Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Обучение мастеров. Безграничность выбора (притча о Мастере) Хочешь стать мастером внимательно наблюдай

В нашем обществе, чтобы стать успешным человеком, нужно обладать профессиональными знаниями и уметь пользоваться ими.

Тех, кто занимается какой-либо областью, подразделяют на:

  • новичков;
  • профессионалов;
  • мастеров.

Новичок лишь начинает приобретать знания и навыки в определенном виде деятельности. Он ничего не умеет или обладает минимальными навыками. Большинству людей желательно иметь учителя, помогающего ученику развиваться в данном направлении.
Профессионал - человек, добившийся отличных результатов и способный плодотворно и успешно трудиться в определенной отрасли.

Далеко не каждый профессионал стремится стать мастером. Он может удовлетворяться решением освоенных задач. Но каждый новичок стремится стать профессионалом своего дела.

Мастер обладает феноменальными способностями в реализации умений и навыков, полученных при обучении и осуществляемых профессионально. Чтобы стать профессионалом, достаточно копить знания и трудиться в этом же направлении. Чтобы стать мастером, нужно научиться выходить за рамки и границы, видеть возникающие проблемы шире, чем простой обыватель и даже профессионал.

Существует огромная разница в профессиональном подходе и подходе новичка. На несколько отличий следует обратить особое внимание новичку, если он считает, что пришло время стать профессионалом.

  1. Во-первых, для последнего не свойственно искать самого легкого пути решения проблемы. Профессионал не склонен ожидать чуда или бежать за «блестками». Он понимает, что решения не лежат в готовом виде. Их необходимо принимать, основываясь на анализе, сравнении, исследовании. Конечно, в любой области существуют определенные правила и тенденции. В жизни ситуации оказываются настолько уникальными, что рекомендаций бывает недостаточно, и необходимо учитывать множество сопутствующих факторов для принятия решения.
  1. Профессионал это прекрасно понимает. Но новичку свойственен иной подход. Он жаждет изучить механизмы и получить готовые алгоритмы для работы, чтобы все случалось как бы само. Но такого не бывает. Совершенствовать знания и умения придется постоянно. Иначе, даже поднявшись на профессиональный уровень, но остановившись в развитии, человек просто скатится до уровня новичка. Жизнь постоянно идет вперед. Появляются новые технологии, реализуются новые идеи. Если человек не идет в ногу со временем, он просто остается «на обочине».

Новичок и профессионал: волшебство или терпение и труд

Вторым отличием, выделяющим профессионала, это наличие таких черт, как терпение и упорство. Он точно знает: куда, зачем и как идет и понимает, как может растянуться путь.
Для осуществления планов он наметил необходимые ресурсы, и больше. Любой план является идеальным, а в реальности придется его изменять и корректировать.
Профессионал осознает, что легкой реализации дела не получится. Но он терпеливо и упорно движется в выбранном направлении, учитывая возникающие на пути непредвиденные ситуации.

Могут появиться разные проблемы. Но есть четкая внутренняя уверенность, что они непременно решатся.

К проблемам относятся по-разному. Принимая ее в виде вызова, решать ее и жить в целом существенно интереснее. Для новичка не свойственно проявление терпения. Ему хочется всего и сразу. Он верит, что стать профессионалом просто. По волшебству миллионы «упадут» прямо на голову, сделав счастливым… Кого-то может это и огорчит, но такого не бывает. Известно, что даже если по «случайности» человек сказочно разбогатеет, счастья это не принесет и существует большая вероятность, что богатство он быстро потеряет.
Чем грезить о сказочных богатствах, лучше двигаться к успеху постепенно, проявляя старание и прилагая усилия. Тогда заработки будут восприниматься заслуженно, а растущая прибыль станет естественным результатом признания нового уровня профессионализма. Нужно запастись терпением, усердием и упрямством. Если этих черт недостаточно, человек просто сойдет «с дистанции», не дойдя до профессионального уровня.


Третье отличие настоящего профессионала – умение брать на себя ответственность. Новичок жалуется, что нет необходимых условий для реализации, кто-то в чем-то виноват, он не нашел нужной информации по какому-либо вопросу, было слишком мало времени.
У профессионала другой подход. Возникающая проблема изучается, и сразу находятся пути решения с учетом различных факторов. Он не переносит ответственность на обстоятельства. Напротив, есть понимание, что причиной происходящего в жизни является он сам. Поэтому, чтобы реально что-то изменить, необходимо принятие ответственности.
Бесполезно пытаться повлиять на кого-либо, но можно изменить себя. Тогда и жизнь вокруг постепенно изменится в нужную сторону. Вот почему он принимает решения и берет ответственность. Никто, кроме него не создает его жизнь и не влияет на нее по-настоящему.


Конечно, есть еще множество отличий новичка от профессионала. Но, если человек начинающий осваивать выбранную область, основывается хотя бы н трех базовых постулатах и следует им, он обязательно дойдет до профессионального уровня.

Не действуйте, как новичок, прыгая с места на место, перекладывая на кого-то ответственность за свои шаги или надеясь на волшебные результаты, которые появятся «ниоткуда». Двигаясь с подобным подходом, вы, скорее всего, быстро разочаруетесь и отбросите занятие в сторону. А такой нулевой результат останется лишь потому, что вы не приложили должных усилий, чтобы сделать его положительным, и не уделили изучению вопроса должного времени. Поэтому, наберитесь терпения, возьмите все в свои руки, и постепенно, двигаясь шаг за шагом, добивайтесь поставленных целей. Будучи новичком, действуйте профессионально, и тогда вы станете настоящим профессионалом.

