Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

"декоративное освещение зданий". Ночное освещение города – источники света, нормативы, основы светодизайна

Архитектурно-художественное освещение, в последнее время приобретает все большую популярность. Его используют для подсветки не только исторических и культурных зданий, но и для офисных и торговых центров, жилых домов, садовых и парковых зон — и даже производственных зданий.

Такой тип освещения способен преобразить самое унитарное здание. Здесь, главное, правильно его смонтировать и настроить.

И вот с этим аспектом, у наших доморощенных светоинженеров далеко не все так хорошо. Поэтому в нашей статье мы постараемся раскрыть основные нормы и правила создания качественного архитектурного освещения.

Требования, предъявляемые к архитектурному освещению

Прежде чем разбираться, как правильно организовать архитектурное художественное освещение давайте, разберемся с теми аспектами, от которых мы будем отталкиваться при его проектировании. Ведь правильное определение условий — это уже половина победы.



Одним из самых важных параметров при выборе освещения, является расположение дома. А также, имеет значение расположение смежных зданий, наличие габаритных зеленых насаждений, интенсивность движения транспорта в прилегающей зоне. Почему нам это важно?

Например: рядом с нашим зданием расположено однотипное или отличное здание, уже оборудованное системой подсветки. Значит, нам необходимо будет подстраиваться под его цветовую гамму, стилистику оформления освещения, и учитывать его отраженное освещение.

В противном случае, наша подсветка дома просто выбьется из архитектурного ансамбля, и будет выглядеть бельмом. Если же соседнее здание не имеет подсветки, то нам все равно следует учитывать его цветовое оформление, затеняющее воздействие — и, возможно, отражающее влияние.



Наличие габаритных зеленых насаждений, несколько ограничивает нас в геометрии расположения светильников. А в некоторых случаях, для создания целостного ансамбля, требует и их светового оформления.

Наличие транспорта и пешеходных зон вблизи дома, накладывает на нас определенные обязательства. В частности, ослепляющего эффекта от нашего освещения не должно быть. И это касается не только , но и любого другого декоративного освещения нашего ансамбля.



Очень важным аспектом является угол и зона обзора нашего здания. Для этого вычисляется линия наиболее вероятного угла зрения человека при осмотре данного здания. Ведь согласитесь, дом, который будут осматривать с расстояния в 100 – 300 метров, требует совершенного другого подхода, чем здание, на которое будут смотреть с расстояния в километр и более.

При этом, если у нашего здания есть участки фасада, не просматриваемые зрителем, то их можно и вовсе не освещать — либо снизить интенсивность их освещения. Между прочим, цена такой экономии для отдельных зданий, может быть весьма и весьма существенной.

Очень важным аспектом является материал и цвет отделки фасада здания. Различные материалы обладают неодинаковым коэффициентом отражения. Поэтому требуется соблюдать правильный угол падения света, что в свою очередь отражается на общей структуре светового оформления.

Нормы и правила архитектурного освещения зданий

Теперь, давайте рассмотрим каждый из этих аспектов более подробно, с указанием норм и правил, предъявляемых к каждому из них. Кроме того, изучим рекомендации, которые дают нормативные документы к различным объектам.



Прежде всего, рассмотрим вопрос: «Почему нормы архитектурного освещения так требовательно относятся к расположению здания?».

Допустим, есть два здания: одно из них располагается на центральной улице крупного города, второе — в загородном дачном поселке. Интенсивность освещения для этих зданий должна быть разная. Ведь в загородном населённом пункте, фоновая освещенность на порядок ниже.



Исходя из этого, в СНиП 23-05-95 была разработана классификация улиц и площадей по фоновой освещенности. Данная классификация сведена в табл.37 нормативного документа.

Согласно нее, освещенность фасада дома в крупном городе должна быть 10 кд/м 2 . Освещение же фасада загородного дома может быть всего 4 кд/м 2 .

Если не придерживаться этих норм, здание в центре города будет слишком блеклым, а дом в загородном поселке, будет иметь слишком яркое освещение.

Еще один аспект, на который мы бы советовали обратить внимание — это окружающее пространство. Если рядом с нашим домом расположено здание со значительными площадями остекления, из которого струится освещение, то это следует учесть при расчетах.

В этом случае, независимо от категории улицы, яркость фона следует принимать более 5 кд/м 2 . Соответственно, средняя освещённость нашего фасада должна быть не меньше 10 кд/м 2 .



Обратите внимание! На освещение витрин магазинов не распространяются нормы по освещению фасадов. Для них действуют другие нормативы по максимальной освещенности, которые, кстати, тоже зависят от категории места расположения.

Так же мы рассматривали случай, когда наше здание затенено растительностью. Она значительно снижает яркость фона. Поэтому, независимо от расположения здания, нам в этом случае нужно будет достичь средней освещенности в 4 кд/м 2 .

