Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Art nouveaux, ар-нуво — многоликий и неповторимый интерьер. Арт-нуво. Основные принципы возникновения стиля.

Этот стиль настолько необычный и оригинальный, что на первый взгляд кажется фантастическим: текущие фасады домов, извилистые линии в помещении, комнаты, не имеющие ни начала, ни конца.

Основатели ар-нуво стремились придумать что-то достойное и совершенно новое на смену надоевшим традиционным стилям. И им это, несомненно, удалось. Посудите сами: уже больше сотни лет ар-нуво остается востребованным по всему миру, не переставая удивлять своими причудливыми формами.

История возникновения стиля ар-нуво

Стиль ар-нуво возник в последней декаде XIX века и был распространен на территории всей Европы, а также в Америке. Его название заимствовано у галереи декорирования интерьеров в Париже – «Дом ар-нуво» (в переводе с французского – «дом нового искусства»). В России данный стиль часто именуют модерном.

Ар-нуво параллельно развивался в разных странах, впитывая в себя национальные особенности, а объединяющим звеном стало стремление к свежим взглядам на искусство.

Много десятилетий до рождения стиля ар-нуво не возникало ничего кардинально нового ни в архитектуре, ни в дизайне – повсюду использовали эклектический стиль , который являлся смешением предыдущих.

Жажда прогрессивных решений привела к появлению самобытного неординарного направлению во всех отраслях.

Как и все яркое, стиль ар-нуво быстро перегорел, просуществовав всего 30 лет, но его след до сих пор просматривается, а вклад в декоративное искусство нельзя переоценить. Именно данный стиль начал уделять большое внимание внутреннему оформлению домов.

Ар-нуво в интерьере отличается продуманностью и художественной ценностью каждой детали: от оконных рам и до дверной ручки.

На рубеже XIX и XX столетий архитектор должен был являться по совместительству дизайнером, потому что здание продумывалось целостно. Именно в это время появляется понятие свободной планировки, а комнаты приобретают необычные криволинейные формы.

Нелегко учесть каждую деталь оформления еще на этапе конструирования здания, но если это удается, то рождается настоящий шедевр. Примером тому могут служить причудливо-фантастические постройки испанского архитектора Антонио Гауди или же красивейшие здания, спроектированы бельгийцем Виктором Ортой.

Создать стиль ар-нуво в интерьере очень непросто, ведь даже один предмет, не вписавшийся в обстановку, разрушит целостность картины. Но, зная все особенности этого дизайнерского направления, задача становиться легче. Итак, приведем черты стиля ар-нуво.

Динамика композиции в стиле ар-нуво

Ар-нуво в интерьере противопоставляет себя предшествующим стилям, особенно классическому. Он отрицает все статичное и неподвижное, создает движущуюся композицию. Комнаты в данном стиле плавно перетекают друг в друга, особенно актуально становится зонирование помещения.

Жилые объемы разделяются с помощью криволинейных арок или же компонированием разных отделочных материалов. Например, паркет переходящий в плитку можно часто встретить в дизайне в стиле ар-нуво.

Причем, стык никогда не остается ровным, ведь важно создать эффект вливания комнат друг в друга.

Соединить верхний и нижний этажи необходимо так же плавно: лестница закручивается, изгибается, она чем-то похожа на проросший стебель. Классические широкие основательные ступени будут неуместны. Поэтому ар-нуво в интерьере склоняется к легким винтовым лестницам с элементами ковки.

Извилистые линии оплетают интерьер в стиле ар-нуво

Для комнаты, выполненной в дизайне ар-нуво, характерны плавные извилистые линии. Это дань природе как истоку творческих идей. В рамках данной концепции все натуральное выходит на передний план. Для данного стиля противопоказаны правильные формы на противовес классике.

Даже оконные проемы не должны оставаться прямоугольными. Эталоном могут служить окна «дома костей» в Барселоне (проект Гауди). Если же нет возможности изменить стандартную форму проемов, то стоит хотя бы декорировать их внутреннюю часть с помощью лепнины или гипсокартона, таким образом сгладив углы. Поиграть с формой можно также, развесив шторы с кривым подолом.

В интерьере в стиле ар-нуво нет места острым элементам. Углы комнат, мебели и декора тщательно сглаживаются. Должно создаваться впечатление, что оформление создано нерукотворно.

Только натуральные материалы для оформления в стиле ар-нуво

Хотя во времена расцвета стиля ар-нуво широко применялись новые технологии в строительстве, но внутренняя отделка осталась натуральной. Популярность приобретают такие материалы как металл и стекло, а также дерево дорогих пород.

