Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Рай и ад. Вопросы об аде и рае Детские капризы ведут в ад

Тихим субботним вечером Колька попал в рай. Встретили его радушно. Проводили до самых ворот, в проводники дали молодого, начинающего ангела в белых одеждах и с золотыми волосами.
Сначала ангел повел его к гардеробщику. Кольке, теперь уже Николаю, выдали одежду голубого цвета.
- Потом получишь еще что-нибудь, если захочешь.
Они с ангелом спустились по мраморным ступенькам вниз. Николай оказался в маленьком городке, утопающем в зелени - в кустах заливались соловьи, цвели розы, жасмин, фиалки, из дымки яблоневого цвета выглядывали черепичные крыши. Едва касаясь земли ногами, пробежали девушки в розовых одеждах, вслед за ними прошли двое, оживленно разговаривая о чем-то.
Ангел тронул Николая за рукав:
- Я должен показать вам дом, где вы будете жить.
Они пошли пешком по уютным чистым улочкам, больше похожим на деревенские. Идти было легко - видимо, законы физики на рай не распространялись. Так что минут через пять по земному времени они уже подходили к одноэтажному маленькому домику с голубятней и вишневым садом.
- Это мой дом?!
- Да. Вам должно понравиться. Мы учли все ваши вкусы. Даже соседей подобрали согласно вашему психологическому складу: один из них, например, заядлый шахматист, другой в прошлом фанат группы "Раммштайн", правда, сейчас его вкусы несколько изменились, но мы подумали, что вы найдете общий язык. С остальными вы познакомитесь сами.
Ангел посмотрел в свою записную книжку: - О, извините, меня вызывают.
Он уже собрался раствориться в воздухе...
- Постойте, я хотел спросить.
- Слушаю, - ангел вежливо прекратил исчезать.
- А как узнать, что можно, а чего нельзя делать? - спросил Николай.
Ангел снисходительно улыбнулся на вопрос новичка:
- Делать можно все, что угодно.
- А как же яблоки? Здесь, наверное, есть запретная яблоня.
- Нет, ее пересадили в безопасное место. Ешьте яблоки сколько угодно, никто вам слова не скажет. Правда, насколько я знаю, вы предпочитаете вишни.
Николай, улыбаясь, закивал головой.
- Да не волнуйтесь вы, - успокоил его ангел, - вечером я еще приду. По уставу я должен вас навещать каждый день в течение недели, чтобы помочь на первых порах.

