Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Что значит воздерживаться от идоложертвенного и крови. «воздерживайтесь от крови

Ирина, а Вас устроит выражение - не делайте другим того, чего не хотите, чтобы делали вам? . Вся заповеди нравственного закона (то есть и "страшные" и "нестрашные" грехи) описаны словами: чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

В данном месте апостолы перечисляют постановления Закона, которые вошли в правила новозаветной церкви. Вот это "никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота" (Лев.7:26).

Переход в Новый завет заповеди о крови отцы связывают с таинством причащения, как противоположность с Кровью, Которую повелено есть.

Удавленина - в библейском тексте - отглагольное прилагательное от глагола "душить", поэтому не может называть процесс самоубийства. Оно означает результат процесса.
Также глагол "πνιγω", от которого произошло прилагательное "πνικτος удавленина", означает "мучить, терзать". То есть "πνικτος" это в равной степени задушенное и замученное, растерзанное, например, зверем.

"πνικτος" в новом завете не упоминается больше нигде, поэтому уточнить его смысл сложно. Но необходимости такой нет, так как у нас есть вполне ясное 63-е постановление Апостолов: Если кто, епископ, или пресвитер, или мирянин, или вообще из священного чина будет есть мясо с кровью души его, или звероядину /мясо, которое едят звери/, или мертвечину: да будет извержен.

Для обозначения удушения в петле в Библии есть другое слово:

Именно это слово используется в греческом тексте по отношению к поступку Ахитофела חנק (ханак), а в переводе на греч απηγξατο. В классических текстах умерщвление в петле передается только этим словом. Это же относится и к поступку Иуды.

добавлено: 21 авг 2015

Не заметил. Особенно в Новом Завете. Например, "Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это" (Матф.16:17). Слово "воздерживаться" - означает запрет на принятие в себя. Блуд соединяет людей в одно целое. Так что воздержание относится только к некой биологической сфере: похоть и пища. И только в одном месте НЗ воздержание относится ко всякому роду зла: "Удерживайтесь от всякого рода зла" (1Фесс.5:22), во всех остальных случаях, оно только об употреблении чего-то (так уж вышло, что действия пола тоже названы употреблением). (фраза к Солунянам - исключение, подтверждающее правило)

Нажмите, чтобы раскрыть...

Хочу скопировать отдельные фразы, выделяю, но у меня почему-то весь текст копируется. Подскажите, как цитату одной фразы сделать?
Далее по теме:
Нет, отец Алексий, меня не устроит такое выражение.
Не мог Симон и другие Апостолы, которые хотели "не затруднять обращающихся к Богу из язычников", полагать, что что-то там не есть и не блудить - это обязательное правило, на котором нужно сделать акцент , а всё остальное, в том числе самоубийство (! других не касается) или пытки людей и убийство, отдать на откуп невежественным в духовном плане язычникам, мол, сами догадаются, что пытать и убивать людей нельзя.
Далее я полагаю, что Вы допустили опечатку, когда написали, что "удавленина" - это отглагольное прилагательное. Вы хотели сказать, что это отглагольное существительное.
Да, согласна, но "самоубийство" - это тоже отглагольное существительное.
Поэтому я понимаю это слово исключительно как процесс, а не как результат.
Блуд, удавленина, кровь - это всё процессы, деяния, поступки.
В греческом, конечно, не сильна, не посмею спорить, но читаю церковно-славянский текст и понимаю, что о делах идет речь, о поступках, а не о признаках дозволенного к поглощению в пищу.
Вы сами подтвердили, что "πνικτος" в новом завете не упоминается больше нигде, поэтому уточнить его смысл сложно".
Я предлагаю Вам этот смысл: это либо самоубийство в петле (не настаиваю, греческим раскладом Вы меня почти убедили), либо мучение, пытки, терзание других людей наряду с убийством.
Апостолы могли говорить язычникам и об этом главном: нельзя не только убивать, нельзя мучить и пытать людей.
Далее призываю таки перечитать седьмую главу книги Левит.
Это о жертве закон. Нельзя есть то, что предназначено Богу. Ни кровь, которой окропляется жертвенник, ни тук. Это великая святыня.
"ибо, кто будет есть тук из скота, который приносится в жертву Господу, истребится душа та из народа своего; и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота; а кжерто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего". (Лев. 7:25-27)
Поэтому когда Христос принес в жертву свою кровь, никакая другая кровь не может считаться святой. Ни кровь, ни тук, ни курдюк и т.п. Поэтому все это можно есть.

