Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Антоний (Шутов), архиепископ Московский и всея Руси. Самый добрый из всех людей


Краткая биография архиепископа Антония (Медведева; + 2000 г.)

Архиепископ Антоний, в миру Артемий Сергеевич Медведев, родился в 1908 г. в Вильне и учился в Петровском Полтавском кадетском корпусе. Во время Гражданской войны из Севастополя эвакуировался в Югославию, где в Белой Церкви окончил Крымский кадетский корпус. В возрасте 22 лет поступил в Введенский Мильковский монастырь, где он стал учеником настоятеля обители схи-архимандрита Амвросия (Курганова), о котором написал труд «Немноголетний старец» («Православный путь», 1952 г.). В 1932 г. будущий архиепископ Антоний принял монашеский постриг. В 1934 г. – рукоположен во иеродиаконы, а в 1938 г. – во иеромонахи. Во время Второй мировой войны иеромонах Антоний служил в качестве военного священника в Русском Корпусе и Освободительном движении. По окончании войны отец Антоний переехал с братством преподобного Иова на Карпатах в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилль, штат Нью-Йорк, где был духовным чадом архиепископа Виталия (Максименко), который привлек его к миссионерской работе. Здесь архимандрит Антоний открывает ряд новых приходов в местах скопления русских беженцев, а также назначается администратором приходов Западной Канады. В ноябре 1956 г. отец Антоний был хиротонисан во епископа Мельбурнского, викария Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии. В 1968 г. епископ Антоний был назначен в Сан-Франциско с возведением во архиепископы Западно-Американские и Сан-Францисские.

Архиепископ Антоний – последний иерарх Русской Зарубежной Церкви, который и родился в России, и принял монашество в юном возрасте, и знал великого авву митрополита Антония (Храповицкого). Особенно владыка Антоний любил приснопамятного архиепископа Виталия (Максименко). Архиепископ Антоний живо чувствовал и воплощал в себе дух этих двух великих иерархов. Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский) говорил о главной, самой светлой и всепокоряющей черте архиепископа Антония, о его любви: «Она умиротворяет враждующих и умягчает озлобленные и ожесточенные сердца, действует на них, как масло, вылитое в кипящие морские волны». А Святейший Патриарх Сербский Павел называл его «великим молитвенником». Владыка Антоний был иерархом вселенского значения. Когда владыка лежал в больнице в последние дни жизни, кроме богослужебных книг - Евангелия, молитвослова, минеи - он попросил принести ему «Жизнеописание блаженнейшего митрополита Антония». Именно в 6 и 7 томах много написано об истоках разделения в Русской Православной Церкви. Владыка Антоний искал пути к преодолению этого разделения, которое он с глубокой скорбью воспринимал. Владыка Антоний свою последнюю Божественную литургию на этой земле совершил в день Преображения Господня 2000 г. После службы он обратился к пастве с архипастырским словом, в котором приветствовал прославление Царственных мучеников и прочих новомучеников и исповедников Российских, совершенное Московским Патриархатом на своем Юбилейном Архиерейском Соборе. Владыка сказал, что несмотря на то, что между двумя частями Русской Церкви продолжают существовать разногласия, прославление новомучеников и исповедников Российских – это начало, которое дает надежду на восстановление единства.

Предчувствуя свою кончину, владыка во время великопостного говения обратился к духовенству Западно-Американской и Сан-Францисской епархии со следующими словами: «Благодарю вас за все, за то, что покрывали мои недостатки вашей любовью, вашей молитвой. А меня простите великодушно. Благодарю Бога, что дал вас мне. Желаю, чтобы вы оберегали Поместную Российскую Церковь, частью которой мы являемся, чтобы оберегали бы все Православные Церкви, так тяжко страждущие, особенно Сербскую Церковь, которой мы так обязаны и которой и мы помогали. Будем молить Господа, чтобы Он возвещал Правду Свою на Его свете. Будем молиться за всех. Утверди Боже святую Православную Церковь, юже стяжал еси Твоею кровью. Это наше пожелание от нашей пастырской встречи, освященной молитвой и говением».

Владыка Антоний скончался 23 сентября 2000 г. и погребен в усыпальнице под алтарем монастырского собора в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк.

Архиепископ Антоний (Михайловский) родился в 1889 г. в селе Семёновка Карачевского уезда Орловской губернии. В 1923 г. рукоположен во иерея и служил в селе Фошня Брянской области, в 1934 г. овдовел. В 1935 г. пострижен в монашество оптинским старцем Исаакием, вскоре арестован, а в ссылке осужден в отправлен в лагерь. Окончательно освободился в 1946 г. По словам самого Антония, был хиротонисан во епископа в ссылке Вассианом (Пятницким), Ювеналием (Машковским) и Агафангелом (Садковским). Вскоре после освобождения проживал в Брянске, а затем в Балашове Саратовской области, где в 1950 г. был вновь арестован. Приговорён к 25 годам лишения свободы, срок заключения отбывал в Потьминских лагерях в Мордовии. Умер 13 апреля 1976 г. в пгт Буча Киевской области. 14 клириков, находившихся под его омофором, присоединились к РПЦЗ.

Ниже приведенное письмо катакомбного архиепископа Антония (Михайловского-Голынского) хранилось у его священника иерея Валентина, и было переписано примерно в 1979 г. одной из катакомбных монахинь.

Архиепископ Антоний Михайловский

ПИСЬМО К СЕРГИАНСКОМУ СВЯЩЕННИКУ

Христос Воскресе!

Возлюбленный во Христе Отче Андрониче! Часто припоминается та неожиданная встреча и беседа, но не без воли Божией она состоявшаяся, при которой обнаружилось с вами единомыслие, а с иными полное несогласие, ради их горького как полынь инагомыслия.

Однако из вашего с нами единого понимания жизни Церкви практические выводы для себя делаем мы различные, это скорбно. Впрочем, вы не оправдываете себя, вы понимаете истинность пути не приклонивших колен пред новым Ваалом во главе с местоблюстителем Святейшего Всероссийского патриаршего престола митропол. Петром Крутицким, вы понимаете жалкую и гибельную роль, сыгранную бывшим митрополитом Сергием, променявшим духовное первородство на чечевичную похлебку. О! если бы только за чечевичную похлебку! Митрополит Петр назвал дело своего заместителя, делом Иуды. И митрополит Иосиф именует Сергия убийцею Церкви. Ибо этот Сергий в 1927 году потряс весь мир своей декларацией, в которой заявил, что отныне возглавляемая им церковь, сливает свои цели и задачи воедино с безбожным и богоборческим государством, становясь послушным орудием в руках антихристианских властителей: ваши радости – наши радости, ваши горести – наши горести, – так заявил он от имени Церкви несчастный Сергий, обращаясь к властвующему богоборству. Так было совершено предательство по отношению Церкви Христовой. Так было положено начало малодушному приспособленчеству, в сетях которого, несмотря на ваше личное несогласие, оказались и Вы дорогой Отче.

Вы конечно, прекрасно понимаете всю вопиющую ложность, недопустимость приспособленчества Церкви к целям безбожия. Вы конечно понимаете и всю ложность вашего личного положения, но не знаете что делать? Надо бы вам порвать, прекратить отношения – уйти, но куда? И главное что за это будет? И вот поэтому вам скорбя, воздыхая, по прежнему очевидно, нужно петь многая лета тем, которые ставят официальной целью не только задушить веру в Бога, но чтобы даже и самое Имя Божие не было произносимо на земле (об этом писал Ефрем Сирин). Ведь вы мне говорите: я все это понимаю, я душею не с ними, я с вами! Я старый, немощный, больной… Опять тюрьма, лагерь, куда мне деваться и идти, что мне делать? – так, чуть не плача, вы говорите. Но дорогой отче! Вас ли пугать, где и какой истинный путь, вы ли не знаете как быть и что делать? О! дорогой и возлюбленный, вслушайтесь в дивную песнь, поемую в Церкви Христовой со времен Апостольских: «в путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии, и Мне последовавши верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей, и венцев небесных» (Благословен еси, Господи). Впрочем отрадно то, что вы по крайней мере, не обинуясь свидетельствовали истину и свидетельствуете пред многими, спаси вас Господи и укрепи, мужайтеся да крепится сердце ваше.

