Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Православие о вегетарианстве. «К православным верующим вегетарианство не имеет никакого отношения

Далеко не все христиане – веганы или вегетарианцы, но у людей, исповедующих эту веру, есть веские основания уменьшить употребление продуктов животного происхождения или исключить их из своего рациона.

Есть ли у людей, исповедующих христианство, особые основания, подталкивающие к переходу на растительное питание? Во-первых, можно назвать четыре общих причины: забота об окружающей среде, забота о животных, забота о благосостоянии людей и желание вести более здоровый образ жизни. Помимо этого, христиане могут руководствоваться давней религиозной традицией отказа от мяса и других продуктов животного происхождения в пост.

Давайте рассмотрим эти причины по очереди. Начнем, однако, с более фундаментального вопроса: почему христианское понимание Бога и мира может обеспечить особую мотивацию для растительного образа жизни.

Христиане верят в то, что все во вселенной обязано своим существованием Богу. Бог христиан – это не просто их Бог и даже не Бог всех людей, но Бог всех существ. Библейские тексты прославляют Бога, который сотворил всех существ и объявил их хорошими (Бытие 1); который сотворил мир, где каждое существо имеет свое место (Псалом 104); который испытывает сострадание к каждому живому существу и обеспечивает его (Псалом 145); который в лице Иисуса Христа действует, чтобы освободить все творения его от рабства (Римлянам 8) и объединить все земное и небесное (Колоссянам 1:20; Ефесянам 1:10). Иисус успокоил своих последователей, напомнив им, что ни одна птица не забыта у Бога (От Луки 12:6). Иоанн говорит, что сын Божий пришел на землю из-за Божьей любви к миру (От Иоанна 3:16). Божье восхищение всеми созданиями и забота о них означает, что у и христиан есть основания восхищаться ими и заботиться о них, особенно потому, что люди призваны быть образом и подобием Бога. Видение того, что весь мир, как сказал поэт Джерард Мэнли Хопкинс, заряжен величием Бога, является фундаментальным аспектом христианского взгляда на мир.

Таким образом, христиане признают вселенную и все существа в ней как принадлежащие Богу, любимые Богом и находящиеся под защитой Бога. Каким образом это может влиять на их пищевые привычки? Давайте вернемся к пяти причинам, которые мы отметили выше.

Во-первых, христиане могут перейти на веганскую диету, чтобы заботиться о Божьем творении –окружающей среде. Выбросы парниковых газов в результате увеличения поголовья скота являются важной причиной климатической катастрофы, с которой сталкивается наша планета в последние годы. Сокращение потребления продуктов животного происхождения является одним из самых быстрых способов уменьшить наш углеродный след. Промышленное животноводство также вызывает локальные экологические проблемы. Например, едва ли возможно жить рядом с большими свиноводческими фермами, где экскременты сваливают в канавы, но их часто размещают рядом с бедными общинами, что делает их жизнь несчастной.

Во-вторых, христиане могут стать веганами, чтобы дать возможность другим существам процветать и по-своему восхвалять Бога. Подавляющее большинство животных выращивается в промышленных системах, которые подвергают их ненужным страданиям. Большая часть рыбы специально выращивается человеком для своих нужд, а рыба, отлавливаемая в дикой природе, погибает долго и мучительно. Крупномасштабное производство молочных продуктов и яиц влечет за собой убийство излишков самцов животных. Текущие уровни разведения животных для потребления человеком препятствуют процветанию как одомашненных, так и диких животных. К 2000 году биомасса одомашненных животных превысила биомассу всех диких наземных млекопитающих в 24 раза. Биомасса одомашненных цыплят почти в три раза превышает биомассу всех диких птиц. Эти шокирующие статистические данные показывают, что люди монополизируют производительную способность Земли таким образом, что для диких животных почти не остается места, что постепенно ведет к их массовому вымиранию.

В-третьих, христиане могут перейти на веганскую диету ради спасения жизней самих людей. Животноводческая отрасль угрожает продовольственной и водной безопасности, а те, кто уже страдает от лишений, подвергаются наибольшему риску. В настоящее время более трети мирового производства зерновых идет на прокорм фермерских животных, и люди, употребляющие мясо, получают только 8% калорий, которые были бы доступны, если бы вместо этого они ели зерновые. Животноводство также потребляет огромное количество мировых запасов воды: для производства 1 кг говядины требуется в 10-20 раз больше воды, чем для производства тех же калорий из растительных источников. Конечно, веганская диета практична не во всех частях света (например, не для сибирских скотоводов, зависящих от стад северных оленей), но совершенно очевидно, что люди, животные и окружающая среда выиграют от перехода на растительное питание везде, где это возможно.

