Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Упражнения по познавательному развитию. Задания, направленные на развитие внимания

Пособие представляет собой сборник заданий для работы с детьми накануне поступления в школу. Задания, представленные в этом сборнике, настолько увлекательны, что ребёнка не придётся заставлять заниматься. Выполнение этих заданий не только поможет будущему первокласснику развить память, внимание, восприятие, мышление, формировать правильную речь, совершенствовать графические навыки, но и обеспечит необходимым базовым уровнем знаний, умений и навыков, которые помогут ему в дальнейшем хорошо и легко учиться в школе. Пособие предназначено для занятий с детьми 5-6 лет и адресовано воспитателям подготовительных групп дошкольных учреждений, педагогам прогимназий, родителям, а также всем кто заинтересован в успешной подготовке ребёнка к поступлению в 1 класс.

За три месяца до школы. Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет). Холодова О.А.

Описание учебника

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (дату и год рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Страну и город, в котором живёт.
5. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
6. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года).
7. Часть суток (последовательность, основные признаки каждого времени суток).
8. Домашних животных, их детёнышей, повадки.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их детёнышей, повадки.
10. Зимующих и перелётных птиц.
11. Транспорт наземный, подземный, водный, подводный, воздушный.
12. Различать одежду, обувь и головные уборы.
13. Различать овощи, фрукты и ягоды.
14. Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ).
15. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
16. Свободно считать от 1 до 10 и обратно.
17. Выполнять счётные операции в пределах 10 (±, 1, 2).
18. Различать гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов и так далее.
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак»,
«дом», «дубы», «сани», «осы».
21. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
22. Знать наизусть стихи для детей.
23. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ.
24. Уметь составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок.
25. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
26. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоуголь-
ники, треугольники, вырезать по контуру предмет).
27. Уметь выполнять задание по образцу.
28. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (20-30 минут).
29. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
30. Сохранять хорошую осанку в положении сидя.
От автора
Быть готовым к школе уже сегодня -не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгср. А. Л. Вемгер
Поступление в школу — важный момент в жизни ребенка. Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьезные испытания. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе, развить интерес к учению?
Хотите, чтобы ребенок хорошо учился, да ешО при этом был бодр, весел и здоров. — помогите ему. Хорошая дошкольная подготовка — залог отличной учебы в школе.
Помочь подготовиться к обучению в школе — основная задача данного пособия.
С помощью системного подхода, принятого в пособии, возможно быстро и эффективно развить у дошкольника такие качества, как память, внимание, логическое мышление, воображение, творческое и пространственное мышление, находчивость и сообразительность.
В данном пособии предлагаются различные задания, которые позволят научить детей:
— слушать, наблюдать,
— запоминать и перерабатывать полученную информацию;
— определять различные и одинаковые свойства предметов;
— узнавать предметы по заданным признакам; описывать предметы;
— сравнивать предметы между собой;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— обобщать;
— классифицировать;
— работать по образцу;
— действовать в соответствии с принятым намерением;
— развить ловкость и подвижность кисти рук.
В пособии 36 занятий, которые могут проводиться или 1 раз в неделю с сентября по май (как специальный курс по развитию познавательных способностей дошкольника), или 3 раза в неделю с января по апрель (как подготовка к психолого-педагогическому собеседованию при записи в 1 класс), или 3 раза в неделю с июня по сентябрь (с целью развить детские умения, выработать новые навыки, повысить уровень готовности к обучению в школе). Работа с ребёнком по пособию должна быть динамичной, но не утомительной, продолжительностью не более 30 минут.
В пособии задания следуют друг за другом в определенном порядке.
ОТВЕЧАЙКА определяет умение ребенка быстро отвечать на вопросы, оценивает уровень общих знаний, кругозор.
ВЫПОЛНЯЙКА поможет оценить уровень развития внимания, памяти, понять, насколько у ребенка развиты логика, абстрактное мышление, определить уровень лексического запаса ребенка.
НАРИСУЙКА нацелена на развитие моторики, а также на умение воспринимать материал на слух, отражать услышанное графически, определяет готовность ребенка писать под диктовку.
Рекомендации по работе с данными пособиями даны на обороте обложки.
Желаю успехов в работе по подготовке ребенка к такому важному, нелегкому, но замечательному и интересному периоду в жизни — к обучению в школе!
Играйте, пробуйте, дерзайте и верьте в себя и возможности ребёнка!
ЗАНЯТИЕ 1
ОТВЕЧАЙКА
1. Что 1 сентября делают школьники?
2. Почему детям надо учиться в школе?
3. Когда у тебя день рождения? Какое это время года?
4. Чем старый человек отличается от молодого?
5. Какого человека называют другом?
ВЫПОЛНЯЙКА
1. Раскрась плоды, которые растут на деревьях. Подчеркни овощи. Посчитай и скажи, сколько здесь всего предметов? Какой по счёту лимон? Какой предмет нарисован между морковкой и грушей? Назови предмет четвёртый по счёту слева направо.
2. Вспомни, что где должно лежать. Положи вещи на свои места, проведя стрелочки.
3. Найди в каждой строчке рисунок, который не похож на другие. Зачеркни его.
4. Рассмотри внимательно картинки. Найди и отметь 3 отличия.
НАРИСУЙКА
5. Соедини точки по образцу.
6. Дорисуй начатый узор.
ЗАНЯТИЕ 2
ОТВЕЧАЙКА
Назови одним словом.
1. Мама, папа, брат, тётя, бабушка.
2. Круг, квадрат, треугольник, овал.
3. Юбка, брюки, шорты, рубашка, платье.
4. Кукла, матрёшка, солдатики, кубики.
5. Москва, Сочи, Санкт-Петербург, Киев.
ВЫПОЛНЯЙКА
1. Раскрась или обведи лишнее и объясни свой выбор.
2. Следя только глазками, узнай, какая бабочка вылетела из сачка?
}3. Дорисуй каждому предмету то, чего не хватает.

Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет).

Дошкольников педагогу необходимо:
— создать условия , которые побуждали бы детей к самостоятельной познавательной деятельности;
— при организации взаимодействия вовлекать ребенка в процесс познавательного поиска;
разнообразить приемы подачи познавательной информации.

Самым эффективным средством для решения данных задач являются творческие задания и игры . Именно они помогают дошкольникам раскрепоститься. В этом случае дети не боятся ошибиться, так как нет правильных или неправильных ответов, все ответы и суждения принимаются на равных, не подвергаясь критике. Ребёнок в такой ситуации свободно фантазирует, а процесс познания доставляет ему радость и удовольствие.

Игра «Почему это произошло?»
Задания:
1.Мальчик пришёл в порванных брюках. Почему это произошло?
2. В доме внезапно погасли все электрические лампы. Почему это произошло?
3. Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга. Почему это произошло?

Игра «Разрешаем противоречие»:
Примеры подобных ситуаций педагог находит как в повседневной жизни, так и в литературных произведениях.
1. В группу принесли новую куклу (мячик, книгу, игру и пр.). Как быть? Как посту-пить, чтобы все были довольны?
2. Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимой. Как сделать, чтобы кот увидел мышь?
3. «Плачет киска в коридоре
У неё большое горе,
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски».
Как киске добыть сосиски?

Творческие вопросы и задания:
— Отгадай слово, которое зашифровано картинками. (По первому звуку, по последнему звуку).
— Реши кроссворд, ребус.
— «Играем в рифму».
— «Волшебные превращения» (жар — …ар, точка — …очка). Во что превратился жар? Во что превратилась точка?
— Чем похожи кузнечик и лягушка? Лягушка и трава? Лягушка и петрушка?
— Чем отличаются береза и сосна? Волк и воробей?
— Определи лишние слова: слон, береза, медведь, лиса, тигр.
После подобных заданий следует вопрос педагога: почему ты так думаешь? Докажи! Это побуждает детей к рассуждению, обоснованию своего мнения, формированию логического мышления.

Задания познавательного цикла:
— Почему бежит ручей?
— Какие животные бывают в полоску?
— Смог бы слон жить в горах? Почему нет?
— Куда плывут облака?
— Где быстрее тает снег: в лесу или на полянке?

Задания по развитию речи и обучению грамоте:
— Замени букву — получишь новые слова: Нина — Зина — Тина — Лина … , булка — балка — белка …
— Чем отличается кит от кота? …
— Переставь буквы в слове апельсин, чтобы получилось название породы собаки и т.д.
— Отыщи спрятанное слово в словах.
— Измени слово по ударению (мука – мука).
— Подбери рифму к слову и сочини двустишье с этим словом и т.д.

