Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Бажов малахитовая шкатулка читать краткое содержание. «Малахитовая шкатулка

Малахитовая шкатулка

Микропересказ: Девушка получает в наследство от отца малахитовую шкатулку. Драгоценности в шкатулке оказываются волшебными, они превращают девушку в ещё одну Хозяйку Медной Горы.

Это произведение входит в цикл «Сказы »

После смерти мужа у Настасьи осталась шкатулка, сделанная из малахита, которую подарила им на свадьбу Хозяйка Медной горы.

Настасья - вдова, муж которой был влюблён в Хозяйку Медной горы и умер от тоски по ней.

В этой шкатулке хранилось много женских украшений. Ещё при жизни мужа Настасья несколько раз надевала их, но ходить в них не смогла: и жмут они, и давят. Тогда сняла она их и спрятала в дальний угол сундука. Многие хотели купить шкатулку, большие деньги предлагали, но Настасья отказывалась - время не пришло.

Было у Настасьи трое детей: два сына и маленькая дочь Танюшка .

Танюшка - дочь Настасьи, темноволосая и зеленоглазая, на родителей не похожа.

Темноволосая и зеленоглазая девочка, как подкидыш, ни на кого из семьи не была похожа.

В кого только зародилась! Сама чёрненька да басенька, и глазки зелёненьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит.

Очень она отца любила, плакала часто. Чтобы её утешить, мать дала ей со шкатулкой поиграть. Примерила девочка украшения, а они как будто для неё изготовлены - так ей от них тепло.

Выросла Танюшка , часто стала сама доставать шкатулку и любоваться украшениями. Однажды, когда Настасья в очередной раз отлучилась, надела на себя Танюшка каменья, любуется, а в это время в избу забрался вор. Глянул он на украшения, и словно ослепило его что-то, а девочка успела сбежать.

Рассказала Танюшка об этом матери, та поняла, что вор за шкатулкой приходил, и тайком от детей зарыла её под печью. Только шкатулка Танюшке сама показалась - засияла ярким светом из-под пола. С тех пор девочка тайком с украшениями играла.

Несколько следующих лет Настасье тяжело жилось, но она выдержала, шкатулку не продала. А потом сыновья подрабатывать начали, и Танюшка научилась вышивать шёлком и бисером. Вышло это случайно. Зашла к ним однажды странница, попросилась пожить, а в благодарность научила девушку узорам диковинным.

Танюшка к страннице потянулась, как к родной матери, и рассказала ей про шкатулку. Странница попросила её каменья на себя надеть, а потом показала ей красивую, зеленоглазую девушку точно в таких же украшениях. Стояла эта зеленоглазая в отделанной малахитом комнате, а рядом с ней какой-то белобрысенький вертелся. Странница объяснила, что это - комната в царском дворце, малахит для которой Танюшкин отец добывал.

В тот же день странница собралась уходить. На прощание она оставила Танюшке шёлковых ниток и пуговицу стеклянную. Ничего в той пуговице ценного не было, а всмотрится в неё девушка, и перед ней любой узор вырисовывается. Очень это помогало Танюшке в её работе. Лучшей мастерицей в округе стала. Парни вокруг Танюшиного дома все тропинки истоптали, но она ни на кого не смотрела.

Танюшкино рукоделье на моду пошло. Не то что в заводе аль в нашем городе, по другим местам про него узнали, заказы посылают и деньги платят немалые. Доброму мужику впору столько-то заробить.

Тут-то беда их и настигла. Случился как-то пожар, сгорела Настасьина изба дотла, только шкатулка и уцелела. Пришлось её продать жене нового управляющего заводом. Женщина эта была любовницей молодого барина - сына владельца всех окрестных рудников. Старый барин перед смертью решил выгодно женить сына, а любовницу его выдал замуж за иностранца, бывшего учителя музыки, и отправил его управляющим на дальний завод.

По-русски управляющий хорошо выговаривал только одно слово - «пароть», за что и прозвали его Паротей , но человек был неплохой, зря не наказывал.