Еще один вопрос, на котором следует заострить внимание — это точка обозрения здания. Согласно СНиП 23-05-95, если она расположена на расстоянии в 1км и более, то допускается увеличивать среднюю освещенность здания до необходимой величины.

Теперь, что касается угла падения света. Практически все поверхности зданий относятся к так называемым, диффузным поверхностям (с рассеянным отражением света). При угле падения света в 45 о, они по-разному отражают свет — и это следует учитывать при проектировании.


Если у нас имеется гладкая поверхность фасада, покрытая полимерными красками, то мы имеем диффузное отражение света.

В этом случае, свет отражается равномерно во всех направлениях.


Для гладких матовых поверхностей – таких, как шлифованный гранит, мрамор, травертин, неглазурованная плитка, гладкий бетон и тому подобное, отраженность будет направленно-рассеянной.

То есть, в данном случае большая часть отраженного света, будет распределяться по направлению зеркальной отраженности. Меньшая часть света, будет отражаться под другими углами.


Если имеется фасад с матовой офактуренной или шероховатой поверхностью, например: оштукатуренный полимерцементным составом с мелкозернистым наполнителем, то такая поверхность так же даёт направленно-рассеянное отражение света.

Только в этом случае, большая часть отраженного света направлена к источнику.


Если фасад имеет шероховато-блестящую поверхность, например: облицован тесанным гранитом, кварцевым песком или стеклом, то он дает направленно-рассеянное отражение.

Но в этом случае, инструкция говорит нам о том, что отражение будет распределяться примерно поровну между направлением к источнику света и его зеркальным отражением.


Последним вариантом, является фасад с гладкой блестящей поверхностью.

Она может быть получена при использовании шлифованного мрамора, гранита или глазурованной облицовочной плитки.

В этом случае, отражение света будет смешанным со значительными бликами по направлению к зеркальной отлаженности.

Но это еще не все. Как известно, отраженность зависит еще и от цвета облицовки. Так, согласно таблице 38 СНиП 23-05-95, белый цвет дает коэффициент отражения равный 0,6. А черный цвет имеет коэффициент отражения менее 0,15.



Виды и секреты архитектурного освещения

Ну вот, мы и определились с основными нормами и аспектами фасадного освещения. Но это ни на йоту не приблизило нас к ответу на вопрос, как его правильно организовать. Поэтому давайте рассмотрим его основные виды, и раскроем небольшие секреты его монтажа.

Виды архитектурного освещения

Освещение архитектурное может быть нескольких видов: равномерное, комбинированное, контурное, внутреннее и декоративное.



Некоторые из этих видов, в различных источниках имеют различные названия, но это не меняет их сути:

  • Наиболее распространенным, является так называемое равномерное, или как его еще называют: заливное освещение . Оно предполагает равномерное освещение всего фасада дома по всему периметру. В некоторых случаях, применяется равномерное освещение части фасада дома.

Обратите внимание! Для данного типа освещения, существует норма по равномерности освещения. Так, перепад между средним уровнем и уровнем освещенности наиболее затененного участка, не должен превышать показатель 1/3.



  • Комбинированным называется освещение, когда имеется равномерное освещение фасада, а отдельные элементы имеют более яркое освещение. В некоторых случаях, отдельные элементы наоборот затемняются.


  • Контурным называется освещение, когда фасад дома имеет подсветку только по контуру. Иногда применяется частичное контурное освещение, когда подсвечивается контур только одного элемента дома. Обычно это контур крыши, но здесь возможны варианты. Кстати, контурное освещение иногда используют в комплексе с системой охранного освещения.


  • Иногда применяется внутреннее освещение фасада . Казалось бы, это не совместимые понятия. Но за счет специально спроектированного включения внутреннего освещения, на фасаде дома можно создавать световые рисунки.

Внимание! При наличии определенных средств автоматизации управления внутренним освещением, можно добиваться изменения светового рисунка в течение определённого времени. Такое решение имеет смысл только для многоэтажных зданий с большим количеством световых проемов, и обычно используется только как временное решение.



  • Декоративным освещением фасада дома называется такой тип освещения, когда при помощи специальных наружных светильников или других световых устройств, на фасаде изображается определенный орнамент. Данный тип освещения достаточно сложно организовать своими руками, и для получения качественного результата требует специального оборудования. Поэтому в большинстве случаев так же является временным.

Секреты архитектурного освещения

А вот теперь пришло время поговорить о том, как правильно выполнять монтаж архитектурного освещения. Ведь дело это достаточно непростое, и требует знания многих нюансов, которые мы и попробуем раскрыть в нашей статье.

Прежде всего, давайте остановимся на местах расположения светильников. Это могут быть специальные ниши ниже уровня земли. В этом случае, следует побеспокоиться о качественном водоотведении, и соответствующем уровне влагозащищенности светильников.

