Уильям Грэм Самнер
Самнер (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, шт. Нью-Джерси,- 12.4.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси), американский социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция Самнера формировалась главным образом под воздействием идей Спенсера . Самнер отстаивал два основных принципа: универсальность естественного отбора и борьба за существование; автоматический и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого Самнер рассматривал социальное неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником государственного регулирования, реформ и тем более революционных преобразования общественной жизни. Воззрения Самнера выражали интересы средних слоев американской буржуазии. В работе «Народные обычаи» («Folkvays», 1906), основанной на анализе большого этнографического материала, Самнер разрабатывает понятия «мы - группа», «они - группа» и «этноцентризм» применительно к «примитивным» обществам и начальным этапам человеческой истории. Отношения в «мы - группе» он характеризует как сплочённость, отношения между «мы - группой» и «они - группой» - как враждебность. Последняя, по Самнеру, связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнической) группы. Эта работа Самнера вошла в историю социальной и этнической психологии не исходными социал-дарвинистскими принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отдельных черт обычая и некоторых других явлений.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Исторические лица США (биографический указатель).
Сочинения:
Challenge of facts and otlier essays, New Haven, 1914;
The science of society, v. 1-4, New Haven - L., 1927-28 (совм. с A. G. Keller).
Литература:
Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964;
История бурш. социологии 19 -нач. 20 в., М., 1979, гл. 4;
М с С 1 о-skey R. G., American conservatism in the age of enterprise, 1865-1910.
A study of W. G. Sumner, S. J. Field and A. Carnegie, N. Y., 1964.
30.10.1840, Патерсон, шт. Нью-Джерси - 12.4.1910, Инглвуд, шт. Нью-Джерси), амер. социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция С. формировалась гл. обр. под воздействием идей Спенсера. С. отстаивал два осн. принципа: универсальность естеств. отбора и борьба за существование; автоматич. и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого С. рассматривал социальное неравенство как естеств. и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником гос. регулирования, реформ и тем более революц. преобразования обществ. жизни. Воззрения С. выражали интересы средних слоев амер. буржуазии. В работе «Народные обычаи» («Folkvays», 1906), основанной на анализе большого этнографич. материала, С. разрабатывает понятия «мы - группа», «они - группа» и «этноцентризм» применительно к. «примитивным» обществам и начальным этапам человеч. истории. Отношения в «мы - группе» он характеризует как сплоченность, отношения между «мы - группой» и «они - группой» - как враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнич.) группы. Эта работа С. вошла в историю социальной и этнич. психологии не исходными социал-дарвинистскими принципами ее автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отд. черт обычая и нек-рых др. явлений.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Самнер, Уильям Грэм
(1840-1910) амер. социолог, представитель социал-дарвинизма в социологии, один из родоначальников социол. науки в США. В 1863 закончил Йельский ун-т по специальности “полит. экономия”. Затем учился в Геттингене, Женеве, Оксфорде, где изучал языки, историю и теологию. В 1866, по возвращении из Европы, принял сан священника, от к-рого в 1872 отказался, став проф. полит. и социальной науки в Йельском ун-те, где работал до конца жизни. До 90-х гг. занимался гл. обр. экон. науками, в своих ярких экон. очерках, пользовавшихся большой популярностью, отстаивал принципы индивидуализма и laissez-faire. Уже в ранних экон. работах С. проявились его социал-дарвинистские воззрения. Он считал, что об-во должно управляться естеств. законами и что попытки гос. регулирования естеств. социальных процессов иррациональны. К 90-м гг. осн. предметом интереса С. становится социология; у него возникает идея создания единой индуктивной науки об об-ве, обобщения этногр. и истор. фактов. Социол. воззрения С., сложившиеся под значит. влиянием работ Спенсера и чеш. социолога Ю. Липперта, развивались далее в русле этого замысла и нашли отражение в двух его осн. социол. трудах “Народные обычаи” (1906) и “Наука об об-ве” (в 4 т., 1927). Книга “Наука об об-ве”, задуманная как учебник, не была завершена; ее закончил ученик и осн. популяризатор идей С. А. Келлер. “Народные обычаи” - важнейшее произведение С., один из наиболее влият. трудов о социальных нормах в истории ранней амер. социол. мысли. Осн. теор. идеи