Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Упражнения на выворотность тазобедренных суставов.  Ballet Project - Критерии приема в балетную школу Упражнения для выворотности бедер

Самые полные ответы на вопросы по теме: "упражнения на выворотность тазобедренных суставов".

Это одна из самых болезненных тем для танцоров, особенно начинающих. То, без чего не обойтись ни в одном профессиональном танцевальном направлении, начиная с классики, заканчивая современной хореографией. То, что так сложно наработать при отсутствии природных данных. Давайте, разберемся сперва, что такое выворотность и в чем ее необходимость?

Так как понятие «выворотность» родом из классического танца, то, пожалуй, правильнее всего обратиться за определением к корефею русского балета, профессору хореографии - Агриппине Яковлевне Вагановой, точнее к ее труду, замечательной книге «Основы классического танца». «Выворотность - анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выворотности. Выворотность заключается в том, что колено выворачивается наружу значительно дальше, чем ему свойственно; вместе с ним поворачивается наружу и ступня - это следствие и отчасти вспомогательное движение, а цель поворота - повернуть верхнюю часть ноги, бедренную кость. Вследствие этого поворота получается свобода движения в бедренном суставе, ногу можно свободнее отводить в сторону, а также скрещивать ноги между собой. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены строением тазобедренного сустава.»

В зависимости от щедрости матушки природы каждый имеет свои индивидуальные данные, поэтому выворотность бывает врожденной и приобретенной. Гораздо легче тому, кто выворотный от природы, но тут тоже есть свой нюанс. Иногда встречаю людей с отличной «верхней» выворотностью (полностью раскрытым пахом), но с почти полным отсутствием «нижней» (колени не разворачиваются или стопы предательски складываются в «домик»). Таким танцорам легко даются grand battement jeté в сторону, положения passe и cou-de-pied, так как получается идеально удерживать угол бедра, однако V позиция далека от идеала, а во время исполения пируэтов или адажио опорная нога выглядит далеко не лучшим образом. Случается видеть и обратную картину - идеальная возможность разворота колен и стоп при абсолютной завернутости тазовых костей и без постоянного развития выворотности тазобедренного сустава, у станка этим танцорам делать просто нечего! Так часто я замечаю моральные страдания и первых и вторых! Именно для вас, у кого не все в порядке с выворотностью, кого расстраивают даже разговоры о ней, я собрала топ 9 эффективных упражнений, которые помогут сделать чище V позицию и grand plie без завала коленей!

Прежде, чем перейдем непосредственно к рекомендациям, хочу немного тебя приободрить. Неужели ты думаешь, что каждая балерина обладает идеальной выворотностью (и «верхней», и «нижней»)? Может я тебя разочарую, но это не так! Балерины, как и любые профессиональные танцоры, очень хорошо осведомлены насчет своих природных данных и умеют подчеркивть свои сильные стороны, нивелируя слабые. Можно, грубо говоря, мастерски «работать» на верхней выворотности, маскируя недостаточную нижнюю - различных способов и уловок у профиков много, они в свою очередь умеют ими грамотно пользоваться. Но статья вовсе не об этом, я это к тому, что идеальных танцоров нет, и не стоит сдаваться только потому, что ты не подходишь под шаблонный стандарт классической балерины. Тебе есть куда стремиться и над чем работать, а природная выворотность - это еще не показатель того, имеет ли смысл тебе танцевать. К тому же проблема выворотности вполне решаема, если взяться за дело основательно и с настроением. Быстрых результатов не жди, так как для развития этих данных требуются недели, а то и месяцы каждодневного и кропотливого труда. И еще - все упражнения выполняются только после разогрева (о видах и пользе разогрева читай в предыдущих статьях).

Каждое упражнение в художественной гимнастике, да и вообще любое движение даже в танцах зависят от одного очень важного природного аспекта – выворотность ног. Само понятие выворотности отражено и в медицинских справочниках, и упоминается в методологиях для занятий художественной гимнастикой. Но как понять степень выворотности стопы и можно ли развить это с помощью упражнений?

Зачем нужно развивать выворотность и какие упражнения способствуют ее разрабатыванию

Сама по себе выворотность – это усилия, которые предпринимают для того, чтобы вывернуть конечность наружу. В медицине эта способность называется супинацией. Проще пояснить процесс выворотности на примере рук – если вытянуть перед собой руки ладонями вниз, а затем перевернуть ладони вверх, не меняя положения рук – можно увидеть, на каком уровне супинация рук. С ногами все немного сложнее.

