Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Резьба по дереву разделочные доски. Мастер по дереву, разделочные доски своими руками

  1. Выбор материала
  2. Изготовление из цельного материала: спил дерева, широкая доска или лист фанеры
  3. Шаг 1: дизайн
  4. Шаг 2: подготовка инструментов
  5. Шаг 3: обработка деревянной заготовки
  6. Шаг 4: детали
  7. Шаг 5: защита
  8. Как сделать доску из фрагментов
  9. Еще идеи

Разделочная доска должна быть чистой и прочной. Она может выполнять 2 функции: быть декоративным аксессуаром, служить прибором для приготовления пищи.

Создание кухонной доски - творческий процесс, не имеющий четкого алгоритма.

Какой может быть доска для разделки продуктов

Технический состав должен быть без токсичных примесей.

Группы скрепляют струбцинами, выравнивают рейками в верхней и нижней плоскостях (см. фото).

Когда клей высохнет, групповые заготовки шлифуют и обстругивают для придания ровности.

Разделение большой доски на узкие фрагменты позволяет обрабатывать заготовки на станках. Ориентируются на ширину рабочих зон оборудования для строгания.

Обработанные групповые заготовки выравнивают по толщине, склеивают, смазывая боковые торцы клеем, закрепляют конструкцию струбцинами.

Шаг 5: подрезка и окончательная шлифовка

Когда клей высохнет, доску подрезают до нужных размеров, еще раз зашлифовывают поверхность. Углы можно закруглить фрезером.

По периметру доски вырезают небольшую канавку. Там будет скапливаться сок, образующийся при разрезании продуктов.

Шаг 6: обработка маслом

Готовое изделие обрабатывают маслом.

Аналогичным способом делают доску из фрагментов любой формы.

Еще идеи

Для досок можно использовать коряги, необычные фрагменты древесины. Иногда четких форм избегают, обходятся шлифовкой и пропиткой изделия защитным маслом.

В готовой доске можно прорезать отверстие для удаления обрезков, зашлифовать срез, прикрепить к дощечке ножки и прочее.

Уход

Доски из дерева впитывают запахи, накапливают бактерий. Чтобы этого не происходило, следует проводить шлифовку, пропитывать изделие маслом минимум 3 раза в год. Срок службы доски увеличится.

Сегодня все больше людей склоняются к тому, чтобы возводить загородные дома и дачи из дерева. И несмотря на то что эти строения мало похожи на свою прародительницу — избу, многие хозяева, как и в старину, украшают их резьбой, делая постройки уникальными

Каждый из нас не раз слышал о построенных без единого гвоздя церквях, находящихся сейчас в Музеях деревянного зодчества, например в Кижах или Малых Карелах. Эти объекты по праву называют шедеврами деревянной архитектуры. Однако мало кто задумывался о том, что подобного эпитета заслуживает и всем нам хорошо знакомая русская изба. Да-да, не удивляйтесь. Самая обычная изба - такое же архитектурное чудо, как и упомянутые памятники, разве что меньшего размера. Чтобы понять, почему это так, давайте познакомимся с ее конструкцией подробнее.

Без единого гвоздя

Срубить избу - дело не из легких. Ведь это не просто четыре стены, накрытые крышей, а хитроумнейшая и очень функциональная деревянная конструкция, от подклета до конька собранная без единого гвоздя. Так что поставить избу способен был далеко не каждый - лишь хороший, опытный плотник. И необходимо ему для этого было всего три инструмента: топор, скобель и долото. Пилу мастера не употребляли, поскольку она перерезает волокна дерева, а не приминает их, как топор, что снижает поглощение влаги древесиной.


1
2 3
4

1-4. Традиция украшать передний, а нередко и задний конец конька крыши скульптурной резьбой в виде головы коня, птицы и даже оленя с настоящими рогами с исчезновением охлопа не умерла. Правда, теперь резную деревянную фигуру крепят не к охлопу, а к стропилам или специальному гребню на кровле.

5
6

7

5-7. По традиции русского деревянного зодчества ветровые доски-причелины в современном коттедже делают резными и состоящими из нескольких расположенных одна над другой, как слоеный пирог, досок. А вот правило прикрывать стык двух причелин нарядным кружевным полотенцем почти никто не соблюдает. Чаще его крепят под причелинами - так проще.

Основой постройки являлась клеть, собранная из венцов - квадратов из четырех бревен, на концах которых вырубали так называемые чашки - соединительные узлы, прочно удерживающие бревна в заданном положении без каких-либо дополнительных крепежных элементов: скоб, гвоздей, деревянных штырей и т. п. Срубив первый венец, на него укладывали второй, на второй - третий и т. д., пока сруб не достигал определенной высоты. При этом в нижней части каждого венца делали продольный паз, чтобы соединение бревен по вертикали было плотнее, и заполняли его мхом. Далее над торцевыми стенами сруба собирали треугольные бревенчатые фронтоны - щипцы, в которые через каждые два венца врезали продольные горизонтальные бревна - слеги, надежно скрепляющие фронтоны между собой. К слегам поперек них крепили кокоры, или курицы, - либо вынутые с корнем, либо искривленные в виде крюка молодые ели. В искривление или на отогнутые вверх части кокор укладывали длинное бревно с выдолбленным пазом - поток, служившее водостоком и одновременно опорой для нижних концов кровельных тесин. Затем на крышу плотно друг к другу укладывали тесины - не пиленые, а тесанные топором доски, с неглубоким продольным желобом на верхней пласти. Чтобы такое кровельное покрытие не протекало, его делали двухслойным, но укладывали тесины с таким расчетом, чтобы зазор между двумя тесинами верхнего слоя находился точно над желобком расположенной под ними тесины нижнего слоя.

