Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Что будет если просверлить землю насквозь. Что будет, если пробурить Землю насквозь и спрыгнуть в дыру? Зачем это нужно

Задача проекта Chikyu - пробурить земную кору насквозь. До сих пор это никому не удавалось. Проект японских ученых уже успели сравнить с полетом на Луну.

Вблизи Японских островов собираются осуществить эксперимент, который уже успели сравнить с полетом на Луну. Эксперимент, впрочем, предполагает путешествие на более скромные расстояния - немногим больше десятка километров, причем все живые участники проекта будут оставаться на своих местах, а "грязной" работой займется техника. Так или иначе, группа специалистов собирается углубиться дальше, чем кто-либо другой, в земную кору: на дне океана просверлят самую глубокую скважину. В скважине одинаково заинтересованы геологи, биологи и геофизики. В отличие от астронавтов, способных предварительно посмотреть на место будущей высадки в телескоп, здесь ученые вынуждены действовать большей частью вслепую. В их распоряжении - данные о прохождении сквозь Землю сейсмических волн и довольно скромные результаты предыдущих попыток. А они показывают, что "подземные" прогнозы, в отличие от "небесных", редко оказываются верными.

Самая глубокая (до сих пор) скважина была выкопана на Кольском полуострове советскими естествоиспытателями. Работы начались еще в 1970 году. В тот момент земную кору все еще представляли себе как "простую" двуслойную структуру - сначала граниты, затем базальт. Ниже, согласно расчетам, располагалась граница жидкого и твердого - "поверхность Мохоровичича", или "Мохо". Еще ниже - мантия, то есть расплавленный слой, на который приходится большая часть массы планеты. Продвинувшись за 22 года на 12 с небольшим километров, копать перестали - не в последнюю очередь из-за того, что ожидания не оправдывались. Буры так и не смогли добраться до мантии, а замеры температуры показывали, что добиться этого имеющимися средствами не удастся вовсе. Оборудование неоднократно ломалось, из-за чего в земной коре пришлось сделать намного больше дыр, чем было запланировано.

Как это будет

Японские исследователи пошли другим путем - подводным. Под материками граница мантии расположена глубже 30 километров, а на дне океана земная кора намного тоньше. Эти соображения лежали в основе самого первого проекта сверхглубокой скважины, придуманного в 1957 году и известного под названием Mohole (Mohorovicic hole - "дыра Мохоровичича"). Тогда, однако, удалось сделать всего 5 небольших отверстий на дне у побережья Мексики. Несмотря на перспективный замысел, сверхъестественных высот (точнее, глубин) в его осуществлении не добился никто: самая длинная скважина уходит сейчас всего на 2111 метров ниже уровня дна. Ее пробурил американский корабль JOIDES Resolution, переоборудованный из нефтедобывающего судна, на востоке Тихого океана. До недавнего времени он был единственным инструментом для решения таких задач. "Расстановку сил" изменил построенный в Японии Chikyu.

Корабль водоизмещением 57 тысяч тонн и длиной 210 метров на треть больше своего предшественника. На Chikyu есть посадочная площадка для вертолета, вмещающего 30 человек, и собственная "железная дорога", чтобы подвозить оборудование к 121-метровой вышке. Именно она и будет осуществлять главную работу - бурить океаническое дно. Во время этого процесса корабль должен оставаться "привязан" к оси скважины, поэтому ему предписывается уточнять свое положение с помощью нескольких GPS-спутников. С дном океана корабль будут соединять, помимо сверел, 4 километра толстых труб - система, которой не пользовались раньше. Предполагается, что с этим оборудованием на борту он успеет проделать семикилометровое отверстие в океаническом дне примерно за полгода-год.

Все это время корабль со 150 членами экипажа проведет в 60 километрах от побережья Японии, а вспомогательные суда будут доставлять туда материалы, воду и пищу. Однако главные сложности связаны вовсе не с этим. Чем ближе будет подходить сверло к поверхности Мохоровичича, тем больше будут разогреваться приборы. Температуры в несколько сотен градусов Цельсия достаточно, чтобы вывести из строя электронику. Кроме того, на глубине в тысячи метров давление достигает тысяч атмосфер. Поэтому трубы решили заполнять изнутри "искусственной грязью": за счет циркуляции она будет охлаждать сверла и датчики, поддерживать "баланс сил", а заодно - вымывать обломки породы.

