Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Трубы шофара. Что такое шофар? Устройство и изготовление

Сегодня, когда мы пребываем внутри праздника Нового 5775 года., а в соответствии с Библией — Праздника Труб. Так он называется в синодальн. переводе Библии. Вместе со всеми сомневающимися я бы хотел выяснить кое-что!

Все больше христианских общин и отдельных верующих интересуются одним из самых еврейских символов — шофаром. Надо сказать, это и самый (на ряду с менрой) древний из еврейских символов. Но неувязочка начинается в случае, если вы не верите на слово и решаете таки открыть вашу Библию, чтобы прояснить себе — отчего столько шума? Недоумение начинается в момент, когда начнутся ваши поиски этого самого шофара в любом из русских переводов (не то, чтобы в переводах на другие языки дело обстояло иначе..) Вы не найдете ни единого упоминания шофара!

И правда, если набрать в поиске симфонии Стронга слово ШОФАР, то ничего подобного в русском переводе мы не найдем. Конечно, возникает вопрос о правомерности еврейской традиции, придающей шофару столь великое значение. Может быть это только традиция? Фольклор, с которым Св. Писания не знакомы?

номер Стронга серебряной трубы — 02689

номер Стронга шофара — 07782

Если мы предпримем иную попытку — найти в тексте Писания слово «ТРУБА», то конечно, наши поиски будут вознаграждены, и мы обнаружим множество мест, это слово содержащих. Ну и понятно, даже без поиска все (почти) мы помним такое название библейского праздника — Праздник Труб, — это один из Праздников Господних, на который все взрослое население Израиля совершало алию (восхождение) в Иерусалим на поклонение Всевышнему.

Но, если мы взглянем на номер Стронга этого самого слова «ТРУБА»и сделаем поиск не по слову, а по номеру (подробнее см. видео выше), то выяснится, что все не так просто. На деле окажется, что «чистокровных» труб, тех самых, о которых Бог повелел Моше сделать их из серебра, чтобы созывать народ и т.д., — всего 27 во всем тексте Библии. А большей части в тексте под словом перевода «ТРУБА» скрывается самый настоящий ШОФАР. Что и требовалось доказать.

Более чем в два раза шофаров в Писании больше, чем труб. Уже не говорю о том, что символика ШОФАРА И ТРУБЫ различается существенно (об этом подробно см. в статье ««, а также в фильме «Голос Шофара»).

Итак, что же скажем? Все таки полезно заглядывать в оригинальный текст. И тогда можно таки начать анализировать и осмысливать смысл употребления того или иного слова.

Подробно о символике ШОФАРА и его отличии от серебряной трубы см. фильм

Согласно Библии, в День Суда Ангелы будут трубить в трубы. Вот описание первой трубы:


Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела (Откровение 8:7).


А, как известно, древние трубы это шофары. Далее данные из Википедии



(שׁוֹפָר) - древний духовой музыкальный инструмент, бараний рог, в который трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год) и Йом-Кипур (Судный день, или День искупления).
В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны. Звуки шофара, по преданию, ознаменовали обрушение стен Иерихона («иерихонская труба»).
Шофар - натуральный инструмент; помимо основного тона из него можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту.
Дополнение: По словам очевидцев, звук слышался не из под земли, а сверху. То есть, люди утверждают, что источник звука находился как бы на небольшой высоте в небе. Это не подтверждает предположение о происхождении звука в результате подвижек грунта.
Конечно, не стоит воспринимать данную информацию буквально, и в первую очередь следует помнить, что трубы в Библии имеют конкретный символический смысл. Тем не менее, данный факт наводит на некоторые размышления.
Для сравнения звук в Киеве




Странные звуки перед землетрясением в Колорадо, США

22 августа 2011. Звуки были записаны двумя туристами в штате Колорадо за день до недавнего землетрясения.

Зов бездны.

О фильме: Тайная психотропная война спецслужб никогда не была достоянием гласности. Есть основание полагать, что имидж скандальной лженауки, парапсихологии, создавался намеренно. Между тем, в закрытых лабораториях проводились секретные опыты, результаты которых поистине сенсационны. Генерал КГБ в отставке Борис Ратников спровоцировал отмену визита Ельцина в Японию в 1992 году. Причина – якобы, недостаточное обеспечение безопасности мероприятия. На самом деле поводом послужила информация штатных экстрасенсов российских спецслужб. Они доложили, что под давлением Вашингтона Япония в ультимативной форме потребует возврата Курил. Местью американских спецслужб должна была стать смерть жены Бориса Ратникова. После явного психологического воздействия женщина чуть не выбросилась из окна.