Кованые изделия занимают важное место в интерьере ар-нуво. С их помощью оформляют балконные перила, лестницы, мебель, карнизы, рамы зеркал и картин. Но ярче всего качества изделия проявляются в контрасте. С этой целью грубый крепкий металл сочетают с хрупким стеклом.

Витражи – лучшее украшение для ар-нуво в интерьере

Стекло в дизайне ар-нуво играет важную роль. Оно добавляет комнате яркости, светлости и отлично подходит для соединения помещений в единую композицию.

Этот стиль невообразим без витражей. Разноцветные стеклышки присутствуют везде, куда попадают солнечные лучи. Оконные стекла, межкомнатные перегородки, перила лестниц, шкафы, светильники – все это декорируют витражами. Именно этот элемент оформления является самым красочным в интерьере ар-нуво.

Неброское цветовое оформление стиля ар-нуво

В данном стиле доминируют мягкие приглушенные цвета. Есть тенденция к темным оттенкам. Конечно же, под стать природному оформлению выбирают натуральную палитру: коричневый, болотно-зеленый, бежевый, оливковый.

Дизайну ар-нуво не чужды противопоставления цветов. Яркие пятна разнообразят интерьер и добавят индивидуальных черт. В их качестве могут выступать цветастые панно, мозаика или вычурные декоративные предметы.

Самый мягкий теплый свет для комнаты в стиле ар-нуво

Кроме цветовой гаммы, очень важно угадать со светом. Интерьер в стиле ар-нуво не подойдет любителям ярких галогенных ламп. В таком помещении царит загадочная интимная атмосфера, и освещение должно подчеркнуть ее. Светильники выбирают с матовыми плафонами. Это могут быть бра, торшеры, настольные лампы. Центральному освещению уделяют мало внимания.

Очень востребованы лампы с витражными абажурами. Самым известным изготовителем стекольных изделий считается Луис Тиффани. От фамилии этого дизайнера произошло название ар-нуво в Америке – тиффани. Абажуры, витражи и бижутерия его выделки тесно связаны с данным стилем.

Помещение в стиле ар-нуво – царство растительных узоров

Не стали исключением и узоры, которые по своей тематике, как и все остальное в дизайне ар-нуво, носят природный характер. Особенно часто они украшают витражи, также могут присутствовать на картинах или на текстиле.

Символом стиля стали ирисы – именно эти цветы больше других завораживали дизайнеров тех времен. Кроме растительных мотивов распространены изображения животных: павлины, попугаи, стрекозы, бабочки.

Прославленные рисунки девушек в цветах чешского живописца Альфонса Мухи также относят к стилю ар-нуво. В них просматривается идея сплетения человека и природы.

Интерьер в стиле ар-нуво – это движение, поиск новых форм и единение с природой. Его выбирают творческие личности, ведь именно им подойдет такая смелая неординарная обстановка.

Стиль Арт-Нуво появился в начале 1890-х годов и быстро распространился в Европе и Америке. Он достиг своей кульминации на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, а затем пришел в упадок в первые годы нового века и полностью исчерпал себя с началом Первой мировой войны. Данный стиль возник под влиянием многочисленных художественных направлений, производителей, общественных учреждений, издательств, отдельных художников, антрепренеров и покровителей искусства. Этот стиль охватил архитектуру, декоративное искусство, графику, живопись, скульптуру и имел различные стилистические особенности, которые менялись в зависимости от сферы применения.

Для стиля Арт-Нуво характерны волнообразные, асимметричные закругленные линии, также он определяется использованием натуральных форм и возведением в произведения искусства прикладного декоративного убранства; геометрических, абстрактных или линейных форм; использованием определенных исторических источников и Символизма.

В наибольшей степени Арт-Нуво проявляется в поисках современного национального стиля в периоды роста националистических тенденций. По существу, главная особенность этого стиля - применение усовершенствованных декоративных средств. Это направление в искусстве известно в разных странах под названиями: стиль модерн, Le Style Guimard, Le Style Metro, Style 1900, Jugendstil, Stile Floreale, Stile Liberty, Sezessionstil, Modernisme Nieuwe Kunst и Tiffany Stile. Однако его чаще всего называют Арт Нуво после создания Зигфридом Бингом (1838-1905) галереи de L`Art Nouveau ("Дом нового искусства") с магазинами и художественными мастерскими в Париже в декабре 1895 года. Первые произведения Арт Нуво появились в 1893 году при оформлении особняка Тасселя в Брюсселе Виктором Орта (1861-1947). Это было первое архитектурное сооружение, выполненное в стиле Арт Нуво, а вслед за ним последовали декорации Обри Бердсли (1872-1898) к пьесе Оскара Уайльда "Саломея". В обеих работах художники акцентируют внимание на волнообразных линиях.