Зачем это нужно

С точки зрения геологов, главная цель эксперимента - добыть вещество мантии и доставить его на поверхность. Кроме вулканов, которые (в виде лавы) выводят его из недр, никаких других приспособлений для его добычи до сих пор не было. (Важно отметить, что магма, то есть будущая вулканическая лава, вообще говоря, не совпадает по составу с веществом мантии - она может состоять из минералов коры, расплавленных под действием высоких температур.) Некоторые небезосновательно сопоставили это с "лунным проектом Apollo" - хотя правильнее было бы вспомнить доставку на землю первых лунных минералов советским аппаратом "Луна-16".

Разумеется, ученых интересует и многое из того, что может встретиться по пути к мантии. В частности, они не исключают, что наткнутся на месторождение нефти или газа, хотя об этом говорится скорее как об опасной для процедуры бурения перспективе. Впрочем, комментаторы сходятся во мнении, что в ресурсозависимой Японии нефть едва ли воспримут как неприятный сюрприз. Однако исследование преследует и другие практические цели. "Узкое место" земной коры в 600 километрах от Токио, куда направят корабль, лежит на границе двух тектонических плит - Филиппинской и Евроазиатской. Это означает, что именно там возникают землетрясения - а по подсчетам сейсмологов, в окрестностях Японии случается каждое пятое из сильных землетрясений. Современные теории объясняют большую часть катаклизмов скопившимися на краях плит механическими напряжениями, "снятие" которых заставляет плиты сдвигаться. Однако измерить напряжения удаленно практически невозможно, и теперь за ними хотят понаблюдать вблизи.

Еще одно обстоятельство сближает подземную миссию с космическими: биологи намерены найти под океаническим дном жизнь. Прежде было принято думать, что микроорганизмы населяют тонкий слой подводного грунта, однако в прежних скважинах удавалось обнаружить бактерий на глубине больше километра. Всех их, ввиду экзотических условий обитания - избыточных температуры и давления, относят к экстремофилам. Известно, что белки, выделенные из первых таких организмов, оказалось возможно "привить" растениям, чтобы сделать их устойчивее. Ученых, впрочем, интересуют не только приложения. Глубина, на которой обнаружат последнее живое существо, будет автоматически считаться нижней границей биосферы - а со сдвигом границы должны измениться и оценки количества биоматерии на планете.

Как и попытки освоить космос, сверхглубокие изыскания не оставляют равнодушными и людей, традиционно далеких от науки. Ряд религиозных сайтов называет это намерением "раскопать ад". Так, со ссылкой на советского ученого Аццакова (вероятно, при переводе на английский фамилию исказили), который "участвовал в создании скважины в Сибири" (имеется в виду Кольская скважина), они сообщают о "криках и стенаниях", зафиксированных микрофонами на глубине.

"Раскопки ада" японский корабль начнет в сентябре 2007 года. В начале декабря он собрал первые пробы и продемонстрировал, что работоспособен. Будет ли "полноразмерный" эксперимент удачным и сколько он продлится - сказать с уверенностью нельзя. Однако такой способ "докопаться до сути" свою состоятельность уже доказал.

Как сообщила Lenta.Ru , успешно завершился первый этап самого масштабного проекта глубокого бурения земной коры, сообщило Японское агентство морских и наземных исследований и технологий (JAMSTEC) в своем пресс-релизе.

Задача эксперимента Chikyu - пробурить земную кору насквозь (до сих пор это никому не удавалось), пробурив шести-семикилометровую скважину.

Японские ученые решили бурить морское дно: несмотря на дополнительные сложности подводного бурения, это в целом упрощает задачу: земная кора на дне океана гораздо тоньше. Основным инструментом проекта является судно Chikyu, которое соединяется с дном системой бурильных инструментов и труб. Проект преследует сразу несколько целей: добыть вещество мантии и доставить его на поверхность, разведать залежи полезных ископаемых, измерить напряжение на границе тектонических плит около Японии, часто приводящее к землетрясениям, уточнить нижнюю границу биосферы.

С 21 сентября по 15 ноября велось бурение дна Нанкайской впадины (на глубинах от двух до четырех километров). Всего было пробурено 12 скважин на шести участках. Работы затрудняло сильное течение Куросио (скорость до четырех узлов) и особенности региона бурения: сильная деформация структур на стыках плит. Нижняя часть одной из бурильных установок неожиданно отломилась, в результате чего были потеряны буровая коронка и измерительная аппаратура.

