Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Протопоп Аввакум: житие, интересные факты. Два проклятия протопопа аввакума В каком селе родился протопоп аввакум

План – конспект урока

Составила учитель русского языка и литературы Мосалёва Антонина Васильевна

МАОУ «СОШ №7» г. Краснокаменска Забайкальского края

Класс: 8 В

Предмет: литература

Учебник: Литература: Учебник – хрестоматия в трёх частях./Под редакцией Беленького Г.И. – М.: Мнемозина, 2013.

Тема мероприятия: Житийный жанр в русской литературе. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

Тип урока: Урок изучения нового материала с учетом предварительного чтения «Жития протопопа Аввакума, им самим написанным», представление группами подготовленного материала с использованием дополнительной литературы по биографии протопопа Аввакума.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки, интернет.

Цели:

    приобретение учащимися интереса к личности протопопа Аввакума;

стимулирование процесса самопознания и самосовершенствования развивающейся личности подростка;

    создание условий для развития нравственных качеств личности: честности, стойкости, терпения, доброты.

Задачи:

    «погрузить» учащихся в мир эпохи 17 века;

    организовать работу групп по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанным», в ходе которой учащиеся смогут сформировать представление о нравственных качествах этого человека;

Печальник земли русской и собиратель её единого духа.

В.Распутин.
Ход урока :

    этап: Организационный момент. Проверка домашнего задания:

О каких жанрах древнерусской литературы вы узнали, прочитав статью учебника?

С произведениями каких жанров мы уже работали, в чём их особенность?

Дома вы читали «Житие протопопа Аввакума». Расскажите, что вы узнали, прочитав произведение?

Какому жанру древнерусской литературе характерно содержание произведения?

    этап: Мотивация к учебной деятельности:

Анализ эпиграфа к уроку – слова В.Распутина.

В конце урока мы вернёмся к высказывания великого писателя о протопопе Аввакуме и попробуем ответить на вопрос:

- Содержит ли высказывание В.Распутина сущность и значение личности протопопа Аввакума?

3 этап: Формулирование темы урока, постановка учебных задач .

4этап: Представление группами итогов работы:

1)Историки (истрическая справка)

Раскол в русской православной церкви в 17 веке:

Как писать имя сына Божия – Исус или Иисус;

Как креститься: двумя или тремя рерстами;

Как при некоторых обрядах обходить аналой: слева направо или справа налево и т.д.

В русских церквях утвердились некоторые обряды, которые отличались от православных греческих. С появлением на Руси книгопечатанья распространились «ошибки» и разночтения богослужебных текстов. Патриарх Никон решил привести церковные книги и обряды в соответствие с греческими. Многие духовные и светские люди воспротивились этому, т.к. привыкли к определённым книгам, молитвам. Протест против церковной реформы у многих людей сливался с протестом против тяжёлого социального положения. Никон не щадил своих идейных противников, чем провоцировал непримиримое отношение к себе.

2) Литературоведы

Словарная работа : Протопоп (протоиерей) – старший православный священник.

Автобиографическое произведение –

Первое автобиографическое произведение русской древности, в котором героем выступает сам автор. Это считалось греховной гордыней. Гордыня, непримиримость к врагам, на равных разговаривает с любым человеком, на какой бы ступеньке общественной лестницы тот ни стоял.

Как это характеризует Аввакума?

3) Библиографы

Аввакум родился в 1620 году (по другим данным – в 1621) на Нижегородской земле, в селе Григорове, в семье сельского священника. После смерти отца мать женила сына на дочери кузнеца. Читая книги, Аввакум приобрёл глубокие познания, ощутил в себе дар проповедника. В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы церкви соседнего села, ещё через два года стал там священником. Через восемь лет был назначен протопопом Вознесенской церкви в Юрьевце – Повольском. В это время при царском дворце вокруг царского духовника, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева образуется кружок ревнителей благочестия, в который входит сам молодой царь. Аввакум сближается с этим кружком, выступает за возрождение активной пастырьской деятельности духовенства, борется с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества, за что подвергался нападкам от своих прихожан: то он обличает местных начальников, и его за это зверски избивают, то разгоняет скоморохов.

В 1652 году прихожане взбунтовались против своего непреклонного в благочестии пастыря. Аввакум уехал в Москву и был представлен царю. Протопопу дали право служить в одном из приделов Казанского собора. Это была большая честь для священника. Аввакум вместе с участниками кружка пишет челобитную царю о будущем патриархе. Человеком этим был Никон, который в этом же году стал патриархом. А 1653 году Никон начал претворять в жизнь реформу, которая и привела к расколу Русскую Церковь. Среди людей, выступивших с протестом против реформ, был и Аввакум.

В сентябре 1653 года Аввакума пытались «расстричь», т.е. лишить церковного сана, но посадили в тюрьму, а затем выслали в Тобольск со всей семьёй. Здесь он жил около двух лет, а потом в составе отряда землепроходца Афанасия Пашкова прошёл многолетний путь от Енисейска до Нерчинска. Воевода жестоко притеснял Аввакума и его семью. В начале 60 – ых годов в Москве властолюбивый Никон захотел ограничить власть царя и в результате сам оказался в опале. Аввакум был вызван из Сибири в Москву, где встретил ласковый приём. Двор старался завоевать расположение протопопа. Ему предлагалось даже место царского духовника. Но Аввакум увидел, что царь, отвергнув Никона, не отвергает его реформ. Протопоп убеждал царя отказаться от новшеств. Но в 1664 году царь вновь сослал Аввакума вместе с емьёй в Пустозёрский острог, но с середины пути вернули в Москву на суд церковного собора.

Аввакум вместе с другими вождями раскола был проклят – передан анафеме. Всем им, кроме Аввакума. Вырезали языки и отрубили пальцы, чтобы не крестились двуперстно и не писали. За Аввакума заступилась царица Мария Ильинична и сестра царя Ирина Михайловна.

В Пустозёрске каждому из заключённых была приготовлена отдельная «земляная тюрьма», покрытая срубом с одним окошком, через которое узники принимали пищу и «дровишки». Узники нашли способ общаться: по ночам они вылезали из темниц через окошко. Несмотря на изувеченные руки многие рисали. Здесь Аввакум, лишённый возможности проповедовать, написал своё «Житие». Своих единомышленников он называл «верными», «горемыками миленькими», переживал за своих соратников.

Стрельцы. Охранявшие раскольников, сочувствовали им и тайно переправляли их письма и сочинения в Москву. Популярность Аввакума, мученика за старую веру, всё росла среди старообрядцев Руси. И в Страстную пятницу 1682 года по указу царя Фёдора Алексеевича четыре узника Пустозерской тюрьмы были заживо сожжены в срубе.

4) Литературоведы

Протопоп Аввакум – глава раскольников. Отстаивавший свои убеждения. Погиб за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований», послния и челобитные. Житие было написано в 1672 – 1673 годах во время его ссылки в Пустозёрске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, постороенном на на основе собственной биографии.

Что поражает в названии произведения?

Аввакуму было 50 лет, когда он пишет «Житие». Он уже изведал пытки, потерю родных и близких. Это произведение – проповедь взглядов, проверенных временем, а с точки зрения художественной – разрушение средневекового канона жития.

    этап: Аналитическая работа с текстом:

Задание: Рассказывая отрывки «Жития», сформулируйте главную мысль. Попробуйте определить, какие качества Аввакума проявились в эпизаде?

    Начало деятельности Аввакума на церковном поприще.

Каким представляется вам Аввакум по отрывкам «Жития»?

Искусствоведы

Какой предстаёт пред нами боярыня Морозова - духовная дочь Аввакума- на картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»

Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой.

В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему?

Какие художественные приёмы использует автор?

Как речь героя характеризует его?

Исследователи

представляют составленную таблицу

канонические черты жития (традиции)

художественные открытия Аввакума (новаторство)

Житие – это биография святого

Житие составлялось после смерти

Повествование ведётся от 3 – го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией

Композиция жития строится по строгой схеме

Способ изображения героя – идеализация

Внутренний мир героя дан не в развитии, он избранник с момента рождения

Пространство и время – условны

В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности

Тон повествования торжественный, серьёзный

Язык жития книжный, с большим количеством церковнославянизмов

Текст Жития рассчитан на грамотного человека.

Сюжет жития составляет духовный подвиг святого.