Возникновение Арт-Нуво было сложным явлением, которое объединило самые разнообразные факторы во всех странах, где оно развивалось. Стремление разорвать связь с художественными стилями прошлого и создать единый стиль современного искусства, который был бы доступен для всех - главная забота дизайнеров разных стран. Многие дизайнеры посвятили себя возрождению ремесел и занимались разработкой моделей, частично заимствованных из философского направления Искусства и Ремесла. Другие занялись машинным производством, понимая, что широкие массы должны быть обеспечены высококачественными изделиями, которые отвечали бы потребностям покупателей зажиточного среднего класса.

Разработка нового стиля дизайна, который подходил бы для промышленного производства, стала целью для многих мастеров. Это четко отделило Арт-Нуво от его предшественника - направления Искусства и Ремесла.

Вдохновением для нового стиля служили различные источники, и в большинстве своем объекты Арт-Нуво в высшей степени эклектичны. Стремление к созданию современного национального дизайна означало, что в рамках национального контекста определенным историческим источникам придавалось конкретное значение. Например, во Франции использование асимметричных и витиеватых форм и чувственных образов стиля Рококо одновременно служило связующим звеном Арт-Нуво с периодом расцвета мастерства ремесел и декадентской экстравагантности. Во многих странах считалось, что народное искусство и культура заключают в себе строгие и подлинные ценности, которые могут стать основой для современного стиля. Английское движение Искусства и Ремесла уже показало пример пересмотра взглядов на народную культуру. Приверженность Моррисьяна вела к образованию не иерархического союза искусств, а к созданию совершенного художественного интерьера, или Gesamtkunstwerk, и это стало руководящим принципом Арт Нуво. Однако влияние английского дизайна было выше заботы Джона Раскина и Уильяма Морриса примирить искусство и общество. Декаденты из Эстетического движения с преобладанием в нем "искусства ради искусства" также оказывали значительное влияние, и это в сочетании с французским Символизмом придало стилю глубоко антиматериалистический и метафизический характер. Как писал Октав Узанн в журнале "Студия" в 1897 году, "новое искусство стремилось отобразить вечные страдания тела, измученного душой".



Генри Пельзенеэ


France_Paris_Grand_Palais_Interieur
8. Арт-нуво. Ведущие дизайнеры.

Альфонс Муха (Alphonse Maria Mucha) (1860–1939), чешский живописец, декоратор, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau). Родился в Иванчице 24 июля 1860. Получил художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р.Жюльена в Париже. В 1887–1922 жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог.

Широкую известность приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894; «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896; «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896; «Медея» Еврипида, 1898). Муха выступал и как дизайнер этих постановок; по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов. В том же стиле Art Nouveau создавались и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900;), которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров. Именно плакаты, созданием которых Альфонс Муха занимался в 1895-1905 гг., выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна.

Альфонс Муха стал очень знаменит еще при жизни, в конце XIX в. его работы экспонировались во всех основных столицах Европы и в США. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. После провозглашения в 1918 г. республики, Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. С середины 1920-х годов он резко меняет направление своего творчества. Создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов), и в частности языческой, дохристианской истории(все полотна в музее замка Моравски Крумлов).

Одним из первых архитекторов, отклонившихся от строгой готики к стилю ар-нуво, был Виктор Орта . Он родился в Бельгии, в Генте, 6 января 1861 года. Виктор Орта начал своё обучение в консерватории города Гента, однако интерес к изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке и позднее он поступил в академию художеств на архитектурное отделение. Будучи ещё совсем молодым человеком, он работал во Франции, у архитектора Ж. Дюбуйссона. Далее он продолжил обучение в Брюсселе, в академии изящных искусств. Его учителем был А. Бала. С 1897 года Виктор Орта начал преподавание в этой академии, а в 1927 году он её возглавил.

Первой самостоятельной работой Виктора Орта стали три дома в родном городе Гента. Потом появился ряд домов в Брюсселе, а также особняк Тасселя. Этот знаменитый дом профессора Брюссельского университета стал одним из первых шедевров молодого архитектора. Особняк Тасселя это воплощение богатой фантазии и художественного вкуса его создателя. Он отличался новизной - в его внешнем виде отсутствовали черты прежних исторических стилей. Здание полностью отвечало запросам владельца и даже превосходило их. Интерес представляют металлические колонны в интерьере особняка, которые полны орнаментального смысла и одновременно имеют конкретную функциональность. Виктор Орта радикально изменил пространство внутри здания, открыл его. Он заменил перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями.

