Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Почему за боязливость озеро огненное? Паронимы боязливо - боязно Озеро горящее огнем и серою.

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая

Жаждущий спасения нашего Бог благостынями и скорбями всех направляет и обращает к наследию Своих благ, представляя нашему вниманию светлость горнего Иерусалима, тьму и ужасы геенского огня, чтобы, пока есть время, делали мы добро или по желанию вечной славы, или же по страху безконечного стыда. А посему о прочих - отверженных, боязливых и слабых в борьбе с дiаволом сказано, что они будут осуждены на вторую смерть . - Да будет же, чтобы мы, умилостививши добрыми делами Подателя милости, желающего не смерти грешника, но обращения, получили Его дары, нам исходатайствованные не словесными поучениями, а делами и страданиями. Ибо для Него достаточно было удовольствоваться только обещаниями ко благому и предостережениями от злого, а затем или наказывать или удостаивать почести достойных наказания или славы. А между тем он не неудостоил и пострадать за нас, чтобы не казалось, что пренебрег чем-либо при уврачевании и исправлении нашем. Итак, да не приимем вотще благодать Божiю, но обращением и оказанием добрых дел достигнем получения обещанных благ в Самом Христе Боге нашем, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толкование на Апокалипсис.

Экумений

А для боязливых, и неверных и тому подобных участь в озере, горящем, огнем . Боязливыми названы те, кто проявляет немощь ко всякому благому делу из-за того, что [с ним сопряжено] добровольное страдание. И всех обманщиков - не сказано лжецов, но обманщиков , то есть тех, кто поступает противно естеству и обманно представляет естественную красоту добродетели в виде поддельной и извращенной личины злодейства.

Комментарий на Откровение.

Беда Достопочтенный

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая

Бог всегда перемежает ласковые, ободряющие слова с жесткими, чтобы побудить слушателей к бодрствованию. Так происходит и в сто сорок четвертом псалме, в котором долго говорится о благодати милосердия Господня и вдруг появляется упоминание о Его строгом суде: Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит (Пс 144:20) . Боязливых он упоминает рядом с неверными , потому что боятся рискнуть и вступить в состязание те, кто сомневается в том, что добьются награды.

И всех лжецов участь - в озере горящем . Автор показывает, что бывает много разнообразных лжецов, но опаснейший и отвратительнейший из них тот, кто грешит по отношению к религии, о чем сказано выше: Говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но - сборище сатанинское (Откр 2:9) .

Изложение Откровения.

Лопухин А.П.

Сказав в утешение праведникам, Господь грозит грешникам страшными мучениями огненной геенны, причем перечисление грехов, за которые нечестивые лишаются блаженства, идет от более общего к частному. Участь всех грешников - вторая смерть, т.е. окончательное осуждение после последнего суда на вечные мучения. О месте мучения грешников и о свойстве огня их вечных мучений Иоанн совершенно умалчивает: нужно довольствоваться тем, что есть открытого.

Почему за боязливость огненное озеро? Ответ простенький. Если мы в место страха не приобретем любви, то в вечности мы Господу не нужны:

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»(1 Кор 13,3).

Эту правду из Библии знает любой христианин. Но почему это зная, совершенно не волнуется любой христианин знающий эти истины? Почему нет страха Божьего в наших сердцах? Ответ простой. Многие из нас идут на брачный пир в среде неразумных дев, которых фонари погасли и по той причине не понимает какое великое зло есть страх.

Из за страха еврейский народ не вошел в обетованную землю и их тела полегли в пустыне(Числ 14; 1 Кор 10,1-10). Из за страха возрожденные христиане лишает свою новую природу каждодневной духовной пиши и умерщвляет Христа в сердцах своих. Из за страха мы становимся бесплодными ветвями виноградника, которые засыхает и в огонь бросается(Ин 15,5-6).

