Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Удивительные особенности гаремов китайских императоров. В гареме Сына Неба

Китайский императорский двор в средние века насчитывал тысячи чиновников, евнухов, гвардейцев, наложниц гарема, императорской родни и жён, и составлял маленькое государство в государстве со своим управлением и законами. Евнухи – это мужчины, посвятившие себя служению императору, принеся в жертву главное своё мужское достоинство.

Ежегодно на императорский двор поставляли до 40 кастрированных мальчиков. Евнухи большей частью выходили из бедных семей и попадали во дворец не от хорошей жизни, - бедные родители, не имевшие средств к существованию, часто продавали своих сыновей. Мальчиков на эту роль по традиции выбирали в основном из области Хэцзян провинции Хэбэй. Во дворце их делали учениками старых евнухов и платили им небольшое жалование.

Император Поднебесной мог иметь до 3 тыс. евнухов, принцы и принцессы – до 30 евнухов каждый, младшие дети и племянники - до 20, их двоюродные братья – до 10. Маленькие евнухи, где-то с пятилетнего возраста особенно ценились при дворе. Они использовались в качестве забавы или развлечения у придворных дам. Их называли «непорочные». С 10 до 15 лет их уже именовали – маленькие евнухи, они предназначались для службы по дому. Более старые евнухи назначались для пожилых и старых дам.

За оскопление отвечали специальные ведомства при внутреннем дворе, а также были независимые специалисты по оскоплению, ремесло у которых передавалось от одного члена семьи к другому. Перед операцией они прокаливали нож на огне, а затем им делали операцию. Фатальный исход случался довольно редко в 3-6%. Но нередко мальчиков оскопляли частным образом, не прибегая к помощи специалистов. Русский доктор медицины Корсаков, проживавший в Китае с 1895 года наблюдал и описывал опирации по оскоплению. «Сначала делается полное местное обезболивание половых частей каким-то тайным средством, так что оперируемый не чувствует боли.

Быстрым взмахом отрезаются половые органы. В отверстие мочеиспускательного протока вставляется деревянная или оловянная пуговка в виде гвоздя. Рана промывается водой с разведённым перцем. Затем на рану кладётся смоченная свежей водой мягкая китайская бумага и всё плотно забинтовывается. Затем оперированного поднимают и водят по комнате в течение двух или трёх часов, давая сокам теля снова принять правильное вращение. 3 дня больной ничего не ест и не пьёт, а после этого повязку приподнимают и больному позволяют мочиться.

Если моча идёт свободно, то он считается выздоровевшим. Полное выздоровление длится около 3х с половиной месяцев, при этом во многих случаях не редки осложнения мочевого пузыря». Евнухи были ответственны за порядок, в котором наложницы гарема должны были являться на поклон к императору, оно составляло свиты и почётные стражи для императорских выходов, они поддерживало порядок при всех празднествах. Кроме того евнухи заведовали как самим гаремом императора, так и подбором девушек для этого гарема. В начале XX века насчитывалось в императорском дворце более 3000 евнухов. Они делились на 2 категории.

Первые обслуживали императора, императрицу, мать императора и императорских наложниц, они обычно пользовались особыми привилегиями. Вторые – всех остальных. Обязанности евнухов были разнообразны. Они должны были во время сна и пробуждения Сына Неба и его домочадцев. К примеру, когда Цыси удалялась на покой, её спальню охраняли 6 евнухов, они бодрствовали всю ночь. В самой спальне находились 2 евнуха, которые также бодрствовали. Евнухи принимали участие в трапезе императора, должны были постоянно сопровождать его свиту, нести зонты и другие императорские атрибуты. В их обязанности входило: распространять высочайшие указы, провожать чиновников и зарубежных гостей и дипломатов на аудиенцию к императору, получать деньги от казначеев вне двора, знакомить с документами различные отделы Департамента двора, обеспечивать противопожарную охрану жилых помещений во дворце.