Для того, чтобы самостоятельно проверить выворотность своих ног, достаточно попробовать встать так, чтобы пятки стоп прикасались друг к другу своими шпорными косточками. Если одна стопа и развернется перпендикулярно ноге, то вторая вряд ли примет то же положение.

Сразу при поступлении на занятия художественной гимнастикой, будущий тренер проверяет выворотность тазобедренного сустава. Есть несколько аспектов, от которых будет зависеть выворачивание:

Развивать выворотность вполне возможно, т.к. она не является врожденным и неисправимым физическим качеством (только в каких-то индивидуальных случаях). Развитая выворотность позволяет совершать отведения бедра с высокой амплитудой, когда сама гимнастка находится во фронтальной поверхности с соблюдением равновесия.

Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности:

  • Сесть на пол с прижатыми к груди коленями, а пальцы ног держать руками. Наклоняя корпус вниз, пытаться распрямить ноги, держа стопы при этом в выворотном состоянии (как в I позиции). Не спеша вернуться в исходное положение.
  • Сесть на пол, ноги соединить стопами, а колени опустить по краям (поза лягушки). Соединенные стопы максимально близко подвести к паху. Корпус тела при этом можно наклонить вперед.
  • Похожее на предыдущее упражнение, но выполняется лежа на животе. Сведенные подошвами стопы притягиваются к паху, а спина при этом максимально прогибается и тянется вверх.

Среди спортсменок и танцоров есть понятие «верхней» и «нижней» выворотности. Случается так, что один человек имеет потрясающую «верхнюю» выворотность – когда прекрасно раскрывается паховая область, но есть сложности с вывертом нижних конечностей – ножки, ступней, коленей. Есть и противоположные особенности, однако в любом случае стоит работать над собой и способностью ног выворачиваться.

Выворотность и гибкость

Как можно заметить в упражнениях на повышение выворотности, они схожи с некоторыми занятиями на увеличение гибкости и растяжки. Это неудивительно, ведь развитие гибкости и поворотности ног – тесно связаны.

Развивать гибкость помогают статические и динамические упражнения, а также смешанные комплексы. Для более эффективного развития гибкости стоит учесть некоторые факторы:


Выделяют 2 основных способа растяжки и повешения уровня гибкости. Первый основан на многократности повторений упражнения, где постепенно увеличивается амплитуда движения. Второй способ – статический, в котором важны не повторения, а выдерживание заданного времени в растянутом состоянии. Обычно такие упражнения выполняются при полном расслаблении тела.

Занятия, укрепляющие стопу

Безусловно, у всех спортсменок, а особенно у гимнасток ноги должны быть очень выносливыми, натренированными и гибкими. И абсолютно все нагрузки должна выдержать одна часть ноги – стопа. Для того, чтобы укрепить стопы, можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • Опуститься на колени, взять в правую руку правую стопу и попытаться максимально близко притянуть ее к спине;
  • Сделать положение выпада – одна нога согнута в колене, вторая отведена назад и составляет параллель с полом. Резким скачком поменять положение ног, при этом не переводя усилие на спину, а работать именно ногами;
  • Сесть на пол, одна нога согнута в колене, вторая – прямая. Ухватить стопу прямой ноги руками и опустить тело на эту ногу с максимальной возможностью. Носок тянуть на себя;
  • Закрепить у стоп утяжелители, одной ногой встать на небольшую возвышенность. Подниматься на носок и спускаться на пятку той ноги, что стоит на возвышении.

Приятным бонусом при развитии гибкости, выворотности и любых упражнениях на растяжку является то, что тянутся и держатся в тонусе все мышцы – и пресса, и рук, и ягодиц.

Простой, но очень эффективный комплекс

Многолетний опыт тренеров и самих гимнасток позволил отобрать некоторые упражнения, которые с наибольшей пользой работают на развитие выворотности. Как уже было определено, это понятие может разделять верхние и нижние части ноги. В зависимости от целей, можно делать акцент на те или иные упражнения.

Упражнения для развития верхней выворотности


Упражнения для развития нижней выворотности

  1. Упражнение «Складка» — нужно сесть на пол, вытянуть ноги ровно перед собой, стопы поместить в I позицию, носки смотрят в стороны. Обхватив руками носки стоп, необходимо пригнуться животом к бедрам, притягивая стопы к полу.
  2. Упражнение «Складка с оттягиванием» — исходное положение аналогично предыдущему, только рука проходит под коленом, обхватывает пальцы стопы. Стопу нужно тянуть к полу, а вот пятку – вверх.
  3. Упражнение «Паук» — из положения сидя и со слегка согнутыми коленями нужно обхватить пальцы стопы (продев руку под коленом). Носок тянется на себя, пятка вперед – нужно постараться выпрямить ногу.
  4. Упражнение «Первая позиция» — лежа на животе ноги складываются в 1 позицию, максимально приживая все ребро стопы к полу. Можно продеть ноги под диван или попросить кого-то давить на стопы.

