Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Толкование на послание к титу святого апостола павла. Большая христианская библиотека Послание павла к титу

. Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа,

Безразлично употребляет эти выражения, иногда называет себя рабом Христовым, апостолом Божиим, а теперь наоборот. Так он не полагал никакого различия между Отцом и Сыном.

по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,

Понимать это можно по-разному: или – что я стал апостолом, чтобы избранные уверовали чрез меня, или – что я избран апостолом не за мои совершенства, но потому, что благоволил вверить мне избранных Его. Поэтому все есть дело благодати, а не потому, чтобы я был достоин, но ради избранных. Потом, чтобы показать, что и мы должны привнести что-нибудь, он прибавил: «и познанию истины» , то есть, так как я познал истину учения сего, поэтому и вверено мне. А лучше: даже и познание не наше, но Он источник и этого. Ибо прежде мы были познаны, а потом познали. Или, что я уверовал, подобно; прочим избранным, и познал истину. Даже для противопоставления иудейским обрядам он сказал: "истины" . Ибо они – не истина, хотя и не ложь, а образ и тень; и, называя нас избранными, он осуждает иудеев. Ибо, если и они были некогда избранными, но не теперь. Смотри: прежде "вер а», а потом от нее "познани е», но не от рассудочных изысканий. Сказав: "истины" , прибавил: " относящейся к благочестию» , потому что и в житейских делах есть "познани е истины" . Например, кто-нибудь истинно знает земледельческое дело, или строительное дело. Итак, не об этой истине речь, а об "истин е по благочестию» .

. в надежде вечной жизни,

Сказав, насколько облагодетельствовал нас для настоящей жизни, говорит и о том, что Он даст в будущем. Уже и самое познание истины – величайшее благодеяние для нас, освобожденных от заблуждений. Но в награду за это Он даст нам еще и жизнь вечную. Так как мы познали Его, то мы и "наде емся, говорит, на вечн ую жизн ь». Видишь ли, как он тотчас же, с самого начала, указывает на благодеяния Божии, чтобы как самого епископа, так и тем более его учеников сделать более готовыми к тому, чтобы угодить Благодетелю? Словами «в надежде вечной жизни» он ниспровергает иудейские обряды, ибо они имели наградой настоящую жизнь.

которую обещал неизменный в слове прежде вековых времен,

Если Он неизменен, то, несомненно, даст и после смерти то, что обещал. Издревле еще, говорит. Он предопределил это, а не вследствие раскаяния. Не потому, что иудеи не обратились к Нему, Он даст это нам, а потому, что издревле так было предопределено, – и Он возлюбил нас от века. Что Он возлюбил нас от начала, – это указывает на наше благородство.

. а в свое время явил Свое слово в проповеди ,

Чтобы кто-нибудь не сказал: почему Он медлил дать то, что определено от вечности? говорит, что из попечения о нас и для того, чтобы сделать это благовременно. Временем Писание называет удобное время, как например: «время Господу действовать» (). Итак, "в свое , говорит, время" , то есть сообразное, надлежащее время. Что же Он явил? "Слово" , говорит, "Свое" , то есть Евангелие. Каким образом? «В проповеди » , то есть явно, с дерзновением. Проповедующий не прибавляет, не убавляет. Так и мы проповедуем то, что нам поведено конечно, только в слух всех, как и Христос сказал: «проповедуйте на кровлях» (), означая способом и местом прямоту, беспристрастность, свободу. Заметь: последовательность требовала сказать так: «явил в свое время» , то есть вечную жизнь, но он привел не так, а – «явил Свое слово» . Справедливо. Ибо Евангелие все объемлет; как то, что в настоящее время нам дано, как то: благочестие , веру , истину , так и то, что обещается в будущем веке, то есть жизнь вечную. Некоторые, впрочем, под "Слово м Его» разумели Сына.

вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, –

. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Видишь ли, что делает их нечистыми и мерзкими? то, что дела дурны и нечисты. Ибо поистине "вера без дел, мертва» (). Мертвый же внушает омерзение и ни к чему не годен.

3. Основополагающие правила:

а) правила воспитания членов церкви в соответствии с Евангелием (2:1-15);
б) отношение к властям и окружающим на основе обретенной благодати (3:1-8).

4. Отдельные указания и заключение (3:9-15).

Б. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Если Павел в приветств. слове подробно говорит о своем служении и Божеств. призвании, то это адресовано не Титу, а критским церквам, поскольку Тит знал о полномочиях, к-рыми обладал апостол; видимо, Павел стремился укрепить позицию Тита в его отношениях с критянами (Тит 1:1-4) . Тит остался на Крите, чтобы по поручению апостола поставить в церквах см. Епископ ов и см. Пресвитер ов (ст. 5). Павел указывает ему на важнейшие критерии, по к-рым он должен производить отбор среди претендентов на эти должности (ст. 6-9) и еще раз подчеркивает необходимость соответствия церковных руководителей строгим требованиям. Он также указывает на многочисл. искусителей и опасность учений, распространяемых "людьми, отвращающимися от истины" (ст. 10-16), к-рым Тит должен решительно противостоять. Павел объясняет, как, на основе Евангелия, воспитывать верующих (Тит 2:1,15) в христ. любви, ибо это соответствует высокому призванию Церкви (ст. 11-14). При этом он призывает верующих вести себя должным образом в отношении начальств и властей (Тит 3:1) , быть кроткими в обращении с окружающими (ст. 2), указывает им на великую благодать Христа (ст. 3-7). В заключение Павел дает Титу нек-рые поручения, повторно предостерегает его от бесполезных "споров и распрей о законе", а также от лжеучителей (ст. 9-11) и просит своего сотрудника быть готовым к тому, что его позовут в Никополь (ст. 12).


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Послание к Титу" в других словарях:

    Послание к Титу книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. Авторство Павла некоторыми учёными оспаривается; среди возможных авторов называют Поликарпа. Послание к Титу, а также два послания к Тимофею обычно называют… … Википедия

    Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего …

    Послание к Титу - одно из трех пастырских послании Павла, написанное вскоре после того, как Павел оставил Тита на Крите. Оно в трех главах дает различные установления относительно организации церквей, правила жизни для верующих разных состояний и возрастов,… … Словарь библейских имен

    Павел приветствует Тита. Качества служителей церкви. Обличай иудейских обманщиков на Крите … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, [относящейся] к благочестию, 1Тим.3:16 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, Рим.16:17 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Мат.15:9 Мар.7:7 1Тим.1:4 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Первое послание к Тимофею и Послание к Титу , Джон Р.У. Стотт. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Круг тем, которые охватывают эти два послания, чрезвычайно широк. К Первому посланию к Тимофею автор…
  • Павел. Пастырские Послания. I и II Послания к Тимофею и Послание к Титу: популярный комментарий , Райт Николас Томас. Пастырские послания отличаются своей практичностью, предлагают поддержку и совет относительно повседневной жизни поместной церкви и роли в ней главного пастыря. В то же время они постоянно…

Вокруг великих учителей и проповедников образовывались общины. Жизнь все большего числа людей менялась, и они становились гражданами Божьего Царства. Но когда учитель уходил или умирал, с ним могло уйти и вдохновение, и община оставалась без опоры.

Люди собирались, чтобы послушать учение Павла. Вдохновленный Святым Духом, он проповедовал Евангелие по всей Римской империи. Вокруг него возникали новые церкви, жизнь его слушателей преображалась. Но Павел знал, что церковь должна строиться на Христе, а не на том или ином человеке, и знал также, что настанет время, когда он не сможет больше быть с ними, чтобы строить общину, воодушевлять, воспитывать и учить. Поэтому он постоянно призывает молодых верующих следовать за Христом, а не за проповедниками (1 Кор 3), использовать свои духовные дарования для созидания Церкви (1 Кор 12), ответственно относиться к своему духовному росту (Флп 2:12,13) и молиться за церковных руководителей (1 Фее 5:12,13).

Павел заботился о подготовке тех, кто должен был стать вождями Церкви после его ухода. Он призывает молодых лидеров отдавать все свои силы распространению Божьего слова (2 Тим 3:16,17) и наставлять других, кто продолжит это служение (2 Тим 2:2). Тимофей, Тит и Иоанн Марк были в числе тех, кого Павел готовил возглавить Церковь.