Евнухам поручалось следить за хранением книг в библиотеках, антикварных изделий, картин, одежды и т.д. Они возжигали ароматические свечи перед духами предков императоров, регистрировали деяния монарха, наказывали плетью провинившихся, убирали дворцовые сады и парки, стригли императора, готовили лекарства, играли в дворцовом театре, читали молитвы. Часто они исполняли обязанности жрецов в императорском дворе. У императора был свой гарем. Число обитательниц гарема не ограничивалось какими-то рамками и могло достигать нескольких тысяч женщин. Сыну Неба полагалось иметь одну законную жену-императрицу, 9 жён второго ранга, 27 третьего, и 81 наложницу. Причём состав наложниц время от времени обновлялся. Каждые 3 года в императорском дворце проходили смотрины, когда император искал себе невесту. В смотринах участвовали дочери чиновников девственницы от 12 до 16 лет.

Император выбирал из них тех. Кто ему особенно приглянулся. В гареме наложницы должны были оставаться до 25 летнего возраста, а затем, если у них не появлялось детей, они удалялись из дворца. Наложницы же матери детей, от императора могли претендовать на роль жены императора и императрицы – супруги Сына Неба. Хорошо известно, что Цыси была отобрана евнухом на смотринах за красивую внешность для пополнения гарема императора. Обычно евнухи доставляли наложниц к кровати императора. Сын Неба, желая провести ночь с какой-либо наложницей, повелевал главному евнуху доставить её в свои покои. Если наложниц приносили в спальню императора евнухи, то к жене он приходил сам и на время, которое ничем не ограничивалось. «Описывая моё детство, - вспоминал император Пу И, - нельзя не упомянуть евнухов.

Они присутствовали, когда я ел, одевался и спал, сопровождали меня в играх и на занятиях, рассказывали мне истории, получали от меня награды и наказания. Если другим запрещалось находится при мне, то у евнухов это было обязанностью. Они были моими главными компаньонами в детстве, моими рабами и моими первыми учителями. По воспоминаниям императора Пу И, больше всего евнухов было в эпоху Мин (1368-1644) – 10000 человек. При императрице Цыси число их превышало 3 тыс. В 1922г. их было 1137, два года спустя их осталось 200, а в 1945г – всего 10 человек. Работа рядовых евнухов при императорском дворе оплачивалась не очень высоко, и в истории Китая известно немало случаев, когда евнухи при дворе императора занимались казнокрадством, присваивая себе чужое добро.

Если евнуха уличали в воровстве, его немедленно обезглавливали. Почти каждый месяц в правительственной газете появлялись сообщения о том, что тот или иной евнух приговорён к обезглавливанию или к ссылке. По китайским данным, при Цыси, не выдержав пыток погибло более 30 евнухов. В царствование императора Инцзуна (1457-1464) в минское время у евнуха Ван Чженя после его смерти обнаружили более 60 кладовых золота и серебра, и более 20 кораллов. По словам Пу И внутри дворца творилось невообразимое «С детских лет я постоянно слышал, что во дворце происходят кражи, пожары и даже убийства, не говоря уже об азартных играх и курении опиума. Чтобы покончить с этими постоянными проблемами я решил распустить всех евнухов за ненадобностью, оставив во дворце лишь 170 евнухов, которые служат у двух наложниц-матерей». Евнухи старались иметь детей, хотя бы приёмных, или воспитывали своих племянников.

Испокон веков, гаремы были популярными не только лишь в восточных государствах. В Поднебесной собственные традиции многоженства имели место на протяжении всей долгой истории существования этого государства. Разумеется, что гаремы являлись прерогативой лишь богатых и знатных вельмож – гаремы, которые являлись рекордно масштабными и порою насчитывали до нескольких сотен молодых наложниц.

Однако, неофициальные гаремы были распространены даже у нищих, как церковные крысы, временных рабочих. Без единого гроша в кармане, оборванные, испачканные, прибывая в другой город, они первым долгом находили себе походную женщину, которая обязательно кормила, обхаживала и обстирывала своего нового сурового господина. Несмотря на все, встречный муж не то, что юаней не оставлял, так ещё и свой супружеский долг выполнял раз на год по расписанию.

В принципе, в средневековый период, в Китае гаремы являлись обычным делом. Никто не замечал в этом абсолютно ничего необычного, да и сами наложницы тоже. Устроить юную девочку в гарем богатого человека или вельможи считалось мечтой практически всех бедных родителей. Таким образом, ей гарантировалось пропитание, одеяния, а порою и сама жизнь.