Так произошло и с Лаодикейской церковью, где Христос стоял за дверью этой церкви и увещевал купит глазную мазь, чтобы прозреть:

«Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. И так будь ревностен и покайся »(Откр 3,14-22).

ОТ РОЖДЕНИЯ МЫ ВСЕ ИМЕЕМ СТРАХ БЛАГОВЕТСТВОВАТЬ
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»(1 Ин 4,18).

Но Петр скрупулезно выполнил курс лечения души и в место страха приобрел силу и любоь Господа:

«На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки»(Деян 4,5-14).

В начале мы видим, что Петр отрекся от своего Господа, но сейчас стоя перед синедрионом он смело обличал начальников и старейшин, что они казнили Христа и которого Отец воскресил из мертвых. Начальники удивлялись их смелостью: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись».

Господь нас предупреждает об обязательном условии в место боязливости приобрести любовь:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами»(Мк 8,38).

Не секрет, что самым большим препятствием для каждодневного благовествования есть страх и стыд перед людьми. Мы вчера с женой и дочерью пошли в зоопарк и решили там свидетельствовать о искупительной жертве Христа. Были удивлены, что в зоопарке были в основном молодые люди с маленькими детьми. Люди в возрасте 30 лет наиболее противоположны к религиозным вестям. Людей было много и поэтому свидетельствовать было особенно тяжело и по той причине страх нажимал. Одно дело свидетельствовать единичным людям и другое благовествовать толпе. Мне удалось найти несколько людей пожилого возраста и засвидетельствовать. Двое из них покаялись. Женщинам было по труднее, и они за три часа пребывания в зоопарке не заговорили о Христе ни с одним человеком. Они осознали, что многолюдье им не под силу побороть страх и стыд. Они решили выполнить волю Господа в другом месте, где не так людно и где больше пожилых людей. Но как говориться возрастание и очищение в переди.

ЧТО ТАКОЕ КАЖДОДНЕВНАЯ ДУХОВНАЯ ПИЩА?
«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог»(Ин 6,27).

Есть пища физическая и духовная для нашей новой природы Духа Христа и Господь это поясняет:

«Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную»(Ин 4,31-36).

Понимаем, что духовная пища для нашей новой природы есть благовествование, потому что поля побелели. «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную». Потому Господь Христос говорит, что мы должны трудиться не только для тленной пищи, но и пище пребывающей в вечно.

КАК ЧАСТО НАДО КОРМИТЬ НАШУ НОВУЮ ПРИРОДУ?
«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»(Мф 28,18-20).

Мы знаем, что Господь дал нам повеление благовествовать и научить все народы. Но зададимся вопросом как часто это надо делать? По воле Господа надо благовествовать и благовествовать каждый день. И это написано самим Господом:

«Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его» (Псал. 95,1-3).

Благовествуйте со дня на день спасение Его, так написано в Писании и так должно быть в наших жизнях. Первые церкви были верны указанию Господа благовествовать каждый день:

«И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5,42).

Как с выполнением Господней воли есть в наших церквях? Как обстоит дело с выполнением воли Господа в моем личном служении? Это я должен оценить приходя на вечерю Господню:

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. БУДУЧИ ЖЕ СУДИМЫ, НАКАЗЫВАЕМСЯ ОТ ГОСПОДА, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ОСУЖДЕННЫМИ С МИРОМ»(1 Кор 11,27-31).

Приходя на вечерю Господа, которая напоминает нам об обязанности накормит нашу новую природу Дух Христа каждодневным духовным хлебом. На этой вечере мы едим и пьем благословение если стараемся благовествовать каждый день. И едим и пьем осуждение если не рассуждаем об нашей обязанности накормить новую природу. Тогда мы ее умерщвляем и по той причине Господь нас наказывает, чтобы мы небыли бы осуждены с миром.