Тит был греком; его обращение к Христу произошло, вероятно, благодаря служению Павла. Наученный и воспитанный Павлом, он был для вождей церкви в Иерусалиме живым примером того, что Бог совершает среди язычников (Гал 2:1-3). Подобно Тимофею, он был спутником Павла в миссионерских путешествиях и одним из его ближайших друзей. Позднее он начал исполнять особые поручения Павла (2 Кор 7:5-16) и со временем стал главным (епископом) над церквами Крита (Тит 1:5). Терпеливо и заботливо Павел помог Титу сделаться зрелым христианином и ответственным церковным руководителем. Письмо Титу - еще один шаг в этом процессе наставничества. Как и Тимофею, Павел советует Титу, как организовывать церкви и руководить ими.

Письмо Титу похоже на 1 письмо Тимофею, поскольку у этих писем была общая цель: преподать наставления по вопросам церковной организации и дисциплины. Как обычно, Павел начинает с приветствий и вступления, но здесь оно длиннее, чем в большинстве его других писем. Во вступлении Павел кратко говорит о руководстве церквами: о своем апостольском служении (1:1-3), обязанностях Тита (1:4,5) и тех руководителей, которых Тит должен назначить и обучить (1:5). Затем Павел перечисляет требования к руководителям, которые призваны наставлять церковь (1:б-9), и противопоставляет истинных вождей ложным учителям (1:10-16).

Далее Павел подчеркивает значение добрых дел в жизни христианина, призывая Тита "учить тому, чего требует здравое учение" (2:1). Он рассказывает о работе с различными возрастными группами в церкви (2:2-6) и о том, как служить примером христианской зрелости (2:7,8). Он призывает Тита учить смело и убежденно (2:9-15).

Затем Павел рассуждает об основных требованиях к христианам в общественной жизни: Тит должен напоминать о них людям (3:1 -8). Он должен также избегать споров, ведущих к разделениям (3:9-11). Заканчивает Павел личными новостями и приветствиями (3:12-15).

Из этого пастырского послания вы узнаете об организации и жизни ранней Церкви и о принципах, по которым должна строиться современная Церковь. Вы найдете здесь также полезный урок ответственного руководства. Подобно Павлу, подготавливайте людей для того, чтобы они сами могли учить и возглавлять других.

1:1
Павел написал это письмо в период между первым и вторым римским заключением, с целью дать указания Титу в его работе с критскими церквами. Павел побывал на Крите вместе с Титом и оставил его там нести служение (1:5). Крит был центром подготовки римских солдат. На этом маленьком острове было очень сильно влияние язычества. Поэтому критские церкви нуждались в верных христианских лидерах.

1:1
В этой фразе Павел обозначил цель своей жизни. Он называет себя слугой Бога, то есть принимает обязательство во всем повиноваться Ему. Согласно Божьему указанию, он посвятил всю свою жизнь проповеди о Христе. А как вы можете сформулировать цель своей жизни? Чему вы посвятили ее? О Павле см. посвященный ему очерк в Деян 9. 1:1,2 Основой нашей веры является уверенность в Боге. Поскольку Он есть истина, Он - источник всякой истины; Он не может лгать. Вечная жизнь, которую Он обещал нам, несомненно ждет нас, потому что Он верен своим обещаниям. Стройте свою веру на надежном основании - Боге, который не может лгать.

1:3
Бог назван "нашим Спасителем", так же как и Иисус. Иисус исполнил служение по нашему спасению, когда умер за наши грехи, и потому Он - наш Спаситель. Бог составил план нашего спасения и простил нам грехи; поэтому Он наш Спаситель. Отец и Сын вместе участвуют в нашем спасении.

1:4
Тит, грек по национальности, был одним из самых надежных и доверенных сотрудников Павла. Павел несколько раз посылал его в Коринф со специальными поручениями, чтобы помочь тамошней церкви справиться с проблемами (2 Кор 7;8). Павел и Тит вместе путешествовали в Иерусалим (Гал 2:3) и на Крит (1:5). Павел оставил Тита на этом острове, чтобы он возглавил местные церкви. Последнее упоминание о Тите содержится во 2 Тим 4:10, последнем из известных нам писем Павла. Тит был талантливым руководителем, поэтому Павел возлагает на него ответственность, призывая мудро использовать свои способности.

1:5
На Крите, маленьком средиземноморском острове, было много евреев. Церкви там были основаны, вероятно, местными евреями, которые побывали в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян 2:11), более чем за 30 лет до того, как Павел написал это письмо.

1:5
Для каждой церкви было важно иметь духовных наставников, и Павел назначал старших (Деян 14:23). Эти люди возглавляли церкви, помогали духовному росту верующих и обучали их жить по-христиански, несмотря на сопротивление общества.

1:5-9
Греческое слово, переведенное как "руководитель", буквально означает "старейший". Павел вкратце перечисляет качества, которыми должны обладать руководители. Подобные же наставления он дал Тимофею для ефесской церкви (1 Тим 3:1-7; 5:22). Обратите внимание, что большинство требований касается характера руководителя, а не его знаний или умений. О характере человека лучше всего можно судить по его образу жизни и взаимоотношениям с людьми. Это необходимо принимать во внимание, оценивая, достоин ли тот или иной человек занять руководящий пост в церкви. Очень важно иметь наставника, который успешно проповедует Божье слово, но не менее важно, чтобы он сам жил по Божьей воле и служил примером для других.

1:10
Поборники иудаизма создавали проблемы во многих церквах, где Павел проповедовал Радостную весть. Они учили, что язычники, чтобы стать христианами, должны повиноваться всей системе иудейских законов, и этим смущали многих новообращенных. Павел написал письма нескольким церквам, чтобы помочь им понять, что Бог принимает любого, кто приходит к Нему в вере (Рим 1:17; Гал 3:2-7).

1:10-14
Павел просит Тита бдительно относиться к ложным учителям, которые утверждают, будто говорят Божье слово, но чье учение не согласуется с Писанием. Некоторые из ложных учителей искренне заблуждаются, не сверив свои мнения с Библией. Другие же проповедуют из нечистых побуждений, ради выгоды: доходов, влияния или власти. Иисус и апостолы неоднократно предупреждали об этих лжеучителях (см. Мк 13:22; Деян 20:29; 2 Петр 3:3-7; 2 Фее 2:3-12), потому что их учения разрушают основание истины и чистоты, на котором построена христианская вера. Лжеучителей можно распознать по следующим признакам: они (1) привлекают больше внимания к самим себе, чем к ^ристу; (2) просят делать то, что противоречит истинной вере или искажает ее; (3) стараются не касаться вопросов о божественности Христа и боговдохновенности Библии; (4) призывают к действиям, основанным более на человеческих суждениях, чем на молитве и библейском руководстве.

1:12
Павел цитирует строку из стихотворения Эпимени-да, поэта и философа, жившего на Крите 600 годами раньше. "Играть критянина" стало ходячим выражением, означавшим "быть мошенником и лжецом". Павел использует эту крылатую фразу для подкрепления своих доводов.

1:15
Одни люди видят вокруг себя добро, тогда как другие не видят ничего, кроме зла. От чего это зависит? Наши души служат фильтрами, через которые мы воспринимаем мир. Те, чьей жизнью руководит Христос, умеют видеть добро, даже находясь в окружении зла. Но порочные люди видят во всем зло, даже будучи окружены добром. Обратите мысли к Богу и Его слову, и вы даже в этом жестоком мире будете открывать все больше и больше добра. То, чем наполнена ваша душа, влияет на образ мышления и действий. Наполняйте свое сердце добром, и тогда в нем останется мало места для зла.

1:16
Многие утверждают, что уже знают Бога и не нуждаются в новом рождении. Мы не можем узнать с точностью в этой жизни, правда ли это, но их поведение может быть свидетельством того, соответствуют ли их ценности меркам Божьего Царства. Наш образ жизни может многое поведать о наших убеждениях (1 Ин 2:4-6).

БЕСЕДА 1

«Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, [относящейся] к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, - Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего » (Тит. 1:1‑4).

Время написания послания. - Каково бывает познание истины по вере. - Нужно проповедовать с дерзновением. - Обязанности и трудности епископского служения.