Почти у каждой девочки, которая мечтает о победах в художественной гимнастике, есть потенциал и возможности развить свои умения. Поэтому несмотря ни на какие комментарии или отказы принимать в секцию, нужно заниматься, повышать гибкость и выворотность суставов.

Хара Л.В., педагог дополнительного образования по хореографии ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

Выворотность ног как важная составляющая хореографии.

Когда у учащихся ноги поставлены

Правильно, есть уже выворотность,

Развиты мускулы – можно приступать

К прохождению allegro.

А.Я. Ваганова


Одной из основ хореографии, особенно классической и существенной ее особенностью является выворотное положение ног. Наличие, развитие и сохранение выворотности является обязательным условием для воспитания будущего танцовщика.

Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не "перекашивая" таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения - производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу "модерн".

Выворотность зависит, во-первых, от возможности разворачивать бедро наружу . На неё влияют направленность и глубина отверстий вертлужных впадин. Природная выворотность имеется в том случае, когда вертлужные впадины неглубокие, и их отвестия направлены наружу (слегка назад). Глубокие и направленные вперёд вертлужные впадины создают "закрытый таз", в таком случае, природная выворотность отсутствует. Выворотность в детском возрасте определяется умением в положении сидя, или лежа на животе без напряжения класть колени (стопы соединены) на пол, при этом в положении лежа таз и бедра не должны подниматься, а оставаться на полу.

Выворотность зависит, во-вторых, от способности разворачивать наружу голень в коленном суставе. К 10 - 12 годам бедренная кость скручивается вокруг продольной оси внутрь, а большая берцовая - кнаружи. Скручивание большой берцовой кости выражено в большей степени, чем бедренной. Этот процесс приводит к развороту носков стоп кнаружи и даёт возможность разворачивать голень. При "косолапости" носки обращены внутрь, и выворотность "в колене" отсутсвует.

Выворотное положение бедра устраняет костный ограничитель высокого отведения ноги: большой вертел, который уходит за край вертлужной впадины, не упираясь в неё.
Развитие и сохранение выворотности достигается повседневной хореографической тренировкой. Она развивает внутренние мышцы бедра, голени и стопы, увеличивает пластичность связочного аппарата и подвижность всех суставов тела.
Выворотное положение ног в балете вызвано анатомическими и эстетическими причинами. Устранение костного препятствия даёт возможность очень высоко отводить ногу. Только при выворотном положении ног создаётся линии и рисунок классического танца. В народно-сценичесокй хореографии выворотность менее важна, но, тем не менее, целый ряд упражнений и движений без хорошей выворотности будут лишены исполнительского качества.

Выворотность зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина не глубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности.
Выворотность – это не только развернутые стопы, но и правильное положение бедер, коленей, поясницы и, в конце концов, осанка. Чтобы правильно развернуть стопы, нужно развернуть всю ногу целиком, начиная от тазобедренного сустава. Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости. Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц, которые его окружают. И, что печальнее, важен и возраст: тазобедренный сустав, как правило, полностью формируется к 12 годам. Впрочем, всегда можно улучшить то, что дано природой.

Тест:правильно ли развернута нога: встать выворотно(стопы по 1 позиции,180 градусов) и медленно согнуть колени. Если колени «смотрят» на пальцы ног, все нормально. Если колени уходят вперед, а стопы в сторону – внимание, проблема: нужно как можно скорее озадачиться развитием и воспитанием вывортности, иначе при дальнейшем обучении возможны травмы.

Как же воспитывается выворотность? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Звезда русского балета Анна Павлова выворотностью, как известно, не обладала.

Начинать нужно с не сложных партерных упражнений:

Упражнение 1 (активное). И.п. - сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.

Упражнение 2. "Лягушка" (пассивное) . И.п. - сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Второй вариант выполнения упражнения: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.

Упражнение 3. "Лягушка на животе" (активное и пассивное, если с партнером). И.п. - лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное - если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.

Как правило, детям, с не достаточной выворотностью, подобные упражнения будут доставлять дискомфорт. Поэтому важно научить ребенка не зажимать и перенапрягать мышцы, а наоброт, уметь расслабиться и зафиксировать положение.