В-четвертых, христиане могут придерживаться веганской диеты для поддержания здоровья и благополучия своих семей, друзей, соседей и общества в целом. Беспрецедентно высокий уровень потребления мяса и других продуктов животного происхождения в развитых странах наносит прямой ущерб здоровью человека – растет процент сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов, диабета 2-го типа и заболеваний раком. Кроме того, интенсивные методы ведения сельского хозяйства способствуют как росту устойчивых к антибиотикам бактериальных штаммов, так и риску возникновения пандемий от зоонозных инфекций, таких как свиной и птичий грипп.

Наконец, многие христиане могут быть вдохновлены давними христианскими традициями отказа от мяса и других продуктов животного происхождения по пятницам, во время Великого поста и в другое время. Практику отказа от употребления продуктов животного происхождения можно рассматривать как часть практики покаяния, которая перенаправляет внимание с эгоистичного удовольствия на Бога. Такие традиции напоминают христианам об ограничениях, которые приходят с признанием Бога как создателя: животные принадлежат Богу, поэтому люди должны относиться к ним с уважением и не могут делать с ними все, что захотят.

Некоторые христиане находят аргументы против веганства и вегетарианства, и споры на эту тему постоянно открыты. Бытие 1 идентифицирует людей как уникальные образы Бога и предоставляет им господство над другими животными, но в конце главы людям предписывается веганская диета, поэтому первоначальное превосходство не включает в себя разрешение убивать животных для еды. В Бытии 9, после потопа, Бог позволяет людям убивать животных для еды, но это не оправдывает современные схемы выращивания животных в промышленных системах способами, которые так явно наносят ущерб людям, животным и окружающей среде. В евангельских записях говорится, что Иисус ел рыбу и предлагал рыбу другим (хотя, что интересно, он не ел мясо и птицу), но это не оправдывает употребление продуктов современного промышленного животноводства.

Важно отметить, что веганство в христианском контексте никогда не должно рассматриваться как моральная утопия. Христиане признают разрыв в наших отношениях с другими существами, который не может быть преодолен путем принятия определенной диетической практики или совершения каких-либо других подобных усилий. Христиане-веганы не должны претендовать на моральное превосходство: они грешники, как и все остальные. Они просто стремятся действовать максимально ответственно, делая выбор относительно того, что употреблять в пищу. Они должны стремиться узнать от других христиан о том, как лучше действовать в других сферах своей жизни, а свой опыт могут передавать другим христианам.

Забота о людях, животных и окружающей среде – это обязательства для христиан, и поэтому влияние современного индустриального животноводства должно их беспокоить. Христианское видение Божьего мира и восхищение им, их осознанная жизнь среди собратьев, которых любит Бог, послужит для многих толчком к принятию веганской диеты или сокращению потребления продуктов животного происхождения.

Вероника Кузьмина

Не считая одного телесного достаточным для спасения, подвижники благочестия в то же время не признавали и того, чтобы этот был для всех всегда обязателен (как хотят того вегетарианцы); ибо, говорит св. Нил Сорский: «все организмы невозможно подчинять одному и тому же правилу: тела имеют большое различие в силе, как медь и железо в сравнении с воском» . Проповедуя только постоянную умеренность в пище и питии и сами воздерживаясь от вкушения мяса, они для других не запрещали вкушения по временам мясной пищи. «Нужно все употреблять во славу Божию,- говорили они,- ни от чего совершенно не удаляясь, как делают еретики, безрассудно отвергающие то, что Бог сотворил весьма хорошим. От всех находящихся снедей, хотя бы и сладких, нужно брать понемногу. Таково рассуждение мудрых, а не то, чтобы некоторые роды пищи выбирать, а другие оставлять; дабы и Бога благодарить и сохранить ненадменность души: так мы избегнем возношения и не будем гнушаться тем, что Бог сотворил хорошим» . Тех же людей, которые останавливаются на веществе снедей и питания, оставляя в стороне «разумение»,- таковых отцы называют «нерассудительными». «Эти нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей, и предает таковых совершенной гордыне. Ибо ничто столь удобно не побуждает к гордости, как знающая о многих своих заслугах совесть и дума, живущая в уповании на оные» . К таким людям обращается с предостережением и пресвитер Исидор: «Если подвизаетесь, — говорит он,- то не гордитесь; если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно есть мясо, как гордиться и надмеваться». А отцы Гангрского собора даже возглашают анафему тому: «если кто осуждает человека, который с благоговением и верою вкушает мясо (кроме крови и идоложертвенного)».

Таков по истине мудрый взгляд Святой Церкви на вкушение мяса. В своих постановлениях она всегда имеет в виду не какого-то отвлеченного, бесстрастного и бесплотного человека, какового нередко имеют в виду разные мечтатели вроде вегетарианцев, а человека живого, плоть носящего, человека со всеми его нуждами, потребностями, немощами; и к ним Церковь, следуя примеру Своего Божественного Основателя, относится с величайшей снисходительностью и милосердием. Бывали примеры, что великие подвижники и святые мужи — эти лучшие выразители церковных воззрений,- «разсуждая немощному естеству человеческому», не только не укоряли тех, которые ели в «неподобающия снеди», но даже и сами «мало» вкушали от сих снедей.