* * *
Постепенно Николай обживался в раю. Работу ему дали непыльную: он стал водителем облака. С утра он получал назначение, - над каким местом земного шара нужно зависнуть, чтобы обеспечить легкий теплый дождик. Единственная трудность состояла в том, чтобы не дать облаку растаять. Сначала получалось не очень складно, и Николаю часто приходилось делать запрос на новое облако. Но вскоре Николай научился сохранять облако и даже защитил диссертацию по новым методам работы с дождевыми облаками в полевых условиях.
По вечерам он отдыхал с друзьями. Соседи действительно оказались очень интересными людьми, особенно бывший любитель группы "Раммштайн". Он работал водителем грозовой тучи и теперь отдавал предпочтение музыке Бетховена, потому что находил в ней много общего со своей работой.
Когда хотелось интеллектуальных занятий, Николай шел к соседу- шахматисту.
На голубятню лазил с соседкой Машенькой - девочкой десяти лет с рыжими хвостиками.
Он даже начал встречаться с милой девушкой Наташей, которая работала луговым ангелом - разбрасывала семена, которые всходили на земле ромашками и васильками. Отношения складывались самые нежные. Их не портили даже чисто научные споры. Например, что важнее: посадить ромашку или полить ее легким теплым дождиком, чтобы не завяла. Николай полагал, что важнее посадить цветочек, иначе его все равно не будет, а Наташа почему-то считала, что полить цветок важнее, как будто сама работала на облаке.
Однажды Николай и Наташа гуляли по райскому парку.
- Знаешь, - вдруг остановился Николай, - а мне жалко тех, кто попал в ад.
- Почему? - Наташа тоже остановилась и удивленно посмотрела на него.
- Ну, понимаешь ли, мы вот живем в райских садах, все у нас есть; нам хорошо. А как же они живут! Испытывают муки, лишения. Голодают, наверное, а умереть от голода не могут. Черти их жарят на медленном огне. А они все-таки люди. Вот и жалко их.
- Жалко, конечно. Но что поделаешь - заслужили, - Наташа вздохнула, - их же еще на земле предупреждали, что будет, если они не исправятся.
- Да, ты права. Их предупреждали, - Николай улыбнулся. - Пойдем в кино?
Остаток вечера они провели весело, но ночью, оставшись один, Николай снова задумался.
"Может, их плохо предупредили, не рассказали всего. Вот я, например, тоже так и не знаю, как живут люди в аду. Но могу себе представить".
С такими мыслями он заснул. Всю ночь его мучили кошмары и не оставлял вопрос: как же можно предупредить людей?
Утром, словно по заказу, явился ангел. Николай спешил на работу, но ангел остановил его:
- Не торопись. Пойдем со мной.
Николай удивился, но не подал виду. Вместе с ангелом он вышел на улицу. Ярко светило солнце, вишни в его саду уже краснели сочными бочками. Люди шли по своим делам, улыбались и приветствовали Николая и его провожатого улыбками. Напевая песенку, промчалась Машенька с ведерком, полным семян.
Они вышли за городок и по тропинке через поле с манной небесной вышли к большому белому зданию о двенадцати колоннах. На здании золотыми буквами было написано: "Школа ангелов".
Здесь они остановились, и его вожатый сказал:
- Ты хотел помочь людям, предупредить их о Геенне Огненной, о мучениях ада.
- Может, это запрещено? - Николай виновато посмотрел на ангела.
- Нет-нет. Конечно же, не запрещено, а даже поощряется, - ангел успокоительно похлопал его крылом по плечу. - Но все дело в том, что предупреждения, откровения, знамения - ответственное дело, и для этого нужна специальная подготовка. Вот почему я привел тебя сюда. Если ты по-прежнему хочешь этого, будешь учиться, сдашь экзамен и получишь новую работу - станешь ангелом. Это очень трудная и почетная работа. Ну как, ты хочешь этого?
Николай подумал некоторое время и твердо произнес: - Да.

* * *
- Сегодня ваш последний урок, - неспеша говорил архангел.- Вот уже год, как вы слушаете мои скучные лекции и зубрите законы и правила Человеколюбия. Но самым важным будет именно сегодняшний урок. На экзамене я спрошу, что для себя извлек из него каждый из вас. Кстати, повторяю еще раз, экзамен завтра. Принимаю в течение всего дня. Те, кто не сдаст экзамен, - надеюсь, таких не будет,- сможет сдать его через год, заново прослушав весь курс лекций.
Ну а сейчас каждый из вас будет вручен опеке ангелов-хранителей, которые были вашими наставниками на первых порах. Именно они дадут вам последний урок.
Аудитория зашумела, складывая тетрадки. Все вышли во двор. Перед Николаем возник его ангел и с добродушной улыбкой спросил:
- Ну как, готов к экзамену?
- Вообще-то немного волнуюсь, а так - готов.
- Прекрасно. Я знаю, что не ошибся в тебе. Ладно, теперь о главном. Сегодня у нас запланировано посещение ада. Ты должен намазаться этой мазью, чтобы остаться незамеченным его обитателями,- ангел протянул Николаю маленькую баночку с золотистым веществом.
Вскоре они вышли из рая и начали спускаться вниз по горной тропинке. Спускаться пришлось долго, потом они поднимались по крутому склону и опять спускались. Наконец путники достигли ворот ада.
- Когда войдем туда - ни звука. Все вопросы - потом, - предупредил ангел.
Николай согласно кивнул, и они вместе вошли в ворота, спустились по мраморным ступенькам вниз.
Перед ними лежал маленький городок, утопающий в зелени - в кустах заливались соловьи, цвели розы, жасмин, фиалки, из дымки яблоневого цвета выглядывали черепичные крыши...
Николай удивленно взглянул на ангела, но тот лишь сделал знак: "Молчи" - и указал в сторону. К ним приближалась группа людей: они шли молча и сердито смотрели друг на друга.
Целый день Николай осматривал городок, но так и не увидел ни одного довольного лица. Хмурые, мрачные толпы только пачкали своим видом окружавшую их красоту. Облака, водимые ими, проливали на землю занудные, бесплодные дожди. Семена ромашек, достигая земли, превращались в колючки. Вверенные их заботам яблони и вишни не плодоносили.
Лишь за воротами Николай смог свободно вздохнуть. Несколько минут он стоял молча, а потом спросил ангела:
- Эти люди очень несчастны, но в чем же состоит их наказание, ведь они живут в тех же условиях, что и мы - в раю?!
Ангел задумчиво посмотрел на него и ответил:
- Они мучаются сознанием того, что в раю - лучше.