Уровень мастера


Эта следующая ступень, идущая за профессионализмом. Как говорилось, далеко не каждый профессионал стремится стать мастером. Нельзя сказать, что не каждый на это способен. Потенциал находится внутри человека. И каждый из нас свободен и вправе открыть его в себе.

Чтобы стать мастером, недостаточно профессиональных навыков и умений. Необходимо более широкое понимание, выходящее за пределы узкой специализации. Нас учат обычно обретению навыков в какой-либо отдельной области. Однако, правильнее постигать общий метод, универсальный для всех областей знаний. То есть, главным становятся не получение знаний как таковых, а способ их восприятия и постижения в целостности бытия.
Если человек готов двигаться дальше и становиться мастером, то необходимые знания будут сами приходить к нему, помогая в пути. Это не значит, что усилий, терпения и упорства больше не понадобиться. Эти качества должны быть еще более развиты, чем у профессионала. Переход на этот уровень будет еще сложнее. Он станет возможным, если во главу угла ставятся не эгоистические цели, а целостный подход, при котором главным становится не сам человек и его умение, а то дело, благодаря которому окружающий мир становится хоть чуточку лучше.

Какие по Вашему мнению нужны навыки. чтобы стать профессионалом своего дела?

В начале 20-го века француз тридцати с хвостиком лет по имени Анри Матисс шокировал парижский мир искусства картиной «Женщина в шляпе» (1905). Использование им невероятно выразительных цветов для изображения объекта – бирюзового для лица, оранжевого для шеи, розового и голубого для рук – не имело никакого смысла, оставляя зрителей и критиков почесывать в недоумении свои головы.

Но для Матисса, который использовал такие странные, яркие цвета, чтобы показать не то, что он видел, а то, что чувствовал, этот выбор имел смысл. Такой подход привел к развитию фовизма – одного из первых современных течений в искусстве, и укрепил место Матисса как одного из величайших художников в истории современного искусства.

Между его ранними лекциями в роли учителя искусств, разнообразными интервью с журналистами, письмами с членами семьи и общими размышлениями об искусстве, Матисс писал десятки текстов с размышлениями о том, что же означает быть настоящим творцом. Мы выбрали четыре основные темы из записей Матисса – начиная от того, как бороться с творческим блоком и заканчивая советами для преодоления неблагоприятной обстановки.

Урок №1. Освойте основы, лишь после этого начинайте себя выражать

Анри Матисс, «Женщина в шляпе», 1905 Музей современного искусства Сан-Франциско
Анри Матисс, «Интерьер с египетской шторой», 1948 Музей изящных искусств в Бостоне

Проще говоря, мантра номер один Матисса, связанная с творчеством, которая существенным образом подчеркивает каждый его творческий выбор, может называться «выразительность – это самое важное». По его собственным словам (в 1908 году):

«Выразительность во всем строе моей картины; место, занимаемое предметами, промежутки между ними, их соотношения - вот что имеет значение».

Он стремился «выразить свет – не как физический феномен, а как единственный свет, который действительно существует – в мозге художника», писал он в 1945-м году. Хотя Матисс и смог достичь этого важнейшего выражения себя, он верил, что до того, как другой художник сможет сделать то же самое, вначале он должен выучить основы рисунка – композицию, линии действия и тому подобное – и хорошо разбираться в мастерах.

Когда Матисс был студентом, он посещал Лувр, чтобы копировать работы таких мастеров, как Рафаэль, Никола Пуссен и Аннибале Карраччи; так ему сказал сделать его учитель – Гюстав Моро.

«Было бы ошибкой думать, что цепь преемственности от первых до теперешних художников оборвалась», – писал Матисс в 1935-м году. – «Отказавшись от традиции, художник добьется лишь кратковременного успеха, и вскоре имя его будет забыто».

Действительно, в классе, который он начал вести в 1908-м году в разгар своего периода фаворитизма, Матисс решил научить своих подопечных тому, как рисовать реалистично, «как в начале должен делать каждый студент» , к большому огорчению многих учеников. Они предвкушали работу с выразительностью, с которой тогда работал сам Матисс. Позже он сравнил этот период художественного обучения с акробатом, «который выполняет свой номер с легкостью и гибкостью. Давайте не будем упускать из виду длительную подготовку, которая позволила ему достичь такого результата», – писал Матисс в 1945-м году. – «Так же и с картинами».

Урок №2. Придумайте собственные правила


С раннего возраста Матисс был бунтарем. В 1892 году он бросил школу и начал рисовать. Вскоре после этого он отказался от своих занятий, которые вели традиционные академические художники и заставляли его рисовать классические натюрморты и пейзажи. В 1898 году после того, как его представили Импрессионизму, Матисс решил на протяжении года рисовать то, что ему хотелось.

«Я работал на себя. Я был спасен», – говорил он позже в том году. – «Вскоре любовь к материалам пришла ко мне сама по себе, словно откровение. Я почувствовал внутри себя страсть к Цвету».

Эта «страсть к Цвету», конечно же, превратилась в фовизм. Вместе с Андре Дереном, Морисом де Фламинком и другими художниками Матисс бесстрашно применял яркие пигменты для своих пейзажей и портретов, получая негативные реакции от мира искусства до своей первой выставки работ – сначала в 1905 году в «Осеннем салоне» в Париже, а после в 1913 году на Арсенальной выставке в Нью-Йорке и Чикаго (одна из американских газет использовала заголовок «Анри Матисс виноват в каждом художественном грехе в календаре».)