1. Из спутников Павла Тит был (человеком) опытным. Если бы он не был опытным, то Павел не вверил бы ему целого острова, не велел бы ему восполнить недостающее: «чтобы ты довершил недоконченное » (Тит. 1:5), говорит он ему; апостол не облек бы этого мужа правом суда над столькими епископами, если бы не так решительно полагался на него. Говорят, что он был молод, так как (апостол) называет его своим чадом (Тит. 1:4); но, впрочем, отсюда это еще не явствует. Думаю, что о нем упоминается и в Деяниях (Деян. 18:7), и тогда, пожалуй, он был родом из Коринфа, если только не было кого‑либо другого, одноименного с ним. (Апостол) приглашает к себе Зину, и повелевает прислать Аполлоса, а его - нет (Тит. 3:13); этим он засвидетельствовал, что перед императором они могли оказать более мужества и силы. Мне кажется, что Павел писал это послание во время между первым и вторым своим заключением, когда был свободен, потому что он не говорит здесь ничего об искушениях, но постоянно, и в начале и в конце, обращается с благодарностью к Богу, что было для верующих достаточным поощрением к добродетели. Понять, чего они заслуживали прежде, в какое потом приведены состояние и именно благодатью, и чего теперь удостоились, - это для них не малое ободрение. Он нападает также на иудеев. Не удивляйся, что он укоряет целый народ; то же самое он делает и с галатами, когда говорит: «О, несмысленные Галаты » (Гал. 3:1). Это сказано им не от раздражительности, а из любви. Если бы он делал это для своих выгод, то справедливо можно было бы осуждать его; если же он делал это по своей пламенной ревности к проповеди, тогда это - не оскорбление. И Христос многократно укорял книжников и фарисеев, но не за Себя, а потому, что они губили всех других. (Апостол) пишет краткое послание, и не без основания. Это также служит доказательством добродетели Тита, что он не нуждался в длинных речах, а только в некотором напоминании. Это послание, кажется мне, предшествует посланию к Тимофею. То писал он при конце жизни, находясь в узах, а это в такое время, когда был отпущен и свободен от уз. Слова: «поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму » (Тит. 3:12) доказывают, что он еще не был в узах, а там он постоянно называет себя узником. Что же говорит он? «Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих ». Видишь ли, как безразлично он употребляет эти выражения, называя себя иногда рабом Божиим и апостолом Христовым, а иногда рабом Христовым: «Павел, раб Иисуса Христа » (Рим. 1:1)? Таким образом, он не полагал никакого различия, между Отцом и Сыном. «По вере избранных Божиих и познанию истины, [относящейся] к благочестию, в надежде вечной жизни». «По вере избранных Божиих »: т. е., потому ли, что ты уверовал, или потому, что тебе вверено? По моему мнению, он говорит о том, что ему вверены избранные Божии, т. е., не за свои совершенства, не за труды и подвиги я получил такое достоинство, но все сделано по благодеянию Вверившего мне. Потом, чтобы не сочли действие благодати неразумными, - ведь не все от одного Бога, иначе, почему Он не вверил того же другим? - то (апостол) прибавил: «и познанию истины, [относящейся] к благочестию ». Благодаря этому, говорит он, и вверено мне, или вернее и это самое дано мне по благодати Его; Он - Виновник и этого моего качества (т. е., разумения истины по благочестию). Потому и сам Христос говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал » (Ин. 15:16). И в другом месте тот же блаженный (апостол) говорит: «познаю, подобно, как я познан » (1 Кор. 13:12); и еще: «не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус » (Флп. 3:12). Сначала мы были достигнуты, а потом познали; сначала - познаны, а потом достигли; сначала - призваны, а потом послушались.

Выражением: «по вере избранных » (апостол) приписывает все им; через них я стал апостолом, не как достойный того, а ради избранных, как и в другом месте, он говорит: «ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос » (1 Кор. 3:21, 22). «И познанию истины », - говорит, - «[относящейся] к благочестию », - потому что есть истина практическая, а не по благочестию, например: знание земледелия, знание искусств, - это тоже истинное знание; но та истина есть истина по благочестию. Или выражение: «по вере » означает то, что они уверовали, подобно прочим избранным, и познали истину. Следовательно, знание - от веры, а не от разума. «В надежде вечной жизни ». Сказав о настоящей жизни, устроенной по благодати Божией, говорит и о будущей, представляя награды за то, чем (Господь же) нас облагодетельствовал. За то именно, что мы уверовали и избавлены от заблуждения, (Бог) желает увенчать нас. Видишь, как самое вступление наполнено указаниями на благодеяния Божии; и все вообще это послание оказывается преимущественно таковым, поощряя к большим трудам как самого святого (Тита), так и учеников его. Ведь ничто так не полезно нам, как постоянное воспоминание о благодеяниях Божиих, общих и частных. Если мы, получив благодеяние от друга, услышав от него приятное слово или приняв добрую услугу, горячее привязываемся к нему, то тем более мы будем ревностны в послушании Богу, когда увидим, в каких опасностях мы находились, и от всех Он избавил нас. «И познанию истины ». Об истине он говорит здесь в противоположность прообразованию. И оно было знанием и благочестием, но не истины, хотя, во всяком случае, и не лжи, однако, только - образов (истины) и подобия ее. Хорошо сказал (апостол): «в надежде вечной жизни », потому, что то благочестие было в надежде жизни настоящей: «исполнивший его », - говорит (Писание), - «человек жив будет им » (Рим. 10:5). Видишь ли, как с самого вступления он показывает отличие благодати (от закона)? Не те - избранные, но мы. Если же и они прежде назывались избранными, то теперь уже - нет. «Которую обещал », - говорит, - «неизменный в слове Бог прежде вековых времен », т. е., не теперь за покаяние наше, но предопределено это изначала. То же он утверждает во многих других местах, например: «избранный к благовестию Божию » (Рим. 1:1), и еще: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть » (Рим. 8:29), означая наше благородство, - то, что не ныне, но изначала Бог возлюбил нас; а быть возлюбленным издревле и от начала - немаловажно.

2. «Которую обещал неизменный в слове Бог ». Если (Бог) неложен, то непременно исполнится то, что Он обещал; если неложен, то не должно сомневаться, хотя это и исполнится лишь после смерти. «Которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен ». Словами: «прежде вековых времен » (апостол) также показывает достоверность обетования. Не потому, говорит, так совершилось, что иудеи не обратились ныне, но так предначертано издревле. Итак, послушай, что он говорит: «а в свое время явил ». Для чего же это промедление? Из попечения о нас и для того, чтобы совершить благовременно. «Время », - говорит пророк, - «Господу действовать » (Пс. 118:126). «В свое », - т. е., в приличное, надлежащее, сообразное. «Явил , - говорит, - «Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению », т. е., проповедание. Оно, это благовестие, заключало в себе все - и настоящее, и будущее, жизнь, благочестие, веру, все вместе. «Проповеданием », т. е., явно, с дерзновением, потому что таково значение слова: «проповеданием ». Как глашатай на зрелище провозглашает в присутствии всех, так и мы провозглашаем, и не прибавляем ничего, но говорим то, что сами слышали. Достоинство провозвестника состоит в том, чтобы сказать всем действительно бывшее, не прибавляя ничего и не убавляя.