Изучая развернутые позиции ног у станка, надо помнить о том, что выворотность – это непривычное и неестественное состояние и подолгу удерживать статичные положения детям, особенно маленьким, трудно и скучно. Важно, чтобы ученики физически были готовы работать у станка. Хорошо отработав позиции и упражнения у станка, выработав достаточную выворотность ног, можно переходить на середину зала. Позы классического танца невозможны без хорошей выворотности. Ею обеспечивается устойчивость . Выворотное положение стопы увеличивает площадь опоры, сцепление с полом в три раза. Во время исполнения allegro появляется возможность мягкого бесшумного приземления с заданной высоты прыжка и удержания инерционных сил, не говоря уже о том, что в «выворотном» положении стопа «застрахована» от «подворачивания», т.к. закрепляется в щиколотке коленом и тазобедренным суставом.

Факторы, которые учитываются при отборе детей для занятий хореографией.

При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких, как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Это позволяет делать меньше ошибок при приеме. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.

РОСТ
Большое значение для танца, в особенности классического, имеет рост. Рост и развитие детей идут непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. Известно, что в некоторые возрастные периоды преобладает рост, а в другие – развитие. Периоды ускорения роста соответствуют определенным в жизни ребенка годам и достаточно четко отражают генетически детерминированный биологический ритм, который можно использовать с целью совершенствования процесса обучения в хореографии.
Волнообразность темпов роста и развития определяет необходимость выделения нескольких возрастных периодов. Возрастные периоды ускорения роста принято также называть периодами вытягивания: до 1 года, с 3 до 7 лет, с 11-12 до 15 лет; а периоды некоторого замедления роста – периодами округления: с 1 до 3 лет и с 7 до 10-11 лет. Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково, у девочек с 11-12 лет (более раннее наступление полового созревания), а у мальчиков с 13-14 лет темп роста ускоряется, и к 14-15 годам рост мальчиков и девочек почти одинаков. Однако с 15 лет мальчики растут быстрее.
В 8-9 лет у девочек наступает препубертантный период. У мальчиков он наступает в 10-12-13 лет. Костная система в младшем школьном возрасте еще окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при длительном неправильном положении тела возможно его искривление. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой. В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического развития, но очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из-за относительно слабой устойчивости внимания дети на занятиях быстро теряют темп и ритм. Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом наиболее эффективен. Характер еще только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели.
В 12-14 лет наступает пубертатный период, период полового созревания детей. В это время в их организме происходят резкие эндокринные сдвиги, меняется функциональное состояние всех органов. У детей этого возраста меняются пропорции тела. У девочек после интенсивного роста нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза и ширины грудной клетки. У мальчиков происходит максимальное увеличение поперечника таза, окончательное вытягивание туловища, увеличение объема грудной клетки. Кости утолщаются. Окончательно устанавливаются изгибы позвоночника. Нарастает мышечная масса, увеличивается сила и выносливость мышц.
Наиболее благоприятный возраст для восприятия движений в хореографии – 10-11 лет, а затем – 15-16 лет. При этом нужно отметить, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте.
С точки зрения обучения хореографии большой практический интерес имеет прогнозирование роста и изменений пропорций тела детей в процессе из развития.
ПРОПОРЦИИ ТЕЛА
Различают три основных типа или формы пропорции тела: первая форма – долихоморфная – характеризуется относительно узким туловищем, плечами и тазом и относительно длинными руками и ногами, причем само туловище сравнительно короткое; вторая форма – брахиморфная – в противоположность первой характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно короткими ногами и руками; третья форма – мезоморфная – представляет собой среднюю форму строения тела, промежуточную между двумя предыдущими.
В хореографии предпочтение отдается долихоморфному и мезоморфному типам сложения.
ОСАНКА
Для занятий танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку.
В анатомическом отношении осанка человека рассматривается в трех плоскостях, проходящих через общий центр тяжести человека: поперечная (горизонтальная), делящая тело на верхнюю и нижнюю половины; продольная (сагиттальная), которая разграничивает тело на две симметричные части – правую и левую; передне-задняя (фронтальная), учитывающая строение передней и задней частей тела.
Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцо-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы.
В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.
В осанке детей бывают заметны различные отклонения. Такие отклонения, как асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина (лондоз), сутулость (кифоз) могут быть исправлены.
Как отклонения в осанке рассматриваются О-образные и Х-образные ноги. В Х-образных ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные – короче. При О-образных ногах внутренние связки коленей сокращены и бедра удалены друг от друга. Некоторые формы Х-образных и О-образных ног поддаются исправлению путем применения специальных тренировочных упражнений.
Серьезным недостатком осанки считаются плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.
ВЫВОРОТНОСТЬ НОГ