А если бы пожелали найти прямое святоотеческое руководство для наших дней, то об этом говорится у многих св. Отцов, в частности св. Василия Великого и Григория Богослова. Но особенно ярко, ясно и отчетливо у св. Великого исповедника веры православной преп. Феодора Студитского, в его многочисленных письмах к собратиям монахам и вообще к современникам. Преподобный и Богоносный отец наш Федор Студит это огромная гранитная скала Богодарованная Церкви, о которую как волны морские разбились могущественные византийские императоры еретики, императоры гонители православия, разбились епископы угодничавшие перед тиранами еретиками – епископы приспособленники к ереси прелюбодейной и иконоборческой, разбились они со всем окружавшим множеством приспособленцев, священников, монахов и мирян. Но разве приспособленчество наших дней может идти в сравнение с приспособленчеством времен Федора Студита? Там было малодушие и уступка хотя и гонителям православия не отрекавшимся от Бога и Христа. Приспособленчество же наших дней – это приспособленчество к духовным варварам, которые богоотступнической толпой предпочтену Христу. Распни, распни Его. А тем более, что можно сказать в защиту и оправдание соглашательства князей их церкви в лице митроп. Сергия, его последователей и приемников. Ведь это соглашательство и сотрудничество с явными и лютейшими врагами веры и Церкви, с несомненными предтечами имеющего прийти вскоре. Яко близ есть, при дверех (Матф. 24,33). Такое приспособленчество к ереси из ересей, такое соглашательство на ересь антихристову, последнюю по времени и самую страшную из всех ересей, ныне является предательством Церкви Христовой, и тайным богоотступничеством. Когда дело идет об явном нечестии , – говорит великий вселенский учитель церкви св. Григорий Богослов, – тогда должно идти на огонь и меч, не смотря на требование времени и властителей и вообще на все, нежели приобщится лукавого кваса и прикасаться к зараженным. Всего страшнее боятся чего-либо более нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины. Давайте же отче вдумаемся и примем с верою эти слова великого во Святителях Григория Богослова. Когда дело, говорит он, идет об явном нечестии, О! какое, какое нечестие может быть более явным и несомненным, как антихристово нечестие; тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и безбожных, сознательно богоборческих властителей, нежели приобщится лукавого кваса в духе приспособленчества и угодничества, и прилагаться к зараженным.

Согласен с разумением св. Отцов многочисленный сонм непоколебимых Иерархов, во главе с твердейшим местоблюстителем Святейшего Всероссийского патриаршего престола митрополитом Петром и подобным ему в мужестве, Кириллом, Иосифом, Агафангелом, а ранее Владимиром, Вениамином и самим патриархом Тихоном и прочими, исповеднически и мученически ушедшими в вечность: во блаженном успении вечный покой (вечная память). Но с точки зрения приспособленчества к ереси из ересей, путь мужественного исповедничества есть безумие, или, во всяком случае, в нем нет, дескать, практического смысла. Поэтому начало, вождь приспособленчества, заместитель местоблюстителя Петра, бывший митрополит Сергий, глумясь над непоколебимой твердостью Петра местоблюстителя, желая к тому же оправдать свое действие практического разума, воскликнул: «Ну и что умного сделал Петр?» А умно сделал Петр, точно исполнив свой долг до конца. Он предпочел скорее идти на огонь и меч, как сказал св. Григорий Богослов, чем идя на сделку с совестью, уступить требованиям времени и властителей. Поистине путь исповедничества и мученичества, как слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть . С точки зрения Сергия митрополит Петр поступил безумно, отвергая всякий сговор с богоборствующими в духе антихриста властителями, и поступил бы умно, если бы последовал его, Сергия, примеру. Но на все уговоры и соблазны со стороны мира сего, непоколебимый Петр отвечал решительно – нет! Ну и сгниешь на ссылке – воскликнул Сергий при последней встрече с митрополитом Петром. Сгнию, да со Христом, а не с тобой Иудой предателем! – ответил мужественный исповедник. Да воистину всего страшнее, как сказал Григорий Богослов, боятся чего-либо более нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины. И это бедствие случилось с митрополитом Сергием.

Сговор Сергия с врагами веры, дал им официальную возможность превратить Церковь Божию, в свое послушание, в ловкий инструмент тиранствующего богоотступничества и богоборства. Это дало им возможность взять в свои руки руководство внешне-существующей церкви, наводнив ее иерархией в лице архипастырей – служителями безбожия и богоотступничества. Это дало врагам церкви Христовой иметь рога агничии, а говорить как дракон (Откр. 13,11). Такова цена соглашательства с безбожием и приспособленчеством к ереси антихристовой. Только внешне ныне существующая церковь есть как-бы Церковь Христова, но внутренно тайно в ней восседает противник Христов. Сбылось то, что предрекал св. Феофан Затворник говоря, – что скоро настанет время, когда в храмах будут по-прежнему петь и служить, а православия там не будет…

Здесь не надо искать уклонения в ту или другую догматическую ересь – нет, здесь ересь совсем иная, это ересь антихристова. Что пользы тому, кто успокаивает себя словами: я не такой! Допустим – ты не такой; ты не скажешь, как сказал в малом кругу на званном обеде один из ваших, так называемых, епископов, в присутствии второго такого же епископа, когда один из мирян в беседе за столом несколько раз сослался на авторитет св. Апостола Павла; то этот епископ оборвал его словами: мы этим Павлам не верим; не сказал он – я не верю, а мы не верим; и сказал он на этот раз глубокую правду о себе и подобных ему. Они пришли в церковь, одели рясы, панагии, омофоры, епитрахили, не во имя веры, а во имя борьбы с верой. Он же, тот епископ, в личной беседе с одним верующим удивленно спросил: неужели ты веруешь в Бога? Хорошо, что у тебя нет детей, а то ты бы и их научил верить. А сколько можно бы привести не таких, а еще более потрясающих примеров. Так один из молодых священников в присутствии верующих кощунственно сел на книгу св. Евангелия, и когда возмущенные верующие пригрозили ему, что будут жаловаться епископу, то он заявил – ваша песенка спета! Мы вас не боимся. Это в буквальном самом точном смысле слова; волцы – хищницы, но одетые в одежды агничия (овчия). Это сознательные враги Христовы, губители веры и церкви, но одетые пастырями и называются отцами. Это слуги и служители веры антихристовой, прикрывающиеся именем служителей Христовых. Это волцы тяжкие (лютые) не щадящие стада, однако ты о себе уверяешь, что я не такой. Это верно, но ведь ты соединяешься с такими? Ты под их началом? Ты имеешь с ними не только молитвенное, но и каноническое общение, ты – их, а они – твои. Ты признаешь их епископами и священниками, ты о таковых молишься во всеуслышание, как о преосвященных и высокопреосвященных и даже выше, ты величаешь их святыми, владыками, преподобными отцами и прочее… а они смеются украдкой над тобою, потому что ты им нужен, чтобы иметь им рога подобные агнчим. Ты им очень нужен, для обмана внутри и во вне. Ты это знаешь и молчишь, а если не молчишь, то делаешь еще хуже, ты говоришь этим лютым волкам: Христос посреди нас! или же отвечая на эти слова, кощунственно ими произносимые, ты прибавляешь: есть и будет! Кто-же кого при этом обманывает: ты или диавол тебя? Своды адовы потрясаются от хохота его владетеля! Хотя и думаешь, что ты перехитрил и обманул диавола, но в этом то обмане ты-то и обманут диаволом, ибо ты служителей его принимаешь за служителей Божиих, и не только это, но и главное, малых сих сознательно вводишь в гибельное заблуждение, научая их принимать ложных за истинных. Таковы бо, – говорит Апостол Павел, - лжеапостолы, делатели льстивые, лукавые, коварные, преобразующиеся во Апостолы Христовы, и не дивно сам Сатана преобразуется в ангела света, невелие убо аще и служители его преобразуются в служителей правды (Кор.2 11. 13-15). Тебе бы надлежало иметь похвальную от Господа премудрость и мужество ангела Церкви Ефесской: вем твоя дела и труд твой и терпение твое, и как ты не можеш носити злых… еси глаголющих быти апостолами, а они не таковы и обрел их ложных (Откр. 2. 2). А ты ведь не только сносишь их, но обращаешься с ними в молитве, в совершаемых ими таинствах, впрочем, какие у них молитвы и таинства, если они веруют в безбожие и служат грядущему во имя свое антихристу (Иоанн 5. 43). Враг веры злодействует, когда притворяется верующим, ибо втайне он люто ненавидит даже голос утверждающий истину веры, а ты с ними, ты покрываешь их злодейство, пусть бы они злодействовали со вне, а ты им даешь возможность разрушать дело веры изнутри, зачем же ты им помогаешь? Какое бо причастие – восклицает апостол Павел, – правде к беззаконию, или какое общение свету ко тьме, кое же согласие Христа с велиаром, или какая часть (соучастие) верну с неверными , – разве все это тебе не ясно? Конечно ясно, ты знаешь и тот закон церкви Христовой согласно которому помолившийся с еретиком, хотя бы единожды, уже считается и сам еретик.

