Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

В чем суть теории фрейда. Зигмунд Фрейд

Исследовал человеческий разум более тщательно, чем все его предшественники. Его вклад в научную психологию бесценен: теория Фрейда стала величайшим открытием для своего времени. Кроме того, многие из введенных этим ученым терминов мы используем в своей повседневной жизни и сегодня: либидо, отрицание, подавление, «оговорочка по Фрейду».

Его называют отцом психоанализа. Его труды читают и цитируют, его превозносят, но вместе с тем жестко критикуют и по сей день. Поистине, Зигмунд Фрейд - одна из самых неоднозначных личностей в мировой науке.

Как все начиналось: случай Анны О.

Психоаналитическая теория Фрейда зарождалась в конце XIX века. Немаловажное значение для ее формирования имел один конкретный случай.

К доктору Фрейду обратилась молодая женщина Берта Паппенхайм. Пациентка жаловалась на появление у нее симптомов неведомой болезни, которые то появлялись, то исчезали. Время от времени Берта испытывала страшные мигрени, у нее немели и как будто отнимались руки, возникали проблемы со зрением, а иногда ей казалось, что стены вот-вот обрушатся прямо на ее голову. Видимой физической причины всему происходящему не было.

Учитель Фрейда, доктор Брейер, взялся за лечение этой пациентки. Он помогал девушке вспомнить и как будто еще раз пережить некоторые травмирующие события ее жизни. В ходе такой терапии отмечались определенные успехи, и доктор Брейер направил Берту к своему коллеге и ученику - Зигмунду Фрейду. Эта история болезни впоследствии вошла в книгу «Исследование истерии», которая увидела свет в 1895 году. По этическим причинам, настоящее имя пациентки было изменено на псевдоним - Анна О.

Так зарождалась психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.

Что такое истерия

Берте Паппенхайм был поставлен диагноз истерия. Все мучившие ее симптомы стали следствием не болезни тела, а тревожного состояния души. Молодая женщина очень тяжело переживала перемены в отношениях с отцом, а затем и его смерть, и Фрейд сделал вывод, что все тягостные мысли отразились на ее телесном состоянии.

Однако ученый не был бы ученым, если бы на описании одной истории «популярной» в те времена болезни все и закончилось. Фрейд пошел дальше и на основании нескольких клинических случаев заключил, что человеческая психика существует на нескольких уровнях. Так возникла теория личности Фрейда.

«Айсберг» психической реальности

Свою первую модель личности Фрейд назвал «топографической». Он представил человеческую психику в виде айсберга, лишь малая часть площади которого находится на поверхности, основание же - надежно скрыто от посторонних глаз. Вершина этого айсберга - сознание, то есть то, что человек может субъективно воспринимать как реальность внешнего мира. Подсознание же - большая часть психики, содержащая примитивные желания и импульсы.

Фрейд считал, что некоторые события или желания оказываются для людей слишком пугающими, болезненными. И тогда помимо своей воли человек о них забывает. Мысли о них вытесняются из сознания и погружаются глубоко, ближе к основанию «айсберга». Так в общих чертах формулируется «Теория бессознательного» Фрейда.

Ученый предположил, что вытесненное оказывает большее влияние на жизнь человека, чем тот может себе представить. Как в случае с Бертой Паппенхайм, возможно появление определенных физических симптомов, возникающих без причины. И тогда человеку можно помочь лишь одним способом - сделать бессознательное сознательным.

«Три кита человеческой психики»

Теория личности Фрейда со временем модернизировалась. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Это не какие-либо определенные области мозга или психики, а скорее гипотетические образования, соответствующие важным психическим функциям.

Так, «Ид» - полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов - инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо.

Танатос - инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.

«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» - удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.

«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов. Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.

Таким образом, теория личности Фрейда гласит, что психика человека управляется описанным выше триединством: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Защитные механизмы

Иногда «Эго» по каким-либо причинам не может удовлетворить извечный спор между «Ид» и «Супер-Эго». Возникает состояние глубокой тревожности, которое можно перебороть только лишь с помощью так называемых механизмов психологической защиты.

Теория психоанализа Фрейда гласит, что защищаться человек стремится от тех чувств и мыслей, которые становятся невыносимыми для его сознания. Все механизмы психологических защит можно разделить на патологические, невротические, незрелые и зрелые. Остановимся на них более подробно.

Патологические механизмы иногда проявляются в сновидениях и измененных состояниях сознания. Но присутствуют они и в реальной жизни, при этом окружающие воспринимают человека, который их проявляет, как сумасшедшего. Примерами таких защит могут служить бредовые проекции и искажения, когда кто-то воспринимает реальность не такой, как она есть. Кроме того, патологическим механизмом является и отрицание: когда человек не хочет признавать, что определенные события в его жизни все же произошли.

Незрелые психологические защиты характерны для подростков. Проявляются они в уходе от тяжелой объективной реальности в свой выдуманный мир. К примеру, человек может идеализировать другого, в глубине души осознавая, что на деле тот не так уж и хорош. Незрелым механизмом защиты является проекция. Это приписывание другому человеку своих чувств, мыслей, переживаний. Теория Фрейда, к слову, стала первым психологическим учением, в котором был раскрыт механизм проекции.

Невротические механизмы защит признаются психологами эффективными, однако лишь на короткий срок. В дальнейшем они как бы входят в привычку и приносят человеку одни неприятности. Примерами могут служить механизмы регрессии, смещения, интеллектуализации. Что это такое? Регрессия приводит человека на более ранний уровень развития, и он реагирует на какие-либо проблемы так, как вел себя в детстве. Смещение проявляется, когда агрессия перемещается с одного объекта на другой, более доступный. К примеру, женщина может сердиться на мужа, а накричать на ребенка. С помощью интеллектуализации человек старается заменить собственные нежелательные мысли или эмоции другими, теми, которые он считает более приемлемыми.

Зрелые психологические защиты называются так, потому что используются взрослыми, сформировавшимися личностями. Эти механизмы помогают человеку интегрировать противоречивые эмоции и мысли, оставаясь при этом добродетельным в глазах других людей. К зрелым психологическим защитам относятся юмор, альтруизм, идентификация, сублимация и некоторые другие.

Альтруизм - это бескорыстное служение другим, от которого и сам человек получает моральное удовлетворение. Юмор позволяет высказать свои истинные мысли, однако при этом завуалировать их, перевести в шутку. Идентификация - это подражание другому человеку, принятие его как истинного эталона. Отдельного внимания заслуживает сублимация.

