Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Система правового регулирования страховой деятельности в россии. Страховое право Система правового регулирования страховой деятельности в рф

В процессе становления социальных институтов в РФ большое внимание уделялось регулированию страховой деятельности. Это связано с высоким уровнем социальной значимости данного вида работ. Наступления страхового случая может нанести вред всему народному хозяйству. Государственное регулирование страховой деятельности происходит путем представления отчетности, проверки соответствия информации фактическим результатам и нормативному регулированию.

Надзор

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью делятся на предварительный, текущий и последующий. В первом случае речь идет о проверке соответствия компаний требованиям, при которых выдается лицензия, регистрация страховщиков. заключается в проверке соблюдения норм законодательства участниками рынка: анализ отчетности, отзыв лицензий, исключение брокеров из реестра и т. д. Детальнее они будут рассмотрены далее.

Государственно правовое регулирование страховой деятельности осуществляется Законом РФ «Об организации страхового дела» и Минфином. Оно распространяется на профессиональных участников рынка, их посредников и выгодоприорбретателей.

Цели, функции, задачи

Цели государственного регулирования страховой деятельности:

  • обеспечение стабильного функционирования рынка;
  • соблюдения субъектами нормативных актов;
  • обеспечение выполнения обязательств участниками сделки;
  • защита внутреннего рынка от зарубежных компаний;
  • перечисление в государство налогов и сборов.

Направления государственного регулирования страховой деятельности:

  • принятие законов и нормативных актов, контроль за их соблюдением государственными органами;
  • регулирование платежеспособности страховщиков и обеспечение выполнения ими взятых обязательств;
  • контроль за уплатой налогов субъектами рынка;
  • наложение санкций на участников рынка.

Органы надзора выполняют такие функции:

  • выдают лицензию на ведение деятельности;
  • вносят записи в Госреестр страховщиков и брокеров;
  • осуществляют контроль за формированием тарифов;
  • устанавливают правила размещения резервов, показателей учета операций;
  • разрабатывают нормативные и методические документы;
  • разрабатывают и предоставляют предложений по развитию законодательной базы.

Права органов госнадзора

  • Получать от страховщиков, отчетность о деятельности, от их клиентов и банков - информацию о финансовом положении.
  • Осуществлять проверки на соответствие предоставленной информации и реального финансового положения.
  • В случае выявления нарушений компаниями законодательных требований давать предписания по устранению проблем. Если они не выполняются, то приостанавливать действие лицензий до полного устранения нарушений.
  • Обращаться в суд с иском о ликвидации страховщика и компаний, осуществляющих деятельность без лицензий.

Финансовое регулирование

В мировой практике по данному направлению проводится регулярный аудит страховых компаний. В РФ этот вопрос находится еще на этапе рассмотрения.

Государственное регулирование деятельности по вопросам их платежеспособности и финансовой устойчивости заключается в расчете тарифов по некоторым услугам, формировании резервов, оценке инвестиционных проектов. Страховщики ежегодно проводить оценку принятых обязательств. Ее результаты отражаются в отдельном заключении, которое и передается в госорган.

Отсутствие налаженной системы аудита негативно отражается на всей отрасли. Методики формирования резервов быстро устаревают, но редко пересматриваются. Шаги по внедрению аудита построены только на законодательном уровне, но программа и механизмы на практике не определены.

Страховые союзы

На российском рынке действуют государственные и региональные объединения страховщиков. Формируются они по видам деятельности: медицинское, автострахование и т. д. Такие союзы являются ресурсом саморегулирования рынка. Их основная задача связана с подготовкой предложений к законодательным актам, формированием фондов защиты, разработкой правил и программ, методическим обеспечением деятельности, подготовкой кадров и т. д.

Слабое развитие получил Союз защиты потребителей РФ. Его основная задача заключается в выявлении недобросовестных компаний, защите интересов потребителей, разработке правил, программ страхования и т. д.

Деятельность союзов с обоих сторон должна осуществляться в сотрудничестве. Учет интересов страховщиков и их клиентов является важной предпосылкой для развития рынка.

Мировая практика

Договоры страхования - это сложные документы с юридической точки зрения. Человеку без специального образования сложно разобраться во всех формулировках. В западных странах государственное регулирование страховой деятельности по сделкам с физическими лицами гораздо жестче, чем по договорам с юридическими лицами. Последние могут привлечь квалифицированных юристов, чтобы определить соответствие условий документа нормативным актам.

В регионах РФ государственное регулирование страховой деятельности осуществляет местные органы надзора. В пределах своих возможностей им помогает налоговая служба, Центробанк и антимонопольный кабинет. В большинстве стран Европы используется единая для система надзора. В Канаде некоторые аспекты регулируются федеральными органами, а основные полномочия переданы местным властям в провинции. Глобальное государственное регулирование страховой деятельности в США отсутствует. В каждом штате действуют свои правила.

Системы

Государственное регулирование страховой деятельности при использовании публичной системы заключается в том, что компании должны отчеты о результатах деятельности публиковать в открытых изданиях и предоставлять органам надзора. Потребители услуг могут по этой информации составить представление об организации и принять решение о целесообразности заключения договора.

Это либеральная система. Человек без специального образования не сможет разобраться в финансовых отчетах. Интересы лиц, которые заключили договора до того, как у страховщика возникли проблемы, никак не застрахованы. Госконтроль за исполнением сделок не осуществляется.

Нормативная система регулирования состоит в том, что государство дополнительно устанавливает одинаковые требования для всех организаций, занимающихся страховой деятельностью. Они могут быть связаны с финансовым обеспечением (соответствие размеров капитала принятым обязательствам), формами собственности страховщиков, сроков предоставления отчетности и т. д. В случае невыполнения этих требований на компании накладываются санкции. Эта схема уже давно и успешно действует в Великобритании, а с недавних пор появилась в странах ЕС.