Аввакум не причислен к лику святых

Написано при жизни

Житие напоминает исповедь, проповедь, форма повествования от 1- лица придаёт тексту эмоциональность, силу.

Нет привычного финала.

Герой не идеальная личность, он «святой грешник»

Яркому изображению внутреннего мира героя служат внутренние монологи.

Пространство и время конкретны и реальны

Герой индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна; перед нами не абстрактный идеал человека страдалец, а земной бунтарь

Появляются комические нотки

Язык живой, разговорный, введение просторечий становится стилистическим приёмом

Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.

6 этап: Закрепление полученных знаний.

- Можно ли назвать Аввакума «фанатиком веры»? Чем можно оправдать его фанатизм?

Что нового внес Аввакум в жанр жития?

Обратимся к эпиграфу урока: Передаёт ли высказывание В.Распутина сущность и значение личности Аввакума?

Рефлексия Был ли интересен вам урок? Затронула ли вас жизнь Аввакума как человека?

Домашнее задание :

Задания группам стр. 57 вопросы 1, 2

Анализ высказываний русских писателей о сочинениях Аввакума (стр.56 – 57 в 1 части учебника)

ИСТОКИ РАСКОЛА

В XVII столетии Россию ждали события, потрясшие духовную основу государства

Церковь. Мы уже упоминали о конфликтах XV-XVI вв., связанных с борьбой

между иосифлянами и нестяжателями. В XVII в. интеллектуальные споры

получили свое продолжение в крайней форме церковного раскола. Как и всегда

в акматической фазе, при всеобщем увлечении борьбой за власть дела более

прозаические: хозяйственные нужды, забота о просвещении, культуре и тому

подобное - не то чтобы игнорировались, но поневоле уходили на второй план.

Жизнь же - прежде всего проза, то есть обычай, обиход, традиция, а Смута

ввергла страну в большой беспорядок, даже в хаос.

Беспорядок обнаружился и в Церкви, которая не смогла выполнить роль

"духовного врача", хранителя нравственного здоровья народа. Естественно,

что после Смуты реформа Церкви стала самой насущной проблемой. Реформу

проводили не архиереи, а священники: протопоп Иван Неронов, духовник юного

царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, знаменитый Аввакум. Эти

"ревнители благочестия" действовали по двум направлениям. Во-первых, в

области "социального христианства", под которым подразумевались устные

проповеди и непосредственная работа среди паствы: закрытие кабаков,

устройство богаделен, приютов для сирот. Во-вторых, они занимались

исправлением обряда и собственно богослужебных книг.

Остро стоял вопрос о так называемом многогласии. В храмах Великороссии для

экономии времени практиковались одновременные службы разным святым и разным

праздникам, ибо службы были очень длинные и выстаивать их целиком

московитам было недосуг: то в Орду надо ехать, то в Тверь, а то с татарами

сшибка. В предшествующие времена многогласие никого не волновало. Иначе

взглянули на него в эпоху бунтов и самозванцев: теперь казалось, и в этом был резон, что прихожане выходят из-под влияния Слова Божьего. Это надлежало исправить и было

исправлено. Единогласие восторжествовало.

Однако конфликтная ситуация этим не была исчерпана, напротив, конфликт

только разрастался. Его обусловили различия в московском и греческом

обряде, прежде всего в перстосложении: великороссы крестились двумя

перстами, греки - тремя. Эти различия привели к спору об исторической

правоте. Фактически спор свелся к выяснению вопроса о том, появился ли

русский церковный обряд - двуперстие, осьмиконечный крест, богослужение на

семи просфорах, сугубая "аллилуйя", хождение посолонь, то есть по солнцу,

переписчиками богослужебных книг или нет.

Доказано (в частности, Е.Е.Голубинским - самым авторитетным историком

Церкви), что русские вовсе не исказили обряд и что в Киеве при князе

Владимире крестились двумя перстами - точно так же, как крестились в Москве

до середины XVII в. Дело в том, что в эпоху христианизации Руси в Византии

пользовались двумя уставами: Иерусалимским и Студийским, - которые в

обрядовом отношении разноречили. Восточные славяне приняли и соблюдали

первый; у греков, а вслед за ними и у других православных народов, в том

числе у малороссов, возобладал второй.

Вообще следует сказать, что обряды - это не догматы. Догматы должны быть

святы и нерушимы, обряды же могут меняться, что на Руси происходило не раз,

и притом без особых потрясений. Например, при митрополите Киприане: в 1551

г. Стоглавый собор понудил псковичей, употреблявших троеперстие, вернуться

к двуперстию. Но к середине XVII в. обстоятельства радикально изменились.

Уходила в прошлое "светлая Русь" с ее относительным единством в

мировоззрении и поведении людей. Стране предстоял троякий выбор:

изоляционизм (путь Аввакума); создание теократической

вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в "концерт"

европейских держав (выбор Петра), с неизбежным подчинением Церкви

государству. Присоединение Украины сделало проблему выбора еще актуальнее,

ибо приходилось думать о единообразии церковного обряда. Появившиеся на

Москве еще до присоединения Украины киевские монахи, самым замечательным из

которых был Епифаний Славинецкий, стали настаивать на исправлении церковной

службы и книг в соответствии со своими представлениями.

В этот острый момент умер патриарх Иосиф (1652). Нужно было избрать нового

патриарха; без патриаршего благословения в ту пору на Москве никакого

государственного, а уж тем паче церковного мероприятия провести было

невозможно. Сам царь Алексей Михайлович, человек благочестивый и набожный,

был сильно заинтересован в скорейшем избрании патриарха и хотел видеть на

патриаршем престоле своего "собинного друга" - новгородского митрополита

Никона, которого очень ценил и с которым всегда считался.

ЦАРЬ И ПАТРИАРХ

Типичный человек акматической фазы, будущий патриарх московский Никон был

человеком крайне тщеславным и властолюбивым. Происходил он из мордовских

крестьян и в миру носил имя Никиты Минича. Сделав головокружительную

карьеру, Никон прославился твердым нравом и суровостью, характерной не

столько для церковного иерарха, сколько для светского властителя. Не

удовлетворяясь своим огромным влиянием на царя и властью над боярами и

руководствуясь принципом "Божее выше царева", Никон задумал узаконить свои

права, получив власть в государстве, равную царской.

Вопрос об избрании Никона на патриарший престол был решен заранее, так как

многие бояре поддержали желание царя и в пользу кандидатуры Никона

высказались в своих посланиях православные патриархи Востока:

константинопольский, иерусалимский, антиохийский и александрийский. Никон,

конечно, знал об этом, но, желая иметь абсолютную власть, прибег к

давлению. Во время процедуры поставления в патриархи он в присутствии царя

демонстративно отказался принять знаки патриаршего достоинства. Все были

потрясены, сам Алексей Михайлович опустился на колени и со слезами на

глазах умолял Никона не отказываться от сана. И тогда Никон сурово спросил,

будут ли его в случае избрания чтить как отца и архипастыря и дадут ли ему

устроить Церковь в соответствии с его желаниями. Лишь получив царское слово

и согласие на это всех присутствовавших, Никон согласился взять символ

патриаршей власти - посох первого жившего в Москве русского митрополита

Царь исполнил свое обещание. Никон получил огромную власть и аналогичный

царскому титул "Великого Государя" (1652). Но, будучи человеком

пассионарным, Никон в соответствии с духом времени не всегда был сдержан,

распоряжаясь своей властью, не только по отношению к людям Церкви, но и по

отношению к князьям и боярам. Поэтому Алексею Михайловичу иногда

приходилось браться за перо и в письмах просить Никона быть помягче к тому

или иному вельможе, который имел несчастье прогневать патриарха.

"Ревнители благочестия" поначалу совсем не опасались вновь избранного

патриарха, ибо были с ним коротко знакомы и принадлежали к числу его

единомышленников. Так же как и они, Никон был сторонником введения

единогласия и сам в начале своего патриаршества крестился двумя перстами.

