Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Левиафан кто написал. Кто такой левиафан и почему его именем был назван фильм

Левиафан – это огромный водный монстр, который упоминается в библейских книгах: Иова, Исайи, Псалтыре и некоторых традиционных еврейских молитвах.

С христианской точки зрения это существо является тесно связанным с чем-то дьявольским или демоническим. В библейских трактовках левиафан является воплощением хаоса и разрушений, и часто противопоставляется акту создания.

Как выглядит левиафан.

Точного и однозначного описания данного создания не существует. На некоторых картинах его изображают как огромного водяного дракона, иногда с несколькими головами. Многие придерживаются версии, что его прообразом послужили крокодилы, которые обитали на берегах Нила. Иов описывал зверя как огнедышащего дракона. Скорее всего, все эти драконоподобные образы навеяны более древними легендами и мифами.

В современном иврите слово «левиафан» буквально переводится как «кит». Это наталкивает на мысль о том, что истинной причиной появления данного мифического существа, послужила встреча человека с этим огромным морским млекопитающим. Дальше эта ситуация обросла гиперболизированными подробностями и выдумками, так и получился образ страшного монстра.

В современную популярную культуру, левиафаны вошли под разными формами. Они встречаются в виде летающих китообразных созданий, как разновидность драконов или в совсем свободной форме.

Посмотрел на днях последний фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», получившего приз «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Для режиссера это первая работа с откровенным, можно даже сказать нарочитым, идеолого-политическим посылом. Во всех его предыдущих артхаусных работах достаточно талантливо разрабатывались принципиально аполитичные, общечеловеческие, архетипно-универсальные темы семейных межличностных отношений – отцы и дети, мужья и жены, больной человек и его близкие перед лицом смерти…

В случае с «Левиафаном» не так: прозападная, либерально-политическая заангажированность явно взяла верх над искусством, сделала его своим послушным орудием. Что ж, кто дает призы, тот и заказывает музыку.

Интересна и весьма показательна история возникновения самого замысла фильма. В 2008 г. Звягинцеву рассказали историю об американце Марвине Джоне Химейере, ветеране войны во Вьетнаме, который из-за длительного конфликта с местной цементной компанией (г. Грэнби, штат Колорадо) по поводу территории, где находилась его мастерская, обшил свой бульдозер броней, разрушил более десяти административных зданий, нанеся миллионные убытки своим обидчикам, после чего покончил жизнь самоубийством.

Сначала Звягинцев загорелся идеей снять фильм об этой истории, но потом решил отказаться от американских коннотаций и перенес действие фильма в современную Россию, объясняя это тем, что мы имеем дело с вечной темой. Почему фильм на вечную трагическую тему нельзя снимать с привязкой к США, прямо основываясь на случившихся там событиях, режиссер так и не пояснил. Видимо, все дело в пресловутой политкорректности.

Хотя фактическая история американца Джона Химейера по своему трагизму, насыщенности и динамизму на порядок превосходит сценарную историю главного героя фильма Звягинцева. Как бы там ни было, в итоге фильм снят о сегодняшней России, хотя на самом деле основывается на событиях, произошедших в США.

Перед зрителями разворачивается драматическое столкновение трудяги, мастера на все руки и вместе с тем пьяницы и сквернослова Николая, олицетворяющего, по всей видимости, простой русский народ, и бессовестного мэра, также пьяницы и сквернослова, представляющего современное российское государство.

Николай в Церковь совсем не ходит. Мэр, напротив, показан как вполне воцерковленный человек, посещающий Богослужения, более-менее регулярно исповедующийся и причащающийся.

Все попытки Николая вместе с другом-адвокатом и женой добиться правды по закону разбиваются о всемогущество насквозь коррумпированной системы. В неравной борьбе с ней Николай теряет все самое дорогое ‑ родительский дом, землю, автомастерскую, лучшего друга, сына, любимую жену, личную свободу. Жена сначала изменяет с другом, а затем кончает жизнь самоубийством. Невиновного Николая обвиняют в ее убийстве, фабрикуют улики и по несправедливому суду садят в тюрьму на пятнадцать лет.

Мэр торжествует. На захваченной у Николая земле он строит православный храм при полном одобрении вышестоящих властей и благословении местного православного владыки, олицетворяющего Русскую Православную Церковь.