Сублимация по Фрейду

Отец психоанализа считал, что этот механизм психологической защиты способствовал появлению многих произведений искусства. Как уже было сказано выше, сублимация относится к разряду зрелых психологических защит.

В чем же заключается понятие сублимации? Психоаналитическая теория Фрейда трактует его следующим образом. Иногда не одобряемые обществом импульсы человек сознательно превращает во что-то такое, что человечество считает прекрасным. То есть некоторая энергия либидо, которая не может найти выход в том состоянии, в каком она существует, направляется самим человеком в иное русло. К примеру, мужчина, страстно желающий чужую жену, но не разрешающий себе никаких поползновений в ее сторону, может начать писать прекрасные стихи от этой любовной тоски.

Фрейд полагал, что наше общество может считаться развитым и зрелым лишь потому, что в нем присутствует сублимация как механизм психологической защиты. Сам ученый уделил большое внимание концепции влияния культуры на социум, а также развитию последнего. Но не оставил без внимания и развитие личности.

Теория развития Фрейда

Фрейд жил в обществе, которое призывало своих членов подавлять собственные сексуальные инстинкты. Во многих случаях результатом этого становились неврозы. Доктор Фрейд исследовал истории болезней своих невротических пациентов, изучал и аспекты их личной жизни. В результате он пришел к выводу, что заболевание психики является следствием не сексуального опыта как такового, а тех чувств, которые он с собой принес: ненависти, стыда, вины, страха.

Это понимание привело к тому, что теория Фрейда обогатилась наиболее противоречиво воспринимаемой и в наше время концепцией - стадий психосексуального развития.

Что такое психосексуальность?

Фрейд считал, что младенец с рождения наделен сексуальностью. Для первой половины XX века такое заявление было неслыханной дерзостью, и именно оно стало одной из причин, по которым психоаналитическая теория Фрейда была раскритикована великими умами того времени.

Однако вернемся же к учению о психосексуальности. Фрейд утверждал, что психическое развитие личности связано с прохождением определенных этапов, на каждом из которых ребенок получает удовлетворение от нового для себя предмета или явления. Ученым были выделены 5 таких фаз: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

С рождения либидо ребенка направлено на грудь матери, удовольствие он получает от сосания молока. Эту стадию психосексуального развития Фрейд назвал оральной. Затем ребенок начинает ходить, его приучают к горшку. Когда у него все начинает получаться, мать его хвалит, и малыш счастлив. Это анальная стадия развития. Когда ребенок начинает больше общаться с другими детьми обоих полов, сравнивать себя с ними - наступает фаллическая фаза развития. В это время малыш также старается как можно лучше изучить свое тело. Затем интерес к сексуальности немного угасает, наступает латентная фаза развития. И вместе с половым созреванием приходит генитальная его фаза.

Теория Фрейда о стадиях психосексуального развития была передовой для своего времени. Однако сейчас ее взяли на вооружение не только психологи, но и сексологи, и даже врачи-андрологи и сексопатологи.

Теория мотивации Фрейда

Интересно, что понятие мотивации в психологии основывается именно на представлении Зигмунда Фрейда об этом феномене. Именно этот ученый одним из первых отверг христианское видение морали, доброты и милосердия как движущих сил человеческого поведения. Он назвал три основных мотива, значимых для любого представителя рода человеческого: чувственность, тревога и агрессия. Именно они «живут» внутри «Ид».

Как мы уже знаем, согласно представлениям психоаналитиков, внутренняя реальность человека находится в состоянии постоянного конфликта между «Ид» и «Супер-Эго», а «Эго» выступает арбитром этой схватки. Именно поэтому мотивы поведения личности часто очень противоречивы. Иногда верх одерживает «Супер-Эго» - и человек совершает высокоморальные поступки, а время от времени «Эго» не в силах сдержать «Ид», и тогда на свободу вырываются потайные темные желания, которые раньше прятались глубоко в бессознательном.

Значение теорий доктора Фрейда для психологической науки

Такими смелыми и интересными были основные теории Фрейда, предложенные им в начале прошлого века. Однако они не теряют своей актуальности и поныне.

Именно благодаря доктору Фрейду исследователи души человеческой стали, наконец, уделять должное внимание переживаниям, которые человек испытал в детстве. Именно благодаря Фрейду сегодня мы знаем о существовании бессознательного и понимаем, насколько оно значимо для нашей психологии. И именно благодаря этому ученому нам открылись механизмы психологических защит, которые помогают справляться с трудностями повседневной жизни.

Однако и сейчас психоанализ постоянно критикуется самими психологами и людьми, никак не связанными с этой наукой. Затрагивается как само учение, так и личность его основателя. Однако какой бы неоднозначной не казалась теория Фрейда, психология без нее вряд ли была бы психологией.

Психоанализ - это способ выявления переживаний и действий человека, обусловленных бессознательными мотивами с целью лечения психических болезней. В начале прошлого века он был введён австрийским учёным З. Фрейдом и широко применялся вместе с гипнозом.

Внутренний конфликт

Главной особенностью теории Фрейда и его психоанализа является то, что в человеке скрыт конфликт между его внутренними бессознательными силами, такими как libido, Эдипов комплекс и враждебной средой, которая диктует и навязывает ему различные законы и правила поведения.

Те законы и нормы поведения, которые навязывает ему внешняя реальность, подавляют энергию бессознательных влечений и эта энергия высвобождается в форме невротических симптомов, страшных сновидениях и других расстройствах психики.

По теории психоанализа Фрейда личность состоит из трёх компонентов :

  • бессознательное (Оно),
  • эго (Я)
  • сверх эго (сверх Я).

Бессознательное представляет собой сексуальные и агрессивные инстинкты, стремящиеся к удовлетворению своих влечений во внешней реальности.

Эго (Я ) способствует приспособлению индивида к реальности, сохраняет информацию об окружающем мире в сознании человека в интересах его жизнедеятельности и самосохранения.

Супер-эго является вместилищем моральных норм, запретов и поощрений человека и служит, таким образом, как бы совестью человека. Нормы усваиваются человеком бессознательно в процессе воспитания и поэтому проявляются в человеке как чувство страха, вины и угрызения совести. Таким образом, неспособность бессознательной энергии свободно высвобождаться ведёт к конфликту человека с окружающей средой и появлению у него различных психических заболеваний.