Но Епифаний Славинецкий не терял времени даром: через некоторое время он

сумел убедить Никона, что его друзья не правы и исправлять церковные книги

все-таки необходимо. В Великий пост 1653 г. Никон в особой "памяти"

(меморандуме) предписал своей пастве принять троеперстие. Сторонники

Вонифатьева и Неронова воспротивились этому - и были Никоном сосланы. Тогда

же в Москву прибыл горячий поклонник (а после столь же горячий противник)

Никона - антиохийский патриарх Макарий, и в стране было официально

объявлено о введении троеперстия, а те, кто продолжал употреблять при

молитве двоеперстие, были преданы церковному проклятию. Позднее (1656)

церковный собор подтвердил такой порядок, и пути Никона и его бывших друзей

разошлись окончательно.

Интересно, что именно отношение к своим бывшим друзьям ярко характеризует

императивы поведения Никона. Когда Иван Неронов, сосланный Никоном, решил

примириться с нововведениями, он был немедленно прощен - Никон отнесся к

нему великодушно. Его, как видим, интересовало лишь беспрекословное

подчинение своей патриаршей власти. Но те, кто, как протопоп Аввакум, не

пожелали поступиться своей совестью и склониться перед властью Никона,

акматической фазы, стремящегося к идеалу победы: ему не важны доводы или

поиски истины в интеллектуальных спорах. Для него важно, чтобы все признали

его власть и никто не смел с ним спорить.

Так совершился раскол русского православия: сторонники "древлего

благочестия" оказались в оппозиции к официальной политике, а дело церковной

реформы было поручено украинцу Епифанию Славинецкому и греку Арсению.

Интересен вопрос: почему Никон оперся не на своих друзей, а на приезжих

монахов-украинцев? А главное, почему эту политику Никона поддержали и

большинство прихожан, и собор, и царь Алексей? С этнологической точки

зрения, ответ очень прост. Сторонники Аввакума отстаивали превосходство

местного варианта православия, сложившегося в Северо-Восточной Руси в XIV

в., над традицией вселенского (греческого) православия. "Древлее

благочестие" могло быть платформой для узкого московского национализма и

соответствовало идеалу "Третьего Рима", "светлой Руси". С точки зрения

Аввакума, православие украинцев, сербов, греков было неполноценным. Иначе

за что же Бог покарал их, отдав под власть иноверцев? Православие Аввакума,

таким образом, не могло быть связующей основой суперэтноса как скопления

близких, но разных народов. Представители этих народов рассматривались

старообрядцами лишь как жертвы заблуждения, нуждавшиеся в переучивании.

Разумеется, такая перспектива ни у кого не вызвала бы искренней симпатии и

желания объединиться с Москвой. И царь, и патриарх прекрасно понимали сию

тонкость. Поэтому, стремясь к росту и расширению своей власти, они

ориентировались на вселенское (греческое) православие, по отношению к

которому и православие русских, и православие украинцев, и православие

сербов были не более чем допустимыми вариациями.

Именно в установлении вселенского характера русского православия состоит

историческая заслуга патриарха Никона. Но, к сожалению, крутой нрав Никона

продолжал сказываться, постепенно создавая ему много противников среди

бояр. Последние всячески стремились испортить отношения патриарха и царя и

преуспели в этом. Началось все вроде бы с мелочей. В 1658 г., во время

очередного праздника, царский окольничий, прокладывая, по обычаю, дорогу

для государя, ударил палкой патриаршего человека. Тот начал возмущаться,

называя себя "патриаршим боярским сыном", и тут же получил еще один удар

палкой - по лбу. Никон, узнав об этом случае, пришел в крайнее негодование

и потребовал у Алексея Михайловича расследования и наказания виновного

боярина. Но расследование не было начато, а виновный остался безнаказанным.

Видя изменившееся отношение царя к себе, Никон решил еще раз прибегнуть к

приему, уже испытанному им при восшествии на патриарший престол. После

обедни в Успенском соборе он снял с себя патриаршие ризы и объявил, что

оставляет место патриарха и уходит жить в свой любимый Воскресенский

монастырь под Москвой, называемый Новым

Иерусалимом. Попытки народа остановить патриарха были безуспешны. Несмотря

на то что народ выпряг лошадей из его кареты, Никон не изменил своего

решения и ушел в Новый Иерусалим пешком.

Патриарший престол остался пустым. Никон рассчитывал на испуг Алексея

Михайловича, но просчитался. Царь не приехал к нему. Начались долгие годы

борьбы Никона за патриарший престол. Перипетии этой борьбы очень интересны,

но малосущественны для нашей темы. Царь старался добиться от Никона

окончательного отказа от патриаршего звания и возвращения патриарших

регалий, чтобы можно было избрать нового патриарха. Никон же стремился

доказать, что он волен вернуться на патриарший престол в любой момент.

Такое положение было, конечно, абсолютно нетерпимым.

Тогда Алексей Михайлович прибег к посредничеству вселенских патриархов.

Однако дождаться их приезда оказалось нелегко: только в 1666 г. в Москву

прибыли двое из четырех патриархов - антиохийский и александрийский,

имевшие, правда, полномочия от двух других православных патриархов -

константинопольского и иерусалимского. Несмотря на все уловки и

сопротивление Никона, он все же предстал перед судом патриархов и был лишен

своего сана. Однако тот же собор 1666-1667 гг. подтвердил правильность всех

церковных реформ, предпринятых Никоном. Нововведения патриарха получили

официальное утверждение, но самому Никону суждено было наблюдать торжество

своей политики простым монахом, сосланным в отдаленный северный монастырь.

Совершенно иной была судьба Аввакума.

КОСТРЫ

Сосланный в Пустозерск (1667), опальный протопоп не прекратил своей

проповеднической деятельности. Приходившие к нему богомольцы уносили в

своих посохах многочисленные послания, обличавшие никониан, звавшие к

защите традиций "древлего благочестия". Вместе с тем раскольники не

ограничились только проповедью старого обряда. Множество проповедников

выступило с призывами к самосожжению как единственному пути спасения души.

самом деле это не совсем так. Аввакум не проповедовал самосожжения,

рассматривая его лишь как одно из средств в борьбе с никонианами,

допустимое для всех желающих. Прекрасный знаток "бунташного века",

А.М.Панченко показал, что проповедь самосожжения возникла не на пустом

месте. Она была предварена теорией "самоуморения" старца Капитона,

деятельность которого развернулась еще в 30-х годах XVII в. Учение Капитона

было одной из многочисленных жизнеотрицающих ересей, исходивших из

признания благости самоубийства. Конечно, подобные воззрения никак нельзя

назвать христианскими.

Аввакум, вне сомнения, был наиболее значительным оппонентом никонианства, а

в глазах противников. Не случайно царь, желая преодолеть церковные

конфликты, предлагал в 1664 г. Аввакуму занять место своего духовника. Но

Аввакум не пошел на компромисс. Он продолжал выступать с призывами и

обличениями, написал талантливую и яркую автобиографическую книгу "Житие

протопопа Аввакума" и вообще всячески досаждал "начальству" поучениями.

Кончилось это для него плохо.

Когда в 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, на московском престоле

оказался его сын - тихий и впечатлительный Федор Алексеевич. Царь Федор

уделял много внимания вопросам благочестия, в решении которых он был весьма

щепетилен. Зная характер нового царя, Аввакум решил воспользоваться

мнительностью набожного Федора и попытаться отвратить его от никонианства,

Он написал царю письмо, в котором сообщил, что видел во сне Алексея

Михайловича горящим в аду за грех отпадения от истинной веры, и призвал

Федора Алексеевича отринуть "никонианскую прелесть", дабы самому избежать

подобной участи. Но Аввакум просчитался. Федор и мысли не допускал, что его

отец может быть грешником. Аввакум и его союзники "за великие на царский

дом хулы" были сожжены (1682).

Мученическая смерть Аввакума окончательно разделила никониан и

старообрядцев. Иной стереотип поведения старообрядцев выделил их из

основной массы русских и создал еще один оригинальный субэтнос. Но при этом

общеэтнические связи разрушены не были. Так, старообрядцы своими

партизанскими действиями весьма помогли Меншикову одержать победу при

Лесной (1708). Но в дальнейшем, в XVIII- XIX вв., распавшись на множество

"толков" и "согласий", старообрядцы постепенно потеряли пассионарность и

превратились из активного субэтноса в конвиксию. К XX в. у них оставались

лишь некоторые элементы своего стереотипа поведения, напоминающие о бурных

событиях русской истории XVII в.

