Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Нечестивы те кто не побит. нечестивые

Содержаниe: Давид полагает начало пророчеству о Христе. Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу.

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Советом же нечестивых можно назвать собрание и сходбище людей лукавых. И поелику вредно вступать в сношения с сборищами нечестивых, то псалмопевец ублажает того, кто ни в чем не сходится с ними. Таков был Иосиф Аримафейский, предавший погребению тело Господа и Бога; ибо сказано о нем, что не бе пристал совету предавших Иисуса (Лк. 23,51). И на седалищи губителей не седе. Под седалищем разумеет учение, по сказанному: на Моисеове седалищи (Мф. 23,2). Посему, седалище губителей есть учение лукавых.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Ст. 1-2 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Строители домов, возводя в высоту огромные здания, и основания полагают соразмерно высоте. И кораблестроители, приготовляя корабль к поднятию больших грузов, укрепляют подводную часть, соображаясь с тяжестью нагружаемых товаров. И при рождении животных сердце, которое естественно образуется прежде всего, получает от природы устройство, приличное будущему животному, почему телесная ткань образуется вокруг сердца соразмерно собственным началам, и отсюда происходят различия в величине животных.

Но что значат основание в доме, подводная часть в корабле и сердце в теле животного, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов. Поскольку псалмопевец, с продолжением слова, намерен увещевать ко многому такому, что трудно и исполнено бесчисленных подвигов и усилий, то он подвижникам благочестия предварительно указывает на блаженный конец, чтобы мы в чаянии уготованных нам благ беспечально переносили скорби настоящей жизни. Так и для путешественников, идущих по негладкому и неудобопроходимому пути, облегчается труд ожидаемым ими удобным пристанищем, и купцов отважно пускаться в море заставляет желание приобрести товары, и для земледельцев делает неприметными труды надежда плодородия. Посему и общий Наставник в жизни, Великий Учитель, Дух Истины премудро и благоискусно предложил наперед награды, чтобы мы, простирая взор далее тех трудов, которые под руками, поспешили мыслью насладиться вечными благами.

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» . Итак, есть истинное благо, которое в собственном и первоначальном смысле должно назвать блаженным; и это есть Бог. Почему и Павел, намереваясь упомянуть о Христе, говорит: «По благовестию славы блаженнаго Бога» (1 Тим. 1,11); «ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2,13). Ибо подлинно блаженно сие Источное Добро, к Которому все обращено, Которого все желает, сие неизменяемое Естество, сие владычественное Достоинство, сия безмятежная Жизнь, сие беспечальное Состояние, в Котором нет перемен, Которого не касаются превратности, сей приснотекущий Источник, сия неоскудевающая Благодать, сие неистощимое Сокровище.

Но невежественные люди и миролюбцы, не зная природы самого добра, часто называют блаженным то, что не имеет никакой цены: богатство, здравие, блистательную жизнь - все, что по природе своей не есть добро, потому что не только удобно изменяется в противоположное, но и обладателей своих не может сделать добрыми. Ибо кого сделало справедливым богатство или целомудренным здоровье! Напротив того, каждый из сих даров злоупотребляющему им часто способствует ко греху. Посему блажен, кто приобрел достойное большей цены, кто стал причастным благ неотъемлемых. Но по чему узнаем о нем сие? Это тот, «иже не иде на совет нечестивых».

И прежде нежели скажу, что значит не идти на совет нечестивых , намерен я решить для вас вопрос, здесь представляющийся. Спросите: для чего Пророк берет одного мужа и его называет блаженным? Ужели из числа блаженных исключил он жен? Нет, одна добродетель для мужа и жены, как и творение обоих равночестно, а потому и награда обоим одинакова. Слушай, что сказано в книге Бытия: «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их» (Быт. 1,27) . Но в ком природа одна, у тех и действования те же, а чьи дела равны, для тех и награда та же. Итак, почему же псалмопевец, упомянув о муже, умолчал о жене? Потому что при единстве естества почитал достаточным для обозначения целого указать на преимущественное в роде.

Посему «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» . Смотри, какая точность в словах и скольких каждое речение исполнено мыслей. Не сказал: «Иже не ходит на совет нечестивых» но: «Иже не иде» . Кто еще в живых, того нельзя назвать блаженным, по неизвестности окончания его жизни, но кто исполнил возложенные на него обязанности и заключил жизнь неукоризненным концом, того безопасно уже можно назвать блаженным. Почему же «блажени… ходящии в законе Господни» (Пс. 118,1)? Здесь Писание называет блаженными не ходивших, но еще ходящих в законе. Это потому, что делающие добро за самое дело достойны одобрения, а избегающие зла заслуживают похвалу не тогда, как они раз или два уклонятся от греха, но тогда, как возмогут навсегда избежать искушения во зле.

Но по связи понятий открывается нам и другое затруднение. Почему псалмопевец называет блаженным не преуспевающего в добродетели, но не соделавшего греха? В таком случае и конь, и вол, и камень могли бы назваться блаженными. Ибо какое неодушевленное существо стояло «на пути грешных» ? Или какое бессловесное сидело «на седалищи губителей» ? Но потерпи немного, и найдешь врачевство. Пророк присовокупляет: «Но в законе Господни воля его» (Пс. 1,2). Поучение же в законе Божием принадлежит только разумному существу. А мы скажем и то, что начало к усвоению доброго есть удаление от злого. Ибо сказано: «Уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс. 36,27).

Итак, премудро и благоискусно приводя нас к добродетели, псалмопевец удаление от греха положил началом добрых дел. А если бы он вдруг потребовал от тебя совершенства, то, может быть, ты и замедлил бы приступить к делу. Теперь же приучает тебя к более удобоприступному, чтобы ты смелее взялся за прочее. И я сказал бы, что упражнение в добродетели уподобляется лествице, той именно лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, одна часть которой была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась даже выше самого Неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние не взойдут на возможную для человеческого естества высоту. Посему как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния.

