Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Методическая работа по самообразованию воспитателя. Отчет воспитателя по самообразованию: требования, особенности и рекомендации

Памятка организации работы по самообразованию

Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачи:

Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания учащихся;

Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 3-х (5-ти) лет.

Источники самообразования:

Издания периодической печати (газеты, журналы);

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

Ресурсы Интернет;

Видео, аудио информация на различных носителях;

Мероприятия по обмену опытом (семинары, конференции, мастер-классы);

Курсы повышения квалификации;

Стажировка, переподготовка и др.

Этапы работы педагога над темой самообразования

ЭТАПЫ

СРОКИ

Диагностический

1. Анализ затруднений

2. Постановка проблемы

3. Изучение литературы по проблеме

Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение.

В ходе дальнейшей пед.деят-сти

Формы представления результатов по самообразованию:

Сценарии, исследования;

Доклады, выступления;

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов;

Разработка адаптированных методических рекомендаций по применению современных технологий (образовательных, информационных);

Проектирование и проведение открытых уроков;

Создание учебно-методических комплексов;

Обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Примерное содержание папки по самообразованию:

1. Титульный лист.

3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет:

Изучение психолого-педагогической литературы;

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности;

Участие в системе методической работы учреждения образования;

Участие в системе методической работы района и области.

4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год.

5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год.

6. Материалы работы над индивидуальной методической темой.

Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме);

Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий).

7. Материалы работы над единой методической темой школы

8. Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.

Ирина Цвикло
Организация работы по самообразованию воспитателя

«Моя работа по самообразованию».

Обмен опытом

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию.

С чего я начинала свою работу?

Первый вопрос возник сам по себе: Как выбрать тему по самообразованию?

Тематикой самообразования может являться:

Одна из годовых задач ОУ;

Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Моя тема «Развитие речи детей дошкольного возраста» Она родилась из «проблемы, которая вызывает у педагога затруднение»

(4 года назад я набрала группу, где детки плохо говорили, а затем плавно перешла в «пополнение знаний по уже имеющему опыту» и приобрела более современную формулировку не «Развитие речи», а «Речевое развитие» по ФГОС, точнее - «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

Эта тема является одной из актуальных тем на данное время , т. к. в ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания и др.

Таким образом, моя тема была определена!

Над этой темой я работаю четвёртый год, постепенно накапливая материал и опыт.

Как написать план по самообразованию?

При написании плана я пользовалась таким алгоритмом:

* Тема самообразования

* Ожидаемые результаты

Для педагогов

Для воспитанников

Своё планирование я решила оформить в виде таблицы.

(Таблица - это общепринятое методическое правило при любом планировании)

Я применила так называемое модульное планирование (оно сейчас очень актуально).

Таблица состоит из 4 модулей:

Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»

Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»

Модуль № 4. «Обобщение результатов»

В каждом модуле я расписала направления деятельности

Если вас смущает это слово «модуль», то его можно заменить на слово «раздел». Многие фразы я брала из ФГОС и Профстандарта. Задачу №6 я вписала в соответствии с новыми требованиями. Для того, чтобы план имел более конкретный формат, я вставила названия мероприятий, которые планирую проводить в разные модули плана.

Добавлять план я буду в течение всех лет работы по нему – это можно и нужно!

Особое внимание сейчас обращают на игровую деятельность. (у меня прописано в задаче №3)

В плане я запланировала «разработать дидактические игры», и «создать картотеку» игр. В столбце «сроки» я пишу не только конкретную дату, но и просто месяц, иногда – два (н-р: октябрь-ноябрь, можно писать слово «постоянно», «в течение года».

В модуле №1 Запланировала разработать проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

и разработать паспорт проекта. Сейчас требуют в обязательном порядке писать паспорт проекта, т. е. прежде чем писать этапы проекта и содержание, делают паспорт. Лучше его писать в виде таблицы.

Вот такой план у меня получился:

Общая тема на 4 года «Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»

В 1 младшей группе (тема на год) «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

Во 2 младшей группе, на следующий год, продолжаю тему и планирую: «Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

В средней группе: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

В старшей: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой активности детей дошкольного возраста.