Несмотря на отрицательную реакцию, Матисс придерживался своего мнения. В 1912-м году на вопрос о том, почему он нарисовал на холсте голубые томаты, он сказал: «Потому, что я так их вижу, и я ничего не могу поделать с тем, что другие не видят так же».

Матисс продолжал поражать своей оригинальностью на протяжении своей карьеры, особенно в использовании цвета. Например, в отличие от большинства импрессионистов, за которыми он и его сверстники следовали, он часто использовал черную краску для своих полотен.

В своего оригинальной книге заметок и размышлений «Джаз», которая вышла в 1947 году, Матисс призывал всех к уничтожению всех художественных приемов:

«Новая картина должна быть уникальной… Художник должен призвать всю свою энергию, искренность и величайшую скромность, чтобы разрушить старые клише, которые так легко попадаются под руку во время работы».

Урок №3. Окружайте себя вещами, которые любите – они будут вас вдохновлять

Анри Матисс «Большая голова», 1949
Американская федерация искусств
Анри Матисс «Голубая обнаженная», 1907
Фонд Бейелер

Рабочие пространства Матисса были сродни потусторонним сновидениям, пульсирующим от удовольствия.

«Здесь и там», – так в 1952-году описывал студию художника в Ницце историк и теоретик искусства Жорж Саль, – «[работа Матисса] находит отражение в мраморе, в позолоченной древесине, в фаянсе, в восточных тканях – целая лавка сувениров для повседневной магии: инструмент фантастической лаборатории наглядной алхимии».

Действительно, как в Ницце, так и в южном французском городе Ванс (в котором он имел свою виллу «La Rêve», что переводится как «Мечта»), Матисс постоянно находился рядом со своей «рабочей библиотекой» – огромным складом керамики, текстиля, статуэток, растений, птиц и других предметов, которые вызывали у него восторг. Они не только были визуально привлекательными, но и служили темами для его работ – пожалуй, одна из причин, почему он редко сталкивался с творческим блоком во время своей плодотворной пятидесятилетней карьеры.

«Предмет – это актер», – однажды сказал он. – «Хороший актер может играть в десяти разных пьесах; предмет может исполнять разную роль на десяти разных картинах».

Среди любимых предметов Матисса была бирюзовая выдувная ваза из Испании; оловянный кувшин с гравировкой и горшок шоколадного цвета, оба из Франции; шторы из северной Африки и занавески, известные как хаитис (которые, скорее всего, напоминали художнику о его молодости во французском городке, который занимался изготовлением текстиля) и растение филодендрон, особенно его вид Монстера деликатесная. Это тропическое растение, на листьях которого появляются зияющие круги, когда оно созревает, что служит причиной его прозвища – «швейцарский сыр». В начале 1930-х годов оно появляется на некоторых картинах Матисса. Похоже, что его уникальный внешний вид вдохновил художника на несколько более поздних цветочных работ, таких как «Венок» (1953) и «Попугай и русалка» (1952).


Урок №4. Не позволяйте чему-либо удерживать вас от творчества


В январе 1941-го года 72-летний Матисс вернулся после посещения врача со зловещим диагнозом – рак двенадцатиперстной кишки. Хотя операция по удалению редкого кишечного рака спасла его жизнь, пожилой художник едва не умер от осложнений. Из-за них ему пришлось провести последние годы в постели или же в инвалидном кресле.

Но вместо того, чтобы позволить болезни поставить крест на его творческом проявлении, Матисс разглядел в этом возможность нового начала. Он реорганизовал свою спальню так, чтобы все, что требовалось для работы над картинами, было в пределах досягаемости: прикроватная тумбочка с ящичками, где хранились художественные принадлежности; вращающийся книжный шкаф с классической литературой и словарями, и деревянная доска на его коленях, на которой он рисовал скетчи и создавал скульптуры. Для того, чтобы работать над картинами и большими рисунками Матисс привязывал кисть или куски древесного углы к краю длинной палки, что позволяло ему дотянуться до мольберта на краю его кровати.

Даже тогда, когда его физическое состояние ухудшалось, заставив его, в конечно итоге, отказаться от рисования, Матисс продолжал творить в стиле аппликаций – техники резки бумаги, о которой он впервые узнал в предыдущем десятилетии. Теперь у художника были предварительно разукрашенные гуашью кусочки бумаги, из которых он вырезал разные формы и наклеивал их на бумагу, пока находился в постели. Это позволило художнику создавать искусство в более монументальном масштабе, чем раньше, несмотря на его ограниченность в передвижениях. Некоторые работы, такие как «Бассейн» (1952) достигают в ширину почти 16,5 метров.

В письмах к своему сыну Пьеру старший Матисс писал о своем неожиданном творческом всплеске после операции.

«Я все еще здесь. Я сконцентрирован на одном – на своей работе, ради которой я живу», – писал он. – «С точки зрения моего психического равновесия моя операция была довольно-таки необычной. Она дала мне новое равновесие. Она привела в порядок мои идеи. Она дала мне вторую жизнь».

Сегодня IQ Review предлагает вашему вниманию знакомство с профессией мастера маникюра, педикюра и наращивания ногтей. Специальность эта чисто женская, творческая, обучиться не сложно, зарабатывать — реально. Читательницам нашего журнала должно быть интересно. Подробнее о своей работе, а также о трудностях, с которыми придется столкнуться всем желающим овладеть этой интересной профессией, расскажет мастер ногтевого сервиса с большим стажем.