Как рассказать ребенку о жестоком мире ветхого завета, чтобы не травмировать его детскую психику? Как объяснить, что Бог не жесток, а милосерден? Стоит ли пугать детей вечными адскими муками за непослушание?

Ветхий завет

С самого начала мы знакомим детей с любящим Богом, говорим о том, что Бог как солнышко, озаряет все вокруг своей любовью. И вдруг перед детьми появляются страницы Ветхого завета, с египетскими казнями, наказанием иудеев, всемирным потопом. Истории Ветхого завета полны кровопролитий. Ветхий человек сам по себе жестокосерден и очень грешен, за что собственно Бог и наказывает его. Однако и сам Бог в Ветхом Завете может показаться ребенку карателем, истребляющим целые народы и уничтожающим города. На самом деле это не так. Кажущаяся жестокость Господа — эта жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником? Первая мера – пресечь всякое общение. Так и Бог, долго терпит «выходки» своего любимого ребенка, ждет покаяния, многократно прощает, и только потом уже наказывает. И не просто в педагогических целях, а для взращивания нового поколения, готового принять в будущем Иисуса Христа и перейти с ним в Новый завет.

По словам иеромонаха Адриана (Пашина):

«Но для того, чтобы грубый, жестоковыйный, как он называется Библии, иудейский народ, слушал Бога, он должен быть полностью отделен от всех остальных народов, погрязших в язычестве».

Поэтому, прежде всего, стоит объяснить детям, за что собственно гневается Бог, и что его кары – справедливая мера за поступки ветхозаветных людей.

Справедливость Бога выражается в том, что Он щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи. Яхве – Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей до третьего и четвертого рода ().

По мысли православного богослова В. Лосского, «история человечества после грехопадения – это история длительного кораблекрушения с ожиданием спасения… Падший человек находится в состоянии мучительной пассивности, сначала это ничем неистребимая щемящая тоска по раю, а затем – все более сознательное ожидание спасения». Ветхий Завет – это, по слову св. отцов, детоводитель, т. е. воспитатель рода человеческого, который премудро приготовил его к Пришествию в мир Иисуса Христа и принятия Его, как Спасителя мира.

Детские капризы ведут в ад?

Протоиерей Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии (Москва) :

«Подчас верующие родители пугают маленьких детей бесами, мытарствами, адскими мучениями, будучи уверенными, что это и есть христианское воспитание. Касается это и некоторых педагогов воскресных школ, и, увы, даже некоторых священников. По-моему, это больше, чем ошибка, это преступление.

Вообще, всему свое время. Говорить о бесах, об аде с дошкольниками (а порой и с младшими школьниками) я категорически не советую. Рассказывая им о христианской вере, нужно вести речь о Христе, о любви и радости, о победе - над грехом, над смертью. Это, кстати, касается и детских молитв. Задача родителя и педагога - создать особые условия для детской молитвенной практики. Нужно исключить из нее молитвы, где упоминаются адские муки, бесы и тому подобное.

А если уж у детей появляются такие вопросы (что вполне вероятно, невозможно же создать для них полностью стерильную среду, все равно где-то от кого-то услышат), то отвечать нужно обдуманно. Прежде всего им надо говорить, что Христос всегда рядом, что Он всегда защитит от всякого зла, если Его об этом попросить. Акцент должен делаться не на существовании бесов и ада, а на том, что христианин имеет мощную защиту. И ни в коем случае не пугать!». И далее: «но если взрослые действуют неправильно, если пугают детей, то у тех в результате может сформироваться чувство вины по отношению к родителям, бабушкам-дедушкам, учителям, и они с этим чувством вины справиться не в состоянии, оно давит на них, порождает повышенную тревожность, а повышенная тревожность создает негативный эмоциональный фон.

