Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Православные приходы и храмы в милане италия. Миссия выполнима: процветающий православный приход в самой католической стране

В Милане много храмов, но базилика Святого Амвросия особенно почитаема горожанами. В современных путеводителях она именуется блаженным местом покоя, размышления, мира. Прямо за воротами открывается величественный вид на древнее сооружение. Миланцам здесь всё напоминает о святом покровителе города Святителе Амвросии. В базилику Святого Амвросия приезжают и православные паломники, чтобы поклониться его мощам, так как Амвросий почитается и в католической, и в православной церквях. В Милане проводятся Амвросианские чтения, которые служат примером диалога между католиками и православными.

История

Храм построен Амвросием Медиоланским в 379-386 году. Место для строительства выбрали не случайно. Тут захоронены мученики за веру, казненные в период раннего христианства.

Первоначально собор так и называлась: базилика Святых Мучеников. Её освятили во имя Хрисанфа и Дарьи, погибших от рук язычников. Затем в 380 году были обретены мощи Гервасия и Протасия, также замученных в период возникновения христианства.

Церковь была маленького размера и скорее напоминала часовню, убранство которой копировало форму Гроба Господня и являлось символом новой жизни для человека, крещеного в христианскую веру. Сюда приходили толпы горожан, чтобы услышать епископа Амвросия, произносившего жаркие проповеди с балкона базилики. После того как и самого Амвросия канонизировали за христианское мужество, церковь стала называться базиликой Святого Амвросия Медиоланского.

Амвросий был миланским епископом, после канонизации стал святым покровителем города. Его и называют Медиоланским, так на латыни звучит название города. После того как в храм поместили мощи Святого Амвросия, церковь перестала вмещать всех верующих: желающих поклониться мощам было слишком много.

Архиепископ Ансперт распорядился пристроить к храму большой атриум, внутренний световой двор. В 1897 году мощи Святых Герасима и Протасия вместе с мощами Святителя Амвросия поместили в серебряный мощевик, где они и находятся по сей день.

Архитектура и интерьер

В 1099 году храм был реконструирован, его внешний вид существенно изменен: фасад выполнили в ломбардо-романском стиле. Атриум, пристроенный чтобы расширить помещение, украсили колоннами с рельефом, демонстрирующим борьбу светлого и темного, Бога и дьявола.

В основном помещении храма имеются арочные галереи-лоджии. Кроме саркофага с мощами Святого Амвросия в базилике есть еще реликвия: три золотых мозаики под куполом храма, изображающие сцены жития Иисуса Христа и Святого Амвросия. Рельефы рядом украшают около четырех тысяч драгоценных камней, каждый из которых посвящен событию в служении и жизни Святого Амвросия Болгарского. На рельефе Амвросий стоит в полный рост, и его черты лица имеют точные портретные детали.

Примерно в это же время, когда шла реконструкция, к храму была пристроена еще колокольня, и их стало две. Первая, сооруженная в IX веке, имеет более строгие формы и называется колокольней монахов, а вторая, более поздняя, высокая и изящная, получила название колокольни каноников и долгое время имела незаконченный вид: её достроили только в 1889 году.

Чем знаменита базилика

Её внешний вид стал эталоном романского стиля, и часто копировался архитекторами во многих странах.

Слева от фасада базилики стоит колонна, уцелевшая со времен античности.

Местные жители называют её дьявольской и рассказывают, что когда епископ решил построить церковь, он изгнал беса, жившего в этих местах, ударил его о колонну рогами, и на столбе остались две дырки. По легенде, надо вложить в них пальцы, и всё зло, которое есть в душе, исчезнет.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: 15 Piazza Sant’ Ambroqio, Milan 20123 Italy.

Открыта ежедневно с 9.00 по 18.30 .

Посещение бесплатное.

Как добраться

Доехать можно на метро , станция Sant Ambroqio.

Вконтакте

Милан – древнее название города Инсубрия Медиоланум (Insubria Mediolanum), был основан в V в. до Р.Х., когда проживавшее там кельты были покорены римлянами. Можно представить как много он пережил за все это время, свидетелем скольких событий он оказался. Современный вид столицы Ломбардии носит отпечаток всех архитектурных стилей прошедших эпох.