этого труда выстраиваются вокруг таких проблем, как природа норм и обычаев (см. Норма культурная, Обычай), их происхождение, изменение обычаев, механизмы закрепления обычаев и их институционализации, связь обычаев с социальными группами. Проблема возникновения и закрепления обычаев решается С. с позиций социал-дарвинизма. Обычаи складываются на основе удовлетворения индивидами своих потребностей: опр. способы поведения, удовлетворяющие ту или иную потребность и в силу этого выгодные для индивида, закрепляются, становятся привычными. Первонач. механизмом возникновения обычаев является метод проб и ошибок (метод “грубого эксперимента и отбора”): одни способы поведения оказываются менее болезненными по сравнению с другими, более эффективно обеспечивают удовольствие и оберегают человека от страдания, а потому имеют больше шансов на сохранение. Групповая жизнь людей и их борьба за существование способствовали распространению функционально полезных способов поведения в социальной группе и превращению их в обычаи. Обычаи являются осн. социетальной силой. Они опосредствуют в об-ве удовлетворение всех человеч. потребностей и накладывают социальные ограничения на биологически детерминированное поведение каждого члена об-ва. Поскольку возникновение обычаев не осознается людьми, то их происхождение всегда “окутано тайной”, а сами обычаи наделяются для людей “силой фактов”. Осн. свойствами нар. обычаев С. считал их инертность, изменчивость, тенденцию к совершенствованию и согласованности. Обычаи всегда непосредственно связаны с той или иной группой; каждая группа имеет свои обычаи. Развивая эту идею, С. ввел понятие “мы-группа”, “они-группа” и “Этноцентризм”, получившие впоследствии широкое применение в социальных науках. Принадлежность к “мы-группе” всегда определяет этноцентрич. воззрения человека на мир. Формы проявления этноцентризма бывают различными: идея истор. миссии и “избранности” собств. народа, патриотизм, шовинизм. Когда обычаи соединяются с теми или иными идеями и рац. обоснованиями их существования, они превращаются в нравы. Дальнейшей ступенью закрепления обычаев, служащей формированию опр. социальной структуры для поддержания опр. группы идей и обычаев, являются институты. Функцией институтов всегда является удовлетворение человеч. потребностей. Выделяя четыре “великих движущих мотива человеч. поведения” (голод, любовь, честолюбие и страх), С. разделил институты на четыре класса: институты социетального самосохранения, обеспечивающие удовлетворение потребностей в питании и самосохранении (промышленная организация, собственность, “регулятивная организация”); институты социетального самовоспроизводства, удовлетворяющие сексуальную потребность и служащие продолжению рода (брак и семья); институты самоутверждения, удовлетворяющие человеч. “тщеславие” и “честолюбие” (спорт, игры, танец, мода, украшения, престиж и т.п.); религ. институты, связанные со “страхом перед духами” (анимизм, шаманизм, фетишизм, табу, Ритуал, жертвоприношение, магия и т.п.). В работе “Наука об об-ве” С. и Келлер привели обширный этногр. материал, иллюстрирующий развитые в труде “Нар. обычаи” идеи и классификации. Развиваемый С. социол. подход был по существу антропологическим. Хотя труды С. пользовались в свое время большой популярностью, а “Нар. обычаи” вошли в золотой фонд социол. классики, его этнографически-ориентированный подход не получил сколь-нибудь широкого распространения. К числу осн. заслуг С. можно отнести большой вклад, внесенный им в институционализацию социол. науки в США. В частности, в 1875 он ввел в Йельском ун-те первый в истории амер. науки курс социологии. Соч. : Protectionism: The -ism Which Teaches that Waste Makes Wealth. N.Y., 1885; Earth-hunger and other Essays. New Haven a.o., 1913; The Forgotten Man, and other essays. New Haven, 1918; The Science of Society (with A.G. Keller). V. 1-4. New Haven; L., 1927; War and other essays. New Haven; L., 1919; What Social Classes Owe to Each Other. New Haven; L., 1925; Essays of William Graham Sumner. V. 1-2. New Haven; L., 1934; Folkways, a Study of the Sociological Importance of Usages, Manners, Customs, Mores and Morals. Boston; N.Y. etc., 1940; The Challenge of Facts and other Essays. N.Y., 1971. Лит. : Starr H.E. William Graham Sumner. N.Y., 1925; Park R.E. The Sociological Methods of William Graham Sumner, and of William I. Thomas and Florian Znaniecki // Methods in Social Science: a Case Book. Chi., 1931; Sumner Today: Selected essays of W.G. Sumner. New Haven, 1940; Curtis B. William Graham Sumner. New Haven,1940. В. Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Штат Нью-Джерси), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма
. Профессор политической и социальной науки Иельского университета. Концепция С. формировалась главным образом под воздействием идей Г.