Итак, если нужно проповедовать, то нужно проповедовать с дерзновением; иначе это не будет проповеданием. Поэтому и Христос не сказал: «говорите на кровлях », но: «проповедуйте на кровлях » (Мф. 10:27), указывая на характер проповеди и местом, и способом действия. «Вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога ». Выражениями: «Вверенной мне » и «по повелению » он отмечает свою достоверность, чтобы никто не обижался, не уклонялся, не упрямствовал. Итак, если это - повеление (Божие), то я сам не властен: я исполняю приказание. Из того, что нам должно делать, иное зависит от нас, а другое - не от нас. То, что Он повелевает нам, не зависит от нас; а то, что Он дозволяет нам, зависит от нас. Например: «кто скажет брату своему: "безумный", подлежит геенне огненной » (Мф. 5:22); это - повеление; и еще: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‑нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой » (Мф. 5:23, 24); и это - повеление, так что не исполняющий этого неизбежно подлежит наказанию. Когда же говорит (Господь): «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое », и еще: «Кто может вместить, да вместит » (Мф. 19:21, 12), то это - не повеление. Здесь Он предоставляет сказанное на волю слушателя и позволяет ему свободный выбор действия. Здесь делать или не делать - в нашей власти; а повеления - не в нашей власти, но необходимо или исполнять их, или за неисполнение подвергнуться наказанию. То же выражает (апостол), когда говорит: «нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую » (1 Кор. 9:16). Представлю это еще яснее, чтобы для всех было очевидно. Например: кому вверено начальство в Церкви, кто почтен достоинством епископства, тот не будет невиновным, если он не объясняет народу, что должно делать; между тем мирянин нисколько к тому не обязан. Поэтому Павел и говорит: «по повелению Спасителя нашего » это делаю. И заметь, как самые выражения соответствуют тому, о чем я сказал. Выше он говорит: «неизменный в слове Бог », а здесь: «по повелению Спасителя нашего Бога ». Если же Он - Спаситель, и сам повелел это из желания нам спасения, то, значит, это не дело властолюбия; здесь - вера и повеление Бога Спасителя. «Титу, истинному сыну » могут быть и неистинные сыны, как, например, тот, о котором он говорит: «кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе » (1 Кор. 5:11). Вот тоже сын, но неистинный; он - сын, потому что некогда принял благодать и возрожден, но неистинный, потому что недостоин своего Отца, так как добровольно предал себя другому властителю. У плотских детей истинность и неистинность зависит от рождающей и рождающего; а здесь не так, но от доброй воли. Здесь можно и тому, кто был истинным сыном, не остаться истинным, и неистинному сделаться истинным, потому что это заключается не в природной необходимости, но в свободном произволении, от чего и происходят частые изменения. Онисим был истинным сыном, но стал неистинным, потому что сделался негодным; а потом опять сделался истинным, так что (апостол) назвал его своим сердцем (утробою) (Флм. 10‑12). «Титу, истинному сыну по общей вере ». Что значит: «по общей вере ». Назвав его чадом и приняв на себя звание отца его, (апостол) здесь ограничивает и смягчает это почетное название и вот каким образом. Он прибавляет: «по общей вере », т. е., по вере я не имею ничего большего в сравнении с тобой, потому что она - общая и ею возродились как я, так и ты. Почему же он называет его своим чадом ? Или только для того, чтобы показать свою любовь к нему, или потому, что сам он прежде него начал проповедовать, или потому, что (Тит) был просвещен им. Поэтому он называет верующих и чадами, и братьями; как возрожденные одной и той же верой, они - братья; а как возрожденные через него, они - чада. Таким образом, словами: «по общей вере » он указывает на братство. «Благодать и мир от Бога Отца, и Господа Иисуса Христа Спаса нашего ». Сказав: чадо, (апостол) прибавляет: «от Бога Отца », чтобы возвышеннее настроить мысли (Тита) и научить, чье он чадо, а говоря не только: «по общей вере », но и прибавляя: «Отца нашего », он показывает равночестность (Тита) с ним.

3. Посмотри же, как он желает и учителю того самого, чего желает ученикам и народу, потому что и сам учитель, подобно им, имеет нужду в таких благах, и еще гораздо больше их, поскольку больше имеет он врагов и больше у него случаев прогневить Бога. Насколько велико достоинство имеющего священство, настолько больше у него и опасностей, потому что одно исправное прохождение епископства может возвести на небо, и одна неисправность в этом деле может ввергнуть в геенну. Оставляя все другое, случающееся ежедневно, скажу вот что: если он по дружбе или по какой‑нибудь другой причине предоставит епископскую власть лицу недостойному и вверит ему начальство над великим городом, то смотри, какому огню он становится повинным. Он даст отчет не только за погибающие души, - потому что неблагочестивый губит их, - но и за все, совершаемое под его начальством. Кто, будучи мирянином, неблагочестив, тот будет еще более неблагочестивым, когда получит власть. Трудно и благочестивому человеку остаться таким по получению власти. Тогда сильнее заявляют о себе и тщеславие, и корыстолюбие, и самонадеянность, - так как начальство дает к тому возможность, - равно и столкновения, оскорбления, злословия и многое другое. Поэтому кто неблагочестив, тот будет еще более неблагочестивым, сделавшись начальником. А кто поставит такого начальником, тот будет виновен во всех грехах, совершаемых им и всем народом. Если соблазняющему «лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской » (Мф. 18:6), то соблазняющие столько душ, целые города, народы, тысячи семейств, мужей, жен, детей, граждан, земледельцев, живущих в том же городе и в других, подвластных ему, какому подвергнется наказанию? Если назовешь другое, втрое большее (наказание), то не выразишь ровно ничего: такого он достоин наказания и мучения! Таким образом, учитель особенно имеет нужду в благодати Божией и мире. Если он без них будет управлять народом, то все распадется и погибнет, за отсутствием у него кормила. Хотя бы он и был опытным в управлении, но, если не будет иметь этого кормила - благодати и мира от Бога, то потопит корабль и плывущих. Поэтому мне приходится удивляться тем, которые домогаются такого бремени. Жалкий и несчастный человек, ужели ты не видишь, чего домогаешься? Если ты живешь сам по себе, безвестным и незнатным, то, хотя бы ты совершил множество грехов, ты отдашь отчет за одну душу, и за нее только подвергнешься наказанию; если же ты достиг такой власти, то, подумай, за сколько человек ты будешь повинен мучению. Послушай, что говорит Павел: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет » (Евр. 13:17). А ты домогаешься чести и власти? И что за удовольствие от этой чести? Совсем его не вижу. Да и невозможно в подлинном смысле быть властителем. Почему? Потому, что повиновение зависит от воли самих подчиненных. Кто захочет тщательно исследовать дело, найдет, что такой человек достигает не начальства, а порабощения бесчисленному множеству господ, которые желают и требуют противного друг другу. Что хвалит один, то порицает другой; что осуждает один, тому удивляется другой. Кого же слушать, кому повиноваться? Невозможно (определить). Наемник, слыша от господина своего противоречащие приказания, может, по крайней мере, выражать свое неудовольствие; а ты, если будешь огорчаться противоречащими приказаниями этих господ, дашь ответ и за это, и уста всех откроются против тебя. Это ли честь, скажи мне, это ли начальство, это ли власть?

4. Епископ предлагает сделать денежные приношения. Кто не хочет, тот не только не приносит, но еще, чтобы показать, что он делает это не по нерадению, порицает предложившего, говоря: он крадет, расхищает, поедает достояние бедных, проживает имущество нищих. Перестань злословить; докуда ты будешь говорить это? Не хочешь делать взноса - никто и не принуждает тебя, никто не требует насильно; зачем же ты злословишь того, кто обращается к тебе с простой просьбой и советом? Но вот кто‑нибудь впал в нужду и епископ не простер ему руки помощи, или потому, что не мог, или потому, что был занят другим делом: опять нет ему никакого прощения, но снова начинаются порицания, худшие прежних! Это ли начальство? И учинить расправы (епископ) не может, потому что (порицающий) есть собственная его утроба. Как утробе своей, хотя бы она распухла и причиняла боль и голове и всему телу, мы не решаемся мстить, не берем меча и не рассекаем ее, так и подчиненному, если он таков, причиняет нам страдания и беспокойства подобными порицаниями, мы не решаемся мстить; это чуждо отеческой душе, которая по необходимости переносит огорчение, пока (огорчающий) не исцелится от своей болезни. Наемный раб имеет у себя какое‑нибудь определенное дело, и после того, как исполнит его, свободно располагает сам собой; а епископа буквально тащат повсюду, и требуют от него много такого, что превышает его силы. Если он неспособен говорить красноречиво, бывает сильный ропот; если способен, опять начинаются порицания, - говорят: он - тщеславен. Если он не воскрешает мертвых, то говорят: он не заслуживает никакого внимания; такой‑то благочестив, а он - нет. Если он умеренно употребляет пищу, опять порицания: ему следовало, говорят, истощать себя. Если кто увидит его моющимся, снова множество порицаний: он, говорят, отнюдь не должен даже смотреть на солнце. Если он, говорят, делает то же самое, что и я, и моется, и ест, и пьет, и одевается, и заботится о доме и слугах своих, то за что он сделан моим предстоятелем? Он и рабов имеет, которые служат ему, и на осле ездит, - за что же он сделан моим предстоятелем? Но, скажи мне, ужели он не должен иметь служителя, а сам обязан и зажигать огонь, и носить воду, и рубить дрова, и ходить на рынок? Не стыдно ли это? Святые мужи, апостолы, не хотели утруждать занимающегося учительством даже служением вдовицам, но считали это дело недостойным его (Деян. 6:2); а ты возлагаешь на него службу рабов твоих? Почему ты, предписывающий ему это, сам‑то не изменяешь обычного порядка жизни и не исполняешь всего этого? Признайся, не гораздо ли большее он исполняет служение тебе, чем ты, озабоченный интересами житейскими? Почему же не пошлешь своего раба для служения ему? Христос умыл ноги ученикам; ты же, если окажешь услугу учителю, великое ли дело сделаешь? Но ты не хочешь предоставить ему услугу, и даже обременяешь его. Что же? Ужели с неба он должен ожидать помощи в жизни? Но это неугодно Богу. Итак, что же? Апостолам, говоришь ты, служили свободные люди. Хочешь ли выслушать, как жили апостолы? Они совершали путешествия, а для их спокойствия свободные мужи и благородные жены полагали души и головы свои. Послушай блаженного (Павла), который, увещевая (слушателей), говорит: «таких имейте в уважении »; и еще: «за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне » (Флп. 2:29, 30). Видишь ли, что говорит он? А ты не хочешь даже сказать слова за отца своего, не только что подвергнуться такой опасности. Но мыться, говоришь ты, ему не следует. Почему, скажи мне, где запрещается это? Ведь и нечистым оставаться - нехорошо. Нигде мы не видим, чтобы это осуждалось, или похвалялось.