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 15, ст. 5-34.

5. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.

6. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

7. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;

8. и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;

9. и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

10. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

12. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

13. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

14. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

15. И с сим согласны слова пророков, как написано:

16. Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,

17. чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.

18. Ведомы Богу от вечности все дела Его.

19. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,

20. а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

21. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

22. Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,

23. написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

24. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,

25. то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,

26. человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

27. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

29. воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

30. Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.

31. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.

32. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.

33. Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.

34. Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)

(Деян. 15, 5 - 34)

Дорогие братья и сестры, сегодня у нас очень пространный отрывок. Жаль, что он не разбит на две или три части: нам с вами пришлось потратить время на чтение такого большого текста и говорить о нем придется достаточно скомкано. А ведь это очень важное место, где рассказывается о том, как прошел первый в истории Церкви собор - так называемый Апостольский собор в Иерусалиме. Считается, что это было в период с 49 по 51 год.

Апостолы Павел и Варнава вернулись из своего первого миссионерского путешествия обратно в Иерусалим через Антиохию. В Иерусалиме некоторые уверовавшие от фарисеев, то есть бывшие блюстители закона Моисеева, даже став христианами, считали, что в христианство можно попадать только через обрезание. Мы помним, что долгое время христианство не отделяли от иудаизма: противники христиан считали, что это некий раскол, ересь иудейская, и язычники, представители администрации Римской империи, так же считали, что христиане - это какие-то иудейские сектанты. Поэтому и сами христиане, особенно из иудействующих (и тем более от фарисеев) еще не отделяли христианство, не чувству той духовной революции, которую принесло христианство: все перед Богом равны и спасаются только через веру в Иисуса Христа. В связи с этим фарисеи в особенности настаивали на том, что должно быть обрезание и полноценным христианином человек может быть, только прежде став иудеем и приняв обрезание, так сказать «транзитом» через иудаизм. Но ведь Петр уже видел: что Бог очистил, недолжно почитать нечистым.

Все-таки первым крещеным язычником был Корнилий сотник, и крестил его еще апостол Петр, а уже потом Павел вышел на широкую проповедь среди язычников. На этом соборе Петр первым возвысил свой голос, рассказав об этом. Потом Павел и Варнава говорили о том, как Бог одарил язычников, как Дух Святой сходил на них в результате проповеди Крещения.

В конце концов итог подвел человек, который считается первым епископом Иерусалимской церкви - апостол Иаков, брат Господень. Он сказал, что не должно обременять язычников ничем, кроме необходимого. Далее написано, что составляет это необходимое: и в 20-м стихе, и потом повторяется в 29-м в формате письма. Например, прочитаем 29-й стих: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Главным пожеланием является не делать другим того, чего себе не хотите. Это действительно важнейшее моральное наставление, «золотое правило», потому что все лучшие, высоконравственные люди любой культуры так или иначе доходили до этого правила даже через естественное чувство морали, внутреннюю рефлексию, слушая голос совести.

Все остальное является фактором особого языческого образа жизни. Удавленина - это мясо животного, которое было убито недолжным образом. Во-первых, иудеи вкушали только определенное мясо: например, не ели свинину, а только мясо тельцов или агнцев (говядину или баранину, как мы бы сейчас сказали). Также это мясо особым образом должно было быть забито и приготовлено, спущена кровь, как здесь и написано (воздерживаться от идоложертвенного и крови) . Это то, что у нас иногда называется кошерной пищей. Идоложертвенное - это та еда, в первую очередь мясо, которое посвящалось языческому богу. Блуд, как некая черта образа жизни язычников, тоже запрещался, и в частности вольность, распущенность. Некоторые культы даже имели такую составляющую, как храмовая проституция. Все, что являлось принадлежностью языческого распущенного, вольного образа жизни, связанного с поклонением идолам и недостойным поведением, должно было быть отсечено, чтобы не вводить в смущение и соблазн братьев-христиан из иудеев, которые, конечно, очень ревностно старались воздержаться от всего перечисленного. Самое главное - не делайте людям того, чего себе не хотите; это уже более «широкая» заповедь не ритуального, а общего характера, золотое правило на все случаи жизни.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Вопрос читателя: В Новом Завете сказано, что можно есть “все, что продается на торгу”. Но также написано и воздерживаться от крови... В магазинах сегодня можно увидеть кровяную колбасу. Разрешено ли есть подобные снеди?