Несмотря ни на что, и здесь появлялись трудности. Что уж говорить о других, если многочисленные наложницы самого императора время от времени жили впроголодь. В гареме существовала внутренняя иерархия. Поэтому, те наложницы, которые не пребывали в начале «сексуальной цепочки», получали пищи столько, чтобы они просто не протянули ноги от голода. Те же девушки, которым в рацион питания включалось полкурицы либо кусок говядины на весь месяц, безоговорочно считались наибольшими счастливицами. Зачастую, бедные наложницы обходились только самыми овощами. Таким образом, проблема лишнего веса пропадала у них раз и навсегда. Как, пожалуй, и чрезмерная продолжительность жизни…

Какие-нибудь, наименьшие права, появлялись у старших жен и наложниц в китайском гареме, лишь, когда они рожали ребенка – конечно же, мальчика, судьба детей женского пола никого не тревожила. Бывало, что до некоторых девушек очередь никогда и не доходила, собственного царственного мужа они наблюдали лишь издалека. Когда девушка, отчаявшись, осмеливалась изменить, ее приговаривали к смертной казни. К тому же, для казни порою хватало и простого подозрения в подобном деянии.

До наших времен дошло огромное количество тревожных историй о наложницах и простых женах императоров и местных князей, которые заканчивали жизнь самоубийством из-за трудной жизни. Как правило, они вешались либо прыгали в полные колодцы - в каждом большом поместье данные колодцы имеются и по сегодняшний день.

Встречались, конечно, ситуации, в которых обычные наложницы благодаря собственному уму, проворности, изворотливости и настойчивости характера приходили к самой вершине власти. Самый яркий образец – известная императрица Цыси. Но все же, Цыси - только исключение. Обычно судьба женщин гарема старого Китая была совершенно незавидна.

А еще далеко не все девушки попадали хотя бы в гаремы.

Вы наверняка думаете, что вы хороший человек. Возможно, вы успешный человек или считаете себя способным им стать. Быть одновременно хорошим и успешным непросто. Так же как непросто принимать качественные тактические и вместе с тем стратегичные решения.

Мы живем. И поле нашей жизни соткано из ситуаций и мгновений. Кто его ткал? Почему мы оказались в этих ситуациях? Как они разрешились и как могли бы разрешиться?

С точки зрения западной ментальности – это вопросы риторические. Так случилось – и все тут. А Восток? Восток полагает, что человек рождается и живет в паутине причинно-следственных связей. Поле его жизни соткано из трудностей, которые даже не он себе создал – они уже существовали до его рождения или начала активности. Линия жизни – это цепочка ситуаций, которые выстраиваются в зависимости от действий наших предков и потомков. Как ДНК: она у каждого своя, но соткана из конечного числа компонентов.

Мы строим бизнес и руководим людьми. Или нам кажется, что руководим. Или руководим до какого-то определенного момента, а потом чувствуем, что потеряли нить управления. И удивляемся: когда мы могли ее потерять? Найдем ли мы новые пути, или уже начались необратимые процессы?

Мы живем в мире конкуренции. И конкуренция год от года становится жестче – в карьере, бизнесе, политике, международных делах… Логика действий в обычной жизни и в острой конкуренции разная. Если в жизни вы вправе ожидать спокойствия, когда ни на кого не нападаете, то в жесткой конкуренции вы под постоянным прицельным огнем.

В китайской Книге Перемен линия жизни и все мировые процессы описываются набором из 64 гексаграмм. В нашей книге мы опираемся на те шесть из них, которые контролируют самые важные аспекты конкурентной борьбы. Почему из всего материала, собранного нами в Китае, мы публикуем истории Гарема? Потому что у современного бизнеса все больше женских лиц и потому что женщинам ближе тактика. Стратегиями занимаются единицы, а в реальных боях повседневности участвуют миллионы. При этом женщины в конкуренции намного опаснее мужчин, поскольку больше подвержены страхам. Именно поэтому примеры самой жесткой конкуренции мы взяли из тайных хроник китайского Императорского

Гарема, где речь идет не только о достижении власти и благополучия, но и о сохранении своего рода, своего потомства и своей жизни.