1. Крыльцо столбовое - крыльцо, опирающееся на один (одностолбовое) или два (двухстолбовое) деревянных столба.
2. Подзор - резная доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли крыльца.
3. Поток (водотечник) - брус с выдолбленным продольным пазом для водостока; в него же упираются нижние концы покрывающего кровлю теса.
4. Окно волоковое - небольшое окно, которое закрывалось ("заволакивалось") изнутри задвижной доской.
5. Дымник - деревянная труба для выхода дыма в курной избе, обычно резная.
6. Курица (кокора) - искривленный ствол ели или ствол, вырубленный вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно к стволу. Крепится к слегам самцовой крыши и несет поток-водотечник.
7. Венец - горизонтальный ряд бревен в срубе, соединенных в углах образуемой ими клети с помощью врубок.
8. Слега - горизонтальное бревно, врезанное во фронтон.
9. Кисть - ажурная конечная часть причелины или полотенца.
10. Охлупень (охлоп, шелом) - выдолбленное бревно, прикрывающее конек кровли.
11. Сорока - шпонка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.
12. Причелина - доска, прикрывающая торцы слег.
13. Cлега коневая - верхняя слега, лежащая под коньком.
14. Полотенце - резная доска, закрывающая стык причелин.
15. Конек - верхний стык скатов кровли, прикрываемый охлупнем, а также фигурка, украшающая торец охлупня.
16. Самец (щипец) - самонесущий треугольный фронтон. Верхняя часть этого фронтона называлась чело (очелье).
17. Помочи (повал) - постепенно удлиняющиеся выпуски верхних венцов, позволяющие увеличить вынос кровли.
18. Серьга - резная доска, прикрывающая торцы бревен повала.
19. Портал - главный дверной проем.
20. Балясина - небольшой объемный или плоский столбик, поддерживающий перила ограждения.
21. Врубка угловая - способ соединения бревен или брусьев в углах сруба без использования вспомогательных элементов.
22. Доска торцевая - орнаментальная доска, прикрывающая торцы выпусков бревен сруба.
23. Окно косящатое - окно, косяки которого удерживают торцы выходящих в проем венцов.
24. Доска лобовая (красная доска, платок) - резной фриз на главном фасаде, помещенный над окнами. При каркасной конструкции фронтона она закрывала переход от бревен стены к его дощатой обшивке.
25. Наличник - обрамление оконного или дверного проема, закрывающее щель между стеной и оконной или дверной коробкой. Зрительно выделял и подчеркивал проем.
26. Балкон - выступающая из стены и огражденная балюстрадой (парапетом) площадка на консольных балках.
27. Балюстрада - ограждение балконов, лестниц, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем.
28. Ставни - одно- или двустворчатые резные затворы для косящатых окон.
29. Стулья - деревянные или каменные опоры сруба, являющиеся прототипом современного фундамента.

Стык двух скатов на крыше прикрывали выдолбленным тяжелым бревном - охлопом (другое название - шелом), который крепили к верхней (коневой) слеге специальными деревянными шпонками - их вставляли сверху, сквозь охлоп и слегу, и фиксировали снизу деревянными клиньями.

Следует отметить, что для того, чтобы защитить сруб и фронтоны от дождевой влаги, края кровли старались вынести за линию стены на метр, а то и на два, получая таким образом нечто вроде навеса. Поддерживали вынос крыши помочи - выпуски верхних бревен продольных стен.

Итак, изба собрана. Оставалось прорезать в срубе окна, которые делились на волоковые и косящатые. Первые были невысокими и прорубались в двух смежных венцах при условии выборки не более половины каждого из них. Свое название они получили потому, что закрывались задвижкой-волоком - деревянным щитком, смонтированным изнутри дома. Косящатые окна были гораздо больше волоковых - вырубали их в нескольких смежных венцах сруба и, чтобы не нарушить прочность стены, затесанные на клин торцы выходящих в проем бревен скрепляли массивными косяками (откуда и название - косящатые). Окна эти были принадлежностью главного фасада и потому назывались еще красными. А теперь вдумайтесь, как просто и мудро соединены в конструкции избы все ее части! Разве это не архитектурное чудо? А названия какие - красочные, древние: потоки, кокоры, шеломы... Не названия - песня.

Защитить и украсить

Несмотря на то что описанная конструкция избы, как теперь говорят, была на 100 % ремонтопригодной (ее можно было разобрать и заменить любой из элементов), как строители, так и хозяева дома старались максимально отодвинуть сроки проведения ремонта, для чего защищали ответственные части постройки, подвергавшиеся воздействию дождя и солнца, с помощью специальных деталей, каждая из которых получила собственное название. И со временем эти, казалось бы, сугубо функциональные детали превратились в элементы художественного оформления, а точнее, резного украшения избы. Начнем с кровли.

11-13. Современные и надежные водосточные желоба и трубы так и не смогли окончательно вытеснить из употребления желоб-водотечник вместе с удерживающими его жердями, концы которых украшены головами коньков или куриц. Желоб превратился в своего рода цветочный горшок и теперь вместе с курицами украшает периметр веранды.

Далеко выступающие вперед наружные концы шеломов украшали резными фигурками. Чаще всего это была голова коня. Правда, для изготовления такого шелома необходимо было использовать толстое бревно с частью комля, на котором и выполнялась резьба. Если же бревно было без комля, тогда прямо на его торце вырезали головы птиц - гуся, лебедя, утки, символизирующие доброе начало. Следует отметить, что фигурка на коньке была предметом особой гордости хозяев дома и творческого соревнования строителей: у кого она красивее - у того изба лучше, а мастер искуснее. В украшения превратились и соединяющие охлоп с коньковой слегой шпонки, которые часто называли сороками. Почему? Издали наружные концы шпонок, ритмично расставленные на шеломе, действительно напоминают сидящих на крыше сорок - эти осторожные птицы никогда не рассаживаются в один плотный ряд, как ласточки.

Резные кисти

Этот ажурный элемент, когда-то украшавший концы резных причелин и полотенец, в настоящее время в оформлении фасадов практически не встречается. Что вполне объяснимо - тонкое деревянное кружево кистей под воздействием дождя, ветра и ультрафиолета разрушается в первую очередь. Ну а те, кто все же использует кисти, часто превращают их в легко заменяемую деталь, которую просто закрепляют на концах досок.