Задания по математике:
— Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц, ответь скорей …
— Обведи одним росчерком, не повторяя ни одной линии. (Предлагается какая-либо геометрическая фигура или много в одной).
— Какие числа спрятаны в рисунках?
— Продолжи ряд по увеличению скорости или наоборот: пешеход, поезд …

Задания по рисованию:
— Чем может это стать? (Предлагается любая линия, геометрическая фигура, просто пятно).
— «Волшебные очки» — изобразить рисунок в одной форме, например в форме сердца. Дети рисуют «сердечные» дома, облака, цветы, солнце и др.
— «Кто спрятался?» — воспитатель рисует части любого животного, предмета, предлагает подумать (кто (что) это?) и дорисовать.
— «Изобрази в рисунке образ». (Предлагается образ любого персонажа).
— «Вырази в рисунке свое настроение, настроение мамы, папы … ».

Задания по конструированию:
— Что из этого можно сделать и каким образом? (Предлагается бросовый материал: баночки, коробочки, пластиковые бутылки, проволока и др. или природный материал, в том числе овощи: картофелина, баклажан, перец и др.)

Вопросы по формированию здорового образа жизни:
— Почему полезно причесываться?
— Если ты не вымыл руки, какие неприятности тебя ожидают?
— Почему нельзя пользоваться чужой расческой, зубной щеткой?

Игры-удивления, в которых нужно не только найти ответ, но и обосновать его:
— Для каких животных характерны эти свойства: любопытный, как …; мудрый, как …; сильный, как …; хитрый, как …; верный, как …?
— Назови общие признаки яблока и груши, березы и ели, кошки и собаки, птицы и человека.
— Чем отличается осень от весны, стул от стола, вилка от ложки, подберезовик от сыроежки?
— Что общего между словами: месяц и луна, гроздь и кисть, храбрость и смелость?
— Чем похожи: трава и лягушка, лягушка и заяц, парашют и зонтик, перец и горчица, пылесос и швабра?

Все перечисленные игры, вопросы и задания помогают развивать познавательные способности и творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Задания по развитию познавательной сферы

Задание 1. "Выбор родственных слов" (способность к обобщению)

Назвать слова, близкие друг к другу по существу:

Заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, море;

Соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоеный, соленый, стол;

Вода, вожу, вожатый, безводный, водник, водить, вождь, проводник, надводный, водяной, водитель, завод, подводный, водянистый, водичка, водолаз.

Задание 2. "Сравнение слов"

"Будем сравнивать с тобой слова. Я назову два слова, а ты ответь мне, какое из этих слов длиннее, какое короче: какое больше, какое меньше.

Сравни слова "карандаш" и "карандашик". Какое - из этих слов короче? Почему?

Сравни слова "кот" и "кит". Какое из этих слов больше? Почему?

Какое из двух слов длиннее: слово "удав" или слово "червячок"?

Какое слово длиннее: слово "минута" или слово "час"? Почему?

Какое слово короче: слово "хвост" или слово "хвостик"? Почему?

Какое слово больше: "мышка" или "мишка"?

Какое слово короче: "усики" или "усы"?

Отсутствие устойчивого различения предметной отнесенности и звуковой оболочки слов свидетельствуют о неразвитости умения вычленять элементы звуковой формы.

Задание 3. "Мягкие буквы " (запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций)

Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная). То же в отношении цифр.

Задание 4. Развитие пространственных представлений

1. Отработка понятий "правый" и "левый".

2. Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложить ученику положить книгу па стол, под стол, в стол, около стола, за стол, над столом и др.

3. Выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.

4. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

5. Использование игр с постройками из кубиков.

6. Составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.

7. Написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина.

8. Предъявлять круг одной и той же величины на разных расстояниях (5 м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.

9. Предложить ученику нарисовать предмет такой же величины, каков он в действительности.

10. Демонстрируя соответствующие изображения, учить школьников правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов: высокий - низкий (дом), длинный -короткий (хвост), широкий - узкий (ручей), толстый - тонкий (карандаш).

11. Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и приведены рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне. Задаются вопросы о расположении предметов на плакате:

- Выше какого предмета находится... (мяч)? Ниже какого предмета находится... (мяч)? Что находится правее... (мяча)? Что находится левее ... (мяча)?

Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево ?

Задание 5. Поиск в тексте заданных слов (перевод из слуховой формы в зрительную)

Задаются одно-три слова, которые ученик должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав слова, ученик их подчеркивает или обводит кружком.

Задание 6. "Сосчитай слова" (слуховой вербальный анализ)

Учитель зачитывает по одному предложению текста. Ученика просят ответить, сколько слов в каждом предложении.