Читатель самостоятельно сможет дать оценку управленческим, политическим и этическим ходам, представленным в этих рассказах. Что-то покажется чересчур жестким, что-то – до боли знакомым. Однако нелишне будет заметить, что этот опыт, эти классические примеры лежат в основе ментальности современной азиатской деловой элиты. Нам важно этот пласт восточной культуры знать и использовать. Ведь для того чтобы представить, каким наш мир может быть, нам важно понять, каким он уже был.

Елена и Андрей Садыковы

Прага, 2007 г.

Интимная жизнь китайских императоров

История рассказывает, что из всех китайских императоров лишь двенадцать дожили до семидесяти лет, а треть из тех, кто был у власти, умерли в возрасте между 20 и 40 годами. И это несмотря на то, что, по китайским императорским соображениям, долгой жизни способствует секс. (Стоит сказать, что монахи-буддисты, дававшие обет безбрачия, практически все доживали до шестидесяти, не предаваясь сексуальным удовольствиям.) Поначалу императоры были скромнее в своих желаниях и держали лишь несколько женщин в гареме. Но начиная с 265 года гарем императорского дворца насчитывал уже тысячи красавиц. А в золотой век китайской истории – в династию Тан – в гареме было ровно сорок тысяч наложниц.

Из всех дам, живущих во дворце, приблизительно сто двадцать две имели статус жен, то есть гарантированный секс с императором. Согласно древней традиции, всем женам были присвоены разряды.

Императрица, главная жена – 1 (одна).

Вторая жена (фу жень) – 4 (четыре), имела статус, эквивалентный статусу премьер-министра.

Жена третьего разряда (цзинь бинь ), она же наложница, она же прислужница императрицы – 9 (девять) женщин.

Жена четвертого разряда (гу фу), или младшая гаремная девушка – 27 человек.

Жена пятого разряда (ню жу), или просто гаремная девушка – 81.

Сексуальный режим императора регулировался восходом и убыванием луны. Он спал со всеми женщинами в особые дни лунного календаря с последовательностью и частотой, согласно их разрядам. Луна росла, и император начинал с женщин нижестоящего ранга. Во время полнолуния он спал с императрицей. Император символизировал солнце, а императрица – луну, и они должны были соединиться во время полнолуния, когда гармония была совершенной между двумя космическими символами мужчины и женщины. В дни с первого по девятое число император спал с девятью из 81 жены пятого разряда, которые разделяли с ним ложе каждую ночь. С десятого по двенадцатый день он выбирал из жен четвертого разряда.

В тринадцатый день лунного календаря он брал жену из четвертого разряда, а в четырнадцатый – из второго разряда. Пятнадцатый и шестнадцатый – дни императрицы. И в обратном порядке. Нужно помнить, что в китайском календаре не было тридцать первого числа, так что все получалось симметрично и справедливо по отношению ко всем женам, мечтающим о связи с императором и зачатии наследника государства.

Канцелярия Имперских Дел Палаты Кровати контролировала все сексуальные отношения императора по правилам, разработанным еще в эпоху Жоу, то есть более трех тысяч лет назад. Чтобы контролировать все увеличивающееся число женщин императора, особая бухгалтерия вела строгий учет. Красными чернилами были записаны имя императорской партнерши, дата соития, признаки беременности после него и т. д. Когда специальная женщина вела женщину в императорские покои, она надевала серебряное кольцо ей на палец правой руки. После секса с императором кольцо перемещали на левую руку. Если женщина беременела, ей надевали золотое кольцо. Во времена династии Тан были предприняты дополнительные меры, чтобы избежать беспорядка и ложных требований женщин императора. Всем, кто имел секс с императором, на руку ставили несмываемую печать.

Однако строгий сексуальный протокол не всегда выполнялся. Например, император By династии Инь разместил несколько сотен красивых женщин в отдельные особняки. Он ездил по территории между домиками своих жен в колеснице, которую тянули козлы. Когда козлы останавливались возле какого-то домика, император заходил внутрь и проводил там ночь. Все женщины соперничали между собой за внимание козлов. Они выращивали самую свежую траву перед своими воротами и даже рассыпали соль на газоне, чтобы соблазнить животных.

