Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Роберт скотт открытия. Путешественник роберт скотт и его знаменитые экспедиции

Роберт Фолкон Скотт (англ. Robert Falcon Scott; 6 июня 1868, Плимут - ок. 29 марта 1912, Антарктида) - капитан королевского флота Великобритании, полярный исследователь, один из первооткрывателей Южного полюса, возглавивший две экспедиции в Антарктику: «Дискавери» (1901-1904) и «Терра Нова» (1912-1913). Во время второй экспедиции Скотт вместе с ещё четырьмя участниками похода достиг Южного полюса 17 января 1912 года, но обнаружил, что их на несколько недель опередила норвежская экспедиция Руаля Амундсена. Роберт Скотт и его товарищи погибли на обратном пути от холода, голода и физического истощения.

До своего назначения руководителем «Дискавери» Скотт делал обычную карьеру морского офицера мирного времени викторианской Англии, когда возможности продвижения по службе были весьма ограничены и честолюбивые офицеры искали любую возможность отличиться. Став во главе экспедиции, Скотт получил шанс построить выдающуюся карьеру, хотя к полярным исследованиям особой страсти и не питал. Совершив этот шаг, он неразрывно связал своё имя с Антарктикой, которой неизменно оставался преданным в течение двенадцати последних лет своей жизни.

После смерти Скотт стал национальным героем Британии. Этот статус сохранялся за ним на протяжении более 50 лет и был засвидетельствован во множестве мемориалов по всей стране. В последние десятилетия XX века история экспедиции «Терра Нова» подверглась некоторой переоценке, внимание исследователей сосредоточилось на причинах катастрофического финала, оборвавшего жизнь Скотта и его товарищей. В глазах общественности из непоколебимого героя он превратился в объект многочисленных споров, в ходе которых были подняты острые вопросы о его личных качествах и компетенции. В то же время, современные исследователи оценивают фигуру Скотта в целом позитивно, подчёркивая его личное мужество и стойкость, признавая просчёты, но приписывая финал экспедиции главным образом несчастливому стечению обстоятельств, в частности, неблагоприятным погодным условиям.

Ранние годы

Детство

Роберт Фолкон Скотт родился 6 июня 1868 года. Он был третьим из шестерых детей в семье и являлся старшим сыном Джона Эдварда (англ. John Edward) и Ханны (англ. Hannah; урожд. Куминг, англ. Cuming) Скотт из Сток-Дэмэрела, предместья Девонпорт, Плимут, графства Девон.

В семье были сильны военные и морские традиции. Дед Роберта был корабельным казначеем, вышедшим в отставку в 1826 году. Он приобрёл имение Аутлендс и небольшой плимутский пивоваренный завод. Трое его сыновей служили в британской Индийской армии, четвёртый стал корабельным врачом в военно-морском флоте. И только Джон, пятый сын, из-за слабого здоровья не начал карьеру военного и остался помогать отцу. Когда Джону исполнилось 37 лет, у него родился третий ребёнок - Роберт Фолкон Скотт. Через два года на свет появился ещё один мальчик - Арчибальд, а за ним и две девочки.

Джон Скотт в то время получал доходы от плимутского пивоваренного завода, который он унаследовал от отца. Годы спустя, когда Роберт начал делать свою карьеру морского офицера, семья потерпела серьёзную финансовую неудачу, и Джон был вынужден продать завод. Однако ранние годы Роберт провёл в полном достатке.

Как отмечают некоторые исследователи, «Скотт не отличался крепким здоровьем, был ленив и неаккуратен, в играх с приятелями не упускал случая устроить весёлую проделку», однако был «вежливым, приветливым и имел лёгкий характер». В соответствии с традицией семьи, Роберту и его младшему брату Арчибальду была предопределена карьера в вооружённых силах. Роберт до девяти лет обучался дома, после чего был послан в школу для мальчиков Хэмпшира Stubbington House School. Спустя некоторое время его перевели в подготовительное учебное заведение имени Форстера, чтобы юный Кон смог подготовиться к сдаче вступительных экзаменов в военно-морское училище. Оно размещалось на борту старого парусного корабля «HMS Britannia», пришвартованного в Дартмуте. В 1881 году, сдав эти экзамены в 13 лет и став кадетом, Скотт начал свою военно-морскую карьеру.

П ервыми достичь Южного полюса удалось норвежцу Амундсену и англичанину Скотту.