Ученые применяли метод каротажа во время бурения, проводя нужные измерения непосредственно во время продвижения долота в скважине, поэтому уже получены ценные геологические данные. Несмотря на сложности, первый этап проекта завершился успешно. 16 ноября немедленно начался второй.

Рассмотрим падение с точки зрения физики. Пренебрежем сопротивлением воздуха (и его существованием) и трением о стенки тоннеля. Будем считать плотность Земли однородной, хотя в реальности это, конечно, не так)

Мы выяснили, что ваше падение будет подобно движению в гармоническом маятнике и вычислили время, за которое вы пролетите Землю. Разумеется, потом вам придется это делать снова и снова. Хотя из-за сопротивления воздуха и стенок и неоднородности Земли когда-нибудь ваше падение прекратится, и вы застрянете у центра Земли.

Теперь про то, что вы увидите и почувствуете. Предположим, что во время этого маленького путешествия вы не умрете от температуры, давления или перегрузок и сможете следить за изменением окружающей среды. Картинка сильно зависит от точки, в которой вы начали падать. Вероятно, вы находились на континенте. В таком случае вначале вы пролетаете примерно 30 км земной коры. Тут следует указать, что, в принципе, все наши знания о строении Земли и ее глубинных условиях гипотетичны и основаны на геофизических данных, вроде изменения скорости прохождения волн через различные слои. Так вот. Толщина континентальной коры будет зависеть от тектонических условий. Наибольшей она будет в горах (до 70-75 км), наименьшей - на территориях, подвергнутых растяжению, на океанических окраинах и во впадинах морей. В первую очередь вы пролетите слой, состоящий из осадков и осадочных пород, если он присутствует. Затем идет слой из гнейсов и других метаморфических пород. В них заметны внедрившиеся граниты. Под этим слоем будут сильно метаморфизованные базальты, превратившиеся в амфиболиты и гранулиты. Все это время давление и температура будут неуклонно возрастать. Тут можно вспомнить про такую штуку, как геотермический градиент, который показывает, насколько температура растет с глубиной. Он сильно зависит от тектонических условий и будет максимальным под горами.

Если вы по какой-то причине начали свое падение с океанического острова или океана, то сначала вы пройдете осадочные слои, затем - базальтовые подушечные лавы и подводящие к ним дайки. Их подстилают интрузии габбро. Наконец, вы доходите до мантии. Толщина океанической коры будет составлять километров семь. Вообще, увиденная вами картина может быть весьма необычной и зависит от тектонического региона, в котором вы пробурили дыру.

Разделом мантии и коры служит граница Мохо. Мантия состоит из перидотитов, содержащих оливин (Mg,Fe)2SiO4 и пироксен (Mg, Fe)2Si2O6. При погружении они будут переходить в более устойчивые полиморфные модификации. Это будет заметно на глубинах около 410 и 660 км. Двигаясь вниз от границы Мохо через довольно твердую мантию, вы достигнете слоя, который покажется вам более вязким и текучим. Дело в том, что материал этого слоя, астеносферы, подвергнут частичному плавлению. Плавится примерно 1-5% вещества (количество сильно зависит от тектонических условий). Полностью расплавиться ему мешает высокое давление, создаваемое вышележащими слоями. Получившийся расплав обволакивает зерна минералов и обеспечивает текучесть вещества. Тут же могут образовываться очаги основной и ультраосновной магмы, поднимающейся вверх. Все те относительно твердые и упругие слои выше астеносферы - это литосфера. Разделенная на плиты, напоминающие арбузные корки, она скользит по астеносфере и совершает вертикальные движения, плавая на поверхности этого вязкого слоя. Ниже астеносферы и границей в 410 км выделяется более вязкая мезосфера. На этой отметке оливин переходит в модификацию со структурой шпинели.

С глубины в 660 км начинается нижняя мантия. Вероятно, она сложена минералами со структурой перовскита (Mg,Fe)SiO3 и магнезиовюститом. В нижней мантии в составе минералов содержатся огромные запасы воды. Вся мантия, через которую вы проходили была твердой, потому что наряду с высокими температурами подвергалась и высоким давлениям. Конвективные токи в мантии имеют слишком малую скорость, чтобы их заметить.