2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.

3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

4. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи дошкольников: развитие ЗКР, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.

5. Создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Ожидаемые результаты

Для педагога:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

2. Разработан проект по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.

3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.

4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.

5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.

План деятельности по теме самообразования.

Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

1. Обучение по теме самообразования.

Обучение на вебинарах, семинарах по теме

Изучение опыта других педагогов по данному направлению:

интернет-источники: Живайкина Светлана Васильевна «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид»,

Международный образовательный портал МААМ. RU,

Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.

Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»

Сроки: постоянно

2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме

Изучить методические пособия: 1) Лепская Н. И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс);

2) Цветкова Т: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.

Изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию дошкольников из книг:

1) Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;

2) Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.

Разработать дидактические игры на основании методических пособий:

1) Арушановой А. Г., Рычаговой Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012;

2) Гуськова А. А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство

Сроки: в течение года.

Октябрь – ноябрь

3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработка проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

2. Разработка учебно-методического комплекта, включающего:

Картотеку «Игры с использованием русского народного фольклора, направленные на развитие речи»;

Картотеку «Словесные игры для младшей группы»;

сюжетно-ролевые игры

3. Разработка конспекта НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (для открытого просмотра в ДОУ)

4. Развлечения, праздники:

Театрально игровое развлечение во 2-ой младшей группе по сказке «Репка»

Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,

«Игры с использованием русского народного фольклора направленные на развитие речи»; «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр»

Буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребёнка», «Развивающие игры для детей на кухне»

Сроки:

В течение года

В течение года

4. Проектирование деятельности.

Разработка паспорта проекта, этапов и содержания проекта по развитию речи в игровой деятельности;

Разработка перспективного плана по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами;

Сроки:

Сентябрь

5. Мониторинг деятельности

Проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

Обработка полученных данных;

Отслеживание промежуточных результатов;

Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

Сроки:

Сентябрь

Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение».

Направления деятельности по теме:

1 Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

Профстандарт

Проведение ситуаций позитивного общения - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

Поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;

Поддержка взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;

Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;

Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;

Применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Сроки: постоянно

2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.

1)Участие родителей в совместных проектах:

- «Ребёнок и книга»;

- «Мой родной город».

2) Развлечение «Праздник вежливых слов».

3) Участие в проекте по развитию речи «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» ;

4) Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий; помощь в оформлении выставок.

5) Участие родителей в развлечениях и досугах

- «Совместное сочинение рассказов и сказок дома»

Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».

Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»;

Сроки: в течение года.

Модуль № 3. «Условия реализации методической темы».

Направления деятельности

Подготовила: Корнеева Наталья Михайловна, учитель английского языка МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №17»

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

Сократ

1. Условия возникновения и становления опыта

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

Развивающиеся потребности личности, общества, государства;

Расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

2. Актуальность

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы

· маркетинговое: изучение спроса педагогов

· информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;

· научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ОУ

· психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

· управленческое: повышение компетентности педколлектива

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

3. Теоретическое обоснование

По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель начальных классов должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

4.Организация самообразования

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

Тематикой самообразования может являтся:

Одна из годовых задач ОУ;

Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

5. Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Телевидение

Газеты, журналы

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Интернет

Видео, аудио информация на различных носителях

Платные курсы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Курсы повышения квалификации

Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

6. Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

Разработка новых форм, методов и приемов обучения

Доклады, выступления

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

Создание комплектов педагогических разработок

Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования:

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

для педагогов ДОУ по самообразованию

ЭПИГРАФ:

Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).

Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

· Телевидение.

· Газеты, журналы.

· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

· Интернет.

· Видео, аудио информация на различных носителях.

· Платные курсы.

· Семинары и конференции.

· Мастер-классы.

· Мероприятия по обмену опытом.

· Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.

· Курсы повышения квалификации.

Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:

Не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;

Не могут правильно сформулировать тему самообразования;

При подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;

Не могут сформулировать цель и задачи работы.