Спецслужбами часто вербуются знатоки древних шаманских обрядов и тайных техник. Жительница Пскова – одна из тех, кто в совершенстве владеет подобными обрядами. Она наводит порчу на своего мужа, чтобы завладеть его бизнесом. Бизнесмен умирает от острой почечной недостаточности… 1990 год. Осло. Вручение Нобелевской премии Мира М.С. Горбачеву. Офицер, отвечающий за безопасность пребывания Горбачева в Норвегии, попадает в плен американских спецслужб. С их стороны готовится провокация. Офицера зомбируют, толкают на провокацию… Международные соревнования войск спецназначения. В последний день наш инструктор показывал диковинный в то время бесконтактный бой. Командованию требовалось узнать возможности американцев. Инструктор получает задание ударить кого-нибудь из заокеанских коллег. Через месяц подполковник Лавров ехал на машине, внезапно перед глазами у его водителя возникла пелена, руки стали ватными, и автомобиль рухнул в карьер у дороги. На мозг водителя воздействовали дистанционно. Как потом выяснилось, это и был ответ американцев. Согласно официальной статистике, точность показателей офицеров-экстрасенсов составляет свыше 70%, иногда они находят заданные цели даже в бетонных бункерах. Такие группы экстрасенсов есть и в ЦРУ…

Осень – пора долгожданных праздников, веселых, радостных и, одновременно, очень духовных. Открывает сезон праздничных дней - еврейский Новый год Рош а-Шана, за которым следует еще один важнейший день года – Йом Кипур. Эти два праздника кардинально отличаются друг от друга настроением, но также очень похожи по своему смыслу и духовному значению. В эти дни весь мир будто бы проходит перед Вс-шним, который оценивает наши поступки и наши мысли, взвешивает их во всем их многообразии и взаимосвязи, после чего для каждого подводится итог года, и обозначается линия нашей судьбы в новом наступающем году. В эти особые для каждого еврея дни необходимо оглянуться и проанализировать свои поступки и деяния за уходящий год, увидеть результаты своей работы, разобраться, достигнуты ли поставленные на год цели. А традиционный и обязательный в эти праздники «глас шофара» призывает открыть свои сердца и оказывает необычайно сильное воздействие на еврейскую душу. Услышать трубление шофара – величайшая мицва, что была дана нам в Торе, и каждый, кто хоть раз слышал это трубление может подтвердить – шофар имеет уникальное, отличное от других, звучание.

Что такое «шофар» и его смысл в еврейской традиции

Шофар – это один из древнейших духовых инструментов, который использовался главным образом как сигнальный инструмент для подачи военных сигналов, н также с его помощью оповещали о каком-либо важном событии. На сегодняшний день, звук шофара можно услышать во время осенних праздников, и его звучание осталось таким же, как и тысячи лет назад благодаря неотступному следованию традициям его изготовления, а также передачи из поколения в поколение особенностей извлекаемых из него звуков. Странным образом этот древний инструмент все еще будит души евреев всего мира, словно взывает к ним: «Проснитесь, спящие, от вашего сна! Задремавшие, пробудитесь от вашей дремоты! Проверьте ваши поступки, и вернитесь к тшуве, и вспомните вашего Творца!»

Традиционно, шофар изготавливается из рога кошерного парнокопытного животного, рога которого имеют витую форму, например, антилопы, газели или горного барана. Но есть одно строгое исключение. В Иерусалимском Талмуде сказано:

«Все шофары называются рогом и называются шофаром, кроме коровьего рога, который называется рогом, но никогда – шофаром ».

Этот запрет использования рога коровы для изготовления инструмента ассоциативно можно связать с грехом Золотого Тельца, и во всех общинах во все времена этот запрет ревностно соблюдается. Материал, назначение и использование шофара не менялся несколько тысячелетий, не зависимо от эпохи и месторасположения еврейской общины – настолько сильны были вера и традиции еврейского народа. Но форма, размеры и мелкие детали оформления этого духового инструмента все же менялись. По виду того или иного шофара даже можно узнать и понять самобытность и особые обычаи общины, которая его использовала.