Особенности государственного регулирования страховой деятельности по системе материального надзора заключается в том, что страховщики публикуют отчеты о результатах своей деятельности, а надзирающие органы контролируют выполнение условиями договоров, размеры ставок, порядок формирования резервов. В теории при такой схеме деятельности соблюдаются интересы всех сторон сделки, и отсутствует ценовой демпинг. Таким способом осуществляется государственное регулирование страховой деятельности в РФ.

Материальная система шире нормативной по количеству охваченных объектов. Ее основной принцип заключается в том, что все действия должны быть предварительно согласованы с органами госвласти. С одной стороны, такая система сильно ограничивает деятельность страховщиков. Компании, которые разрабатывают новый продукт, должны его одобрить в органах надзора. Потеря времени отразится в недополученной прибыли. С другой стороны, интересы потребителей услуг защищены.

Регистрация страховщика

В РФ лицензию на осуществление страховой деятельности выдает Минфин. Чтобы ее получить, нужно сформировать и уплатить уставной капитал в зависимости от выбранного вида деятельности:

  • минимум 25 тыс. МРОТ — все услуги, кроме страхования жизни;
  • минимум 35 тыс. МРОТ — все виды страхования;
  • более 49 тыс. МРОТ — только страхование жизни.

В указанных пределах средства должны быть перечислены в денежной форме. Сверх этих величин принимаются вклады в виде имущества, прав пользования, результатов интеллектуальной деятельности и т. п.

Дополнительно нужно предоставить в Минфин такие документы:

  • заявление;
  • учредительные документы (устав, протокол собрания, выписку из госреестра).
  • платежку о перечислении средств в счет уставного капитала;
  • деятельности;
  • правила страхования, образцы форм договоров;
  • расчет тарифов с подробной расшифровкой используемой методики;
  • данные о руководителе и его заместителях.

В качестве экономического обоснования принимается:

  • годовой бизнес-план;
  • план по перестрахованию на тот случай, если максимальная ответственность по риску составляет более 10% собственных средств;
  • алгоритм формирования резервов и план по их размещению;
  • баланс, отчет о финансовых результатах.

Решение о выдаче лицензии орган надзора принимает в течение 60 дней после получения документов. Основанием для отказа может стать не соответствие документов законодательным требованиям. Об этом госорган информирует юридическое лицо в письменной форме.

Стадии

Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации осуществляется в три этапа: предварительный, текущий и последующий. Рассмотрим каждый из них детальнее.

Предварительный контроль

Сначала идет отбор среди компаний, которые хотят получить лицензию. Не каждая организаций может осуществлять страховую деятельность.

Допуск на рынок может осуществляться двумя способами. В первом случае компания просто регистрируется в реестре страховщиков, после чего она может начинать вести деятельность. Такой явочный допуск присущ системе публичности.

Если используется концессионный способ, то органы надзора должны выдать лицензию на осуществление деятельности. Нужно предоставить документы, подтверждающие возможность выполнения финансовых требований. Именно эта схема используется в большинстве стран мира.

Текущий надзор

Органы государственной власти анализируют представляемую бухгалтерскую, В случае возникновения необходимости запрашивают дополнительные данные. Также в их компетенцию входит рассмотрение заявлений с предложениями, жалобами, осуществление проверок. То есть государственное регулирование страховой деятельности страховой организации сводится к тому, чтобы своевременно оценивать финансовые возможности компании по принятым рискам, проверить правила формирования резервов, соответствие наличия средств установленным нормативам.

Последующий контроль

На этой стадии принимаются решения в отношении страховщиков, результаты деятельности которых не соответствуют никаким требованиям (санация, ликвидация). Государственное регулирование страховой деятельности в РФ на данном этапе заключается в минимизация убытков клиентов недобросовестных компаний. Органы надзора могут накладывать ограничения на заключение новых договоров, изменять тарифные ставки, корректировать деятельность по другим аспектам. Осуществляется это в виде предписаний, то есть письменных распоряжений, обязывающих страховщика устранить нарушения в указанный срок.

Основаниями для наложения ограничений является:

  • осуществление деятельности по направлениям, не предусмотренным лицензией;
  • осуществление запрещенных законодательством видов деятельности;
  • нарушение порядка формирования резервов;
  • необоснованное снижение тарифов;
  • несоблюдение установленного размера соотношения активов и обязательств;
  • представление отчетности, других затребованных документов с нарушением сроков или порядка;
  • несоответствие предоставленной информации фактическим данным;
  • нарушение сроков уведомления о внесении изменений в устав, правила предоставления услуг, структуру ставок;
  • передача лицензии другой организации;
  • выдача полиса без приложения правил;
  • заключение договоров на более расширенных условиях, нежели тех, что прописаны в правилах.

В случае невыполнения предписания орган надзора может ограничить действие лицензии. Это может выражаться как в запрете на заключение новых договоров, так и в продлении действия старых по определенным видам деятельности или на указанной территории.

