Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Некрасовцы и кубанцы какая разница. Некрасовцы

Введение

Некрамсовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) - потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

Переселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань - территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500-600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова.

Казаки – некрасовцы

Заселение Кубани русскими поселенцами имеет длительную историю. Первоначально сюда, как и на Дон, бежали крепостные крестьяне от помещичьего гнета и самоуправства.

Вторая волна заселения связана со старообрядцами, не согласившимся с религиозными нововведениями патриарха Никона. Сторонники старообрядчества были прокляты на церковном соборе 1666-1667 гг. и были преданы суду «градских властей». В конце 17 века старообрядчество распалось на два основных направления: поповцев и беспоповцев, которые в свою очередь распались на несколько толков и согласий. Только в 1971 году на поместном соборе Русской православной церкви была снята анафема на старообрядцев.

Преследуемые правительством они бежали на юг. В 1687-1689 гг. донские старообрядцы, терпят поражение, их предводители выданы Москве, а городки сожжены.В 1688 г. две большие группы старообрядцев покинули Дон, одна из которых во главе с Петром Мурзенко ушла на Кубань. Мурзенко обратился к крымскому хану с просьбой на поселение. Мурзенко было указано устье Лабы, как место для проживания.

Третья волна заселения связана с восстанием К. Булавина и некрасовцами. После поражения восстания (1707-1709 гг.). сподвижник Булавина Игнат Некрасов в 1708 г. увел 3 тысячи казаков вместе с семьями на Кубань (по оценке кубанского историка Д. Сень - несколько сот). Они осели на р. Лабе, и их место жительства получило позднее название станицы Некрасовской. Некрасов несколько раз посылал свои отряды на Дон, Волгу, Харьковскую губернию для расправы с помещиками и воеводами. На обратном пути они приводили с собой желающих поселиться на Кубани. Некрасовцы были объявлены вне закона и в конечном итоге эмигрировали в Турцию. Часть из них нашла укрытие на землях адыгов. В 1711 г. Был определен правовой статус пребывания некрасовцев на Кубани. По Прутскому мирному договору они признавались подданными крымского хана, а Россия обязывалась более не добиваться их выдачи.

Большую работу по изучению этого уникального для Кубани явления проделал историк Кубанского госуниверситета Д. Сень.

В течение ХХ века они несколько раз возвращались большими группами на родину: в 1911, это были в основном казаки, спасавшиеся от призыва в турецкую армию, 1947, 1962 гг.

3.2 Кубань во внешней политике России.

Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг.

Екатерина 11, продолжая линию Петра 1, настойчиво продвигала рубежи России на юг. В 1768 г. в связи с этим Турция объявила войну России. Война была начата Турцией при поддержке Франции и Австрии, после отказа России вывести войска из Польши.

Императрица приняла решение вести войну на три фронта: на западе (Дунай); на юге – Крым и на Кавказе. Во время третьей в этом столетии войны с Турцией было убито и ранено 45 тысяч человек (из них число убитых- 15 тысяч человек).

России удалось нанести серьезные поражения сухопутным армиям Турции у Рябой Могилы при рр. Ларга и Кагул 1770.. Последняя запросила мира. На переговорах, помимо территориальных приращений Россия потребовала свободу прохода через проливы Босфор и Дарданеллы, но Турция отказалась удовлетворить эти требования, прикрывшись покровительством Англии. Россия прервала переговоры и объявила войну Турции.

В трех сражениях армия А.Суворова разгромила турецкие войска и Турция вновь запросила мира. 10 июля в д. Кючук-Кайнарджи подписывается мир, по которому граница устанавливалась по р. Ея.

Итоги переговоров:

· Турция признавала за Россией Керчь, Кабарду, земли между Бугом, Днепром, Доном и Еей;

· Россия получала свободу прохода через проливы Босфор и Дарданеллы;

· Крым получал независимость от Турции;

· Признавалось покровительство России над Молдавией и Валахией;

· Турция уплачивала контрибуцию в размере 4,5 млн. рублей.

С целью укрепления южных рубежей еще в 1776 г. утвержден план строительства Азово-Моздокской линии. Однако ее сооружение шло очень медленно. 14 ноября 1777 г. командиром Кубанского корпуса назначается А.В. Суворов, преложивший верховному командованию перенести строительство западной части линии на Кубань. план Суворова был утвержден. Строительство шло успешно, что вызвало ярость Турции, раздираемой внутренней борьбой. Екатерина воспользовалась этим и 8 апреля 1783 опубликовала указ «Манифест о присоединении Крыма, Кубани и Тамани к России».

Это присоединение имело существенное значение для России, получившей выход к Черному и Азовскому морям и покончившей с набегами крымских татар.

3.3 Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

Присоединение Правобережной Кубани к Российской империи

Турция при поддержке Англии задалась любой ценой вернуть потерянные территории под свое управление. Вспыхнула русско-турецкая война 1787-1791 гг. Для четвертой в этом столетии турецкой войны число убитых и раненых составило 55 тысяч человек.

Русские войска под командованием А. Суворова нанесли сокрушительные удары на суше (капитулировали крепости Аккерман и Бендеры), а флот, во главе с адмиралом Ф. Ушаковым одержал ряд побед на море.

Попытка султана превзойти русские войска численностью также не дали результата. Русское командование нанесло удар по главной базе Турции на Черном море – Анапе. Одновременно пала и крепость Суджук-Кале (будущий Новороссийск), а русский флот под командованием Ф. Ушакова разгромил турецкий у мыса Килиакрия, вызвав панику в Константинополе. Турция вновь запросила мира. Однако ей под давлением на Россию Англии удалось смягчить условия мира. По Ясскому договору 1791 г. Молдавия и Валахия, занятые русскими войсками возвращались Турции, а последняя теряла крепость Очаков. Было подтверждено присоединение к России Крыма и Кубани. Турция приняла на себя обязательство не нападать на кубанские земли и Грузию, а также удерживать от этого народы Левобережной Кубани.

Россия прочно закрепила за собой Правобережную Кубань, но только с помощью войск. Здесь нужны были постоянные носители интересов России. Выход был найден. За подвиги, проявленные в войне Кубанское (1792) и Донское (1795) казачьи войска награждены простыми войсковыми знаменами. Чины Донского, Черноморского и Уральского казачьих войск были сравнены с армейскими и получили соответствующие им оклады жалования.

30 июня 1792 г. Екатерина даровала кубанские земли Черноморскому казачьему войску. Уже в августе 1792 первыми на гребных судах прибыли и высадились казаки во главе с полковником Саввой Белым, а в сентябре кошевой атаман Захарий Чепега выступил в поход на Кубань вместе с правительством. На зимовку отряд остановился в Ханском (будущий Ейск), а весной 1793 г. достиг р. Кубань.

В том же году прибыла и третья партия из 5000 казаков во главе с войсковым судьей Антоном Головатым.

Началось заселение и освоение Кубани казачеством.


3.4. Заселение и хозяйственное освоение Кубани казачеством

17 тысяч бывших запорожских казаков, переселившихся в первые годы, взялись за укрепление кордонной линии и строительство куреней. В 1793 началось строительство военной крепости в Карасунском куте (будущий Екатеринодар). На собранном в Екатеринодаре собрании сельских атаманов путем жеребьевки были определены места 40 куреней, 38 из которых носили прежние запорожские названия: Батуринский, Брюховецкий, Васюринский и др.

План
Введение
1 Переселение на Кубань
2 На Дунае и в Малой Азии
3 Возвращение в Россию

Список литературы Введение Некра́совцы (некрасовские казаки , казаки-некрасовцы , игнат-казаки ) - потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната Некрасова . Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

1. Переселение на Кубань После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань - территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500-600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова. Не имея возможности противостоять российским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае. 2. На Дунае и в Малой Азии В период 1740-1778 гг., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в районе Добруджа в плавнях по соседству с липованами, которые и теперь живут в современной Румынии. На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. . После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений.После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась дальше на юг, разделившись на две группы. Одна из них осела на побережье Эгейского моря, в Эносе в восточной Фракии, другая - в азиатской Турции на озере Майнос (Маньяс, совр. название - озеро Куш), в 25 км от портового города Бандырма. К началу XIX века образовались две группы некрасовцев - дунайская и майносская.Некоторая часть некрасовцев дунайской ветви, оставшаяся верной «заветам Игната», пополнила впоследствии поселения некрасовцев на Майносе, а оставшиеся в Добрудже, были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в их среде и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Некрасовцы с Майноса их называли «дунаки» или «хохлы» и за своих не признавали.Из Эноса некрасовцы в 1828 году переселились на Майнос и полностью влились в майноскую общину.К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х г. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшехирском озере). Их судьба оказалась трагичной - в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом община казаков-некрасовцев живущих по «заветам» осталась только на Майносе и малая часть на Маде. В 60-х годах XIX века начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии к привели к невозможности проживания общины на территории Турции. 3. Возвращение в Россию В начале XX века завершлися религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз. Майнос в пользу мухаджиров), окончательна была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната». К 1911 году в поселениях на Майносе и Маде оставалось менее 1000 казаков-некрасовцев. В письме Кавказского наместника Н. А. Бугрову от 26 октября 1910 г. говорилось о 175 семьях с. Эски-Казаклар, с общим количеством в 729 человек обоего пола. В 1911 г. в ходе обследования некрасовского поселения оказалось, «что большая половина их желает переселиться в Россию, а именно 418 человек, из которых 202 мужескаго пола и 216 женскаго пола».Незначительное количество некрасовцев - «молодых людей, предназначенных турками ко отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г. с целью избежать службу в армии Турции, что было самой первой неофициальной волной переселенцев. Несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей, началась их реэмиграция в Россию. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию.Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной. На забронированные в Грузии ещё с 1911 г. земельные участки для группы возвращенцев из 45 семей в 1912 г. из с. Майнос выехало всего 35 семей.Всего за 1912-1913 гг., выехало 70-80 семей. Основав два селения Успенское и Воскресенское, казаки прожили там всего несколько лет, а после провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.), они все были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую, а весной 1919 года Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев (в возрасте от 1 до 71 года) в состав кубанского казачества и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы где к уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один - Новонекрасовский.Около 170-200 семей оставалось в Турции.В 1925 г. последние три семьи с Мады приехали в Советский Союз и поселились в Ново-Некрасовском хуторе. В 1927 г. 170 семей некрасовцев деревни Майноз в количестве 507 душ, несмотря на разрешения так и не приехали в СССР.Исследования Александры Москетти-Соколовой в работе «Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован» и новые архивные документы рассмотренные в монографии кандидата исторических наук Д. В. Сень - «„Войско Кубанское Игнатово Кавказское“: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г.-конец 1920-х гг.)», дают полное основание полагать, что какого либо массового переселения некрасовцев после 1914 г. до 1962 г. не было. Казачий словарь справочник(составители А. И. Скрылов, Г. В. Губарев.), изданный в 1970 г. в США и изданная на его основе в 2007 г. «Энциклопедия казачества» (Москва, издательство «Вече»), называют число некрасовцев вернувшихся на родину до 1958 г. в 7200 человек, очевидно ошибочно принимая за некрасовцев староверов липован («дунаков»), в том числе более 2 тысяч семей прибывших в 1947 году из Румынии в Советский Союз и поселившихся в Ейском районе.22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 - Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек.Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 душ обоего пола, из них чуть более 1200 майносцев.В 1963 году несколько десятков некрасовцев и «дунаки», общим числом в 224 человека, отказавшиеся выезжать в Советский Союз, были приняты в США.В Турции осталась только одна семья.

Список литературы:

    Добруджа в ЭСБЕ на сервере Gatchina3000.ru Энциклопедия казачества. Москва «Вече», 2007, стр. 275

В 1707 году на Дону вспыхнуло знаменитое восстание под предводительством Кондратия Булавина - сотника бахмутской казачьей сотни, позже ставшего войсковым атаманом. Причиной восстания стали жестокости, творимые царской экспедицией под руководством князя Юрия Долгорукова, прибывшего на Дон по поручению Петра I для розыска и возвращения беглых крепостных крестьян. Уже в октябре 1707 года против царского порученца выступил Кондратий Булавин со своей сотней, к которому присоединились беглецы: крестьяне и беднейшая часть казачества. Так началось знаменитое Булавинское восстание.

Одним из ближайших соратников Кондратия Булавина стал 47-летний казак станицы Голубинской Игнат Некрасов. Однако весной 1708 г. на подавление Булавинского восстания были направлены значительные воинские силы, включая не только армейские части, но и запорожских казаков и калмыков. 7 июля 1708 г. Кондратий Булавин погиб при странных обстоятельствах. Терпя поражения от царских войск, оставшиеся силы булавинцев под командованием Игната Некрасова предприняли отступление и отошли в пределы Крымского ханства. Первоначально Некрасов и его последователи, названные некрасовцами, обосновались на Кубани - на правом берегу реки Лабы, в 7 км к юго-востоку от современного Усть-Лабинска. Здесь возникло укрепленное поселение, названное Некрасовским городищем, а позже - станицей Некрасовской.

В то время земли Кубани находились еще под властью Крымского ханства, поэтому Игнату Некрасову пришлось получать разрешение от крымского хана на создание здесь своего поселения. Кстати, хан, заинтересованный в союзниках в борьбе против России, свое «добро» некрасовцам, разумеется, дал. На кубанской земле появилось внутренне автономное образование - казачья вольная республика некрасовцев. некрасовской республики, к сожалению, изучена довольно поверхностно. Между тем, сам феномен уникальной казачьей вольницы под патронажем крымских ханов удивителен. Жизнь в некрасовской республике строилась по «Заветам Игната». Письменные образцы этого документа были утеряны еще в XVIII веке, а может и не существовали вообще, поэтому «Заветы» передавались устно, от старших к младшим, из поколения в поколение. Основой «Заветов Игната» было своеобразно толкуемое православие старого обряда. Никонианство и никонианское духовенство «Заветами» отвергались, некрасовцы придерживались исключительно старообрядческой традиции. При этом, в отличие от других старообрядческих общин, в некрасовской республике казачий Круг был поставлен выше духовенства.

Если верить некрасовской традиции, «Заветы Игната» были составлены самим атаманом Некрасовым. Как бы там ни было, но они представляют собой очень интересный памятник альтернативного законотворчества. Многие историки до сих пор не могут прийти к выводу о том, что же легло в основы «Заветов Игната» - только ли старообрядство и традиции казачьего уклада и самоуправления, или же имело место и влияние того же ислама, исповедуемого турками и крымскими татарами - ведь «Заветы» слишком регламентировали не только особенности управления в казачьей общине, но и частную повседневную жизнь ее членов.

Устои в некрасовской общине были жесткими, но справедливыми. Морально-нравственные и поведенческие установки определялись не только религией, но и своеобразными представлениями некрасовцев о социальной справедливости. Здесь следует отметить, что костяк некрасовцев формировался не только из казаков, но и из беглых крестьян, спасавшихся на Дону от крепостного гнета. В основу некрасовского общежития ложились как принципы донского казачьего самоуправления, так и бунтарские установки булавинцев, не желавших более подчиняться какому-либо государственному угнетению.

Главным органом управления, решавшим все судебные и административные вопросы в поселении некрасовцев, признавался Круг. Именно он обладал правом принятия всех важнейших решений относительно и общины в целом, и каждого конкретного ее члена. Нравы в некрасовской общине были очень строгими. Во-первых, однозначно запрещались спиртные напитки - и производство, и торговля, и употребление. Во-вторых, устанавливалась очень жесткая иерархия взаимоотношений между старшими и младшими, родителями и детьми, мужьями и женами. Нарушение принятых правил поведения каралось, в зависимости от тяжести проступка, или поркой, или побиением батогами.

Очень серьезные наказания полагались за разврат и прелюбодеяния. Изменявшую мужу женщину могли закопать в землю по шею, сбросить в мешке в воду. С другой стороны, нещадно карали и мужей, которые обижали своих жен. Однако Круг был волен и освободить преступника от наказания. Кстати, после наказания преступник считался восстановленным в правах и уже никто не мог напоминать ему о былом преступлении или проступке. Это не относилось к убийцам или предателям, которых тоже закапывали в землю или топили. Такая же участь ждала и детей, посмевших поднять руку на родителей.

Очень жесткие наказания были предусмотрены и за попытку создания семьи с иноверцами - полагалась смертная казнь. С помощью столь жестких санкций небольшая по численности некрасовская община стремилась сохранить свою этническую и религиозную идентичность, обезопасить себя от растворения в чуждой в культурном, языковом, этническом и религиозном отношениях тюркско-кавказской среде.

Социальная справедливость в некрасовской общине также поддерживалась достаточно жестко. Например, некрасовским казакам было запрещено использовать труд своих братьев в целях собственного обогащения. Если подавали нищим, то обязательно ту еду, которую сами употребляли в пищу. Каждая семья треть дохода отдавала на общие нужды - в казну войска, откуда средства расходовались уже на обучение детей, помощь сиротам и вдовам, покупку , содержание церковных учреждений.

Полноправными членами общины считались мужчины-казаки в возрасте от восемнадцати лет и старше. Каждый казак был обязан не только лично участвовать в походах, но и обсуждать вопросы общины на Круге. Есаулом войска мог быть избран достойный казак в возрасте старше 30 лет. Уважаемый человек мог рассчитывать на избрание полковником или походным атаманом - но только если ему уже исполнилось сорок лет. Войсковым атаманом мог стать казак в возрасте пятидесяти лет и старше, которого избирали сроком на один год. Таким образом, в основе демократического принципа управления казачьей общины лежала возрастная иерархия.

Примечательно, что Некрасову удалось добиться признания фактической автономии созданной им казачьей республики со стороны крымского хана и османского султана. Также он сумел выстроить относительно мирные отношения с ближайшими соседями - черкесами и ногайцами. Крымские ханы фактически уравняли некрасовских казаков в правах с мусульманским населением ханства, не только разрешив ношение оружия, но и организовав снабжение оружием и боеприпасами некрасовской общины. В ответ некрасовцы приступили к выполнению привычных для казаков функций - охране пограничных рубежей, только уже Крымского ханства, а не России. Кроме того, некрасовцы обязывались участвовать в походах в составе крымских войск в качестве отдельной войсковой единицы, отличаясь высокой доблестью и превосходными боевыми качествами.

В 1711 г. Игнат Некрасов с внушительным отрядом казаков (по некоторым данным - до 3,5 тысяч сабель) предпринял дерзкий рейд на российскую территорию, вторгшись в пределы поволжских губерний. В ответ Петром I была даже снаряжена карательная экспедиция под командованием Петра Апраксина, но она потерпела неудачу и вернулась назад, так и не сумев разгромить некрасовцев.

Кстати, крымский хан Менгли-гирей даже распорядился создать в составе собственного войска казачью сотню для личной охраны, укомплектовав ее некрасовцами. Казаки продолжали исповедовать православие старого обряда и были освобождены от обязанностей по несению службы по воскресеньям. Решение создать охранное подразделение из казаков было весьма дальновидным поступком хана, поскольку казаки не были интегрированы в крымско-татарские расклады и не были связаны с противоборствующими кланами. За службу в составе ханской сотни ханское правительство жаловало казакам большие земельные наделы на Темрюке, предоставляло необходимое вооружение и обмундирование.

В 1737 г. 77-летний атаман Игнат Некрасов, как и подобает казаку, погиб в бою во время небольшого столкновения с русскими войсками. Однако и после его гибели некрасовцы сохранили османское подданство. Но в середине XVIII века, учитывая продвижение России на Кубани, некрасовцы стали переселяться в более далекую область Османской империи - в Добруджу, где было основано несколько некрасовских станиц. Здесь казаки - некрасовцы занялись привычным делом - несли сторожевую службу, периодически участвовали в османских походах. Однако казаков - некрасовцев ждало растворение в более многочисленной среде липован - тоже переселенцев из России, староверов, начавших массово переселяться в Молдавское княжество еще в начале XVIII в. Поскольку вера и устои липован и некрасовцев во многом совпадали, последние вскоре были ассимилированы в среде липован.

Другая группа некрасовцев в 1791 г. с Дуная переселилась в Малую Азию - в район Майноса (озера Куш), где также появилась весьма многочисленная некрасовская община. Именно она дольше всех сохраняла приверженность изначальным устоям, заложенным Игнатом Некрасовым. Подразделения казаков-некрасовцев принимали участие во многих русско-турецких войнах - на стороне Османской империи. Однако свою роль в дальнейшей судьбе некрасовской общины сыграли политические преобразования в самой Османской империи. Модернизация государственного устройства и вооруженных сил Османской империи не могла не отразиться на положении некрасовцев.

В 1911 г. были упразднены их привилегии и некрасовцы, как и представители других этноконфессиональных групп, получили обязанность отправлять призывников не в собственные отряды, а в части регулярной турецкой армии. Это обстоятельство не могло понравиться некрасовской общине, очень бережно хранившей свою автономию. К этому времени «прегрешения» некрасовцев перед Российской империей были уже забыты и российские власти дали разрешение на возвращение некрасовцев в Россию. Стоит отметить, что российские власти давно стремились вернуть казаков-некрасовцев. Наличие внушительной общины казаков на территории одного из главных противников России того времени - Османской империи - наносило серьезный удар по имиджу российского государства. Тем более, что они еще и принимали участие в боевых действиях против российских войск. Первую попытку организовать возвращение некрасовцев в Российскую империю предприняла еще императрица Анна Иоанновна - практически сразу же после смерти основателя общины атамана Игната Некрасова. Однако и это, и последующие приглашения некрасовцев в Россию не нашли поддержки у казаков, обосновавшихся в османских владениях. Лишь к началу ХХ в. ситуация стала меняться. Да и сами казаки - некрасовцы уже понимали, что в России им не грозит никакая опасность, а в Турции они всегда будут чужими, особенно в условиях нарастающего стремления турецкой элиты к подавлению национальных меньшинств.

Не противились возвращению казаков-некрасовцев в Россию и турецкие власти, которые к этому времени уже принимали новую парадигму государственного устройства. В Россию потянулись первые переселенцы, которым были выделены земли в Грузии. Однако в 1918 году, когда Грузия получила политическую независимость, некрасовцы стали переселяться из Грузии на Кубань - в район станицы Прочноокопской. Переселенцы были зачислены в состав кубанского казачества.

Репатриация некрасовцев в Россию была прервана Гражданской войной, последующим становлением советской государственности. Лишь в начале 1960-х гг. возвращение некрасовцев из Турции в Советский Союз возобновилось. В сентябре 1962 года из селения Коджа-Гёль в СССР вернулись 215 семей некрасовцев общей численностью в 985 человек. Они расселились преимущественно в поселке Новокумский Левокумского района Ставропольского края. Кроме Ставрополья, некрасовцы расселились в Ростовской области, в Краснодарском крае - в Ново-Некрасовском хуторе Приморско-Ахтарского района; в хуторах Потемкинском и Новопокровском того же района и селе Воронцовка Ейского района Краснодарского края. Еще 224 некрасовца, не захотевшие возвращаться в Советский Союз, эмигрировали в Соединенные Штаты Америки, и лишь одна семья изъявила желание остаться в Турции. То есть, к началу 1960-х гг. закончилась «турецкая» эпоха в жизни некрасовцев, длившаяся более двух с половиной веков.

Разумеется, возвращение в СССР не способствовало сохранению некрасовских устоев в первозданной чистоте. Несмотря на то, что переселенцы старались придерживаться собственного уклада, интеграция в советское общество привела к достаточно печальным для общины результатам. Младшие поколения казаков-некрасовцев постепенно ассимилировались в окружающей среде, переходили на обычный для советских людей того времени образ жизни. Тем не менее, до сих пор многие казаки-некрасовцы стараются хранить память о необычной истории своей общины и в меру сил верность своим традициям.

История некрасовцев началась с открытой конфронтации Петру I. Мятежные казаки были вынуждены уйти за Дон, а потом и в Турцию, где встали под турецкие стяги. Вернулись обратно они уже в середине ХХ века.

Казачье восстание

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном – это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне. Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Игнат Некрасов

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, а другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка, а когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам – от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, и на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы. Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.

Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.

Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

"Заветы Игната"

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Казаки соблюдали «заветы Игната» - 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди, как «за брак с иноверцами – смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю».

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после побелы над Запорожской Сечью в 1775 году. Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции – на озере Майнос. После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Возвращение на родину


Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков , и большинство из них хотели обратно в Россию.
В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, и направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.
Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.