Примерный текст для предъявления:

Наши котята еще очень маленькие. Они еще слепые. Они постоянно ищут мать. Им кушать хочется. Кошка кормит их своим молоком. Когда они наедятся, они засыпают. Мать убегает тогда искать себе пищу. Когда котята подрастут, глазки их откроются. Кошка будет им носить мышей. Она будет приучать их ловить мышей. Когда они совсем вырастут, они сами будут находить себе пищу.

Задание 7. Овладение числовым рядом и его свойствами.

А. Ученику предлагаются задания на:

Отмечаются: а) все случаи, когда ученик, чтобы начать обратный счет, сначала обращается к прямому счету; б) сравнить легкость и скорость обратного счета и прямого счета; в) на каком Уровне обратный счет еще безошибочен; г) различия в уровнях прямого и обратного безошибочного счета.

Задание 8. "Классификация" (умение выделять общий признак для группы объектов)

Результаты выполнения задания оцениваются по показателям правильности распределения объектов на группы и по количеству выделенных групп. Чем больше количество выделенных групп, тем выше способность к анализу воспринимаемых объектов.

Задания на классификацию.

На математическом материале.

1. Разбить примеры на группы так, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3 + 1 4-1 5 + 1 6-1 7+1 8-1 и т.д.

2. Решить примеры и разбить их на группы, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3 + 2 4 + 5 4+1 10-1 6 + 4 6-3 9-2 7-2 6+-1 3+4

3. Разбить числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53 91, 84, 51, 61, 82, 71, 87 37, 61, 57, 34, 81, 64, 27 62, 84, 30, 61, 35, 89, 32, 68

4. Определить основания для классификации:

13-4 6-1 7 + 2 16-9 3 + 2 6 + 3

На наглядном материале.

Ученику предлагаются 25-30 картинок, на каждой из которых одно изображение (например, домашние животные, домашние птицы, дикие животные, дикие птицы, рыбы). Учитель просит разделить их так, чтобы в каждой группе были картинки, имеющие между собой что-то сходное, общее, одинаковое. Ученик должен ответить, почему эти картинки он объединил в одну группу. Отмечается количество выделенных групп.

На словесном материале. Ученику нужно разделить на две группы 12-14 слов всеми возможными способами. Например, предлагаются названия животных: лось, ястреб, белка, лисица, бык, лошадь, ворона, волк, кот, гусь, курица, собака.

Варианты деления: наземные животные и птицы; домашние и дикие животные; хищные и нехищные; существительные мужского и женского рода; по количеству слогов; слова, оканчивающиеся и не оканчивающиеся на мягкий знак и т.д. Отмечается, сколько видов деления осуществил ученик.

Задание 9. ""Отдели слова" (понимание смысла)

Подготовить 20-30 карточек, на одних из них написаны слова (дорога, море, кот...), на других- псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (олубет, вунке, страл...). Предлагается карточки со словами сложить в одну сторону, а с псевдословами - в другую.

Задание 10. Задания на воображение

А . "Отгадай, что я задумал, и дорисуй"

Ученик задумывает свое изображение, но не говорит о нем другим. Он начинает и рисует только один элемент. Следующий ученик (или взрослый) должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать первый ученик, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы придется часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Б. "Нарисуй картинку"

Перед школьником кладут лист бумаги с изображением одного элемента и просят нарисовать на его основе картинку. Примерные элементы для дорисовывания:

Задание 11. "Подбери синонимы "

Ученика просят подобрать к каждому слову из левого столбика слово из правого столбика, сходное по значению. Примерные наборы слов:

Бережно размышлять

Бросать кинокартина

Думать такой же

Одинаковый любой

Всякий осторожно

Счастливый удачливый

Фильм кидать

Задание 12. "Деформированные предложения" (вербальный анализ)

А. "Склеенные предложения". Ученика просят разделить вер" тикальными линиями слова и расставить точки в тексте.

КОРОТОКЗИМНИЙДЕНЬСИНИЙСУМРАКВЫПОЛЗИЗЛЕСАИПО ВИСНАДСУГРОБАМИРЕЗКОСКРИПЕЛПОДНОГАМИСНЕГНАНЕБЕ ВЫСТУПИЛИЗВЕЗДЫМОРОЗКРЕПЧАЛВОТИСТОРОЖКАЛЕСНИКА ВЬЮГИНАМЕЛИБОЛЬШИЕСУГРОБЫСНЕГАМАЛЕНЬКУЮСТОРОЖ КУБЫЛОЧУТЬВИДНОМЫЗАТОПИЛИПЕЧКУЯРКОПЫЛАЛОГОНЬН АМСТАЛОТЕПЛО

(Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звезды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.)