Нарядный вид кровле придавали и концы кокор - крюков, удерживающих желоба-водотечники. В наиболее простом варианте их украшала голова курицы, которую можно было вырезать и на довольно тонком корневище (откуда и второе название кокор - курицы). Если хозяева могли позволить себе приобрести кокоры более массивные, то вместо куриной головы изображали уже лошадиную.

Затейливой резьбой начали декорировать и еще один видный атрибут кровли - деревянный дымоход, или дымник. С шеломом и сороками он венчал строение, внося в его силуэт завершающий штрих, а три этих элемента вместе необычайно красиво смотрелись на фоне неба.

Ну а теперь перейдем к действительно защитным элементам. Так, торцы подкровельных слег прикрывали на фасадах наклонными досками - причелинами, выступающие за водостоки концы которых завершались ажурными кистями. Зазор на стыке двух причелин под коньком закрывали вертикальной доской - полотенцем, его нижний край украшала либо кисть, либо резная круглая розетка - символическое изображение солнца. Декоративно-защитные полотенца прибивали и к торцам бревен помочей (повала), поддерживающих выпуск крыши.

Серьги и торцевые доски

Если серьги, призванные предохранять от непогоды торцы помочей (повала), поддерживающих крышу, в украшении современных коттеджей еще хоть и изредка, но все-таки можно встретить, то защищавшие торцы выпусков бревен сруба резные торцевые доски из обихода практически исчезли. И понятно почему. Ведь торцевая доска - элемент достаточно крупный. И если на одноэтажном доме он имел высоту около 3 м, благодаря чему смотрелся на фасаде органично, то на современном двухэтажном строении он должен достигать 5-6 м. Согласитесь, что в любом случае такой «крупномер» будет выбиваться из общего стилевого оформления дома.

Нередко с помощью покрытых резьбой вертикальных досок защищали от атмосферного воздействия и торцы выпусков венцов, образующих сруб. Такие элементы также нередко называли причелинами, хотя, пожалуй, правильнее было бы называть их торцевыми досками.

Еще одну резную доску - лобовую - крепили над фасадными окнами. Пока конструкция кровли была самцовой, этот элемент служил лишь эстетическим целям, но после перехода от безгвоздевой кровли к стропильной лобовая доска начала выполнять весьма важную функцию. Она зрительно сглаживала переход от бревенчатой стены к дощатой обшивке фронтона и защищала от дождя зазор между ними (нередко лобовую доску прикрывали отливом). И еще один маленький секрет - зачем была нужна лобовая доска. Вместе с причелинами она образовывала треугольную композицию, напоминающую фронтон в классической городской архитектуре.

Декорировали резьбой также козырьки, предохраняющие от дождя и снега косящатые окна. Снизу такой козырек обычно подпирали двумя боковыми резными кронштейнами. Позднее козырьки и кронштейны сменили накладные наличники с богатым кружевным навершием - очельем. А заодно ажурными узорами обзавелись и защищающие окна ставни. Постепенно именно наличники стали одним из главных элементов декоративного убранства фасада.

Вторым по значимости украшением дома было крыльцо. Например, на севере его обычно делали большим и высоким и ставили на один или два массивных столба, покрытых затейливой резьбой. Резные столбики поддерживали и кровлю крыльца. Соединяющие эти столбики балки обязательно дополняли легкими ажурными подзорами.

Вот так в традиционной русской избе гармонично сочетались польза и красота - конструктивные элементы с защитно-декоративными. Недаром внешняя отделка бревенчатых стен избы исстари называлась не как-нибудь, а нарядом.

Виды резьбы

Как утверждают историки, традиция украшать жилища резьбой возникла на Руси задолго до ее крещения. Правда, первые попытки делать это были довольно примитивными - на оконных и дверных косяках ставили зарубки, которые служили оберегами, охранявшими дом от всевозможных бед, невзгод и злых духов. Зарубки складывались в простенькие узоры-знаки: кресты, треугольники, звездочки, а со временем объединялись в более сложные фигуры. Постепенно сформировались и законы их расположения, причем не только на фасаде, но и в интерьере. Правда, позднее символический смысл знаков был утрачен и они превратились не более чем в декор.

17-19. Современные резные наличники не только ни в чем не уступают своим прародителям, но по красоте и оригинальности оформления зачастую значительно их превосходят. Такого художественного эффекта дизайнеры добиваются в основном за счет несколько нестандартного расположения накладных элементов.

По характеру и технике выполнения всю домовую резьбу можно условно разделить на следующие подвиды: объемная (скульптурная), глухая рельефная, прорезная (пропильная) и накладная. Притом в разных регионах России предпочтение отдавалось какому-нибудь одному виду. Выработали там и собственные орнаменты. Но все же редко можно было встретить дом, при оформлении которого использовали бы всего один вид резьбы, - несквозные узоры непременно соседствовали с прорезными, и при этом сюжеты декора обязательно сочетались и даже переплетались. Занимались изготовлением украшений как мастера, так и сами хозяева дома в свободные от забот об урожае зимние месяцы, что подтверждает, например, выражение «точить балясы» (балясины), и поныне означающее занятие делом, на которое можно тратить время, если только делать больше нечего.

а б в

а. Объемная, или скульптурная. Характеризуется тем, что объект изображается в объеме. Именно этот вид резьбы использовали для украшения торцов охлупней, шпонок-сорок, кокор и опорных столбов крыльца деревянного дома.
б. Глухая рельефная (корабельная). Имеет высокий рельеф узора и сплошной, глухой фон. Может изображать геометрические орнаменты, растения, животных, а также сказочных персонажей. Украшала двери, ставни, а часто и наличники.
в. Прорезная, или пропильная. Рисунок выпиливают лобзиком или пилой. Именно такую технику использовали в большинстве случаев, поскольку она значительно дешевле глухой резьбы и дает более интересную игру света и тени.


