Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

С какого дня начинается 9 дней. Важные дни после смерти

Инструкция

Отсчитайте девять дней, начиная со дня смерти человека включительно. Даже если он поздно вечером (до 12 часов ночи), поминальный девятый день рассчитывается, включая . Например: человек умер 2 января. В этом случае девятый день выпадает на 10 января, а не на 11-е, как получилось бы при математическом сложении (2 + 9 = 11).

На девятый день устройте скромные с пирогами. Постарайтесь обойтись без спиртного. В застольной беседе обязательно вспомните все добрые поступки и благие дела умершего. Традиционно считается, что душа усопшего на протяжение сорока дней готовится к загробной жизни. Девятый день - последний, когда душе показывают райские кущи, после чего вплоть до сорокового дня она пребывает в аду, наблюдая страдания грешников и надеясь избежать этой участи. Поэтому каждое доброе слово о будет ему зачтено.

Сходите в церковь, поставьте свечку, помолитесь за души раба Божьего (имя). Раздайте нищим милостыню и (их можно заменить печеньем) с просьбой помянуть в молитвах имя усопшего. После съездите , оставьте милостыню и там. Многие прямо на могилах сыпят пшено и раскрошенные яйца (для птиц), на оградку кладут кулечки с печеньем и карамельками.

Снимите завесы с зеркал во всех комнатах, кроме комнаты усопшего, если придерживаетесь этой традиции. Учтите, что ничего не сказано о том, что человека зеркала в доме нужно накрывать, этот обычай идет от старинного русского поверия, что в зеркалах душа может заблудиться и не найти выхода на тот свет.

Связанная статья

Источники:

  • Дни поминок: 3, 9, 40 день.
  • сороковой день после смерти как считать

Есть целый ряд устойчивых традиций, связанных со смертью и похоронами. Поминки на 9 и 40 день входят в их число. Эту традицию строго соблюдают даже люди, не имеющие отношения к религии и не вдающиеся в смысл обычая.

Поминки на девятый день

Согласно поверьям, первые три дня душа находится рядом с телом и еще не может покинуть его. Но на четвертый день, как правило, она отправляется в короткое путешествие. С 4 по 9 день после душа посещает дома своих родных и близких, находится возле и самых близких друзей. Именно поэтому через 9 люди, лучше всего знавшие умершего и более всего дорожившие им, устраивают , чтобы проститься , которая отныне покидает их.

Согласно христианским догматам, с 3 по 9 день после смерти ангелы показывают душе умершего чертоги Бога, позволяют ему войти в рай и увидеть наслаждения, уготованные для тех, кто жил праведной жизнью. К девятому дню человек либо забывает всю скорбь и боль, которую он испытал, живя в земном теле, либо понимает, что прожил свою жизнь неверно, и не может после смерти насладиться красотой рая и покоем. Собираясь в это время, самые близкие друзья и родственники усопшего вспоминают его добрыми словами, молятся за него, просят о том, чтобы его душа попала в рай, и ангелы видят это.

Зачем проводят сороковины

После 9 дня, согласно некоторым представлениям, душа отправляется путешествовать и посещает дальних родственников, приятелей, знакомых, те места, которые были важны для человека при жизни. Так она путешествует вплоть до 40 дня, стремясь все успеть, после чего уходит из мира. На сороковины, т.е. поминки на 40 день, приходят все, кто хочет проститься с , в том числе и те, кто его знал не слишком долго или не слишком близко. В это время душу провожают навсегда, прощаются с ней, а сделать это нужно благочестиво и спокойно, чтобы умерший мог отправиться в иной, возможно, более счастливый мир.

Согласно христианским воззрениям, с 9 по 40 день душа умершего и замаливает все совершенные грехи. Кроме того, именно в это время ангелы проводят ее по аду, чтобы показать, что происходит с нераскаявшимися. После этого всего, в 40-й день, душа предстает перед Господом, и тогда определяется ее дальнейшая судьба – быть ей в раю или в аду. Именно поэтому для христиан поминки-сороковины необыкновенно важны: в этот день все, кто знал покойного, вспоминают его, говорят о том, каким хорошим человеком он был, стараются замолить его грехи. Согласно поверью, увидев это и поняв, как много людей скорбит , Господь смилуется над душой и будет судить ее не слишком строго, после чего позволит ей войти в рай.

Постигнуть то, что происходит за гранью жизни и смерти, согласно православным представлениям, человеку не дано. Однако Церковь всегда хранила и хранит разного рода символы и некоторые факты, по которым, пусть и косвенно, но о загробном путешествии душ людей судить все же можно. Так, к примеру, не все знают, что означают 9 и 40 день после смерти, и почему в это время нужно проводить соответствующие поминальные обряды.