Паротя - управляющий заводом, иностранец, плохо говорит по-русски.

Украшения жене управляющего не подошли - и давят, и жмут, и колятся. Местные мастера отказались украшения исправлять - «на одного кого тот мастер подгоняет, другому не подойдёт, что хошь делай». Тем временем помер старый барин. Его сын, не успевший жениться, сразу же отправился к любовнице.

А Паротя между тем успел увидеть Татьяну , запал на неё и заказал ей вышить золотом её же собственный портрет. Танюшка согласилась, но сказала, что изобразит не себя, а другую девушку - «зеленоглазую», которая ей в пуговице узоры показывала. Посмотрел Паротя на портрет и изумился: это же вылитая Танюшка , только в иноземном платье. Портрет этот Паротя показал молодому барину и рассказал ему о малахитовой шкатулке.

Он, слышь-ко, малоумненький был, мотоватый. Однем словом, наследник. К камням-то сильное пристрастие имел. Щегольнуть ему было нечем, - как говорится, ни росту, ни голосу, - так хоть каменьями.

Шкатулку барин перекупил, потом вызвал к себе Танюшку . Та сразу узнала в нём того белобрысенького, который возле зеленоглазой вертелся, а барин покой потерял, даже выйти за него замуж предложил. Девушка вроде согласилась, но условие поставила. Пусть барин ей царицу покажет и малахитовую комнату, для которой отец камень добывал.

В назначенное время приехала Танюша во дворец, а её никто не встретил. Барин увидел её в платке и деревенской шубке и за колонну спрятался. Тогда она сама во дворец вошла и шубу сняла. А на ней платье краше, чем у самой царицы, и украшения из малахитовой шкатулки, которую она у барина на временное пользование взяла, переливаются. Все её красотой залюбовались.

Тут барин к ней подскочил и своей невестой назвал. Девушка его остановила и велела вести в малахитовую комнату. Барин испугался: что царица скажет на такое своеволие. Но Танюшка и слушать его не стала, сама эту комнату нашла, к стене малахитовой подошла. Тут и царица явилась, требовать стала, чтобы ей невесту барина показали.

Обидно Танюшке стало, что жених её царице показывать собирался, а не наоборот, отказала ему. Потом прижалась Танюшка к малахитовой стене и исчезла. Остались от неё только драгоценные камни и стеклянная пуговица. Камни барин собрать не смог - они у него в руках каплями растеклись. А в пуговице увидел барин зеленоглазую и «последний умишко потерял».

С тех пор никто Танюшку не видел. Только люди поговаривать стали, что у горы теперь две хозяйки в одинаковых платьях появляться стали.

Пожалуй, один из самых "сказочных" и волшебных русских писателей - П.П. Бажов. "Малахитовая шкатулка" - книга, которую знают все: от совсем маленьких детей до серьезных исследователей-литературоведов. И неудивительно, ведь там есть все: от увлекательного сюжета и тонко прописанных образов до ненавязчивой морали и множества аллюзий и реминисценций.

Биография

Русский известный фольклорист, человек, одним из первых обработавший уральские сказы - все это Павел Петрович Бажов. "Малахитовая шкатулка" как раз и явилась результатом этой литературной обработки. Он родился в 1879 году в Полевском, в семье горного мастера. Окончил заводскую школу, обучался в семинарии, был учителем русского языка, путешествовал по Уралу. Эти поездки имели целью сбор фольклора, который впоследствии составит основу всех его произведений. Бажова называлась "Уральские были" и была опубликована в 1924 году. Примерно тогда же писатель устроился на работу в "Крестьянскую газету" и начал публиковаться во множестве журналов. В 1936 году в журнале был напечатан сказ "Девка Азовка", подписанный фамилией "Бажов". "Малахитовая шкатулка" впервые увидела свет в 1939 году и впоследствии несколько раз переиздавалась, постоянно пополняясь новыми сказами. В 1950 году скончался писатель П.П. Бажов.