Искусно комбинируя стекло и металл, архитектор достиг эффекта прозрачной плёнки, благодаря чему свет проникал повсюду, а лестничная площадка превратилась в освещенный центр жилого помещения. Комнаты особняка были просто залиты светом. Большую часть площади первого этажа дома, со стороны двора, Виктор Орта отвёл под зимний сад, а непроходные комнаты верхних этажей расположил вокруг центрального холла и внутренней лестницы, освещённой стеклянным фонарем. Лестница, ведущая на второй этаж, потрясает изяществом изогнутых линий и напоминает хрупкость и красоту природы - травы и деревьев. Его фантазия в отделке интерьера переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи. В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, а её изящество - образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн.

Чарльз Ренни Макинтош , родоначальник стиля "арт-нуво" в Великобритании, родился в Глазго, в 18 году. В лет он начал профессиональную подготовку в мастерской архитектора Дж. Хатчинсона. А в 1885 году поступил в Школу искусств в Глазго. Школа значительно повлияла на творческое становление Макинтоша. В 90-х годах он отблагодарит Alma Mater, создав проект нового здания Школы искусств - архитектурный шедевр, ставший украшением Глазго.

Макинтош был родоначальником британского модерна, и, вместе с тем, ему не свойственны стилеобразующие черты "ар нуво" - взвинченный ритм, линии, напоминающие удар хлыста, обильные растительные орнаменты. У него свой путь в дизайне, опережающий время. Вещи Макинтоша геометричны и функциональны. Их пропорции стройны, все лишнее удаляется. Макинтош создает серию стульев, проектирует часы, светильники, камины и столы.


Арт-нуво. Тотальный дизайн.

Первая мировая Война вытеснила эту чувственность. В искусстве стали использоваться новые технологии и новые материалы, мягкая линеарность уступила место стремительной геометрии. Стиль ар-деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Его истоки естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Стиль отчасти продолжил традиции ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения.

В то же время после 1-й мировой войны подъем индустрии, развитие науки и техники изменили темп жизни, ее стиль, материальное окружение и в целом мироощущение человека. Немыслимая до этого скорость машин, поездов, строительство мощных заводов, появление самолетов, радиоприемников, кинематографа – все это не могло не действовать на сознание художника, рождало новую эстетику промышленного века. Эти годы отмечены необычайной творческой активностью, смелыми новаторскими проектами в области дизайна, поисками новой художественной формы. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.


Первый дизайнер Петер Беренс (концерн АЭГ)

Важнейшим событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всеобщей электрической компании (АЭГ), монополизировавшей производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов и т. п. на всем западном полушарии. Это не просто слова - с именем этой фирмы была связана в представлении людей такая массовая продукция, какой не было прежде. Эта продукция не имела прообразов, даже отдаленных. Электричество только еще входило в жизнь, все с ним связанное предстало перед людьми впервые.

Продукция АЭГ была рассчитана в основном на экспорт, и, по мнению промышленников, для ее успешного продвижения на мировом рынке, для подавления конкуренции требовалось создать какой-то свой художественный почерк. Хозяев фирмы интересовала не столько эстетика вещи, сколько задача завоевания мирового рынка. Создание же определенного лица фирмы (архитектурный облик сооружений, шрифт реклам и т. п.) было только одним из средств для достижения этой цели. Петер Беренс разработан и впервые внедрил фирменный стиль, охватывающий изделия, рекламу и частично производственную среду.

Петер Беренс (архитектор), Карл Бернхард

(инженер) Зал собраний фабрики по

производству турбин компании

"AEG"в Берлине, 1908- 1909

П. Беренс пришел на должность «художественного директора» фирмы, имея за плечами большой опыт строительства архитектурных сооружений, проектирования мебели, посуды, текстиля (рис. 60). Нельзя сказать, что его произведения особенно выделялись в общем стиле модерн. Но Беренс был одним из первых проектировщиков промышленных зданий, а в те времена это считалось делом инженеров, а не архитекторов. П. Беренс, авторитетный и властный человек, очень последовательно проводил линию на подчинение разнообразной продукции одному, им предложенному, принципу стилеобразования. Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов - шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации - таковы были особенности художественной палитры П. Беренса. Практическая работа П. Беренса имела огромное значение для формирования нового вида деятельности - художественного конструирования и нашла много последователей как в самой Германии, так и за рубежом. Недаром многие считают его первым дизайнером в настоящем смысле этого слова.

Теоретическая и практическая деятельность «Веркбунда» и зарождавшегося в других странах движения за упорядочение и эстетизацию промышленной продукции были прерваны разразившейся в 1914 году первой мировой войной. Лишь после ее окончания проблема вновь встала перед обществом.