Задачей психолога или психотерапевта является выявления в пациенте бессознательных переживаний и представлений и вытеснение их из сферы Оно (бессознательного) в сферу сознание человека, т. е. освобождение с помощью катарсиса.

В процессе психотерапевтического сеанса негативный трансфер (перенос чувств и ощущений больного по отношению к своим близким на личность психотерапевта) пациента к психологу сменяется на положительный эмоционально окрашенный. Таким образом, самооценка пациента возрастает и происходит постепенное выздоровление, но нужно учитывать, что перед этим психолог должен войти в доверительное отношение к пациенту, чтобы снизить его сопротивление к процессу психотерапии. При жизни З. Фрейда для лечения психических расстройств широко применялся гипноз, но после его трудов все чаще стали применять на практике внушение, аутогенную тренировку и самовнушение .

Я и Оно

  • роль словесного представления и восприятия в сознании человека
  • роль посредствующих звеньев при переходе от Оно к Я
  • доминирование бессознательного в человеке по теории психоанализа

Под сознанием Фрейд в своей теории психоанализа подразумевал поверхностный слой личности человека по отношению к внешнему миру. Чувственные восприятия, приходящие извне, а также ощущения и чувства, которые приходят изнутри являются осознанными. С помощью словесных представлений все наши ощущения и чувства становятся осознанными и появляются в сознании.

Словесное представление - это следы воспоминаний в нашей памяти , которые остались благодаря восприятиям каких-либо процессов, происходящих в прошлом. Любые процессы, чтобы быть осознанными личностью, должны пройти во внешнее восприятие и стать воспоминаниями, которые затем обретут словесную форму и станут мыслительными процессами.

С помощью словесно-образных звеньев различные восприятия могут быть вытеснены из сферы бессознательного в предсознательное, а потом в сознание. Это внутреннее восприятие ощущается сознанием как удовольствие или неудовольствие и является первичным, чем ощущения приходящие извне.

Ощущения воспринимаемые как удовольствия не побуждают к действию и ощущаются как понижение энергии, а вот неудовольствие мотивирует нас на совершение поступков и ведёт к повышению энергии.

Таким образом, если наше libido скрыто в бессознательном и пытается проявиться в личности в виде сексуальных чувств или стремлений, то для сублимации и получения удовольствия его необходимо перенести в сферу сознания, т. е. сделать осознанным. По Фрейду и его теории психоанализа для того чтобы это сделать, необходимы так называемые посредствующие звенья , а для ощущений, притекающих в сознание естественно, такой необходимости нет.

Фрейд называет сущность исходящую из поверхностного сознательного (W) как Я, а те области, куда эта сущность собирается проникнуть обозначает словом Оно.

Личность представляется как бессознательное и непознанное Оно, которое сверху охвачено Я, появляющимся из системы W. Я это только изменённая под влиянием внешнего мира и посредством осознанного восприятия часть Оно. Я пытается заменить внешним миром и реальностью принцип удовольствия, который безраздельно властвует в сфере Оно. Для Я характерно восприятие, а для сферы Оно - влечение. Для Я характерно разумность и мышление, а для сферы Оно -страсти.

Я, в теории психоанализа, представляет место откуда исходят как внешние, так и внутренние восприятия. Если искать анатомическую аналогию, то Я подобно человечку в мозгу, который находится вниз головой, смотрит назад и управляет левым полушарием мозга и речевой зоной.

Мы привыкли главную роль отводить сознанию и полагать, что игра страстей происходит преимущественно в подсознании, но Фрейд утверждает, что даже трудная интеллектуальная работа может происходить подсознательно и не доходить до сознания. Например, в состоянии сна происходит решение сложной задачи, над которой человек бился накануне безрезультатно.

Примечательно, что у некоторых людей такие высшие проявления личности, как совесть, самокритика и чувство вины проявляются бессознательно , что вследствие может привести к разного рода психическим заболеваниям. Вследствие этого Фрейд в своей теории психоанализа делает заключение, что не только наиболее глубокое и непознанное в Я, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным. Так, демонстрируя и говоря о сознательном Я, Фрейд называет его как Я-тело и подчёркивает его прямую и неотъемлемую связь с бессознательным.

Два рода влечений

  • влечения, управляющие личностью
  • сублимация libido в сферу сознания
  • препятствия на пути сублимации

Итак, по теории психоанализа Фрейда мы выяснили, что личность состоит из сознательного (сверх Я), предсознательного (Я) и бессознательного (Оно). Из нашей обычной жизни мы знаем, что человек может жить не только в гармонии с собой, но и находиться в конфликте с собой в тех случаях, когда он хочет достичь чего-то, но не может. По Фрейду получается, что человек не может подчинить себе свою внутреннюю степень бессознательного, вследствие чего получается конфликт .

Как считает Фрейд, в основе этого конфликта лежит влечение, основанное на энергии сексуального характера. Он выделяет два вида влечения : с одной стороны - эротическое, сексуальное влечение или эрос, любовь, а с другой стороны - влечение к ненависти, распаду, смерти.

Если человек может подчинить своему Я эту бессознательную энергию или libido, как назвал её Фрейд, то происходит её высвобождение и человек живёт гармоничной жизни. В другом случае накапливаясь в мускулах тела, эта энергия накапливает свою разрушительную силу и устремляется на внешний мир.

Сублимация - защитный психологический механизм, при котором энергия сексуального влечения личности преобразовывается в социально-приемлимые формы активности (например, в творчество).

Мышление и мыслительные процессы тоже подчиняются сублимированию эротического влечения. Само сублимирование осуществляется сугубо под контролем Я внутри личности.

В обычной жизни или реальности нет такого понятия, как хорошо или плохо , т. е. с человеческой точки зрения, смерть или распад чего-либо это плохо. Например, если мы возьмём вселенную и в ней происходит распад звёзды, то это не плохо, потому что из распавшихся компонентов образуются другие звёзды, а также планеты и различные объекты вселенной. В человеческой жизни ненависть, распад, разложение и смерть - это не совсем приемлемые вещи и человек пытается, переключаясь на любовь, добро и созидание, избежать их проявления, а вследствие того, что человек сложная биологическая конструкция, сделать ему это весьма непросто.

Теория психоанализа Фрейда предостерегает личность не только от становления на путь ненависти, но и от нарциссизма, т. е. самолюбования. Оно (бессознательное) стремится к обладанию объектом путём перенесения libido в Я. Теперь Я получается наделяется свойствами libido и провозглашает себя любовным объектом, то есть объектом для любования.