Предлагаем свои решения обозначенных проблем:

Таблица 1

Возможная проблема

Пути решения

Не могут определиться с темой самообразования

ñ выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат

ñ определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.

Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе.

Формулируйте темы по схемам:

ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.
Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый
процесс

Предмет исследования

Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние

Познавательные способности
Познавательная активность
Умение что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность
и.т.п.

В ННОД по ОО «Музыка»
На экскурсиях в природу
В процессе изучения чего-либо
В процессе знакомства с чем-либо
В игровой деятельности

Например:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу».
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

ñ Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
- ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
- изучите современные взгляды на проблему;
- используйте опыт других педагогов и ДОУ.

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал.

ñ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;

ñ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;

ñ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;

ñ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могут сформулировать цель и задачи работы.

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:

Частичный предмет
исследования

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

Этапы работы по самообразованию:

1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

Включает в себя:

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2. Практический этап.

На данном этапе педагог может:

Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

Разработка конспектов ННОД.

Подготовить консультации по теме.

Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.

Разработать проект.

Разработать опросники для диагностирования детей.

Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

Создать собственные методические пособия, атрибуты.

Участвовать в работе конференций, семинаров.

3. Итоговый этап (отчет).

Формы отчета:

Презентация проекта.

Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.

Открытые просмотры.

Мастер – классы.

Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.

Консультации для педагогов по теме самообразования.

Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,

методических пособий.

Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само

образования (проблеме).

Неделя педагогического мастерства.

Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.

Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).

В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. (см. Приложение 3).

Результаты самообразования

Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.

2. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.

3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.

Приложение 1

Образец ведения плана самообразования.

План самообразования

Этап

Результат /

форма отчетности

Срок

выполнения

2012 – 2013

уч. год

1. Изучение научно-

2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет).

3. Разработка перспективного плана на 2012-2013 учебный год.

4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

5. Проведение мероприятий по плану.

6. Изготовление демонстрационного материала «…»,

картотеки «…» и т.д.

7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования.

Картотека методической литературы.

Перспективный план на 2012-2013 учебный год

Сообщение на ПС или МС.

Оформление конспектов ННОД.

сентябрь

2013 – 2014

уч. год

1. Изучение научно-

методической и учебно-методической литературы по данной теме.

2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «…».

Оформление методической папки материалов.

3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.

4. Оформление информационного листа на тему: «…».

4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…».

Пополнение картотеки методической литературы

Методическая папка «…».

Сообщение на родительском собрании.

Информационный лист – ширма - передвижка.

Выставка работ.

Выступление на ПС, МС.

2014 – 2015

уч. год

Показ открытого мероприятия.

Обобщение опыта.

Презентация.

Приложение 2

Перспективный план работы

по самообразованию на 2012 – 2013 учебный год

Месяцы

Деятельность

Отметка о

выполнении

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Приложение 3

Памятка для анализа процесса самообразования.

Оправдал ли себя план?

Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

Планировалась ли исследовательская работа.

Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.

Этапы проработки материала.

Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)

Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

Постановка новых задач.

Приложение 4

Требования к педагогам по самообразованию

при подготовке к аттестации:

· Работа по теме самообразования не менее 1 года;

· Изучение научно-методической литературы;

· Разработка перспективных планов, конспектов ННОД по теме, сценариев;

· Создание предметно-развивающей среды в группе;

· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

· Обучение на курсах повышения квалификации;

· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;

· Участие в семинарах, консультациях, конференциях;

· Показ открытого мероприятия;

Разделы: Работа с дошкольниками

Научить чему-то новому,
полезному и интересному
может только тот педагог,
который сам всю жизнь учится.

Для повышения теоретической подготовки и педагогического мастерства педагогов ДОУ имеет значение организация целенаправленного самообразования.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования (словарь Г.М. Коджарспирова).

В науке определены три уровня самообразовательной деятельности:

  • адаптивный;
  • проблемно-поисковый;
  • инновационный.