Христианство в Медиолан пришло с проповедью святого апостола Варнавы, который основал здесь епископский престол. В период гонений здесь пострадали различные мученики за веру, среди которых святые Гервасий и Протасий, Назарий и Келсий. Рассвет церковной жизни города пришелся на IV столетие, когда епископом стал святой Амвросий (374-397). Большой ревнитель христианской веры, он основал много храмов и монастырей, занялся поиском мощей мучеников, произносил пламенные проповеди и строил крепкую христианскую общину города Медиолана. 
Современный вид города Милана украшают церкви и базилики, появившееся во время святительства святого Амвросия.

Piazza Duomo, 16. Открыт: 07.00-13.00, 16.00-19.00

На месте древних церковных строений стоит Кафедральный собор, поражающий своим архитектурным великолепием. Под собором сохранились останки древней базилики IV в., посвященной св. мученице Фекле. Нынешний собор был заложен в 1386 г. и завершен лишь в 1813 г.

Спустившись в крипту, расположенную под главным алтарем собора, можно поклониться реликвиям (одеждам) святых мучеников Протасия и Гервасия, тела которых были обретены святым Амвросием во времена его епископского служения. В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства. Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора. В соборе сохраняется также один из гвоздей, которым пречистое тело Спасителя было пригвождено ко Кресту. В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

Piazza S. Ambrogio, 15. Открыта: 07.30-12.30, 16.00-20.00

Базилика на этом месте была сооружена епископом Амвросием в период с 379 по 386 гг. Базилика являлась первой из пяти храмов, основанных святым Амвросием. 19 января 386 г. базилика была освящена в честь святых мучеников, потому что стояла на месте их погребения. Среди них известны имена святых Виталия, Валерии, Набора, Феликса и Виктора. Здесь же после смерти святителя Амвросия в 397 г. было погребено его тело. В последующие века церковь достраивалась, приобретала новые архитектурные компоненты и украшалась изнутри. Под главным алтарем расположена крипта, в которой почивают мощи святителя Амвросия Медиоланского в окружении мучеников Гервасия и Протасия (I в.).

Piazza S. Nazaro in Brolo, 5. Открыта: 08.00-12.30, 16.00-19.00

Церковь святого мученика Назария была основана в 382-386 гг. святителем Амвросием Медиоланским и посвящена двенадцати апостолам, чьи частицы мощей сохранялись в храме, а в настоящий момент находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.
В главном алтаре церкви стоит рака с мощами святого мученика Назария, пострадавшего в период Нероновых гонений на христиан.

Piazza S. Eustorgio, 1. Открыта: 07.45-12.30, 16.00-18,00

Базилика святого Евсторгия — Basilica di Sant’Eustorgio

Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана, жившему в IV в. – святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя т.н. останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения. Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем.

Каждый год, 6 января, в праздник Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма.

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим.

В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения.

Православные приходы в городе Милан

Приход святителя Амвросия Медиоланского
Настоятель: архимандрит Амвросий (Макар)
Адрес: Largo Corsia dei Servi, 4 – 20122 – Milano
www.ortodossa-ambrogio.org
www.milano.cerkov.ru
e-mail: [email protected]

Приход в честь святых Сергия, Серафима и Викентия
Настоятель: архимандрит Димитрий (Фантини)
Адрес: via Giulini, angolo via Porlezza, Milano

Приход «Святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского » был образован с благословения епископа Цюрихского Серафима (Родионова) в ноябре 1983 года.

Первоначально Литургии проводились в частном доме, затем было найдено новое, более подходящее арендованное помещение и обустроился первый православный храм, посвященный великим Святым Сергию и Серафиму. Первая Божественная литургия в нем была проведена 10 ноября 1985 года.

Далее в течение десяти лет под руководством иеромонаха Димитрия (Фантини), назначенного Владыкой Серафимом настоятелем храма , в этой церкви течет приходская жизнь , приход пополняется православными верующими из разных стран .

Май 1987 года был отмечен визитом архи епископа Серафима. Владыка начал работу по диалогу с другими христианскими церквями, присутствующими в Милане, участвуя в экуменических инициативах .

17 сентября 1995 года иеромонах Димитрий был возведен в ранг игумена во время Божественной Архиерейской Л итургии, епископом Гурием (Шалимовым) , во время его пастырского визита в Милан .