"Малахитовая шкатулка": поэтика заглавия

Необычный заголовок произведения объясняется довольно просто: ларец из прекрасного уральского камня, наполненный чудесными украшениями из самоцветов, дарит своей возлюбленной Настеньке центральный персонаж сказа, рудобой Степан. Он, в свою очередь, получает эту шкатулку не от кого-нибудь, а от Хозяйки Медной горы. Какой же скрытый смысл таится в этом подарке? Ларчик, тонко сработанный из зеленого камня, бережно передающийся из поколения в поколение, символизирует упорный труд горняков, тонкое мастерство гранильщиков и камнерезов. Простые люди, мастера горного дела, рабочие - именно их делает своими героями Бажов. "Малахитовая шкатулка" названа так еще и потому, что каждый сказ писателя напоминает тонко ограненный, переливающийся, сияющий драгоценный камушек.

П.П. Бажов, "Малахитовая шкатулка": краткое содержание

После смерти Степана ларчик продолжает храниться у Настасьи, однако женщина не спешит щеголять в подаренных украшениях, чувствуя, что они предназначенные не ей. Зато ее младшая дочка, Танюша, прикипает к содержимому шкатулки всей душой: украшения словно сработаны специально для нее. Девушка взрослеет и зарабатывает на жизнь вышивкой бисером и шелком. Слух о ее искусстве и красоте идет далеко за пределы родных мест: сам барин Турчанинов хочет жениться на Тане. Девушка соглашается при условии, что он отвезет ее в Петербург и покажет малахитовую палату, находящуюся во дворце. Оказавшись там, Танюша прислоняется к стене и бесследно исчезает. Образ девушки в тексте становится одной из персонификаций Хозяйки Медной горы, архетипичной хранительницы драгоценных пород и камней.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Басня Крылова "Ларчик" - самое загадочное произведение русского баснописца
  • Павел Бажов, "Малахитовая шкатулка": краткое содержание
  • Литературный самоцвет Урала - "Малахитовая шкатулка", краткое содержание
  • "Уральские сказы" Бажова: краткое содержание "Серебряное копытце"

Эта история является продолжением событий, описанных П.П. Бажовым в сказе «Медной горы хозяйка».

После смерти Степана малахитовая шкатулка, которую подарила Хозяйка Медной горы, осталась у Настасьи. Она не привыкла к роскошным украшениям, потому что была сиротой. Но, когда жили со Степаном, она надевала подарок. А носить не могла. Казалось бы, все ей впору. Но серьги так мочки оттянули, что они распухли. От кольца палец синел, как будто закованный. Бусы один раз только и примерила. Шею словно льдом обложили.

После смерти мужа показала Настасья шкатулку знающему человеку, и тот сказал, что вещи эти больших денег стоят. Степан семью хорошо обеспечил, поэтому шкатулку Настасья продавать не стала, на черный день оставила. А желающих купить ту шкатулку много было. Да все обмануть хотели, цену настоящую не давали. Кто сто, кто двести рублей предлагает. Да Настасья помнила слова знающего человека. Всем отказывала.

Была у нее и еще одна причина не продавать шкатулку. Родилось у Степана с Настасьей трое детей. Двое старших сыновей обычные дети, а младшая дочь Танюшка ни на мать, ни на отца не походила. Словно подменил кто. Очень сильно дочь по отцу плакала после его смерти. Мать и дала ей шкатулку поиграть. Та увлеклась. С тех пор, чтобы занять дочь или отвлечь, Настасья часто ей давала поиграть «тятиной памяткой». Очень Танюшка просила не продавать шкатулку. Сама работать собиралась, только бы память об отце сохранить.

С тех пор Танюшка часто играла со шкатулкой. Сделает все по дому, достанет украшения и примеряет на себя. Да еще и говорит, как будто от каждой вещи теплом веет. Однажды, когда Настасьи с сыновьями дома не было, к ним вор пробрался. Танюшка как всегда дома прибрала, достала шкатулку, украшения на себя надела. Тут вор и вошел в комнату, в руках топор держит. Танюшка к нему повернулась. А он вдруг за глаза схватился да как закричит, что ослеп. Соседям, которых девочка, выпрыгнув в окно, позвала на помощь, человек объяснил, что хотел милостыню попросить, да с глазами что-то случилось, как будто солнцем их обожгло.

