Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Деление людей в Корее до конца XIX века. Положение в Корее в начале XIX века Корея в конце 19 начале 20 века

В 1800 г. в 6-й месяц на престол был возведен 11-летний госу­дарь Сунчжо, сын от наложницы предшествующего короля Чончжо, определенный в качестве наследника престола только в начале 1800 г. Поскольку Сунчжо был несовершеннолетним, регентство перешло в руки вдовствующей королевы Чонсун. Вскоре была избрана будущая жена Сунчжо - дочь высокопоставленного сановника Ким Чжосуна (1756-1831), который был дальним родственником королевы Чонсун и благодаря своим способностям пользовался особым доверием госуда­ря Чончжо. Вслед за этим Ким Чжосун получил высокий придворный титул Ёнан пувонгун, практически захватив власть в свои руки. Так начались десятилетия правления семьи Ким из района Андон юго-восточной провинции Кёнсан.

Первый полный год фактического правления королевы Чонсун и семьи Кимов (1801 г.) ознаменовался жестокими гонениями на корей­ских христиан. Государь Сунчжо не проявлял большого внимания к делам управления ни после восшествия на престол, ни по достиже­нии совершеннолетия в 1804 г. Это давало большую свободу действий семье андонских Кимов, которые интересовались лишь собственными благами, а не судьбой государства в целом. В их правление началась политика благоприятствования по отношению к провинции Кёнсан и усилились притеснения северных провинций.

Практически не осуществлялся контроль за местной администрацией, которая по своей воле увеличивала количество поборов с кре­стьян, забирая излишки себе. Особенно тяжелым был военный на­лог холстом, который в начале XIX столетия именовался кунпхо, т. е. «ткань на военные [расходы]». При незначительном росте населения Кореи, по сравнению с 1750 г., когда вводился «закон об уравнении [воинских] повинностей» - кюнъёкпоп, число облагаемого этим нало­гом населения по спискам увеличилось в 4 раза, что говорило о фик­тивности таких списков. Действительно, изначально полагалось соби­рать налог кунпхо только исходя из числа совершеннолетних муж­чин в семье. Однако налоги взимались и с несовершеннолетних, т. е. не достигших 16 лет, и с умерших, но числившихся в списках. Если крестьянин уходил из деревни, не выдержав гнета эксплуатации, за него платить налог обязывали родственников или даже соседей. В это время бегство крестьян становилось массовым явлением.

При этом королевская власть, обязанная, согласно конфуцианским представлениям, заботиться о народе, бездействовала, что не могло не вызывать справедливый гнев народа. В 1-м месяце 1808 г. в уез­дах Танчхон и Пукчхон провинции Хамгён имели место столкновения крестьян с местной администрацией.

В 1811 г. в провинции Пхёнан разгорелось самое крупное в пер­вой половине XIX столетия народное восстание, во главе которо­го встал Хон Гённэ (1780-1812). Северокорейская литература на­зывает Хон Гённэ выходцем из крестьян, а само восстание - «кре­стьянским». В отечественной литературе указывается на существова­ние различных взглядов на социальную принадлежность Хон Гённэ и делается выбор в пользу того, что он был выходцем из мелких янбанов или зажиточных крестьян тхохо («богатых землей»). Действительно, в молодости Хон Гённэ пытался сдавать «малый» государственный экзамен на получение ученой степени чинса («продвинутый муж»), прохождение которого давало право на участие в «больших» экза­менах на получение чиновничьей должности, но провалился. Таким образом, он не мог быть простым крестьянином. Между тем в спра­вочной литературе встречаются сведения о том, что Хон Гённэ - по­томок знаменитого рода Хон из Намъяна (Южная Корея), уходящего корнями в период эпохи Коре. Знатное происхождение предоставля­ло Хон Гённэ принципиальное право претендовать на роль основателя новой династии.

Свой провал на экзаменах Хон Гённэ был склонен объяснять несправедливой политикой по отношению к выходцам из северо-за­падных провинций Кореи. В довершение ко всему в 1811 г. страну постигла необычайная засуха. Помимо того, что следствием засухи был неурожайный год, делавший жизнь народа еще тяжелее, одно­временно это было как бы «знаком Небес», возвещавшим о том, что время правления старой династии исчерпано и Небеса «дают разре­шение» на установление новой династии. Среди ближайших друзей Хон Гённэ, намеревавшихся возглавить будущее восстание, были про­фессиональные геоманты, как, например, У Гунчхик (1776-1812), ко­торые выдвинули теорию о новой роли северо-запада Кореи. Одним из обоснований теории явилось то, что как раз на северо-западе Кореи располагался центр государства Древний Чосон. Теперь центр госу­дарства должен был «возвратиться» обратно.

В 1811 г. встретившись с У Гунчхиком в буддийском монастыре Чхоннёнса («Монастырь синего дракона») в уезде Касан провинции Пхёнан, Хон Гённэ стал готовить восстание, имевшее конечной це­лью свержение династии Ли. В местечке Табоктон уезда Касан (устье реки Тэрёмган) из бывших крестьян - рабочих горнорудных разрабо­ток провинции Пхёнан - Хон Гённэ стал формировать вооруженные отряды. В числе ближайших помощников Хон Гённэ были Ким Чхан-си, имевший степень чинса после сдачи «малого» государственного экзамена и занимавшийся торговлей, Ли Хичжо - торговец, выходец из сословия мелких чиновников.

В 10-м месяце 1811 г. на совещании повстанцев в Табоктоне Хон Гённэ был назначен Главнокомандующим умиротворенного запада (Пхёнсо тэвонсу), т.е. повстанческих войск северо-запада Кореи, а Ким Саён, выходец из богатых крестьян, - Заместителем главноко­мандующего. Повстанческие войска были разделены на Южное и Се­верное. Готовясь к выступлению, торговцы и богатые крестьяне из окрестных местностей поставляли в Табоктон оружие, снаряжение, продовольствие.

В 18-й день 12-го месяца 1811 г. повстанцы выступили из Табокто-на и захватили уездный центр Касан. В 20-й день было взято селение Пакчхон, расположенное выше по течению реки Тэрёмган. Северное войско во главе с Ким Саёном, которое должно было двинуться на север, в сторону реки Амноккан, захватило уездные центры Чончжу и Кваксан. При этом повстанцы открыли государственные амбары и склады, раздали зерно и деньги крестьянам. Поэтому многие из них присоединились к восставшим. Хон Гённэ планировал во главе Юж­ного войска двинуться на Пхеньян, Кэсон, а затем и на Сеул. Однако уже 21-го числа он был ранен в столкновениях у Пакчхона, поэтому войско пришлось отвести к Касану.

В течение нескольких дней, благодаря поддержке местного насе­ления, вся приморская территория провинции Пхёнан на участке от реки Чхончхонган до реки Амноккан перешла в руки восставших. Это была стратегически и экономически важнейшая часть страны - при­граничный участок сухопутного торгового пути, связывавшего Корею с Китаем.