Переживать его длительное время очень трудно, и детская психика начинает защищаться. А именно: ребенок сознательно выбирает себе предметы страхов и считает их источниками своей тревоги и чувства вины. Например, он думает: если я обидел маму, то бесы в аду будут меня терзать крючьями и жечь огнем. Или: если я кого-нибудь обманул, то по ночам ко мне будет приходить дьявол и мучить. То есть это попытка ребенка как-то рационализировать свое тревожное состояние, как-то объяснить себе, что с ним происходит и почему. Таков зачастую механизм зарождения детских страхов».

Пугать детей адскими муками за неубранные игрушки и демонами за плохое поведение, конечно, нельзя. Так же, как и лукавить, что все послушные дети попадут в рай. Говоря об аде и рае, нужно сказать, что рай – это место вечной радости с Богом, ангелами и святыми. А ад – место без Бога, от чего там мрак и тоска. Это место не для людей, а для падших ангелов, демонов. А люди на протяжении своей жизни всегда делают выбор, с кем им быть, с Богом, или с его противником. Так что ад над нами никакой силы не имеет, если мы сами его не выбираем своими злыми делами. В любом случае акцентировать внимание детей необходимо на любви Божией и его безграничной милости к нам.

Протоиерей Илия Зубрий, настоятель храма Иоанна Богослова в с. Богословское-Могильцы:
«Чтобы не напугать образом ада, родители должны понимать, что ребенку важно с детства чувствовать, знать, что его очень любят. Отношения с Отцом Небесным вырастающий человек очень во многом ориентирует на отношения с земными родителями. Не случайно Господь выделяет среди других заповедей заповедь о почитании родителей так, что обещает за нее благоденствие и долгожительство. Потому что невозможно построить отношения с Отцом Небесным, не построив их с отцом земным. Поэтому когда ребенок растет и его наказывают, но он знает и видит, что это делают с любовью, если родители не живут для себя, а своим примером показывают, что такое жертвенная настоящая любовь, то он растет в радости, мире и покое. И если сказать ему, что Бог это любовь, это будет ему понятно. Акцентировать надо на том, что Господь это тот, кто ищет возможность помиловать человека, а не ищет повода для того, чтобы его наказать».

Великий пост - это то время, когда мы пытаемся рассказать нашим детям о Воскресении Христовом, о грехопадении человека, о Страшном Суде, о том, что будет с нами после смерти, об аде и рае. В каком возрасте и что именно мы должны сказать об этом детям, чтобы не напугать страшными образами, с одной стороны, и чтобы представления о рае не сводились к описаниям плотских удовольствий (как говорили одному мальчику его родители: «Рай - это такой красивый сад, где много цветов, а на деревьях растут конфеты и булочки»)? О чем и как следует говорить детям, мы попросили рассказать двух священников.

Притча о богаче и Лазаре (Codex Aureus Epternacensis, 1035-1040 годы)

Протоиерей Илия Зубрий, настоятель храма Иоанна Богослова в с. Богословское-Могильцы, заместитель директора по духовно-нравственному воспитанию в гимназии «Плесково», отец восьмерых детей:
«Общие рекомендации, когда и что можно говорить ребенку об аде и рае давать сложно. Потому что родитель своего ребенка знает лучше всех и он сам должен определять, когда и что его ребенку будет понятно, и за это родитель несет ответственность.

Не стоит бояться такой темы. Мне кажется, что самым удобным и разумным способом начать этот разговор может быть чтение притчи о богаче и Лазаре. Там все спокойно и наглядно описано.

Перед таким ответственным разговором обязательно нужно помолиться, и найти те немногие, но нужные слова. Сказать, что рай - это место вечной радости с Богом, ангелами и святыми. А ад - место без Бога, от чего там мрак и тоска. Это место не для людей, а для падших ангелов, демонов. А люди на протяжении своей жизни всегда делают выбор, с кем им быть, с Богом, или с его противником. Так что ад над нами никакой силы не имеет, если мы сами его не выбираем своими злыми делами.