г
д

г. Многослойная прорезная. Имитирует глухую резьбу за счет наложения друг на друга досок с прорезным узором. Количество соединяемых резных досок - от двух до четырех, причем рисунок на каждой из них может быть своим.
д. Накладная. Элементы рисунка, выполненные прорезной резьбой, закрепляют гвоздями (клеем) на сплошной или резной доске. Имитирует глухую резьбу, но в изготовлении намного легче и быстрее, и изображение получается более четким.

Современные украшения

Сегодня во многом утраченные традиции художественной резьбы по дереву воссоздаются практически заново, по крупицам. Каждый из мастеров работает в основном в какой-либо одной технике, и лишь немногие берутся сразу за несколько видов резьбы. Изготавливают деревянное кружево, как правило, под заказ и по договорным ценам. При этом, как в старые добрые времена, мастера-одиночки чаще всего предлагают изделия с пропильной резьбой, выполненные из досок толщиной от 15 до 30 мм по старинке - лобзиком.

Но не стоит думать, что прогресс не коснулся процесса создания резных декоров. Кроме мастеров-индивидуалов на рынке существуют и небольшие фирмы, изготавливающие изделия из доски с помощью компьютерных программ и лазера. И это совсем неплохо - лазерный луч, «пропиливая» узор в дереве, одновременно обжигает срез, в результате чего изделие служит значительно дольше. Орнамент или рисунок может быть сделан в любом из традиционных стилей или выполнен по эскизам заказчика.

20 21
22
23

20-23. Резные балясины, как и раньше, способны превратить имею-щие вроде бы чисто функциональное назначение ограждения лестниц, балконов и террас в украшение фасада. В последнее время дизайнеры все чаще применяют довольно оригинальный прием - вместо балясин используют толстые ветки деревьев.

24 25 26
27 28
29

24-29. Одно- или двухстолбовое крыльцо способно вписаться в архитектуру не каждого деревянного дома. И потому этот элемент практически забыт. А вот такая конструкция, как «висячее» крыльцо, опирающееся на выпуски бревен сруба, да еще украшенное наборными или резными столбиками, поддерживающими кровлю, своих позиций по-прежнему не сдает

Среди таких продвинутых в техническом отношении фирм есть и те, которые пошли еще дальше, начав изготавливать высокоточные резные изделия со сложным рисунком из самых разных материалов. Приведем три конкретных примера.

Водостойкая фанера. Дизайн-бюро Switch разработало технологию изготовления резных изделий из влагостойкой фанеры. Этот многослойный материал, по мнению специалистов компании, намного более устойчив к внешним факторам (влага, солнце, мороз и пр.) и долговечен, чем дерево, при условии, конечно, что готовое изделие обработано антисептиком и покрыто современными лаками или красками. Кроме того, фанера позволяет выполнять узоры высокой сложности - с большим количеством мельчайших сквозных элементов. По данной технологии можно делать не только ветровые доски-причелины, полотенца и наличники, но и декоративные накладки, плинтусы, экраны для радиаторов, ширмы, межкомнатные перегородки, вставки, панно, потолочные розетки и т. п. Предлагаемый метод имеет некоторые технологические ограничения. Так, максимальная длина и ширина изделий задана размером листа фанеры - 2x3 м, поэтому длинные элементы приходится собирать из коротких, скрепляя их встык, но за счет высокой точности изготовления деталей эти стыки практически незаметны. Площадь обрабатываемой поверхности не превышает 1,5x1,5 м, а толщина материала - 10 см. Кроме того, есть ограничения и на минимальный размер элементов, которые можно закрепить на оборудовании. Стоимость полного комплекта изделий можно узнать только в ходе всестороннего и детального обсуждения заказа.

Деревокомпозит . По методу, разработанному компанией "Арт Городец", все элементы вырезают из плит, изготовленных из древесной стружки методом горячего прессования. Связующим является вещество природного происхождения - лигнин. Готовые изделия обрабатывают эвкалиптовой смолой и покрывают акриловой краской. В результате материал сохраняет все свойства натурального дерева, но превосходит его по влаго- и морозостойкости, а также устойчивости к воздействию микроорганизмов. Резку плит производят на станках с числовым программным управлением, что и обеспечивает высокое качество обработки и точность воспроизведения узора. Под заказ изделия могут быть окрашены в цвет, выбранный по специальной таблице. Подобрать необходимые декоративные элементы и стиль их оформления предлагается по обширному каталогу, в котором представлены сотни деталей и десятки вариантов дизайна (создан на основе сохранившихся исторических образцов резьбы). Объемность и многообразие декора могут быть обеспечены как путем выполнения послойного фрезерования, так и за счет наложения друг на друга заготовок в несколько слоев (каждый из них предварительно обрабатывают и окрашивают). Так, для воспроизведения узоров, характерных, например, для стиля "Калязин", последовательно совмещают до пяти резных слоев, а для получения даже самого витиеватого рисунка "тверского" стиля достаточно трех. Цена изделий зависит от сложности резьбы - чем более ажурный вариант вы выбираете, тем выше будет стоимость. Скажем, наличник стандартного размера в стиле "Красный Холм" обойдется в 27 тыс. руб., а аналогичный "успенского" стиля - в 18 тыс. руб. Соответственно образцы, в которых использовано несколько резных слоев, обойдутся дороже однослойных.

Срок исполнения заказа в зависимости от его сложности составляет от 3 до 8 нед с момента утверждения чертежей и внесения оплаты. Изделия поставляют полностью готовыми к монтажу, схема сборки прилагается, но можно заказать и фирменный монтаж.

Оригинальный вариант оформления дома

Прогресс коснулся не только технологий изготовления резных украшений и используемых для этого материалов, но и вариантов расположения декоров на фасаде дома. Например, сделанные из оргстекла и снабженные торцевой светодиодной подсветкой ветровые доски предлагается закрепить под многослойными резными причелинами из водостойкой фанеры. В этом случае в светлое время суток будет отчетливо видна только "деревянная" часть убранства, а прозрачное оргстекло останется почти незаметным. В ночное же время, наоборот, на первый план выступит светящийся резной контур оргстекла.