Амундсен дошел до полюса раньше Скотта и благополучно вернулся обратно. Капитан Скотт, путешествие которого было исключительно трудным, погиб на обратном пути вместе со своими товарищами.

Экспедиция, отправленная на поиски, нашла спустя восемь месяцев палатку и в ней три замерзших трупа. Это были: капитан Скотт, Уилсон и Боуэрс. Двое других товарищей Скотта, Эванс и Оутс, умерли по дороге.

Уилсон и Боуэрс лежали в спальных мешках, по обыкновению, надвинутых на голову. Капитан Скотт, очевидно, умер последним. Верхнее платье на его груди было раскрыто и отвороты мешка сброшены. Одна рука его лежала на теле Уилсона. Под плечами у него нашли сумку с тремя записными книжками и письма к разным лицам. Кроме того, там же находилось его послание к публике, в котором он объяснял причины бедствия, постигшего их, исключительно дурной погодой, которая свирепствовала все время… «На обратном пути нам не выдалось ни одного хорошего дня, – говорит он в своем послании. – Я утверждаю, что все сделанные нами распоряжения вполне отвечали требованиям, но никто в мире в это время года не мог бы ожидать такого страшного холода и такой труднопроходимой поверхности льда!

Ночью температура понижалась до 47° , при непрерывном ветре. Все это было совершенной неожиданностью, и причиной нашей гибели, несомненно, является это внезапное наступление жестоких морозов, которому я не могу найти удовлетворительного объяснения… Последним ударом, завершившим наши бедствия, была метель, застигшая нас в одиннадцати милях от того склада, где мы рассчитывали найти топливо и запасы для остального пути. Мы застряли на этом небольшом расстоянии от нашего Однотонного лагеря, имея запас пищи всего на два дня, а топлива на один день!

Мы не могли выйти из палатки четыре дня. Кругом нас воет вьюга. Мы ослабели. Писать трудно, но я все-таки не жалею об этом путешествии. Оно указывает, что англичане и теперь, как и в прошлое время, способны переносить труды и лишения, помогать друг другу, как в былые времена… Пусть эту повесть о мужестве, выносливости и отваге моих товарищей расскажут мои черновые наброски и наши мертвые тела!»

Путешествие капитана Скотта исключительно по драматизму и действительно указывает, каким громадным запасом мужества и энергии обладали он и его товарищи, чтобы бороться до конца с ополчившимися на них силами природы. Цель была достигнута, хотя и с опозданием, но эти мужественные люди заплатили за нее жизнью.

Капитан Скотт вел дневник, в котором аккуратно, изо дня в день, до самой минуты смерти, записывал все, и, читая эти записи, можно проследить все его путешествие от самого начала и вплоть до трагического конца, когда слабеющей рукой он выводил последние строки.

Благоприятные предзнаменования. – Вид нагруженного судна. – Бедные животные. – Жизнь на корабле. – Плавучие льды. – Рождество на корабле. – Пингвины. – Жизнь подо льдом.

П утешествие началось при благоприятных предзнаменованиях. Капитан Скотт закончил в Новой Зеландии, в ноябре 1910 года, все свои приготовления, и его судно «Терра Нова» вышло в море 29 ноября. Свой дневник он начал писать с 1 декабря.

Описывая вид судна, нагруженного всем необходимым для такого путешествия, он говорит:

«Внизу, насколько мы могли ухитриться, все было плотно заставлено и упаковано… Пятнадцать лошадей стоят рядышком, лицом к лицу, семь с одной стороны и восемь с другой, а посередине помещается конюх. И все качается, качается непрерывно, повинуясь неправильному, ныряющему движению судна… Какая пытка для бедных животных выносить это день за днем, по целым неделям!

Собак всего тридцать три. Их нам поневоле приходится держать на цепи. Насколько возможно, они пользуются прикрытием, но положение их весьма незавидно. Волны беспрестанно ударяют о борт судна и рассыпаются дождем холодных брызг. Собаки сидят, повернувшись спиной к борту, но на них обрушивается холодный душ, и вода струей сбегает с них. Жалко смотреть на них, они ежатся от холода, и вся их поза выражает страдание. Иногда бедняжки даже взвизгивают, и вообще вся эта группа животных представляет очень унылую, печальную картину».

В кают-компании (общей каюте) было тесно, и все едва умещались за столом. На судне было 24 офицера, но обыкновенно двое или трое отсутствовали, потому что стояли на вахте.