Каждый последующий уровень включает в себя предыдущий и вместе с тем отличается качественными изменениями. Первый уровень, адаптивный, характерен для начинающего воспитателя. Его целью является адаптация к профессии. Второй, проблемно-поисковый уровень – качественно новый этап самообразовательной деятельности. Именно на этом этапе могут быть найдены эффективные приемы работы, оригинальные методики. Третий, инновационный уровень предполагает высокую степень развития соответствующих умений. На этом этапе педагог создает социально-значимый продукт деятельности, обладающий практической новизной. Фактор полной свободы выбора, полной самостоятельности накладывает на самообразование своеобразный отпечаток. Этот выбор не каждому дается, он требует не только постановки цели, но и труда, настойчивости в ее реализации.

Цель самообразования педагога ДОУ:

  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствование методов обучения и воспитания;
  • углубление знаний по разным методикам;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой;
  • повышение общекультурного уровня педагога.

Технология самообразования:

  • общение с высококлассными педагогами, мастерами своего дела;
  • решение конкретной задачи, имеющей практический характер (внедрение новой технологии, использование дидактических материалов, эффективных приемов обучение и т.д.)
  • критический обзор периодической печати;
  • ошибки, неудачи и их учет в последующей деятельности.

1 этап – возникновение потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

2 этап – планирование работы по самообразованию.

3 этап – теоретическое изучение.

4 этап – практическая деятельность (применение полученных знаний, навыков и умений, приобретенных качеств на практике: изготовление пособий и атрибутов и т.д.)

5 этап – подведение итогов самообразования (выступления на педсоветах, проведение открытого просмотра, оформление игры и пособия, составление картотеки по проблеме, перспективного плана работы с детьми, организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования). Педагог в течение учебного года или другого периода времени углубленно занимается проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо которая вызывает наибольший интерес. Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога, затем ставит цель и задачи самообразования, и в письменном виде составляет индивидуальный план – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. Написание индивидуального плана – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту.

Педагогам ДОУ предлагается разные формы написания индивидуального плана самообразования.

Форма № 1

Индивидуальный план самообразования на ______ год

Воспитатель____________________________________

ДОУ___________________________________________

Ф.И.О._________________________________________

Образование (когда и какое учебное заведение окончил)

Индивидуальная тема самообразования

Когда начата работа над темой

Когда предполагается закончить работу над темой

Цели и задачи самообразования по теме

Основные вопросы, намеченные для изучения. Этапы проработки материала, литература по теме, по годам.

Чей опыт предполагается изучить по данной теме

Практические выходы (доклады, рефераты)

Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте

Выводы по окончанию работы

Форма № 2

  1. Титульный лист
  2. Тема самообразования
  3. Цель профессионального развития
  4. Разделы плана:
    • Изучение психолого-педагогической и методической литературы
    • Разработка программно-методического обеспечения
    • Самообобщение опыта
    • Участие в ГМО, мастер-классах
    • Обучение на курсах, семинарах
    • Руководство методическим образованием других педагогов
    • Работа в составе органов управления ДОУ

Форма № 3

Название этапа

Примерное содержание деятельности педагога

Сроки выполнения

Диагностический

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений; изучение литературы по проблеме.

Прогностический

Постановка цели, основных задач работы; разработка программы деятельности.

Организационный

Обеспечение условий для проведения работы.

Практический

Проведение исходных констатирующих срезов, отслеживание результативности процесса; реализация программы деятельности.

Обобщающий

Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода и результатов работы.

Вопросы самообразования ставятся на педсоветах ДОУ. В течение учебного года каждый педагог рассказывает о своей самообразовательной работе на педагогических совещаниях. Педагоги могут применять в работе по самообразованию анкету «Степень владения навыками самообразовательной работы», разработанную О. Кокоткиной. Работа с анкетой помогает более ясно представить, каких результатов достигли в самостоятельном изучении психолого-педагогической проблемы. Самоанализ даст возможность правильно организовать свою деятельность.

В методическом кабинете ДОУ созданы: стенд «Советуем поучиться у коллег», выставка «В помощь самообразованию».

Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.