Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Урал не дает скучать: Шунут, Платонида и Старик-Камень. Чудодейственный источник платонида Гора шунут и святой источник платониды

Наверное, каждый из уральских туристов был на Шунуте и Платониде . Я знаю одного серьезного бизнесмена из Екатеринбурга , который регулярно на Платониде встречает Новый год. Я даже сама была дважды в этих местах.

В первый раз это была съемка какого-то телеканала, и мы рассуждали на Шунуте ночью об охране природы. Второй раз — лет 7 назад. Как всегда поездку организовывала Алия Султанова , и все было очень серьезно: специально заточенная машина, опытный проводник с разным оборудованием. Самое смешное было в том, что этот наш проводник не смог доехать до Шунута вплотную, как не подспускал шины для лучшей проходимости. Зато обедом нас профессионально накормил. Оставшиеся полтора километра мы шли пешком. А когда дошли, то увидели прямо под Шунутом штук 15 машин, и среди них маленькую синенькую Гетц. Большой сюрприз, как в сказке про 12 Месяцев. Дорог там нет, но все туда едут.

А ниже вас ждут прекрасные фотографии и небольшой рассказ от Владислава Деревянных . Любуйтесь и путешествуйте!

Урал не дает скучать

Наше новое путешествие по Уралу с маленьким, но гордым клубом любителей Land Rover.

В этот раз побывали на святом и загадочном месте , забрались на Старик-камень и покорили вершину .

Причём покорили в прямом смысле слова, последние 500 метров преодолевали 3 часа. Буквально перед финишем столкнулись две легенды: легенда отечественного автопрома и легенда английского. На неразъездной колее среди леса встретились 4 автомобиля УАЗ и наша колонна Ленд Роверов. Я в такие пятнашки не играл никогда.

Загоняешь машину в сугроб, одна проезжает, следующая из сугроба достаёт, пока достаёт, сама заезжает в сугроб и там застревает, и уже новый экипаж достаёт её. Всё зарешали УАЗ Буханка и Land Rover Discovery, которым не было равных ни в метровом сугробе, ни в полуметровой колее. Я свой маленький Ренджик предусмотрительно мучать не стал, откопал себе карман между ёлок и запарковался.

Чем мы занимались 14 часов без остановки: толчковые тренировки с отягощением, пятнашки с УАЗиками, замена пробитого колеса в сугробе на скорость, ориентирование на местности в темноте в поисках пропавших автотуристов на Лексусе, отбрасывание снега лопатой на дальность, преодоление метровых волн по лесовозной дороге.

Единственное, что мы сделать не смогли – это поесть. 62 км в одну сторону, 14 часов времени, море драйва, впечатлений, взаимовыручки, смеха и только один неадекватный человек встретившийся нам на пути.

Спасибо всем участникам нашего микро клуба, спасибо Ягуар Ленд Ровер Автоплюс, спасибо всем, кто встретился нам на пути!

Источник Платонида

— легендарное место в глухих лесах Ревдинского района Свердловской области , примерно в 10-12 километрах от деревни Краснояр . Гидрологический и исторический памятник природы.

В давние времена здесь стоял старообрядческий скит. Когда-то это место очень почиталось старообрядцами, а сейчас сюда тянутся как старообрядцы, так и православные, и различные оккультисты, и просто туристы. Существует множество легенд об отшельнице Платониде , чье имя носит источник. Известный краевед Владимир Трусов по архивным документам смог установить, что жила Платонида в далеком XVIII веке и была похоронена у своего скита около 1785 года.

Впоследствии могила Платониды стала культовым местом. Ежегодно к ней на поклонение и в надежде на исцеление от недугов приходит множество паломников со всего Урала и страны. Более того, у Платониды появились последователи и некоторые странники оставались здесь жить. Наглядное подтверждение этому - безымянные кресты вблизи могилы Платониды . Кто здесь погребен мы, наверное, уже никогда не узнаем. В окрестностях Краснояра в разные годы действовало несколько староверческих скитов.

Теперь поговорим непосредственно о самом целебном источнике. Святой источник Платониды находится в верховьях небольшой таежной речки Малый Ик (притока реки Ревды ). Он бьет ключом из под земли и уже через несколько метров впадает в Малый Ик . Здесь, в речке небольшое углубление, в котором можно искупаться. Правда, для этого нужно проявить сноровку, поскольку речка мелкая. Вода здесь очень холодная даже в летнюю жару. На вкус вода приятная, никаких вкусовых привкусов не чувствуется.

Гора Шунут или Шунут-Камень

Гора Шунут (или другое название – Шунут-Камень ) – это вершина хребта Коноваловский Увал . Высота этой – 726 метров над уровнем моря. В общем-то немало для низкогорного Среднего Урала.
Гора Шунут представляет собой живописные скалы.

Их высота от 20 до 60 метров. Скалы наиболее высокие и отвесные с восточной стороны. С вершины открывается отличный вид на зеленое море тайги.

Не удивительно, что эта красивая достопримечательность пользуется большой популярностью среди туристов. У подножия скал есть родничок. Правда, в засушливую погоду он бывает пересыхает.