Согласно представлениям православных христиан, при жизни человек пребывает в материальном мире. После смерти же его душа переходит в другой, более возвышенный, непознаваемый духовный мир. Здесь можно встретить, к примеру, своего ангела-хранителя, души уже ушедших ранее родственников и друзей и т.д.

Что происходит на третий день

Традиционно считается, что в первые три дня после смерти, еще не привыкшая к своему новому состоянию душа пребывает рядом с телом. Помимо этого, она посещает те места, которые были дороги человеку при жизни, а также тех людей, к которым умерший был привязан. После третьего же дня душа человека от бренного материального мира постепенно начинает отдаляться.

Именно поэтому хоронить умерших положено только на третий день после смерти, но не раньше. Правило это, конечно же, не жесткое. Однако соблюдать его, как считают православные верующие, все же стоит.

С самого момента смерти душу сопровождает ангел-хранитель умершего. До девятого дня он показывает ушедшему человеку райские чертоги.

Что означает 9 дней после смерти

На девятый день начинается новый, ответственный этап в посмертной истории умершего. В это время его душа начинает свое восхождение в Рай. Однако на пути туда она, согласно церковным представлениям, встречает множество препятствий, преодолеть которые без поддержки очень сложно. Как считают православные христиане, по дороге в рай душу встречают разного рода темные силы, напоминающие ей о ее грехах. При этом главной их задачей является задержать душу ушедшего на пути к блаженству. Считается, что через такое испытание проходят абсолютно все умершие. Ведь, согласно церковной традиции, безгрешных людей попросту не бывает.

Помочь душе преодолеть все препятствия и достичь блаженства должны молитвы родственников и друзей. Именно по этой причине и проводятся поминки на девятый день после смерти. В данном случае обряд как бы призван проводить душу, дать ей силы на долгий и нелегкий путь мытарств.

Что происходит на сороковой день

Итак, мы выяснили, что означает 9 дней после смерти. Но почему поминки проводят еще и на сороковые сутки? Связана такая традиция, конечно же, также с традиционными православными представлениями. На 40-е сутки преодолевшая все препятствия душа, как учит Церковь, предстает перед Господом. Этот важный момент в церковной литературе называется Частным судом. Умерший должен сам решить для себя сможет ли он жить в раю с Богом или нет. А поэтому именно в этот день его душа нуждается в особенной поддержке оставшихся в материальном мире друзей и родственников.

На 40-ой день, согласно церковным православным традициям, человека в последний раз поминают как новопреставленного. С этого дня умерший целиком и полностью становится частью духовного мира. Восхождение его к богу заканчивается.

3, 9 и 40 дней после смерти: легенда о Христе

Таким образом, по церковным представлениям, на третий день душа человека начинает отдаляться от материального мира. На 9 начинаются ее мытарства и путь к Господу. На 40-ой она предстает перед Богом и становится частью духовного мира. Именно такое объяснение и дает Церковь традиции проводить поминки на 9 и 40 день официально.

Однако существует и еще одна причина, по которой умершего поминают именно в эти дни. Согласно легенде, Христос воскрес после распятья именно на третий день. На 40-ой же он вознесся на небо, последний раз представ перед своими учениками.

Видео по теме

Смерть это то, что объединяет абсолютно все живые существа на земле. Ещё в древности Платон говорил о том, что после смерти тела "внутренняя часть живого существа", так он называл душу, покидает свою физическую оболочку. Различные религиозные конфессии и традиции с особым трепетом относились к прощанию с умершими. Это событие всегда было наполнено особым символическим содержанием и ритуальными таинствами. В этой статье будет рассказано о пути человеческой души после смерти, через призму христианского мировоззрения.

Смерть как начало жизни души в загробном мире

Чтобы ответить на вопрос, указанный в теме статьи, необходимо кратко рассказать о христианской концепции загробной жизни и ответить на вопрос: что происходит с душой в первые 40 дней после смерти. Христиане верят, что после смерти душа отлетает от тела и в первые 3 дня посещает всех людей, которые были дороги усопшему. На 3-й день душа отправляется к престолу Божию, чтобы представь пред Судом. В зависимости от того, какую человек прожил жизнь: честную или не честную, его душа будет отправлена либо в рай, либо в ад. Это тот срок, когда важно с особым вниманием и трепетом молиться за душу усопшего, чтобы его путь "по ту сторону жизни" был менее суров.