Ответ: Действительно, в Первом послании апостола Павла к коринфянам читаем:

“Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее...” (1 Коринфянам, 10 глава, 25-26 стихи).

Слово Божье живо и действенно и сегодня, так что речь здесь идет не только об иерусалимских торжищах первого века новой эры, но и о прилавках современных базаров и магазинов. И, как видим, “ешьте все...” А как же относительно постановлений Апостольского Собора, который состоялся в Иерусалиме около 48-51 года от рождества Христова:

“Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда , и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете” (Деяния святых апостолов, 15. 28-29)?

И как быть с канонами православия:

“Если какой-либо епископ, пресвитер, дьякон или вообще кто-то из священного сана будет есть мясо с кровью души его, или поврежденное звериной, мертвечину ли, пусть будет запрещен (удален из клира) , ибо сие возбраняет закон. Но если это сделает мирянин, пусть он будет отлучен ” (Апостольские Правила, канон 63)?

Относительно первого, то, бесспорно, не о кровяной колбасе или зельце беспокоились апостолы на первом своем соборе. Не о курице, задранной собакой, хлопотали. Речь здесь шла о духовных вещах. Злая похоть и любостяжание, ненасытный дух корыстолюбия – вот суть идолопоклонства нашего! Как и учит апостол Павел:

“Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение , за которые гнев Божий грядет на сынов противления” (Послание к колоссянам, 3. 5-6).

Дух же агрессии и жестокости, насилия и всякого притеснения; дух самовосхваления и нелюбовности – это-то и есть кровоточивость наша . Вот от какой “крови” нам надобно воздерживаться:

“Горе строящему город (себя, общину, церковь) на крови и созидающему крепости неправдою (закон Божий – в едином слове: Возлюби. Нелюбовность же – суть беззаконие) !” (Аввакума, 2. 12).

Удавленина” же – удавленина духовная: здесь образ ретроградства, бездуховности, консерватизма и лжеортодоксии . Не допускайте ее в служении вашем! – учат апостолы. – Не останавливайтесь на пути, не уподобляйтесь гробам затхлым. Пусть “дыхания ваше”: жизнь, развитие церкви не прекращаются. Помните о жене Лотовой, которая вышла из Содома греховного, но остановилась в ходе своей и далее обратилась в столб соляной: умерла духовно, законсервировалась. Не давайте места мертвечине догматизма и обрядоверия, книжничества и фарисейства бесплодного, дабы не услыхать вам этого Господнего:

“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными (имеющими “дыхание”, имеющими Духа) , а внутри исполнены лицемерия и беззакония (мертвы и затхлы) !” (Евангелие от Матфея, 23. 27-28).

Блуд и нечистота – это блуд наш с миром. Не от мира должна быть церковь, не блудницей. Не той “великой распутницей”, что сидит над многими водами, которые суть “народы и люди, и племена и языки”. Не той, с которой разврат вершат сильные мира сего – “земные цари”, и вином блудодеяния которой упиваются жители земли. Не той, на главе которой написано имя-тайна для нее самой, ибо не видит себя, знамений времен не зная: “Великий Вавилон” – смешение чистого и нечистого, святого и не святого (см. Откровение, 17 глава).

