Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Поучения оптинских старцев. Страдание по воле божьей

«Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли» - слова из Господней молитвы, которую каждый верующий православный христианин должен читать каждый день. Зачастую это действительно для нас просто слова, которые мы механически вычитываем каждый день. Но вот, наступает ответственный момент в нашей жизни, когда они перестают быть просто словами - а становятся смыслом нашей с Вами жизни!

Да будет воля Твоя…Как правильно жить по воле Божией?

Жить по воле Божией - значит не приходить в уныние и отчаяние от случающихся скорбей и бедствий, ибо все, происходящее с нами, происходит исключительно по воле Божией, следовательно, служит для нашего спасения.

Жить по воле Божией - значит всю свою надежду и все свое упование возлагать исключительно на Бога, а не на материальные сбережения и не на друзей своих.

До тех пор, пока мы думаем, что никакие беды нам не страшны, так как мы имеем много денег, которые спасут и выручат нас из любой беды - мы живем по своей воле, от того и терпим мятежность духа, неуверенность в завтрашнем дне и безконечные страхи, терзающие нас.

Господь сказал: « И так, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем; довольно для каждого дня своей заботы» (Матф.6:34)

До тех пор, пока мы думаем, что никакие беды нам не страшны, так как мы имеем много друзей, которые спасут и выручат нас из любой беды - мы живем по своей воле. И так как не знаем, где и в чем наше спасение, то идем своей дорогой, ведущей не ко спасению, а на погибель.

Жить по воле Божией, нам, людям, очень тяжело, ибо привыкли мы угождать плоти своей и суетному разуму своему. Правильно сказал о нас святой праведный Иоанн Кронштадский:

« Мы только называем Господа - Богом, а на деле - то у нас свои боги, потому что волю Божию не творим, а волю плоти своей и помышления, волю сердца своего, страстей своих; наши боги - плоть наша…»

Сначала живем мы по воле нашей, а потом твердим: « Господи, Господи - спаси нас, погибаем!» Виним вокруг людей и обстоятельства в наших бедах и несчастиях, в то время, как сами же и виноваты во всем, ибо живем не по Божией, а по своей воле.

Когда же человек целиком и полностью предает себя в руки Божии, когда не ищет своего, но Божиего, когда жизнь свою строит не по своему хотению и разумению - но только была бы во всем воля Господня - тот человек не винит в своих страданиях других людей, так как знает, что все ниспослано нам Господом Богом для нашего же очищения и спасения.

Как жить по воле Божией? Значит не делать себе запасов материальных, а все свое богатство раздать нищим, и надеяться в этой жизни не на деньги, а на Бога. Не думать о завтрашнем дне, не строить планов на дальнейшую жизнь, ибо человек предпологает - а Бог распологает.

В завершении хотелось бы притчей показать то, доверяя свою жизнь одному только Богу, мы получаем себе благо и спасение!

« Крестьянин, у которого был красивый жеребец, считался самым богатым человеком в своей деревне. И все ему завидовали. Но когда его конь ушел в степь и не вернулся, ему перестали завидовать, а некоторые даже жалели его. Но старик не печалился и был спокоен. Его спрашивали:

Почему на твоем лице нет печали?

А я не знаю, хорошо это, или плохо, - отвечал он.

Но когда его конь вернулся и привел с собой из степи табун диких лошадей, все снова стали ему завидовать. И только старик не радовался и был спокоен. Его снова спросили:

Почему же теперь на твоем лице нет радости?

Мне не дано знать хорошо это или плохо - как и в первый раз отвечал он им.

И когда его сын упал с необъезженной лошади и покалечил ногу, некоторые печалились, а иные тайком радовались. Но крестьянин был спокоен. Его снова спрашивали, но он отвечал, как и прежде.

Началась война, и всех парней забрали в армию, а его сына не взяли, все снова стали завидовать ему. Только сам старик не печалился и не радовался, потому что на все Господня воля”.

Так давайте же и мы, дорогие друзья, будем всегда жить лишь по воле Божией! А Господь Сам управит нашу жизнь, которая лишь в наших глазах может показаться сложной и мудреной, в очах Божиих наш жизненный путь, это всего лишь одно предложение мировой истории.

Эндрю Мюррей

Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время поступали по воле языческой… (1 Петра 4:2,3).

Какая разница между истинным христианином и тем, кто только называется христианином? Первый живёт по Божьей воле; он делает то, что Бог хочет от него. Второй живёт, как живут язычники, по воле человеческой. Он живёт так, как живёт мир и желает то, чего желают мирские люди. Что является характеристикой мирского? Господь сказал в Своей Нагорной проповеди: «Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что нам пить?» или: «во что нам одеться?» Потому что всего этого ищут язычники… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матфея 6:31-33). Большинство людей, мирских людей, проявляют особый интерес ко временным вещам, к материальному имуществу и к удовольствиям этого мира. Истинный христианин ставит на первое место Божье Царство и Его праведность; он ищет Божью волю. Для него реальностью является невидимое, духовное. Для него правильно поступать и жить по Божьей воле, быть полным смирения, любви и святости, намного важнее, чем всё, что может предложить мир, и он ищет этого с большим усердием, чем чего-либо ещё.