Многие из вас конечно же видели сцену когда психотерапевт выслушивает бред лежащего рядом на кушетке больного, но не многое задавались вопросом зачем весь этот цирк. Вот как раз это мы сейчас и узнаем, механизм и принцип работы психоанализа.

Итак, что же такое классический психоанализ Зигмунда Фрейда и с какой стороны откусывать?

Немного истории

Самое первое направление психотерапии. В 1895 году вышла в свет книга австрийского невролога и психиатра Зигмунда Фрейда — «Толкование сновидений».

В этой работе он впервые изложил теорию психоанализа, основанную на многолетних практических наблюдениях за пациентами. Фрэйда смело можно называть первым психотерапевтом в истории. До него психотерапии как таковой не существовало. В своих работах Фрэйд показал, что у человека есть скрытая от него самого часть психики — бессознательное, и она очень сильно влияет как на жизнь человека, на его межличностные отношения, так и на развитие психических недугов. В то время это было настоящим прорывом, раз и навсегда изменившим наш взгляд на человеческую природу.

Сегодня мы постоянно используем в обиходе выражения«подсознательно», «я сделал это неосознанно» и тд. То, что сегодня мы называем тревогой, апатией, депрессией, в конце ХIХ века считалось дегенерацией нервной системы. Лечение, которое применялось в то время — это ванны, массаж, целебные грязи. Всем известный душ Шарко (массаж сильным напором воды) был изобретен психиатром Жаном Мартеном Шарко для лечения психических недугов и укрепления нервной системы. Он применяется до сих пор в некоторых лечебных заведениях психиатрического профиля.

Психоанализ, психоаналитическая психотерапия как никакое другое направление обросло слухами, мифами, своеобразными толкованиями и т.д. Скорее всего, это связано с неправильным пониманием сложнейших работ Фрейда. Несмотря на то, что современные психоаналитические знания ушли далеко вперед по сравнению с тем, что было 100 лет назад, работы Фрейда до сих пор являются предметом пристального изучения и осмысления.

Работы Зигмунда Фрейда , его исследования, которые он проводил в период с 1856 по 1939 гг. в дальнейшем развивались другими авторами, и легли в основу разных направлений психотерапии. За последние 100 лет психоанализ значительно развился. На сегодняшний момент эта методика является наиболее мощной и эффективной, позволяющей работать с самым широким спектром психических нарушений.

Не ограничившись изучением и лечением пациентов с психопатологией, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Он разработал модель психического аппарата человека со своими законами и принципами.

В чем отличие психоаналитической психотерапии и психоанализа?

Психоанализ . Частота встреч 3-5 раз в неделю, пациент лежит на кушетке, психоаналитик сидит за головой пациента. Считается, что в лежачем положении пациент больше погружается в свой внутренний мир, за счет чего становится возможен доступ к его глубинным переживаниям.

Психоаналитическая психотерапия.Частота встреч 1-3 раза в неделю, пациент сидит лицом к лицу с терапевтом. В настоящее время эта модификация психоанализа применяется гораздо чаще, чем классический психоанализ.

100 лет назад, когда Зигмунд Фрейд начал работать с пациентами, его метод имел большой успех, пациенты приезжали из разных стран, количество пациентов с каждым годом росло. Фрейд много работал, был сильно загружен, больше всего он уставал от глаз и взглядов пациентов. Именно поэтому он стал класть пациентов на кушетку, что бы избегать многочасового визуального контакта с пациентами. В дальнейшем использование кушетки приобрело вышеуказанное значение.

Основные понятия и толкование слов

Ид (в переводе с латинского означает «оно») - исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Чаще всего речь идет о следующих: эрос (стремление к удовольствию, жизни, сексуальному удовлетворению) и танатос (стремление к разрушению, агрессии, угасанию, смерти). В Древней Греции слово «эрос означало любовь. У Платона эрос - побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. Танатос — в греческой мифологии бог смерти, ассоциируется с хаосом, мраком, сном.

Эго (в переводе с латинского означает «я») — компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эволюционирует из Ид и заимствует часть энергии из Ид .

Суперэго - общественные нормы и стандарты поведения - система ценностей, норм и этики, разумно совместимая с теми, что приняты в окружении. Приобретается в процессе социализации, которая трактуется как процесс формирования суперэго.

Зигмунд Фрейд ввел также в научный обиход понятие «либидо» (от лат. libido - влечение, желание, стремление). Исходно это понятие обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений энергию, использовалось как синоним сексуального влечения. В более поздних работах это слово использовалось как синоним эроса.

Бессознательное . Ид и давящая на него часть Суперэго располагаются в бессознательном.

Предсознательное . То, что в обычных условиях не осознается, но при наличии определенных условий может быть осознано. Здесь находятся части Эго и Суперэго.

Сознание, контакт с внешним миром. Здесь также представлены компоненты Эго и Суперэго .

Цель психоаналитической терапии по 3. Фрейду: «Где было Ид, там будет Эго» , т. е. психические процессы, протекающие на бессознательном уровне, должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию. Человек должен договориться с реальностью. 3. Фрейд писал о сублимации (от лат. sublimo - возношу) — защитном механизме (защита от выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов), дающем возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы так, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. 3. Фрейд считал этот механизм единственным конструктивным защитным механизмом. В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы для того, чтобы помочь клиенту достичь высокой степени эффективного функционирования:

Ну и собственно сам Психоанализ Зигмунда Фрейда

1. Метод свободных ассоциаций . Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, безотносительно к тому, насколько тривиальными, абсурдными или нелогичными они могут показаться. Терапевт находится вне поля зрения клиента, чтобы у него уменьшилось напряжение. Считается, что одна ассоциация влечет за собой другую, более глубоко расположенную в бессознательном. Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символическое выражение подавленных эмоций и чувств. Таким образом, свободные ассоциации вовсе не являются свободными. В процессе работы с клиентом методом свободных ассоциаций высвобождается психическая энергия, которую можно использовать в целях лучшей адаптации.

2. Интерпретация сопротивления . Клиент может неосознанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфликтов и импульсов. Необходимо помочь ему осознать уловки своего сопротивления, когда работа застопорилась.