Что же касается второго – канонов церкви – то по этому поводу я уже высказался выше, в статье “Канон”. Каноны церкви в том виде, как мы их имеем сегодня, в значительной мере не отвечают уже реалиям современной жизни, а потому на самом деле и не выполняются ни “каноническими”, ни так называемыми “неканоническими” церквями. Таким образом, давно уже назрела необходимость пересмотреть Каноническое право православной церкви, и внести в него изменения в соответствии с требованиями времени. Впрочем, относительно данного конкретного вопроса (есть мясо с кровью или нет), то здесь буква не противоречит духу, поскольку и буквально отказываясь от крови – не согрешишь. Тем более, что чем выше духовно поднимается человек, чем совершеннее он становится, тем менее ему вообще хочется потреблять мясо себе подобных.

Однако это уже тема отдельного разговора...

В отношении к идоложертвенному бытует неверный стереотип, будто условием запрета является только соблазн , и если, мол, никого при этом не соблазняешь, то при понимании в своей совести, что "идол в мире ничто", вкушать идоложертвенное можно .

В частности такое неверное понимание выражено в статье диак. Андрея Кураева "Вредят ли Христианину подброшенные нечистоты?".

Основывается это неверное мнение на выборочном и произвольном понимании слов ап. Павла об этом. Считающие так ограничиваются словами ап. Павла о ничтожестве идолов и о соблазне, но не учитывают всех слов Апостола и вообще Церкви об этом .

Защитники вкушения (при отсутствии соблазна) идоложертвенного ссылаются на слова о том, что "идол в мире ничто" . Но, игнорируют линию мысли Апостола целиком . Дело в том, что мысль ап. Павла этими словами не ограничивается . Далее (в 10-й главе) Апостол продолжает: "Убегайте идолослужения... Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской" (1 Кор. 10, 14-22). Т. е., даже понимая, что "идол в мире ничто" , (т. е. даже будучи совершенным в своих понятиях), Христианин тем не менее должен гнушаться идоложертвенной пищей как причастной бесов . Т. е. по причине недопустимости собственно общения . А не только по причине свидетельства и соблазна.

И слова "Господня земля" оправдывают только вкушение без исследования , т. е. только возможное вкушение идоложертвенного по незнанию . Апостол учит, что не надо исследовать, является ли пища идоложертвенной, и если Христианин, не зная . Но, эти слова, и вообще повеление Апостола не исследовать, не дают оснований для заведомого вкушения идоложертвенного .

Иначе, возникает противоречие со словами самого же ап. Павла об общении через идоложертвенное с бесами (1 Кор. 10, 14-22). Которые теряют смысл, если дело только в свидетельстве и соблазне.

И с определением Апостольского Собора в Иерусалиме , который однозначно запретил идоложертвенное.

"Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда..." (Деян. 15, 28-29).

И с толкованиями св. отцов . Которые объясняют линию мысли Апостола целиком (1 Кор. 8-10 гл.), т. е. что заведомое вкушение идоложертвенного и само по себе недопустимо, а не только по причине соблазна.

Свт. Иоанн Златоуст :

"...вместе с тем и сами совершенные впадали в немаловажный грех, пользуясь бесовскими трапезами...
...опровергнув понятие об идолах, первой причиной воздержания он поставляет соблазн братий...
Я уже не говорю, продолжает он, об идольских жертвах, которые непозволительны и по другой причине...
...и без соблазна следовало бы воздерживаться потому, что это бесовская трапеза... Чтобы (коринфяне) не сказали, что можно есть идоложертвенное, оградив себя крестным знамением, он сначала не опровергает этого и говорит, что, хотя бы и можно было, не должно делать для избежания соблазна братий: а потом показывает, что и не можно...
«Итак, братие моя..., убегайте от идолослужения» (1Кор.10:14)... называет дело идолослужением, чтобы они отстали от него не только потому, что оно причиняет вред ближнему, но и потому, что оно само по себе весьма гибельно...
...вкушающие от жертв делаются участниками жертвоприношения. Видишь ли, как он доказывает, что считающиеся совершенными не имеют совершенного знания, если они не знают даже того, что от такого общения у многих происходит некоторое дружество с демонами, когда они мало-помалу приобретают к тому навык? Если у людей общение соли и трапезы бывает поводом и знаком дружбы, то тоже самое может быть и в отношении к демонам...
...на том основании, что оно не имеет никакой силы, не вкушайте его безразлично, так как это — трапеза врагов и нечестивых...
Для чего же, скажешь, воздерживаться? Не для того, что иначе можно сделаться нечистым, но для брата, чтобы не иметь общения с демонами, и чтобы не подвергнуться осуждению от неверного. Здесь не свойство (яств), но преслушание и общение с демонами делают меня нечистым, и от произволения зависит осквернение...
...Видишь ли, сколько он привел причин, по которым должно воздерживаться от жертв идольских? Именно: потому, что невоздержание бесполезно, излишне, вредит брату, возбуждает хулу со стороны иудея, поношение со стороны язычника, что и не должно иметь общения с демонами, что такое поведение есть некоторым образом идолослужение..."