Правовые отношения, регулирующие страхование, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов страховых отношений выступают материальные и денежные ценности, а также нематериальные личные блага человека - жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами указанных отношений являются в первую очередь страховщики и страхователи. Кроме того, в страховании участвуют и другие физические и юридические лица: получатели страхового возмещения, не являющиеся страхователями, учреждения банков, финансовые, налоговые и правоохранительные органы, организации государственного управления и др.
Основополагающим нормативным документом, регулирующим страховую деятельность в России, является Федеральный закон РФ «О страховании», принятый 27 ноября 1992 г. С 1998 года этот закон действует с внесенными в него изменениями и дополнениями в новой редакции «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (№ 157-ФЗ от 31.12.97 г.). Этот закон является базовым по отношению к другим законам, посвященным страхованию, а также законам, регулирующим другие отношения, но содержащим страховые нормы.
В законе даются основные страховые понятия, в том числе понятие страхования, которое формулируется как отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими денежных средств.
Закон закрепляет право страховщика самостоятельно устанавливать условия добровольного страхования, закрепляя эти условия в конкретном договоре со страхователем. Содержание условий, которые по соглашению сто- рон могут быть включены в договор, не устанавливается. Единственное требование. предъявляемое к договору страхования, состоит в том, что он должен отвечать общим условиям действительности сделки, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
"Закон устанавливает две основные формы страхования: добровольную и обязательную. Добровольное страхование характеризуется тем. что оно осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Договор заключается на основе правил добровольного страхования, устанав-ливаемых страховщиком самостоятельно, однако эти правила не могут проти-воречить закону о страховании.
Обязательное страхование осуществляется на основе специальных нормативных актов (законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ и т.п.), устанавливающих обязательность страхования жизни и здоровья отдельных категорий граждан, гражданской ответственности владельцев автотранспорта либо отдельных видов имущества.
В законе определены субъекты страховых отношений: страхователи и страховщики. Страхователями признаются юридические и физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. В договоре страхования допускается замена страхователя. В имущественном страховании это связано либо с переходом имущества по наследству другому лицу, либо с волеизъявлением страхователя, например с актом дарения.
Если страхователь является юридическим лицом и оно реорганизуется в период действия договора страхования, то его права и обязанности переходят к правопреемнику. Однако для этого требуется согласие страховой компании.
Договор страхования может быть заключен в пользу третьего лица. Это третье лицо называют выгодоприобретателем. Выгодоприобретатель -)ГО физическое или юридическое лицо, получающее страховые выплаты по договору страхования. Страхователь может по своему усмотрению назначать или заменять выгодоприобретателя в договоре страхования.
Выгодоприобретатель в договоре страхования имеет определенные льготы, связанные с правом наследования. Страховая сумма не включается в состав наследуемого имущества, которое делится между наследниками. Почому выгодоприобретатель получает страховую сумму полностью и при этом сохраняет свои права на долю в наследстве.
Страхователь не может заменить выгодоприобретателя после наступления одного из трех событий:
страхового случая (ст. 5 Закона о страховании);
выполнения выгодоприобретателем какой-либо обязанности по договору страхования (ст. 956 ГК);
предъявления выгодоприобретателем требования к страховшику о выплате (ст. 956 ГК).
Ста; и і Закона б страховании вводит понятие перестрахования.
Перестрахованием является страхование одним страховщиком, именуемым перестрахователем, на определенных договором уловиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика, именуемого перестраховщиком. При этом п.2 ст. 13 Закона о страховании устанавливает, что страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования.
Закон ограничивает страховую защиту имущества его действительной стоимостью и возмещает только прямой ущерб. Действительная стоимость имущества определяется на момент заключения договора. По общему правилу стоимость имущества всегда определяется за вычетом износа. Страховая стоимость имущества определяется в договоре и не может оспариваться сторонами, за исключением случаев, когда страховая компания докажет, что она была намеренно введена в заблуждение страхователем.
Прямым ущербом является реальный ущерб, который причинен застрахованному имуществу в результате реализации страхового риска. Его следует отличать от косвенного ущерба и от третьей разновидности последствий страхового события, именуемой упущенной выгодой. Она состоит в том, что страхователь не получает той имущественной выгоды, которую мог бы получить в нормальных условиях. Договором страхования может быть преду-смотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме, без учета прямого ущерба и упущенной выгоды.
Закон предоставляет право страховщику компенсировать ущерб в натуральной форме, например произвести замену поврежденного имущества. Однако в любом случае ущерб компенсируется только в пределах суммы страхового возмещения.
В законе в число объектов страхования включены имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу. Этот вид страхования называется страхованием ответственности. При страховании ответственности речь идет о защите интересов страхователя и потерпевшего. Следовательно, при страховании ответственности субъектом страховых отношений, помимо страховщика и страхователя, выступает еще и потерпевший. При наличии договора страхования ответственности иск о возмещении ущерба со стороны потерпевшего направляется в страховую компанию^ которая возмещает его в пределах установленного лимита ответственности. Если ущерб превосходит этот лимит, то избыточная часть ущерба погашается виновной стороной на основании решения суда.
Статьей 14 Закона о страховании предусмотрено, что страховщики могут действовать как индивидуально, так и образовывать объединения. Страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты своих корпоративных интересов и осуществления совместных программ. ^ .
Объединения страховщиков призваны осуществлять главным образом координирующую роль. Они не имеют права заниматься страховой деятельностью. В связи с этим следует отметить, что это положение не соответствует мировой практике. Например, такие объединения страховщиков, как страховые пулы, в большинстве стран занимаются страховой деятельностью и являются необходимым элементом страхового рынка.
Статья 30 Закона о страховании устанавливает государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Основными функциями Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью являются:
выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции Федеральной службы России по надзору за страхо вой деятельностью.
Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью:
получает от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении;
проводит проверки соблюдения страховщиками законов о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
при выявлении нарушений страховщиками требований Закона о страховании дает им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливает или ограничивает действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимает решения об отзыве лицензий. Федеральная служба также имеет право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Страхование представляет собой систему экономических отношений, связанных с созданием страховщиком за счет взносов страхователей страховых фондов, используемых для компенсации ущерба, нанесенного застрахованным имущественным интересам. При заключении договора страхования данные экономические отношения приобретают правовую форму. Субъектами отношений в этом случае являются физические и юридические лица, а объектами - материальные и нематериальные ценности. В силу этого страховые правоотношения попадают в сферу действия гражданского права (взаимоотношения страховых компаний с бюджетом, органами государственного управления, банками регулируются финансовым, государственным, административным и другими отраслями права).