3. Анализ сновидений . Содержание их, согласно З.Фрейду, раскрывает вытесненные желания. З.Фрейд называл анализ сновидений "королевской дорогой к бессознательному". Сон - символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские переживания.

4. Анализ трансфера . Трансфер - замещение в процессе работы с клиентом, которое представляет собой защитный механизм. При этом неосознанный импульс разряжается на каком-нибудь человеке или объекте, но не на том именно, на которого он был направлен изначально. Пример: перенос на аналитика чувств любви и ненависти, которые изначально приписывались родителям.

В трансфере отражается потребность человека найти объект, чтобы получить возможность выразить свое вытесненное чувство любви. Трансфер можно обнаружить в вербальных коммуникациях, свободных ассоциациях, содержании сновидений. Аналитик поощряет развитие трансфера до состояния "невроз трансфера", когда поведение клиента становится явно неадекватным. Данное состояние повышает вероятность появления у клиента инсайта (в переводе с англ. - проницательность, понимание; имеется в виду непосредственное постижение, "озарение"). Клиент должен внезапно осознать свои прочно укоренившиеся способы переживаний, чувства и реакции на значимых людей, начиная с первых лет жизни. Он должен такжеосознать связь этих переживаний с нынешними актуальными трудностями.

5. Эмоциональное переучивание . На завершающих этапах работы с клиентом поощрение его к использованию новых для него интеллектуальных озарений в повседневной жизни. Например, клиент, который осознал, что потратил большую часть жизни на то, чтобы досаждать своими выборами потенциальных невест и поведением своему отцу, должен начать относиться к нему, исходя из реалий сегодняшнего дня, функционировать независимо от родителей и строить более зрелые межличностные отношения.

6. Интерпретация - разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены должны стать осознанными. Интерпретация включает следующие процедуры:

  • идентификация (обозначение);
  • разъяснение (собственно толкование);
  • перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

Основные правила интерпретации:

  • Идти от поверхности вглубь.
  • Интерпретировать то, что клиент уже готов принять.
  • Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе.

Основные защитные механизмы:

1. Отрицание - информация, которая тревожит и может привести к внутреннему конфликту, не воспринимается. Например, при массовом социологическом обследовании взрослым людям задавали вопрос, убедили ли их материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких. «Да» сказали 54% некурящих и только 28% курящих. Принятие материала означало бы осознание серьезной опасности для собственного здоровья.

2. Вытеснение - истинные, но неприятные мотивы вытесняются, отвергаются «цензурой» на пороге сознания с тем, чтобы их заменили другие, приемлемые с точки зрения общества. Вытесненный мотив создает эмоционально-вегетативное напряжение, которое субъективно воспринимается как состояние неопределенной тревоги, страха.

3. Проекция - бессознательное приписывание другому лицу собственных чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.

4. Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, но желательных для себя. У детей это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей. Благодаря идентификации достигается также символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. Идентификация в расширенном смысле этого слова - неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость, чувство неполноценности.

5. Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного («кислый виноград») или преувеличить ценность имеющегося («сладкий лимон»). Например, если человек пренебрежительно относится к высшему образованию, не исключено, что он, таким образом, защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться.

6. Включение - значимость травмирующего фактора снижается за счет того, что прежняя система ценностей помещается как часть в новую, более глобальную систему. Относительная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных. Примером защиты по типу включения является катарсис (от греч. katharsis - очищение) - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании драматическим ситуациям других людей, существенно более тягостным и травмирующим, чем собственные. Издревле катарсис связывался с театром.

7. Замещение - перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, деятельность может переводиться из практической плоскости в область фантазии.

8. Изоляция , или отчуждение - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. Неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-либо событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Утрачивается эмоциональная связь с другими людьми. С этим защитным механизмом связаны феномены дереализации, деперсонализации, расщепления личности (множественность «Я»).

9. Регрессия - форма психологической защиты, заключающаяся в возвращении к ранним, связанным с детством, типам поведения, переходом на предшествующие уровни психического развития. Актуализируются успешные в прошлом способы реагирования. Индивид возвращается к той стадии психического развития, на которой переживается чувство удовольствия (например, от еды).

10. Реактивное образование — человек защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Социально одобряемое поведение при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, которая испытывает тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами.

11. Сублимация - энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - футбол, хоккей, другие виды спорта. В рамках классического психоанализа принято считать, что сублимация сексуальных импульсов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд – ученик знаменитого врача психиатра того времени Жана Мартена Шарко, от которого он и получил свои фундаментальные знания о неврологии. В данной статье речь пойдет о теории Фрейда, где кратко и простым языком описаны основные моменты его концепции.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом. Ее звали Анна О.

Тогда и было положено начало развитию всех существующих психотерапевтических методов, начиная бихевиористской теорией поведения и заканчивая самыми современными подходами вроде нейролингвистического программирования и системных расстановок.

Для дальнейшего понимания теории Фрейда нужно сперва раскрыть суть нескольких понятий, лежащих в основе психоанализа.

Фрейдистская теория личности кратко

Фрейд структурировал психику человека на 3 составляющие: Ид, Эго и Суперэго.


Ид – безусловный источник желаний и влечений. По аналогии можно взять любое животное вроде , где всё, что она делает: спит, ест и спаривается – есть результат ее природных инстинктов.

Эго – посредник между животными инстинктами и социальными рамками. Это компонент личности, выражающий и удовлетворяющий потребности Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира.

Суперэго – все социальные рамки, берущие свое начало в родительском воспитании, где даётся понимание, что можно и нельзя делать. Во взрослой жизни суперэго отражается во всех ограничивающих нормах поведения, таких как закон, религия и нравственность.

Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное.

Бессознательное – особые психические силы, лежащие за пределами сознания и определяющие вектор поведения человека.

Сознательное – часть психики, осознаваемая индивидом. Определяет выбор поведения в общественной среде. Однако психика автоматически регулируется принципом удовольствия. При нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Конфликт Ид и Суперэго реализуется при помощи защитных механизмов. Зигмунд Фрейд описал некоторые из них:

  1. Замещение
  2. Компенсация
  3. Вытеснение
  4. Изоляция
  5. Отрицание
  6. Проекция
  7. Сублимация
  8. Рационализация
  9. Регрессия

Кратко разберем самые интересные защитные механизмы, чтобы лучше понимать, что это такое.

Защитные механизмы психики

Проекция – является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. Например, ханжа – человек, скрывающий истинные сексуальные влечения и выискивающий малейшие грязные намерения в действиях окружающих.