С 1 июня 1996 года наш приход переехал в новый храм, где и находится до настоящего времени, в небольшую церковь на улице Джулини, в историческом центре Милана, посвященную Святому Викентию, мученику Сарагосскому IV века . Название прихода включило в себя и мученика Викентия. Данный х рам получил свой сегодняшний вид после глобальной реконструкции и включает в себя части древней бенедиктинской церкви монастыря Святого Викентия VIII века , почти полностью разрушенной в 1964 году . Хра мовая часть имеет площадь чуть более семидесяти квадратных метров, с высотой 12 метров. В церкви находится множество ценных фресок конца XVI века, работы известного л омбардского художника Аурелио Луини, которые изображают сцены мученичества святого Викентия Сарагосского (IV в.) и святой мученицы Урсулы Кёльнской (IV в . ). Под куполом храма находится уникальная фреска – Христос Пантократор, работы великого художника эпохи ренессанса Бергоньоне . Под храмом, на нижнем этаже, находится большой зал, на стенах и потолке которого помещены другие средневековые аф фрески из древней церкви Святого Викентия .

В эти годы, в середине 90-х, отец Димитрий пастырски окормлял православных верующих и в другом крупном северо-италийском городе, Турине, что вылилось в создание другого крупного православного прихода имени Святого Максима Туринского, окормление которого впоследствии было поручено Владыкой Гурием игумену Амвросию (Кассинаско), в 1997-м – диакону нашего прихода, сегодняшнему настоятелю прихода в Турине.

Наш приход, в результате пастырских трудов отца Димитрия, в прошедшие десятилетия сыграл большую миссионерскую роль по всему северу Италии, оказывая пастырскую помощь и окормление православным верующим и создавая новые православные приходы.

В дополнение к уже упомянутому туринскому приходу, были созданы приходы Святого Николая в Вероне, в небольшой церкви в историческом центре города , предоставленной в пользование городским католическим епископом; основан приход Святого Александра Невского в Варезе, находившийся в монастыре Брунелла, принадлежащем францисканским монахам; поддерживалась литургическая жизнь в 80-х и 90-х годах в приходах в Генуе и в Брешии. До сегодняшнего дня проводится пастырское окормление православной общины в Новаре, посвященной святому Николаю. Здесь отцу Димитрию помогает отец иеромонах Ф еофил (Барбьери ), который трудился в нашем приходе начиная с 1996 года, еще будучи мирянином . Отец Ф еофил с 2001 по 2008 годы являлся епархиальным секретарем и координатором, поэтому при нашем приходе был организован секретариат Италийского благочиния.

В дополнение к главной, Л итургической деятельности, при нашем храме организована детская Воскресная Школа и проводятся образовательные мероприятия для детей и взрослых, поощряются культурные и благотворительные инициативы, проводятся многочисленные паломничества по святым местам как в Италии, так и за рубежом.

За последние десятилетия н аш храм неоднократно посещался Церковными иерархами , руководителями и представителями отдела по внешним связям Московского Патриархата. Его окормляли : Митрополит Владимир (Сабодан), бывший Экзарх Западной Европы Русской Православной Церкви и референт Священного Синода в 1980-х годах; Архиепископ Серафим (Родионов) из Цюриха; епископ Херсонесский Гурий из Парижа; около двух лет, с 19 97 года по 1999 – митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (нынешний Патриарх Московский и Всея Руси ) , преемником которого стал новый епископ Херсонесский Иннокентий (Васильев ), затем епископы Нестор Херсонесский и Антоний Богородский. Наш нынешний Владыка, с августа 2017 года, – епископ Богородский Матфей (Андреев).

Приход продолжает окормляет православных верующих каждой культуры и национальности , отмечая многонациональное значение Православия , но сохраня и свой особенный характер как церковь, родившаяся в полностью итальянском окружении, задолго до массовой иммиграции и быстрого роста Православной диаспоры , который характеризует нынешнее время .


Столица Ломбардии Милан (Milano) крупнейший город севера страны и её главный финансово-экономический центр. При этом он считается одним из ведущих мировых центров науки, технологии, моды и дизайна. Сильно пострадавший в ходе Второй мировой войны, город на треть был отстроен заново, и теперь удивительным образом совмещает в своём облике средневековые памятники и ультрасовременные деловые кварталы.