Спенсера
. С. отстаивал два основных принципа: универсальность естественного отбора, который толковался им как идея естественности социального отбора, и борьбы за существование; автоматический и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого, С. рассматривал социальное неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником государственного регулирования, попыток реформировать и тем более революционизировать общественную жизнь. Воззрения С. выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий свободной конкуренции перед лицом усиления государственно-монополистических тенденций. В работе «Народные обычаи» (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, С. разрабатывает понятия «мы ‒ группа», «они ‒ группа» и «этноцентризм» применительно к «примитивным» обществам и начальным этапам человеческой истории. Отношения в «мы ‒ группе» он характеризует как сплочённость, отношения между «мы ‒ группой» и «они ‒ группой»‒ как враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнической) группы. Эта работа С. вошла в историю социальной и этнической психологии не исходными социал-дарвинистскими принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отдельных черт обычая
и некоторых других явлений.
Соч.: Challenge of facts and other essays, New Haven, 1914; Falkways, Boston ‒ N. Y.. 1940; The science of society, v. 1‒4, New Haven ‒ L., 1927‒28 (совм. с A. Keller).
Лит.:
Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; McCIoskey R. G., American conservatism in the age of enterprisr, 1865‒1910. A study of W. G. Sumner, N. Y., 1964.
═ Л. Б. Гофман.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
Смотреть что такое "Самнер Уильям Грэм" в других словарях:
- (1840 1910) американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. В работе Народные обычаи (1906) разработал понятие этноцентризм и др., дал анализ норм социальной жизни, обычаев …
- (Sumner) (1840 1910), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. В работе «Народные обычаи» (1906) даны понятие этноцентризма и др., анализ норм социальной жизни, обычаев. * * * САМНЕР Уильям Грэм САМНЕР… … Энциклопедический словарь
Словарь бизнес-терминов
- (18401910), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. Профессор Йельского университета (18721909). Противник государственного регулирования; рассматривал социальное неравенство как условие… … Большой Энциклопедический словарь
САМНЕР (SUMNER), Уильям Грэм (1840-1910) - американский экономист, социолог, представитель либерального направления. Самнер выступал противником всех форм государственного регулирования экономических отношений, поддерживая требования свободной конкуренции для всех форм предпринимательства … Большой экономический словарь
САМНЕР (SUMNER) Уильям Грэм - (1840 1910) американский социолог, профессор Йельского университета. С. представил студентам систематизированный курс лекций по социологии Наука об обществе. Основными принципами социологии С. считал неуклонный и автоматический характер… … Социология: Энциклопедия
Уильям Грэм Сáмнер (Sumner) (1840 1910) амер. социолог, представитель социал дарвинизма в социологии, один из родоначальников социол. науки в США. В 1863 закончил Йельский ун т по специальности “полит. экономия”. Затем учился в Гёттингене, Женеве … Энциклопедия культурологии
- (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, штат Нью Джер си, 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью Джерси) американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йельского университета, представитель социального… … Энциклопедия социологии
I Самнер (Sumner) Джеймс Бетчеллер (19.11.1887, Кантон, штат Огайо, 12.8.1955, Буффало, штат Нью Йорк), американский биохимик. Член Национальной АН США и Американской академик искусств и наук. Окончил Гарвардский университет (1910).… … Большая советская энциклопедия