Дело здесь отнюдь не в достатке знания, а лишь в недостатке мужества и решимости. Однако у верующего, желающего быть верным Христу, один выход, это уход тропой и светильником, и этой решимости да послужит слово Божественное: «темже изыдите из среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы» (Кор.2. 6,17). Все сие говорится нами вообще к вам лично отче, ибо вы и знаете и вполне согласны.

Помните в прошлый раз наша с вами беседа оборвалась на словах преподобного Варсонофия Великого, которых мы тогда не смогли указать точно по книге, вот эти слова: «Аще бы бых Еллин (т.е. не христианин, а язычник) ему же вручена есть власть, и он противник веры (христианской) и делал бы нечто (коварное замышляя против веры), то ничтоже ино могли бы мы сотворити, разве затворити церкви, дондеже отверзены бы были от Христианских царей» (ответ 848, 850, 531). Вот это уже прямой святоотеческий ответ на ваш вопрос: что делать при сложившихся ныне в жизни церкви обстоятельствах. Существенная разница лишь в том, что ныне власть оказалась в руках не язычников, а таких богоотступников, которые действуют в духе и целях антихриста. И если 1500 лет назад в условиях языческого злоумышления против Церкви было дано в Духе Святе такое решение, то тем более ныне, когда действует коллективный антихрист, ни о каком приспособленчестве к духу антихриста, ни о каком соглашательстве с ним и с его богоборными целями не может быть и речи. Для верующего Христианина книга ответов преподобного Варсонофия Великого – книга особая, и он прямо удостоверяет (в ответе 1-м), что в ней все написано Духом Святым. Впрочем, и сама она, книга свидетельствует о том же «Имея уши да слышит, что Дух говорит Церквам».

Однако, как грустно отче слышать слова малодушного приспособленчества (к Духу антихриста), произносимые в защиту церкви лукавнующих. Обманывая себя и других они говорят, что ценою сделки с христианской совестью, ценою их сотрудничества с врагами Христовыми, они якобы сохранят Церковь. Но Церковь Христова не тогда сохраняется когда кирпичи и камни, а когда сохраняется дух веры в теле человека, а не в кирпичах. Впрочем не могут они похвалятся сохранением и стен церковных, ибо их почти уже нет, все разрушены. Во времена сии, но по качеству несомненно последние, нет иного, возлюбленный отче во Христе, для Церкви пути, как путь исповедничества, и последние дни истинствующей Церкви Христовой на земли будут подобны первым дням, конец ея будет подобен началу, так замкнется круг истории Церкви на земле, где оба конца в завершении сойдутся в подобии, так предвозвестило Божественное откровение свыше. Господь Иисус Христос основал Церковь на камне, на каком? – мужественного исповедничества. Обращаясь к вере он сказал: Ты (Петр) камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата адовы не одолеют ея. (Матф. 16, 18). Здесь нужно понять: не указал Он на здание церковное кирпичное, а указал на самого Петра, сказал, что Ты Петр – камень, это значит вера каменная, никакие муки Его не победили, а вера его приобрела царство. На камне, друже, на камне, а не на песке, или липкой глине малодушного приспособленчества к воинствующему богоборчеству и угодливого соглашательства с ним, которые в наших условиях равны богоотступничеству дела веры Божией.

Преподобный Феодор Студит многократно собратиям своим монахам говорил, что на монахах, как на отрекшихся ради Христа от мира, от плотоугодия, и даже самой временной жизни, лежит пред Богом и людьми прямая обязанность защищать истину веры не взирая не на какие личные последствия.

Не бойся малое стадо (Лук. 12, 32) Не бойся ничего же яже имаши пострадати. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2. 10), тем более, что в откровении Божием о временах сих сказано: поступающих нечестиво против завета противник Христов привлечет к себе лестью, но люди чтущие своего Бога усилятся и будут действовать (Дан. 11,32).

Аминь.

23 сентября исполняется 10 лет со дня смерти замечательного архиерея (я с ним служил 20 лет), автора службы , архиепископа Антония (Медведева) Западно-Американского. Предлагаем вниманию читателей воспоминания о владыке, собранные протоиереем Петром Перекрестовым.

Монах до своего последнего издыхания

Митрополит ЛАВР, Джорданвиль 2005 г.

В связи с годовщиной кончины приснопамятного архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) мне хотелось бы отметить некоторые черты этого добрейшего и сердечного архипастыря.

Моя первая встреча с будущим архиепископом Антонием состоялась в обители в Ладомирово. Как известно, Владыка Антоний был постриженником Мильковского монастыря в Югославии, того же монастыря, где были пострижены оба его предшественника по Западно-Американской кафедре – архиепископ Тихон и . В Мильково настоятелем был схи-архимандрит Амвросий. Когда о. Амвросий тяжело болел он передал иеромонаха Антония под духовное руководство архиепископа Виталия (Максименко). С последним о. Антоний познакомился на его хиротонии в Белграде и сразу его полюбил. Тогда о. Антоний еще был иеродиаконом. После кончины схи-архимандрита Амвросия иеромонах Антоний переехал к нам в Ладомирово, чтобы духовно окормляться у Владыки Виталия.

Во время войны нашему братству пришлось эвакуироваться в Женеву. Там мы трудились, ожидая разрешение на переезд в США. У отца Антония главные послушание были клирос и редактирование богослужебного календаря. Он был прекрасным знатоком устава и жил богослужением. Помню, как он старался ввести напевы, которые освоил в Мильково, в наше клиросное пение.

С благословения настоятеля женевского Крестовоздвиженского собора, иеромонаха Леонтия (Бартошевича), о. Антоний занимался и пастырской деятельностью – исповедовал и окормлял прихожан. Я помню одну семью, где между мужем и женой не было согласия по церковным вопросам. Отец Антоний очень переживал это разногласие и начал семью посещать и проводить с супругами духовные беседы. Благодаря его сострадательной пастырской любви он смог духовно настроить жену и таким образом внести мир в семью.

Будущий архиепископ Антоний был очень близок по духу с братьями Бартошевичами, отцами Леонтием и Антонием, которых знал еще по Югославии. В Женеве его духовным наставником был валаамский игумен Филимон. Был он близок и с будущим архимандритом Нектарием, духовником Гефсиманской женской обители. Во время Второй мировой войны иеромонах Антоний окормлял военных РОА. Его ближайшим помощником был его псаломщик, будущий о. Нектарий. Дружба Владыки Антония и о. Нектария были связаны крепкими духовными узами до конца их жизни.