К концу 12-го месяца повстанцы сосредоточили войска у селения Соннимдон на северном берегу реки Чхончхонган, как раз напротив города Анчжу, взяв который восставшие могли бы начать продви­жение вглубь Корейского полуострова. Однако в это время в Анчжу уже находились правительственные войска, которые, переправившись через реку Чхончхонган, 29-го числа 12-го месяца вступили в бой с восставшими. Превосходящие силы правительственных войск одолели повстанцев. В течение 1-го месяца 1812 г. почти все уездные центры, находившиеся в руках восставших, были отвоеваны правительствен­ными войсками. Только в городе Чончжу сопротивление продолжа­лось почти четыре месяца. В 19-й день 4-го месяца правительствен­ные войска, в восемь раз превосходившие силы повстанцев, ворвались в город, перебив всех мужчин. 13 боях погиб сам Хон Гённэ и многие его ближайшие помощники. Женщин - защитниц города обратили в лично зависимых ноби. Восстание было жестоко подавлено. Головы казненных руководителей, например У Гунчхика, возили напоказ по всем восьми провинциям Кореи, с тем чтобы отбить у населения охо­ту восставать против королевской власти. В то же время при дворе понимали справедливость недовольства жителей провинции Пхёнан. Поэтому срочно были выделены деньги и рис для раздачи особо нуж­давшимся, а также издан особый указ о предоставлении выходцам из провинции Пхёнан высоких чиновничьих постов.

Народное восстание под предводительством Хон Гённэ занимает особое место в истории Кореи. Весьма примечательно то, что в под­готовке восстания и непосредственно в боевых операциях участвова­ли новые корейские сословия, возникшие в процессе социально-эконо­мических перемен ХVII-ХVIII вв.: богатые крестьяне-землевладель­цы, наемные рабочие рудников, частные торговцы, разбогатевшие на торговле с Китаем. Несмотря на то что восставшие выдвинули тра­диционное требование установления новой, «правильной» династии, одной из объективных причин недовольства повстанцев было несо­ответствие старой политики королевского двора и новых экономиче­ских реалий развивавшейся товар но-денежной экономики. Крестьяне лишь присоединились и поддержали восстание, организованное и ма­териально обеспеченное новыми сословиями. Поэтому для отражения особого характера событий 1811-1812 гг. было бы правильнее назы­вать их не «крестьянским восстанием» или «крестьянской войной», а «народным восстанием». Действительно, в современной южно корей­ской историографии восстание под предводительством Хон Гённэ ино­гда называют «народным сопротивлением» (минчжун хапчжэн).

Временные меры королевского двора для умиротворения мятеж­ной провинции Пхёнан не имели продолжения в каких-либо карди­нальных реформах местного администрирования или центральной власти. Беспредел на местах продолжался, и все большее число кре­стьян бросали родные места. Так, к 1814 г. в той же провинции Пхёнан население сократилось на одну треть по сравнению с его численно­стью до начала восстания. В 1833 г. в Сеуле среди населения вспыхнул бунт в ответ на резкое повышение торговцами цен на зерновые.

В таких условиях в 1834 г. на престол был возведен восьмилетний государь Хончжон (1834-1849), внук короля Сунчжо. (Сын Сунчжо, наследник престола, скончался еще в царствование Сунчжо.) Первые пять лет правления Хончжона регентшей была его бабка, вдовству­ющая королева Сунвон. Однако в 1839 г., после очередной расправы над христианами, высший государственный пост перешел в руки Чо Инъёна (1782-1850), родственника матери короля. Тогда вся реальная власть в стране сосредоточилась у семьи Чо из Пхунъяна. С тех пор началась борьба за власть и влияние между двумя семейными груп­пировками королевских родственников, что усугубило развал системы сбора налогов и местного администрирования.

В 1846 г. смерть высокопоставленного придворного сановника Чо Манъёна (1776-1846) ослабила влияние семьи Чо и вернула прежнюю власть семье андонских Кимов. Однако ситуация в стране не улучшилась. В 1849 г. умер государь Хончжон, не оставив наследника престо­ла. Для того чтобы сохранить власть в своих руках, вдовствующая королева Сунвон предложила возвести на трон дальнего родственни­ка Вонбома, потомка короля Ёнчжо, который до того времени жил в деревне на острове Канхвадо и занимался земледелием. В 1850 г. он был возведен на трон, получив храмовое имя Чхольчжон (1849-1863). Несмотря на то, что молодому государю уже исполнилось 19 лет, не имея соответствующего образования и подготовки, он не смог полноценно заниматься государственными делами, отдав власть в ру­ки семьи Ким из Андона. Позиция этой семьи особенно укрепилась после того, как дочь андонского Ким Мунгына (1801-1863) стала но­вой королевой. Как отмечается в исторической литературе, именно в правление Чхольчжона управление государством пришло в состояние полного хаоса, «обратились в прах» многие достижения предшеству­ющих королей династии Ли.

К середине XIX столетия государственная власть в Корее не могла не только подстроиться под новые реалии товарно-денежной экономи­ки, но и хотя бы урегулировать традиционные земельные отношения. Обычно говорят о «развале трех [основ] управления» - поземельно­го налога, «сборов вместо военной повинности» и системы ссудного зерна.

В частности, особой проблемой для Кореи того времени стал раз­вал системы выдачи крестьянам «ссудного зерна» (вонгок) весной или в неурожайный год с последующим возвратом в казну «возвратного зерна» (хвангок) осенью или в урожайный год. К середине столетия количество ежегодно выдаваемого крестьянам «ссудного зерна» со­кратилось почти в 5 раз! Если в 1807 г. было выдано 9995500 сок зерна, то в 1862 г.- только 2311690 сок. При этом количество взи­маемого с крестьян «возвратного зерна» из-за накапливавшихся про­центов не только не сократилось, но даже увеличилось. Недовольство крестьян росло, так как в начале правления династии Ли никаких процентов вообще не взималось.

Произвол местных чиновников никак не ограничивался. Напри­мер, начальник сухопутных войск правой по л у провинции Кёнсан Пэк Наксин собирал с крестьян налоги по 2-3 раза в год. Крестьяне неод­нократно писали по этому поводу жалобы в столицу, но ответа не получали. Тогда в 6-й день 2-го месяца 1862 г. разорившиеся янбане Лю (Ю) Гечхун, Ли Геёль, Ли Мёнъюн, воспользовавшись тем, что был рыночный день, созвали крестьян и всех недовольных действия­ми местных властей и решили написать письмо с требованием пре­кратить незаконные поборы. Чуть позже, в 14-й день 2-го месяца крестьяне и дровосеки окрестных деревень во главе с крестьянами Пэк Конни и Ким Мани, вышли из находящегося неподалеку от Чин-чжу населенного пункта Токсан, и, набрав в свои ряды около 3000 человек из 30 окрестных деревень, отправились на Чинчжу. Так на­чалось чинчжуское крестьянское восстание 1862 г. По дороге они сжигали дома жестоких чиновников и богатых землевладельцев. В панике чиновничество Чинчжу бежало из города. В 18-й день 2-го месяца восставшие заняли город. Восстание длилось несколько дней и охватило 23 близлежащие волости. Разгневанные крестьяне убили трех ненавистных чиновников, сожгли более 120 домов богатых зем­левладельцев. К 23-му числу им удалось разыскать военачальника правой полупровинции Кёнсан Пэк Наксина. а также губернатора, вручить им письмо и добиться обещания прекратить злоупотребле­ния. Получив положительный ответ, повстанцы разошлись по домам. Пэк Наксин и губернатор впоследствии были сняты со своих постов. Для выяснения обстоятельств в Чинчжу был послан тайный инспек­тор Пак Кюсу (1807-1876). Он признал вину местного начальства, но... повелел схватить более 110 самых активных участников выступ­ления, 13 из которых были казнены.

Чинчжуское восстание 1862 г. было не единственным. В тот же 2-й месяц 1862 г. в 4-й день в городе Тансон провинции Кёнсан вспыхнули крестьянские волнения. С 3-го по 5-й месяц 1862 г. в десятках городов трех южных провинций - житниц Кореи - Чхунчхон, Чолла и Кёнсан вспыхивали крестьянские восстания. В исторической лите­ратуре встречается утверждение, что в этот год по всей Корее было зафиксировано более 70 крестьянских выступлений.

