коплекс Гольджи, способности к самообнавлению, саморегуляции.

    Черты отличия

    Присутствуют пластиды (хролопласты, лейкопласты, хромопласты), вакуоль, толстая клеточная стенка состоящая из целлюлозы, способны к фотозинтезу. Вакуоль – содержит клеточный сок и в ней накапливаются токсичные вещества (листья растений).

    Центриоль, клеточная стенка эластичная, гликокаликс, реснички, жгутики, гетеротрофы, запасное вещество - гликоген, целостные реакции клетки (пиноцитоз, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз).

    Вариант № 2.

    Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».

    Клетки

    Цитоплазма

    Ядро

    Плотная клеточная стенка

    Пластиды

    Раститель-ная

    Цитоплазма, состоит из густого тягучего вещества, в котором располагаются все другие части клетки. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимичес-кие процессы, обеспе-чивающие жизнедеятель-ность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки; она может увеличиваться в объеме.

    содержит генетическую информацию , осуществляющий основные функции: хранение, передача и реализация наследственной информации с обеспечением син-теза белка .

    Присутствует, толстая клеточная стенка состоящая из целлюлозы.

    Присутствуют пластиды (хролопласты, лейкопласты, хромопласты).

    Хлоропла́сты — зелёные пластиды , которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот . С их помощью происходит фотосинтез . Хлоропласты содержат хлорофилл , образование крахмала с выделение кислорода.

    Лейкопла́сты - синтезируют и накапливают крахмал (так называемые амилопласты ), жиры , белки . Встречаются в семенах растений, корнях, стеблях и лепестках цветов (привлекают насекомых для опыления).

    Хромопла́ст ы - содержат лишь жёлтые, оранжевые и красноватые пигменты из ряда каротинов . Встречаются в плодах растений, придают цвет овощам, фруктам, ягодам и лепестках цветов (привлекают насекомых и животных для опыления и распространения в природе).

    Животная

    Присутствует, она состоит из коллоидного раствора белков и других органических веществ 85 % этого раствора — вода, 10 % — белки и 5 % — другие соединения.

    Присутствует, клеточная стенка эластичная, гликаликс

    Нет.

    4. Сформулируйте вывод.

    Вывод: _ Все растения и животные состоят из клеток. Клетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов. В растительной клетке имеется толстая целлюлозная мембрана, вакуоль и пластиды, у животных в отличие от растений имеется тонкая гликогенная мембрана (осуществляет пиноцитоз, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз), и отсутствуют вакуоли (кроме простейших).

    Лабораторная работа № 2

    Тема: Свойства цитоплазматической мембраны. Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза.

    Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

    Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

    Ход работы

    1. Снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм 2 );
    2. Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
    3. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги , оттяните воду;
    4. Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
    5. Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
    6. В течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли.
    7. Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке 1.
    8. Зарисуйте изучаемый объект.

    Образование плазмолиза в клетке

    Клетки растянулись, начали терять свою форму. Отделился пристеночный слой цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки, так как утратилась вода.

    Клетка в плазмолизе

    1. Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.


    Деплазмолиз наступает медленнее чем плазмолиз.

    Ответьте на вопросы:

    1. Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?

    Вода движется из клетки в раствор, концентрация ионов Na+ при этом стремится выравниваться вне и внутри клетки .

    2.Чем можно объяснить такое направление движения воды?

    При помещении ткани в воду, вода поглощается клеткой. Это объясняется повышенной концентрацией ионов внутри клетки.

    3. Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?

    Вода двигалась обратно в клетку, так как происходил деплозмолиз.

    4. Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?

    Протопласт постепенно бы стался и отделился бы от клеточной оболочки

    5. Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

    Да, так как уничтожение сорняков основано на явление плазмолиза.

    6. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.

    Плазмолиз - отделение протопласта от клеточной стенки в гипертоническом растворе.

    Деплазмолиз — возвращение протопласта клеток растений из состояния плазмолиза в исходное состояние, характеризующееся нормальным тургором .

    О́смос — процесс односторонней диффузии через полупроницаемую мембрану молекул растворителя в сторону бо́льшей концентрации растворённого вещества (меньшей концентрации растворителя).

    Тургор - гидростатическое давление в клетках растений и бактерий; результат осмотического нагнетания воды.


    7. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными.

    Яблоки помещаются в сахарный сироп, осмотическое давление которого больше, чем в цитоплазме клеток яблока. Вода из цитоплазмы уходит в сироп, происходит плазмолиз.