Могут быть светильники, установленные на уровне земли. Обычно их монтируют на специальные бетонные или железные пьедесталы. Можно установить светильники непосредственно на самом здании. Для обеспечения требуемого угла падения света, при этом следует использовать специальные держатели.



В некоторых случаях, для освещения фасада дома используют светильники, установленные на крышах соседних зданий. Если такой возможности нет, то можно устанавливать светильники на специальных мачтах или столбах.

Выбор места установки светильников осуществляется, исходя из конструкции здания, его отделочных материалов и окружающего пространства.

Давайте рассмотрим некоторые варианты:

  • Когда здание имеет форму башни , то светильники следует располагать на уровне земли. Если это невозможно, то следует использовать два или три светильника, расположенные в диаметрально противоположных участках здания, и равноудаленные от ее основания.
  • Если у здания имеются вертикальные выступы . Это могут быть элементы конструкции, пилястры и другие подобные элементы. В этом случае, следует выбрать основное направление наблюдения, и разместить светильники справа и слева от мест наблюдения. Для освещения затененных участков, следует применить дополнительные светильники. Причем, их яркость может отличаться от яркости основного заливного освещения.


  • Если на нашем здании присутствуют небольшие горизонтальные выступающие поверхности – балки, пояса и тому подобное. Светильники следует располагать на уровне земли, но на некотором удалении от здания.

Обратите внимание! Если наше здание имеет ширину больше чем высоту, то имеет смысл применять светильники с высокими углами горизонтального рассеяния. Если же здание напротив, в высоту намного больше чем в ширину, то следует применять прожекторы с высокими углами вертикального рассеяния.

  • При наличии балконов, лоджий и других габаритных горизонтальных выступающих частей , светильники следует располагать на земле, но на значительном удалении от здания. Размещать светильники выше уровня земли не рекомендуется из-за попадания света внутрь помещения.


Теперь давайте обсудим зависимость угла установки светильников от облицовки здания. Здесь то же есть определенные требования.

Если для отделки фасада применяется материал с диффузным отражением света, то угол падения света на фасад и взгляда наблюдателя, должен быть в пределах 30 – 45 о. Для зданий, отделанных материалами с направленно-рассеянным отражением, светильники следует размещать так, чтобы угол между углом падения света и взглядом наблюдателя, был в пределах 45-60 о.

Если же это материалы с шероховатой блестящей поверхностью, то светильники следует располагать таким образом, чтобы свет падал снизу-вверх. При этом угол падения света не должен быть больше чем 45 о.

Это же правило касается и освещения зданий с отделкой из гладких блестящих материалов. Только в этом случае, угол падения не нормируется. При этом следует полностью исключить попадание бликов в поле зрения человека, как на видео.

Давайте остановимся и на требованиях установки, предъявляемых к светильникам исходя из окружающей обстановки. В первую очередь, это касается зеленых насаждений.

Если таковые есть перед зданием, то светильники следует располагать между деревьями и зданием. В некоторых случаях допускается их скрывать в зеленых насаждениях, но при этом следует исключить попадание в луч света отдельных веток.



Если здание расположено на берегу водоема или бассейна, то светильники для подсветки следует расположить на уровне или ниже уровня земли. Это необходимо для отсутствия бликов на воде, и красивого отражения силуэта здания в водоеме.

Обратите внимание! В этом случае не допускается установка светильников с направлением света вниз. А при установке светильников для подсветки отдельных элементов, их следует делать максимально направленными.

Последним важным аспектом, является цветовая гамма архитектурного освещения. Если вы хотите обеспечить качественную цветопередачу, то не стоит пользоваться лампами накаливания и лампами НЛВД.

Ими можно освещать только серо-бежевые и темно-зеленые поверхности. Для остальных поверхностей лучше использовать лампы ДРЛ, ДРИ, диодные. Но тут, тоже не без оговорок, касающихся цветопередачи отдельных диодных ламп.

Вывод

Освещение архитектурно художественное — это целый раздел в осветительных системах. Здесь следует правильно выбрать не только технические параметры, системы управления, выполнить монтаж, но и обладать определенным талантом. Поэтому для создания действительно качественного фасадного освещения, советуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к профессионалам.

Декоративное освещение зданий стало неотъемлемым элементом жизни современного города. Одновременно освещение фасада дома сегодня также является модной тенденцией при обустройстве особняков в коттеджных поселках. Все чаще ведущие мировые дизайнеры в своих интерьерных работах используют игру света и тени, ведь умело подобранное освещение - это и основа для создания комфорта и уюта в самом жилище, и способ привлечь внимание к фасаду дома.