Оргстекло. Довольно оригинальное предложение от уже упоминавшегося дизайн-бюро Switch: резную ветровую доску изготавливают из оргстекла толщиной 1 см и снабжают торцевой светодиодной подсветкой. Цвет свечения может быть статичным (синий, красный, оранжевый, белый, зеленый) или меняться по заданной программе (используются RGB-светодиоды, управляемые контроллером). За включение подсветки отвечает датчик освещенности. Потребление энергии минимально - примерно 50 Вт. Подсветка не требует профессионального обслуживания (достаточно мыть один раз в сезон или по мере загрязнения элементы из оргстекла) и способна проработать без замены источников света до 30 лет (50 тыс. ч) при условии стабильности напряжения питания. Гарантийный срок - 5-7 лет. Стоимость светящегося украшения составляет около 3 тыс. руб. за 1 пог. м., из которых 1,5 тыс. руб. за 1 пог. м. будет стоить само изделие из оргстекла, остальное - стоимость влагозащищенных светодиодных линеек и управляющей ими апппаратуры.

Соблюдать меру

В отличие от Европы, с присущими ей рафинированностью и минимализмом в дизайне, во многих уголках России отчетливо заметна тяга к украшению домов деревянным кружевом. И это замечательно, поскольку по-настоящему современное жилище должно быть комфортным во всех смыслах - не только быть практичным и соответствовать требованиям по энергосбережению, но и отличаться высокой эстетикой, свойственной таким устоявшимся архитектурным стилям, как русский стиль, модерн, ампир и др.

32-34. Использование резных элементов из деревокомпозита позволит не только преобразить здание, но даже визуально изменить его пропорции. А можно с их помощью расставить или сместить акценты и за счет этого сделать фасад дома более привлекательным. Но и в том и другом случае руководствоваться следует профессиональным дизайн-проектом.

Но какой бы стиль оформления резьбой ни выбрали хозяева дома, очень важно, чтобы им в процессе осуществления задуманного не изменило чувство меры. Ведь обилие декоративных деталей крайне утомительно для восприятия, да и использование сложных и затейливых резных узоров далеко не всегда оправданно. Так, очень тонкое кружево, которое вблизи восхищает проработанностью рисунка, издали может сливаться в сплошную, невнятную массу. В свою очередь, чересчур крупный декор будет доминировать над прочими архитектурными деталями здания. Не следует перегружать фасад и излишествами, ведь любое назойливое украшательство раздражает глаз. И главное - размеры ветровых досок, подзоров и наличников должны быть правильно соотнесены с пропорциями деревянного дома в целом и размерами конструктивных элементов крыльца, окон, балконов, карнизов, свесов и т. д. И тогда даже самый простой узор будет смотреться изысканно и стильно.

Ответственно нужно подойти к выбору цвета, в который будут окрашены деревянные кружева. Он обязательно должен гармонировать с тоном бревенчатых стен дома. При этом светлые узоры будут эффектно смотреться на фоне бревен, окрашенных в темные тона, а темные, наоборот, выиграют от сочетания со светлым деревом.

Резьба по дереву – это увлекательное хобби, и возможность для дополнительного заработка. Например, торцевая разделочная 3d доска может стоить 500$. Если вы новичок в этой области искусства, то нужно внимательно изучить все трудности , с которыми вы столкнётесь в дальнейшем. Ведь это только в сказке — сказал волшебное слово, и само собой все сделалось — и досточки, и столешницы, и резные наличники с подзорами. В реальной жизни занятие это кропотливое, для вырезания требуется зоркий глаз и верная рука, но результат того стоит.

Изделия из настоящего, натурального дерева, исполненные мастером вручную, оцениваются с давних времён.

Изделия из настоящего дерева

Оформление домашнего интерьера резным деревом несет массу возможностей. Изящные, красивые резные шкатулки , необыкновенные рамы для картин и резные окантовки для зеркал. Экологически чистые игрушки, наличники и мебель, резные разделочные доски, украшения и настольные игры – ассортимент всего, что вы можете выполнить из дерева, безграничен. Чем больше размер изделия тем оно более трудоёмкое по ходу исполнения и соответственно тем дороже будет его цена, но меньше вероятности быстро найти покупателя. Впрочем, также очень сложно вырезать из дерева маленькие, миниатюрные работы.

Для организации работы по изготовлению изделий из дерева нужны некоторые вложения. Прежде всего, нужно приобрести специальные инструменты:

Давайте попробуем разобрать по составу инструмент резчика: как инструменты называются и для чего служат.

Резаки, бывают различных размеров и форм с углом 35 градусов. Найти хороший резак – очень непростая задача, но это основной инструмент, которым мастер исполняет большую часть работ также создаёт тонкие узоры и изящные формы резные доски.

Косяки - это ножи , они используются в технике плоскорельефной резьбе для прорезки прямых длинных линий, для округления контура. Режущий угол косяка составляет 60 градусов.

Стамески бывают прямыми и плоскими, полукруглыми, крутыми, отлогими и средними, большими и маленькими. Каждый инструмент имеет своё назначение.

Клепики, они бывают разнообразных размеров, и форм заточки. Клюкорезы это группа инструментов , они имеют два загиба по 125 градусов.

Гейсмусы имеют угол загиба в 45–50 градусов, а штихели – в 20 градусов. Ручки этих инструментов делают в виде грибка.

Ещё есть ложечные ножи, их используют, для того убрать большой объём материала при изготовлении посуды. Эти ножи используют для плоскорельефной резьбы. Для резьбы, существует огромное количество инструментов, и каждый имеет своё предназначение.

Очень снизить расходы можно, научась самому затачивать свои инструменты. При работе с деревом ножи быстро тупятся. Если мастер отдаёт свои инструменты на заточку, эта процедура занимает около недели. Но если научится самому затачивать свой инструмент-то можно сэкономить немало тем более это несложно.

