Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Православный педиатр. Православные истоки педиатрии

Сегодня всё больше людей начинают соблюдать пост или хотя бы придерживаться несколько умеренных взглядов на питание во время поста. А можно ли и детям соблюдать пост? Нужно ли это? Если да, то с какого возраста и как правильно это сделать? Мы решили подготовить на эту тему материал, который может вам пригодиться.

На вопросах религии и веры в своей статье мы заострять внимания не будем, затронем лишь вопросы питания. А поможет нам в этом специалист из НИИ педиатрии.

Для начала рассмотрим, что же такое пост? Обычно пост представляют, как воздержание от принятия пищи и питья. Разными религиями запрет на прием всякой пищи или отдельных ее видов (чаще всего мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц) устанавливается по-разному. Но главный смысл поста в воспитании силы духа, то есть пост должен способствовать преобладанию в верующем духовных, возвышенных стремлений над чувственными, телесными. Пост часто предшествовал крупным решениям и подвигам, служил средством покаяния, выражением печали, так как помогал сосредоточиться на какой-либо проблеме. «Истинный пост, - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Это возможность отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о более важном и значимом - без всего этого пост становится всего лишь диетой.

Наиболее строгие посты в православии и в исламе, а вот в католицизме и англиканстве их число незначительно. Точно не известно, когда в христианстве были установлены определенные дни воздержания и поста. Эти дни, как и предписания, регламентирующие количество и виды дозволенной пищи, в разные эпохи могли варьироваться. В соответствии с древней христианской традицией во время постов дозволялось есть лишь раз в сутки, однако со временем обычай добавил к этой единственной трапезе еще и легкую вечернюю еду, а затем и небольшую утреннюю. На Западе в постные дни предписывалось главным образом воздержание от мяса; на Востоке практика ксерофагии ("сухоядения") подразумевала запрет на вкушение мяса, рыбы, яиц, молока, сыра, масла и вина.

В современном мире идёт тенденция к постепенному уменьшению количества и смягчению суровости постов и других форм воздержания, предписываемых законами церкви. Стали принимать во внимание возраст, состояние здоровья, бедность, тяжелую или продолжительную работу и меняющиеся социальные условия, в результате чего церковь требует строгого соблюдения постов лишь от сравнительно узких групп людей и освобождает других. Практика православных постов невероятно развита - по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные. В дни поста воздержание должно быть всестороннее: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций.

Католический пост имеет два вида - воздержание от употребления мясных продуктов («воздержание», «абстиненция») и ограничение приёмов пищи в течение дня, когда дозволяется только одна сытная трапеза и две более лёгких («пост»). Посты у протестантов совершаются по возникновении необходимости - при болезнях самих верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, при принятии ответственных решений в жизни, для разрешения сомнений, для укрепления в вере, перед совершением серьезных событий в жизни и др. Обычно посты не бывают очень длительными - чаще всего не более трех дней. Пост в исламе бывает 2 видов: обязательный в месяце «Рамадан» (установленный по шариату в 624 г., вошёл в число обязательных канонов) и рекомендуемый. В период поста мусульмане ежедневно от восхода солнца и до его заката отказываются от приёма пищи, питья, курения и пр. Но специфика поста в исламе заключается в том, что ограничивает не состав пищи, а время её принятия (как и в раннем христианстве)

В современном мире у некоторых народов идёт возрождение забытых традиций, а в других, ребёнок воспитывается семьёй и традиции прививаются ему с рождения. Многие родители, чьи дети «плохо едят», сами того не замечая, изо дня в день перекармливают их. Что при этом происходит? Не просто снижение аппетита и плохая усвояемость пищи. Весь огромный запас внутренних телесных сил тратится не на сопротивление болезням и воздействию внешних неблагоприятных факторов, а на расщепление чрезмерного количества вводимой в желудок пищи. Со временем организм ребёнка не успевает вывести лишнее и происходит самоотравление. Плохо, когда потакают прихотям ребенка, и дают ему только то, что он любит. Вредно также приучать детей к слишком сладкой, вкусной и изысканной пище: она должна быть питательной, но простой. Наконец, как уже говорилось неоднократно, нельзя заставлять ребенка есть насильно, без чувства голода. Правильно, если ребёнок приучен сидеть за столом вместе с остальными членами семьи.