Первый шофар

Многократное упоминание о шофаре мы встречаем в первую очередь в ТАНАХе – это самый часто используемый сигнальный и музыкальный инструмент того периода. Не удивительно, что именно он стал символом народного призыва к вниманию и духовному пробуждению. Родословная шофара берет свое начало еще из истории о жертвоприношении Авраамом своего сына – Ицхака.

«Придя на место, Авраам устроил жертвенник, Исаака положил на жертвенник поверх дров и уже занёс над ним нож, когда воззвал к нему глас с неба:

«Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня »

Вместо Ицхака в жертву был принесён баран, а поступок Авраама был высоко оценен Вс-шним. Используя в день Великого Суда для трубления и духовного очищения рог именно горного барана, мы словно напоминаем об этой заслуге Авраама перед Б-м. Именно шофар звучал у горы Синай во время дарования Торы народу Израиля. Мидраш утверждает, что шофар из левого рога барана, принесённого в жертву Авраамом, звучал на горе Синай, а в шофар из правого рога будут трубить, когда соберутся совместно разрозненные колена Израиля.

Но почему именно звук шофара имеет такую силу влиять на души евреев, пробуждать их от повседневности и тревожить, напоминая о грехах и проступках, ведь куда милозвучнее звучат трубы, вылитые из металла? Причиной тому можно назвать природность звучания шофара – человек не способен повлиять на издаваемый рогом звук, какой бы обработке не предавался материал. Звук может стать чище, звучнее, но суть его с не изменится. Труба же, что выливается из металла человеком, может приобретать именно то звучание, которое задумает человек, но не вызовет душевного трепета и не оторвет от будничной суеты.

Виды и отличия шофара еврейских общин во всем мире

Традиции обработки рога для изготовления шофара по сей день в разных общинах сильно отличаются. В одних общинах считают, что рог необходимо оставлять практически нетронутым, не нарушая его природных форм. В других же принято сильно обрабатывать рог, разогревать его над огнем для придания нужной формы. Также инструмент иногда украшали всевозможными накладками из серебра и другого металла, на который наносилась разнообразная еврейская символика. Однако этот вид украшения инструмента не был распространен, так как во время нанесения надписей велика вероятность необратимого повреждения материала рога.

Форма, размер, звуки, издаваемые инструментами, могут подсказать, для кого они предназначаются, а также могут пролить свет на историю еврейской общины той или иной страны. К примеру, исторически сложилось так, что испанские евреи предпочитают прямые шофары.

Это имеет под собой серьезные религиозные причины. Долгое время евреи и их традиции преследовались на Пиренейском полуострове, под запретом было даже держать в руках шофар. Мужчины прятали музыкальные инструменты под верхней одеждой, засунув за пояс. Прямые шофары, скорее всего, было легче спрятать. Но не только марокканцы пользовались прямыми и сплющенными шофарами. Ими также пользовались и евреи Восточной Европы и сефарды, во времена преследований со стороны властей. Сефарды предпочитают полностью прямой шофар, повернутый вверх. Выпрямление шофара очень сложный процесс, требующий больших усилий, каждый второй шофар ломается, и поэтому шофары для сефардов более дорогие.

Польские евреи утверждают, что шофар должен издавать «рыдающий» звук: возможно, чтобы отразить страдания евреев Польши. Поэтому в польских общинах этот духовой инструмент изготавливался из более коротких рогов животных. Вообще, у ашкеназов принят шофар вначале прямой, а в конце изогнутый, что дает инструменту пронзительное «плачущее» звучание.

Наверное, самые необычные, эффектные и привлекающие к себе всеобщее внимание – это шофары йеменских евреев. Йеменцы были отрезаны на долгие годы от остальных еврейских общин, поэтому отличаются и формой шофаров. Йеменские евреи отдавали предпочтение большим, изготовленным из витых рогов антилопы-куду шофарам. У них глубокий, протяжный звук, напоминающий о баране, которого принес в жертву Авраам. Но в большинстве случаев шофары производятся из кривого бараньего рога.

Йеменские евреи, исторически, делятся на две группы, их традиции изготовления шофаров в значительной степени отличаются. Одна группа следует традиции РАМБАМа, согласно которым надо трубить в шофар необработанный и не распрямленный. Другая группа йеменских евреев жила уединенно, вдали от цивилизации, поэтому не имела возможности добыть бараньи рога и материалом для изготовления шофара им служили рога антилопы-куду, длинные и завивающиеся.

Традиционное звучание шофара к Рош а-Шана и Йом Кипуру

В связи со сложностью обработки и спецификой используемого материала, шофар способен издавать достаточно ограниченный спектр звуков, который и отличает его от большинства других духовых инструментов. Звучит шофар исключительно первым и вторым обертоном, составляющими собой квинту. В Торе упоминается также всего три вида трубления:

– «ткиа» – долгий протяжный звук, который начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности. Ткиа символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Б-гу. Финальное трубление называется «ткиа гдола» («большое трубление») и оно длится дольше на верхней ноте;

– «тру’а» - серия (не меньше девяти) отрывистых звуков на нижней ноте, оканчивающаяся на верхней. Эти короткие и резкие звуки, передают грусть и тоску;

– «шварим» – быстрое чередование нижней и верхней ноты - три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.

Относительно шварим мнения расходятся: некоторые авторитеты считают, что шварим - это ряд отдельных прерывистых звуков и завершающий протяжный звук ткиа; другие считают, что шварим должны быть заменены труа - более короткими дробными звуками; третье мнение заключается в том, что трубление должно состоять как из звуков шварим, так и из звуков труа, которым предшествует и которые завершает протяжный звук ткиа. По традиции трубление в синагоге производится в соответствии со всеми тремя мнениями.

Слушать звуки шофара – великая мицва, ведь его глас олицетворяет обращение еврейского народа к Вс-шнему. Трубные звуки этого древнейшего музыкального и сигнального инструмента – неотъемлемая часть дней трепета, наступающих после Рош а-Шана и продолжающихся до Йом Кипура. Они поразительно точно передают душевное состояние обращающегося к Вс-шнему человека, издавая то плачь и вздохи, то призывая к пробуждению души и возвращению к Б-гу.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Из всех праздников еврейского календаря Рош ѓа-Шана отличается звучанием шофара . Тора называет этот День «Днем трубления » (Бемидбар , 29:1), «Вознесся

Б-г трублением, Г-сподь – гласом шофара », – сказано о Рош ѓа-Шана в книге Те ѓилим » (47:6).

Что такое шофар ?

– это полый бараний рог, который служит подобно музыкальному инструменту.

Функции шофара

Заповедь Торы трубить в Рош ѓа-Шана (еврейский Новый Год) в Шофар, как сказано (Бемидбар 29,1):

«И в месяц седьмой, в первый день месяца, священное собрание должно быть у вас; никакой работы не делайте; днем трубления да будет он у вас». Подробней об этой заповеди читайте отдельную .

Кроме того, существует обычай: в шофар трубят в конце общественной молитвы на протяжении целого месяца Элул , а также по завершению Судного дня – Йом Кипур .

В прошлом, когда народ постился из-за различных бед, в Храме во время молитвы также трубили в шофар .

Служил и как сигнальный призывный инструмент, собирающий народ воедино для возвещения важных событий, а также в военное время.

И в будущем шофар будет служить для сбора еврейского народа из изгнания, как сказано (Йешаяѓу 27, 13): «И будет в тот день: вострубят в великий шофар , и придут пропавшие в земле Ашшурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Господу на горе святой в Йерушалаиме»

То, что «бараний рог» и «шофар » – одно и то же, ясно следует из приказа Йеѓошуа бин Нуна о решающей атаке на город Йерихо (Йеѓошуа , 6:5): «И будет: при звуке бараньего рога, когда вы услышите звук шофара …» В книге Йеѓошуа сказано, что под звуки шофара обрушились стены Иерихо.

Также служил для прославления Творца, как мы это видим из различных стихов в книге Теѓилим . К примеру, сказано (Теѓилим , 150, 3): «Хвалите Его звуком шофара, хвалите Его арфой и киннором».

Из чего должен быть сделать шофар на Рош ѓа-Шана?

