Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Древнейшие материалы для письма. История первых материалов для письма Материалы для письма на руси

Первые писчие материалы

Камень. Вероятно, первым из материалов, на котором люди стали высекать сначала идеографические изображения, а позже – условные символы, слоговые знаки и буквы, был камень. Так, уже древнеегипетские мастера выбивали заточенными зубилами иероглифы на каменных обелисках.

Кирпич. Обитатели древней Месопотамии выдавливали знаки и буквы на сырых заготовках глиняных кирпичей и табличек различных габаритов. Делали они это костяным стержнем с клиновидным острием, а после нанесения символов глину обжигали. Обожженные таблички служили посланиями и имели такое же широкое хождение, как письма и счета в наше время. Зарождение клинописи в Междуречье относят к 3500 до н.э.

Металлы и их сплавы. Медь, свинец, латунь и бронза в античном мире тоже служили писчими материалами. На листах из свинца и других металлов фиксировались договоры, законы и союзы. Из 15 в. до н.э. до нас дошли древнекитайские надписи на гадательных камнях и ритуальных бронзовых сосудах.

В Библии упоминается (Иов, 19:24) о несостоявшейся мечте воспользоваться «резцом железным с оловом». Древние римляне писали хроники на бронзе, а легионеры перед боем выражали свою последнюю волю на металлических пряжках или ножнах мечей.

Олово и бронза в истории

Дерево. Книги в виде набора деревянных таблиц (в основном из срезов самшита или лимонного дерева) существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н.э.). Поверхность таких таблиц обычно покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, и буквы процарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося «стилем».

При таком способе письма тексты можно было исправлять, нанося в нужных местах новый слой покрытия. Отдельные дощечки скрепляли вместе тонкими кожаными ремнями – выходила книга, получившая у латинян название кодекса (codex).

Среди подобных книг встречались, наверное, и довольно увесистые: в одном из произведений римского комедиографа Плавта (254–184 до н.э.) описан случай, когда семилетний мальчик своими «табличками» умудрился проломить голову учителю. Похоже, книги-таблицы еще долго не выходили из употребления и после появления бумаги: в Европе имеются письменные свидетельства об их существовании еще в начале 14 в н.э., а, согласно Чосеру (1344–1400), в Англии ими пользовались и в конце 14 в.

Листья деревьев. Пальмовые и др. листья служили писчим материалом с незапамятных времен. Плиний Старший (23–79 н.э.), римский ученый, в своей энциклопедии знаний античности (Естественная история) повествовал, в частности, о технике письма на пальмовых листьях. Диодор Сицилийский, греческий историк 1 в. н.э., в труде Историческая библиотека сообщал, что судьи Сиракуз писали имена приговоренных к изгнанию на листьях оливы.

В некоторых районах Индии и Цейлона до недавних времен продолжали писать на пальмовых листьях. Цейлонцы пользовались листьями веерной пальмы талипот (Corypha umbraculifera), длинными и широкими. В Ассаме писали на листьях древовидного алоэ (Aquilaria agallocha), а в других районах Индии – на листьях пальмирской пальмы (Borassus flabellifer).

Огромные листья пальмирской пальмы нарезали полосами почти любой желаемой длины и шириной около 5 см. На поверхности листа металлическим стержнем выдавливали бороздки знаков, а затем эти углубления заполняли черным красителем, отчего письмена становились четко различимыми. Проделав по краю исписанных листов пару отверстий и пропустив через них шнуры, листы скрепляли вместе – получалась книга. Память о таком использовании пальмовых листьев сохранилась вплоть до наших дней – в названии «листов» современной книги.

Кора деревьев. Кора повсюду служила подходящим писчим материалом. Древние латины использовали для этого внутреннюю часть коры, которую называли словом liber (луб). Со временем это слово стало означать саму книгу.

Не менее интересна история трансформации русского слова «луб» в «лубок». На бересте – коре березы белой (Betula alba) – металлическими заостренными «писалами» в Средние века составляли свои послания новгородцы, шведы, татары Золотой Орды.

