Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Скифы в истории крыма и их страна скифия. Скифы в крыму Примеры доказательств пребывания скифов в крыму

В следующую эпоху — ранний железный век — из отдельных племен начали формироваться народы. Первыми из них в Восточном Крыму поселились киммерийцы . Даже во времена Гомера и Геродота, которые поведали нам о киммерийцах , этот народ уже стал переходить из реальной истории в мифы и сказания.

Современные ученые считают, что киммерийцы проживали в Крыму с XV по Ⅶ век до нашей эры. Но где именно? На всем степном просторе от Дона до Дуная — либо только на Таманском и Керченском полуострове? И чем занимались эти древние племена — жили оседло, пахали землю и выращивали пшеницу или кочевали вслед за стадами животных? На каком языке говорили киммерийцы ? По сохранившимся в ассирийских хрониках именам киммерийских вождей можно предположить, что их язык принадлежал к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Благодаря изображениям на этрусских и греческих вазах мы знаем, что киммерийцы были хорошими наездниками и очень умелыми лучниками, что они носили удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи, островерхие шапки и мягкие кожаные сапожки. Война была частью жизни киммерийцев , — ведь главной их ценностью считался скот, а стада в любую минуту могли присвоить жители соседних племен, не говоря уже о грозных пришельцах из великой степи.

Согласно Геродоту, киммерийцев из причерноморских степей вытеснили скифы . Об этих северных степных кочевниках было известно еще в библейские времена. Они наводили ужас на Малую Азию. Скифами в то далекое время называли родственных по материальной и духовной культуре степняков, кочевых и оседлых, говоривших на языке североиранской языковой группы. По роду занятий стали различать племена «царских» скифов, скифов-скотоводов и скифов-пахарей.

Скифы пришли в Причерноморье в Ⅶ веке до нашей эры. С их приближением пустынные степи окутывались огромным облаком пыли и оглашались скрипом кибиток, стуком тысяч копыт, мычанием коров, конским ржанием, блеянием коз и овец. Сквозь густую пыль едва различались силуэты длинноволосых бородатых всадников с копьями в руках, с короткими обоюдоострыми мечами-акинаками и колчанами, полными острых стрел. Лук был едва ли не главной ценностью скифского воина, непревзойденного лучника древнего мира.

Одеты они были в просторные рубахи и длинные штаны, на ногах носили удобные для верховой езды кожаные сапожки, а на голове — остроконечные шапки из кожи или войлока. Гордостью скифских воинов были не украшения, а трофеи: к лошадиной уздечке они подвешивали снятые с убитых врагов скальпы, а на поясе держали чаши, сделанные из человеческих черепов.

Еще и сегодня в Восточном Крыму осталось больше тысячи скифских курганов, насыпанных над захоронениями знатных воинов, царей и цариц. Некоторые из них изучены археологами (например, курган Куль-Оба возле Керчи). Диву даешься, любуясь найденными в них тончайшей работы украшениями. Другие курганы еще ждут исследователей и прячут до поры свои сокровища, а третьи, коих, увы, большинство, — давно разграблены.

Курган Куль-Оба открыли в сентябре 1830 года. В саркофаге огромного каменного склепа покоился скифский царь. Его одежда была украшена золотыми бляшками, на шее красовалась массивная золотая гривна, изображавшая скифских всадников, на руках — пять золотых браслетов. В гробнице нашли массивную золотую чашу и золотое парадное оружие — меч и горит для лука.

Рядом с царем была погребена царица в электровой диадеме, в золотых подвесках, золотой гривне на шее и золотых же браслетах на руках. Тут же, рядом, покоились телохранители царской семьи со своим оружием и доспехами.
Еще в XIX веке захоронение Куль-Оба было разграблено. Часть сокровищ злоумышленники переплавили в слитки, а остальное продали, и керченские дамы еще долго щеголяли в украшениях древних скифских цариц.

Своего расцвета Скифия достигла к Ⅳ веку до нашей эры, когда царь Атей объединил под своей властью все племена, обитавшие от Дона до Дуная. Скифия держалась единым государством почти восемь столетий. Атей бросал вызов самым могущественным владыкам древнего мира, но в 339 году до нашей эры погиб в битве с войском македонского царя Филиппа Ⅱ, отца Александра Великого.

Постепенно скифы перешли к оседлой жизни по берегам Нижнего Днепра и в Крыму, превратились в хороших землепашцев, стали выращивать зерно для продажи. Половину всего необходимого хлеба Древняя Греция получала через торговые города-колонии с северных берегов Черного моря. С Ⅲ века до нашей эры и до Ⅳ века нашей эры столицей скифского государства был огромный по тем временам и хорошо укрепленный город Неаполь; сегодня это юго-восточная окраина Симферополя. На побережьях в это же время укреплялись эллинские поселения.

Во-первых, неподалеку от города Севастополя можно найти жетон от МДРегион , который грустно лежит в земле уже второй месяц и никак не дождется того, кто его обнаружит и получит заслуженный приз - металлоискатель. Дам небольшую наводку: если выйти перпендикулярно дороге к месту закладки жетона, от дороги прямо, то можно его с легкостью найти. Думаю, в скором времени появится счастливчик, который найдет долгожданный жетон.

Во-вторых, в Крыму есть и многие другие объекты для удачливого кладоискателя. Многие меня спрашивают, где искать. И что конкретно искать.

Если вы хотите искать по определенной эпохе, карты вам в руки. Интернет - огромная библиотека, где можно найти исторические книги, и статьи, и даже, при желании, спокойно войти в онлайн-библиотеку Таврического национального-исторического института. Там множество диссертаций и статей от заслуженных историков.

Если вкратце, в Крыму есть все! Разные эпохи, начиная со скифов, заканчивая Великой Отечественной. Главное - знать места.

Крым. Руины цитадели Мангул-Кале

Но хочу вас предупредить: в основном, на территории полуострова большинство интересных мест для копа расположены на территории археологических памятников и прочего исторического наследия. И по закону копать запрещено. Поэтому многие боятся, что хобби принесет только проблемы, а в будущем копаря ждут только наручники и большой штраф.

Конечно, если вы будете перекапывать и вскрывать скифские курганы, или займетесь не одобренными ни музеем, ни государством раскопками на территории древнего Херсонеса, тут даже комментариев не требуется. Самое малое, что вам грозит - это суд и, в итоге, колоссальных размеров штраф.

Однако есть места, где копать реально можно. Нужно просто договориться с хозяином земли - и вперед. Если вас интересует современная «ходячка», ювелирные украшения, то всегда есть пляжи. Оттуда вас точно никто не прогонит, разве что может возникнуть конфлик с местными копарями, которые всю территорию поделили уже давным-давно. Но вы ничего не нарушаете: прибрежная зона - не археологический памятник, занчит, копать можно. Здесь ищут по правилу: кто не успел, тот опоздал.

Античность

Первым делом мои друзья, увлеченные приборным поиском, а также посетители форумов и страничек в соцетях, спрашивают про «антику». Где ее искать? Самое приближенное по расстоянию место в Севастополе - село Хмельницкое, Черная Речка, Чернореченский заповедник. Далее, так называемая «римская дорога» или Календская тропа, которая в древности соединяла два римских гарнизона - в Херсонесе и в крепости Харакс на мысе Ай-Тодор, где ныне расположено «Ласточкино гнездо».

После ухода римлян из Крыма их материальным наследием продолжали активно пользоваться. По некоторым сведениям, во времена Крымского ханства население Байдарской долины должно было заниматься поддержанием в порядке римских дорог, за это оно освобождалось от податей. Так, что и артефакты-монеты ханства можно отыскать.

Примерная карта римской дороги

В момент завоевания Крыма татарами приморская часть полуострова (Херсонес, Сугдея, или Судак, Боспор) находилась под властью Византии, а северная степная часть принадлежала половцам, которые брали дань с греческих городов и пользовались греческими гаванями для вывоза рабов и для приобретения иностранных товаров.

В горной части Крыма было расположено находившееся в вассальной зависимости от Византии небольшое княжество Готия, или Дори, с центром на месте теперешнего Эски-Кермен и с сильной крепостью Феодоро, или Мангуп-Кале.

Скифы

Вернемся немного назад. Во времена персидского царя Дария (550-486 гг до н.э.) степной Крым был населен скифами и им принадлежал. Это заключение следует из той части рассказа греческого историка Геродота, где он повествует о подготовке скифов к войне. Тавры, населявшие, согласно трудам Геродота, горный и предгорный Крым, могли быть соседями скифов только при условии принадлежности степной части полуострова последним.

Скифов принято делить на четыре племени. В бассейне реки Буг проживали скифы-скотоводы; между Бугом и Днепром - скифы-хлебопашцы; к югу от них - скифы-кочевники; между Днепром и Доном - царские скифы. Центром царской Скифии был бассейн реки Конки, где находился город Геррас. Крым также являлся территорией расселения самого сильного племени скифов - царских.

Скифские поселения

Скифское царство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов.

Военные трофеи

Российская императрица Екатерина II в 1783 году подписала манифест о присоединении Крыма в состав Российской Империи. А в 1853 году началась Крымская война. Причиной Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.

Поводом к войне стал спор между православным и католическим духовенством о принадлежности «палестинских святынь» (Вифлеемский храм и храм «Гроба Господня»). Просвещенная Европа вкупе с Российской империей настаивала на возврате святых мест христианам, а турки совершенно не хотели терять территории. И объявили, в итоге, войну.

Героическая оборона Севастополя.

В ходе Крымской войны погибло много бойцов, как и русских, так и союзников. Сражение на реке Альба, Инкерманское сражение, Балаклавская резня, где погибла вся английская знать. Много есть мест, где проходили сражения и остановки английских, французских и турецких войск. Даже если пройтись с металлоискателем вдоль виноградников, следуя напрямую к великой горе Сапун, то можно найти как железный мусор, так и французскую пуговицу солдата, или дробь английского мушкета.

Общий план осадных работ пред Севастополем в 1854-55 годах.

Итак, подведем итоги. Что же можно найти на территории полуострова? Многое: скифские наконечники стрел, римские динарии, серебряные дирхемы и медные пулы Золотой орды, екатерининские «пятаки» и иные артефакты и монеты. Крым полон изумительных исторических находок.

P.S. Перед тем, как идти на поиски, посмотрите, где надо искать, проверьте старые карты. Но не забывайте о законах! И не разрушайте культурный слой. Удачи.

«Скифами» степняков назвали греки. Сами же они именовали себя «сколотами». Геродот детально записал все, что было известно грекам о скифах. Он поделил их на несколько народов или племен. Из них на территории Крыма проживали царские скифы, которые строили города и «считали всех других скифов своими рабами». В крымских степях так же селились кочевники скифы-скотоводы.

Важную роль в социальной и культурной жизни Скифии играли торговые отношения с . Состоятельная скифская знать проявляла большой интерес к греческим предметам роскоши. В обмен на рабов, зерно, шкуры, соленую и вяленую рыбу скифы получали вино, оливковое масло, художественную посуду, изделия из цветных металлов - электра, золота, серебра, бронзы. До наших дней сохранилось множество , в которых археологи еще встречают кое-что из таких предметов.

Скифские города:

  1. Неаполь Скифский – столица крымской скифии . Городище расположено в скалистом плато в черте современного Симферополя. Неаполь скифский, упоминаемый в древних текстах как царская крепость, возник на пересечении торговых путей и стал связующим звеном двух значительных греческих центров Северного Причерноморья: Ольвии и Пантикапея (столицы Боспорского царства).
  2. Скифская крепость Ак-Кая расположена в Белогорском районе Крыма у современного с. Вишенное, на границе между степной и горной частями полуострова.
    Население, обитавшее здесь в III в. до н.э. - III в. н.э. принято называть «поздними скифами». Крепость возникла как раз в переходное время - на рубеже IV-III вв. до н.э. и наиболее активно существовала в «темные века» - в III – первой половине II вв. до н.э.
  3. Беш-Оба – крымская “Долина Царей” , названа так по аналогии с долиной царей в Египте. Курганы Беш-Обы имеют царский статус, о чем свидетельствует, прежде всего, высота земляных насыпей (до 8-10 метров). 1996-97 гг. были проведены работы по вскрытию центрального погребения Беш-Обинского IV–го кургана. Археологи обнаружили здесь сложное монументальное подземное сооружение, но с небольшим количеством находок и без человеческих останков. С какой целью и куда были перемещены кости погребенной здесь царской особы, до сих пор неясно.
  4. Усть-Альминское скифское городище упоминается Страбоном при описании скифских крепостей, участвовавших в конце ІІ в. до н. э. в войне с Диофантом как Палакий. Есть мнение, что позднее оно было известно Птолемею (ІІ в. н. э.) под иным названием - Дандака. Не исключено, что этот пункт носил в древности и другое название – Напит (Стефан Византийский, V в. н. э.)
  5. Городище Кара-Тобе так же принадлежало крымским скифам. Городище находится близ города Саки, на невысоком холме у берега моря.

Министерство образования и науки Украины.

Севастопольский государственный технический университет.

Кафедра философских и социальных наук.

Реферат на тему:

«Крымская скифия»

Выполнил:

студент группы П-12д

Квасов Евгений Александрович.

Проверила:

Кухникова Татьяна Константиновна.

Севастополь – 2001

Введение.

1. Появление скифов в Крыму. Образование скифского государства.

2. Общественный строй, государственное устройство и политическая история Скифского царства.

3. Оружие, посуда, культура и искусство скифов.

4. Погребения.

5. Скифские городища в Крыму.

6. Гибель Скифского государства в Крыму.

Заключение.

Список литературы.


Все вместе они называются сколоты по имени царя; скифами назвали их греки …

Введение.

Крым – это не только край уникальных маршрутов и великолепных пляжей, благодатного климата и многочисленных курортов и турбаз. Небольшой клочок суши, словно старинный ларец с драгоценностями, хранит самые разнообразные исторические памятники. Каждый прошедший век добавлял новые жемчужины в сокровищницу полуострова. Не все, конечно, но многие из них сохранились до нашего времени.

Среди многочисленных племен и народов, обитавших в Крыму сотни и тысячи лет назад, особое место занимают скифы, которые в VII в. до н. э. – III в. н. э. играли крупную роль в исторических судьбах юга европейской части нашей страны, а также Передней, Средней и Центральной Азии, Кавказа и Закавказья. Память о скифах, непобедимом воинственном народе конных стрелков, сохранилась в течение многих веков после их исчезновения в преданиях, легендах, исторических хрониках и топонимах.

Сегодня мы достаточно ясно осознаем неразрывную связь, взаимосвязь природы и общества. В древности природные условия и климат решающим образом влияли на образ жизни, систему хозяйства, материальную и отчасти духовную культуру человеческого коллектива. Не были исключением в этом отношении и скифы.

Территория на которой некогда проживали носители скифской культуры, весьма обширна. Нет сомнения, что в нее входили степи Причерноморья, Предкавказья, возможно, и другие районы. Крым составлял небольшую, но очень важную часть этой обширной территории. Скифы обитали здесь в течение примерно тысячи лет. Полуостров, в первые века нашей эры именовавшийся Малой Скифией, оставался последним сравнительно крупным «островком» скифской культуры и в позднейший период её существования. Исследование скифских памятников именно в Крыму дает уникальную возможность получить почти полный хронологический «срез» скифской культуры, представить её достаточно полно, всесторонне.

Культура скифов Крыма изучается археологами и историками уже в течение многих десятилетий. Главная цель моего реферата – ознакомится с основными результатами этой работы.

1. Появление скифов в Крыму. Образование скифского государства.

Скифы впервые упомянуты в источниках как участники антиассирийской коалиции 70-х гг. VII в до н.э. Однако данному событию предшествовали и появление скифов в Передней Азии, и изгнание ими киммерийцев из Северного Причерноморья. Согласно исторической традиции, скифы были вытеснены из Южной Сибири своими восточными соседями - массагетами и заняли обширные пространства степей между Дунаем и Доном. Территория проживания скифов именовалась античными авторами Скифией. Согласно одной из распространенных гипотез, предками скифов были племена так называемой срубной культуры .

Расселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В ареале скифской культуры, датируемой VII-III вв. до н.э., выделяется много локальных вариантов, связываемых как со скифскими, так и с нескифскими народами. Античные авторы использовали этноним "скифы" применительно ко всей этнокультурной общности, которую составляли отличные друг от друга по языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена. Однако непосредственно под этнонимом "скифы" следует понимать прежде всего скифов-кочевников.

Вслед за киммерийцами скифы совершили серию походов из Северного Причерноморья в Закавказье и на Ближний Восток. Основной дорогой их стал Прикаспийский путь через Дербентский проход, иногда использовались и другие перевальные тропы. Естественно, что не все население степной зоны Северного Причерноморья и Предкавказья ушло со скифскими ордами в Переднюю Азию. Часть его осталась и не исключено, что ушедшие поддерживали определенный контакт с оставшимися.

В ходе пребывания в Передней и Малой Азии скифы сражались с Ассирией, Мидией, Нововавилонским царством. Неоднократно меняя союзников, скифы в течение нескольких десятилетий наводили ужас на местное население, - по словам Геродота, "все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа". Военно-политическая активность скифов в Азии длилась вплоть до начала VI в. до н.э., когда, побежденные Мидией, они вернулись на свои земли.

С момента возвращения скифов из Передней Азии начался собственно скифский период в истории южнорусских степей, о котором сохранились более или менее достоверные сведения в античных источниках. Вернувшись из походов, скифы составили господствующую группу кочевников, так называемых "царских скифов", считавших остальных скифов своими рабами. Именно они образовали ядро формирующегося государства, центр которого находился в низовьях Днепра.

В конце IV в. до н.э. Скифское государство потерпело ряд поражений в войнах на Балканском полуострове. Могущество скифов было подорвано. Активное вытеснение скифов из Северного Причерноморья началось в III в. до н.э., когда на исторической арене сформировался новый мощный племенной союз сарматов.

Потеряв под давлением сарматов обширные степные пространства в Северном Причерноморье, сконцентрировавшись на Нижнем Днепре и в Крыму, скифы постепенно превращались в оседлых земледельцев и скотоводов, живущих в постоянных долговременных поселениях. Коренные изменения в экономике привели к существенным новшествам в образе жизни, в материальной культуре, в социальных отношениях и религиозных представлениях, во многом повлияли на политическую историю скифов. Все это дает основание выделить последний, поздний ее этап (III в. до н.э. - III в. н. э.), который принципиально отличается от предшествующих. В Крыму скифы селились в долинах рек, которые брали начало на северных склонах главной гряды Крымских гор и текли на севере впадая в Черное море или Сиваш. Главная гряда служила естественной южной границей распространения позднескифских поселений. На востоке возможности для расселения были ограничены Ак-Монайским перешейком, по которому, вероятно, проходила граница Боспорского царства. Западное побережье Крыма к моменту возникновения позднескифских поселений было колонизировано Херсонесом. С севера Крым естественным образом ограничен Перекопским перешейком. Но, как показывают некоторые события политической истории скифов, четкой границы между ними и другими племенами в степи не существовало.

В 339 г. до н.э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом II. В 331 г. до н.э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско. К концу III в. до н.э. держава скифов значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на реке Салгир (близ Симферополя) возник г. Неаполь скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга.

В результате вышеперечисленных событий к концу III в. до н. э. сформировалось Позднескифское государство.

2. Общественный строй, государственное устройство и политическая история Скифского царства.

Общественный строй и государственное устройство.

В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов. На ранних этапах своей истории царские скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из которых имело свою собственную территорию и находилось под властью своего царя. Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.

Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными». Остальные племена зависели от этой господствующей группы. Эта зависимость выражалась в уплате дани.

Форма зависимости подвластных народов от царских скифов была различной. Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более привилегированном положении, чем этнически чуждые.

С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно её основы были подобны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, сильной власти царя и окружающей его дружины.

Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи имели больше стада, в то же время существовали настолько обедневшие семьи, что не могли обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.

Во главе скифов стояли цари и родовые старейшины, которые также возглавляли воинские подразделения. Власть царей была наследственной и достаточно сильной. Существовало преставление о божественном происхождении царского рода. Цари исполняли также судебные функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью. Ближайшим окружением царя являлась его личная дружина, состоящая из числа лучших воинов.

В определенной степени власть царя ограничивалась институтами родового строя. Высшим законодательным органом было народное собрание – «совет скифов», имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода.

Скифская знать и цари понимали, что имущество скифов в значительной степени зависит от сохранения демократических традиций военно-родовой организации, и стремились сохранить их.

Основную массу скифского населения составляли свободные воины. В мирное время они пасли скот, обрабатывали землю, занимались ремесленным производством или торговлей. Они имели личный скот, различное имущество и даже рабов. В военное время все мужчины становились воинами. Они выступали в поход со своим оружием и снаряжением. Из свободных воинов составлялись отдельные отряды под начальством знати. Любой свободный воин мог стать военачальником, если проявлял личную храбрость и мужество. Тогда он получал земли и у него появлялся свой отряд, воины которого поселялись на его землях. Свободные воины имели много политических прав. В особенно ответственные для государства периоды они собирали «совет скифов».

Отдельную категорию населения составляли жрецы - энареи. Считалось, что богиня Афродита наказала их даром провидения. Они были служителями различных богов, совершали религиозные обряды и жертвоприношения. Кроме того, они занимались врачеванием, предсказанием судьбы, были советниками вождей, к ним обращались за помощью в самых трудных ситуациях.

В хозяйстве кочевников труд рабов использовать очень неудобно. Поэтому у скифов рабов было немного. Всех захваченных в плен рабов скифы обычно продавали в другие страны. Только немногих из них калечили, чтобы те не смогли убежать, и использовали в домашних работах. Среди скифов - земледельцев и ремесленников рабство было распространено гораздо шире. Но и они содержали лишь несколько самых искусных рабов. По истечении определенного срока, раба могли выпустить на волю, либо сделать его членом семьи и оставить жить в качестве свободного человека. Скифы, совершившие тяжкие преступления, проявившие трусость и предательство, либо просто прогневившие царя, также могли стать рабами. Таких рабов не оставляли в Скифии, а обычно сразу продавали. Рабов - скифов охотно покупали греки, пополнявшие ими свои армии, так как все скифы считались отличными стрелками из лука.

Нельзя не упомянуть о дружбе. Клятва о дружбе среди скифов скреплялась кровью. Для этого в чашу наливали вино. Воины, клянущиеся друг другу в дружбе, надрезали кожу на руке и проливали несколько капель в эту чашу. Затем они по очереди пили из нее. На такую церемонию приглашались обычно самые уважаемые соплеменники. Они являлись свидетелями и также пили из чаши. Клятва, скрепленная кровью, считалась священной. Таким образом, друзья становились кровными родственниками. Это обязывало их помогать друг другу, не бросать в беде и сражаться друг за друга в бою. Поскольку скифы практически все время проводили в войне, клятва о дружбе играла очень большую роль в обществе. Кровные друзья, сражаясь бок о бок в бою, не могли предать или бежать с поля боя. Кровная дружба была одним из важных факторов непобедимости скифов.

Политическая история Скифского царства.

В то время, когда скифы обосновались в предгорном Крыму, западное побережье полуострова принадлежало Херсонесу. Уже в III в. до н.э. скифы повели активное наступление на поселения херсонесской хоры, и тем самым начали серию скифо-херсонесских войн, растянувшихся до конца II в. до н.э. Притязания скифов не ограничились только Херсонесом. Во II в. до н.э. на короткое время им подчинилась Ольвия. Об обстоятельствах подчинения этого полиса и о формах его зависимости почти ничего не известно. Но говорить о том, что Ольвия во II в. до н.э. входила в состав позднескифского государства можно достаточно уверенно. Лучшим доказательством этого факта служат находки монет, которые чеканились в Ольвии от имени скифского царя Скилура. Таким образом, можно утверждать, что в III-II вв. до н.э. скифы играли чрезвычайно активную роль в экономической и политической жизни Северного Причерноморья. При этом, решая со своими соседями спорные вопросы, они нередко выступали с позиции силы и обычно успешно.

Положение коренным образом изменилось в конце II в. до н.э. К этому времени скифы, вероятно, не раз подступали к самим стенам Херсонеса. Во всяком случае, ими были разрушены и преданы огню многие укрепленные усадьбы, принадлежавшие гражданам этого полиса и расположенные в ближайших его окрестностях - на Гераклейском полуострове. Херсонеситы, чувствуя свое бессилие перед варварским нашествием, обратились за помощью к царю Понта Митридату VI Евпатору. Он прислал на помощь Херсонесу воинов во главе со своим лучшим полководцем Диофантом. Далее события развивались стремительно. Сын Скилура Палак неожиданно напал на понтийское войско, но был обращен в бегство. После этого Диофант отправился на Боспор. После возвращения оттуда усилил свой отряд за счет херсонеситов и совершил поход в глубь Скифии, завоевав царские крепости Хабеи и Неаполь. Очевидно, решив, что дело сделано, Диофант вернулся в Понт. Однако скифы в кратчайший срок захватили утраченные земли, что вынудило знаменитого полководца вновь прибыть в Крым. Он попытался еще раз подчинить царские крепости, но поначалу это ему не удалось. Тогда Диофант двинулся в Северо-западный Крым, владел Керкинитидой, некоторыми другими укреплениями и приступил к осаде Калос Лимена. В это время Палак, собрав большое войско, усиленное за счет союзного скифам сарматского племени роксоланов, еще раз попытался склонить чашу весов на свою сторону. Сражение закончилось разгромом скифов. Диофант вновь двинулся к Хабеям и Неаполю но осталось неизвестным, захватил ли он их на этот раз. Казалось, Крымской Скифии был нанесен смертельный удар. Диофант отправился на Боспор и там участвовал в акте большого политического значения: боспорский царь Перисад отрекся от престола в пользу царя Понта Митридата VI Евпатора. Вероятно, именно это событие повлекло восстание скифов, живших на Боспоре. Они убили Перисада и то же самое сделали бы с Диофантом, если бы он не бежал на корабле, присланном за ним херсонеситами. Неблагоприятный ход событий не сломил упорства Митридата VI Евпатора. Через год он вновь отправляет в Крым Диофанта, который разгромил восставших, пленил их предводителя Савмака и таким образом вернул Боспор в состав державы Митридата VI Евпатора. Вероятно, позднескифское царство, в отличие от Боспора, не было присоединено к Понту, но оказалось в зависимости от него.

Неудачные войны с Римом привели к утрате надежд Митридата. В конце, концов взбунтовались даже верные ему прежде войска, а возглавил это восстание его собственный сын Фарнак. Грозный царь скрылся во дворце на акрополе Пантикапея и приказал начальнику стражи заколоть себя. Произошло это в 63 г. до н. э. Понтийское царство распалось. Скифы, естественно, оказались свободны от союза с ним.

После распада Понтийской державы скифы почти исчезли из поля зрения древних авторов. Они, видимо, временно отказались от притязаний на Херсонес, но сохраняли за собой почти всю хору этого полиса, кроме Гераклейского полуострова. Они продолжают жить на местах бывших греческих поселений, причем весьма насыщенной жизнью, о чем свидетельствуют мощные культурные слои. Продолжают, причем без всякого перерыва, функционировать старые населенные пункты в центральном и юго-западном Крыму (Неаполь, Кермен-Кыр, Булганак, Усть-Альма и др.). Возникают новые поселения, причем одно из них - Альма-Кермен в долине реки Альмы у с. Заветного - очевидно, сразу после Диофантовых войн. Со многими поселениями связаны обширные некрополи, насчитывающие сотни погребений. Все это позволяет предположить, что поражение от войск Диофанта не слишком ослабило скифов. Известно, например, что почти сразу после гибели Митридата скифы приняли участие в междоусобной войне за Боспорский престол. Вероятно, неспокойные западные соседи вынудили боспорских царей выстроить на рубеже с ними в середине I в. до н.э. мощную крепость Илурат (на Керченском полуострове, близ современного села Ивановка), видимо вовремя, т.к. в конце I - начале II в. н.э., цари Боспора - сначала Савромат I, а затем Котис II- в специальных надписях отмечались за победу над скифами. В I в. н.э. скифы были настолько сильны, что могли вести военные действия на два фронта: и против Боспора, и против Херсонеса. Они прочно удерживали в своих руках бывшую хору Херсонеса - Северо-западный Крым. Недаром автор древнего описания Черноморского побережья Арриан называет скифскими Керкинитиду и Калос Лимен. Его сведения со всей очевидностью подтверждаются данными археологии: на поселениях, расположенных на северо-западе, накопились мощные культурные слои, датируемые I в. до н.э. - I в. н.э. Об этом времени у нас нет таких подробных источников, как об эпохе Митридата, но можно догадываться, что на этот раз Херсонес оказался бессильным перед скифами. Граждане его были вынуждены обратиться за помощью к правителю римской провинции Мезии Тиберию Плавтию Сильвану. Именно он около 63 г. н.э., как сказано в его надгробной надписи, "... отогнал царя скифов от Херсонеса..." и оставил в городе гарнизон, избавив граждан от притязаний соседей.

Ко времени столкновения скифов с римлянами их общество претерпело серьезные изменения, по сравнению, например, с эпохой правления Скилура.

3. Оружие, посуда, культура и искусство скифов.

Воинственный быт отразился в зверином стиле, т.е. в изображениях определенным образом стилизованных сильных и быстрых животных. Подобный звериный стиль содержится в рассказе о дворце царя Скила и Ольвии. Этот дворец был украшен изображениями сфинксов и грифонов. Те и другие фантастические звери известны в разных изображениях звериного стиля, первые, например, на бляшках, последние - на множестве повсеместно распространенных предметов от украшений на конской сбруе до нашивных золотых бляшек на одеждах.

Оружие - важнейшая часть прижизненного обихода и погребального инвентаря скифского аристократа и свободного общинника - война. Но достаточно вспомнить изображения простых войнов и вождей на образцах греческой торевтики, как кульобская или воронежская ваза, и тот час мы увидим остроконечные кожанные башлыки, которые, конечно, играли роль кожанных шлемов, и стеганные, очевидно, кожаные безрукавки, так же исполнявшие роль панцирей. Это не удивительно: почти все исторические народы прошли через применение кожаных шлемов и панцирей, прежде чем освоиться металлическими. Скиф был конным стрелком. Лук и стрела - его главное оружие.

Лук был сделан из дерева и сухожилий. Легенды окружали скифское стрелковое дело. Одни мифы утверждали, что какой - то скиф учил стрелять Геракла, бывшего героем - лучником. В одном из преданий о происхождении скифов, наоборот, Геракл принес в Скифию свой лук и завещал его одному из трех сыновей, рожденных ему от полуженщины - полузмеи, дочери реки Борисфена. Лук достался меньшому из них Скифу. Древнейшие скифские стрелы плоские, часто с шипом на втулке. Стрелы сделаны из бронзы. Они производились в ог­ромном количестве, чему, вероятно, способствовала простота их отливки.

Довольно много общего в костюмах и женском и мужском. Мужской костюм состоял из кожаной безрукавки - панциря, из нее выходили рукава мягкой рубахи, штаны опускались до щиколотки, где они заканчивались над кожаными мягкими полусапожками без каблуков, обтянутые у той же щиколотки ремнем. Женский костюм - это длинное складчатое платье. На голове нередко мягкое покрывало, ниспадающее до поясницы.

Много изготовлялось деревянной посуды. Скифская керамика сделана без помощи гончарного круга. Скифские сосуды плоскодонны и разнообразны по формам. Широкое распространение получили скифские бронзовые котлы высотой до метра, имевшие длинную и тонкую ножку и две вертикальные ручки.

Скифское искусство хорошо известно в основном по предметам из погребений. Для него характерно изображение животных в определённых позах и с пре­увеличенно заметными лапами, глазами, когтями, рогами, ушами и т.п. Копыт­ные изображались с подогнутыми ногами, хищники - свернувшимися в кольцо. В скифском искусстве представлены сильные или быстрые и чуткие животные. Отмечено, что некоторые изображения связаны с определёнными скифскими бо­жествами. Фигуры этих животных как бы охраняли их владельца от беды. Когти, хвосты, и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы; иногда на этих местах помещали полные изображения животных. Такая художе­ственная манера получила название звериного стиля.

Скифская культура имела более широкое распространение, чем область расселения скифов. Влияние скифского быта на соседние племена было огромным. Кроме звериного стиля к соседям проникли формы скифского оружия, некоторые орудия труда и ряд украшений. Но есть и существенные отличия, которые сказываются в форме жилищ и поселений, в форме погребальных сооружений, в погребальных обрядах, в керамике.


4. Погребения.

Наиболее знамениты скифские погребения. Скифы хоронили мёртвых в ямах или в катакомбах, под курганными насыпями. Обряд погребения скифских царей описан Геродотом. Когда царь умирал, его тело в течение сравнительно долгого времени возили по скифским дорогам, и скифы должны были всячески выражать печаль по поводу кончины владыки. Затем тело царя привозили в Герры, клали его в могильную яму вместе с его убитой женой, убитыми слугами, лошадьми и насыпали над ним огромный курган.

В общем скиф представлял себе потустороннюю жизнь как некое повторение действительной. Его обеспечивали настолько, чтобы он оставался тем же, чем был здесь, царем, воином, слугой. Социальные порядки по ту сторону смерти представлялись скифу неизменными, земными. Законы религии блюлись строго. Вероотступничество каралось смертью.

В царских курганах скифов находят золотые сосуды, художественные изделия из золота, дорогое оружие. Большинство этих курганов ограблено ещё в древности.

Древнейшие скифские курганы относятся к VI в. до н.э. К архаическим курганам относится Мельгуновский у Кировограда. В нём был найден железный меч в золотых ножнах, на которых изображены крылатые львы, стреляющие из луков, и крылатые быки с человеческими лицами.

C VI-V вв. до н.э. вещи из скифских курганов отражают связи с греками. Несомненно, что некоторые, причём самые художественные вещи сделаны греками.

Курган Чертомлык расположен у Никополя. Высота его земляной с каменным цоколем насыпи 20 м. Она скрывала глубокую шахту с четырьмя камерами по уг­лам. Через одну из этих камер шёл ход к погребению царя, ограбленному ещё скифами, но от грабителей ускользнула лежавшая в тайнике золотая обкладка футляра для лука, на которой изображены сцены из жизни Ахилла. Погребение наложницы царя не было ограблено. Её скелет с золотыми украшениями лежал на остатках деревянного катафалка. Рядом нашли большой серебряный таз, возле которого стояла серебряная ваза, высотой около 1 м. Она представляла собой со­суд для вина и снабжена внизу кранами в виде львиных и конских голов. На вазе изображены растения и птицы, а выше - скифы, украшающие лошадей. Изобра­жения выполнены в традициях греческого искусства.

Курган Толстая Могила (находится в 10 км от кургана Чертомлык) содержал богатейшее погребение с множеством золотых вещей, несмотря на то что, он тоже был ограблен в древности. Наибольшего внимания заслуживает меч в золотых ножнах и пектораль - шейно-нагрудное украшение.

Самым замечательным из всех произведений ювелирного искусства является пектораль. Она массивна, её вес более 1 кг, диаметр более 30 см. На ней три зоны изображений, разделённые золотыми жгутами. В верхнем (внутреннем) поясе - сцены скифского быта, в центре - двое обнажённых мужчин шьют меховую одежду, растянув за рукава. Справа и слева от них - лошадь с жеребёнком, а на концах композиции - летящие в разные стороны птицы.

Средний ярус представлен растительным орнаментом, выполненным на сплошной пластинке.

Нижний ярус заполнен борьбой животных. Фигуры сделаны каждая особо, а затем они прикреплены на свои места, по мере удаления их от центра композиции они уменьшаются (см. приложение)

По художественности исполнения и по количеству образов пектораль не имеет себе равных.

В скифских курганах наблюдается сильное имущественное расслоение. Встречаются курганы маленькие и огромные, одни погребения без вещей, другие - с огромным количеством золота.

Имущественное равенство здесь настолько сильно, что вывод о бурном процессе классообразования напрашивается сам.

Так перечисленные явления истории Скифии способствовали широкому распространению общих форм материальной культуры и ускоряли развитие общества, еще сохранявшего много первобытных черт. Скифы создали свое искусство. Многое из него вошло в мировую русскую культуру.

5. Скифские городища в Крыму.

Самое первое поселение на крымской земле скифы, по всей вероятности, основали на окраине современного Симферополя. Позднее на этом месте возник город, будущая столица позднескифского государства. Место расположения города максимально упрощало задачу его обороны. С востока он был ограничен обрывами Петровских скал, с севера и запада - крутыми склонами Петровской Балки. С юга естественной защиты не было. Понятно, что именно здесь была возведена мощная оборонительная стена, которая отсекала территорию поселения от плато. Она представляла собой мощное оборонительное сооружение - вероятно, между обрывом и склоном балки. В нижней части, которая должна была противостоять ударам стенобитных машин, стена была сложена из очень крупных известняковых плит, а в верхней, защищавшей оборонявшихся от стрел и камней, пущенных из пращи, - из сырцовых (не обожженных, а только подсушенных на солнце) кирпичей. Оборонительная стена неоднократно перестраивалась, все более утолщаясь. К концу II в. до н.э., когда скифы подвергались большой опасности со стороны внешних врагов, толщина ее стала очень внушительной. Стена была укреплена несколькими башнями. Раскопками открыты въезд в город и остатки деревянных ворот. За воротами находилась, небольшая никогда не застраивавшаяся площадь, покрытая слоем известковой крошки. С противоположной воротам стороны площадь ограничивалась зданием, построенным в чисто греческом стиле. Особый колорит ему придавали портики - закрытые с трех сторон стенами галереи, перекрытие которых поддерживалось рядами колонн, расположенных вдоль фасада. Около этого здания или в нем самом стояли скульптуры и плиты с надписями, обломки которых найдены при раскопках. В районе площади располагалось еще несколько богатых домов. Стены их были сложены из камня, изнутри оштукатурены и, в некоторых случаях, орнаментированы фресковой росписью, крыши покрыты черепицей. Полы чаще всего были глинобитными, но иногда и деревянными, так как под некоторыми домами обнаружены вырубленные в скале подвалы. Таким представляется облик столицы позднескифского государства во II в. до н.э., в той ее, пока еще очень небольшой части, которая открыта раскопками.

Приблизительно одновременно с поселением, руины которого сохранились на окраине современного Симферополя, и несколько позже - на рубеже - III - II веков до н.э. - возникли две другие мощные позднескифские крепости. Одна из них располагалась в 6 км к северу от Симферополя, на окраине села Мирного, на холме, возвышающемся над долиной Салгира. Руины этой крепости получили название Кермен-Кыр. Остатки другого укрепления, т. н. Булганакское городище, находятся в 15 км к западу от Симферополя близ села Пожарского, на холме, ограничивающем с юга долину реки Западный Булганак. Возникает вопрос о древних названиях описанных крепостей. В "Географии" Страбона и в надписях упомянуты четыре позднескифских крепости: Неаполь, Хабеи, Палакий и Напит. Археологически более или менее подробно изучены четыре крупнейших позднескифских городища - Керменчик, Кермен-Кыр, Булганак, и Усть-Альминское, которое, видимо, и имеется в виду у Страбона и в надписях. Но с полной убедительностью отождествить какое-либо из поселений с одним из названий возможности нет. Гипотезы высказаны разные, но ни одному из авторов не удалось найти решающие аргументы. Правда, большинство ученых полагает что столица скифов, располагавшаяся на месте нынешнего Симферополя, называлась Неаполем.

В то время, когда скифы обосновались в предгорном Крыму, западное побережье полуострова принадлежало Херсонесу. Уже в III в. до н.э. скифы повели активное наступление на поселения херсонесской хоры, и тем самым начали серию скифо-херсонесских войн, растянувшихся до конца II в. до н.э. Притязания скифов не ограничились только Херсонесом. Во II в. до н.э. на короткое время им подчинилась Ольвия. Об обстоятельствах подчинения этого полиса и о формах его зависимости почти ничего не известно. Но говорить о том, что Ольвия во II в. до н.э. входила в состав позднескифского государства можно достаточно уверенно. Лучшим доказательством этого факта служат находки монет, которые чеканились в Ольвии от имени скифского царя Скилура. Таким образом, можно утверждать, что в III-II вв. до н.э. скифы играли чрезвычайно активную роль в экономической и политической жизни Северного Причерноморья. При этом, решая со своими соседями спорные вопросы, они нередко, выступали с позиции силы и обычно успешно.


6. Гибель Скифского государства в Крыму.

Ко времени столкновения скифов с римлянами их общество претерпело серьезные изменения, по сравнению, например, с эпохой правления Скилура. И сели о сфере социальных отношений почти нет источников и, строго говоря, нельзя быть уверенным даже в самом существовании позднескифского государства, то об этнических трансформациях наши знания более обширны.

Исследования погребальных обрядов, особенностей материальной культуры, антропологические характеристики показывают, что основу жителей позднескифских поселений и в первые века нашей эры составляли потомки скифов, кочевавших в северо-причерноморских степях в VII-IV вв. до н. э. Однако этот массив впитал в себя значительные компоненты других этносов. Заметную роль сыграли в этом сарматы. Из письменных источников известно об их политических связях с поздними скифами, но этим контакты не ограничивались. Сарматы становились жите­лями позднескифских поселений. Сделаны попытки проследить волны сарматских миграций на территорию позднескифского го­сударства. Захоронения в колодах, посыпание могил мелом или углем, конструкция некоторых погребальных сооружений, особенно подбойных могил, положение умерших со скрещенными в голенях ногами или с руками, сложенными на животе, частич­ная смена ориентации погребенных с широтной на меридиональ­ную и другие признаки позволяют археологически проследить присутствие сарматов. Нельзя не заметить, что к первым векам нашей эры традиционное скифское вооружение целиком смени­лось на сарматское, появились новые элементы костюма, напри­мер, края платьев стали обшивать бусами, как это было у сар­матов. Но изменения в вооружении и одежде, может быть, не стоит связывать с прямым проникновением сарматов в позднескифскую среду: такова была мода, распространившаяся в об­ширных регионах, расположенных к северу от Черного моря. Другое дело религиозные представления. Они фиксировались в перечисленных выше особенностях погребального обряда и могли появиться, вероятно, только вместе с их носителями. Сарматы поселялись среди поздних скифов рассеянно, но кое-где, очевидно, составляли достаточно компактные группы. Одной из таких групп (может быть, осевшему на землю племени) принадлежал могильник Скалистое II, отличавшийся однообразием погребаль­ных сооружений и инвентаря, и могилы. И найденные в них вещи не противоречат предположению о том, что их оставили сарматы.

Пожалуй, труднее выявить следы пребывания среди поздних скифов тавров. Археологически они улавливаются в некоторых конструкциях погребальных сооружений (наиболее ярко в уже упоминавшихся тавельских курганах), в отдельных формах лепных сосудов и очень редко в бронзовых украшениях. Однако в данном случае на помощь приходят письменные источники. В них для обозначения населения Крыма и появляется новый термин - «тавроскифы» или «скифотавры». Это название широко распространяется в первые века нашей эры. Оно употребляется, например, в надписях боспорских царей, которые должны были хорошо знать своих ближайших соседей. Скорее всего, мы имеем дело с процессом слияния двух ранее самостоятельных этносов - тавров и скифов. Судя по тому, что в это время исконный район обитания тавров - Крымские горы - за­пустел, тогда как позднескифские поселения в предгорьях про­должали жить активной жизнью, миграция шла в одном направ­лении: тавры спускались с гор и вливались в состав жителей позднескифских поселений.

Заметное влияние на позднескифскую культуру оказали эллины. Причем не только на материальную (скифы пользовались огромным количеством вещей, купленных у греков, заимствовали многие архитектурные приемы и т. д.), но и духовную. В сто­лице государства устанавливались греческие статуи, живопись развивалась под заметным влиянием греческих, а конкретно бос­порских образцов, надписи высекались на греческом языке (при­чем не только в Неаполе).

Привести подобных примеров можно и больше, но все равно остается неясным, в какой мере эти влияния обусловливались притоком греческих переселенцев в позднескифские поселения, а в какой - иными причинами (приглашением скульпторов и живописцев на временную работу, изучением греческого языка и письменности самими скифами и т. д.). Правда, хорошо известно,

что в Неаполе жили греческие купцы, сначала Посидей, позже Евмен, но это могли быть и единичные случаи. Скифы испытывали влияние и некоторых других народов. При раскопках попа­даются вещи, происхождение которых можно связать с фракий­цами и кельтами. Однако довольно сложно установить, были ли эти предметы делом рук самих фракийцев и кельтов или их из­готовили скифы по чужеземным образцам. Впрочем, количество, а главное, ассортимент изделий таков, что позволяет предполо­жить наличие фракийцев среди поздних скифов. Относительно кельтов строить подобные предположения пока рано.

Таким образом, римлянам пришлось столкнуться в Крыму с довольно сложным по составу населением. Первые подразделения римских войск появились здесь в 40-е гг. I в. н.э., но осно­вательно они укрепились па полуострове в связи с упоминавшим­ся уже, спровоцированном скифами походом Тиберия Плавтия Сильвана. Важнейшей базой римских войск и флота в Крыму стал Херсонес. Но форпосты римлян находились и за пределами этого города.

В частности, на Южном берегу была выстроена крепость Харакс. Стремясь установить контроль над внутренними районами полуострова, одно из подразделений XI Клавдиева легиона заняло скифское поселение Альма-кермен. Бывшие его жители были выселены за пределы оборонительных стен и обосновались в ближайших окрестностях. На Альма-кермене римляне устраивали свою жизнь весьма основательно. Они возводили капитальные дома и даже организовали редкое для Крыма и совершенно не известное поздним скифам производство стеклян­ных изделий. Римские легионы проникали и в другие районы Крыма. Об этом свидетельствует, например, монетный клад, за­копанный на пересыпи Сакского озера. Но иные, кроме Альма-кермена, места долговременного пребывания римлян на тер­ритории, занятой поздними скифами, не известны. Взаимоотно­шения между римлянами и поздними скифами иногда приобре­тали характер вооруженных конфликтов. Об этом можно догадаться, обратившись к надписям на некоторых надгробиях, найденных в Херсонесе. В одной из эпитафий речь идет о враче-вольноотпущеннике, убитом таврами. На других надгробиях не сказано столь прямо о виновниках смерти римских солдат, но вероятно, некоторые из них погибли в стычках с местными пле­менами. В 40-е гг. I в. н. э. варвары уничтожили несколько судов с римскими легионами, которые, как сообщает Тацит, «были от­несены к берегам тавров».

В то время, когда римляне еще очень прочно удерживались в Крыму, позднескифское государство пережило какую-то крупную катастрофу. Произошло это приблизительно на рубеже I-II вв. н.э. Практически весь северо-западный Крым опустел. Сохранилось только поселение Тарпанчи, но и оно, утратив оборонительные сооружения, превратилось, таким образом, в неук­репленное селище. Замирает жизнь на Булгавакском поселении в центральном Крыму. При этом не зафиксировано никаких сле­дов единовременных разрушений или пожаров, которые сопро­вождают обычно военные действия. Создается впечатление, что люди организованно и обдуманно покинули обжитые места. Но для этого у них должны были быть веские основания. Вспоми­нается, что в конце I - начале II вв. н.э. в Северном Причер­номорье происходят какие-то события, сопровождаемые актив­ными военными действиями. Поздние скифы жившие на Ниж­нем Днепре, покидают все, кроме одного, из исследованных до настоящего времени поселений. Судя но эпиграфическим доку­ментам, тяжелые времена в борьбе с варварами переживает Ольвия. Горят и разрушаются многие населенные пункты на азиатской стороне Боспора и Михайловское в европейской его части.

Если предположить, что все описанные выше изменении произошли вследствие одного исторического события, а не различных, но практически одновременных, то таковым могло явиться какое-то крупное передвижение сарматских племен. Это предположение не находит надежного подтверждения в источниках, но, известно, что в указанное время сарматы представляли собой в Северном Причерноморье единственную политическую силу, способную действовать на огромных территориях от кавказского побережья Черного моря на востоке до Приднепровья на западе.

Во II-III вв. н.э. в предгорном Крыму возникает довольно любопытная группа поселений, состоящих из маленьких укрепленных убежищ, лишенных культурного слоя и расположенных вблизи обширных селищ. Вероятно, люди не жили в убежи­щах постоянно, а собирались туда из неукрепленных поселков в случае военной опасности. Возможно, возникновение таких комплексов в предгорьях объясняется притоком в эти места на­селения, оставившего северо-западный Крым.

Удивительно, что, несмотря на эти события, при римском императоре Антонине Пие (138-161 гг. н.э.) тавроскифы напали на Ольвию. Опасность для ольвиополитов была настолько серь­езной, что они вынуждены были запросить о помощи императора. Римляне совместно с ольвийским ополчением нанесли варварам поражение, причем был заключен выгодный для Ольвии договор, для гарантии исполнения которого тавроскифы видали своих заложников.

Проявляя активность на западе, на востоке скифы испыты­вали давление со стороны Боспора. 193 г. н.э. датируется най­денная в Танаисе надпись, в сохранившейся части которой чи­таем: «…завоевав сираков и скифов и Таврику присоединив по договору...». Вероятно, при царе Савромате II, ко времени правления которого относится эта надпись, Боспору удалось нанести скифам серьезное поражение. Во всяком случае, такая формули­ровка ранее не встречалась. Другой боспорский царь Рескупорид III (210/211-226/227 гг. н.э.) назван уже царем «всего Боспора и тавроскифов». Возможно, Рескупорид III предпринимал по­ходы в глубь Скифии. Дело в том, что за все время раскопок позднескифских памятников найдено только три монетных клада (в Неаполе и неподалеку от него в Чокурче и Беэли), которые были закопаны во время правления Рескупорида III - в конце первой четверти III в. н.э. Заметим также что имя Рескупори­да III упомянуто в надписи, найденной намного западнее тради­ционных боспорских границ, в г. Старый Крым. Правда, не исключена возможность того, что надпись попала в Старый Крым случайно в недавнее время.

Раскопки поселений в центральном и юго-западном Крыму показывают, что весьма интенсивная жизнь на них продолжалась и позднее описанных выше событий. Позднескифские поселения и связанные с ними могильники перестали функционировать практически одновременно в середине Ш в. Из письменных источников известно, что в это время в Крыму появляется племен­ной союз, возглавляемый германскими племенами готов. Воин­ственность готов описана многими древними историками. Поэтому есть все основания полагать, что именно этими племенами были уничтожены позднескифские поселения.

Следы готского разгрома прослежены археологически. Например, в слоях, образовавшихся в связи с разрушением Неаполя, обнаружено несколько десятков костяков и отдельных черепов, захороненных без соблюдения обычных норм погребального об­ряда. В одной из ям найдено 42 травмированных черепа. Сейчас трудно решить защитникам города или его захватчикам принад­лежат эти останки. Но, несмотря на трудности, связанные с да­тировкой этих погребений, можно предположить, что они были совершены сразу после окончательной гибели Неаполя. Уточнить время проникновения готов на территорию поздних скифов по­зволяет клад из серебряных римских монет антонинианов, най­денный в долине Качи. Обстоятельства находки не вполне ясны, но можно согласиться с авторами публикации о ней, которые полагают, что клад принадлежал одному из готских воинов. Самая поздняя монета клада датируется 251 г. н.э. Вероятно, клад был спрятан чуть позже этого времени. Готский разгром скифы пережить не смогли, лишь кое-где, очевидно, в самых глухих уголках, продолжала теплиться жизнь. Только на одном городище - Тас-тепе в долине Качи - обнаружены достоверные материалы IV в. Гибель этого, но не исключено, что и неко­торых других поселений, можно связать, конечно, лишь гипоте­тически, с нашествием гуннов, появившихся в Крыму в 70-х гг. IV в. н.э.

Заключение.

Таков финал скифской истории. Часть жителей позднескифских поселений, видимо, вошла в состав готских племен, другая часть оказалась среди гуннов, третья отступила в горы и стала одним из компонентов складывающейся здесь средневековой крымской народности. Во всяком случае, скифы утратили свою территорию, общность материальной и духовной культуры и, таким образом, перестали существовать как единый народ. Веро­ятно, некоторые позднескифские черты обогатили культуру ас­симилировавших их племен. Отчасти это прослежено археологи­чески на примере таких могильников, как Чернореченский, Иикерманский, Совхоз № 10 близ Севастополя, Озерное III в юго-западном и Нейзац в центральном Крыму, но довольно скоро последние реминисценции скифской культуры «размываются» под мощным воздействием различных населяющих Крым этносов. За пределами Крыма все скифское было утрачено еще раньше. По­этому ни один из современных народов не может претендовать на то, чтобы называться прямым потомком скифов.

Правда, само имя скифов еще долго фигурирует в различных источниках. Недостаточно осведомленные авторы называли так появлявшихся на черноморских берегах готов, гуннов, хазар, славян. Да и все Северное Причерноморье нередко по-прежнему именовалось Скифией. Но это не более, чем отзвук былой славы знаменитых скифов.

Каждый народ проходит свой отрезок пути, который называется историей человечества. Путь скифов не был короток, око­ло тысячи лет отмерила им история. Долгое время они представ­ляли собой господствующую политическую силу на обширных степных пространствах между Доном и Дунаем. Поэтому история юга нашей страны не может быть исследована вне контекста истории скифов. Недаром ее реконструкцией занимается уже да­леко не первое поколение исследователей. Но, думается, не только сознание важности взятой на себя миссии заставляет уче­ных часами не подниматься из-за письменных столов и лишаться привычного комфорта, работая в экспедициях. Огромный, не подвластный усилиям воли, интерес движет ими. Интерес к прош­лому совершенно естественным образом присущ каждому чело­веку.


Список литературы.

1. Алтабаева Е.Б., Коваленко В.В. На черноморском перекрестке. Крым с древнейших времен до конца XVIII века. – Симферополь, 1997.

2. Высотская Т. Н. Скифские городища. – Симферополь, 1989.

3. Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь, 1996.

4. Ольховский В.С., Храпунов И.Н. Крымская Скифия. – Симферополь, 1990.

5. Подгородецкий П.Д. Северо-западный Крым. – Симферополь, 1979.

6. Популярная энциклопедия. Неславянская Россия. Раздел Скифы. http://www.sib.net/n_russia/1_vol/

Одной из интереснейших страниц истории Крыма является господство скифов над большей частью его территории.

Легенды о зарождении Скифского государства

Скифы пришли в степи Северного Причерноморья в VIII-VII вв. до н. э. Среди них выделялось несколько племён, причём их отношения были иерархическими. Территория самого старшего племени, согласно Геродоту, включала в себя северную, равнинную часть Крыма. Также его «царские», как назвал их Геродот, владения включали Северную Таврию и Северное Приазовье на восток до Дона. То было, по словам «отца истории», «самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными».

В Крыму «царские владения» скифов простирались на юг до земель, которые контролировала греческая колония Херсонес, а на восток до перешейка, отделяющего Керченский полуостров от большей части Крымского. На самом Керченском полуострове уже действовала власть греческого Боспорского царства.

О происхождении царской власти у самих скифов бытовала легенда, в которой мы без труда узнаём мотив позднейших русских сказок. Некогда скифами правил царь Таргитай, имевший полубожественное происхождение. У него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Ксай - иранское слово, обозначающее высшую власть. От него, как считают некоторые учёные, и происходит русское «царь».

Когда Таргитаю пришла пора умирать, встал вопрос о наследовании власти. Тут, по мифу, с неба упали четыре золотых предмета: чаша, секира, плуг и ярмо. Когда старший из царевичей подошёл, чтобы взять эти золотые вещи, то они запылали. То же самое произошло, когда к ним подошёл средний брат. И только младший сумел их взять. Братья увидели в этом знак небес и согласились отдать царство младшему брату.

Впоследствии, согласно Геродоту, Колаксай разделил Скифское царство между тремя своими сыновьями. Конечно, эти мифы не отражают реального развития общественных институтов у скифов в тот период. Скифы были ещё кочевниками, жили родо-племенным строем, государственность и публичная власть находились у них в зачаточном состоянии.

Возникновение Скифского царства в Крыму. Неаполь Скифский

На рубеже IV и III вв. до н. э. в «царских владениях» скифов начинает складываться раннее государство. Как свидетельствуют данные археологии, это сопровождалось оседанием скифов на землю, отходом их от кочевого быта, переходом к земледелию. Надо думать, что работали на земле первоначально рабы из чужеземцев и лишь постепенно к ним присоединялись беднеющие рядовые скифы. Как во всех обществах такого переходного типа, сохранение кочевого быта вместо «ковыряния в земле» ещё долго служило главным атрибутом свободного человека.

В начале III века до н. э. в земли скифов вторглись пришедшие из-за Дона племена сарматов. Они вытеснили скифов с большей части их территории в Северном Причерноморье. Это способствовало консолидации скифов в их древних «царских владениях». Одновременно скифы заимствуют у греков обычай строительства крепостей и городской образ жизни. Возникает столица Скифского царства - Неаполь (Новый город) Скифский, как называли его греки (название заставляет предполагать, что был и Старый город, но мы ничего про него не знаем). Ныне его остатки можно видеть на городище Керменчик под Симферополем.

Неаполь Скифский просуществовал не меньше шести веков. Среди его жителей, судя по раскопкам, постепенно появляются жители разных народов: греки, сарматы, роксоланы и т. д. Погребения обнаруживают сильные социальные различия. Знать хоронила умерших в богатых могилах, вырубленных в скале, или в мавзолее у стен города. Средние слои имели своё городское кладбище, а умерших бедняков зарывали за чертой города. Как видим, скифы оставили далеко позади свой древний обычай кремации и возведения высоких курганов. Поэтому мы пока даже не можем точно сказать, какие погребения в Неаполе Скифском принадлежат именно царям.

Важнейшие события

Впрочем, мы вообще почти ничего не знаем о внутреннем устройстве Скифского царства в Крыму кроме того, что оно было, по-видимому, монархическим. На это указывают буквально всего одно-два события, из которых только и известны имена скифских царей.

Под натиском сарматов Скифское царство было вынуждено расширять свои владения в Крыму. В первую очередь - за счёт Херсонеса, который владел обширными землями в западной части Крыма и окружал их стеной. История Скифского царства III-II вв. до н. э. - история его непрекращающихся войн с Херсонесом, в которых перевес в целом склонялся на сторону скифов. Их владения увеличивались, владения греков сокращались. В самом конце II века скифы подступили уже непосредственно к городу. Могущество крымских скифов простёрлось в то время настолько, что греческая колония Ольвия в устье Южного Буга сделалась их протекторатом.

В этих условиях херсонесцы обратились за помощью к царю Понта (которому тогда принадлежало и соседнее Боспорское царство) Митридату VI Евпатору. В 110-107 гг. до н. э. его полководец Диофант разбил скифов и взял их столицу Неаполь. Херсонесу были возвращены прежние владения в Западном Крыму. Царь скифов Скилур и его старший сын Палак пали в бою, прочие его сыновья были лишены власти, Скифия была оккупирована и лишена независимости.

Но тут вмешались римляне. Под их дипломатическим нажимом понтийцы вернули власть наследникам Скилура. В дальнейшем, в ходе войн с Римом, Понтийское царство было разрушено, и Скифия обрела независимость. Правда, неполную, так как она отныне и на много веков была ограничена верховным суверенитетом Рима. В таком состоянии Скифское царство безбедно просуществовало ещё целых четыре столетия, пока в конце IV века н. э. не пало (вместе с соседним Боспорским царством) под ударами готов и аланов.