ПРАВИТЕЛЬСТВО И СТРЕЛЬЦЫ

Война с Польшей за Украину, возвращение Смоленска, освоение Сибири - все

это потребовало от России огромных усилий, которые частично были

компенсированы достигнутыми результатами: страна при Алексее Михайловиче в

ряде западных районов вышла на те границы, которые она имела до Смутного

времени. И тем не менее, затраты пассионарности оказались столь велики, что

уже к началу 70-х годов XVII в. явственно обозначился пассионарный спад.

Очень скоро он привел к тем же последствиям, что и пассионарный спад второй

половины XVI в.: возникла опасность для политического режима страны и даже

для ее существования.

Со времен Смуты низовья Волги служили России своего рода сточной канавой.

Туда убегали люди субпассионарные, склонные к "воровству", недостаточно

энергичные для того, чтобы нести государеву службу или вести крестьянское

хозяйство. Волга кормила рыбой, а богатые прибрежные пастбища в изобилии

давали мясо. Однако субпассионарии не могли упорядочить собственное

существование, да они и не стремились к этому. Их основной деятельностью

стали набеги на соседние народы и их грабежи. Отток пассионариев из числа

казаков и московских служилых людей на западные границы и в Сибирь сделал

низовья Волги практически беззащитными. Результаты этого не замедлили

сказаться. Когда среди аморфной "голутвы" (голытьбы) появился талантливый и

энергичный вождь - казак с Дона Степан Разин, - последовал взрыв.

Перипетии разинской борьбы хорошо известны и не требуют изложения. Важен

следующий пункт его "политической программы": превращение всего населения

России в казаков. С этнологической точки зрения, это привело бы к упрощению

системы и вряд ли пошло бы на пользу России. Ведь благодаря сословному

разнообразию российский суперэтнос мог противостоять врагам и развивать

собственную культуру.

В 1671 г. небольшой регулярный отряд князя Барятинского разбил под

Симбирском разинское войско. Атаман бежал на Дон и был выдан казаками

московскому правительству, так как они меньше всего хотели смешиваться со

всем населением и превращаться в безликую аморфную массу, хотя бы и под тем

же названием.

В столице падение пассионарности вызвало постепенное ослабление

правительства страны. Со времен Алексея Михайловича в России стало заметно

влияние культуры католического Запада с его роскошным бытом,

привлекательным для высших сословий Московского государства. Среди членов

царствующего дома, царедворцев, бояр стало модным подражать польским

магнатам в их роскоши и забавах. Конечно, для подражания нужно было иметь

немалые деньги, и те, у кого такие деньги были, начинали устраивать

домашние театры, создавать библиотеки из латинских книг, собирать гравюры,

платье. Не Петром были привезены из Голландии немецкие кафтаны. Первым одел

в них царское семейство, а также своих детей ближний боярин Алексея

Михайловича - Афанасий Ордин-Нащокин. И хотя немецкие кафтаны мало

подходили для игр в лапту и чижика, коими увлекались русские царевичи в

XVII в., соображения целесообразности были принесены в жертву моде.

К тому времени и у старообрядцев пассионарный генофонд оказался

подрастрачен: наиболее энергичные из них либо оказались в ссылках, либо

бежали на окраины и за рубеж государства, либо погибли в "гарях". В среде

старообрядцев начала проявляться тенденция к изоляции от мира. За пять лет

до смерти овдовевший царь Алексей Михайлович женился вторично - на Наталье

Нарышкиной. От его первой жены, Марии Милославской, в живых остались два

сына, Федор и Иван, и пять дочерей. Все они, кроме царевны Софьи, были

совершенно заурядными, ничем не примечательными людьми. От Нарышкиной у

Алексея Михайловича родился сын Петр - мальчик весьма живой и энергичный.

В 1676 г. началось правление Федора Алексеевича. Для него и других детей

Милославской, многие из которых были ровесниками Нарышкиной, молодая вдова

царя Алексея являлась мачехой. А мачеха для русской жизни - явление

страшное: и мачеху не жалуют, и мачеха детей от первой жены не любит. Не

всегда, конечно, случается именно так, но факт остается фактом; между

Нарышкиными и Милославскими разгорелась упорная и долгая вражда.

Недалекая Наталья Кирилловна Нарышкина имела при дворе очень слабые

позиции, а царевна Софья была особой весьма энергичной, напоминавшей по

характеру своего отца, а еще больше - своего прадеда, патриарха Филарета.

Наталью Кирилловну и она, и ее родственники во главе с боярином Иваном

Милославским страшно ненавидели. Но что могла сделать одна богатая боярская

семья против другой богатой боярской семьи? Очень немногое: можно было

поинтриговать, можно было лишить чужого ставленника должности или послать

его на воеводство в далекую Тотьму или Тобольск, но расправиться с

враждебной семьей физически было нельзя. Милославские сделали все, что

могли. Ближайшего советника Алексея Михайловича, боярина Артамона Матвеева,

устроившего брак Нарышкиной с царем, они сначала назначили воеводой в

далекое Верхотурье, а затем, лишив чина, сослали в Пустозерск; навлекли

опалу на братьев царицы и удалили от дел ее немногочисленных сторонников.

Но торжество Милославских оказалось преждевременным.

В 1682 г., совсем молодым, скончался государь Федор Алексеевич. На трон

можно было посадить одного из двух царевичей - Ивана или Петра, причем

формально Иван Алексеевич имел все преимущества, ибо был старше. Однако ни

боярская Дума, ни народ на могли прийти к единому мнению. Вопрос решила

позиция патриарха Иоакима, официально являвшегося первым лицом в

государстве. Иоаким высказался за избрание Петра Алексеевича по чисто

государственным соображениям: царевич Иван был больным ребенком. Участь

Милославских стала незавидной: теперь их ожидали опала и ссылки. Не желая

покорно дожидаться уготованного им судьбой, Милославские были полны

решимости действовать. В этот критический момент определяющим фактором

стали настроения московского стрелецкого войска.

Поскольку в то время большая часть мужского населения страны была в той или

иной степени связана с военной службой: одни служили, другие обеспечивали

их всем необходимым, - то в каждом мало-мальски значительном населенном

пункте главную роль играл его гарнизон. Естественно, самый большой гарнизон

был в столице. Специальное городовое войско насчитывало 40 тысяч человек и

состояло из стрельцов. Стрельцы появились на Руси после того, как 500

сдавшихся литовцев поступили на русскую службу и обучили москвичей

пищальному бою. Пищалью называли несовершенное ружье, стрелявшее на

небольшое расстояние. Из-за малой дальности стрельбы стрельцы-пищальщики не

были эффективны в полевых сражениях, но для обороны городов стрелецкие

полки подходили как нельзя лучше, выполняя и чисто военные, и полицейские

функции. Пополнялись ряды стрельцов из русских "охочих людей". Правда,

жалованье у стрельцов было маленькое и выплачивали его нерегулярно, но зато

им разрешалось беспошлинно заниматься торговлей, ремеслами,

огородничеством, а также иметь собственные дома в охраняемых ими городах.

Все это делало стрельцов дешевым и мощным войском.

В Смутное время стрельцы показали чудеса мужества, выносливости, храбрости

и боеспособности, защищая Троице-Сергиев монастырь от поляков, а Москву от

Тушинского вора и участвуя в нижегородском земском ополчении. Однако в

последующие семьдесят лет (1610-1680) московские стрельцы зажили совершенно

другой жизнью. В поисках легкой, необременительной службы стать стрельцами

стремились теперь субпассионарии - многочисленные любители хорошо поесть,

сладко поспать и выпить за казенный счет. В итоге уровень пассионарностя

стрелецкого войска снизился чрезвычайно сильно. Стрелецкие полковники вели

себя под стать своим подчиненным. Пользуясь бесконтрольностью со стороны

правительства, они задерживали стрелецкое жалованье, брали взятки за

послабления по службе, заставляли стрельцов и их жен работать на себя.

Стрельцам, конечно, не нравилось копать репу и собирать огурцы на

полковничьих огородах: зачем им было работать на полковников, когда они

могли работать на себя.

И вот, воспользовавшись избранием нового царя, стрельцы через своих

выборных обратились к правительству с жалобой на полковников. Стрельцы

требовали выдачи всего причитающегося им жалованья, оплаты подневольных

работ на полковников по устраивающим их расценкам, смещения и наказания

всех неугодных им стрелецких "голов". Короче говоря, стрельцы потребовали

все то, что может потребовать солдатня, когда чувствует себя хозяином

положения [†6]. Испугавшись стрелецкого бунта, правительство Нарышкиных,

состоявшее из людей недалеких, удовлетворило все стрелецкие требования.