В этих беседах важно постоянство и последовательность, чтобы дети улавливали связь библейских событий, можно перед сном читать небольшие отрывки из Закона Божия для детей».

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей:
«Мне кажется, что ребенку нужно объяснять, что такое ад и рай, прежде всего, исходя из слов Христа «Царство Божие внутри вас есть» и говорить о том, что ад и рай это внутреннее состояние человека, которое останется с ним после его смерти. А как это будет происходить, как это будет выглядеть, для нас по большому счету неведомо, Господь нам этого не открыл.

Можно попытаться объяснить, что это состояние, которое бывает, когда ты поссорился с мамой или с папой или с братом, когда ты наврал, когда тебе ужасно стыдно, потому что раскрылся в школе какой-то твой гадкий поступок, и состояние, в котором ты в это время находишься, - озлобленности, уныния, отчуждения от близких людей, замкнутости в себе, - это слабый отголосок того, в котором будет пребывать человек, лишившийся Царства Божьего.

А поскольку человек существо и духовное и телесное, и в воскресении человек будет восстановлен в теле, то, видимо, эти нарушения будут отражаться и на теле человека, каким-то нам неведомым образом. Когда у человека тьма на душе, тело его не может испытывать радости.

Еще можно говорить, что человек по своему состоянию может просто не выдерживать близости Бога и Царствия Небесного. Если представить себе преступника, уголовника, который большую часть жизни отсидел в тюрьме, и представить, что мы могли бы поместить его к Сергию Радонежскому в его первую монашескую общину, он бы среди этих людей вряд ли бы выдержал и три дня. Ему бы все это стало скучно, пресно и неинтересно, хотя его там и кормили бы и помогали, но он сбежал бы оттуда, потому что для него это невыносимо, и нашел какой-нибудь кабак, где почувствовал бы себя своим.

Можно детям объяснять, что ад - это состояние, когда ты с кем-то в ссоре, разлуке, раздражении, потому что в аду все непрерывно находятся в злобе и раздражении друг на друга, и уровень той злобы нам даже не представим. Вот когда человек пребывает в таком состоянии, он может почувствовать, что такое ад. Неслучайно, практика приготовления ко святому причастию требует от человека сначала примириться, и только потом - даже не причащаться и не идти на литургию - а только начинать читать молитвы ко святому причащению. Эти молитвы даже читать нельзя, пока ты находишься не в мире, потому что состояние причащающегося человека это состояние рая, а состояние ссоры - это состояние ада, разделения с другими людьми.

Нельзя назвать определенного возраста, с которого надо начинать говорить об аде и рае. Наверное, это очень сильно зависит от того, как формируется христианское понимание жизни у ребенка. Например, мы видим, что есть ребенок, который начинает очень искренне исповедаться в 6-7 лет или в 8 лет, а есть ребенок из церковной семьи, который приходит к настоящей исповеди в 15 лет или вообще не приходит к ней никогда, не переживает ее. Это говорит о том, что человек не переживает грех как рану, как боль. И с ним сложно разговаривать об аде, потому что ад все-таки результат грехов человека. Нельзя назвать такой момент, когда можно посадить перед собой ребенка и начать говорить «ад это то-то, а рай - это то-то», но отвечать на вопросы, если он начнет их задавать, наверное, можно условно с 7 лет, а точнее, с того возраста, когда человек начинает понимать грех как разлучение с Богом и как боль, хотя бы отдаленно.

Чтобы не напугать образом ада, родители должны понимать, что ребенку важно с детства чувствовать, знать, что его очень любят. Отношения с Отцом Небесным вырастающий человек очень во многом ориентирует на отношения с земными родителями. Не случайно Господь выделяет среди других заповедей заповедь о почитании родителей так, что обещает за нее благоденствие и долгожительство. Потому что невозможно построить отношения с Отцом Небесным, не построив их с отцом земным. Поэтому когда ребенок растет и его наказывают, но он знает и видит, что это делают с любовью, если родители не живут для себя, а своим примером показывают, что такое жертвенная настоящая любовь, то он растет в радости, мире и покое. И если сказать ему, что Бог это любовь, это будет ему понятно. Акцентировать надо на том, что Господь это тот, кто ищет возможность помиловать человека, а не ищет повода для того, чтобы его наказать».