Мода на оригинальное освещение зданий пришла к нам из «гламурной» Европы, особенно активно это используется для достопримечательностей древности, которые имеют высокую архитектурную ценность и привлекают внимание прохожих своими формами, декоративной отделкой и архитектурным стилем в целом. Красиво освещенный дом, на котором с помощью света правильно расставлены акценты, не оставит безразличными прохожих, ведь профессионально сделанное освещение фасада - это искусство, достойное наивысшей похвалы.

В некоторых больших городах декоративное освещение зданий (особенно это касается сооружений в центральной части города) сегодня уже является обязательным требованием. Магазины, торговые центры, развлекательные заведения, модные бутики, супермаркеты и другого рода объекты согласно нынешним стандартам должны быть обязательно освещены. Во многих городах власти приняли решение, что все подобные предприятия, которые не будут привлекать профессиональных дизайнеров по свету, а также заботиться о внешней привлекательности заведения, будут просто закрыты. Такие решения мотивированы тем, что город должен быть привлекательным, особенно с точки зрения декоративного освещения.

В данном контексте следует отметить, что декоративное освещение фасада, как обязательное требование, является не просто капризом городских властей, а требованием, которое диктует сегодняшний день. Ведь основной функцией освещения является создание эстетического эффекта и привлечение внимания прохожих, которые просто не смогут пройти мимо красиво освещенного здания, не полюбовавшись на него.

Однако не следует доверять такую ответственную работу любителям, которые не умеют обращаться со специальным осветительным оборудованием. Правильно выбранные источники света являются залогом популярности заведения.

Однозначно не стоит экономить средства на освещении, ведь даже профессионально выполненный евроремонт будет просто незаметен ночью, если не уделить внимания декоративному освещению. Среди множества видов подсветки фасадов наибольшей популярностью пользуется неоновая и подсветка из галогенных лампочек, люминесцентный свет и др.

Бесспорно, освещение фасадов с помощью разноцветного неонового света сразу бросается в глаза, и потенциальные посетители просто не смогут равнодушно пройти мимо. В свою очередь, люминесцентное освещение является экономнее с точки зрения потребления электроэнергии, оно более долговечно и надежно.

Придать уникальность и неповторимость архитектурному стилю, художественным особенностям и элементам помогает наружное освещение зданий . Создание грамотной и функциональной уличной подсветки должно производиться с учетом разнообразных обстоятельств окружающей среды. Она должна быть ориентирована на огромное количество различных особенностей и стилистических решений окружающей архитектуры. Кроме этого очень важна функциональная составляющая. Освещение должно быть решено способом, исключающим вмешательство в привычное течение жизни человека.

Для простого расчета необходимого числа ламп воспользуйтесь Калькулятором расчета количества ламп .

Виды подсветок зданий.

Вид светового оборудования выбирается с учетом типа здания и функциональностью осветительной конструкции. Датчики движения применяются при необходимости рационального расходования электроэнергии и одновременном создании видимого элемента подсветки. При помощи прожекторов формируется основное освещение зданий.

Централизованная система применяется для простоты управления осветительными приборами.

Эти виды осветительных систем можно использовать как вместе, так и по отдельности, что значительно упрощает создание подходящего освещения.

Световое оборудование для архитектурной подсветки.

Подобное освещение применяется при необходимости подчеркнуть выгодные особенности архитектуры фасада и отвлечь внимание от недостатков. Популярность среди этого вида освещения зданий все больше набирают энергосберегающие технологии.

Возможные технические решения для освещения такого формата:

o Освещение по всей высоте или заливающее.

o Практически невидимое или скрытое освещение зданий.

o Выделение основных элементов здания или общее фасадное.


Светодиодная подсветка фасада или LED-освещение.

Этот вид подсветки сейчас наиболее популярен на рынке светового оборудования. С одной стороны он легко справляется со своей задачей, выгодно подчеркивая фасад, с другой стороны обладает целым рядом дополнительных преимуществ в виде экономичного расхода электроэнергии, большого выбора цветовых решений, легкости установки, управления системой и технического обслуживания.

Такой способ наиболее прост в реализации и предусматривает совмещение различных техник и приборов освещения . При использовании такого способа освещения очень важным моментом является профессиональное проектирование, позволяющее учесть все нюансы грамотного освещения фасада. Чаще всего декоративное освещение зданий предполагает использование LED-освещения, ленточных светильников и прожекторов.


При создании такого вида освещения наибольшую популярность приобретают новейшие технологии в виде светодиодного оборудования (наиболее популярен - дюралайт), а так же прозрачный полимерный шнур, имеющий встроенные внутрь светодиоды. Такой шнур отличается особой прочностью в сочетании с высоким уровнем гибкости и простоты установки.


Здесь используют гирляндообразное оборудование различных видов, ленты светодиодов при переменном свечении. Таким способом делается акцент на нужном элементе архитектуры путем освещения контура здания .