Пища была простая, но питательная. «Удивительно, – восклицает Скотт, – как наши два буфетчика умудряются сделать всю работу вовремя, и посуду вымыть, и каюты убрать, и при этом они всегда готовы услужить каждому и неизменно веселы и приветливы».

Морская болезнь, конечно, давала себя чувствовать. Но большинство команды состояло из бывалых моряков, уже привыкших к ней. Больше всех, по-видимому, страдал от нее фотограф Понтин. Тем не менее он не прекращал работы, хотя и должен был неоднократно нагибаться к борту. Пластинки он проявлял, держа в одной руке ванну, где промывал их, а в другой – таз, на случай припадка морской болезни.

2 декабря был день тяжелых испытаний, свирепствовал сильный шторм и волны заливали палубу. В такие минуты приходилось цепляться руками за что попало, чтобы не быть унесенным за борт. Буря не унималась весь день и всю ночь. Опасность возрастала, потому что засорились насосы в машинном отделении и вода поднялась выше люков. Старший кочегар Лэшли, стоя по самую шею в бурлящей воде, упорно работал, стараясь прочистить насосы, но ничто не помогало: тяжело нагруженное судно сидело глубоко и могло погрузиться в воду сверх меры, а это было очень опасно. Все, стоя почти по пояс в воде, работали день и ночь, вычерпывая воду. Офицеры и команда не теряли, однако, бодрости и даже пели за своей работой. Ночью утонула собака и околела лошадь. Волной иногда уносит собаку, и ее удерживает только цепь. Но в таких случаях собаке грозит удушение, если не подоспеет помощь. Одну из них так и не смогли спасти – она задохнулась.

Другую волна унесла с такой силой, что цепь порвалась, и собака исчезла за бортом. Но следующая волна каким-то чудом принесла ее обратно и бросила на палубу. Собака эта осталась жива и здорова.

На другой день буря прекратилась, и можно было привести в известность ущерб, который она причинила. Погибли две лошади и одна собака и, кроме повреждения бортов судна, волнами унесло 10 тонн угля, много керосина и ящик спирта для научных препаратов.

Погода исправилась, но пострадавшие во время шторма лошади причинили Скотту большое беспокойство. «Сомневаюсь, чтобы они могли вынести еще такую бурю, не оправившись совершенно, – замечает Скотт. – Декабрь в море Росса, где мы находимся, должен быть хорошим месяцем и всегда был таковым, но все же надо быть готовым ко всему, и я очень беспокоюсь за наших животных».

Девятого декабря, в шесть часов утра, показались айсберги и сплошные плавучие льды. Скотт не ожидал встретить такой лед раньше 66-го градуса широты. Зато качка прекратилась, и все почувствовали облегчение после недавних бурных дней. Но этот лед грозил задержать плавание. Действительно, лед становился плотнее, и, казалось, невозможно было пробиться через него. Однако перемены наступали постоянно.

(1868-1912 гг.) — английский полярный путешественник.

О Южном полюсе мечтали многие. Мечтал о нем и Роберт Скотт - капитан I ранга, кавалер ордена Виктории.

Роберт Фолкон Скотт был морским офицером, успевшим на своем веку покомандовать и крейсерами, и линкорами. В самом начале XX века он провел два года на арктическом берегу, руководя исследовательской зимовкой. Возглавляемый им небольшой отряд сделал тогда попытку проникнуть в глубь континента, и за три месяца Скотт продвинулся почти на тысячу миль по направлению к полюсу. Едва возвратившись домой, он начинает готовиться к следующей экспедиции. Страстное желание достичь полюса завладевает его мыслями и сердцем.

В октябре 1911 года Скотт с товарищами на судне «Терра Нова» был уже в пути. Внезапно англичане узнали, что на всех парах идет судно «Фрам» с экспедицией на борту. Их цель - все тот же единственный и неделимый Южный полюс Считается, что Амундсен бросил Скотту открытый вызов, и дальнейшее состязание шло уже под девизом «кто кого?».

Англичане выбрали в качестве транспортного средства на материке низкорослых и выносливых лошадок, хотя у них имелись и собаки, и даже моторные сани - новинка для того времени. До полюса было 800 миль трудного пути: их ждали сорокаградусные морозы, свирепая пурга, возможные лишения, травмы, обморожения. Когда до цели оставалось 150 миль, многие члены экспедиции повернули назад, и пятеро англичан, впрягшись в тяжелые нарты с поклажей, вышли на финишную кривую, петлявшую среди трещин и ледяного хаоса антарктического высокогорья.