К развязке фильма складывается устойчивое впечатление, что главным виновником трагедии, является именно православный епископ, предстающий перед нами этаким красноречивым книжником и фарисеем, благочестивыми словами оправдывающий любую гнусность властей ради своих корыстных целей. Именно он ставит перед мэром задачу постройки храма на злополучном участке земли, именно он своими утешениями и проповедями наущает мэра использовать все возможные средства для достижения цели, убеждает в праведности всех его действий, заглушает в нем робкий голос время от времени просыпающейся совести, именно он получает наибольшую выгоду от всего произошедшего.

Кроме епископа, Русская Церковь в фильме также представлена беспрекословно подчиняющимся ему простым, малообразованным священником, занятым преимущественно выживанием вместе с нищим и невежественным народом.

Итак, перед нами избитый до банальности сюжет о трагедии маленького беззащитного человека и его правды, гибнущего от вопиющей несправедливости всесильного церковно-государственного аппарата.

Трагедия эта разворачивается на фоне мертвенно-серых пейзажей, бездорожья, грязи, разрухи и нищеты. Понятно, что ничего, кроме унылой безысходности и омерзения все это не вызывает.

Беспросветный мрак русской жизни свыше всякой меры нагнетается негативними символическими образами, имеющими явные христианские коннотации, ‑ разбитые, гниющие на холодной морской отмели корабли, рыбы с отрубленными головами, свиньи, которых кормят хлебом, приобетенным для церковной панихиды… Имя главного героя Николай также выбрано не случайно и имеет символический подтекст.

Прекрасная операторская работа, проникновенная игра известных актеров, суровая величавость северной природы еще более усиливают у зрителей состояние жалости и сострадания к жертвам, возмущения и ненависти по отношению к мучителям, не навязчиво подталкивают к заданным революционным выводам: «Так жить нельзя!», «Долой такое государство и такую Церковь!»

Итак, при финансовой поддержке Министерства культуры России (sic! ) российский режиссер Андрей Звягинцев снял откровенно пропагандистский лживый фильм против Православной Церкви, против России и ее народа.

В этом нет ничего нового. Все это уже было в нашей многострадальной истории. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас»(Еккл. 1:10)… «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!»(Еккл. 1:14). Сто лет назад русский народ вместе со своей Церковью все это уже проходил. Тогда глашатаем революции была литература, сегодня – «важнейшее из всех искусств» (В.И. Ленин).

Левиафан - чудовище, описанное неоднократно в Ветхом Завете и других иудейских и христианских источниках. Некоторые демонологи считают, что он относится к демонам и даже является адским принцем. А в определенных современных хаотических религиях он считается верховным божеством.

В статье:

Чудовище Левиафан - зверь из библейской истории

В библейских притчах упоминается, что Господь создал каждой твари по паре. Однако есть упоминания и о существах, не имевших пары и сотворенных в единственном роде. Возможно - это отражение древних античных мифов о таинственных морских и земных созданиях, поражающих глаз и являющихся настоящими чудищами или монстрами. Такие легенды встречаются у всех народов мира, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не являются исключением.

Одним из подобных зверей было чудовище Левиафан, морской зверь невиданной силы и величины. Он подробно описывается в книге Иова, где Господь объясняет свой замысел по созданию этого зверя . Там же частично описывается и его облик. Левиафан обладает двумя челюстями, огромным, покрытым прочнейшей чешуей телом, огнедышащим и способным испарять моря. При этом, вопреки некоторым более поздним источникам, отдельно отмечается, что само по себе это чудовище никоим образом не относится к демонам или злым адским силам, а лишь является манифестацией и символом безграничной силы Господа.

Бегемот и левиафан в книге Иова

Не был Левиафан в Библии и единственным таким существом. Ветхозаветные книги и притчи сообщают, что таких зверей было двое. Вторым был Бегемот, именем которого впоследствии назвали демона. Бегемот и Левиафан в книге Иова описаны как творения Бога, с которыми не под силу совладать ни одному оружию, ни смертному, ни ангелу. Считается, что поймать, покорить и тем более убить этих существ невозможно. Погибнут они лишь во время Страшного Суда, убив друг друга, а их мясом будут пировать спасенные праведники.

История Левиафана и параллели с другими народами

Самые первые упоминания о Левиафане приходят к нам из древнесемитских и египетских мифов. Издревле в Египте считалось, что с востока его защищают крокодилы, обитающие в Ниле - сказания об этих существах доходили до Междуречья и предков еврейских народов, где вполне могли трансформироваться в сущность Левиафана. Также упоминается похожее существо и в древневавилонских легендах. В них стал единственным, кто смог повергнуть Левиафана - самого сильного слугу, личное морское чудище бога моря по имени Яма .