Здесь получается равномерное освещение зданий . В данном варианте освещения фасадов используются галогенные лампы и лампы накаливания . Подобный вариант освещения не желательно применять при освещении фасадов небольших зданий.


Такая система освещения является самой продуманной, так как учитывает все факторы, имеющие значение для выигрышного оформления фасада: яркость и направленность солнечного света, текущее время суток и т.д.


Эта система по сравнению с другими имеет дополнительную возможность оформления фасада в виде создания анимации, позволяющей подчеркнуть особую индивидуальность фасада здания по сравнению с остальной массой аналогичных построек.

Еще одним типом уличного освещения фасадов является освещение входа в здание . И здесь возникает огромное количество профессиональных нюансов, правильное решение которых под силу только грамотным специалистам, поэтому лучшим решением будет доверить такую работу им.

Динамическая подсветка очень хороша как для освещения зданий, так и для оформления мобильных сцен.

Архитектурное освещение – не просто красивая подсветка, это своеобразная художественная игра света, которая инсталлирует формы фасадов в оригинальные дизайнерские задумки. Также с помощью подсветки фасадов зданий, домов, памятников можно создать интересный проект, подчеркнуть силуэт строения либо изменить привычный дневной вид в ночное время суток. Одним словом, подсвеченное здание точно не останется незамеченным, оно будет приковывать взгляды, а в рекламных целях подобное освещение – незаменимый инструмент.

Вообще-то, архитектурное наружное освещение зародилось в США после окончания Первой мировой войны, когда престижный район Нью-Йорка, а именно Манхэттен, буквально преобразился, превратившись в сказочную ночную страну с освещенными воздушными замками — такое сообщение появилось в 1925 году в газете «Нью-Йорк Таймс».

А вот в Европе декоративное освещение фасадов зданий развивалось параллельно с распространением моды на эстетическое оформление городов. Несомненно, европейские идеи характеризовались глубоким чувством стиля и утонченностью вкуса архитекторов.

По словам немецкого кинорежиссера Ф. Ланга, который посетил США в 1924 году, улицы Нью-Йорка превратились в кричащие бездны света вращающегося, крутящегося, движущегося, а это и есть утверждение настоящего счастья. Естественно, многих европейских архитекторов «кричащий», динамичный и хаотичный стиль Америки раздражал, потому что в Европе четко прослеживалось чувство меры и многовековые традиции.

До 1960 года освещение в архитектуре было второстепенным, но количество идей и решений стремительно возрастало, поэтому возникла необходимость получения уровня мастерства и соответственного профильного образования.

Современное архитектурное освещение отличается некоторыми особенностями. Во-первых, это эстетика и функциональность. К примеру, для коммерческих объектов подобное освещение приносит практическую пользу – привлечение внимания, запоминаемость образа. Во-вторых, немаловажен вопрос энергоэффективности, поскольку тарифы растут и затраты, соответственно, также растут. Поэтому время ламп уходит и на смену им приходят экономичные светодиоды.

Многофункциональность освещения фасадов

Умелое применение архитектурной подсветки может иметь потрясающий результат. Плюс ко всему, возможно точечное, разноцветное, контурное освещение, а при желании можно добавить в оформление динамики. Грамотный световой дизайнер может удивительным образом спроектировать здание: подчеркнуть детали, которые днем практически неразличимые, а ночью они приобретают совершенно иной вид.

Архитектурное освещение — способ выделить строение, придать фасаду особую выразительность

Сегодня в распоряжении специалистов огромный выбор светотехнических средств, которые легко монтируются, они не портят целостный вид здания. Во время разработки проекта специалисты учитывают все нюансы, тонкости: мощность, энергопотребление, точки подключения, способы монтажа, возможность удобного обслуживания в будущем, безопасность использования, направленность потоков. Соблюдение строительных и санитарных норм также учитывается.

Важно: освещение фасадов любого здания проектируется с целью создания уникального, роскошного и гармоничного ансамбля света и архитектуры, привлекающего внимание.

Также следует заметить, что в последнее время архитектурное освещение зданий становится еще более интересным, потому что, например, оно может меняться в зависимости от времени года, по желанию владельца, это может быть праздничное либо будничное освещение.