Откуда взялось это название, неясно, попробуем обратиться к книге А.К. Матвеева «Географические названия Свердловской области» :

«В некоторых справочниках слово Шунут рассматривается как мансийско-башкирский гибрид (мансийское шун – «существо», башкирское ут – «огонь»). Огонь зажигался на этой высокой горе как сигнал о приближающейся опасности. В элементе ут действительно заманчиво видеть тюркское ут – «огонь», но сложение «существо» + «огонь» — очень странная для топонимии конструкция.

Кроме того, шун по-мансийски отнюдь не существо, а «сани», «нарты». Поэтому лучше считать ороним Шунут чисто тюркским, что подтверждается гармонией гласных (у-у) и ударением на последнем слоге. Однако если делить слово на компоненты шун и ут, его первая часть шун не находит достаточно убедительного объяснения в тюркских языках. И вообще есть некоторые сомнения в том, что делить слово надо именно так.

Дело в том, что в ряде геологических работ конца XIX — начала XX вв. вместо названия Шунут-камень фигурирует Белый камень (может быть, за светлый цвет скал). Однако указаны ручей Шунут, Шунутский рудник и небольшой Шунутский увал южнее современного Шунут-камня. В то же время в других геолого-географических трудах этого же времени названия Шунутские горы, Шунутский кряж, Шунутская гряда как будто бы употребляются в современном смысле, а ороним Белый камень прилагается только к скалистой вершине. В этом случае явно недостает фактов, но можно допустить, что первично название речки и прилегавших к ней незначительных объектов, и тогда о членении на шун и ут не может быть и речи».

Скалы сложены конгломератами из сцементированной гальки и кварцитопесчаниковыми сланцами. По мнению географа Н.П. Архиповой , возраст пород более 600 миллионов лет. Поверхность скал Шунута живописна и местами покрыта лишайниками белого, серого, ржаво-красного цветов.

Скала Старик-Камень

Шунут – не единственная скалистая достопримечательность в этих местах. Немного южнее можно посмотреть на любопытную скалу Старик-Камень , профиль которой явственно напоминает человеческое лицо. Старик-Камень относится все к тому же Коноваловскому хребту .

Старик-Камень также относится к массиву хребта Коноваловский увал . Название хребта возникло, по мнению краеведа Ю.А. Дунаева , от деревни Коновалово , которая находится на его северном продолжении. Коноваловский хребет

От редакции : Большим почитанием у уральских старообрядцев часовенных пользуются места бывших скитов и могилы некоторых иноков и инокинь, прославившихся своей подвижнической жизнью. В «Урало-Сибирском патерике», в частности, есть сведения о старице Платониде. Представляем рассказ путешественника к ее могиле.

***

Чудны наши уральские леса! Иногда поднимаешься в гору, а суше не становится. Чтобы добраться до шихана на вершине, порой преодолеваешь горные «висячие» болота. С высоты любуешься морем островерхих пихт и елей. Например, с горы Шунут Коноваловского увала (высотой 726 м), в трёх десятках вёрст к югу от Ревды. Там, в темнохвойной тайге, на пути к могиле старицы Платониды произошла одна встреча.

Они шли босиком по траве, влажной от росы, по земле, прихваченной первыми холодами — предвестниками осени. Нескончаемой вереницей шли женщины и дети, малые и постарше, одетые в белые рубахи. Мужчин среди них не было. Они шли молча, не обращая внимания на моросящий дождь, на острые камни и ветки, попадавшиеся им под ноги. Будто были выше разбитой лесовозной дороги с её хламом и грязью, «над» ней. Казалось, ничто не остановит их. Я знал, куда они направлялись, и был поражён зрелищем, говорящим о неуклонной вере в людских сердцах.

Платонидин ключ

Впервые про старицу Платониду и её ключ мне рассказал учитель ревдинской школы в марте 1993 года. Разговор на Аракаевской турбазе у реки Серги тогда затянулся за полночь. После услышанного я взял рюкзак и побежал на ночной поезд до Дружинино. Утром был в Ревде, уехал на автобусе в село Краснояр.

По тропе «Шунут-Серга» (парка «Оленьи ручьи») мне удалось пройти без лыж. На лыжне двухметровую толщу снега покрывал крепкий наст. Перед просекой к Шунут-камню солнышко последний раз осветило изумительную панораму лесной долины от перевала до камня Сокольего. Стемнело быстро. Свернув с лесовозки по тропе, я очутился у беседки-часовенки над Платонидиным ключом. По легендам, Платонида избавляла людей от болезней водой из святого источника. Помню, что пил воду из него — и не мог напиться! А дома попробуй-ка выпей столько воды — не сможешь. Позже я узнал, что ключ и вправду непростой, богат радоновыми водами.

Тогда на соседней поляне стояла избушка с печью, напротив неё — банька. Они были полны людей. Двое туристов решили ночевать «в скиту», и я напросился с ними. Была морозная ночь, взошла полная луна, и в лесу стало светло, как днём. От родника мы двинулись к могиле старицы. Справа из сугробов возвышались три могильных креста. На месте захоронения Платониды находились останки разбитого надгробия и голбец — православный крест с двускатным навершием. Перед могилой — место моления старообрядцев.