Узнав об этом случае, Настасья решила шкатулку спрятать. Спустилась в погреб да там в уголке ее и закопала. Танюшка как-то решила с украшениями поиграть, а в сундуке их не нашла. Расстроилась. Вдруг теплом ее опахнуло, видит, свет из-под полу льется. Так она и нашла шкатулку. Доставать ее из погреба не стала. Там и играла с ней. А Настасья думает, что хорошо спрятала Степанову памятку. Никто найти не может.

Родные все приставали к ней, чтобы продала шкатулку. Жилось им нелегко. Одной женщине трудно хозяйство поднимать. Но Настасья держалась. Когда сыновья подросли, стало легче. Да и Танюшка своим рукодельем очень хорошо семье помогала. Она научилась шелком и бисером шить. О продаже вообще речи больше не заводилось.

А искусству своему девочка случайно выучилась. Зашла как-то в дом к Настасье странница. Попросилась переночевать. Показала работы свои, шелком и бисером шитые. Танюшке очень эти вещи понравились. Странница и предложила выучить ее своему мастерству. Настасья сначала отказалась, так как денег на шелк и бисер в семье не было. Но женщина сказала, что на первое время Танюшку всем обеспечит. А там она сама заработает. Мать и согласилась.

И странное дело – Танюшка-то и к своим неласковая была, словно чужая, а к страннице ластится. Настасья даже обижалась. Однажды, когда дома никого не было, Танюшка рассказала женщине про подарок отца. Та попросила показать ей шкатулку. Спустились в погреб. Танюшка шкатулку достала. А странница просит украшения надеть. Девочка так и сделала. Женщина кое-где подправила, а потом и говорит, чтобы Танюшка на нее не оглядывалась, а вперед смотрела и примечала, что будет.

Смотрит Танюшка, а перед ней комната красивая, каких она никогда не видела. Там стоит красавица, как в сказке рассказывают: волосы черные, глаза зеленые, вся в драгоценностях, платье из зеленого бархата. Рядом с красавицей мужчина какой-то, на зайца очень похожий. Смотрит Танюшка, а украшения на девушке из отцовой шкатулки. Она об этом страннице-то и сказала. А та улыбается и говорит, что не доглядела Танюшка. Но потом все поймет. А про комнату сказала, что это царский дворец, а стены и потолок в комнате украшены малахитом, который отец Танюшки добыл.

В этот же день странница собралась в дорогу. Танюшке на память оставила она пуговку и наказала, если возникнут вопросы по работе, смотреть в нее. Там ей и ответ будет. С тех пор и стала Танюшка мастерицей. О ее работах далеко молва пошла. Многие ей заказы делали. Зарабатывала она побольше иного мужика. Но тут беда приключилась. Ночью случился пожар. Только и успели сами выскочить. Но шкатулку все же вынесли.

Туго пришлось Настасье с детьми. Решила она шкатулку продать. Танюшка в пуговку посмотрела. А там девушка ей головой кивает, чтобы соглашалась. Налетели покупатели, но цену низкую дают. Настасья запросила две тысячи рублей. Никто таких денег не дает. А в Полевую новый приказчик приехал, которого народ прозвал Паротей. Жена у него была возлюбленной барина, хозяина рудников. Замуж за Паротю пошла только потому, что старый барин ей денег в приданое дал.

Прослышала она про шкатулку и купила ее у Настасьи. Но носить украшения не смогла, потому что они так же, как и Настасье, не по ней пришлись. Она возила их мастерам, чтобы те кольцо растянули. Но никто не взялся. Все узнавали мастеров Хозяйки Медной горы.