Вообще же, всякое бездействие гораздо легче какого бы то ни было дела. Например, «не убий, не прелюбы сотвори, не укради» (Исх. 20,13-15); каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности. «Возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» (Мф. 19,19); «продаждь имение твое и даждь нищим» (Мф. 19,21); «аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два» (Мф. 5,41) - вот уже действия, приличные подвижникам, и к совершению их потребна уже душа мужественная. Посему подивись мудрости того, кто чрез более легкое и удобоприступное ведет нас к совершенству.

Псалмопевец предложил нам три условия, требующие соблюдения: не ходить «на совет нечестивых» , не стоять «на пути грешных» , не сидеть «на седалищи губителей» . Следуя естественному ходу дел, он внес этот порядок и в сказанное им. Ибо сперва начинаем обдумывать намерение, потом подкрепляем его, а после того утверждаемся в обдуманном. Посему первоначально должно назвать блаженною чистоту наших помышлений, потому что корень телесных действий составляют сердечные совещания. Так, любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление. Посему и Господь говорит, что внутри человека оскверняющее его (см.: Мф. 15,18). Поскольку же грех против Бога называется в собственном смысле нечестием, то никогда не допустим в себе сомнений о Боге по неверию. Ибо значит уже пойти «на совет нечестивых», ежели скажешь в сердце своем: «Есть ли Бог, всем управляющий? Есть ли Бог, на Небе распоряжающийся всем порознь? Есть ли суд? Есть ли воздаяние каждому по делам его? Для чего праведные живут в нищете, а грешные богатеют? Одни немощны, а другие наслаждаются здравием? Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир? И не случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий жизни?» - Если так помыслил ты, то пошел «на совет нечестивых». Посему блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли.

Блажен и тот, кто не стал «на пути грешных» . Путем называется жизнь, потому что каждый из рожденных поспешает к концу.

Что же значит «не ста» ? Человек, находясь в первом возрасте, еще ни порочен, ни добродетелен, потому что сей возраст не способен ни к тому, ни к другому состоянию. Но когда разум в нас созрел, тогда сбывается написанное: «Пришедшей же заповеди, грех убо оживе, аз же умрох» (Рим. 7,9-10). Ибо возникают лукавые помыслы, рождающиеся в душах наших от плотских страстей. Действительно, заповедь пришла, то есть приобретено познание добра, и если она не преодолеет худого помысла, но попустит рассудку поработиться страстям, то грех ожил, умер же ум, сделавшись мертв чрез грехопадения. Посему блажен, кто не закоснел «на пути грешных» , но благим разумом востек в жизнь благочестную.

Два есть пути, один другому противоположные, - путь широкий и пространный и путь тесный и скорбный. Два также путеводителя, и каждый из них старается обратить к себе. На пути гладком и покатом путеводитель обманчив - это лукавый демон, и он посредством удовольствий увлекает следующих за ним в погибель; а на пути не гладком и крутом путеводитель добрый Ангел, и он чрез многотрудность добродетели ведет следующих за ним к блаженному концу. Пока каждый из нас младенец и гоняется за тем, что услаждает его в настоящем, до тех пор нимало не заботится он о будущем. Но став уже мужем, когда понятия усовершились, он как бы видит, что жизнь перед ним делится и ведет то к добродетели, то к пороку; и часто обращая на них душевное око, различает, что свойственно добродетели и пороку.

«И на седалищи губителей не седе» . О тех ли говорит седалищах, на которых покоим тела свои? И какое отношение дерева ко греху, так что седалища, которое было прежде занято грешником, мне должно бегать как чего-то вредного? Или надобно думать что под седалищем разумеется неподвижное и постоянное коснение в одобрении греха? Сего должно остерегаться нам, потому что ревностное коснение во грехе производит в душах некоторый неисправимый навык. Ибо застаревшаяся душевная страсть или временем утвержденное помышление о грехе с трудом врачуются или делаются совершенно неисцелимыми, когда навыки, как всего чаще случается, переходят в природу. Посему должно желать, чтобы нам даже и не прикасаться к злу.

А другой путь - тотчас по искушении бежать его, как удара, наносимого стрелком, по написанному у Соломона о злой жене: «Но отскочи, не замедли… ниже настави ока своего к ней» (Притч. 9,18). И теперь знаю таких, которые в юности поползнулись в плотские страсти и до самой седины, по привычке к злу, пребывают во грехах. Как свиньи, валяясь в тине, непрестанно более и более облипают грязью, так и эти люди чрез сластолюбие с каждым днем покрывают себя новым позором. Итак, блаженное дело - и не помышлять о зле. Если же, уловленный врагом, принял ты в душу советы нечестия, не стой во грехе. А если и тому подвергся, не утверждайся во зле. Посему не сиди «на седалищи губителей» .

Если ты понял, какое седалище разумеет Писание, а именно называет так продолжительное пребывание во зле, то исследуй, кого именует оно губителями. О моровой язве люди, сведущие в этом, говорят, что она, если прикоснется к одному человеку или скоту, чрез сообщение распространяется на всех приближающихся. Таково свойство этой болезни, что все друг от друга наполняются тою же немощью. Таковы и дела беззакония. Ибо, передавая друг другу болезнь, все вместе страждут недугом и вместе погибают.

Беседы на псалмы. Беседа на первую часть первого псалма.

Свт. Тихон Задонский

Если и мы хотим быть участниками блаженства, то будем отвергать от себя «советы нечестивые и будем поучаться в законе Господнем день и ночь». Усиленно размышляй об этом стихе и обо всем этом псалме и рассматривай себя. Ибо чем более мир к концу приближается, тем более нечестивых умножается. Берегись их, как змиев. Святое Писание, всегда и прилежно читаемое, всему тебя научит с помощью Того, Который издал его через рабов Своих. Спасайся.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 1.