Моя история похожа на тысячи историй других девочек, которые выбрали профессию мастера маникюра и педикюра. Но давайте по порядку. Меня зовут Татьяна, мне 45 лет, живу я во Владивостоке, и вот уже 25 лет я - мастер ногтевого сервиса. Не маникюрша! Мы очень не любим это слово. Что такое маникюр, рассказывать, конечно, не нужно, потому что любая женщина хотя бы раз в жизни делала маникюр в салоне, ну и некоторые мужчины тоже. Но, тем не менее, для несведущих скажу, что мастер маникюра – это специалист по уходу не только за ногтями, но и за кожей рук.

Узоры на ногтях

Для меня выбор профессии - судьба. Замуж я вышла очень рано, поэтому профессии у меня не было. После рождения ребенка я устроилась администратором в салон красоты, потому что больше ничего делать не умела. Приняли меня из-за привлекательной внешности и легкости, с которой я сходилась с людьми. В подруги я выбрала себе девочку из маникюрного зала, частенько забегала к ней поболтать, а чтобы хозяйка не ворчала - записывалась к ней на маникюр. Я тогда даже и не думала, что сама стану мастером маникюра. Все вышло само собой.

Моя подруга вышла замуж и уехала в другой город. В салон срочно требовался мастер маникюра, и Тамара Петровна, владелица салона красоты, где я работала, в ультимативной форме отправила меня на курсы подготовки мастеров маникюра.

Чему учат на курсах ногтевого сервиса?

Курсы маникюра были организованы в одном из отделений известной академии парикмахерского искусства. Слушала я мастеров, раскрыв рот, хотелось запомнить и записать абсолютно все. Как оказалось, основная часть информации мне так никогда и не пригодилась. Но все же расскажу подробно, чему вас научат на курсах маникюра и наращивания ногтей.

  1. Первое, чему уделяют внимание на курсах – это гигиена мастера. Однако из всего, что нам твердили на курсах, хватило элементарных знаний о применении спецодежды.
  2. Следующим пунктом в обучении идет обработка инструментов. Безусловно, важный пункт, но научить на практике этому может опытный мастер за 20 минут.
  3. Подробно проходят тему «Строение ногтя». Все умные названия, которыми нас пичкали на курсах, я благополучно забыла уже через год.
  4. Самой непонятной для меня была тема «Общение с клиентом». Думаете, вас научат общаться с клиентом? Вот уж дудки! Вам не расскажут на курсах, что клиентки бывают молчаливые и приходят они к вам за красивыми руками, а не для того, чтобы обсудить городские новости. Не расскажут вам и как правильно понять клиента, когда он пытается описать цвет лака для ногтей и форму ногтя, которую он желает. Все что они могут — это повторять вновь и вновь, что общаться с клиентом надо.
  5. Наиболее важной из теоретических тем я считаю тему «Болезни ногтей». Уж тут будьте внимательны, потому что нет ничего хуже для репутации мастера, как заразить клиента грибком. Хотя, по моему мнению, время, отведенное на изучение этой темы, используют неправильно. Учениц заставляют в деталях изучать болезни ногтей и кожи, а ведь куда полезнее было бы просто показать фотографии с больными ногтями и примерами болезней кожи, и сказать, что если выглядит вот так, то маникюр делать нельзя, есть опасность заражения или это вредно для клиента. А если выглядит как на вот этих фото, то можно смело брать, потому что это заболевание не причинит никому вреда.
  6. Основным же темам по профессии — непосредственно маникюру, наращиванию и дизайну ногтей — уделяют так мало времени, что вы не научитесь ничему, если не станете практиковаться на знакомых и родственниках.

Как найти первую работу


Женский маникюр

Как трудоустроиться? Ищем работу в салоне красоты

Теперь расскажу, как найти работу мастеру маникюра. Чтобы попасть в более или менее приличный салон, вам необходимо иметь опыт. Если у вас нет ни сертификата об окончании курсов, ни опыта работы, вы можете рассчитывать только на то, что вас возьмут учеником к мастеру, и уже от салона отправят на курсы. Но конкуренция на рынке услуг так высока, что такой вариант маловероятен.

Однако, даже если вы окончили курсы и получили диплом мастера в любой, даже самой лучшей академии, это не значит, что вы станете хорошим специалистом. Каким вы будете мастером - зависит от вас. Выйдя из учебного центра, вы будете много знать, но уметь вы вряд ли что-то будете. Что касается опыта, то опыт опыту рознь. Допустим, работающая в салоне с низкой проходимостью, хотя бы и очень дорогом и престижном, никогда не будет иметь такой же опыт, как та девочка, что после окончания курсов пришла работать в салон эконом-класса с огромной проходимостью.

Рабочий процесс - как наработать своих клиентов

Если говорить об особенностях профессии, приготовьтесь к тому, что иногда вам придется целыми днями сидеть в салоне в одиночестве, потому что за весь рабочий день может не прийти ни один клиент. Будьте готовы к тому, что таких дней будет много, и даже когда вы станете мастером, пустые дни все же будут случаться. Это один из минусов профессии, но без него не обойтись. Люди таковы, что не хотят идти к новичку, будь вы хоть трижды мастер, они об этом пока не знают. А если еще в салоне работает хороший мастер с огромной клиентской базой, то будьте готовы к тому, что посетители идут к нему, а если он занят, то записываются на следующий день к нему же, отказываясь обслуживаться у вас. Тут впору разреветься! В такие дни хочется бросить все, плюнуть и уйти.

Но я не ушла. Своих клиентов я наработала примерно через год. А большие заработки начались спустя 2 года. В работе мастера ногтевого сервиса важно быть не только профессионально подготовленным, но и немножко психологом. Клиенты попадаются разные, к этому тоже нужно быть готовой. Необходимо понимать, чего хочет клиент.