Всю совокупность нормативных актов, регулирующих страховые правоотношения, можно разделить на три уровня.

Первый уровень - Гражданский кодекс Российской Федерации. Гражданский кодекс является нормативной базой гражданского права. Он определяет принципы взаимоотношений субъектов на всех уровнях: начиная от граждан и заканчивая государством и является главным регулятором экономической жизни общества. Основная его цель - обеспечение равноправия субъектов предпринимательства во всех сферах рыночной экономики. Для этого Гражданский кодекс:

  • дает единообразное толкование сущности коммерческой деятельности во всех сферах предпринимательства, которая (в отличие от некоммерческой деятельности) имеет целью систематическое получение прибыли;
  • закрепляет обязательность государственного лицензирования наиболее важных видов предпринимательской деятельности;
  • дает единообразное толкование прав и обязанностей всех субъектов экономических отношений, определяя единые для всех сфер деятельности организационно-правовые формы предпринимательства и единый подход к содержанию, порядку заключения и исполнения договоров (контрактов), а также порядку решения спорных вопросов;
  • обеспечивает стандартизацию сделок как внутри страны, так и во внешнеэкономическом пространстве, что позволяет России быть равноправной участницей международных экономических отношений.

Специфика гражданского законодательства в сфере страхования состоит в том, что оно обеспечивает равноправие всех субъектов страховых сделок, но при приоритете интересов страхователя. Это связано с его меньшей защищенностью. Во-первых, особенности проявления сущности страхования состоят в том, что страхователь уплачивает страховщику в момент заключения договора реальные деньги, а взамен получает не равноценный по стоимости товар, а лишь обещание страховой защиты. Во-вторых, страхование отличается сложностью процедур, связанных с расчетом страховых тарифов, ущербов, сумм выплат по ним, и основано на специфической терминологии, что затрудняет понимание страховых документов и различных аспектов страховых сделок неподготовленным страхователем. В-третьих, на страже интересов страховых компаний стоят имеющиеся в их штате профессиональные юристы. В силу перечисленных причин система гражданского права обеспечивает равенство прав и обязанностей участников страховых сделок через приоритетную защиту интересов страхователей, так как страховые сделки - самые сложные из всех видов предпринимательских сделок именно для клиентов.


Второй уровень - специальное (отраслевое) законодательство, которое регулирует правовые и экономические отношения в конкретных отраслях экономики. К отраслевому законодательству в страховании относятся гл. 48 Гражданского кодекса и Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Эти законы являются своеобразной «отраслевой конституцией». Они определяют принципы организации страхового дела, дают трактовку основных страховых понятий и являются базой для разработки других законов, постановлений, указов или нормативных актов второго и третьего уровня, а также документов страховых компаний.

Третий уровень - нормативные акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, в частности Министерства финансов Российской Федерации, Департамента страхового надзора Минфина России, Министерства по налогам и сборам, Государственного комитета по статистике и т.д. К ним относятся, например, Указ Президента «Об обязательном личном страховании пассажиров (туристов, путешественников)», приказы и постановления Министерства финансов «О территориальных органах страхового надзора», «Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни», «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» и т.д.

Документы третьего уровня конкретизируют отдельные статьи отраслевых законов, разгружают их от излишней детализации и поясняют порядок их исполнения в отношении тех или иных аспектов страховой деятельности.

Трехуровневое нормативное обеспечение определяет для каждой страховой компании: во-первых, четко сформулированный круг обязанностей перед клиентами, партнерами, государством и, во-вторых, определенные права. Реализация этих прав и обязанностей осуществляется через документы, разрабатываемые каждым конкретным субъектом страхового рынка. К ним относятся: общие условия страхования, правила страхования, формы заявлений на страхование, договоров страхования, страховых полисов.

Определим назначение документов, разрабатываемых страховыми компаниями. Привязка положений нормативного обеспечения к нише, занимаемой конкретной страховой компанией на страховом рынке, осуществляется через Общие условия страхования. Они излагают положения отраслевых и ведомственных законов применительно к видам страхования, которые проводит данная страховая компания, к конкретным объектам страхования, к категориям страхователей, на которых она ориентируется. Общие условия страхования разрабатываются не всеми страховщиками, многие из них ограничиваются Правилами страхования. Обязательность наличия Правил страхования зафиксирована нормами Гражданского кодекса. Правила, с одной стороны, дублируют Общие условия страхования, а с другой - содержат особые условия, оговорки и исключения, применяемые конкретной страховой компанией в процессе страхования (например, и в Общих условиях, и в Правилах страхования жизни будет записано, что в качестве страхователя, являющегося и застрахованным лицом, может выступать физическое лицо в возрасте от 18 до 75 лет, но в Правилах отражаются исключения, например, не заключаются договоры страхования неработающих инвалидов I группы, больных онкологическими заболеваниями и т.п.). Правила страхования обычно печатаются на обратной стороне полиса или договора страхования. Если они только прилагаются к тому или другому документу, то о факте вручения Правил страхователю делается соответствующая отметка в договоре или полисе.