Порой и взрослые с ходу не скажут, что такое рай, а что такое ад, чем грех отличается от случайного проступка, в чем заключается истинная любовь с точки зрения православия.

А вот учащиеся из воскресной школы нашего храма не просто определение дадут, но и растолкуют, почему все именно так, а не иначе.

Например, на последнем уроке, который прошел в минувшее воскресенье, ребята из старшего класса с помощью преподавателя Марии Абрамовой рассуждали, что такое грех, когда люди впервые согрешили, как их за это наказал Бог? Казалось бы, как с детьми от 10 до 16 лет говорить на такие сложные темы? Просто! Главное необычно построить урок.

— Этот урок мы начали с загадок, отвечая на которые, ребята сами догадались, о чем мы сегодня будем говорить. Рассуждения ребятишек сопровождались понятными слайдами и комиксами. С младшей группой (от 6 до 9 лет) работаем по такому же принципу, но разговариваю с ними еще более простым языком, — говорит Мария Абрамова.

Кстати, с вопросом, что такое грех, ребята разобрались довольно быстро, вспомнив вместе с преподавателем ветхозаветную историю о грехопадении человека.

Дети также узнали, что такое греховные страсти и чем они отличаются от обычных грехов, легко перечислив основные из них с помощью интересных подсказок — иллюстраций грешных котиков художника Марии Тюриной.

Не составило для них труда дать определение слову ад. Пропасть, тьма – всё это правильно. Но, когда один из учеников сказал, что ад – это место, где нет Бога, другие ребятишки дружно закивали головами, а учительница подтвердила, что точнее и не скажешь.

А вот о том, что такое истинная любовь и свобода, ребятам пришлось задуматься. Вроде бы слова эти в нашей жизни встречаются гораздо чаще других, но именно с ними возникла заминка. Если честно, я, сторонний слушатель, тоже задумалась. Ведь очень часто плохие привычки мы, походя, и то называем любовью, например, когда говорим: «я люблю выпить бокал вина после трудного дня». Тут на помощь пришла учительница.

— Истинная любовь, которую даровал человечеству Бог, может проявляться только в свободе. В свободе выбора. Человек волен выбирать между тем, быть ему с Богом или нет, — попыталась объяснить важные в нашей жизни понятия с точки зрения православия Мария Абрамова.

В продолжение обсуждения темы, чтобы ребята лучше усвоили урок, им предложили посмотреть короткометражку Александра Кушнира по рассказу Льва Толстого «Чем люди живы?».

Это притча о том, как Бог послал на землю ангела прибрать душу женщины, у которой погиб муж и родилось двое детей. Ангел ослушался и был низвергнут с небес. Его пригрел у себя бедный сапожник, живущий в селе со своей женой. Чтобы вернуться на небо, ангелу предстоит узнать ответ три вопроса, тогда Бог его простит. Что есть в людях? Что не дано людям? Чем люди живы?

И вот ангел живёт в доме сапожника, помогая в качестве подмастерья, и размышляет о жизни. О чём фильм? Конечно же, о любви. Человек несмотря ни на что, какие бы передряги не предстояло ему пройти, любит другого человека. Утопия? Несомненно. Но что-то же в этом есть. Что-то должно быть. Иначе как жить на свете, во что верить и кому верить.

Фильм, возможно, для детей был сложноват, но после его просмотра на вопрос: «Ребята, так чем, по-вашему, люди живы?», ученики дружно ответили: «Любовью».

Переключиться с мыслительного процесса на воскресное настроение ребятам воскресной школы помог мастер-класс по изготовлению магнита в виде бабочки.

К слову, если вы считаете, что вашему ребенку тоже не помешают уроки о добре и зле, приводите его в воскресную школу. Ограничений по времени записи здесь нет. Нужно только позвонить преподавателю Марии Абрамовой по телефону 8-963-809-45-40.