Активное проявление недовольства крестьян в южных земледель­ческих провинциях, которым на протяжении всего правления дина­стии Ли уделялось куда большее внимание, чем северным, показыва­ло, насколько расстроен механизм государственного управления и в каком бедственном положении оказалась страна и ее население. В то же время Корею все чаще беспокоили представители западных дер­жав, пытаясь установить неравноправные для Кореи торговые отно­шения. Христианство получало все большее распространение, теперь уже не только среди янбан, но и среди простого народа.

В такое сложное и тяжелое время к власти пришел человек, попы­тавшийся спасти страну и уберечь ее от посягательств других держав.

Реформы тэвонгуна

В 1863 г. в возрасте 32 лет государь Чхольчжон умер, не оста­вив наследника. Вдовствующая королева Чо предложила возвести на престол потомка короля Ёнчжо в шестом колене - Ли Мёнбока (1852-1919), второго сына Ли Хаына (1820-1898). В том же году 11-летний Ли Мёнбок был возведен на престол, получив впоследствии храмовое имя Кочжон (1863-1907). По причине несовершеннолетия короля ре­гентом стал его отец Ли Хаын, пожалованный придворным титулом Хынсон тэвонгун («Великий правитель двора Хынсон»; имя Хынсон означает «Распространяющий процветание»). Однако в историю Ли Хаын вошел просто как тэвонгун.

В годы правления предшествующего короля Чхольчжона тэвон­гун занимал достаточно высокие посты при дворе, но испытывал немало трудностей из-за господства представителей семьи андонских Кимов. Тайные связи с королевой Чо, также недовольной ситуацией при дворе, помогли тэвонгуну прийти к власти. Понимая бедственное положение, в котором находилась страна, и ощущая угрозу извне, ко­торую демонстрировали многочисленные военные экспедиции запад­ных держав к берегам Кореи, тэвонгун решил изменить ситуацию в государстве, проведя ряд реформ и подготовив для своего сына усло­вия для достойного управления страной.

Первым шагом тэвонгуна в сфере внутренней политики стал ряд мероприятий, направленных на прекращение всевластия андонских Кимов. В начале 1864 г. он объявил о начале новой политики привле­чения на службу людей не по их происхождению, а по способностям, что, в принципе, всегда являлось конфуцианским идеалом. Таким об­разом, при сдаче государственных экзаменов и назначении на долж­ность нельзя было смотреть на то, к какой «партийной группировке» (формально они еще существовали), к какому сословию принадлежит человек или откуда он родом. В рамках новой политики уже с 4-го месяца 1864 г. с постов начали смещать представителей семьи андонских Кимов. Одновременно с началом реализации новой политики тэ­вонгун изменил роль некоторых придворных ведомств, попытавшись разделить политическую и военную власть, и свел до минимума роль центрального придворного совещательного органа Ыйчжонбу. наме­реваясь тем самым сделать королевскую власть более независимой от влияния придворных группировок.

В процессе борьбы с придворными группировками тэвонгун не ограничился лишением власти одной высокопоставленной семьи. Он решил принципиально избавиться от тех структур, которые способ­ствовали выходцам из провинции захватывать власть в столице. Это были конфуцианские частные учебные заведения - совой, которых в начале XIX столетия насчитывалось по 80-90 в одной провинции, а общее число превышало 600. Тэвонгун решил закрыть большинство совонов. Была проведена тщательная инспекция их деятельности, и к началу 1870-х годов их количество сократилось до 47. Действительно, помимо того, что совоны были учебными и политическими центрами в провинциях, они также обладали большой экономической мощью, имея в своем распоряжении земли, освобожденные от уплаты налогов, лично зависимых ноби, а также право привлечения местных крестьян для выполнения разного рода работ.

Подобная политика тэвонгуна по отношению к совонам вызвала определенное недовольство в среде конфуцианских ученых. Однако тэвонгун, ставя благо государства и трона превыше всего, был тверд в своих намерениях и говорил, что если даже сам Конфуций восстанет из мертвых, он все равно не изменит своего решения.

Одновременно с наведением порядка в центральном государствен­ном аппарате тэвонгун приступил к проверке положения на местах и реформированию системы налогообложения, чтобы, с одной стороны, облегчить жизнь крестьян, а с другой - пополнить государственную казну. В провинцию были посланы особые инспекторы для выявле­ния случаев незаконных взиманий с крестьян и утайки зерновых при перевозке их из провинции на центральные государственные склады. Тэвонгун отдал строгое распоряжение: тех, кто незаконно присвоил более 1000 сок зерновых, казнить, к присвоившим меньше применять суровые наказания. Таким образом было покончено со злоупотребле­ниями в системе «ссудного зерна» вонгок.

В 1870 г., проведя инспекцию владений столичной знати и крупных провинциальных янбан, тэвонгун отменил всевозможные приви­легии, освобождавшие янбан от уплаты налогов с части их полей.

В 1871 г. тэвонгун упразднил взимание «тканей на военные [рас­ходы]» (кунпхо) и ввел налог «подворной тканью» (хопхо). Основным принципом новой системы налогообложения выступало равное взи­мание с каждого двора, независимо от того, была ли семья бедной, или богатой. Норма налога устанавливалась в 2 лян серебром - деньга­ми или натуральным продуктом. Поскольку янбаны не несли воин­ской повинности, то, для того чтобы брать налоги с дворов янбан, тэвонгун повелел облагать этим налогом их слуг - лично зависимых ноби .

Подобная политика тэвонгуна, «отрицавшего» принцип наград и привилегий за заслуги перед государством, вызвала многочисленные протесты со стороны янбан. Объективно она отражала процесс со­циального расслоения, большей степени уравнения различных кате­горий населения, когда отдельные ноби становились богачами, а от­дельные янбаны лишались прежних богатств. В средние века подобное уравнение в налогообложении вряд ли было бы возможным.

Новая политика в налогообложении оказалась успешной. За де­сятилетие правления тэвонгуна казенные запасы золота выросли на 51%, медных денег - на 255, холста - на 673, риса - на 165, бобовых - на 299%.

В целях дальнейшего укрепления королевской власти тэвонгун решил отреставрировать королевский дворец Кёнбоккун, разрушен­ный в годы Имчжинской войны. Кёнбоккун был первым дворцом, построенным по указу основателя династии Ли Сонге после перено­са столицы государства в Сеул (тогда - город Ханъян), т.е. главной королевской резиденцией. Восстановление этого дворца должно было символизировать восстановление сильной королевской власти, такой, как в эпоху начала династии. Решение о воссоздании дворца было принято в 1865 г. Реформы в сфере налогообложения, помимо улучше­ния финансовой ситуации в целом, стали источником средств для про­ведения работ. Кроме того, вводились особые сборы на реконструк­цию дворца и других столичных правительственных построек. Так, у четырех городских ворот в Сеул были поставлены особые сборщи­ки налога на вход в столицу. Через 7 лет строительные работы были завершены.

Одновременно с борьбой против влияния семьи андонских Кимов и началом реформы системы налогообложения тэвонгун занялся вопросами укрепления армии. В 1865 г., наряду с перестановками в цен­тральных органах власти, он возродил военное ведомство Самгунбу («Управление трех армий»), функционировавшее в первые годы по­сле основания династии Ли. На протяжении всего десятилетия своего правления тэвонгун заботился об увеличении производства оружия и укреплении оборонительных сооружений у западного и южного по­бережья Кореи, а также у северных границ.