17 января 1912 года Роберт Скотт и его товарищи пришли в математическую точку Южного полюса. Здесь они увидели остатки чужого лагеря - ровно за месяц до них полюса достигли соперники. В дневнике Скотта появилась запись: «… Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование. Мне больно за моих друзей…»

Отряд англичан отправился в обратный путь, от одного промежуточного склада с продуктами и топливом до другого. Люди быстро теряли силы. Неожиданно умер самый молодой и крепкий из них. Другой отморозил себе руки и ноги и, понимая, что стал обузой для других, на одной из ночевок покинул палатку, добровольно уйдя на смерть… Трое оставшихся в живых надолго застряли в пути из-за жестоких . До ближайшего склада, где было продовольствие и топливо, оставалось всего 11 миль. Но они навеки остались во льдах Антарктиды. Дневник и письма были найдены на груди замерзшего Скотта. Тела погибших нашли спустя семь с половиной месяцев члены спасательной группы. Рядом с телом Скотта лежала сумка с 35 фунтами геологических образцов, собранных во время маршрута на скалах. Англичане продолжали тащить эти камни до последнего дыхания.

В своих последних записях Скотт тщательно разобрал причины постигшей его катастрофы. Он дал наивысшую нравственную оценку каждому из спутников, а последней строкой в дневнике стала фраза, облетевшая впоследствии весь мир: «Ради Бога, не оставьте наших близких…»

Тела троих англичан были погребены участниками поисковых партий в вечных снегах Антарктиды. А на побережье материка, рядом с базой британской экспедиции, на вершине высокого холма поднялся трехметровый крест, сделанный из эвкалипта, привезенного из . На нем - надгробная надпись в память о пятерых погибших и замечательные слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Именно эти слова стали позже жизненным девизом персонажей романа В.Каверина «Два капитана».

Именем Скотта назван остров в , гора, бухта и в Антарктиде.

«Потом Иван Павлыч заговорил о капитане Татаринове, и, немного понизив голос, чтобы не услышала Катя, я рассказал некоторые подробности, о которых не упоминалось в печати…. На письме к Марии Васильевне было написано сперва: «Моей жене», а потом исправлено: «Моей вдове». Узнали цитату? Разумеется - «Два капитана». И письмо с неровной надписью карандашом Вениамин Каверин не выдумал. Только капитана звали иначе: Роберт Фалкон Скотт. Третий капитан - настоящий.


Вот она - дикая, как никакой другой край земли, невиданная и нехоженая".

Боже Всемогущий, какое ужасное место! Может ли быть что-нибудь страшнее, чем эта молчащая, исхлестанная ветром беспредельность?"

Полярная разница впечатлений понятна . Восторг Руала Амундсена, который финишировал у Южного полюса первым. И жестокое разочарование Роберта Фалкона Скотта - после трудного пути к полюсу, он увидел на нем норвежский флаг. Вообще-то говоря, Амундсен в Антарктиду не стремился. Его манил Северный полюс. Но туда он не поспел - опередили американцы Кук и Пири. Тогда Амундсен поменял географическую ориентацию. И тем самым - так вышло - вынес смертный приговор Роберту Скотту.

Опытный Амундсен удачнее выбрал точку старта, лучше просчитал маршрут и на месяц опередил английскую экспедицию.

Не могу сказать - хотя знаю, это прозвучало бы куда эффектнее, - что я достиг цели своей жизни, - писал позже Амундсен, - Это было бы слишком уж явной и откровенной выдумкой. Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае".

14 декабря 1911 года красный флаг с синим крестом взвился над Южным полюсом и обогатил английскую речь выражением "увидеть норвежский флаг", то есть потерпеть фиаско. Офицер военно-морского флота Роберт Фалкон Скотт о Северном полюсе не мечтал. И в Антарктику шел не новичком: за его золочеными эполетами числилась антарктическая экспедиция на деревянном барке "Дискавери". Она обследовала берег Антарктиды в районе моря Росса и открыла антарктические оазисы, то есть области, не покрытые льдом на Земле Виктории.

15 июля 1910 года из Кардиффа отплыл барк "Терра Нова" с амбициозной целью - покорить Южный полюс во славу Британской империи. Скотт взошел на его борт в Южной Африке - задержали бюрократические препоны. В январе 1911 года экспедиция высадилась на берег Антарктиды, назвала место зимовки мысом Эванса в честь капитана корабля, и почти десять месяцев закладывала склады и вела разведку.