В ноябре 1946 года наше братство прибыло в Америку и поселилось в Джорданвиле. В монастыре, помимо клиросного послушания, о. Антоний доил коров, нередко засыпая под коровами. К празднику Рождества Христова архиепископ Виталий, зная пастырские способности отца Антония, направил его для служения в Лейквуд и Владимирскую горку. Впоследствии о. Антоний основывал и обслуживал приходы в Линкольне (штат Небраска), Кливленде и Мильвоки.

Хиротония архимандрита Антония во епископа Мельбурнского состоялась в 1956 в Вознесенском соборе на Бронксе. Я тогда был иеромонахом. Помню, как я подошел к Блаженнейшему митрополиту Анастасию и он мне ласково сказал: «Учись, учись…» Также помню, что перед своей хиротонией архимандрит Антоний показал мне свое слово при наречении и спросил: «Как ты думаешь?» Тогда он очень ценил совет и впоследствии, будучи архиереем, любил советоваться.

Архиепископ Антоний, поговорив с епископом Аверкием, предложил мою кандидатуру во епископа, в секретаря Архиерейского Синода. После моей хиротонии до кончины архиепископа Антония в 2000 году мы с ним были членами Архиерейского Синода и вместе работали. Он был очень сердечным и искренним и никогда ничего не делал на пользу себе, а только на пользу Церкви и во славу Божию. У него не было личной жизни, а только жизнь в Церкви, со Христом.

Случалось, что архиепископ Антоний видел какие-то смущающие события в Синоде. Он обычно делился, писал письма, но всегда в мягкой форме и искренно, с болью на сердце. Когда обсуждался вопрос прославления Новомучеников Российских, в особенности , среди епископата не было единогласия. Владыка Антоний был миротворцем и всегда старался добиться мирного решения всех вопросов.

Помню, что архиепископ Антоний Женевский был недоволен службой Царственным страстотерпцами. Он считал, что тексты стихир были очень длинными, а сам канон службы обращен не Царю-мученику, а является покаянным обращением к Господу Богу. Владыка Антоний об этом поделился архиепископу Антонию Западно-Американскому и надеялся, что последний переработает эту службу. Он же (архиепископ Антоний Западно-Американский) прекрасно составил общую службу всем Новомученикам и исповедникам Российским.

У приснопамятного архиепископа Антония, подобно Блаженнейшему митрополиту Антонию и святителю Иоанну (Максимовичу) было вселенское восприятие Церкви. Все три иерарха болели за Поместные Церкви, за гонимых православных христиан, за церковные разделения в Русской Церкви. На заседаниях Архиерейского Синода архиепископ Антоний всегда заступался за . В этом его особенно поддерживали архиепископы Серафим Чикагский, Никон Вашингтонский и Антоний Женевский. Владыка Антоний не одобрял некоторых отклонений Поместных Церквей, в особенности , но считал, что все православные должны жить в мире и единении.

В Сан-Франциско Владыка Антоний жил один – готовил сам, сам убирал. Как монах он в лице схи-архимандрита Амвросия Мильковского был сформирован старорусской школой монашества и оставался представителем этой школы до последнего своего издыхания. Он, повторяю, ничего для себя не делал, а только для Бога, для Церкви.

Похоронен Владыка Антоний здесь у нас, в Свято-Троицком монастрые, в усыпальнице за храмом. Не хватает его среди нашего епископата, но верю, что он за нас молится, за нас переживает.

Самый добрый из всех людей

Инокиня Елизавета (C едова), Гефсимания

Мое знакомство с архиепископом Антонием состоялось зимой 1997 года, в Елеонском монастыре.

Владыка Антоний сразу сказал сестрам нашей обители, что это его последний приезд в , что именно здесь, на Святой Земле, он должен принять какое-то важное решение. Одним словом, архиепископ Антоний приехал помолиться и попрощаться со Святой Землей. Для нас, сестер Елеонской обители, месяц проведенный Владыкой Антонием в нашем монастыре, был большим утешением. Хочется хоть кратко рассказать о некоторых моментах, которые сохранились у меня в памяти.

После кончины святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца, на вакантную Западно-Американскую кафедру был назначен епископ Антоний. В 1968 он прибыл в Сан-Франциско и в том же году возведен в сан архиепископа.

Где бы он ни служил, Владыка Антоний особенное внимание обращал на работу с молодежью и церковно-школьное дело. С 1978 г. Владыка Антоний являлся членом Архиерейского Синода, участвовал в подготовке Архиерейских Соборов. Будучи игуменом и архимандритом он подготавливал и редактировал Типикон с богослужебными указаниями - приложение к Троицкому календарю. Он был прекрасным знатоком церковного Устава и богослужения и по поручению Архиерейского Синода он составлял богослужебные тексты службам , (вместе со святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Франциским Чудотворцем) и молитвы и . Архиепископ Антоний полностью составил службу святым Новомученикам и Исповедникам Российским.

В церковную историю архиепископ Антоний также войдет как главный вдохновитель прославления великого святителя ХХ века - св. Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Владыка Антоний возглавил освидетельствование останков святителя Иоанна в 1993 году, а также провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы св. Иоанну.

В конце 1999 года здоровье архиепископа Антония начало ухудшаться. Не щадя себя ради Церкви и паствы, Владыка не обращал внимание на свои недуги, пока он не начал передвигаться и читать с большим трудом.

С 1 января 2000 года Архиерейским Синодом был дан отпуск архиепископу Антонию для лечения, а временное управление Западно-Американской епархией было возложено на викарного архиерея, епископа Сеаттлийского Кирилла.

Во время своего лечения Владыка Антоний, тем не менее, старался посещать все главные богослужения. Он совершил все службы и 2000 года. Несмотря на слабое зрение, он во время служб читал богослужебные тексты, нередко наизусть.

После Пасхи Владыка Антоний попал в больницу на длительное лечение и с тех пор неоднократно лежал в больнице или лечился дома. Последнее свое богослужение он совершил в день – врачи разрешили ему приехать в храм из больницы в этот день. Он всю неделю готовился к этой службе, обдумывая как он будет совершать литургию в инвалидном кресле (к тому времени он уже не мог больше ходить) и в какие моменты он будет вставать.

Соборный приход решил в день Преображения отметить только что прошедший день ангела Владыки. Нет слов передать ту радость, которую Владыка Антоний испытывал видя свою паству и служа Божественную литургию. После литургии и молебна преподобному Антонию Римлянину состоялась трапеза, за которой Владыка принимал поздравления. К вечеру того дня он вернулся в больницу.

В начале сентября архиепископа Антония отпустили домой. 10 сентября, в день памяти преподобного Иова Почаевского, архиепископ Антоний последний раз был в Кафедральном соборе. Он за ранней литургией молился и приобщился Святых Христовых Таин, затем приложился к иконе преподобного Иова и мощам святителя Иоанна, обратился лицом к верующим и покинул собор. После литургии врач, осмотрев ноги Владыки Антония, сказал ему, что надо немедленно ехать в больницу, иначе Владыка может от гангрены умереть. Владыка Антоний решил день задержаться, чтобы прослушать через проведенный в его келью громкоговоритель , и 11 сентября, после литургии, которую Владыка также прослушал, его отвезли в больницу.

В больнице с каждым днем здоровье Владыка Антоний становился слабее. Он старался скрывать сильные боли, но посетителям это было очевидно. Духовник архиепископа Антония, протоиерей Стефан Павленко, его приобщил во вторник 19 сентября, а последние три дня кто-то из духовенства с Владыкой проводил всю ночь в больнице.

С четверга Владыке Антонию стало плохо – он уже мало реагировал на приходящих, а больше был состредоточен на своем состоянии. В пятницу 22 сентября, около 11 ч. вечера, Владыка Антоний последний раз приобщился святых Христовых Таин. Он тогда дышал с большим трудом. Казалось, что он в полусознании. Два священника прочитали Канон на исход души от тела при пении собравшихся к тому времени прихожан собора. После канона присутствующие спели любимые Владыкой «Иже Крестом ограждаеми» и из его правого глаза потекли слезы – он все слышал и понимал! Затем все простились со своим архипастырем, испросив прощения и благословения, поцеловав его руку.