Наконец, вы доходите до границы Гутенберга, разделяющей ядро и нижнюю мантию. От поверхности вас отделяют 2900 км. Эту границу покрывает кладбище гор погрузившихся и частично расплавившихся литосферных плит.

С 2900 до 5120 км вы погружаетесь сквозь жидкое внешнее ядро, состоящее из железо-никелевого сплава с примесями серы, водорода и некоторых других элементов. Тут происходит интенсивное перемешивание вещества, создающие магнитное поле Земли, но из-за малой скорости вы вряд ли его увидите. До глубины 6370 км простирается твердое внутреннее ядро, продукт постепенного охлаждениия и затвердевания внешнего. Оно имеет схожий состав и сложено железом, серой и никелем.

Все когда нибудь задумывались, а что будет если прокопать тоннель через центр Земли, то где я окажусь? Ответ в «психушке» смешной, но не правильный. Можно прямо сейчас рассчитать, куда именно ты попадешь, это несложно… У каждой точки на Земле есть координаты. Шар условно поделен на Южное и Северное полушарие, по которым отсчитываются широты и Западное с Восточным полушарием по которым отсчитываются долготы. Так вот, чтобы найти точку на Планете противоположную данной необходимо сменить знак у широты, а долготу отнять от 180 и тоже сменить знак.

Но спешу всех огорчить …

… большая часть суши проецируется через центр Земли на водную поверхность. Обратно в сушу проецируется очень небольшая часть Земли. Она показана на карте черным цветом.

Есть некоторые интересные совпадения. Например, почти все жители Аргентины и Чили выкопают тоннель в Китай или Монголию, а жители Португалии в Новую Зеландию. В России тоже есть небольшая территория рядом с Байкалом, тоннель их которой приведет вас на Фолклендские острова

Следующий логичный вопрос: а что будет если в этот тоннель начнет заливаться вода из Мирового Океана?

Она перельется и зальет все вокруг? Нет, даже если взять для упрощения, что температура в центре тоннеля будет комнатная, вода начнет туда заливаться и падать с ускорением. Если тоннель достаточно широкий, то по принципу сообщающихся сосудов уровни воды станут одинаковыми тогда, когда будет одинаковое давление, в нашем случае R1=R2. Т.к почти вся суша лежит выше уровня мирового океана, тоннель заполненный водой будет почти как колодец без дна. Но тоннель скорее всего окажется слишком узкий и вода не дойдет даже до середины. ЕЕ выдавит огромным давлением.

А что будет, если прыгнуть в этот тоннель?

Для интереса предположим, что туннель твердый на всем протяжении (сквозь расплавленное ядро проложена неплавкая труба) , и что ты нечувствителен ни к температуре, ни к давлению. Иначе все кончится уже на глубине пару десятков километров:-)

Ты будешь разгоняться. Чуть погодя кориолисова сила прижмет тебя к стенке, и будешь по ней скользить как с горки. Из-за трения до обратной стороны планеты ты так и не доберешься. Чтобы этого не происходило, туннель нужно сверлить либо от полюса к полюсу, либо криволинейно — получится дуга, из-за чего ты никаким образом не сможешь попасть на строго противоположную точку планеты.

Если туннель имеет правильную кривизну, тогда ты будешь падать в него с нормальным (поначалу) ускорением и испытывать полноценную невесомость. Между тем, ускорение будет постепенно слабеть, и пролетая в точке максимальной близости к центру Земли, ты будешь иметь скорость около 7 км/сек. Если туннель проходит по оси планеты и прямолинеен, тогда максимальная скорость будет в точности равна первой комсической для той точки, откуда ты начал падение. После прохода этой тчки ускорение становится отрицательным и ты тормозишься все активнее (по-прежнему испытывая полную невесомость. Наконец, твоя скорость обращается в нуль точно на выходе из туннеля. В течение одной секунды ты можешь лицезреть Австраллийский ландшафт, и быстренько помахать ручкой, после чего начинаешь падать обратно. И так — летаешь туда-обратно бесконечно.
Если туннель пролегает не по оси Земли и, следовательно, имеет форму дуги, тогда для обратного полета понадобится второй туннель — с изгибом в другую сторону. Естественно, что этот второй туннель уже не приведет тебя в точку отправления, так что для бесконечных полетов туда-обратно тебе придется всю планету изрыть туннелями, которые, возможно, так и не смогут замкнуться на свое началоа. Это надо посчитать.