Заявление на страхование, договор страхования и страховой полис разрабатываются на базе Правил страхования. Заявление является юридическим подтверждением потенциального желания и согласия клиента на покупку страховой услуги у данного страховщика. Договор является юридическим подтверждением потенциального согласия страховщика продать данному клиенту услугу, указанную в заявлении, и конкретизирует ее условия. Страховой полис подтверждает факт заключения страховой сделки и выдается страхователю после уплаты страхового взноса. В последнее время страховщики часто объединяют договор страхования и страховой полис.

В России формируется трехступенчатая система регулирования

страхового рынка:

Гражданский и Налоговый кодексы РФ;

Специальные законы по страховой деятельности;

Нормативные акты правительства и министерств по страховому делу.

Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности страховщика, страхователя, застрахованного и выгоду приобретателя. Кроме того, в страховании участвуют и другие лица, контрольные, налоговые и правоохранительные органы, органы исполнительной и законодательной власти, действующие на

основе законов.

Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования страхового фонда, т.е. собственно страхование, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов страховых отношений выступают имущественные интересы, связанные с сохранением имущества и финансового благополучия, а также нематериальных личных благ человека — его жизни, здоровья, трудоспособности. Личные блага человека не имеют цены. Но ил утрата приводит либо к непредвиденным расходам (например, на лечение), либо к резкому ухудшению качества собственной жизни при утрате трудоспособности или качества жизни близких в случае смерти кормильца. Восстановление прежнего качества жизни может быть оценено в деньгах. Эта сумма и является основой для Расчета страховой суммы при страховании жизни и личном страховании.

Отметим, что нормативная база по страхованию, регулирующая финансово-хозяйственную деятельность страховых компаний и включающая несколько кодексов (гражданский, таможенный, торгового мореплавания, воздушный, налоговый, трудовой и др.) и более сорока федеральных законов, достаточно часто изменяется. Положения отдельных законов не полностью соответствуют современному этапу развития страхового рынка, а в ряде случаев противоречат быстро меняющейся экономической ситуации в России. Поэтому достаточно часто эти законы приходится пересматривать.

Основными законодательными актами о страховании являются гл. 48 ГК РФ и уже известный Закон о страховании.

Основное содержание гл. 48 ГК РФ составляют нормы, регулирующие отношения страхователя и страховщика по договорам страхования. ГК РФ требует письменного оформления договоров страхования. Он определяет понятие обязательного страхования как за счет средств государственного бюджета (обязательное государственное страхование), так и за счет указанных в законе лиц, в том числе и самих страхователей. В ГК РФ указываются интересы, страхование которых не допускается.

Закон о страховании дает основные определения участников страхового дела и устанавливает требования к ним, а также к государственному надзору за страховым делом.

Отношения в страховом деле регулируются также федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, принятыми в соответствии с Законом о страховании.

Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, государство заинтересовано в развитии страхования, так как оно решает важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, часто не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений.

В России страховой надзор осуществляет Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства его первичные предпринимательские звенья должны опираться на адекватную (рыночную) юридическую базу. Для рыночного хозяйства такой базой считается гражданское право, предметом которого являются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые гражданским законодательством страны.

В 1992 г., когда принимался Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», предполагалось построение иерархической системы законодательства, регулирующей страховые отношения, во главе с данным законом. Однако ситуация изменилась с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), так как он стал вершиной иерархии. Поскольку глава 48 ГК РФ регулирует некоторые отношения, возникающие при страховании, иначе, то Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» действует в части, ему не противоречащей.

В настоящее время сформировалась трехступенчатая система правового регулирования страхования:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации и некоторые законы и правовые акты, имеющие статус кодекса;

2) специальные законы о страховом деле («Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О медицинском страховании в Российской Федерации», пенсионном, социальном страховании, регулирующие эти виды страхования принципиально по-другому);

3) нормативные акты об отдельных видах страхования (ограничениях и предписаниях осуществления страховой деятельности).

Гражданский кодекс РФ (гл. 48) регулирует основные положения, касающиеся проведения добровольного и обязательного страхования, сострахования, перестрахования и взаимного страхования, устанавливает права и обязанности сторон страховой сделки, определяет требования к форме договора страхования, порядку его заключения и прекращения.

В Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» формулируются основные понятия в области страхования и страховой деятельности, определены объекты, субъекты и участники страховых отношений, гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховой организации, содержание государственного надзора за деятельностью страховщиков. В частности подробно изложен порядок лицензирования и прекращения деятельности субъектов страхового дела.

В законодательстве, регулирующем деятельность страховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных нормативных документов. В их числе - условия лицензирования страховой деятельности, План бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, правила формирования страховых резервов и их размещения. Правила формирования резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, устанавливают единый состав и порядок образования страховых резервов. В настоящее время страховщики формируют следующие страховые резервы:

  • резерв незаработанной премии (далее - РНП);
  • резервы убытков: заявленные, но неурегулированные убытки (далее - РЗУ) и произошедшие, но незаявленные убытки (далее - РПНУ);
  • стабилизационный резерв (далее - СТР);
  • резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - РВУ);
  • резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последующие годы (далее - стабилизационный резерв по ОСАГО (СТ);
  • иные страховые резервы.

В основе регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций лежат правила размещения страховых резервов. Для обеспечения устойчивости страховых организаций и гарантии страховых выплат размещение страховых резервов должно осуществляться на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Для соблюдения принципов в правилах регламентируется структура инвестиций, вводится перечень запрещенных направлений инвестиций. Например, в покрытие страховых резервов не принимаются акции, вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков, а также активы, приобретенные за счет средств, полученных по договорам займа и кредитным договорам.