Священник Александр Красовский провел ночь с архиепископом Антонием, а утром его сменил прот. Марк Гомец, на чьих руках около полудня мирно скончался правящий архипастырь Западно-Американской епархии.

Весть о кончине Владыки Антония сразу была сообщена соборному духовенству. День был школьный и учащиеся Свято-Кирилло-Мефодиевской гимназии, которых Владыка так любил, первые узнали о смерти Владыки Антония. В гимназии же было совершено первое заупокойное моление о новопреставленном архиепископе Антонии. К 1 ч. дня у кровати Владыки Антония собралось 5 священников и ими был совершен Канон по исходе души от тела, а затем тело Владыки было перевезено в Кафедральный Собор. К 5 ч. вечера из Рино (там в этот день впервые в новой миссии Зарубежной Церкви была совершена архиерейская литургия) в собор прибыли епископ Кирилл, прот. Стефан Павленко и священник Павел Волменский и вместе с соборным духовенством облачили Владыку Антония в монашеское одеяние и малое архиерейское облачение. После всенощного бдения, на которое собралось множество прихожан, узнавших о смерти Владыки, была отслужена первая панихида.

Всю ночь прихожане собора читали над телом новопреставленного Псалтирь. В воскресенье после поздней литургии была совершена вторая панихида. Перед панихидой сказал проникновенное слово епископ Кирилл о том, каким великим архиереем был Владыка Антоний, как он умел прощать и как новопреставленный лично ему помог понять сущность соборности в Церкви. Третья панихида была отслужена в воскресенье вечером. Следует упомянуть, что на этой панихиде участвовал старейший клирик Русской Зарубежной Церкви – протопресвитер Илья Вень. Отец Илья, 103-летний старец, почти не приходит на богослужения, но сделал особое усилие прийти и помолиться за архиепископа Антония, которого очень любил и уважал. Духовенство всю ночь читало Евангелие над телом новопреставленного.

В понедельник 25 сентября в 9 ч. утра была отслужена заупокойная литургия при участии большого числа епархиального духовенства, а вечером парастас с чином прощания. Парастас возглавил епископ Кирилл в сослужении епископа Сербской Православной Церкви Иована, епархиального духовенства и семи священников-сербов. Слово перед прощанием произнес протоиерей Стефан Павленко. Он говорил о том, что перед молящимися лежит схимник. Владыка Антоний никому не говорил о том, что он до архиерейства принял великую схиму, но свою жизнь он проводил как строжайший монах. Во время прощания епископ Иована подчеркнул, что хотя мы потеряли архипастыря, мы обрели нового молитвенника у престола Господня, и, что мы должны не столько печалиться, что Владыку Антония потеряли, сколько благодарить Бога, что он был.

Многочисленные молящиеся тихо, не спеша, с чувством благодарности, и, одновременно чувствуя себя осиротевшими, подходили к гробу своего архипастыря и лобызали его руки. В это время певчие пели разные песнопения, а закончили пением – все в храме присоединились к пению этих стихир и заключительных слов: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Соборный протодиакон о. Николай Поршников, ставленник святителя Иоанна, всю неделю находился в больнице и, узнав о кончине Владыки Антония, с которым 32 года служил, очень переживал, что не может участвовать в заупокойных службах. Он даже задавался вопросом — почему Господь его наказывает. В день парастаса и прощания с архиепископом Антонием о. Николаю делали медицинскую процедуру и он находился под наркозом. Около 8 ч. вечера врач неожиданно сообщил о. Николаю, что его отпускают домой. Как раз в этот момент к протодиакону зашли посетители и о. Николай их попросил отвести его домой за подрясником, а затем в собор.

И вот к концу службы заходит о. Николай, берет благословение на стихарь, облачается и произносит последнюю ектенью парастаса о своем архипастыре: «Еще молимся о новопреставленном рабе Божиим архиепископе Антонии…», а потом и «Вечную память». Не чудо ли это, не милость ли Божия? Около 10 ч. вечера гроб с останками Владыки обнесли вокруг храма, который он так любил, и положили на катафалк. Катафалк объехал вокруг квартала один раз и затем отвез гроб с телом на аэродром. Духовенство и молящиеся долго с печалью смотрели на отъезжающий катафалк. Владыка оставлял наш собор навсегда.

Отпевание и погребение, по желанию архиепископа Антония, проходили в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. 10 священнослужителей и около 50 человек из Западно-Американской епархии имели возможность участвовать в отпевании. Тело новопреставленного прибыло в монастырь в день праздника Воздвижения. Вечером было совершено заупокойное всенощное бдение, а затем братия монастыря всю ночь читала Евангелие у гроба.

В четверг занятия в семинарии были отменены и была отслужена заупокойная литургия. К концу литургии прибыло многочисленный сонм духовенства и верующие из многих городов и штатов Америки – были даже клирики из . После литургии братия монастыря устроила поминальную трапезу в память Владыки. Из-за многочисленности молящихся, были накрыты столы как в трапезной обители, так и в большом актовом зале семинарии. К 1 ч. дня началось монашеское отпевание. Возглавил отпевание настоятель обители, архиепископ Троицкий и Сиракузский Лавр в сослужении архиепископа Чикагского и Детройтского Алипия, епископов Сеаттлийского Кирилла, Манхеттенского Гавриила, и около 25 священников. В храме молились епископ Ишимский и Сибирский Евтихий, епископ Бостонский Митрофан и еще около 25 священнослужителей.

На отпевании было произнесено несколько слов. Архиепископ Лавр обрисовал образ Владыки Антония, излагая его биографию и делясь личными воспоминаниями о нем. Протопресвитер Валерий Лукьянов назвал архиепископа Антония «народным Владыкой» подобно тому, как св. Иоанн Кронштадтский был «народным батюшкой». Отец Валерий также подчеркнул, что Владыки Антоний, как никто, был достойнейшим преемником святителя Иоанна по Западно-Американской кафедре. После отпевания духовенство, под колокольный перезвон и с пением ирмосов «Помощник и покровитель», трижды обнесло гроб с останками архиепископа Антония вокруг монастырского собора. Стоял чудный день – заходило солнце, поддувал ветерок и листья деревьев сияли яркими осенними красками. Владыка Антоний был похоронен в усыпальнице за монастырским храмом, рядом с приснопамятным митрополитом Филаретом. Духовенство и верующие долго не расходились, а у гроба Владыки Антония пели церковные песнопения, и как в Сан-Франциско, так и в Джорданвилле закончили пение стихирами Пасхи и пением «Христос воскресе!». Все расходились с тихой радостью и миром на душе.

(29.03.1863–10.08.1936)

Биография

Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В ранней молодости находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же.

В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 году был рукоположен во иеромонаха. он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества.

Академическая карьера

В 1885 году по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1886 год.

В 1886 году назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию.

В 1887 году был избран исполняющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета. В "Церк. Вестнике" за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре "Введение в круг богословских наук" той же Академии до 1890 года.

В 1888 году получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности". В том же году утвержден в звании доцента Академии.

В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии.

В 1890 году получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую духовную академию.

В 1895 году назначен ректором Казанской духовной академии. Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским , настаивавшим, что не следует постригать в монахи до 30 лет.

Викарий Казанской епархии

7 сентября 1897 года был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский , как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский).

1 марта 1899 года назначен епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.

Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние "пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи". Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой "внушения".

На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов - проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской.

Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают . Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

За период ректорства в духовных академиях епископ Антоний постриг более 60-ти студентов, из которых впоследствии большинство стали архиереями. Уже в позднейшие годы в своих поучениях он много и убедительно говорил о том, какие тяжелые жизненные последствия постигают тех, которые предполагая вступить на путь монашества, как бы услышав зов Божий, по каким либо житейским соображениям уклонились от этого пути.