Значение поста состоит в том, что он воспитывает волю ребенка: учит его побеждать нехорошие желания и дурные привычки. С первых лет ребенка предупреждают об опасностях: «Нельзя снимать головной убор на солнце!», «Нельзя гладить кошку!». Сначала эти запреты связаны с охраной жизни и здоровья ребенка. Позже, когда ребёнок подрастет, «нельзя» становится связано и с понятием греха. Хочется взять чужое? Ударить сверстника? Взять сигарету и закурить? Нельзя даже если никто об этом не узнает и не накажет... Для того, чтобы противостоять этим и многим другим греховным желаниям, ребенок должен уметь управлять своей волей. А научиться этому он может, смиряя ее в том, что кажется порой мелочами. Прежде всего, в отношении к еде, которая занимает столь значительное место в нашей жизни. Святитель Феофан Затворник говорит, что дитя, незнающее отказа в пище и привыкшее в этом отношении руководствоваться только своими желаниями, привыкает к своенравию, что, конечно, очень сильно осложнит его дальнейшую жизнь. «Дитя многожелательно; все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Потому родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения».

Ребенку бывает трудно отличить голод от прихоти, особенно если его перекармливали. Если ребёнок живёт в атмосфере соблюдения постов, то ему легко и самому начать их соблюдать. У православных христиан сначала это соблюдение среды и пятницы, затем длительные посты, временный отказ от каких-то видов пищи, от лакомств. Это удивительно дисциплинирует ребенка, воспитывает его волю. Когда такой ребенок пойдет в школу, попадет в детский коллектив и неизбежно столкнется с греховными примерами, ему очень пригодится привитый постом навык воздержания.

Соблюдать длительные посты православные дети обычно начинают с окончанием периода младенчества - то есть по достижении семи лет. Именно в этом возрасте ребенок впервые приступает к таинству Покаяния - начинает регулярно исповедоваться. Пост и у маленького ребенка должен быть осознанным. Пусть это будет плод его детской веры, его собственное желание и подвиг. Решая проблему длительных постов для ребенка, родителям следует учитывать особенности его физического здоровья и психики. Хорошо также, если они смогут посоветоваться с православным врачом или с опытным священником. Но при серьезных внутренних патологиях (особенно заболеваниях желудочно-кишечного тракта) в посте делают послабления. В отдельных случаях больные дети во время поста могут есть кисломолочные продукты, или рыбу, или яйца. Бывает, что детей с хроническими заболеваниями в Великий пост лишают только мяса и сладкого. Некоторые родители, когда никакой отказ невозможен, с благословения священника, лишают ребенка блюда, которое он особенно любит... Дети, с младенчества привыкшие к однодневным постам, будут более подготовлены и к длительным, которые продолжаются по несколько недель.

Прививочному делу около 200 лет, и зарождалось оно в обстоятельствах драматических. Инфекционные болезни были главной причиной смерти людей. Периодически планету сотрясали эпидемии. Лучшие умы человечества пытались объяснить природу заразных болезней и предупредить их. В ХIХ веке эта задача была блестяще решена. Чума, хо-лера, тиф, сибирская язва, натуральная оспа исчезли с введением карантина, дезинфекции, строительством водопроводов и систем очистки воды, устройством канализационных систем и санитарным просвещением населения. Какую роль сыграла в этом вакцинация, трудно сказать. Непредвзятый читатель слабо верит в то, что натуральную оспу победили прививками, а остальные инфекции так испугались, что ушли сами.