13.ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН (1920-1930 гг.)

ВХУТЕМАС , первоначально (до 1921 года) - Свободные художественные мастерские, основаные в 1918 в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища.
Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.

ВХУТЕИН - Высший государственный художественно-технический институт. Учрежден в Москве в 1926-27 на базе ВХУТЕМАСа. Состоял из основного (общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного, скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного, металлообрабатывающего и текстильного. Постановка общего и профессионального художественного образования во ВХУТЕИНе была значительно улучшена по сравнению с ВХУТЕМАСом. Однако в программах и практике обучения ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. Среди преподавателей было много формалистов. Поэтому
ВХУТЕИН не смог удовлетворительно справиться с задачей воспитания советских художественных кадров. (Или кто-то просто очень хотел его закрыть.) В 1930 ВХУТЕИН был закрыт. Вместо него были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова.

Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический, живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет металлообработки. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику. На графическом факультете ВХУТЕМАСа были отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и наборно-печатное. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые В. Фалилеев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др.





14. Арт-деко. Общие отличия от Арт-нуво.

Стили арт-нуво и арт-деко часто путают. Изящная чувственность стиля ар нуво царила в искусстве 20 лет, начиная с 1890-х гг. до 1-й мировой войны 1914 г., а стиль арт-деко датируется 1914 - 1938 годами. Арт-нуво черпал свои формы в живой природе, вдохновляясь капризными силуэтами и контурами растений, цветов, насекомых, птиц.

Арт-деко сочетал в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Представители этого стиля игнорировали массовое промышленное производство товаров, они стояли за эксклюзивное изготовление предметов. В производстве изделий использовались ценные и дорогие материалы - змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы, экзотическая древесина. Излюбленными формами были геометрические орнаменты из шести-, восьмиугольников, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Кроме того широко использовались растительные формы недавно распространенного модерна, различные цитаты из классицизма, а также заимствования из египетской, африканской и других экзотических культур.

Стилистической особенностью Арт-Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.

Законы построения жилого пространства в арт-деко следуют тем же принципам, что и обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. Как правило, эту роль выполняли гостиная и рабочий кабинет, позволявшие задействовать множество предметов и аксессуаров, на первый взгляд не обладающих особой функциональной значимостью. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Для арт-деко, как и для стиля модерн в целом, характерны сложные переходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в одном и том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты и обязательно изломанная крыша.

В отличие от классической линии модерна, для которой был характерен главным образом флористический декор, арт-деко тяготел к линейным геометрическим формам, которые максимально соответствовали новой эстетике архитектуры и промышленных технологий того времени. С одной стороны, арт-деко «ратовал» за очищение интерьера от декоративности «растительного» модерна, с другой – открыто конкурировал с конструктивизмом, с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.

Витиеват и причудлив

Этот знаменитый стиль оказался вдруг замешанным в масштабной путанице. В основе неразберихи - русское название стиля. Когда клиенты говорят дизайнерам, что хотят заказать интерьер в стиле модерн, профессионалам приходится уточнять: а какой именно «модерн» имеется в виду? Дело в том, что в народе модерном все чаще называют современный стиль - этакий классический минимализм, лаконичный европейский дизайн. Однако это ошибка, причем очень глубоко укоренившаяся.

Слово «модерн» используют применительно к современным интерьерам не только обыватели, но и многие авторы статей по дизайну, составители мебельных каталогов и даже дизайнеры мебельных салонов. Одним словом, масштаб путаницы грандиозен. Мы решили внести свою скромную лепту в распутывание этого «ложного узла» и рассказать нашим читателям о настоящем модерне в интерьере.

Итак, модерн - это не современный, а исторический стиль , зародившийся в конце 19-ого века, но довольно быстро уступивший модное первенство своему преемнику - стилю Ар-деко. В России стиль назвали «Модерном» , но у него много и других имен. Так, в Германии он известен как «Югендстиль» , в Италии - как «Либерти» , в Шотландии - как «Макинтош» , а в США - как «Тиффани» . Международное название, известное большинству - «Ар-нуво» (Art Nouveau) .

В чем причина путаницы, возникшей в нашей стране? Все просто: на английском языке слово «modern» означает все новое, современное. Когда продавцы мебели и материалов стали переводить иностранные каталоги с продукцией, они, ничтоже сумняшеся, калькировали знакомое им слово. То есть просто написали его кириллицей, не утруждая себя переводом. Кто-то ошибся по незнанию, а остальные подхватили.

Настоящий модерн: немного из истории стиля

Во второй половине 19-ого века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика - в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.

В 80-ые годы 19-ого века новые черты проявились в работах ряда мастеров - художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.