Для работы с деревом нужна отдельная мастерская. Это может быть любое помещение, главное, чтобы оно хорошо проветривалось и отапливалось . Вам понадобится стол с деревянной столешницей, разделочный столик для правки, доводки инструмента, пара табуретов, шкафчик и полочки для материалов, инструментов, эскизов и шаблонов из бумаги. Необходимо достаточно рассеянного, яркого освещения и светильник направленного действия для очень мелких работ – росписи, выжигания резьбы и т. д. Доски разных видов древесины. И вот вам готова мастерская резьбы по дереву.

В зависимости, какое изделие вы планируете изготовить, вам понадобятся различные виды и части древесины. Начинающим обычно рекомендуется начать работать с липой, осиной или ольхой. Эта древесина мягкая, хорошо режется по любым направлениям волокон. Из липы и берёзы делают детские игрушки, фигурки, разделочные доски . Это мягкий материал, простой и однородный в обработке, но хрупкий и занозистый. В технике геометрической резьбы по дереву подойдёт кедровая древесина она податлива в работе, с однородной структурой. Но, в южный регионах нашей страны кедр найти будет непросто. Для других видов резьбы (корабельная, домовая, или ажурная, плоскорельефная скульптурная и т. д.) подходят более распространённые породы дерева.

Готовые поделки покрывают:

  • гуашью;
  • морилками;
  • акриловыми красками;
  • темперными красками.

а затем вскрывают безопасным масляным лаком, но руки лучше обезопасить перчатками

Невозможно освоить технику резьбы без постоянной практики . Лучше поработать на производстве деревянных изделий для освоения практик. Есть школы резьбы по дереву, но принимают с 10–12 лет, так как нужны сила в руках и точность и соблюдение техники безопасности при использовании острых инструментов.

Для того, чтобы начать работу по производству из натурального дерева, потребуется немалая сумма. На эти деньги нужно приобрести необходимые инструменты, сырьё и расходный материал. Самый ходовой продукт - это разделочные доски. Эти деньги окупятся примерно за месяц, если работать упорно.

Галерея: разделочные доски своими руками (25 фото)























Изделия из фанеры

А также можно делать поделки из фанеры с помощью ручного лобзика, элекролобзика. Выпиливание из фанеры, кажется всего лишь хобби, которым увлекаются в детстве. Но при помощи лобзика умелец может создать уникальный шедевр.

Ветровая доска (ветровая планка, лобовая доска, карнизная доска) - обязательный элемент фасада загородного дома, коттеджа. Ветровая доска одновременно является и украшением фасада, и защищает от дождя торцевые части постройки. По традиции русского деревянного зодчества, ветровую доску делают резной и состоящей из нескольких, одна над другой, как слоеный пирог, досок. Также фасад дома украшают наличниками на окна, резными полотенцами на стены между окнами и рядом с ними, причелинами, резными коньками крыши, а последние модная тенденция - резные фамильные инициалы владельца рубленного деревянного дома, с резным орнаментом вокруг, под коньком крыши.

Однако используя даже самую качественную сосновую доску, трудно вырезать в дереве достаточно сложный орнамент. Традиционно применяемые технологии, инструменты и материалы, не позволяют сделать сложный узор по многим причинам. Слишком ажурный орнамент может привести к тому что доска треснет и часть орнамента отвалится при монтаже или по прошествии времени.


Что еще может украсить рубленый дом или баню? Конечно же резные фигуры животных и столбы. Историю создания вот такого симпатичного мишки (), а заодно и всего строительства этой бани можно прочесть .

Плохо просушенная доска или некачественная древесина может загнить, даже если ее обработать антисептиком - карниз крыши сильно мокнет в дождливое время. Но так или иначе, со временем, под действием солнца, воздуха, мороза, влаги, микроорганизмов, ветровая доска трескается, ее ведет, гниет и приходит в негодность. Своевременная окраска спасает древесину но не надолго.

Но выход есть - в новых технологиях и материалах. Нами разработана технология изготовления резных ветровых досок из влагостойкой фанеры.

Орнамент, узор ветровой доски, может быть очень сложным, с большим количеством ажурных элементов, состоящий из не цельных элементов, закрепленных на некотором расстоянии от основного орнамента на дистанционных держателях не заметных наблюдателю.

Резные ветровые доски и причелины не только украшают край крыши, но и защищают выступающие торцы бревен от дождя. Резьба, которая применяется для ветровых досок и причелин, может быть сквозной - имитирующей кружево, или выпуклой.

Орнамент фрезеруемый в многослойном материалы таком как фанера, намного более долговечен. Обработанная антисептиком и покрытая современными лаками или красками фанера устойчива к внешним факторам (влага, солнце, мороз и пр.).

По данной технологии можно изготовить: резные ветровые доски, резные деревянные полотенца, резные наличники, резные накладки, резные плинтуса, резные экраны для батарей, резные декоративные межкомнатные перегородки, вставки, резные панно, причелины, резные розетки и прочие декоративные элементы.

Орнамент или рисунок может быть любой: традиционный русский или любой другой национальный орнамент, а также разработан специально под Вас дизайн орнамента.

Возможно применение не традиционных материалов: прозрачный и матовый акрил (до 20 мм), МДФ, ЦСП, OSB плиты, искусственный камень, пластики, клееный массив дерева.

Как пример - резная ветровая доска (фрагмент) из оргтекла толщиной 1 см, с торцевой подсветкой, цвет свечения может быть синий, красный, оранжевый, белый, зеленый, цвет статичный или может меняться от одного к другому. Автомат включит подсветку коттеджа в зависимости от освещенности снаружи дома. Потребление минимально, примерно 50 Вт, зависит от количества источников света и их цвета. Гарантийный срок эксплуатации подсветки без замены источников света (не требует обслуживания 5 - 7 лет).

Органичения: длина ширина любого изделия ограничена размером листа фанеры 2х3 метра (или другим листовым материалом), соответственно любой длинный элемент придется крепить в стык

NB! Длина ветровую доску доски должна на 100... 150 мм превышать расстояние от конька до нижней кромки кровельного материала.