Сегодня инфекционные болезни занимают в списке причин смерти весьма скромное место. Но надежды наших предков на то, что победа над инфекциями даст человеку возможность жить долго-долго и счастливо, не оправдались. Другие болезни мучают человечество и безжалостно сокращают жизнь индивидуумов. Сердечно-сосудистые, онкологические, аутоиммунные заболевания, СПИД (в США вышел на 4 место), сахарный диабет (в США на 7 месте). И вот новый прогноз ВОЗ: через 20-30 лет приступы аллергии в тяжелой форме возглавят перечень всех причин внезапных смертей.

Все это означает, что у человечества в ХХI веке на I место встала новая проблема. Это проблема иммунитета. Ведь и за онкологические заболевания ответственна иммунная система, которая выбраковывает образующиеся дефектные, в том числе раковые, клетки.

Итак, новый виток драматической истории человечества. Давайте же в подражание нашим предкам решать главную проблему – как беречь и лелеять, от чего ограждать свой нежный иммунитет. Вот о чем нужно думать всем месте и каждому самостоятельно: как уберечь иммунную систему наших детей, чтоб наш род продолжался, как спасти наши жизни от новой чумы, от новой коварной напасти?

Где вы, лучшие умы человечества? Увы, умы… думают совсем о другом. Они застряли между прошлым и позапрошлым веком, они все еще борются с микробами, а за неимением чумы и холеры – с крошечными, безопасными и безобидными микробиками и микробчиками, которые отродясь не вредили человечеству сколько-нибудь заметно. Лучшие медицинские умы заняты тем, как обезопасить несчастное население планеты от краснухи, ветрянки, свинки, кори, гриппа – так заняты и так озабочены, что им некогда посмотреть в глаза новой реальности. Эта реальность перед глазами у любого медицинского начальника и называется «Перечень причин смерти». Все бы было не так страшно, если бы эта борьба с микробами велась за пределами человеческого организма! Увы… Высшие медицинские умы бьются с инфекциями на территории наших организмов, испытывая предел терпения нашего иммунитета все чаще и чаще.

Новые и новые вакцины производятся некими концерна-ми и внедряются в наши прививочные календари, как будто проблемы иммунитета вовсе не существует. Младенца до года заражают 9 раз ослабленными, но живыми вирусами и бактериями или убитыми, но при этом антигенно-активными. После года несколько реже, но с тем же упорством.

Растет статистика детских лейкозов, детского диабета, ревматоидного артрита, бронхиальной астмы. Молодеют болезни страшные, неизлечимые, двадцать лет назад невиданные у молодых – паркинсонизм, рассеянный склероз и многие другие. Все эти болезни отличаются от кори и краснухи тем, что неизбежно ведут к преждевременной смерти, резко перечеркивают качество жизни, требуют тяжелого и дорогого лечения, которое не ведет к выздоровлению, а лишь поддерживает существование организма.

Все меньше и меньше здоровых детей рождается в стране. Вместо того чтобы радоваться немногим здоровым и лелеять остальных, безжалостно заражаем тех и других в самом нежном возрасте ради чьих-то амбиций – победить на планете такую-то болезнь к такому-то году. Пытаемся вытеснить безопасную краснуху, корь, а взамен появляются ВИЧ, вирус атипичной пневмонии, птичий грипп.

Не каждый педиатр имеет счастье наблюдать за развитием детей, не имеющих ни одной прививки. До 16 лет они переносят не более двух-трех детских инфекций, притом легко и без осложнений. Они редко болеют, не имеют хронических заболеваний, выносливы к физическим нагрузкам и успешны в учебе и творчестве. Не побоюсь сказать, что они узнаваемы на улице, особенно малыши – свежий вид, здоровый румянец, а не следы аллергии на лице. Аргументы их родителей разные – «намучились со старшим, второго решили не прививать», «ознакомились с литературой» и даже «а мы сами врачи (биологи, животноводы…)». Ни разу не слышала обратного: «намучились от инфекций у старшего, младших усердно прививаем»!