Свт. Феофан Затворник

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе

Блажен муж. Блаженства, или все выгоды на стороне праведных. Начинает с верховного блага, столь всеми страстно искомого и нигде не обретаемого. Указывает путь верный, но трудный; потому впереди ставит блаженство, как цель и награду, чтоб воодушевить. Халдейский и Сирский перевели: beatitudines viri. Сирский теми же словами переводит блажени - в Евангелии от Матфея (см.: Мф. 5, 3). LХХ (Септуагинта, перевод Семидесяти толковников): блажен муж. Иные видят здесь междометие, наречие или частицу, восклицание риторическое, вырвавшееся из груди Пророка после рассуждения молчаливого о праведниках и грешниках: благо тому! Как бы ни было,- всяко этим означается такое состояние, в коем и по телу и душе и внешним отношениям все идет по желанию сердца, как преддверие вечного блаженства (см.: Пс. 19,5 ; 32,1-2 ; 33,13 ; 34,9-10 ; 83,5 ; Втор. 28,3 и далее).- Муж, еврейски: гаишь, тот самый муж,- человек вообще с душою мужескою - не столько пол означается, сколько настроение души. Не иде на совет - отвращается от их замыслов и совещаний, не связывается с ними, не подражает их уловкам.

Совет , ацат- рассуждение и решение тем или другим способом достигнуть предположенной цели.

Нечестивых. Еврейское слово: раша - беспокойный, мятущийся и мятущий - нечестивые, не имея покоя совести, волнами похотей своих бросаемы бывают в разные беззаконные дела (см.: Ис. 48,22 (несть радоватися ); 57,21 ; Притч. 4,16 (не уснут бо, аще зла не сотворят ). Советы нечестивых описаны у Иова: см.: Иов. 21,14-16 (отступи, путей Твоих ведети не хощем ); 22,17-18 ; Иез. 11,2-3).

Идти - обычная метафора, употребляемая в означение замыслов, хлопот, предприятий, порядков,- коими, как ногами, достигают предположенной цели - частной или цели всей жизни (см.: Быт. 17,1 ; Пс. 118,1 , , и прочее; Рим. 8,1 и другое).

Не иде - прошедшее совершенное,- вместо настоящего… решительно, наотрез не пошел,- не однажды, а всегда так,- таково правило его жизни. Евреи, выражая настоящее, употребляли прошедшее или будущее. Пример первого здесь; пример второго в следующем стихе: поучится.

В греческом переводе LХХ и в нашем славянском (не иде, поучится ) видим точный перевод подлинника; русский перевод (не ходит, размышляет ) есть перевод по смыслу, так называемый толковый. По-русски говорят: что он тебе будет? брат или дядя - тогда как он есть это.

Заметить надо, что, по идиотизму (грамматическому) еврейского языка,- отрицательные выражения здесь - эмфатически (эмоционально) выражают противное - положительное. Как бы так: далеко бежит, отвращается от всякого союза с нечестивыми, гнушается ими, ни во что ставя наружный иногда блеск грешащих.

На пути грешных не ста. Если иногда по немощи плоти и уклонится иногда на распутие порока, не останавливается там, на том широком пути, ведущем на пагубу (см.: Мф. 7,13); но тотчас спешит опять вступить на тесный путь заповедей Божиих, чтобы опять неуклонно пребывать на нем. Путь означает установившиеся обычаи, коим постоянно следуют, и соответствующие им планы, нравы, заботы, предприятия, приемы. Не иди в путь нечестивых, уклони же ногу твою от стезь их (ср.: Притч. 1,15 ; ср: Пс. 118,9 , , ). Грешных ,- которые давно отстали от дел закона, не однажды согрешили, но частым падением грех обратили себе в навык,- грешат непрестанно,- то и делают, и думают, что грешат,- не по неведению, а сознательно, и не тайно, а явно уже,- людей не стыдясь и Бога не боясь. На пути таких людей заповедуется нам не стоять,- не замедляться, не закореневать в грехах и пороках, не утверждать, не основывать навсегда своего пребывания или жития среди губителей.

На седалищи губителей не седе. - Седалище, мошаб, - по-еврейски. Кассиодор: thronas est regum, tribunal judicum, cathedra propria doctorum - таких значений в Писании не найдешь. Слово сие означает: 1) вообще - место жительства, оседлость (см.: Пс. 106,4 , ; Лев. 25,29 ; 4 Цар. 2,19 и другое); 2) заседание, например, старцев (см.: Пс. 106,32) и 3) седалище, например,- царево, стул к стене за столом (см.: 1 Цар. 20,25) (Иова, как судии на площади [см.: Иов. 29,7). Халдейский перевод: в собрании или в обществе; Сирский - в заседании (см.: Мф. 23,6 ; Мк. 12,39). Так внушается в заседании или сожительстве не утверждаться окончательно навсегда, в таком, где заседали, живут - губители. Λοιμων, λοιμος, - язва, зараза. Это - презрители закона, ни во что его ставящие и уничижающие. В еврейском: лецим - насмешники, кощунствующие, издевающиеся; они корчемствуют (портят) истину (см.: 2 Кор.2,17), осмеивают благочестие, веру, честность и как басни отметают, что говорится о гневе Божием и муках. Они же называются гордыми и сердитыми (см.: Притч. 21,24 ; 3,34); спорщиками, задирами (см.: Притч. 22,10); пьяными или такими, какими делает пьянство (см.: Притч. 20,1). Почему не худо перевод LХХ называет их заразою, хотя Аквила точнее: χλευαστων. Симмах : παρανομων. Халдейский и Сирский: насмешников. Сирский язык этим словом означает фарисеев, Христу ругавшихся: εκμυκτηριζονταη (см.: Лк. 16,14). Замечательно, что Давид-отец - в начале Псалмов - и Соломон, сын его,- в начале Притчей - обличают эту заразу, поругателей закона (см.: Притч. 1,22). Среди таких-то презрителей закона не основывает своего жития благочестивый.

Градация - от нечестивых, мятущихся в мыслях и желаниях противозаконных, от бесстрашия, к грешникам, частыми грехопадениями укоренившимся в навыке грешить,- и от этих к презрителям закона, кои не только упорно грешат, но величаются грешностью, выказывая всякое презорство к добродетели.