Так, о святителе Тихоне рассказывают, что когда он жил на покое в Задонском монастыре, то однажды в пятницу на посетил монастырского схимника Митрофана. У сего последнего в это время был гость, некто Косма Студеникин, елецкий гражданин, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник и распорядился сряду же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в , пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас; любовь — выше поста». При этом сел сам за стол, съел ложки две ухи и угощал коему. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им известно было, что святитель Тихон во весь по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы .

А о другом подвижнике благочестия, еще при жизни прославившемся даром чудотворения, святителе Спиридоне Тримифунтском, рассказывается, что некто зашел к нему с пути уже по наступлении , когда святитель с домашними держал по обыкновению и вкушал пищу только в известные дни, оставаясь в прочие совсем без пищи. Видя, что странник очень устал, Спиридон велел дочери своей предложить путнику покушать. Та отвечала, что нет ни хлеба, ни муки, ибо запас этого по причине был бы излишен. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить случившегося в доме соленого свиного мяса. После изготовления его Спиридон, посадив с собой странника, начал есть мясо и убеждал и своего гостя делать тоже; а когда последний отказывался, называя себя христианином, святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто» (Тит. 1, 15) .

Не знаем, известны ли эти случаи вегетарианцам и как они к ним относятся; но думается, что с вегетарианской точки зрения указанные святые мужи представляются «немощными». Однако святой Апостол Павел в Послании к римлянам (гл. 14, ст. 2), где тоже в свое время были споры о том, есть ли мясо или только овощи, называет немощным того, кто считает позволительным для христианина есть только овощи — и кто на вкушение мяса смотрит как на что-то безнравственное и преступное (как и смотрят наши вегетарианцы).

И действительно, такой человек есть немощный христианин, готовый, по словам Апостола, возвратиться к немощным и бедным вещественным началам и снова поработить себя им (Гал. 4, 9). Такой человек думает, что пища сама по себе может приблизить нас к Богу (I Кор. 8, 8), как будто Царство Божие есть пища и питие, а не праведность, мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17); он забывает, что все чисто (Рим. 14, 20), и всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (I Тим. 4,4). Не предосудительно посему и вкушение мяса в те дни, когда оно разрешается Святой Церковью. Вначале роду человеческому были назначены Богом в пищу семена и плоды (Быт. 1, 23). Но когда человек грехом повредил всю свою природу и навлек проклятие и на землю, то растительная пища оказалась недостаточной для рода человеческого, и из Библии мы знаем, что после потопа Сам Бог наряду с зеленью травной дает в пищу людям и животных, и птиц, и рыб (Быт. 9, 3). Стало быть, употребление мясной пищи разрешено самим Богом и, как такое, оно не заключает в себе ничего противозаконного и безнравственного.

Но убивая животных в пищу, человек этим самым, по словам вегетарианцев, нарушает принципы справедливости и сострадания к животным. Он лишает их жизни, которую дал им не он, и причиняет им столь ужасные страдания, что даже привычным людям иногда становится жутко при виде мучений, испытываемых животными. В сочинениях вегетарианцев («Научные основания вегетарианства», «Этика пищи») целые страницы посвящены картинному описанию тех жестоких мучений, которым подвергает животных человек, этот «сластолюбивый обжора», «ненасытный чревоугодник», «злой палач». Сострадание, конечно, чувство в высшей степени почтенное, но только в таком случае, если оно носит трезвый и здравый характер, а не ложный и сентиментальный. Встречаются иногда особы, которые падают в обморок при визге собаки, но которые остаются безучастными к слезам и горю человека. Кто же такое чувство сострадания признает здравым и истинным? Или кто одобрит индейцев, устраивавших госпитали для кур, голубей и в то же время допускавших, чтобы парии тысячами умирали от жажды во время засухи, и не позволявших им пользоваться водой из колодцев людей знатных. В таких случаях сострадание и любовь к животным развивается за счет людей и в прямой ущерб этим последним.

Этот недостаток индусов, религией которых так восхищаются вегетарианцы главным образом за ее «возвышенные принципы милосердия к животным», присущ и вегетарианству. Защищая права животных, вегетарианцы, как говорится, «хватили через край». Очень многие из них признают, что «животные совершенно однородны с человеком и в физическом, и в нравственном отношении», как и человек «наделены разумом и нравственным чувством», иногда даже «в большей степени», «имеют те же понятия, чувства и способности» ; «животные одного с человеком класса», «имеют одинаковое с ним право на жизнь», «они наши братья», и посему убиение их есть «братоубийство».

Но рассуждая так вегетарианцы этим самым заявляют себя сторонниками материализма, который тоже не видит существенной разницы между человеком и животными. А материализм давно уже потерял всякий кредит в глазах ученого мира: нет ни одного серьезного и беспристрастного ученого, который бы стал утверждать, что внутренний мир человека и животных один и тот же .