Не все люди могут объяснить, чего они хотят. Не всегда овальная форма ногтей на деле оказывается овальной, а красный лак красным . Задавайте уточняющие вопросы.

Заведите портфолио, чтобы показывать примеры своих работ, тогда клиентке будет легче ориентироваться в своих ожиданиях. Нормально, если в самом начале вашей трудовой деятельности вам будет страшно. Вы можете бояться порезать клиента, бояться, что после обслуживания клиент скажет, что вы никудышный мастер. Все эти страхи проходят, появляется уверенность, и вы со временем даже не вспомните, как преодолели страхи.

Почему я работаю в салоне, а не дома?


Разные узоры на ногтях

Очень многие девочки, выучившись ремеслу мастера маникюра, не трудоустраиваются в салоны, а работают на дому или ходят к клиенткам. Уверена, что это не лучшее применение вашего мастерства. Я считаю, что это непрофессионально. Страдает стерильность инструментов, если вы идете домой к клиентке, вы не всегда точно знаете, какие инструменты могут вам понадобиться, поэтому или что-то забудете, или будете таскать лишнее. Освещение может оказаться плохим, клиентку могут отвлекать домочадцы. Можно устроить кабинет дома и спокойно работать мастером маникюра на дому, скажете вы.

Безусловно, у меня есть 2-3 подруги, которых я обслуживаю дома, но поставить это на поток я не готова, мой дом - это не то место, где будут валяться кусочки чужих ногтей и кожи. Отдельный разговор обо всех тех бумагах, которые необходимо оформить, чтобы все было в соответствии с законодательством. У вас может быть другое мнение, но лично я считаю, что работа в салоне гораздо удобнее, хотя ты и не все заработанные деньги кладешь в свой карман.

Сколько зарабатывает мастер маникюра

Как вы понимаете, ваш заработок напрямую будет зависеть от вашего мастерства, салона в котором вы работаете, услуг, которые ваш салон оказывает. Выгодно ли быть мастером маникюра? Однозначно не скажешь. Наверное, есть салоны, где зарплата «белая», но подавляющее большинство салонов работает по « », поэтому рассчитывать на полный соцпакет не придется. Однако, получая зарплату «в конверте», хороший мастер вполне может откладывать на будущую пенсию и при этом жить безбедно.

Как-то в одном из печатных изданий я увидела список профессий, работники которых остаются довольны заработком даже в кризис. На первом месте там были мастера маникюра, косметологи и . Люди хотят хорошо выглядеть в любые времена, поэтому профессия всегда будет востребованной. Кроме того, клиенты в знак благодарности приносят своим мастерам цветы и конфеты, кофе и элитные спиртные напитки, а это не только приятно, но и экономически выгодно.

Заработки мастеров могут колебаться от пары тысяч рублей до нескольких десятков тысяч. Например, в самом начале моей деятельности я не получала и 3 тысяч рублей (если ориентироваться на сегодняшние цены). Теперь же моя средняя заработная плата составляет в среднем 63 тысячи рублей в месяц. Но, опять же отмечаю, что это средняя цифра. Перед Новым годом или выпускными вечерами я могу заработать и больше 100 тысяч рублей. К заработкам можно отнести и чаевые, которые оставляют благодарные клиенты. Да, и такое бывает, и довольно часто.

Плюсы и минусы профессии


Работа мастера ногтевого сервиса

Работа творческая, увлеченному своим делом человеку работать интересно и приятно. Но, как и у любой профессии, тут есть и явные минусы .

  1. Нужно тщательно следить за своим здоровьем - у большинства мастеров с годами развиваются болезни спины — потому что вы постоянно будете сидеть в одной позе, наклоняться к руке клиентки. Тут вам поможет хотя бы пятиминутная зарядка в перерывах между работой.
  2. Вы постоянно работаете с химикатами, дышите ими, достаете инструменты из дезинфицирующих растворов, поэтому у многих мастеров присутствуют заболевания аллергического характера, кожные заболевания, болезни дыхательных путей.
  3. Нужно быть готовой к тому, что ваши заработки не всегда будут стабильными. К примеру, зимой они значительно снижаются - женщины носят перчатки.
  4. Иногда вы так устаете от общения с клиентами, что уже не хотите ни с кем разговаривать, а ведь наверняка у вас есть семья, которая ждет вашего внимания. Будьте готовы и к таким трудностям.

Если вы все еще уверены, что хотите стать мастером маникюра, тогда вот единственный мой совет: всегда делайте работу, выкладываясь на 100 процентов. Будьте внимательны и старательны - клиенты все замечают, и если вы не будете стараться, а будете делать свою работу спустя рукава, то больше к вам они уже не вернутся.

Старайтесь осваивать новые методики, повышайте уровень мастерства. При любой возможности участвуйте в конкурсах, посещайте семинары. И тогда клиентам вашим не будет конца. И улыбайтесь! Позитивный настрой в этой работе просто необходим. Следите за своим внешним видом, потому что пословица «Сапожник без сапог» в нашей профессии равна катастрофе. Клиент практически постоянно смотрит на ваши руки, держите их в идеальном порядке, так же, как и рабочее место. Соблюдая эти правила, вы станете прекрасным мастером маникюра, я в этом не сомневаюсь.

Довольны ли вы своей жизнью? Идете ли вы на работу, зная, что вы можете добиться большего? Зная, что в вас есть уникальные способности, которые могут сделать вас лучшим в мире?