И кстати о животноводах. В журнале «Эксперт» я прочла огромную статью об Игоре Бабаеве, процветающем бизнесмене, поставщике свинины мясокомбината «Черкизовский». Вот уж чье мнение о прививках является абсолютно непредвзятым, а потому интересным для нас. Оказывается, в начале своей карьеры он разорился, возрождая к жизни многоэтажные советские свинокомплексы. При невозможности соблюдения строгого санэпидрежима на таких гигантах ему приходилось свиней «прививать до ушей», в результате их мясо становилось НЕВКУСНЫМ! Глубокоуважаемый читатель! Не буду навязывать свои выводы по этому поводу, приглашаю Вас поразмышлять об этом на досуге.

Врач педиатр-гомеопат
Калитеевская Ольга Игоревна.
Санкт-Петербург

Великий пост все верующие люди воспринимают, как весьма важный отрезок времени, во время которого приходится придерживаться строгих правил в еде. Во время поста, поэтическим словом, приходится словно разворачивать два своих крыла, одно из которых – ограничение, другое - молитва. Такой «дуэт» даже медики готовы воспринимать, как способ истинного врачевания души и тела.

Великий пост считается самым строгим и значительным из всех установленных постов. Во все дни поста запрещено курить и выпивать спиртные напитки, есть скоромные блюдо. Назначение поста – удалить человека от зла, обуздать язык, отложить гнев, укротить похоть, прекратить клевету, клятвопреступление и ложь. К этому и приходится любыми способами стремиться. В противном случае пост остается только очередной диетой, и не больше. Так что нужно изменить степень напряжения духовной жизни. В результате есть шанс стать чище.

Как правильно вступить в пост

К посту подходите грамотно. Было бы ошибкой просто в один день просто ограничить себя во всех не постных блюдах, это станет большим стрессом для организма. Медики говорят, что в этом случае есть шанс подхватить вирус или заполучить обострение болезни желудочно-кишечного тракта. Лучше все-таки входить в пост плавно. На первом этапе стоит отказаться от более жирных продуктов - мяса (говядины, свинины, баранины), майонеза и жирной рыбы. Далее - от яиц и молока.

Стоит отказаться от жирного мяса, колбас, сосисок, алкоголя, сдобного хлеба, конфет, булочек, майонеза. В этом случае пост пойдет организму во благо и разгрузит труженицу-печень. Между тем, врачи полагают, что было бы ошибкой лишать себя полезных микроорганизмов и источника белка (кисломолочных продуктов, к примеру). По мнению врачей, стоило бы оставить в рационе индейку, курицу, морскую рыбу и кролика.

Ограничения должны быть разумными

Если принято решение провести пост по полной программе, в обязательном порядке стоит есть орехи (до двадцати штук на день), а также блюда из бобовых. Это позволит восполнить дефицит белка в организме. Теорию о щадящем подходе к ограничению в еде разделяют множество врачей. Каждому постующему стоит ответственно подходить к ограничениям. Стоит не раз подумать: не обернется ли пост вредом для вашего здоровья, достаточно ли у вас сил – физических и моральных. При этом стоит помнить: человек, который сознательно вредит своему здоровью, свершает большой грех.

Кому не стоит поститься

Не стоит вступать в пост:

  • ребенку;
  • пожилому человеку;
  • беременной и тем, кто и планирует беременность;
  • тем, кто не так давно болел;
  • больному хроническом заболеванием;
  • лицам, занимающимся умственным или тяжелым физическим трудом.