ПЛОДОНОСНАЯ И БЕСПЛОДНАЯ ВЕТКИ

Мы должны быть плодоносной веткой, чтобы были очищены от греха страха и дали бы больше плода любви. Примером может послужить Абраам. В начале своего служения он был боязливым и по той причине он два раза отдал свою жену Сару царю египетскому и царю Геррары. Он страшился, чтобы его не убили и по той причине лгал, что Сара его сестра. Но Авраам был очищен Господом и без страха пошел жертвовать своего сына Исаака(Быт 22).

Но очень плохо не понимать различий страха Господа и страха перед людьми из за каждодневного благовествия. Каждодневное благовествие есть духовная пища для нашей природы, чтобы мы возрастали и дали плод 30,60,100 кратный. Этот пример нам показал и апостол Петр. Из свидетельств его жизни мы видим, что из за страха он совершал многие грехи. Пошел по воде и увидев бушующие волны испугался и стал тонут. Был назван сатаной, когда из за страха потерять кормильца и учителя говорил, что Христос не должен пойти на крест. После трех лет ученичества из за страха за свою жизнь трижды отрекся от своего Господа и спасителя Иисуса Христа. Но был очищен от страха и когда стоял перед синедрионом обличал своих судьей.

Абраам, Петр освободились от страха познанием любви Господа и тем стали победителями которым присуждена вечная слава:

«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая»(Откр 21,7-8).

БЕЗПЛОДНЫЕ ВЕТКИ
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают»(Ин 15,5-6).

Как видим страх не есть обыденный и маленький грешок, которого нельзя сравнивать с грехом разврата, пьянства, убийства и подобное. Боязливость есть грех по страшнее этих грехов прелюбодеяния и убийства, потому, что из за боязни мы лишаем нашу новую природу каждодневной духовной пищи и тем отказываемся от дара Господней благодати путем распятия Христа в наших сердцах. Поэтому Господь нас увещевает, что не надо бояться убивающих тело. Нам надо бояться Господа, который тех кто отказался кормить новую природу Дух Христа и умертвить Его отправит в ад. Так и написано:

«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь»(Лк 12,4-5).

Господь написал нам притчу из которой легко можно понять, что очень сильно ошибается те которые бояться людей и по той причине не благовествует каждый день, но не бояться Господа, который их ввергнет озеро огненное:

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»(Мф 25,14-30).

Два первых раба употребили полученное и удвоили данное серебро. Потому получили похвалу своего Господина и вечную награду. Третий раб, из за страха перед людьми, закопал свое серебро и это было отнято от него. Здесь уместно вспомнить притчи Господа о пшеничных зернах. Первые три пали на дорогу, скалы, в тернии и остались бесплодны. Всем понятно, что на дороге, скалах и в терньях нет достаточно пищи для зерна. И только четвертые пали в хорошую почву и дали плод 30,60,100 кратный.

ВЫВОД ПОУЧЕНИЯ
«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая»(Откр 21,7-8).

Мы можем для себя сделать вывод. Или я побеждающий страх пред любви из за каждодневного благовествия и тем кормлю мою новую природу возрастая в ней. Или из за страха перенд людми я отрекаюсь от кормления Сына Господа в моем сердце и Его распинаю.

«Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение»(Евр 6,4-8).

Боязливые благовествовать перед людьми идет на свадебный пир с погаснувшими фонарями и по той причине думает, что боязливость это не прелюбодеяние, не убийство и они как нибуть попадут на небо. Но таковы услышать, что своего вечное жилище они строили на песке. Эта проповедь в видео: https://www.youtube.com/watch?v=s71qAApUhEE

Будем молить разумения бояться бога, о не людей, потому что боязливые будет в озере огненном.