Американские индейцы с помощью деревянных палочек и жидкого пигмента наносили символы своей рисуночной письменности на белую поверхность коры березы Betula papyrifera. Коренные обитатели Мексики, Центральной и Южной Америки некогда изготавливали своеобразную бумагу из луба тутовых деревьев.

Пергамен и велень. Пергамен (пергамент), который как писчий материал тоже предшествовал бумаге, назван по имени древнего города Пергам в западной части Малой Азии. Хотя он применялся, вероятно, уже с 1500 до н.э., его появление связывают с Евменом II, царем Пергама (197–159 до н.э.).

Делали пергамен из расслоенной овечьей кожи. Внешний слой – со стороны волосяного покрова – дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамен.

Велень делали из цельной кожи шкур телят, коз и ягнят, в отличие от овчины, предназначавшейся для пергамена. Поэтому велень можно отличить от пергамена благодаря присущим ему характерным признакам структуры эпидермы и остаткам фолликул шерстинок удаленного меха, из-за чего обработанная поверхность не кажется гладкой.

Современная технология выделки пергамена и веленя почти ничем не отличается от древней. Последовательность операций такова: шкуру моют, натирают известью, специальным скребком очищают от шерсти и мездры и снова моют. Затем эту частично очищенную кожу натягивают с помощью крепежных ремней на прямоугольную деревянную раму и сушат. Потом опять очищают и выравнивают, удаляя все неровности.

Наконец, ее натирают мелом (обезжиривают и отбеливают), и всю поверхность тщательно прочищают мягкой пемзой. Ни пергамен, ни велень не подвергаются дубильному процессу. Обрабатываются они известью и оттого по виду поверхности и на ощупь похожи на бумагу.

Рассматривая европейские рукописные книги, можно разглядеть, что во многих из них страницы противоположных сторон одних и тех же листов выглядят по-разному: «мясная» светлее «волосяной». Это различие в древних книгах заметнее, чем в более поздних, потому что при выделке пергамена мастера более позднего времени более обильно отбеливали его мелом и намного старательнее выскребали пемзой волосяную сторону.

Писец, приступая к работе над манускриптом, с особым вниманием подбирал пергаменные листы, сходные по цвету и текстуре. Более того, чтобы стороны каждого разворота будущей книги не слишком отличались одна от другой, он устанавливал такую последовательность страниц, при которой «волосяная» поверхность пергамена была обращена к «волосяной», а «мясная» – к «мясной».

Употребление пергамена в Европе продолжалось даже после появления печати с деревянных досок и наборными штампами. Подсчитано, что для одного экземпляра первой изданной И. Гутенбергом (1399–1468) Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.

В Европе массовое изготовление пергамена для печатных книг просуществовало до 16 в., но этот крепкий и долговечный материал пользуется спросом и поныне – на нем печатают дипломы и важные документы, создают произведения каллиграфическогоискусства. Так, еще в 19 в. патентная документация Великобритании и США оформлялась в виде печатных или рукописных пергаменов.

Папирус. Хотя папирус также, строго говоря, не является бумагой, именно он был тем первым писчим материалом, которому присущи многие свойства современной бумаги. Слова папироса, папильотка, папье-маше и подобные им произошли от греческого названия («папирус») многолетнего тропического травянистого растения семейства осоковых. Слово «библос» у греков означало внутреннюю плоть стебля папируса. У писчего материала, именуемого папирусом, – слоистая структура, а настоящая бумага состоит из разобщенных и измельченных волокон, но ее можно сделать и из стеблей папируса (Cyperus papyrus), т.к. в них содержится достаточно клетчатки (целлюлозы). До начала новой эры в Египте были обширные плантации папируса, но с ростом потребления бумаги они постепенно сокращались и в конце концов почти совсем исчезли.

