Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Великопостная молитва Ефрема Сирина. Житие святого

Уже более тысячи шестисот лет во всех православных храмах и домах прихожан звучат во дни Великого поста слова покаянной молитвы, написанной когда-то святым преподобным Ефремом Сириным. Составленная, по мнению учёных, на сирийском или арамейском языке, она стала достоянием мира в греческом варианте, и уже с него была переведена на церковнославянский. Лаконичная по форме, но необычайно ёмкая по своей философской глубине, молитва святого Ефрема Сирина является подлинным шедевром богословской мысли.

Ошибки бурной молодости

Преподобный Ефрем Сирин родился в начале IV века в городе Низибии, расположенном в юго-восточной части современной Турции. За давностью лет сведения о его молодых годах весьма противоречивы. По одним источникам, он появился на свет в семье языческого жреца и за раннюю приверженность к христову учению был выгнан отцом из дому. Согласно другим сведениям, родители его были людьми благочестивыми, и отеческий дом он покинул в силу необузданности своего юного нрава.

Но, так или иначе, его биографы сходятся на том, что в молодые годы будущий святой был, что называется, проблемным ребёнком, и однажды, украв у соседей овцу, даже угодил за решётку. Пребывание в тюрьме, как известно, мало кому идёт на пользу, но в данном случае стал исключением из общего правила. По крайней мере, в житие преподобного говорится, что именно там он сподобился услышать глас Божий. Что именно изрёк Всевышний, неизвестно, но только с тех пор юноша преобразился и, выйдя на свободу, прежде всего направился к местному епископу Якову (также причисленному впоследствии к лику святых).

На пути служения Богу

Став его учеником и испрашивая в покаянных молитвах прощение прежним грехам, преподобный Ефрем проявил незаурядные способности в проповеднической деятельности. Исполняя послушание, наложенное его новым духовным отцом, будущий святой пламенными речами обращал на путь христианской жизни своих соотечественников, помогая им вырваться из мрака язычества.

Когда же Господь призвал его учителя в Свои Небесные Чертоги, преподобный Ефрем удалился от мира, и, поселившись в горах, проводил время в постах и молитвах вплоть до того, как в 363 году захватившие Низибию персы не заставили его переселиться в греческий город Эдессу, где вёл широкую проповедническую деятельность.

Труды преподобного Ефрема Сирина

Завершив свой земной путь в 373 году, преподобный оставил после себя обширное богословское наследие, составляющее, по мнению ряда исследователей, не менее 1000 молитв и других произведений. Наиболее известными из них являются читаемая в Великий пост молитва Ефрема Сирина и толкование на Священное Писание, переведённое в наши дни на все языки христианского мира. Важное место в его творчестве занимают также стихотворные произведения, написанные на библейские сюжеты. Положенные впоследствии на музыку, они вошли в золотой фонд христианской гимнографии.

Как и когда читается молитва Ефрема Сирина?

Согласно Уставу православной церкви, читать эту молитву следует во время богослужений суточного круга, во вторник, среду и пятницу Сырной седмицы, то есть недели, предшествующей заговенью на Великий пост. С наступлением же Великого поста она читается ежедневно, кроме субботы и воскресенья, вплоть до Великой среды Страстной седмицы.

Чтение молитвы Ефрема Сирина выполняется в определённом, установившемся в соответствии с православной традицией порядке. Читается она дважды, причём во время первого прочтения каждого прошение завершается земным поклоном. Далее следует 12 раз мысленно произнести короткую молитву: «Боже, очисти мя (то есть меня), грешнаго», на этот раз сопровождаемую поясными поклонами. Затем вновь читается весь текст молитвы, и кладётся ещё один земной поклон.

Высокий образец христианского покаяния

Текст великопостной молитвы Ефрема Сирина приводится в начале статьи. Обратимся к нему и попытаемся проследить за ходом мысли выдающегося богослова и понять, почему эта короткая и простая, на первый взгляд, молитва занимает столь важное место в чинопоследовании, принятом во дни Великого поста.

Принято полагать, что причиной тому является особый, свойственный лишь преподобному Ефрему Сирину порядок изложения как положительных, так и отрицательных элементов покаяния. При этом автор лаконично, но в то же время необычайно ёмко очерчивает круг духовных подвигов, необходимых человеку для освобождения от наиболее свойственных ему греховных наклонностей.