(Беседы на 1 Кор., Беседы 20-25).

Он же :

"...во-первых, что нет ни одного создания, которое было бы скверно; и, во-вторых, что если бы что-нибудь и было скверно, то ты имеешь против этого врачество: осени знамением (креста), возблагодари, воздай славу Богу, и всякая нечистота исчезнет. Неужели и идоложертвенное, скажешь ты, может быть таким образом очищено? Да, когда ты не знаешь, что это идоложертвенное; а если знаешь и, несмотря на то вкусишь, то соделаешься нечистым, не потому, что это идоложертвенное, а потому что, получив заповедь не приобщаться к демонам, ты чрез это вошел с ними в общение. Следовательно, оно не по природе своей нечисто, но становится таким вследствие твоего произволения и преслушания"

(Толков. на 1 Тим., Беседа 12).

Свт. Феофан Затворник :

"«...вместе с тем и сами совершенные впадали в немаловажный грех, оскверняясь бесовскими трапезами...» (святой Златоуст). Таким образом, вкушавшие идоложертвенное два греха совершали: соблазняли немощных и сами осквернялись, хоть не думали делать ни того, ни другого. «Блаженный Апостол, желая исправить их, не вдруг употребляет слова обличения, ибо происходившее у них было следствием более неразумия, нежели развращения, и потому нужно было в начале употребить более увещание, нежели сильное и гневное обличение» (святой Златоуст).
1) Сначала говорит Апостол против первого греха — соблазнения немощных (1Кор.8 и 1Кор.9).
2) Потом — против второго греха — осквернения идоложертвенным (1Кор.10:1-11:1).

2. Вкушающие идоложертвенное сквернятся (Глава 10)
Главную мысль, что вкушающие идоложертвенное трапезе бесовской причащаются, потому не безвинны и должны страшиться гнева Божия, раскрывает Апостол в средине главы (стихи 15—22)...
...Бегайте же идолослужения! Идолослужением называет вкушение от жертв идольских. Не прямое это идолослужение, но причастие к нему, осквернение им. Прежде он не касался этой стороны, соглашаясь, что знание, высшие взгляды делали их неприкосновенными скверне идолослужения. Теперь и это приписывает их делу... вкушая от жертв идольских, они причастны идолослужению. Об этом и следует речь. Феодорит пишет: «Апостол постепенно усиливает обвинение, и показывает, что равнодушное вкушение идоложертвенного нимало не разнится от служения идолам». Святой Златоуст говорит: «...называет дело их идолослужением, дабы они отстали от него не только потому, что оно причиняет вред ближнему, но и потому что оно само по себе весьма пагубно».
б) Вкушающие идоложертвенное трапезе бесовской причащаются, и потому не безвинны от идолослужения (1Кор.10:15-22)
...ядущие от жертв идольских, думаете, никому не общники?! Идолы — точно ничто; но есть бесы, которым служат чрез жертвы идолам. Если так, то ядущие идоложертвенное суть общники бесов. Вот куда вы попадаете с вашим мудрованием!..
...положим, что ты совершен и властен над собою, но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: «не вся на пользу, не вся назидают», разумея первое о нем самом, а другое о брате, ибо слово: «не на пользу», указывает на погибель его самого, а слово: «не назидают» — на соблазн брата». Вред себе называет святой Златоуст погибелью себя самого, вероятно потому, что чрез вкушение идоложертвенного становятся общниками бесов, а в этом явная пагуба...
«Поелику Апостол совершенно воспретил вкушение идоложертвенного...» (Феодорит).
...достоинство свое как христианина, честь христиан и самого христианства требует не вкушать известной пищи, коль скоро скажут, что это идоложертвенное. И это надобно сделать ради поведавшего и других, подобных ему, и ради самого поведания. В каких мыслях так сделать? — В показание презрения ко всему идолослужебному. Не потому, что идоложертвенное есть что́, но потому, что поелику оно идолослужебно, то омерзительно. Из презрения к идолослужению, я презираю и это идоложертвенное. Так святой Златоуст: «Апостол повелевает воздерживаться от жертв идольских, не как от имеющих силу, но как от достойных отвращения. Избегайте, говорит, идоложертвенного не потому, чтобы оно могло причинить вред; оно не имеет никакой силы; но потому, что оно презренно. Впрочем, на том основании, что оно не имеет никакой силы, не вкушайте его безразлично, ибо это трапеза врагов и нечестивых».
Святой Златоуст говорит..: «...Почему же, скажешь, воздерживаться? — Не потому, что иначе можно сделаться нечистыми, но для брата, для того, чтобы не иметь общения с бесами, и для того чтобы не подвергнуться осуждению от неверного. Здесь не свойство яств, но преслушание и общение с бесами делают меня нечистым, и от произволения зависит осквернение...»"