Жерди по краям служат для крепления защиты от дождя, в центре стоит подставка для чтения церковных книг. «Лесная церковь»! Миновав могилу старицы, через километр мы спустились к землянке у реки Малый Ик. Внутри «скита» на полочках стояли иконки с ликами святых. Печь работала исправно. Прогрев наше пристанище, мы приободрились.

Немного людей знало тогда о том урочище. Я бывал там и в лютом декабре 1994-ого, когда скит уже покосился и печь нарушилась. Едва не замёрзнув, я увидел, как ночью к жилищу подошли сгорбленные бабушки-богомолки в платочках. Утром на их месте оказались ёлочки, склонившиеся под шапками снега. Вообще лес в этих местах насколько красив днём, настолько же и страшен ночью. Темнота сгущается вокруг, деревья подступают ближе и начинают скрипеть, стонать. Слышен вой волков, где-то ухает филин. Почему-то у могилы старицы всегда спокойно на душе. Можно стоять в чёрной безмолвной тайге перед свечой, горящей светом неугасимым, слушать шум реки, прислушиваться к своему сердцу. В такие моменты всё суетное кажется мелким, ничтожным.

Запомнилась осень 1995-ого, когда с дверных косяков избы можно было нарезать полведра опят. От «лесной церкви» крутая тропинка вела к берегу речки Малый Ик.

В одном месте была устроена каменная запруда и купель для крещения. Над ней склонили ветки «заверованные» деревья, увитые ленточками. На них же вешают одежду или обувь с той части тела, которую хотят вылечить, совершая омовение в купели. К 2000-му году участники крестного хода установили близ могилы Платониды большой деревянный крест.

Прошло много лет, в 2013 году я снова оказался там. Избушки не было, от бани остались развалины. Над ключом вместо прежней беседки сооружён новый купол. На могиле Платониды лежит новое надгробие с фрагментом старого. Появился ещё один крест из бруса. От скита осталась только дверь да остов железной печки. Крыша землянки провалилась.

Малый Ик по-прежнему журчал ледяной водой, убегая змейкой в лес. Выше купели струились по камням небольшие водопадики. Ближе к ночи людская суета стихла, все разъехались. У святого места наступила тишина.

Сюда мы дошли пешком, прочувствовав ногами дорогу, которой ходят старообрядцы больше века. Они молятся «обоюдно», и за Платониду в том числе, ведь она не канонизирована. Какой была жизнь непрославленной подвижницы? Почему именно женщины ходят на её могилу?

К истории уральских староверов

Реформы патриарха Никона в 1650-х годах раскололи православную Русь. Расправы над староверами были жестокими,

повсюду горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, резали языки, рубили головы, четвертовали; тюрьмы, монастыри, и подземелья были переполнены страдальцами за святую веру. Духовенство и гражданская власть беспощадно истребляли своих же братьев — русских людей. Никого не щадили — ни женщин, ни детей (протоиерей РПСЦ Геннадий Чунин).

Старообрядцы бежали на Север, на Урал и в Сибирь. Приведу выдержки из труда монахини Евстафии (Морозовой) «О почитании в Екатеринбургской митрополии непрославленных подвижников (старицы Платониды и старца Аввакума)» . Она исследовала редкие архивные документы об уральских староверах.

«В 1725 году в Нижне-Тагильский завод прибыл с Керженца старец Никифор со многими иноками, после чего на Урал бежали десятки тысяч последователей главных поповских согласий — софонтиевцы. Они изначально относились к беглопоповцам, принимая к себе для служения священников, бежавших из никонианской Церкви. В XVIII столетии в этом согласии многие общины стали переходить к беспоповской практике, что было утверждено как норма на Тюменском старообрядческом соборе 1840 года. Совершение треб и богослужений перешло к наставникам-старцам и уставщикам, избираемым общиной: они вычитывали службы, опуская молитвы, которые при богослужениях и таинствах полагается произносить священнику. Это течение стало именоваться часовенным или «стариковщиной». До революции к часовенным относилось до 90% уральских старообрядцев. У них были свои почитаемые святыни, подвижники, мученики и авторитетные старцы, для совета с которыми богомольцы ездили за сотни вёрст. К наиболее чтимым святыням часовенных относились могилы иноков Германа, Максима, Григория и Павла на Веселых горах близ Верхне-Тагильского завода, где ежегодно в июне собирались паломники-старообрядцы со всей России. Почиталась также могила беглого попа Николы в Екатеринбурге, могилы беглых попов Иова, Петра и Архипа, а также наставника Гурия в Нижне-Тагильском заводе, могила инока Тарасия в Шарташском селе, местечко «Клады» близ деревни Таволги с остатками бывшего скита и надгробиями скитников».

О молениях староверов написал В. Санин (Афанасьев) в очерке «На Весёлых Горах » 1910 года: «Некоторое время при напряженной тишине вы слышите чтение святой книги, но вот раздается запевающий стихиру голос старца Антония. Его подхватывают певчие под навесом, затем близстоящие, волна звуков, с каждым моментом усиливаясь, разрастается по всей поляне, докатывается до последних палаток и далеким эхом отдается в лесах и горах… А затем снова тишина, чтение, и снова море голосов, стройно по старинным крюкам распевающих стихиры… ».