Одним из важнейших нормативных актов служит Инструкция о порядке применения методики расчета нормативного соотношения между активами и обязательствами страховщика. Для оценки платежеспособности определяется размер свободных активов страховщика, который должен соответствовать определенному нормативу. Если по итогам отчетного периода фактический размер свободных активов ниже нормативного более чем на 30%, то страховщик должен в течение 30 дней представить органам надзора программу финансового оздоровления. Невыполнение страховщиком принятой программы влечет за собой приостановление действия лицензии и прекращение операций по страхованию.

Основополагающий правовой акт, регулирующий страховую деятельность в нашей стране, - Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», базовый по отношению к другим специально посвященным страхованию, а также регулирующим другие отношения, но содержащим страховые нормы законам. Он создает взаимосвязанную систему правого регулирования отношений между участниками страхования, страховщиками и государством.

Закон устанавливает основные формы страхования - добровольное и обязательное. Обязательное страхование осуществляется на основе специальных нормативных актов (законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и т. д.), устанавливающих обязательность страхования жизни и здоровья отдельных категорий граждан либо отдельных видов имущества.

Добровольное страхование возможно только на основе договора между страхователем и страховщиком. Договор заключается на основе правил, разрабатываемых страховщиком самостоятельно, однако эти правила должны соответствовать соответствующим законам.

Договор страхования представляет собой соглашение, в силу которого страховщик обязан при страховом случае произвести выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, а страхователь обязан уплатить взносы в оговоренные сроки.

Для заключения договора страхователь представляет страховщику письменное заявление о своем намерении заключить договор страхования. Заявление становится началом формального взаимодействия страхователя и страховщика. Этапы заключения договора обозначают переход от формального (юридического) к реальному (экономическому) началу взаимодействия сторон.

Договор страхования вступает в силу с момента его подписания и (или) уплаты страховой премии или первого страхового взноса. Факт заключения договора страхования может удостоверяться выдаваемым страхователю полисом (страховым свидетельством, сертификатом), в котором указываются:

  • наименование документа;
  • наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страховщика;
  • страхователь, его данные;
  • объект страхования;
  • размер страховой суммы;
  • страховой риск;
  • размер, сроки и порядок уплаты страховых взносов;
  • срок действия, порядок изменения и прекращения договора;
  • другие условия;
  • подписи сторон.

В соответствии со ст. 940 ГК РФ договор страхования заключается в письменной форме (исключение составляют договоры обязательного государственного страхования, где письменная форма не обязательна) и содержит ряд существенных условий ст. 942 ГК РФ:

  • характер страхового случая;
  • размер страховой суммы;
  • срок действия договора;
  • имущество или имущественный интерес, который страхуется (для имущественного страхования);
  • застрахованное лицо (для личного страхования).

К несущественным условиям относятся: процедура оформления договора, порядок вступления договора в силу, порядок уплаты страховых взносов, последствия неуплаты и др.

Заключению договора предшествует соглашение сторон, достигаемое путем переговоров. Основанием для их начала служит устное или письменное заявление страхователя. В российской страховой практике письменное заявление используется не всегда, часто ограничиваются устным соглашением. За рубежом письменное заявление обязательно и служит документом, на основании которого страховая организация оформляет договор страхования, выписывает свидетельство или полис.

При заключении договора страхования существует своего рода асимметрия информации. Страхователь знает о своих рисках все, а страховщик - лишь то, что ему сообщат. Однако для правильной оценки риска важно знать все существенные обстоятельства (условия рисков, способных повлиять на решение страховой организации заключить договор страхования или внести соответствующие согласованные условия в его содержание).

Страхователю вменяется в обязанность предоставить правдиво и полно всю необходимую информацию по риску (принцип высшей добросовестности в страховании). Невыполнение данного условия дает основание страховщику отказать клиенту в страховой защите. В страховании жизни обязанность раскрытия всех существенных факторов касается момента заключения договора из-за долгосрочности его действия. В имущественном страховании и страховании ответственности эта обязанность существует не только на момент заключения контракта, но и при возобновлении его через год. Кроме того, в ходе страхования клиент должен ставить организацию в известность об изменениях в степени риска.

Важная составная часть договора - собственное волеизъявление страхователя по поводу заключения договора, выражаемое текстом заявления или договора и подписью страхователя. Наличие только подписи не служит основанием для обязательств страхователя по данному договору. Фамилия и адрес страхователя должны быть обозначены вполне ясно. Желаемый вид страхования, указанный в тексте договора, при необходимости нужно уточнять. Например, при страховании имущества можно учесть покрытие дополнительных рисков.

В договоре должна быть определена страховая сумма как в случае накопления суммы, так и при страховании ущерба. Речь может идти об одной страховой сумме, как при страховании жизни, либо о различных суммах для разных видов возмещения ущерба. Например, при страховании от несчастного случая одна сумма может предусматриваться на случай смерти, другая - на случай инвалидности. Определение суммы важно для исчисления страховой премии, а также для ограничения обязательств страховщика при наступлении страхового случая.

В договоре обязательно указываются начало и продолжительность периода страхования, величина страховой премии, вид и способ ее внесения (ежемесячно, поквартально, раз в год).

Размеры риска, принимаемые на себя страховщиком, ограничиваются включением в текст договора оговорки по форс-мажорным обстоятельствам. Эти чрезвычайные обстоятельства не могут быть предусмотрены, предотвращены или устранены какими-либо мероприятиями и исключаются из сферы ответственности сторон по договору.

В частности, из объема ответственности страховщика, если иное не оговорено в договоре, исключаются события, вызванные:

  • совершением страхователем деяния, признанного судом как умышленное преступление, повлекшее за собой наступление страхового случая;
  • совершением страхователем или застрахованным действий с целью получения возмещения по застрахованному риску;
  • военными действиями, вооруженными конфликтами, беспорядками и другими противоправными социально-политическими актами;
  • воздействием ядерного или ионизирующего излучения.