Действительно, Корее было чего опасаться. Соседний Китай два­жды терпел поражение в военных столкновениях с западными держа­вами, в первой опиумной (1840-1842) и второй опиумной (1856-1860) войнах. И на протяжении первой половины XIX в., и в правление тэвонгуна берега Кореи неоднократно посещали корабли под флагами стран Запада, и далеко не всегда эти визиты были мирными.

В 1816 г. английские корабли зашли в прибрежные воды запад­ного побережья Кореи с разведывательными целями. В 1832 г. ан­глийский военный корабль «Лорд Амхерст» подошел к порту Мон-гымпхо провинции Хванхэ (западное побережье Кореи). Командовав­ший экспедицией капитан X. Линдсей отправил на имя короля письмо с предложением установления торговых отношений, однако местные власти отказались передавать его послание. В 1840 и 1845 гг. коман­ды английских военных кораблей самовольно высаживались на ост­рове Чечжудо, в результате чего происходили военные столкновения с местным населением. В 1846 г. три французских военных корабля подходили к западным берегам Кореи в районе провинции Чхунчхон и требовали объяснений в связи с казнью трех французских мисси­онеров в 1839 г. Таким образом, большинство визитов иностранных кораблей, за редким исключением (таким, как посещение восточных берегов Кореи в 1854 г. российским фрегатом «Паллада» во время кругосветного путешествия во главе с адмиралом Е. В. Путятиным), носило явно не мирный характер.

Ситуация обострилась в правление тэвонгуна, который решил проводить более активную политику недопущения западных ино­странцев в Корею, определяемую в отечественной литературе как «по­литика самоизоляции», а в Корее - «политика закрытия страны». Особое внимание тэвонгун обращал на недопущение тайной деятель­ности католических миссионеров, в отношении которых у него не сра­зу выработалась четкая позиция.

В первые годы после прихода к власти тэвонгун надеялся исполь­зовать силу и влияние католических миссионеров для того, чтобы с помощью франко-англо-корейского союза воспрепятствовать возможному «продвижению» России на юг. Дело в том, что в начале 1864 г. в селение Кёнхын, находившееся на южном берегу реки Туманган, по­граничной с Россией, пришла группа русских с предложением вести официальную приграничную торговлю. Такие визиты русских были довольно частыми и весьма настойчивыми, что вызывало у местных властей тревогу. Поэтому в 1865 г. тэвонгун через посредников обра­тился за помощью к французскому епископу Берне, тайно находив­шемуся в то время в Корее. В ответ на просьбу тэвонгуна епископ попросил объявления свободы религиозной деятельности, чем весьма удивил королевский двор. Все больше людей, начиная с вдовствующей королевы Чо, стали выступать с предложениями запретить христиан­ство для того, чтобы спасти страну. Тогда же в 1865 г. из соседнего Китая пришли сведения о массовых гонениях на христиан. Тэвонгун, увидев, что вслед за приходом в Китай французских миссионеров туда в годы второй опиумной войны вошли и французские войска, решил, что для безопасности страны нужно покончить как с иностранными миссионерами, так и с их корейскими последователями.

В начале 1866 г. по приказу тэвонгуна начались массовые убий­ства корейских католиков. Среди казненных оказались 9 из 12 фран­цузских миссионеров, в том числе двое в сане епископа. Троим из них удалось бежать через провинцию Хванхэ и добраться до китайско­го порта Тяньцзинь, где в то время находилась французская военная эскадра. Священник Феликс Ридэль рассказал главнокомандующему адмиралу Розу о событиях в Корее и попросил отправить туда кораб­ли, чтобы «отомстить» за гибель своих соотечественников.

А летом 1866 г. из Тяньцзиня в Корею отправилось американское торговое судно «Генерал Шерман», якобы для заключения торгового договора с Кореей. Воспользовавшись сезоном дождей и временной полноводностью реки Тэдонган, корабль поднялся вверх по реке и в 11-й день 7-го месяца бросил якорь у Пхеньяна, потребовав начать торговлю. В то время в Корее всякая торговля с представителями за­падных стран была запрещена. Поэтому губернатор провинции Пхё-нан Пак Кюсу (1807-1876), направив на корабль воду и продоволь­ствие, попросил американцев покинуть страну. В ответ американцы взяли в заложники корейцев, доставивших провиант, и стали стре­лять из пушек, оставаясь на якоре. Однако с прекращением дождей вода в реке спала, и судно село на мель у острова Янгакто. Попав в безвыходное положение, американцы решили «взять реванш» и устро­или грабительские рейды по окружающим деревням, убив 7 и ранив 5 человек. Губернатор Пак Кюсу принял решение сжечь судно. Все 23 члена экипажа погибли в огне.

Такой оборот событий не мог не сказаться на усилении гонений на корейских католиков, исповедовавших религию заморских агрессоров. Гонения продолжались еще три года, за время которых погибло более 8 тыс. верующих.

В это время к выходу из Тяньцзиня готовилась французская воен­ная эскадра в составе трех кораблей, на одном из которых находился священник Феликс Ридель. В 18-й день 9-го месяца эскадра подошла к берегам Кореи, обследовала их и удалилась для того, чтобы уже во всеоружии, на семи кораблях с 600 солдатами, прибыть к устью реки Ханган в 10-м месяце. В 14-й день французы начали высадку на острове Канхвадо. Благодаря силе оружия французам удалось взять основные укрепленные пункты острова, в частности главный город - крепость Канхва. Однако попытка высадиться на самом полуострове и продвинуться вдоль реки по направлению к столице Кореи закон­чилась неудачно. Французы были наголову разбиты. Уходя с Канхва­до - острова, где находилась летняя королевская резиденция и госу­дарственные исторические архивы, они прихватили с собой золота, се­ребра, произведений искусства и старинных книг на огромную по тем временам сумму - 38 тыс. американских долларов. С тех пор фран­цузы в течение долгого времени не пытались возобновлять контактов с Кореей.

Однако слух о богатствах «Закрытого королевства» быстро разле­телся среди европейских «искателей приключений». Особенно будора­жили их умы рассказы о богатствах королевских гробниц. В 1868 г. к заливу Асан западной корейской провинции Чхунчхон прибыли два корабля, зафрахтованные европейцами в Шанхае на американские деньги. Экспедицией командовали немец Э. Опперт и французский миссионер Ферон. Формально целью визита было «открытие Кореи» с заключением договора «между всем миром и Кореей». Текст догово­ра был подготовлен заранее. При этом европейцы желали прибегнуть к шантажу, «на время» «позаимствовав» драгоценности из гробницы отца тэвонгуна, т. е. гробницы деда правящего Кореей короля! При помощи корейских проводников Э. Опперт нашел гробницу у селения Токсан и даже стал раскапывать вход в святыню, но не смог достичь своей цели. Через некоторое время, отступив, и после безуспешной попытки передать тэвонгуну текст «договора», европейцы покинули страну.

Для Кореи с ее традиционным культом предков, верой в то, что благополучие каждого человека и страны в целом зависит от того, как служат умершим, подобное отношение к гробнице со стороны ино­странцев стало шоком. Что мог еще сделать тэвонгун для защиты страны, кроме как еще больше усилить политику «закрытия границ» и гонения на христиан, отрицавших культ предков?

