Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Обозначение цветов в тесте люшера. Синий цвет в психологии. Цветовые тесты по психологии

Физиологам давно известно, что каждый определенный цвет вызывает у любого человека, у любого культурного слоя не только то же самое восприятие, но и точно такое же впечатление, независимо от настроения субъекта. К примеру, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий успокаивает и затормаживает. В этом заключена объективная общезначимость психологии цвета. Индивидуально различной является, однако, личная симпатия, равнодушие или антипатия человека по отношению к какому-нибудь цвету.

Люшер, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания). Заметим, что действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему.

Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального предпочтения. Каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии всякой биосистемы. Качественное своеобразие цвета очень тонко и четко дифференцировано. Любой чистый цвет в своем воздействии существенно отличается от «соседствующих» с ним на шкале спектра оттенков. Именно детальный анализ накопленных человечеством опытных данных позволили М.Люшеру точнейшим образом охарактеризовать каждый из основных цветов и на основании этих исходных характеристик сформулировать значения многочисленных оттенков и тонов. Предположения Люшера о характере действия этих цветов на психику в дальнейшем были подтверждены работами сотен учёных, исследователей цветопредпочтений, изучавших цветовосприятие в самых различных условиях и ситуациях.

Краткая интерпретация значений восьми цветов:

Серый (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то "произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения". Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

Синий (1) Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает разрывание пут или желание их разорвать. Сочетание +3-1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную (помимо первых 3-х) позицию.

Зеленый (2) По Люшеру - это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения "Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение". Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. "все, что приводит к абстрактному формализму", а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й). Компенсация за счет +4 ("бегство к свободе") представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й и 4-й.

Красный (3) Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный - выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это - воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, сила воли Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, "попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований". Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет "мазохистическое прилипание" к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 -поиск приключений, активация сексуальности Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2, 3, 4 и 5.

Фиолетовый (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность". Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин - на 1-й и 2-й позициях.

Коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места. Черный (7-й) это -"нет" в противоположность -"да" белого, это "конец, за которым больше ничего нет". 74 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.

Учеными давно доказано эмоциональное воздействие цвета на людей. Психология восприятия цвета во многом носит субъективный характер. Зависит она и от сложившихся традиций того или иного общества. Один и тот же цвет в разных культурах имеет неодинаковое значение. Известно, что у многих народов белый - это цвет праздника, наряд невесты. Но в некоторых странах Востока белый символизирует траур.

Категории цвета

Холодные и теплые оттенки - основные категории, на которые принято делить весь спектр. Оттенки синих цветов, фиолетовых и зеленых относятся к холодным тонам. Доказано, что они способны вызывать самые противоречивые чувства у человека - от расслабления и спокойствия до уныния и печали.

Теплые тона - оранжевый, желтый, красный. Они также неоднозначно воздействуют на эмоции людей. Состояние комфорта и тепла может перерасти в чувство гнева, враждебности. Определенные знания в области влияния цвета на чувства человека помогают самостоятельно изменить состояние, а также сохранить и приумножить жизненную энергию.

Психологические эффекты холодных тонов

Наиболее часто для развития определенных способностей или получения нужного эмоционального состояния используют фиолетовый, сиреневый, зеленый, голубой, синий цвет.


В психологии принято считать, что фиолетовый способствует развитию творческих способностей человека. Он получается путем смешивания оттенков красного и синего спектра. Именно это создает баланс между высокой активностью и спокойным состоянием. Такое уравновешенное сочетание эмоций вызывает желание творить, создавать что-то оригинальное в разных областях жизни человека. Фиолетовый символизирует также царственность, богатство, мудрость, изощренность.
Сиреневый цвет способствует снятию напряжения, так как является более мягким оттенком фиолетового. Он хорошо подойдет для кабинета или помещения, где много работают.

Всем известно, что наибольшей расслабляющей способностью обладают зеленый цвет и его оттенки. Этот факт научно доказан и используется даже в лечебных целях при наличии проблем со зрением. Также зеленый спектр сближает с природой, давая силу, здоровье, гармонию, прохладу. Увеличение финансового дохода, профессиональный рост ждет всех, кто отдает предпочтение этим тонам.