Существует еще несколько пригодных для письма, рисования и черчения видов природных бумагоподобных материалов, по методам изготовления подобных папирусу, – «бумага хуун» (Huun) и «бумага аматал» (Amatal), делавшиеся из коры тутовых деревьев ацтеками и майя. «Бумага дэлованг» (Deloewang) из тщательно отбитой коры шелковицы с о. Ява. «Рисовая бумага» с острова Тайвань. Последний материал представляет собой тонкий спиральный срез из сердцевины дерева бумажная аралия (Fatsia papyrifera) и не имеет никакого отношения ни к рису, ни к бумаге.

Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ­ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.

Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».

Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ­ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё­зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра­батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре­заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались боль­шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт­ким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же­лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя­лись обычно так называемые чернильные орешки - особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вре­дителями.

Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.

Для просушки чернил на бумаге употреблялсямелкийкварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы,имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делалисьиз дерева, глины, рога, металла.

Кроме чернил, для письма употреблялись краски,особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заго­ловков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber - красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от­крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб­зацем» - небольшим пропуском в начале текста, передвигае­мого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен­тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр. 1

При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.

Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за­полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред­назначаемые для последующей раскраски места так и не рас­крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ­ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен­ной в копируемом ими оригинале.

При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место, заполняв­шееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.

Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.

1) В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. – М, 1967

Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литера­турных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославля­лись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славян­ских племён и военные подвиги, давалось религиозное обосно­вание идеи о необходимости общественного неравенства, осу­ждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы фео­дальной знати, служат и величественные архитектурные соору­жения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже наме­чалась противоположность двух культур - господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.

Однако произведения зодчества, изобразительного искус­ства, литературы, используемые господствующим классом в це­лях идеологического воздействия на трудящихся для укрепле­ния своей власти, являются памятниками культуры всего рус­ского народа. Замечательные произведения древнерусской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искус­стве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широ­кими струями проникали мотивы народного творчества.

Феодальная литература Древней Руси имела прогрессив­ный характер. В замечательном памятнике русской историче­ской мысли и литературы XII в., Повести временных лет, про­водится идея единства Русской земли и русского народа, - показатель того, что к этому времени уже сложилась древне­русская народность. Это памятник, в котором отражён глубо­кий патриотизм.

Рукописный орнамент и миниатюра

Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского слова ото-украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:

1) заставки - особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;

2) инициалы - разрисованные за­главные буквы, открывающие соответствующий раздел текста;

3) концовки - художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки;

4) полевые украшения - узоры на полях (по термино­логии более поздних старообрядческих письменных памятни­ков - цветки).

Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисун­ками (иллюстрациями) в красках, часто на особых листах.

Сначала люди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписи называются петроглифами. На них первые художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра, а также пытались обозначить границы своих владений и мест охоты для членов из других племен.

Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. Но камень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применении крайне неудобны. Поэтому позднее люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Одним из первых доступных материалов стала использоваться глина.

Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500 годом до н.э. (например, Тэртэрийские таблички, имеющие надписи в виде пиктограмм с изображением рогатого скота, веток деревьев и ряд относительно абстрактных символов).

Однако более широкую известность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н.э.

Способ изготовления подобных табличек был очень прост. Для их изготовления замешивали глину с водой. После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи - для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы.

Интересен тот факт, что из глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию.

Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делали углубление на 0,5—1 см., а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы.

В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. - это полиптих, состоящий из четырех восковых страниц.

Кстати, выражение «с чистого листа» - «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново.

Папирус, пергамент и береста - прототипы бумаги.

Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. э. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги.

В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности.

И, несмотря на это, он применялся очень долго (вплоть до VIII века н.э.), дольше многих других материалов, пригодных для письма.

В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных - пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.

По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания.

В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста - определенные слои коры березы.

Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту.

Бумага.

Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага.

Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам.

Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов.

На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII — XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах — сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии.

В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

Что вы делаете, когда в вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь текстовый редактор, вроде «MS Word» и начинаете творить, а самые продвинутые из вас вообще включают диктофон, и наговаривают текст, который потом перегоняет в печатный вариант специальная лингвистическая программа! Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее...