Ну, а если воздух все-таки будет в туннеле оставаться, тогда ты сможешь разогнаться максимум до 200 км/ч, и уж конечно, твоей инерции не хватит, чтобы достичь обратной стороны планеты. Покачаешься несколько раз на большой глубине, и остановишься вблизи центра в невесомости. Финита!

Научный журнал American Journal of Physics (AJP) счел необходимым опубликовать статью Александра Клотца (Alexander Klotz) — выпускника канадского университета Макгилла (McGill University in Montreal, Canada) — в которой тот подсчитал, за сколько минут можно пролететь Землю насквозь.

Речь, конечно же, идет о гипотетическом путешествии сквозь тоннель-колодец, который начинается, например, в Лондоне, проходит через центр планеты и заканчивается на другой ее стороне. Если бы такой тоннель-колодец существовал на самом деле, то его выход располагался бы на острове Антиподов, находящихся неподалеку от Новой Зеландии. Это как раз напротив Лондона в перпендикулярном направлении.

Если верить предыдущим расчетам, выполненным еще в прошлом веке, то человек, прыгнувший в тоннель-колодец в Лондоне, вылетел бы из него на острове Антиподов через 42 минуты 12 секунд. А по Клотцу вышло, что прыгун окажется на выходе через 38 минут 11 секунд.

Как объяснил выпускник, прежние исследователи не учли того, что плотность Земли меняется с глубиной — брали некое усредненное значение. В недрах -особенно в районе металлического ядра — планета гораздо плотнее. Гравитация там сильнее. Соответственно и ускорение, создаваемое за счет гравитационных сил, выше.

Клотц внес поправки, пользуясь данными о плотности недр на разной глубине, полученными недавно за счет сейсмического зондирования. И определил: к центру Земли прыгун подлетит быстрее, чем считалось раньше. Пронесется со скоростью 29 тысяч километров в час. Далее начнет тормозить, приближаясь к выходу. Но в итоге, все равно доберется до острова Антиподов быстрее — почти на 4 минуты.

Остров Антиподов — самый крупный в группе островов Антиподов, расположенных рядом с Новой Зеландией. Именно там вылетит путешественик, стартовавший из Лондона.

Кто еще что добавит по этой гипотетической теме?

Кстати по поводу первой фотографии, читайте вот тут , а вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В книжке «Занимательная физика» был указан подобный пример. Там была глава о фантастике и реальности в книгах и такая задачка всплыла в контексте одной из книг.

Там указывались расчётные формулы для вычисления времени путешествия. Выяснилось, что путешествие может длиться независимо от расстояния 42 минуты, где первую половину пути вы будете разгоняться, а вторую тормозить ровно с таким же по модулю ускорением.

Рассматривались примеры с железной дорогой построенной между Москвой и Ленинградом и сквозное путешествие через земное ядро.

Соответственно встаёт два вопроса, которые не позволят реализовать этот проект. Первое, это сопротивление среды. Поезд/человек/капсула должны передвигаться в свободном падении в вакууме, иначе сила сопротивления не позволит преодолеть последний этап путешествия. Просто не хватит инерции. И второе это то, что тоннель, по которому будет передвигаться объект должен быть идеальным. Он должен быть прямым и не подверженным к внешним изменениям, а чтобы там пролетел человек необходимо ещё и то, чтобы внутри сохранялись нормальные условия температуры и давления.

Кроме того, мы до конца не знаем, как устроена наша планета. Мы даже не уверены, есть ли у Земли твёрдое ядро или масса планеты распределена неравномерно по разным частям. Как повлияет на Землю факт строительства тоннеля через центр мы не можем предположить.

Видео:Что Будет, Если Пробурить Землю Насквозь и Спрыгнуть в Дыру?

Так что,теперь можно сделать вывод,что лучше не прыгать-это опасно!!! 🙂 🙂

Рассмотрим падение с точки зрения физики. Пренебрежем сопротивлением воздуха (и его существованием) и трением о стенки тоннеля. Будем считать плотность Земли однородной, хотя в реальности это, конечно, не так)

Мы выяснили, что ваше падение будет подобно движению в гармоническом маятнике и вычислили время, за которое вы пролетите Землю. Разумеется, потом вам придется это делать снова и снова. Хотя из-за сопротивления воздуха и стенок и неоднородности Земли когда-нибудь ваше падение прекратится, и вы застрянете у центра Земли.