«Удар бича» Обриста

Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.

Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн

Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный .

Стиль ар-нуво, он же модерн в интерьере: основные черты

1. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии - это сама суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.

2. Девиз «Назад к природе!». Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, - это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.


3. Орнаментальность - яркая черта стиля Ар-нуво. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в , и в предметах искусства.


Спальня в стиле ар-нуво. Дизайнер: Дарья Григорьева



4. Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии - особая прелесть модерна.

5. Арочные формы. Арки в стиле модерн отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они очень плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам и многому-многому другому.


6. Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.



7. Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к . Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в . Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).


8. Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.


Дизайн интерьера в стиле модерн

Наверное, каждый дизайнер мечтает создать интерьер в этом стиле. Это проникновение в историю, прикосновение к прекрасному, творческая интерпретация на современный лад. Одним словом, работа интересная и… дорогая. Вообще, интерьеры в стиле ар-нуво - это роскошь, доступная лишь обеспеченным людям. Материалы и мебель, необходимые для создания обстановки в этом стиле, являются далеко не бюджетными. Да и не в каждом жилище этот стиль будет уместен, ведь ар-нуво требует больших пространств.

Рассмотрим некоторые детали дизайна в стиле модерн.

Основные цвета для интерьера в стиле ар-нуво, модерн, югендстиль

Палитра интерьеров в стиле ар-нуво, как правило, не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета - это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.

В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные - это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже - бронзы или серебра.


Отделка помещений в стиле модерн

Наиболее широко используемый материал - дерево. Его применяют и для полов (паркет, доска), и для стен (панели), и для проемов.



В интерьерах ар-нуво дерево на первом месте.

Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.

Повсеместно встречаются орнаменты и завитки, напоминающие «удар бича». Для создания орнаментов на полу и стенах во влажных помещениях применяют мозаику. Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев - фактурных или с и рисунком.


Мебель для интерьера в стиле модерн

Мебель обычно деревянная - дорогая, тяжелая. Хотя нередки и металлические предметы мебели, что неудивительно, ведь металлу можно придавать самые причудливые формы, а это является важнейшей составляющей стиля.


Тяжелым шкафам, комодам и буфетам придаются те же замысловатые арочные формы. Мало закрытых шкафов, зато много открытых полок.


Часть мебели может быть стеклянной - это совсем не противоречит концепции ар-нуво. Особенно если стекло будет украшено витражной росписью или пескоструйным рисунком.

Текстиль и декор

Шторам на окнах может быть придана все та же асимметричная форма, а ламбрекену - причудливо-изогнутая. Сами шторы, конечно, должны выглядеть дорого. Ткань может быть однотонной или с витиеватым растительным орнаментом.

Предметов декора в интерьерах стиля модерн совсем не много. Будут к месту светильники с витражами, витражные вазочки, зеркала изогнутой арочной формы, картины с растительными мотивами, крупные с цветами и павлиньими перьями, статуэтки. Однако важно знать меру и осторожно дозировать количество декора.

Стиль барокко

Cтиль арт-нуво в ювелирном искусстве (примерные границы: 1890-1915). В период с 1860 по 1880 гг. французский ювелир Оскар Массин своими произведениями задал тон и проторил дорожку для движе­ния арт-нуво.

Его произведения вдохновили искавших новые формы ювелиров-дизайнеров конца XIX века на то, чтобы порвать с ограничи­вающей их традицией и сопроводить начало нового века свежим всплеском творческой энергии.

Они приняли новый революцион­ный взгляд на искусство и больше внимания уделяли создаваемому каждым украшением образу, а не использованию дорогих .

С помощью плавных форм они сосредоточивали свое внимание на детальной работе с металлом, использовании необыч­ных камней и новых материалов, а с помощью эмали создавались уникальные во всех аспектах произведения искусства.

В этот период очень частыми были эксперименты. Ничто не сковывало ювелиров-дизайнеров. Они брали такие материалы, как рог и , такие необычные камни, как или натуральный , «крыло» и .


Все это смешивалось в причудли­вых, никогда раньше не при­менявшихся сочетаниях. Ос­новные мотивы заимствова­лись у природы: цветы, насекомые, листья, переплетенные виноградные лозы и ускользающие загадочные женские силуэты.

Необычными были сами предметы изображения. Они использовали такие цветы, как большие ирисы, и таких насекомых, как порхающие бабочки и стрекозы. Плавные движения и более отвлеченный характер ювелирных изделий в стиле арт-нуво создавали ощущение спокойствия и умиротворенности, как будто вы попадаете в мир грез.