- (Sumner), Уильям Грэм (30 окт. 1840 – 12 апр. 1910) – амер. социолог, один из зачинателей амер. бурж. социологии. С 1872 – проф. Иельского ун та. Последователь Спенсера, испытавший также влияние Гумпловича, Ратценхофера и Липперта, С. в осн.… … Философская энциклопедия
Sumner, William) (1840-1910) - ранний американский социолог. Творчество Самнера как эволюционного теоретика, испытавшего особое влияние со стороны Герберта Спенсера, сегодня обсуждается относительно мало. Однако его наиболее известная работа - "Народные обычаи" (1906) - оставила в наследство ряд терминов, сохранивших употребительность. См. Нравы; Народные обычаи; Этноцентризм; Социал-дарвинизм.
Отличное определение
Неполное определение ↓
САМНЕР (Sumner) Уильям Грэм
1840-1910) - американский социолог, профессор Йельского университета. С. представил студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука об обществе".
Основными принципами социологии С. считал неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, а также всесилие и универсальность естественного отбора и борьбы за существование.
Эволюция, по С., прокладывает себе путь через борьбу за существование, которая столь же "естественна", как сама эволюция или гравитация. Социальное неравенство, с точки зрения С., выступает как естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Идея естественного отбора трактуется С. как идея естественности и закономерности социального отбора. Нарастание имущественного неравенства, по мнению социолога, - не препятствие общественному прогрессу, а его предпосылка и условие.
Тем не менее, приступив на основе социологического анализа большого этнографического материала к изучению нормативных элементов общественной жизни, С. несколько отошел от традиционалистских представлений.
Первичным фактором, определяющим развитие общества и его социальную структуру, С. считал нравы и "народные обычаи", понимавшиеся им как всякий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели, общий для членов социальной группы.
Анализируя механизмы формирования народных обычаев, или стандартизированных нормативов поведения, С. отмечал, что "действие, в котором формируются народные обычаи, состоит в частом повторении мелких актов обычно большим количеством людей, действующих сообща или по крайней мере действующих сходным образом перед лицом одной проблемы".
Абсолютизируя процессы борьбы за существование и их роль в человеческих сообществах, С. трактовал "народные обычаи" как бессознательно складывающиеся способы борьбы людей между собой и с окружающей живой природой. Основополагающими мотивами человеческих действий он считал голод, сексуальную страсть, честолюбие и страх.
Анализ механизмов возникновения обычаев и привычек С. осуществлял исходя из того, что способы деятельности, которые вырабатываются людьми для удовлетворения потребностей, постепенно становятся рутинными и выступают для индивида уже как привычки. В результате этого индивид соответствует собственному общественному окружению как участник деятельности социальной группы, как существо, принимающее ее нормы.
Определенную популярность приобрели в западной социологии выработанные С. понятия "мы-группа" и "они-группа", посредством которых фиксировались социальные отношения и установки. По С., "мы-группа" характеризуется отношениями солидарности и сплоченности, а взаимоотношения "мы-группа" и "они-группа" - определенной напряженностью и враждебностью. Эти отношения, свойственные главным образом "примитивным обществам", С. непосредственно связывал с "этноцентризмом", понимаемым им как склонность человека к восприятию и оценке окружающего мира сквозь призму представлений той социальной группы, к которой он принадлежит.
Полагая, что собственная социальная группа является для человека центром всего, а все остальные ранжируются и оцениваются по отношению к ней, С. предложил представление об обществе как конгломерате конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель жизни - поддержание ее самой.
