Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Рудольф иванович абель жизнь после обмена. Забыть свое имя

Советский разведчик-нелегал, полковник. С 1948 года работал в США, в 1957 году был арестован. 10 февраля 1962 года был обменян на сбитого над СССР пилота американского разведывательного самолёта Ф. Г. Пауэрса и американского студента-экономиста Фредерика Прайора (англ.).


Советский разведчик-нелегал. Настоящее имя Фишер Вильям Генрихович, но в историю ХХ-века он вошёл как Рудольф Абель . В 1948 г. В. Фишер был направлен на нелегальную работу в США для получения информации от источников, работающих на атомных объектах. Работал под псевдонимом "Марк". И преуспел настолько, что уже в августе 1949 г. был награждён орденом Красного Знамени.

В 1957 г. в результате предательства некого Хейханена, который был направлен в помощь Фишеру в качестве радиста, был арестован. При аресте назвался Рудольфом Абелем - так звали его друга, также разведчика-нелегала, который скончался в 1955 г. Это было сделано намерено, чтобы в "Центре" поняли, что арестован именно он. В октябре 1957 года начался шумный судебный процесс по обвинению в шпионаже Абеля Рудольфа Ивановича. Приговор - 32 года тюрьмы. Но 10 февраля 1962 г. Р. Абеля обменяли на американского пилота Фрэнсиса Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 г. в районе Свердловска и осуждённого советским судом за шпионаж.



За выдающиеся заслуги в деле обеспечения государственной безопасности нашей страны, полковник В. Фишер награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями. Его судьба вдохновила В. Кожевникова на написание известной приключенческой книги «Щит и меч».

Скончался В. Фишер 15 ноября 1971 года, оставаясь для всего мира Рудольфом Абелем. Похоронен в г. Москве на Донском кладбище (1 уч.).

Как найти могилу

От входа на кладбище идти по центральной аллее держась левой стороны. Ориентир - указатель "Общая могила 1", "Общая могила 2". Сверните налево, и идите прямо. Могила Рудольфа Абеля слева у самой дороги. Слева от могилы Абеля, в третьем ряду от дороги, находится могила другого легендарного разведчика - Конона Молодого.

Рудо́льф Ива́нович А́бель (настоящее имя Ви́льям Ге́нрихович Фи́шер ; 11 июля , Ньюкасл-апон-Тайн , Великобритания - 15 ноября , Москва , СССР) - советский разведчик -нелегал , полковник . С 1948 года работал в США , в 1957 году был арестован. 10 февраля 1962 года был обменян на сбитого над СССР пилота американского разведывательного самолёта Ф. Г. Пауэрса и американского студента-экономиста Фредерика Прайора (англ. ) .

Биография

В 1920 году семья Фишеров возвратилась в Россию и приняла советское гражданство, не отказавшись от английского, и вместе с семьями других видных революционеров одно время жила на территории Кремля .

В 1921 году в результате несчастного случая погибает старший брат Вильяма Гарри.

Абель по приезде в СССР первое время работал переводчиком в Исполкоме Коммунистического интернационала (Коминтерна). Затем поступил во ВХУТЕМАС . В 1925 году был призван в армию в 1-й радиотелеграфный полк Московского военного округа, где получил специальность радиста. Проходил службу вместе с Э. Т. Кренкелем и будущим артистом М. И. Царёвым . Имея врождённую склонность к технике, стал очень хорошим радистом, первенство которого признавали все .

После демобилизации работал в НИИ ВВС РККА радиотехником . 7 апреля 1927 года женится на выпускнице Московской консерватории арфистке Елене Лебедевой. Её ценила преподаватель - знаменитая арфистка Вера Дулова . Впоследствии Елена стала профессиональным музыкантом. В 1929 году у них родилась дочь.

31 декабря 1938 года был уволен из НКВД (из-за недоверия Берии к кадрам, работавшим с «врагами народа») в звании лейтенанта ГБ (капитан) и работал некоторое время во Всесоюзной торговой палате , а затем на авиационном заводе. Неоднократно обращался с рапортами о восстановлении его в разведке. Обращался также к другу отца, тогдашнему секретарю ЦК партии Андрееву .

С 1941 года вновь в НКВД, в подразделении, организующем партизанскую войну в тылу немцев. Фишер готовил радистов для партизанских отрядов и разведывательных групп, засылаемых в оккупированные Германией страны. В этот период он познакомился и работал вместе с Рудольфом Абелем , именем и биографией которого он позднее воспользовался.

После окончания войны было принято решение направить его на нелегальную работу в США , в частности, для получения информации от источников, работающих на ядерных объектах. Он перебрался в США в ноябре 1948 года по паспорту на имя гражданина США литовского происхождения Эндрю Кайотиса (который умер в Литовской ССР в 1948 г.) . Затем он поселился в Нью-Йорке под именем художника Эмиля Роберта Гольдфуса, где руководил советской агентурной сетью, а для прикрытия владел фотостудией в Бруклине . Агентами-связниками для «Марка» (псевдоним В. Фишера) были выделены супруги Коэн .

К концу мая 1949 года «Марк» решил все организационные вопросы и активно включился в работу. Она была настолько успешной, что уже в августе 1949 года за конкретные результаты он был награждён орденом Красного Знамени .

В 1955 году на несколько месяцев лета-осени возвращался в Москву .

Провал

Чтобы разгрузить «Марка» от текущих дел, в 1952 году в помощь ему был направлен радист нелегальной разведки Хяюхянен (фин. Reino Häyhänen , псевдоним «Вик»). «Вик» оказался морально и психологически неустойчивым, и через четыре года было принято решение о его возвращении в Москву. Однако «Вик», заподозрив неладное, сдался американским властям, рассказал им о своей работе в нелегальной разведке и выдал «Марка».

В 1957 году «Марк» был арестован в нью-йоркской гостинице «Латам» агентами ФБР . В те времена руководство СССР заявляло, что не занимается шпионажем. Для того, чтобы дать Москве знать о своём аресте и о том, что он не предатель, Вильям Фишер при аресте назвался именем своего покойного друга Рудольфа Абеля . В ходе следствия он категорически отрицал свою принадлежность к разведке, отказался от дачи показаний на суде и отклонил попытки сотрудников американских спецслужб склонить его к сотрудничеству.