Императоры династии Минь приняли другую систему выбора женщин. Деревянные таблички с именами преподносили императору на серебряном подносе. За обедом евнух, отвечающий за дела Палаты Кровати, представлял женщин императору. Если император хотел выбрать сам, он брал табличку с фамилией. Если он был неуверен в своем выборе, евнух рекомендовал ему какую-нибудь красавицу. Евнух описывал достоинства каждой женщины и ее способность удовлетворить императора ночью. Слова евнуха часто имели значительный вес. Выбранную женщину информировали, что она сегодня будет с императором. Обязанность принести женщине благую весть лежала на императрице. Она должна была спросить у женщины, согласна ли та обслужить императора.

Дальше шла подготовка счастливицы к встрече с императором. Она тщательно мылась и распускала волосы, чтобы показать императору, что она слишком молода, чтобы быть ему достойным партнером. Потом прибывали два евнуха, и она раздевалась догола в их присутствии, чтобы они проверили, не скрыто ли какое оружие в складках ее одежды. После осмотра ее закутывали в красный ковер (или в покрывало с перьями) и несли на плечах к спальне императора. Эти два евнуха также были обязаны раздеть себя перед входом в спальню императора по той же самой причине. Служанка помогала женщине надеть шелковое полупрозрачное платье для сна и оставляла ее в ожидании государя.

Во все века китайцы верили, что женщина передает мужчине жизненную силу "ци" - это фундаментальное понятие китайской картины мира. Поэтому не случайно император Сюаньцзун, подпавший в 60 лет под чары очаровательной юной наложницы своего сына Ян Гуйфэй, держал в своих дворцах около 40 тысяч женщин. И даже такой ортодоксальный коммунист, как председатель ЦК КПК Мао Цзэдун, свято верил в эту даосскую догму и имел гарем - при полном понимании народных масс.

Автор, известный ученый-китаист Виктор Николаевич Усов в этом оригинальном исследовании ведет рассказ о жизни жен и наложниц Поднебесной со времен древности и до начала ХХ века, когда правил последний император Пу И. В книге содержится масса интересных сведений об устройстве императорского гарема.

Виктор Усов
В ГАРЕМЕ СЫНА НЕБА
Жены и наложницы Поднебесной

Тайны китайских гаремов

Все китайские женщины, будь они императрицами или служанками, по сути являлись наложницами. С древних времен одним из главных признаков власти и могущества Сына Неба в Поднебесной был большой гарем. Он предназначался для демонстрации и реализации мужской потенции, обладание которой являлось обязательным качеством правителя с точки зрения культа "священного царя".

"Интимная жизнь императора тоже подчинялась строжайшим указаниям, проистекающим из натурфилософских эротологических теорий и сводящихся к поддержанию в организме партнера равновесия янной (мужской. - В. У. ) и иньной (женской. - В. У. ) энергий, - пишет М. Кравцова. - Считалось, что преобладание инь над ян приводит к истощению мужской половой потенции, преждевременному старению, болезням и летальному исходу. На уровне социокосмического универсума это вызывало различные природные коллизии, связанные с водой: проливные дожди, наводнения, преждевременные заморозки, а также военные конфликты".

Статус каждой обитательницы гарема определялся степенью активности ее энергии инь . Наивысшей степенью активности иньной энергии наделялась императрица. Однако эта ее энергия не была беспредельна. Поэтому Сын Неба мог вступать с ней в интимный контакт не чаще одного раза в месяц, тем самым, как считалось, обеспечивая возможность забеременеть и родить от императора умное и крепкое потомство. Другие женщины гарема имели право чаще вступать в интимные контакты с Сыном Неба, причем, как считает автор книги "Дворцовые женщины-евнухи" Ван Япин, чем ниже был ранг наложницы, тем чаще она могла это делать, и раньше, чем наложница более высокого разряда. В результате этого фактическими властительницами гарема становились, как правило, наложницы низших рангов, имеющие постоянный доступ в покои императора.

Непременным атрибутом гарема на Востоке служили евнухи. Однако в Китае использование скопцов являлось исключительным правом правящей династии, т. е. императора и князей из императорского рода. Богатым простолюдинам Китая, в отличие от Турции и других стран Востока, под страхом смерти запрещалось заводить евнухов в своих домах и усадьбах. Поэтому термин "гарем" в полной мере применим здесь лишь к императорским и княжеским дворовым покоям с женами и наложницами.