(Толков. на 1 Кор., Четвертое отделение Как относиться к идоложертвованному (1Кор.8:1-11:1)).

Он же :

"...во-первых, что нет ни одного создания, которое было бы скверно, и, во-вторых,— что если бы что-нибудь и было скверно, то ты имеешь против этого врачевство: осени знамением креста, возблагодари, воздай славу Богу — и всякая нечистота исчезнет.— Неужели и идоложертвенное, скажешь ты, может быть таким образом очищено? (Да; впрочем, тогда), когда ты не знаешь, что это есть идоложертвенное; а если знаешь и, несмотря на то, вкусишь от этого, то сделаешься нечистым, не потому, что это идоложертвенное, а потому, что, получив заповедь не приобщаться к Демонам, ты чрез это вошел с ними в общение. Следовательно, (идоложертвенное) не по природе своей нечисто, но оно становится таковым следствие твоего произволения и преслушания"

(Толков. на 1 Тим. 4, 5).

Блж. Феофилакт Болгарский :

"Некоторые из коринфян были совершенны, и, зная, что входящее в уста не оскверняет человека (Мф.15:11) и что идолы суть деревья и камни и не могут вредить, безразлично входили в капища и ели идоложертвенное. Другие же, менее совершенные, видя таковых, и сами входили в капища и приносили жертвы идолам, но не с такой же мыслью, с какой первые, а думая, что идолы достойны почтения и способны принимать жертвы. Это подвигло Павла к ревности, потому что это вредило тем и другим: совершенным тем, что они услаждались бесовскими яствами, а несовершенным - тем, что они склонялись к идолослужению...

Он воспрещает им есть идоложертвенное не потому только, что это вредно для братии, но порицает это дело само по себе, называя оное идолослужением..."

(Толков. 1 Кор. 8-10 гл.).

Он же :

"...осени крестным знамением, возблагодари, воздай славу Богу, - и нечистота исчезнет. Ибо благодарение все очищает; а неблагодарный сам нечист и скверен. Ужели таким образом мы можем очистить и идоложертвенное? Да, если мы не знаем, что это идоложертвенное..."

(Толков. 1 Тим. 4, 5).

Из святоотеческих толкований, как и из самих слов Апостола, видно, что дело не только в свидетельстве и соблазне. Все три главы (1 Кор. 8-10 гл.) составляют единую линию мысли Апостола об этом предмете. Которая состоит в том, что, желая отвратить коринфян, считающих себя "совершенными", понимающих, что "идол в мире ничто" , от вкушения идоложертвенного, ап. Павел вначале, как бы соглашаясь с их свободой, приводит им один аргумент против вкушения идоложертвенного,- соблазн для немощных. Но, этим аргументом дело не ограничивается. Далее он приводит более сильный аргумент,- собственно осквернение от идоложертвенного , что касается уже и самих "сильных в вере", даже понимающих, что "идол в мире ничто" . Т. е. показывает, что, даже понимая, что "идол в мире ничто" , "совершенные" не понимали суть дела до конца,- что даже при ничтожестве идолов вкушение идоложертвенного суть общение с бесами . Т. е. и само по себе оскверняет , а не только соблазн .
Для понимания мысли Апостола целиком стоит прочитать полностью толкования свт. Иоанна Златоуста и свт. Феофана Затворника на эти слова Апостола (8-10 гл. 1 Кор.).