Есть градации и в глаголах: пошел, уклоняясь с пути правого,- остановился, утвердился в порочном нраве и сел… окончательно предался планам и целям и нравам греховным, с враждебным к правде расположением. Таким образом здесь воспрещается всевозможное общение с нечестивыми и грешными, если есть хотение блаженства.

Толкование на некоторые псалмы.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе

Поет вдохновенный Божественный певец, ударяет в звучные струны.

Когда оглушал меня шум мира, я не мог внимать ему. Теперь, в тишине уединения, начинаю прислушиваться к певцу таинственному. И звуки, и песнь его делаются мне как бы понятнее. Как бы открывается во мне новая способность, способность внимать ему и способность понимать его. Расслушиваю в звуках его новое чувство, в словах новый смысл, дивный, дивный, как Божия премудрость.

Саул! Престань неистовствовать: да отступит от тебя дух лукавый… поет святой Давид, бряцает в стройные гусли.

Саулом называю мой ум, тревожимый, возмущаемый помышлениями, исходящими от миродержца. Он - ум мой - поставлен Богом при установлении царства израильского - при сотворении, и потом при искуплении человека - в царя, владыку души и тела; преслушанием Богу, нарушением заповедей Божиих, нарушением единения с Богом он лишил себя достоинства и благодати. Душевные и телесные силы ему не покорны; сам он под влиянием лукавого духа.

Поет святой Давид, вещает слова Неба. И звуки псалтыри его - звуки небесные! Предмет песнопения: блаженство человека.

Братия, послушаем учение Божественное, изложенное в Божественном песнопении. Послушаем глаголы, послушаем звуки, которыми глаголет, которыми гремит к нам Небо.

О вы, ищущие счастья, гонящиеся за удовольствиями, жаждущие наслаждений! Придите: послушайте священной песни, послушайте учения спасительного. Доколе вам скитаться, рыскать по долам и горам, по непроходимым пустыням и дебрям? Доколе мучить себя трудом непрестанным и тщетным, не венчаемым никакими плодами, никакими приобретениями прочными? Склоните покорное ухо: послушайте, что говорит Дух Святой устами Давида о человеческом блаженстве, к которому стремятся, которого алчут все человеки.

Да умолкнет все кругом меня! И внутри меня да умолкнут самые помышления мои! Да молчит сердце! Да живет, действует одно благоговейное внимание! Да входят в душу, при посредстве его, святые впечатления и мысли! Был Давид царем и не сказал, что престол царей - престол блаженства человеческого.

Был Давид полководцем и героем, от юных лет до старости препирался с иноплеменниками в кровавых сечах, сколько дал битв, столько одержал побед, на берега Евфрата с берегов Иордана передвинул границы своего царства и не сказал, что в славе победоносца и завоевателя - блаженство человека.

Собрал Давид бесчисленное богатство, собрал его мечом своим. Золото лежало в кладовых его как бы медь, а серебро накидано в них было как бы чугун. Но не сказал Давид, что в богатстве - блаженство человека.

Имел Давид все земные утешения - ни в одном из них не признал блаженства человеческого.

Когда Давид был отроком, когда занятием его было - пасти овец отца его Иессея: внезапно, по повелению Божию, приходит пророк Самуил, святым елеем помазует убогого пастуха в царя израильскому народу. Час помазания своего на царство Давид не назвал часом блаженства.

Дни детства проводил Давид в пустыне дикой. Там мышцы его начали ощущать в себе доблесть мышц богатыря: без оружия, с одними руками, кидался он на льва и медведя, удавлял льва и медведя. Там душу его начало двигать, наполнять небесное вдохновение. Руки, сокрушавшие льва и медведя, устроили псалтырь, прикасались к струнам, напряженным и приведенным в согласие действием Духа: издались гармонические, усладительные, духовные, разумные звуки. Далеко, далеко, через времена, через столетия и тысячелетия, понеслись эти звуки, повторились и повторяются бесчисленными голосами, прославили имя Давида по всем концам земли, по всем векам ее христианского быта. Жизни пустынной, жизни, полной подвигов чудных, чудного вдохновения, Давид не назвал блаженством человека.

Блажен муж , воспевает он, - в каком бы месте, в каком бы звании, в каком бы состоянии и сане ни был этот муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе .

Блажен муж , который хранится от греха, который отражает от себя грех, в каком бы образе, в каком бы облачении не предстал ему грех: предстанет ли он в беззаконном поступке, представится ли в помышлении, советующем беззаконие или в чувстве, приносящем наслаждение, упоение греховное.

Если с таким крепким мужеством слабая жена отражает от себя грех, то и она блажен муж , воспетый Давидом.

Участники этого блаженства, участники мужеского о Христе возраста - отроки и дети, твердо противостоящие греху. Нет лицеприятия у правосудного Бога.

Аскетические опыты. Том II. «Блажен муж»

Прп. Антоний Великий

Божественное Писание всегда показывает дело по достойнейшему [в нем]. Так, божественный Певец сказал: «Блажен муж, который не идет по совету нечестивых» , – никак не отделяя от блаженства женщин: но когда сущность одна, то песнь начинается о имеющем старшинство, чтобы от большего созданного разумели последующее.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 51.

Блж. Феодорит Кирский

У Евреев не надписан. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» . Из сего не трудно усмотреть, что переводившие божественныя Писания, какия в древности нашли у Евреев надписания, те и преложили на еллинский язык. Ибо сей и следующий за ним псалом, нашедши ненадписанным, оставили без надписания, не осмелившись к словам Духа приложить что-либо от себя. Некоторые из описывавших содержание псалмов утверждали, что сей псалом содержит в себе учение нравственное. А мне кажется он не менее догматическим, сколько и нравственным. Ибо содержит в себе обвинение не только грешных, но и нечестивых, и советует непрестанно внимать Божественным словесам, из которых извлекаем не нравственную только, но и догматическую, пользу. Весьма прилично великий Давид собственному своему писанию предпоставил ублажение, подражая в том Сыну своему и вместе Владыке, разумею Спасителя Христа, Который учение, преподанное священным ученикам, начал ублажениями, сказав: «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Мф.5:3). Владыка же Христос, как человек, есть сын Давидов, по изречению священнаго Евангелия: «книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля» (Мф.1:1); а как Бог, есть Господь и Творец его; вот о сем изречение самого Давида: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене» (Пс.109:1). Посему Давид ублажает того, кто не пошел общим путем с нечестивыми, не принял непременнаго совета грешных (ибо сие назвал он стоянием), и избегает постояннаго развращения губителей. Хотя название блаженным есть наименование божественное (свидетель сему божественный Апостол, когда взывает: «блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующихъ» (1Тим.6:15), однако же Владыка Бог имя сие, как и другия имена, сообщил и людям. Ибо, именуясь верным (сказано: «верен Бог, имже звани бысте во общение Сына Его» (1Кор.1:9); и блаженный Моисей говорит: «Бог верен, и несть неправды в Нем» (Втор.32:4), и людей, приемлющих несомненно словеса Его, наименовал верными. Подобно сему, будучи и именуясь Богом, сие название сообщил Великодаровитый и людям, и говорит: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете» (Пс. 81:6–7). И так имя: «блаженный» есть плод усовершения в добродетели. Ибо, как и каждое занятие в жизни имеет свою цель, и упражнение в борьбе – оливковые венцы, военное дело – победы и победные памятники, врачевство – здравие и избавление от болезней, купечество – собрание денег и приумножение богатства; так и наука добродетели имеет плодом и целию Божественное ублажение. Но усматривая, что ублажается здесь только муж, никто да не подумает, будто бы женский пол лишен ублажения; потому что Владыка Христос, представив ублажения мужей, не воспретил и женам приобретение добродетели. Слово Божие вместе с мужами разумеет и жен; потому что «глава жены муж» , как говорит божественный Апостол (1Кор. 11:3). С главою же сочетаваются члены тела и радуются, когда увенчавается глава. Так и мы, обращая к кому-либо речь и именуя его любезною главою, не разделяем телесных членов, но под именем части приветствуем целое. Не просто же Давид упомянул сперва о пути, потом о стоянии, и наконец о седении, а напротив того в точности зная, что помысл, будет ли он худой или добрый, сперва приходит в движение, а потом установляется, и после сего принимает некое не поколебимое постоянство. Посему Пророк советует не допускать в ум какой-либо злочестивой мысли и не приступать к делу беззаконному. Нечестивыми же божественному Писанию обычно называть преданных безбожию или многобожию, и грешными – вознамерившихся жить в беззаконии и возлюбивших жизнь развратную, а губителями – не себя только доводящих до погибели, но сообщающих пагубу и другим, подобно болезни, поражающей людей и скотов, которою заражаются приближающиеся к ним. Посему слово повелевает бегать их сонмищ. Но для усовершения в добродетели недостаточно избегнуть только порока; сказано: «уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс.33:15); и блаженный Исаия говорит: «престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити» (Ис.1:16-17). Посему блаженный Давид весьма справедливо присовокупил:

Евфимий Зигабен

Блажен муж иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе

Блажен собственно Бог, как говорит Павел, называющий Его блаженным и единым сильним (1Тим. 6,15) . Но подобно многим другим именам, это название по снисхождению усвояется и нам, как и Богу, ибо сказано: аз рех, бози есте (Пс. 81, 6) . Имя же блаженного есть плод совершенства в добродетели. Оно означает (подразум. μακαριος) бессмертного , т.е. свободного от всякой смерти (κηρος) с прибавлением буквы μ (Зигабен играет здесь греч. словом μακαριος производя его от κης, κηρος, смерть, мучение и отрицательной частицы α=не-и считая букву μ, как бы приставною – от ред.). Выражение: блажен обнимает и женский род, как часть принадлежащую к целому. Глава бо жены муж (Еф.5, 23) , по божественному апостолу, а с главою соединяются части тела. И как сим последним обще человеческое естество, так им (мужу и жене) общи дела и награда. Соответственно природе вещей Давид сохранил такой же порядок и речей. Совет , т.е. желание. Ибо корень действий, совершаемых телом, есть желание сердца, как и Господь говорит, что внутри находящееся оскверняет человека (Матф.15,18) . Прежде мы советуемся, потом утверждаем совет, и наконец поступаем по совещанному. Нечестивым называется безбожник или многобожник, а грешником, хотя и верующий (ευσεβης), но ведущий беззаконную и развратную жизнь; губитель же есть тот, который не только сам грешит, но и других развращает и заражает своею болезнию. Давид ублажает удалившегося от такого рода людей и не сообщавшегося с нечестивыми в совете против истинного Бога, даже и мимоходом (μηδ δσον εν παροδω); ибо такое значение, я думаю, имеет здесь шествие (не иде). Далее ублажает не стоявшего с грешниками во зле, хотя бы и увлечен был как нибудь в грех, и не предающегося подобно губителям такой же страсти, ибо это значит слово: на седалищи. Можно и иначе: под советом нечестивых понимать собрание их, как перевели Акилла и Феодотион ; под путем грешных-диавола, потому что не стоящий в диаволе приходит к Богу, который сказал: Аз есмь путь (Иоан.14, 6) , по которому проходят люди к добродетели: под седалищем-учение лукавых. А так как для совершения добродетели не достаточно удаления от зла, то он говорит: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 36, 27) , и Исаия учит: престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (Ис.1,16,17) . Так и здесь очень последовательно прибавил (псалмопевец):

Лопухин А.П.

В еврейской, греческой и латинский Библиях именем Давида этот псалом не надписывается. Псалом не содержит указаний, по которым бы можно было узнать как писателя псалма, так время и обстоятельства его происхождения.

Во многих древнегреческих рукописях, когда кн. Деяний приводит место из настоящего второго псалма: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс II:7 , см. Деян XIII:33), то говорит, что оно находится в первом псалме (en tw protw yalmw). Последнее указывает, что некогда настоящий первый и второй псалмы составляли один, первый псалом, почему и писателем последнего было одно лицо с писателем настоящего второго псалма, и написан он по одинаковому с последним поводу, т. е. во время Давида, Давидом, по поводу войны его с сиро-аммонитянами (см. псалом).

Кто не поступает нечестиво, но всегда следует Закону Бога, тот блажен как дерево, посаженное при воде (1-3 ). Нечестивые же будут отвергнуты Богом (4-6).

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе:

Кто не поступает нечестиво, но всегда следует Закону Бога, тот блажен как дерево, посаженное при воде

«Блажен» - синонимично выражению «счастлив». Под последним нужно разуметь как внешнее земное благополучие (сл. ст.), так и награду на суде Божием, т. е. духовное блаженство, небесное. «Муж» , часть вместо целого (метонимия) - вообще человек. «Нечестивый» - внутренне разобщенный с Богом, имеющий и духовно живущий настроениями, несогласными с возвышенными заповедями закона: «грешный» - упрочивающий свое дурное внутреннее настроение в соответствующих внешних поступках, «развратитель» (евр. letsim, греч. loimnw - насмешник) - не только поступающий лично дурно, но и издевающийся над праведным родом жизни. «Не ходит, не стоит, не сидит» - три степени уклонения ко злу, в виде ли внутреннего, хотя и главенствующего, но не постоянного влечения к нему («не ходит» ), или в упрочении в себе зла путем внешних поступков («не стоит» ), или в полном уклонении к нему, доходящем до внешней борьбы с божественным учением и до пропаганды своих воззрений.

Нечестивец, нечестивый

В ВЗ слово "нечестивый" (евр. раша, к-рое в новозаветном греч. передается как асебес, означает также "безбожный" ), встречающееся в основном в Книге Иова, Псалтири и книге Притчи Соломона, почти всегда употребляется в форме имени сущ. ед. и мн. ч.: "нечестивец", "нечестивцы". Н. не только отрицает Бога, но и выступает против Него, что выражается в поступках, - поэтому слово раша часто пе-реводится и как "беззаконник". Н. являет собой полную противоположность праведному (см. Справедливость, праведность), или благочестивому.

I. ОТНОШЕНИЕ НЕЧЕСТИВЦА К БОГУ.
Безбожие - откровенное или скрывающееся под маской набожности - проявляется не только в отношении к Богу, но и в соответствующем отношении к своим ближним и даже к животным (см. Притч 12:10) . Н., "забывающие Бога" (Пс 49:22) , полагают, что Бог с них за это не спросит (Пс 9:25) , и поэтому становятся "развратителями" (Пс 1:1) , "поступающими по своим нечестивым похотям" (Иуд 18) . "Нет страха Божия пред глазами" их (Пс 35:2) . Н. попирают Божий Закон (Пс 118:53) и при этом не стыдятся проповедовать Его уставы и вкладывать завет Его в свои уста (Пс 49:16) . "В устах их Ты близок, но далек от сердца их" (Иер 12:2) . Н. ненавидят Божье наставление (Пс 49:17) , и за это "им нет мира" (Ис 48:22; 57:21) . "Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других" (Ис 58:4) . "Сердце нечестивого жестоко" (Притч 12:10) . Н. "низлагает бедного и нищего" (Пс 36:14) . Он "подсматривает за праведником и ищет умертвить его" (ст. 32). "Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее" (Притч 21:27) . НЗ клеймит позором "нечестивых, обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающихся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа" (Иуд 4) .
II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К НЕЧЕСТИВЦАМ.:

1) с человеч. т.зр., Бог "губит и непорочного и виновного" (Иов 9:22) . Наблюдая за происходящим, человек приходит к малоутешит. выводу, что на земле нет праведного суда: "всему и всем одно" (Еккл 9:2) , "праведного и нечестивого будет судить Бог" (Еккл 3:17; ср. Мф 25:31 и след.);
2) над Н. свершится суд: "отросток корня Иессея" "духом уст Своих убьет нечестивого" (Ис 11:4) . Бог осудил на истребление города Содомские и Гоморрские, превратив их в пепел и показав тем самым "пример будущим нечестивцам". Господь знает, "как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания" (2Пет 2:6,9) . "...Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков" (Рим 1:18) , и "потому не устоят нечестивые на суде" (Пс 1:5) ;
3) по обетованию Божьей милости Н. будет помилован, если оставит свой нечестивый путь (Ис 55:7) : Господь не желает "смерти грешника", но хочет, чтобы он "обратился от пути своего и жив был" (Иез 33:11) . Обращение Н. должно выражаться в соблюдении им "всех уставов" Бога (Иез 18:21) : "В правде своей, которую будет делать, он жив будет" (Иез 18:22) ;
4) после исполнения Божьих установлений и обетований во Христе, Который "умер за нечестивых" (Рим 5:6) , мы "будем оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева" (Рим 5:9) . "А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим 4:5) .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Нечестивец, нечестивый" в других словарях:

    См. грешник... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нечестивец развратник, распутник, преступник, заблудшая овца, безбожник, греховодник, беззакозник, беззаконник, грешник … Словарь синонимов

    НЕЧЕСТИВЕЦ, нечестивца, муж. (книжн. устар.). Нечестивый человек. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 нечестивец (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    М. 1. разг. сниж. Тот, кто оскорбляет что либо священное; нечестивый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Вца; м. Нечестивый человек. Кто этот н.? / Шутл. Не озорничай, н.! ◁ Нечестивица, ы; ж … Энциклопедический словарь

    Ср. воображаемое состояние кого или чего при отсутствии Бога, божества; | отрицание бытия Божия, полное безверие; | непризнавание воплощения Господня. Безбожник муж. безбожница жен. неверующий в Бога, отрицающий бытие Его; | беззаконник,… … Толковый словарь Даля

    безбожьныи - (121) пр. Безбожный, иноверный; еретический; нечестивый: на обличениѥ безбожьны˫а ихъ. и преѡсквьрнѥны˫а ересы. (ἀϑέου) КЕ XII, 265а; дорофеи. иже тоѥ безбожноѥ ѥреси бывъ поборникъ. (ἀϑέως) КР 1284, 380в; безбожныи твои свѣтъ. (ἀϑέσμου) ПНЧ 1296 … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

Одно из самых удивительных свойств Библии состоит в том, что своей согласованностью она всегда как бы унижает тех, кто упорствует в ложных и ошибочных толкованиях, якобы разъясняющих Слово Бога. При внимательном прочтении простых библейских текстов, как правило, оказывается, что такие толкования всегда выглядят глупо. Примечательный в этом отношении текст был записан в пророчестве о «северном и южном царях», которое было дано пророку Даниилу. И вот что сказал ему ангел о понимании предсказанного:

«…Эти слова оставлены в тайне и запечатаны до времени конца… Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Даниил 12:9, ПНМ, Даниил 12:10, СП).