Есть же нечто другое, что (апостол) заповедал иметь епископу: быть непорочен, трезв, целомудрен, честен, страннолюбив, учителен (1 Тим. 3:2; Тит. 1:8). Вот чего требует апостол; этого следует требовать от начальствующего, а больше - ничего. Ты не правее Павла, а тем более не правее Духа (Святого). Если он бийца, или пьяница, или жесток и немилостив, порицай его: это недостойно епископа; если он роскошествует, это заслуживает порицания. Но если он бережет свое тело, чтобы служить тебе, если заботится, чтобы быть полезным тебе, то неужели должно порицать его за это? Разве ты не знаешь, что немощь телесная, не менее немощи душевной, вредит как нам, так и Церкви? Почему и Павел врачует ее, когда пишет Тимофею: «употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов » (1 Тим. 5:23)? Если бы мы совершали добродетель одной душой, то нам не нужно было бы заботиться о теле. Для чего же и вообще мы так созданы? А если и тело много участвует в этом, то не крайнее ли безумие - пренебрегать им? Представим, что какой‑нибудь муж, почтенный достоинством епископства и получивший предстоятельство в церковном обществе - человек и в других отношениях добродетельный и имеет все, чтобы прилично иметь лицу священному, но от великой немощи постоянно лежит в постели: какую он может принести пользу, какое предпринять путешествие, какие сделать посещения, кого обличить, кого уговорить? Сказал я это для того, чтобы вы научились не порицать епископов без разбора и принимать их с большей благосклонностью, а если кто домогается власти, то, имея ввиду такое множество порицаний, заглушал бы в себе это желание. Поистине, велика здесь опасность и весьма нужны здесь благодать и мир, которых в обилии вы испрашивайте у Бога нам, а мы (будем испрашивать) вам, чтобы и мы и вы, преуспевая в добродетели, достигли обещанных благ, во Христе Иисусе, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

БЕСЕДА 2

«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности » (Тит. 1:5, 6).

Труды апостолов. - Долг пастыря. - Павел сделал больше, чем Платон. - Пренебрежение славой и честью трудно для человека. - Не нужно искать почестей в здешней жизни.

1. У древних мужей вся жизнь была деятельна, и полна подвигов; а у нас - не так, но полна лености. Те знали, что они для того и пришли в мир, чтобы трудиться согласно с волей Давшего им бытие; а мы, как будто родившиеся для того, чтобы есть, пить и веселиться, не думаем ни о чем духовном. Говорю это не об апостолах только, но и о тех, которые были после них. Они, как видишь, ходили везде, преданные этому как своему единственному делу, и всю жизнь проводили в чужих странах, как бы не имея на земле (родного) города. Послушай, что говорит блаженный (Павел): «Для того я оставил тебя в Крите ». Разделив между собой вселенную, как бы один дом, они управляли всем и заботились обо всем, приняв на себя один одну часть, а другой другую. «Для того », - говорит, - «я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное ». Не повелительным образом требует от него этого. «Чтобы довершил », - говорит. Видишь, как душа его была чиста от всякой зависти, как он всегда искал пользы поучаемых, не разбирая, будет ли она достигнута им самим, или кем‑нибудь другим? Там, где была опасность и великое затруднение, он исправлял все сам личным присутствием; а что доставляло более чести или славы, то поручает ученику, именно: рукоположение епископов и все другое, что имело нужду в некотором исправлении, или, так сказать, в большем упорядочении. Скажи мне, что же это говоришь ты: чтобы он исправлял твои действия? И ты не считаешь этого унизительным и постыдным для себя? Нисколько, говорит, так как я имею ввиду только общую пользу; мной ли будет сделано, или другим, для меня все равно. Таким должен быть предстоятель (Церкви), - искать не своей чести, но общей пользы. «И поставил », - говорит, - «по всем городам пресвитеров ». Здесь он разумеет епископов, как мы сказали в другом месте. «Как я тебе приказывал: если кто непорочен ». «По всем », - говорит, - «городам ». Он не хотел, чтобы весь остров поручен был одному лицу, но чтобы каждый имел свою часть в своем попечении и наблюдении; таким образом, и для него самого облегчается труд, и над подчиненными будет больше наблюдения, если учитель не будет отвлекаться для предстоятельства над множеством Церквей, но будет заниматься только одной и ее благоустраивать. «Если кто непорочен », - говорит, - «муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности ». Для чего он представляет такого человека? Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело не дурное, но настолько честное, что при нем можно восходить даже на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержанных, не позволяя после второго брака принимать эту власть. В самом деле, кто не сохранил никакого расположения к умершей (жене), как может тот быть хорошим предстоятелем? Какому только не подвергнется он порицанию? Ведь все вы знаете, что, хотя законами и не запрещено вступать во второй брак, однако это дело подвергается многим нареканиям. (Апостол) желает, чтобы начальствующей не подавал подчиненным никакого повода к нареканиям, потому и говорит: «если кто непорочен », т. е., если жизнь его свободна от нарекания, если никто не мог упрекнуть его в (дурной) жизни. Послушай, что говорит Христос: «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? » (Мф. 6:23) «Детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности ». Заметьте, какую великую предусмотрительность обнаруживает он и в отношении к детям, потому что кто не мог научить своих детей, тот как может быть учителем других? Если он не мог устроить тех, которых с самого начала имел при себе и воспитывал, и над которыми имел власть и по законам, и по природе, то, как он может быть полезным для чужих? Если бы не была велика беспечность отца, то он не допустил бы сделаться злыми тем, над которыми имел власть с самого начала (их жизни). Невозможно, поистине невозможно, чтобы тот, кто с самого начала был воспитан с великим тщанием и окружен попечениями, сделался злым, потому что грехи не таковы по своей природе, чтобы они могли быть сильнее такого попечения. Если же он считал воспитание детей делом второстепенным, заботясь только об имуществе и не имея о них такого же старания, то и поэтому он недостоин (священного сана). Если там, где побуждала его природа, он имел так мало любви, или был так безрассуден, что больше заботился об имуществе, нежели о детях, то, как он может быть возведен на престол (епископский) и на такую степень власти? Если он не мог (воспитать своих детей), то достоин великого осуждения за леность; а если не старался, то достоин великого осуждения за недостаток любви. Поэтому кто нерадит о своих детях, тот как будет заботиться о чужих? И далее (апостол) сказал не просто: чтобы он не был распутным, но - чтобы не подлежал и «не укоряемых в распутстве », чтобы не было о нем и молвы худой. «Ибо епископ должен быть », - говорит, - «непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца » (ст. 7).