Не маловажный термин в балете - выворотность.
Её начинают разрабатывать буквально с самой первой ступени, и то, развить ее в совершенстве получается не у всех.
Если балерина не выворотна – то движения смотрятся скованными и неуклюжими.
Выворотность ног – это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.
Для определения выворотности ног ребенка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны (супинировались), то есть предлагают исполнить grand plie. Взяв руками за бедра чуть выше колен и помогая ребенку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не раскрываются, а уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.
Дополнительную проверку выворотности проводят выполнением упражнения, так называемой «лягушки», которое исполняется лежа на спине подтягиванием стоп к ягодицам с последующим раскрытием бедер в стороны. Если колени свободно прилегают к полу, значит, у поступающего есть выворотность в тазобедренных суставах (при этом необходимо следить, чтобы не было прогиба в пояснице).
Выворотность ног в тазобедренном суставе можно проверить и другим способом. Ребенок встает боком к станку в I позицию, придерживаясь за палку. Затем педагог поднимает ему ногу в сторону на 900 и осторожно отводит ее назад, при этом необходимо следить за тем, чтобы нога сохраняла выворотное положение. Если у ребенка выворотность ног недостаточная, пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги.
При определении выворотности ног следует обратить внимание:

на строение тазобедренного сустава – на степень податливости ноги, то есть на способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение;

На возможность развития выворотности ног исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;

На чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х-образные ноги), что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного аппарата и отрицательно сказывается на занятиях хореографией.

Выворотное, или супированное, положение ног во время танца обеспечивает артисту возможность свободного выполнения движений классического танца и создает условия для такой интерпретации хореографического рисунка, которая отвечает законам художественного восприятия, законам красоты. Сочетания природной и выработанной на занятиях выворотности ног с легким шагом превращает танец в поистине пленительное зрелище. Выворотность ног позволяет совершенствовать технику, помогает вырабатывать такое качество, как артистизм.
Большая подвижность ног объясняется тем, что при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движений большой амплитуды. Поэтому требование хорошей выворотности ног – безусловная необходимость для классического танца.
На выворотность ног в голени влияют связки коленного сустава, поэтому обращается внимание на их состояние и на возможность растягивания внутренних связок коленного сустава специальными упражнениями.
Выворотность ног зависит от двух важных факторов.
Во-первых, от строения тазобедренного сустава. В одних случаях вертлужная впадина уплощена, а в других отличается глубиной. Чем глубже головка бедренной кости входит в ветлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в вертлужной впадине, жестче, тем меньше выворотность ног, и, наоборот, у детей с хорошей выворотностью ног ветлужная впадина неглубокая и связки эластичные.
Природная выворотность ног зависит также от расположения вертлужных впадин. В одних случаях они обращены вперед, а в других больше в стороны. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже с глубоко входящей во впадину головкой бедра у такого ребенка можно ожидать среднюю выворотность ног, а эластичные, податливые связки помогают добиваться хорошей супинации (поворота) бедра. Если же вертлужные впадины обращены вперед, близки друг к другу и при этом головки бедренных костей посажены в них глубоко, то такое анатомическое строение ноги делает детей профессионально непригодными для занятий хореографией, так как амплитуда движения ног у них ограничена.
Во-вторых, выворотность ног зависит и от строения ног будущего танцовщика. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам. К этому времени носки стоп у ребенка оказываются повернутыми либо наружу, либо внутрь («косолапие»). Причем иногда при хорошей выворотности в бедрах встречается плохая выворотность в голенях и стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в голенях и стопах может быть плохая выворотность в бедрах. В случае свободной выворотности в бедрах при недостаточной выворотности в голенях и стопах можно добиться подвижности коленного сустава и голеностопа («выработать» их выворотность).