Психотерапевты предлагают время поста сделать временем работы над собой, начать можно с того, чтобы:

  • изменить свои ожидания, по максимуму приблизиться к реальным возможностям другого человека – ваших близких;
  • признать факт обиды – это ослабит обиду, позволит эмоции самой угаснуть;
  • попытаться разобраться, что вас цепляет - обижают не нас, обижаем мы себя сами;
  • попытайтесь просканировать вашего обидчика – вас окружают живые люди, так что стоит быть снисходительней;
  • научитесь прощать;
  • своим эмоциям дайте волю.
  • Не надо копить обиды
  • Не думайте об обидах по ночам.
  • Не стоит выяснять отношения, пока нет уверенности, что вас готовы выслушать.
  • Не прощайте недруга насильно (нужна внутренняя готовность это сделать).

Что такое пост и можно ли поститься детям?» Христианский пост - это не просто отказ от какой-то еды, это сознательное и добровольное воздержание с благочестивой целью, или, другими словами, самоотвержение ради Христа.

По статистике 20% современных россиян соблюдают пост, учитывая «сомневающихся верующих»: они начинают поститься и бросают, присоединяются к посту ближе к середине или концу, постятся нестрого, выборочно. В этой группе «практикующих сомневающихся» в последние годы наблюдается динамика - во многом за счет молодежи.
В период поста христиане не только не едят скоромной пищи (мяса, масла, молока, сыра и яиц), но и всякую другую пищу должны употреблять в умеренном количестве и в определенное церковным уставом время.
Великий пост - это древнейший и главный пост Православной Церкви, предшествующий празднику Пасхи Христовой, был в древности очень строг: христиане в течение его не вкушали пищи до вечера. Только один раз в сутки они садились за трапезу (собираясь на свои вечери). Это резко отличало их от язычников, имевших привычку есть часто.


В Православной Церкви пост является всеобщим установлением, то есть он установлен для всех: и монахов, и мирян, и царей, и нищих, и взрослых, и детей. Но он не является повинностью, неприятной обязанностью или наказанием - его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение, лекарство для каждой человеческой души.
Можно ли и зачем поститься детям? Да затем же, зачем и взрослым. Детям тоже надо учиться плоть подчинять духу. Как и взрослым, через воздержание в пище надо учиться воздержанию от всякого зла.

Такая перемена дает ребенку возможность упражнения воли. Переход на постную пищу требует известного душевного усилия, проявления власти над своими желаниями, что очень полезно для него. Это сделает ребенка выносливее, крепче, поможет подготовиться к встрече с неизбежными жизненными трудностями, к предстоящей борьбе со страстями.
Цель поста вернее будет достигнута, если ребенок не только заменит один вид пищи другим, но и ограничит себя в излишествах и развлечениях: например, откажется в соответствующие дни от лакомств, от баловства, от слишком шумных игр, от просмотра телевизора.


Большинство родителей, чьи дети «плохо едят», сами того не замечая, изо дня в день перекармливают их. Между тем существуют общие правила и нормы детского питания, которые соблюдаются, например, в детских и лечебных учреждениях. Это традиционное трех-четырех-разовое питание в одно и то же время и в «научно» определенном объеме, при строгом запрете есть что-либо в промежутках между завтраком и обедом, обедом и полдником, полдником и ужином. Хорошо, если родители придерживаются таких правил. Но в любом случае они не должны кормить ребенка насильно.


Сторонники лечебного голодания говорят, что и вовсе не есть, поголодать какое-то время - очень полезно для здоровья. И чем меньше ты привык есть, тем лучше. Недаром тоже говорят: «Держи голову в холоде, а живот в голоде».
Современные врачи, занимающиеся проблемами детского питания, рекомендуют устраивать детям (начиная с младенчества) два «разгрузочных дня» в неделю, чтобы детский организм отдыхал от животной пищи, требующей напряженной работы кишечника, и получал легкую, растительную.

Здоровье и долголетие часто сопутствуют ему. Болезнь же никогда не бывает следствием правильного, уставного, разумного поста.