Как уже сказано, шофар – это рог животного. Однако не все рога подходят для заповеди слушать голос шофара в Рош а-шана. Дело в том, что у животных есть два вида рогов:

  • Те, которые состоят из двух частей – внешней и внутренней, – полые рога. У баранов, козлов, антилоп и газелей такие рога. Для того чтобы в них можно было трубить, вынимают внутреннюю часть.
  • Те, которые состоят только из одной части. Такие рога мы встречаем, например, у оленей, – сплошные, цельные рога. Для того чтобы в них можно было трубить, в рогах просверливают отверстия.

Вследствие того, что слово шофар однокоренное со словом «шфоферет » (трубка, рожок), мы делаем вывод, что шофар должен быть сделан из полого рога . Поэтому, если сделают шофар из рога, состоящего только из одной части, такой инструмент будет не кошерным. И только такие рога, которые состоят из двух полостей, кошерны для использования их в качестве шофара .

Также невозможно сделать шофар из рогов коровы и быка, ибо Тора называет их «керен », а не шофар .

Несмотря на то, что все полые рога кошерны для шофара , следует, если есть такая возможность, трубить в Рош ѓа-Шана именно в бараний рог .

Что рассказывает о шофаре мидраш ?

В мидраше сказано:

«После десятого испытания злое начало в душе Авраама было полностью подчинено. Поэтому отпала необходимость в дальнейших испытаниях, которые служили бы уже не цели очищения его характера, а более простой задаче - показать миру силу веры Авраама и его стойкость перед лицом невзгод . Впрочем, сам Авраам был против испытаний такого рода, ибо они могли вызвать у людей сомнения в справедливости Ашема, а у него, у Авраама, была другая задача: показать миру безграничность доброты Создателя. Но не только себя, но и Ицхака избавил Авраам от дальнейших проверок, ибо, устояв в десяти испытаниях, он не только очистил свой собственный характер, но и с момента рождения сына вложил в него святость, так что Ицхак не нуждался более в подобных экзаменах.

Властелин Вселенной! - попросил Авраам. - Когда Ты повелел мне принести Ицхака в жертву, я мог бы попытаться возражать. Но я не сказал ни слова - и полностью исполнил Твою волю. Поэтому, если мои потомки когда-нибудь в будущем станут грешить, то вспомни, пожалуйста, о том, как я безропотно связал Ицхака, а вспомнив, подави Свой гнев и прости их !

Хорошо, Я буду прощать их грехи, но они должны будут трубить в шофар на Рош ѓа-Шана , в Новый год.

Что такое шофар !

Оглянись и узнаешь.

Авраам обернулся и увидел барана.

Еврейский народ будет трубить в шофар , сделанный из бараньего рога, и в честь твоей готовности принести Мне в жертву сына их грехи простятся, - объяснил Ашем.

Баран, которого увидел Авраам, был создан в канун первого Шабата , в период Шести Дней Творения, дабы быть принесенным в жертву вместо Ицхака.

Ангел Самаэль сдерживал руку Авраама, когда тот был готов принести своего сына в жертву Богу. Он попытался помешать Аврааму и с этой целью спрятал в кустах барана. Когда баран захотел прибежать к Аврааму, его рога застряли в густых ветвях. С трудом высвободившись из одних зарослей, баран тут же запутался в других, потом попал в новые заросли и так без конца. На это Господь сказал:

Смотри, Авраам. Подобным же образом твои потомки будут запутываться в грехах и попадать из одного изгнания в другое: в вавилонское, мидийское, греческое, римское

Когда же наступит конец чреде этих изгнаний? - спросил Авраам.

От них избавит звук шофара , сделанного из рога барана».

Таким образом, шофар предназначен еще для одного, самого важного в истории события: Грядущего Освобождения. Тот самый Б-жественный шофар, который звучал во время Дарования Торы, возвестит о наступлении обетованного времени – как обещал Всевышний устами Своего пророка (Йешаяѓу , 27:13):

Что особенного в голосе шофара ?


– это музыкальный инструмент! Но «Глас шофара » – совершенно не похож на звук других музыкальных инструментов . Назвать его «музыкальным» можно с большим трудом: этот голос пронзительный и резкий , он лишен мелодичности, напевности. Обычный музыкальный инструмент «берет за душу», пленит душу человека. Другое дело – шофар врывается в нас, сотрясает и переворачивает. Он заставляет каждого остановиться и … содрогнуться!