Йормунганд

В образе Левиафана прослеживается весьма интересная параллель со скандинавской мифологией - там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер неустанно поедают воины, погибшие в бою. Это - однозначное совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его мясо после Страшного Суда. Другой же отсылкой к скандинавской мифологии является и змей Йормунганд - такое же мифическое морское чудовище. Да и сама сцена Страшного Суда, в которой однозначно будут сражаться мифические звери, очень похожа на скандинавский Рагнарёк - конец света.

Легко можно провести параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой , или же с Лернейской Гидрой . А в древнерусской мифологии этот образ однозначно позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо . И подобные аналоги могущественных морских существ с крайне сходными чертами есть практически во всех религиях мира и традициях, что может удивить даже самых заядлых скептиков.

По мнению же ученых, в средние века и в древности с Левиафаном часто могли путать морских зверей. Например, китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторые названия животных на латыни. А в современной культуре Левиафан часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым. Например - с безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.

Демон Левиафан - кто же он такой

Демон левиафан из сериала Сверхъестественное

В связи с тем, что Левиафан в мифологии считался невероятно сильным и способным на огромные разрушения существом, многие средневековые исследователи и демонологии причисляли его к лику демонов. Так, известный в шестнадцатом веке демонолог Бинсфельд отождествлял демона Левиафана с одним из смертных грехов - завистью, и причислял того к . Он считал, что Левиафан - принц ада, стоящий на равной ступени по своей власти с .

Другие же исследователи и многие толкователи Ветхого Завета считали, что Левиафан есть ничто иное, как одно из имен Сатаны. Это - его звериный, разрушительный аспект. Тем не менее большинство самых известных гримуаров, например, никак не указывают на существование такого демона. А это может являться уже весьма важным фактором в исследовании этой фигуры. Ведь большинство известных во всем мире демонов так или иначе, но фигурировали в ситуациях с одержимостями. Но в тщательно задокументированных и подробно описанных случаях одержимости демонами имя Левиафана ни разу не возникает.

Сейчас же превалирует точка зрения, что существо Левиафан, все же являет собой другую силу. Он никак не относится к конфликту Рая и Ада. Левиафан представляется абсолютно нейтральным владыкой морей. То же самое можно сказать и о сути древнегреческого Посейдона или римского Нептуна. Эти боги занимали промежуточное место между Зевсом-Юпитером и Аидом-Гадесом. Однако такая нейтральная позиция в последние века привлекла к себе интерес множества исследователей. На их основе впоследствии даже сформировались некоторые отдельные культы.


Вместе с наградами международных кинофестивалей и хвалебными отзывами экспертов на фильм «Левиафан» и его режиссера Андрея Звягинцева обрушился шквал критики от различных деятелей российской культуры и политики. Чтобы лучше понять, что же хотел сказать известный режиссер в своей работе, мы решили разобраться, какую роль в истории, философии и теологии играло морское чудовище Левиафан, образ которого заложен в основу фильма.


В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются» .


Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова

Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.


Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания, но от веры не отрекался.


Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.

Как выглядит Левиафан

Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова: «круг зубов его - ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости». Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.


В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» , - говорится в Святом писании.

Если известно, то Левиафан - существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.

Левиафан в философии

В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.


Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище - это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.


Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный, как, например, о котором мы рассказывали ранее. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.

В истории человечества можно встретить множество легенд, повествующих о невероятных чудовищах, поражающих своими огромными размерами, устрашающей внешностью и другими уникальными чертами. Во все времена людей зачаровывали жуткие истории о мистических монстрах, наделенных сверхъестественными способностями, и одним из таких является левиафан.

Кто же такой левиафан?

Известно, что так именовалось упоминаемое в Ветхом завете. Значение слова левиафан весьма размыто, однако с иврита оно переводится как «скрученный» или «свитый».

Впервые об этих чудищах заговорили на Древнем Востоке. В те далекие времена многие моряки, вернувшиеся из плавания, с увлечением рассказывали истории об обитающем в море огромном монстре, размером ни много ни мало с остров. Порой их рассказы приобретали и более устрашающий характер. Поговаривали, что этот монстр всего одним движением мог вдребезги разбить даже самое крупное судно, и что никому еще не удавалось выжить после встречи с ним. Правда, в таком случае возникает справедливый вопрос: откуда же вообще стало известно о таком монстре?