Синий цвет в психологии

Мало кому известно, что влияние синего во многом совпадает с воздействием зеленого на психику человека. Он также способен вызывать расслабление и спокойствие. Значение синего цвета в психологии изучено специалистами достаточно хорошо. Опытным путем установлено, что синий и его оттенки необходимо использовать в помещениях, где наблюдается интенсивное движение людей или в тех случаях, когда человек вынужден находиться в комнате продолжительное время.


Синий цвет в психологии - это спокойствие, сосредоточенность. А также подавление аппетита, мудрость, правда, верность.

Неожиданные результаты получили ученые, которые попытались в окружение людей внедрить синий цвет. В психологии известен эксперимент, когда синие фонари, горящие на улицах в ночное время, значительно уменьшили процент совершения преступлений в этих местах. А светофоры синего цвета на железной дороге сокращают количество несчастных случаев.

Эффекты теплого цвета

Использование различных оттенков теплых тонов зависит от целей, которые ставит перед собой человек. Желтый цвет в психологии предлагают использовать людям, желающим повысить аппетит. Но кухня или столовая, выполненная в желтых и оранжевых тонах, совершенно не подойдет всем, кто пытается бороться с лишним весом. Такое воздействие цвета связано с тем, что во многих продуктах питания, вызывающих аппетит, содержатся ингредиенты, имеющие оранжевый или желтый цвет.



В психологии цвета также известно, что желтые тона отражают большое количество света, а это может вызвать раздражение, приводящее к ухудшению общего состояния. Известно также, желтый - это счастье, веселье, оптимизм, привлечение внимания.

Цвет в повседневной жизни

Все люди не раз испытывали на себе и точно знают, что окружающая обстановка может вызывать положительные, отрицательные или нейтральные эмоции. Но не каждый задумывался о том, что именно цвет предметов является главной причиной возникновения определенного психического состояния.

Эмоциональное воздействие цвета и психология человека активно изучаются альтернативными направлениями медицины, такими как цветотерапия, арт-терапия. Благодаря методикам, используемым специалистами, удается решить проблемы психологических расстройств, улучшить самочувствие пациентов.

Существуют доказательства того, что цвет может оказывать влияние и на физическое состояние людей. Так, например, если в течение определенного времени смотреть на красный, то это может привести к увеличению сердечных сокращений и повышению уровня адреналина в крови.

В повседневной жизни люди часто прибегают к услугам дизайнеров. Специалисты этой сферы хорошо понимают, как цветовая гамма может влиять на состояние человека. Именно по этой причине так важно грамотно осуществить ее подбор для помещения. Выбор полностью зависит от предназначения комнаты, длительности нахождения в ней, количества людей, которые обычно бывают здесь.

Использование цвета в маркетинге

О том, что значение цветов в психологии велико, говорит факт существования крупных инвестиций различных коммерческих предприятий в вопросы изучения данной темы. Рекламная продукция, выполненная с учетом имеющихся исследований в области психологии цвета, может значительно повысить прибыль предприятия.

Влияние красок на подсознание человека так велико, что заставляет его совершать определенные действия или проявлять пассивность. Цветовые комбинации, используемые на вывесках, рекламных щитах предприятий общественного питания или их производства, могут вызвать у человека чувство голода. Следовательно, появляется желание приобрести рекламируемый продукт.

Аналогичным способом поступают банки, предприятия сферы услуг. Цветовые оттенки на их вывесках должны вызывать у человека чувство доверия, спокойствия. Появление активности клиента, желания воспользоваться услугой предприятия - это тоже может быть результатом воздействия цвета рекламы.

Цвет и духовные практики

На состояние энергетической системы человека влияют многие факторы. Не последнюю роль в этом играет и цвет. Используя в духовных практиках и медитациях цветовые эффекты, специалисты этой области добиваются поразительных результатов. Благодаря специальным техникам человек способен заметно активизировать деятельность в определенной сфере, добиваясь нужного эффекта. Не являются редкостью и те случаи, когда подобными методами можно улучшить физическое состояние.

Цвет в западной культуре

Значение цветов в психологии, их интерпретация зависит от сложившихся культурных традиций страны, где живет человек. В Европе влияние цвета на психику человека рассматривается иначе, чем в других частях света. Кроме того, принято считать, что конкретный тон мало воздействует на подсознание. Важным является сочетание цветов. Однако конкретные оттенки также важны.


Например, белый цвет в психологии символизирует физическую и духовную чистоту. Он создает ощущение увеличения пространства, указывает на нейтралитет. Кроме того, белый цвет в психологии является символом начала. Он используется как основа для печати на принтере, в работе художника, стилиста. Черный противоположен белому. Он указывает на мощь, силу, власть, истощение или смерть.