Что же касается неодушевленных вещей, то это примеры ситуаций, в которых человек наделяет предметы или явления своими переживаниями. К примеру, грозное небо, тревожная скульптура, вредный алкоголь и т. д.

Кстати, на основе проекций существуют диагностические методики. Например, hand-тест, в где участнику демонстрируются рисунки руки, и он даёт свои ассоциации и чувства от увиденного.

Вытеснение – подавление и выведение из сознательной части психики неприемлемых и угрожающих личности мыслей, образов и воспоминаний. Примером может служить сильное потрясение вроде смерти человека, катастрофы или .

Человек часто не помнит подробностей и ключевых моментов данного события. Несмотря на то, что содержание вытесненного мотива не осознается, эмоциональный компонент продолжает себя проявлять в разных формах.

Определив фундаментальные основы, на которых строится теория Фрейда, мы можем рассмотреть подробнее концепцию психоанализа как направления науки психологии.

Используемые психоанализом техники – это свободные ассоциации, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления и переноса. Все они направлены на работу с бессознательным и выведением неосознаваемых процессов в область сознательного.


Когда это происходит – негативные симптомы исчезают. Например, при приступах страха и неконтролируемой тревоги, человек не осознает их причину и пытается найти рациональное объяснение. В данном примере наряду с вытеснением работает такой защитный механизм психики как рационализация.

Чтобы выявить и определить бессознательные процессы в головном мозге, Фрейд предлагал пациентам говорить на свободную тематику. Как правило, вытесненные процессы проявляют себя в виде невротических симптомов: обмолвки, описки и неловких движений.

Толкование снов по Зигмунду Фрейду

Богатый материал о психических процессах можно получить из сновидений. Вспомните себя в детстве: вам наверняка снились сны, в которых реализовывались самые сокровенные фантазии. Возможно, они вам снятся и сейчас.

Это Ид, руководствуясь принципом удовольствия, реализует вожделения в такой форме. Мысли в сновидениях проходят обработку, замещаясь образами. Под интерпретацией понимается толкование скрытых процессов и смыслов, не осознаваемых личностью.

Про анализ сопротивления и переноса можно писать отдельную статью, так как это достаточно большая область знаний дисциплины психоанализ. На этом всё, теория Фрейда кратко и простым языком выглядит приблизительно так. Любите науку, читайте ВикиНауку!

Видео на тему теории Фрейда и что такое психоанализ:

Основана на биодетерминизме, т.е. в основе поведения всех живых существ лежит динамика влечений.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, создатель психоанализа.

В 1915 г. вышла его работа “Влечение и их судьбы”, где была разработана теория мотивации.

Фрейд наделяет психику основной функцией, связанной с восприятием внутренних раздражителей. Потребности порождают энергию раздражения, которая субъективно переживается как травмирующая, неприятная.

От этой энергии субъект пытается избавиться или уменьшить, насколько это возможно, т.е. мотивационная теория З. Фрейда основана на двух принципах:

Гедонистический – всякое уменьшение уровня накопившегося раздражения сопровождается переживанием удовлетворения, а увеличение — неудовлетворения.

2. Гомеостатический — равновесие организма тем ниже, чем выше уровень накопившегося раздражения (напряжения).

Мотивационный процесс направлен на редукцию энергии влечения.

Само ВЛЕЧЕНИЕ состоит из элементов:

— НАПРЯЖЕНИЕ – моторный момент влечения – сумма сил, которым влечение соответствует

— ЦЕЛЬ – связана с удовлетворением, которое может быть достигнуто только путем устранения раздражительного состояния источника влечения

— ОБЪЕКТ ВЛЕЧЕНИЯ – то, с помощью чего или в чем влечение может достичь своей цели

— ИСТОЧНИК ВЛЕЧЕНИЯ – тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душевной жизни субъекта как влечение.

Вся душевная жизнь – это динамика конфликтов, в основе которых лежат потребности “я”, направленные на поддержание своего существования.

Разновидности мотивов:

(1) потребности, направленные на поддержание своего существования (сексуальные влечения).

(2) потребности в агрессии (Танатос)

(3) влечение к жизни и к смерти (Эрос)

Основные положения мотивационной теории З.

1. Влечения могут проявлять себя по-разному.

Если при большей интенсивности влечения отсутствует объект, то нереализованное влечение входит в сознание в виде представлений о прежнем удовлетворении влечения в виде смещения влечения на другие объекты (проекции и сублимации); влечение может быть снова выражено в виде сновидений и ошибочных действий.

2. Душевная жизнь субъекта представлена в иерархии 3-х механизмов: поиск удовлетворения – “ОНО” противостоит моральному контролю – “СВЕРХ – Я”, на достижение компромисса направлена деятельность “Я”.

То есть действует принцип удовольствия, запрета и контроля.

3. Взрослая личность есть результат истории влечений. Особое значение имеет детство – препятствия на пути удовлетворения влечений в нем оказывают активное влияние на последующую жизнь субъект.

4. Развитие влечений проходит несколько фаз со сменой аэрогенных зон (чувствительных участков кожи вокруг естественных отверстий тела).

Порядок смены фаз:

— оральная фаза,

— анальная фаза,

— фаллическая фаза,

— латентная фаза,

— генитальная фаза.

В процессе развития влечений могут возникать два механизма:

фиксации (развитие влечений задерживаются на одной из фаз из-за недополучения удовлетворения на соответствующей фазе);

II. регресса (субъект, испытывая травмирующее переживание и не будучи способен справиться с ним, смещается на более ранний уровень развития, на предыдущую фазу).

Ход развития влечений конфликтен, в основе конфликта лежит комплекс, который при нормальном развитии разрешается к 5-6 годам, реализуясь в процессе половой идентификации, в результате чего преодолевается первый комплекс – «Эдипов комплекс».

ТЕОРИЯ А.

Маслоу Абрахам Харальд (1908-1970) – американский психолог. Основоположник гуманистической психологии, изучающей проблему ценности самого человека. Создал иерархическую модель мотивации (“Мотивация и личность”, 1954).

— представляет не отдельные, а группы мотивов

— группы мотивов упорядочены в целостной иерархии.

Упорядоченность зависит от уровня развития личности, от возраста и роли социальной мотивирующей группы в развитии личности.

Потребности, или группы потребностей, – выступают как инициатор активности.