Обвиненные командиры полков были не только отстранены от должностей, но и

наказаны батогами. С них взыскивались совершенно фантастические суммы якобы

нанесенного стрельцам ущерба, а имения конфисковывались.

Вероятно, именно увидев слабость Нарышкиных, и решили Милославские

использовать стрельцов для борьбы со своими противниками. До этого времени

ни Нарышкины, ни Милославские не выдвигали серьезной политической

программы. Все они были придворными царя Алексея Михайловича, то есть

людьми, которых в равной мере коснулось начавшееся изменение обычаев по

западному образцу. Для стрельцов и простого народа и те, и другие

оставались боярами. Вопрос о том, кто из них победит, большинству

московского населения был, в общем, безразличен. Теперь же ситуация резко

изменилась.

ХОВАНЩИНА

Милославские через провокаторов распространили в стрелецких полках слух,

будто Нарышкины хотят "извести" царевича Ивана. Поскольку стрельцы

стремились иметь возможность диктовать властям свои условия, то их

1682 г. по зову набата стрельцы ворвались в Кремль с требованиями показать

им царевича Ивана. Оба царевича были выведены на крыльцо и предъявлены

толпе. Но и убедившись в здравии Ивана, стрельцы не успокоились. Они стали

требовать выдачи им "изменников-бояр" по списку, заготовленному

Милославскими. И началась резня.

Глава стрелецкого приказа Юрий Долгорукий принял стрелецких выборных и,

угощая их пивом, пытался утихомирить бунт. Когда же выборные ушли, старый

боярин сказал: "Висеть им на Китайгородских стенах!" Холоп Долгорукого

передал эти слова стрельцам, и они, вернувшись, изрубили старика саблями.

Сын Долгорукого, угрожавший мятежникам карами, был сброшен с кремлевского

крыльца на стрелецкие копья. Были убиты только что вернувшийся из ссылки

боярин Артамон Матвеев, боярин Иван Языков, брат царицы Афанасий Нарышкин и

многие другие. Самые низменные инстинкты субпассионарной черни вырвались на

свободу. Озверевшие от крови стрельцы волочили трупы бояр по земле и

кричали: "А вот боярин Артамон Сергеевич с Долгоруким едут, дайте дорогу!"

Угрожая вырезать всю царскую семью, стрельцы потребовали на расправу еще

одного брата царицы - спрятавшегося Ивана Кирилловича. Струсившие бояре

выдали Нарышкина. Он причастился и вышел навстречу стрельцам с иконой.

Несчастного долго пытали, добиваясь признания в измене, а затем изрубили

саблями. Все оставшиеся в живых Нарышкины были отправлены в ссылку. Софья

была провозглашена правительницей при "великих государях" Иване и Петре.

Однако реальной власти ни она, ни Милославские не получили. Власть взяли

стрельцы, громившие усадьбы и погреба бояр. Софья поняла, что нужно хотя бы

на время удовлетворить растущие аппетиты воинства, иначе вслед за

Нарышкиными придет черед Милославских. Правительница велела изымать по

градам и весям серебряные вещи у населения и чеканить из них деньги, чтобы

срочно расплатиться со стрельцами.

Этой ситуацией воспользовались старообрядцы. Последователи Аввакума

потребовали проведения свободного диспута с соответствующими гарантиями

безопасности со стороны стрельцов для окончательного выяснения

животрепещущего вопроса: чья вера правильнее? Правительство вынуждено было

согласиться, и диспут между патриархом и суздальским священником Никитой

Добрыниным по прозвищу Пустосвят (человеком очень ученым) состоялся. Но

поскольку ни в одном диспуте со времен Адама и Евы ни одна сторона никогда

не побеждала, каждый из участников объявил победителем себя. Патриарх

сообщил о своей победе царевне Софье, а старообрядцы, выйдя на площадь,

объявили о своей победе стрельцам. Но когда Софья приказала тут же схватить

старообрядцев как не доказавших своей правоты, стрельцы легко отреклись от

"старцев", сказав: "Черт ли нам в старой вере, пусть попы спорят?" После

этого они вновь потребовали "наградных денег". Как только эти деньги

(фактически - плата за жизнь доверившихся им старообрядцев) были им

выплачены, стрельцы успокоились. Никиту Добрынина казнили, отрубив ему

голову, а остальных старообрядцев отправили в ссылку.

Как видим, никаких целей, характерных для движения пассионарных людей, у

стрельцов не было. Как и всякие субпассионарии, они стремились лишь к

получению благ с минимальными затратами сил, чего и добивались, постоянно

шантажируя правительство. Будучи субпассионарным шлаком, стрельцы

представляли собой крайне удобное орудие в руках любого авантюриста. И

такой авантюрист нашелся. Им стал князь Иван Хованский, по прозвищу

Тараруй. Прозвище свое новый глава Стрелецкого приказа получил за

склонность к разговорам и пустым обещаниям. Происходя из знатного рода

Гедиминовичей, князь Иван Андреевич показал себя во время войны с Польшей

как крайне неспособный полководец, почему и был переведен в тыл - в Москву.

Назначенный начальником Стрелецкого приказа после гибели Долгорукого, он

сделал для себя нужные выводы и все время заигрывал со стрельцами, побуждая

их выдвигать все новые требования.

Хованский умело лавировал между Софьей и войском, одновременно возбуждая в

стрельцах недовольство правительством. Так, Хованский жаловался стрельцам

на недостаток денег в своем приказе, что якобы не позволяет ему наградить

стрельцов как следует за их службу. Стрельцы, со своей стороны, всячески

хотели укрепить собственные позиции и ослабить позиции бояр. Ослабить бояр

можно было, лишив их верных слуг - дворовых людей. Поэтому стрельцы

объявили свободными тех из них, кто "заложился" в кабалу в течение двух

последних лет, хотя сами холопы всячески противились такому насильному

освобождению. Ведь порвать "кабальную запись" означало лишиться сытного

куска, снять шикарный кафтан и идти в батраки, сменив саблю и ездового коня

на лопату и вилы.

Поскольку Хованский не мешал стрельца проводить реформы согласно их вкусам

и наклонностям, популярность его в стрелецком войске росла. Летом 1682 г.

ситуация накалилась до предела. Правительница Софья прекрасно понимала, что

опасность, угрожающая ей со стороны Хованского и стрельцов, растет не по

дням, а по часам. И тогда она сделала решительный шаг - с царевичами Иваном

и Петром в сопровождении свиты она покинула Москву и выехала в подмосковное

село Коломенское. Из Коломенского Софья направилась к знаменитому

Троице-Сергиевому монастырю, приказав собираться там же дворянскому

ополчению.

Отъезд царевны поверг стрелецкое войско в смятение. "Надворная пехота"

хорошо представляла себя меру непопулярности своих действий среди

пограничных воинских частей. Столкновение с дворянским ополчением также не

сулило стрельцам ничего хорошего. Единственным спасением для них было

сохранение существующего порядка, при котором они могли шантажировать

правительство. Поэтому в Коломенское направилась стрелецкая депутация с

целью убедить Софью в отсутствии у стрельцов злых умыслов и вернуть ее в

Москву. Софья благоразумно отказалась возвращаться. Но, стремясь выиграть

время, успокоила стрелецких выборных, притворившись ничего не

подозревающей, глупой женщиной. Меж тем всем боярам под предлогом встречи

сына украинского гетмана Самойловича было предложено явиться в село

Воздвиженское, где Софья сделала остановку по пути к монастырю. Направился

туда и не ожидавший подвоха Хованский. А в это время боярин Михаил Лыков,

отчаянный пограничный рубака, получил приказ Софьи схватить Хованского и с

небольшим отрядом дворян напал на его лагерь. Смяв шатер Хованского конем,

воевода схватил спавшего князя Ивана за шиворот и, перекинув через седло,

привез его к царевне Софье. Без лишних проволочек, тут же в пыли у дороги,

Хованскому отрубили голову.