В 1902 году в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» отмечалось:

старообрядцы собираются еще 23 апреля на могиле о. Георгия в Черноисточинском заводе; 27, 28 и 29 мая на могиле о. Иова в Нижне-Тагильском; 6 июня — на могиле инока Аввакума, в 6 верстах от д. Сажиной. 16 августа на могиле матери Платониды в с.Красноярском собираются по преимуществу женщины и молятся за своих мужей, страдающих запоем.

Житие старицы Платониды

В том же издании за 1906 год сказано:

первая из пустынниц, как говорят старожилы, в окрестностях Краснояра была мать Платонида, а потом — мать Таисия. Схоронена [Платонида] в 10 верстах от Краснояра; на могилу ее к 16 августа каждогодно собирается множество народа. Мать Таисия померла в первой четверти XIX столетия и похоронена на скитском кладбище, по речке Большому Ику.

Само селение Красноярское возникло во втором десятилетии XVIII века и состояло исключительно из старообрядцев. На основании этих данных можно сделать вывод о времени жизни старицы Платониды — подвизалась она в уральских лесах во второй половине XVIII века. Богомольцы говорили:

Встанет мать Платонида рано-рано, когда на покосах ни единой души. Она уже знала, кто нуждается в помощи. Осиротевшая ли вдова, или выбившийся из сил мужик. Накосит, наносит сена, да и приберет. И сделает это все так, чтобы никто не видал, что она работала. Чуть заметит, что появились на покосе люди, она сейчас уходит в лес…

Сведения о старице Платониде есть в «Урало-Сибирском патерике» — «Истории об отцех и пустынножителех, в последнее гонительное время подвизавшихся в северных краях Русския земли, в пределах Уральской и Сибирской пустыни». Патерик составлен в первой половине ХХ века в одном из скитов старообрядцев часовенного согласия и чудом сохранен староверами во время разгрома скитов коммунистами на Нижнем Енисее в 1951 году.

«Старица Платонида происходила из семьи инородцев-язычников (татар или калмыков). Когда она достигла отроческого возраста, на нее пал жребий быть принесенной в жертву идолам, отчего все родственники «в печали бяхувелицей» . Случилось же так, что в это время в доме остановился на ночлег один христианин, везший с мельницы муку. Узнав о горе, он предложил родителям отдать свою дочь «в жертву живому Богу, да послужит Ему» . Согласившись, те положили её в мешок, спрятав его на возу между другими мешками с мукой. Едва гость отъехал, как в дом пришли за Платонидой язычники. Не найдя девушки, они погнались за уехавшим, нагнали его, однако не смогли найти её на возу. Безвестный благодетель, спасший Платониду, после крещения поместил её на жительство в один из женских старообрядческих скитов. Там она стала усердно подвизаться и через три года удостоилась пострижения «во иноческий образ» . Столь быстрый постриг вызвал зависть со стороны некоторых из сестер, прежде неё пришедших в скит и не принявших еще ангельского чина. Платонида вынуждена была тайно оставить сестринство и поселиться уединенно в лесу («отъиде от них тай в пустыню на безмолвие» ). Однако и в лесу она тайно помогала нуждающимся. «Бе же зело милостива и трудолюбива, и помогаше сущим в нуждах, …прия от Бога дар исцеления, слепых просвещаше и больных исцеляше не точию в животе (т.е. не только при жизни), но и по преставлении своём».

Рассказали о Платониде «мать Мелетина, мать Акинфа и Елизавета Парамоновна» , которым поведал о ней отец Иоанн, еще заставший Платониду в живых и лично помнивший. Уточняется, что отец Иоанн принял иноческий чин от отца Израиля, «свидетельствованного в Родословии ». («Родословие» часовенного согласия, составленное отцом Нифонтом). Этот рассказ о жизни Платониды можно считать наиболее достоверным».

P.S. Чудны наши уральские леса! На обратном пути я шёл и думал о Платониде. Так и не заметил, как прямо на меня вылетел из лесу медведь. Я испугаться-то толком не успел. Встал на дороге деревцем и гляжу себе куда-то мимо. Бурая махина прошла мимо меня — и хоть бы веточка под лапой хрустнула… Красавец. На Шунуте мишки часто лазят в малинниках, учтите.

Михаил Латышев.

06.12.2016 10:38:22

Текст: Михаил Латышев

Чудны наши уральские леса! Иногда поднимаешься в гору, а суше не становится. Чтобы добраться до шихана на вершине, порой преодолеваешь горные "висячие" болота. С высоты можно любоваться морем островерхих пихт и елей.

Такой вид открывается с горы Шунут Коноваловского увала, расположенной в трёх десятках вёрст к югу от Ревды. Там, в темнохвойной тайге, на пути к могиле старицы Платониды произошла одна встреча…

…Они шли босиком по траве, влажной от росы, по земле, прихваченной первыми холодами – предвестниками осени. Нескончаемой вереницей шли женщины и дети, малые и постарше, одетые в белые рубахи. Мужчин среди них не было. Они шли молча, не обращая внимания на моросящий дождь, на острые камни и ветки, попадавшиеся им под ноги. Будто были выше разбитой лесовозной дороги с её хламом и грязью, "над" ней. Казалось, ничто не остановит их. Я знал, куда они направлялись, и был поражён зрелищем, говорящим о неуклонной вере в людских сердцах.