Увы, так много христиан живут по человеческой воле и находят своё удовольствие в сём мире! Они никогда не задумывались серьёзно о пугающей разнице между жизнью по Божьей воле и жизнью во воле человеческой, и не поняли, в чём состоит разница между небесной жизнью и мирской жизнью. Они не осознают, что по природе человек живёт для того, чтобы удовлетворить свою собственную волю и наслаждаться видимыми вещами. Очевидно, что они не знают, что рождённый заново должен жить только по воле Божьей и для Его небесного Царства.

Дорогой читатель, мы снова и снова видели, насколько славна Божья воля, как необходимо для нас знать её и исполнять, и какое это блаженство — быть полностью посвящённым ей. Мне здесь не нужно говорить об этом. Но я хочу спросить вас, достигли ли вы такого положения, когда можете сказать Богу: «Да, Господь! Я хочу жить полностью по Твоей воле». Я не спрашиваю вас, исполняете ли вы это уже. Исполнению должно предшествовать нечто — что-то существенное для начала такой жизни. В данный момент вопрос в следующем: утверждено ли между вами и Богом, что вы хотите жить только в и по Божьей воле? Это выбор, который может принять любое искреннее сердце, клятва, которую могут принести Богу даже самые слабые. Может, вы чувствуете, что никогда не сможете исполнить эту клятву, но помните — дело не в вашей силе. Сам Бог должен совершить Свою волю в вас. Подумайте ещё раз о том, что мы сказали в отношении Послания к Евреям 13:21. Но прежде, чем Он сможет начать совершать Свою волю в вас, вы должны от всего сердца избрать эту волю для вашей жизни и посвятить себя ей.

Вопрос не в том, что вы чувствуете силу исполнить всю Божью волю. Вопрос в следующем: действительно ли вы желаете и готовы ли довериться Богу, чтобы Он совершил Свою волю в вас? Божья воля неразделима с Самим Богом; Он исполняет всё по совету Своей воли; Он Сам совершит всё, что желает. Но Он делает это внутри нас только когда мы приносим Ему свою волю, чтобы она была поглощена в Его воле. Когда мы искренне предлагаем свою волю, мы можем быть уверены, что Он исполнит Свою волю в нас. Божья воля — это божественная сила в работе; тот, кто подчиняется этой воле, позволяя ей совершать работу внутри, от всего сердца соглашаясь с ней, может рассчитывать на то, что Бог даст силу, чтобы исполнить её.

Я призываю всех, и, особенно, молодых христиан, отдать себя полностью жизни по Божьей воле! Вы должны принять решение, сделать ясный выбор, на основании которого вы посвящаете себя навсегда Божьей воле. Сделайте это сейчас. Сделав это, вы можете просить Бога показать вам всё, что Он желает для вас, и просить Его открыть вам, как вы можете найти силу, чтобы исполнить эту волю. Тогда, когда вы преклонитесь перед Богом в спокойном размышлении и полном доверии, вы также можете благодарить Его за эту чудесную уверенность: теперь Божья воля может совершиться во мне! Вы можете требовать верность и силу и любовь Бога как залог, что Он совершит Свою волю в вас. Но, что бы ни произошло, придерживайтесь своего решения как вовеки неизменного; считайте себя преданным, отделённым для Божьей воли в каждой мелочи, чтобы никогда, ни в чём не жить, и ничего не желать по человеческой воле. Пусть эта мысль, это посвящение лежит в основе вашего общения с Богом и также всех ваших контактов с миром. Святой Дух утвердит вас в этом.

Целиком посвященной исследованию вопросов, связанных с исканием воли Божией и сообразованием с ней нашей собственной человеческой воли.

Как воин обязан быть во всем послушным своему командиру, следовать его примеру и быть готовым исполнить каждое приказание, так каждый истинный христианин должен всей жизнью своей находиться как бы под рукой и под словом Божиим. Все то, что угодно Богу сделать с нами, к чему Он нас предназначит, что повелит, - во всем том должны мы беспрекословно повиноваться Его святейшей воле.

У Савла, после того как, пораженный необыкновенным светом небесным, пал он на землю и услышал голос: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? - первым было вопрошение: Господи! Что по велишь мне делать? (Деян. 9, 4-6). Этот вопрос да будем ежедневно повторять при всяком нашем недоумении, как поступить в том или ином событии: «Господи! Что повелишь мне делать? Какая о сем воля Твоя, всеблагий Иисусе? Открой ее мне каким Тебе угодно знаком, чтоб я понял Ее, добрым ли словом, советом или другим каким-либо откровением. Охотно последую я Твоему благому соизволению, молитвенно внушенному мне Тобой».

На вопрос о том, каким способом можем мы познавать волю Божию во всяких делах, ответим указанием на некоторые установления, или положения, через которые ясно открывается воля Божия; назовем их для краткости заповедями.

Заповедь первая,
или Положение, способствующее к познанию воли Божией

Все то, что отвлекает нас от Бога, противно воле Божией; все же, что приводит нас к Богу, согласно с волей Божией: ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда (1 Сол. 4, 3), не только от блуда плотского, но и от всякого заблуждения, тем более - противозаконного. Кто почувствует в себе такое заблуждение, должен сказать самому себе: это предпринимаемое мною дело, эта дружба, это приобретение, такой образ жизни не сделает меня нравственно лучшим, потому что отвлекает от Бога; по крайней мере это не Божественное обо мне изволение.