«Зазвучит ли шофар в городе – и народ не содрогнется?!» –восклицает в изумлении пророк (Амос , 3:6). Поэтому Рамбам пишет (Мишне Тора, Законы о тшуве , 3:4), что хотя заповедь Всевышнего трубить в шофар в Рош ѓа-Шана превосходит человеческое понимание , но содержит в себе намек, помогающий в значительной мере постичь ее смысл. Мы осознаем, что это за намек, благодаря уникальному свойству звука шофара оказывать необычайно сильное воздействие на еврейскую душу .

Пишет Рамбам, словно взывает: «Проснитесь, спящие, от вашего сна! Задремавшие, пробудитесь от вашей дремоты! Проверьте ваши поступки, и вернитесь к тшуве , и вспомните вашего Творца!»

Кто же они, эти «спящие» и «задремавшие»?

Рамбам отвечает: «Они – забывшие истину в тщете своего времени и отдавшие все годы свои на пустые и тщетные занятия, от которых не придет ни помощь, ни спасение». Именно их призывает шофар : «Взгляните на собственные души и сделайте добрыми ваши пути и ваши дела! Пусть каждый из вас оставит свой дурной путь и мысль, которая не хороша!..»

Есть важное объяснение, почему звук шофара ?

Звучал при Даровании Торы :

«И было на третий день, когда наступило утро: и были громы и молнии, и тяжелая туча над горой, и глас шофара сильный чрезвычайно; и затрепетал весь народ , что был в стане… И становился глас шофара все более и более сильным – до бесконечности; Моше говорил, а Б-г отвечал ему голосом» (Шмот, 19:16, 19).

Не в этих ли словах таится ответ на вопрос, почему звук шофара производит такое глубокое впечатление на душу еврея . Мы знаем, что при Даровании Торы присутствовали все евреи без исключения : выходцы из Египта – и душой, и телом, все остальные – только душой

(Шмот раба , 28:4, Зоѓар , ч. 2, 83б). «Не <только> с отцами вашими заключил Г-сподь этот союз (Дварим , 5:3), – говорит Моше сынам Израиля, – но с тем, который находится здесь, с нами стоит сегодня пред Г-сподом, Б-гом нашим, и с тем, который не находится здесь, с нами, сегодня» (Дварим , 29:14).

Воспоминание о Б-жественном шофаре , услышанном у горы Синай, неосознанно сохраняется в каждой еврейской душе и пробуждается при звуке земного шофара…

И в ряде других случаев.

«В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание». (Лев.23:23-25) «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях».

История изготовления

Шофар изготавливался в глубокой древности и сейчас изготавливается только из натурального рога.

Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за аллюзий на ) бычьи или коровьи рога. Поэтому формы и длины шофаров могут быть самыми разными.

Шофар может быть коротким, с простым изгибом (как принято у ), или он может быть длинным, витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена.

В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы, в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять.

Кончик рога у шофара срезается или просверливается, трубящий в шофар использует для извлечения звука это простое отверстие. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука.

Трубление в шофар

В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны.

Использование этого инструмента восходит к магическим обрядам доеврейской эпохи.

Звуки шофара (точнее, его разновидности, упоминаемой как «йобел», «юбилейная труба»), по , откуда пошло выражение «иерихонская труба».

Шофар -натуральный инструмент; помимо основного тона из него можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту. Тембр звука у шофара сильно зависит от формы и размера.

Короткий «ашкеназский» шофар дает высокий, плачущий звук. Большие и длинные шофары дают более насыщенный звук, он может быть низким, хрипловатым и торжественным.

Звуки шафара

Различают следующие виды звуков шофара:

  • «тки’а» («трубление») начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
  • «тки’а гдола» («большое трубление») длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное).
  • Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу.
  • «тру’а» («тревога»), серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней. Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.
  • «шварим» («тремоло»), быстрое чередование нижней и верхней ноты. Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.

Звуки шофара на Рош Ха-Шана толкуются как призыв к покаянию. Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара также символизируют:

  • Коронование Творца Мира
  • Пробуждение трепета перед Творцом
  • Напоминание о Жертвоприношении Исаака
  • Напоминание о Даровании Торы на горе Синай
  • Напоминание о приходе Машиаха
  • Кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатану, который в этот день суда выступает обвинителем.