Шунут-Серга" парка "Оленьи ручьи" мне удалось пройти без лыж. На лыжне двухметровую толщу снега покрывал крепкий наст.
Перед просекой к Шунут-камню солнышко последний раз осветило изумительную панораму лесной долины от перевала до камня Сокольего. Стемнело быстро.
Свернув с лесовозки по тропе, я очутился у беседки-часовенки над Платонидиным ключом. По легендам, Платонида избавляла людей от болезней водой из святого источника.
Помню, что пил воду из него – и не мог напиться! А дома попробуй-ко выпей столько воды – не сможешь. Позже я узнал, что ключ и вправду непростой, богат радоновыми водами.


Тогда на соседней поляне стояла избушка с печью, а напротив неё – банька. Они были полны людей. Двое туристов решили ночевать "в скиту" и я напросился с ними.
Была морозная ночь, взошла полная луна и в лесу стало светло, как днём. От родника мы двинулись к могиле старицы. Справа из сугробов возвышались три могильных креста.

Лесная церковь"!


Миновав могилу старицы, через километр мы спустились к землянке у реки Малый Ик. Внутри "скита" на полочках стояли иконки с ликами святых. Печь работала исправно. Прогрев наше пристанище, мы приободрились.
Немного людей знало тогда о том урочище. Я бывал там и в лютом декабре 1994-ого, когда скит уже покосился и печь нарушилась. Едва не замёрзнув, я увидел, как ночью к жилищу подошли сгорбленные бабушки-богомолки в платочках. Утром на их месте оказались ёлочки, склонившиеся под шапками снега.
Вообще, лес в этих местах насколько красив днём, настолько же и страшен ночью. Темнота сгущается вокруг, деревья подступают ближе и начинают скрипеть, стонать. Слышен вой волков, где-то ухает филин.
Почему-то у могилы старицы всегда спокойно на душе. Можно стоять в чёрной безмолвной тайге перед свечой, горящей светом неугасимым, слушать шум реки, прислушиваться к своему сердцу. В такие моменты всё суетное кажется мелким, ничтожным.
лесной церкви" крутая тропинка вела к берегу речки Малый Ик. В одном месте на берегу была устроена каменная запруда и купель для крещения.
Над ней склонили ветки "заверованные" деревья, увитые ленточками. На них же вешают одежду или обувь с той части тела, которую хотят вылечить. Это делают люди, которые в это верят.
крёстного хода" установили близ могилы Платониды большой деревянный крест.
Прошло много лет, в 2013 году я снова оказался там. Избушки не было, от бани остались развалины. Над ключом вместо прежней беседки сооружён новый купол. На могилу Платониды зачем-то принёсли надгробие с могилы матери Таисии. Появился ещё один крест, из бруса.
От скита осталась только дверь да остов железной печки. Крыша землянки провалилась.

Малый Ик по-прежнему журчал ледяной водой, убегая змейкой в лес. Выше купели струились по камням небольшие водопадики.
Ближе к ночи людская суета стихла, все разъехались. У святого места наступила тишина. Сюда мы дошли пешком, прочувствовав ногами дорогу, которой ходят старообрядцы больше века.
Они молятся "обоюдно" – и за Платониду в том числе, ведь она не канонизирована.
Какой была жизнь непрославленной подвижницы? Почему именно женщины ходят на её могилу?

К истории уральских староверов Повсюду горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, резали языки, рубили головы, четвертовали; тюрьмы, монастыри, и подземелья были переполнены страдальцами за святую веру. Духовенство и гражданская власть беспощадно истребляли своих же братьев – русских людей. Никого не щадили - ни женщин, ни детей", - говорит Геннадий Чунин.
Старообрядцы бежали на Север, на Урал и в Сибирь.
Старообрядцев принимали на уральских заводах, для заводчиков они были добросовестными работниками. Интересно, что в обиходе староверов появились металлические иконы и распятия.

Приведу выдержки из труда монахини Евстафии (Морозовой) "О почитании в Екатеринбургской митрополии непрославленных подвижников (старицы Платониды и старца Аввакума)". Она исследовала редкие архивные документы об уральских староверах.
"В 1725 году в Нижне-Тагильский завод прибыл с Керженца старец Никифор со многими иноками, после чего на Урал бежали десятки тысяч последователей главных поповских согласий – софонтиевцы.
Они изначально относились к беглопоповцам, принимая к себе для служения священников, бежавших из "никонианской" Церкви. В XVIII столетии в этом согласии многие общины стали переходить к беспоповской практике, что было утверждено как норма на Тюменском старообрядческом соборе 1840 года.
Совершение треб и богослужений перешло к наставникам-старцам и уставщикам, избираемым общиной: они вычитывали службы, опуская молитвы, которые при богослужениях и таинствах полагается произносить священнику.