Теперь про то, что вы увидите и почувствуете. Предположим, что во время этого маленького путешествия вы не умрете от температуры, давления или перегрузок и сможете следить за изменением окружающей среды. Картинка сильно зависит от точки, в которой вы начали падать. Вероятно, вы находились на континенте. В таком случае вначале вы пролетаете примерно 30 км земной коры. Тут следует указать, что, в принципе, все наши знания о строении Земли и ее глубинных условиях гипотетичны и основаны на геофизических данных, вроде изменения скорости прохождения волн через различные слои. Так вот. Толщина континентальной коры будет зависеть от тектонических условий. Наибольшей она будет в горах (до 70-75 км), наименьшей - на территориях, подвергнутых растяжению, на океанических окраинах и во впадинах морей. В первую очередь вы пролетите слой, состоящий из осадков и осадочных пород, если он присутствует. Затем идет слой из гнейсов и других метаморфических пород. В них заметны внедрившиеся граниты. Под этим слоем будут сильно метаморфизованные базальты, превратившиеся в амфиболиты и гранулиты. Все это время давление и температура будут неуклонно возрастать. Тут можно вспомнить про такую штуку, как геотермический градиент, который показывает, насколько температура растет с глубиной. Он сильно зависит от тектонических условий и будет максимальным под горами.

Если вы по какой-то причине начали свое падение с океанического острова или океана, то сначала вы пройдете осадочные слои, затем - базальтовые подушечные лавы и подводящие к ним дайки. Их подстилают интрузии габбро. Наконец, вы доходите до мантии. Толщина океанической коры будет составлять километров семь. Вообще, увиденная вами картина может быть весьма необычной и зависит от тектонического региона, в котором вы пробурили дыру.

Разделом мантии и коры служит граница Мохо. Мантия состоит из перидотитов, содержащих оливин (Mg,Fe)2SiO4 и пироксен (Mg, Fe)2Si2O6. При погружении они будут переходить в более устойчивые полиморфные модификации. Это будет заметно на глубинах около 410 и 660 км. Двигаясь вниз от границы Мохо через довольно твердую мантию, вы достигнете слоя, который покажется вам более вязким и текучим. Дело в том, что материал этого слоя, астеносферы, подвергнут частичному плавлению. Плавится примерно 1-5% вещества (количество сильно зависит от тектонических условий). Полностью расплавиться ему мешает высокое давление, создаваемое вышележащими слоями. Получившийся расплав обволакивает зерна минералов и обеспечивает текучесть вещества. Тут же могут образовываться очаги основной и ультраосновной магмы, поднимающейся вверх. Все те относительно твердые и упругие слои выше астеносферы - это литосфера. Разделенная на плиты, напоминающие арбузные корки, она скользит по астеносфере и совершает вертикальные движения, плавая на поверхности этого вязкого слоя. Ниже астеносферы и границей в 410 км выделяется более вязкая мезосфера. На этой отметке оливин переходит в модификацию со структурой шпинели.

С глубины в 660 км начинается нижняя мантия. Вероятно, она сложена минералами со структурой перовскита (Mg,Fe)SiO3 и магнезиовюститом. В нижней мантии в составе минералов содержатся огромные запасы воды. Вся мантия, через которую вы проходили была твердой, потому что наряду с высокими температурами подвергалась и высоким давлениям. Конвективные токи в мантии имеют слишком малую скорость, чтобы их заметить.

Наконец, вы доходите до границы Гутенберга, разделяющей ядро и нижнюю мантию. От поверхности вас отделяют 2900 км. Эту границу покрывает кладбище гор погрузившихся и частично расплавившихся литосферных плит.

С 2900 до 5120 км вы погружаетесь сквозь жидкое внешнее ядро, состоящее из железо-никелевого сплава с примесями серы, водорода и некоторых других элементов. Тут происходит интенсивное перемешивание вещества, создающие магнитное поле Земли, но из-за малой скорости вы вряд ли его увидите. До глубины 6370 км простирается твердое внутреннее ядро, продукт постепенного охлаждениия и затвердевания внешнего. Оно имеет схожий состав и сложено железом, серой и никелем.