В Милан как правило едут достаточные люди чтобы обновить свой гардероб в сверх дорогих бутиках, чтобы потусоваться в ночных клубах современного города, чтобы послушать

первые голоса мировой оперной сцены в знаменитом театре Ла-Скала или в крайнем случае Насладиться шедеврами Караваджо, Рафаэля и Тициана. Правда есть в Милане и один духовный "шедевр" мирового уровня, это величественный собор Дуомо на одноименной площади, куда непосредственно в обязательном порядке ведут всех туристов, чтобы постоять в тени величия этого собора.

Но верующим и тем более православным людям нужно в Милане искать совершенно другое место. Впрочем католики Милана не считают себя католиками в полном смысле слова. Чтобы отличатся от тех же римлян, они себя называют не католиками Римско-католической Церкви, а "Амброзиане". "Амброджий" - так по итальянски звучит имя Амвросий.




Паломники и гости Милана без труда находят в городе древнюю Амвросиеву церковь -базилику Сант-Амброджио (basilica di Sant’Ambrogio), которая расположена на площади, носящей имя святого, рядом с Музеем науки и техники и остановкой «Sant’ Ambrogio» второй, «зеленой», линии метро. Базилика была построена в 379-386 годах самим святителем Амвросием Медиоланским (умершим в 397 году) на развалинах бывшего языческого храма . Место выбрано не случайно: здесь были обнаружены захоронения первых христианских мучеников, поэтому церковь сначала называлась базиликой мучеников (basilica martyrum) . Базилика была освящена первоначально во имя мучеников Хрисанфа и Дарии , а затем - во имя мучеников Гервасия и Протасия, мощи которых были в 380 году чудесно обретены святителем Амвросием именно на этом месте . После блаженной кончины святителя церковь стала носить имя ее основателя и называться Амвросиевой базиликой .

Миланцы свято чтят своего небесного покровителя , мозаичные и живописные портреты которого, а также скульптурные изображения можно часто встретить на фасадах старинных домов, на улицах и площадях «северной столицы Италии».

Удачное месторасположение города, основанного еще кельтами приблизительно в 600 году до Р.Х. в Паданской равнине, способствовало его быстрому развитию: через город проходили пути, ведущие через Альпы в землю франков (ныне часть территории Германии). Около 222 года до Р.Х. город завоевали римляне, они и дали ему название Mediolanum (от medio - посередине, planum - равнина, т.е. «посреди равнины »).

Именно здесь, в Милане, в 313 году император Константин Великий возвестил знаменитый эдикт («Миланский эдикт »), разрешивший свободно исповедовать христианскую религию .



Амвросиева базилика - самая красивая из сохранившихся церквей романского периода - приобрела свой нынешний вид после нескольких перестроек в 1099 году . В современных итальянских справочниках она называется «блаженным уголком мира, покоя, искусства и размышлений ». Справедливость этих слов ощущаешь сразу, как только, пройдя через входные ворота базилики, оказываешься в небольшом каменном дворике с портиками - Атрио ди Ансперто: отсюда открывается величественный фасад этого древнего церковного сооружения. По преданию, святой Амвросий, горячо любимый горожанами епископ, обращался с балкона базилики к верующим с проповедями .

Путеводитель по базилике рассказывает, что первоначально ее здание своими внешними формами повторяло форму Гроба , в котором три дня находилось тело распятого, а затем воскресшего Иисуса Христа. Внутреннее же убранство базилики символизировало «начало новой жизни христианина после принятия им таинства крещения».

Крипта базилики издавна была местом притяжения для многих христиан, стремящихся поклониться мощам святого Амвросия . После кончины святитель Амвросий упокоился в любимом им Медиолане, в котором более 20 лет был епископом, под жертвенником, где были погребены мученики Гервасий и Протасий .

Из истории базилики известно, что в 823 году епископ Ангильберт II (824-859) распорядился извлечь мощи святых, почивавших в двух отдельных гробницах, и поместить в одну порфирную урну-саркофаг и мощи святых Гервасия и Протасия, и мощи святителя Амвросия . Вероятно, тогда же святитель Амвросий был прославлен в лике общецерковных святых, поскольку память его совершается с IX века. Спустя десять столетий, когда Милан готовился отметить 1500-летие преставления святителя Амвросия, подлинность его мощей была подтверждена учеными-археологами . В 1897 году святые мощи Амвросия, а также Гервасия и Протасия поместили в специально сделанный для них серебряный мощевик. На мощевике - изображения трех святых, святитель Амвросий - в центре, между святыми Гервасием и Протасием.