Деятельность обусловлена не изнутри, она привлекается извне возможностью удовлетворения потребности.

Потребности, образующие иерархию, взаимодействуют между собой так:

— пока не удовлетворены потребности нижележащих уровней, потребности более высокого уровня не актуализируются;

— если у субъекта актуализируются потребности разного уровня, то в этом конфликте побеждают потребности жизненного уровня.

Иерархия потребности (по А.

I уровень: физиологические потребности (голод, жажда и т.д.);

II уровень: потребность в безопасности;

III уровень: потребность в социальных связях (внешности, любви, идентификации, аффилиации и т.д.);

IV уровень: потребность в самоуважении (признаки, достижения, одобрения и т.д.);

V уровень: потребность в самоактуализации (реализация собственных способностей, в понимании и осмыслении себя и других).

Самоактуализирующихся личностей всего 1% от общего количества людей.

Эта потребность не всегда достигается; это тот идеал, к которому личность стремится (или должна стремиться).

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

Основные положения разработал К.

Левин Курт (1890-1947) – германо-американский психолог.

Теория Фрейда о психосексуальном развитии

Был близок к гештальтпсихологии.

Мотивационную теорию изложил в работе «Психологическая ситуация награды и наказания» — 1931 г.

Использовал понятия валентности поля.

Валентность – сила воздействия предмета на субъект, которая зависит или от актуальной потребности субъекта, или от вызывающего характера предмета, – положительная валентность. Если возникают противоположные силовые отношения (субъект встречается с чем-то неприятным и пытается от него избавится) – отрицательная валентность.

Актуальное поле психологических сил определяется валентностями и векторами, исходящими от объектов окружающего мира.

Эти валентности и векторы Курт Левин представлял в виде побудительных сил, которые определяют поведение личности.

К. Левин ввел понятие «ПОЛЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ», которое определяется не только актуальными валентностями объектов, но и ретроспективой развития личности и перспективой развития личности:

Левин концентрировал внимание на конфликте, который разворачивается в рамках поля субъекта.

Конфликт можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъект одновременно воздействуют силы, противоположно направленные, но имеющие примерно одинаковую величину.

Виды конфликтных ситуаций:

(1) Конфликт «стремление – стремление».

Даны два объекта (цели), они оба позитивны, т.е.

имеют положительные валентности. Конфликт в том, что субъект не может одновременно стремиться к двум.

(2) Конфликт «избегание – избегание».

Этот конфликт противоположен первому.

Представляет собой ситуацию психологического принуждения. Создается ощущение ловушки. Субъект как бы не видит возможности выйти из зоны 2-х зол.

(3) Конфликт «стремление – избегание».

Одно и то же действие одновременно – притягивает и отталкивает субъекта (положительная и отрицательная валентность одинаковой величины).

(4) Конфликт «двойное стремление – избегание».

Дано несколько целей, каждая из которых характеризуется амбивалентностью.

Курт Левин выделил специфику действия сил притяжения и отталкивания.

Величина поведенческой тенденции зависит от:

— величины валентности цели,

— расстояние до цели, которое еще предстоит преодолеть.

Существует момент равновесия между стремлением и избеганием.

Расстояние не всегда бывает связано с пространственным удалением.

Оно может выступать в виде дистанций во времени, количества необходимых сил, количества необходимых промежуточных действий и т.д.

Соотношение этих сил представил в виде графика:

Миллер Д.

– связал идеи Левина с гипотезой Халла о градиенте цели: чем ближе к цели, тем меньше ошибок, тем выше скорость движения.

Миллер выдвинул 6 гипотез о феномене конфликта «стремление – избегание»:

Тенденции стремления тем сильнее, чем ближе расстояние до цели – градиент стремления.

1. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе расстояние до внушающего опасения стимула – градиент.

2. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления.

3. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная.

Величина градиента зависит от силы влечения.

5. Сила подкрепляемой тенденции реагирования субъекта возрастает вместе с количеством подкреплений – научение.

График соотношений градиентов:

Если расстояние до цели меньше Х, то увеличивается градиент избегания. В точке Х субъект колеблется между стремлением и избеганием.

По мере приближения к неотвратимым событиям, градиент избегания уменьшается (график изменяется – смотри: пунктирная линия графика).

Фрейд Зигмунд (1856 - 1939 гг.) - австрийский невропатолог, психиатр и психолог, профессор Венского университета, первый исследователь явлений подсознания (в 1938 г.

эмигрировал в Великобританию).

Разработал в конце XIX в. особый метод лечения неврозов - психоанализ - анализ свободных ассоциаций, ошибочных действий, проговорок и сновидений. Позднее Фрейд интерпретировал его как способ проникновения в подсознание, а затем на этой основе предложил свою общепсихологическую теорию строения психики как непрерывного конфликтного взаимодействия сознания с бессознательными влечениями («Толкования сновидений», 1900).

Сознание, по Фрейд, непрерывно подавляет бессознательные влечения (особенно сексуальные), которые, прорываясь сквозь цензуру сознания, проявляются в различных проговорках, шутках, обмолвках, описках («Психопатология обыденной жизни», 1901).

Позднее Фрейд сосредоточился на социокультурных проблемах («Психология масс и анализ человеческого «Я», 1921; «Цивилизация и недовольные ею», 1929) (см. История зарубежной психологии).

Учение Фрейда

Человеческая психика состоит из двух основных уровней: сознательного и бессознательного .

Она подобна айсбергу, большая часть которого скрыта от непосредственного взгляда. Бессознательная часть психики формировалась в течение миллионов лет у животных. Сознание свойственно только человеку и формировалось несколько десятков тысяч лет. Бессознательное содержит в себе побудительные силы поведения человека.
Психическая энергия бессознательного проявляет себя прямо – в стремлениях, направленных на самосохранение индивида и развитие вида (влечение к размножению), и косвенно – в стремлениях к разрушению, агрессии против препятствий для выживания и развития своего вида.

В психике есть специфическая энергия жизни – энергия продолжения рода – либидо, сексуальная энергия . Источник её находится в бессознательном, она заложена самой природой. Либидо направлено на развитие и выживание вида, рода. Однако так как у человека существует сознание, оно может входить в конфликт с бессознательным либидо. Человек, являясь частью общества, хочет развивать не только род, но и самого себя, свою личность. Единственный источник вынужден равно питать оба стремления.

