Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Стенические и астенические эмоции в психологии. Астенические эмоции

Переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности (возникает состояние возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости и т. п.). При переживании С. э. дыхание становится глубоким и легким, частота вдохов увеличивается, сердце работает энергичнее, в глазах появляется блеск, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения действий, требующих затраты большей, чем обычно, энергии. С. э. активны, переживаются с положительным эмоциональным тоном. Противоположностью С. э. являются . Стеническими и астеническими м. б. самые разные виды эмоциональных явлений (от аффектов до настроений ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ" в других словарях:

    - (от лат. emoveo потрясаю, волную) особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в …

    Эмоции, онтогенез эмоций - Эмоции в переводе с латинского языка дословно означают «возбуждать, волновать». Под эмоциями понимают реакции по типу субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата… …

    ЭМОЦИИ - [син. чувствования (Geffihle), аф фективность (см. Аффект)], субъективное переживание удовольствия, наслаждения (положительные Э.) или неудовольствия и страдания (отрицательные Э.) при воздействии на организм внешнего раздражения (ощущения) или… … Большая медицинская энциклопедия

    - (эмоции) переживания, повышающие активность личности военнослужащего … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Эмоции - (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия

    ЭМОЦИИ - (от лат emoveo потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний… … Российская педагогическая энциклопедия

    Эмоции - – общее название реакций организма, в которых выражается отношение индивида к объекту, ситуации, явлению. См. Эмоция. * * * (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (англ. asthenic emotions; от греч. а отриц. частица + sthenos сила) окрашенные отрицат. эмоциональным тоном чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха и т. п. При переживании А. э. человек сутулится, дыхание становится медленнее… … Большая психологическая энциклопедия

    Эмоция - Эта статья об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo потрясаю, волную) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… … Википедия

    Болевой порог - Болевой порог это уровень раздражения, причиняемого нервной системе, при котором человек чувствует боль. Болевой порог индивидуален для каждого, один и тот же уровень раздражения может выразиться как в незначительной, так и в сильной боли… … Википедия

По воздействию на организм человека и его функционирование разделяют активные и пассивные эмоции.

Активные, или положительные, получили название ""стенические"", а пассивные, они же отрицательные, именуются ""астеническими"". Конечно, в зависимости от обстоятельств человек в разное время испытывает разного Однако, если брать в общем, то у каждого индивида превалируют по жизни положительные или отрицательные эмоции.

Этот показатель сказывается не только на характере людей и их отношении к окружающему миру и другим людям, но и на здоровье. Так, статистика показывает, что положительно настроенные люди живут дольше, а их жизнь более яркая и интересная, чем у пессимистично настроенных, оппонентов. И дело здесь не только в психологических составляющих, но в большей степени - в физиологии.

Рассмотрим, к каким последствиям на физическом уровне приводят затяжные астенические эмоции.

характера - стенические

Название "стенические" происходит от слова "стенос", что означает "сила". Уже из названия видно, что которые придают человеку силу.

Ярким примером стенической эмоции является чувство удовлетворения, а также радость, счастье. Эти переживания способствуют расширению мелких кровеносных сосудов в организме, благодаря чему усиливается кровообращение. Улучшается мозговая деятельность, повышается активность - человек много жестикулирует, говорит, не может усидеть на месте, кожа становится гладкой, а сам человека испытывает энергетический подъем.

Эмоции негативного характера - астенические

Название ""астенические"" происходит от слова "астенос", получается противоположность силе, значит, речь идет о слабости. Такие переживания обессиливают организм и негативно сказываются на его жизнедеятельности.

К астеническим эмоциям относятся грусть, печаль, неудовлетворенность. В этом случае из-за работы вазомоторного аппарата кровеносные сосуды сужаются, что приводит к недостаточному питанию органов и систем организма.

Последствия затянувшихся астенических эмоций

Грустный человек всегда выделяется своим внешним видом. У него из-за анемии, удлиненное лицо с заостренными чертами, такому человеку бывает холодно даже в теплую погоду, поэтому он как-бы скукоживается, пытаясь согреться.

Если преобладают астенические эмоции, мозг человека страдает из-за недостатка питания. Неудивительно, что несчастные люди выглядят растерянными, им сложно удерживать концентрацию, она становятся вялыми и неактивными, в результате чего их продуктивность значительно падает.

Возникают проблемы и с дыхательной системой. Появляется одышка, затрудненное дыхание. Падает общий тонус организма, возникает постоянное чувство усталости и нежелание что-либо делать, особенно это относится к умственной деятельности.

Длительная депрессия приводит к нарушению функционирования организма: начинают выпадать волосы, кожа покрывается морщинами, голос становится слабым и еле слышным, человек выглядит значительно старше своих лет.

Роль эмоций в жизни человека

Стенические и астенические эмоции играют большую роль в жизни каждого человека. Можно подробнее рассмотреть их влияние на примере спортсменов. Стенические эмоции наблюдаются у более успешных спортсменов, они вызывают у них увеличение жизненных сил, стремление к победе, к преодолению препятствий, а также предрасположенность к естественной конкуренции.

В то же время астенические эмоции появляются у спортсменов вследствие переутомления, у человека появляется вялость, нежелание продолжать спортивную деятельность. Поэтому так важно правильно построить план тренировок, чтобы поддерживать положительные эмоции.

Склонность к эмоциям того или иного типа

Стенические и астенические эмоции, преобладание одних над другими, зависит от персональных особенностей человека, в частности, от типа нервной системы. Между прочим, такое чувство, как радость, тоже может иметь разный оттенок. Бурная радость - это достаточно яркая эмоция, и она относится к первой группе, так как приводит к возбуждению и тонизированию всего организма, вызывает прилив сил и энергии.