Епископ Уфимский и Мензелинский

По предложению и.д. ректора, инспектора Казанской академии от 17 августа 1900 г., Преосв. Антония, епископа Уфимского и Мензелинского постановили: избрать в почетные члены Казанской Духовной Академии ввиду высокопреосвященной и плодотворной деятельности, ввиду его солидных литературных и научно-богословских трудов, ввиду выдающегося церковно-ораторского таланта и неутомимого проповедования слова Божия и, наконец, ввиду его щедрой благотворительности и материального вспоможения нуждающимся студентам Академии.

На Волынской кафедре

27 апреля 1902 года назначен епископом Волынским и Житомирским, священноархимандритом Почаевской Успенской Лавры.

В 1906 году возведен в сан архиепископа.

В 1908 году управляя Волынской епархией, он первый из русских иерархов откликнулся на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу "Русский Инок". Антоний с юных лет был большим приверженцем патриаршества. На учебнике русской истории Илловайского его рукой нанесены заметки, восхваляющие и порицающие царя Алексея.

В 1911 году был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В 1912 году был назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре.

На Харьковской кафедре

1 мая 1917 года был уволен на покой, согласно прошению, с назначением ему местожительства в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре Финляндской епархии.

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи, вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Арсением Новгородским. В то время народная молва оценила его как "самого умного" из архиереев Русской Церкви - в отличии от "самого строгого" Арсения и "самого доброго" Тихона. Блестяще образованный и талантливый церковный писатель, вид-ный церковный деятель двух последних десятилетий синодальной эпохи, давний поборник патриаршества, владыка Антоний пользовался самой широкой поддержкой соборян из трёх кандидатов как бесстрашный и опытный церковный вождь. При голосовании он набрал наибольшее число голосов, но Господь отвёл от него этот жребий.

Митрополит Киевский

19 мая 1918 года был председателем Киевского епархиального собрания и на нем был избран митрополитом Киевским и Галицким. Титул Митрополита Киевского и Галицкого сохранил и во все время пребывания за рубежом.

Эмиграция

В конце 1919 года эмигрировал в Югославию, где организовал Карловацкий собор (21 ноября - 2 декабря 1921 г.). Стал основателем и первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. В последние годы своей жизни митрополит Антоний ослеп.

Скончался 10 августа 1936 г. и погребен в Белграде в склепе храма Иверского. Над склепом возвышается мраморное надгробие.

Труды

В 1900 году в Казани было издано полное собрание сочинений митр. Антония в трех томах. Эти три тома позволяют составить о нем, как о писателе довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей. Факт свободы воли здесь доказывается из "данности" его в нашем сознании и самосознании.

Следующей ученой работой митр. Антония, выросшей из его профессорских занятий, является "Толкование на книгу св. пророка Михея" (СПБ, 1891), оно же вошло в собрание его сочинений. Отдав дань науке Антоний в остальных своих трудах выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой местами резкой развязанности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижной ум п проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши подолгу просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. "Это университет", восклицает один из них; "это - древне-греческая академия: здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию". Нередко как и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка.

Богословские воззрения Антония не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающие его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами.

Он подчеркнул общественную миссию Церкви, и применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества.

Прямота митрополита, граничащая с резкостью на многих, особенно на инакомыслящих, производила впечатление отрицательное. Один из товарищей его брата в молодости его спросил его: "Неужели Вы, умный, образованный человек верите, что Христос вознесся на небо, и что просфора и вино превращаются в Его Плоть и Кровь?" - "Я не могу сомневаться, отвечал Антоний, - если бы я усумнился, то мне не оставалось бы ничего другого, как броситься с Литейного моста вниз головой".

Всем было известно его остроумие несколько грубоватого характера. Рассказывали, что он, кажется, еще будучи студентом, за торжественным обедом, на шутливый вопрос родственника Храповицких генерал-майора Крепке - почему "митрополит", а не "митро-стреляй", ответил: "А почему, Ваше Превосходительство, "ду-рак"... Здесь сделал длительную паузу и спокойно, смотря в глаза ошарашенного генерала, пониженным голосом закончил..., а не "ду-рыба"...

Когда обер-прокурор предлагал Синоду возвести в сан епископа малограмотного монаха Варнаву, кто-то из членов Синода стал возражать. Тогда дано было понять, что этого желает императрица и Распутин. Митр. Антоний сказал (очевидно саркастически): "Ну, что-же! Мы готовы и черного борова сделать епископом, раз они этого желают".

За свои ученые богословские труды, которые первоначально были изданы в Казани, а затем переизданы книгоиздателем И.Л. Тузовым, митр. Антоний получил звание доктора богословия.

Свои сочинения он помещал, главным образом, в академических изданиях: "Церк. Вестн." (С.-Петерб. Акад.), "Богосл. Вестн." (Моск. Акад.), "Прав. Собес." (Казан. Акад.), "Уфим. Епарх. Вед.", "Церк. Вед.", "Мис. Обозр.", "Волог. Епарх. Вед.", "Волын. Епарх. Вед.", Газета "Колокол" (В. Скворцов) и др.

В вышеуказанных журналах архим. Антоний помещал много проповедей и статей, которые не вошли в наш список его трудов.