Фрейд вводит помимо силы любви (Либидо, Эроса), новую силу – силу смерти (Мортидо, Танатос). Существо приходит в мир, чтобы воспроизвести свой вид и освободить место для следующего поколения. Все живое несет в себе потенциал самоуничтожения.

Метод психоанализа

Цель методик психоанализа – вывести бессознательное в сферу сознания без использования гипноза.

  1. Методика свободных ассоциаций . Пациент помещается на комфортную кушетку в небольшом звукоизолированном помещении с мягким освещением, без рисунка на обоях.

    Цель такой организации – отсутствие посторонних стимулов. Даже психоаналитик помещается в кресле в изголовье пациента, чтобы тот не видел его и практически не ощущал его присутствия.

    Инструкция пациенту: «Говорите все, что приходит вам в голову, не останавливаясь ни на секунду; не останавливайте ваш поток мысли волевым усилием». Психоаналитик должен следить за тем местом, где инструкция нарушается, появляются паузы. сеанс длится не боле 40 минут, так как дальше наступает утомление.

    Мысль пациента в какой-то момент «натыкается» на некую преграду и резко сворачивает в сторону. Психоаналитик не прерывает рассказ пациента, но помечает это место в блокноте.

    Психоаналитик просит пациента рассказать о проблемных местах. Со временем проблема для психоаналитика становится очевидна. Он четко рассказывает её пациенту.

    Пациент обычно все отрицает, иногда это отрицание переходит в агрессию. Психоаналитик должен заставить пациента заново пережить эту проблему, принять её, и, таким образом, освободиться.

  2. Толкование сновидений .

    Бодрствующая психика не пропускает некоторые образы, запрещенные цензурой, некими внутренними барьерами. Однако во сне мы видим эти образы, хотя они также завуалированы психикой, так как сознание даже во сне не пропускает их в чистом виде.

  3. Толкование ошибочных действий . Ошибочные действия – это неловкие движения, оговорки, оплошности, шутки.

    Всё это – прорывы бессознательного в область сознания.

Минус психоанализа состоял в том, что он недооценивал тот факт, что человек – общественное существо и взаимодействует в системе общественных отношений.

Фрейд создает целостное учение о человеческой личности. В структуре личности он выделяет:

  • Ид (Оно) – бессознательное, с которым человек рождается. Оно подкрепляется принципом удовольствия.

    Бессознательное наполнено либидозной энергией продолжения рода и агрессией. Возрастание энергетического потенциала либидо создает напряжение, а его разрядка есть наслаждение.

  • Эго (Я) – наше сознание, подчиненное принципу разумности. Я находится всегда между Ид и Супер-Эго, в противоборстве этих двух структур. Если мы подчиняемся Ид, мы расплачиваемся муками совести, запретами морали и закона. Следуя Супер-Эго, мы расплачиваемся неврозами и расстройствами.
  • Супер-Эго (Сверх-Я) – идеализированный человек, следующий принципам общественной морали и долга.

    Это социальная часть личности. Это образ личности, то какой бы она могла быть, если бы следовала всем правилам и нормам общества. Однако у Сверх-Я нет собственного источника энергии, оно вынуждено питаться от той же либидозной энергии бессознательного. Либидо должно приводить в действие сразу два механизма, и это порождает внутриличностные противоречия.

    Фрейд использует платоновский образ возница, который правит колесницей, запряженной двумя лошадями, которые рвутся в разные стороны, а возница вынужден управлять ими.
    Теория строения личности Фрейда дополняется теорией развития личности.

Ещё одной важной частью теории личности Фрейда стало учение о методах психологической защиты личности. Когда в психике человека возникают конфликты между сознанием и бессознательным, возможны 2 принципиальные формы поведения: агрессия и отступление от объекта.

Агрессия может проявляться в агрессии по отношению к другим людям и объектам, которые мы считаем неприемлемыми. Агрессия может выражаться как в социализированных формах протеста, так и в асоциальных формах. Также возможна аутоагрессия, то есть агрессия, направленная на самого себя.

Проблеме отступления от объекта посвящен отдельный раздел теории Фрейда.

Методы психологической защиты

Вытеснение . Подавление, исключение из сознания неприятных или неприемлемых импульсов. В этом случае они переводятся в бессознательное.
Замещение .

Переориентация импульса с одного объекта на другой, более доступный.
Рационализация . Попытка рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения.
Проекция .

Бессознательный перенос собственных чувств и влечений на другое лицо.
Соматизация . Фиксация на состоянии своего здоровья как форма защиты от конфликтов.
Реактивное образование . Замена неприемлемых тенденций на прямо противоположные.
Регрессия . Возврат к примитивным формам поведения в затруднительной ситуации.
Отрицание . Невыполнимые желания, мысли, побуждения не признаются.

Отрицается само их существование.
Сублимация . Преобразование социально неприемлемых импульсов в социально приемлемые и поощряемые. Ярчайший пример – сфера искусства.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 2

Психоаналитическая теория личности по Фрейду

1. Психоаналитическая теория З.Фрейда 3

2. Структура личности 7

3. Защитные механизмы личности 12

ЛИТЕРАТУРА 15

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое познание столь же древне, как сам человек.

Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком.

Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.

Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы.

Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ФРЕЙДУ

1. Психоаналитическая теория З.Фрейда

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческое организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы.

В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд настаивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса.

Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов.

В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в ко-нечном результате составляет только продукт дифференциации энер-гии, действующей вообще в психике.

Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовыми воспоминаниями” , средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) — нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я.

Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения.

Теория З. Фрейда (стр. 1 из 4)

По-скольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся чело-веческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, — наиболее важная роль в формировании и жизнедеятель-ности человека играет также комплекс Эдипа.

Исследуя сновидения сво-их пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основ-ным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд, “завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых.

Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс, кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом”.

Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга.

Одно из важнейших отношений такого рода — взаимоотношение “Оно” и “Я”.

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами” (“механизмами защиты”), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых “защитных механизмов”, призванных обеспе-чить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал “сублимацию” (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), “вытеснение” (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), “регрессию” (переход на более примитив-ный уровень мышления и поведения), “проекцию” (неосознанное пере-несение, “приписывание” собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую “постыдных”, бессознательных стремлений другим людям), “рационализацию” (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), “реактивное образование” (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), “фиксацию поведения” (тенденцию “Я” к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивое стремлению к повторениям) и др.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции,

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности многие свои гипотезы и концепции.

Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.