Степень 21. О малодушной боязливости

Враг человеческого рода всякими путями стремится препятствовать подвижнику в делах добродетели и духовного совершенствования. И особенно, нужно сказать, нетерпим и страшен ему бодренный и молитвенный подвижник. Поэтому он всячески старается лишить воина Христова именно этого духовного оружия - молитвенной бодренности. Для этого он наводит на подвижника разного рода страхования - искушение, совершенно ничтожное для имеющего мужественный и бодрый дух, но весьма гибельное для малодушных и боязливых. Поддавшиеся этому диавольскому искушению делаются совсем неспособными совершать келейную молитву и бдеть в ночное время, а иногда даже и днем. Каждый, пусть даже малейший шорох, стук, собственная тень, пустота места - смущают их душу, пугают воображение, наводят невыразимый страх и тем отвлекают ум от благочестивых занятий.

Борьбу против этой истинно младенческой слабости преподобный Иоанн Лествичник поставляет на 21-й степени духовного восхождения. Он указывает в ней и необходимые к этому средства.

Характеризуя порок боязни и страха, преподобный говорит: «Боязливость есть уклонение от веры, младенческий нрав в старчески-тщеславной душе, она есть дщерь неверия и порождение тщеславия» (Лествица 21, § 2, 1). «Страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и приводимое в скорбь от воображения неведомых бед. Он есть лишение твердой надежды, признак горделивости, ибо горделивая душа - раба боязни» (§ 3-4).

Душа с указанными качествами самоуверенна, высокомерна, лишена благодати, ее покрывающей, и поэтому боится всего, даже собственной тени (§ 4).

Как уже замечено было выше, причину такой боязливости души преподобный Иоанн Лествичник видит в маловерии и самонадеянности.

В ком нет твердой и живой веры в Бога, без воли Которого и волос с головы не может упасть (см.: Лк. 21, 18), кто не имеет уверенности, что Отец Небесный хранит Своих рабов от всякой опасности, ограждает их от всякого зла, тому, конечно, остается только верить в свои силы, на себя одного надеяться, ибо, говорит Писание, для него нет помогающего, ниже спасающего (ср.: Пс. 106, 12). Однако такой человек (самонадеянный) невольно сознает, что его силы очень ничтожны и слабы и он вряд ли может обезопасить себя от разных неприятностей.

Христианину - рядовому, а тем более подвижнику Христову - неприлично и даже непростительно поддаваться пороку боязливости и тем радовать врагов нашего спасения, ибо очень уж много дано ему залогов самой заботливой, Отеческой о нас попечительности Бога, Который хранит даже и самых малых птиц (см.: Мф. 10, 29), и тем более не сохранит ли Своих рабов от всяких злых наветов вражиих?

Преподобный Иоанн Лествичник против боязни и малодушия предлагает следующие средства:

1) Ходить чаще в ночное время в те самые места, которые особенно наводят боязнь на человека;

2) Призывать постоянно на помощь имя Христово и вооружаться против невидимых супостатов силой молитвы.

Подтверждая указанные средства, преподобный говорит: «В те места, где привык ты чувствовать боязнь, не ленись ходить в позднее ночное время. Если же несколько уступишь этой достойной смеха слабости, то состареется с тобою эта детская немощь. Отправляясь же в путь, вооружайся молитвою; пришедши же на место, распростри руки и поражай врагов именем Иисусовым, потому что ни на небе, ни на земле нет более крепкого оружия» (§ 7);

3) Плакать о грехах своих, оставив всякие земные и суетные занятия. «Плачущий о грехах и нечувствительный ко всякой иной скорби не имеет боязни, боязливые же часто впадают в безумие. Это естественно, ибо Господь справедливо оставляет горделивых, чтобы и прочие научались не превозноситься» (§ 5).

Сила этого последнего средства (плача о грехах) заключается в том, что страх пред Богом за со деланные грехи изгоняет прочь всякий другой страх, а удаление от всяких земных попечений поставляет человека в такое выгодное положение, что ему совершенно нечего бояться, и хотя бы с ним случилось какое-либо несчастье, он ничего не страшится, ничего не смущается, ибо ни к чему из земных вещей не привязан. Поэтому преподобный Лествичник и говорит: «Кто стал свободным от земных попечений, тот стал рабом Господним, и он будет бояться только одного своего Владыки, а кто еще пленник мира и не боится Бога, тот постоянно будет приходить в страх, трепет, пугаясь собственной своей тени» (§ 11).