Праздность и лень

В своей молитве Ефрем Сирин начинает перечень недугов души, препятствующих её вступлению на путь общения с Богом, с праздности, являющейся столь распространённым и губительным пороком. Будучи родной сестрой лени и нерадения, она обрекает всё человеческое существо на пассивность, и препятствует ему приложить даже малую толику усилий для изменения к лучшему своего духовного, и материального состояния. Эта наклонность губит в человеке все, дарованные ему Господом таланты, и подчас обращает во зло лучшие его устремления. Ведь недаром говориться: «Праздность ─ матерь всех пороков».

Уныние ─ самоубийство души

Следующим пороком, который упоминает в своей молитве преподобный Ефрем Сирин, является уныние. Оно, в свою очередь, являясь порождением праздности и лени, таит в себе величайшую опасность. Уныние застилает внутренний взор человека, лишает возможности видеть положительные стороны, окружающей его жизни, и, обрекая на беспросветный пессимизм, сводит все суждения лишь к отрицанию возможности перемен к лучшему.

Отцы церкви нередко называют уныние проявлением дьявольской власти над людьми, поскольку основана она на лжи, прародителем которой он является. Вселяя в душу человека лживые представления о Боге и окружающем мире, дьявол наполняет его сердце тьмой и отрицанием. Недаром уныние принято считать самоубийством души.

Грех властолюбия

Глубокий знаток человеческой души, преподобный Ефрем Сирин неслучайно упоминает любоначалие, то есть любовь властвовать, непосредственно вслед за унынием и леностью. Ход его мысли вполне очевиден: человек, опустошивший и извративший свою жизнь этими двумя пороками, ищет возмещение утраченному и подчас находит его в совершенно искажённом отношении к окружающим людям.

Опыт показывает, что в тех случаях, когда человек не стремится к Богу и не ищет обретения вечных ценностей, он неизбежно становится эгоистичным и рассматривает всех остальных людей лишь как инструмент для удовлетворения своих потребностей и желаний. Понятие Бога как Владыки мира подменяется в нём культом собственного «Я», что неизбежно ведёт к желанию подчинить себе остальных людей. От этого греха и предостерегает нас в Великий пост молитва Ефрема Сирина.

Празднословие ─ путь к духовной смерти

Сотворив человека по образу и подобию Своему, Господь наделил его даром речи. Однако при неразумном подходе эта милость Божия может оказаться причиной многих людских бед и падений. Слово имеет великую силу. Оно может быть причиной спасения и погибели, вдохновения и умерщвления всякой мысли.

В устах людских оно становится как проводником Божьей правды, так и дьявольской лжи. Отклонившись от своей божественной природы, слово становится праздным и служит питательной средой для трёх ранее перечисленных пороков: праздности, уныния и во многих случаях, любоначалия. Читая молитву Ефрема Сирина, мы искренне просим Господа избавить нас от этой напасти.

Целомудрие в широком смысле этого слова

Когда читается молитва Ефрема Сирина, то перечисляются не только пороки, избавление от которых является целью покаяния, но и добродетели, дарование которых испрашивается у Бога. Первым из них упомянуто целомудрие. Несмотря на то что в общепринятом понимании оно означает главным образом воздержание от разврата, в действительности его смысл гораздо шире. В данном случае целомудрие трактуется как целостность мудрого отношения к жизни. Это добродетель, противопоставляемая не только сексуальным грехам, но и всем проявлениям изломанности человеческой натуры.

Смирение, терпение и любовь ─ неразлучные сестры

Плодом целомудрия, то есть цельного и мудрого подхода к жизни, является смирение ─ антипод гордыне и самомнению. Оно даёт человеку возможность жить по правде, и, воспринимая мир таким, каким он есть, видеть в нём проявления величия Божия. Из Евангелия нам известно, что Господь противится гордым и лишь смиренным дарует благодать.

Добродетелью, проистекающей от смирения, является терпение. Человек, обладающий этим качеством, во многом уподобляется Творцу, способному прозревать глубину вещей, сокрытую от людских глаз. Всё в этом мире подчинено воле Божьей и будет исполнено в надлежащее тому время. Поэтому и нет причин торопить события.