Писатель из ЮАР Генри Воллан Мортон , так описал своё посещение базилики святого Амвросия: Как-то раз во время ранней утренней прогулки я неожиданно набрел на базилику Святого Амвросия. Заглянув через решетку на строгий мощеный атриум, я увидел старую церковь, опустившуюся за многие века ниже уровня современного уличного покрытия. Базилика напомнила мне о древних церквях Рима, таких как церкви Святого Климента Римского или Святой Цецилии: у храмов этих сохранились подобные мощеные дворы. Базилика Святого Амвросия, преисполненная римской серьезности, молчаливости, покоя и — самое главное — дающая возможность заглянуть в глубину веков, представляла собой разительный контраст с грохочущими рядом автобусами и трамваями, развозившими на работу первую волну клерков и машинисток.




Миновав атриум, я вошел в темную ломбардскую церковь. Температура, как в холодильнике, — немудрено, что я тут же задрожал. Постояв, заметил луч света под высоким алтарем, направился туда, спустился по лестничному маршу и вошел в крипту. Несколько старых женщин в черной одежде дожидались начала ранней мессы — они напоминали членов тайного общества или собрание древних христиан. Церковный служитель со связкой ключей поспешно сбежал по ступеням. Запрестольную перегородку он открыл с четырех сторон четырьмя разными ключами и опустил в желоба стальные панели. Старые женщины тут же упали на колени и стали креститься: перед ними предстало то, что сохранилось с древнейших времен и внушало благоговейный страх.

Сначала я разглядел только толстый кусок стекла, но, когда служитель включил огни, передо мной явилось мрачное и удивительное зрелище. В стеклянной гробнице на кровати или на похоронных дрогах лежали бок о бок три облаченных скелета. Тот, что посредине, лежал выше своих товарищей — так я впервые увидел мощи святого Амвросия, останки которого сохранились в базилике со времени его смерти в Медиолануме в 397 году. Голову скелета венчала античная митра, на руках — красные перчатки епископа, на ногах — златые тапочки, а в локтевом суставе — крест. Скелеты по обеим сторонам от Амвросия принадлежали мученикам — святым Гервасию и Протасию, умершим за веру задолго до святого Амвросия. Амвросий самолично распорядился эксгумировать мучеников и уложить их останки в свою базилику, а было это в то время, когда римская церковь запрещала эксгумацию костей святых мучеников. Это был первый случай перемещения реликвий в западную церковь, и такой обычай стал общепринятым лишь многие столетия спустя, после осквернения катакомб.




Как только месса завершилась, служитель поднял стальные ставни, и никто бы уже не догадался, что за ними находится. Останки великого римского епископа слишком священны, чтобы выставлять их в Милане на всеобщее обозрение. Мне было интересно впоследствии выяснить у туристов, многие ли из тех, кто побывали в базилике, знали о том, что там хранятся останки святого Амвросия.

Святой умер ночью в Великую пятницу 397 года. На следующий день его тело было выставлено для прощания в стоявшей прежде на месте Миланского собора церкви Марии Лаго-Маджоре. В воскресенье, в Пасху, тело уложили в порфировый саркофаг и погребли под алтарем его собственной базилики, при этом выполнив завещание покойного — поместили между останками святых Гервасия и Протасия. Там они почти четыреста пятьдесят лет и находились, не потревоженные варварскими вторжениями.



В 835 году в церкви устанавливали Золотой алтарь, существующий и по сей день . Когда готовили основание для алтаря, обнаружили внизу три захоронения. Останки святого Амвросия вместе с останками двух других святых мучеников перезахоронили под новым алтарем. К саркофагу в течение тысячи двадцати девяти лет (до 1864 года) никто не прикасался.

В церкви в то время проходили реставрационные работы. Саркофаг осмотрели, сняли крышку и подтвердили, что в нем находятся три скелета, тщательно зарисовали все то, что там увидели. Рисунок хранится в архиве базилики — с репродукцией можно ознакомиться в любом книжном магазине Милана. В те годы церковь в Италии переживала не лучшие времена, и научное изучение останков состоялось лишь после того, как в 1870 году в стране официально провозгласили создание королевства. В 1873 году папа римский Пий IX признал аутентичность останков. » .