Далее преподобный Иоанн Лествичник замечает, что среди мирян, живущих в обществе, недуг малодушной боязни должен бы встречаться реже, нежели между людьми, живущими в уединении (в пустыне, в лесах и прочее). Однако и среди мирян немало робких, суеверных душ, страдающих от страха иногда более, чем какой-нибудь отшельник. Причина этого все та же - маловерие в Бога и крайняя самонадеянность.

Средства к избавлению от малодушия для мирян те же самые, какие указаны были выше.

Дух боязни и малодушия - самое первое из внутренних духовных искушений, и борьба с ним является как бы началом этой великой внутренней брани с духовными пороками, какие ожидают подвижника на последующих ступенях восхождения. Одним из таких пороков является тщеславие, то есть та самая отрасль, которая палит человека нетерпеливым и страшным желанием - «да благо рекут о нем человецы» (ср.: Лк. 6, 26). Этого-то многовидного, чрезвычайно хитрого и коварного змия нам и предстоит открыть, изобличить на 22-й степени лествицы.

Из книги Лествица [Иоанна Лествичника] автора Лествичник Иоанн

Двадцатая степень. Восшедший на нее принял в сердце своем свет. Cлово 21. О малодушной боязливости, или страховании 1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах

Из книги Современная практика православного благочестия. Том 1 автора Пестов Николай Евграфович

Глава 5. Преодоление боязливости и мужество Будьте мужественны. 1 Кор. 16, 13 Наряду со страхом Божиим христианин должен обладать и мужеством - бесстрашием за свою земную судьбу, основанном на глубокой вере в постоянный и благий Промысл над ним Бога. При этом он должен

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

СЛОВО 21 О малодушной боязливости, или страховании 1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия и

Из книги Преподобный Иоанн Лествичник автора Агриков Тихон

Степень 9. О памятозлобии Самое первое и злейшее «исчадие гнева» (Лествица 8, § 15) есть памятозлобие. Оно связано с ним тесными узами. Однако бывает и так, что если гнев значительно ослабевает в сердце человека и готов уже скоро погибнуть, то памятозлобие продолжает упорно

Из книги автора

Степень 10. О злоречии В ближайшей связи с пороками сердца находятся главнейшие пороки языка. К последним относятся: злоречие, или клевета, многоречие и ложь.Клевета есть порождение ненависти и памятозлобия. Источником питания она имеет многоречие (Лествица 11, § 2), которое

Из книги автора

Степень 12. О лжи Ложь является преступной страстью. Греховность ее увеличивается тем, что она есть неотделимая принадлежность и как бы сущность диавола, о котором Спаситель определенно сказал, что в нем истины нет. Он есть лжец и отец лжи (ср.: Ин. 8, 44).Преступная сама по

Из книги автора

Степень 16. О сребролюбии Корень бо всем злым сребролюбие есть. 1 Тим. 6, 10 Сребролюбие занимает весьма существенную сторону человеческой души. Оно выражается главным образом в пристрастии к деньгам и их стяжанию.И не тот только сребролюбец, кто много имеет и не делится с

Из книги автора

Степень 17. О любостяжании Любостяжание отличается от сребролюбия тем, что оно охватывает своим господством гораздо более обширную область. Если сребролюбец пристращается только к деньгам, то любостяжатель - ко всему, что составляет какую-либо материальную ценность. Его

Из книги автора

Степень 18. О бесчувствии Переходя к описанию пороков духовных, преподобный Иоанн Лествичник представляет нам прежде всего борьбу с бесчувственностью, или с холодностью души. Это такое состояние, при котором подвижник делается малоспособным к восприятию и