Старый барин вскоре умер. А молодой решил приехать на рудники, чтобы денег выжать. Он в Петербурге отцово наследство промотал. Да и возлюбленную он хотел вернуть. Паротя узнал об этом, стал пить сильно. Однажды он от рабочих услышал про Танюшку и ее мастерство. Пришел он к ней, как увидел, остолбенел от красоты ее. И заказал Паротя Танюшке портрет ее. Но та сказала, что свой делать не станет. А есть у нее на примете женщина, похожая на нее. А сама в пуговку смотрит.

Когда портрет был готов, Паротя очень удивился. Ведь на нем была именно Танюшка. Весной в Полевую приехал молодой барин. В хозяйском доме устроили праздник. Паротя выпил сильно и сказал барину и своей жене, что как только они уедут, он женится на красавице, какой свет не видывал. И портрет Танюшки показал. Барин как увидел девушку, так сразу же стал расспрашивать, кто такая. Узнал он и про шкатулку. Выкупил ее у жены приказчика.

Пригласил барин Турчанинов Танюшку и попросил ее надеть украшения. Он был поражен красотой девушки и предложил выйти за него замуж. Танюшка подумала и согласилась при условии, что тот покажет ей царицу в комнате, обделанной малахитом «тятиной добычи». Турчанинов на все был согласен. Он предложил девушке поехать с ним в Петербург немедленно. Но она отказалась, сказав, что сама приедет к покрову.

В Петербурге очень быстро распространился слух о драгоценностях Турчанинова из шкатулки и о его невесте. Дошел он до самой царицы. Приказала она показать ей девушку. Турчанинов тут же сообщил Танюшке день встречи, назначенный царицей. Танюшка наказала барину встретить ее у крыльца.

В этот день у дворца собралось много народу. Все хотели посмотреть на турчаниновскую невесту. А Танюшка в своей бедной шубке шла ко дворцу пешком. Барин увидел ее и постеснялся у крыльца встретить, в толпе спрятался. Лакеи у дверей не хотели пускать Танюшку, пока она не сняла шубу. А под ней платье богатое, у царицы такого нет. Увидел Турчанинов это, подбежал к девушке. А та сердито на него посмотрела и упрекнула в том, что он ее обманул, у крыльца не встретил.

Вошли во дворец, в комнату, где царица встречу назначила. Танюшка смотрит, а комната не та, что она видела в видении. Рассердилась она на барина еще больше и пошла сама в малахитовую палату. Все, кто был во дворце, пошли за ней. Очень им было любопытно посмотреть, что будет. Да и красавицы такой они не видывали. Царица вышла в комнату, где назначила. А там никого нет. Узнала она, что невеста Турчанинова за собой всех увела. Рассердилась царица, вошла в малахитовую палату и приказывает показать ей своевольницу.

Танюшка, как услышала такие слова, совсем рассердилась на барина. Говорит ему, что это она царицу ей показать велела, а он наоборот, ее царице показывает. Прислонилась она к стене малахитовой и растаяла. Только камни на стене сверкают. Да пуговка на полу валяется. Схватил Турчанинов ту пуговку, а там Танюшка смеется и говорит, что не ему, полоумному зайцу, ее взять.

С тех пор про Танюшку ничего не слыхали. Лишь только люди стали замечать, что Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девушек в одинаковых платьях видели.


Вдова Степана Настасья осталась с тремя детьми. Два мальчика были похожи на родителей, а девочка Танюшка ни на одного из них. Танюша была красавица, черная и с зелеными глазами, характер у нее тоже был особенный: ни подруг, ни женихов не было

Старшие сыновья уже могут помогать матери, а Танюшка еще слишком мала для этого. Как ни было трудно Настасье, малахитовую шкатулку она не продавала. Танюшка особенно тянулась к этой отцовской памяти и просила мать ее не продавать. Она любила играть с драгоценностями и они ей очень шли, в отличие от матери.

Испугавшись, что дело может кончиться тем, что шкатулку выкрадут, Настасья прячет ее от дочери. Но та находит материнский тайник и продолжает втайне примерять украшения, уверяя, что камни несут ей добро. За этим занятием ее и застает нищая побирушка, зашедшая в избу водички попросить. Утолив жажду, нищенка решает задержаться на некоторое время в гостеприимном доме, в качестве платы за постой обещая научить Танюшку вышивать дивные гобелены шелком и бисером. Слово свое она сдержала и даже снабдила свою ученицу необходимыми для работы материалами. Вскоре странница отправилась дальше, оставив на память Танюшке ценный артефакт – пуговку, посредством которой могла общаться с нею.