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру.

Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность – «черты и резы».

Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала.

Церы – это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпук ой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.

Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.

Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

Если вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку. Получится подобие церы.


С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.

Делались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.


Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – пергамене.

Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.

Почему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья – телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы. Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка – миниатюра.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.

Еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами – то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой.

Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом.

В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовлен я золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались.

Теперь – чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами.

Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» – болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные – камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими метаморфическими породами).

Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники – фиолетовые чернила, из крушины – пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины – синие, а из ее же листьев – зеленые.

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд – чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо.

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы). С кончика перьев убиралась часть бородки для улучшения ухватистости. Потом перья обезжиривались, вывариваясь в щелочи и закаливались в горячем песке и затачивались («чинились») ножом (отсюда современный складной нож получил наименование «перочинный»). Для написания заглавных букв могли использоваться тонкие кисточки.


К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда «красная строка»). Заголовки писались вязью – особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком – миниатюрой. На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки – «полевые цветы». По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был «старовизантийский», он же «геометрический».

Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.

Часто уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.

Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить.

В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п.

Во вторую – различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки. Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.

Информация подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени, был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Материал и орудия письма

1. Пергамен как основной материал письменных памятников до 14 в.

Наблюдения над изменениями графики письма важны для датировки памятников письменности и установления их подлинности. Однако эта датировка очень париблизительна и часто позволяет датировать рукопись только в пределах пятидесяти - ста лет. Поэтому при изучении истчника необходимо обращать внимание и на другие внешние признаки памятника, в частности на материал письма и филиграни.

В Древней Руси мягкими писчими материалами, на которые наносили текст перьями, чернилами и красками, служили сначала пергамен и затем бумага. Пергамен использовался с XI в. и окончательно был заменен бумагой в конце XV в. Бумага появилась на Руси в середине XIV в., ею мы пользуемся и сейчас.

Для письма также широко употреблялась береста, но на этом твердом материале не писали чернилами, а процарапывали текст особым предметом -- писалом.

2. Первые рукописные памятники на бумаге

пергамент бумага графика рукопись

Со второй половины XIV в. пергамен как основной материал для письма у восточных славян вытесняется бумагой. Слово “бумага” для обозначения писчего материала появляется в русских памятниках только с XV в. В Великом княжестве Литовском применялся термин “паперь” или “поперь”, корень которого как и в других странах Запада восходит к слову “папирус”.

В России для письма в XIV-XVII вв. употреблялась иностранная бумага. В XIV-XV вв. это была в основном итальянская бумага, в XV-XVI в.в. - французская. Во второй половине XVI в. входит в употребление немецкая и польская бумага, а в XVII - голландская. С 20-х годов XVIII в. иностранная бумага начинает вытесняться русской.

3. Датировка рукописей по водяным знакам

Для более точной датировки рукописей по бумаге используют филиграни или водяные знаки. Водяные знаки обозначали фабрики, сорта бумаги и ее стоимость. Первоначально они имели простейшие формы, потом стали усложняться и к XVII в. многие из них стали напоминать своеобразные рисунки.

Для датировки по филиграням бумаги XIV-XVII в.в. рекомендуется использовать таблицы водяных знаков К.Я. Тромонина, Н.П. Лихпачева, С.М. Брике, А.А. Гераклитова и других.

Образцы наиболее распространенных филиграней встречающихся в русских рукописях приводяся в таблицах 14-22.

Итальянская бумага имела следующие знаки: два круга, пересеченные линии с крестом на конце (XIV в.); кувшинчик без украшений или только с полоской вокруг (XIV в.); бегущий олень (XIV в.); три горы с крестом на средней из них (XIV-XV в.в.); гусь ((XIV-XV в.в.); ножницы (XIV- начало XVI в.в.); перчатка или рука с цветком (XIV- XV в.в.); папа в тиаре (XV в.) и другие. Смотри таблицы 14-15.

Французская бумага: два ключа (XIV- XV в.в.); петух(XIV-XV в.в.); собака (XIV-XV в.в.); дельфин (XV-XVI в.в.) гербы городов, фабрикантов, коронованных особ. В 60-70-х годах XVI в. много водяных знаков, сочетающих изображения латинских букв с короной, трилистником, розеткой. Смотри таблицы 16-17, 19.

Немецкая бумага: вепрь или свинья (XV-XVI вв.); голова быка, одна или с украшениями (XV-XVI в.в.); одноглавые орлы (XV-XVI в.в.); тиара с крестом (XV-XVI в.в.) и др. Смотри таблицу 18.

Польская бумага: в основном изображения гербов шляхетских родов, фабрикантов бумаги. Смотри таблицу 20.

Голландская бумага: гербы городов (например, Амстердама, два льва держат щит, увенчанный короной); голова шута (вторая половина XVI в.); изображения орла, царского венца (с XVII-XVIII в.в.) и др. Смотри таблицу 21.

Русская бумага: филиграни русских фабрик первое время подражали образцам голландской бумага, а затем появились собственные знаки: медведь, стоящий с алебардой на плече (герб Ярославской губернии); олень (Ростовский герб); русский двухголовый орел; буквы «РФ» (русская фабрика) в разных рамках, гербовые знаки и монограммы владельцев бумажных фабрик и др. Смотри таблицу 22.

4. Чернила, краски, орудия письма

Принадлежности письма. Чтобы обеспечить письменную деятельность, необходимы разнообразные принадлежности. Набор таких принадлежностей может свидетельствовать о степени развитости письменной культуры. Знания о том, на чем и чем писали в тот или иной исторический период, вносят уточнения в палеографические характеристики письменных источников.

Инструменты письма. На мягких материалах письменные знаки могли наноситься либо каламом (тростниковой палочкой), либо пером. Распространено мнение о том, что древнерусские писцы каламом не пользовались. До конца XVIII в. инструментом письма были птичьи перья (преимущественно гусиные), особым образом обработанные и очинённые в зависимости от характера графики создаваемой рукописи.

На смену птичьим пришли металлические перья, изобретенные в конце XVIII в. Процесс замены одного орудия письма другим был длительным: известно, что еще в середине XIX в. в Сибири металлические перья были в диковинку. Преимущество нового орудия письма состояло в том, что оно служило дольше, чем прежнее, но при этом сохранялось неудобство -- писцу было необходимо всегда иметь при себе чернильницу. В XX в. появилась новая ручка, перо которой соединялось с небольшим специальным резервуаром, где находилось некоторое количество чернил. Похоже, прообразом «вечного пера» или «автоматической» ручки, как на-звали новое орудие письма современники, были птичьи перья. Во всяком случае, источники второй четверти XVII в. Указывают на то, что полость птичьего пера могла служить резервуаром для чернил. Автоматическая ручка расширяла возможности грамотного человека. Теперь он мог записывать текст в любых условиях, не имея под рукой чернильницы.

В XX в. достижения в разных отраслях науки и промышленности обеспечивали усовершенствования орудий письма. Накануне Второй мировой войны была изобретена шариковая ручка с особым пастообразным красящим веществом для письма. В этой ручке была и конструктивная особенность пера, облегчавшая «соединение» пасты и писчего материала. В настоящее время на основе подобной конструкции создаются варианты ручек с использованием новых составов красящего вещества. Эти новшества, с одной стороны, отвечают стремлению человечества писать быстро, а с другой -- вытесняют из обихода традиционные чернила и постепенно преобразовывают внешний облик современного письма.

Карандаш появился в XVI в., но для письма его стали использовать в начале XVIII в. До этого времени он употреблялся художниками для предварительного рисунка миниатюр в рукописных книгах.

Чернила и краски. На мягкие писчие материалы текст наносился чернилами разного происхождения: преимущественно железистыми (содержали соли, железо и дубильные вещества) и «копчеными», изготовленными из сажи.