Поражения иностранцев в попытках силой заставить Корею под­писать неравноправные торговые договоры не остановили государ­ственный департамент США в планах подготовить в 1871 г. новую экспедицию в составе пяти военных кораблей с 1230 солдатами на бор­ту во главе с адмиралом Д. Роджерсом, командующим американской эскадрой в Азии. Корабли вошли в залив Намъян у границы провин­ций Чхунчхон и Кёнги в 3-й день 4-го месяца 1871 г. и сразу выдви­нули требование заключения торгового договора. Корейские власти ответили отказом. Тогда четыре американских корабля двинулись к северу по узкому проливу между островом Канхвадо и полуостровной частью и попытались высадить десант на остров у крепости Квансон-чжин, но под ударами корейских войск были вынуждены отступить. Тогда они решили взять канхваскую крепость Чхочжичжин, что юж­нее, а затем снова попытаться захватить Квансончжин. Более 40 дней длились бои у острова Канхвадо. Потери составили 53 человека уби­тыми у корейцев, трое убитых и более 10 раненых у американцев. В 16-й день 5-го месяца (3 июля по григорианскому календарю) амери­канская эскадра покинула корейские воды.

Таким образом, в середине XIX в. на суверенитет Кореи посягали такие страны, как Англия, которая имела колониальные владения в Индии и получила значительные торговые преимущества в соседнем Китае, Франция, подчинившая Юго-Восточную Азию, а также США, закончившие войну между северными и южными штатами.

Политика тэвонгуна, направленная на укрепление как армии, так и страны в целом, оценивается в корейской литературе в целом по­ложительно. Корее удалось отразить посягательства извне. По указу тэвонгуна во всех важнейших частях Кореи, в особенности у побе­режий, были установлены каменные стелы с надписью: «[Если на] вторжение заморских варваров (т. е. европейцев. - С. К.} не отвеча­ешь сражением, значит [встречаешь с] миром, а настаивая на мире, продаешь страну».

Однако был у Кореи еще один сосед, который, несмотря на все сложности в отношениях и прошлые войны, не был врагом, и к актив­ным действиям которого страна оказалась не готовой. Еще в 1854 г. Япония завершила политику закрытия страны, подписав торговый договор с США. С 1868 г. после так называемой «революции» или «реставрации» Мэйдзи Япония пошла по пути модернизации и ре­форм буржуазной направленности.

Несмотря на все положительные аспекты реформ тэвонгуна, они имели свою «оборотную сторону»: борьба с католицизмом и иностран­ной интервенцией вылилась в отрицание достижений западной культуры, которое объективно делало Корею гораздо слабее как стран Запада, так и Японии, вставшей на путь вестернизации.

В 1873 г. государю Кочжону исполнился 21 год, и он уже давно был готов принять бразды правления в свои руки. С другой стороны, несмотря на все достижения политики тэвонгуна, введение дополни­тельных поборов в связи с интенсивным дворцовым строительством в Сеуле вызывало все большее недовольство. Ко всему прочему, ис­портились отношения тэвонгуна с вдовствующей королевой Чо, ко­торая в свое время способствовала его приходу к власти. В 11-й месяц 1873 г. вся полнота власти была формально передана в руки государя Кочжона. Однако фактически власть в очередной раз оказалась скон­центрированной не в руках короля, а в руках его жены, королевы Мин (1851-1895), и ее родственников. Так начался следующий этап исто­рии Кореи, связанный с открытием ее внешнему миру и становлением на путь модернизации.


Похожая информация.


В 1392 году к власти в Корее пришел Ли Сон Ге (1392 - 1398) и была основана династия Ли. Государство Корё - Корею стали называть как в древности Чосоном.

В период правления Ли Сон Ге государственный строй Кореи был обустроен заново по образцу Китая периода династии Мин. Однако в начале нового исторического периода Корея в своем развитии значительно отставала от соседних государств. Внутренней причиной такого отставания являлась сохранившаяся феодальная форма землевладения установленная в XIV - XV веках. В стране нередки были случаи присвоения государственных земель феодалами (землевладельцами) и государственными служащими.

В сельском хозяйстве процветало ростовщичество. Количество свободных крестьян уменьшилось, зато участились крестьянские восстания. Низкому уровню сельского хозяйства соответствовали городская экономика, производство и торговля. Ремесленники, как и крестьяне, находились в зависимом положении.

Японская агрессия 1592 - 1598 годов.

Ослабление централизованного государства привело в XVI веке к систематическому нападению соседних государств то с севера, то с юга. Особенно усилилась угроза с юга со стороны Японии. В 1592 году Япония напала на Корею и, сломив сопротивление корейской армии, сначала захватила Сеул, затем Пхеньян. Большая часть страны была оккупирована японскими войсками, которые жестоко обращались с мирными жителями. Об их зверствах свидетельствует «ушное кладбище» в японском городе Киото, где захоронено 30 тысяч ушей и носов срезанных с варварски убитых корейцев. В Корее началась народная война против японских захватчиков. На оккупированных территориях развернулось партизанское движение «За правое дело». Народную армию в его действиях воодушевляла победа корейского флота под командованием Ли Сун Сина. Летом 1592 года корабли под его командованием разгромили японский флот.

Несколько облегчила борьбу корейцев против японских завоевателей прибывшая на помощь в конце того же года 50 тысячная китайская армия. В 1593 году объединенная армия Кореи и Китая освободила Пхеньян и Сеул. Однако в 1597 году началась новая японская агрессия. На этот раз Корея была хорошо подготовлена к войне. Корейцы добились побед и на суше и на море.

Нашествия японцев нанесли стране огромную моральную и материальную утрату. Всюду царило опустошение, города и села были превращены в руины. За годы войны население столицы Кореи уменьшилось вдвое. Для восстановления разрушенных дворцов в столицу были пригнаны тысячи крестьян. На селе резко сократились посевные площади. В высших кругах чиновничества процветали коррупция и преступность, а среди бедняков участились голод и холера. Тем не менее, страна начала постепенно восстанавливаться, и в тот период на нее напали маньчжуры.

Вторжение маньчжуров в Корею.

В 1627 году маньчжуры, рвущиеся к установлению своей власти в Китае, напали на Корею. Разгромив корейскую армию, они заняли и разграбили множество городов и сел. Корейское правительство перебралось на остров Канхва, откуда вело переговоры с захватчиками. Согласно мирному соглашению, подписанному с обеих сторон, Корея должна была отказаться от помощи Китая и прекратить с ней союзнические отношения. Но мир был недолгим.

В 1636 году маньчжуры вновь напали на Корею. На этот раз им удалось захватить Сеул. Оставшись в безвыходном положении, Корея вынуждена была признать свое поражение. Согласно новому соглашению 1637 года король Кореи признал себя вассалом маньчжуров. Корейское правительство обязалось прекратить, какие бы- то ни было отношения с династией Мин, и помогать маньчжурскому Китаю в его будущих войнах живыми силами, оружием и кораблями, а также ежегодно платить подати в виде золота, серебра, риса, шелка, тканей и бумаги. Между тем экспансия иностранных государств заставила короля объявить о «закрытии» Кореи для зарубежных стран. Любая связь с иностранцем каралась смертной казнью. Такая же участь ожидала любого иностранца нарушившего этот запрет.

В результате маньчжурского вторжения Корея, не оправившаяся еще от нападения японцев, столкнулась с новыми трудностями. Множество городов и сел были разграблены и разрушены, а его население угнано в рабство. Был нанесен большой урон сельскому хозяйству и ремесленничеству. Тяжким бременем легли на плечи разоренного народа огромные подати, взимаемые в пользу маньчжуров. Все это привело к разрушению производительных сил и усугублению и без того тяжелого экономического положения Кореи.

Социальное развитие.

