ОГЭ 2017 Химия Типовые тестовые задания Корощенко
М.: 2017. - 96 с.
Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий Основного государственного экзамена 2017 года. Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену в 9 классе по химии в 2017 году. В сборнике даны ответы на все варианты тестов и приведен подробный разбор всех заданий одного из вариантов. Пособие предназначено учителям и методистам, использующим тесты для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену 2017 года, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля.
Формат: pdf
Размер: 1,5 Мб
Смотреть, скачать:
drive.google
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Информация о двух экзаменационных моделях проведения ОГЭ по химии 8
Инструкция по выполнению работы (модель 1) 9
Система оценивания экзаменационной работы по химии
Часть 1 10
Часть 2 10
Варианты экзаменационной работы
Вариант 1
Часть 1 18
Часть 2 22
Вариант 2
Часть 1 23
Часть 2 27
Вариант 3
Часть 1 ; 28
Часть 2 32
Вариант 4
Часть 1 33
Часть 2 37
Вариант 5
Часть 1 38
Часть 2 42
Инструкция по выполнению работы (модель 2) 43
Инструкция по выполнению задания 23 44
Вариант 6
Часть 1 46
Часть 2 50
Вариант 7
Часть 1 51
Часть 2 55
Вариант 8
Часть 1 56
Часть 2 60
Вариант 9
Часть 1 62
Часть 2 66
Вариант 10
Часть 1 67
Часть 2 71
Решение заданий варианта 3
Часть 1 72
Часть 2 83
Ответы и решения
Часть 1 85
Часть 2 86
Ответы к заданиям части 2 88
Основное общее образование завершается Основным государственным экзаменом
выпускников, в ходе которого проверяется соответствие их знаний требованиям
государственного образовательного стандарта.
Экзамен выпускников 9 класса общеобразовательных организаций проводится в виде
тестирования.
Требования к уровню подготовки выпускников по химии, указанные в федеральном
компоненте государственного стандарта общего образования, являются основой
разработки контрольных измерительных материалов для ОГЭ.
Согласно этим требованиям, обязательной для усвоения является определенная
система знаний о неорганических и органических веществах, их составе, свойствах
и применении. Эта система знаний, в основе которой лежат Периодический закон и
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, составляет
инвариантное ядро всех общеобразовательных программ по химии. В предлагаемой
экзаменационной работе именно это содержание явилось основой для разработки
контрольных измерительных материалов.
Цель данного пособия состоит в том, чтобы познакомить учителей и учащихся со
структурой и содержанием экзаменационной работы, дать возможность выпускнику
самостоятельно проверить свою готовность к новой форме экзамена по химии - в
виде тестирования.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.
Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:
Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).
Шкала перевода баллов в оценки:
«2» – от 0 до 8
«3» – от 9 до 17
«4» – от 18 до 26
«5» – от 27 до 34
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.
Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.
На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут
В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.
Общая информация об экзамене
ОГЭ по химии состоит из трех частей.
В первой части 15 заданий с одним ответом - это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.
Вторая часть состоит из четырех вопросов - в первых двух - 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.
Третья часть - это решение задач . В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.
Четвертая часть - практическая , несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.
Всего на работу дается 140 минут.
Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические - напротив каждого задания указана тема для общего понимания.
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ;
- шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .
Изменения в демонстрационных вариантах ОГЭ по химии
В 2015 году в демострационных вариантах ОГЭ по химии была изменена структура вариантов:
- Вариант стал состоять из двух частей .
- Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
- Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).
Начиная с 2014 года, демонстрационные варианты ОГЭ по химии представлены двумя моделями . Эти модели различаются только в практико-ориентированных заданиях последней части, причем модель 1 аналогична работам предыдущих лет, а модель 2 предусматривает выполнение реального химического эксперимента (задания С3,С4 в варианте 2014 года и задания 22,23 в вариантах 2015-2016 годов ). Для организации и проведения реального химического эксперимента в модели 2 Федеральным институтом педагогических измерений были разработаны методические материалы . Выбор модели экзамена осуществляется органами управления образованием суъектов РФ.
В демострационных вариантах ОГЭ 2016-2019 годов по химии по сравнению с демонстрационными вариантами 2015 года изменений не было.
В 2020 году была прежложена только одна модель демонстрационного варианта ОГЭ по химии , в котором по отношению к предыдущему 2019 году произошли следующие изменения :
- увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15);
- увеличена доля заданий на установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16);
- добавлено задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией;
- в часть 2 включено задание 21 , направленное на проверку понимания существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения реакций, отражающих эту связь. Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности, сокращённое ионное уравнение;
- добавлена
обязательная для выполнения практическая часть
, которая включает в себя два задания: 23 и 24:
- в задании 23 из предложенного перечня было необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций;
- в задании 24 нужно было провести две реакции, соответствующие составленным уравнениям реакций.
Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ – 2017 по химии в 9 классе
Подготовила:
Трибунская Елена Жановна,
учитель химии МАОУ СОШ №7
г.Балаково Саратовской области
Цель:
1) повторить изученный материал
2) познакомить учащихся со структурой экзаменационной работы
3) помочь учащимся подготовиться к ОГЭ.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.
Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 16-19 записываются в виде последовательности цифр.
К заданиям 20-22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и решение задачи.
При выполнении работы можно пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Использованные учебники и интернет - ресурсы
:
О.С Габриелян "Химия 9 класс". М., Дрофа. 2013 год.
О.С.Габриелян "Химия 8 класс".М., Дрофа. 2013 год.
Открытый БАНК заданий по химии ОГЭ
Часть 1
1. Три электронных слоя и один электрон во внешнем электронном слое соответствуют атому:
1) хлора; 3) натрия;
2) лития; 4) водорода.
Ответ:
2. В каком ряду усиливаются металлические свойства соответствующих им простых веществ:
1) бериллий – магний - кальций;
2) фтор – бром - хлор;
3) сера – кислород - селен;
4) углерод – свинец - кремний.
Ответ:
3. Соединениями с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью являются соответственно
1) RbCl и Cl 2 3) O 3 и H 2 S
2) HBr и N 2 4) NH 3 и H 2 O
Ответ:
4 .Степень окисления +5 фосфор проявляет в соединении
1) P 2 O 3 3) Na 3 P
2) PH 3 4) Mg(H 2 PO 4 ) 2
Ответ:
5. Вещества, формулы которых – BeO и BaO , являются соответственно:
1) основный оксид и кислотный оксид
2) амфотерный оксид и основный оксид
3) кислотный оксид и основный оксид
4) основный оксид и амфотерный оксид
Ответ:
6. Реакцию, уравнение которой 2 Rb +2 H 2 O =2 RbOH + H 2 относят к реакциям:
1) замещения, экзотермическим;
2) разложения, экзотермическим;
3) присоединения, эндотермическим;
4) обмена, эндотермическим.
Ответ:
7 . Ионы SO 3 2- образуются при диссоциации в водном растворе:
1) сульфида калия; 3) сульфата калия;
2) серной кислоты; 4) сульфита калия.
Ответ:
8. Газ выделяется при взаимодействии:
1) гидроксида цинка и соляной кислоты; 3) гидроксид меди(II ) и азотной кислоты;
2) сульфида меди и соляной кислоты 4) оксида калия и азотной кислоты.
Ответ:
9. Кальций взаимодействует с каждым из веществ, формулы которых перечислены в группе:
1) К , O 2 , HCl; 3) O 2 , H 2 O, N 2 ;
2) Cu, O 2 , N 2; 4) H 2 O, К OH, S.
Ответ:
10 .Оксид бериллия реагирует с каждым из двух веществ:
1) Na и H 2 O 3) HCl и O 2
2) H 2 O и HNO 3 4) KOH и H 2 SO 4
Ответ:
11 . Раствор азотной кислоты реагирует с каждым из двух веществ:
1) Ag и RbOH;
2) N 2 O и CO 2 ;
3) NiO и HCI;
4) Ba(NO 3 ) 2 и NH 3 .
Ответ:
12. Среди веществ: хлорид натрия, сульфид натрия, сульфат натрия – в реакцию с нитратом меди (II ) вступает(-ют)
1) два вещества; 3) одно вещество;
2) три вещества; 4) ни одно вещество.
Ответ:
13. Верны ли следующие суждения?
А. Отделить спирт от воды можно с помощью отстаивания.
Б. Водный раствор соли и мела можно разделить с помощью фильтрования
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Ответ:
14. Аммиак является окислителем в реакции схема которой:
1) N 2 +H 2 →NH 3 ; 3) NH 3 +CuO→Cu+ N 2 +H 2 O;
2) NH 3 +O 2 →N 2 +H 2 O; 4) NH 3 +K→KNH 2 +H 2 .
Ответ:
15 . На какой диаграмме распределение массовых долей элементов отвечает качественному составу фосфата аммония?