Это течение стало именоваться часовенным или "стариковщиной". До революции к часовенным относилось до 90% уральских старообрядцев. У них были свои почитаемые святыни, подвижники, мученики и авторитетные старцы, для совета с которыми богомольцы ездили за сотни вёрст.
К наиболее чтимым святыням часовенных относились могилы иноков Германа, Максима, Григория и Павла на Веселых горах близ Верхне-Тагильского завода, где ежегодно в июне собирались паломники-старообрядцы со всей России.
Почиталась также могила беглого попа Николы в Екатеринбурге, могилы беглых попов Иова, Петра и Архипа, а также наставника Гурия в Нижне-Тагильском заводе, могила инока Тарасия в Шарташском селе, местечко "Клады" близ деревни Таволги с остатками бывшего скита и надгробиями скитников".

На Весёлых Горах": "Некоторое время при напряженной тишине вы слышите чтение святой книги, но вот раздается запевающий стихиру голос старца Антония.
Его подхватывают певчие под навесом, затем близстоящие, волна звуков, с каждым моментом усиливаясь, разрастается по всей поляне, докатывается до последних палаток и далеким эхом отдается в лесах и горах... А затем снова тишина, чтение, и снова море голосов, стройно по старинным крюкам распевающих стихиры...".

Екатеринбургских епархиальных ведомостях" отмечалось: "старообрядцы собираются еще 23 апреля на могиле "о. Георгия" в Черноисточинском заводе;
27, 28 и 29 мая на могиле "о. Иова" в Нижне-Тагильском;
6 июня – на могиле "инока Аввакума", в 6 верстах от д.Сажиной.
16 августа на могиле "матери Платониды" в с.Красноярском собираются по преимуществу женщины и молятся за своих мужей, страдающих запоем".

первая из пустынниц, как говорят старожилы, в окрестностях Краснояра была мать Платонида, а потом — мать Таисия.
Схоронена [Платонида] в 10 верстах от Краснояра; на могилу ее к 16 августа каждогодно собирается множество народа.
Мать Таисия померла в первой четверти XIX столетия и похоронена на скитском кладбище, по речке Большому Ику".

Само селение Красноярское возникло во втором десятилетии XVIII века и состояло исключительно из старообрядцев. На основании этих данных можно сделать вывод о времени жизни старицы Платониды - подвизалась она в уральских лесах во второй половине XVIII века.


Богомольцы говорили: "Встанет мать Платонида рано-рано, когда на покосах ни единой души. Она уже знала - кто нуждается в помощи. Осиротевшая ли вдова, или выбившийся из сил мужик. Накосит, наносит сена, да и приберет. И сделает это все так, чтобы никто не видал, что она работала. Чуть заметит, что появились на покосе люди, она сейчас уходит в лес…".


Сведения о старице Платониде есть в "Урало-Сибирском патерике" - "Истории о отцех и пустынножителех, в последнее гонительное время подвизавшихся в северных краях Русския земли, в пределах Уральской и Сибирской пустыни".
Патерик составлен в первой половине ХХ века в одном из скитов старообрядцев часовенного согласия и чудом сохранен староверами во время разгрома скитов коммунистами на Нижнем Енисее в 1951 году.

Вот что в нём сказано о непрославленной подвижнице: "Старица Платонида происходила из семьи инородцев-язычников (татар или калмыков). Когда она достигла отроческого возраста, на нее пал жребий быть принесенной в жертву идолам, отчего все родственники "в печали бяху велицей". Случилось же так, что в это время в доме остановился на ночлег один христианин, везший с мельницы муку. Узнав о горе, он предложил родителям отдать свою дочь "в жертву живому Богу, да послужит Ему".

во иноческий образ".
Столь быстрый постриг вызвал зависть со стороны некоторых из сестер, прежде неё пришедших в скит и не принявших еще ангельского чина. Платонида вынуждена была тайно оставить сестринство и поселиться уединенно в лесу ("отъиде от них тай в пустыню на безмолвие").

Однако и в лесу она тайно помогала нуждающимся. "Бе же зело милостива и трудолюбива, и помогаше сущим в нуждах, …прия от Бога дар исцеления, слепых просвещаше и больных исцеляше не точию в животе (т.е. не только при жизни), но и по преставлении своём". Рассказали о Платониде "мать Мелетина, мать Акинфа и Елизавета Парамоновна", которым поведал о ней отец Иоанн, еще заставший Платониду в живых и лично помнивший.
Уточняется, что отец Иоанн принял иноческий чин от отца Израиля, "свидетельствованного в Родословии". ("Родословие" часовенного согласия, составленное отцом Нифонтом).
Этот рассказ о жизни Платониды можно считать наиболее достоверным".

Легендарное место для Уральских паломников, краеведов и просто любознательных туристов, - маршрут Урочище Святой Платониды - Старик Камень - гора Шунут.

Святая Платонида, урочище Святой Платониды

Урочище Святой Платониды - уникальный культовый памятник, известный и как место паломничества верующих, и гидрологический памятник природы, и как радоновый источник, славящийся своими целебными свойствами.

Находится в верховьях реки Малый Ик неподалеку от горы Шунут-камень (к югу от Ревды). Каждый год сотни паломников тянутся к бьющему здесь меж камней роднику.