2. Кто имеет внешнюю (гражданскую) власть, тот как управляющей силой закона и по необходимости, справедливо не всегда соображается с желаниями подчиненных; но кто должен начальствовать над людьми, подчиняющимися ему добровольно и чувствующими благодарность за его управление, тот, если будет поступать во всем только по своему произволу и никому не давать отчета, сделает свое правление насильственным, а не народным. «Ибо епископ должен быть », - говорит (апостол), - «непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец ». Как может учить других обуздывать эту страсть тот, кто не научил этому самого себя? Власть поставляет человека во многие обстоятельства, которые делают и весьма кроткого тяжелым и суровым, подавая множество поводов к гневу. Потому, если он наперед не позаботился об укрощении этой страсти, то будет (для подчиненных) крайне тяжелым, повредит и погубит многое в делах своего управления. «Не пьяница, не бийца ». Здесь он разумеет оскорбителя. Епископу следует делать все увещанием, а не порицанием и оскорблением; да и какая, скажи, необходимость оскорблять? Надобно угрожать геенной, усиливать угрозы, поражать. Оскорбляемый же делается более дерзким и презирает оскорбляющего. Ничто так не возбуждает презрения, как оскорбление, которое наносит более бесчестия самому оскорбляющему, лишая его должного уважения. Слово епископа должно быть исполнено великого благочестия, при обличении грехов напоминать о будущем суде и быть чистым от всякого оскорбления; если же кто‑нибудь препятствует ему в исполнении должного, то нужно действовать со всей властью. «Не бийца », - говорит (апостол). Учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и лечит. «Не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать » (ст. 8, 9). Видишь ли, какой высокой он требует добродетели? «Не корыстолюбец », - говорит, т. е., показывающий великое презрение к деньгам. «Страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив » т. е., раздающий все свое имущество нуждающимся; «воздержан » - разуметь здесь не постника, но воздержанного от страсти и языка, и руки и бесстыдного взора; ведь в том и состоит воздержание, чтобы не поддаваться никакой страсти. «Держащийся истинного слова, согласного с учением ». Под верным здесь он разумеет истинное, или преподаваемое посредством веры, не имеющее нужды в умствованиях или исследованиях. «Держащийся », т. е., тщательно содержащему, поставляющему это своим долгом. Поэтому, что из того, если он будет неискусен во внешнем красноречии? С этой целью сказано: «согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать ». Таким образом, нужны не красноречивые, но здравые слова, знание Писаний и сила мыслей.

Разве не видишь, как Павел обратил всю вселенную и сделал больше, чем Платон и все другие? Но, скажешь, он сделал это посредством знамений. Не посредством знамений только; если прочитаешь Деяния Апостольские, то увидишь, что он часто побеждал учением и прежде знамений. «Чтобы он был силен и наставлять в здравом учении », т. е., для ограждения своих и отражения врагов. «И противящихся обличать », потому что, если этого не будет, то все расстроится. Кто не умеет бороться с врагами, пленять всяк разум в послушание Христово и низлагать мудрования (1 Кор. 10:5), кто не знает, как нужно учить здравому учению, тот пусть будет далек от учительского престола. Прочие качества можно находить и в подчиненных, как то: непорочность, держание детей в послушании, страннолюбие, справедливость, благочестие; но что особенно отличает учителя, это то, чтобы он мог оглашать (народ) учением, о чем нисколько не заботятся ныне. «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста » (ст. 10). Видишь ли, как (апостол) объясняет, от чего бывают такие люди? От желания не повиноваться, а господствовать; на это именно он намекает. Следовательно, если ты не можешь убедить их, то не предоставляй им власти, но загради им уста для пользы других. Какая от них польза, если они не убеждаются, или непокорны? Для чего нужно заграждать им уста? Для того чтобы другие получили от того пользу. «Они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти » (ст. 11). Если тот, кто принял на себя обязанность учения, будет неспособен бороться с этими людьми и заграждать им, столь бесстыдным, уста, он будет виновен в погибели каждого из погибающих. Поэтому, если (Премудрый) заповедует: «не домогайся сделаться судьею, чтобы не оказаться тебе бессильным сокрушить неправду » (Сир. 7:6), то тем более здесь можно сказать: не домогайся сделаться учителем, если ты не имеешь способности к этому делу, но уклоняйся, если бы тебя даже привлекали. Видишь, как всегда сребролюбие, или скверностяжательность, бывает этому причиной? «Уча », - говорит, - «чему не должно, из постыдной корысти ».

3. Нет ничего, чему бы не вредили эти страсти. Как бурные ветры, падая на тихое море, возмущают его все с самого дна, так что песок смешивается с волнами, - так и страсти, вторгаясь в душу, превращают в ней все вверх дном и ослепляют ее мыслительную способность, особенно страсть к славе. Презирать богатство не трудно для того, кто захочет; но чтобы презирать честь от людей, для этого нужно много усилия, великое любомудрие, нужна душа как бы ангельская, достигающая самой высоты небесной, потому что нет, истинно нет другой страсти, столь же сильной и всюду господствующей, в большей, или в меньшей мере, но, во всяком случае - везде. Каким же образом мы можем преодолеть ее, если не вполне, то хотя в малейшей степени? Если мы будем взирать на небо, если будем иметь Бога перед очами своими, если устремим помыслы наши выше всего земного. Когда ты желаешь славы, то представь, что ты уже получил ее, продумай до самого конца, и ты не найдешь там ничего; представь, какой она причиняет вред, каких и скольких лишает благ, - потому что для нее ты подвергнешься трудам и опасностям, а плодов и наград от нее не получишь. Вспомни, что между людьми, (достигшими славы), есть очень много злых, и презирай их славу; поразмысли о каждом из них, кто он, и увидишь, что эта слава достойна смеха, что она скорее позор, чем слава; и после этого возводи ум свой к горнему зрелищу. Когда ты, делая какое‑нибудь доброе дело, думаешь, что нужно показать его и людям, ищешь каких‑нибудь зрителей этого дела, и стараешься быть видимым, то вспомни, что тебя видит Бог, - и истребишь в себе всякое такое пожелание; отрешись от земли и устреми взор к зрелищу небесному. Люди, если и похвалят, после будут хулить, будут завидовать, будут вредить; если даже и не сделают этого, то не принесут совершенно никакой пользы тому, кого хвалят. Но не так у Бога; напротив Он радуется, восхваляя наши добрые дела. Ты хорошо сказал и удостоился рукоплесканий! Но что пользы от этого? Если рукоплескавшие получили пользу, изменились, сделались лучшими, отстали от прежних пороков, то поистине нужно радоваться, - не похвалам, а доброй и чудной перемене слушателей. Если же они, постоянно воздавая похвалы, продолжая шуметь и рукоплескать, сами не получают никакого плода от этих рукоплесканий, то скорее следует скорбеть, потому что это послужит к их осуждению. Но ты получаешь прославление за благочестие? Если ты истинно благочестив и не сознаешь за собой ничего худого, то нужно радоваться, не потому, что ты кажешься таким, но потому что ты действительно таков; если же ты, не будучи таким, желаешь славы от людей, то вспомни, что не они будут судить нас в последний день, а Тот, Кто в точности знает наше сокровенное. Если ты, сознавая за собой грехи, всеми почитаешься чистым от грехов, то не только не следует радоваться этому, но скорбеть и горько плакать, представляя непрестанно тот день, в который откроется все, в который Бог «осветит скрытое во мраке » (1 Кор. 4:5). Тебе воздают честь? Отвергни ее, зная, что она делает тебя должником. Никто не воздает тебе чести? Нужно радоваться этому, потому что Бог поставит тебе на вид, между прочим, и то, что ты пользовался честью. Или ты не знаешь, что между прочими благодеяниями Бог ставить в укор и это, когда говорит через пророка: «Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи » (Амос. 2:11)? Таким образом, ты получишь ту пользу, что не будешь предан большему наказанию. Кто не получает чести в настоящей жизни, но терпит презрение, не пользуется никаким уважением, но подвергается оскорблению и унижению, тот, если не приобретает ничего другого, то по крайней мере освободится от ответственности за получение чести от подобных себе рабов. Между прочим, он получает отсюда и другую пользу. Он делается кротким и смиренным и, если будет более внимателен к самому себе, никогда не станет превозноситься, хотя бы и захотел. Напротив, человек, пользующейся великой честью, кроме того, что делается тяжким должником, предается надменности и тщеславию и делается рабом людей; затем, по мере умножения людской власти над ним, бывает принужден делать многое, чего не хочет.