Кроме чернил, для письма заголовков и инициалов (начальных букв) употреблялись краски. Обычно это была киноварь -- краска минерального происхождения оранжево-красного цвета. В роскошных рукописях для написания заголовков и отдельных букв использовалось золото: или листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, или твореное, истертое в порошок и смешанное с клейкими веществами.

Краски и золото употреблялись в орнаменте (заставках, инициалах и концовках) и миниатюрах рукописных книг. Здесь писцы применяли разные пигменты: киноварь; ультрамарин (ярко-синего цвета); сурик (красного цвета с желтоватым оттенком); охру (желтого цвета); лазурь (светло-синего цвета); свинцовые белила. Краски замешивались на яичном белке или камеди (клейких веществах, добывавшихся из коры некоторых деревьев).

Для разнообразия цветовых оттенков пигменты смешивались, например, зеленый цвет художники получали, соединяя желтую охру и синий ультрамарин.

Орудия разлиновки листов. Перед написанием текста листы пергамена и бумаги разлиновывались, для чего использовались линейка и цепочка, посредством которых измерялись рама письма и расстояние между строками, а также шильце для надавливания вдоль линий строк.

Предметы для других операций. Ножи и ножницы использовались для разрезания пергамена или бумаги.

Писцу, работавшему на пергамене, были необходимы губка и пемза: губкой смывалась ошибка в еще не высохшем тексте, а пемзой подчищали описки, обнаруженные позднее.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Одним из признаков древнерусской народности был общенародный устный язык, который употреблялся в деловой письменности, в юридических документах. Распространение письменности. Материал и орудия письма в палеографии. Рукописный орнамент и миниатюра.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2008

    Глиняная табличка как одна из первых материальных основ для книги. Клинопись - наиболее ранняя из систем письма. Древнейшие памятники шумерского письма. Расшифровка клинописи, древние папирусы. История использования и особенности изготовления папирусов.

    презентация , добавлен 23.01.2015

    Преобразование меровингского письма в каролингское, ставшее нормой для переписывания церковных книг. Текстура как разновидность готического письма. Вытянутость букв и отсутствие прописных - отличие готических шрифтов. Типография Иоганна Гуттенберга.

    доклад , добавлен 13.06.2012

    Развитие человека в ходе эволюции. Первые орудия труда, использование огня. Повседневная жизнь кроманьонцев и их потомков. Земледелие, каменные орудия труда и охоты. Изобретение колеса, керамики, прядения и ткачества. Открытие и обработка металлов.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Анализ писем фронтовых лет. Развёртывание Вооруженных Сил. Первые недели Великой Отечественной войны. Установление полного единоначалия и упразднение института военных комиссаров. Историческое значение победы над немецко-фашистскими захватчиками.

    творческая работа , добавлен 23.01.2009

    Исследование древнеосетинской письменности Г.Ф. Турчаниновым в книге "Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка". Единая письменная культура народов Северного Кавказа. Развитие просвещения у осетин. Культура первой половины XIX в.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Остатки скелетов австралопитека в Южной и Восточной Африке, в Австралии. Первые орудия труда первобытного человека. Питекантроп и синантроп. Основные промыслы древнейших людей. Нижний, средний и поздний палеолит. Эпоха мезолита, неолита и энеолита.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Ранний человек на территории Казахстана, первые орудия труда древнекаменного века. Природные условия и основные области расселения человека по данным археологических раскопок. Стоянки палеолита в Южном, Центральном и Северо-восточном Казахстане.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2011

    Группирование первобытных людей в коллективы – стада. Первые простейшие орудия труда. Добыча огня трением одного куска дерева о другой. Ускорение развития хозяйства благодаря использованию первых металлов. Родовые общины и племена, поселения-стоянки.

    реферат , добавлен 29.10.2009

    Средства существования людей в первобытнообщинном строе. Совершенствование орудий охоты, их применение. Метание австралийцами копья и бумеранга. Изобретение лука и стрел. Появление шлифованного каменного топора. Разграничения труда мужчин и женщин.