Этот родник носит название «Источник святой Платониды» – по имени жившей давным-давно в этом месте отшельницы, проводившей все свободное время в молитвах и питавшейся исключительно дарами леса.

Легенды по Святую Платониду

Основных легенд - четыре:

Первая

Много - много лет назад из села Краснояр ушла молодая женщина по имени Платонида и обрекла себя на затворничество и одиночество среди дикого леса. Прожила она у чистого лесного родника до конца своих дней. Долгие годы Платониде удавалось сохранять силы и здоровье.

После смерти Платониды к ее могиле началось настоящее паломничество. Родник, у которого проживала Платонида, стали почитать чудодейственным.

Вторая

Девушка из зажиточной крестьянской семьи полюбила парня – пригожего да бедного. Сама была киржачка, а он – православный. Только отец не отдал дочь свою Платониду за бедняка замуж, решил выдать за сына богатого крестьянина. И решила девушка бежать из родных мест, с обозом на село Краснояр, чтоб не мыкаться всю жизнь с немилым.

Недоверчиво встретили жители села скиталицу, и пришлось ей уйти жить в лес. Едой лес богат, со зверьем подружилась. Постепенно угасла обида на людей, стала Платонида тайком помогать людям. Да пыталась прознать, не слыхали ли что о ее деревне, отце матери, женихе.

Жаль что не знали люди, что все это время любимый Платониды ходил по Уралу в поисках своей невесты. Побывал он не раз и рядом с тем местом, где жила Платонида. Но так не заметна была ее землянка, что юноша всегда проходил мимо. Состарился он, поседел в горьких скитаниях.

А однажды обессиленный вечным путем, присел отдохнуть на берегу речушки Ик, да не смог больше подняться, окаменел...

Прозвали люди эту окаменелость Старик–Камень.

А Платонида жила много лет на берегу речки Ик у подземного ключа. Уже давно нет Платониды а ключ все журчит и журчит оплакивая ее судьбу. Утоляет он жажду путников, и говорят люди, что стал он целебным.

Третья

По христианской легенде, жила в одной татарской семье девушка, которая решила отказаться от ислама и принять православие. Накануне свадьбы с татарином-односельчанином девушка сбежала из дома и удалилась в скит. Прожив несколько лет в женском монастыре, она получила имя Платонида и стала вести жизнь отшельницы.

Рядом с лесным скитом благодаря ее молитвам забил целебный источник. По легенде, от вторжения родственников, которые искали случая отомстить Платониде, ее охранял медведь. Впрочем, когда медведь был убит, родня застрелила женщину из охотничьего ружья, так как враги боялись подходить к ней близко.

Душа медведя превратилась в камень, ныне называемый Стариком Камнем, и по сей день охраняет источник и бессмертную душу Платониды...

Четвертая

Жила в старообрядческой семье девушка, в которой после смерти родителей начался раздел имущества. Братьев Платониды обуяла жадность, они решили поделить наследство между собой, а девушку отправили в лес на верную гибель. Через сорок лет братьев замучила совесть, и они решили замолить вину, считая свою сестру умершей. Но, приехав к скиту, где они бросили девушку много лет назад, родственники нашли ее в полном здравии.

Более того, женщина была красива и молода, как много лет назад, так как она пила и умывалась из целебного источника. Простила она своих братьев, но осталась жить с своем ските, где умерла через много - много лет, схоронив повинившихся своих братьев неподалеку от своего жилища...






Все известные легенды говорят о чудотворных свойствах источника Святой Платониды: если поклониться на могиле Платониды и окунуться в ледяную воду чудотворного источника, то можно избавиться от многих болезней.

Вода в источнике очень холодная даже в летнюю жару, неприятных привкусов в воде нет, считается, что вода не портится очень долгое время. Уникальные лечебные свойства источника связаны с находящейся в нем большой концентрации растворенного в воде газа радона.

В зависимости от условий, радон может оказывать на человеческий организм как негативное, так и целебное воздействие. В виде радиоактивного газа радон даже в минимальном количестве может привести к серьезным заболеваниям. Но растверенный в воде (как в источнике Платониды), радон оказывает противовоспалительное и обезболивающее действие, улучшает обмен веществ, благотворно влияет на сердечно-сосудистую и половую системы, нормализует сон.

Радоновыми ваннами удачно лечат кожные и нервные заболеваниях, подагру, болезни кровообращения. Прием радоновой воды внутрь отлично лечит заболевания органов пищеварения.


Старик камень находится в пяти километрах от Источника Святой Платониды, представляет собой скальный останец в форме человеческого лица (православный жених Платониды (?)).






Лесная дорога проходит практически у подножья Старик - камня.

Гора Шунут, Шунутский горный массив

Вместе с окрестными лесами занимает площадь 3620 га. Сам горный массив с венчающей его скальной грядой возвышается в центре Коноваловско - Уфалейского хребта, образующего в этой части Среднего Урала главный водораздел. Хребет вытянут в северо - восточном направлении и отделяет бассейн реки Уфы от бассейна реки Чусовой.