Типы архитектурного освещения зданий

Если говорить об основных приемах наружного освещения, их шесть:

  • общее заливающее освещение – с точки зрения дизайна это самый простой вариант освещения. Он превосходно подходит для объектов культуры (памятников, церквей), отдельно стоящих объектов, потому что сохраняется величественность и целостное восприятие. Заливающее освещение характеризуется установкой прожекторов на определенном расстоянии от освещаемого объекта – чаще всего они монтируются на столбах. Но нужно учитывать факт, что свет, направленный на здание, будет проходить через окна, поэтому данный вид освещения нежелательно применять для зданий, в которых в темное время суток находятся люди: жилые дома, бизнес-центры, гостиницы;


Общее заливающее освещение — самый простой вариант организации

  • локально/зональное освещение – акцентирование внимания на элементах фасада: оконные проемы, своды, карнизы, балконы, фризы. Для того чтобы композиция была гармоничной, необходимо умело увязать все освещенные детали в единую композицию. В данном варианте архитектурного освещения используются светильники средней, малой мощности, а также светильники линейной формы на базе светодиодов. Именно светодиоды в нынешнее время приобретают все большую популярность, поскольку они являются превосходной заменой громоздким установкам с люминисцентными лампами;


Зональный вид архитектурного освещения акцентирует внимание на отдельных архитектурных элементах

  • фоновое/силуэтное освещение – своеобразный артистичный эффект, позволяющий добиться изображения очертаний форм объекта, но без каких-либо деталей. Суть эффекта – создание светящегося заднего плана, то есть силуэт объекта кажется черным или темным. При этом создается четкий, сильный графический образ, а применяется подобный эффект для освещения дворцов с колоннами, театров;
  • световые фасады – прием подходит для освещения современных зданий со сплошным остеклением: торговые и развлекательные центры, административные здания. Осветительное оборудование устанавливается внутри помещения и направляется на стекло – получаются разнообразные световые эффекты: статичные или с динамикой;
  • контурное освещение – достаточно новый прием, когда с помощью линейных светильников выделяется контур здания. Такое массовое осуществление контурного освещения стало возможным благодаря появлению дешевых источников света – гибкий неон, светодиодные линейки. Они устанавливаются по фасаду сотнями метров, к примеру, ими освещаются фризы, углы;


Применение цветодинамики — потрясающее зрелище, привлекающее внимание к зданию, нередко используется в рекламных целях

  • цветодинамика – очень интересный метод освещения с применением синтеза цвета, изменением оттенков в течение определенного времени, возрастанием/угасанием яркости. А вот приемы применения цветодинамических систем могут быть любыми: и заливающие, и акцентные, и силуэтные. Здесь используются разнообразные цветодинамические светильники: прожекторы, светодиодные линейки, точечные светильники.

Важно: еще можно создавать изумительные светографические рисунки, например, в виде светящихся точек, линий, которые изменяют цвет.

Виды используемых светильников

Архитектурно-художественная подсветка фасадов создается с помощью разных светильников:

  • прожекторы – их чаще всего используют для подсветки фасадов, а также для освещения общей территории или же для рекламных щитов. С помощью прожекторов можно создать рассеянное, мягкое, точечное освещение, к тому же галогенные прожекторы обладают главным достоинством – отличная цветовая передача, максимально приближенная к дневному свету. Но есть и недостаток, а именно скорость разгорания ламп, ведь после включения они разгораются не сразу, а только через две минуты. Да и повторное включение лампы возможно спустя некоторое время;
  • люминисцентные светильники – они применяются для архитектурной подсветки высоких зданий. С помощью данных светильников можно подчеркнуть форму здания либо создать световой рисунок. Такая подсветка является одним из недорогих видов;
  • неоновая подсветка – используется в наружной рекламе и для локального освещения элементов сложной конфигурации. Основное преимущество – придание неоновой трубке любой формы, к тому же при правильной эксплуатации неоновая подсветка может служить длительное время;


Светодиоды — современное решение, позволяющее сократить расход энергии

  • светодиоды – самый современный вид подсветки. Архитектурное светодиодное освещение применяется для подсвечивания геометрических форм, но для сложных форм с оконными проемами, арками оно не очень подходит. Для объектов урбанистического направления – это самый подходящий вариант, к тому же самый экономный: до 80%, если сравнивать с галогенными лампами. Цвет светодиодов невероятно насыщенный: бордовый, зеленый, красный, оранжевый – их категорически нельзя ставить рядом с бледными оттенками металлогенных ламп. С помощью специального устройства можно самому запрограммировать оттенки цветов, а их очень много.

Важно: светодиодное освещение можно назвать эксклюзивом, а он, как известно, дорого стоит. Проекты освещения некоторых зданий оцениваются в сотни миллионов долларов.

Архитектурное освещение сегодня востребовано, главное не забывать об электробезопасности и защищенности оборудования, ну и помнить о качестве светильников.

Архитектурное освещение - одно из направлений светового дизайна. Раньше его задействовали преимущественно для подсветки городских памятников архитектуры в ночное время. Однако в последнее время архитектурное освещение стало обязательным практически для любого крупного торгового, административного центра.

Как показала практика, подсветка здания в ночное время - неплохой инструмент для успешного ведения бизнеса. Кроме того, это эстетично. Поэтому разработка проектов архитектурного освещения стала обычным делом для многих строительных организаций. А власти многих российских городов даже разработали специальные правила организации ночной подсветки объектов для того, чтобы весь городской ансамбль светил в одной тональности. Естественно, что с развитием направления появились новые способы и приемы освещения зданий. Для их реализации используется разное свето- и электрооборудование.

ПРИЕМЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Выделяют несколько способов организации подсветки здания в ночное время: общее заливающее, локальное, фоновое (силуэтное), контурное, динамичное освещение, «световые фасады». Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки и применяется в определенных случаях. Безусловно, выбор того или иного способа архитектурного освещения зависит в первую очередь от того, в каком стиле возведен строительный объект, а архитектурный облик у каждого строительного объекта свой. Не последнюю роль при этом играют и конструктивные характеристики объекта (размеры здания, конфигурация крыши, фактура, цвет облицовочных материалов), его месторасположение в городском ансамбле, характеристики территории вокруг и т. п.

Например, общее заливающее освещение позволяет сохранить целостность восприятия объекта. Поэтому его используют для подсветки отдельно стоящих зданий, памятников, церквей. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на определенном расстоянии от освещаемого объекта, на земле или на столбах и использует в основном только направленный свет. Однако при создании заливающего освещения всегда существует риск, что направленный свет будет попадать в окна близлежащих домов. Поэтому этот способ подсветки не следует использовать в тех случаях, если освещаемое здание стоит рядом с жилыми домами или гостиницами. Световые лучи прожекторов будут заливать ярким светом внутренние помещения, что создаст дискомфорт для людей, находящихся в этих зданиях.

Для того чтобы сделать акцент лишь на отдельных деталях здания и таким образом организовать его подсветку, применяется локальное освещение . При этом подсвечиваются, как правило, только отдельные детали фасада: своды, оконные проемы, карнизы, балконы и т.д. Эффект невесомости, легкости строения таким образом обеспечен. Кроме того, этот способ подсветки зачастую применяется для тех зданий современной архитектуры, фасад которых облицован металлическими кассетами, панелями, керамогранитом - т.е. теми материалами, которые имеют высокую степень отражения. В этом случае отражаемый свет также задействуется в подсветке объекта. Возможно, поэтому локальное освещение среди всех остальных способов более универсально в применении и может использоваться для подсветки зданий разной архитектуры независимо от их месторасположения в городе. К тому же этот вид архитектурного освещения считается наименее энергозатратным.

Реализуется проект локального освещения с помощью настенных светильников средней и малой мощности, монтируемых на фасаде здания. Также используются линейные светодиодные светильники, ставшие прекрасной заменой громоздким осветительным установкам с линейными люминесцентными лампами.

Суть фонового (силуэтного) освещения состоит в том, чтобы создать светящийся задний план, на котором вырисовывается темный силуэт объекта. Применяется данный способ при освещении театров и дворцов с колоннами. Зато вот контурное освещение является сравнительно новым приемом и предполагает выделение контура здания с помощью светодиодных трубок.

Динамическое освещение - это освещение фасадов с синтезом различным цветов, изменением оттенков, яркости падающего света в течение определенного промежутка времени. При этом приемы в применении цветодинамических систем могут быть любыми из вышеописанных: и заливающее, и акцентное, и силуэтное освещение. «Цветомузыка» фасадов создается также с помощью светодиодных линеек, прожекторов, точечных светильников и другого оборудования.

Прием архитектурного освещения «световые фасады» используется при организации подсветки зданий современной архитектуры со сплошным остеклением фасадов. Для этого осветительное оборудование устанавливается внутри помещения за стеклом и направляется на него. Таким образом, обеспечиваются различные световые эффекты, с динамикой или статичные.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Что касается оборудования, используемого для организации архитектурного освещения, то к нему предъявляются совершенно иные требования, чем к тому, что применяется в помещениях. Все световые приборы, в первую очередь, должны быть готовы к работе на улице при любых климатических условиях. У них должен быть герметичный корпус, без дополнительных швов, чтобы атмосферная влага не попала внутрь. Таким образом обеспечивается электробезопасность и защищенность оборудования и электропроводки от влияния погодных условий. Сам корпус должен быть устойчив к воздействиям окружающей среды, к механическим воздействиям. Источники света должны иметь степень пыле- и влагозащиты не менее IP 65. Наконец, светильники для наружной установки должны быть удобны в обслуживании.

Рис.1. Цветодинамическая подсветка Сбербанка РФ, Тула




Рис.2. Цветодинамическая подсветка клуба "Метро", Санкт-Петербург

Впрочем, с развитием этого направления светового дизайна этими параметрами требования к наружным светильникам не ограничиваются. Речь идет о внешнем виде самих светильников. Исполнение светильников должно быть максимально лаконичным, без лишних деталей. Таково требование светового дизайна. Дело в том, что присутствие светильников на общем фоне здания не должно быть заметным для глаз. Поэтому и само осветительное оборудование не должно быть громоздким, а корпуса светильников должны быть нейтрального цвета либо совпадающего с цветом фасада. Также для зданий, представляющих историко-архитектурную ценность, не допускается использование осветительного оборудования, например, на длинных выносных кронштейнах - это может испортить внешний вид фасада днем.