Б. "Спрятанные предложения". В каждом ряду букв нужно найти "спрятанные" слова и составить с ними предложение.

1)МСИВТНОЧЬЮДВТЧБЫЛСШВРОЧИЫНТЬЧШТОРМ

(Ночью был шторм)

3)ФДБЕЛЫЕЗЧРЦВЕТЫЖВАОЧВРАСПУСТИЛИСЬЛБВНАВОГЯБ ЛОНЯХЛ

(Белые цветы распустились на яблонях)

4)АЫРЕКАПСТВЛСОСВОБОДИЛАСЬВЩЙЦОТФВДАЛЕДЯНОГО МСПЛЕНА

(Река освободилась от ледяного плена)

5)ЗВУДОЛГУЮВЧЯЗИМУЖЫОГЛУХАРЬЖБАСДРЕМАЛШЫДЯБ ПНОЧАМИПДСПОДБЩАВЫНТСНЕГОМ

(Долгую зиму глухарь дремал ночами под снегом)

В. "Рассыпанные предложения". Ученика просят "собрать" предложения, т.е. расположить слова в правильном порядке.

1. Сосулька, крыше, на, длинная, висит

(На крыше висит длинная сосулька)

2. Рощу, мы, летом, в, часто, ходим.

(Летом мы часто ходим в рощу)

3. Центре, розовый, в, расцвел, самом, сада, куст.

(В самом центре сада расцвел розовый куст)

4. Снова, берегу, дельфин, к, минут, подплыл, несколько, через.

(Через несколько минут дельфин снова подплыл к берегу)

5. Но, весеннее, в, холодно, солнце, тени, печет, сильно, еще.

(Весеннее солтще сильно печет, но в тени еще холодно)

Задание 13. Запомни слоги и слова (развитие слуховой оперативной памяти)

А . "Магнитофон"

Ученику с паузами называются слоги, из которых он должен сложить слово. Начинать с двусложного слова, затем перейти к трехсложному и т.д., постепенно удлиняя цепочку слогов.

В более сложном варианте ученику называются слоги, паузы между которыми заполнены другими словами. Например: "Первый слог в слове КО, за ним идет второй слог ТЕ, после него следует последний слог НОК. Назови слово (КОТЕНОК)".

Б. "У кого ряд длиннее?"

Называется какое-либо существительное, например КОТ. Ученик его повторяет. Затем учитель добавляет другое слово, например ЛИСТ. Ученик повторяет: КОТ, ЛИСТ. Далее учитель добавляет еще слово, например ГРУША. Ученик повторяет все слова: КОТ, ЛИСТ, ГРУША и т.д. Цель задания - запомнить как можно больше слов.

Примеры цепочек слов:

1. Рак, мост, халат, торшер, паутина, перчатки, термометр, бидон, шлагбаум, дудочка, чердак, шляпа, ядро.

2. Лес, шило, пчела, клумба, носорог, клубника, портфель, ружье, вертолет, автобус, одеяло, арбуз, мыло.

Игры для развития внимания, воображения, скорости мышления

«САНТИКИ, ФАНТИКИ, ЛИМПОМПО»

Все становятся в круг и выбирают одного человека (добровольца), который выходит за дверь. Среди ос­тавшихся в кругу выбирается водящий, который будет менять движения в груп­пе. Всем участникам необходимо повто­рять то движение, которое начнет де­лать водящий. При этом нужно это де­лать незаметно (не смотреть на водяще­го в упор), чтобы не выдать его. Игра начинается стандартно - с хлопков в ладоши и присказки «САНТИКИ, ФАНТИКИ, ЛИМПОМПО». Услы­шав эту присказку, из-за двери выхо­дит доброволец, обязательно становится в центр круга и начинает угадывать, кто же водящий. Дети в кругу продолжают приговаривать «САНТИКИ, ФАН­ТИКИ, ЛИМПОМПО» и вслед за водящим менять движения. Доброволец угадывает. Если есть желание услож­нить игру, можно ограничить число по­пыток для добровольца. После того как водящий обнаружен, он выходит за дверь вместо доб­ровольца, который становится в круг. (То же проис­ходит и в случае неправильного ответа.)