Заповедь вторая

Воля Божия вразумительно и определенно изъясняется для нас законом Божиим и церковными постановлениями. А потому мы должны при любом сомнении допытываться: чего требуют от нас заповеди Божии и церковные Предания, и не только то, чего они требуют, но и то обдумать, что согласно с ними (хотя точно не определено) и сходно с их духом. Некогда Христос указал на заповеди Божии богатому юноше, когда тот спросил Его: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? - Ты знаешь заповеди (Мк. 10, 17; Мк. 10, 25), - и указал на те из них, в которых предписываются наши обязанности к ближним. Воистину нет ничего лучше страха Господня, и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним (Сир. 23, 36). Авраам богатому человеку, веселившемуся во все дни и потом попавшему в ад, представляет в свидетели волю Божественную, открытую через Моисея и других пророков, говоря о братьях богатого, находившихся еще в живых: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк. 16, 29); и божественный апостол Павел говорит: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Благая (праведная) воля Божия заключается в десяти заповедях Божиих; богоугодная - в евангельских советах; совершенная - требующая, чтобы все заповеданное Богом приводилось в исполнение нами на земле так же, как оно исполняется Ангелами на небесах.

Заповедь третья

Эта заповедь предписана апостолом Павлом в Первом послании к Солунянам (1 Сол. 5, 18): За все благодарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Во-первых, здесь достойно замечания то, что наша благодарность Богу за все, что бы ни приключилось с нами, весьма благотворна для нас в тревогах и скорбях; тем более тогда, когда мы получаем что-нибудь доброе. Прекрасно выразился об этом святитель Иоанн Златоуст: «Потерпел ли ты нечто злое: если не желаешь, чтобы оно было злом для тебя, благодари Бога, и вот уже это зло превратилось в добро, в этом - высокая мудрость». Древние люди учили своих детей хорошему обычаю, состоявшему в том, что если дитя обожжет себе палец, то чтобы оно тотчас обращалось к Богу со словами: «Благодарение Богу!» - краткая, но весьма благотворная заповедь. За все, что бы ни выстрадал, христианин, отягощаемый бедами, скорбями, возглашай: «Благодарение Богу!» Возглашай это стократно, тысячекратно, беспрестанно: «Благодарение Богу!» К этому присоединяется святой Павел: Духа не угашайте , найдите в себе место Духу Святому; часто Бог волю Свою обнаруживает через сокровенные, таинственные знаки, которыми нужно руководиться и верить им тогда только, если из указываемого ими деяния вытекает, как его последствие, слава Единого Бога. Далее говорит святой Павел: Пророчества не уничижайте , то есть: изъяснения Божественного Писания и поучений, предлагаемых в церквах, а также пророческих постановлений умных и благочестивых людей нельзя никогда презирать тому, кто желает согласовать свою волю с волей Божественной. А кто не желает слушать всего означенного выше, тот явно не хочет уразуметь воли Божией. Опять святой Павел учит: Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла (1 Сол. 5, 21). Как денежные знаки, каждую монету исследуют по разным известным признакам, по издаваемому звуку металла, по начертаниям и различают таким образом истинную монету от подложной, фальшивой: первую принимают, а вторую отбрасывают; так и мы должны поступать при познавании в каждом своем деле Божией воли: всего истинно согласного с ней должны держаться, а все то, что имеет в себе малейший оттенок лжи и греха, должны возненавидеть и отвергнуть от себя как противное воле Божией.

Заповедь четвертая

Для уразумения воли Божией в каком-либо сомнительном случае есть и другие источники; сверх упомянутых выше заповедей Божиих и церковных установлений сюда относятся законно избранные, истинно по-христиански живущие толкователи воли Божией в наших недоразумениях (например, духовники, пастыри) о ней; это - духовные и мирские судьи нашей совести, из мирян к ним относятся родители, училищные наставники, воспитатели и все законно поставленные, истинные правители человеческих обществ. Приводим исторические случаи для примера:

Когда Савл, предав себя воле Божией всецело, вопросил: Господи! что повелишь мне делать? - не затруднил его Господь непосредственными Своими приказаниями во всех подробностях и не послал ему тотчас Духа премудрости, но как ученика послал его к Анании, сказав: …встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9, 6). Анания был достовернейшим изъяснителем воли Божией Павлу, подобно тому как святой Петр - Корнилию сотнику (см.: Деян. 10). Отсюда открывается Божие благоволение открыть Свою волю человеку через другого человека. А потому нам не должно пренебрегать добрыми наставлениями других: У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным (Тов. 4, 18); последовав этому, не раскаешься. Душа человека правдивого иногда более скажет (объяснит), нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине (Сир. 37, 18-19). Пребывай в дружбе с мужем правдивым, имеющим в себе страх Божий: он своей душой будет по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою. При всем этом держись совета сердца твоего; ибо нет никого для тебя вернее его (Сир. 37, 16-17). Для разрешения своих сомнений, как поступить согласно с волей Божией в том или другом деле, проси совета и вразумления у своих духовных отцов и начальников, которым мы поручили свою совесть и всю нравственную деятельность своей жизни. В общем, обращайся за разрешением своих недоумений ко всем предержащим властям, воля которых, исключая волю на дела греховные, есть воля Божия. Все, что они советуют, кроме греха, мы должны принимать как переданное через них Самим Богом и должны исполнить. <…> Таким образом разрешали недоумения все желавшие и стремившиеся непогрешительно следовать воле Божией; они вопрошали старейшин, принимали их добрые и полезные советы: Остановитесь на путях своих , то есть обратите все ваше внимание на дела свои, - говорит Господь через пророка Иеремию, - и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой и утешение душам вашим (Иер. 6, 16).