Это воззрение на общество обусловило мнение С. о том, что стихийная природа всех социальных процессов делает невозможным регулирование людьми собственной общественной жизнедеятельности.
Ограничившись в основном лишь социопсихологической интерпретацией изучаемых и реконструируемых процессов и явлений, С. тем не менее сумел получить ряд значимых результатов, в том числе - постановку проблемы о роли социальных норм в жизни людей.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Среди «отцов-основателей» американской социологии выделяется Уильям Грэм Самнер (1840-1912). Подобно многим первым социологам, он начинал свою профессиональную карьеру отнюдь не в области гуманитарного знания. Получив прекрасное по тем временам теологическое образование в университетах США и Европы, Самнер несколько лет посвятил служению церкви. В начале 70-х гг. он знакомится с идеями Г. Спенсера, которые перевернули его мировоззренческую ориентацию: теолог стал эволюционистом. В 1872 г. началась педагогическая деятельность Самнера на посту профессора политических наук в Йелльском университете, где он проработал до ухода на пенсию в 1909 г. В 1876 г. он приступил к чтению лекций по социологии, вошедших в историю как первый в США (или даже в мире) университетский курс по социологии. Историки американской социологии единодушны в
СОЦИОЛОГИЯ США
утверждении, что профессор Самнер сделал больше, чем кто-либо другой, для популяризации социологии как учебной дисциплины в университетах 1 . Самнер занимался пропагандой своих идей за пределами университетских стен, и его публичные выступления собирали многочисленные аудитории. В 1908-1909 гг. он был избран на пост президента Американского социологического общества.
Самнер оставил значительное научное наследие. Список его трудов включает около трехсот публикаций, среди которых книги и статьи по экономике, политической науке, социологии. Самое известное исследование ученого - увидевшая свет в 1906 г. монография «Народные обычаи» (Folkways. Boston, 1906). После смерти ученого были опубликованы его многочисленные научные и публицистические статьи, очерки, выступления в различных сборниках, позволившие углубить представление о его идейно-теоретических позициях, о многогранности общественной деятельности 2 . Благодаря проф. А. Келлеру - ученику и последователю Самнера - в конце 20-х гг. был издан в четырех томах оставшийся незавершенным капитальный труд «Наука об обществе» (1927- 1928). Именно эти работы снискали Самнеру славу и высокий авторитет ученого-социолога.
У. Самнер выступил как активный поборник социал-дарвинистской традиции на американской почве. Уже в первых статьях, написанных в 70-80-е гг., прослеживается доктринальная близость их автора к Г. Спенсеру. Самнеру удалось теоретически обосновать специфический вариант социал-дарвинизма, синтезировав идеи протестантской этики и дарвиновского учения.
Социология для Самнера - это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Индивидуумы должны познавать социальные законы, чтобы следовать им. Ученый разделял взгляды Г. Спенсера о том, что основной социальный закон - закон эволюции, который действует независимо от воли и желания людей. Но в отличие от английского социолога Самнер понимал механизм эволюции не как борьбу за существование, выживание сильнейших, а как «естественный» социальный отбор, «агентами» которого выступают не только конку-
1 См., например: Barnes H.E.
(ed.). An Introduction on the History of Sociology.
Chicago, 1948. P. 55; Odum H. W.
American Sociology. The Story of Sociology in the
United States Through 1950. N. Y, 1951. P. 83.
2 Sumner W.G.
War and Other Essays. New Haven, 1911; Sumner W.G.
The
Challenge of Facts and Other Essays. New Haven, 1914; Sumner W.G.
The Forgotten
Man and Other Essays. New Haven, 1918.
История социологии
ренция, но и нравы общества, народные обычаи. В этом процессе каждый класс улучшает свои возможности. В работе «Чем общественные классы обязаны друг другу» (1883) ученый обосновывал идеи о том, что в мировой истории не было ни одного периода, когда бы отсутствовали классы и классовая борьба, и что рецептов устранения или смягчения классовых конфликтов в природе не существует. Чтобы «каждый класс смог улучшить свои возможности», необходимо стремиться к консенсусу, к установлению «отношений доброй воли и взаимного уважения» 1 .