Многие современные родители тоже приучают детей поститься в среду и пятницу с младенческого возраста (2,5−3 года), и обычно это проходит безболезненно - без протестов со стороны детей. Тяжелее пережить этот момент взрослым непостящимся членам семьи - обычно это бабушки и дедушки. Ведь и в приведенном случае именно «теща настояла» на нарушении поста. Родители хорошо знают, как трудно спорить в такой ситуации, и часто, ради сохранения мира семейного, идут на уступки, за которые их трудно осудить.
Детский пост, согласно современной позиции церкви, может быть ослаблен. Чрезмерно строгий пост по афонскому уставу в этом случае не годится.


Педиатры оценивают пост для детей больше с позиции физиологического развития ребенка, чем духовного. Считается, что до конца подросткового возраста детское меню должно включать молочные и мясные продукты ежедневно. Хотя есть и немного иное мнение врачей. Отдельные педиатры даже рекомендуют вводить в питание ребенка 2 вегетарианских дня в неделю, а мясо разрешают давать только 1 раз в день. Специалисты убеждены, что это снизит риск аллергии, заболеваний ЖКТ и сердечно-сосудистой системы у детей.
Мнения врачей о том, в каком возрасте допустимо вводить пост для детей (вне зависимости от условий), тоже разошлись. Одни считают, что это допустимо с момента включения в меню ребенка мяса. Другие озвучивают возраст в 3 года или 7 лет.
Раннее приобщение детей к посту поддерживают некоторые педагоги. Они основываются на том, что легче приобщить ребенка к посту как к привычке именно в раннем возрасте.

Фрагменты книги Алексея Грачева «Когда болеют дети» представлены МОНИКИ по разрешению издательства «Даниловский блавестник».

О крещении ребенка

Если малыш родится здоровым, то строгих правил когда нужно окрестить его в храме, нет. Но традиционно это «происходит на сороковой день его рождения.

Через крещение, миропомазание которое необходимо провести как можно раньше, в душу ребенка вносится начало святой благодатной жизни.

С первых дней жизни ребенка родители должны смотреть на него как на вверенный им залог, за который они ответственны пред Богом.

С первых дней болезни ребенка должна быть молитва родителей. Важно причастить ребенка святых Христовых Тайн, дабы положить доброе начало в его лечение. Очень хорошо подать в храме записку о здравии на Литургию.

Хорошо заказать молебен о здравии болящего младенца - скажем, святому, имя которого он носит. Принести освященную на молебне воду домой и поить ребенка, причем как можно чаще.

Больному святую воду можно давать не только натощак, но весь день. Можно омывать ребенка этой водой - голову, лицо, тело, протирать глаза. Вода для того и освящается в храме - чтобы врачевать нас. Поэтому будем постоянно брать ее из храма, пить, помазывать ею, окроплять жилище, одежду и вещи, которыми пользуемся. В доме всегда должна быть крещенская вода на такие вот особые случаи.

Можно заказать сорокоуст о здравии - тогда ребенка будут в храме поминать сорок дней.

Нательный крестик должен быть на ребенке. Хорошо, если дети привыкнут: крест мы никогда не снимаем.

После того, как ребенок выздоровеет, надо, конечно,
благодарить Господа. И дети в семье начнут понимать, что Господь дал поболеть и дал выздороветь и во всем этом - великая милость Божия.

Дети и пост

У нас в Православии постных дней в году больше, чем скоромных. И пост оказывает на нашу жизнь многообразное благоприятное воздействие. Он полезен и для души, и для тела, и взрослым, и детям. Так что мы не должны пугаться того, что наши дети отказываются от тех или иных видов пищи, не должны бояться, что они ослабеют, потеряют здоровье, если начнут поститься. Напротив, многочисленные наблюдения говорят о том, что дети, которые соблюдают пост, чувствуют себя гораздо лучше, даже с точки зрения чисто физического здоровья, и меньше болеют, чем дети, которые не знают, что такое пост. Более того, есть примеры того, как больные дети, начав поститься, постепенно обрели здоровье.

Конечно, все надо делать с рассуждением, постепенно приучать детей к посту. В выборе меры поста нужен индивидуальный подход к каждому ребенку.