В это время на авансцену выходят французские ювелиры-дизайнеры, а самыми яркими звездами были Рене Лалик, Анри Вевер, Жорж Фуке, Жо Деком, Boucheron, Филип Вольфер, Плиссон и Хартц, а также Люсьен Гайар. Работал в стиле арт-нуво и Петер Карл . В Америке Луис Комфорт своими издели­ями в стиле арт-нуво произвел настоящую сенсацию.

Среди других американских мастеров, работающих в этом стиле, назовем Теодора Дрейсера, Джеймса Колдвэлла, Shreve Company, Peacock Company, Бэйли, Banks, Biddle, Black, Stars Frost, Marcus Company, Spaulding Company и Теодора Старр.


На фото украшение в стиле арт нуво автор ювелир Рене Лалик

Его путают с , но от него он далеко. Речь пойдет об арт нуво . Чтобы понять, чем он является, начнем с особенностей арт деко. Поняв их, поймем и разницу между художественными стилями.

Арт деко вдохновляется искусством Древнего Египта, в частности, Месопотамии. Отсюда мотивы тропических растений и много блеска. Здесь и хромированные, и латунные, и серебряные поверхности.

Добавим к этому брутальную сексуальность в виде пантер и львов. Воспевается, так же, образ кроткой лани – их добычи. Если орнамент, то составленный из простых фигур. Если краски, то яркие, насыщенные и контрастные. Если предметный мир, то связанный с технологиями. Противопоставим этому арт нуво и поймем разницу.

Особенности стиля арт нуво

Арт нуво – стиль , зародившийся раньше арт деко. Последний возник в 1925-ом году. Тогда в Париже прошла выставка под названием Exposition internationaledes Art Dcoratifs et industriels Modernes. Из ее имени и вычленили термин для нового стиля. Многие предметы на соответствовали именно ему.

Арт нуво возник на 40 лет раньше, в 1885-ом и понимался, как новое искусство. Оно обратилось к плавным линиям, природным мотивам. До революции арт нуво звали новейшим искусством, а во времена СССР стали именовать модерном.


Этот термин переводится как «современный». Искусствоведы 21-го века склонны употреблять понятие «модерн» по прямому назначению, говоря именно о современных вещах, а не из прошлых веков. Поэтому, начали применять английское обозначение стиля «арт нуво».

Модерн арт нуво в разных странах именуют по-разному и воспринимают как национальную идею. В Австрии, к примеру, стиль кличут «сецессион», а в Италии «либерти». Арт нуво не смог стать международным, единым для всех.

В этом принципиальное отличие от арт деко. Последний все понимают одинаково, называют одинаково и воссоздают одинаково. Идея направления – жизнь, как праздник. Отсюда столько яркости, технологичности и томности.

Идея арт нуво иная, ставится в противовес господствовавшему ранее рационализму. Его прямые, скупые линии заменили плавными, воспев природность окружающей обстановки, ее сложность и многогранность.


Орнаменты арт нуво составляются из одной непрерывной линии. Она извивается, загибается, пересекает сама себя. В итоге, получается сложная и витиеватая картина, словно переплетение трав в поле.

Однако, травы эти близкие и родные. Это не тропические растения, а те, что видны под окном. Краски тоже природные. Вместо яркости и контрастности используются пастельные тона. Выбивается из них лишь .

На фото арт нуво демонстрирует столь же натуральные и неброские материалы. в противовес металлам арт деко тусклое, много , и . В рисунках, украшающих их и текстиль, преобладают птицы, рыбки, насекомые.

В общем, вновь мотивы природы. Им чужды новые технологии. Поэтому, в арт нуво много декора, но мало практичности и, тем более, современной аппаратуры. Проще увидеть резной стол из дерева, письменные принадлежности в старинном стиле и инстоляцию-камин, который на самом деле лишь причудливо сплетшиеся корни дерева. , . Их очарование в приглушенных красках, неброском сиянии.

В соответствии с излюбленными орнаментами арт нуво в драгоценностях стиля много цветов, птиц, рыбок, стрекоз. Если присутствуют женские фигуры, их дополняют крыльями бабочек, юбками из лепестков. могут быть в прямом смысле сережками, к примеру, березовыми. Цвет дерева прорабатывается ювелирами в камне, металле, слоновой кости.

Излюбленной техникой арт нуво стала эмаль. Это . Оно наносится на металл, запекаясь на нем. Дабы разграничить элементы рисунка, используют перегородки из , , ювелирных .

Такую эмаль называют перегородчатой. Кружево множества стеночек соответствует таинственности стиля. Создается впечатление, что заходишь в сказочный лес или встречаешься с его нимфами. Кстати, о нимфах.