Теперь семья не бедствовала, рукоделие приносило доход, но вскоре у них сгорело все имущество. И Настасья решает продать шкатулку. Шкатулку покупает местный приказчик Паротя, точнее, его жена и бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Но и приказчиковой жене украшения оказались не по размеру. Между тем Турчанинов увидев покупку своей бывшей возлюбленной и захотел поговорить с прежней владелицей. Увидев Танюшку он предложил ей руку и сердце. В качестве доказательства своей порядочности он преподносит ей в подарок выкупленные у бывшей любовницы украшения.

Девушка согласилась подумать в ответ на исполнение ее желания: увидеть царицу в той палате, в которой добытый ее отцом малахит есть. Турчанинов соглашается и отправляется в столицу, чтобы подготовить все к ее визиту.

В Петербурге он рассказывал всем, что скоро женится на ослепительной красавице и приглашает девушку в Петербург. Договорившись, что жених встретит ее на ступенях дворца, Татьяна надела все драгоценности из шкатулки и отправилась на встречу. Чтобы прохожие не ослепли от блеска самоцветов, она их прикрыла старенькой шубкой. Барин, увидев Танюшку во дворце в бедной шубке, застыдился и сбежал.

Танюшка же легко проникла на территорию дворца, предъявив в качестве пропуска охранникам свои украшения. Сдав шубку челяди, она направилась в малахитовые палаты, но там ее никто не ждал, так как императрица назначила аудиенцию в другом зале. Поняв, что жених ее нагло обманул, она шагнула в ближайшую малахитовую колонну и растворилась в ней.

Турчанинов остался и без невесты, и без содержимого малахитовой шкатулки: украшения хоть и не вошли в камень вслед за Танюшкой, оставшись на поверхности, но собрать их не получилось.

Как почти все сказы Бажова, «Малахитовая шкатулка» представляет собой «предание гор Уральских». Она входит в одноименный сборник вместе с такими известными произведениями, как: «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», «Золотой волос», «Серебряное копытце» и проч.

Сказ «Малахитовая шкатулка» является продолжением рассказа «Медной горы хозяйка», так как в нем речь идет о дочери Степана и Настасьи - Танюшке. создавались в 1936-1938 годах, и позже были объединены ним в сборник «Малахитовая шкатулка». Сквозным персонажем во всех рассказах сборника выступает сама Хозяйка. Причем во многих рассказах она сама и не появляется, а действует опосредованно. Сам рассказ не очень большой, но мы постараемся еще больше сократить его, предоставив вашему вниманию краткий пересказ.

«Малахитовая шкатулка»

Бажов не сразу дал рассказу такое название, сначала он назывался «Тятино подаренье», но перед самым выходом его в печать автор решил поменять название. Как мы можем судить сейчас, оно оказалось на редкость удачным. Но это не совсем относится к теме нашего разговора, мы же обещали вам пересказать то, что написал Павел Петрович Бажов. «Малахитовая шкатулка» (краткое содержание сказа мы изложим ниже) повествует нам о событиях, которые развиваются через несколько лет после приключений героев, описанных в сказе «Медной горы хозяйка».

Удачной семейной жизни у Степана с Настасьей не получилось - она овдовела, оставшись с двумя детьми. Старшие сыновья уже могут помогать матери, а Танюшка еще слишком мала для этого. Чтобы занять дочь, Настасья дает ей поиграться своим свадебным подарком от самой Хозяйки в конце предыдущего сказа - развитие чудесных событий и решил продолжить Бажов. «Малахитовая шкатулка», краткое содержание которой вы сейчас читаете, не зря носит такое название. Она полна ювелирных изделий, сработанных горными мастерами из местных самоцветов. Настасье эти украшения не подошли: стоило ей вдеть в уши серьги, нанизать кольца и украсить себя ожерельем, как дело заканчивалось тем, что мочки начинали опухать, пальцы отекали, а шею охватывал тяжелый и холодный ошейник.