А вот ещё интересное письмо с 19 века, гражданин Англии Сент-Джон присутствовал в Милане на научном изучении останков Святителя Амвросия. «Мне случайно позволили посетить, — пишет мистер Сент-Джон , — частную экспозицию останков святого Амвросия и святых Гервасия и Протасия. Своими глазами я видел скелет Амвросия. Присутствовало при этом также великое множество духовенства, три врача и отец Секки. Его пригласили с учетом того, что он прекрасно знает катакомбы и может с большой долей вероятности определить возраст останков и прочее… На большом столе лежали три скелета, а вокруг столпились священнослужители и медики. Два скелета отличались огромным ростом и были очень похожи. В глаза бросались следы насилия. Определили возраст мучеников — приблизительно двадцать шесть лет. Когда я вошел в комнату, отец Секки рассматривал следы пыток. Горла были вспороты с большой жестокостью, и шейные позвонки были искалечены с внутренней стороны. У одного скелета адамово яблоко Разломано, у другого оно и вовсе отсутствовало. Не помню, у кого именно. В скелете святого Амвросия кости были в неприкосновенности. Тело его в полном порядке. Нижняя челюсть (у одного из двух мучеников она была сломана) ничуть не повреждена. Я обратил внимание на совершенную ее форму, прекрасные зубы (за исключением одного коренного в нижней челюсти), белые и ровные. Лицо у него было продолговатое, тонкое, овальное с высоким выпуклым лбом. Кости белые, в отличие от тех двоих: у них они были очень темные. Фаланги пальцев длинные, изящные. В общем, кости Амвросия являли собой выраженный контраст по отношению к костям двоих мучеников ».

Святого Амвросия Медиоланского изображали на своих картинах многие европейские художники, в том числе Питер Рубенс и Антонис ван Дейк, а также миланский художник Камиллио Прокаччини . Самым известным считается полотно великого фламандца Рубенса, хранящееся в Бельведерском дворце в Вене: на картине запечатлена встреча святителя Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики.

В искусстве Западной Европы святой Амвросий представляется обычно старцем в епископском облачении, с посохом, нередко с палицей - матерчатым ромбом, символом духовного оружия, а также с бичом в руке - символом победы святителя над арианами и язычниками. Есть другие изображения, на которых Амвросий изображен с двумя костями в руке - в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия.

Рельефы «Золотого алтаря», называемого миланцами «самым драгоценным в мире алтарем » - его украшают более 4 тысяч драгоценных камней, посвящены разным событиям из жизни святого Амвросия: от рождения, посвящения в епископы до смерти и вознесения его души на небо .

Если внимательно вглядеться в мозаичный портрет святителя Амвросия, то можно заметить, что лицо святого на мозаике диспропорционально. Некоторые искусствоведы считают, что это связано с недостаточным мастерством художника. Конечно, портрет, датирующийся V веком, не может быть прямым изображением святого, но он отражает сохранившиеся в то время рассказы о характерных особенностях лица святого Амвросия . Об этом же говорят и старые путеводители по Милану.

Так, писатель Генри Волан Мортон в своей книге «Путешественник в Италии» рассказывает о некоторых выводах антропологов, исследовавших в конце XIX века мощи святого Амвросия: один из верхних зубов святителя глубоко ушел в череп под глазом, поэтому левый глаз святого Амвросия был выше правого. Эта характерная диспропорция лица святого Амвросия встречается и на изображении в медальоне XII века, который хранится в музее святителя Амвросия, примыкающем к зданию базилики.

С именем святого Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от традиционного латинского, амвросианского литургического обряда. Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии . Благодаря амвросианскому обряду, испытавшему особое влияние византийского обряда, Миланская Церковь «обретает свое лицо, прежде всего, благодаря качеству своей молитвы. Амвросианский обряд оказал большое влияние на становление Миланской Церкви.
Святителем Амвросием в Милане был основан мужской монастырь и построены две базилики им освящённые и которые дейчтвующие храмы и по сей день: во имя святых мучеников братьев-близнецов родом из Милана, Гервасия и Протасия (ныне Амвросиева) и Апостольская - ныне церковь святого Римского мученика Назария, в алтаре которой покоятся мощи этого святого. Апостольская базилика была сооружена в 382-386 годах и посвящена святителем двенадцати апостолам: частицы их мощей хранились в храме; сейчас эти святыни находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.