Заповедь пятая

Если же время или место не позволяют спросить совета, человек сам должен рассудить о своем сомнении относительно уразумения воли Божественной: как поступить ему согласно с ней в предстоящем ему деле, и Бог не оставит молитвенного его желания во всем исполнять волю Божию и неожиданно разрешит его сомнение. Сомневающийся должен при этом вникнуть в предстоящее дело внимательно и обсудить обе или все его стороны, вызывающие сомнение; и в выборе одной из них принять во внимание, которая из них благоприятнее воле Божией, а которая ближе нашему плотскому вожделению или пристрастью. Обсудив все это беспристрастно, каждый обязан делать то, что более угодно Богу, хотя бы оно нашей воле было и нежелательно, а телесным влечениям и вовсе неугодно, ибо не доставляет им никакого удовольствия и отрады, а только - труд и утомление. Несмотря на это, мы должны последовать воле Божией, делать угодное Богу, а не то, что угодно нашему самолюбию и плотоугодию; эгоизм, гордость и плотские пожелания всегда зазорны и близки к нашему падению; противостоять им во всяком случае безопасно: Если ты удержишь ногу твою, говорит пророк Исаия, от исполнения прихотей твоих ради дня покоя Господня, то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, говорит Господь (Ис. 58, 13-14). Приведем еще для пояснения практические советы. Для больного, страдающего желудком, будет самый лучший совет - не есть того, чего тебе очень хочется: оно не принесет тебе пользы, а больше повредит, например, свежие арбузы, дыни, огурцы, грибы, крепкие неразведенные напитки, холодная вода, молодые овощи и садовые недозревшие плоды - они возбуждают к излишнему употреблению пищи и тем самым отягчают пищеварение и причиняют вред не только больному, но иногда и здоровому человеку, хотя лакомиться ими бывает приятно.

То же или подобное тому бывает и в нравственных наших поступках: чаще всего встречается, что мы увлекаемся тем, что приятно услаждает наши внешние чувства, чем можем блеснуть, чем можем гордиться пред людьми - словом, все мирское, временное нам желательно по плоти, но вредно для нашего внутреннего человека. Что излишне увлекает нашу волю к вещественному, кратковременному, то самое отвлекает дух наш от Божественного, вечного, а потому оно противно Богу, удаляет нас от Него и повергает в бездну зла. Итак, умертвите земные члены ваши (удерживайте влечения их к богопротивным делам и страстным пожеланиям): блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которое гнев Божий грядет на сынов противления (Кол. 3, 5-6). Поэтому не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих, - советует сын Сирахов (Сир. 18, 30). В недоумениях твоих обращайся к Богу с молитвой, да вразумит Он тебя о святой воле Своей в делах твоих.

Если встретится тебе, любезный читатель, что-либо нейтральное, например, ты идешь и встречаешь двух просящих милостыню: оба они в равной степени неимущи, и ты не можешь почему-либо дать милостыню им обоим поровну, - дай и не поровну: кому более, кому меньше - по желанию своему, ты не согрешишь против воли Божией в этом своем неравенстве подаяния. Если же дело многосложно и требует особенного изучения и рассмотрения, то спроси совета у сведущих людей и испроси молитвенно у Бога Его благословения на доброе дело. Если речь идет о выборе одного из таких дел и совершенно неизвестно, как Богу угодно, чтобы то ли или же другое из них приведено было в исполнение, в таком случае повремени, не исполняя ни одного из них, пока не узнаешь каким-либо образом, хотя приблизительно, что твое действие и твой выбор не противны воле Божией. Во всех сомнительных суждениях весьма полезными бывают два советчика: разум и совесть . Если оба они прилежно займутся изучением сомнительного дела, то беспрепятственно найдут истинное разрешение о том, как лучше поступить и как совершить предпринятое дело согласно с волей Божией. <…>

Заповедь шестая

К познанию воли Божественной много споспешествует молитвенное обращение святого Павла Богу: (Деян. 9, 6). И мы, по примеру святого Павла, часто имеем потребность повторять его молитвенную просьбу: Господи, что повелишь мне делать? Она вошла в обыкновение у святых угодников Божиих. Они всегда прибегали в делах сомнительных и чрезвычайных к молитве о помощи Божией, чтобы Он открыл им Свою святую волю: Господи, что повелишь мне делать? Так Моисей и Аарон в свое время приступали к ковчегу завета (киоту Господню) с молитвенным вопрошением Господа, так и у нас старики наши делали и делают, если небо мгновенно покрывается сгустившимися тучами, громы ударяют подобно пушечным выстрелам с беспрерывным сверканием молнии, тогда приказывают звонить в колокола для разрежения грозовых туч и вместе с тем для призыва всех к усердной молитве Богу о помиловании нас грешных и Его помощи для спасения. Подобно этому должны поступать и мы, когда замечаем, что праведное солнце воли Божией удаляется от нас и мы совершенно не знаем, что нам делать. Нам необходимо и весьма полезно возвести очи наши к небу и усердными молитвами стучать в него, говоря: Господи, что повелишь мне делать? Так поступил апостол Павел, когда на поле внезапно осиял его невыносимый для очей свет и он пал на землю и услышал голос: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Он в ужасе и трепете спросил: Господи, что повелишь мне делать? (Деян. 9, 3-6). Эту молитву полезно повторять часто; но самое благоугоднейшее для частого ее усугубления время, когда мы со страхом и трепетом приступаем к принятию Божественных и Пречистых Таин Тела и Крови Христовых; сознавая всецело свое недостоинство для восприятия их, мы должны всей душой и сердцем молить нашего Искупителя: Господи, что повелишь мне делать? Боговдохновенные мужи советуют беспрестанно содержать в уме и выражать словами: «Господи, я недостоин; но я сознаю в своем сердце: то, что Тебе приятно, то самое пусть будет и мне приятно; что я обещал, буду держаться своих обещаний и исполнять их». Повседневное предавание себя воле Божией - совершеннейшее и полезнейшее приготовление себя к неизвестному нам, но неизбежному часу нашего перехода из здешней жизни в будущую, загробную жизнь, где получим то, что заслужим здесь добрыми или худыми своими поступками.