Тяжелый экономический и политический кризис принуждал правительство Кореи прибегнуть к реформам. Передовые слои населения тоже призывали правительство к проведению реформ. Несмотря на существующие преграды в виде феодальных отношений, в стране сформировались местные рынки, ярмарки и крупные торговые центры, расширились торговые отношения с Китаем и Японией.

Реформы в целях развития страны были проведены в период правления короля Ёнчжона (1725 - 1776). В стране были сооружены дамбы, возведены водохранилища, на случай голода построены специальные зернохранилища. Вместе с тем, было запрещено изготовление спиртных напитков из риса, а также отменены или доведены до минимума некоторые государственные налоги. Был наложен запрет на тяжелые формы пыток (ломание ног) при допросах. При короле Ёнчжоне была издана декларация об отмене личной зависимости крестьян от крупного землевладельца, а также предоставлении свободы внуку или внучке рабыни. Попытки, предпринимаемые для укрепления ослабевающего феодального строя, нашли отражение в документе под названием «Великий сборник законов», составленном в 1785 году. Однако подобные уступки, направленные на укрепление правящего положения крупных землевладельцев и высшего чиновничества не в силах были остановить глубокий кризис, охвативший всю феодальную систему страны. Страна становилась объектом колониальных интересов таких стран, как Китай, Япония, Россия, США и европейские державы.

Корея в 30-60 годы XIX века.

К 30-х годам XIX века кризис, наметившийся во всех сферах корейского общества, резко обострился. Династия Ли изнуренная внутриполитическими распрями была в упадочническом состоянии. В этот период угрозой для страны стали капиталистические державы, которые стремились «открыть» Корею для иностранных государств и превратить ее в колонию. Первоначально это проявилось в активности европейских миссионеров. В 1831 году Папа Римский объявил о создании в Кореи католического епископата. В 1832 году у берегов Кореи появился корабль, который от имени Великобритании предлагал установить торговые отношения с Кореей, но получил отказ. Между тем, представители католической церкви, тайно проникшие на территорию Кореи, вели свою миссионерскую деятельность. Это были французские миссионеры. Вместе с корейцами, принявшими христианство, они были казнены, что явилось поводом для Франции снарядить в Корею военную эскадру. Французы, полагаясь на свою военную мощь, потребовали в качестве компенсации за смерть миссионеров открыть доступ в порты Кореи. Однако их визит оказался безуспешным, два корабля на берегах Кореи сели на мель.

Сильное впечатление на правящие круги Кореи произвело то обстоятельство, что Китай под давлением иностранных государств «открылся» и маньчжуры под натиском сил Запада сдались. Поэтому сеульские правители избрали путь еще более глубокой полной изоляции страны от внешнего мира.В середине XIX века внутреннее положение Кореи характеризуется нарастанием недовольства населения. Вот что писал один из миссионеров в своем тайном послании: «Маленькая искра может вызвать такой пожар, что его последствия будут неисчислимы». И без того нелегкое внутреннее положение страны усугубил голод, разразившийся в начале 60-х годов. Вспыхнувшие в связи с этим во многих местах восстания крестьян были жестоко подавлены со стороны правительства. Между тем, давление капиталистических стран на Корею усиливалось. Особенно активизировались американцы, которые не раз пытались «открыть» для себя корейские порты и навязать Корее неравные договоры. Но все их попытки, наталкиваясь на сильное сопротивление корейцев, не имели успеха. Однако самоизоляция Кореи от внешнего мира, отказ правящих кругов от проведения современных реформ, способствовали тому, что экономика страны продолжала оставаться в плачевном состоянии. А это привело к тому, что Корея со временем превратилась в колонию Японии.

У нас принято думать по общепринятому образцу европейской и российской истории, что во всех странах в феодальную эпоху всегда существовали сословия, т.е. наследственные группы с определенными правами, обязанностями и привилегиями.

Однако это не совсем так. В том же Китае, например, всегда существовали большие возможности для социальной мобильности. Никто особо не удивлялся если выходец из крестьянской семьи становился крупным чиновником. Такое было не то чтобы часто, но по-крайней мере не вызывало особого удивления.

В Корее все было иначе. Здесь, как и в Европе, и в России, до конца XIX века существовали сословия. Причем существовал жесткий принцип. Если человек унаследовал сословия отца, то подняться выше было очень тяжело.

Юн-Вунг-Нил - янбань, корейский военный министр (слева) в своем доме играет в игру Го

Сословий основных всего было четыре

Высшее сословие - янбань. Ими в основном были дворяне, правящая элита, которые имели прямое влияние на страну, на ее политику и экономику.

Вторым было так называемое среднее сословие - чунгин. Следует учесть, что корейское среднее сословие не имело ничего общего со средним сословием Европы, где в средние времена так называли городскую буржуазию. Здесь же, в Корее, среднее сословие в XVII—XIX веках - просто неполноправное дворянство. Это были дети дворян, рожденные не главными женами, а наложницами. В те времена в Корее существовало многоженство, дворяне были очень богатыми и обычно имели по несколько жен, точнее по одной жене (жена всегда была одна) и по несколько наложниц.

Жена обычно происходила из дворянской семьи, наложницы были в основном простолюдинками или вообще крепостными. И поэтому дети, рожденные от таких браков полноправными, не становились, они получали частичное дворянство и ставились вот этими средними людьми.

Чунгины

Дворяне занимались государственной службой, военной и гражданской. А средние люди обычно становились техническими специалистами - врачами, переводчиками, учителями, счетоводами, т.е. интеллектуальный труд, но не общеуправленческий и соответственно менее престижный.

Далее - третье сословие - янъин. Это сословие «добрых людей», т. е. лично свободных людей. В это сословие входили свободные крестьяне, как правило работавшие на своей земле или иногда арендовавшие ее у дворянина, или у другого крестьянина по богаче. Также сюда входили и ремесленники, которых было не очень много, но они были, а также торговцы.

Эти “добрые люди” в Корее не имели право занимать государственные должности, и не имели право служить на должностях в армии. Они платили налоги, но были свободными.

Свободные люди

Четвертое сословие - это чхонмин - “подлый или дешевый люд”. Так назывались в Корее крепостные или социальные группы, которые были к ним приравнены. Например, к таким людям относились сапожники, мясники, или занимавшиеся обработкой шкур животных и т.д. это была специальная группа этого презренного люда. Они не считались формально крепостными, но их права были существенного ограниченны.

В презренному люду относились и профессиональные куртизанки, которые, кстати говоря, являлись самыми образованными женщинами старой Кореи. они могли и писать, и читать, знали хорошо литературу, играли на музыкальных инструментах.

Но все-таки к четвертому сословию в основном относились крепостные как частные, так и государственные. В Корее существовало крепостное право и положение таких корейцев было очень сильно похоже на положение российских крепостных.

Их кстати было немало. Общая численность “подлого люда” составляла четверть всего население старой Кореи.

Но если говорить о структуре, то где-то в начале половины XIX века янбань - это примерно 10% населения, средний люд - еще несколько процентов, 20-25% - крепостные, а вот остлаьные - это янмины, т.е. лично свободные.

Структура в общем обычная для большинства феодальных обществ.

Однако все это было до конца XIX века, когда сословные привилегии отменяют.

Часть I - Общая история двух государств.

Старушка с тазиком.