Эти материалистические тенденции очень вредят чистоте вегетарианского учения и нельзя не пожалеть, что вегетарианцы вместо того, чтобы вести дело проповеди своих идей в союзе со Святой Церковью и в духе учения Христова, предпочитают черпать подкрепление своим воззрениям из мутных кладезей ложных учений.

Лишь некоторые вегетарианцы допускают употребление в пищу молока и яиц (прим. авт. здесь и далее).

Все эти данные подробно раскрыты в сочинениях «Научные основания вегетарианства», «Вегетарианская кухня» и др.

Например профессор Бекетов в брошюре «Питание человека» и в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона т. V с. 691.

«Первая ступень» в предисловии к «Этике пищи», XXI-XXIII.

Уильямс «Этика пищи» с. 27.

«Этика пищи», с. 138, 140.

«Этика пищи», с. 280.

«Этика пищи», с. 215.

«Монашеская жизнь по изречениям по ней подвижников», вып. I, с. 77-78.

«Монашеская жизнь…», вып. I, с. 101.

«Монашеская жизнь…», вып. I, с. 68.

«Монашеская жизнь…», вып. I, с. 69, 81.

«Монашеская жизнь…», вып. I, с. 98.

«Жизнь св. Тихона Зад.» М. 1863. С. 165-167.

Созомен «Церк. история», кн. I, гл. 11.

На это Уильяме, автор «Этики пищи», возражает, что если защищать мясоедение на основании Библии, то придется, чтобы быть последовательным, защищать и рабство, и многоженство, и самые варварские войны (с. 208 примеч.). Но для всякого непредубежденного человека ясно видно, что есть существенная разница между вкушением мясной пищи и хотя бы например многоженством, и из Библии видно, что первое Бог разрешает и благословляет, а второе только на время попускает.

Например, Освальд, Бентам, Никольсон, Глейзе, Мишле, Гольтц и наконец сам автор «Этики пищи» Уильямс.

«Неужели души всех животных, кроме человеческой смертны или созданы совершенно иначе?» — вопрошает один вегетарианец («Этика пищи» с. 346).

Если и были «философы» которые утверждали противное, то еще св. Василии Великий говорил своим современникам: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою и говорить о себе, что они были некогда и деревьями, и морскими рыбами. А я хотя и не скажу бывали ли они когда-нибудь рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что когда писали сие то были бессмысленнее рыб».

Pre-scriptum: Объективности ради следует отметить, что всевозможные извращения изначально данных заповедей существуют не только в христианстве, но и, например, в буддизме; и конкретно по поводу поедания плоти .

Но Будда еще задолго до своего Перехода предвидел, что могут прийти те, кто под влиянием своей патологической привязанности к поеданию плоти будут выстраивать разнообразные хитроумные аргументы в оправдание этой своей зависимости : "… После моей паринирваны, в последнюю кальпу, всевозможные демоны будут являться повсюду, обманывая людей и внушая им, что они могут продолжать питаться плотью и достигнуть при этом просветления. … " Будду, как и Христа, их же "последователи" и оклеветали в угоду собственным больным пристрастиям : о Будде лгут, что тот "съел мяса", о Христе лгут, что он "съел рыбы". Возможно, что и Христос предупреждал о чем-то подобном - да, вот, только многочисленные переписчики и переводчики, страдающие различными пороками , в том числе чревоугодием , и бесконечные церковные "соборы" потрудились над тем, чтобы минимизировать попадание Правды в открытые источники...

Лжецы не скоро переведутся в этом Мире. А пока они существуют, каждый человек должен уметь самостоятельно и осознанным образом делать свой выбор . Для этого крайне НЕДОСТАТОЧНО слушать, что тебе говорят (или, даже, пишут ) ДРУГИЕ, кем бы они себя ни провозглашали - для этого необходимо слушать СВОЕ Сердце. … даже, если кто-то этого не умеет, то при желании он может научиться … если оно ("сердце") у него есть …


Иисус Христос , христианство и вегетарианство .

"Животные - это Божьи создания, а не собственность людей , не предметы потребления, не ресурсы.
Христиане, осознающие ужасы распятия, должны осознать ужасы невинных страданий .
Распятие Христа - это полное отождествление Бога со слабыми, беспомощными существами , а в особенности со страданиями ни за что, от которых нет защиты ".

Эндрю Линзи

Бог совершенен, и когда он говорит: "Не убий" , это относится ко всему живому. Эта заповедь включает в себя всякое живое создание , будь то человек или животное . Бог говорит через Своих пророков, и Он не хочет, чтобы мы убивали животных . Пророк Исайя писал: "Убийство быка равносильно убийству человека" . Интересно, что церковь не особенно почитает эту часть Библии , не протестует против убийства животных и не поддерживает вегетарианцев. Более того, в средние века, во времена инквизиции, церковь преследовала и даже казнила членов религиозных общин, где вегетарианство было частью веры (манихеи, катарцы, богумильцы и многие другие).