Права и обязанности сторон по договору страхования . По договору страхования страхователь имеет право:

  • на получение страховой суммы по договору страхования жизни, или страхового возмещения в размере ущерба в имущественном страховании, или на возмещение ущерба, причиненного третьим лицам, при страховании гражданской ответственности - в пределах страховой суммы и с учетом конкретных условий по договору;
  • изменение условий страхования в договоре в части изменения страховой суммы или объема ответственности, если иное не оговорено в правилах страхования;
  • досрочное расторжение договора страхования в порядке, оговоренном правилами страхования.

Наряду с правами страхователь несет по договору определенные обязанности (первая из них - уплата страховых премий в размере и порядке, определенных договором). Страховая защита начинается с момента уплаты первой страховой премии, даже если в тексте договора указан более ранний срок начала страхования. Это правовая обязанность страхователя, поскольку ее неисполнение можно обжаловать через суд. Все остальные обязанности страхователя не подлежат судебному обжалованию. Страхователь выполняет их в собственных интересах, чтобы обеспечить себе страховую защиту, поскольку при их невыполнении размеры страхового возмещения при наступлении страхового случая могут быть уменьшены. Эти обязанности подразделяются на преддоговорные и имеющие место в период действия договора. Из числа последних особо выделяются вступающие в силу при или после наступления страхового случая.

Преддоговорные обязанности заключаются в предоставлении информации о риске. В период действия договора при страховании ущерба страхователь обязан сообщить страховой организации о факторах увеличения риска, о заключении других договоров страхования по поводу того же объекта, о фактах отчуждения застрахованного имущества, об изменении места жительства.

Кроме того, в период действия договора страхователь обязан соблюдать специально согласованные или содержащиеся в правилах страхования обязанности, направленные на уменьшение риска или предотвращение опасности (установка охранной сигнализации в помещении, противоугонных устройств в автомобиле и т. д.).

При возникновении ущерба страхователь обращается к страховщику с претензией о выплате страхового возмещения. Страхователь обязан:

  • принять необходимые меры для предотвращения и устранения причин, способствующих возникновению дополнительного ущерба;
  • в течение установленного срока поставить в известность страховщика о происшествии;
  • подать в письменном виде заявление установленной формы о выплате страхового возмещения;
  • предоставить страховщику всю необходимую информацию об ущербе, а также документы для установления факта страхового случая и определения размера ущерба. Если такой информации у него нет, то страхователь должен оказать содействие страховщику в получении необходимых документов;
  • дать страховщику возможность проводить осмотр и обследование застрахованного объекта, а также расследование в отношении причин страхового случая и размера убытков.

Страхователю следует обращать особое внимание на то, как в договоре и в правилах страхования определены срок и способ уведомления страховщика о наступлении страхового случая. В соответствии со ст. 961 ГК РФ уведомление должно быть сделано незамедлительно после того, как стало известно о страховом случае. Если в договоре установлены срок и способ уведомления, их следует соблюдать. Об этом нужно позаботиться и выгодоприобретателю, поскольку, как и в случае с уплатой взноса, закон возлагает эту обязанность также и на выгодоприобретателя, которому известно о заключении договора страхования.

Сообщать о страховом случае самому страховщику не обязательно. Статья 961 ГК РФ обязывает уведомить страховщика или его представителя, поэтому в договоре должен быть точно указан представитель страховщика, которого нужно поставить в известность о страховом событии в случае, если самого страховщика уведомить не удается. Надо помнить, что ст. 961 ГК РФ освобождает страховщика от обязанности произвести выплату, если страхователь или выгодоприобретатель, которому известно о заключении договора страхования в его пользу, не выполнили этой обязанности.

Обязанность уплаты взносов установлена не только для страхователя, но и для выгодоприобретателя (ст. 954 ГК РФ). Стороны договора могут выбрать, кто из участников страховых отношений должен ее исполнять. Устанавливая обязанность уплаты взносов не только для страхователя, но и для выгодоприобретателя, законодатель подчеркивает, что страхование - платная услуга, и желающий получить страховую защиту должен быть готов к оплате.

Обязанности и права страховщика . Страховая организация, в свою очередь, в соответствии с договором страхования имеет многочисленные обязанности и права. Обязанности страховщика разделяются на обязанности по несению риска и по выплате страхового возмещения (страховой суммы).

Принимая на себя обязательства по несению риска, страховщик должен четко и понятно охарактеризовать в договоре страхуемый риск. При страховании ущерба необходимо ясно очертить границы страхового интереса (отношение страхователя к страхуемому предмету).

При описании риска страховщик обязан указать первичные исключения, не охватываемые страховой защитой. Вторичные исключения тоже необходимо указать. Если возникают сомнения по поводу того, где проходит граница страхуемого риска, то в условиях страхования должны быть ясно определены так называемые граничные риски двух категорий, т. е. не подлежащие страхованию и входящие в состав страхового покрытия.

По заключенным договорам страховщик гарантирует надлежащее исполнение принятых на себя обязательств и отвечает по ним всем принадлежащим ему имуществом. Со своей стороны страховщик обязан также обеспечивать неразглашение информации, ставшей ему известной в связи с заключением, исполнением или прекращением договора страхования и содержит коммерческую тайну страхователя.

При получении претензии от страхователя о выплате страхового возмещения страховщик обязан:

  • обеспечить осмотр объекта страхования своим экспертом;
  • составить акт о страховом случае при участии страхователя;
  • произвести расчет ущерба;
  • произвести выплату страхового возмещения (страховой суммы).