Примечание: Если кто, долго моля Бога об исполнении какой-либо его просьбы, не получает просимого, то пусть знает, что Милосердный Отец Небесный не спешит исполнить его просьбу или потому, что просимое не в пользу послужит просителю, или же откладывает исполнение просьбы для того, чтобы заставить просителя почаще молиться и приучить его к терпению для большей награды.

Нет ни малейшего сомнения в том, что часто наилучший отец не спешит дать своему сыну или дочери то, чего они просят, чтобы испытать привязанность их к себе и научить их полезной терпеливости, которая заслуживает большую награду, чем нетерпение и обида после первого же отказа. Тем более свойственно так поступать с нами Всеведущему Отцу Небесному. Мы бы перестали совсем молиться Богу или молились бы весьма редко, и то по нужде, и едва ли бы нашлось у нас сколько-нибудь терпения, если бы Бог тотчас нам даровал все, чего бы мы ни пожелали от Него.

Нам гораздо полезнее и небольшие дары Божии приобретать продолжительными и частыми молитвами, чем скорое по молитве исполнение оной; ибо беспрестанная молитва сама по себе - уже величайший дар Божий, а сверх того она удостаивает молящегося большей милости - утешения и мира душевного. Такое многократно повторенное, но не услышанное Богом прошение многим праведникам доставляло величайшую тишину и покой в сердце.

Царь Иудейский Давид, когда пророк Нафан обличил его во грехе и объявил волю Божию о смерти зачатого во грехе дитяти от него, молился долго и постился, проливал слезы, повергаясь на землю пред Богом, умоляя Его об избавлении от смерти родившегося своего сына; но когда услышал он, что сын его умер, тотчас же успокоился: переменил одежду скорбную на праздничную, пошел в дом Божий и поклонился Богу (см.: 2 Цар. 12, 14-23). Христос, Богочеловек, по совершении в третий раз молитвы в саду Гефсиманском об отклонении от Него смертной чаши, совершенно предав Себя в волю Отца Небесного, спокойно сказал ученикам Своим, отягощенным сном: встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня (Мф. 26, 46). Итак, часто бывает, что неуслышанная молитва приносит успокоение ума и сердца, откуда и можем узнать волю Божию, что не в исполнении просимого нами, но во всецелом предании себя в волю Божию относительно испрашиваемого предмета открывается благоволение Божие.

Илий, священник иудейский, когда ему Самуил сказал о том, какую казнь Бог определил дому Илиину и его детям, смиренно сказал: Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит (1 Цар. 3, 18); как бы выразился так: «Неприятно для меня твое объявление суда Божия, о Самуил, но так как мне известно, что это - воля Божия, то охотно принимаю твои слова и познаю в них волю Божию: я и мои сыновья получаем наказание по делам нашим, по приговору суда Божия, которому никто противиться не имеет права; да сотворит Господь все то, что всесвятейшей Его воле угодно: мы - рабы, Он - Господь; мы преступны во многом; Его дело - исправлять наши грехопадения праведным наказанием». Когда апостол Павел шел в Иерусалим через Кесарию и кесарийские христиане, зная по предсказаниям, что у него в Иерусалиме будет много неприятностей и скорби от иудеев, пожелали отклонить его от намерения продолжать свой путь туда, то на слезное их прошение Павел отвечал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы (кесарийские христиане) не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня! (Деян. 21, 13-14). Это единственное, верное успокоение души, если не будет услышана наша молитва, наши прошения, молиться об одном: «Воля Господня да будет».

Заповедь седьмая

Никто из находящихся в живых не может вернее узнать волю Божию относительно предпринимаемых им поступков, как только тот, кто искренно, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божией. Такое желание его будет истинно служить ему руководящей нитью в лабиринте к устранению встречающихся ему на пути неудобств и заблуждений в уразумении воли Божией в предстоящем деле. Объятый таким усердным желанием действовать по воле Божией или избирать угодное Богу из двух каких-либо дел, сомневающийся, какое начинание согласно с волей Божией, пусть молитвенно обращается к Богу, говоря от всей души, от всего сердца: «Господи! Если бы я точно знал, чтo Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно и совершил бы я и потому верю, что Ты невидимо вложишь в сердце мое мысль, угодную Тебе».