Так называемые последователи Христа со всеми своими митрами, тиарами, святыми отцами, превосходительствами, кардиналами и епископами предпочитают властвовать над людьми и животными , а не следовать пацифизму и любви к животным , которым учил Иисус . Практически каждый церковный орден предаёт Иисуса Христа и Его учение своим отношением к животным. Исторические документы подтверждают (см. ниже), что Иисус и первые христиане были вегетарианцами и друзьями животных . В Библии приводятся слова Иисуса : "Что бы вы ни сделали любому живому существу, вы сделаете это мне" .

Сегодня не секрет, что кровавая история христианской церкви основывалась на так называемых теологических доктринах, таких как: доктрина о честной войне, доктрина о существовании вечного проклятия, доктрина о несуществовании души до рождения человека или животного. Просто прочитав Библию , любой человек может понять, что Иисус и Его пророки любили животных , в отличие от религиозных каст, которые либо вообще не любили животных, либо любили только их мёртвые тела. Почему христианская церковь пренебрежительно относится к животным? Из откровений пророков известно, что животные находятся в постоянной связи со своим Создателем, что они ежесекундно почитают Его, и Он постоянно любит их. Здесь может крыться причина в таком отношении церкви к животным. Церковь учит людей, что у животных якобы нет души , и, таким образом, паства привыкла материалистически относиться к ним. Для людей животные стали практически бездушными мёртвыми телами, которых можно использовать только в пищу и для производства одежды, и в отношении которых религия позволяет любую жестокость , например, лабораторные опыты. В то же время, люди должны знать из Библии , что именно духовенство доставило Иисусу огромное количество проблем, преследуя его, опорочивая его , а, в конце концов, именно "духовенство" казнило Иисуса за его учение, что Богу и людям не нужно духовенство . "Верующие люди" и политики остались преданы на протяжении всей истории и сейчас духовенству, которое манипулирует ими как с религиозной, так и с политической и экономической точек зрения. Хотя, к счастью, сегодня церковь уже не может убить людей, которые противостоят ей, или сжечь их на площади, но она может дискриминировать их или опорочить с помощью своих политиков или других способов.

Во всех Церквях (христианских религиозных организациях) власть и деньги играют ключевую роль . Из истории мы знаем, что в 313 году по эдикту Константина религиозные лидеры, проповедовавшие изначальные заповеди Иисуса , были заменены на управляющих материальными ценностями первых христиан: дьяконов, пресвитеров и епископов , которые заключили договор с Константином . С его помощью они стали главами Церкви. За это император Константин потребовал уступки со стороны новой государственной религии, которые он, конечно же, получил. Поэтому, хотя первые христиане выступали против войны , государственная, а позднее христианская, церковь пообещала императору оказать помощь в наборе рекрутов. Она обещала императору поддержку императору в войнах , а также церковь пообещала ему бороться со всем, что он не одобрит, например, с религиозными движениями. И вот этой, только что установившейся, религии понадобилась собственная книга - "Святая Книга", "Библия" , в которую бы люди верили, и которая закрепляла бы власть над людьми за духовенством , а также оправдывала бы богатство и роскошь. Многие эксперты и богословы полагают, что большинство частей Библии были изменены на самом раннем этапе её создания . То же самое говорят многие исторические документы , а также авторы и переводчики - создатели сегодняшней Библии . Одним из примеров является работа святого Иеронима , которому Папа Дамасус дал задание перевести и отредактировать один уникальный труд. Сегодня эту работу называют Библия . Иероним писал Папе : "... у меня есть несколько вариантов перевода, из которых я должен сделать один цельный труд, что кажется мне невозможным, и мне приходится писать что-то совершенно новое, так что я могу оказаться фальсификатором священных трудов" . Иерониму пришлось составлять Библию в соответствии с учением государственной церкви, а это означает, что он мог просто не включить некоторые прописные истины , проповедовавшиеся Иисусом , и известные тогда. К таким относились учения о реинкарнации (!) , несуществовании вечного проклятья , правда о любви Иисуса к животным . Всё это не было одобрено и включено в окончательный вариант Библии , который многие христиане сегодня считают якобы истинными словами Бога. Таким образом, может существовать привилегированная государственная религия , не имеющая ничего общего с истинным учением Христа , кроме Его имени, при помощи которой церковь манипулирует верующими.