4. Итак, зная, что для нас лучше, не будем искать почестей, и даже предлагаемые будем отвергать, а эту страсть отторгнем от себя и истребим. Говорю это и начальствующим, и подчиненным. Душа, жаждущая чести и прославлений, не увидит царства небесного. Это - не мои слова, не от себя я говорю их, но - Божественного Духа. Не увидит, хотя бы и подвизалась в добродетели: «уже получают », - говорит (Господь), - «награду свою ». (Мф. 6:5). А кто не получит мзды, тот как может увидать царство небесное? Я не запрещаю искать славы, но славы истинной, той, которая от Бога: «ему и », - говорит (апостол), - «похвала не от людей, но от Бога » (Рим. 2:29). Будем благочестивыми втайне, не прикрывая себя спесью, притворством и лицемерием; снимем с себя овчую кожу, или лучше, будем овцами. Нет ничего ничтожнее славы человеческой. Скажи мне: если бы ты увидел множество малолетних детей, точнее - грудных младенцев, то захотел ли бы себе славы от них? Так смотри и на всех людей в отношении к славе. Вот почему это и называется тщеславием. Видишь, какие маски надеваются играющими на сцене, - как они хороши, как блестящи, как сделаны по самым строгим требованиям внешней красоты? Можешь ли ты указать мне такие лица в действительности? Нет. Что же? Возбуждалась ли в тебе когда‑нибудь любовь к ним? Нет. Почему? Потому, что это - пустая маска; она подражает красоте, а на самом деле не красота. Так и слава (человеческая) пуста; она только подражает славе, а на самом деле не слава. Постоянна только одна слава - естественная, внутренняя; а эта, внешняя, часто прикрывает безобразие; впрочем, прикрывает от людей, и только до вечера, а, по окончании зрелища и снятии маски, каждый является тем, что он есть. Поэтому не будем обращаться с истиной так, как на сцене, и с лицемерием. Скажи мне: что хорошего в том, чтобы быть на виду у толпы? Это - тщеславие, и ничто иное; войди в дом, останься один, - и тотчас исчезает все. Ты пришел на площадь и обратил на себя внимание присутствующих? Что же далее? Ничего. Все исчезло и прошло, как рассеявшийся дым. И мы так пристрастны к вещам ничтожным? Какое безрассудство! Какое безумие! Будем же взирать только на то, как бы похвалил нас Бог; если это мы будем иметь в виду, то никогда не станем искать похвалы от людей, но, если даже это случится, станем презирать, осмеивать, гнушаться, настроим себя так, как бы мы, протягиваясь к золоту, схватились за грязь. Пусть не хвалит тебя такой‑то; этим он не принесет тебе никакой пользы; а если он будет порицать, то не причинит никакого вреда, От Бога же то и другое доставляет нам пользу или вред; а от людей - все это тщетно. Таким образом мы уподобимся Богу, который не нуждается в славе человеческой: «Не принимаю », - говорит Он, - «славы от человеков » (Ин. 5:41). А это, скажи мне, разве маловажно? Когда ты не расположен презирать славу, то скажи самому себе: презрев ее, я сделаюсь подобным Богу, - и тотчас станешь презирать ее. Раб славы не может не быть рабом всех, и даже раболепнее самих рабов. Мы не приказываем того своим рабам, что она - преданным ей; она заставляет нас и говорить и переносить постыдное и бесчестное; и особенно, когда видит нас послушными, тем более увеличивает свои требования. Итак, бежим, увещаю вас, бежим от этого рабства. А как, спросишь, мы можем сделать это? Если мы будем философски рассуждать о здешних благах, если будем сознавать, что все настоящее есть сновидение и тень, а ни что иное, то легко преодолеем эту страсть, и не будем предаваться ей ни в мелочах, ни в главном; если же будем допускать ее в мелких случаях, то легко подпадем под ее власть и в самых важных. Удалим от себя и источники ее, т. е., безумие и низменность душевную. Если таким образом мы будем иметь возвышенные помыслы, то будем в состоянии и презирать честь от людей, и устремить ум свой к небу и достичь небесных благ, которых да сподобимся все мы получить благодатью и человеколюбием Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

БЕСЕДА 3

«Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины » (Тит. 1:12‑14).

1. Здесь представляется много вопросов: во‑первых, кто сказал это (о критянах); во‑вторых, для чего Павел воспользовался этими словами; в‑третьих, почему он приводит такое свидетельство, которое заключает в себе неправильную мысль? Итак, прибавив сюда и еще кое‑что другое, сделаем надлежащее разрешение этих вопросов. Когда (Павел) беседовал с афинянами, он в речь свою вставил выражение: «неведомому Богу », и еще: «как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род" ». (Деян. 17:23, 28). Слова эти сказал Эпименид, который сам был критянин; но по какому поводу, это нужно объяснить вам; именно - по следующему: критяне имеют у себя гробницу Зевса с такой надписью: «здесь лежит Зан, которого называют Зевсом ». За такую надпись поэт в насмешку и называет критян лжецами, а далее, еще более усиливая насмешку, говорит: «критяне устроили тебе, царь, гробницу; но ты не умер, потому что существуешь всегда » . Итак, если это свидетельство истинно, то, смотри, какая здесь опасность. Если поэт, как говорит апостол, прав, сказав, что (критяне) лгут, называя Зевса умершим, то здесь большая опасность. Слушайте, возлюбленные, с полным вниманием. Поэт сказал, что критяне лгут, называя Зевса умершим; апостол подтвердил его свидетельство. Следовательно, по апостолу, Зевс бессмертен, потому что «свидетельство это », - говорит он, - «истинно ». Что же сказать на это? Или лучше, как разрешить это недоумение? Не то сказал апостол, но он просто взял это свидетельство только в отношении к лживому нраву критян; иначе, почему он не прибавил и следующих слов: «критяне устроили тебе, царь, гробницу »? Таким образом, апостол говорил не об этом, а о том, что хорошо сказал такой‑то, что критяне лжецы. Мы не отсюда только заимствуем доказательство, что Зевс не есть Бог; это подтверждается и многими другими доказательствами, а не одним свидетельством критян доказывается ясно. Не в этом отношении (апостол) называет их лживыми; или лучше, они были лживы и в этом отношении, так как признавали и других богов. За это апостол и назвал их лживыми.

Но спрашивается: почему он приводит свидетельства языческих писателей? Потому, что язычников мы изобличаем особенно тогда, когда приводим близкие к ним свидетельства и обвинения, когда уважаемых ими авторов представляем их обличителями. Поэтому и в другом месте он воспользовался словами: «неведомому Богу ». Афиняне, принявшие не всех богов своих с самого начала, но впоследствии признавшие и несколько других, как например, иперборейских, также Пана и великие и малые мистерии, заключая отсюда, что, вероятно, есть еще иной бог, непознанный ими, и, желая также в отношении к нему быть благоговейными, поставили ему жертвенник с надписью: «неведомому Богу », как бы выразив следующее: если есть еще какой‑либо неведомый Бог. Поэтому (апостол) и сказал им: «Сего‑то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам » (Деян. 17:23). А слова: «мы Его и род » сказаны о Зевсе Аратом, который, сказав сначала: «Зевсом полны пути, наполнено море », потом прибавил: «мы его и род », выражая этим, как думаю, то, что мы произошли от Бога. Для чего же Павел сказанное о Зевсе прилагает к Богу всего? Не о Зевсе сказанное он прилагает к Богу, а приличествующее Богу, но несправедливо и неточно приписанное Зевсу он воздает Богу; и самое имя Бог принадлежит только Ему одному, но беззаконно прилагается к идолам. Да и откуда ему следовало бы заимствовать доказательства в беседе с такими слушателями? Из пророков? Но они не поверили бы. Потому и иудеям он не говорит ничего из Евангелий, но из пророков: «для Иудеев я был », - говорит он, - «как Иудей, для подзаконных был как подзаконный, для чуждых закона - как чуждый закона » (1 Кор. 9:20, 21).