Из книги автора

Степень 19. О молитве Молитва для души подвижника - что воздух и дыхание для его тела. Как без воздуха и дыхания тело человека не может жить, так без истинной молитвы не имеет жизни его душа.Молитва есть в то же время беседа человека с Богом (Лествица 19, § 4), во время которой

Из книги автора

Степень 20. О бдении Под бдением в широком смысле слова святой Лествичник разумеет не только сокращение сна, но и то, чтобы сбереженное (или сэкономленное) от сна время было употреблено не на какие-нибудь пустые дела и занятия, а исключительно на дела полезные и

Из книги автора

Степень 24. О кротости В чем же красота святой кротости? - В благодушном перенесении обид и неприятностей всякого рода.«Кротость, - говорит преподобный, - это утес, возвышающийся над морем раздражительности, о который разбиваются все приражающиеся к нему волны, а сам он

Из книги автора

Степень 25. О смиренномудрии Гибель всех страстей - смиренномудрие. Преподобный Иоанн Лествичник уделяет добродетели смирения очень большое внимание. Он поставляет ее на 25-й степени своей лествицы и говорит о ней подробно и с особой любовью. Святой учитель даже не

Из книги автора

Степень 26. О рассуждении Указав подвижнику путь обновления сердечной области и принесение этого жизненного органа (сердца) во всецелую жертву Христу, преподобный Иоанн Лествичник на следующих трех степенях начертывает путь к обновлению другой, не менее важной душевной

Из книги автора

Степень 27. О безмолвии Для усмирения помыслов и уравновешения всех вообще душевных сил в человеке и водворения в нем владычества разума, преподобный Лествичник предписывает добродетель безмолвия. И действительно, безмолвие есть наилучшее к тому средство. Но какое

Из книги автора

Степень 29. О бесстрастии Чтобы добиться полноты духовного обновления или, как говорит преподобный, «воскресения души прежде общего воскресения» (Лествица 29, § 4), подвижнику необходимо с помощью благодатного содействия изменить свою волю. Вместо воли греховной,

Спрашивает Александр
Отвечает Александра Ланц, 21.05.2012


Вопрос : "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. Здесь мне непонятно то, кто такие боязливые. Чего они боялись и почему за свой страх они будут гореть вечно?"

Мир вам, Александр!

Слово «боязливый» встречается в Новом Завете 3 раза.

В том тексте, о котором вы спрашиваете (), и в двух тестах, которые описывают одну и ту же ситуацию. Вот эти два отрывка:

И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина ().


И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою]. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? ()

Как вы думаете, Иисус назвал своих учеников боязливыми потому, что они боялись поднявшейся бури, или по какой-то более серьёзной причине? С какими словами ученики разбудили Его?

«Господи! спаси нас, погибаем».
«Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?»

Вы видите здесь страх за свою шкурку? А ведь они находятся в одной лодке с Любовью Вседержителя, Которая заботится о них и знает каждый волосок на их головах, но ученики, переполненные страхом за свои шкурки, не видят, отказываются понимать, что рядом с ними их Вечная Жизнь... Боязливые – это те, которые, находясь с Иисусом, продолжают держаться за свои жизни, за свои пожитки, за своё благополучие, за всё то, что БУРЯ может отнять.

Потом, после креста, апостолы поняли КТО призвал их и был с ними в лодке в ту ночь, поэтому эта маленькая кучка людей смогла сделать невероятное - рассказать об Иисусе всему миру, хотя при этом их били, преследовали, мучили, убивали. Но они уже знали в КОГО уверовали, знали, что они верою уже сидят на Небесах со Спасителем (), что даже если в этой жизни они потеряют всё, вплоть до самой жизни, то это уже никак не отделит их от Любви Бога и от наследства неувядаемого, приготовленного для Его детей ().