«НАЙДИ И КОСНИСЬ»

В этой игре ведущий предлагает детям расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некото­рые задания будут очень легкими, а некоторые, воз­можно, заставят детей задуматься.

Итак, найдите и коснитесь:

    чего-либо красного;

    холодного на ощупь;

    шершавого;

    того, что весит примерно полкилограмма;

    круглого;

    железного;

    голубого;

    того, что имеет толщину 100 мм;

    прозрачного;

    вещи длиной примерно 80 см;

    вещи весом около 65 кг;

    зеленого;

    из золота;

    тяжелее 1000 кг;

    чего-нибудь, что легче воздуха;

    части одежды, показавшейся вам шикарной;

    руки, которую вы находите интересной;

    чего-нибудь, на ваш взгляд, безобразного;

    того, что двигается ритмично;

    числа 15;

    слова «свобода».

Пособие представляет собой сборник заданий для работы с детьми накануне поступления в школу. Задания, представленные в этом сборнике, настолько увлекательны, что ребенка не придется заставлять заниматься. Выполнение этих заданий не только поможет будущему первокласснику развить память, внимание, восприятие, мышление, формировать правильную речь, совершенствовать графические навыки, но и обеспечит необходимым базовым уровнем знаний, умений и навыков, которые помогут ему в дальнейшем хорошо и легко учиться в школе.
Пособие предназначено для занятий с детьми 5-6 лет и адресовано воспитателям подготовительных групп дошкольных учреждений, педагогам прогимназий, родителям, а также всем, кто заинтересован в успешной подготовке ребенка к поступлению в 1 класс.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (дату и год рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Страну и город, в котором живёт.
5. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
6. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года).
7. Часть суток (последовательность, основные признаки каждого времени суток).
8. Домашних животных, их детёнышей, повадки.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их детёнышей, повадки.
10. Зимующих и перелётных птиц.
11. Транспорт наземный, подземный, водный, подводный, воздушный.
12. Различать одежду, обувь и головные уборы.
13. Различать овощи, фрукты и ягоды.
14. Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ).
15. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
16. Свободно считать от 1 до 10 и обратно.
17. Выполнять счётные операции в пределах 10 (+, 1, 2).
18. Различать гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов и так далее.
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «дубы», «сани», «осы».
21. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
22. Знать наизусть стихи для детей.
23. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ.
24. Уметь составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок.
25. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
26. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предмет).
27. Уметь выполнять задание по образцу.
28. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (20-30 минут).
29. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
30. Сохранять хорошую осанку в положении сидя.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу За три месяца до школы, Задания по развитию познавательных способностей, (5-6 лет), Рабочая тетрадь, Холодова О., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

познавательный интерес внимание логическое мышление

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста. Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи - эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

Развитие познавательных способностей

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Внимание - это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание.

В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

  • 1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах
  • 2. Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами
  • 3. Отыскание чисел по таблицам Шульте
  • 4. Быстрее нарисуй
  • 5. Найди, кто спрятался
  • 6. Найди сходство и различие
  • 7. Прочитай рассыпанные слова

Задания, направленные на развитие восприятия и воображения. Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

  • 1. Подбери заплатку к сапожку
  • 2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки
  • 3. Упражнение Геометрические фигуры
  • 4. Упражнение Треугольники
  • 5. 100-клеточная таблица с графическими изображениями
  • 6. Таблица с геометрическими фигурами разной формы
  • 7. Таблица с геометрическими фигурами разного размера
  • 8. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета
  • 9. 100-клеточная таблица, заполненная цифрами

Задания, направленные на развитие логического мышления

Интеллект человека. В первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

  • 1. Задачи на смекалку
  • 2. Задачи шутки
  • 3. Числовые фигуры
  • 4. Задачи с геометрическим содержанием
  • 5. Логические упражнения со словами
  • 6. Математические игры и фокусы
  • 7. Кроссворды и ребусы
  • 8. Комбинаторные задачи

Задания, направленные на развитие памяти. Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

  • 1. Запомни двузначные числа.
  • 2. Запомни математические термины.
  • 3. Цепочка слов.
  • 4. Рисуем по памяти узоры.
  • 5. Запомни и воспроизведи рисунки
  • 6. Зрительные диктанты
  • 7. Слуховые диктанты

Разминки

Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5-7 минут. В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос. Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка. Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их обычно 15-20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно поставить себе «+».