При необходимости страховщик направляет запрос в компетентные органы о предоставлении соответствующих документов и информации, подтверждающих факт и причину наступления страхового случая. Страховщик имеет также право участвовать в спасении и сохранении застрахованного объекта, принимая необходимые для этого меры или указывая страхователю на необходимость их принятия. Вместе с тем данные действия страховщика не могут однозначно рассматриваться как признание его обязанности выплачивать страховое возмещение.

При несении риска страховщик имеет право проверять состояние застрахованного объекта, а также соответствие сообщенных ему страхователем сведений об объекте страхования действительным обстоятельствам, независимо от того, изменились или нет условия страхования.

При страховании гражданской ответственности страховщик имеет право представлять интересы страхователя в переговорах и соглашениях о возмещении третьим лицам причиненного им ущерба, а также при рассмотрении в третейском или арбитражном суде дел, возбужденных по искам третьих лиц по отношению к страхователю.

В целом ряде случаев страховщик имеет право отказаться от исполнения договорных обязательств либо изменить условия в части возмещения ущерба или выплаты страховой суммы. Это возможно в случаях, когда страхователь:

  • сообщил неправильные, т. е. заведомо ложные или неполные, сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для оценки степени риска;
  • не известил страховщика о существенных изменениях в риске;
  • не известил страховщика в установленном порядке о страховом случае или чинил препятствия представителю страховой организации в определении обстоятельств, характера и размера ущерба;
  • не представил документов, необходимых для определения размера ущерба;
  • не принял мер к предотвращению ущерба или сокращению его размеров, что привело к обратным результатам.

Если страховщик выплатил страховое возмещение страхователю, то к нему переходит право требования возмещения ущерба в пределах выплаченной суммы от лица, виновного в причинении ущерба. Переход права требования на возмещение ущерба называется регрессом .

Прекращение договора страхования . При прекращении договора страхования следует различать основания, ликвидирующие его на будущее, и те, по которым он считается недействительным с самого начала.

Договор страхования может быть прекращен по требованию страхователя или страховщика досрочно, если это предусмотрено условиями договора, а также по соглашению сторон. Если одна из сторон намерена досрочно прекратить договор, она должна поставить об этом в известность другую сторону не менее чем за 30 дней до предполагаемого срока прекращения договора.

Если договор прекращается по требованию страхователя, то страховщик возвращает ему сумму выплаченных страховых взносов за истекший период за вычетом понесенных расходов. Если досрочное расторжение договора обосновывается нарушением правил страхования со стороны страховщика, то последний должен вернуть страхователю выплаченные страховые взносы без вычетов.

При досрочном прекращении договора страхования по инициативе страховщика внесенные страховые взносы должны быть выплачены страхователю полностью. Если же требование страховщика по досрочному расторжению договора обосновано нарушениями правил страхования со стороны страхователя, то страховая организация возвращает ему выплаченные страховые взносы за вычетом понесенных расходов.

Основания для досрочного прекращения договора страхования приведены в ст. 958 ГК РФ: «Договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай».

Исполнение страховщиком всех обязательств перед страхователем не влечет прекращения договора. Это означает, что страховщик, выполнивший все свои обязательства, не теряет права требовать от другой стороны соблюдения обязательств, которые та не выполнила.

Последствия несвоевременной уплаты страхователем взносов отрегулированы ст. 954 ГК РФ. Стороны могут предусматривать соответствующие последствия в договоре, а в некоторых случаях страховщику разрешено удерживать очередной страховой взнос из подлежащей уплате суммы страховой выплаты.

Безусловное право страховщика досрочного прекращения договора не предусмотрено. Соответствующее право страхователя сформулировано в ст. 958 ГК РФ: «Страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала...»

Договор страхования прекращается:

  • если установленный срок действия договора страхования истек;
  • при неуплате страхователем взносов в установленные сроки;
  • в случае выполнения всех обязательств страховщиком перед страхователем;
  • при ликвидации страховщика в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации;
  • при ликвидации страхователя (юридического лица) или смерти (физического лица), кроме случаев, когда возможна замена страхователя в договоре страхования;
  • при признании договора страхования недействительным решением суда;
  • по желанию страхователя или страховщика, если это оговорено в договоре или по соглашению сторон;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

Договор страхования признается недействительным, если он заключен после страхового случая или объектом служит имущество, подлежащее конфискации на основании решения суда. Договор страхования признается недействительным судом, арбитражным и третейскими судами.

В Гражданском кодексе приводятся основания недействительности договоров страхования, не включенные в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а именно:

  • договор страхования имущества заключен при отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества (ст. 930);
  • отсутствие письменного согласия застрахованного лица на заключение договора личного страхования в пользу другого лица (ст. 934);
  • сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений, имеющих значение для определения вероятности страхового случая и размера возможных убытков (ст. 944);
  • завышение страховой суммы, явившееся следствием обмана со стороны страхователя (ст. 951).

Все условия, ничтожность которых прямо не установлена в нормах главы 48 ГК РФ, признаются недействительными только в судебном порядке, а до судебного решения действуют.

Нормативная база института страхования достаточно обширна, включает несколько кодексов, более 40 федеральных законов и массу подзаконных актов, но далека от совершенства. Отдельные законы не всегда соответствуют современному уровню развития страхового рынка, а в ряде случаев противоречат друг другу. В качестве примеров можно привести отсутствие проработанной правовой базы в области развития сострахования, перестрахования и взаимного страхования, деятельности страховых пулов, дефицит общепринятых в мировой практике видов обязательного страхования (особенно в страховании гражданской и профессиональной ответственности).