А тогда, в ту первую бурю, они всё ещё были слепы и не понимали, КТО был с ними в той лодке. Поэтому боялись... за свои жизни, за своё призрачное благополучие здесь и сейчас. Так и любой из нас, может называть себя христианином, говорить, что ходит со Христом, утверждать, что работает для Христа, но при этом, когда ударит буря, оказаться трясущимся за своё благополучие и свою шкурку. Боязливым оказаться. Может, потому Бог допускает в нашей жизни бури, чтобы мы смогли, наконец, увидеть, правду о себе?

Обратите внимание на то, как Иисус связывает слова «боязливы» и «маловерные». Малая вера, малое доверие Христу всегда будет порождать в сердце человека страх перед сложными обстоятельствами жизни, страх потери удобств, потери того даже того малого материального блага, что сейчас имеешь, а значит, будет толкать на предательства мелкие и большие: здесь привру, здесь передёрну правду себе в угоду, там отверну глаза свои от правды, чтобы только мне не было больно и опасно, и так сердце ожесточится, всё более погрязая в грязи предательства по отношению к Иисусу, к его учению.

Может ли «потерявший» продолжать называть Иисуса Господом? Держится ли он(она) за Христа, потому что Христос лучше всего и вся на свете, потому что Он - смысл жизни, Он Тот с кем хочется быть, даже если вообще уже ничего и никого больше нет? И с Ним уже ничего не страшно, а без Него уже ничего не нужно?

Может ли не отречься от имени Христа, когда стоит выбор между благополучием и потерями, между жизнью и смертью? Или держался за Христа только ради получения благ здесь и сейчас? А если благ нет и даже буря началась?

Все мы хорошие христиане, когда в жизни всё хорошо, когда искушения слабы, но стань они сильнее, не окажемся ли «боязливыми»? не окажемся ли предателями? Пока всё ещё есть время, надо бы нам просить Бога так, как Давид просил: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» ().

Потому что тот, кто боязлив, обязательно откажется от Иисуса, выбрав то, что предлагает этот погибающий мир, прилепившись к этому погибающему миру, а значит, погибнет вместе с ним (). Ведь прилепился же.

Относительно вашего второго вопроса о вечном "горении", посмотрите, пожалуйста, эти ответы:

С любовью в Творце нашем и Спасителе Христе Иисусе,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ БОЯЗЛИВО - БОЯЗНО

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов боязливо - боязно

2.Примеры словосочетаний с паронимом боязливо

3.Примеры предложений с паронимом боязливо

4.Примеры предложений с паронимом боязно

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ БОЯЗЛИВО - БОЯЗНО

БОЯЗЛИВО (нареч.) Робко, несмело; с боязнью, со страхом.

БОЯЗНО (безличное сказуемое, просторечн.) Страшно, жутко.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - БОЯЗЛИВО

1)ответить/отвечать боязливо

2)осматриваться/осмотреться боязливо

3)озираться боязливо

4)выглядывать/выглянуть боязливо

5)взглянуть боязливо

6)поглядеть/поглядывать боязливо

7)обнимать /обнять боязливо

8)протягивать/протянуть боязливо

9)подойти/подходить боязливо

10)говорить/заговорить боязливо

11)сказать боязливо

12)спросить/спрашивать боязливо

13)отойти/отходить в сторону боязливо

14)подойти/подходить боязливо

15)чирикать/чирикнуть боязливо

16)относиться боязливо

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - БОЯЗЛИВО

1)Но работали всё-таки боязливо и как-то безнадёжно, точно делая чужое дело. (М.Горький. Мои университеты)

2) Внизу… журчал ручеёк, возле него, боязливо осматриваясь, пила воду длиннохвостая птичка. (М.Соколов. Искры)

3) Он прыгнул с кровати и боязливо щёлкнул выключателем. Зажёгся свет. (Л.Зорин. Крапивница)

4) В этот раз Семён почему-то обнимал её боязливо , как-то по-особенному нежно. (С.П.Бабаевский. Кавалер Золотой Звезды)

5) Стукну в низкое окно.