Мы знаем, что прямыми обязанностями евнухов являлось ограждение женщин гарема от контактов с чужими мужчинами. Однако из рассказов "Цзочжуань" ("Коментарий господина Цзо") вытекает, что в ранний период китайской истории с этими своими прямыми обязанностями евнухи явно не справлялись. По мнению российского историка Л. Васильева, "возможно, причиной было то, что строгие порядки гаремной жизни еще не установились, не были в достаточной мере институционализированы" по сравнению с будущим, а евнухи чаще использовались для выполнения поручений, не связанных с охраной гарема. Именно поэтому замужние женщины из числа знати и тем более вдовы обладали в те годы немалой свободой в поведении и нередко этим злоупотребляли.

Л. Васильев отмечает, что женщины гарема (особенно причастные к политике) в период Чуньцю, в отличие от более позднего времени, чувствовали себя довольно свободно и действовали порой весьма активно. Их активность проявлялась не только в плетении интриг и активной борьбе за реальную власть, чтобы передать престол своим сыновьям, но и в обладании любовниками. Это "касалось не только вдов, чьи связи с высокопоставленными царедворцами зафиксированы в источниках и порой играли решающую роль в политике, но и замужних дам. Причем именно адюльтеры служили поводом для конфликтов, особенно между линиями одного и того же клана и вообще в среде близких и хорошо знавших друг друга людей".

Императорский дворец эпохи династии Мин в Запретном Городе (Гугун)

Известно, что позднее неоднократно делались попытки ограничить деятельность жен и наложниц Сына Неба, особенно вмешательство в дела управления Поднебесной. Так, основатель династии Мин Чжу Юаньчжан в своих "Заветах родоначальника" писал: "…Никогда не допускать своевольной власти обитательницы главного двора (то есть императрицы. - В. У. ), кого-либо из второстепенных жен и наложниц… На каждое ночное посещение ими покоев государя установлена очередность. В случае, если появятся жены, ведущие необоснованные речи, то при выявлении зловредности сказанного следует делать им внушение. В императорском дворце не должно быть ревнивых женщин".

Сколько женщин положено иметь мужчине?

Известно, что любой состоятельный мужчина на Ближнем и Среднем Востоке мог иметь несколько жен - это было знаком его благосостояния. Для того чтобы позволить себе такую роскошь, он должен был только обеспечить каждой жене собственный дом, или хотя бы отдельный этаж, или, по меньшей мере, свой особый очаг.

Летний императорский дворец - летняя резиденция императоров Цинской династии на окраине Пекина

Гомер называл многоженство восточным обычаем. У греческих царей и героев было лишь по одной жене, но у Приама, царя малоазийской Трои, было множество жен, хотя его главная жена Гекуба не чувствовала себя при этом ущемленной:

Пятьдесят сыновей я имел при нашествии Рати ахейской,
Их девятнадцать от матери было единой;
Прочих родили другие любезные жены в чертогах.

(Перевод Н. Гнедича)

Царь Соломон (Х в. до н. э.) имел, по приданию, от трехсот до тысячи жен родом из разных стран, среди них была и египетская царевна, взятая, впрочем, лишь по политическим мотивам. Когда этот царь заключал союз с какой-либо соседней страной, он брал в жены дочь соответствующего царя. Каждая из жен-цариц имела собственный дом. Как следует из исторических материалов, такой дом существенно отличался от "классического" восточного гарема, тип которого сложился лишь позднее в Персии.

Ислам ограничил количество жен: их у мужчины могло быть не более четырех. "Ваши жены - нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете, и уготовывайте для самих себя", - говорится в Коране. Хотя сам пророк Магомет этих ограничений не соблюдал - у него было девять жен. А как с этим обстояло дело в Поднебесной?