Не является грехом вкушение идоложертвенного только при незнании Христианина об идоложертвенном статусе пищи. Апостол учит, что не надо исследовать, является ли пища идоложертвенной, и если Христианин, не зная об идоложертвенном статусе пищи, вкушает её, то не согрешает. Ибо "Господня земля, и что наполняет ее" . Эти слова оправдывают только вкушение идоложертвенного по незнанию . Но, на заведомое вкушение идоложертвенного учение Апостола не даёт разрешения ни при каких условиях .

Итак, если Христианин знает , что это идоложертвенное, то, даже при отсутствии свидетелей и соблазна, вкушать эту пищу нельзя .

Не могли бы вы прояснить, как надлежит относиться современному христианину к Деян. 15:20, 29 касательно удержания от употребления крови и удавленины? В какой-то одной из тем запомнил высказывание уважаемого Эмиля Гумерова о том, что православные не употребляют их в пищу. Я в Православии гораздо более длительный срок, но ничего подобного не помню ни с катехизиса, ни с амвонных проповедей. В других же местах Писания христианам не вменяется в грех даже употребление идоложертвенного, если они не придают ему такого же значения, как язычники. Так что же все-таки подразумевали апостолы в вышеупомянутом отрывке и как это экстраполировать на день нынешний?

В Деян. 15:20 написано: "А написать им, чтоб они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе:..." Аналогично в Деян. 15:29.

Запрет на употребление в пищу крови встречается ещё в Законе (Торе) - Быт. 9:4; Лев. 3:17; 7:26, 27; 17:14; Втор. 12:16.

Что касается удавленины, то возможно имеется в виду мертвечина, о которой также говорится в Законе - Лев. 11:40; 17:15; 22:8; Втор. 14:21. Я не специалист по языческим культам, но возможно, что кровь и удавленина использовались в качестве жертв идолам. В любом случае из контекста Деян. 15:20 видно, что употребление в пищу удавленины (или даже прикосновение к трупу - Лев. 11:39) и крови приравнено к употреблению идоложертвенного, т. е. оскверняет человека.

Первым отменил разделение пищи на чистую и не чистую Христос Господь: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека." Матф. 15:11

Также в отрывке с видением Петра в Иоппии (Деян. 10:11-16) говорится в ст. 15: что Бог очистил, того не почитай нечистым. Это сказано не только о язычниках, но и о разделении пищи на чистую и не чистую. В гл. 11 ст. 2,3 читаем: "И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними." Врядли у необрезанных была кашерная пища, да и с собой Пётр её не приносил- иначе это было бы отражено в тексте. Кстати заметьте, что всё это происходит до собора Апостолов и соответствующего решения.

Или в Гал. 2:11-13 Павел пишет: "Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием." Почему Пётр опасался этих "некоторых от Иакова" (обратите на это внимание)? Да потому, что ел он не чистую пищу.

Что же касается Павла, то у него не мало по поводу пищи написано: Рим. 14:6; 1-е Кор. 8:8,9; 10:25-32; 1-е Тим. 4:4,5 и др. Особенно интересно вот это: "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи." (Рим. 14:1,2). Немощным в вере назван не тот, кто уверен что можно есть всё, а наоборот.

Итак, если и Пётр и Павел ели не чистую пищу, то почему же Апостольский собор накладывает такие запреты? На мой взгляд запреты были установлены ради Иерусалимских христиан экс-иудаистов: "... и сказали ему [ Павлу ] : видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они- ревнители закона; а о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтоб они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям." Деян. 21:20, 21. Сравните с Матф. 15:11, 12 и Рим. 14:20, 21.