Вся горная местность сильно расчленена реками и речушками, глубина вреза некоторых из них достигает 100 - 150 метров. Общая длина вытянутой в меридиональном направлении величественной скальной гряды Шунута 5 км., высота скал 25 - 40 метров с запада, 60 - 70 метров с востока.






Это одно из значительных и очень живописных обнажений горных пород на Среднем Урале. С разных точек осмотра очертания скал весьма причудливы. С самой верхней из скал Шунута открываются бескрайние дали лесов и гор, голубые просторы озер и водохранилищ.

Гора Шунут (726 м.) сложена очень древними массивно - кристаллическими породами. Наиболее прочные породы состоят из кварцитов и рассланцеванных кварцито - песчаников большой модности (объема) с вкраплениями крупногалечниковых конгломератов. Породы эти серого, реже белого цвета, на фоне зелени хвойных лесов выделяются ярким пятном...

Как проехать до Святой Платониды, Старик Камня и горы Шунут, координаты GPS:

Выезжаем из г. Екатеринбург в сторону г. Ревда, через центр Ревды едем в сторону поселка Мариинск.

Не доезжая 1,5 км. до Мариинска сворачиваем на "Шунутский автобан", уходящий вправо от асфальтовой дороги. Далее по треку.

Расстояние от Екатеринбурга около 90 км.

Координаты Источника Святой Платониды: N: 56‘ 30,318; E: 59’ 47,383.
Координаты г. Шунут: N: 56‘ 31,489; E: 59’ 44,197.

Маршрут рассчитан на подготовленные автомобили (дороги "разбиты" лесовозами), оптимальный вариант для квадроциклов. Зимой можно проехать на снегоходе.

За плечами большой рюкзак. В навигаторе забиты координаты основных точек. Еду один. Автобус Екатеринбург-Ревда, полупустой днем. Полтора часа и я в Ревде.

Сижу на жд-вокзале, жду автобус до Краснояра. Автобус ходит всего три раза в день. Разговорились с мужиком. Он из Краснояра, местный житель. Зовут Сергей. Рассказывает мне как дойти до Шунута и Платониды, а то «тропинок много можно заплутать». Рассказывает о себе. Говорит, что раньше жил в Екатеринбурге, продал все и переехал жить в Краснояр. Так же, что Шунут место силы, и что здесь ходят всякие люди, бывают и колдуны. Сергей – целитель, знахарь, так же водит желающих на Шунут и Платониду и вообще интересный человек.

У него, кому интересно, есть сайт . Так же думаю у него можно оставлять в деревне машину, если идете пешком на Шунут/Платониду.

Доехал до Краснояра. Вышел из деревни. Иду по грунтовой дороге. Потом заворачиваю в лес. Как обычно, чем дальше, тем глуше.

2. До Платониды тропа отмечена ленточками

3. Указатели с эмоциональной нагрузкой

4. По лесу до Платониды идет лесовозная дорога, на самом деле «хрен проедешь» даже на крутом внеродоржнике.

5. В лесу набредаю на такую штуку. Что это? Крышка люка или часть рухнувшего НЛО?)) В любом случае странно видеть это вдалеке от цивилизации.

6. Дохожу до таежной речки с коротким названием Малый Ик.

Впереди показалась территория Платониды. От Краснояра до Платониды 12 км. В сущности источник Платонида это ключ, который бьет из-под земли и тут же втекает в речку Малый Ик. По легенде Платонидой звали женщину, когда она умерла ее похоронили здесь, и из этого места стал бить ключ. Подробнее написано .

7. Середина недели и я не застаю здесь ни одного человека. Без людей место выглядит довольно странно. Могила. Навес для защиты от дождя. Крест.

8. Святой источник Платонида. Вода вкусная.

9. Река Малый Ик.

10. Существует традиция приносит сюда камень, для обустройства родника и очищения души…

11.

Медленно поднимаюсь на Шунут. Кстати, на Шунуте есть свой родник, а кто об этом не знает тащит воду сюда. Я тоже нес два литра кг воды. На вершине народу не густо. Всего одна группа организованных туристов с гитарой.

12. И вот я на вершине. Высота 724 м.

13. Елки и лиственницы плотно подступают к скалам. Кругом глухой таежный лес.

14. Природа здесь красивая

15. Забираюсь на самую высокую скалу и пью чай. С соседней скалы доносятся звуки гитары..

16. На часах почти двенадцать ночи. Темнеет.

Ставлю палатку. Готовлю ужин на костре. Ночую. Подробнее о вершине Шунут можно посмотреть .

17.

В пять утра подъем. Прохладно и больше не спится. В семь часов утра начинаю спуск с Шунута в сторону Старика Камня. Идти километров десять. Капает дождь. Дохожу до скалы.

18. Скала Старик Камень. Внешне гора похожа на голову седого старца. С этого места начинает хребет Коноваловский Увал, который тянется на северо-запад на 15 км. Старик-камень это как бы голова хребта.

19. Скала и дорога рядом

После осмотра Скалы возвращаюсь обратно в деревню Краснояр. Через Платониду, около 15 км пути.

Траектория всех моих пеших движений. Суммарный пробег за два дня – 40 км.

На этом все. Спасибо за внимание.