В начале 90х мне посчастливилось побывать в Южной Корее, городе Пусан. В те времена, корейские товары, не были столь знамениты, как сейчас. На слуху, была японские марки. Тем не менее, наши соотечественники уже успели протоптать тропинку до магазинов в Кореи. Не скрою, не минула и меня чаша сия. При дефиците товаров, на то время, в нашей стране, потратить 1миллион воний, это около 1000$ в Кореи, не составляло большого труда. Что было и сделано в первые дни прибывания. У меня оставалось еще пару дней пребывания в Кореи, вот об одном из этих дне я вкраце и расскажу. Не скрою, для человека, первый раз выехавшего за рубеж, многое было в новинку. Широкие и идеально чистые центральные улицы, с высотными стеклянными домами вдоль дорог, притягивали мой взор. На первом этаже, большинства зданий, располагались магазины и офисы. Город в дневное время казался вымерший, редкие автомобили проезжали по широким магистралям и если встречался прохожий, чаще всего это был соотечественник с очередной покупкой.)) Так вот, убегая от своих соотечественников и от майской жары, с центрального проспекта, за нырнул я в переулок и попал в старый квартал. Вот в одном из переулков, я и натолкнулся на эту старушку с тазиком. Два ряда домов и мощенная мостовая, шириной около четырех метров, которая тянулась весьма на продолжительное расстояния. Посреди пустой улице, прямо на камнях расположилась старая кореянка с тазиком, в котором долго и методично жамкала нарезанную морскую капусту. Всю эту картину, завершал выход этой улицы на современную магестраль, где красовались новые, современные здания. Вот так образ старой и новой Кореи, на долго отложился в моем сознании. Этот образ вызывал противоречия. И только в дальнейшем, изучая историю и культуру Кореи, я понял, что не было бы той современной Кореи, без этой бабушки с тазиком. Не было бы, того духа страны, который глубоко, корнями уходит в свою историю. И который отмечается во всем, на каждом шагу, пребывания в Кореи.

Немного истории
Если мы хотим понять, что такое современная Корея, то без этого ни куда. Я попробую выделить, только самые интересные моменты истории, которые корейцы чтят и с которыми сталкивается каждый приезжий иностранец.

Древний Чосон - Первое протогосударство на территории Кореи

Согласно легенде, у Властелина Неба Хванина (буддистами отождествлялся с Индрой) был сын Хванун, который хотел жить на земле среди долин и гор. Хванин позволил сыну с 3000 последователей спуститься на гору Пэктусан, где тот основал Синси, Город Бога. Вместе со своими министрами дождя, облаков и ветра Хванун установил законы и моральные нормы для людей, научил их различным ремеслам, медицине и возделыванию земли.
Тигр и медведица молились Хвануну чтобы стать людьми, услышав их, Хванун дал им по 20 долек чеснока и стебельку полыни, сказав им есть только эту священную еду и избегать солнечного света в течение 100 дней. Тигр не выдержал и вышел из пещеры после 20 дней, однако медведица осталась и вскоре превратилась в женщину. Женщина-медведица, Уннё была благодарна и сделала подношения Хвануну. Но вскоре Уннё стала грустить и просила возле священного дерева Синдансу чтобы у неё был ребенок. Хванун, тронутый её просьбой, взял её в жены и вскоре она родила сына, названного Тангун Вангом.
Тангун унаследовал трон отца, построил новую столицу Асадаль рядом с современным Пхеньяном (местонахождение до сих обсуждается среди историков) и назвал своё царство Чосон, которое современные историки называют Кочосон, чтобы не путать с более поздним государством Чосон.
Согласно «Самгук Юса» Тангун начал править в 2333 году до н. э., согласно описанию в «Тонгук Тоннам» (1485) на 50 году правления китайского императора Яо. Другие источники приводят разные даты, однако все они относят начало царствования Тангуна ко времени правления Яо (2357 до н.э.-2256 до н.э.). По некоторым источникам Тангун прожил 1908 лет, по другим («Ындже сиджу») - 1048 года.
Во всяком случае 3 октября, день Тангуна, отмечается как день основания нации, и культ Тангуна имеет значительное число приверженцев. Корейцы ведут отсчет своей истории, именно с этой даты - 2333 году до н. э.. То есть на их дворе, сейчас 4348 год от рождества Тангуна.)))

Хотелось бы так же, как корейцы знать свои легенды. У нас на дворе, по старому лето исчислению, сейчас был бы уже 7525 год.

Вернемся к нашим корейцам.
108 году до н. э. Древний Чосон был покорен китайской империей Хань, основав четыре китайских округа.

Троецарствие

с 57 по 19 век до н.э. образуются три государства.
Пак Хёккосе основал государство Силла.
Чумон основал государство Когурё.
Онджо - основал государство Пэкче.
Не буду утомлять читателей, всеми этапами междоусобных войн этих королевств. Отмечу, только, что в 370-380 года н.э, на эти территории проникает будизм.
И после многовековых битв, в 668 году, побеждает Силла, которое контролирует большую часть полуострова.

Корё

Корё – сокращено от Когурё (кор. 고구려) название одного из корейских племён.
В 918 году - Ван Гон основывает королевство Корё, которое в 935 поглотит Силлу.
Так в 936 году - Корё заканчивает объединение корейских земель и образуя единое государство на всем полуострове.
В официальных документах Корё именовало себя империей. Столица Кэсон называлась «столицей империи (кор. 皇都)», королевский дворец - «императорским дворцом(кор. 皇城).» Другие термины, такие как Ваше Величество (кор. 陛下), Принц (кор. 太子), Императрица (кор. 太后), также предполагают императорский статус государства.
Многие годы Корё ведет войну с Кида́ни (китаи) - кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии
1270 - Монголы захватывают Корё. Начало 80-летнего монгольского ига.
После монгольского нашествия термин «империя» к Корё больше не применялся ввиду оккупации страны монголами.
Далее история весьма темная и не однозначная.
Корё в 1388 году, чтобы сдержать великодержавное давление китайской династии Мин, направило почти 40-тысячную экспедиционную армию на Ляодун. Ли Сон Ге тогда командовал ее правым крылом, что равнялось должности заместителя командующего экспедиции. Чтобы узурпировать власть, Ли Сон Ге с соучастниками на острове Вихва отказался от похода на Ляодун и повернул экспедиционную армию назад. После этого предательства они взяли в государстве реально политическую власть в свои руки, изгнав из центрального правительства множество оппозиционных чиновников. И образовав новое государство Чосон, вместо Корё.

Чосон

1392 - Ли Сон Ге коронован, официальное начало династии Чосон.
1394 году в качестве официальной религии было принято конфуцианство.
1446 - Король Седжон объявляет о разработке корейского алфавита хангыль.
1592 - Начинается Имджинская война, серия вторжений японских сил под командованием Тойотоми Хидейоши.
1627 - Первое вторжение маньчжуров в Корею.
1636 - Второе вторжение маньчжуров в Корею.
В 1637 году маньчжурская армия разгромила Чосон, которая была вынуждена покориться, стать «данником» Цинской империи и разорвать отношения с Китаем.
Внутренняя политика Чосона целиком управлялась конфуцианской бюрократией и зависила от Китая(где влавствовали манжуры до 1911года). Несмотря на попытки адаптировать западные достижения, Чёсон оставалась закрытой страной.

Общая история

Дальше придется, немного расширить рамки истории и выйти за пределы Кореи.
Столкновения с русскими на северной границе Маньчжурии начинаются с русско-китайской войны 1658 года, в ходе которой русские также впервые встретились с корейцами.
Итогом военного противостояния стал подписанный в 1689 году Нерчинский договор, по которому русско-китайской границей сделали реки Амур, Аргунь и Горбица.
В ходе японско-китайской войны (1894-1895) часть Маньчжурии была занята японцами, но по Симоносекскому договору возвращена Китаю.