В том же году был осуждён на 32 года тюремного заключения. После объявления приговора «Марк» находился в одиночной камере следственной тюрьмы в Нью-Йорке, затем был переведён в федеральную исправительную тюрьму в Атланте . В заключении занимался решением математических задач, теорией искусства, живописью. Писал картины маслом. Владимир Семичастный утверждал, что написанный Абелем в заключении портрет Кеннеди был по просьбе последнего ему подарен и после долго висел в Овальном кабинете .

Освобождение

После отдыха и лечения Фишер вернулся к работе в центральном аппарате разведки. Принимал участие в подготовке молодых разведчиков-нелегалов, на досуге писал пейзажи. Фишер также участвовал в создании художественного фильма «Мёртвый сезон » (1968), сюжет которого связан с некоторыми фактами из биографии разведчика.

Вильям Генрихович Фишер скончался от рака лёгких на 69-м году жизни 15 ноября 1971 года . Похоронен на Новом Донском кладбище в Москве рядом с отцом.

Награды

За выдающиеся заслуги в деле обеспечения государственной безопасности СССР полковник В. Фишер награждён:

  • тремя орденами Красного Знамени
  • орденом Ленина - за деятельность в годы Великой Отечественной войны
  • орденом Трудового Красного Знамени
  • орденом Отечественной войны I степени
  • орденом Красной Звезды
  • многими медалями.

Память

  • Его судьба вдохновила Вадима Кожевникова на написание известного приключенческого романа «Щит и меч ». Хотя имя главного героя - Александр Белов и связано с именем Абеля, сюжет книги значительно отличается от реальной судьбы Вильяма Генриховича Фишера .
  • В 2008 году был снят документальный фильм «Неизвестный Абель» (режиссёр Юрий Линкевич).
  • В 2009 году Первым каналом создан художественный двухсерийный биографический фильм «Правительство США против Рудольфа Абеля» (в главной роли Юрий Беляев).
  • Впервые широкой публике Абель показал себя в 1968 году , когда обратился к соотечественникам с вводной речью к фильму «Мёртвый сезон » (как официальный консультант картины).
  • В американском фильме Стивена Спилберга «Шпионский мост » (2015) его роль исполнил британский актёр театра и кино Марк Райлэнс , за эту роль Марк удостоился множества наград и премий, в том числе и премии Американской киноакадемии «Оскар ».
  • 18 декабря 2015 года, в преддверии Дня работников органов госбезопасности , в Самаре состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски Вильяму Генриховичу Фишеру. Табличка, автором которой стал самарский архитектор Дмитрий Храмов, появилась на доме №8 по ул. Молодогвардейской . Предполагается, что именно здесь в годы Великой Отечественной войны проживала семья разведчика. Сам Вильям Генрихович в это время преподавал радиодело в секретной разведшколе, а позже из Куйбышева вел радиоигры с немецкой разведкой.

Напишите отзыв о статье "Рудольф Абель"

Примечания

Литература

  • Николай Долгополов . Абель-Фишер. ЖЗЛ, выпуск 1513, Москва, Молодая гвардия, 2011 ISBN 978-5-235-03448-8
  • Владимир Карпов (составитель). Рассекречено внешней разведкой//Б. Я. Наливайко . ОПЕРАЦИЯ «АЛЬТГЛИННИКЕ-БРЮККЕ». М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. ISBN 5-94849-084-X .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рудольф Абель

Лицо княжны покрылось красными пятнами при виде письма. Она торопливо взяла его и пригнулась к нему.
– От Элоизы? – спросил князь, холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы.
– Да, от Жюли, – сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь.
– Еще два письма пропущу, а третье прочту, – строго сказал князь, – боюсь, много вздору пишете. Третье прочту.
– Прочтите хоть это, mon pere, [батюшка,] – отвечала княжна, краснея еще более и подавая ему письмо.
– Третье, я сказал, третье, – коротко крикнул князь, отталкивая письмо, и, облокотившись на стол, пододвинул тетрадь с чертежами геометрии.
– Ну, сударыня, – начал старик, пригнувшись близко к дочери над тетрадью и положив одну руку на спинку кресла, на котором сидела княжна, так что княжна чувствовала себя со всех сторон окруженною тем табачным и старчески едким запахом отца, который она так давно знала. – Ну, сударыня, треугольники эти подобны; изволишь видеть, угол abc…
Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были. Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу.
Старик выходил из себя: с грохотом отодвигал и придвигал кресло, на котором сам сидел, делал усилия над собой, чтобы не разгорячиться, и почти всякий раз горячился, бранился, а иногда швырял тетрадью.
Княжна ошиблась ответом.
– Ну, как же не дура! – крикнул князь, оттолкнув тетрадь и быстро отвернувшись, но тотчас же встал, прошелся, дотронулся руками до волос княжны и снова сел.
Он придвинулся и продолжал толкование.
– Нельзя, княжна, нельзя, – сказал он, когда княжна, взяв и закрыв тетрадь с заданными уроками, уже готовилась уходить, – математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится слюбится. – Он потрепал ее рукой по щеке. – Дурь из головы выскочит.
Она хотела выйти, он остановил ее жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.
– Вот еще какой то Ключ таинства тебе твоя Элоиза посылает. Религиозная. А я ни в чью веру не вмешиваюсь… Просмотрел. Возьми. Ну, ступай, ступай!
Он потрепал ее по плечу и сам запер за нею дверь.
Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочная, как отец ее порядочен. Она положила тетрадь геометрии и нетерпеливо распечатала письмо. Письмо было от ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина, которая была на именинах у Ростовых:
Жюли писала:
«Chere et excellente amie, quelle chose terrible et effrayante que l"absence! J"ai beau me dire que la moitie de mon existence et de mon bonheur est en vous, que malgre la distance qui nous separe, nos coeurs sont unis par des liens indissolubles; le mien se revolte contre la destinee, et je ne puis, malgre les plaisirs et les distractions qui m"entourent, vaincre une certaine tristesse cachee que je ressens au fond du coeur depuis notre separation. Pourquoi ne sommes nous pas reunies, comme cet ete dans votre grand cabinet sur le canape bleu, le canape a confidences? Pourquoi ne puis je, comme il y a trois mois, puiser de nouvelles forces morales dans votre regard si doux, si calme et si penetrant, regard que j"aimais tant et que je crois voir devant moi, quand je vous ecris».
[Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука! Сколько ни твержу себе, что половина моего существования и моего счастия в вас, что, несмотря на расстояние, которое нас разлучает, сердца наши соединены неразрывными узами, мое сердце возмущается против судьбы, и, несмотря на удовольствия и рассеяния, которые меня окружают, я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки. Отчего мы не вместе, как в прошлое лето, в вашем большом кабинете, на голубом диване, на диване «признаний»? Отчего я не могу, как три месяца тому назад, почерпать новые нравственные силы в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила и который я вижу перед собой в ту минуту, как пишу вам?]
Прочтя до этого места, княжна Марья вздохнула и оглянулась в трюмо, которое стояло направо от нее. Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. «Она мне льстит», подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, и глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видала хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало. Она продолжала читать: 211
«Tout Moscou ne parle que guerre. L"un de mes deux freres est deja a l"etranger, l"autre est avec la garde, qui se met en Marieche vers la frontiere. Notre cher еmpereur a quitte Petersbourg et, a ce qu"on pretend, compte lui meme exposer sa precieuse existence aux chances de la guerre. Du veuille que le monstre corsicain, qui detruit le repos de l"Europe, soit terrasse par l"ange que le Tout Рuissant, dans Sa misericorde, nous a donnee pour souverain. Sans parler de mes freres, cette guerre m"a privee d"une relation des plus cheres a mon coeur. Je parle du jeune Nicolas Rostoff, qui avec son enthousiasme n"a pu supporter l"inaction et a quitte l"universite pour aller s"enroler dans l"armee. Eh bien, chere Marieie, je vous avouerai, que, malgre son extreme jeunesse, son depart pour l"armee a ete un grand chagrin pour moi. Le jeune homme, dont je vous parlais cet ete, a tant de noblesse, de veritable jeunesse qu"on rencontre si rarement dans le siecle оu nous vivons parmi nos villards de vingt ans. Il a surtout tant de franchise et de coeur. Il est tellement pur et poetique, que mes relations avec lui, quelque passageres qu"elles fussent, ont ete l"une des plus douees jouissances de mon pauvre coeur, qui a deja tant souffert. Je vous raconterai un jour nos adieux et tout ce qui s"est dit en partant. Tout cela est encore trop frais. Ah! chere amie, vous etes heureuse de ne pas connaitre ces jouissances et ces peines si poignantes. Vous etes heureuse, puisque les derienieres sont ordinairement les plus fortes! Je sais fort bien, que le comte Nicolas est trop jeune pour pouvoir jamais devenir pour moi quelque chose de plus qu"un ami, mais cette douee amitie, ces relations si poetiques et si pures ont ete un besoin pour mon coeur. Mais n"en parlons plus. La grande nouvelle du jour qui occupe tout Moscou est la mort du vieux comte Безухой et son heritage. Figurez vous que les trois princesses n"ont recu que tres peu de chose, le prince Basile rien, est que c"est M. Pierre qui a tout herite, et qui par dessus le Marieche a ete reconnu pour fils legitime, par consequent comte Безухой est possesseur de la plus belle fortune de la Russie. On pretend que le prince Basile a joue un tres vilain role dans toute cette histoire et qu"il est reparti tout penaud pour Petersbourg.
«Je vous avoue, que je comprends tres peu toutes ces affaires de legs et de testament; ce que je sais, c"est que depuis que le jeune homme que nous connaissions tous sous le nom de M. Pierre les tout court est devenu comte Безухой et possesseur de l"une des plus grandes fortunes de la Russie, je m"amuse fort a observer les changements de ton et des manieres des mamans accablees de filles a Marieier et des demoiselles elles memes a l"egard de cet individu, qui, par parenthese, m"a paru toujours etre un pauvre, sire. Comme on s"amuse depuis deux ans a me donner des promis que je ne connais pas le plus souvent, la chronique matrimoniale de Moscou me fait comtesse Безухой. Mais vous sentez bien que je ne me souc nullement de le devenir. A propos de Marieiage, savez vous que tout derienierement la tante en general Анна Михайловна, m"a confie sous le sceau du plus grand secret un projet de Marieiage pour vous. Ce n"est ni plus, ni moins, que le fils du prince Basile, Anatole, qu"on voudrait ranger en le Marieiant a une personne riche et distinguee, et c"est sur vous qu"est tombe le choix des parents. Je ne sais comment vous envisagerez la chose, mais j"ai cru de mon devoir de vous en avertir. On le dit tres beau et tres mauvais sujet; c"est tout ce que j"ai pu savoir sur son compte.
«Mais assez de bavardage comme cela. Je finis mon second feuillet, et maman me fait chercher pour aller diner chez les Apraksines. Lisez le livre mystique que je vous envoie et qui fait fureur chez nous. Quoiqu"il y ait des choses dans ce livre difficiles a atteindre avec la faible conception humaine, c"est un livre admirable dont la lecture calme et eleve l"ame. Adieu. Mes respects a monsieur votre pere et mes compliments a m elle Bourienne. Je vous embrasse comme je vous aime. Julie».
«P.S.Donnez moi des nouvelles de votre frere et de sa charmante petite femme».
[Вся Москва только и говорит что о войне. Один из моих двух братьев уже за границей, другой с гвардией, которая выступает в поход к границе. Наш милый государь оставляет Петербург и, как предполагают, намерен сам подвергнуть свое драгоценное существование случайностям войны. Дай Бог, чтобы корсиканское чудовище, которое возмущает спокойствие Европы, было низвергнуто ангелом, которого Всемогущий в Своей благости поставил над нами повелителем. Не говоря уже о моих братьях, эта война лишила меня одного из отношений самых близких моему сердцу. Я говорю о молодом Николае Ростове; который, при своем энтузиазме, не мог переносить бездействия и оставил университет, чтобы поступить в армию. Признаюсь вам, милая Мари, что, несмотря на его чрезвычайную молодость, отъезд его в армию был для меня большим горем. В молодом человеке, о котором я говорила вам прошлым летом, столько благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век между двадцатилетними стариками! У него особенно так много откровенности и сердца. Он так чист и полон поэзии, что мои отношения к нему, при всей мимолетности своей, были одною из самых сладостных отрад моего бедного сердца, которое уже так много страдало. Я вам расскажу когда нибудь наше прощанье и всё, что говорилось при прощании. Всё это еще слишком свежо… Ах! милый друг, вы счастливы, что не знаете этих жгучих наслаждений, этих жгучих горестей. Вы счастливы, потому что последние обыкновенно сильнее первых. Я очень хорошо знаю, что граф Николай слишком молод для того, чтобы сделаться для меня чем нибудь кроме как другом. Но эта сладкая дружба, эти столь поэтические и столь чистые отношения были потребностью моего сердца. Но довольно об этом.
«Главная новость, занимающая всю Москву, – смерть старого графа Безухого и его наследство. Представьте себе, три княжны получили какую то малость, князь Василий ничего, а Пьер – наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безухим и владельцем самого огромного состояния в России. Говорят, что князь Василий играл очень гадкую роль во всей этой истории, и что он уехал в Петербург очень сконфуженный. Признаюсь вам, я очень плохо понимаю все эти дела по духовным завещаниям; знаю только, что с тех пор как молодой человек, которого мы все знали под именем просто Пьера, сделался графом Безухим и владельцем одного из лучших состояний России, – я забавляюсь наблюдениями над переменой тона маменек, у которых есть дочери невесты, и самих барышень в отношении к этому господину, который (в скобках будь сказано) всегда казался мне очень ничтожным. Так как уже два года все забавляются тем, чтобы приискивать мне женихов, которых я большею частью не знаю, то брачная хроника Москвы делает меня графинею Безуховой. Но вы понимаете, что я нисколько этого не желаю. Кстати о браках. Знаете ли вы, что недавно всеобщая тетушка Анна Михайловна доверила мне, под величайшим секретом, замысел устроить ваше супружество. Это ни более ни менее как сын князя Василья, Анатоль, которого хотят пристроить, женив его на богатой и знатной девице, и на вас пал выбор родителей. Я не знаю, как вы посмотрите на это дело, но я сочла своим долгом предуведомить вас. Он, говорят, очень хорош и большой повеса. Вот всё, что я могла узнать о нем.
Но будет болтать. Кончаю мой второй листок, а маменька прислала за мной, чтобы ехать обедать к Апраксиным.
Прочитайте мистическую книгу, которую я вам посылаю; она имеет у нас огромный успех. Хотя в ней есть вещи, которые трудно понять слабому уму человеческому, но это превосходная книга; чтение ее успокоивает и возвышает душу. Прощайте. Мое почтение вашему батюшке и мои приветствия m lle Бурьен. Обнимаю вас от всего сердца. Юлия.
PS. Известите меня о вашем брате и о его прелестной жене.]

Рудольф Абель - он же Вильям Фишер

Об этом человеке написаны десятки книг и тысячи газетных статей. Однако в последние годы из рассекреченных архивных документов КГБ СССР мы узнали, что во время войны Рудольф Абель жил в Куйбышеве, где по заданию руководства вел секретные радиоигры против спецслужб фашистской Германии. Дом, стены которого помнят семью Абеля, стоит в Самаре до сих пор – это дом №8 по улице Молодогвардейской.

Рудольф Абель вел из Куйбышева секретные радиоигры против спецслужб фашистской Германии.

Наш человек за океаном

Те, кто видел фильм «Мертвый сезон», наверняка обратили внимание, что перед началом фильма идет небольшое выступление Рудольфа Абеля . Говорит он о том, что показанный в «Мертвом сезоне» советский разведчик, которого играет Донатас Банионис, в жизни не имеет реального прототипа. Это - собирательный образ. Однако к моменту выхода фильма на экран имя Абеля уже было знакомо не только кинокритикам, но и широкой зрительской аудитории.

А вот что рассказывает заведующий музеем истории управления ФСБ по Самарской области Сергей Хумарьян :

«Вы можете представить мое удивление, когда я, собирая в архивах информацию для нашего музея, совершенно неожиданно нашел здесь материалы о пребывании в Куйбышеве легендарного советского разведчика Рудольфа Абеля. Теперь, по прошествии 70 лет, я думаю, можно рассказать некоторые подробности о его работе в нашем городе».

В 1960-е годы советские люди уже кое-что знали об истории пребывания советского резидента в США, а также слышали о перипетиях его обмена на американского летчика Пауэрса. Поэтому, несмотря на выступление Абеля перед началом фильма «Мертвый сезон», советские люди на протяжении многих лет все равно были уверены, что именно он является главным прототипом киногероя. Но не так давно стало известно, что на самом деле картина «Мертвый сезон» была посвящена другому, не менее легендарному, советскому разведчику - Конону Молодому (он же Лонсдейл, он же Бен). Однако это обстоятельство ни в коей мере не может изменить нашего отношения к Абелю.

Рудольф Иванович Абель (он же - Вильям Генрихович Фишер ) родился в 1903 году в Англии. Его отец Генрих Фишер был немцем, уроженцем Ярославской губернии и в начале ХХ века был выслан из России за революционную деятельность. На берегах туманного Альбиона Фишер встретил русскую девушку Любу, уроженку Саратова, и скоро у них родился сын Вильям. В 1920 году семья Фишеров вернулась в Россию и приняла советское гражданство. Вскоре после переезда Вильям получил специальность радиотелеграфиста. В совершенстве владея не только русским, но еще английским, немецким и французским языками, он в 1927 году стал кадровым сотрудником ИНО ОГПУ (внешняя разведка). В течение 1929-1936 годов он выполнял задания командования в Польше, Англии и Китае.

В эти же годы Фишер познакомился с настоящим Рудольфом Ивановичем Абелем, молодым латышом, который с 1927 года тоже был сотрудником ИНО ОГПУ. В 1946 году он в звании подполковника ушел в отставку, а через девять лет умер. При этом настоящий Рудольф Абель так никогда и не узнал, что его друг Вильям Фишер, будучи в 1957 году арестован во время нелегальной работы в США, назвался его именем, чтобы не выдать свою принадлежность к КГБ СССР. Впоследствии эта фамилия фигурировала во всех официальных документах, и именно под ней Вильям Фишер впоследствии вошел в историю советской внешней разведки.

В ноябре 1957 года суд Нью-Йорка приговорил Фишера-Абеля к 30 годам тюремного заключения. Но в 1962 году его обменяли на американского летчика Фрэнсиса Пауэрса. По возвращении домой Абель продолжил службу в советской внешней разведке. Он умер в Москве в 1971 году.

Школа в Серноводске

В августе 1941 года, когда немецкая армия стремительно приближалась к Москве, началась эвакуация из столицы на восток предприятий, учреждений, а также сотен тысяч москвичей. В это же время была отправлена в Куйбышев семья Абеля, хотя сам разведчик еще оставался в столице. Впрочем, в начале сентября 1941 года Абель и сам приехал в Куйбышевскую область в соответствии с приказом о направлении его на работу в куйбышевскую разведшколу, базирующуюся в поселке Серноводск на территории курорта «Сергиевские минеральные воды». Здесь он преподавал радиодело молодым разведчикам.

В это время он регулярно бывал в областном центре, а в январе 1942 года для выполнения специального задания окончательно перебрался в Куйбышев. Сейчас установлены два адреса, по которым семья будущей легенды советской внешней разведки проживала в нашем городе. Первое здание, куда Абели переехали в 1942 году, до наших дней не сохранилось. Однако известно, что это был частный дом в поселке Щепновка, в окрестностях элеватора на набережной Волги. Зато второй дом, стены которого еще помнят семью Рудольфа Ивановича, стоит в Самаре до сих пор - это дом №8 по улице Молодогвардейской (в 1942 году - улица Кооперативная).

Первое здание, куда Абели переехали в 1942 году, до наших дней не сохранилось. Зато второй дом, стены которого еще помнят семью Рудольфа Ивановича, стоит в Самаре до сих пор – это дом №8 по улице Молодогвардейской (в 1942 году – улица Кооперативная).

Кстати, с этим адресом связан любопытный факт из американского периода работы Абеля. Уже находясь в Нью-Йоркской тюрьме, наш разведчик каким-то чудом сумел через советского посла переправить на Родину карандашный рисунок, на котором изобразил покрытый снегом домик, очень похожий на тот, в котором Абель когда-то жил в Куйбышеве. Специалисты считают, что в рисунке была закодирована некая информация, понятная только самому Абелю и его непосредственным руководителям из КГБ. Так ли это на самом деле, мы, скорее всего, уже никогда не узнаем.

В этом доме во время войны жила семья знаменитого советского разведчика

Абель проработал в серноводской разведшколе до января 1942 года, после чего был направлен в распоряжение центральных органов НКВД. Его семья прожила в Куйбышеве до февраля 1943 года. Жена Абеля Елена Степановна - музыкант - работала в оркестре оперного театра. Вместе с ней в Куйбышеве жили мать, племянница и дочь Эвелина.

До конца войны Абель выполнял специальные задания командования, работая как в Куйбышеве, так и в штабе советской разведки, а в конце войны - и за линией фронта. В частности, в 1944-1945 годах Абель принимал непосредственное участие в операции «Березина». Тогда для того чтобы запутать руководство абвера в советском тылу, на территории Белоруссии, была создана лже-немецкая группа войск, якобы попавшая в окружение. Во время этой операции Рудольф Абель руководил группой радистов - как советских, так и немецких, работавших под нашим контролем.

Его радиоигра оказалась очень успешной. Абвер до такой степени поверил в дезинформацию, что немецкое командование отвлекло немалые силы для помощи своим якобы попавшим в беду войскам. В частности, небезызвестный немецкий «диверсант №1» Отто Скорцени тогда лично готовил спецгруппы для заброски в район Минска, чтобы они установили связь с окруженной группировкой. Понятно, что все заброшенные в наш тыл связники немедленно попадали в руки советских контрразведчиков, и при этом многие из числа пленных впоследствии дали согласие работать против своих бывших хозяев.

«Деза» из Куйбышева

В 1942-1943 годах, когда в Куйбышеве находился Наркомат госбезопасности СССР, советской разведкой при непосредственном участии Рудольфа Абеля проводилась радиоигра, в документах получившая обозначение как «Монастырь», или «Послушник». Немцам была подброшена информация, что в Куйбышеве якобы действует антисоветская религиозная группа, которая, по легенде, поддерживалась русской православной церковью в Москве. Это «подполье» возглавлял епископ Ратмиров из Калинина, который в период оккупации якобы перешел на сторону немцев, но на самом деле выполнял задания советской разведки.

В 1942-1943 годах советской разведкой при непосредственном участии Рудольфа Абеля проводилась радиоигра «Монастырь», или «Послушник». Немцам была подброшена информация, что в Куйбышеве якобы действует антисоветская религиозная группа, которая, по легенде, поддерживалась русской православной церковью в Москве.

Операция началась с того, что в Калинин под видом священников забросили офицеров НКВД Иванова и Михеева. Благодаря поручительствам Ратмирова и митрополита Сергия они быстро внедрились в круг церковников, сотрудничавших с немцами на оккупированной территории. После освобождения Калинина советскими войсками Ратмиров переехал в Куйбышев и, по легенде, возглавил здешнее «религиозное подполье», а наши офицеры вместе с другими продавшимися церковниками ушли на Запад вслед за немцами. Теперь им полностью доверяли, и потому разведчики, имея на руках рекомендации епископа Ратмирова, под видом «послушников» направились в Псков.

Вскоре оба разведчика явились к настоятелю Псковского монастыря, который тоже якобы работал на фашистов. Так как «послушники» к моменту приезда в Псков были уже хорошо известны абверу, им здесь легко поверили. В итоге немцы направили к Ратмирову в Куйбышев радистов из числа русских военнопленных, которые здесь были сразу же задержаны и перевербованы. Так, чекисты начали радиоигру с немецкими разведслужбами, а обеспечение каналов связи было поручено Рудольфу Абелю.

Тем временем офицеры-«послушники» вместе с настоятелем развернули в Псковском монастыре кипучую деятельность, создав здесь разведбюро немецкого командования. Отсюда в Берлин потоком пошла радиоинформация о переброске сырья и боеприпасов из Сибири на тот или иной участок советского фронта. Основой этой «дезы» были агентурные сообщения из куйбышевского «религиозного подполья», которым «руководил» хорошо знакомый немцам епископ Ратмиров. Группа работала настолько филигранно, что руководство абвера в течение всей операции было полностью уверено в надежности и достоверности сведений, приходивших из Куйбышева. Эта дезинформация сыграла важную роль в подготовке успешных операций Красной Армии в 1943 году.

Уже после окончания войны епископа Ратмирова по приказу Сталина наградили боевой медалью и золотыми часами. Получили боевые ордена и офицеры внешней разведки Иванов и Михеев, которые непосредственно руководили работой епископа и сопровождали его в немецком тылу под видом священнослужителей.

Рудольф Иванович Абель (1903-1971) – знаменитый советский разведчик-нелегал, имел звание полковника, один из самых выдающихся разведчиков ХХ века.

Детские годы

Его настоящее имя – Фишер Вильям Генрихович. Он появился на свет 11 июля 1903 года на северо-восточном побережье Великобритании в индустриальном городке Ньюкасл-апон-Тайн. Его родители находились в этой стране в качестве политических эмигрантов.

Отец, Генрих Маттеус (Матвеевич) Фишер, немец по происхождению, родился и вырос в России, в Ярославской губернии в имении князя Куракина, где его родитель трудился на должности управляющего. В юности он познакомился с Глебом Кржижановским, стал убеждённым марксистом, активно участвовал в созданном Владимиром Ульяновым революционном движении «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (с В. И. Лениным был знаком лично). Генрих был полиглотом, кроме русского в совершенстве владел французским, английским и немецким языками. Волею судьбы оказавшись в Саратове, он познакомился с девушкой Любой, которая впоследствии стала его женой.

Мама, Любовь Васильевна, была уроженкой Саратова, с ранних лет участвовала в революционном движении. На протяжении всей жизни была соратницей своего супруга.
В 1901 году Люба вместе с мужем Генрихом были арестованы царским правительством за революционную деятельность и высланы из России. Ехать в Германию не было возможности, там на Генриха было заведено дело, поэтому семья обосновалась на родине великого поэта Шекспира – в Великобритании. У них уже был старший сын Гарри, а появившегося на свет в 1903 году мальчика родители решили назвать в честь знаменитого драматурга – Вильямом.

С детских лет Вильям интересовался естественными науками и неплохо разбирался в технике. Увлекался рисованием, черчением, делал портретные наброски знакомых, особенно нравилось мальчику писать натюрморты. Также ребёнок проявлял интерес к занятиям музыкой, он очень хорошо освоил такие инструменты, как гитара, пианино, мандолина. Учился мальчик легко, при этом рос очень настойчивым, если ставил перед собой какие-то цели, то упорно шёл к их достижению. Он знал несколько языков, из Вильяма мог бы получиться классный учёный, художник, инженер или музыкант, но ему была уготована совершенно другая судьба.

У него был редкостный дар: он чуял мысли других, всегда точно осознавал, откуда может прийти опасность, даже когда её ничто не предвещало. Вильям был редким обладателем обонятельного вектора, иначе говоря, непревзойдённой интуиции. Несмотря на то, что родители называли его ласково Вилли, мальчик не был их любимцем. Это неудивительно, потому что обладателей обонятельного вектора редко любят люди, даже самые близкие и родные. И всё из-за того, что обонятельники сами никогда никого не любят, редко и очень мало разговаривают с другими.

Юность

В пятнадцатилетнем возрасте Вильям окончил школу и устроился работать на судоверфь в качестве ученика чертёжника. Спустя год он успешно сдал вступительные экзамены в университет Лондона, но поучиться в этом заведении ему не пришлось, так как семья уехала из Великобритании. В России прошла революция, у власти теперь были большевики, и в 1920 году Фишеры вернулись на родину, приняли гражданство СССР (но при этом от английского не отказались). Некоторое время они проживали на территории Кремля вместе с другими семьями видных деятелей революции.

Семнадцатилетнему Вильяму сразу же понравилась Россия, и он стал её страстным патриотом. На парня, который отлично говорил на русском и английском языках, сразу же обратили внимание, и в скором времени он уже работал в исполнительном комитете Коммунистического интернационала (Коминтерне) на должности переводчика.

Затем молодой Фишер поступил на обучение в высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), это учебное заведение было создано в 1920 году путём объединения Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В 1924 году Вильям стал студентом Института востоковедения, где особенно рьяно принялся изучать Индию, выбрав индостанское отделение. Но вскоре его призвали на службу в Красную армию, куда он пошёл с удовольствием. Фишер попал в Московский военный округ, в 1-ый радиотелеграфный полк. Здесь он получил специальность радиотелеграфиста, которая в будущем ему очень пригодилась. Радистом он стал первоклассным, его первенство в этом деле признавали все.

Начало работы в разведке

Демобилизовавшись, Вильям поступил на работу в НИИ военно-воздушных сил РККА на должность радиотехника. В апреле 1927 года он женился на Елене Лебедевой, девушка окончила Московскую консерваторию по классу арфы, впоследствии стала профессиональным музыкантом.

Вскоре молодым человеком, который почти в совершенстве знал четыре языка, имел незапятнанную биографию и умело владел радиоделом, заинтересовались кадровые работники ОГПУ (Особенного государственного политического управления). Весной 1927 года он был зачислен на службу в иностранный отдел ОГПУ по рекомендации родственницы Серафимы Лебедевой (старшей сестры его супруги), которая работала в этом отделе переводчицей.

Первое время Фишер был сотрудником центрального аппарата, но совсем скоро Московский комитет комсомола направил его в органы государственной безопасности. В профессиональной среде он освоился довольно быстро и стал в коллективе полноправным членом. Вскоре руководители службы оценили уникальные способности Вильяма и доверили ему особые задания, которые необходимо было выполнить по линии нелегальной разведки в двух европейских странах.

Первая командировка была в Польшу. Вторая в Великобританию, она оказалась более длительной и носила название полулегальной, потому что Вильям выезжал под своей фамилией. Официальная легенда выглядела так: в конце зимы 1931 года Фишер обратился в Генеральное консульство Великобритании в Москве с просьбой выдать ему британский паспорт, потому что он уроженец Англии, в России оказался в силу юного возраста и по воле родителей. Теперь с родителями рассорился и желает вернуться на родину со своей женой и дочерью (в 1929 году у пары уже родилась девочка Эвелин). Супругам Фишер выдали британские паспорта, и они уехали за границу, сначала в Китай, где Вильям открыл собственную радиомастерскую.

В начале 1935 года семья вернулась в Советский Союз, но уже спустя четыре месяца снова выехали за рубеж, на этот раз использовалась вторая специальность Фишера – свободный художник. Через одиннадцать месяцев Вильям с женой и дочерью приехали в Москву, где он продолжил трудовую деятельность по подготовке нелегалов.

В последний день 1938 года его уволили из НКВД без объяснения причин. Какое-то время ему пришлось работать во Всесоюзной торговой палате и на авиационном заводе, при этом Фишер постоянно писал прошения о восстановлении его в органах разведки.

Во время войны в 1941 году Фишера восстановили в органах НКВД, и он занялся подготовкой кадров для партизанской борьбы в тылу врага. Он готовил радистов, которых засылали в оккупированные немцами города и страны.

В этот период произошло знакомство Вильяма с сотрудником советской внешней разведки Рудольфом Иоганновичем (Ивановичем) Абелем. Впоследствии этим именем резидент советской разведки Вильям Фишер воспользовался при разоблачении в США, оно же закрепилось за ним, благодаря чему стало известно на весь мир.

Другое имя и судьба

В 1937 году по документам впервые упоминается Рудольф Абель. Это было не только новое имя, но и совсем иная судьба, история, легенда.

Рудольф Абель появился на свет 23 сентября 1900 года в Риге, его папа работал трубочистом, а мама была домохозяйкой. До четырнадцатилетнего возраста проживал с родителями, окончил четыре класса элементарного училища. Начал работать в качестве рассыльного, в 1915 году перебрался в Петроград. С началом революционных событий вместе со своими соотечественниками принял сторону советской власти. Он устроился на миноносец «Ретивый» в качестве рядового-кочегара, участвовал в операциях на Каме и Волге в тылу белых. Воевал под Царицыном, окончил в Кронштадте класс радистов, потом работал по этой специальности в дальних точках – на острове Беринга и на Командорских островах.

Летом 1926 года получил назначение на должность коменданта в шанхайское консульство. После этого работал в Пекине в советском посольстве в качестве радиста. В 1927 году начал сотрудничество с ИНО ОГПУ, откуда получил направление на нелегальную работу за границу в 1929 году. На родину вернулся осенью 1936 года.

Его супруга, Александра Антоновна, имела дворянское происхождение, детей у них не было.

У Рудольфа был родной брат Вольдемар, которого осудили в 1937 году за контрреволюционный заговор и шпионскую деятельность в пользу Германии. Арест брата повлёк за собой увольнение Рудольфа из органов НКВД весной 1938 года.

В начале Великой Отечественной войны он вернулся к службе в органах, входил в состав оперативной группы по обороне главного Кавказского хребта, выполнял спецзадания по заброске советских агентов в немецкий тыл.

В 1946 году получил звание подполковника и уволился из органов государственной безопасности. В 1955 году скоропостижно ушёл из жизни.

Деятельность в Америке и провал

В 1946 году Фишер был выведен в особый резерв, началась длительная подготовка к его командировке за границу. Он был бесконечно предан России, своих высоко патриотичных чувств к Родине никогда не скрывал, поэтому согласился на выполнение этого задания, несмотря на то, что приходилось расставаться с женой и дочерью.

В 1948 году в американском городе Нью-Йорке в районе Бруклин обосновался фотограф и свободный художник по имени Эмиль Роберт Гольдфус, он же Фишер и нелегал «Марк». «Владелец фотостудии» должен был добыть информацию о ядерных объектах и о создании атомного оружия. Его связными были советские разведчики супруги Коэн.

В 1952 году в помощь «Марку» был направлен радист Рейно Хейханнен (оперативный псевдоним «Вик»). Он оказался неустойчивым в психологическом и моральном плане, погряз в разврате и пьянках, за что был отозван из США. Но «Вик» понял неладное и сдался властям Америки, рассказав о своей деятельности на территории США и выдал «Марка».

В июне 1957 года «Марк» (Вильям Фишер) зарегистрировался в гостинице Нью-Йорка «Латам», здесь у него был очередной сеанс связи. Ранним утром в номер ворвались сотрудники ФБР, с порога заявив, что им известно его настоящее имя и цели пребывания в Америке. Тем самым они пытались создать эффект неожиданности, но на лице «Марка» не отразилось ни одной эмоции. Ни одним движением, мускулом, взглядом он не выдал себя, что свидетельствовало о его нечеловеческой выдержке.

Чтобы как-то дать понять Москве, что он арестован, но не предал Родину, Фишер назвался именем своего покойного друга Рудольфа Абеля. Его обонятельный вектор помог уничтожить улики под пристальным взглядом трёх профессионалов службы ФБР. До сих пор многие считают, что разведчик обладал способностями гипноза. Особенно когда на суде ему присудили 32 года тюремного заключения вместо положенной по американским законам смертной казни.

Освобождение

В течение трёх недель Абеля пытались перевербовать, потом грозили электрическим стулом, но всё оказалось бесполезным.

Сначала его держали в следственной тюрьме Нью-Йорка, потом перевели в Атланту в федеральную исправительную тюрьму. А в Советском Союзе началась долгая и упорная борьба за его освобождение.

1 мая 1960 года в районе города Свердловска советские ПВО сбили американский разведывательный самолёт У-2, пилот Фрэнсис Гарри Пауэрс был захвачен в плен. 10 февраля в 1962 году на границе восточного и западного Берлина на мосту Альт Глинике остановилось два автомобиля. Из каждого вышел мужчина, дойдя до середины моста, они обменялись взглядами и прошли мимо к противоположным машинам, сели и разъехались. Так произошёл обмен Пауэрса на Абеля. Через час великий советский разведчик в Берлине увидел свою семью, а на следующее утро они все вместе вернулись в Москву.

Последние годы жизни Вильям Фишер, он же «Марк», он же Рудольф Абель, готовил и инструктировал молодых работников для внешней разведки. Умер от онкологического заболевания (рака лёгких) 15 ноября 1971 года, похоронен на Новом Донском кладбище в Москве.

Арестованного за шпионаж в Восточном Берлине в августе 1961 года.

Рудольф Абель
Вильям Генрихович Фишер
Дата рождения 11 июля (1903-07-11 )
Место рождения
Дата смерти 15 ноября (1971-11-15 ) (68 лет)
Место смерти
Принадлежность Великобритания Великобритания
СССР СССР
Годы службы -
-
Звание
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Рудольф Абель на Викискладе

Биография

В 1920 году семья Фишеров возвратилась в Россию и приняла советское гражданство, не отказавшись от английского, и вместе с семьями других видных революционеров одно время жила на территории Кремля .

В 1921 году в результате несчастного случая погибает старший брат Вильяма Гарри.

Абель по приезде в СССР первое время работал переводчиком в Исполкоме Коммунистического интернационала (Коминтерна). Затем поступил во ВХУТЕМАС . В 1925 году был призван в армию в 1-й радиотелеграфный полк Московского военного округа, где получил специальность радиста. Проходил службу вместе с Э. Т. Кренкелем и будущим артистом М. И. Царёвым . Имея врождённую склонность к технике, стал очень хорошим радистом, первенство которого признавали все .

После демобилизации работал в НИИ ВВС РККА радиотехником . 7 апреля 1927 года женится на выпускнице Московской консерватории арфистке Елене Лебедевой. Её ценила преподаватель - знаменитая арфистка Вера Дулова . Впоследствии Елена стала профессиональным музыкантом. В 1929 году у них родилась дочь.

31 декабря 1938 года был уволен из НКВД (из-за недоверия Берии к кадрам, работавшим с «врагами народа») в звании лейтенанта ГБ (капитан) и работал некоторое время во Всесоюзной торговой палате , а затем на авиационном заводе стрелком военизированной охраны . Неоднократно обращался с рапортами о восстановлении его в разведке. Обращался также к другу отца, тогдашнему секретарю ЦК партии Андрееву .

С 1941 года вновь в НКВД, в подразделении, организующем партизанскую войну в тылу немцев. Фишер готовил радистов для партизанских отрядов и разведывательных групп, засылаемых в оккупированные Германией страны. В этот период он познакомился и работал вместе с Рудольфом Абелем , именем и биографией которого он позднее воспользовался.

После окончания войны было принято решение направить его на нелегальную работу в США , в частности, для получения информации от источников, работающих на ядерных объектах. Он перебрался в США в ноябре 1948 года по паспорту на имя гражданина США литовского происхождения Эндрю Кайотиса (который умер в Литовской ССР в 1948 г.) . Затем он поселился в Нью-Йорке под именем художника Эмиля Роберта Гольдфуса, где руководил советской агентурной сетью, а для прикрытия владел фотостудией в Бруклине . Агентами-связниками для «Марка» (псевдоним В. Фишера) были выделены супруги Коэн .

К концу мая 1949 года «Марк» решил все организационные вопросы и активно включился в работу. Она была настолько успешной, что уже в августе 1949 года за конкретные результаты он был награждён орденом Красного Знамени .

В 1955 году на несколько месяцев лета-осени возвращался в Москву .

Провал

Чтобы разгрузить «Марка» от текущих дел, в 1952 году в помощь ему был направлен радист нелегальной разведки Рейно Хейханен (псевдоним «Вик»). «Вик» оказался морально и психологически неустойчивым, и через четыре года было принято решение о его возвращении в Москву. Однако «Вик», заподозрив неладное, сдался американским властям, рассказал им о своей работе в нелегальной разведке и выдал «Марка».

В 1957 году «Марк» был арестован в нью-йоркской гостинице «Латам» агентами ФБР . В те времена руководство СССР заявляло, что не занимается шпионажем. Для того, чтобы дать Москве знать о своём аресте и о том, что он не предатель, Вильям Фишер при аресте назвался именем своего покойного друга Рудольфа Абеля . В ходе следствия он категорически отрицал свою принадлежность к разведке, отказался от дачи показаний на суде и отклонил попытки сотрудников американских спецслужб склонить его к сотрудничеству.

В том же году был осуждён на 32 года тюремного заключения. После объявления приговора «Марк» находился в одиночной камере следственной тюрьмы в Нью-Йорке, затем был переведён в федеральную исправительную тюрьму в Атланте . В заключении занимался решением математических задач, теорией искусства, живописью. Писал картины маслом. Владимир Семичастный утверждал, что написанный Абелем в заключении портрет Кеннеди был по просьбе последнего ему подарен и после долго висел в Овальном кабинете .

Освобождение

После отдыха и лечения Фишер вернулся к работе в центральном аппарате разведки. Принимал участие в подготовке молодых разведчиков-нелегалов, на досуге писал пейзажи. Фишер также участвовал в создании художественного фильма «Мёртвый сезон » (1968), сюжет которого связан с некоторыми фактами из биографии разведчика.

Вильям Генрихович Фишер скончался от рака лёгких на 69-м году жизни 15 ноября 1971 года . Похоронен на Новом Донском кладбище в Москве рядом с отцом.

Награды

Память

  • Его судьба вдохновила Вадима Кожевникова на написание известного приключенческого романа «Щит и меч». Хотя имя главного героя - Александр Белов и связано с именем Абеля, сюжет книги значительно отличается от реальной судьбы Вильяма Генриховича Фишера .
  • В 2008 году был снят документальный фильм «Неизвестный Абель» (режиссёр Юрий Линкевич).
  • В 2009 году Первым каналом создан художественный двухсерийный биографический фильм «Правительство США против Рудольфа Абеля» (в главной роли Юрий Беляев).
  • Впервые широкой публике Абель показал себя в 1968 году , когда обратился к соотечественникам с вводной речью к фильму «Мёртвый сезон » (как официальный консультант картины).
  • В американском фильме Стивена Спилберга «Шпионский мост » (2015) его роль исполнил британский актёр театра и кино Марк Райлэнс , за эту роль Марк удостоился множества наград и премий, в том числе и премии Американской киноакадемии «Оскар ».
  • 18 декабря 2015 года, в преддверии Дня работников органов госбезопасности , в Самаре состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски Вильяму Генриховичу Фишеру. Табличка, автором которой стал самарский архитектор Дмитрий Храмов, появилась на доме № 8 по ул. Молодогвардейской . Предполагается, что именно здесь в годы