В период с 3-го до 9-го дня душа человека поднимается в Царство небесное вместе с Ангелами, где у Райских врат он пребывает в блаженстве, забывая всю боль и тревогу земной жизни. На 9-й день, Ангелы приводят душу усопшего вновь к престолу Божию, где он абсолютно один впервые предстаёт перед лицом Всевышнего.

Последним этапом путешествия души в загробном мире является период с 9-го по 40-й день. Это время мытарства души, когда Ангелы небесные приводят усопшего к бездне ада и он наблюдает за страданиями грешников. Все вытесненные страхи прорываются в этот момент из глубин души и оживают в этом проклятом небесами мире. Душа человека встречается со своими теневыми сторонами, во имя искупления грехов.

И в самый последний день, 40-й, душа человека в последний раз возносится к престолу Божиему и уже слышит окончательное решение по поводу своей дальнейшей судьбы. В православной Традиции у души есть 2 пути: либо пребывать в огненной гиене ада, искупая свои земные прегрешения, либо вознестись к престолу Божию, чтобы попасть в Царство Небесное и пройти сквозь райские врата в жизнь вечную.

Почему важно отмечать 9-й день после смерти человека вовремя?

Становится очевидно, что 9-й день после смерти человека является переломным в его пути. Это то время, когда его душа встречается с настоящими духовными испытаниями, которые должны либо отчистить его от грехов, либо ещё более очернить. Именно в этот день внимание и молитва близких и родственников за душу усопшего является для него серьёзной поддержкой в том недосягаемом мире. В связи с этим перенос события на более ранний или поздний срок недопустим.

В христианской традиции больше значение имеют дни поминовения усопших. Один из них - девятый день после смерти, когда друзья и родственники покойного собираются, чтобы помянуть его добрым словом.

2:1365 2:1375

1. Отсчитайте девять дней, начиная со дня смерти человека включительно. Даже если он скончался поздно вечером (до 12 часов ночи), поминальный девятый день рассчитывается, включая день смерти.

2:1726

2:9

Например: человек умер 2 января. В этом случае девятый день выпадает на 10 января, а не на 11-е, как получилось бы при математическом сложении (2 + 9 = 11).

2:280 2:290


3:797 3:807

2. На девятый день устройте скромные поминки с пирогами. Постарайтесь обойтись без спиртного. В застольной беседе обязательно вспомните все добрые поступки и благие дела умершего.

3:1142 3:1152

Традиционно считается, что душа усопшего на протяжение сорока дней готовится к загробной жизни. Девятый день - последний, когда душе показывают райские кущи, после чего вплоть до сорокового дня она пребывает в аду, наблюдая страдания грешников и надеясь избежать этой участи. Поэтому каждое доброе слово о покойном будет ему зачтено.

3:1766

3:9

4:514 4:524

3. Сходите в церковь, поставьте свечку, помолитесь за упокой души раба Божьего (имя). Раздайте нищим милостыню и просфоры (их можно заменить печеньем) с просьбой помянуть в молитвах имя усопшего.

4:882 4:892

После церкви съездите на кладбище, оставьте милостыню и там. Многие прямо на могилах сыпят пшено и раскрошенные яйца (для птиц), на оградку кладут кулечки с печеньем и карамельками.

4:1225


4. Снимите завесы с зеркал во всех комнатах, кроме комнаты усопшего, если придерживаетесь этой традиции. Учтите, что в православии ничего не сказано о том, что после смерти человека зеркала в доме нужно накрывать, этот обычай идет от старинного русского поверия, что в зеркалах душа может заблудиться и не найти выхода на тот свет.

5:2335

К поминкам, как и к торжествам при жизни, православные христиане относятся очень серьезно. В данном случае важно все делать по правилам. Так как душа усопшего именно в этот период нуждается в молитве и поминании. В христианских книгах не один раз встречается упоминание, что по молитвам живых, будет помощь умершим и наоборот. Также считается, что душа до сорокового дня видит и рай и ад, и только после этого определяется ее судьба по делам ее.

В современном мире немного стерлись обычаи и достаточно часто поминальный обед, который должен состояться строго на девятый день после похорон, делают на второй день. Объясняется это тем, что в городах людям постоянно не хватает времени, потому все обычаи начали «сжимать», что является в корень не верным. Как и 9 дней по усопшему, так и 40 и год, нужно проводить строго в установленное время, потому как именно в эти дни вершится судьба души умершего, и она больше всего нуждается в поддержке и защите.