Изливши пред Всевидящим свое сердце, он может поступать как ему кажется лучшим, избирать то или другое, отложив всякое сомнение: он не прогневит Бога потому, что любвеобильнейший Отец не оставляет такого любящего сына впасть в заблуждение. Если не найдется человека, способного к назиданию, Бог посылает доброго Ангела, как послал Он Ангела во сне к Иосифу, когда последний размышлял и недоумевал, как поступить с обрученной ему Девой в деле весьма важном. Таким же образом послан был Ангел к трем восточным царям, шедшим на поклонение Младенцу, лежащему в вифлеемских яслях, для вразумления их не исполнять лестного наставления царя Ирода и другим путем возвратиться в свою сторону. Аврааму, рабыне Агари и многим другим людям были посылаемы Ангелы в помощь для отклонения их от разных заблуждений или вместо Ангелов посылались верные люди для наставления.

В 324 году император Константин Великий, оставив Рим, начал было строить новую столицу в Гелии; по Промыслу Божию неугодно было его начинание, и чтобы изменить его и указать место для постройки новой столицы, Бог чудесно устроил так, что орудия строительные и материалы для постройки города в одну ночь невидимой силой были перенесены с Азиатского берега пролива на Европейский - во Фракию, как повествуют о том Беда и Глика . Зонара добавляет еще, что орел, схвативши в клюв приготовленный архитектором план города, перелетел с ним через пролив и опустил его у Византии.

Таким образом, Бог никогда не отказывает открывать тем или другим способом волю Свою сердечно желающим знать и исполнять ее; ибо человеколюбив Святый Дух Премудрости, Он удаляется от лукавства как истинный созерцатель нашего сердца и, как всеобъемлющий, знает всякое наше слово... Господь близок ко всем истинно ищущим Его и открывает им волю Свою дивным и сладчайшим наставлением: Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144, 19), то есть от всяких заблуждений или ошибок и опасностей.

Протоиерей Валентин Мордасов

Священническая деятельность молодого священника отца Валентина началась в 1953 г. Батюшка служил в разных приходах Псковской области. Распространял духовную литературу, ночами он делал выписки из духовных книг, заполняя десятки тетрадей наставлениями святых отцов. По его благословению переписывались каноны, акафисты, целые духовные книги. Раздавал святыню, духовные советы, занимался отчитками. Потянулся к нему народ за советом и молитвою. Это порождало зависть собратьев и ненависть со стороны безбожных властей. Власти предупреждали, чтобы жил как все, тихо. Под давлением властей перевели его на приход в Старый Изборск. Но опять потянулся народ. Здесь же батюшка стал использовать целительную силу святых источников. Поползли слухи о колдовстве, власти угрожали посадить. И снова батюшку переводят в другой приход, которым по воле Божией стал погост Камно.

12 лет батюшка был настоятелем церкви св. влкмч. и Победоносца Георгия. Истинный пастырь, врачеватель и наставник человеческих душ и сердец. К батюшке приезжали со всех концов России и ближнего зарубежья. По молитвам батюшки благополучно разрешались казавшиеся неразрешимыми проблемы, исцелялись больные. Господь наделил отца Валентина даром прозорливости. Знали, что батюшка ничего просто так не скажет и не сделает. Батюшка считал, что особую силу воздействия слово пастыря имеет лишь тогда, когда он сам победил в себе ту страсть, которую врачует в ближнем. Исполняя пастырский долг, отец Валентин никогда не жалел себя. Будучи уже нездоров, он по 12 и более часов находился в храме. За 45 лет пастырского служения он ни единого раза не был в отпуске. Батюшка говорил, что священник неотлучно должен пребывать в своем приходе и быть готовым в любой момент дня и ночи исполнить свой долг: отслужить требу, напутствовать умирающего, дать мудрый духовный совет или просто утешить.

Батюшка скрывал свои дарования, отзываясь о себе даже уничижительно. Долгое время окормлял несколько крупных православных издательств. Он был и цензором, и духовным отцом, и автором. Все, кто впервые появлялся у батюшки, получали весомый подарок, состоящий из нескольких, порой более десятка, духовных книг. Такую духовную милостыню Батюшка считал наиболее важной в деле служения ближним. «Главная цель пастыря - это спасение людей, вверенных его попечению». Был очень строг к себе, настоящий аскет в еде и в одежде, и в жилье. Батюшка очень любил людей, а через любовь жалел. Ведь сколько людей живут без Бога, а значит, что без любви, доброты.

Ушел от нас протоиерей о. Валентин 19 июля 1998 г. Болезнь его была недолгой, он угас буквально на глазах, не успев никому стать в тягость но немощи своей. Умирал спокойно. Вечером батюшку соборовали и причастили Святых Тайн, прочитали канон на исход души, утром еще раз причастили. А в 10 часов утра душа отошла к Господу.

Воля Божия

Я не закрываю глаза на совершающееся и на грядущее... и стараюсь быть ко всему готовым, чтобы иметь возможность сказать псаломскими словами: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). Непостижимы для нас пути Промысла Божия. Не можем мы их понять. Поэтому со всем смирением предаюсь в волю Божию. В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей. Твердо верю, что все в руках Божиих... Чаю жизни будущего ве-ка... (преп. Никон).

Не беспокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время (преп. Амвросий).