Часто бывает, что люди, читающие эти слова, думают будто Бог специально напустил на это пророчество туман, который должен исчезнуть только ко «времени конца». При этом, мало кто задумывается над тем, что пророк прямо объявляет «нечестивыми» тех, кто не поймет этого пророчества во «время конца». Но как быть с теми, кто это пророчество «не разумеет» сейчас, но при этом утверждают, что «время конца» уже настало? Нагляднее всего это можно увидеть на примере Свидетелей Иеговы, наполнивших всю планету свидетельством «о Царстве» и о «времени конца», как об уже наступивших с 1914 года. При этом, за прошедшее столетие организация Свидетелей так и «не уразумела» пророчества о последнем «царе северном». Вот, например, что было написано об этом в одном из последних журналов:

«Как усердные исследователи Слова Бога мы с нетерпением ожидаем увидеть, кто же проявит себя в ближайшем будущем северным царем» (журнал «Сторожевая Башня» от 15.05.2015, стр. 30., издан Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, © 2015)

Примечательно, что Свидетели представляют себя здесь «усердными исследователями Слова Бога». Еще, шестнадцать лет назад, Свидетели Иеговы издали книгу «Внимайте пророчеству Данила! », авторы которой истолковали слова Даниила о «мудрых, очищенных, убеленных и переплавленных» как о руководителях своей организации (стр. 293, абз. 13,14, издана Обществм Сторожевой Башни, Библий и Трататов, © 1999). Но если «время конца» наступило еще 100 лет назад, и в лице Свидетелей уже появились «мудрые» служители Иеговы, то почему никто из них «не разумеет» этого простого пророчества? Как же они могут называть себя «усердными исследователями Слова Бога», когда пророк Даниил говорит, что во «время конца» пророчество о царе северном «не уразумеют» только нечестивые? Грустно об этом говорить, но насколько же унизительно это звучит!

Но гораздо страшнее то, что такой ситуацией и проповедью о преждевременно наступившем «времени конца» позорится Святое Имя Бога, – теми, кто посвятил себя прославлять Его. Почему же Свидетели не разумеют это пророчество? Можно ли их назвать нечестивыми? И почему никто из нечестивых этого не поймет?

Почему Свидетели не разумеют пророчество Даниила?

Так же и апостол Павел пишет о том, что преждевременное провозглашение наступившего Дня Господа имеет прямое отношение к «человеку беззакония» (2 Фессалоникийцам 2:2,3,НМ). Это согласуется со словами Христа, что знать срок установления Царства - это не человеческого ума дело! Фактически, непослушание Христу в этом вопросе тоже является «беззаконием»:

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?..» (см. Луки 6:46-49).

И если, вопреки Иисусу, какие-то люди начинают высчитывать это время, то разве они могут считаться в глазах Христа и Бога «мудрыми, очищенными, убеленными и переплавленными»? Учитывая всё это, становится ясно, что именно беззаконное вычисление срока Царства и беззаконное провозглашение якобы наступившего Дня Господа являются главными причинами того, что в целом Свидетели Иеговы «не разумеют» пророчество Даниила о последнем «царе северном» и о «времени конца». Как это ни печально, но в этом контексте такие люди не могут с чистой совестью думать, что являются в глаза Бога праведными, мудрыми или испытанными.

«И не уразумеет сего никто из нечестивых…» Почему?

Тем не менее, будут те, кто не уразумеет глобальные пророчества даже в грядущее «время конца». Почему же никто из нечестивых не сможет их понять? Интересную часть ответа на этот вопрос можно найти в том, как описывает гибель нечестивых апостол Павел:

Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших… (2е Фессалоникийцам 1:6-9)

Павел явно указывает признаки нечестивых. Во-первых, они будут оскорблять настоящих служителей Бога.

Во-вторых, они не покорятся , которая будет звучать с уст этих святых в подлинное «время конца», то есть тогда, когда будет исполняться и пророчество Даниила. Следовательно, не принимая их весть, нечестивые не поймут и само пророчество о последнем «царе северном», который появится только в то время.

В-третьих, и это самое страшное, к тому времени нечестивые так и «не познают Бога» как личность. В самом деле, если человек не знает Бога, то как он может понять Его слова? Это еще труднее, если такой человек нечестивый. Разве может понять пророчества от чистого Бога человек, который нечист своим умом? Никак не может.

Например, двум читателям дали одинаковый текст, в котором была написана искренняя хвала Свидетелям Иеговы. Первому сказали, что этот текст написал человек, долгие годы верой и правдой служивший Свидетелем Иеговы. Но второму читателю сказали, что этот текст написал лютый враг Свидетелей, который оскорбляет, унижает и критикует их за дело и без дела. Как отреагирует на одинаковый текст каждый из читателей? Если первый сможет поверить в искренность написанного, то второму читателю будет тяжелее сделать это. Скорее всего, искренняя хвала покажется ему саркастической насмешкой, которую написал злой недоброжелатель.

Как видно, даже по-человеческому рассуждению это легко объяснимо. Как может понять честного человека тот, кто всю свою жизнь жил по принципу «все лгут; не солжёшь, не проживёшь» ? Конечно, никак! Лживый человек никогда не поверит честному. Он будет считать честного наивным глупцом или слишком хитрым. В каждом слове честного человека закоренелый лжец будет подозревать подвох и злой умысел, как написано:

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Титу 1:15,16).