Определяющим фактором человеческой жизни, условием развития цивилизации, по Самнеру, является собственность. Благодаря собственности человек превращается из примитивного существа в человека, обладающего разумом 2 . Самнер по существу связывает цивилизационный процесс с накоплением собственности 3 . Социальная конкуренция неизбежно приводит к монополизации собственности, порождающей в свою очередь социально-экономическое расслоение общества. Он полагал, что в любом обществе существуют классовые различия и дифференциация, поскольку оно заинтересовано в развитии: «Если мы хотим быть реалистами, то надо признать необходимость в социальном неравенстве, в социальных классах 4 .
Социал-дарвинистским по своей сути было утверждение Самнера о необходимости социально-экономической свободы, в условиях которой выживать должны самые приспособленные. Рассуждая о критерии приспособляемости индивида, Самнер усматривает его в мере труда и успеха, которой человек содействует материальному процветанию общества 5 . Для него индивиды, достигшие высшего статуса, олицетворяли собой ту «благоприятную биологическую разновидность», которая обладала лучшими адаптационными способностями и в силу этого вносила наибольший вклад в социальный прогресс.
Самнер выступил в качестве одного из первых и самых настойчивых защитников идеологии нового консерватизма, корректировавших свое отношение к принципу laissez-faire. Доказывая
1 См.: Беккер Г., Бесков А.
Современная социологическая теория в ее пре
емственности и изменении. М., 1961. С. 168-169.
2 Sumner W.G. What Social Classes Owe to Each Other. N.Y., 1920. P. 86.
3 SumnerW.G., Keller A.G.
The Science of Society. \fol. 4. New Haven, 1927-1928.
P. 100-101.
5 Sumner W.G. The Challenge of Fact and Other Essays. New Haven, 1914. P. 25.
СОЦИОЛОГИЯ США 469
необходимость защиты индивидуальных свобод от всепоглощающей государственности, он подчеркивал, что государство, по природе его формирования, подвержено ошибкам и выступает как «худшее создание» 1 . Такая логика рассуждений приводила его к выводу о бессмысленности всяких реформ и форм государственного контроля. В своих работах ученый не уставал повторять, что социальные улучшения являются следствием экономических улучшений. Еще в 1883 г. он предупреждал: «Модель прямого социального усовершенствования всегда имеет деспотический и искусственный характер, в то время как истинное социальное достижение должно быть продуктом естественного развития» 2 . Спустя десять лет Самнер более решительно высказывался против любой попытки сознательного вмешательства в ход общественных процессов: «Величайшим заблуждением человека является мысль о том, что можно сесть с грифельной доской и карандашом за планирование нашего нового социального мира» 3 .
Специфические черты социал-дарвинистской методологии Самнера ярче всего проявились в его основном труде «Народные обычаи», в котором дана социологическая интерпретация их истоков, сущности и функций этих обычаев. Он трактует народные обычаи как продукт фундаментальных биологических потребностей индивида, представляющий собой складывающиеся бессознательно способы борьбы людей друг с другом и окружающей средой. Философия, религия, мораль - все это объявляется Самнером продуктом народных обычаев, а вовсе не творческих сил. И хотя обычаи являются продуктом фундаментальных биологических потребностей индивидов, они, по мнению Самнера, имеют социальный характер, поскольку принадлежат к системе договорных отношений и институтов. Это обстоятельство и выдвигает их в число ведущих факторов развития общества. Автор предлагает четкое и простое определение понятия «обычай». Он полагает, что человеческое поведение с самого начала определяется тремя «факторами» (интерес, боль и удовольствие) и четырьмя «мотивами» (голод, секс, тщеславие и страх) 4 . Народные обычаи являются простым привычным средством закрепления опыта. Первоначально групповые обычаи действуют на подсознательном, иррациональном уровне: они вытекают из потребностей группы и меняются под