Наконец, главной добродетелью, о ниспослании которой просит Ефрем Сирин, является любовь. Именно она стала краеугольным камнем божественного учения, дарованного людям Иисусом Христом. Ради неё Он принял крестные муки, её завещал всем чадам основанной им Церкви.

Заключительная часть молитвы

Все вышеперечисленные прошения об ограждении от греховных побуждений и ниспослании добродетелей, как бы сливаются воедино в последней части молитвы, где речь идёт об обретении дара видеть собственные грехи и не осуждать «брата своего». Именно так сказал в молитве Ефрем Сирин о ненавидящих и обидящих нас или впавших в какие-либо иные грехи.

Как указывают святые отцы, сознание собственной греховности, а особенно открытое её признание, далеко не всегда является следствием добродетели, поскольку может порождаться гордыней и ложным благочестием. Лишь в сочетании со способностью исполнить в отношении ближнего своего заповедь Божью: «Не судите, да не судимы будете», покаяние становится свидетельством воцарения в душе всех тех высоких качеств, о которых упоминал в своей молитве Ефрем Сирин.

От гнева, обуревающего нас, от нахлынувшей в сердце гордыни или ещё какого-либо дьявольского наущения верным оружием служат заключительные слова: «Боже, очисти мя грешнаго». Они должны произноситься с полным смирением и сокрушением сердечным. В них заключается итог всего вышесказанного и пережитого. Завершается молитва Ефрема Сирина поклонами, о которых говорилось в начале статьи.

Пушкинское переложение великопостной молитвы

Эта молитва, явившая собой образец высочайшей духовности, становилась подчас не только для богословов, но и для поэтов. Широко известно, например, приведённое в статье ниже стихотворение А. С. Пушкина, посвящённое этой молитве, и представляющее собой её поэтическое переложение.

Созданное в июле 1836 года, оно стало образцом его позднего творчества. Среди литературоведов бытует мнение о том, что, возможно, Пушкин подсознательно ассоциировал себя с личностью составителя великопостной молитвы. Что могло быть общего между этими двумя гениальными людьми?

Возможно, грехи бурной молодости и пришедшее им на смену покаяние и осознание главенства духовного мира над всем земным и преходящим. Это отчётливо передаётся поэтом в приведённом нами стихотворении, где он вторит мудрым словам преподобного Ефрема Сирина.

Великий Пост — это радостный период нашей жизни, так как в это время мы очищаем себя от греха. В это время в церкви и дома во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. По церковному уставу она читается на часах и во всю святую Четыредесятницу, кроме субботы и воскресенья.

В Богословском Энциклопедическом Словаре о св. Ефреме Сирине есть следующая заметка: «Св. Ефрем Сирин, сын земледельца из города Низибии в Месопотамии, он жил в IV веке, будучи в юношестве безрасудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание и вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Едессы, поучал народ, проповедывал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложеннаго ему св. Василием Великим в Кессарии. Св. Ефрем умер в 373 г. в сане диакона. Он оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

  1. Господи и Владыко живота моего,
  2. дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
    (Земной поклон).
  3. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
    (Земной поклон).
  4. Ей, Господи Царю,
    даруй ми зрети моя прегрешения,
    и не осуждати брата моего,
  5. яко благословен еси во веки веков, аминь.
    (Земной поклон).
  6. Боже, очисти мя грешного,
    (12 раз и столько же поясных поклонов).
    (Потом повторить всю молитву):
    Господи и Владыко живота ……. во веки веков, аминь.
    (и один земной поклон).
    Короткое объяснение этой молитвы есть в учебнике протоиерея Серафима Слободского в его широко известной книге «Закон Божий для семьи и школы», которое мы приводим здесь. «Живота моего – жизни моей; духъ праздности – склонность къ праздности, или лени; унынiе – безнадежность; любоначалiе – властолюбiе, т. е. любовь начальствовать и властвовать надъ другими; празднословiе – произношенiе пустыхъ словъ (пустословiе), а также произношенiе дурныхъ и бранныхъ словъ: не даждь ми – не дай мне.
    Целомудрiе – здравомыслiе, благоразумiе, а также чистота и непорочность души; смиренномудрiе – сознанiе своего несовершенства и недостоинства передъ Богомъ и когда не думаем о себе, что мы лучше другихъ (смиренiе); терпенiе – терпенiе нужно при перенесенiи каких-либо неудобствъ, лишенiй и нечестiй; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца; любве – любви (къ Богу и ближнимъ).
    Ей Господи – о, Господи! даруй ми зрети – дай мне видеть, сознавать.
    Под братомъ разумеется всякий другой человекъ.
    Яко благословенъ еси – потому что Ты достоинъ прославленiя»
    Боже, очисти мя грешнаго.
    Мы же здесь напишем наши размышления, которые наводит на нас эта молитвa:1. «Господи и Владыко живота моего».
    Обращение к Господу Богу: «Господи и Владыка моей жизни».
    Ты мой наставник, моя мудрость, мой вдохновитель и мой утешитель. Ты открываешь тайны мира и природы.
    Твои Заповеди были, есть и будут правдивы всегда и во все времена – «во веки веков». Это и есть свидетельство что Ты есть и что они от Тебя.
    Хочу жить так, как Ты учишь. Твои Заповеди истины. В исполнении Твоих Заповедей мой жизненный путь и мое спасение. В них спасение для моей семьи, родственников, друзей, моего народа и всего мира.
    Господи, укрепи меня в вере в Тебя и в Твое спасительное учение.2. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».
    «Избави меня от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия».