Испуганные перспективой войны с дворянским ополчением, стрельцы и не

подумали подняться на защиту своего начальника. Почувствовав силу и

решимость Софьи, они согласились на все условия правительства, выдали

зачинщиков и приняли в качества начальника Стрелецкого приказа преданного

Софье и крутого на расправу думного дьяка Федора Шакловитого. Хованщина

Протопоп Аввакум (1620-1682) является выдающейся исторической личностью. На русской земле авторитет этого человека в XVII веке был огромен. Считался он праведным гонимым мучеником и одним из основных оппонентов патриарха Никона. Суровость его характера и высочайшая принципиальность вызывали уважение не только у сторонников, но и у врагов. Логическим концом стала мученическая смерть. Кончина этого человека окончательно расколола русскую православную церковь. Никониане сожгли Аввакума, а вместе с ним "сгорели и все мосты". Точек соприкосновения между старообрядцами и никонианами не осталось.

Противостояние старообрядцев никонианству

Краткая биография

Родился этот удивительный человек в селе Григорово Нижегородской губернии. Отцом его был приходской священник Пётр. Мать звали Марией. Когда мальчику исполнилось 15 лет, у него умер отец. В 17 лет юноша женился на 14-летней девушке Анастасии. За год до замужества она осиротела и жила в бедности. Став женой, преданно служила мужу и была истовой помощницей во всех его делах.

В 1642 году молодого человека рукоположили в диаконы (низшая степень священства). Через 2 года ему дали 2-ю степень священства, и он стал попом в селе Лопатицы Нижегородской губернии. Уже в эти годы будущий великий мученик стал демонстрировать окружающим бескомпромиссный и суровый характер. Он во всём неуклонно следовал слову божьему и требовал того же самого от своей паствы.

Однажды пришла к нему на исповедь девица блудного поведения и необыкновенной красоты. Священник воспылал к ней страстью. Но чтобы подавить в себе порочное чувство, зажёг 3 свечи и положил на огонь ладонь правой руки. Так он и стоял, пока сильная боль не подавила грешное желание.

За праведные дела наградили его титулом протопопа (современное - протоиерей). А в 1648 году случился конфликт с воеводой Шереметевым. Тот плыл по Волге с сыном и захотел, чтобы протопоп благословил юного отпрыска. Аввакума доставили на судно, но тот посчитал, что молодой человек слишком блудлив, и отказался его благословлять. Разгневанный боярин приказал бросить священника в воду. Тот бы неминуемо утонул, но подоспели рыбаки на лодке и вытащили захлёбывающегося человека из воды.

Вскоре бескомпромиссного священнослужителя перевели в Юрьевец-Повольский, а в 1651 году он оказался в Москве. Здесь к нему очень хорошо относился патриарх Иосиф. Но он скончался в 1652 году, а его место занял патриарх Никон, который также поначалу благоволил к принципиальному священнику.

Церковная реформа и борьба с никонианством

Очень скоро началась церковная реформа. Она поставила крест на традициях "древлего благочестия". За основу был взят греческий обряд, который во многом не совпадал с великоросским. Всё это вызвало резкую критику со стороны Аввакума, Ивана Неронова, а также многих других выдающихся церковнослужителей. Все они отошли от патриарха Никона. В ответ на это тот организовал их преследование.

В 1653 году протопопа Аввакума заперли в монастырском подвале на 3-е суток. Ему не давали воды и еды, требуя, чтобы он отказался от своих взглядов и признал новый церковный обряд. Однако тот духом не сломался и на компромисс не пошёл. Ничего не добившись от мятежника священника, того сослали в Тобольск.

Однако в Тобольске мученик долго не задержался, так как продолжал вести активную агитацию против новой церковной реформы. Тогда его сослали в Забайкалье к Нерчинскому воеводе Афанасию Пашкову. Это был человек патологической жестокости. Именно его и поставили надзирать за ссыльным протопопом. Казалось бы, с воеводой следует вести себя чрезвычайно осторожно и не перечить ему. Но, как говорится, нашла коса на камень.

Священник начал жёстко критиковать Пашкова, считая всю его деятельность неправильной. Естественно, это не понравилось безраздельному хозяину Забайкалья. Он велел привести к себе дерзкого еретика и жестоко избил его. Затем приказал выпороть кнутом и посадить в острог вблизи Падунского порога на реке Ангаре. Там в холоде и голоде просидел непокорный вольнодумец целую зиму, но не склонил голову перед воеводой и не попросил у него прощение.

Весной протопопа выпустили из острога. Его вместе с семьей определили в полк, который шёл непроторенными землями на восток. Люди преодолевали бурные реки, продирались сквозь тайгу и при этом терпели многие лишения. В течение 6 лет сам священник, а также его жена и дети пребывали в суровых сибирских землях. Побывали они на Байкале, Амуре, Шилке. Часто не доедали, болели.

Сожжение старообрядцев

Только в 1663 году не сломленный духом священник вернулся в Москву. Причиной царской милости стала опала патриарха Никона. Обратный путь шёл через всю Россию и был долгим. Во всех городах протопоп Аввакум нещадно критиковал никонианство. Но в первопрестольной мученика встретили почтительно и с уважением. От государя последовало предложение стать его духовником. Однако гордый вольнодумец отказался.

Он написал автобиографическую книгу под названием "Житие протопопа Аввакума". При этом всячески досаждал светскому и духовному руководству поучениями. Вскоре представители высшей иерархии убедились, что дерзкий священник является не врагом Никона, а категорически выступает против реформирования церкви. Он продолжал креститься 2-мя перстами, хотя все признали троеперстие. Выступал за осьмиконечный крест и хождение посолонь. Греческий же обряд толковал иначе эти исконные русские православные традиции.

Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя. В 1664 году его сослали на север Архангельской губернии в город Мезень, а в 1666 году привезли в Москву, где шёл церковный суд над патриархом Никоном. Все надеялись, что вольнодумец одумается и признает церковную реформу, но тот остался при своём мнении. Тогда церковный суд лишил его степени священства, что вызвало недовольство у многих людей, в том числе и у матушки царицы. Подобное действие формально означало отлучение от церкви. Поэтому Аввакум впал в гнев и предал анафеме высшее церковное руководство.

После этого сторонника старой веры сослали в Пафнутьево-Боровский монастырь, находящийся в Калужской губернии. Там держали его в тёмной келье почти год, надеясь, что он всё же одумается. Когда же власть имущие поняли, что всё бесполезно, то отправили старовера в 1667 году на самый далёкий север за Полярный круг в город Пустозёрск, расположенный в нижнем течении реки Печоры. А вот казнить вольнодумца в то время не решились, хотя многие его соратники расстались с жизнью, не пожелав отказаться от старой веры.

Конец жизненного пути

Пустозёрск находился на "краю земли", но это не пугало богомольцев. Шли они туда нескончаемым потоком, чтобы пообщаться с мятежным протопопом. Обратно уходили, спрятав в своих посохах послания пастве, обличавшие никонианство. Призывали те послания к защите "древлего благочестия".

В то же время следует заметить, что раскольники не ограничивались проповедью великоросского обряда. Многие из них призывали к самосожжению как единственному способу спасения души. Принято считать, что инициатором самосожжения первым выступил именно Аввакум. Но это не так. Он рассматривал самосожжение лишь как одно из средств борьбы с никонианами. Причём человек должен был пойти на такой шаг абсолютно добровольно и без принуждения.

Сама же идея самосожжения вышла из теории самоуморения старца Капитона, деятельность которого приходилась на 30-е годы XVII века. Учение Капитона - это жизнеотрицающая ересь, так как самоубийство объявлялось благостью. Подобное воззрение не имело ничего общего с подлинным христианством.

Памятник протопопу Аввакуму

В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. На московский трон взошёл Федор Алексеевич . Это был тихий и впечатлительный человек. Он уделял огромное внимание вопросам благочестия. Этим решил воспользоваться мятежный старообрядец, здоровье которого на далёком севере было уже изрядно подорвано.

Он написал государю письмо, в котором сообщал, что видел во сне горящего в аду Алексея Михайловича. Попал тот в адово пекло за то, что отринулся от подлинной веры и принял никонианство. Таким образом лишённый степени священства вольнодумец хотел отвратить нового царя от греческого обряда.

Но Федор даже в мыслях не допускал, что его отец мог бы быть грешником. Он посчитал письмо "великой хулой на царский дом". После этого события стали разворачиваться трагически. Протопоп Аввакум был обвинён во всех смертных грехах и в 1682 году сожжён в срубе вместе со своими ближайшими сподвижниками. Так закончилась жизнь удивительного и стойкого человека, принявшего мученическую смерть за веру. В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово уже в конце XX века был установлен памятник.