Ты полагаешься на мой совет и благословение о твоем замужестве. Но кто я, и что значу? Будущее мне неизве-стно — будешь ли ты счастлива в супружестве или нет, и потому не беру на себя сказать тебе решительно, а предо-ставляю воле Божией. Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное — к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, — и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия — по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали (преп. Макарий).

В сем мире ничего не бывает постоянного. Гляди на улицу: утром был дождь, а в полдень ясно, а к вечеру опять холодно. То ветер, то тихо, то гроза, то жара; так и в нашей жизни — всегда будь готова следовать воле Божией, нравится ли то нам или нет (преп. Анатолий).

Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости... Заповеди Божии были и есть всегда основанием жизни... Предайтесь воле Божией (преп. Никон).

Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо, и неприятное будет приниматься как долж-ное. Все, что ни совершается, ведет ко спасению душ наших, и при этом великая премудрость и глубина откры-вается. «Любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28) (преп. Никон).

Прежде чем что-либо сделать, помолись и подумай, бу-дет ли это разумно и Богу угодно (преп. Никон).

Искреннее желание служить Господу Богу и вручение всецело и себя, и всего, и всех в волю Божию, всеблагую, совершенную, приносят сердцу мир Божий, даже при пе-реживании различных скорбей, и внешних, и внутренних, душевных. «Молись Богу об удалении от тебя напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли сле-пой. Предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства, и настоящие, и будущие, предавай близких сердцу, ближних твоих воле Божией, всесвятой и премудрой...» Слава Богу! Слава Богу! За все слава Богу! От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу че-ловека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все! (преп. Никон).

Молись по-детски, в простоте сердца о всех нуждах и скорбях твоих и вручай себя воле Божией, ибо Господь строит наше спасение (преп. Никон).

Веруя в пекущийся обо мне Промысл Божий, боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь, ибо на-блюдал, как своя воля приносит человекам скорби и трудно-сти... Да будет же воля Божия, благая и совершенная! Ей вручаю себя, и всю жизнь, и всех. Принятие воли Божией мир приносит сердцу моему... (преп. Никон).

Есть желание предаться во всем на волю Божию, не самому, по своему смышлению, располагать свою жизнь. Верую, что Господь пошлет мне именно то, что нужно и полезно мне... (преп. Никон).

Надо молиться, да укажет Господь путь... Будем мо-литься Господу, да спасет нас и да поможет нам в бедах и нуждах. Иного пристанища и надежды не вижу. Челове-ческие расчеты и суетны, и ошибочны. Когда приходится терпеть и трудное что-либо, но знаешь, что нет тут своей воли, получается нравственное облегчение и мир души. Да будет воля Божия! Да не посрамит Господь веры нашей и преданности воле Его. Единая надежда на Бога. Вот твер-дое основание. Остальное все непрочно, и особенно в на-шем положении. Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и что ожидает. Да будет воля Божия!.. Мне прихо-дила мысль, что мы, иноки, отрекшиеся мира, ныне, хотя и невольно, проводим мироотречную жизнь. Так судил Гос-подь. Наше дело — хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу (преп. Никон).

Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, — но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней, и современ-ных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем их понять, а потому необ-ходимо со всем смирением предаваться воле Божией (преп. Никон).

Статья «О воле Божией» епископа Игнатия научает покоряться воле Божией. Знать то, что говорится в этой статье, необходимо каждому верующему человеку, безраз-лично — монаху или мирянину. К великому прискорбию, по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие без-умные проявления противления воле Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное: надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета — есть крайнее безумие и гордость. Итак, каждый должен: требовать от себя (то есть понуждать себя на делание) исполнения заповедей и все, что делают с нами другие люди, что без содействия людей с нами совершается — считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть. Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши. Господи! Да будет воля святая Твоя! Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а оно выше всех добродетелей (преп. Никон).

Наблюдая события и своей жизни, и других людей, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение об-стоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не мог-ли и не могут предупредить совершающегося, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо сми-риться и терпеть. Иначе погрешим против Бога (преп. Никон).

Чрез всех и все с тобою говорит воля Божия, доставляя тебе богатно случаи запечатлеть, засвидетельствовать мыс-лью, словом или делом добротность твоего направления к Свету лица Божия, а не на поиски изменения жизни с полезностью душевной работы твоей над собою. Направь сначала себя молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианкой, кротким молчаливым примером, влекущей дру-гих на путь сей (преп. Анатолий).

Трудно было бы жить на земле, если бы и точно нико-го не было, кто бы помог нам разобраться в жизни... А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь... Поло-жись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами... Оттого и трудна стала жизнь, что люди запутали ее все своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него один полагаться... Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божий, тебе же на поль-зу... (преп. Анатолий).

Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противны-ми нам случаями (преп. Лев).

Желание ваше знать о мне, престает ли волнение, не могу вполне удовлетворить ответом: скажу только, что по наружности ничего не видно, а по внутренности и тайно что строится — ничего не знаю, только о том уверен, что ничего не может со мною последовать, чего не попу-стит Бог, а когда что угодно Ему послать за грехи мои — должен принимать с покорностью, ибо от руки Его ни-куда не избежим (преп. Лев).

Где воспоследует воля Божия, там никакие пресильные препятствия не преодолеют (преп. Лев).

Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и против-ными нам средствами и последствиями. Мы при помощи Премилосердого Господа Бога потерпим, да и посмотрим... (преп. Лев).