Левиафан - что такое и как выглядит

Своим происхождением левиафан обязан прежде всего библейским трактатам, в которых прослеживается двойственное описание этого мифического монстра. Так, в одних источниках (Исаия, Псалмы) левиафан - это могущественное существо, ведущее вражду с Богом. В конечном счете Бог все же одерживает победу (сравнимую с победой древнеегипетского бога Ра над Апопом или победой Зевса над титанами) и отдает его останки в качестве еды голодающим в пустыне. В других же источниках левиафан предстает как непостижимое сотворенное Богом существо, недоступное для понимания простым смертным.

Сказать, кто такой левиафан, однозначно практически невозможно. В одних древних текстах его описывают как невероятно огромного змея с большущими повергающими в ужас глазами. В других же - это свирепый огнедышащий дракон с тонкой длинной шеей и вытянутой головой. Также в некоторых источниках используется образ громадного крокодила.

Научные и библейские свидетельства существования

Можно заметить, что левиафан довольно-таки часто упоминается в библейских писаниях, а потому ответы на такие вопросы как: «Левиафан - что такое? Где обитает это существо? Откуда оно появилось?» - необходимо искать именно там. Так, одно из первых упоминаний о монстре можно найти в книге Иова, где левиафан представлен в образе царя всего, включая род людской. Далее упоминания о нем встречаются в и в Послании Коринфянам, где отмечается, что левиафана невозможно убить «плотским оружием», что указывает на сверхъестественную природу существа. В более поздних писаниях, например, в появившейся на свет в 1611 году, говорится, что простой смертный при виде левиафана непременно потеряет сознание. Там же можно отыскать информацию и о приблизительном месте обитания монстра. Судя по тексту, отвергается вероятность его обитания в морях, пусть даже и самых больших. Очевидно, что для чудовища подобных размеров, живущего на большой глубине, подойдут лишь бескрайние воды океанов.

Единственным на данный момент научным свидетельством существования животного, хоть немного напоминающего левиафана, являются останки кашалота, откопанные в перуанской пустыне Ика. Длина древнего млекопитающего, обитавшего 12-13 миллионов лет назад, составляла порядка 17 метров, а размер огромных зубов достигал 36 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину. Вот вам и левиафан! Что такое чудище будоражило умы предков - не удивительно!

Левиафан в кинематографе

Из существа библейских писаний левиафан со временем превратился в часть мировой культуры, став весьма востребованным героем во многих видах искусств, включая кинематограф, музыку, литературу, японское аниме и видеоигры.

В честь чудовища назывались многие военные корабли, что, разумеется, делалось в целях устрашения врага. Однако важно отметить, что по сравнению с Ктулху - существом схожего происхождения и описания, левиафан чаще всего упоминается в мировой культуре как имя нарицательное. Вместо традиционного левиафаном именуют прототипы мощного оружия, различных героев, магов и т. д. Наиболее приближенно к своему библейскому образу левиафан описывается в сериале «Сверхъестественное», где он хоть и утратил свои чудовищные размеры, однако сохранил полагающееся ему могущество. Также «правдоподобное» изображение монстра можно встретить в мультсериале «Пираты темных вод». В культовой серии фильмов «Восставший из ада» левиафан является владыкой Ада, тем самым, по сути, сравнивается с самим дьяволом. Источник вдохновения - вот что такое leviafan для искусства.

Левиафан в мире видеоигр

Статья на данную тему не была бы полной без упоминания об участии этого существа в огромном количестве видеоигр. Пожалуй, именно геймеры задаются вопросом, что такое левиафан, меньше всех остальных. Хорроры, экшены, стратегии, слэшеры, MMORPG-игры - вот лишь часть игровых жанров, в которых можно повстречать существ, именуемых левиафанами.

В стратегии 2002 года Age of Mythology левиафан представлен в роли морского чудовища, подчиняющегося игроку и выполняющего функции В качестве «игровых боссов» он присутствует в следующих играх - Dead Space, World of Warcraft: Wrath of the Lich, God of War, Devil May Cry 3, Resistance 2 и т. д.

Именем монстра также названы многие игровые транспортные средства и расы. К примеру, левиафаном именуется космический корабль из игры Star Wars: Knight of the Old Republic. Аналогичное название носит колоссальный флот-улей из серии игр Warhammer 40,000. Огромных размеров транспортное средство из вселенной Unreal Tournament также называется левиафаном.

Итак, как мы видим, ответов на вопрос «Левиафан - что такое?» может быть множество. Очевидно лишь то, что это по-настоящему могущественное существо, которое и по сей день будоражит умы множества людей.