Список сочинений

"Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности (магистерская диссертация). СПБ, 1887. Изд. 2-е СПБ, 1888. "Беседы о православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л. Толстого". СПБ, 1889. "Превосходство православия над учением папизма в его изложении В. Соловьевым". СПБ, 1890. Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого". Изд. 2-е. СПБ, 1891. "Толкование на ". Выпуск 7-й. "Толкование на книгу св. Пророка Михея". СПБ, 1891. "Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского" (из "Бог. Вестн." 1893 г.). [Ист.: БЭЛ т. III, стб. 778-780]. "Из чтений по Пастырскому богословию". Казань, 1896. "Критический обзор библиографического сообщения "Над Евангелием". "Прав. Собес." 1897, февраль, с. 1. "Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии?" (По поводу "Критики Догматического богословия" Л.Н. Толстого). "Прав. Собес." 1897, апрель, с. 491-524. "Значение молитвы для пастыря Церкви". "Прав. Собес." 1897, май, с. 587-607. "О любви к ближним" (Слово в Великий Четверток). "Прав. Собес." 1897, июнь, с. 727-731. "Слово пред благодарственным молебствием по окончании 3-го Всероссийского миссионерского съезда". "Прав. Собес." 1897, сентябрь, с. 239-243. "Какое значение для нравственной жизни имеет вера во Иисуса Христа, как Бога". Казань, 1886. "Прав. Собес." 1896, сентябрь, с. 3-21. Нравственное учение в сочинении Толстого "Царство Божие внутри вас" пред судом учения христианского. Изд. 2-е. М., 1897. Изд. 3-е. М., 1902. Слово при погребении Преосв. епископа Таврического Михаила 22 августа 1898 года. "Прав. Собес." 1899, январь, с. 68. "Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы". Изд. 2-е, Казань, 1898. Слово пред панихидой о Пушкине. (Сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 года). "Прав. Собес." 1899, июнь, с. 783-801. "О духовных дарах юности". "Прав. Собес." 1899, октябрь, с. 408-419. Лекции по Пастырскому богословию. Казань, 1900. Труды в трех томах: 1 том - Проповеди, II том - Статьи догматического содержания, III том - Статьи философско-критического содержания. Слово на панихиде по великой княгине Александре Петровне, во инокинях Анастасии, сказанное в Казанском кафедральном соборе 17 апреля 1900 года. "Прав. Собес." 1900, май, с. 481-485. Памяти . "Голос Церкви" 1912, март, с. 170-171. Русская правда. "Голос Церкви" 1912, октябрь, с. 167-174. "Беседа христианина с магометанином об истине Св. Троицы". 1903 г. "Сын Человеческий". "Богосл. Вестник", № 11, 1903, с. 361-370. "Слово о Страшном Суде и о современных событиях". 1905 г. "Заявление о свободе вероисповедания в 6-м отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906 года". Почаев, 1906. "Письмо на имя в начале ноября 1905 г.". 1906 г. "О более близких отношениях к армии пастырей и архипастырей церкви". 1906 г. "Нравственный смысл основных христианских догматов". Вышний Волочек, 1906. "О православном пастырстве". М., 1906. "Из окружного послания". "Приб. к "ЦВ" 1907, № 31, с. 1259. "Слово на благодарственном молебне после выборов в третью Государственную Думу". 1907 г. "Слово о Кишиневских событиях". Кишинев, 1908. "О восстановлении патриаршества в России". Почаев, 1908. "Русскому новобранцу добрая памятка от православного архипастыря". М., 1909. Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию. М., 1909. Статья: "Храм славы и храм скорби". "Приб. к "ЦВ" 1909, № 41, с. 1909. Статья: "Пастырская беседа". "Приб. к "ЦВ" 1910, № 6, с. 228. Речь при вручении жезла новопосвященному еп. Острожскому Гавриилу в Житомирском Преображенском соборе. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 32, с. 1325. Проповедь на перенесение св. мощей преп. Евфросинии Полоцкой 21 мая 1910 года. "Русск. Паломн." 1912, № 42, с. 656. Слово, произнесенное в семинарской церкви 9 сентября 1910 г. на 150-летии Холмской духовной семинарии. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 46, с. 1943. Окружное послание к Волынской пастве о говении. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 11, с. 463. Речь при встрече государя в Оврученском храме. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 37, с. 1527-1528. Слово на день памяти преп. Сергия. "Бог. Вестн." 1892, ноябрь, с. 247. Слово на молебне пред началом учения 12 сентября 1893 г. "Бог. Вестн." 1893, октябрь, с. 111. Слово при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Пахомию. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 40, с. 1655. "Беды от лжебратии". М. 1912 год и "Голос Церкви" 1912 г., октябрь, с. 132-149. Послание ко всем отделяющимся от Православной Церкви старообрядцам. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 10, с. 395, "Голос Церк." 1912, март, с. 30-47, Отд. изд. СПБ, 1913. Слово о Божественном промышлении, явленном в событиях при воцарении дома Романовых. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 19, с. 771, "Голос Церкви" 1912, май, с. 18-26. Слово правды укрывателям правды. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 28, с. 1143, "Голос Церк." 1912, сентябрь, с. 27-43. "Чем отличается православная вера от западных исповеданий". ("Из Мисс. Обозрен.") 1901, июль- август, с. 3. "Как относится служение общественному благу к заботе о спасении своей собственной души?" "Русск. Паломн." 1912, № 42, с. 656. Трактат: " Христова, как хранительница и истолковательница Божественного Откровения". "Русск. Паломн." 1912, № 42, с. 656. Слово на панихиде по выносе тела покойного Владыки митр. Антония в Лаврском соборе. М., 1912 год. "Приб. к ЦВ" 1912, № 45, с. 1821. Плач на кончину Патриарха Иоакима III. М. 1912 год. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 46, с. 1860, "Гол. Церк." 1912, декабрь, с. 135-140. "Нравственная идея догмата Церкви". Полное собрание сочинений. т. II, СПБ, 1911. "Прав. Собес." 1913, январь, с. 31. "О новом лжеучении о боготворящем имена и об "Апологии" Антония Булатовича". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 20, с. 869, "Русск. Инок" 1913, вып. 9, с. 554-556. "О чем нужно более всего пещись епископу". Слово, сказанное при вручении жезла новопоставленному еп. Дионисию 20 апреля 1913 г. "Приб. к "ЦВ" 1913 г. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 21, с. 939. Слово при погребении Преосв. Арсения, архп. Харьковского и Ахтырского 1 мая 1914 года. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 28, с. 1229. Первое слово к Харьковской пастве. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 28, с. 1229. Речь архиепископа Харьковского. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 32, с. 1403. "Нравственное обоснование важнейшего христианского догмата". "Прав. Собес." 1915, ноябрь, декабрь, с. 389. Слово пред отпеванием тела почившего митрополита Флавиана. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 47, с. 2355. "Руководственные указания Преосв. Антония, еп. Уфимского, священникам и прочим клирикам в инородческих и других приходах Уфимской епархии". "Приб. к "ЦВ" 1901, № 48, с. 1747-1751. Окружное послание ко всем отделяющимся от Православной Церкви старообрядцам. СПБ, 1913. Письма к пастырям. Речь при вручении жезла епископу Сумскому Митрофану 5.IV.1916. "Приб. к "ЦВ" 1916, № 25, с. 607-608. "Православие". Догмат искупления. Карловцы, 1926 г. "Два пути пастырства - латинский и православный". (Из Богосл. Вестн."). 1894. "О пастырском призвании". (Из руководства для сельских пастырей). 1900 [?]. "Новое чудо от Почаевской иконы Божией Матери". "Рус. Инок" 1911, июль, вып. 12, с. 50. "Кого должны просвещать монастыри?" "Рус. Инок" 1911, декабрь, вып. 48, с. 11-13. Проект о диакониссах. "Рус. Инок" 1911, декабрь, вып. 48, с. 58. Речь, сказанная Каменец-Подольским паломникам, пришедшим в Почаевскую Лавру 18 мая 1911 года. "Рус. Инок" 1911, май, вып. 10, с. 56. "О сокращении внутренней жизни". Слово при пострижении студента Московской духовной академии диакона Павла Сосновского (Дионисия). "Рус. Инок" 1913, № 2, с. 101-104. "Монашество есть подвиг надежды". Слово при пострижении в монашество студента Московской духовной академии Данилова (Стефана). "Рус. Инок" 1913, № 3, с. 165-168. "Как и чем обрести покой души?" Слово при пострижении вольнослушателей Московской духовной академии Алексеева и Машкина. Наречены: Михей и Серапион. "Рус. Инок" 1913, № 4, с. 235. "Различие путей иноческой жизни". Слово при пострижении студента Московской духовной академии Николая (Бессонова) Никона. "Рус. Инок" 1913, № 5, с. 291-294. "Бранные приемы врага искусителя". Слово при пострижении студента Московской духовной академии Владимира Никольского (Андроника). "Рус. Инок" 1913, № 6, с. 357. Речь при встрече Антиохийского Патриарха Григория IV. "Рус. Инок" 1913, № 6, с. 365. "О скорбях иноческой жизни". Слово при пострижении магистранта Московской духовной академии Василия Мещерякова (Евдокима). "Рус. Инок" 1913, № 7, с. 421-427. "Мучительная раздвоенность". Слово, сказанное при пострижении в монашество студентов Казанской духовной академии 4-го курса: священника Никодима Троицкого (Нафанаила) и студента 2-го курса Валентина Лебедева (Варсонофия). "Рус. Инок" 1913, № 8, с. 494-498. "Голос звания Божия в жизненных испытаниях". Слово при пострижении студентов Казанской духовной академии, священников - Михаила Павлова (Макария) и Павла Раевского (Феодосия). "Рус. Инок" 1913, № 10, с. 630-634. "Чем должен быть Константинополь?" "Рус. Инок" 1916, № 1, с. 14-21. "Опыт христианского православного катехизиса". Митр. Елевферий. "Соборность Церкви - Божие и Кесарево". Париж. 1938. Общественное благо с точки зрения христианской и с современной - позитивной. "Богосл. Вестн." 1892, июнь, с. 413. "Знамение времени" ("Послушники". Повесть Н. Лескова). "Богосл. Вестн." 1892, февраль, с. 415. "Две крайности - паписты и толстовцы". "Богосл. Вестн." 1895, февраль, с. 181, май, с. 179. "Библейское учение об Ипостасном Слове Божием". "Богосл. Вестн." 1904, ноябрь, с. 387. Первая ответная докладная записка Св. Прав. Синоду. "Богосл. Вестн." 1905, декабрь, с. 698. Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы. "Богосл. Вестн." 1894, ноябрь, с. 213. Слово над гробом в Бозе почившего Высокопреосв. митрополита Феогноста Киевского и Галицкого 27 января 1903 года. Труды К.Д.А. 1903, март, с. 343. Слово в день святителя Николая. "Изв. Казан. еп." 1896, № 24, с. 429-436. Слово к окончившим курс слушателям Миссионерских курсов, произнесенное 7 апреля 1896 года. "Изв. Казан. еп." 1896, № 9, с. 248-251. Размышления о спасительной силе Христовых страстей. "Изв. Казан. еп." 1907, № 15, с. 436 п/строчн. Лекция на тему: "Был ли Христос революционером". "Изв. Казан. еп." 1908, № 1, с. 35-38. Nravstvennyja idei vaznejsich christianskich pravoslavnych dogmatov. New York 1963 (= N. Rklickij /Hg./, Zizneopisani... Bd. XI). F.M. Dostoevskij kak propovednik vozrozdenija (= Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XII). Ucenie o pastyre, pastyrstve i ob ispovedi. New York 1966 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XIII). Nravstvennoe ucenie Pravoslavnoj Cerkvi. New York 1967 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XIV). Slova, besedy i reci (O zizni po vnutrennemu celoveku), New York 1968 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XV). I. Soglasovanie evangel"skich skazanij o voskresenii Christovom. II. Psichologiceskija dannyja v pol"zu svobody voli i nravstvennoj otvetstvennosti. New York 1969 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XVI). Novyj opyt ucenija o bogopoznanii i drugija stat"i. New York 1969 (= N. Rklickij, Zizneopisanie... Bd. XVII). Беседы православного с униатом. О заблуждениях латинян и униатов греко-католиков. Сремски Карловцы. Изд.... 1922. 32 с. Опыт Христианского [Православного] Катехизиса. Посвящается Блаженнейшему Григорию IV, Патриарху Антиохийскому и Всего Востока. Сремски Карловцы. Изд.... 1924. . Пастырское богословие. [Настоящий сборник - собрание статей и лекций Блаженнейшего митрополита Антония по религиозным вопросам из области науки пастырского богословия, представляет из себя переизданную часть 2-го тома Полного собрания его сочинений]. Харбин. Изд. Обитель милосердия. 1935. 179 с. Пушкин, как нравственная личность и православный христианин. Белград. Изд. "Царский Вестник". 1929. 24 с. Сборник Избранных Сочинений. С портретом и жизнеописанием автора. Юбилейное издание ко дню 50-летия священнослужения. Белград. Изд. [Типография "Слово"]. 1935. 11 + 431 с. Учение церкви о Святом Духе. Париж. Y.M.C.A.-PRESS. (1926). 40 с. Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919-1936 годов. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2006. 288 с. Собрание сочинений. Т. 1-2. М.: Даръ, 2007. Избранные труды, письма, материалы. М.: ПСТГУ, 2007. 1056 с.