Аввакум Петров или Аввакум Петрович (рожд. 25 ноября (5 декабря) 1620 г., - смерть 14 (24) апреля 1682 г.) - видный русский церковный и общественный деятель XVII столетия, священник, протопоп.

Протопоп Аввакум - одна из наиболее ярких личностей в истории России. Он был человеком огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во времена гонений на него. Он с детства приучался к аскетизму. Отвращение от всего мирского и стремление к святости он считал до такой степени естественным для человека, что не мог ужиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских утех и отступления от обычаев веры. Многие почитали его за святого и чудотворца.

Важным фактом русской истории XVII столетия был церковный раскол, явившийся в результате церковной реформы патриарха Никона. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов, подрывавших авторитет церкви. С необходимостью проведения реформы были согласны все: и Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум. Было лишь неясно, что брать за основу - переводы на старославянский язык византийских богослужебных книг, сделанные до падения Константинополя в 1453 г., или сами греческие тексты, в том числе те которые были исправлены после падения Константинополя.


По указу Никона в качестве образцов взяли греческие книги, при этом в новых переводах появились разночтения с древними. Это послужило формальным основанием для раскола. Более существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а три раза, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него.

Все они имели отношение к чисто обрядовой стороне, и не касались существа православия. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, которые не желали смириться с ростом государственной и помещичьей эксплуатации, с возрастанием роли иностранцев, со всем тем, что казалось им несоответствующим традиционному идеалу «правды». Раскол начался с того, что патриарх Никон во всех московских церквах запретил двоеперстие. Кроме этого, из Киева он пригласил ученых монахов для «исправления» церковных книг. В Москву прибыли Епифаний Ставинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, которые немедленно занялись монастырскими библиотеками. Все привычное рухнуло враз - не только церковь, но и общество оказалось в глубоком и трагическом расколе.

Против Никона ополчились в первую очередь «боголюбцы», или «ревнители благочестия», во главе которых стоял Стефан Вонифатьев. Кроме этого, большой активностью выделялись настоятель Казанской церкви на Красной площади Иван Неронов, протопопы - костромской Даниил, муромский Логгин, темниковский Даниил, юрьевский Аввакум. В этот кружок входил также Никон, потому «ревнители» поддержали его избрание в патриархи.

«Боголюбцы» считали, что необходимо навести порядок в церкви, искоренить равнодушное отношение мирян к церковным службам и обрядам, ввести проповеди. По их мнению, исправление богослужебных книг должно было производиться не по греческим, а по старинным русским рукописям. С большой настороженностью они относились ко всему иноземному, неприязненно воспринимали проникновение элементов западной культуры в Россию.

С ними отчасти был согласен и царь Алексей Михайлович, хотя он по другому представлял себе сущность церковных преобразований.

Первые же действия нового патриарха убедили «ревнителей» в том, что они глубоко ошибались в отношении староверия Никона. Отмена двоеперстия моментально вызвала повсеместное негодование. О Никоне начали говорить как о «латыннике», предтече антихриста.

Никон расчетливо и быстро убрал со своего пути неугомонных ревнителей. Первым подвергся опале Стефан Вонифатьев. Его постригли в монахи, и в скором времени он скончался в никоновском Иверском монастыре. Вслед за ним был осужден и Неронов, которому вменялось оскорбление личности патриарха. Свою жизнь он закончил архимандритом монастыря в Переяславле-Залесском.

Из всех расколоучителей самой суровой оказалась участь протопопа Аввакума. Еще в сентябре 1653 г. его отправили в ссылку в Тобольск, откуда спустя 3 года его перевели в Восточную Сибирь.

О многолетнем пребывании в Даурии, о муках, выпавших на долю его семьи, Аввакум ярко, образно повествует в своем «Житии». Вот только один эпизод из этой книги:

«Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем, голодные и томные люди. В иную пору протопопица бедная брела, брела, да и повалилась и встать не может. А иной томной же тут же взвалилася: оба карабкаются, а встать не смогут. Опосле на меня бедная пеняет: „Долго ль, протопоп, сего мучения будет?“ И я ей сказал: „Марковна, до самыя до смерти“. Она же против: „Добро, Петрович, и мы еще побредем впредь“».

В начале 1661 г. Алексей Михайлович позволил Аввакуму возвратиться в Москву. Аввакум воспрянул духом, сочтя, что государь отвернулся от никониан и теперь будет во всем слушаться староверов. На самом деле ситуация была намного сложнее.

Как и следовало ожидать, властолюбивый Никон не пожелал удовлетвориться второй ролью в государстве. Опираясь на принцип «священство выше царства», он попытался полностью выйти из подчинения светской власти и утвердить свое верховное господство не только над церковными людьми, но и над мирянами. Крайне обеспокоенные таким поворотом дела, бояре и высшее духовенство начали все более противиться церковным реформам, несмотря на то что за их проведение непосредственно выступал Алексей Михайлович.

Постепенно между царем и патриархом назревало охлаждение. Никон, мало вникавший в существо закулисных интриг, не мог даже помыслить о перемене отношения к себе государя. Наоборот, он был уверен в незыблемости своего положения. Когда же Алексей Михайлович выразил неудовольствие властными действиями патриарха, Никон 11 июля 1658 г., после службы в Успенском соборе, заявил народу, что покидает свой патриарший престол, и удалился в Воскресенский монастырь. Этим он рассчитывал окончательно сломить слабовольного царя, но не учел роста влияния на него старообрядчески настроенного боярства.

Заметив свою ошибку, Никон попытался возвратиться назад, однако это еще больше усложнило дело. При установившейся зависимости русской церкви от светской власти выход из создавшегося положения целиком зависел от воли царя, но Алексей Михайлович колебался и, не желая уступить притязаниям своего недавнего «собинного друга», в то же время долго не мог собраться с духом, чтобы нанести ему последний удар. Зато его новому окружению удалось устроить возвращение в Москву протопопа Аввакума и других членов бывшего кружка «боголюбцев». Ничего не зная в Даурии об этих обстоятельствах, Аввакум связывал свой вызов с победой староверия.

Путешествие Аввакума по Сибири

Почти на протяжении двух лет добирался он до Москвы, неустанно проповедуя по пути свое учение. Каково же было его разочарование, когда он увидал, что никонианство в церковной жизни повсюду пустило корни, а Алексей Михайлович, охладев к Никону, тем не менее не собирался отказываться от его реформ. В нем с прежней силой пробудилась страстная готовность бороться за свои убеждения, и он, воспользовавшись благоволением государя, подал ему пространную челобитную.

«Я чаял, - писал Аввакум, - живучи на востоке в смертех многих, тишину здесь в Москве быти, а ныне увидал церковь паче и прежняго смущенну». Он забрасывал царя челобитными с протестом против никонианства и самого патриарха Алексею Михайловичу хотелось привлечь на свою сторону неустрашимого «ревнителя благочестия», так как это позволило бы в корне заглушить все более нараставшую народную оппозицию.

Оттого он, не выказывая прямо своего отношения к челобитным Аввакума, попытался склонить его к уступчивости обещанием сперва места царского духовника, затем, что гораздо больше привлекало Аввакума, справщика и Печатном дворе Одновременно от имени царя боярин Родион Стрешнев уговаривал протопопа прекратить свои проповеди против официальной церкви, по крайней мере до собора, который обсудит вопрос о Никоне.

Тронутый вниманием государя и надеясь, что ему будет поручено исправление книг, Аввакум некоторое время действительно пребывал и умиротворении. Такой поворот событий пришелся не по душе староверам, и они бросились со всех сторон уговаривать протопопа не оставлять «отеческих преданий». Аввакум возобновил свои обличения никонианского духовенства, называя их в своих проповедях и писаниях отщепенцами и униатами. «Они, - утверждал он, - не церковные чада, а диаволя». Государь увидал, сколь беспочвенны его надежды на примирение Аввакума с церковью и, поддавшись уговорам духовенства, 29 августа 1664 г. подписал указ о высылке Аввакума в Пустозерский острог.

1666 год, февраль – в связи с открытием церковного собора Аввакума привезли в Москву. Его вновь попытались склонить к признанию церковных реформ, но протопоп «покаяния и повиновения не принес, а во всем упорствовал, еще же и освященный собор укорял и неправославным называл». В результате 13 мая Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик.