1) 3)
2) 4)
Ответ:
Часть 2
16. В ряду химических элементов Cl - S - Р
1) уменьшаются заряды ядер атомов;
2) возрастают кислотные свойства их оксидов;
3) низшая степень окисления уменьшается;
4) уменьшается радиус атомов;
5) усиливаются неметаллические свойства.
Ответ:
17. Для углеводорода С 2 Н 6 характерно:
1) реакция замещения;
2) реакция дегидрирования;
3) обесцвечивание бромной воды;
4) реакция изомеризации;
5) реакция с водой.
Ответ:18. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества
Вещества: Реактив:
А) NaI и NaClO 3 1) Ca ( OH ) 2
Б ) HF и Rb 2 SO 4 2) AgNO 3
В ) CO 2 и CaC 2 3) фенолфталеин
4) Ba(NO 3 ) 2
Ответ:
19. Установите соответствие между названием веществами и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.
НАЗВАНИЕ РЕАГЕНТЫ
ВЕЩЕСТВА:
А) оксид цинка 1) K 2 O , Na
Б) углекислый газ 2) SO 2 , H 2 O
В) серная кислота 3) Ca ( OH ) 2 , H 2 O
4) HBr , Ca ( OH ) 2
Ответ:
Часть 2
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
H 2 O 2 + NH 3 → N 2 + H 2 O
Определите окислитель и восстановитель.
21. Через раствор гидроксида кальция пропустили углекислый газ. Образовалось 648 г. гидрокарбоната кальция с массовой долей 1%. Вычислите объем прореагировавшего газа
22. Даны вещества: Ве, NaNO 3 , KOH , H 2 SO 4 , Na 2 SO 4 , MgO . Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид бериллия. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Система оценивания тестовой работы по химии
Верное выполнение каждого из заданий части 1 базового уровня сложности (1–15) оценивается 1 баллом.
Верное выполненное каждого из заданий части 1 повышенного уровня сложности (16–19) максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются верно выполненными, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.
Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.
Часть 1
Часть 2
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:
H 2 O 2 + NH 3 → N 2 + H 2 O
Укажите окислитель и восстановитель.
Элементы ответа1. Составлен электронный баланс.
3 │2О -1 + 2ē → 2О -2
1 │2 N -3 - 6ē → N 2 0
2. Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:
3 H 2 O 2 + 2 NH 3 → N 2 + 6 H 2 O
3. Указано, что восстановителем является N -3 , а окислителем О -1
Критерии оценивания
Баллы
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов
В ответе допущены ошибки в двух элементах
Максимальный балл
21.Через раствор гидроксида кальция пропустили углекислый газ. Образовалось 648 г. гидрокарбоната кальция с массовой долей 1%. Вычислите объем прореагировавшего газа
Элементы ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1) Составлено уравнение реакции 2 CO 2 + Ca ( OH ) 2 = Ca ( HCO 3)2
2) Рассчитано масса и количество вещества гидрокарбоната калия, полученного в результате реакции:
m чист.( Ca ( HCO 3)2 ) = m р-ра ( Ca (HCO 3)2 ) * w (Ca (HCO 3)2 )= 648 * 0,01=6,48г.
M (Ca (HCO 3)2 )=164г/моль
n (Ca (HCO 3)2 )= 6,48г/ 164г/моль= 0,04моль
3) Рассчитываем объем CO 2
n (CO 2 )=2 n (Ca (HCO 3)2 )=2 * 0,04=0,08 моль
V(CO 2 )= n * V м = 0,08 * 22,4 = 1,8л.
Критерии оценивания
Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы
3
Правильно записаны 2 элемента из названных выше
2
Правильно записан 1 элемент из названных выше (1-ый или 2-ой)
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
3
22. Даны вещества : Ве , NaNO 3 , KOH, H 2 SO 4 , Na 2 SO 4 , MgO. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид бериллия. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Элементы ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1) Составлена цепочка превращений:
Ве Ве SO 4 Ве (OH ) 2
Составлены два уравнения реакции:
2) Ве +H 2 SO 4 = Ве SO 4 +H 2
3) Ве SO 4 + 2KOH = Ве (OH) 2 ↓+ K 2 SO 4
4) Описаны признаки протекания реакций:
для первой реакции: цинк растворяется, выделяется бесцветный газ;
для второй реакции: выпадение осадка белого цвета.
5) Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции:
Ве 2 + + 2 OH - = Ве (OH) 2 ↓
Критерии оценивания
Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы
5
Правильно записаны четыре элемента ответа
4
Правильно записаны три элемента ответа
3
Правильно записаны два элемента ответа
2
Правильно записан один элемент ответа
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
5