По преданиям, сын прародителя китайской цивилизации Желтого Владыки имел одну официальную супругу и трех наложниц. Наличие у правителя Древнего Китая четырех жен было (как и в странах исламского мира) нормой дворцовой жизни. Как отмечает российский китаист В. Малявин, четыре жены императора символизировали, по мысли придворных книжников, четыре стороны света и четыре времени года, а вместе с Сыном Неба они составляли священное число пять: пять стихий, пять цветов, пять вкусовых ощущений и т. д. "С этой точки зрения, - отмечает В. Малявин, - императорский гарем являл собой прообраз универсума. Согласно более позднему и более экстравагантному разъяснению, императорская семья должна напоминать чайный сервиз, где одному чайнику сопутствуют несколько чашек". Впрочем, по данным китайского историка Ван Япина, мудрый царь Шунь имел только трех жен, а трижды три образуют девятку - пик мужской силы ян.

Все мы слышали о гаремах, но китайские гаремы и жизнь наложниц имеет свои удивительные особенности. Множество наложниц, особый уклад и несколько примеров удивительного восхождения любовниц до Императорского трона.

Императорская семья должна соответствовать сервизу, где одному чайнику принадлежат несколько чашек. Китайские гарем отличался четкостью распределения ролей, абсолютному влиянию традиций и подчинению строжайшим указаниям, проистекающим из натурфилософских эротологических теорий и сводящихся к поддержанию в организме партнера равновесия янной (мужской) и иньной (женской) энергий.

Считалось, что преобладание инь над ян приводило к раннему старению потенции, а также влияло на погоду принося с собой проливные дожди, землетрясения и прочие катаклизмы. Наивысшей энергией обладал Императрица, однако Император мог вступать с ней в половую связь не чаще одного раза в месяц, дабы произвести наиболее крепкое потомство. Главной среди женщин во дворце была императрица, или главная жена Сына Неба (хуань хоу), далее шли четыре дополнительные «жены» (фу жэнь) - каждая из них имела особый титул: драгоценной (гуйфэй), добродетельной (шуфэй), нравственной (дэфэй) и талантливой (сяньфэй) наложницы.

Император мог иметь три дамы-фаворитки, занимавшие первую высшую ступень, девять «старших наложниц» или «конкубинок» (цзю бинь), занимавших вторую ступень; 27 «младших наложниц» (шифу), которые, в свою очередь, делились на: девять цзе юй (фрейлин), девять мэй жэнь (красавиц) и девять цай жэнь (талантов), занимавших третью, четвертую и пятую ступень, еще 81 так называемая «гаремная девушка» (юй ци). Они также делились на три категории: 27 девушек бао линь (драгоценный лес), 27 - юй нюй (императорские женщины) и 27 - сай нюй (женщины-сборщицы), составляя шестую, седьмую и восьмую ступени. При последней династии Цин наложницы императора делились следующим образом: хуангуйфэй — наложница первого ранга, гуй-фэй — второго ранга, фэй — третьего, бинь — четвертого, гуй-жэнь — пятого, даинь — старшая фрейлина, чанцзай — младшая фрейлина, наконец, прислужницы - шинюй.

Число императорских жен при династии Ся должно было составлять 12 (тройка, взятая четыре раза). При династиях Шан-Инь государю были приданы еще 27 (то есть трижды девять) наложниц, так что теперь император обладал 39 женами и наложницами. Такое число объяснялось еще и тем соображением, что женский век заканчивается в сорок лет. При династии Чжоу число обитательниц императорского гарема возросло уже до 120. Каждой из них в обязательном порядке предоставлялся свой дом на территории Императорского дворца. К каждой были приставлены служанки и евнухи. Число их варьировалось от династии к династии — максимальное число служанок предоставлялось Императрице — 12, далее наложницы первой категории — 8, второй категории 6, третьей категории — 4, обычные наложницы — 2. Все они жили вместе и потому число женщин в гаремах достигало 40 тысяч человек!

Владыке полагалось четыре наложницы 1-го ранга. Они назывались: драгоценная почтенная подруга (гуйфэй), благая почтенная подруга (х*йфэй), прекрасная почтенная подруга (лифэй) и изящная почтенная подруга (хуафэй). Наложниц рангом ниже называли «образцами» (и), их было шесть: образец чистоты (шуи) образец добродетели (дэи), образец достоинства (сяньи), образец кротости (шуньи), образец прелести (ваньи) и образец благоухания (фанъи).