После суда Аввакум вместе с другими расколоучителями был отправлен в заключение в Угрешский монастырь, откуда его поздней перевели в Пафнутьев-Боровский. В специальной инструкции, присланной игумену того монастыря, предписывалось Аввакума «беречь накрепко с великим опасением, чтобы он с тюрьмы не ушел и дурна никакова бы над собою не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускать не велеть».

Его еще надеялись сломить при помощи вселенских патриархов, которых ждали на собор для низложения Никона.

Патриархи прибыли в Москву в апреле 1667 г.

Потому как с Никоном все уже было решено и его низложили с патриаршества 12 декабря 1666 г., им не оставалось ничего другого, как основательно заняться Аввакумом. Протопопа доставили им 17 июля. Долго уговаривали они его, советуя смириться и принять церковные нововведения.

«Что ты так упрям? - говорили патриархи. - Вся наша Палестина, и Сербия, и Албания, и волохи, и римляне, и ляхи - все тремя перстами крестятся, один ты упорствуешь в двоеверии».

«Вселенские учители! Рим давно упал и лежит невосклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам. А и у вас православие пестро стало от насилия турскаго Махмета, - да и дивить на вас нельзя: немощни есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, божиею благодатию, самодержество. До Никона отступника в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна».

После этого Аввакум отошел к дверям и лег на пол со словами: «Посидите вы, а я полежу».

Больше он не слушал ни насмешек, ни увещеваний. 1667 год, август – Аввакума вывезли в Пустозерск. Там томились его семья, множество других старообрядцев. В пустозерский период Аввакум полностью разработал свое расколоучение. Он выступал за старину, отнюдь не думая пренебрегать настоящим: просто его видение современной действительности противоречило господствующим тенденциям эпохи. Московская Русь перестраивалась на иных духовных началах, всемерно сближая свои культурные и мировоззренческие ориентации с общехристианской и западноевропейской традициями.

Идеология Аввакума несла отпечаток воззрений той части русского крестьянства, которая под воздействием усиливающегося крепостничества по существу превращалась в полных холопов и рабов. Они выступали за сохранение своих прежних привилегий, отвергали все церковные преобразования, стихийно сознавая их связь с новой политической системой. Крестьяне толпами снимались с насиженных мест, уходили в глухие леса Севера и Зауралья, не страшась ни преследований правительства, ни анафем духовных пастырей.

Ежегодно увеличивалось количество массовых самосожжений. В огне нередко люди гибли сотнями и тысячами. К примеру, в начале 1687 г. в Палеостровском монастыре сожглись больше 2000 человек. 9 августа в том же году в Березове Олонецкого уезда - больше 1000. И подобных фактов было множество.

Сожжение протопопа Аввакума

Обо всем этом Аввакум хорошо знал и всячески побуждал старообрядцев к самосожжению. В «Послании к некоему Сергию» он написал: «Наипаче же в нынешнее время в нашей России сами в огонь идут от скорби великия, ревнуя по благочестии, яко и древле апостоли: не жалеют себя, но Христа ради и Богородицы в смерть идут». В этом же послании Аввакум рассказывал об одном из таких массовых самосожжении: «Брате, брате, дорогое дело, что в огонь посадят: помнишь ли в Нижегородских пределах, где я родяся живал, тысячи з две и сами миленькие от лукавых тех духов забежали в огонь: разумно оне зделали, тепло себе обрели, сим искушением тамошняго искуса утекли».

Протопоп советовал Сергию: «Что ты задумался? Не задумывайся, не размышляй много, пойди в огонь, - Бог благословит. Добро те зделали, кои в огонь забежали… Вечная им память». Только в 1675–1695 годы было зарегистрировано 37 «гарей» (то есть самосожжений), во время которых погибли не меньше 20 000 человек.

Так Аввакум стал первым и чуть ли не единственным проповедником массовых суицидов в мировых религиозных учениях. И посему, воздавая ему должное, как блестящему проповеднику; оратору и писателю, мы находим закономерным, что он в итоге разделил участь всех ересиархов.
Между тем почил в бозе государь Алексей Михайлович, и на престол взошел его сын Федор. Аввакуму казалось, что о нем попросту позабыли. Он старел, невмоготу становилось выдерживать тоску и одиночество в глуши. И он сделал шаг навстречу своей гибели. 1681 год – Аввакум отправил царю Федору послание, в котором фанатично и безрассудно излил все накопившееся за долгие годы раздражение против церкви и духовенства.

«А что, царь-государь, - писал он, - как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один день. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю».

Может быть, царь не придал бы значения этому письму, если бы преподобный не упомянул ниже о его покойном батюшке: «Бог судит между мною и царем Алексеем. В муках он сидит, - слышал я от Спаса; то ему за свою правду. Иноземцы, что знают, что ведено им, то и творили. Своего царя Константина, потеряв безверием, предали турку, да и моего Алексея в безумии поддержали».

Царь Федор не питал никакого сочувствия к старообрядцам и воспринял послание Аввакума как угрозу существующей власти, лично самому себе. Хлопотать же за Аввакума было некому: при московском дворе не оставалось больше ни одного из его прежних доброжелателей; их вытеснили «киевские нехаи» - ученые монахи во главе с Симеоном Полоцким. И Аввакума «за великия на царский дом хулы» было приказано сжечь вместе с тремя его единоверцами.

1682 год, 14 апреля – закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности. До нас дошли очень скудные подробности этой казни. Известно, что совершилась она при большом стечении народа. Узников вывели из-за тюремного тына к месту казни. Аввакум заблаговременно распорядился своим имуществом, раздал книги, нашлись для смертного часа и чистые белые рубахи. И все равно зрелище было тягостным - загноенные глаза, обрубленные усохшие руки. Теперь Аввакума, Федора, Лазаря и Епифания никто не уговаривал отречься.

Палачи привязали осужденных к четырем углам сруба, завалили дровами, берестой и подожгли.

Народ снял шапки…

Протопоп Аввакум

Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель.

Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.

Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником.

Быкова Татьяна Васильевна.Протопоп Аввакум. 1988. цветная литография.

Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся также изгнанием бесов.

Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Повольского в Москву. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе».
Когда патриарх скончался в 1652 году, новый патриарх заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением Греком. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и др. выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги.

Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.


Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме
(миниатюра XIX века)

Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и стали уговаривать принять «новые книги», однако безуспешно. Аввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».


Шишков Евгений."Житие протопопа Аввакума"

Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе, и в 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума — сам царь показывал расположение к нему. Однако уже вскоре все убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а принципиальный противник церковной реформы.
Через боярина Родиона Стрешнева царь посоветовал ему, если не присоединиться к реформированной церкви, то по крайней мере не критиковать её. Аввакум последовал совету, однако это продолжалось недолго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев, введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест, исправление Символа веры, Трёхперстное сложение, Партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.

Мученичество Аввакума (старообрядческая икона)

В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосингелом российской церкви».

В 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев.


Путешествие Аввакума по Сибири (С. Милорадович, 1898 год)

И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.

Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.

5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

Богословие


Художник: Нестеров Василий Евгеньевич.Аввакум Петрович (протопоп)

Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй», то есть с латинством.

Бог, судя по произведениям Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.

Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они якобы играли на домрах и дудках, мешая священнику спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывертывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, якобы творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, духовным отцом Аввакума, были гораздо тяжелей.


«Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год
Пётр Евгеньевич Мясоедов

Исследователи обнаружили весьма сильную зависимость идейного мира Аввакума от святоотеческой и патериковой письменности. В антистарообрядческой литературе нередко обсуждается противоречивый ответ протопопа на вопрос одной своей корреспондентки, сохранившийся в письме, подлинность которого под сомнением, о смутившем её выражении в одном богослужебном тексте о Троице. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Эта реплика дала повод новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» (тритеизм). Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк «онуфриевцев».


Современная старообрядческая икона.
Иконописец Ирина Никольская

На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», а его неосторожные выражения не были приняты старообрядцами. Ряд исследователей, в частности, Н. М. Никольский и Е. А. Розенков, говорят о недостаточной осведомлённости Аввакума в вопросах православной догматики. Так, смущение вызывает фраза из письма, в которой Аввакум обещал последовавшему этому призыву, что он узрит «трёх царей».