СТОПА
Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.
Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат – является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции
регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.
По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5-7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод.
Уплощение продольного и поперечного сводов проявляется в плоскостопии. Этот дефект отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировок возможно улучшение сводов стоп.
Подъем стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Различают три формы подъема стопы: высокий подъем, средний и маленький.
«БАЛЕТНЫЙ ШАГ»
Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 900, для девочек – выше 900. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.
Шаг также создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренных суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.
ГИБКОСТЬ ТЕЛА
Это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься классическим танцем. Она показатель пластичности тела артиста, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
Гибкость тела определяется величиной прогиба испытуемого назад и вперед. Для этого ребенка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.
Проверка гибкости вперед (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Ребенок должен медленно наклонить корпус вперед (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед.
Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.
ПРЫЖОК
Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность – и поэтому является его важной составной частью.
Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз.
Для прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии термином ballon (баллон) – умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы.
Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.
При прыжке работающие мышцы в течение короткого времени сокращаются до максимума, при этом действуют две главные силы: сила отталкивания от опоры и сила тяжести тела. Поэтому высота прыжка находится в прямой зависимости и от них. При этом необходимо, чтобы отдельные звенья тела в момент отделения его от опоры находились по отношению друг к другу в состоянии неподвижности.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.
Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.
В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ
Это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве по музыку.
УСТОЙЧИВОСТЬ
Основной характеристикой равновесия и апломба тела является устойчивость.
Стержень апломба – позвоночник, но важную роль для устойчивости играют хорошее зрение, нормальная работа вестибулярного аппарата, координация, общее хорошее физическое развитие и здоровая нервная система.
На устойчивость также влияет и проекция общего центра тяжести. Чем ближе к опоре центр тяжести тела и чем больше ее площадь, тем выше устойчивость тела.
ТЕМПЕРАМЕНТ
При обучении детей танцу необходимо знать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка.
Существует четыре типа высшей нервной деятельности человека:

Темперамент сангвиника – сильный, уравновешенный, подвижный;
темперамент холерика – сильный, неуравновешенный, подвижный;
темперамент флегматика – сильный, уравновешенный, инертный;
темперамент меланхолика – слабый.
Наиболее подходящими для занятий танцем из четырех типов темпераментов принято считать сангвиников и холериков, флегматики требуют особых, индивидуальных занятий.

Нормальная (правильная) осанка и осанки с отклонениями
а – нормальная (правильная) осанка анфас; а1 – нормальная (правильная) осанка в профиль;
б – сутулость (кифоз); в – прогиб в пояснице (лондоз); г – асимметрия лопаток (незначительный сколиоз);
д – Х-образные ноги; е – О-образные ноги

Авторы: Мамыкина Инна Анатольевна, Шикарева Наталья Дмитриевна
Должность: пдо
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР "Парус" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Выворотность танцора с анатомической точки зрения"
Дата публикации: 22.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Выворотность танцора с анатомической

точки зрения

ПДО МАМЫКИНА И.А., ПДО ШИКАРЕВА Н.Д.

Классический танец - это основа всех танцев. Ведь именно в классическом

танце у ребенка формируется осанка. Если хореограф знает азы

классического танца, умеет правильно исполнять экзерсис у станка, то он

непременно будет хорошо двигаться и в народном, и в современном танцах,

а также других направлениях. Наличие выворотности является одним из

необходимых условий для овладения классическим танцем. Поэтому нужно

ее развивать с детства.

Выворотность в хореографии-это, пожалуй, самое сложное в технике

танцев, так как мышцы, отвечающие за нее, редко используются в

повседневной жизни, и, возможно, Вы даже не знаете, где они находятся, и

уж тем более не догадываетесь, как заставить их работать. Их даже не видно

снаружи: они находятся глубоко под большими ягодичными мышцами.

Чтобы правильно развернуть стопы, нужно развернуть всю ногу целиком,

начиная от тазобедренного сустава. Зачем такие сложности? Ведь можно

развернуть стопы галочкой… Существуют естественные, индивидуальные

ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости танцора.

Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава,

силой и гибкостью мышц, которые его окружают. И, что печальнее, важен и

возраст: тазобедренный сустав, как правило, полностью формируется к 12

годам. Впрочем, всегда можно улучшить то, что дано природой. Образец

выворотности – классический танец. В балете крайняя степень выворотности

частично обеспечивается разорачиванием коленей и лодыжек, но на

«привыкание»и тренировку соответсвующих мышц уходят годы. Без

специальной подготовки такое положение суставов может быть просто

опасно. Но вот парадокс: для некоторых движений правильная выворотность

просто обязательна, это единственный способ избежать травм.

Неправильная-в данном случае «нижняя выворотность», может, и, скорей

всего, приведет к серьезным травмам суставов. В случае танцев выоротность

– это не только развернутые стопы, но и правильное положение бедер,

коленей, поясницы, и, в конце концов, осанка.

Как оценить, так ли Вы разворачиваете стопы? Может быть, приклеить что-

то к пятке и следить за меткой в зеркале? Правильный способ проверки не

посмотреть в зеркало, а сократить мышцы, отвечающие за выворотность.