Лукавый ум, наполненный нечестием и коварством, неспособен принять за истину простые слова чистого, любящего и честного Бога. Лукавому человеку просто не помещается в уме, что Бог может быть великим и одновременно простым и доступным (ср. Иоанн 15:15). Такой человек не понимает, что Иегова не делает западни для честных и искренних, Он всегда открыт для взаимодействия с ними (Псалом 16:26-28). Для праведных Его слово всегда искренно и лишено лукавства, все глубокие истины оказываются для них гениально простыми в своем величии.

Как говорится, если хочешь хорошо спрятать вещь, положи её на самом видном и доступном месте. И ведь Бог так и поступил с пророчествами. Поэтому они просты и понятны для Его вдумчивых служителей. Если бы это было не так, то был бы бессмысленным и призыв апостола Петра обращаться к пророчествам как “светильнику, сияющему в темном месте” (2е Петра 1:19). Всякий светильник всегда ставят только на месте, которое видно для всех. Само сравнение пророчеств со светильником показывает, что в них нет ничего чрезмерно утаённого. И верный человек “разумеет” мотивы и слова Бога, ведь знает образ Его мышления и образ действия.

Лукавый же ум всегда будет искать какой-то подвох, какой-то невероятно потайной смысл даже в самых простых истинах, понимание которых лежит просто на поверхности. Еще, сознательная нечестность всегда взаимосвязана с эгоизмом , поэтому лукавый человек не будет искать в Божьем замысле глобальной справедливости, но только «исполнения» каких-то своих, местечковых человеческих интересов. Эгоисту непонятны желание и готовность Бога идти на жертвы ради чего-то. Вот почему нечестивые названы «не познавшими Бога». Если Он и присутствует в их жизни, то только номинально, безжизненно, и поэтому они упорствуют в глупейших ошибках, которые не выдерживают проверку временем и(или) контекстом Библии. Как и во все времена, в будущее «время конца», когда Бог в последний раз «заговорит» к миру через Своих «избранных святых», непонимание лукавыми людьми Божьих пророчеств будет прямо взаимосвязано с их нечестностью и несправедливостью. Естественно, разве сможет узнать голос настоящих Божьих служителей тот, кто не узнал Бога, как личность?

Именно поэтому (как это уже происходит с преждевременными и ошибочными толкованиями Общества Сторожевой Башни), люди, пытающиеся использовать Библию для продвижения человеческих учений и замыслов, рано или поздно начинают выглядеть глупо или даже обманщиками…

В связи с этим настоящие служители Бога должны относится к Слову Бога с особым вниманием, чтобы не согрешать. Только тот, кто любит высшую справедливость, может понять справедливого Бога и Его справедливый пророческий замысел. Будем же и дальше искренне искать только Божьего, чтобы обрести правильное понимание для спасения. Ведь «Он недалеко от каждого из нас» (Деяния 17:27).

Из книги «Сокровищница Давида»

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2).

Псалтырь, так же как знаменитая Нагорная проповедь, начинается благословением. Слово «блажен» на иврите очень выразительное. В оригинале оно стоит во множественном числе, и до сих пор не ясно, является ли оно прилагательным или существительным. Таким образом, мы видим, что на человека, оправданного Богом, снисходит много благословений, и он наслаждается совершенным и вечным блаженством. Это слово можно было бы перевести как «о, блаженства!» Мы вполне можем считать эту фразу торжествующим восклицанием благословенного праведника. Пусть подобное благословение снизойдёт и на нас!

Мы видим, что благочестивый муж описан здесь как через отрицание (ст. 1), так и через утверждение (ст.2). Он тот, кто «не ходит на совет нечестивых». Он предпочёл более мудрого Советчика и ходит в законе Господа Бога своего. Для него пути благочестия – пути мира и наслаждения. Стопы его направляются Словом Божьим, а не лукавством и коварными замыслами безбожников. Когда поведение человека круто меняется и он перестаёт поступать безбожно – это вернейший знак действенного присутствия благодати в его сердце. Далее заметьте, что благочестивый муж «не стоит на пути грешных». Он предпочитает более изысканное общество. Сам будучи грешником, он, тем не менее, был очищен кровию Христа, оживотворён Святым Духом и обновлён сердцем. Находясь по великой милости Божьей в собрании праведных, он не допускал и мысли о присоединении к воинству нечестивых. Также сказано: «…не сидит в собрании развратителей». Он не находит никакой отрады в глумлении безбожников. Пусть другие смеются над грехом, вечностью, адом, раем и извечным Богом – человек Божий усвоил более совершенную философию, чем философия безбожников, и ощущает присутствие Божье слишком явственно, чтобы сносить богохульство нечестивцев. Собрание развратителей может состоять из знатных людей, которые, однако, заседают у самых врат ада. Лучше убежать с этого собрания прочь, потому что оно вскоре всё равно опустеет, а все принимавшие в нём участие – погибнут. Обратите внимание на развитие мысли в первом стихе:

который не ходит на совет нечестивых

и не стоит на пути грешных

и не сидит в собрании развратителей

Когда люди живут в грехе, они катятся по наклонной плоскости. Вначале они лишь ходят на совет нечестивых, забывающих Бога. Здесь зло совершается ими скорее разово, чем по привычке, но затем, привыкнув ко злу, они встают на путь грешных, сознательно нарушающих заповеди Божьи. Если их не остановить, они сделают следующий шаг и сами станут лжеучителями и обольстителями душ и будут сидеть в собрании развратителей. Теперь они злодеи с учёной степенью – истинные доктора адских наук и почитаемые специалисты в области сатанинского обольщения. Что же касается праведника, то человек, которому принадлежат все благословения Божьи, не может сообщаться с подобными нечестивцами. Он не оскверняется прикосновением к этим прокажённым, он удаляется от зла как от запачканной одежды. Он выходит из среды нечестивых, выходит со Христом за стан, неся Его поругание. О, если бы и мы, по благодати Божьей, были удалены от грешников!