Андрей Иларионович Шутов, будущий архиепископ Антоний, родился в с. Настасьино Подберезинской вол. Коломенского уезда Московской губернии в семье, принадлежащей к господствующей церкви. Его отец, Иларион Терентьевич, был крестьянин. В молодости Андрей Иларионович перешел в федосеевское согласие. Проживал сначала у московского купца Ф.Гучкова, а затем на Преображенском кладбище, вступив в должность казначея. После 1845 г. принял иночество в одной из беспоповских обителей Черниговской губ. и вскоре удалился в восточную Пруссию, где поступил в Войновский монастырь. Настоятель монастыря принял его весьма недружелюбно, поэтому около 1851 г. он перешел австрийскую границу и поселился с другими федосеевскими иноками в с. Климоуцы, близ Белой Криницы.

Скоро он познакомился с иноком Павлом Белокриницким . Часто беседуя с ним, Антоний, что называется, из первых уст узнал подробности возникновения белокриницкой иерархии и убедился в ее законности. В феврале 1852 г. он присоединился к старообрядческой Церкви. В Белокриницком монастыре 10 февраля он был вновь пострижен, 1 октября поставлен митрополитом Кирилом в иеродиаконы, 6 декабря — в священноиноки, и 3 февраля 1853 г. митрополит Кирил рукоположил его во архиепископа г. Владимира.

На следующий день новопоставленный архиепископ отправился в путь. Когда правительство узнало о прибытии в Россию архиепископа Антония, оно назначило за его поимку большую денежную награду — 12000 руб.; его искало множество сыщиков, в т.ч. добровольных. Однако это не испугало его. Он был недосягаем для правительства, переходил из деревни в деревню, ночуя на сеновалах, на чердаках и поставил за это время несколько десятков священников.

Гонение это продолжалось вплоть до 1862 г., когда по указу имп. Александра II старообрядческое священство временно освободили от преследований. По прибытии владыки в Россию настоятель Рогожского кладбища, самый авторитетный старообрядческий священник того времени, протопоп Иоанн Ястребов, а также священник Павел Тульский признали его власть над собою, стали упоминать его на ектеньях и использовать полученное от него новоосвященное миро.

Однако не все на новом месте складывалось гладко. Кроме строгого надзора и преследований со стороны правительства, архиепископа Антония ждало в России и испытание, связанное с тем, что еп. симбирский Софроний, первым поставленный для российских старообрядцев, не подчинился ему и стал планировать создание особой иерархии. Тем не менее, несмотря на все трудности и препятствия, в первые девять лет архипастырского служения в России Антоний рукоположил для старообрядцев четырех диаконов, 70 священников, 23 священноинока, шесть епископов.

В 1863 г. определением Освященного собора российских епископов он был избран на святительский престол Москвы; это было признанием того, что он является главой всех древлеправославных христиан белокриницкой иерархии в России. Одновременно он стал и главой сторонников Окружного послания (хотя ради восстановления братского мира, для прекращения неокружнического раздора в Церкви, согласен был отменить "Послание").

Из других присущих ему взглядов надо отметить, что он решительно выступал за канонизацию святых священномучеников и исповедников протопопа Аввакума, иереев Лазаря, Никиты и иных пострадавших за древлее благочестие. В то время выражение подобных взглядов было весьма опасным, так как перечисленные мученики считались врагами царского дома.

Архиепископ Антоний был незаурядной личностью. Он строил храмы, освятил за свою жизнь несколько сотен т. н. походных, или путевых, антимисов, запас которых не иссяк и до сего времени. Заботясь о духовной пище паствы, не оставлял никого и в материальной нужде. Старообрядцы всей России и за границей знали его как щедрого благотворителя, помощника в нужде и несчастье. Для поддержания российских и заграничных старообрядческих монастырей архиеп. Антоний делал многочисленные пожертвования как деньгами, так и различной церковной утварью и книгами.

Приобщившись к книге еще в знаменитой библиотеке Лаврентьевского монастыря, он всю жизнь собирал свою библиотеку. В это уникальное собрание входило много редчайших рукописей и старопечатных книг. После смерти Антония его библиотека поступила в книгохранилище Рогожского кладбища. При своей канцелярии архиепивкоп Антоний специально держал нескольких писцов, чтобы распространять среди старообрядцев различные апологетические сочинения. С этой же целью уже на склоне лет он заботился об учреждении в одном из заграничных монастырей старообрядческой книгопечатни.

Активная деятельность архиепископа Антония по укреплению старообрядчества сделала его главной мишенью для всех врагов белокриницкой иерархии, как внешних, так и внутренних. Даже в немощи архиепископ не оставлял богослужения. Отслужив кряду около ста литургий, в ночь со 2 на 3 ноября 1881 года Антоний почувствовал «болезнь сердечную, какою он и прежде страдал весьма тяжко». Проболев несколько дней, соборовавшись и причастившись, архиерей скончался 8 ноября (21 ноября по новому стилю) в 7 часов утра в Москве, в своей маленькой квартире на Пустой улице (ныне Марксистская). 10 ноября он первым из старообрядческих архиереев был погребен на Рогожском кладбище.

«Внешний образ владыки Антония представлял собою благоговейнейший вид: лице его было необыкновенной белизны, браду имел довольно долгую, широкую и белую — как серебро. Речь его была тихая и приятная. Можно сказать о нем по всей справедливости, что он был во всех отношениях точный отпечаток прежних истинных пастырей Христовых словесных овец», — писал о нем Г.А.Страхов.