Нужно научиться чувствовать, как они работают, тогда не нужно будет

смотреть в зеркало, чтобы удостовериться, что ноги развернуты. Есть и

наглядный способ проверить, правильно ли развернута нога: встаньте

выворотно и медленно согните колени. Если колени «смотрят» на пальцы

ног, все правильно. Если колени «уходят» вперед, а стопы в стороны,-

внимание, проблема:нужно как можно скорее озадачиться своей

выворотностью, иначе знакомство с травматологом станет лишь вопросом

времени. Лучше танцевать с меньшей выворотностью, чем получить травму.

К сожалению, все травмы, к которым ведет пренебрежение этой техникой

безопасности, довольно неприятны. Зачем все это нужно? Оставим

эстетические требования в стороне, благо хватает вполне практических:

выворотность « дает максимальную свободу движений при максимальном

соблюдении равновесия, выворотность добавляет еще одну степень свободы

в поясе нижних конечностей». Такое определение выворотности дает

спортивный врач. Все устроено достаточно просто с точки зрения анатомии:

при выворотном положении ног «большой вертел бедренной кости

находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом,

устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей

амплитуды». Все это обеспечивают мышцы, находящиеся вокруг сустава.

Имитировать(или почувствовать-зависит от старательности и усилия) работу

нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно «зажав

монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра «раскрываются». В

норме все должно обстоять как раз наоборот: 6 внутренних мышц отвечают

за вращение сустава, а ягодицы лишь стабилизируют и поддерживают

положение.

Физическое качество «гибкость» имеет анатомические пределы своего

развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе)-

один из способов преодоления анатомических ограничений движения

человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы). Если гибкость

развивает максимальную подвижность в анатомически естественных

положениях суставов, то выворотность анатомически противоестественна

человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма

ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава.

Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические

характеристики пространства движения, не изменяя его топологических

свойств, выворотность же меняет топологические характеристики

пространства движения. Выворотность ног – это способность развернуть

ноги(бедра, голени, стопы) в положение en dehors(наружу), когда при

правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей

внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность-самая

«выворотная» выворотность. Она затрагивает не только тазобедренный

сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической

активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в

тазобедренном суставе. Наличие и характер воспитания выворотности

напрямую зависят от анатомических способностей строения опорно-

двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью,

выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не

является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность-не

физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии

выворотности, так как в отличие от основных физических качеств (сила,

быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не

развивается. В ряде сложнокоординированных видов физической активности

(хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.)

выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее

воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе

общей и специальной физической подготовки.

Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не «перекашивая» таза,

выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плокости:

выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном

соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще

одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в

хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью

которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех

основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения –

производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец.

Более того, выворотность как способ расширения спектра движений

человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже

отрицающему ее танцу «модерн». Заметим, что получить максимальное

отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть

выворотности, но и за счет увеличения угла наклона таза. Но изменение угла

наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки. Несмотря на то, что

термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в

партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке

включают упражнения на развитие выворотности: «лягушки», «бабочки» и

т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и

боевые искусства. Возможно, и в других видах физической активности можно

было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры

знали о нем чуть больше. «Механизм» выворотности достаточно прост: при

выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не

снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом, устраняется

костное препятствие для выполнения ногой движений большей амплитуды.

Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения

вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью вертлужная впадина

неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если

вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой

вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя

сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают

чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Также играет

роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного

суставов). В биологическом плане выворотность-лишь использование запаса

свободы движения в тазобедренном суставе.

Как же воспитывается выворотность? Заметим, что воспитывать ее следует

лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические

предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом

бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться,

если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не

обнаруживаете: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью, как

известно, не обладала.

Упражнения для улучшения выворотности:

Упражнение 1(активное): сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к

груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз,

распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Также

медленно вернуться в исходное положение.

Упражнение 2(пассивное): «Лягушка». Исходное положение-сесть на пол,

согнуть и развсти в стороны колени, стопы соединить и максимально близко

подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в

боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра

первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая

поясницу к полу.

Упражнение 3(активное и пассивное, если с партнером): «Лягушка на

животе». Исходное положение-лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть,

стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть

стопы к корпусу, спину прогнуть назад. Пассивное- если партнер помогает

удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на

область крестца.

Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности,

которые не зависят от силы и гибкости танцора. Диапазон выворотности

определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц,

которые его окружают. Выворотность зависит, во-первых, от величины

супинации бедра. На нее влияют глубина и направленность отверстий

вертлужных впадин. Природная выворотность имеется в том случае, когда

вертлужные впадины неглубокие, и их отверстия направлены наружу (слегка

назад). Глубокие и направленные вперед вертлужные впадины создают

«закрытый таз», т. е. полное отсутствие выворота кости.

Во-вторых, выворотность зависит от способности супинировать голень в

коленном суставе. К 10-12 годам бедренная кость скручивается вокруг

продольной оси внутрь, а большая берцовая-кнаружи. Скручивание большой

берцовой кости выражено в большей степени, чем бедренной. Этот процесс

приводит к развороту носков стоп кнаружи и создает возможность

супинировать голень. При «косолапости» носки обращены внутрь и

выворотность «в колене» отсутствует.

В-третьих, выворотность зависит от развития мышц -супинаторов бедра и

способности расслаблять его пронаторы. Чем сильнее развиты мышцы,

супинирующие бедро, тем больше выворотность «в бедрах». Но при

сокращении мышц-супинаторов мышцы-пронаторы напрягаются и мешают

держать бедро выворотно. Поэтому умение, сокращая супинаторы бедра,

одновременно расслаблять пронаторы увеличивает выворотность.

Выворотное положение бедра устраняет костный ограничитель высокого

не упирается в нее. При выворотном положении ног «большой вертел

бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава;

таким образом, устраняется костное препятствие для выполнения ногой

движения большей амплитуды.» Все это обеспечивают мышцы, находящиеся

вокруг сустава. Имитировать (или почувствовать-зависит от старательности и

усилия) работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы,

словно «зажав монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра

«раскрываются». В норме все должно обстоять как раз наоборот: 6

внутренних мышц отвечают за вращение сустава, а ягодицы лишь

стабилизируют и поддерживают положение.

Необходимо почувствовать разницу между мышцами, ответственными за

выворотность, и ягодичными мышцами. За выворотность отвечает группа из

6 мышц, расположенных в глубоком мышечном слое. Они начинаются на

большом вертеле бедренной кости и идут к копчику и другим частям таза.

Они поворачивают бедро кнаружи. Их 6, так что они могут работать, на какую

бы высоту ни была поднята нога. С другой стороны, ягодичные мышцы

разгибают бедро (другими словами отводят бедро назад). Есть и другие

мышцы, способные делать эту работу, так что люди часто и не подозревают,

что не используют ягодицы как надо. Но если ягодицы не работают,

подколенные сухожилия и некоторые поясничные мышцы будут

перегружены, особенно в арабеске. Кроме того, ягодичные мышцы должны

сильно напрягаться в прыжке- как при отталкивании от пола, так и при

приземлении.

Если ваша поясница часто бывает напряжена и в арабеске вам сложно

держать колено вытянутым, вполне возможно, что вы поднимаете ногу

подколенным сухожилием, а не ягодичными мышцами. Если вы делаете так

постоянно, и особенно, если часто пользуетесь подколенными сухожилиями

во время ходьбы, от чрезмерного напряжения они станут тугими и неважно,

как часто вы их тянете!

Проверить, хорошо ли работают ягодичные мышцы, несложно:

Ложитесь на живот, ноги вместе

(прямые, невыворотные), голова повернута в сторону.

Положите кончики пальцев на ягодицы.

Сохраняя колено прямым, оторвите одну ногу от пола и поднимите

Происходит ли при этом что-нибудь у вас под пальцами? В идеале нужно

заметить момент, когда мышца включается в работу. У кого то мышца

включается только под конец движения, кому то вообще сложно ее заставить

работать, а у кого то это получается автоматически. Чтобы полностью снять

нагрузку с подколенных сухожилий, ягодица должна начинать движение и

продолжать работать на протяжении всего движения. Помните, что ничего

страшного, если подколенные сухожилия участвуют в движении, но только

немного. В этом секрет хорошей подвижности ноги в тазобедренном суставе

и ее высоты в положении en l^air. Научитесь использовать мышцы так, как это

задумала природа!

Второй секрет в том, чтобы понаблюдать за ягодичными мышцами во

время ходьбы, особенно когда поднимаетесь по лестнице или наклонной

поверхности. Ягодица опорной ноги должна напрягаться при каждом шаге,

чтобы снять нагрузку с подколенных сухожилий. Если вы сможете этого

добиться, то будете поражены, как быстро улучшится ваша растяжка!

Выворотность для танцора необходима. Выработка специальных навыков

классического танца ведется долго, кропотливо, иногда безуспешно.