Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Высотка на баррикадной история. История сталинских высоток. Жилое здание на Кудринской площади

Здание на Кудринской площади возводилось в период с 1948 по 1954 гг. Всего за 6 лет строителям и архитекторам удалось создать сооружение высотой 156 метров. Высотка на Баррикадной состоит из трех корпусов: главный корпус со шпилем составляет 24 жилых этажа, два боковых корпуса – по 18 этажей.

В высотном здании 14 подъездов, оснащенных лифтами, пожарными лестницами, холлами для хранения вещей и переходами в подземную стоянку, подвалы и бомбоубежище. Только лифты центральных подъездов здания имеют функцию подъема до 24-30 этажи, которые ранее использовались для технических нужд и долго были заброшены. Сейчас здесь располагается оборудование главных столичных сотовых операторов.

На первом этаже высотки на Баррикадной, в стилобате располагался кинотеатр «Пламя». Два зала кинотеатра вмещали в общей сложности 550 человек. Фильмы на большом экране здесь смотрели по большей степени только жильцы небоскреба.

Большая часть нежилых помещений после Перестройки были переданы коммерческим предприятиям, не особо следившим за состоянием здания. До 2004 года часть подземного гаража и кинотеатр занимало казино. Сейчас в этих залах находится развлекательный клуб «Высотка» с рестораном, бильярдом и дорожками для боулинга.

Во внешних крыльях дома располагались залы Гастронома № 5, в честь которого высотка на Баррикадной получила еще одно неофициальное название «Гастроном». Убранству этого предприятия торговли мог позавидовать даже знаменитый Гастроном № 1, в народе «Елисеевский». Жильцы приходили сюда за продуктами, а простые москвичи больше на экскурсии, так как гастроном в основном обслуживал только представителей верхушки власти.

В центральной части гастронома располагался большой аквариум с деликатесными рыбами, которых покупатели успевали принести домой живыми и на забаву детям выпустить в наполненную водой ванну.

Здание богато украшено скульптурами по проектам Н. Никогосяна и М. Бабурина, которые во многом схожи со скульптурами установленными возле здания МГУ на Воробьевых горах.

Мощный фундамент здания, скрывавший бомбоубежище, должен был выдержать прямое попадание авиационной бомбы. Бункеры, защищавшие от атомного оружия, только возводились и требовали более глубокого размещения.

Высотное здание на площади Восстания формально не участвовало в съемках кинематографических картин. По сюжету фильма «Москва слезам не верит» главные героини, временно перебравшиеся из общежития в квартиру профессора Тихомирова, устраивали званный ужин как раз в высотке на площади Восстания. Однако в кадр попал подъезд .



История названия высотки на Баррикадной

Небоскреб возле метро Баррикадная был спроектирован сразу после окончания Великой отечественной войны. В 1948 году началось строительство железобетонного каркаса здания, которое по задумке архитекторов должно было стать одним из символов новой эпохи. были заложены в одни день и час в ознаменование 800-летия города: по одному сооружению на каждые сто лет.

Высотка на Баррикадной в проектных документах именовалась «Высотное здание на площади Восстания». Историческое название Кудринская площадь получила по названию деревни Кудрино, существовавшей на этом месте с 14 века. Вероятнее всего, название происходит от литовского слова kūdra – торф, болото, пруд.

Кудринская площадь с 1919 года в память о революциях 1905 и 1917 гг. стала называться площадь Восстания. В небольшой период времени с 1922 по 1925 года она именовалась в честь французского революционера Эжена Потье. Он был известным политическим деятелем, анархистом и членом первого интернационала.

В дни правления Парижской коммуны Потье написал текст международного пролетарского гимна «Интернационал», который был заимствован большевиками и до 1944 года был гимном СССР.

Здесь в 1905 году рабочие из Трехгорной мануфактуры, удерживая оборону промышленного квартала Красной Пресни, вступили в ожесточенное сражение с царскими войсками и казаками. В цехах завода действовали активисты большевиков. Высотка на Баррикадной стала памятником этим борцам за торжество социализма. Сейчас заводские корпуса переоборудованы под офисный центр, рестораны и магазины. На крыше расположилось одно из .

Высотка на Баррикадной стала именоваться москвичами так после открытия в 1972 году станции метро «Баррикадная». В одной из легенд о сталинских высотках упоминается, что из всех сооружений есть прямой выход в туннели городского метро и мифического «метро-2». Высотное здание на Баррикадной не исключение – цоколь здания от входа в вестибюль метро отделяют 110 метров. Логично предположить, что при глубине залегания станции 30 метров, соединить ее с подвалами дома для советских инженеров метростроя не составляло большого труда.



Проектирование небоскреба на Баррикадной

Конструктивные особенности

Архитекторы высоток рассказывали в своих мемуарах, что им в ультимативной форме было запрещено пользоваться иностранными изданиями, посвященными высотному строительству в США и Европе. В отсутствие информации о технологиях возведения высоток, применяемых на западе, советские инженеры изобретали новые методы и технологии строительства, которые превосходили мировые.

Решить в первую очередь необходимо было проблему раскачивания высотки. Первые небоскребы США были выстроены таким образом, что на последних этажах при сильном ветре отчетливо ощущалось отклонение здания от оси. Раскачивающиеся люстры и плескающаяся вода в графине должны были быть исключены в образцовом советском небоскребе.

Сложная конструкция арматуры из улучшенной стали проблему не решала, поэтому архитекторы все внимание обратили на устойчивость самого здания, за счет формы. Со времен древнего Египта известно, что пирамида одна из самых устойчивых конструкций.

Архитекторы, планируя высотку на Баррикадной, применили ту же пирамидальную форму, что и в проекте . Лаконичность, красота и стройность линий была основана на гармонии всех частей здания.

Вторая проблема – это освещенность квартир в высотках. Нью-Йоркские многоэтажки отличаются неприятной особенностью: в окна помещений расположенных, ниже 4-5 этажей, прямые солнечные лучи не попадают.

Решали эту проблему советские инженеры очень скрупулезно. В архивах сохранились упоминания о многочисленных таблицах, при помощи которых архитекторы считали сколько минут в день солнце будет в каждом окне. Исходя из полученных дынных, они корректировали конструктивные элементы высотки на Баррикадной.



Проект площади Восстания

Архитектурной основой проекта высотки на Кудринской площади стали классические русские мотивы. В завершающих элементах высотки отчетливо просматриваются архитектурные решения . Центральный объем сооружения завершают четыре небольшие башенки по углам и центральная шестиугольная башня со шпилем.

Площадка, выбранная для строительства высотки на Баррикадной, возвышается над уровнем Москвы-реки почти на 70 метров. Такое расположение позволяет зданию эффектно возвышаться над городом.

Приступая к проектированию сооружения, архитекторы сначала продумали концепцию всей площади, в рамках которой зелень зоопарка должна плавно переходить в парковую зону вокруг здания. Согласно тогдашнему генеральному плану зоопарк должен был переехать на юго-запад, ближе к проектируемому .

Огромное основание высотки проектировщики ювелирно и точно вписали в архитектурную композицию всего района. Строителям удалось уберечь от сноса многие памятники архитектуры на Баррикадной улице и на Садовом кольце, включая «Вдовий дом», построенный в конце 18 века по проекту архитектора Ивана Жилярди. Он предназначался для содержания вдов, чьи мужья прослужили на государственной службе более 10 лет. Сейчас в этом здании располагается Институт усовершенствования врачей.

Концепцию изменения всего района от Баррикадной до улицы 1905 года реализовать не удалось из-за смерти И. Сталина. Работа по развенчанию культа личности коснулась и архитектурных решений Москвы. Многие проекты остались завершенными лишь наполовину, а некоторые так и остались на бумаге, включая знаменитый и высотка в Зарядье.

В современных условиях изменение облика города происходит настолько стремительно, что от первоначального замысла архитекторов высотки на Баррикадной практически ничего не осталось. Здание обросло несуразными конструкциями, которые выглядят невероятно дешево и убого на фоне облицованных гранитом цокольных этажей. Соседство с Новинским пассажем размыло образ небоскреба в панораме Садового кольца.

Широкий резонанс вызвала замена брусчатки на Баррикадной улице. По мнению городских властей, неравномерное покрытие из гранитной брусчатки, когда-то снятой с красной площади, сильно тормозит движение в этом районе. Общественность и представители Архнадзора выступали категорически против еще одного улучшения Баррикадной улицы. Строительные работы были остановлены, и гранитная брусчатка вернулась к подножью высотки.



Внутреннее устройство жилого дома на Кудринской площади

Приметы роскоши

Проектом внутреннего устройства жилого дома на Кудринской площади предусматривалось применение лучших достижений советской промышленности. Во всех 450-ти квартирах был установлен городской телефон, в том числе, позволявший связаться с консьержкой в вестибюле. Квартиры оснащались холодильниками, автоматическими мойками для посуды, индивидуальными мусоропроводами, измельчителями для пищевых отходов и т.д.

В социалистической прессе мало упоминалось о тех предметах роскоши, которыми были укомплектованы квартиры в сталинских высотках. Обычной советской хозяйке в голову не могло прийти, что на кухне будет прибор моющий посуду. Первые посудомойки были изобретены еще в начале 19 века, но не получили широкого распространения.

В 1886 году американка Джозефина Кокрейн изобрела и внедрила в серийное производство посудомоечную машину с ручным приводом. В советский союз это инженерное решение пришло в послевоенные годы. Отечественные агрегаты были рассчитаны на промышленное использование в столовых и кафе.

Однако из каждого правила бывают исключения. Государство заботилось о наиболее достойных своих гражданах и выпускало ограниченное количество бытовых посудомоечных машин, которые естественно, не поступали в продажу. Именно такими, производства рижского завода «Страуме», была оснащена высотка на Баррикадной.



Специальный измельчитель, вмонтированный в сливную трубу, позволял выбрасывать бытовые отходы прямо в раковину на кухне. Картофельные очистки со свистом превращались в труху и смывались в канализацию. В программу званных ужинов всегда входила демонстрация гостям удивительных кухонных новшеств, заботливо проставленных в пользование жильцам.

В середине 50-х годов самым распространенным способом уборки все еще оставались веник и швабра. О существовании бытовых пылесосов знали многие, но для большинства они были несбыточной мечтой.

Инженеры, продумывая оснащение высотки на Баррикадной, пошли еще дальше. Шланг для сбора пыли можно было вставлять непосредственно в стену в каждой комнате или коридоре. Мощная промышленная пылесосная установка, размещенная в подвале, по системе металлических труб вытягивала из квартиры всю пыль.

Архитекторы с особым вниманием подошли к проектированию вентиляции. Приток в каждую комнату свежего воздуха, прошедшего многоступенчатую очистку, обеспечивался мощными установками, смонтированными в цокольном этаже высотки.

В кухне и коридорах предусматривалась принудительная вытяжная вентиляция, исключавшая попадание неприятных запахов в другие помещения в высотке. Индивидуально регулировалась температура отопительных приборов в каждой комнате для обеспечения комфорта в любое время года.

Удобство и безопасность в высотке на Баррикадной

Удобство и безопасность для лучших представителей социалистического общества чувствовалось даже в самых мелких деталях. Вестибюли подъездов высотки на Баррикадной были оборудованы швейцарскими (так называли комнату под кладовую) для хранения детских колясок и велосипедов. Отапливаемая подземная автостоянка исключала доступ посторонних.

В подвалах высотки располагалось большое бомбоубежище, выходившее далеко за периметр самого здания. Окончание Великой отечественной войны ознаменовало начало холодной войны, поэтому противоборствующие стороны США и СССР в спешном порядке возводили оборонительные сооружения.

Бомбоубежищами оборудовались все сталинские высотки, государственные объекты, жилые и административные здания, и конечно самым главным бомбоубежищем было метро. Возможность незаметно перемещать по городу главных лиц государства, военных, технику и многое другое, сделало метро важным стратегическим объектом. До сих пор его многие участки остаются засекреченными.



Архитекторы высотки на Баррикадной

Главными зодчими высотки на Баррикадной были выбраны М. Посохин, и А. Мндоянц. Оба архитектора учились в мастерской Архитектурного института под началом А. В. Щусева. Удивительно, но авторы высотки на Баррикадной, являются также авторами Кремлевского дворца съездов, изуродовавшего облик Московского кремля.

Дворец Съездов одно из первых панельно-каркасных сооружений Москвы. По большому счету, с него начинается хрущевская эпоха панельных домов – коробок. Сейчас сложно себе представить, но для строительства Дворца Советов по указанию архитекторов и при активной поддержке Н. Хрущева на Красной площади Московского кремля снесли постройки 15-16 веков, в том числе старое здание Оружейной палаты.

Старинные русские пушки, защищавшие Москву, были как ненужный металлолом перенесены к стенам Арсенала в ряд к трофейным французским орудиям. Поговаривали, что Н. Хрущев даже задумывался о переплавке пушек для нужд Дворца Съездов.

Во время строительства высотки на Баррикадной тоже не обошлось без откровенного варварства. Возведение основания здания требовало, рытья огромного котлована для фундамента. Работы проводились в такой спешке, что обнаруженные археологические находки, относящиеся к 14 веку, никак не регистрировались и только часть из них дошла до музеев.

Итогом проделанной М. Посохиным работы стало его назначение в 1960 году на должность главного архитектора Москвы. Карьерный взлет позволил реализовать еще ряд странных, а подчас весьма спорных с точки зрения архитектурного стиля, проектов: Спорткомплекс «Олимпийский», здание Генерального штаба, Образцово-перспективный жилой район в Северном Чертаново и несколько других.



Большой критике, что не удивительно, подверглось еще одно «творение» М. Посохина и А. Мндоянц – проспект Калинина или Новый Арбат. Знаменитые дома на Новом Арбате москвичи прозвали «вставной челюстью» или «мишкиными книжками».

Строительство нового проспекта повлекло снос и уничтожение многих исторических зданий района. В официальной прессе советского времени указывалось, что концепция проспекта Калинина позволяет сохранить Арбат, как живописнейший уголок Москвы. Однако, как и при возведении высотки на Баррикадной, с историей Арбата строители не церемонились.



Жильцы высотки на Баррикадной

Жильцов из числа советских рабочих и крестьян, разумеется, не было. Право проживать в высотке на площади Восстания нужно было заслужить. Квартиры здесь предоставлялись заслуженным деятелям авиационной промышленности, инженерам и летчикам-испытателям. Среди московской элиты высотку называли «домом авиаторов».

В небоскребе на Баррикадной проживал советский учёный-механик, занимавшийся в долги годы газовой аэродинамикой, Г. Г. Черный. Посвятивший свою жизнь прикладной математике. Под его началом работало отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления Академии наук СССР. Многие из работ Г.Г. Черного имеют гриф секретно, так, сделанные им открытия, применяются при разработки современных средств вооружения.

Н.С. Строев, начальник Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова (ЛИИ), включающего в себя аэродром «Жуковский», был жильцом дома на Кудринской площади. Н. Строев внес огромный вклад в развитие авиационной техники, в том числе сверхзвуковых самолетов. Много своих работ посвятил космической тематике.

Летчик-испытатель Б. К. Галицкий получил квартиру в небоскребе на Баррикадной за многолетний и опасный труд. Он, начиная с 1942 года, испытывал новые образцы авиационной техники и вместе с конструкторами участвовал в их доработке.



Б. Галицкий первым испытал первые советские бомбардировщики. Во время испытаний вертолета Ми-6 Галицкий установил два мировых рекорда. В 1955 году именно ему было доверено право возглавить военный парад над Красной площадью.

В высотке на Баррикадной проживали известные советские деятели не из числа ученых-авиаконструкторов. Семикратный чемпион мира по шахматам В.В. Смыслов и советский хоккеист Н.М. Сологубов были соседями по дому на Кудринской площади.

Дом на Кудринской площади (с 1925 по 1992 года - площадь Восстания) построен в 1948-1954 годах по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского. Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем - 156 метров) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих единый структурный массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир. Изначально квартиры в доме получили работники авиационной промышленности, летчики-испытатели и номенклатура ЦК КПСС и Совмина СССР. Дом богато декорирован снаружи и внутри: крыши украшают ажурные аттики, на фасаде – скульптурные группы, лестницы сделаны из мрамора. В одном из помещений первого этажа в советское время находился кинотеатр "Пламя".






Добраться до Кудринской площади удобно на метро, ближайшая станция - "Баррикадная". Она открылась для пассажиров 30 декабря 1972 года, названа в память о вооружённом восстании рабочих в 1905 году. Снаружи павильон украшен композицией на тему баррикадных сражений на Пресне. На станции впервые в Московском метрополитене были размещены светящиеся указатели. За станцией расположен съезд, использовавшийся для оборота составов, когда «Баррикадная» была конечной.


Правее станции метро - старое здание пожарной части, а ещё ближе к Садовому кольцу находится Российская Медицинская Академия последипломного образования (бывший Институт усовершенствования врачей).

"Недалеко от высотки на Кудринской площади стоит красивое здание с портиком и колоннами. До последней революции проживавшие здесь православные числились в приходе церкви Покрова Богородицы в Кудрине. В начале XIX века дом принадлежал генерал-аншефу и обер-кригскомиссару Александру Ивановичу Глебову. В 1805 году здесь было устроено воспитательное заведение для девиц «Александровский институт». Но в 1812 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны этот институт был переведен в новое здание, построенное рядом с Мариинской больницей, на Божедомку. Дом в Кудрине занял Вдовий дом.

Вдовий дом содержался на средства вдов и ведомства Воспитательного дома. Вдовий дом считался также и памятником благотворительных дел императрицы Марии Федоровны (супруги императора Павла I). В середине XIX века в этом заведении помещалось около 600 вдов, при некоторых из них находились малолетние дети. С 1818 года во Вдовий дом принимались вдовы служителей Отечеству на военной или гражданской службе не менее 10 лет, а также такие вдовы, мужья которых были убиты на полях сражений. При Вдовьем доме находились 50 избранных вдов, называвшихся сестрами милосердия. В такие сестры принимали добровольно по представлению начальства. Сестра предварительно проходила испытания в Мариинской больнице, там она обучалась уходу за больными, милосердию, терпеливости. Принятие в сестры милосердия сопровождалось церковным обрядом с клятвою о посвящении своей жизни страждущему человечеству. Одежда у сестер была особого покроя темно-коричневого цвета, на груди они носили на зеленой ленте золотой крест. Сестры милосердия из Вдовьего дома приглашались к труднобольным в частные московские дома,"- www.presn.ru/vdovii_dom/

Вдовий дом. 1901-1903 гг.:


Сквер с фонтаном

Кудринский тупик. 1914 год. На это месте построили высотку:

Строительство высотки. 1950 год:

Интерьеры. 1950-е гг.:

Панорамы с высотки. 1955-1980 гг.:



Здесь жили десятки известных людей (в том числе архитектор высотки - Михаил Посохин), чья память увековечена в мемориальных досках на фасаде.


Скульптуры, изображающие советских людей разных профессий, установлены по периметру. На фасаде размещены композиции, посвящённые теме детства и материнства.


Идея написать о "высотках" г.Москвы Крылатой Ники

Несколько фотографий добавлено в пост с легкой руки Пафии.

«Сталинские высотки» — семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.(Википедия)

Я выбрала это здание, связанное с детскими воспоминаниями...

Худ.Ю.Коровин

Шли ребята мимо зданья, Что на площади Восстанья, Вдруг глядят — стоит Степан, Их любимый великан! Все застыли в удивленье: — Дядя Степа! Это вы? Здесь не ваше отделенье И не ваш район Москвы! Дядя Степа козырнул, Улыбнулся, подмигнул: — Получил я пост почетный!— И теперь на мостовой, Там, где дом стоит высотный, Есть высотный постовой!

Сергей Михалков. Дядя Степа - милиционер


Кудринская площадь, д.1 (рядом станция метро "Баррикадная")

Жилой дом на Кудринской площади — высотное здание в Москве, одна из « Сталинских высоток »

Район «Пресня» (где находится здание) входит в состав Центрального административного округа г Москвы.

Вот он этот дом, во всей красе!

Здесь можно поинтересоваться архитектурными подробностями здания:

Очень интересно! Материалы книги Николая Кружкова

На первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя» (в настоящее время не работающий), в подвальном помещении — подземные гаражи.


Вид с территории Московского зоопарка

М., Московский рабочий, 1957







Вот такой вид открывается из дома в сторону Московского зоопарка, павильона метро "Краснопресненская", вдали Дом на Беговой и еще дальше районы Октябрьского поля и Сокола

Интересные факты


Нереализованный проект дома на площади Восстания

В 1947 году архитекторы В. Олтаржевский и И. Кузнецов готовят проект жилого дома на площади Восстания, в котором уделяют огромное значение конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения, не забывая при этом о торжественных монументальных формах. Но проекту не суждено было осуществиться.

Первым кинофильмом, показанным в к/т «Пламя» была кинокомедия «Укротительница тигров» с Людмилой Касаткиной, Павлом Кадочниковым, Сергеем Филипповым и Леонидом Быковым (в марте 1955 г.)

На западной стороне площади Восстания, недалеко от зоопарка в 1954 году закончилось строительство высотного здания по проекту М.В. Посохина и А.А. Мндоянца. Это был прекрасный замок со шпилем и множеством окон, высотой в 24 этажа, где располагались 456 двух-, трех- и четырехкомнатных квартир со всеми удобствами.

В стилобате, в основании здания для удобства жильцов был открыт крупнейший тогда продовольственный магазин «Гастроном», кафе, предприятия бытового обслуживания. Под зданием помещались два кинозала, детские учреждения и даже автоматическая телефонная станция на 10 тысяч номеров, там же располагались складские помещения и гаражи.

В XIV‑XVII веках на месте невероятно огромного строения было село Кудрино. Оно принадлежало внуку Ивана Калиты Владимиру Андреевичу. В 1680 году здесь располагался двор В.В. Голицына, приближенного царевны Софьи, когда последний попал в опалу, двор перешел к А.Л. Нарышкину – двоюродному брату Петра I. Через село проходила важная дорога из Кремля на Волоколамск и дальше до Великого Новгорода.

К 1940‑м годам место мало отличалось от сельского. Хотя площадь и пережила революционные бои, стала «воротами Красной Пресни», площадью Восстания, она оставалась старой московской окраиной. Площадь и район за ней плавно стекали к Пресненским прудам.

Именно площадь Восстания и выбрали для постройки еще одной высотки. Для этого площадь пришлось выравнивать и насыпать. Склон и площадку со сквером перед высотным домом укрепили гранитными стенками. Домишки снесли, а в 1937 году исчез громоздкий дом, отделявший площадь от Новинского бульвара.

Красавица-высотка была одной из семи высотных зданий, построенных в Москве за десятилетие после Великой Отечественной войны, и одним из двух жилых высотных домов. Для послевоенной Москвы, ютившейся в коммуналках, бывших монастырских кельях и особняках и просто в бараках, дом был волшебным дворцом.

Здание в стиле советского ар-деко венчал 30-метровый шпиль с пятиконечной звездой. Выразительные пилястры, протянувшиеся во всю высоту здания, делали его еще выше. Сад украшали скульптурные группы, символизирующие труд, творчество и оборону (скульпторы Н.Б. Никогосян, М.К. Аникушин, М.Ф. Бабурин).

Мраморные лестницы с ковровыми дорожками поднимались из вестибюля, двустворчатые дубовые двери открывали вход с лестниц в рекреации этажей. Квартиры с высокими потолками, скоростные лифты, да и сам стиль «сталинского ампира» делали высотку домом мечты многих москвичей. В доме и жили «небожители», недаром он получил имя «Дома авиаторов». Квартиры в нем заняли космонавты, летчики-испытатели и авиаконструкторы, а также актеры и высокопоставленные чиновники.

Вся советская Москва гордилась домом, а С.Михалков даже «поставил» около него своего великана дядю Степу:

Там где дом стоит высотный,

Есть высотный постовой.

Сейчас дом продолжает быть жилым, постепенно меняя советскую роскошь на современную. В стилобате расположен боулинг.