1 Sumner W.G. What Social Classes Owe to Each Other. N.Y., 1920. P. 9.
2 Ibid. P. 160-161.
3 Sumner W.G. War and Other Essays. P. 208-209.
4 Sumner W.G. Folkways. P. 40, 18.
История социологии
воздействием не сознательно поставленной цели, но лишь адаптации к новым, изменившимся условиям. Со временем народные обычаи постепенно поднимаются на уровень сознательной рефлексии и, «генерализируясь в теорию социального благополучия, становятся нравами». Нравы, по Самнеру, - это «народные обычаи, дополненные моральными соображениями по поводу того, что способствует благоденствию» 1 . Целью нравов, которые получают статус этического императива, является социальное благоденствие. Нравы, поддерживаемые групповым авторитетом, выступают главным агентом, осуществляющим социальный отбор и социальное принуждение: они выносят вердикт по поводу поведения в группе, оценивая его как правильное или неправильное.
Самнер обосновывает свою знаменитую теорию стратификации, в основу которой им был положен критерий «социетальной ценности» различных классов и социальных страт. По его мнению, собственно настоящим «классом» выступает элита, включающая гениев и талантливых индивидов. Признаком «класса» является обладание контролем над властью. На социальном «дне» располагаются «зависимые, дефективные и делинквентные» слои населения, к которым примыкает пролетариат. Он не имеет постоянного источника существования и потому полезен обществу, как полагает Самнер, только тем, что «поставляет ему детей». Выше пролетариата на социальной лестнице располагается страта, состоящая из людей, самостоятельно зарабатывающих себе на жизнь, но являющихся неквалифицированными и неграмотными. В свою очередь между ними и «талантами» Самнер располагает так называемых «медиократов», составляющих «массу». Масса не является оформленным феноменом, она лишь аморфная «сердцевина общества» 2 . Самнер предложил функциональный подход к выделению различий между «классами» и «массой». Последняя консервативна в силу заложенных в ней инстинктов, она несет в себе народные обычаи, традиции и привычки, является ведомой и в любом случае не способна осуществлять руководство. «Класс» же представляет собой группу, которая в состоянии изменять общество, вести борьбу за политическую и экономическую власть. Назначение элиты (класса) состоит в реализации функций размышления, разрешения проблем и предвидения ситуаций. По Самнеру, именно элита в состоянии приспособить нравы к изменившимся условиям 3 . По сути
1 Sumner W.G. Folkways. P. 30.
СОЦИОЛОГИЯ США 471
своей Самнер одним из первых апеллировал к методам социальной прогностики при анализе стратификации.
Ученый допускал возможность ограниченного сознательного контроля социальной жизнью. Обычаи могут утратить свою силу, отмереть, трансформироваться. Самый опасный вариант развития нравов, по Самнеру, связан с дезинтеграцией общества. «Революция - это время, когда не существует нравов. Старые нравы являются отринутыми, а новые находятся в процессе формирования. Социальный ритуал прерывается, и старые табу приостанавливаются» ".
Вся социальная жизнь, по Самнеру, состоит в следовании обычаям, а когда обычаи и нравы становятся институтами или законами, они изменяют характер. Самнеровское учение об институтах формировалось под сильным влиянием Г. Спенсера. Однако американский ученый пошел дальше своего учителя и предложил оригинальный подход к типологии социальных институтов, который вытекает из его классификации социетальной активности. Исходя из идеи о том, что поведение человека определяется мотивами голода, секса, тщеславия и страха, Самнер выделяет соответствующие этим четырем побудительным мотивам способы удовлетворения потребностей: через институты самоподдержания общества (собственность, индустриальная организация, война за распределение богатства и др.); институты самосохранения, основанные на любви (брак, семья); институты самоутверждения, вырастающие из тщеславия (мода, этикет, игры, наслаждение и престиж) и, кроме того, ментальные и социальные реакции, из которых выросли (через страх перед духами) религиозные и регулятивные системы институтов 2 .