Ослабление цинского правительства привело к усилению русского влияния в Маньчжурии и Кореи, которая постепенно была включена в сферу русских коммерческих и политических интересов. Во многом это было связано с заключенным в 1896 году, после разгрома войск Цинской империи в японско-китайской войне, союзническим договором.

В 1900 года вследствие восстания боксёров район КВЖД в Маньчжурии был занят русскими войсками.
В 1903 году Россия учредила в Порт-Артуре Наместничество Дальнего Востока, и российское правительство рассматривало проект закрепления Маньчжурии как «Желтороссии», основой которой должны были стать учреждённая в 1899 годуКвантунская область, полоса отчуждения КВЖД, формирование нового казачьего войска и заселение русскими колонистами.
Притязания Японии на Маньчжурию и Корею и отказ Российской империи вывести русские войска в нарушение союзнического договора из Маньчжурии и Кореи повлекли за собой русско-японскую войну 1904-1905, театром военных действий которой была вся южная Маньчжурия до Мукдена. И которую, Россия благополучно проиграла. Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией Японии южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.
1910 - Япония аннексирует Корею.
1916 - Последняя волна антияпонских восстаний ыйбёнов.
1919 - Движение первого марта разгоняется военными и полицейскими.
1920-е - «эра культурного управления» генерал-губернатора Сайто Макото.
1945 - После капитуляции Японии Корейский полуостров разделятся на зоны влияния СССР и США по 38 параллели.
1948 - В Северной и Южной Корее устанавливаются независимые режимы, возглавляемые соответственно Ким Ир Сеном и Ли Сын Маном.
1950 - Начало Корейской войны.
1953 - Формальное окончание Корейской войны, официально мирный договор не подписан до сих пор.
В Южной Корее на протяжении нескольких десятилетий правили военные диктаторы, проводившие политику модернизации страны. В конце 1980-х годов страна стала демократическим государством.

Послесловие

Самого название Корея, в корейском языке не существует, это название принято у европейцев. Некоторые связывают это название из исторических династий Корё. Но так или иначе, сами корейцы, Официально называют КНДР - (кор. 조선 민주주의 인민공화국- Чосон минджуджуи инмин конхвагук) и Республика Корея (кор. 대한민국- Тэхан мингук).
Сегодня разговорным названием Кореи в Южной Корее является Тэхан или Хангук, причём Южная Корея называется Намхан (남한, 南韓; «Южный Хан»), а Северная - Пукхан (북한, 北韓; «Северный Хан»). Менее формально южане называют КНДРИбук (이북, 以北; «Север»).
В КНДР используются названия Чосон для Кореи, Намджосон (남조선, 南朝鮮; «Южный Чосон») для Южной Кореи, и Пукчосон (북조선, 北朝鮮; «Северный Чосон») для Северной Кореи.

Продолжение следует.))

Хотел этот текст поместить в предущем посте, но пост оказался слишком большим и ЖЖ его не принял. Поэтому выкладываю отдельно.

Считается, что первое Корейское королевство «КоЧосон» было основано 5000 лет назад королём Тангуном, однако кроме гончарных предметов с того времени ни чего не сохранилось и история о Тангуне подтверждается лишь древними корейскими хрониками и верой самих корейцев. Явно история КоЧосона начинает прослеживаться с 5го века д. н. э. Сейчас существуют и развалины городов того периода и письменные упоминания древнего государства в том числе в китайских источниках. Однако название Корея произошло от государства Когурё, которое образовалось в 1 веке нашей эры, после того как государство КоЧосон было уничтожено Китайской империей Хань. Когурё кроме территории современной КНДР занимало территорию, где сейчас расположены китайские Далянь, Шеньян, Харбин и наш Хасанский район. Столицей Когурё был Пхеньян. 3 года назад я посещал комплекс гробниц Когурё , который внесён в список культурного наследия Юнеско .

Со временем Когурё севернее Пхеньяна превратилось в государство Бохай (про Бохай, мы, Приморцы, знаем), а южнее Пхеньяна образовалось государство «Объединенное Силла». В 935 году после феодальных войн и смены династий, «Объединённое Силла» превратилось в «Корё», сокращённое от «Когурё». Столицей Корё стал город Кэсон, сейчас Северокорейский город, находящийся на самой границе с Южной Кореей. В Кэсоне в 53 году было подписано соглашение о перемирии в Корейской войне.

В конце 14 века династию Корё, сменила династия Чосон, которая воевала и с Маньчжурами и с Японцами, проводила политику изоляционизма, а в результате превратилась в данника китайской династии Цин. Под маркой освобождение Кореи от Китайского владычества, Япония в конце 19 века усилила своё влияние на полуострове, по сути, превратив Корею в своего вассала. В 1910 году Япония попросту присоединила Корею к себе, сделав своей колонией, после этого началось жестокое истребление всего корейского. Корейцам запрещали учить родной язык, заставляли их брать японские имена, их тысячами вывозили в Японию на тяжёлые работы, корейские женщины подвергались сексуальной эксплуатации и насилию. Из Кореи были вывезены многие произведения искусств и множество исторических ценностей, их культура приходила в упадок.

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, а 9 августа начал военные действия. И хотя 15 августа Япония капитулировала, Японские войска оказывали сопротивление вплоть до 22 августа, когда 25-я армия взяла порт Вонсан.
В Пхеньяне стоит монумент, посвящённый Красной Армии, армии освободительнице.

Монумент расположен на сопке над рекой Тэдон в центре города. Вокруг монумента расположен великолепный парк.
Американские войска, ни каких военных действий в Корее не вели, их высадка на полуострове началась только 8 сентября. К тому времени Советские войска могли бы занять весь полуостров, но мы остановились у 38 параллели, которая по согласованию союзников, разграничивала зоны ответственности принятия капитуляции.

Советское руководство видело Корею объединённым независимым государством. Над ней не планировалось устанавливать протекторат, мы не препятствовали созданию различных партий. Советский Союз отказывался от идеи создания социалистического государства Корея, лишь бы Американские войска покинули континент. В конце 45 года министрами иностранных дел стран союзников был даже подписан документ, по которому предполагалось создание независимого демократического Корейского государства с выборами и многопартийностью. СССР и США должны были совместно «опекать» объединённую Корею 5 лет, а затем её должны были оставить в покое. Однако Американцы не торопились реализовывать договорённость, а позже началась холодная война и о договорённостях забыли. СССР и США вывели свои войска из кореи в 1948 году. На севере руководителем стал командир партизанской дивизии Ким Ир Сен, а на юге корейский диссидент, живший в Америке Ли Сын Ман. Разделённая Корея оказалась предоставлена сама себе. И на севере и на юге были сильны коммунистические выступления, но Ли Сын Ман став президентом запретил Коммунистическую партию, чем вызвал сильное недовольство своих граждан. Ким Ир Сен решил этим воспользоваться и в 1950 году напал на Юг, взял Сеул и очень быстро получил контроль над всем Югом за исключением Пусана. Тогда на помощь Югу пришли Американцы, которые не хотели потерять для себя плацдарм в материковой Азии. После вмешательства Американцев, Северяне стали нести поражения, но когда их оттеснили к северной границе, в войну вступили китайцы и баланс сил изменился. Север повторно взял Сеул, потом потерял его, и два долгих года война шла с переменным успехом в районе 38 параллели, пока не было заключено перемирие, до сих пор так и не подписанное Югом.

Вот в состоянии непрекратившийся войны эти страны в общем то и живут до сих пор, один народ разделённый пополам холодной войной и амбициями сверхдержав.