В память святителя Амвросия в 1609 году кардиналом Карлом Борромео (1538-1584), распространявшим амвросианский литургический обряд и способствовавшим развитию почитания святого Амвросия, в Милане рядом с Амброзийской (Амвросиевой) пинакотекой была открыта Амброзийская (Амвросиева) библиотека , доступная для всех жителей города. Ныне в ее собрании имеется много редких книг, среди них и 12 томов рукописей Леонардо да Винчи.

В 1997 году на 1600 летия смерти святого , в базилике Амвросия, католики разрешили у мощей Св.Амвросия отслужить православный молебен, который возглавлял архиепископ Берлинский, Феофан . А через год в 2008 году у мощей Св.Амвросия молебен возглавлял Киевский Митрополит, Владимир .

Сегодня в Милане существуют два прихода Русской Православной Церкви . Прихожанами общин, являются в основном около 150 приехавших на работу в Италию, представляющих греческую, болгарскую, сербскую, молдавскую и грузинскую диаспоры.


Вот только внешне храм не похож на Православный, так как под общину Русской Церкви выделили старую Католическую каплицу, которая ранее принадлежала одному из католических разрушенных монастырей .

Сейчас в этом храме служит батюшка, воспитанник Киевской Духовной семинарии, протоиерей. А в другой общине служит местный итальянец 70 летний архимандрит принявший православие и монашество. Служа на церковно-славянском языке, он не мог разговаривать по-русски, но отчасти русский язык понимал из того, что ему говорили.



Так де в Милане живёт около 800 греческих православных семей. Католики под нужды Греческой Православной Церкви передали свой католический храм 17 века . Всё это показатель того, что католический Милан тесно сотрудничает с приезжим православном меньшинством, которое почитает Святого Амвросия и желает молиться в городе этого святого.



Хотя как я упамянул в начале статьи, сам город Милан своей визитной карточкой выставляет Домский Католический собор. Замечательно и то, что этот собор построен в честь Рождества Богородицы, тоже связан с Амвросием Медиоланским. Именно на этом месте до строительство собора стояла небольшая церковь святой мученицы Фёклы , Святой Амвросий крестил в ней святого Оригена , выдающегося западного церковного писателя и учителя . В крипте собора сохранились руины церкви Св.Фёклы. 427 лет строился Миланский собор и он является по величине Третьим собором в мире . Спустившись под главный престол в крипту собора можно поклониться ризам святых первомучеников Протасия и Гервасия , тела которых были обретены святым Амвросием во времена своего епископского служения.
В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства . Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора.
В соборе под потолком сохраняется также один из гвоздей, которым был прибит Спаситель ко Кресту . В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

На улицах города Милана можно увидеть много церквей и соборов, свидетельствующих о богатой христианской жизни этого города.
И одна из очень значимых Католических базилик города, это базилика Сан-Лоренцо-Маджори .




Именно в этой базилике покоятся мощи ещё одной святой много-почитаемой в Православии, Св.мученицы Наталии . Святые Адриан и Наталия, покровители молодожёнов. И хоть Адриан и Наталья жили в 3-4 веке в Малой Азии, мощи Святой Наталии попали в Милан в конце первого тысячелетия и почитаются миланцами как подлинная святыня. Многие паломники приезжают из разных стран в Милан, чтобы поклониться и почтить святые мощи мученицы. И конечно мечта каждой Наталии побывать в Милане и поклонится мощам своей небесной заступницы.


Св.Наталия

В 304 году убили мужа Натальи, мученика Адриана, за то, что он был христианин. Когда тела мучеников убитых начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния. Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие. Память мучеников Адриана и Наталии совершается 8 сентября по.



Открытые мощи Св.Наталии

Мученичество святой Наталии заключается не в телесном мучении, а в душевном. Это было куда тяжелее перенести, принося своего любимого мужа в жертву.



Ну и наконец нельзя обойти ещё одну католическую важную базилику Милана, в честь миланского епископа святителя Евсторгия .

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим .



Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана , жившему в IV в. - святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения . Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем. Евсторгий, это католический святой, в Православии его не вспоминают, но в этом храме под аларём покоятся его мощи.

Но для православных христиан в этой базилике есть другая святыня .

В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения .


Каждый год, 6 января, в праздник католического Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма

Вот такой он, христианский Милан .