Бок о бок с английскими парнями работали двое русских - конюх Антон Омельченко и каюр Дмитрий Гирев, первые наши соотечественники, ступившие на берег Антарктиды. О том, что "Фрам" с командой Амундсена на борту направился в Антарктику, Роберт Скотт знал. Но надеялся, что выиграет полярные гонки.

С мыса Эванса выступили тремя группами. Эванс-лейтенант 24 октября на новейших мотосанях, Скотт 1 ноября на маньчжурских пони, и Мирз на собаках. Но… мотосани сломались, пони отощали и их пришлось пристрелить, собак отправили назад в базовый лагерь. Когда до цели оставалось 150 миль, 7 человек из группы сопровождения покинули основную экспедицию.

К полюсу отправились впятером : врач-художник Эдвард Уилсон, однофамилец лейтенанта, матрос Эдгар Эванс, капитан драгунского полка Лоренс Оутс, лейтенант военно-морского флота Индии Генри Бауэрс. И самый старший - капитан флота Роберт Фалкон Скотт.

16 января, за двое суток до финиша, Скотт и его спутники поняли, что идут по следам норвежцев. Но до последней минуты надеялись на чудо. Его не произошло: на Южном полюсе полоскался норвежский флаг. В палатке под флагом обнаружились записка и письмо. Записка была адресована Скотту: " …поскольку вы, вероятно, будете первыми, кто побывает в этом районе после нас", а письмо - королю Норвегии Хокону - на случай, если Амундсен и спутники погибнут на обратном пути.

Письмо и записку Роберт Скотт взял. Потом их найдут около его тела, и это как раз послужит доказательством, что Южный полюс первым покорил Руал Амундсен. Всю оставшуюся жизнь победитель не мог простить себе своего триумфа:

Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни," - убивался норвежский полярник.

Мы…водрузили наш бедный оскорбленный "Юнион Джек" и сфотографировались - все это на морозе".

И двинулись в обратный путь - он оказался путем на Голгофу. Измученную и морально раздавленную экспедицию добила "оловянная чума". Это теперь о ней известно каждому семикласснику. А Скотт и его спутники не знали, что на морозе олово, которым запаяны банки с горючим, разрушится, и надежда на тепло утечет вместе с содержимым.

Он лежал в ледяной палатке без всякой надежды и из последних сил водил по бумаге карандашом:

Четверг, 29 марта. С 21-го непрерывный шторм с ЗЮЗ и ЮЗ. 20-го у нас было топлива на две чашки чаю и на два дня - сухой пищи. Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать еще. Р. Скотт". Письмо Кэтлин капитан Скотт написать успел. Он начал его словами: "Моей вдове".

Дата рождения: 6 июня 1868 года
Место рождения: Плимут, Великобритания
Дата смерти: 29 марта 1912 года
Место смерти: Антарктида

Роберт Фолкон Скотт – полярный исследователь, английский путешественник.

Роберт Скотт был рожден 6 июня 1868 года в английском Плимуте. Его отцу было 37 лет, когда появился Роберт, и это был третий ребенок из 6 и первый мальчик.

Вся его семья происходила из военных моряков, и только отец Роберта из-за слабого здоровья занимался пивоварением, которое помогало обеспечивать семью.

В 9 лет Роберт поступил в школу для мальчиков, потом перешел в подготовительный класс заведения имени Форстера, сдал экзамены и в 1881 году поступил в военно-морское училище.

В 1883 году он закончил обучение в звании мичмана и поплыл в Южную Африку для продолжения службы. Там он служит на флагмане эскадр и познакомился с секретарем Королевского географического общества. Тот пригласил Скотта на обед, чтобы узнать его получше. Это было в 1887 году.

В 1888 году Скотт становится младшим лейтенантом, через год лейтенантом.

В 1891 году он прошел курс обучения минам и торпедам.

В 1894 году он служит торпедным офицером и узнает о банкротстве семьи. Спустя 3 года отец умирает, и Скотт становится главным добытчиком. В 1898 году умирает и его младший брат Арчибальд.

Скотт делает упор на карьеру и в 1899 году он пришел к секретарю географического общества с целью возглавить экспедицию в Антарктиду.

Эта экспедиция получила название Дискавери и проходила под командованием королевского военно-морского флота.
Скотт стал руководителем экспедиции, и в августе 1900 года он начал подготовку.