К списку характеристик добавилось и энергоэффективность оборудования. Светильники работают постоянно в темное время суток, поэтому потребляют достаточно много электроэнергии, что затратно и, согласно новому регламенту, недопустимо. Этот факт побудил многих производителей начать выпуск нового энергоэффективного оборудования.

В соответствии с вышеназванными требованиями корпус светильников для наружного применения делают, как правило, литым из алюминия или нержавеющей стали, реже - из листовой черной стали с обязательным антикоррозийным покрытием. Источник света прячут за ударостойкое и термостойкое стекло. Однако здесь необходимо сделать уточнение: сегодня практически все виды светильников делают с определенной степенью антивандальной защиты, чтобы соблюсти все требования по электробезопасности оборудования. А это подразумевает использование при их производстве особого стекла и изготовление прочной, жесткой конструкции корпуса.

Что касается видов светильников, то строительный рынок предлагает для монтажа архитектурного освещения грунтовые, линейные, точечные светильники, а также акцентные прожекторы. Выпускаются они под разные источники света: галогенные, люминесцентные, металлогалогенные. Однако перспективными среди них считаются только фасадные светодиодные светильники. Именно они имеют наиболее оптимальное сочетание яркости светового потока при меньшей мощности. Сравните: обычная лампочка потребляет 150 Вт, а светодиодный светильник при том же показателе яркости требует не более 50 Вт.

Длительный срок службы светодиодов позволяет не только существенно сэкономить в долгосрочной перспективе, но и применять светильники на тех объектах, где замена источника света затруднительна (см. табл.).



Низкая температура окружающей среды также является аргументом за использование светодиодов в архитектурной подсветке: во-первых, для них характерен широкий температурный диапазон работы - от -40 до +40 °C, во-вторых устраняется проблема, связанная с холодным запуском металлогалогенных и люминесцентных ламп.

Отдельно стоит обратить внимание на линзы, используемые в светодиодных светильниках, а также на цветовую температуру светодиодов. Широкий спектр предлагаемых производителями линз для светодиодов (с углами светораспределения от 6 до 130 градусов) позволяет подобрать угол луча для любого, даже самого оригинального и сложного проекта. Широкий диапазон цветовой температуры (например, от 2700 до 6500 К для светодиодов Nichia) позволяет подобрать нужный тон, передающий реальный цвет фасада и его текстуру, дает возможность сыграть на контрасте полутонов в освещении. RGB- и fullcolor-светильники, в свою очередь, незаменимы для создания праздничной подсветки или в том случае, когда требуется привлечь внимание к фасаду здания.

Среди особых форм осветительного оборудования - светодиодные линейки, шнуры. Они применяются для контурного освещения и представляют собой светодиодную ленту круглого сечения диаметром 13 мм или прямоугольного - 10,5х12,5 мм. Как и все светильники уличного освещения, светодиодные шнуры являются водонепроницаемыми, устойчивы к ультрафиолетовому излучению, ударопрочны и способны работать в широком температурном диапазоне от -40 С до +60 °C. Выпускается световой шнур в разных цветовых вариациях.

Работает осветительное оборудование для архитектурного освещения от 12 В, а управляется внешним контроллером.

В заключение несколько слов о монтаже архитектурного освещения. Он осуществляется в соответствии со всеми требованиями к электромонтажу такого рода. Но все же работы по организации архитектурного освещения начинаются с разработки дизайн-проекта. Проектировщик комбинирует различные приемы архитектурного освещения, осуществляет подбор оборудования и соединяет воедино эстетическую и техническую части проекта. Впрочем, несмотря на точность расчетов, даже он иногда не знает, каков будет результат, ведь картинка дизайн-проекта и реальный эффект могут различаться, что является большой проблемой при проектировании архитектурного освещения. Правда, сегодня существуют специальные программы типа DIALux и 3Dmax, которые позволяют свести эту разницу к нулю. Поэтому чтобы расхождения в заду- манном и реализованном были минимальны, при выборе тех или иных светильников проводятся натурные испытания. Различные модели светильника временно устанавливают на здание, и таким образом подбирают необходимое оборудование.

Сам монтаж электропроводки архитектурного освещения в идеальном случае проводится на стадии строительства здания, когда возможно проложить кабель к точкам установки светильников без «вскрытия» строительных конструкций и совершения дополнительных трудоемких и затратных действий.

Благодарим за помощь в создании статьи маркетолога компании IntiLED Е. Белову