Этот пост - о том, как достичь мастерства. Но еще и о том, что вполне нормально не достигать мастерства в традиционном смысле. Вы можете сами определять мастерство, а не пользоваться чужими дефинициями.

Иными словами, быть лузером - это нормально.

Не нужно писать книгу, чтобы описать, что такое мастер. Большинство из нас (а прежде всего я) никогда не станем мастерами ни в чем.

Я пытаюсь. Я пытался добиться этого в шахматах. Я дошел до ранга «мастера», но это ничего не значит. Я никогда не достигну в них мирового уровня. Я пытался достичь этого и в писательстве. Я пишу уже двадцать с лишним лет.

Но я знаю много людей, которые в своей области входят в число лучших в мире. Я читал их книги. Я говорил с людьми и анализировал, что, по их мнению, привело их к мастерству. Я строил и продавал бизнесы людям, которые в своей отрасли достигли мастерства. Я инвестировал в мастеров своего дела. Так что я все-таки понимаю, кто такие мастера и что они делают.

Так что отнеситесь к этому с долей скепсиса, но помните, что эти мысли основаны на моем опыте и на опыте всех людей, с которыми я общался. Вот главные элементы мастерства. А также плохие и хорошие новости для вас.

1. Талант

Мне неприятно это говорить, но талант важен. Есть миф, что каждый талантлив хотя бы в чем-то одном, надо лишь найти, в чем. Это неправда.

Большинство людей не талантливы ни в чем. Но большинство людей могут быть довольно хороши в чем-то. Тим Феррис показывает в своей книге «Повар за 4 часа», как можно стать довольно хорошим поваром после четырех часов усилий. Я пользовался его методикой и готовил весьма неплохо.

Но по случаю выхода книги Тим устроил ужин, где каждое блюдо (их было, кажется, восемь) готовил отдельный повар. Одному из них было 8 лет, и его блюдо было, пожалуй, лучшим. Когда-нибудь он станет мастером (если уже не стал). Вот это талант.

Когда мой шахматный рейтинг был на пике, я играл партию с девочкой по имени Ирина Круш. Она разбила меня в 25 ходов. После игры она сказала мне: «Наверное, когда вы двинули слона на Б4, я увидела вашу слабость». Она была права. Ей было 13 лет. И тогда я сразу перестал играть в шахматных соревнованиях и теперь играю лишь тогда, когда разговариваю с людьми по телефону. Она была талантлива. Сегодня она одна из самых молодых женщин-гроссмейстеров в мире.

2. Как узнать, в чем ваш талант?

Думаю, есть два метода.

1) Возьмите блокнот и запишите все, что вам нравилось делать с 6 до 18 лет, до того, как вашу жизнь подчинили себе колледж, отношения, отстойная работа, ипотека, дети, ответственность, презрение к себе и т.д.

В своем подкасте я разговаривал с Льюисом Хоузом. Он сказал, что всегда, с детства, мечтал быть спортсменом. И еще, что он еще ребенком пользовался своими навыками общения, чтобы компенсировать свои слабые академические навыки. Он нашел свои два таланта и стал мастером в обоих областях.

Часто мастером вас делает сочетание нескольких «недоталантов». Я не знаю, смогу ли в чем-то стать мастером, но я с детства любил писательство, игры и все, что связано с бизнесом. Может быть, когда-нибудь.

2) Сходите в книжный магазин и найдите тему, по которой вы будете готовы прочесть 500 книг. Если вы жаждете прочесть все 500 книг по вязанию крючком, наверное, у вас к этому талант.

И вполне нормально быть талантливым в чем угодно. Мы - продукт всего нашего опыта, всего того, что нас интересует, всего того, с чем мы заигрываем. И этот продукт может показаться кому угодно мусором. Но играйте со своим мусором и будьте счастливы. Если у вас получится, вы попадете в лучшие 0,00001%.

3. Четыре часа в день

Все книги Тима Ферриса содержат в названии слова «4 часа…». Я спрашивал практически каждого мастера, какого встречал, сколько часов в день они тратят на овладение своим мастерством. Они не повторяли стандартную чушь, какую долбят предприниматели в Кремниевой долине: «Я работаю 20 часов в день, и если бы мне не надо было спать, я бы работал 30 часов в день».

Нельзя стать мастером чего-либо, если вы работаете 20 часов в день. Наоборот, в вашей жизни что-то очень неправильно, если вы столько работаете над чем-то одним. Типичный ответ: «Я занимаюсь четыре часа в день». Бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов говорил, что он может заниматься шахматами максимум три часа в день. И это чемпион мира! Остальную часть времени он тратил на спортивные занятия, изучение языков, другие вещи, которые привносили в его жизнь баланс.

4. История

В любой области, где вы хотите преуспеть, нужно изучать историю. Всякое искусство создается в контексте. Если бы кто-то написал Пятую симфонию Бетховена сегодня, над ней бы смеялись. Энди Уорхол пробовал себя во многих областях искусства, прежде чем решил нарисовать банки супа Campbell в нужный момент времени. В любом бизнесе изучение истории отрасли, биографий прошлых руководителей, успехов и провалов тех, кто проходил этот путь до вас, крайне важно для достижения мастерства.

Если бы я интересовался бурением нефти, я бы изучил, где ее добывали в 1920-е, 1950-е, 1970-е, какие использовались технологии, какова история этих технологий, как их совершенствовали, как строилась политика вокруг добычи нефти и так далее. Где-то там кроется путь к тому, чтобы невероятно разбогатеть. Не для меня, потому что мне наплевать на нефть. Но для кого-то. Или для многих.