2. Так поступает и Бог; например, волхвов Он ведет не через ангела, не через пророка, не через апостола, не через евангелиста, - но как? Посредством звезды. В каком искусстве упражнялись они, тем Он и привел их. Также о коровах, которые везли кивот, говорится: «если он пойдет к пределам своим », то это поистине гнев Божий как полагали жрецы (1 Цар. 6:9). Итак, (языческие) гадатели говорили истину? Нет, но собственными их устами Бог обличал и укорял их. То же было и с волшебницей (аендорской); так как Саул верил ей, то Бог через нее и открыл ему, что с ним случится в будущем (1 Цар. 28). Почему же Павел заградил уста бесу, который говорил: «сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения » (Деян. 16:17)? Почему и Христос запрещал бесам говорить (Мк. 25)? Там (при апостоле) это справедливо сделано, потому что бесу удавалось являть и знамения; и здесь (при Христе) не звезда была, но сам Он проповедывал о Себе; да и бесы не поклонялись (Ему). Когда говорящим был не идол, то ему не было возбраняемо; так и Валааму Бог попустил изречь благословения, а не воспретил (Числ. 23). Так Он везде оказывает снисхождение. Впрочем, чему ты удивляешься? Бог сам прежде попускал иметь о Нем неточные и недостойные Его понятия, например, будто Он телесен, будто Он видим, - а потом против этого говорит: «Бог есть дух » (Ин. 4:24); также: будто и радуется жертвоприношениям, - что несвойственно Ему; изрекал Он и слова, несоответствующие истинному о Нем понятию; и многое тому подобное, так как Он никогда не взирает на Свое достоинство, но всегда на нашу пользу. Если отец не взирает на свое достоинство, когда лепечет вместе с детьми, называя пищу, яства и напитки не настоящими именами, но каким‑то детским и варварским наречием, то тем более Бог. Так Он через пророка снисходительно укоряет (иудеев), когда говорит: «переменил ли какой народ богов [своих] » (Иер. 2:11); и везде в Писаниях видно снисхождение Его и в словах, и в действиях. «По сей причине », - говорит (апостол), - «обличай их строго, дабы они были здравы в вере ». Потому, говорит, обличай их, что они имеют нрав дерзкий, коварный и необузданный; они преданы бесчисленным порокам. Если они склонны ко лжи, коварны, чревоугодливы и беспечны, то для них нужно сильное и обличительное слово: кротостью такой человек не может быть тронут. Итак, «обличай их ». Здесь он говорит не о чужих, но о своих. «Строго ». Глубоко, говорит, поражай их. Ведь нужно не со всеми обращаться одинаковым образом, но различно и разнообразно, смотря по обстоятельствам. В настоящем случае он нигде не прибегает к увещаниям, потому что как, укоряя человека послушного и благородного, можно убить его и погубить, так и лаская человека, имеющего нужду в сильном обличении, можно испортить его и не довести до исправления. «Дабы они были здравы », - говорит, - «в вере ». Итак, здоровье состоит в том, чтобы не вводить ничего ложного, ничего чуждого. Если те, которые соблюдают правила касательно пищи, не здоровы, но больны и немощны, - так как «Немощного в вере », - говорит (апостол), - «принимайте без споров о мнениях » (Рим. 14:1), - то, что сказать о тех, которые постятся и соблюдают субботу вместе с иудеями, или ходят на места, почитаемые священными у язычников, - разумею место в Дафне, так называемую пещеру Матроны, место в Киликии, называемое Кроновым? Могут ли они быть здоровыми? Поэтому для них нужно сильнейшее обличение. Но почему (апостол) не делает того же в отношении к римлянам? Потому, что их нравы были не такие, но благороднее. «Не внимая », - говорит, - «Иудейским басням ». Иудейские обычаи - вдвойне басни и потому, что они искажены, и потому, что безвременны. Вообще они «басни ». Раз они не должны выполняться, а при исполнении наносят вред, то они - басни, вещь бесполезная. Таким образом, не следует слушаться ни язычников, ни иудеев, потому что это значило бы не быть здоровым. Если ты содержишь веру, то для чего вводишь еще нечто другое, как будто не достаточна для оправдания? Для чего порабощаешь себя и подчиняешь закону? Или ты не осмеливаешься на деле (руководиться одной верой)? Это свойственно слабому и неверующему, - такой человек сомневается, - а душе верующей несвойственно сомневаться. «Для чистых », - говорит (апостол), - «все чисто ». Видишь ли, к чему сказано было предыдущее? «Для оскверненных и неверных », - говорит, - «нет ничего чистого » (ст. 15).

3. Итак, не по природе своей чисты или нечисты (яства), но по произволению принимающего их. «Но осквернены », - говорит, - «и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу » (ст. 16). Следовательно, и свинья - чистое (животное). Почему же было запрещено употреблять ее в пищу, как нечистую (Лев. 11:7)? Не по природе она была нечиста, потому что (по природе) все чисто; иначе нет ничего не чище рыбы, которая питается и человеческим телом, а между тем была дозволена для употребления в пищу и считалась чистой. Также не было бы ничего не чище курицы, которая ест червей, равно как и оленя, который, говорят, потому и называется оленем (έλαφος), что ест змей (ŏφεις); но все это употреблялось в пищу. Почему же свинья и некоторые другие подобные животные были запрещены? Не потому, чтобы они были нечисты, но чтобы более ограничить чревоугодие. Если бы Бог так (прямо) сказал это, иудеи не послушались бы; а теперь страхом нечистоты Он удержал их. Что, скажи мне, не чище вина, если исследовать его? Что не чище воды, которой они преимущественно очищались? Они не прикасались к мертвым, между тем очищали себя (в жертвах) мертвым, так как заколотое - мертво, а они им очищались. Подлинно, детское было их учение. Посмотри еще: вино не от навоза ли получает состав свой? Ведь виноградник всасывает в себя влагу, как из земли, так и из лежащего на ней навоза. И вообще, если мы захотим подробно разбирать, все нечисто. Но если решим не разбираться, нет ничего нечистого, а все чисто. Бог не сотворил ничего нечистого; и нет ничего нечистого, кроме одного греха, потому что он касается души и ее оскверняет; остальное - человеческий предрассудок. «А для оскверненных », - говорит (апостол), - «и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть ». В чистых может ли быть что‑нибудь нечистое? А кто имеет нездоровую душу, тот оскверняет все. Если им овладеет такое настроение, постоянно разбирающее, что чисто и что нечисто, то он, пожалуй, не прикоснется ни к чему. По понятию таких людей, не будет ничего чистого, ни рыба, ни все прочее, - «осквернены », - говорит, - «и ум их и совесть », но все нечисто. Впрочем (апостол) не сказал так, - но как? Он приписал все самим людям. Нет ничего, говорит он, нечистого, но нечисты сами они, - их ум и совесть, не чище которых нет ничего. «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу. Ты же говори то, что сообразно со здравым учением ».

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl . Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

Кто такой Тит?

Тит был греком. Он был обращен из язычников апостолом Павлом до 49 года, так как в этом году он уже сопровождал Павла в его поездке в Иерусалим. Тит сопровождал Павла и в других апостольских путешествиях, был эмиссаром в Коринфской Церкви. После освобождения Павла из первого заключения в Риме апостол назначил своих самых верных соратников епископами в церквах: Тимофея – в Ефесе, а Тита – на Крите. Считается, что Тит служил в Критской Церкви до конца своей жизни.

Время написания Послания к Титу

Цель написания Послания к Титу

Наряду с Посланиями к Тимофею, Послание к Титу относится к числу пасторских . В послании описаны правила для пресвитеров и епископов. Основная цель Послания – наставить Тита в его служении.

Глава 1. Апостольское приветствие. Поручение Титу касательно назначения епископов и пресвитеров. Характеристика качеств пресвитеров и епископов. Критика лжеучителей, а также нравов критян-язычников, среди которых был распространен порок лжи.

Глава 2. Наставления о поведении разным группам верующих – старцам и старицам, молодым женщинам, юношам, рабам. Благодать Божья и благочестивое поведение.

Глава 3. Доброе поведение и поведение, несовместимое с действием благодати. Отдельные наставления и приветствия.

Красной нитью через все Послание к Титу проходит идея о том, что доброе поведение – это результат действия Божией благодати.