Наложница на ночь выбиралась так — у Императора имелся огромный сосуд с нефритовыми табличками с именами номерами наложниц, а также альбомы с рисунками наложниц. Номера присваивались всем наложницам и чем выше номер, тем более позорна была жизнь наложницы. В Китае существует поговорка — она дочь пятнадцатой наложницы, что примерно означает нашу поговорку — седьмая вода на киселе. Кстати говоря, интриги в гареме присутствовали в полную силу и некоторые наложницы могли подговорить художника нарисовать самых красивых наложниц уродинами, чтобы Император их никогда не выбрал. Быть в гареме и являться девственницей считалось смертельным позором. Император доставал табличку, бил в гонг и молча отдавал табличку евнуху, который отмечал в специальном журнале, кого выбрал Император, за наложницей посылали, ее раздевали донага (дабы избежать наличия какого-либо оружия), омывали, надевали на нее плащ из пуха цапли и несли на спине в покои Императора.

Наложница имела право находиться в покоях лишь определенное время. Если время истекало, то сидевшие за дверями евнухи кричали, что время вышло. Ни одной наложнице не дозволялось оставаться до утра, это привилегия лишь для супруги.

Все посещения Императора своей жены, единственной женщины к которой он мог ходить сам и оставаться с ней на ночь, заносились в специальный журнал.

Большое число наложниц требовало все больших усилий по учету. Так, наложницам, которые побывали в постели Императора, ставили на ладонь особую печать, натирали ее корицей и она сохранялась навечно. Без этой печати оставаться в гареме долгое время считалось позором. Беременность была наивысшим благом и для этой цели в ход шли любые интриги, подкупы, даже убийства и тайные аборты уже забеременевших наложниц.

Девочек для гаремов отбирали отдельно, специально обученные люди из числа дочерей воевод и князей. В 12-14 летнем возрасте они проходили смотрины, которые устраивала мать Императора и в случае успеха поступали в гарем. Однако, зная ужасные нравы, творящиеся в гаремах, многие родители специально калечили дочек или отдавали вместо них дочерей служанок. Помимо интриг и прогулок по саду, наложницы ежедневно занимались своим туалетом и украшениям — наложница всегда должна быть готова к вызову Императором. Высокие прически — волосок к волоску вкладывались ежедневно и закалывались огромным количеством шпилек. Недаром шпилька в Китае считается символом женщины. У Цзэтянь — первая и единственная женщина в Китае, которая правила Империей на протяжении 15 лет. Слева — такая она была в жизни, справа — такой ее видят современные китайские кинематографы. Будучи наложницей Императора Тайцзуна она показала слишком сильную натуру и была сослана в буддийскую обитель, однако сумела стать любовницей сына Императора, в последствии ставшего Императором — Гаоцзуна. Она удалила со своего пути всех конкуренток, включая главную жену Императора и стала его единственной женщиной. По легенде У Цтзэтянь собственноручно задушила собственную новорожденную дочь, но указала на жену Императора за что последняя, так и не смогшая родить, была наказана и изгнана. Она также избавилась от всех конкурентов среди родственников, топив их в вине и казня иными способами. Она изгнала сына Императора и на протяжении многих лет твердой рукой правила страной, для которой женщина на троне являлась беспрецедентным случаем.

Также известна еще одна наложница, добравшаяся до верхов правления — Цыси. Она была необыкновенно хороша собой и хотя Император долго не обращал на нее внимания, все-таки затащила стареющего правителя к себе в постель и настолько очаровала его пением и танцами, что он остался у нее на несколько дней, тем самым немыслимо подняв ее статус. Она родила единственного сына Тунчжи (и то по легенде это был сын одной из наложниц, которую убили сразу после родов)., а после смерти Императора, устранив всех конкуренток сама взошла на трон.

Цыси славилась своей жестокостью. Однажды она приказала обстрелять из пушек католический собор, в котором находились женщины и дети. Она жестоко расправлялась с всеми, кто был против ее правления. Во время «боксерского восстания» Цыси приказала уничтожать иностранцев, которых она считала угрозой древним китайским традициям. Иностранные державы послали войска, для спасения своих граждан. Императрица бежала. Деньги и власть она потеряла. В стране начался хаос. В преклонном возрасте Цыси увлеклась наркотиками. Просмотров темы: 62, сегодня: 62