Христос Спаситель наш рек о Себе: «не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5, 30). И имея в виду горькую чашу страданий, преклонь колена, моляшеся, гла-голя: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Ср.: Мф.26, 39). Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Взирая на Него, Начальника веры, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, укрепляем себя молитвою сми-ренною: по воле Твоей, Господи, так да будет о мне! (преп. Моисей).

По чувству христианской любви, милующей и мило-сердствующей, нельзя не убеждаться требующим оной. Но позволит ли возможность исполнить желаемое, не знаю. То остается сказать: по воле Твоей, Господи, да будет то или другое. Посылаемое все надобно принимать, как от руки Господни: скорбное ли — к терпению, приятное ли к благодарению (преп. Моисей).

Справедливо то, что не мы распоряжаемся временем, но оно нами. А действия должны быть основаны на истине, которая непрестанно гласит: если Бог восхощет, сотворим то или другое по предложению (преп. Моисей).

Старинные люди хоть и очень простые были, но пого-ворки их очень мудрые и основательные. Не живи, как хо-чется, а как Бог приведет (преп. Амвросий).

Как угодно будет Господу решить твою участь, живо-том или смертью, предоставь это всеблагому Его Промыслу, только во всяком случае старайся быть в мирном устрое-нии, против всего и против всех. Господь Судия нелице-мерный. В свое время рассудит все правосудно и воздаст каждому по делам его. А наше главное дело, пока нахо-димся в этой жизни, терпеть все, смиряться и просить от Господа помощи и помилования, и будет хорошо (преп. Амвросий).

Всеблагий Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезнее. Мы же по неведению часто стре-мимся к противному. Убийца искони грозил убийством, но сказано, что не у прииде час сей. Един Господь ведает, как попустится ему устроить это злодейство, или совсем не попустится. Мученики, предаваясь воле Божией, одни уми-рали мученическою кончиной, а другие по воле Божией просто умирали в темнице. Предадимся и мы воле Божией и всеблагому Промыслу Господа, да устроит о нас благое и спасительное, якоже весть и якоже будет Ему благоугодно (преп. Амвросий).

Пишешь, что тебе мать Игуменья сказала: «ты сама не знаешь, к чему тебя соблюдает Господь или Промысл Бо-жий». И не нужно испытывать, а предаваться во всем воле Божией, — как Господу угодно будет, так о нас и да устро-ит (преп. Амвросий).

В одном месте молились о дожде, а в другом — чтобы не было дождя, вышло же, что Бог хотел (преп. Амвросий).

Чадце! покорись воле Божией, и враг отбежит от тебя, смущающий тебя... Стой, где можно будет в церкви, и твори Иисусову молитву, как мытарь, и поможет тебе Гос-подь (преп. Амвросий).

А что касается до слухов касательно перемещения вас в другой монастырь: то, во-первых, слухам этим не прида-вайте большого значения, ибо слухи чаще всего оказывают-ся ложными. А во-вторых, в деле этом более предавайтесь воле Божией. Если Владыка будет вам предлагать, можете просить его, чтобы вас оставил на прежнем месте. Если же, помимо предложения, последует определение Святейшего Синода о вашем перемещении в другой монастырь, то и поневоле должно будет перебираться. Но да будет с вами святая воля Божия! Всеблагий Господь знает, что для нас полезнее; так и устроит (преп. Иосиф).

Пусть будет всякий невинен или оправдан не только пред начальством и пред самим Богом, Который праведных любит и грешных милует, и не хочет смерти грешного, но еже обратитися и живу быти ему, и решительно всем чело-веком хощет спастися и в разум истины прийти. Будем и мы согласны с сею Божиею волею. Помни того, который сказал: «Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек» (Пс. 117, 6). Уповая на Него, не изнемогай. Больше сего не знаю, что тебе сказать. Господь Всеблагий да вразумит тебя во всем творити волю Его, благую и благоугодную, и совершенную (преп. Моисей).

Касательно ожидаемого вами перевода в Псковский мо-настырь, я уже писал вам, чтобы более полагались на волю Божию. Ибо то только и хорошо бывает и полезно для нас, что согласно бывает с волею Божиею (преп. Иосиф).

Все надо предать воле Божией, — и разлуку нашу. Господь вразумляет нас, чтобы не прилеплялись к земному, как бы дорого оно ни казалось, чтобы стремились мы к небесному, спасая души наши. А всему земному давай цену земную... Лишь бы душу спасти, а остальное все суетно. Здесь все изменчиво. И мысли наши должны быть в Боге, в будущей жизни. Земное все пройдет (преп. Никон).

Об о. М. советую не утруждать архипастыря. Пусть Божия будет воля в лице его. Мир душевный указан нам во смирении сердца, а удовлетворением гордыни мирность не прочна. Пусть научится не вслед себя ходити, но во отвержении своего мудрования и воли обретать душевный покой (преп. Моисей).

Воровство

Это зло — воровство, кажется, ничем совершенно не истребится, кроме всемирного огня. Впрочем, не противно совести придумывать и изыскивать средства к обузданию этого зла вверенных вам от Бога людей, за которых в свое время потребуется давать пред Богом ответ (преп. Антоний).

Ворожба

...«Не нужно ворожиться, а лучше на волю Божию положиться». К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию, а ищут помощи человеческой или надеются более на какие-либо расчеты человеческие, а не на Бога и Его всесильную помощь и вездесущий Промысл (преп. Амвросий).