Вот и дала она по доброте душевной маленькой Танюшке поиграть с драгоценностями. Девчушка пришла в полный восторг! Моментально сообразив, что кольца предназначены для пальцев, а серьги положено вдевать в уши, она начала примерять на себя гарнитуры, глядя на которые императрицам впору было почувствовать себя нищенками.

Испугавшись, что дело может кончиться тем, что шкатулку выкрадут, Настасья прячет ее от дочери. Но та находит материнский тайник и продолжает втайне примерять украшения, уверяя, что камни несут ей добро. За этим занятием ее и застает нищая побирушка, зашедшая в избу водички попросить. Утолив жажду, нищенка решает задержаться на некоторое время в гостеприимном доме, в качестве платы за постой обещая научить Танюшку вышивать дивные гобелены шелком и бисером. Слово свое она сдержала и даже снабдила свою ученицу необходимыми для работы материалами. Вскоре странница отправилась дальше, оставив на память Танюшке ценный артефакт - пуговку, посредством которой могла общаться с нею. Этот прием позаимствовал из старинных русских сказок Бажов.

«Малахитовая шкатулка»: краткое содержание. Развитие событий

Семья бедствовать перестала, так как рукоделие приносило неплохой доход, но тут судьба наносит семейству очередной удар - пожар. Сгорело все, нажитое непосильным трудом. Чтобы выжить, Настасья принимает решение продать шкатулку, и покупатель находится моментально. Им оказывается местный приказчик Паротя, точнее, его жена и бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Но и приказчиковой жене украшения оказались не по размеру.

Между тем Турчанинов, решив осмотреть свое уральское имущество, покинул Петербург и появился в Полевой. Посмотрел приобретение своей бывшей возлюбленной и захотел поговорить с прежней владелицей. Увидев Танюшку, он моментально воспылал высокими чувствами и, не сходя с места, предложил ей свою руку, сердце и состояние. В качестве доказательства своей порядочности он преподносит ей в подарок выкупленные у бывшей любовницы украшения.

Танюшка не отказала напрямую, но поставила условие, что ответ даст после того, как ее познакомят с императрицей. Причем церемония знакомства должна произойти в палатах, украшенных малахитом, который добыл покойный Степан, а пока она считает себя условной невестой и временной хранительницей содержимого шкатулки. Несколько опешив от таких требований, Турчанинов соглашается и отправляется в столицу, чтобы подготовить все к визиту невесты.

Бажов «Малахитовая шкатулка»: краткое содержание - окончание

В Петербурге он начал хвастаться тем, что скоро женится на ослепительной красавице. Такая новость взволновала весь столичный бомонд, и сама императрица пожелала увидеть это уральское чудо красоты. Турчанинов моментально извещает Танюшку о том, что она должна прибыть в Петербург. Договорившись, что жених встретит ее на ступенях дворца, Татьяна Степановна надела на себя все драгоценности из шкатулки и пешочком отправилась на встречу. Чтобы прохожие не ослепли от блеска самоцветов, она их прикрыла старенькой шубкой. Завидев столь скромно одетую невесту, жених со стыда готов был провалиться сквозь мраморный пол, и позорно ретировался с места встречи. Танюшка же легко проникла на территорию дворца, предъявив в качестве пропуска охранникам свои украшения. Сдав шубку челяди, она направилась в малахитовые палаты, но там ее никто не ждал, так как императрица назначила аудиенцию в другом зале. Поняв, что жених ее нагло обманул, она высказала ему все, что думает, а потом шагнула в ближайшую малахитовую колонну и растворилась в ней. Турчанинов остался не только без невесты, но и без содержимого малахитовой шкатулки: украшения хоть и не вошли в камень вслед за Танюшкой, оставшись на поверхности, но собрать их не получилось. А на Урале с тех пор стали являться народу две Хозяйки...