    «Дух праздности» . Не дай мне, Господи, быть праздным, пустым и проводить беспечно время. У каждого человека есть данные Тобою таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и славу Твою.
    Так много людей ищущих и не знающих, что они ищут Тебя, Господи Боже. Вот им и нужно помочь найти Тебя. Так много людей, с которыми мы – по Промыслу Твоему – соприкасаемся и им нужно помочь – делом или словом. Так важно помочь делом, но еще важнее помочь словом: научить, вдохновить, привести к Тебе – Источнику всех благ, знаний и мудрости.
    Так много нужно сделать для меня – духовно улучшить себя – чтобы быть ближе к Господу Богу и лучше помогать людям. Многие не думают о других, не видят их горе и не желают помочь. Они находят тысячу причин, почему это не делать.
    Не дай мне, Господи, быть праздным, пустым и проводить беспечно время.

    «Дух уныния» . Не дай мне, Господи, унывать. Подающийся унынию не верит в Твой Промысел в Твою заботу о нас, что у каждого из нас есть задание и что все имеет свою причину. Поэтому всегда нужно верить, молиться, надеяться и ожидать помощи от Тебя.
    Не дай мне, Господи, унывать.

    «Дух любоначалия». Не дай мне, Господи, любить начальствовать над другими, всеми командовать, управлять, всегда быть на первом месте, настаивать на своем, быть гордым. Не дай мне ставить свое желание выше других. Дай мне исполнять только волю Твою. Помоги мне быть скромным и не подаваться противоположному течению нашего мира.
    «Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:3 ) учил наш Господь Иисус Христос в Нагорной Проповеди. Это и есть отсутствие любоначалия, это и есть смирение. Начало духовного роста и начинается с «нищеты духа», то есть со смирения. Отсюда и идет наше духовное улучшение и обожение – что и есть наш путь и конечная цель.
    Не дай мне, Господи, любить начальствовать.

    «Дух празднословия». Не дай мне, Господи, празднословить – говорить праздные слова, говорить о праздных, никому не нужных предметах. Не дай мне грешить многословием, праздными разговорами, которые порождают осуждение и оскорбление.
    Дай мне мудрость общения с людьми и помнить силу слова хорошего и плохого. Через слово человек меняется к лучшему или к худшему. Дай мне, Господи, мудрость и знание для сеяния Твоих хороших и целительных слов – сеять любовь, мир, тишину, спокойствие, прощение, понимание и примирение.
    О силе слова Сам Господь Бог Иисус Христос нас учит: «Говорю же вам, что всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37 ). Св. Ефрем Сирин сказал: «Молчание есть таинство будущего века, а словеса суть оружие века сего».
    Не дай мне, Господи, празднословить.

    3. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему».