О том, что Иисус был вегетарианцем и жил в гармонии с животными , сказано во многих документах. Существует апокрифический труд времён первых христиан , который не является частью текста Библии . Кроме того, существует множество официальных документов времён Римской империи, в которых говорится о преследовании различных христианских движений за то, что они исповедовали учение Иисуса и вегетарианство как одну из главных заповедей , в частности. Это и известные труды манихеев, катарцев и богумильцев или работы Великих христиан во Вселенской Жизни. Великий отец церкви Иероним (331-420 гг. до н.э.) в одном из своих трудов писал о вегетарианстве следующее: "До Потопа само поедание мяса животных было неизвестно. После Потопа наши уста испачканы в крови животных, а мы источаем запах их мяса... Иисус Христос, пришедший в нужное время, положил этому конец, и по сей день поедание мяса запрещено нам" . Апостол Павел писал в своём послании к римлянам: "Нам известно, что все живые существа дышат и страдают вместе. Живые создания ожидают в страхе того момента, когда люди осознают себя как детей Божьих, поскольку все живые существа однажды будут освобождены от рабства перерождения и смертности, и будут бесконечно свободны, как истинные дети Божьи" . Ион Золотая Глотка (354-457 гг. до н.э.) описывал жизнь группы христиан того времени: "Они не проливали кровь, не убивали и не резали животных... Над ними не витал скорбный аромат мяса... не стоял постоянный стон забиваемого скота. Они ели только хлеб, выращенный собственными руками, и пили родниковую воду. Когда они хотели поесть чего-нибудь особенного, они ели фрукты и наслаждались ими больше, чем едой с королевского пира" . Есть множество исследований на тему жизни и учения Иисуса Христа , но самая верная и правдивая книга - это: "Это - моё слово. Я - альфа и омега. Евангелие Иисуса Христа. Христос - откровение, которого не знает мир" , в котором Он, тот, кто ходил по этой земле как Иисус Христос , подробно объясняет, что же действительно произошло во время Его жизни.

Толстой говорил: "До тех пор, пока существуют скотобойни, будут существовать войны!" . Даже покойный папа Иоанн Павел II особенно не возражал бы против этого, иначе он не стал бы просить прощения у тех, кто был убит сынами и дочерями его организации. Многие историки и свободомыслящие люди считают, что христианская церковь несёт огромный груз ответственности за все войны в последние 1700 лет (!). Поскольку у этой организации настолько большой авторитет, что она не могла не вмешиваться в военные дела. Церкви, которые объявляют себя последователями Иисуса Христа , со времени своего основания в 313 году причиняли только страдания, проблемы и смерть как людям, так и животным . Вспомните хотя бы Крестовые походы средних веков, охоты на ведьм, средневековое мракобесие, резню между католиками-хорватами и ортодоксами-сербами в период с 1941 по 1943 в Югославии - бывший папа попросил прощения у всех жертв этого преступления в Банья Лука . Практически невозможно поверить, что такая организация, как Христианская Церковь, убивала, преследовала и, во времена инквизиции, пытала людей и животных на протяжении почти двух тысяч лет, в то время, как люди не могли даже противостоять ей. И всё это совершалось "во имя Иисуса Христа" .

Морис Хоблай ,
специалист в области теологии и социологии, писатель

Человек, равно как и все животные на Земле, был создан вегетарианцем в том числе и точки зрения христианства и иудаизма: "И сказал Бог: Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей Земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу" (Книга Бытия, глава 1, стихи 29-30).

В идеальном мире люди не ели животных (Быт. 1:29-30). Такую ненасильственную (ахимса) жизнь Бог назвал добром (Быт., 1:31). Это единственный случай во всей Библии , когда Бог так говорит. Это идеальное существование сменяется годами упадка нравственности, когда рабство, употребление в пищу животных и прочие жестокости стали нормой .

Пророки предсказывают наступление новой эры, когда люди вернутся в "Божье царство", когда даже лев будет лежать рядом с ягненком, а кровопролитий и насилия не будет вообще, потому что "земля будет наполнена ведением Господа" (Книга пророка Исайи, глава 11). Трудно себе представить, чтобы Иисус Христос ел трупы животных.

В пользу того, что Иисус Христос был вегетарианцем , говорят исторические факты. Среди людей, исповедывающих иудаизм , было немало вегетарианцев по нравственно-духовным мотивам. Они понимали, что идеал для Бога - мирное царство, описанное пророками. В иудаизме религиозные направления призывали к вегетарианству.

Единственный случай, когда Иисус пошел на открытый конфликт с властями, был в храме, когда он выгнал оттуда всех торговцев скотом . Можно полемизировать, почему именно он сделал это, но факт остается фактом: Еврей (Иисус) не дал другим евреям принести животное в жертву на Пасху. Иисус опровергнул их заявление, что таким образом они обращаются к Богу. Иисус на еврейскую пасху ел хлеб: в Библии дважды говорится о том, что Иисус вкушает пасхальную еду, и о "ягненке" ни разу ничего не было сказано. Первое чудо, когда количество еды увеличилось, произошло на еврейскую Пасху. Ученики спрашивают Иисуса , где они могут купить достаточно хлеба, чтобы накормить всех людей, и ни слова о ягненке. Последний вечеря Иисуса была тоже в еврейскую Пасху, они ели только хлеб (и пили вино), среди них был Иисус . Следует отметить, что христиане в первые три века нашей эры, в том числе и все пустынники, были вегетарианцами , на еврейскую пасху они ели хлеб. В самом деле, было бы странно, если бы первые христиане питались не так же, как сам Иисус Христос .

Есть эпизод, в котором говорится, что Иисус якобы ест рыбу : Если подумать об этих эпизодах и вспомнить, что Иисус Христос испытывал сострадание ко всем живым существам , то следует отметить следующее: большинство ученых сходятся во мнении, что сюжет после воскресения, где Иисус ест рыбу , был добавлен через много лет после написания благовествований . Это было сделано для того, чтобы предотвратить расколы в ранней Церкви (например, маркинисты и другие ранние христиане считали, что Иисус не возвращался в физическое тело - нет лучшего способа доказать обратное, как изобразить Его во время приема пищи). И писцы, добавившие эти эпизоды, ничего не имели против употребления в пищу рыбы. Если учесть, что это единственный эпизод, где Иисус ест животное (рыбу), а также вспомнить все прочие доказательства вегетарианства Иисуса , то можно сделать вывод, что Он действительно не употреблял в пищу животных.

Cогласно самым ранним рассказам, рыбы в том событии не было, был только хлеб (Матфей, глава 16, стихи 9-10; Марк, глава 8, стихи 19-20; Иоанн, глава 6, стих 26). Рыбу позднее добавили греческие "писцы", возможно, они это сделали потому, что слово "рыба" по-гречески является акронимом словосочетания "Иисус Христос, Сын Бога" . Действительно, рыба и поныне является символом христианства. Увеличение числа рыб здесь является символом увеличения количества христиан, то есть связи с употреблением в пищу животных нет никакой. Какая же тогда была связь у Иисуса Христа с рыбаками? Он отзывал многочисленных рыбаков от их занятия и проповедовал им милосердие ко всем живым существам. Ему была нужна милость, а не жертвы. Рыбаки сразу бросали свое дело и следовали за Иисусом (Марк, глава 1; Лука, глава 5). Это похоже на то, как Иисус обращался к сборщикам налогов, проституткам и другим людям, род занятий которых не соответствует его учению о милосердии и сострадании.

Аргументы, что Иисус был вегетарианцем, сильны: Он, бесспорно, тоже был бы вегетарианцем. Помимо того, что убийство животных - это всегда убийство , а это идет вразрез с Библией , более того,

Священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Православная Церковь с достаточным уважением относится к вегетарианству, считая отказ от пищи животного происхождения вполне допустимым для христианина. Можно уверенно сказать, что первому человеку в Эдеме надлежало есть только растительную пищу (Быт. 1, 29). Более того, в мироздании, не искаженном грехопадением человека, не существовало хищных животных (Быт. 1, 30). Растения были пищей для всех живых существ.

Изгнание из рая сопровождалось повелением возделывать землю, от плодов которой должен был питаться Адам и его потомство (Быт. 3, 17-19). Однако уже первое поколение потомков Адама нарушает это повеление; сын Адама Авель становится «пастырем овец» (Быт. 4, 2). Очевидно, что он разводит их не только ради шерсти. Его жертвоприношение, состоящее из тука убитых животных, благосклонно принимается Господом (Быт. 4, 4).

Употреблявшаяся de facto до Потопа животная пища после Потопа разрешается Богом de jure (Быт. 9, 3). Она становится основной пищей богоизбранного народа, родоначальники которого были богатыми скотоводами. Явление Троицы Аврааму убедительно показывает (Быт. 18, 8), что Бог не видит в употреблении животной пищи ничего предосудительного.

Господь Иисус Христос в Своей земной жизни не гнушался пищей животного происхождения. Принимая участие в праздновании Ветхозаветной Пасхи, Он не мог не вкушать ритуального пасхального агнца, который был неотъемлемой частью пасхальной трапезы. Евангелисты достоверно сообщают, что Христос ел рыбу даже после Своего Воскресения (Лк. 24, 42-43).

Вегетарианство не было обычаем первых христианских общин. Однако иногда в них входили люди, для которых употребление мяса или вина считалось недопустимым. Апостол Павел, относившийся ко всякого рода пищевым ограничениям с пренебрежением, советовал ради снисходительности к немощам этих еще не укоренившихся в вере христиан следовать их рациону. Так, например, в Послании к Римлянам он пишет: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто… Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе… будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 14-21).

Пост как одно из основных установлений Православной Церкви предусматривает полное воздержание от мяса, а иногда и отказ от всякой пищи животного происхождения. Запрет на вкушение мяса содержится во всех монашеских уставах. Однако вызвано это не сентиментальной жалостью к «братьям нашим меньшим», а задачами поста, который предусматривает максимальное сосредоточение духовных сил, невозможное после обильной и чрезмерно питательной трапезы.