В отдельное направление стоит вынести более сложную 3-х мерную (она же объемная) фрезеровку. Изделия получаемые при использовании объемной фрезеровки более сложные, а резьба орнамента, как раньше говорили, более витиеватая. Со стороны это выглядит как будто это очень качественная ручная резьба, можно сказать что идеально выполненная, поскольку тут применяется высокоточное оборудование с компьютерным управлением без помощи человека-резчика.

Но у данного способа есть несколько важных ограничений: площадь обрабатываемой поверхности ограничена 1.5х1.5 метра, а толщина материала не должна превышать 10 см. Кроме того есть ограничения на минимальный размер, который можно закрепить на оборудовании.

Точность исполнения настолько высока, что позволяет стыковать изделия практически бесшовно.

Домовая резьба известна на Руси еще с языческих времен. Она не только служила оберегом и украшала дом, но и решала практические задачи: наличники закрывали щели между оконными рамами и бревенчатой стеной, а причелины не давали крыше обрастать сосульками

С течением лет культовое значение утратилось, для теплоизоляции стали использовать менее трудоемкие приемы, и, казалось бы, «деревянному кружеву» пора уйти в небытие, но и по сей день оно пользуется спросом.

Сегодня для строительства загородных домов довольно часто используют профилированный брус и оцилиндрованное бревно. Однообразные, как по линейке расчерченные стены обезличивают дом, делают его невыразительным и скучным. Резные карнизы, наличники, балясины и фризы, как ничто другое, способны придать ему индивидуальность и стиль. Более того, рука мастера может превратить непритязательную деревянную «коробку» в настоящее произведение искусства. Конечно, эту разновидность декора нельзя назвать массовой. Резьбу может позволить себе не каждый, особенно если речь идет об эксклюзивной работе, выполняемой на заказ. Но тем не менее фасады, украшенные причудливым деревянными узорами, отнюдь не редки.

Разновидностей резьбы существует великое множество, поэтому можно найти вариант на любой вкус. Самой древней считают плоскую, или глухую, резьбу , при которой на деревянной поверхности делают углубления и канавки, составляющие геометрический рисунок. Так в старину украшали торцы бревен, наличники и ставни.

Более сложной, а потому и более выразительной является рельефная резьба c выпуклым, объемным изображением .

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба , как ясно из названия, предполагает создание самостоятельных, отделенных от фона фигур. В качестве примера можно привести традиционную голову коня, венчающую крышу избы. Ну а самая поздняя, притом и самая популярная в настоящее время — сквозная (ажурная, прорезная) резьба , выполняемая путем прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. По сравнению с другими видами деревянного декора она наиболее проста в исполнении, да и стоит дешевле. Но ее популярность объясняется не только этим. Сквозная резьба удивительно красива. Эффект от тонкого ажурного плетения многократно усиливается кружевной тенью, рисунок которой меняется в зависимости от угла падения солнечных лучей. А если украшения многоярусные (то есть доски наличников, причелин и подзоров накладываются друг на друга) да еще и окрашены в контрастные цвета, декоративный эффект усиливается еще больше.

Наличники, причелины и балясины не должны ни «проваливаться» в фасад, ни выпячиваться, а органично вписываться в общую композицию, создавая единое целое с другими элементами декора

Словарь терминов

Основные элементы домовой резьбы

Балясина - небольшой объемный или плоский столбик, поддерживающий перила ограждения.
Доска торцевая - орнаментальная доска, прикрывающая торцы выпусков бревен сруба.
Доска лобовая (красная доска, платок) - резной фриз на главном фасаде, помещенный над окнами. При каркасной конструкции фронтона она закрывала переход от бревен стены к его дощатой обшивке.
Дымник - деревянная труба для выхода дыма в курной избе, обычно резная.
Кисть - ажурная конечная часть причелины или полотенца.
Конек - верхний стык скатов кровли, прикрываемый охлупнем, а также фигурка, украшающая торец охлупня.
Курица (кокора) - искривленный ствол ели или ствол, вырубленный вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно стволу. Крепится к слегам самцовой крыши и несет поток-водотечник.
Наличник - обрамление оконного или дверного проема, закрывающее щель между стеной и оконной или дверной коробкой. Зрительно выделял и подчеркивал проем.
Охлупень (охлоп, шелом) - выдолбленное бревно, прикрывающее конек кровли.
Подзор - резная доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли крыльца.
Поток (водотечник) - брус с выдолбленным продольным пазом для водостока; в него же упираются нижние концы покрывающего кровлю теса.
Полотенце - резная доска, закрывающая стык причелин.
Причелина - доска, прикрывающая торцы слег.
Самец (щипец) - самонесущий треугольный фронтон. Верхняя часть этого фронтона называлась чело (очелье).
Серьга - резная доска, прикрывающая торцы бревен повала.
Слега - горизонтальное бревно, врезанное во фронтон.
Сорока - шпонка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.
Ставни - одно- или двустворчатые резные затворы для косящатых окон.

Материальный вопрос

Очевидно, что материалом для резьбы служит прежде всего древесина . Преимуществ у нее множество — она красива, поддается обработке, пластична и прочна. Все это позволяет создавать сложные скульптурные фигуры довольно больших размеров. Но и недостатков хватает — пожароопасность, восприимчивость к атмосферным воздействиям, подверженность атакам грибка и насекомых. Памятники древнего зодчества дошли до нас лишь потому, что дерево, прежде чем пустить в дело, несколько лет сушили естественным образом и породы брали только те, что способны противостоять гниению. Но сейчас, с развитием химической промышленности, на фасадах можно использовать едва ли не все виды древесины. Вот наиболее популярные:

Осина и липа. Эти породы лучше других поддаются обработке, прочны и устойчивы к сколам. Осина, кроме того, почти невосприимчива к влаге, и изделия из нее пригодны для окрашивания водорастворимыми красками.