Красный цвет символизирует тепло, любовь, страсть, энергию, жизнь, волнение.

Голубой цвет способен вызвать умиротворение. Он несколько снижает давление, идеально подойдет для комнаты отдыха, спальни.

Выбор коричневого цвета указывает на стремление человека к стабильности, надежности, крепкой дружбе, комфорту и безопасности. Иногда оттенки могут означать печаль и даже траур.

Розовый цвет не только волнует и возбуждает, но и способствует созданию атмосферы любви, романтики, спокойствия и нежности.

Личное восприятие цвета

Каждый человек индивидуален. Именно по этой причине рекомендации по использованию цвета для изменения своего состояния носят лишь примерный характер. Все, кто желает воспользоваться методами, существующими сегодня в психологии цвета, и получить желаемый результат, должны уметь прислушиваться к себе, понимать те знаки, которые исходят из подсознания.

Самый простой и доступный метод - это наблюдение. Так, например, значение синего цвета в психологии имеет схожесть с зеленым. Но это совсем не означает, что конкретному человеку подходит тот и другой оттенки. Необходимы тщательные наблюдения, аналитические выводы, которые помогут правильно выбрать цвет, способный максимально помочь в решении проблемы.

В неблагоприятные моменты жизни обязательно нужно пронаблюдать, предметы какого цвета окружают человека чаще всего. Здесь имеет значение все - оттенки предметов интерьера, одежды, продуктов питания. От утомления, подавленности избавят оттенки оранжевого, красного, желтого. Если есть проблемы с перевозбуждением, то помогут оттенки синих цветов или зеленая гамма.

Методики выбора предпочитаемого спектра

Цветовые тесты по психологии являются эффективными вспомогательными средствами, благодаря которым с наибольшей точностью можно определить предпочтения человека в выборе того или иного спектра. В дальнейшей работе по корректировке поведения, психологического состояния человека эти данные послужат основой для изменения субъективного восприятия цвета.

Наибольшей популярностью пользуется тест швейцарского психолога Макса Люшера. Исследования могут иметь два варианта - краткий и полный. В том и другом случае испытуемому предлагаются наборы цветных карточек, из которых нужно по очереди выбрать вызывающие предпочтение по цвету.

Для чистоты эксперимента необходимо проследить, чтобы на карточки не падали прямые солнечные лучи, но освещение обязательно должно быть естественным. Кроме того, тестируемый не должен при выборе цвета делать акцент на моду, традиции, вкусы. Выбор цвета должен быть быстрым и бессознательным. Это обстоятельство позволит определить, каков человек на самом деле, а не то, каким он хочет казаться.

Интерпретация результатов

Методики, подобные тесту Люшера, дают возможность обнаружить индивидуальные особенности восприятия цвета. На основе полученных данных специалисты могут разработать конкретные рекомендации, позволяющие избежать психологического стресса, который способен привести к физическому недомоганию и другим проблемам со здоровьем.

(Luscher Farbwahl Test)

Обзор

Проективная методика исследования личности. Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов (см. Цветных пирамид тест ). Опубликована М. Люшером в 1948г.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными - фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных - со сферой бессознательного.

В разработанной М. Люшером теории личности есть два основных психологических измерения: активность-пассивность и гетерономность-автономность.

В зарубежных исследованиях, посвященных данной методике отмечается умозрительность теории ее автора, необходимость детальной научной разработки теста. Данные о валидности и надежности Л. ц. в. т. неоднозначны. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

В отечественных исследованиях изучалась валидность цветового теста Люшера (И. М. Дашков и Е. А. Устинович, 1980), исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н. К. Плишко, 1980). Предпринята попытка разработки на основе данного теста методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А. М. Эткинд, 1980). Исследования Н. Н. Пуховского (1995) посвящены психометрической разработке Л. ц. в. т. (8-цветный вариант). По мнению этого исследователя, тест «запускает» нейропсихологические механизмы категориального цветовосприятия. Предполагается, что при традиционной процедуре тестирования взаиморасположение некоторых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормального распределения и отражает закономерности функционирования психологических механизмов, формирующих актуальное психическое состояние и устойчивые особенности личности. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу, и делается вывод о том, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а также может быть полезен для изучения личностных особенностей.