Ты в окошко глянешь боязливо ,

Я сильнее постучу. (Р.И.Рождественский. Перед расставанием)

6) - Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо , словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, - ты забыл деньги, а я думаю - испугается, так вот - принесла. (По М.Агееву)

7) Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (Иммануил Кант)

8) Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке - старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгоняя блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой. (Е.И.Носов. Кукла)

9) И там он с трудом разглядел множество мелких фигурок, боязливо прятавшихся за деревьями.

10) Они боязливо стали осматриваться вокруг.

11) В лесу бродят лоси и бурые медведи, время от времени боязливо прыгают зайцы.

12) Зайчишка сидел под кустом, боязливо озираясь вокруг.

13) Притихшие дети боязливо выглядывали в окно.

14)Щенок боязливо подошёл к человеку.

15) То боязливо чирикнет воробей, то застрекочет кузнечик...

16) Выросшие в деревне, они с трудом привыкали к новым условиям жизни, относились ко всему настороженно и боязливо .

17) Купцы боязливо поглядывали на разбойников, так как знали, что во время переправы могло всякое случиться.

4.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - БОЯЗНО

1)Холодновато и боязно в осенней тьме, очень боязно ! (М.Горький. В людях)

2) Кататься нам, малышам, на снопах было куда боязнее , чем на возу с сеном. (В.А.Солоухин. Капля росы)

3) Мне надоело махать удочкой на одном месте, но и боязно покидать его. (В.Ф.Тендряков. Онега)

4) Ильин показался ему до такой степени угнетённым, что было боязно сдавать ему сегодня батальон. (К.М.Симонов. Солдатами не рождаются)

5) — Хорошо море? — спросил Челкаш. — Ничего! Только боязно в нем, — ответил Гаврила. (М.Горький. Челкаш)

6) — Боязно мне одной, Алеша, милый, — сквозь слезы говорила она, — третью ночь к соседке спать ухожу. (А.Б.Чаковский. Блокада)

7) Хочется Мишке по станции побегать - боязно : не поспеешь на поезд прыгнуть - останешься. (Неверов)

Боязно !

Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз. (В.П.Астафьев. Стрижонок Скрип)

9) Позади госпиталь. Вместе со всеми Семен ругал его за скуку, не чаял, как из него вырваться, и вот теперь он стал вдруг таким дорогим, таким необходимым. Но туда не вернешься, хоть он еще совсем рядом. Надо идти вперед, а боязно . Боязно кипучего тесного города, но больше всего боязно самого себя. (Е.Карпов. Меня зовут Иваном)

10) Наверное, сердцу боязно

Проспать красоту минут...

Нет слаще вот этой сладости,

Которую не поймешь:

Не спать до утра от радости,

Что ты на земле живешь. (И.Кобзев. Бессонница)

11) Это жуть, это странное иго
Ни стрела не порушит, ни меч…
А до сказки - всего лишь полмига
И не боязно очи обжечь. (Ю.Парков. Овраг)

12) Поэт Лев Ошанин, родившийся на Волге и проводивший «вечера юношества», как он говорил, на Волге, годы вынашивал мысль написать стихотворение или поэму, посвященную великой русской реке.

Долго не решался взяться за волнующую тему, — рассказывал поэт, — очень уж боязно было после «Из-за острова на стрежень» или «Вниз по матушке по Волге» браться за перо. И вот как-то позвонил мне Марк Григорьевич Фрадкин, известный всем композитор, и сказал, что для панорамного кинофильма о Волге режиссер Яков Сегель, который по заказу Парижа его снимает, просит написать песню. Это было заманчиво и страшновато одновременно. Но я без раздумий согласился: надо так надо. Мы приехали с Фрадкиным к съемочной группе в Волгоград и там, на борту парохода «Аргунь», строка за строкой, поворот за поворотом создавали песню...