5. Изучайте свои провалы

Чемпион по игре в покер Илон Шварц выиграл в чемпионатах больше $7 млн и многие миллионы в неформальных играх на наличные. Мы вместе с ним играли в шахматы, пока он не переключился сперва на шашки, а потом на покер. Я спросил его, почему многие люди играют в покер 20 лет, но не могут научиться играть лучше.

Он ответил: «Каждый хочет винить кого-то. Не хватило удачи, поссорился с женой или еще что. Но главное - надо научиться изучать свои поражения. Нужно делать заметки о том, в каких условиях ты проиграл, а также в каких выиграл. Нужно думать обо всем».

6. Опыт

К какому-то моменту вы приготовите 10 000 блюд. Сыграете миллион раздач в покер или тысячу партий в шахматы. Или создадите 20 бизнесов.

Очень немногие люди сразу успешны. Это требует слишком много удачи, а удача благоволит подготовленным и упорным. За эти первые тысячу партий или чего угодно вы много раз столкнетесь с неудачами. Лучшие бейсболисты в мире считаются невероятно успешными, если они выбивают мяч в аут «всего лишь» в 70% случаев.

Когда умер мой отец, я зашел в его аккаунт в онлайн-шахматах и увидел, что он сыграл порядка 30 000 партий. Но не научился играть лучше. Многие люди могут сыграть 10 000 партий в покер и не стать лучше. Приготовить тысячу пирогов и не стать лучше.

Поэтому нужно запоминать свой опыт, изучать свои неудачи, стараться замечать, что вы сделали правильно, а что нет, и запоминать это на будущее. Окажется ли будущий опыт точно таким же, как прошлый? Обычно нет. Но вам нужно быть способным к выводам вроде: «Гм, это очень похоже на тот случай четыре года назад, когда произошло А, Б и В».

7. Любовь

Андре Агасси говорил, что он не любит теннис. С одной стороны, я ему верю, с другой - нет. Ведь есть самые разные виды любви. Есть любовь безо всяких условий, любовь, на которую способен Далай-лама. Есть похоть. Есть зрелая любовь. В некоторых отношениях сочетается и то, и другое, и третье. В них много страданий и много удовольствия. Возможно, теннис был таким для Агасси. Не знаю.

Но мастерство в любой области предполагает множество страданий. Их избежать невозможно. Если страданий слишком много, то можно и бросить это дело - это не самое ужасное. Мне не нравится ходить к стоматологу. Это причиняет слишком много боли. Так что с моими зубами не все в порядке. Я расстался с мыслью иметь идеальные зубы.

8. Психология

Одна из причин, по которым большинство людей в мире не могут стать по-настоящему хороши в каком-либо деле — у них нет таланта ни к чему, что важно для окружающих. Но есть и другая причина: эти люди не хотят тратить на это время и усилия. Это я понимаю. Часто лучше активно общаться, иметь друзей, прочные отношения в семье, любить людей.

Многие люди, добившиеся мастерства, испытывали трудности в отношениях с родственниками, супругами или друзьями. Ван Гог отрезал себе ухо. Достоевский, Кафка, Бобби Фишер, Гедель никогда не славились склонностью к светским любезностям, часто погружались в депрессию, имели суицидальные наклонности или были близки к шизофрении.

Когда вы строите карьеру, есть представление, что вы будете двигаться от успеха к успеху. Когда-нибудь у вас будет свой маленький кабинет, потом большой, потом вы переместитесь в позицию CEO в другой компании и так далее. По пути вы столкнетесь с неудачами, но это не будут крупные провалы.

Если же вы стремитесь к мастерству, то запомните: у вас непременно будут большие поражения. Большинство инвесторов не любят Тима Сайкса. У него очень высокомерный маркетинговый стиль. Но он мой друг, и должен сказать, что он совсем не высокомерен. Он чрезвычайно скромен. Почему? Потому что он несколько раз оставался без гроша после своих первых успехов.

В банкротстве нет ничего веселого. Со мной это случалось несколько раз. И каждый раз ты думаешь: «Это худший опыт в моей жизни, лучше бы я умер. Это был мой последний шанс. Теперь все кончено. И всем вокруг будет лучше, если я умру».

Когда Тим пытался вернуться в бизнес, никто с ним не разговаривал. Так что он сам ставил на себя. Он выполнил все вышеперечисленные пункты. И заработал миллионы на трейдинге.

По пути к мастерству все будет получаться не так, как надо. Бобби Фишер провел большую часть своей жизни на грани шизофрении, в агонии, будучи неспособен справиться со своими потерями. Он исчезал на годы, но потом возвращался, будучи сильнее, чем прежде.

Как воспитать в себе это? Не знаю. Это сочетание многих вещей. Это эго - реальная вера в то, что вы можете быть лучшим, невзирая на все рациональные доказательства обратного и на всех людей, что критикуют вас. Это понимание, что выхода нет. Я спрашивал Илона и других, что они думали, оказываясь на дне, и всякий раз ответ был: «А что еще мне было делать? Я продолжал идти вперед!»

9. Упорство

Упорство создает удачу. Оно преодолевает поражения. Упорство - это серия провалов, перемежающихся редкими успехами, и со временем эти успехи начнут подталкивать вас к мастерству. Не один успех, не два. Но многие и многие.

Как оставаться упорным, когда жизнь наполнена меняющимися карьерами, отношениями, ответственностью, экономическими кризисами, историческими взлетами и многим другим, что может встать на вашем пути? Ответа нет. Потому это и называется упорство: делать то, что вы делали всегда. Не позволять всему перечисленному останавливать вас. Использовать все вышеперечисленное, чтобы двинуться к более крупным успехам, более серьезным поражениям и потом еще более впечатляющим успехам.