Согласно Самнеру, коллективное поведение становится устойчивым благодаря эффективным способам адаптации, удовлетворения потребностей в конкретных условиях существования людей. Он был убежден, что социальные институты благодаря изначально оформленному взаимному интересу способны урегулировать социальные отношения.
Сампер полагал, что институт является более сложной структурой, с отдельными нравами, обычаями или даже законами. «Структура - это каркас, или аппарат, или ряд чиновников, задачей которых является обеспечение взаимодействия предписанным способом в определенных условиях» 3 . Опираясь на ряд нравов и
1 Sumner W.G. Folkways. P. 86.
2 Sumner W.G., JellerA.G. The Science of Society. Vol. 4. P. 89-90.
3 Sumner W.G. Folkways. P. 54.
История социологии
обычаев, формирующих систему предписанных позиций индивидов, институт выступает средством организации, позволяющим осуществлять кооперированные действия. Деятельность индивида становится публично одобряемой и санкционированной, таким образом, она «институализируется». Структура проявляет себя в определенной и специфической системе действий, которые определяются правилами. Они включают «предписанные позиции» и использование «аппарата», средств и «инструментариев».
Самнер прослеживает эволюцию ряда первоначальных институтов (собственности, брака и семьи, религии, государства, классов, права и др.), которые берут истоки в народных обычаях. Каждый из них призван осуществлять свои специфические функции по отношению к индивиду и обществу. Он показывает, что в основе социального порядка и сложившихся условностей лежат представления общества о том, как преуспеть. В отличие от Спенсера, утверждавшего, что социальные институты возникают в ходе эволюции, стихийно, как ответ на рост численности популяции, Самнер акцентировал внимание на том, что они являются продуктом рационального изобретения и принадлежат к высокой цивилизации 1 .
Большое значение для теоретической социологии имела разработка Самнером проблемы внутригрупповых и межгрупповых отношений. Наибольшую известность приобрели категории Самнера «мы-группа» («we-groop») и «они-группа» («they-groop»). Индивиды, находящиеся внутри группы, составляют «мы-группу», а все остальные - «они-группу». Группы осмысливаются им как взаимозависимые и взаимосвязанные общности, вовлеченные в борьбу за существование. Отношения людей внутри группы и между группами резко различаются. Дружеские отношения людей внутри группы коррелируются, по мнению Самнера, с враждебными отношениями к представителям иных групп. Чем более враждебны отношения между группами, тем жестче внутренняя дисциплина в обеих группах 2 .
История человеческих групп, считал Самнер, есть история борьбы между ними. В ее основе лежит выработка и упрочение особого чувства, названного им этноцентризмом. Социолог дал определение, признанное классическим: этноцентризм - это «позиция, согласно которой собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные шкалируются и оцениваются
1 Sumner W.G. Folkways. P. 53.
СОЦИОЛОГИЯ США
по отношению к ней» 1 . Исследуя проблему соотношения народных обычаев с этноцентризмом, Самнер приходит к выводу, что этноцентризм способствует усилению народных обычаев. Это объясняется тем, что каждая группа исходит из позитивного восприятия только собственных обычаев, и потому подвергает осмеянию или презрению обычаи других групп.
Функциональный подход к объяснению народных обычаев позволил Самнеру преодолеть ограниченность биологического редукционизма, присущего социал-дарвинистской трактовке этноцентризма в концепции Л. Гумпловича. По Гумпловичу, этноцентризм - врожденное свойство сознания, являющееся причиной всех конфликтов. Самнер в рамках эволюционной теории осмыслил реальную роль этноцентризма в становлении этнических сообществ, типов культур, свойственных тем или иным народам.
Самнер, таким образом, одним из первых в теоретической социологии осуществил нормативный подход к анализу социального взаимодействия истоков, природы и функций социальных норм, первым обратился к анализу внутригрупповых и межгрупповых отношений.