В украшениях арт нуво орнамент сочетается с обнаженной натурой. В 19-ом веке это стало вызовом целомудренным взглядам. В 21-ом веке обнаженкой не удивишь. Эротизм арт нуво соответствует времени и, в этом смысле, оставляет стиль современным.

Арт нуво в интерьере

В интерьере стиль выражается предметами ручной работы. Здесь и витражи, и эксклюзивная деревянная мебель, ручная кладка каминов, уникальные и картины. Не зря арт нуво провозгласили стилем художников и вообще людей искусства.

Творцы наполняют интерьер глубоким символизмом, извилистыми линиями, штучными предметами. Именно поэтому арт нуво довлел над прочими стилями лишь 4-ре десятилетия. Наступили времена повсеместного машинного производства. Массовые товары не отличаются сложностью форм и беспрестанно повторяются. Это чуждо арт нуво.

В интерьере стиль арт нуво выражается, в основном, зеленым и коричневым цветами. Проводится параллель с красками, преобладающими в природе. Все цвета как бы припудрены, замутнены.

Если розовый, то сероватый, если лиловый, то с серебром. Местами мерцают поверхности, подобные играющему на солнце льду или искрящимся каплям воды на цветах. В обязательном порядке такие ассоциации в интерьере арт нуво вызывают стекла окон. Для этого их обрабатывают специальными составами.


На фото интерьер в стиле арт нуво

В целом интерьер арт нуво можно назвать добротным. Используются натуральные материалы и обрабатываются эксклюзивно. Так же, стиль обтекаем. В интерьерах арт нуво не найти прямых и строгих линий.

Все мягко, изящно и грациозно. Ткани, как и прочие материалы, натуральные, богато орнаментированные. Каждая деталь в интерьерах арт нуво – предмет, который можно рассматривать часами.

Арт нуво в живописи

В живописи арт нуво, как и прочих ипостасях стиля, эксплуатируются темы естественности, таинственности, чувственности. Женские образы, к примеру, томные с округлостями и пышными волнами волос.

Зрительно эти дамы кажутся высокими. В арт деко, к примеру, леди миниатюрные, тонкие и звонкие. В них есть колючая спортивность. Кажется, что эти дамочки куда-то спешат.

Женщины на картинах стилистики арт нуво, напротив, умиротворены и спокойны. Они наслаждаются моментом, не стремясь покинуть его. Волосы распущены, тела расслаблены, взгляды задумчивы.

Из художников направление арт нуво поддерживали Константин Сомов, Куно Амье, Леон Бакст, Густав Климт, Ян Тороп и Шарль Морен. Последний творил, так же, в стилистике символизма.


Картина в стиле арт нуво художник Габриэль Морено

Арт нуво соответствует примерно каждая 3-я картина Морена. На полотнах часто фигурирует и его , к примеру, круг. Дневное светило в арт нуво можно назвать предметом культа.

На картинах, так же, изобилуют странные существа. Это не монстры, но есть в них что-то нереальное, сказочное. Остальные мотивы природы натуралистичны. Глядя на картины, видишь раковины, павлинов, бабочек и божьих коровок.

Истоки и особенности стиля Ар Нуво

Конец XIX столетия в Европе ознамено-ван относительным миром и проц-ветанием. Экономический рост повлек за собой увеличение численности круп-ной и средней буржуазии, что в свою очередь способствовало появлению и развитию новых, экспериментальных направлений в архитектуре. Стиль Ар Нуво возник и сформировался в Бельгии и Франции (затем он появился в Германии, Испании и странах Скандинавии). В Ав-стрии «Венский Сецессион» объединил представителей стиля Ар Нуво. Западные художники в этот период увлечены ис-кусством Дальнего Востока (особенно Японии), кроме того, развитие средств связи очень обогатило европейскую культуру. Новый стиль предложил обновление, современное решение которого сломило удушающее господство традиций прошлого, представив искусству новые оригинальные формы выражения.Стиль Ар Нуво не был везде одинако-в, в разных странах существовали собственные варианты стиля. Только в ретроспективе можно увидеть общие черты и взаимосвязи, которые позволяют говорить об Ар Нуво как «большом стиле». Термин «Ар Нуво» ничего не значил в то время, когда стиль только зарождался, - так называлась мастер-ская в Париже, изделия которой были выполнены в новом стиле(с французского Art Nouveau - "новое искусство"). Нет какого-либо отдельного художника или дизайнера, творчество которого явилось бы воплощением нового стиля. В разных частях Европы идеи движения получали самые разные трактовки, отражая индивидуальный характер каждой страны. Новый стиль был известен под разными названиями. Во Франции это был стиль метро,в Германии немецкое на-звание «югендстиль» («молодой стиль» или «стиль молодых»).