Это болезненно, страшно, совсем не весело, и никто не поймет, почему вы это делаете. А потом, когда вы добьетесь успеха, люди будут вести себя так, будто случившееся с вами - самая естественная вещь на свете. Вы попытаетесь объяснить: «Нет, было время, когда…» А они не станут слушать. Они захотят узнать, каким должен быть их следующий шаг, чтобы они оказались там, где вы сейчас.

10. Загадка

В конечном счете мастерство - загадка. Нужно преодолеть звуковой барьер в некой области, где никто не делал это так быстро или не заходил так далеко. Вам предстоит найти вашу собственную, уникальную комбинацию увлечений, которые сделают вас лучшим в мире именно в этой сфере.

Что, если вы не будете гнаться за загадкой, а вернетесь к знакомому, уютному, лишенному стресса существованию коллег, знакомых и прочих окружающих? Возможно, мир этого не позволит. Может случиться, что то, что вы считали уютным, тоже миф.

История мастерства показывает, что никто не смог предсказать, какие цели сработают, а какие нет. Так что важен только нынешний момент. В плане здоровья: физического, эмоционального, умственного, духовного. Можете ли вы сегодня же продвинуться вперед в каждом из этих отношений?

Тогда вы продвинетесь к мастерству и к своей загадке.

Хорошие новости

Не обязательно быть властелином мира. Не обязательно делать что-либо из вышеперечисленного. Это делают очень немногие. И многие из них испытали много страданий и боли и продолжают их испытывать.

Фрейд говорил, что две наших цели в жизни - это контакт с другими и достижения. Но зачастую вполне разумно преодолеть эти навязанные эволюцией задачи. И просто быть счастливым с теми, кто вас любит. Быть удовлетворенным всем, что дарит жизнь, каждым моментом, не рваться к следующему моменту мастерства. Истинное мастерство можно найти прямо здесь и сейчас - в том, как вы относитесь к себе, к другим людям, к своим стараниям и своей любви.

В каждом человеке заключены три мастера.

Мастер - это человек, который владеет знанием об устройстве своего духа. Он знает что-то, что позволяет ему быть в нужное время в нужном месте. Это значит, что управление жизненной силой заключается в способности управлять состояниями, обстоятельствами и делами.

Человек может быть:

Мастером состояний или художником, что проявляется в созидании, в любых творческих проявлениях;

Мастером управляемых совпадений, хозяином обстоятельств или жрецом, воля которого направлена на управление теми событиями, которые обыденным сознанием понимаются как неуправляемые, как "объективно данные";

Мастером дел, осмысленных действий или правителем (воином), способным изменять обстоятельства, влиять на других людей.

Это разделение условно, поскольку в каждом человеке есть и творец, и духовный деятель, и "активист" собственной жизни. Более того, для совершения любого дела требуется усилие всех трех мастеров, каждый из которых вступает в действие в нужный момент. Данное условное разделение как раз и необходимо для того, чтобы научиться чувствовать в себе этих "мастеров" и переходить от одного состояния к другому в зависимости от ситуации.

Таким образом, мастер - это человек, который способен совершать в любой ситуации своевременные, осмысленные, правильные, творческие действия, сообразные обстоятельствам.

Однозначной трактовки слова "мастер" в китайском языке нет. В "Книге перемен" и у Конфуция встречается понятие человека, владеющего мудростью, способного управлять своей деятельностью, своим "я", своей действительностью: Цзюнь-Цзы - государь, благородный человек. Но чтобы стать государем, необходимо стать правителем самого себя, а чтобы стать правителем самого себя - необходимо точно понимать, как устроено время, как устроено состояние, как устроено тело, как устроено влияние твоих состояний на обстоятельства. Дословный перевод этого слова - "благородный человек", "благородный государь", но это не совсем правильно, а вот, наверно, слово "мастер" сюда бы подошло больше.

Есть еще понятие Сянь-Жэнь, но оно больше описывает некую сакральную одаренность, способность человека применить свои умения адекватно. Кроме этого, с мастерством непосредственно связан процесс передачи знания, опыта. Мастер - это тот, кто способен передавать свои умения ученикам: Ши Фу или Да-Ши - Великий наставник и Учитель.

Путь мастера - это обязательно долгая работа, помноженная на знание своих склонностей к чему-то; это работа и изучение нового. Работа мастера - это всегда учеба, умение правильно учиться. Конфуций сказал: "Научиться со временем применять изученное, - не в этом ли радость?"

Мастерство - это искусство, это способность переживать и воплощать в действия творческие состояния. Когда ты можешь входить в творческие состояния, когда есть возможность их воплощать во что-то, что передается другим людям, способным это оценить, - это следование пути мастера.

Если взять, например, какой-нибудь чайник, сделанный мастером, - тут речь идет о мастерах творческих состояний, - то он, конечно, отличается от остальных предметов. Китайский мастер с этой точки зрения, сделал ли он чайник, кружку или иной предмет, способен через материал передать свои знания. В "Книге перемен" в этой связи есть четыре основных понятия: замысел, воплощение, ценность и верность. Замысел воплощается верностью ценностям. То есть когда замысел воплощается, возникают ценности. Но чтобы замысел имел ценность, необходимо хранить верность ценностям воплощаемого замысла. Мастер - тот, кто способен воплощать замысел в материале. Не важно, мастер ли он фэн-шуй, мастер чая или мастер боевых искусств...

С почтением, Бронислав.

Из интервью проекту