    «Дух целомудрия» . Помоги мне, Господи Боже, быть целомудренным. (Словарь Даля: Целомудрый – сохранивший себя в девственной чистоте или брачной чистоте, непорочный). Помоги мне, Господи, быть нравственно чистым: в делах, в словах и мыслях.
    Учение о целомудрии исходит из Седьмой Заповеди Ветхого Завета («Не прелюбы сотвори», по русски: не прелюбодействуй) и учения Господа Иисуса Христа о ее более углубленном понимании. Он говорил, что грех не только прелюбодеяние, но даже и нечистый взгляд на женщину: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матфея 5:28 ). Когда древнии евреи начали Его обвинять в том, что Он учит что-то новое, то Господь Иисус Христос ответил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфея 5:17 ).
    Следуя учению нашего Господа Иисуса Христа, православные христиане толкуют Десять Заповедей широко. Они являются как бы заглавием или стенографической записью целого образа мышления. Поэтому грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок, который ведет к нарушению заповеди. Таким образом, седьмая заповедь объясняется так: «Запрещается нарушение супружеской верности и всякая незаконная и нечистая любовь. Нужно соблюдать чистоту мыслей, желаний, слов и дел. Нужно избегать всего, что может возбудить нечистые чувства (в себе и в других): бесстыдные намеки, двусмыслицы, анекдоты, картины, фильмы, книги, песни, танцы, одежду». Для того чтобы жить со своим супругом чисто и праведно перед Богом, нужно обязательно, чтобы было благословение от Церкви в Таинстве Святого Брака.

    Протоиерей Серафим Слободской в своей широко известной книге «Закон Божий для семьи и школы» пишет так:
    «Седьмою заповедью Господь Бог, запрещает прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую любовь.
    Мужу и жене Бог запрещает нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний – быть целомудренными в делах и в словах, в мыслях и желаниях.
    Для этого нужно избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства: сквернословия, бесстыдных песен и плясок, соблазнительных зрелищ и картин, чтения безнравственных книг, пьянства и т. п.
    Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши «суть члены Христовы и храмы Духа Святаго». «Блудники грешат против собственного тела», расслабляют здоровье своего тела, подвергают его болезням и повреждают даже душевные способности, в особенности воображение и память».

    Помоги мне, Господи Боже, быть целомудренным в самом широком толковании этого слова.

    «Дух смиренномудрия и терпения». Помоги мне, Господи, быть смиренным, спокойным, не возмущаться понапрасну – помоги быть терпеливым. Все эти грехи закрывают наши духовные очи, и мы не видим все так, как оно есть. Смирение и терпение разрешает многие трудности.
    Помоги мне, Господи, быть смиренным и терпеливым.

    «Дух любви» . «Бог есть любовь» (I Иоаннна 4:8). Ты, Господи Боже, есть любовь, а учение Твое – олицетворение любви. Ты нам объяснил, что такое любовь. Все Твое учение и есть любовь и выражение любви и доброго отношения к человеку.
    Помоги мне, Господи, любить всех словом, делом и помышлением. Помоги мне помнить, что любовь — это человеколюбие, доброжелательство, приветливость, забота о ближнем, это помощь человеку и самый минимум — это улыбка и приветствие. Любовь противоположна себялюбию и эгоизму. Любовь — это есть ключ к плодотворной и правильной жизни.
    Даруй мне Господи Боже умение любить.

    4. «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего».
    «Господи Царю, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других».
    Осуждение людей — большой грех и исходит из нашего себялюбия, недоброжелательства и зависти по отношению к людям. Обыкновенно свои грехи мы не замечаем, их оправдываем, они нам кажутся незначительными. Грехи других мы видим ясно, даже самые маленькие. Господь Иисус Христос учил в Нагорной Проповеди «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Мф. 7:3 ). Чтобы не грешить осуждением, нужно научиться видеть наши грехи, тогда нам будет легче переносить слабости других и мы будем менее склонны их осуждать.
    Господи, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других.

    5. «Яко благословен еси во веки веков, аминь». Заключение молитвы: Господи, да будешь Ты благословен на все времена, аминь.
    Господи, да будешь Ты и Твоя Святая воля всегда, всюду и везде. Аминь.

Протопресвитер Александр Шмеман о молитве святого Ефрема Сирина

Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешного», - с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов - прежде всего - освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

Основной недуг - праздность , лень, нерадение, небрежность. Это - та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем?» и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. «Праздность» - корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности - уныние , в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец . Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние - это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие ! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием . Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла; они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения. Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

После всего этого - празднословие . Человек один - среди всех созданных Богом тварей - получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом «отпечаток» Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как «Слово » (Ин. 1 :1). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом. Обладая высшей положительной силой, оно поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно «подкрепляет» дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад. Слово становится тогда действительно властью греха.