Уважая личную свободу человека, Церковь отвергает не вегетарианство вообще, а вегетарианство «идейное», стремящее представить отказ от животной пищи в качестве универсального принципа человеческого существования. Христианство предполагает милосердное отношение ко всякому живому существу. Верующий человек не должен забывать заповеди: «блажен иже и твари милует». Однако следует помнить, что человек поставлен Богом владыкой твари, и разрешение вкушать эту тварь так же исходит от Бога.

«Идейному» вегетарианству свойственна гордыня, которая является тяжким грехом. «Идейный» вегетарианец превозносится своим милосердным отношением к животным, явно или неявно осуждая людей, придерживающихся других взглядов на питание. Писатель Достоевский смеялся над названием Петербургского «Общества человеколюбивого отношения к животным», поскольку отношение к людям у членов этого Общества было не всегда человеколюбивым. В условиях, когда, выражаясь словами поэта Мережковского, «мир залит кровью и слезами», когда миллионы людей страдают и даже умирают от голода, щепетильная разборчивость в пище, свойственная вегетарианству, кажется неуместной.

Нередко современные люди в контексте бесед о посте спрашивают: как относится церковная традиция к поеданию животных и к вегетарианству? Отвечает священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края.

- Относится спокойно, скажем так. Понятие о «царском пути», трезвомыслии, неприятии экзальтационных уклонов вправо-влево вообще характерно для того, что в христианстве называют «практика аскезы», то есть для необходимого подвижнического самоограничения в чем-то, совершаемого в процессе духовной жизни. И относится отрицательно, когда вегетарианство либо подпитывается энергетикой нехристианских духовных практик (например, те течения индуизма, в которых провозглашается ненасилие над животными, но спокойно взирается на страдание людей из «нечистых» каст), либо является частью ересей (как это было, скажем, с манихейскими в основе своей учениями катаров, вальденсов, богомилов и им подобных), либо само по себе становится своеобразной светской религией (причем достаточно прозелитически активной и нетерпимой к инакомыслящим).

Конечно, в самом по себе факте убийства живого существа, созданного Богом, нет ничего хорошего. Из Слов Божия мы знаем, что первоначально, до грехопадения, человеку даны были в пищу лишь растения и злаки. Но после грехопадения, когда изменилась сама природа человека, Бог отнесся к вопросу о пище, скажем так, реалистически: да, возлюбленное дитя само себе создало ужасные условия жизни, но надежда на его спасение все же есть, и «на стране далече» блудному сыну надо чем-то питаться…

Условия жизни на Земле особенно кардинально ухудшились, как мы знаем из книги Бытие и свидетельств ученых, после Всемирного потопа. Люди рассеялись по всему лицу Земли, сократились годы их жизни, изменился и характер их питания: наряду с растительной пищей Богом позволена и пища животного происхождения: «…все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте…» (Быт. 9: 3, 4). При этом возникли немаловажные нюансы: фундаментальный запрет на употребление крови; из травоядных парнокопытных животных употреблять в пищу можно не всех: «…всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте…» (Лев. 11: 3), то есть разрешены Богом (никем иным!) говядина, баранина и козлятина, но категорически запрещена, например, свинина (см. Лев. 11: 7, 8; Ис. 65: 4; 66: 17), все хищные животные и грызуны, а также все пресмыкающиеся («ползающие на чреве»); в список запрещенных к употреблению птиц вошли хищные и рыбоядные птицы, а также птицы, питающиеся падалью (см. Лев. 11: 13-19); из водных и водоплавающих были разрешены в пищу те, «у которых есть перья и чешуя» (Лев. 11: 9), то есть разрешена покрытая чешуей рыба, а отсечены все водные беспозвоночные животные (например, устрицы и омары).

Это - Ветхий Завет. Как известно, впоследствии христиане стали есть многое из того, что было запрещено в Ветхом Завете, например, свинину, устриц и креветок. Основанием для этого послужил в том числе эпизод, описанный в Деяниях Апостолов: «…Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10: 9-15). Да и Сам Господь сказал в Евангелии, что нечистым человека делает не то, что входит в его уста в виде пищи, а то, что выходит в виде греховных страстей из его сердца…

Да, в православной традиции монахи не вкушают мяса, не из гнушения «убоиной», а ради утончения плоти и укрепления душевных свойств, необходимых для Богомыслия и молитвы, однако им разрешены уставом и яйца, и рыба, и молочные продукты. И монашеская мера показана вовсе не всем христианам - пост занимает в нашем календаре только определенную часть. Так что воздерживаться от мяса христианам следует не из модных вегетарианских соображений «я никого не ем», а исходя из мудрых установлений Церкви, советов духовника, а также - если человек страдает какими-то заболеваниями - рекомендаций врача, помня, что смыслы вегетарианства как идеологии и христианского поста - совершенно различны.