Он не знал ничего о полярных землях, поэтому за советом обратился к Нансену. Тот рассказал Скотту информацию по подготовке, н понятия не имел об условиях в Антарктиде.

Корабль был деревянный, трехмачтовый. Он был первым судном, предназначенным для исследований во всем флоте Англии. 21 марта 1901 года произошел его спуск. На корабле были собаки и лыжи. В планах Дискавери было пройти до 850 километров от Южного полюса.

Экспедиция давалась тяжело – некоторые матросы отказались от продолжения экспедиции и были отправлены домой в первый же год.

На второй год они уже привыкли к окружающей обстановке и стали проходить вглубь Антарктиды. Там они наблюдали и изучали Полярное плато.

Результатами экспедиции стали многие сведения о биологических и геологических особенностях материка. Был открыт полуостров суши, изучена природа гор.

В марте 1904 года Дискавери достиг Южного полюса и в июне отправился домой, а в сентябре уже прибыл в Портсмут.
Вернувшись на родину, Скотт получил звание капитана первого ранга.

Но в целом их встречали прохладно – должного приема не было оказано, и это расстроило команду.

Народ же поддержал участников – Скотт моментально стал любимцем публики. Он получил множество наград из самых разных стран и был возведен в командоры, также крупные географические общества включили его в списки своих участников.

До 1906 года Скотт пишет книги и воспоминания, встречается с известными людьми. В январе 1906 года он возвращается на службу и проводит переговоры о возможности проведения второй экспедиции.

В 1908 году он женится на светской даме Кэтлин, а через год у них рождается сын Питер.

В 1910 году была основана вторая экспедиция к Южному полюсу, названная Терра нова. Целью экспедиции было достижение Южного полюса. Финансирование экспедиции происходило на пожертвования.

В ноябре 1910 года судно отплыло от Новой Зеландии. Уже на пути в Австралию судно стало преследовать неудачи – оно попало в шторм и потеряло часть запасов.

Прибыв в Антарктиду на старую базу, Скотт забыл закрепить окно, и судно попало на мель. Плохие погодные условия ускорили смерть лошадей, взятых в экспедицию.

Одновременно экспедиция чуть не погибла от того, что собачья упряжка провалилась в щель, но всех удалось спасти. После этого события Скотт обнаружил, что на расстоянии 200 миль от них расположился другой исследователь Амундсен, преследовавший ту же цель, что и Терра Нова.

Скотт не стал пересматривать свои планы, несмотря на то, что Амундсен был ближе к полюсу и имел больший опыт управления собаками.

В ноябре 1911 года экспедиция двинулась на полюс. В январе 1912 было принято решении о количестве участников – 4 человека, включая Скотта направились к полюсу. Остальные отправились домой.

15 января до полюса оставалось 27 миль, но на следующий день экспедиция увидела флаг Норвегии и поняла, что Амундсен достиг полюса раньше британцев.

17 января британцы достигли полюса и нашли установленную табличку Амундсена с датой покорения полюса. Норвежцы опередили британцев более чем на месяц.

Погода была плохая и 4 февраля Скотт провалился в щель, но был спасен. Зато второй участник экспедиции Эванс тоже провалился и ударился головой, от чего скончался 17 февраля.

На тот момент уже все участники страдали о голода и обморожений, а также о истощенности.

21 марта экспедиция становилась из-за непрекращающегося бурана. Последняя запись в дневнике Скотта была сделана 29 марта 1912 года.

В 1913 году Терра Нова вернулась домой и погибшие члены команды стали национальными героями и получили посмертное вознаграждение.

Достижения Роберта Скотта:

Достиг Южного полюса
Написал много трудов об Антарктиде

Даты из биографии Роберта Скотта:

6 июня 1868 года – родился в Великобритании
1881-1883 годы – учеба в военно-морском училище
1901-1904 годы – первая экспедиция на Южный полюс
1908 год – свадьба
1909 год – рождение сына
1910-1912 годы – вторая экспедиция на Южный полюс
29 марта 1912 года – скончался от обморожений и голода

Интересные факты Роберта Скотта:

Своего сына Питера Роберт Скотт назвал в честь Питера Пэна
В его честь были воздвигнуты памятники и мемориалы
В честь экспедиции снято несколько фильмов
База США на Южном полюсе носит его имя параллельно с именем Амундсена
Его именем назван кратер на обратной стороне Луны