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы - крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния; их тоже четыре.

Целомудрие ! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность прежде всего означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность . Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия - смирение . Мы уже говорили о нем. Оно прежде всего победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение . «Падший» в своей естественной природе человек - нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные; поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной. Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим, и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь , та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом; это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня . Гордость - источник зла, и зло - источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда главный враг - гордость - уничтожается в нас.

После каждого прошения молитвы мы кладем земной поклон. Не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего. В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом; и весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Греховное падение состоит именно в победе плоти - животной, иррациональной похоти в нас - над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято, так свято, что Сам Бог «стал плотью». Спасение и покаяние тогда не презрение к телу, не небрежение им - но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек - душой и телом - кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, «психо-телесный» знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.

По материалам православного портала Азбука веры

Почему читается молитва

Однажды по навету недоброжелателей Ефрем оказался за тюремной решеткой. Повозмущавшись о настигнувшей его несправедливости, он стал прислушиваться к разговорам соседей-заключенных, которые рассказывали истории из своей жизни, зачастую греховные.

Преподобный Ефрем Сирин.

В этих рассказах будущий святой узнал и свои проступки, за которые никогда не был наказан. Переосмыслив свою жизнь, он понял, что в темнице он оказался по Воле Свыше для вразумления и раскаяния в содеянном.

Арестант постоянно молил Спасителя о прощении и вскоре был выпущен из-под стражи. Он начал проповедовать Учение Христа и стал подвижником. Преуспев в благом деле, он отказался от предложенного епископства.

Основным делом жизни строгого аскета стало покаяние.

Важность молитвы

В церкви молитву Ефрема Сирина читает только священник, стоя лицом к Царским Вратам.

Каждое из трех прошений он совершает громко, сопровождая каждое земными поклонами. Совершив третий поклон, он творит 12 поясных, сопровождая их словами «Боже, очисти мя грешного». Затем клирик повторяет молитву и совершает еще 1 земной поклон.

Ефрем Сирин.

Следуя действиям клирика, поклоны совершает весь клир и прихожане, находящиеся в стенах храма.

Важно! Ефремова молитва читается на протяжении всего Великого поста, кроме суббот и воскресений. Но за воскресным вечерним богослужением ее чтение возобновляется.

Страстная Среда - последний день ее прочтения.

Покаянная молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Немного истории

Великий подвижник родился в семье благочестивых родителей-христиан, но рос озорником и хулиганом. В юношестве он совершил много греховных проступков, а позже попал в тюрьму.

Успение преподобного Ефрема Сирина.

Божий Промысел заставил Ефрема проанализировать свою жизнь, в результате чего в душе подвижника случился настоящий переворот. Ангел, явленный ему, велел юноше покаяться во грехах и показал «ниточку», на одном конце которой были собраны грехи, а на другом виднелось справедливое воздаяние.

В тюремных стенах случилось «перерождение» грешника в будущего святителя, учителя Церкви Христовой, автора молитв и песнопений, богослова и аскета.

свт.
  • архим. Кирилл (Павлов)
  • свт.
  • В. Cтароверов
  • свящ. Ф. Людоговский и О. Седакова
  • свящ. Михаил Желтов
  • Моли́тва Ефре́ма Си́рина - покаянная , составленная в IV в. преподобным (сирийцем), которая читается на Великого :

    Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

    В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным .

    До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

    Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

    Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.

    Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

    После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

    В дни её уместно читать потому, что в этот период христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем (). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

    Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

    Настольная книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны. Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер.

    В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».

    Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

    В наши дни нередко приходится слышать: если Бог свят и всемогущ, почему грешники совершают грехи; отчего вообще мир преисполнен беззаконием, ? Неужели Бог недостаточно свят или же недостаточно всемогущ? Ещё большее недоумение могут вызвать упомянутые выше слова молитвы преподобного Ефрема, если воспринимать их с грубой буквальностью.
    Что можно на это ответить? Бог есть Сам в Себе совершеннейший Дух (), абсолютное , и конечно же, Он никогда никого не подталкивает ко греху.
    Учитывая это, мы, в то же время, должны понимать, что всё, что ни происходит в царстве творения, включая бесчисленные злодеяния, совершается не без Божественного произволения.
    В Божьей следует различать два аспекта: благоволение и попущение . Добро Господь любит, всегда ему благоволит, всегда содействует всему доброму: помыслам, мыслям, делам.
    Что же касается беззакония, его Бог, как абсолютно Святой (), ненавидит зло ().
    Как это ни покажется странным, но возможность совершения грехов заложена в естество человека Самим Творцом. Для чего?
    Не имей человек этой возможности, он бы не мог осознанно и свободно определяться к добру. А без этого он не мог бы стать праведным: ведь праведность зиждется и формируется на добровольном, но не насильственно навязываемом стремлении к Добру (см.: подробнее: ).
    Испытывая свободу человеческого произволения, Бог попускает человеку совершать злые дела (в той мере, в какой считает уместным), как по искушению от злых духов, так и по произвольному почину.
    Стало быть, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Господа «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода грехи.
    При этом мы молим Владыку жизни о благодатном содействии, чтобы смочь удержаться от или же, в случае их возникновения, успешно их преодолеть.
    В этом же смысле следует понимать и известное прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».

    См. в нашей библиотеке.


    О молитве св. Ефрема Сирина можно сказать, что она лучше всего, проще и короче всего выражает смысл и дух того, что христиане вот уже столетиями называют Великим Постом. Молитва эта повторяется в конце каждого великопостного богослужения: верующие читают ее дома, в частной своей молитве. (Протопресвитер Александр Шмеман.)

    О Ефреме Сирине.

    Преподобный Ефрем Сирин – христианский поэт, богослов, великий учитель покаяния, молитвенник, проповедник. Родился Ефрем Сирин в начале IV века в Месопотамии. В бедной христианской семье.
    Ефрем Сирин - широко образованный человек своего времени. Владел ивритом, имел широкие познания в географии и этнографии Палестины, придает особую ценность его толкованиям Святого Писания. Число сочинений Ефрема Сирина достигало 1000, не считая составленных им молитв, стихотворений, излагавших церковное учение. Многие стихотворения были положены на народные напевы.
    Преподобный Ефрем Сирин учил, что прощение грехов в таинстве Покаяния, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение греха. Слезы покаяния смывают грех, преображают греховное естество, дают силу "ходить путем заповедей Господних ".
    В проповедях Ефрема Сирина говорится о пользе знания и образования, которые "выше богатства! ".

    Молитва Ефрема Сирина.

    Удивительно предание о происхождении молитвы Ефрема Сирина.

    Происхождение молитвы Ефрема Сирина.

    На одного святого, жившего в пустыне снизошло видение. Его взору предстали ангелы, которые сходили с неба и несли большой свиток, исписанный с обеих сторон. Они спрашивали друг друга: "Кто же может принять этот свиток? " И был голос с неба: "Только Ефрем, избранник Мой ". И привели святого Ефрема и дали проглотить этот свиток. И совершилось дивное дело: как лоза, разросшаяся по всей земле, распространились дивные слова преподобного Ефрема. Таким дивным словом святого преподобного Ефрема Сирина и является молитва "Господи и Владыко живота моего… ".

    Молитва: " Господи и Владыко живота моего!".

    Господи и Владыко живота моего!
    Дух праздности, уныния, любоначалия
    и празднословия не даждь ми.
    (Земной поклон)
    Дух же целомудрия, смиренномудрия,
    терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
    (Земной поклон)
    Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
    прегрешения и не осуждати брата моего,
    яко благословен еси во веки веков.
    Аминь.
    (Земной поклон)
    Господи и Владыка жизни моей!
    не дай мне склонности к лени, к беспечности,
    к властолюбию и пустословию.
    (Земной поклон)
    Чистоту же души, смирение,
    терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему.
    (Земной поклон)
    Да, Царь Господи, дай мне видеть мои
    собственные грехи и не осуждать брата моего,
    ибо благословен Ты в веки вечные
    Аминь.
    (Земной поклон)

    Боже, очисти мя, грешную/грешного. (12 раз с поясными поклонами)

    (И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце)