Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Стратификационная система. Кастовая и классовая системы

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество.

Выделяют девять типов стратификационных систем, которые, по нашему мнению, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

1.Физико-генетическая . В основе лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости.

2.Рабовладельческая. Основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются но наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности.

3.Кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

4.Сословная. Представлена сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - «тягло» в виде податей или трудовых повинностей.

5.Этакратическая. В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властногосударственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях.

6.Социально-профессиональная. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли - обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности.

7.Классовая. Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному. Из множества трактовок понятия «класса» мы остановимся и данном случае на более традиционной - социально-экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

8.Культурно-символическая. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье - служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время - ученым, технократам и партийным идеологам.

9.Культурно-нормативная. В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют «исправные хозяева», живущие «но обычаю», «по совести», и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле».

Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя «аристократия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого антиобщественного поведения, кстати, тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля, осуществляемых в данном сообществе.

16.Становление среднего класса в Казахстане. В условиях стабильного развития экономики Казахстана важное значение приобретает задача формирования в стране среднего класса. Не случайно в одном из своих выступлений президент страны Нурсултан Назарбаев подчеркнул: "Мы делаем ставку на преобладание в стране среднего класса, и вся наша социально-экономическая политика направлена на то, чтобы большинство граждан Казахстана стали собственниками.

Единственно доступным показателем для выделения среднего класса является показатель материального благосостояния. К среднему слою Казахстана можно отнести следующие социальные группы, выделяемые по роду деятельности. Управляющие среднего звена крупных промышленных, финансовых, сельскохозяйственных предприятий Казахстана. В этой группе особо следует выделить работников банковской и строительной сфер. Нижний слой быстро разбогатевших частных предпринимателей - недостаточно богатых, чтобы являться представителями казахстанской экономической и политической элиты, но уже заметно отличающихся от основной массы населения. Представители научной интеллигенции, видные деятели культуры.

Из этого списка особо можно выделить некую группу предпринимателей, которая и составляет большинство среднего класса Казахстана. Основными направлениями проводимой государственной политики являются облегчение налогового бремени для малого и среднего предпринимательства, сокращение лицензируемых видов деятельности и т.д Заинтересованность государства в формировании среднего класса нацелена на долгосрочную перспективу.

В настоящий момент в Казахстане созданы все основные условия для активного формирования и развития среднего класса. Повышение уровня здоровья населения является характерной чертой формирования среднего класса. Важным условием также является доступность и качество предоставляемых образовательных услуг населению.

Помимо этого, необходимо предоставление качественных и доступных общественных услуг, что является основной формой инвестирования в человеческий капитал и повышает темпы развития среднего класса.

Необходимо отметить, что президент и правительство прикладывают максимум усилий для формирования устойчивого, соответствующего мировым стандартам среднего класса

17.Социальная мобильность: понятие, разновидности. Совокупность социальных перемещений людей в Обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.Одним из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности был П.Сорокин.

Движение вверх и вниз называется вертикальной мобильностью, она бывает 2типов: нисходящей (социальный спуск, движение вниз) и восходящей (соц подъем).

Горизонтальной мобильностью называется переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (изменение гражданства, перемещение из православной в католич религ гр).

Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у инд-да независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после социальных революции старый господ-щий кл уступает свои позиции новому госп-щему кл.

Как показал на огромном историческом материале Сорокин причинами групповой мобильности выступали: соц рев-ции, иностранные интервенции, войны, военные перевороты, смена полит режимов.

К факторам индивид мобильности относятся: социальный статус семьи, ур образ, национальность, место жительства.

Особую разновидность представляет межпоколенная, или межгенерационная мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом род-лей (дети либо достигают более высокой социальной позиции, чем родители, либо опускаются на более низкую ступень).

Тенденции социальной мобильности:Молодым свойственна профессиональная, взрослым - экономическая, пожилым - политическая мобильность.Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших кл, как правило, больше детей, а у высших меньше.

18.Личность как объект и субъект общественных отношений. Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих присущих всем людям качеств и способностей.

Понятие личность отражает конкретно исторические особенности развития человека на разных уровнях его индивидуального исторического развития. Личность как субъект характеризуется автономностью, определение степени независимости от общности, способностью противопоставить себя общности. В процессе жизнедеятельности личная независимость и самосознание трансформируется в определенную жизненную позицию, которая представляет собой мировоззренческий принцип поведения, основанный на определенных уставах, нормах, ценностях и идеалах личности.

Как ранее отмечалось, личность – не только объект, но и субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Это означает, что каждый человек так или иначе влияет на других людей, по крайней мере, в тех сферах, где он вступает с ними в реальное взаимодействие. Индивид оказывает воздействие и на общество в целом, например, отдавая свой голос за того или иного кандидата, принимая участие в демонстрациях, митингах.

Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе - других. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами.

Таким образом, социальнопсихологическая характеристика личности – это рассмотрение индивида в неразрывной связи с социальным окружением, т.е. с конкретными людьми и социальными группами, в состав которых он входит, пространством, где осуществляется его активная жизнедеятельность.

19.Структура личности. Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Личность – человек как носитель сознания.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:темперамента (структуры природных свойств),направленности (система потребностей, интересов, идеалов),способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью, общим уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью. С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности1.Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).2.Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).3.Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).4.Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

20. Социальный статус и социальная роль. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (детство, юность, зрелость.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастание» человека в общество себе подобных Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учиться оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Итак, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

21. Приписываемый и достигнутый статус. В группу предписанных статусов входят пол, национальность, раса. Цвет кожи «предписан» природой. Его невозможно поменять, если не произвести специальной и очень дорогостоящей хирургической операции. Точно также обстоит дело с полом. Его предопределила нам природа. Но статус короля - не природная, а социальная предзаданность. Его предписало нам общество. Статус короля передается по наследству, а наследование - один из важных социально-политических институтов общества.

Приписываемым называется статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Биологическое наследование - раса, национальность. Общество позволяет наследовать титулы (дворянский титул).

Если приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля, то достигаемый статус приобретается в результате свободного вы бора, личных усилий и находится под контролем человека. Та ковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии и множество других.

Достигаемый статус не подлежит автоматической передаче, его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства и таланты. Приобретенными статусами в первобытной общине являются статус лекаря, исполнителя ритуальных танцев, рассказчика. Добиться положения лидера в племени человек может, либо, заслужив его своим трудом и щедростью, либо обладая харизмой и специальными умениями.

22. Понятие социализации. Агенты социализации. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация", которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Парсонс, Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация". Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии

Агенты социализации - это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию.

Основные агенты социализации: -семья, -школа, -друзья, -сверстники,

Семья.В семье ребенок принимается безусловно, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.

Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит маме. Главная задача матери - привить малышу желание принимать другого человека, слушать его и делать ему приятное.

По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

Школа В школе ребенок получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе.

Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать ребенку ощущение партнерства при участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы.

Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

Друзья и сверстники В группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке.

23. Первичная и вторичная социализация. Ресоциализация. Социализация есть рождение личности - члена человеческого сообщества. Социализация - это врастание человека в мир людей. Потребность в социализации появляется в момент соприкосновения человека с миром (социумом). При этом социализация не есть гомогенный и линейный процесс, но процесс, имеющий свои этапы и переходы.

Первичная социализация - это освоение человеком микросоциума, то есть своего непосредственного (семейного) окружения. Это - "мир детства" (первичный мир). Он играет посредническую роль между человеком и "большим миром", или "миром взрослых" (вторичным миром).

Сначала человек естественным образом врастает в тот мир, который вокруг него создают взрослые.

Однако постепенно с развитием человека расширяются его социальные знания, он встречается с новыми людьми, разнообразными обстоятельствами и ситуациями. Он имеет возможность сравнивать этот новый опыт с опытом прошлым. Он обретает возможность мыслить абстрактно и сравнивать свое детство с чужим, а также мир детства с миром взрослых. В результате этого старый мир не может более оставаться незыблемым. Человек своим собственным развитием подготавливает необходимость перехода в новый мир.

Вторичная социализация - это следствие кризиса того первичного представления о мире, который был усвоен человеком во время первичной социализации. Переходя в новый мир, человек теряет старый и все те чувства, которые были с ним связаны. Обратная сторона вторичной социализации - это ностальгия по утерянному раю.

Ресоциализа́ция - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

24. Структура личности. Целостное понимание личности не означает, что она является чем-то аморфным, бесструктурным.

Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

25. Девиация и девиантное поведение. Девиантное поведение- это поведение отклоняющихся от норм права и морали, принятых в том или ином обществе и ведущее к совершению преступлений и правонарушений.

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:

1) Делинкветное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние.Это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься.

2) Аддиктивный тип- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

3) Патохарактерологический тип девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности.

4) Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.

5) Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения.Это особый тип отклоняющегося поведения выходящий за рамки обычного, способности человека значительно и существенно превышает среднестатические способности.

26. Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе. Распространенные виды девиантного поведение в современном обществе Казахстана.

Алкоголизм - это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля. Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

Наркомания - одна из наиболее опасных форм проявления девиатного поведения в молодежной среде. В Казахстане, как и в других странах СНГ, идет процесс вовлечения в наркоманию молодежи, в первую очередь подростков.

Наркотизация - процесс распространения наркотиков, вовлечение в потребление психоактивных (наркотических, токсикоманических) веществ отдельных индивидов, групп людей. Следствием наркотизации выступает наркомания. По определению Всемирной Организации Здравоохранения - это состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением в организм наркотика.

27. Методы социального контроля. Формальные и неформальные методы контроля. Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм овнутрения социального контроля.

Методы социального контроля:

Изоляция-Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его

Обособление-Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы

Реабилитация-Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе

Неформальный (внутригруппо-вой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

29. Массовое и элитарное образованиею В обществе всегда была и будет необходимой практически в каждой области профессиональная элита. Это и ученые, и политики. и врачи, и юристы, и художники, ремесленники. Под профессиональной элитой понимаются такие профессионалы, которые задают в обществе образцы, высшие уровни профессиональной деятельнос­ти.

Чем же отличаются элитарные учебные заведения от обычных? Таких отличий можно насчитать, пожалуй, десять:

1. Системой отбора. Но не какого-то искусственного, а именно естественного отбора.

2. Режим учебы – особый, жесткий и напряженный.

Причем, в элитарных учебных заведениях жесткий, чаще всего «интернатный» режим не только в смысле бытовых «лишений», но и в смысле огромной, тяжелейшей учебной нагрузки.

3. Преподавание всех предметов на высоком уровне трудности. От студентов требуется не только знать все правила – этому учат и в «обычных» учебных заведениях, но знать все без исключения исключения из правил. Такая постановка обучения вырабатывает способность не бояться никакой новой научной области, никакого нового вида деятельности, отсутствие страха прослыть «непрофессионалом». Причем, важно отметить, что в процессе обучения в элитарном учебном заведении не делается никакого различения по «степени важности» между естественнонаучными, техническими и гуманитарными предметами. И это важнейшая отличительная черта элитарных учебных заведений.

4. Высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности.

5.Четкая профессиональная ориентация, формирование профессионального самосознания обучающихся.

6. Методологическая подготовка. Подобная подготовка достигается посредством чтения литературы по истории развития той или иной профессии, а также встреч с профессионалами высокого уровня, которые рассказывают о своей профессиональной жизни.

7. Разностороннее развитие. В элитарных учебных заведениях учащимся, студентам предоставляются широчайшие возможности участия в факультативных курсах, курсах по выбору, кружках, секциях, обществах и т.д.

8. Общение с выдающимися людьми. Это также особенность элитарных учебных заведений.

9. Развитие лидерских качеств, умения работать в команде. Эта особенность больше свойственна английским и американским элитарным школам и университетам.

10. Традиции. Элитарные учебные заведения сильны своими традициями. Во-первых, учебное заведение становится элитарным не сразу, «вдруг». Необходимы хотя бы несколько блестящих выпусков, чтобы заработать себе «славу» элитарного, а затем эту славу постоянно поддерживать, «держать планку». Во-вторых, с годами формируются собственные, внутренние традиции: в постановке учебного процесса, в режиме и т.д. вплоть до атрибутики – герба, гимна, формы учащихся и учителей и т.п.

Массовое Высшее Образование - национальная система высшего образования, перешедшая от " предоставления условий лишь узкому меньшинству подходящей возрастной группы к учету беспрестанно возрастающего населения и в конечном счете включающая большинство жителей.

30. Централизованное и децентрализованное образование. Обучение осуществляется обществом в целом, а не только семьями, школами или другими группами. Поскольку образование жизненно важно для социального единства, оно всегда находилось под контролем или по крайней мере под влиянием тех, кто стоит у власти (т.е. государства). Взаимосвязь между образованием и государством характеризуется степенью централизации контроля над образованием.

В Советском Союзе образование было строго централизовано. Обучение на всех уровнях находилось под контролем двух центральных министерств: Министерства просвещения и Министерства высшего и среднего специального образования. В свою очередь, министерства подчинялись Коммунистической партии и Совету Министров Эти организации контролировали выпуск учебников, подготовку учителей и ассигнования на обучение (Волков, 1979). Их основная цель заключалась не в приобщении к знаниям максимального числа людей, а в удовлетворении потребностей государства - имеются в виду создание продуктивной экономики и строительство коммунистического общества.

В отличие от этих стран американская система образования всегда была в какой-то мере децентрализованной. Федеральное правительство никогда не осуществляло прямого контроля за деятельностью системы образования на каком-либо уровне. Лишь в последние десятилетия его влияние на образование стало более заметным. Это обусловлено выделением правительственных фондов на программы научных исследований, оказанием финансовой помощи студентам, а также политическими мероприятиями, например поддержкой некоторых начинаний. Тем не менее принимаются решительные меры, направленные против вмешательства правительства в повседневный процесс обучения. Контроль за образованием в Америке сохраняется главным образом на государственном и местном уровнях.

31. Политические партии как объект политических исследований.Политическая социология (социология политики) - отрасль социологии. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Предметом политической социологии является изучение:взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;взаимодействия личности, общества и государства;функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений свойственных различным социальным группам.

Выделяются также четыре уровня исследований социологии политики:на уровне международных отношений (политические конфликты и мировой политический процесс);на уровне государства (характер и роль государства в обществе);на уровне общественных отношений (природа и организация политических движений и партий);на личностном уровне (участие индивидов в политике).

Возникновение социологии политики обычно связывают с деятельностью Макса Вебера, который одним из первых осуществил социальный анализ власти, властных отношений и ввел классификацию типов господства в обществе, а также с именем М. Я. Острогорского - основоположника социологии политических партий.

Одним из самых известных политических социологов двадцатого века был Сеймур Липсет.

Контрольная работа на тему:

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество.

Выделяют девять типов стратификационных систем ,

которые, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

1. Физико-генетическая

2. Рабовладельческая

3. Кастовая

4. Сословная

5. Этакратическая

6. Социально-профессиональная

7. Классовая

8. Культурно-символическая

9. Культурно-нормативная

1. Физико-генетическая стратификационная система

В её основе лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств — силы, красоты, ловкости.

Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.

2. Рабовладельческая стратификационная система

Эта система, также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются но наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях.

Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен «Русской правды», это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг.

3. Кастовая стратификационная система

В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

4. Сословная стратификационная система

В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие — «тягло» в виде податей или трудовых повинностей.

5. Этакратическая стратификационная система

В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властногосударственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия — демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные — играют производную роль.

Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление.

6. Социально-профессиональная стратификационная система

Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли — обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются.

Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь-либо развитым разделением труда.

Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка и современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

7. Классовая стратификационная система

Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному.

Но для нас классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества трактовок понятия «класса» мы остановимся и данном случае на более традиционной — социально-экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между группами прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам — буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т. п. — не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация, явление довольно редкое и неустойчивое.

Но на протяжении большей части человеческой истории классовые членения все же носят подчиненный характер. На передний план они выходят, пожалуй, только в буржуазных западных обществах. А наибольших высот классовая система достигает в проникнутых либеральным духом Соединенных Штатах Америки.

8. Культурно-символическая стратификационная система.

Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье — служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время — ученым, технократам и партийным идеологам.

Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом.

Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; для индустриальных — партократическое; а для пост-индустриальных — технократическое.

9. Культурно-нормативная стратификационная система.

Обособление элиты, дифференциация всех средних и низших слоев.

В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют «исправные хозяева», живущие «по обычаю», «по совести», и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле».

Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя «аристократия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого антиобщественного поведения, кстати, тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля, осуществляемых в данном сообществе.

Заключение.

Высшие группы во всех стратификационных системах стремятся закрепить свое положение, сделать его не только монопольным, но и передаваемым по наследству. В классовой системе подобное наследование обеспечивается принципом майората (передачи основного имущества старшему наследнику), характерным, скажем, для древней Индии, западной Европы XI-XIII веков или России вплоть до 1917 г. (Остальные родственники в этом случае фактически опускаются вниз по классовой лестнице).

В этакратической системе чиновник формально не имеет права передать свое кресло и полномочия собственным детям, но он в состоянии путем протежирования обеспечить им столь же завидное место в учреждении аналогичного ранга.

Положение же в социально-профессиональных , культурно-символических и культурно-нормативных системах зачастую передается реально через образование и воспитание, передачу опыта и секретов мастерства, санкционирование определенных кодексов поведения (профессиональные династии — не единственный, но яркий пример).

Что же касается физико-генетической системы , то она стоит несколько особняком, ибо наследование здесь происходит часто, но не в результате каких-то социальных механизмов, а чисто биологически.

Можно отметить, что все девять типов стратификационных систем — не более чем идеальные типы. Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. Так, на Руси в XI веке бок о бок сосуществовали холопы, которые мало чем отличались от рабов, закупы, более походившие на крепостных крестьян, и смерды, которые отдаленно напоминали класс свободных землепашцев.

В реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга. Так, например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только играет самостоятельную роль, но существенно влияет на структуру практически любой другой стратификационной системы. Примеров же взаимного переплетения стратификационных систем можно привести очень и очень много. Так, например: Уважение к старшим порождается не только их преклонными годами как таковыми, но накопленными многолетним опытом и знаниями, позволяющими им толковать происходящие события.

Группы, обладающие в обществе наибольшей символической властью, зачастую становятся его высшей кастой (индийские брахманы) или правящим стратом (партийные идеологи).

Статус богатых представителей общества определяется не просто размерами их частной собственности, но поддерживается особым стилем жизни, недоступным большинству их собратьев.

Рабовладение, основанное на частной собственности на людей, можно считать формой классовых отношений (государственное рабовладение ближе этакратической системе).

Профессиональные или чисто физические данные становятся инструментом для выполнения сложных символических ролей (звезды спорта и кинозвезды).

Отдельные стратификационные системы могут взаимообусловливать друг друга, меняясь местами с течением времени. Например, первоначально в русской истории сословия возникли на основе экономических классов — их профессиональных различий и имущественного расслоения.

Затем, наоборот, уже классовые различия определяются преимущественно сословной принадлежностью. Так, на примере российской Табели о рангах 1722 г. можно проследить, как сословная система во многом определяет место в этакратической системе, а последняя, в свою очередь, влияет на классово-собственнические позиции (происхождение влияет на служебный ранг, а последний — на материальный достаток).

Затем на подходе к рубежам XX века сословия и классы становятся все более независимыми друг от друга, во многом существуя параллельно. Например, запись в первую купеческую гильдию происходит здесь уже скорее по неэкономическим причинам (престиж, преодоление ценза оседлости), в то время как множество представителей торгово-промышленных слоев формально к купечеству не принадлежат.

Таким образом, стратификационные типы надо использовать как взаимодополняющие инструменты, не абсолютизируя одни в ущерб другим.

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой.

Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.

Ниже предлагается девять типов стратификационных систем, которые, по моему мнению, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

Физико-генетическая;

Рабовладельческая;

Кастовая;

Сословная;

Эктаратическая;

Социально - профессиональная;

Классовая;

Культурно - символическая;

Культурно - нормативная;

В основе первого типа физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по “естественным” социально - демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение.

Неравенство в данном случае утверждается существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.

Эта “естественная” стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина - кормилец в крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал-социалистического воинства, способный к производству здорового потомства.

Система, ранжирующая людей по способности к физическому насилию, - во многом продукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, хотя и лишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально - эротической пропагандой.

Вторая стратификационная система - рабовладельческая - так же основана на прямом насилии. Но неравенство людей здесь детерминируется не физическим, а военно-физическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен “Русской правды”, это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861 - 1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период Второй мировой войны.

Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже характеризуются значительным разнообразием. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси более было долговое, кабальное рабство. Практика продажи собственных детей при отсутствии возможности их прокормить существовала, например, в средневековом Китае. Там же обращали в рабов разного рода преступников (в том числе, и политических). Эта практика была практически воспроизведена много позднее в советском ГУЛАГе (хотя частное рабовладение осуществлялось здесь в скрытых вне юридических формах).

Третий тип стратификационной системы - кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены.

И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество. Классическим примером общества с господством кастовой системы по праву считается Индия (юридически эта система была отменена лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии, но, например, в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к господству над славянами, евреями и пр.). Роль скрепляющих теологических доктрин в данном случае берет на себя нациолистическая идеология.

Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - “тягло” в виде податей или трудовых повинностей.

Примерами развитых сословных систем являются феодальные западноевропейские общества или феодальная Россия. Сословие - это, в первую очередь, юридическое, а не, скажем, этническо-религиозное или экономическое деление. Важно также и то, что принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.

Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый тип эктаратической системе (от французского и греческого - “государственная власть”). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях.

Все прочие различия - демографические и религиозно - этнические, экономические и культурные играют производную роль. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в эктаратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться формально - юридически - посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, а могут оставаться и вне сферы государственного законодательства (наглядным примером может служить система советской партноменклатупы, принципы которой не прописаны ни в каких законах). Формальная свобода членов общества (за исключением зависимости от государства), отсутствие автоматического наследования властных позиций также отличают этакратическую систему от системы сословий.

Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление. В древности ярким образцом этакратической системы были общества азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа), расположенные, впрочем отнюдь не только в Азии (а например, и в Перу, Египте). В двадцатом столетии она активно утверждается в так называемых социалистических обществах и, возможно, даже играет в них определяющую роль. Нужно сказать, что выделение особой эктаратической системы пока не традиционно для работ по стратификационным типологиям.

Далее следует шестая, социально - профессиональная стратификационная система. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли - обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и подержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой - то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются. Социально - профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь либо развитым разделением труда. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка в современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о получении образования, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

Седьмой тип представлен популярной классовой системой. Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному. Но для нас классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества трактовок понятия “класса” мы остановимся в данном случае на более традиционной - социально - экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между группами прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам - буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т.п. - не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация, явление довольно редкое и неустойчивое. Но на протяжении большей части человеческой истории классовые членения все же носят подчиненный характер. На передний план они выходят, пожалуй, только в буржуазных западных обществах. А наибольших высот классовая система достигает в проникнутых либеральных духом Соединенных Штатах Америки.

Восьмой тип - культурно - символический. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье - служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время - ученым, технократам и партийным идеологам, Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание владеет лучшим символическим капиталом.

Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; для индустриальных - партократическое; а для пост - индустриальных - технократическое.

Девятый тип стратификационной системы следует назвать культурно - нормативным. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) - все это ложиться в основу социального деления. Причем происходит не только разграничение “своих” и “чужих”, но и ранжирование групп (“благородные- не благородные”, “порядочные- не порядочные”, “ элита- обычные люди- дно”). Понятие элит окружено неким таинственным флёром. О нем много говорят, но часто, не очерчивают сколь-нибудь четких обозначающих границ.

Элита не является категорией только политики. В современном обществе существует множество элит - политические, военные, экономические, профессиональные. Где-то эти элиты переплетаются, где-то соперничают друг с другом. Можно сказать, что существует столько элит, сколько есть областей социальной жизни. Но какую бы сферу мы ни взяли, элита по сути - это меньшинство, противостоящее остальной части общества, его средним и нижним слоям как некоей “массе”. При этом положение элиты как высшего сословия или касты может закрепляться формальным законом или религиозным уложением, а может достигаться совершенно неформальным образом.

Элитаристские теории возникли и формировались в значительной мере, как реакция на радикальные и социалистические учения и были направлены против разных течений социализма: марксистского, анархо - синдикалистского. Потому марксисты, на самом деле, очень скептически относились к этим теориям, не желали их признавать и применять их на материале западных обществ. Ибо это означало бы, во - первых, признание того, что нижние слои являются слабой или вовсе не организованной массой, которой необходимо управлять, массой, не способной к самоорганизации и революционному действию, а во - вторых, признание в какой-то мере неизбежности и “естественности” такого резкого неравенства. В результате пришлось бы пересматривать коренным образом взгляды на роль и характер классовой борьбы.

Но элитаристский подход направляется против демократического парламентаризма. Он вообще по природе своей антидемократичен. Демократия и аксессуары предполагают правление большинства и всеобщее равенство людей как самостоятельных граждан, достаточно организованных для реализации собственных целей и интересов. И в силу этого поборники демократизма к любым попыткам элитарного правления относятся довольно холодно.

Многочисленные подходы к понятию можно условно разделить на две основные группы- властные и меритократические. В соответствии с первыми, элитой являются те, кто обладают в данном обществе решающей властью, а в соответствии со вторыми - те, кто обладают некими особыми достоинствами и личными качествами, независимо от того, располагают ли они властью или нет.

В последнем случае элита выделяется по талантам и заслугам. Иногда властные и меритократические подходы условно обозначают как “линию Лассуэла” и “линию Парето”. (Хотя первый подход может быть с не меньшим успехом назван “линеей Моска” или “линеей Миллса”.)

Одной группой исследователей элита понимается как слои, обладающие высшими властными позициями или высшей формальной властью в организациях и институтах. Другая группа относит к элите харизматических личностей, боговдохновленных, способных к лидерству, представителей творческого меньшинства.

В свою очередь, властные подходы подразделяются на структурные и функциональные. Выбирающие более простой с эмпирической точки зрения структурный подход считают элитой круг лиц, занимающих высшие должностные позиции в рассматриваемых институтах (министры, директора, военачальники)

Те же, кто останавливаются на функциональном подходе, задают себе более трудную задачу: выделить группы, обладающие реальной властью в принятии общественно важных решений (многие представители этих групп, понятно, могут не занимать сколь - либо видных общественных постов, оставаться в “тени”).

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Радаев В. В. предлагает девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно: физико-генетическая; социально-профессиональная; рабовладельческая; классовая; кастовая; культурно-символическая; сословная; культурно-нормативная, этакратическая.

В основе первого типа -- физико-генетической стратификационной системы -- лежит дифференциация социальных групп по "естественным", социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств -- силы, красоты, ловкости. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина-кормилец в крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал-социалистического воинства, способный к производству здорового потомства. Система, ранжирующая людей по способности к физическому насилию, -- во многом продукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, хотя и лишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой. символический благо вознаграждение материальный

Вторая стратификационная система -- рабовладельческая -- также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен "Русской правды", это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период Второй мировой войны.

Третий тип стратификационной системы -- кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. Классическим примером общества с господством кастовой системы но праву считается Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится в клановом строе среднеазиатских государств.

Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие -- "тягло" в виде податей или трудовых повинностей. Примеры развитых сословных систем являют феодальные западноевропейские общества или феодальная Россия.

Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый тип этакратической системе (от французского и греческого -- "государственная власть"). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властногосударственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление. В древности ярким образцом этакратической системы были общества азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа), расположенные, впрочем, отнюдь не только в Азии (а например, и в Перу, Египте). В двадцатом столетии она активно утверждается в так называемых социалистических обществах.

Далее следует шестая, социально-профессиональная стратификационная система. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли -- обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка и современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам

Седьмой тип представлен наиболее популярной классовой системой. Классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между группами прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам -- буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т. п. -- не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус).

Осталось рассмотреть еще две стратификационные системы. Одну из них можно условно назвать культурно-символической. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье -- служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время -- ученым, технократам и партийным идеологам.

Наконец, последний, девятый тип стратификационной системы следует назвать культурно-нормативным. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) -- все это ложится в основу социального деления.

Основные черты стратификационных систем.

Тип системы

  • · Основа дифференциации
  • · Способ детерминации различий
  • · Физико-генетическая
  • · Пол, возраст, физические данные
  • · Физическое принуждение, обычай
  • · Рабовладельческая
  • · Права гражданства и собственности
  • · Военное принуждение, кабальное право
  • · Кастовая
  • · Религиозное и этническое разделение труда
  • · Религиозный ритуал, этническая замкнутость
  • · Сословная
  • · Обязанности перед государством
  • · Правовое оформление
  • · Этакратическая
  • · Ранги во властной иерархии
  • · Военно-политическое господство
  • · Социально-профессиональная
  • · Род занятий и квалификация
  • · Образовательные сертификаты
  • · Классовая
  • · Размеры доходов и собственности
  • · Рыночный обмен
  • · Культурно-символическая
  • · Сакральное знание
  • · Религиозное, научное и идеологическое манипулирование
  • · Культурно-нормативная
  • · Нормы поведения, стили жизни
  • · Моральное регулирование, подражание

В реальности стратификационные тины переплетаются, дополняют друг друга. Так, например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только играет самостоятельную роль, но существенно влияет на структуру практически любой другой стратификационной системы. Группы, обладающие в обществе наибольшей символической властью, зачастую становятся его высшей кастой (индийские брахманы) или правящим стратом (партийные идеологи).

Ранжирование социальных позиций, как уже отмечалось, может осущес­твляться посредством различных критериев. Характер социального расслое­ния и способ его утверждения составляют стратификационную систему . В социологии выделяют 5 типов стратификационных систем: физико-генетическую, кастовую, рабовладельческую, сословную и классовую.

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств (силы, красоты, ловкости). Более слабые занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, которое закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта "естественная" стратификационная система существовала в первобытной общине. В настоящее время, хотя она и не имеет былого значения, но продолжает воспроизводиться в конкурсах красоты, спортивных турнирах, пропаганде культа силы и физической красоты.

Рабовладельческая стратификационная система дифференцирует социальные группы по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственников. Она также основана на прямом насилии. Однако неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Жесткость закрепления людей в непривилегированных стратах отличалась в двух исторических формах рабовладельческой стратификационной системы. Примитивная форма была присуща патриархальному рабству, при котором раб обладал всеми правами младшего члена семьи. Он жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. Подобная форма рабства (холопство) была характерна для Руси X – XII вв. Источником пополнения рабов выступала долговая кабала.

Зрелую форму олицетворяло классическое рабство, при котором раб был собственностью рабовладельца, "говорящим орудием" и лишен всех прав. Он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Он не владел собственностью, его разрешалось убивать. Данная форма была распространена Древней Греции и Риме, Китае, США (до 1865 г.). Если источником по­полнения рабов в античности было население завоеванных новых территорий, то в Древнем Китае рабами становились преступники.

Третий тип стратификационной системы - кастовый. В ее основе ле­жат этнические различия , которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Кастовый строй распространен до сих пор в некоторых государствах Африки. Однако классичес­кие формы он приобрел в Индии. Хотя юридически кастовая система отменена в 1950 г., на практике она сохранила свое значение.



Кастой называют социальную групп (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. В Индии существуют 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тыс. не основных каст и полукаст. Особняком стоят неприкасаемые - они не входят ни в одну касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами, однако основная масса индийского населения проживает в деревнях, где сохраняется кастовый строй.

Принадлежность к касте определяет все: членом касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, отправляют ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые - погребению). Все это происходит в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древ­ним религиозным законом.

Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - сводом пред­писаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства.

Так, одно из предписаний гласит: "Только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как и ты; только она может стать твоей женой и матерью твоих детей".

Каждый слой был столетиями изолирован от другого системой запретов взаимного общения и, главное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков.

Высокие не должны общаться с низкими - ни есть вместе, ни пить из их рук, ни курить вместе, ни смотреть на их жен­щин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. Даже тип одежды говорит о принадлежности человека к той или иной касте. Характер жилища, пищи, форма и тип сосудов для ее приготовления - все определено, все предписано, все изучено с детства.

В сословной стратификационной системе группы различаются юриди­ческими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязан­ностями. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству пра­вами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей в себя несколько страт, харак­терна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Сословия в Европе сложились к XIV в. Выделялись высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ре­месленники, купцы, крестьяне).

В России сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои) утвердилось в XVIII в. в "Табели о рангах" 1722 г. Он предусматривал три основных рода государ­ственной службы: воинскую, штатскую, придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов. К государственной службе допускалось лишь дворянство - поместное и служилое. Характерная черта сословий - нали­чие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.

Наиболее распространенной является классовая стратификационная система. Промышленная революция XVIII - XIX вв. разрушила сослов­ную структуру феодального общества и вместо знатности происхождения установила ранжирование социальных групп - классов - по богатству и собственности. Классы представляют собой социальные группы свобод­ных в политическом и правовом отношении граждан.

Различия между группами заключаются прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый про­дукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального бла­госостояния. В отличие от предыдущих типов стратификации принадлеж­ность к классам - буржуа, пролетариев, фермеров и т. п. не регламентирует­ся политической властью, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передается только имущество, капитал, но не сам статус).

В социологии существуют два подхода в понимании термина "класс". Традиционный (социально-экономический) подход , сформулированный К. Марксом, интерпретирует класс как большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую опре­деленное место в системе общественного разделения труда и характери­зующуюся специфическим способом получения дохода. Данное понимание было характерно для периода зарождения капиталистического общества, когда отношения собственности на средства производства были основой выделения классов.

В современном обществе значение индивидуального и семейного капитала постепенно снижается и возрастает роль акционерного капитала. Достаточно отметить, что в США акционерами являются 50 млн. граждан, что составляет почти четверть населения страны. По этой причине в социологии преобладает статусный подход, согласно которому под классом понимается любая социальная страта (слой), отличающаяся от других доходом, властью, образованием, престижем.

В современном обществе социологи насчитывают до 6 классов. Например, в США выделяют 4 основных класса - высший, средний, рабочий и низший, каждый из которых разбивается еще на три слоя. Классическая классовая стратификационная система сложилась в США, поскольку здесь не было сословий и классовая структура формировалась с "чистого листа".

В высший класс входит старая родословная аристократия и нувориши, пришедшие из рядов финансистов, торговцев недвижимостью, королей нарко- и порнобизнеса. Внутри высшего класса американский социолог Л. Уорнер выделял:

- верхний высший класс (так называемые "старые родовые семьи"; преуспевающие бизнесмены; тех, кого называют профессионалами, то есть людей, имеющих университетское образование, большой практический опыт, занятых творческим трудом и добившихся общественного признания (юристы, врачи, ученые, преподаватели);

- нижний высший класс (они не уступали верхнему высшему классу по уровню материального благополучия, однако не могли похвастаться своей родовитостью).

Обычно богатые - не одиночки, а семьи и семейные кланы. Среди 400 фамилий, отнесенных журналом "Форбс" к числу самых богатых (то есть обладающих состоянием не менее 200 млн. долл.), значатся 14 Рокфелле­ров и 8 Меллонов. Многие нажили богатство на нефти: 9 из 50 миллиардеров, 3 наследника Г. Ханта - относятся к нефтяным королям. Харак­терная черта американской стратификации - самовоспроизводство богатых.

На другом полюсе социальной лестницы находится низший класс, живущий у черты или за чертой бедности. Но не только он. По официаль­ным данным, в 1990 г. 32 млн. американцев, или 14% населения, жили ниже официального уровня бедности, который был равен тогда доходу в 6024 долл. в год на одного человека или 9435 долл. на одну семью. В число бедных должна попасть какая-то часть представителей рабочего класса. Другая его часть, квалифицированная, попадает в средний класс.

Низший класс также неоднороден. В нем выделяют верхний низший класс (малоквалифицированные рабочие, живущие в относительном дос­татке) и нижний низший класс (обитатели подвалов, чердаков, трущоб, которых называют "социальным дном").

Между очень богатыми и очень бедными располагается средний класс , составляющий до 70% населения развитых стран. Его рост связан с со­кращением доли ручного труда и расширением удельного веса умствен­ного труда как в промышленности, так и сельском хозяйстве, с развитием сферы услуг, появлением новых профессий, связанных с наукоемкими технологиями. В средний класс включают мелких и средних предприни­мателей, торговцев, адвокатов, священников, писателей, художников, учителей, врачей, средних менеджеров.

Средний класс выполняет роль социального стабилизатора, предот­вращающего столкновение крайних полюсов социальной структуры: очень богатых и очень бедных. Поскольку он состоит из тех, кто создал собственную экономическую независимость своими руками, то эти люди заинтересованы в сохранении того строя, который предоставил им по­добные возможности. Средний класс выступает социальной базой демо­кратии в силу умеренности своих требований.