По поводу поминок на девятый день существует много заблуждений и мифов, которые ничего общего с христианской верой не имеют. Часто, молодые люди задают вопрос старшему поколению, в надежде, что они наверняка знают правила проведения поминок, хотя те, в свою очередь, могут много чего упустить. Вот так и рождаются заблуждения и «бабушкины советы», которые сильно отдаляют истинные традиции от придуманных. Если человек чего-то не знает, или сомневается в правильности проводимых действий, лучше всего спросить непосредственно у священнослужителя, а не у соседки. Только так каждый получит правильный и назидательный ответ и проведет поминки по всем правилам.

Здесь мы опишем, как правильно провести поминки на девять дней, что необходимо приготовить и какие молитвы читаются по усопшему в этот период


9 дней после смерти: смысл поминок в это время

Первые поминки, которые проводятся после захоронения человека, являются именно на девятый день после смерти. Именно в этот период со дня смерти душа усопшего, в сопровождении ангелов, ходит по раю и видит все блага и радости святых отцов. После чего именно на 9-тый день ангелы возносят душу к престолу Божию, чтобы она могла поклониться и возвеличить имя Бога. После чего душа направляется также на ознакомительную «экскурсию» в ад. Но если человек при жизни был праведником и вел строго христианскую жизнь, то его участь может решиться как раз на девятый день после захоронения. Поэтому родным и близким усопшего именно в этот день необходимо возносить особенно пламенные молитвы и максимально думать о душе умершего и его смертных путях.

До сорокового дня душа умершего проходит все круги ада, где ее пытаются отвоевать у ангелов, показывая все ее грехи. В противовес этому, ангелы показывают все добрые дела человека при жизни и если их было больше чем плохих, душа человека возноситься на небеса и там ожидает Страшного Суда, а если было больше плохих, тогда ее забирают бесы и мучают также до Суда.

Бывает так, что и хороших, и плохих дел является практически поровну, тогда-то и решается судьба умершего по молитвам его близких на земле. Если за усопшего на протяжении 40-ка дней возносятся молитвы, подаются записки за упокой и проводятся поминальные службы, тогда его душа спасена, если же нет, тогда он остается в аду.

Потому так важно именно 9 дней и 40 проводить по всем правилам христианского мира, чтобы способствовать душе усопшего вознестись на небеса, а не спуститься в преисподнюю.


Зачем проводят поминки на 9 день

Считается, что чин девяти ангелов приходится именно на 9-тый день. Именно они вместе с душей умершего просят у престола Господа о помиловании и снисхождении к грешной душе человека. Если удается умилостивить Господа, тогда душа остается в раю, не проходя мытарства в аду, которые длятся до сорокового дня. В случае если душа не была праведной, ее отправляют на испытания в ад, для прохождения мытарств.

Если душа сможет без преград пройти все круги ада, тогда она снова предстанет перед Престолом, и уже останется в раю, воздавая благодарственные молитвы и величания Господу. Считается также, что душа, которая по молитвам ближних на земле попала в рай, в свою очередь, возносит молитвы Богу за сродников на земле. Также она может являться в сложные периоды жизни и предупреждать родных и близких об опасности.

Почему поминают померших на 9 день?


Каких правил необходимо придерживаться для проведения поминок на 9 день

В христианском мире существует ряд правил, которые были установлены еще нашими праотцами и подробно описаны в религиозной литературе. Эти правила необходимо строго соблюдать и следить, чтобы они выполнялись без изменений:

  • Необходимо создать подобающую атмосферу в том месте, где планируется проведение поминального обеда. Также нужно проследить за этим и в домашних условиях. В домашних стенах, как правило, ставят стакан с водой и ломтиком хлеба. Также перед фотографией усопшего зажигают лампаду. Но также лампадку можно зажигать перед иконой. В церквях родственники и близкие умершего, заказывают поминальный молебен, ставят свечи в специально отведенных местах за упокой и читают молитву о принятии души умершего Господу Богу;
  • 9 дней – это не званый обед, поэтому на эти поминки специально никого не приглашают. Чаще всего собираются родственники, близкие друзья и сослуживцы усопшего. Стоит помнить, что именно на эти поминки, каждый должен поинтересоваться где и когда они будут проходить;
  • Женщины на голове должны иметь платки, прикрывая волосы, которые не должны выбиваться из-под платка. Мужчины же наоборот, должны освободить голову от любых уборов и сидеть за столом с непокрытой головой;
  • Часто задают вопрос, что нужно нести на поминки 9 дней? Чаще всего это цветы, которые необходимо уложить на могилку умершего. К столу необходимо положить красное вино, потому как именно им поминают усопших, конфеты и печенье;
  • На столе в обязательном порядке должны присутствовать разные компоты, кутя и другая каша. Также часто можно увидеть, что те блюда, которые любил умерший при жизни, часто ставят на поминальный стол или накладывают в пустую тарелку. В каждом регионе могут существовать свои обычаи и традиции поминального стола на 9 дней, но основа у всех должна быть одна;
  • Поминать усопшего необходимо красным вином и чаще всего это три рюмки. В такой период является недопустимым присутствие крепких алкогольных напитков на столе. Также не стоит «засиживаться» за столом, чтобы не превратить поминальный обед в застолье.
  • Если поминальная трапеза припадает на пост, тогда необходимо полностью исключить все мясные блюда, заменив их на рыбные и более легкие закуски. При этом компот и кутя остаются неизменными на поминальном столе;
  • За поминальным столом нужно не просто отобедать, но и вспомнить (помянуть) человека, рассказав какие-то моменты усопшего, вспомнив его положительные стороны и с хорошей стороны поведать о нем тем, кто возможно был с усопшим не так близко знаком. Чаще всего в такие моменты открываются некоторые истины, которые собравшихся наталкивают на душеспасительные раздумья.

Что необходимо приготовить на поминальный стол 9 дней?

Стандартное меню на поминки девяти дней может выглядеть так:

  1. Кисель, кутя, канун (также может носить название как колово);
  2. Блины с разной начинкой, чаще всего это творог мак и яблоки, иногда ливер;
  3. Бутерброды со шпротами и другая рыбная холодная закуска;
  4. Пироги сладкие (чаще всего с маковой или яблочной начинкой);
  5. Обязательно должно быть хотя бы одно горячее блюдо, например борщ с мясом птицы;
  6. Каша, жаркое;
  7. Котлеты и голубцы;
  8. Салаты, особенно овощные (винегрет, морковь по-корейски и т.д.);
  9. Перец фаршированный;
  10. Картофель отварной с грибами;
  11. Квас и компот;
  12. Также на стол подают печенья и конфеты, которые люди сами принесли на поминальный обед.

Принято готовить и те блюда, которые усопший любил при жизни. Это также является своего рода упоминанием умершего. Если 9 дней припали на пост, необходимо все мясные блюда заменить на их рыбные аналоги, а голубцы можно сделать овощными, заменив мясо на грибы.

Очень важно в этот день раздавать милостыню и накормить нуждающихся, при этом нужно просить помянуть усопшего.

Какие молитвы нужно читать на поминки 9 дней

В день смерти и до погребения в доме перед иконой обычно прочитывается весь псалтырь и определенные молитвы. Читать их может только тот человек, который получил благословение от батюшки. Если же такого человека нет, стоит перед иконой прочитать молитвенное правило и попросить благословения Божия самостоятельно.

На девятый день также читаются молитвы, которые можно произносить как в церкви, так и в домашних стенах возле икон. Если поминальный обед был назначен в кафе, как это сейчас часто бывает, стоит перед поминальной трапезой прочитать специальные молитвы по усопшему и только после этого приступать к обеду.

Чин литии об усопшем на 9 дней

Необходимо перед поминальной трапезой прочитать чин литии об усопшем, которая совершается дома или на кладбище, непосредственно перед могилкой:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Разьясните пожалуйста что означают 3-й, 9-й и 40-й день после смерти человека. Что переживает и где находится душа умершего в эти дни?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Наше земное бытие – приготовление к жизнь будущей: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Посмертные опыты свидетельствуют, что, освободившись от дебелости телесной, душа становится более деятельной. Испытания, которые она претерпевает сразу же после разлучения с телом, имеют духовно- нравственную природу. Все, что она делала доброго и худого, остается. Поэтому для души с самого начала загробной жизни (еще до Суда) начинаются радости или страдания в зависимости от того, как она жила на земле. Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т.е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать, вопреки мнению некоторых неверных, будто после исхода из этой жизни они разрушаются в ничто; они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога» (Собеседование 1, гл. 14). В первые два дня, освободившись от бренного тела, душа наслаждается свободой и может посещать на земле те места, которые ей были дороги. Но на третий день она попадает уже в иные области. Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (почил в 395 г.): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело <...> А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы» мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости <...> По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего. После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения <...>По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место <...> Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение» (Св. Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников…, - «Христианское чтение», 1831, ч. 43, с. 123-31; «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела, М., 1999, с. 13-19).

Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.