А вот тихая радость, скорее, приносит спокойствие.

Негативные эмоции снижают жизнедеятельность человека, лишают его энергии, активности, как результат ухудшается качество жизни - именно к такому результату приводят астенические эмоции. Примеры таких переживаний: затяжное подавленное состояние, тоска, ухудшение физического самочувствия.

Часто и подолгу находиться в пессимистичном настроении вредно для человека. Именно поэтому при доминировании астенических эмоций человеку настоятельно рекомендуется обратиться к врачу за квалифицированной помощью. От своевременного лечения будут зависеть здоровье и внешний вид человека.

Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств. Эмоции и чувства также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Прежде всего, к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страз различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д. Выполняют еще и прединформационную , или сигнальную функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворение потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д. Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной , или стимулирующей функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т.е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону. Еще одна функция эмоций и чувств – приспособительная . Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Существует и коммуникативная функция чувств.

Эмоции и чувства, будучи субъективными по своей форме существования переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.

Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические . В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.

По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески – сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические – ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость («окрыленный успехом», говорят в таких случаях).

Если предварительный (оценочный) анализ ситуации, который предпринимается уже на уровне подсознания, покажет, что величина исходных ресурсов организма для данной цели крайне недостаточна и мобилизация ресурсов в данной ситуации практически бесполезна, то в подсознании в первые 60 — 80 мс формируется программа, включающая астеническую отрицательную эмоцию — состояние ужаса, тоски, страха.

Таким образом, АСОЭ возникает как своеобразная защитная реакция в чрезвычайной ситуации, ответ на которую требует ресурсов, намного превосходящих любые возможности организма. Она проявляется в оцепенении, неподвижности, торможении поведенческих реакций. У человека подавлены воля, интеллект; это — результат торможения возможности реакций.

Иногда страх угнетает лишь мыслительную сферу, стимулируя двигательную активность, тогда обезумевший от страха человек с огромной энергией совершает ненужные, бесполезные поступки (паника); или же возникает угнетение лишь двигательной сферы, тогда парализованный страхом человек, полностью сознавая опасность, не в силах сделать ни одного движения, чтобы ее избежать.

Начальная форма страха (испуг) нередко представляет собой первую (импульсивную) реакцию на чрезвычайную обстановку, возникающую до того, как к ней подключается сознание, позволяющее оценить ситуацию более глубоко и всесторонне.

Подключение сознания сопровождается мобилизацией огромных информационных ресурсов ЦНС.
Это создает условия для переосмысления возникшей ситуации. Величина дефицита информационных ресурсов при подключении сознания уменьшается, и испуг, появившийся на уровне подсознания, может исчезнуть.

Испуг либо проходит, либо, в какой-то мере сохраняясь, сопровождается уже не угнетением, а мобилизацией ресурсов организма. Если же при этом их все же окажется недостаточно, то испуг может перейти в страх, т. е. в стойкую АСОЭ. В этом случае, однако, сознание и воля могут преодолеть состояние страха, помогая действовать вопреки ему.

Трус отличается от храбреца не тем, что храбрец не испытывает страха, а тем, что последний усилием воли способен подавить реакции, вызванные страхом.

«Превентивная кардиология»,
под редакцией Г.И.Косицкого

Эмоциями является непосредственным переживанием отношение человека к предметам и явлениям действительности. Сегодня мы рассмотрим классификацию эмоций. Конечно все знают что если определенные предметы, явления соответствуют нашим потребностям, они вызывают у нас положительное отношение и, соответственно, положительные эмоции , если нет — возникают негативное отношение и соответствующие переживания.

Классификация эмоций.
Эмоции классифицируют в зависимости от сферы явлений, определяющих их возникновения. Самым общим является разделение эмоций (по критерию модальности переживания) на положительные и отрицательные . Как уже было сказано, эмоциями является непосредственным переживанием отношение человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и нейтральным.

Положительное отношение человека к чему-то выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость и т. п., отрицательное отношение — в эмоциях недовольство, печали, отвращения, гнева и т. п. По характеру воздействия на организм различают стенические и астенические эмоции. Эмоции и чувства могут мотивировать человека, их переживает, к исполнению (стенические) или прекращения (астенические) определенных действий.

Стенические эмоции (от гр. «Стенос» — сила) повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость. Это радость, «спортивная злость», ненависть и т.д..

Стенические чувства мобилизуют человека к выполнению поступков, словно придают ей сил . Так, человек в порыве гнева может выполнить такую ​​тяжелую физическую работу, на которую не смогла бы в нормальном состоянии. Радость от достигнутого успеха стимулировать к выполнению еще более сложных задач.

Астенические эмоции (от гр. «Астенос» — слабость, бессилие) уменьшают активность, энергию человека, подавляют жизнедеятельность. Это грусть, тоска, подавленность. При появлении астенических чувств лицо отчаивается, пасует перед обстоятельствами. Тогда даже выполнения простейших задач очень усложняется. Человека овладевает апатия, у нее расстраивается координация движений, все выпадает из рук. Такой парализующий воздействие на человеческую психику преимущественно производит страх. Если интенсивность слишком велика, то мы порой могут сделать ни шага.

Эмоции могут набирать стенические или астенической формы в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы. Например, у одного человека горе может вызвать беспомощный угнетенное состояние, у другого — бурную реакцию. Радость тоже бывает разной.
Бурная радость — эмоции стенические, поскольку она вызывает у человека прилив сил и жажду деятельности. Радость тихая и спокойная, как правило, расслабляет.