Клен и дуб устойчивые к сколам и вмятинам, твердые, а потому сложные в проработке деталей. Еще один недостаток — высокая цена. Плюсы — прочность и респектабельный вид.

Лиственница очень твердая и трудная в обработке, подвержена образованию сколов и отслаиванию. Но зато она устойчива к воздействию влаги, а потому долговечна. Со временем древесина приобретает очень красивый серебристый оттенок.

Элементы из сосны

Ель и сосна — смолистые породы, при сушке подверженные растрескиванию. Работа с ними требует навыков и крайней аккуратности. Плюсом является ценовая доступность. Древесина ели и сосны наиболее распространена в центральной части России, и потому пользуется популярностью. При грамотном уходе украшения из нее могут служить долгие годы.

Для домовой резьбы подходят только качественные доски из массива (клеевые швы в первую очередь подвержены растрескиванию при использовании изделий вне помещений). Влажность древесины — не более 8-12%, геометрические параметры доски: толщина 18-20 мм, ширина до 190 мм. Не рекомендуется брать очень длинные ламели, 1,5-3 м — вполне достаточно, чтобы было удобно работать как при выполнении резьбы, так и при монтаже изделий. Нужно помнить, что чем короче доска, тем меньше вероятность поломки резных декоров при установке. Да и заменить такой элемент проще.

Пиломатериал отбирают с минимумом сучков на лицевой части будущих изделий. Причем все они должны быть живыми и не выпадать

Защиту древесины от агрессивных воздействий сейчас обеспечивают грунтовки и пропитки. Предотвратить возгорание способны антипирены, которые дают долговременный огнезащитный эффект. В качестве «лекарств» от грибка, плесени и насекомых-древоточцев выступают антисептические пропитки . Наносить их нужно как минимум в два слоя, на сухую и чистую поверхность. Как правило, мастера делают это при помощи кисти, валика или распылителя, а мелкие детали окунают в раствор. Особое внимание следует обращать на торцы, которые наиболее интенсивно впитывают влагу. Обрабатывать резные изделия желательно до установки, иначе места стыков не будут защищены антисептиками. Обновление защитного покрытия рекомендуют производить каждые 3-4 года.

Ну а после того, как резные украшения установлены на свои места, их следует окрасить, защитив от ультрафиолетовых лучей. Если этого не сделать, древесина очень быстро постареет, растрескается и приобретет некрасивый серый оттенок. Специальные краски для дерева в огромном количестве предлагает рынок. Существуют лессирующие составы, которые оставляют видимой естественную фактуру древесных волокон, и кроющие, образующие плотный декоративно-защитный слой. Обычно для рельефной резьбы берут прозрачные краски, а для ажурной — непрозрачные.

Экономить на защитных и декоративных составах, по меньшей мере, неразумно. Обидно будет видеть, как дорогостоящее деревянное «кружево» рассыхается лишь потому, что были выбраны некачественные дешевые ЛКМ

Альтернативой древесине может стать деревянный композит — листовой материал, изготавливаемый из древесной стружки методом горячего прессования. В качестве связующего выступает вещество природного происхождения — лигнин. Готовые изделия обрабатывают эвкалиптовой смолой.

Данный материал менее восприимчив к капризам погоды, нежели древесина, да и стоит заметно дешевле. Среди очевидных плюсов также отметим тот факт, что из композита, поставляемого в довольно больших листах, можно изготовлять крупногабаритные предметы декора — ажурные стенки беседок, украшения для крыльца, элементы садового дизайна и т. д. Но главное преимущество материала в том, что прочность его позволяет вырезать очень тонкие рисунки. Правда, это могут быть только прорезные украшения. Рельефную или скульптурную резьбу выполнить не получится — лист композита тонок, так что резцу мастера просто негде разгуляться. Обрабатывают материал вручную или на станках с цифровым управлением.

Украшая дом резьбой, очень важно соблюдать меру. Переборщив с декорами, можно превратить респектабельный особняк в пряничный домик

Цена изделий из древесного композита зависит от сложности резьбы — чем более ажурный вариант вы выбираете, тем выше будет стоимость. И конечно, изделия, в которых несколько слоев, будут дороже однослойных. Скажем, наличник стандартного размера может обойтись в сумму от 18 000 до 27 000 руб. Декоративные элементы поставляют полностью готовыми к установке, с прилагаемой схемой сборки, но можно заказать и фирменный монтаж.

Процесс заказа и монтаж

Варианты оформления окна

Услуги по украшению фасадов предлагают как частные мастера, так и ряд небольших компаний. Художники по дереву, работающие индивидуально, могут сотворить не только резное «кружево», по старинке выпиленное лобзиком из тонких, от 15 до 30 мм, дощечек, но и рельефные и скульптурные предметы декора. А вот фирмы, как правило, специализируются на ажурных изделиях, изготавливаемых машинным способом — при помощи лазерной установки и станков с цифровым управлением.

Выбор декоров зависит от множества факторов. Это и геометрия здания, и его этажность, и конструкция крыши, и, конечно же, форма оконных и дверных проемов. Очевидно, что универсальных украшений, подходящих к любому строению, крайне мало. Обычно домовую резьбу изготавливают на заказ, и цена определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности изделий. Рисунок может быть выдержан в любом из традиционных стилей или сделан по предоставленным эскизам.

После того как определена общая концепция, на объект выезжает замерщик. На основе полученных данных специалисты компании разрабатывают подробный дизайн-проект, и заказ отправляется в работу. На изготовление домовой резьбы уходит в среднем от одного месяца до трех.

Крепят элементы домовой резьбы сухим способом — гвоздями или, что предпочтительнее, саморезами с цинковым покрытием, которое обезопасит от появления потеков ржавчины. Ажурные предметы декора в местах крепления рекомендуют предварительно засверливать, чтобы тонкие дощечки не растрескивались в процессе монтажа. В некоторых местах, особенно при установке легких внешних планок, возможна фиксация с помощью клея для наружных работ. При грамотном монтаже и пост-обработке резные украшения будут служить многие десятилетия.